Ремонт Дизайн Мебель

Темы семинаров по физике для учителей. Апрельская физическая смена. Документы ГМО учителей физики

Критериальное оценивание

Справка об итогах мониторинга состояния преподавания химии в ОО Бахчисарайского района

Справка об итогах мониторинга состояния преподавания математики в ОО Бахчисарайского района

Семинар-практикум по химии

06 декабря 2019 года на базе МБОУ «Бахчисарайская СОШ №2» состоялся семинар-практикум учителей химии Бахчисарайского района по теме: «Урок развивающего контроля в соответствии с требованиями ФГОС».

Открытый урок провела учитель химии МБОУ «Бахчисарайская СОШ № 2» Галкина О.И., мастер-класс по теме семинара презентовала Томчак А.А. (МБОУ «Куйбышевская СОШ им.Хрусталева Н.Т.».

Современный урок - территория успеха

25 ноября 2019 г. на базе МБОУ «Бахчисарайская СОШ №1» прошел выездной семинар учителей математики Бахчисарайского района на тему: «Модели современных уроков. Современный урок - территория успеха».

Участников семинара приветствовала директор школы Бундина С.В.

Открытые уроки провели учителя математики школы Ахтемова Г.А. (геометрия 10 класс «Тетраэдр») и Верещенко Т.В. (алгебра 11 класс «Уравнения касательной»).

Учителя математики района приняли участие в тренинге «Педагогические приемы создания ситуации успеха», который провела Верещенко Т.В.

Семинар прошел на высоком методическом уровне.

Семинар по биологии

20 ноября 2019 г. на базе МБОУ «Бахчисарайская СОШ №5 с русским и крымскотатарским языками обучения» состоялся выездной семинар учителей биологии Бахчисарайского района по теме: «Развитие стратегии смыслового чтения и работы с текстом на учебных занятиях по биологии».

Участников семинара приветствовала директор школы КуртаметоваД.Ф.

Открытый урок в 10 классе «Строение клетки. Общий план строения эукариотической и прокариотической клеток» провела учитель биологии Сейдаметова З.Э.

Учителя Ямполь Н.В. (МБОУ «Верхореченская СОШ») и Гончаренко Е.А. (МБОУ «Научненская СОШ») провели мастер-классы с участниками семинара.

Семинар прошел на высоком методическом уровне.


Семинар-практикум учителей физики

11 октября 2019г. на базе ГБОУ РК «Крымская гимназия-интернат для одаренных детей» прошел выездной семинар-практикум учителей физики по теме: «Применение технологии развивающего обучения на уроках физики для реализации творческого потенциала обучающихся». Обучающиеся гимназии радушно встретили участников семинара и провели экскурсию по гимназии. Гимназию презентовал директор Тулаев Ю.А. Перед участниками семинара выступил учитель физики Головко О.М. «Организация разноуровневой исследовательской работы при проведении фронтальных лабораторных работ», показал фрагмент урока в 8 - А классе «Элементы развивающего обучения при проведении устного опроса». Учитель физики МБОУ «Научненская СОШ» Крыжко В.Б. провела мастер-класс с обучающимися 10-го класса. Предметная игра «Физический бой» (лично-командное состязание школьников старших классов в умении решать сложные исследовательские и научные проблемы, убедительно представлять свои решения, отстаивать их в научных дискуссиях) вызвала живой интерес и желание принять в ней участие.

Семинар прошел на высоком методическом уровне.

27 августа 2019г. на базе МБОУ «Гимназия» были проведены инструктивно-методические совещания учителей математики, физики, астрономии, химии, биологии. На совещаниях был заслушан отчет о проделанной работе РМО учителей предметов естественно-математического цикла, анализ работы за 2018/2019 учебный год, рассмотрены и проанализированы итоги учебного года, результаты ГИА в 9х и 11х классах. Определены цели и задачи работы РМО, утвержден план работы (отдельно по предметам) на 2019/2020 учебный год. С учителями были изучены особенности преподавания предметов в 2019/2020 учебном году.

04 мая 2019 года на базе МБОУ «Гимназия» прошел III муниципальный интеллектуальный турнир за Малый Кубок природоведческого журнала «Колосок» среди обучающихся 7 - 8 классов образовательных организаций Бахчисарайского района Республики Крым.

В игре приняли участие 8 команд из 7 школ района (МБОУ «Бахчисарайская СОШ №2», МБОУ «Гимназия», МБОУ УВК «Школьная академия», МБОУ «Плодовская СОШ», МБОУ «Красномакская СОШ», МБОУ «Бахчисарайская СОШ №1», МБОУ «Вилинская СОШ №2 с русским и крымскотатарским языками обучения»).

