Ремонт Дизайн Мебель

Синтаксические единицы (словосочетание, предложение). Основные единицы синтаксиса О синтаксисе языка основные синтаксические единицы

Синтаксис – это раздел науки о языке, изучающей законы организации связной речи, способы соединения слов в речи, т.е. коммуникации.

Синтаксические единицы - это конструкции, в которых их элементы (компоненты) объединены синтаксическими связями и отношениями

Основные единицы синтаксиса:

1.предложение -оформляет высказывание, оно является главной единицей синтаксиса.

2.словосочетание- – один из компонентов предложения, оно представляет собой вспомогательную единицу.

Вопрос о соотношении словосочетания и предложения. Словосочетанию предшествует слово в определенной форме – словоформа, следовательно:

3.синтаксическая форма слов

В составе синтаксических единиц изменяемые слова используются в одной из своих форм (словоформ), которые в совокупности образуют морфологическую парадигму слова.

Таким образом, словоформы являются строевыми элементами синтаксических единиц: словосочетания, простого предложения, сложного предложения, сложного синтаксического целого, которые являются основными синтаксическими единицами.

Сочинение и подчинение

В предложении различаются два основных типа синтаксической связи - сочинение и подчинение.

При сочинении в связь вступают синтаксически равноправные, независимые друг от друга элементы (члены предложения), например: книга и тетрадь (лежат на столе); (читаю) книги, газеты, журналы.

По значению сочинительная связь подразделяется на следующие виды:

  • противительная связь ("а", "да"(в значении "но"),"но","зато","однако","однако же","все же"),
  • соединительная связь ("не только - но и"),
  • разделительная связь ("или","или...или","либо","то...то","то ли...то ли","не то...не то").

В простом предложении сочинение выступает в обязательном сочетании с категорией однородности: связывает элементы, находящиеся в одинаковом отношении к какому-либо другому члену предложения (пришли отец и мать; учитель строг, но справедлив; ). Сочинение занимает здесь служит целям расширения предложения, увеличения в нем числа однотипных синтаксических позиций.

На уровне сложного предложения сочинение понимается как равноправие грамматического статуса элементарных предложений в его составе

При подчинении в связь вступают синтаксически неравноправные элементы (один зависит от другого), например: читать книгу, совет друга.

Подчинение имеет три разновидности синтаксических связей: согласование, управление и примыкание.

Синтаксические связи – это формальная зависимость членов словосочетания. Синтаксические связи проявляются в формах слов. Различаются 3-ри типа синтаксической связи слов: 1) согласование,2) управление,3) примыкание.

Согласование - это такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово уподобляется в своей форме господствующему слову, например: важный вопрос, главная улица, новые дома.

Управление - это такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится в определенной падежной форме (без предлога или с предлогом), обусловленной лексико-грамматическим значением господствующего слова, например: читать письмо, интересоваться искусством, любовь к родине.

Примыкание - это такой вид подчинительной связи, при котором зависимость подчиненного слова выражается лексически, порядком слов и интонацией. Примыкают неизменяемые знаменательные слова (наречие, инфинитив, деепричастие), например: тихо шептать, предложить войти, говорить улыбаясь.

Виды подчинительной связи в сложноподчинённом предложении:

· союзное подчинение
союзов .
Я не хочу, чтоб свет узнал мою таинственную повесть (Лермонтов).

· относительное подчинение
- подчинение предложений при помощи союзных (относительных) слов.
Настала минута, когда я понял всю цену этих слов (Гончаров).

· косвенно-вопросительное подчинение (вопросительно-относительное, относительно-вопросительное)
- подчинение при помощи вопросительно-относительных местоимений и наречий, связывающих придаточную часть с главной, в которой поясняемый придаточной частью член предложения выражен глаголом или именем существительным со значением высказывания, восприятия, мыслительной деятельности, чувства, внутреннего состояния.
Сначала я не мог отдать себе отчета, что именно эmo было (Короленко).

· последовательное подчинение (включение)
- подчинение, при котором первая придаточная часть относится к главной части, вторая придаточная - к первой придаточной, третья придаточная - ко второй придаточной и т. д.
Надеюсь, что эта книга достаточно определённо говорит о том, что я не стеснялся писать правду, когда хотел этого (Горький).

· взаимное подчинение
- обоюдная зависимость предикативных частей сложноподчиненного предложения, в котором не выделяются главное и придаточное предложения; отношения между частями выражаются лексико-синтаксическими средствами.
Не успел Чичиков осмотреться, как уже был схвачен под руку губернатором (Гоголь).

· параллельное подчинение (соподчинение)

Предикативность - грамматическая (синтаксическая) категория, формирующая основную единицу синтаксиса - предложение, устанавливая соотнесённость сообщаемого с действительностью. Сообщаемое всегда предстаёт как реально осуществляющееся во времени (настоящем, прошедшем или будущем) или же мыслится в плане ирреальности (как возможное, желаемое, должное или требуемое).

Предикативность противопоставляет предложение всем другим единицам синтаксиса . Предикативность отличает предложение и от такой единицы языка, как слово:

*предложение Весна! с определённой интонацией отличается от слова весна тем, что в основе его лежит абстрактный образец предложения, способный относить информацию в план настоящего, прошедшего или будущего (Весна!; Была весна!; Будет весна!). В двусоставных предложениях носителем предикативности является сказуемое , в односоставных - главный член.

Будучи грамматической категорией предложения, предикативность переносится на любое высказывание.

Словосочетание - это соединение двух или нескольких знаменательных слов, связанных по смыслу и грамматически, служащее для расчленённого обозначения единого понятия (предмета, качества, действия и др.).

Словосочетание рассматривается как единица синтаксиса, которая выполняет коммуникативную функцию (входит в речь) только в составе предложения.

Общепризнанно, что к словосочетаниям относятся соединения слов на основе подчинительной связи (связи главного и зависимого членов). Некоторые исследователи признают также сочинительные словосочетания - сочетания однородных членов предложения.

