Ремонт Дизайн Мебель

Григорианская система. Школьная энциклопедия. История создания юлианского и григорианского календарей

Бог создавал мир вне времени, смена дня и ночи, времен года позволяет людям приводить в порядок свое время. Для этого человечество изобрело календарь, систему исчисления дней в году. Основной причиной перехода на другой календарь стали разногласия насчет празднования важнейшего дня для христиан – Пасхи.

Юлианский календарь

Когда-то, еще во времена правления Юлия Цезаря, в 45 году до н.э. появился Юлианский календарь. Сам календарь был назван в честь правителя. Именно астрономы Юлия Цезаря создали систему летосчисления, ориентированную на время последовательного прохождения точки равноденствия Солнцем, поэтому Юлианский календарь был “солнечным” календарем.

Эта система была наиболее точной для тех времен, каждый год, не считая високосного, содержал 365 дней. Кроме того, Юлианский календарь не противоречил астрономическим открытиям тех лет. Полторы тысячи лет никто не мог предложить этой системе достойной аналогии.

Григорианский календарь

Однако в конце XVI века Папа Григорий XIII предложил другую систему летосчисления. В чем заключалось отличие Юлианского и Григорианского календаря, если разницы в количестве дней по ним не наблюдалось? Високосным годом теперь уже не считался каждый четвертый год по умолчанию, как в Юлианском календаре. Согласно Григорианскому календарю, если год заканчивался на 00, но при этом не делился на 4, високосным он не был. Так 2000 был високосным, а 2100 високосным уже не будет.

Папа Григорий XIII основывался на том, что Пасха должна праздноваться только в воскресенье, а по Юлианскому календарю Пасха каждый раз выпадала на разные дни недели. 24 февраля 1582 года мир узнал о Григорианском календаре.

За реформу выступали также папы Сикст IV, Климент VII. Работу над календарем, в числе прочих, вел орден иезуитов.

Юлианский и Григорианский календари – какой популярнее?

Юлианский и Григорианский календари продолжили существовать вместе, но в большинстве стран мира используют именно Григорианский календарь, а Юлианский остается для расчета христианских праздников.

Россия приняла реформу в числе последних. В 1917 году, сразу после Октябрьского переворота “мракобесный” календарь заменили на “прогрессивный”. В 1923 году Русскую Православную Церковь пытались перевести на “новый стиль”, но даже при давлении на Святейшего Патриарха Тихона, от Церкви последовал категорический отказ. Православные христиане, руководствуясь наставлениями апостолов, рассчитывают праздники по Юлианскому календарю. Католики и протестанты считают праздники по Григорианскому календарю.

Вопрос о календарях – это также богословская проблема. Несмотря на то, что Папа Григорий XIII считал основном вопросом астрономический, а не религиозный аспект, позднее появились рассуждения о правильности того или иного календаря по отношению к Библии. В православии считается, что Григорианский календарь нарушает последовательность событий в Библии и приводит к каноническим нарушениям: Апостольские правила не допускают празднование святой Пасхи ранее Пасхи иудейской. Переход на новый календарь означал бы разрушение пасхалии. Ученый-астроном профессор Е.А. Предтеченский в своей работе «Церковное время: счисление и критический обзор существующих правил определения Пасхи» отмечал: «Этот коллективный труд (Прим.ред. – пасхалия), по всей вероятности многих неизвестных авторов, выполнен так, что до сих пор остаётся непревзойденным. Позднейшая римская пасхалия, принятая теперь западной церковью, является, по сравнению с александрийской, до такой степени тяжеловесною и неуклюжею, что напоминает лубочную картинку рядом с художественным изображением того же предмета. При всём том эта страшно сложная и неуклюжая машина не достигает ещё и предположенной цели» . Кроме того, схождение Благодатного огня у Гроба Господня совершается в Великую Субботу по юлианскому календарю.

Сегодня множество граждан нашей страны по разному относятся к событиям переворота 1917 года.Некоторые считают это положительным опытом для государства,другие отрицательным.В одном они всегда соглашаются,что при том перевороте многое изменилось,изменилось навсегда.
Одно из таких изменений было введено 24 января 1918 года Советом Народных Комиссаров, которое на тот момент являлось революционным правительством России. Был издан декрет о введении в России западного календаря.

Этот указ,по их мнению должен был способствовать установлению более тесных связей с Западной Европой.В далеком 1582 году по всей цивилизованной Европе на смену Юлианскому пришел Григорианский календарь,причем этому потворствовали известные астрономы того времени.
С тех пор Российский календарь имел незначительное отличие от западного в 13 дней.

Это начинание пошло от самого Папы римского.Однако русские православные иерархи относились весьма прохладно к своим католическим партнерам,поэтому для России все осталось по прежнему.
Так и жили граждане разных стран с различными календарями на протяжении почти трёх сотен лет.
Например,когда в западной Европе отмечают Новый Год,то в России еще только 19 декабря.
Жить и считать дни по новому Советская Россия начала с 1 февраля 1918 года.