Третье место заняла команда «Торнадо» (МБОУ УВК «Школьная академия», руководитель команды Т.С.Багирова, учитель биологии), второе место - команда «Академики» (МБОУ УВК «Школьная академия», руководитель команды Т.С.Багирова, учитель биологии). Победителем игры стала команда «Почемучки» (МБОУ «Бахчисарайская СОШ №2», руководитель команды О.А.Шапетько, учитель географии).

"С нами вместе ты играй, мир природы изучай!"

13 апреля 2019 года на базе МБОУ «Гимназия» прошел VII муниципальный интеллектуальный турнир за Малый Кубок природоведческого журнала «Колосок» среди обучающихся 5 - 6 классов образовательных организаций Бахчисарайского района Республики Крым.

В игре приняли участие 7 команд из 6 школ района (МБОУ «Бахчисарайская СОШ №2», МБОУ «Гимназия», МБОУ УВК «Школьная академия», МБОУ «Плодовская СОШ», МБОУ «Красномакская СОШ», МБОУ «Голубинская СОШ»).

Третье место заняла команда «Комета» (МБОУ «Гимназия», руководитель команды Е.Я.Ганина, учитель биологии), второе место - команда «Львы» (МБОУ УВК «Школьная академия», руководитель команды Т.С.Багирова, учитель биологии). Победителем игры стала команда «Интеграл» (МБОУ «Бахчисарайская СОШ №2», руководитель команды О.А.Шапетько, учитель географии).

Поздравляем победителя и призеров! Желаем дальнейших успехов!

БОЛЬШОЙ КУБОК "КОЛОСОК"

29 марта 2019 года в МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 30" МО ГО Симферополя Республики Крым состоялась ВТОРАЯ Республиканская интеллектуальная игра за БОЛЬШОЙ КУБОК "КОЛОСОК" среди учащихся 3-4 классов общеобразовательных учреждений Республики Крым. В игре приняло участие - 21 команда из 7 регионов Республики Крым: городов Джанкой, Евпатория, Симферополь и Ялта, а также Бахчисарайского, Джанкойского и Симферопольского районов. Игра была посвящена 5-ти летию Крымской весны и 150-ти летию со дня открытия Периодического закона Д.И.Менделеевым.

От Бахчисарайского района в игре приняли участие обладатель Малого Кубка «Колосок» и золотых медалей команда «Почемучки» (МБОУ «Бахчисарайская СОШ №2», руководитель команды Турянская С.Э. учитель начальных классов), обладатель серебряных медалей команда «Комета» (МБОУ «Гимназия», руководитель команды Зайцева Т.С. учитель начальных классов), обладатель бронзовых медалей команда «Созвездие» (МБОУ «Плодовская СОШ», руководитель команды Кустова Ю.В. учитель начальных классов).

По итогам ВТОРОЙ Республиканской интеллектуальной игры за Большой Кубок "КОЛОСОК" среди учащихся 3-4 классов общеобразовательных учреждений Республики Крым Большой Кубок и комплект Золотых медалей выиграла команда "ПЕРВОЦВЕТЫ" из МОУ города Джанкоя Республики Крым "Школа-гимназия № 6" (руководитель команды Ручко А.А. учитель начальных классов).
Серебряные медали выиграла - команда "УМНИКИ И УМНИЦЫ "из МОУ города Джанкоя Республики Крым "Школа-гимназия № 6" (руководитель команды Будз С.П. учитель начальных классов). Бронзовые медали выиграла команда "КАКТУСЫ" из МОУ "Просторненская школа" Джанкойского района Республики Крым (руководитель команды Тарата Н.М. учитель начальных классов).

Игра прошла интересно, поучительно, на высоком эмоциональном, познавательном и организационном уровне.

Районное методическое объединение учителей математики

28 марта 2019 года на базе МБОУ «Бахчисарайская СОШ № 2» состоялось заседание районного методического объединения учителей математики Бахчисарайского района. На заседании заслушаны отчеты аттестуемых учителей: Асанова Д.Х. (МБОУ «Долинненская СОШ»), Джемилова Х.Н., Гафарова М.З. (МБОУ «Вилинская СОШ №2 с русским и крымскотатарским языками обучения»). Руководитель РМО Журавель Е.В. прокомментировала критерии анализа урока. Методист РМК Головцова М.Ф. зачитала справку по итогам мониторинга состояния преподавания математики в ОО Бахчисарайского района, провела анализ статистических показателей исследований, проведенных в рамках мониторинга. Обменялись опытом в вопросе подготовки обучающихся к ГИА.

"С нами вместе ты играй, мир природы изучай!"

09 марта 2019 года на базе МБОУ «Гимназия» прошла вторая муниципальная интеллектуальная игра за Малый Кубок природоведческого журнала «Колосок» среди обучающихся 3 - 4 классов образовательных организаций Бахчисарайского района.