Словосочетаниями не являются:

1.грамматическая основа

2.однородные члены предложения

3.служебная часть речи + существительное

4.фразеологизм

5.повторы слов.

Существует три типа связи между словами в словосочетании :

согласование, управление, примыкание.

По морфологическим свойствам главного слова словосочетания классифицируются следующим образом:

1.Глагольные

Примеры: составить план, стоять у доски, просить зайти, читать про себя.

2.Именные

Субстантивные (с существительным в роли главного слова)

Примеры: план сочинения, поездка по городу, третий класс, яйца в холодильнике

Адъективные (с прилагательным в роли главного слова)

Примеры: достойный награды, готовый на подвиг, весьма старательный, готовый помочь.

3.Количественные (с именем числительным в роли главного слова)

Примеры: два карандаша, второй из претендентов.

4.Местоименные (с местоимением в роли главного слова)

Примеры: кто-то из учеников, нечто новое.

3.Наречные

Примеры: крайне важно, вдали от дороги.

По составу:

Простые словосочетания, как правило, состоят из двух знаменательных слов.

Примеры: новый дом, седоволосый человек.

Сложные словосочетания образуются на основе простых словосочетаний.

Примеры: весёлые прогулки по вечерам, отдыхать летом на юге.

По степени слитности компонентов выделяются словосочетания:

Синтаксически свободные

Примеры: высокий дом.

Синтаксически (или фразеологически) несвободные, образующие неразложимое синтаксическое единство и выступающие в предложении в роли одного члена:

Предложение - это единица языка, которая представляет собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее смысловой и интонационной законченностью. С точки зрения пунктуации, предложение как законченная единица речи оформляется в конце точкой, восклицательным или вопросительным знаками - или многоточием.

Наукой, изучающей предложение, является синтаксис.

Типы предложений - предложение может выражать мысль-вопрос, мысль-побуждение и иметь эмоциональную окрашенность. В соответствии с этим предложения бывают следующих типов:

Повествовательное (декларативное) предложение сообщает о каком-либо факте, действии или событии:

Повествовательное утвердительное - содержит утверждение: Я выйду на улицу часов в одиннадцать.

Повествовательное отрицательное - содержит отрицание: Я не буду долго собираться.

Вопросительное предложение побуждает собеседника ответить на вопрос говорящего. Вопросительные предложения бывают следующих типов:

Собственно вопросительное предложение заключает в себе вопрос, обязательно предполагающий ответ: Вы сделали работу? Он уже пришёл?

Вопросительно-утвердительное предложение содержит в себе информацию, которая требует подтверждения: Так вы едете? Это уже решено? Ну, идём? (см. также определение вопросительно-побудительного предложения)

Вопросительно-отрицательное предложение уже содержит в себе отрицание того, о чём спрашивается: Что же вам тут может нравиться?

Вопросительно-утвердительные и вопросительно-отрицательные предложения могут быть объединены в категорию вопросительно-повествовательных предложений.

Вопросительно-побудительное предложение содержит в себе побуждение к действию, выраженному в самом вопросе: Итак, может быть, продолжим наше занятие?

Вопросительно-риторическое предложение содержит в себе утверждение или отрицание и не требует ответа, так как ответ содержится в самом вопросе: Желанья… Что пользы напрасно и вечно желать?

Побудительное предложение содержит в себе волю говорящего, выражая приказ, просьбу или мольбу. Побудительные предложения отличают: побудительная интонация, сказуемое в форме повелительного наклонения, присутствие частиц, вносящих побудительный оттенок в предложение (ну-ка, давай, пусть).

Восклицательное предложение выражает эмоции говорящего, что передаётся специальной восклицательной интонацией. Восклицательными могут быть и повествовательные, и вопросительные, и побудительные предложения.

Если предложение содержит в себе только подлежащее и сказуемое, то оно называется нераспространённым, иначе - распространённым.

Предложение считается простым, если содержит в себе одну предикативную единицу, если больше - сложным.

Если предложение содержит в себе и состав подлежащего, и состав сказуемого, то оно называется двусоставным, иначе - односоставным.

Односоставные предложения делятся на следующие типы:

Определённо-личное предложение - простое односоставное предложение без подлежащего с глаголом-сказуемым, который своими личными окончаниями указывает, что действие, названное им, выполняется определённым, 1-м или 2-м, лицом: Иду домой. Одевайтесь!

Неопределённо-личное предложение - простое односоставное предложение без подлежащего, когда действие выполняется неопределённым лицом: Меня вызвали к директору.

Обобщённо-личное предложение - простое односоставное предложение без подлежащего с глаголом-сказуемым, где субъектом действия может быть кто угодно: Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Безличное предложение - простое односоставное предложение со сказуемым, называющим такое действие или состояние, которое представлено без участия грамматического субъекта действия: Смеркалось. Было уже светло. Хочется пить. Его как бы вдруг передёрнуло. Под густою листвою пахло травою и лесом.

Инфинитивное предложение - простое односоставное предложение, в котором сказуемое выражено инфинитивом (глаголом в неопределённой форме). В таких предложениях подлежащее не может быть выражено каким-либо словом без изменения формы сказуемого: Молчать! Вам уже ехать. Только бы успеть!

Номинативное предложение - простое односоставное предложение, в котором подлежащее выражено существительным в именительном падеже и отсутствует сказуемое (сказуемое выражено глаголом «быть» в нулевой форме): Летнее утро. В воздухе тишина.

Если предложение содержит все необходимые члены предложения, то оно считается полным. Неполным предложением является предложение, в котором отсутствуют формально необходимые главные или второстепенные члены предложения, значение которых ясно из контекста или ситуации. Полными или неполными могут быть как двусоставные предложения, так и односоставные. В неполных предложениях некоторые члены предложения опущены в соответствии с контекстом или обстановкой: - Очень я тебя любила. - И я тебя. В неполных предложениях может не быть одновременно как подлежащего, так и сказуемого: Куда? Зачем?

Типы неполных предложений:

Контекстуально-неполные - отсутствует член предложения, названный в предшествующем тексте: Правда правдой остается, а молва себе молвой.

Ситуативно-неполные - в которых не назван член, ясный по ситуации: Я надену это синее. Вам с лимоном или с вареньем?


План:

    Синтаксис. Основные единицы синтаксиса 3

      Слово – одна из основных грамматических единиц русского языка 3

      Словосочетание – единица синтаксиса 4

      Словосочетание – единица синтаксиса 7

    Морфемика. Основные словообразовательные нормы 11

Список литературы 13

    Синтаксис. Основные единицы синтаксиса

Синтаксис как раздел грамматики, изучающий строй связной речи, включает в себя две основные части: 1) учение о словосочетании и 2) учение о предложении. Особо можно выделить раздел, рассматривающий более крупное синтаксическое целое - объединение предложений в связной речи.

Синтаксические единицы – это конструкции, в которых их элементы (компоненты) объединены синтаксическими связями и отношениями.

В составе синтаксических единиц изменяемые слова используются в одной из своих форм (словоформ), которые в совокупности образуют морфологическую парадигму слова. Однако словоформы изучаются и в морфологии, и в синтаксисе, но выглядят по-разному. Ср.: К утру иней налипнет на сосновых ветвях (Кедрин). В предложении – 7 слов, 5 словоформ, 5 членов предложения.

Сильная вечерняя роса должна была лечь на траву.(А.Толстой). В предложении – 8 слов, 7 словоформ, 5 членов предложения.

Таким образом, словоформы являются строевыми элементами синтаксических единиц: словосочетания, простого предложения, сложного предложения, сложного синтаксического целого, которые являются основными синтаксическими единицами.

      Слово – одна из основных грамматических единиц русского языка

Слово является одной из основных грамматических единиц. В нем слиты воедино его звуковая материя, лексическое значение и формальные грамматические характеристики. К грамматическим свойствам слова относятся его значение как части речи (т. е. как единицы, принадлежащей к определенному лексико-грамматическому классу слов), словообразовательная структура, способность к формальным изменениям и все его абстрактные значения, подчиненные общему значению класса (части речи); у имени это такие, например, значения, как род, число, падеж, у глагола - вид, залог, время, наклонение, лицо. Кроме названных свойств слову принадлежит его собственный активный потенциал, проявляющийся, с одной стороны, в возможностях его синтаксической и лексико-семантической сочетаемости, его участия в построении предложений и высказываний, с другой стороны, в его активном отношении к разным видам контекстных окружений. Таким образом, слово является единицей, разными своими сторонами принадлежащей одновременно всем уровням грамматической системы - и словообразованию, и морфологии, и синтаксису.

      Словосочетание – единица синтаксиса

Словосочетание - это соединение двух или более знаменательных слов, связанных по смыслу и грамматически и представляющих собой сложные наименования явлений объективной действительности, например: студенческое собрание, статья по диалектологии, человек среднего роста, читать вслух. Являясь наряду со словом элементом построения предложения, словосочетание выступает в качестве одной из основных синтаксических единиц. Некоторые грамматисты (Ф.Ф. Фортунатов, М.Н. Петерсон) определяли синтаксис как учение о словосочетании.

Словосочетаниями не является:

    грамматическая основа;

    однородные члены предложения;

    служебная часть речи + существительное;

    фразеологизм.

Различаются словосочетания синтаксические и словосочетания фразеологические. Первые изучаются в синтаксисе, вторые - во фразеологии. Ср.: 1) красная материя, железная балка, тупой взгляд; 2) красная смородина, железная дорога, тупой угол.

Среди синтаксических словосочетаний выделяются словосочетания свободные и несвободные. Первые легко разлагаются на составляющие их части, вторые образуют синтаксически неразложимое единство (в предложении выступают в роли единого члена). Например: 1) нужная книга, лекция по литературе, бежать опрометью; 2) два студента, несколько книг.

Типы связи слов в словосочетании. Предикативная связь является связью между членами грамматической основы в предложении.

В подчинительном словосочетании одно слово главное, а другое - зависимое (к нему можно задать вопрос от главного слова). Существует три типа связи между словами в словосочетании:

Согласование - вид связи, при котором зависимое слово согласуется с главным в роде, числе, падеже.

Примеры: красивая шляпка, об интересном рассказе.

Управление - вид связи, при котором зависимое слово употребляется в определенной форме в зависимости от лексико-грамматического значения главного слова.

Примыкание - вид связи, при котором зависимость слова выражается лексически, порядком слов и интонацией, без применения служебных слов или морфологического изменения. Образуется наречиями, инфинитивами и деепричастиями.

Примеры: петь красиво, лежать спокойно, очень устал.

Другое определение связи «Примыкание»: связь, которая используется в словосочетании, где зависимый компонент - неизменяемое слово или такая изолированная от других форм, как сравнительная степень, неопределённая форма глагола.

Классификация словосочетаний по главному слову

По морфологическим свойствам главного слова словосочетания классифицируются следующим образом:

1. Глагольные. Примеры: составить план, стоять у доски, просить зайти, читать вслух.

2 . Именные

        Субстантивные (с существительным в роли главного слова)

Примеры: план сочинения, поездка по стране, третий класс, яйца всмятку.

        Адъективные (с прилагательным в роли главного слова)

Примеры: достойный награды, готовый на подвиг, весьма старательный, готовый помочь.

        Количественные (с именем числительным в роли главного слова)

Примеры: два карандаша, второй из претендентов.

        Местоименные (с местоимением в роли главного слова)

Примеры: кто-то из учеников, нечто новое.

4. Наречные

Примеры: крайне важно, вдали от дороги.

Классификация словосочетаний по составу (по структуре)

1. Простые словосочетания, как правило, состоят из двух знаменательных слов.