В игре приняли участие 10 команд из 9 школ района (МБОУ «Бахчисарайская СОШ №2», МБОУ «Гимназия», МБОУ УВК «Школьная академия», МБОУ «Бахчисарайская СОШ № 5 с русским и крымскотатарским языками обучения», МБОУ «Вилинская СОШ №1», МБОУ «Плодовская СОШ», МБОУ «Табачновская СОШ», МБОУ «Красномакская СОШ», МБОУ «Научненская СОШ»).

Третье место заняла команда «Созвездие» (МБОУ «Плодовская СОШ», руководитель команды Ю.В.Кустова, учитель начальных классов), второе место- команда «Комета» (МБОУ «Гимназия», руководитель команды Зайцева Т.С., учитель начальных классов). Победителем игры стала команда «Почемучки» (МБОУ «Бахчисарайская СОШ №2», руководитель команды Турянская С.Э., учитель начальных классов).

Поздравляем победителя и призеров! Желаем дальнейших успехов!

Семинар учителей физики

01 марта 2019 года на базе МБОУ «Скалистовская СОШ» прошел выездной семинар учителей физики Бахчисарайского района по теме «Технология деятельностного метода обучения как инструмент повышения образовательного результата и развития личности школьника в условиях перехода на ФГОС ООО».

Визитная карточка школы была представлена директором школы Куприяновой Н.В., президентом БОСС Манаенковой Миленой и ученицей 11 класса Румянцевой Татьяной. Мастер-класс «Использование программы «Active Inspire » на уроках физики» и открытый урок в 10 классе «Основы электродинамики. Электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда» провел учитель физики Джемилев Р.Н. Перед участниками семинара выступили обучающиеся 7х классов «Суд над инерцией».

Химия - это Я, химия - жизнь моя, химия - будущее наше, нет жизни без тебя!»

28 февраля 2019 года на базе МБОУ «Красномакская СОШ» прошел выездной семинар учителей химии Бахчисарайского района по теме «Эффективные приемы целеполагания и рефлексии на уроках химии в условиях реализации ФГОС ООО».

Визитную карточку школы представила директор школы Бук Л.А. Открытый урок в 9 классе «Нахождение металлов в природе и их способы получения» провела учитель химии Шураева М.С.

Опытом работы поделились учителя химии Османова А.А. (МБОУ «Бахчисарайская СОШ №5 с русским и крымскотатарским языками обучения») и Зиядинова Х.Э. (МБОУ «Каштановская СОШ»). Замечательную экскурсию по школьному музею провел Герасимов С.А. Семинар прошел на высоком уровне.

Семинар учителей биологии

20 февраля 2019 года на базе МБОУ «Вилинская СОШ №1» прошел выездной семинар учителей биологии Бахчисарайского района по теме «Системно-деятельностный подход в контексте организации современного урока биологии».

Визитку школы презентовала заместитель директора по УВР Е.А.Надеина. Открытый урок биологии в 6 классе по теме «Строение цветка. Лабораторная работа №7 «Строение цветка» провела учитель биологии З.Э.Ислямова.

В рамках семинара прошли мастер-классы: «Педагогические технологии на уроках биологии» Зусько Л.Н. (МБОУ «Вилинская СОШ №1»), «Лабораторная работа как способ изучения нового» Черникова С.Л. (МБОУ «Гимназия»), «Групповая работа в рамках современного урока» Аметова З.Р. (МБОУ «Бахчисарайская СОШ №5 с русским и крымскотатарским языками обучения»). Семинар прошел на высоком методическом уровне.

Cеминар-практикум учителей химии

06 декабря 2018г. на базе МБОУ «Куйбышевская СОШ им.Н.Т.Хрусталева» прошел семинар-практикум учителей химии Бахчисарайского района.

Тема семинара «Активизация мыслительной деятельности на уроках химии в свете требований ФГОС второго поколения».

Участников семинара встретил директор школы С.Н.Паша, презентовав визитку. Обучающиеся школы, под руководством А.А.Томчак (учитель химии), Г.Л.Кочерженко (учитель биологии), О.В.Инюшиной (учитель технологии), представили фрагмент внеклассного мероприятия «Чай пить - здоровым быть».

Открытый урок химии в 8 классе по теме «Состав воздуха» провела А.А.Томчак.

Учитель химии МБОУ «Почтовская СОШ» А.П.Голикова провела мастер-класс «Дифференциация заданий на уроках с целью повышения эффективности учебной деятельности».

В.Б.Крыжко, учитель химии МБОУ «Научненская СОШ» презентовала опыт работы по теме «Активизация мыслительной деятельности на уроках химии».

«Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем»

Конфуций

26 ноября 2018г. на базе МБОУ «Каштановская СОШ» прошел выездной семинар-практикум учителей математики Бахчисарайского района. Тема семинара «Повышение мотивации к изучению математики через использование новых информационных технологий».

Участников семинара встретила и презентовала визитку школы и.о. директора школы А.Ф.Топалэ. Учителя математики МБОУ «Каштановская СОШ» показали открытые уроки: в 8 классе «Квадратный корень» - Т.В.Кривошеина и в 9 классе «Решение неравенств методом интервалов» - А.Р.Барашева. В рамках семинара учителя математики района презентовали мастер-классы: «Использование документ-камеры на уроках математики и во внеурочной деятельности» - Т.С.Овчинникова, МБОУ «Бахчисарайская СОШ №2» и «Из опыта работы на сайте ЯКласс» - Т.Г.Чавкина, МБОУ «Красномакская СОШ».

Завершился семинар музыкальным подарком от детских творческих коллективов школы, подготовленных учителем музыки А.Ю.Дорош.

Семинар прошел на высоком методическом уровне.

Семинар-практикум учителей биологии

21 ноября 2018г. на базе МБОУ «СОШ №1» г. Бахчисарай состоялся выездной семинар-практикум учителей биологии Бахчисарайского района

    Другой - что «Солнце все с собою планеты водит»;

    Потом задать вопросы:

    1. Чему посвящен спор?
    2. Чью точку зрения разделяет автор?

    Выслушав и обсудив ответы, можно плавно перейти к объяснению схем мироздания по Птолимею и по Копернику.

Просмотр содержимого документа

Августовские совещания секция: « Физики»

Тема: «Творческие межпредметные конференции, семинары»

Подготовила: Трубичкина Л.С., учитель физики Кайрактынской СОШ.

Установление межпредметных связей в учебном процессе – важная и

сложная задача, значение которой

особенно возрастает в плане

требования комплексного подхода

в обучении и воспитании школьников.

Обучение физике будет более успешным, если школьники почувствуют необходимость учебных знаний, с интересом воспримут изучаемые явления и законы, если ощутят себя участниками процесса познания и используют апостериорный подход. Все это облегчается при учете знаний, полученных на занятиях по другим учебным дисциплинам.

Науки дифференцированы, но ученых в их служении истине объединяют общие принципы познания природы. Многие крупнейшие достижения человеческого разума последнего времени обусловлены переносом результатов теоретических и экспериментальных исследований из одной области науки в другую. Поэтому в учебном процессе и важна роль межпредметных связей. При использовании исключается формализм при изучении материала.

Использование информации, полученной при изучении других учебных предметов, способствует развитию не только познавательного интереса, но и кругозора, более глубокого понимания материала.

Учащиеся с удовольствием обосновывают физические закономерности знаниями и примерами из биологии, географии, истории и т.п.

Можно предложить ряд межпредметных вставок в уроки по некоторым вопросам:

    9 класс: «Относительность движения» - можно предложить заслушать отрывок из стихотворения М.В.Ломоносова, ранее изучавшемся на уроках литературы:

Случились вместе два Астронома в пиру

И спорили весьма между собой в жару.

Один твердил: «Земля, вертясь, круг Солнца ходит»,

Другой – что «Солнце все с собою планеты водит»;

Один Коперник был, другой был Птолемей.

Тут повар спор решил усмешкою своей.

Хозяин спрашивал: «Ты звезд теченье знаешь?

Скажи, как ты о сем сомнении рассуждаешь?»

Он дал такой ответ: «Что в том Коперник прав,

Я правду докажу на Солнце не бывав.

Кто видел простака из поваров такого,

Который бы вертел очаг вокруг жаркого?»

Потом задать вопросы:

    Чему посвящен спор?

    Как вы представляете себе движение Солнца, Земли, планет?

    Почему учение Коперника было запрещено церковью?

Выслушав и обсудив ответы, можно плавно перейти к объяснению схем мироздания по Птолемею и по Копернику.

    Перед изучением графической интерпретации равномерного прямолинейного движения (9 и 10 класс) можно предложить ученикам записать уравнение y=2+4x и вспомнить из курса алгебры следующее:

    Какую зависимость представляет данное уравнение?

    Как линейная зависимость y = f(x) выглядит графически?

После этого можно попросить сравнить «математическое» уравнение y=2+4x и «физическое» x=x+vt, выражающее закономерность изменения координаты при равномерном движении. Вспомнив алгебру ученики сами приходят к выводу, что выражение: x=x+vt – линейная функция, что время t служит аргументом, а х (координата) – функцией.

а) х=0; б) х0; в) хv

А затем строят графики и характеризуют каждую разновидность движения.