Примеры: новый дом, человек с седыми волосами (= седоволосый человек).

2. Сложные словосочетания образуются на основе простых словосочетаний.

Примеры: весёлые прогулки по вечерам, отдыхать летом на юге.

Классификация словосочетаний по степени слитности компонентов

По степени слитности компонентов выделяются словосочетания:

        синтаксически свободные

Примеры: высокий дом.

        синтаксически (или фразеологически) несвободные, образующие неразложимое синтаксическое единство и выступающие в предложении в роли одного члена:

Примеры: три сестры, анютины глазки.

Словосочетание рассматривается как единица синтаксиса, которая выполняет коммуникативную функцию (входит в речь) только в составе предложения.

Общепризнанно, что к словосочетаниям относятся соединения слов на основе подчинительной связи (связи главного и зависимого членов). Некоторые исследователи признают также сочинительные словосочетания - сочетания однородных членов предложения.

      Предложение – одна из основных единиц синтаксиса

Другой основной синтаксической единицей является предложение. Предложение - это минимальная единица человеческой речи, представляющая собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее известной смысловой и интонационной законченностью. Будучи единицей общения, предложение вместе с тем является единицей формирования и выражения мысли, в чем находит свое проявление единство языка и мышления.

Члены предложения

Члены предложения - грамматически значимые части, на которые делится предложение при синтаксическом анализе. Они могут состоять как из отдельных слов, так и из словосочетаний. Выделяют два главных члена предложения: подлежащее и сказуемое, которые находятся в предикативном отношении, образуя предикативную единицу, и играют наиболее важную роль. К второстепенным членам предложения относятся объект, обстоятельство, определение.

Составом подлежащего называется подлежащее и все второстепенные члены предложения, которые относятся к подлежащему (распространённые и нераспространённые определения).

Сходно, составом сказуемого называется сказуемое и все второстепенные члены предложения, которые относятся к сказуемому (обстоятельства и объекты с зависимыми словами).

Например: Красивая незнакомка в самолете подарила ему загадочную улыбку. Красивая - определение, незнакомка - подлежащее, в самолете - обстоятельство, подарила - сказуемое, улыбку - объект, ему - косвенный объект.

Типы предложений

Предложение не всегда выражает мысль, оно может выражать вопрос, побуждение, волю, эмоции. Согласно этому предложения бывают следующих типов:

Повествовательное (декларативное) предложение сообщает о каком-либо факте, действии или событии, либо содержит отрицание их: Я выйду на улицу часов в одиннадцать. Я не буду долго собираться.

Вопросительное предложение побуждает собеседника ответить на вопрос говорящего. Вопросительные предложения бывают следующих типов:

Собственно вопросительное предложение заключает в себе вопрос, обязательно предполагающий ответ: Вы сделали работу? Он уже пришёл?

Вопросительно-утвердительное предложение содержит в себе информацию, которая требует подтверждения: Так вы едете? Это уже решено? Ну, идём? (см. также определение вопросительно-побудительного предложения)

Вопросительно-отрицательное предложение уже содержит в себе отрицание того, о чём спрашивается: Что же вам тут может нравиться? Кажется, это не особенно приятно? И что же вы можете нам рассказать?

Вопросительно-утвердительные и вопросительно-отрицательные предложения могут быть объединены в категорию вопросительно-повествовательных предложений.

Вопросительно-побудительное предложение содержит в себе побуждение к действию, выраженному в самом вопросе: Итак, может быть, продолжим наше занятие? Займёмся сначала подготовкой? Ну, идём?

Вопросительно-риторическое предложение содержит в себе утверждение или отрицание и не требует ответа, так как ответ содержится в самом вопросе: Желанья… Что пользы напрасно и вечно желать?

Побудительное предложение содержит в себе волю говорящего, выражая приказ, просьбу или мольбу. Побудительные предложения отличают: побудительная интонация, сказуемое в форме повелительного наклонения, присутствие частиц, вносящих побудительный оттенок в предложение (ну-ка, давай, пусть).

Восклицательное предложение выражает эмоции говорящего, что передаётся специальной восклицательной интонацией. Восклицательными могут быть и повествовательные, и вопросительные, и побудительные предложения.

Если предложение содержит в себе только подлежащее и сказуемое, то оно называется нераспространённым, иначе - распространённым.

Предложение считается простым, если содержит в себе одну предикативную единицу, если больше - сложным.

Если предложение содержит в себе и состав подлежащего, и состав сказуемого, то оно называется двусоставным, иначе - односоставным.

Односоставные предложения делятся на следующие типы:

Определённо-личное предложение - простое односоставное предложение без подлежащего с глаголом-сказуемым, который своими личными окончаниями указывает, что действие, названное им, выполняется определённым, 1-м или 2-м, лицом: Иду домой. Собирайтесь!

Неопределённо-личное предложение - простое односоставное предложение без подлежащего, когда действие выполняется неопределённым лицом: Меня вызвали к директору.

Обобщённо-личное предложение - простое односоставное предложение без подлежащего с глаголом-сказуемым, где субъектом действия может быть кто угодно: Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Безличное предложение - простое односоставное предложение со сказуемым, называющим такое действие или состояние, которое представлено без участия грамматического субъекта действия: Смеркалось. Было уже светло. Хочется пить. Его как бы вдруг передёрнуло. Под густою листвою пахло травою и лесом.

Инфинитивное предложение - простое односоставное предложение, в котором сказуемое выражено инфинитивом (глаголом в неопределённой форме). В таких предложениях подлежащее не может быть выражено каким-либо словом без изменения формы сказуемого: Молчать! Вам уже ехать. Только бы успеть!

Номинативное предложение - простое односоставное предложение, в котором подлежащее выражено существительным в именительном падеже и отсутствует сказуемое (сказуемое выражено глаголом «быть» в нулевой форме): Летнее утро. В воздухе тишина.