    При изучении простых механизмов и машин показываю таблицу по истории с египетскими пирамидами и предлагаю ученикам рассказать об их строительстве. Напоминаю также о метательных машинах, использованных при отпоре татар в 1238 году у города Козельска, что в Калужской области, показываю иллюстрации. Учащиеся называют используемые приспособления, собирают их модели из имеющихся деталей, приводят в действие и поясняют принцип работы. Рассмотренный пример – из блока связи «физика – история».

Аналогичные примеры можно рассмотреть в связи:

Физика

География химия биология русский язык

Основы безопасности жизнедеятельности

Я предложила лишь несколько « линий», то есть направления, межлредметных связей. Хотелось подчеркнуть что таких «линий» много и все они могут быть раскрыты, эта работа важна, и поэтому заслуживает внимания педагога.

Литература.

    В.М.Дуков «Исторические образы в курсе физики средней школы»

    Н.В.Малахов « Меж предметные связи в формировании картографических знаний »

Просмотр содержимого презентации
«семинар учителей физики выступление Творческие межпредметные связи Трубичкина Л.С.»


Творческие межпредметные конференции, семинары

Установление межпредметных связей в учебном процессе – важная и сложная задача, значение которой особенно возрастает в плане требования комплексного подхода в обучении и воспитании школьников.

Учитель физики

МБОУ « Кайрактынская СОШ»

Трубичкина Л.С.

выступление на семинаре

учителей физики

Августовская конференция


«Веер» межпредметных связей на уроках физики.

Науки дифференцированы, но учёных в их служении истине объединяют общие принципы познания природы. Поэтому в учебном процессе и важна роль межпредметных связей. При их использовании исключается формализм при изучении материала.


  • Литература
  • Биология
  • География
  • История
  • Математика

Основы безопасности жизнедеятельности

  • Технология

Народная мудрость

«Как ни тяжела ноша: восхождение всегда легче спуска.»


Физика и литература

  • Спор Птолемея и Коперника

(М.В.Ломоносов)

  • «Ревезор» Н.В.Гоголь (кто сказал:

Физика и алгебра

движение

Линейная

линейное

движение

переменное

движение


  • Простые механизмы и машины
  • Строение атома
  • Ядерное оружие
  • Изобретение радио
  • Баллистика
  • Аэродинамика и гидродинамика

  • Деятельность учителя
  • Деятельность учащихся
  • Обеспечение учащихся необходимыми знаниями
  • Организацию дискуссий по проблеме
  • Организацию занятий и наблюдений
  • Обучение школьников тому, как надо формулировать выводы, делать обобщения, а также интерпретировать результаты
  • Сбор информации о характере деятельности групп.
  • Постановка собственных вопросов в процессе исследования и поиска ответов на них
  • Выдвижение гипотез
  • Использование информации для построения доказательства гипотезы
  • Генерирование новых идей
  • Конструирования и изготовления приборов для наблюдений
  • Сбора, классификации обработки получаемых данных
  • Анализ данных и формулирования выводов.

Закончить презентацию хочется словами восточного мудреца

  • «Я могу привести верблюда к водопою, но не могу заставить его пить»

31 октября-1 ноября в школе №5 проходил семинар учителей физики г.Сергача и Сергачского района " Актуальные проблемы преподавания физики в условиях ФГОС второго поколения.

В разработке стандарта принимали участие профессора из ФИАН, МГУ, ЛГУ, МПГУ, опытные учителя, сотрудники РАН и РАО. Главное, на что обращали внимание разработчики нового стандарта, – это комплексный подход и взаимосвязь основных дидактических единиц между собой. Физика, как химия или биология, – предмет очень цельный, имеющий некий фундамент, основу, которую разрушать нельзя. И эту основу удалось сохранить. Сегодня выбран путь сокращения числа часов на изучение предметов естественно-научного цикла. Физики это коснулось в меньшей степени, чем других предметов (например, биологии и географии в средней школе оставлен только час в неделю, физике – два часа), но все же коснулось. В новом стандарте изучение любого физического явления должно проходить следующие этапы: наблюдение и описание явления; измерение физических величин; самостоятельное проведение простых опытов и экспериментов для выявления основных свойств явления; практическое применение физических знаний; объяснение принципа действия физического прибора. И изучение тепловых явлений опирается на эти же блоки, и изучение электромагнитного поля – на них же. Это и есть деятельностный подход – наблюдение, описание, измерение физических явлений. Новизна здесь еще и в том, что важная цель стандартов по физике заключается в овладении учащимися научными методами изучения природы.

Этого раньше не было. Ведь теперь обучение организуется так, чтобы дети учились проводить исследования самостоятельно, а не просто знакомились с чужими результатами. Есть известная библейская мудрость: “Лучше научить человека рыбачить, чем каждый раз приносить ему рыбу”. Учащиеся должны сами убедиться в правильности законов, когда-то открытых учеными. Могут ли они это сделать? Могут. Потому что современные школьные приборы для изучения физики, какими бы плохими они ни были, все равно гораздо лучше, чем те, которыми пользовались, например, Ньютон или Фарадей. Дети сами могут проводить измерения, ставить опыты и самостоятельно открывать для себя те же законы. Конечно, хотелось бы, чтобы стандарт отражал основные элементы знания, не разрушал физического образования, которым мы по праву гордимся. В то же время стандарт должен носить деятельностный характер, быть личностно-ориентированным, направленным на освоение методов научного познания. Изложенные в нем требования к изучаемому материалу должны быть максимально приближены к практике, к повседневной жизни и одновременно должны формировать у учащихся целостную картину мира. С другой стороны, у нас постоянно говорится о том, что дети в школах перегружены и с трудом усваивают новый материал. Суть решения проблемы перегрузки заключается в том, чтобы материал в стандарте разделить на две части – на обязательный, входящий в основной костяк и включенный в требования к уровню подготовки выпускников, и материал, подлежащий изучению, но в эти требования не включенный. Последний в стандартах выделен курсивом. Конечно, этим темам будет уделено меньше внимания, но ведь их и не нужно проходить подробно. Не нужно, например, подробно изучать устройство генератора, хотя в общих чертах рассказать о нем стоит (например, повесить таблицу, рассказать про основные узлы генератора). Главное, чтобы школьники усвоили, что принцип действия генератора – закон электромагнитной индукции. Именно это и будут спрашивать при итоговой аттестации.


Стандарт определяет границы обучения в таких пределах, чтобы у детей не возникало перегрузок, но учатся дети по учебникам, а не по стандартам. Если автор какого-то учебника увеличивает объем материала в несколько раз по сравнению со стандартами, то перегрузка неизбежна. Оказалось, что в учебниках количество понятий почти в три раза превышает их число, рекомендованное в стандарте. Конечно же учебник по объему должен превышать стандарт, ориентироваться на дальнейшее развитие, приводить больше примеров – но ведь в разумных пределах! Но пока авторы учебников не учитывают установленные в стандартах ограничения на число вводимых понятий и пишут то, что им заблагорассудится. На мой взгляд, стандарты должны определять не только нижнюю границу (минимум знаний), но и верхнюю. Имеет смысл ограничивать объем дополнительного материала хотя бы в пределах 30% от обязательного минимума, и отмечать те задания, которые выходят за рамки требований к уровню подготовки выпускников, чтобы избежать перегрузки учащихся. Как быть учителю? Пользоваться старыми учебниками, пока новые разрабатываются и проходят экспериментальную проверку с учетом требований нового стандарта.
– Обучение в базовых и профильных классах преследует разные цели. Если в базовых классах упор делается на изучение физики как элемента общей культуры, на формирование физической картины мира, то в профильных классах предлагается углубленный курс, рассчитанный на продолжение образования по физико-техническим специальностям. Это уже совсем другой уровень и другое количество часов. Понятия, в базовом стандарте отмеченные как дополнительные, в профильных классах являются обязательными.
Для классов с углубленным изучением физики (6 часов и больше в неделю) стандарты разрабатываться не будут. В Министерстве образования утверждается программа, по которой создаются учебники и учебно-методическое обеспечение.
Отдельная ситуация сложилась с гуманитарными классами. В этих классах изучение физики, химии и биологии не предусмотрено вообще. Зато введена образовательная область “Естествознание”, синтезирующая в себе знания по физике, химии и биологии. Нами разработан стандарт по естествознанию. Цель этого курса – систематизация и обобщение знаний учащихся по этим предметам, объединение их в целостную картину мира. Но есть определенные сложности его внедрения: нет соответствующих кадров, учебников. Мало учителей, которые бы знали все три предмета в совокупности на должном уровне. Не разработана пока тематика курсов повышения квалификации в ИПК и в педагогических вузах. Поэтому скорее всего пока вместо естествознания физика, химия и биология будут преподаваться по отдельности (по часу в неделю на каждый предмет или по 2 часа, если будет возможность добавить часы из школьного компонента).