Если предложение содержит все необходимые члены предложения, то оно считается полным, иначе - неполным. Полными или неполными могут быть как двусоставные предложения, так и односоставные. В неполных предложениях некоторые члены предложения опущены в соответствии с контекстом или обстановкой: Куда его? - Очень я тебя любила. - И я тебя. В неполных предложениях может не быть одновременно как подлежащего, так и сказуемого: Куда? Зачем?

    Морфемика. Основные словообразовательные нормы

Нормы литературного языка обеспечивают единообразное понимание текста и преемственность культуры. Нормы литературного языка охватывают всю совокупность речевой деятельности и противостоят солекизмам - нарушениям грамматической, логической, семантической связности речи, а также речи нелитературной - диалектам, просторечию, различного рода социальным и профессиональным жаргонам, табуированным выражениям, засорению речи иностранными словами и оборотами, архаизмам и неоправданному речетворчеству в виде неологизмов.

По сфере действия нормы литературного языка подразделяются на общие (нормы языка) и частные (нормы речи). Общие нормы распространяются на любые высказывания, а частные - на произведения отдельных видов словесности, например, поэтических произведений, документов и т.д.

К общим нормам принадлежат:

    орфоэпические нормы устной речи, которые подразделяются на фонетические (нормы произнесения слов и словосочетаний) и просодические (нормы построения интонации), например, ударение в слове обеспечение на третьем слоге;

    морфологические нормы построения слов, например, множественное число от слова офицер - офицеры с ударением на третьем слоге;

    словообразовательные нормы, например, образование от существительного условие глагола обусловливать со звуком и соответственно буквой о в корне, а не обуславливать;

    лексические нормы употребления слов и устойчивых словосочетаний в определенных значениях, например, слово знаковый означает "относящийся к знаку, имеющий функцию знака", а слово значимый означает "имеющий существенное значение", поэтому нельзя сказать "знаковая речь президента", но "значимая или значительная речь президента"; или: "Дай Бог нам преодолеть наши очень сложные социально-экономические и политические проблемы" - проблемы можно решить.

    логико-синтаксические нормы построения словосочетаний и предложений, регулирующие правильную смысловую связь элементов высказываний. Например, если опущен обязательный элемент словосочетания, создается неопределенность смысла:

"Пожалуйста, тот, кто вносил, может высказаться. Кто вносил?... Кто хотел бы с иных позиций? Дайте, пожалуйста, возможность...";

    собственно синтаксические нормы, регулирующие устойчивые формальные связи слов в словосочетаниях и предложениях; нарушение этих норм приводит к неразличению синтаксических значений и обеднению смысла фразы: "Начальник охраны завода доложил по вопросу о подготовке по заводу мероприятий по очистке территории";

    орфографические нормы, регулирующие написания слов; нарушение орфографических норм затрудняет понимание письменной речи;

    пунктуационные нормы, регулирующие членение предложений и обеспечивающие правильное понимание строения высказывания.

Общие нормы литературного языка изучаются в соответствующих разделах общего курса русского языка и в курсе стилистики.

К частным нормам принадлежат правила построения документов, публичных выступлений, научных сочинений, писем, художественных произведений и т.д.

Список литературы:

Синтаксис. Основные единицы синтаксиса

    Грамматика русского языка. М., 1954, 1960 - Т. 2, ч. 1 и 2.

    Современный русский язык в трех частях / В.В. Бабайцева, Л.Ю. Максимов. М, 1987.

    Чеснокова Л.Д. Связи слов в современном русском языке. М., 1980.

    Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка. М., 2008.

    Лекант П.А. Синтаксис простого предложения в современном русском языке. М., 2004.

Морфемика. Основные словообразовательные нормы

    Арутюнова Н. Д. О понятии системы словообразования. - Филологические науки, 1960, № 2.

    Виноградов В. В. Словообразование в его отношении к грамматике и лексикологии (на материале русского и родственных языков). - Избр. труды. Исследования по русской грамматике. М., 1995.

    Земская Е. А. Современный русский язык. Словообразование. М., 2003.

    Протченко И. Ф. Лексика и словообразование русского языка советской эпохи. М., 2005.

    его основными устройствами, их назначением; ...

  1. Агглютинация

    Реферат >> Иностранный язык

    Понятие слова как основной единицы лексикологии, лексического значения слова, его предметной отнесённости. Освоить... принципы их классификации. Освоить основные понятия синтаксиса . Знать основные единицы синтаксиса , синтаксические связи. Значение: расширение...

  2. Символизм как семиотическое явление и его гносеологическая оценка

    Дипломная работа >> Философия

    Субъектов. Символ, который является его основным центром измерения, определяется такими... проявленный полюс Абсолюта, равный единице . Превращение единицы в двойку символизирует разделение... распростерты как руки». Символический синтаксис такого рода чаще всего...

  3. Понятие и сущность мировоззрения. Основные типы мировоззренческих систем

    Реферат >> Философия

    Шагом в области логического синтаксиса , теория пифагорейцев способствовала возникновению... как социально-этическую единицу , но как единицу космическую, которая... социальная природа общественного сознания и его основная особенность. Можно, пожалуй, согласиться...

Синтаксис как раздел языкознания

Две основные подсистемы русского языка: морфологическая и синтаксическая (как правило, в грамматику не включаются фонетика, лексикология и семантика). Синтаксис в иерархии языковых уровней занимает высшую ступень, поскольку связан с коммуникативной функцией языка.

Выделим два основных значения понятия «синтаксиса».

1.Синтаксис одна из сфер грамматического строя языка, синтаксический строй языка . Другими словами, это высший, коммуникативный уровень языка , на котором единицы других уровней организуются с целью построения речи : фонетический уровень, лексический уровень, морфологический уровень, соединяясь друг с другом, формируют сообщение о действительности, о воле говорящего или о его отношении к миру.

2.Синтаксис – это раздел языкознания, который описывает правила построения связной речи и предметом изучения которого являются синтаксические единицы, синтаксические отношения, синтаксические связи, синтаксические средства .

Очевидна связь синтаксиса с фонетикой в области интонации (без интонации нет предложения).

Многоаспектна связь синтаксиса с лексикой, которая определяет и семантику синтаксических единиц, и их структуру

Если морфология исследует отдельное слово и систему его форм, то синтаксис анализирует устройство и функционирование единиц более сложных, чем слово.

Основные синтаксические единицы языка.

Синтаксические единицы – это элементы синтаксического строя (синтаксической системы), определяющие его специфику и обладающие определёнными функциями и признаками .

Характерными сторонами единиц синтаксиса являются структура и функции . Поэтому при решении вопроса об основных единицах синтаксиса могут быть использованы разные основания для их классификации.

функциональный принцип, то выделяют две единицы : предложение и словосочетание . Следует подчеркнуть, что словосочетание и предложение, будучи синтаксическими единицами, имеют разное назначение, отличаются своими существенными признаками.

Предложение – это главная единица синтаксиса, оно оформляет высказывание и выполняет коммуникативную функцию , функцию общения, сообщения.

Словосочетание – это вспомогательная синтаксическая единица, строительный компонент предложения , оно выполняет номинативную функцию – называет предметы, признаки и т.п. Однако в синтаксическом строе номинативная функция тоже проявляется, но своеобразно: предложение называет , но не отдельные предметы, признаки, действия и т.д., а называет событие, положение дел, ситуацию.

Если за основу классификации берётся структурный критерий, то выделяют пять единиц , начиная с элементарной и заканчивая самой сложной, к тому же с учётом того, что каждая последующая единица «строится» на базе предыдущей:

1) Синтаксическая словоформа (синтаксема) – минимальная единица синтаксиса, которая является структурно-смысловым компонентом словосочетания и предложения .

    Предмет синтаксиса. Синтаксис в системе языка

    Основные синтаксические единицы

    Виды синтаксических отношений

    Виды синтаксических связей

    Словосочетание

    Предложение

    Формальная сторона устройства предложения

    Семантический аспект предложения

    Коммуникативный аспект предложения

Литература

_____________________________________________

    Предмет синтаксиса. Синтаксис в системе языка

Синтаксис (греч.sýntaxis ‘построение, порядок’):

    вся область грамматического строя языка, охватывающая

    различные конструкции , и

    совокупность правил построения и функционирования этих конструкций;

    научная дисциплина , которая изучает синтаксические конструкции и правила их построения и функционирования.

В синтаксисе выделяются три взаимосвязанные части :

    синтаксис словосочетания,

    синтаксис предложения,

    синтаксис текста.

Синтаксический ярус – самый высокий в системе языка. Сфонетикой синтаксис связан посредствоминтонации : основная синтаксическая единица языка – предложение – всегда интонационно оформлено. Интонация выражает утверждение, вопрос, побуждение, восклицание; интонационно выделяются вводные слова, конструкции и т.д.

Синтаксис тесно связан с лексикой : ЛЗ слов обусловливают их сочетаемость, синтаксическую семантику и функции. Ср.:

    стрелять из ружья (инструмент)– стрелять из кустов (место действия);

    торговать (объект действия)идти лесом (трасса движения).

В зависимости от лексического наполнения при одной и той же внешней форме выражения могут различаться типы предложений :

    Идет. – двусоставное, неполное;

    Светает. – односоставное, безличное.

Морфологические свойства слова слов разных частей речи определяют их синтаксическиепризнаки (прилагательные сочетаются с существительными, меняя, соответственно, род, число и падеж; переходные глаголы требуют от существительных формы В.п. без предлога).

    Основные синтаксические единицы

Вопрос о составе и количестве синтаксических единиц решается по-разному.

Традиционно главными синтаксическими единицами признают лишь те, которые принадлежат только синтаксису :

    словосочетание и

    предложение (простое и сложное ).

При этом одни ученые считают основной единицей синтаксисапредложение , а другие –словосочетание .

В сферу синтаксиса входят также единицы, принадлежащие лексике и морфологии и участвующие в образовании синтаксических единиц. Это

    слово и

    форма слова .

В синтаксисе они характеризуются только со стороны своих синтаксических свойств.

В число синтаксических единиц включают также сложное синтаксическое целое (сверхфразовое единство) – отрезок речи в форме последовательности двух и более самостоятельных предложений, объединенных общностью темы в смысловые блоки [ЛЭС, с. 435].

Синтаксические единицы образуют определенную иерархию : от формы слова к сложному синтаксическому целому.

сложное синтаксическое целое

сложное предложение

простое предложение

словосочетание

форма слова

Основные синтаксические единицы характеризуются каждая своим набором дифференциальных признаков .

    Виды синтаксических отношений

Между компонентами словосочетания существуют следующие типы отношений:

    субъектные ,

    объектные ,

    обстоятельственные ,

    атрибутивные ,

    комплетивные .

Отношения между главными членами предложения предикативные .

1. Субъектные отношения возникают в словосочетании, в которомглавное слово выражено неличной формой глагола (напр., причастием) или отглагольным существительным со значением действия, азависимое – существительным, обозначающимпроизводителя действия (лицо или предмет):

    опрокинутый ветром (ср.:Ветер опрокинул… );

    приезд актрисы (ср.:Актриса приехала ).

2. Объектные отношения – это отношения между действиями и объектами.Главное слово обозначает действие, азависимое – объект, на который действие направлено:

    составить пересказ, любоваться закатом, чтение книги.

3. Обстоятельственные отношения характеризуются как отношения между действиями и различными обстоятельствами этих действий.

Существует несколько видов обстоятельственных отношений:

а) образа действия :ехать верхом ;

б) пространственные :ехать за границу ;

в) временные :приходить поздно ;

г) причинные :не разглядеть сослепу ;

д) целевые :сделать назло ;

е) условные :сделать при желании.