СЕМИНАР учителей физики СЕМИНАР учителей физики ОБОШИ Суджанская школа-интернат «Деятельностный подход в обучении физики в рамках реализации ФГОС общего образования». «Деятельностный подход в обучении физики в рамках реализации ФГОС общего образования». г Суджа Новикова Людмила Викторовна Учитель физики










Операции Результат Действие Структура деятельности Мотив 1 Потребности Цель и задача Рефлексия 6














Урок общеметодологической направленности Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов. Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий. Урок «открытия» нового знания Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия. Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов. Урок развивающего контроля Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к осуществлению контрольной функции. Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов. Урок рефлексии Деятельностная цель: формирование у обучающихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы. Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов. Типология уроков в дидактической системе деятельностного метода


Структура уроков ведения нового знания в рамках деятельностного подхода Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство). Включение в систему знаний и повторение. 1 Мотивирование к учебной деятельности. Выявления места и причины затруднения. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) Самостоятель ная работа с самопроверкой й по эталону. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Реализация построенного проекта 7


Требования к уроку Традиционный урок Урок современного типа Формулирование темы урока Учитель сообщает обучающимся Формулируют сами обучающиеся (учитель подводит обучающихся к осознанию темы) Постановка целей и задач Учитель формулирует и сообщает обучающимся, чему должны научиться Формулируют сами обучающиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит обучающихся к осознанию целей и задач) Планирование Учитель сообщает обучающимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели Планирование обучающимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует) Практическая деятельность учащихся Под руководством учителя обучающиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) Обучащиеся осуществляют учебные дейст-вия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы), учитель консультирует ОтличияОтличия


Требования к уроку Традиционный урок Урок современного типа Осуществление контроля Учитель осуществляет контроль за выполнением обучающимися практической работы Обучающиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), учитель консультирует Осуществление коррекции Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы обучающимися осуществляет коррекцию Обучающиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно, учитель консультирует, советует, помогает Оценивание учащихся Учитель осуществляет оценивание работы обучающихся на уроке Обучащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей), учитель консультирует Итог урока Учитель выясняет, что запомнили обучающиеся Проводится рефлексия Домашнее задание Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) Обучающиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей ОтличияОтличия


Для построения урока в рамках ФГОС НОО важно понять, какими должны быть критерии результативности урока, вне зависимости от того, какой типологии мы придерживаемся Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми обучающимися, используя для этого специальные приемы. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности обучающихся в учебном процессе. Учитель владеет технологией диалога, обучает обучающихся ставить и адресовать вопросы. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого обучающегося, поощряет и поддерживает минимальные успехи. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель-ученик».


Ресурсы: 1. Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М. ВИТА-ПРЕСС, Матвеева Е.И., Патрикеева И.Е. Деятельностный подход к обучению в начальной школе



Доклад для семинара

учителей физики и математики

На тему:

Современный урок физики

В свете

требований ФГОС .

Подготовила учитель физики Токаева Т.А.

О сновной формой организации обучения был и остается урок, поэтому я решила в своей статье поразмышлять о том каким должен быть современный урок. Учителю предлагаются различные методические подходы к построению уроков, обеспечивающих субъектную позицию ученика.

Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования – (ФГОС ) - их системно-деятельностный характер, как известно направлен на развитие личности учащегося.

Современное образование отличается от прежней концепции в следующих стратегических направлениях:

Переход от целей школьного обучения как усвоения знаний, умений и навыков в рамках отдельных учебных предметов – к единой цели как умения учиться для удовлетворения потребности в самообразовании и саморазвитии всю жизнь;

От изолированного, понятийного изучения учебных дисциплин – к включению содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач, что изменяет учебно-предметное содержание обучения на понимание учения как личностного процесса образования и порождения смыслов;

Смену учебной деятельности учащегося на стратегию ее целенаправленной организации и планомерное формирование с учетом возрастных и личностных особенностей;

Принципиально важен переход от индивидуальной формы усвоения знаний к пониманию решающей роли сотрудничества в достижении целей образования, овладение способами взаимодействия с миром.

Сегодня наибольшее распространение получила технология «деятельностного метода обучения», в основе которой лежит деятельность не учителя, а учащихся. Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается системой дидактических принципов:

1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук), использование метапредметных связей.

4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

В рамках деятельностного подхода ученик овладевает универсальными учебными действиями- УДД, имеющими надпредметный характер.

Различают следующие виды УДД:

личностные; регулятивные; познавательные; коммуникативные.

Таким образом, в отличии от стандартов 2004 года –ГОС, теперь при подготовке урока, учитель должен четко представлять себе какие универсальные учебные действия- УДД- он должен развивать и каких результатов достичь.

Цели на уроке должна быть поставлены с учётом реализации воспитательных и развивающих функций. Формирование субъектной позиции ученика связано с постановкой и решением учебной задачи по овладению новым способом действий. Во внутренней структуре должны выделяться этапы решения конкретно-практической и учебно-исследовательской задачи, а также этапы учебной деятельности, направленные на мотивацию, открытие и усвоение нового знания. Внутреннюю структуру урока также определяет система продуктивных заданий, способствующих активизации познавательных процессов, обеспечивающих вариативность и как следствие, дифференцированность и проблемность обучения.

Структура уроков в рамках деятельностного подхода имеет следующий вид:

1. Мотивирование к учебной деятельности.

Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.

Соответственно, данный этап предполагает:

1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;

2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;
3) мотивацию к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление;

4) фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.

3. Выявление места и причины затруднения;построение проекта выхода из затруднения:цель,тема,способ и средство.

На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны:

1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место- шаг, операцию, где возникло затруднение;

2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

3)процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.

4. Реализация построенного проекта.

На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.

Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

6. Включение в систему знаний и повторение.

На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.

7. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.

Неотъемлемым качеством всякого урока должны стать понятные всем ученикам в классе конечная цель урока и путь ее достижения. Более того, каждый учащийся должен заранее знать, на сколько уроков рассчитана изучаемая тема и каковы будут требования учителя к конечному результату. При этом каждый предыдущий урок должен быть средством, обеспечивающим успех следующего.
В соответствии с планируемыми целями учитель отбирает содержание учебного материала, ту информацию, которая должна быть усвоена на уроке. Содержание должно быть научно обоснованно, логически выстроено и доступно.

Решение задач на уроках физики.

Приступая к решению задачи, надо напомнить ученикам о необходимости иметь план действий: представлять себе, поиск каких физических величин приведёт к конечной цели.
В частности на уроках решения задач по механике, молекулярной физике, электродинамике главное внимание обращается мной на формирование умений решать задачи, на накопление опыта решения задач различной сложности. Разбираются особенности решения задач в каждом разделе физики, проводится анализ решения и рассматриваются различные методы и приемы решения физических задач. Постепенно складывается общее представление о решении задач как на описание того или иного физического явления физическими законами. Учащиеся, в ходе занятий, приобретут:
-навыки самостоятельной работы;
-овладеют умениями анализировать условие задачи, переформулировать и перемоделировать, заменять исходную задачу другой задачей или делить на подзадачи;
-составлять план решения(приложение 1);
-проверять предлагаемые для решения гипотезы (т.е. владеть основными умственными операциями, составляющими поиск решения задачи).
Решая физические задачи, ребята должны иметь представление о том, что их работа состоит из трёх последовательных этапов:
1) анализа условия задачи (что дано, что требуется найти, как связаны между собой данные и искомые величины и т. д.),
2) собственно решения (составления плана и его осуществление),
3) анализа результата решения.
Формы контроля усвоенных знаний и приобретенных умений могут служить следующие виды работ:

  • разработка и создание компьютерной программы, иллюстрирующей явление или процесс;
  • подготовка и проведение презентации, отражающей последовательность действий при исследовании влияния изменения параметра на состояние системы;
  • тесты или контрольные работы.

На уроке взаимодействие учителя и ученика предполагается обмен содержанием, опытом познания. Учитель на уроке является носителем социокультурных образцов знаний, реализует свой опыт в виде собственной позиции, но и не перестает помнить, что субъектный опыт в виде разрозненных представлений в различных областях знаний имеется и у ученика. Поиски новых путей в преподавании всегда были важной частью любой науки. Преподавание, следуя развитию науки, должно непрерывно менять свои формы, ломать традиции, искать новые формы. Однако в этом процессе необходимо проявлять большую осторожность. И в заключении мне хотелось бы привести слова В.М.Монахова: «Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя».

Приложение 1.

Предлагаемый алгоритм решения физических задач.

  1. Внимательно прочитай и продумай условие задачи.
  2. Запиши условие в буквенном виде.
  3. Вырази все значения в СИ.
  4. Выполни рисунок, чертёж, схему.
  5. Проанализируй, какие физические процессы, явления происходят в ситуации, описанной в задаче, выяви те законы (формулы, уравнения), которым подчиняются эти процессы, явления.
  6. Запиши формулы законов и реши полученное уравнение или систему уравнений относительно искомой величины с целью нахождения ответа в общем виде.
  7. Подставь числовые значения величин с наименование единиц их измерения в полученную формулу и вычисли искомую величину.
  8. Проверь решение путём действий над именованием единиц, входящих в расчётную формулу.
  9. Проанализируй реальность полученного результата.

Используемые материалы:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс]: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2661 .;
  2. Школьный гид [Электронный ресурс]: официальный сайт/URL: http://www.schoolguide.ru/index.php/progs/school-russia.html .
  3. 3.Новые стандарты в предметной области «Физика». – Б.Е.Железовский, Н.Г. Недогреева.,2012 г.
  4. Элективный курс «Методика решения задач по физике 10-11 класс»- Пасховер В.В.,2008г.