Обстоятельственные отношения могут осложняться объектными и иметьобъектно-обстоятельственный характер:

    находиться возле дома (где? возле чего?).

4. Атрибутивные отношения – это отношения между предметом и признаком; главное слово называет предмет, зависимое – признак: летний вечер , платье из шерсти.

Разновидности атрибутивных отношений:

а) объектно-атрибутивные: игра на гитаре (какая? на чем?);тоска по дому (какая? по чему?);

б) обстоятельственно-атрибутивные: дом на окраине (какой? где?);езда верхом (какая? как?).

5. Комплетивные (восполняющие ) отношения (лат.completus ‘полный’) устанавливаются в словосочетании, в котором главное слово является информативно недостаточным и нуждается в обязательном смысловом распространении (дополнении):

    два окна (ср.: *В комнате было два. );

    слыть чудаком (*Он слывет ), считаться оригиналом, назваться груздем, оказаться трусом.

6. Предикативные отношения возникают междуподлежащим исказуемым . Это самый сложный тип отношений, на который нет единой точки зрения.

    Одни ученые считают, что между подлежащим и сказуемым – отношенияподчинения. Вопрос о том, какой член предложения является главным, тоже решается по-разному.

    Другие рассматривают эти отношения какравноправные .

    Виды синтаксических связей

Синтаксическая связь – формальное выражение отношений между синтаксическими единицами или их компонентами [Касаткин и др., с. 332].

В языке выделяются два важнейших типа синтаксической связи: сочинение и подчинение .

Сочинительная связь наблюдается при соединенииравноправных компонентов:

    на земле и в небе ; быстро, но осторожно.

Сочинение может быть представлено в виде:

а) соединения :дождь и ветер ;

б) противопоставления :не снег, а дождь ;

в) разделения :не то снег, не то дождь ; не только взрослые, но и дети.

При подчинительной связи отношения между компонентаминеравноправные : один компонент является главным (господствующим), другой – зависимым (подчиненным).

К основным видам подчинительной связина уровне словосочетания относятся

    согласование,

    управление,

    примыкание,

1) Согласование – вид подчинительной связи, при котором зависимое слово уподобляется в выражении грамматических значений главному:

    модн ый фасон, модн ое платье, модн ая прическа, модн ые брюки; модн ого фасона…

    нем.: kalte r Wein, kalte Milch, kalte s Wasser ;

    франц.: un livre intéressant [ã], une pièce intéressan te [t];

    англ.: th is flower, th ese flower s .

2) Управление – вид подчинительной связи, при котором главное слово требует от зависимого определенной грамматической формы, при этом изменение формы главного слова не вызывает изменения формы зависимого слова:

    выступление актрисы ,

    к выступлению актрисы ,

    выступлением актрисы

В зависимости от того, участвует ли вы выражении связи предлог (послелог), управление делится на беспредложное ипредложное (послеложное ):

    He loves his country .

    He looks at the picture .

3) Примыкание – вид подчинительной связи, при котором зависимость выражается не формами слов, а семантически, интонацией и порядком слов. Примыкаютнеизменяемые слова и формы слов: наречие, инфинитив, деепричастие, компаратив:

    много читает,

    способность мыслить ,

    идет спотыкаясь ,

    пошел быстрее .

Примыкание широко распространено в аналитических языках:

    an interesting book , а strong man английские прилагательные, в отличие от русских, примыкают к опорному существительному, т.к. они неизменяемы.

Термин примыкание используется преимущественно в отечественной лингвистике.

4) Изафет (от араб.алъ-идāфату ‘добавление’) – это прежде всего определенный тип атрибутивных (определительных) конструкций в некоторых иранских и тюркских языках.

Напр., тадж.:

    китоб - и хуб ‘хорошая книга’ (букв. ‘книга хорошая’),

    китоб z о- и хуб ‘хорошие книги’.

В тюркологии термин ‘изафет’ обозначает именные определительные сочетания, оба члена которых являются существительными, ипоказатель подчинительной связи – на определяемом (главном !) слове. Напр., в турецком:

    türk dil- i ‘турецкий язык’,

    азерб.: ат баш- и ‘голова лошади’ [ЛЭС, с. 172].

В предложении реализуется синтаксическая связь между подлежащим и сказуемым, которая называется «координация ».Специфика этого вида связи состоит вдвусторонней направленности . Напр., в русск. яз.:

    Солнце светит.

Глагол в функции сказуемогосогласуется с подлежащим в числе и лице, а с другой стороны,управляет именительным падежом подлежащего.

Это не значит, что во всех языках связь между подлежащим и сказуемым – координация (если слова не изменяются, то о координации речь не идет).

    Словосочетание

Существует широкое и узкое понимание словосочетания, соответственно, по-разному решается вопрос ограницах словосочетания .

В рамках широкого подхода подсловосочетанием понимаетсялюбое грамматическое соединениезнаменательных слов.

Таким образом, понятие словосочетания включает и (1) предложение или его предикативный центр (подлежащее и сказуемое), а также (2) сочетания слов на основесочинительной связи :

    книги и журналы ; солнечный, но холодный ; то весело, то скучно.

В узком пониманиисловосочетание – это синтаксическая конструкция, которая образуется сочетанием форм двух или болеезнаменательных слов на основеподчинительной связи (согласования, управления, примыкания, изафета и др.).

В этом случае в структуре словосочетания выделяется стержневой (главный ) компонент (грамматически и семантически главенствующее слово) изависимый компонент [ЛЭС, с. 469]:

    заниматься музыкой,

    выше брата.

При таком подходе словосочетание занимает промежуточное положение между словом и предложением. Как и слово , оно

    является номинативной , ане коммуникативной единицей,

    служит строительным материалом для предложения

    и выделяется из него при синтаксическом анализе.

Аналогично предложению словосочетание – этоконструкция , хотя предложение, в отличие от словосочетания, может состоять из одного компонента (Светает ). Словосочетание противопоставлено предложению по ряду дифференциальных признаков (о них речь идет в п. 6).

Сочетания слов на основе сочинительной связи исключаются из состава словосочетаний, т.к. они нередко образуютоткрытый ряд :

    и книги, и журналы, и газеты, и проспекты…

    то весело, то скучно, то игриво, то серьезно…

Словосочетания в каждом языке строятся по определенным образцам (моделям , структурным схемам ). Структурная схема обычно записывается в виде формулы, компоненты которой передаются символами, имеющими морфологическую основу. Напр.:

    V N 4 :готовить обед, поливать цветы ;V – глагол (лат.verbum ),N – существительное или его аналог (лат.nōmen ‘имя’);

    А N : теплый день, a round table ;А – прилагательное (лат.adjectīvus ).

Современные зарубежные лингвисты понятием словосочетания пользуются ограниченно.Терминусловосочетание более или менее соответствуют терминысинтагма (англ.syntagm ) илифраза (англ.phrase ) [ЛЭС, с. 469].

Синтаксис как раздел грамматики, изучающий строй связной речи, включает в себя две основные части: 1) учение о словосочетании и 2) учение о предложении.

Словосочетание - это соединение двух или более знаменательных слов, связанных по смыслу и грамматически и представляющих собой сложные наименования явлений объективной действительности, например: студенческое собрание, статья по диалектологии, человек среднего роста, читать вслух. Являясь наряду со словом элементом построения предложения, словосочетание выступает в качестве одной из основных синтаксических единиц.

Различаются словосочетания Словосочетание синтаксическое синтаксические и словосочетания Словосочетание фразеологическое фразеологические. Первые изучаются в синтаксисе, вторые - во фразеологии. Ср.: 1) красная материя, железная балка, тупой взгляд; 2) красная смородина, железная дорога, тупой угол.

Синтаксические отношения в словосочетаниях бывают:

а)атрибутивные-последнее известие(признак),

б)обьективные(писать письмо)-некий обьект,

в)обстоятельственные-бежать быстро.

Среди синтаксических словосочетаний выделяются словосочетания Словосочетание свободное свободные и несвободные. Первые легко разлагаются на составляющие их части, вторые образуют синтаксически неразложимое единство: 1) нужная книга, лекция по литературе, бежать опрометью; 2) два студента, несколько книг.

Другой основной синтаксической единицей является предложение. Предложение - это минимальная единица человеческой речи, представляющая собой грамматически организованное соединение слов, обладающее известной смысловой и интонационной законченностью.

Вопрос 2.Словосочетание.Общее поятие.Слово и словосочетание.Словосочетание и предложение.

Словосочетание - это смысловое и грамматическое объединение двух (или нескольких) знаменательных слов или форм слов, проявляющее их подчинительные свойства: цивилизованное общество, полет ракеты. Словосочетание служит средством номинации и строится по определенному образцу: существительное и согласуемое прилагательное, глагол и управляемая словоформа и т.д. Компонентами словосочетания являются: 1) главное слово (или стержневое) и 2) зависимое слово. Словосочетание: Главное слово - это слово грамматически независимое. Зависимое слово - это слово, которое формально подчиняется требованиям, исходящим от главного слова.

Анализ словосочетания и его отношения к слову и к предложению позволяет сделать следующие выводы.

Словосочетание как грамматически организованное непредикативное объединение знаменательных слов участвует в построении предложения, подчиняясь структуре предложения; воздействие предложения на словосочетание бывает иногда столь значительным, что приводит к его распаду и перераспределению грамматических зависимостей в составе предложения; в таких случаях вышедшие из-под влияния словосочетания зависимые словоформы становятся самостоятельными синтаксическими элементами предложения. Главное отличие словосочетания от предложения - его непредикативность, т.е. отсутствие соотнесенности с ситуацией речи.

Участвующие в построении предложения словосочетания сами выкристаллизовываются в предложении и вычленяются из него.

Словосочетания строятся по принципу семантического распространения слова как определенной лексико-грамматической категории, и потому взаимоотношения составляющих его компонентов оформляются по принципу субординативной синтаксической связи.

Отрицание коммуникативной функции у словосочетания влечет за собой исключение из разряда словосочетаний пары слов, образуемой подлежащим и сказуемым, так как здесь налицо отношения, возникающие только в предложении и характерные только для предложения - отношения предикативные.

Из разряда словосочетаний исключаются и такие объединения слов в предложении, которые соединяются по принципу равноправных синтаксических элементов, т.е. по принципу сочинения. Группы однородных членов не составляют словосочетаний, так как это незамкнутые ряды слов (наименования разных явлений действительности), их нельзя считать «распространенными словами». Наличие в языке небольшого количества объединений слов с сочинительной связью, выполняющих номинативную функцию, типа ночь и день (сутки), ни свет ни заря (очень рано), отец и мать (родители), муж и жена (супруги), не нарушает этого вывода, так как такие наименования не имеют стержневого слова, и их замкнутость - явление отнюдь не синтаксическое, а сугубо лексическое. Характерно, что таких соединений слов крайне мало.

Не образуют словосочетания и конструкции, состоящие из обособленного оборота и слова, к которому он относится. Объединение этих единиц осуществляется только в предложении и отношения к словосочетанию не имеет. Ср.: Успокоенная девочка стала разглядывать картину. - Успокоенная, девочка стала разглядывать картину. В первом предложении выделяется словосочетание успокоенная девочка, которое обнаруживает связь согласования, в другом предложении соединение слов успокоенная и девочка, хотя и сохраняет признаки формального согласования, по существу, вступает в более сложные взаимоотношения, создаваемые не столько формами слов, сколько интонационной расчлененностью, значением полупредикативности, которые возможны лишь в предложении, а не в словосочетании: отношения между обособленным определением и определяемым именем сродни отношениям между словами в предложении Девочка успокоилась и стала разглядывать картину.