Указом СНК (аббревиатура Совета Народных Комиссаров),который был издан 24 января 1918 года,было предписано день 1 февраля 1918 года считать,как 14 февраля.

Следует отметить,что приход весны в центральной части России стал совершенно не заметен.Все же стоит признать,не зря наши предки не хотели менять свой календарь.Ведь 1 марта,больше напоминает середину февраля.Наверняка многие обращали внимание,что по настоящему весной пахнуть начинает только с середины марта месяца или первых его чисел по старому стилю.

Стоит ли говорить,что новый стиль понравился далеко не всем


Если вы думаете,что это в России были такие дикие, что не хотели принять цивилизованный календарь,то вы сильно ошибаетесь.Множество стран не хотело принимать католический календарь.
Например в Греции стали считать по новому календарю в 1924 году, в Турции 1926 ,а в Египте в 1928 году.
Следует отметить забавную деталь,несмотря на то,что египтяне,греки и турки приняли григорианский календарь гораздо позже русских,однако никто за ними не замечал,что они празднуют Старый и Новый год.

Даже в оплоте западной демократии - Англии и то с большими предубеждениями приняли новый календарь в 1752 году,Швеция последовала этому примеру через год

Что такое Юлианский календарь?

Он носит название по имени своего создателя Юлия Цезаря.В Римской Империи на новое летосчисление перешли в 46 году до нашей эры.Год имел 365 дней и начинался ровно 1 января.Тот год,что делился на 4 назывался високосным.
В високосном году добавлялся еще один день 29 февраля.

Чем отличается Григорианский от Юлианского календаря?

Вся разница между этими календарями заключается в том,что у календаря Юлия Цезаря,каждый 4-й год без исключения является високосным,а у календаря Папы Григория только те,которые могут делиться на 4-е,однако не кратные ста.
Хотя разница почти незаметна,однако через сто лет Православное рождество станут отмечать не 7 января,как обычно,а 8-го .

В какой день сентября следует отмечать Новолетие, если мы живем в XXI веке? Когда в пересчете на наше время родились протопоп Аввакум и боярыня Морозова, когда преставился ко Господу св. Кирил Белоезерский? Как пересчитывать даты русской и западноевропейской истории, если Россия вплоть до 1918 года жила по юлианскому календарю? Ответами на эти и другие вопросы послужила данная статья.

***

Юлианский календарь , разработанный группой александрийских астрономов во главе с Созигеном, был введен Юлием Цезарем с 1 января 45 года до н. э. Год по юлианскому календарю начинался 1 января, так как именно в этот день с 153 года до н. э. избранные народным собранием консулы вступали в должность.

Юлианский календарь, разработанный группой александрийских астрономов во главе с Созигеном

В Киевской Руси юлианский календарь появился во времена Владимира Святославовича с началом введения христианства. Так, в «Повести временных лет» используется юлианский календарь с римскими названиями месяцев и византийской эрой. Летосчисление вели от Сотворения мира, взяв за основу 5508 год до н. э. - византийский вариант этой даты. Начало нового года постановили исчислять с 1 марта, в соответствии с древним славянским календарем.

Юлианский календарь, заменивший старый римский календарь, в Киевской Руси был известен под названием «Миротворного круга», «Церковного круга», индикта и «Великого индиктиона».


«Миротворный круг»

Праздник церковного Новолетия, когда год начинается 1 сентября, был установлен святыми отцами Первого Вселенского Собора, которые определили начинать с этого дня исчисление церковного года. На Руси, во времена Ивана III в 1492 году, преобладающим стал сентябрьский стиль, вытеснивший мартовский, начало года было перенесено на 1 сентября. Переписчики некоторых летописей учитывали переходы на новые стили летосчисления и вносили поправки в летописи. Этим объясняют то, что хронология в разных летописях может отличаться на один-два года. В современной России юлианский календарь обычно называют старым стилем .

В настоящее время юлианский календарь используют некоторые поместные православные церкви: Иерусалимская, Русская, Сербская, Грузинская. В 2014 году к юлианскому календарю вернулась Польская православная церковь. Юлианского календаря придерживаются некоторые монастыри и приходы и в других странах Европы, а также в США, монастыри и иные учреждения Афона, греческие старостильники и иные старостильники, не принявшие перехода на новоюлианский календарь в Элладской церкви и других церквях в 1920-е годы.

В ряде стран, где до начала XX века использовался юлианский календарь, как, например, в Греции - даты исторических событий, произошедших до перехода на новый стиль, продолжают номинально отмечать в те же числа, в которые они произошли по юлианскому календарю. Так, все принявшие новый календарь православные церкви, кроме Финляндской церкви, по-прежнему исчисляют день празднования Пасхи и праздники, даты которых зависят от даты Пасхи, по юлианскому календарю.

В XVI веке на Западе были произведены астрономические исчисления, в результате которых было заявлено, что юлианский календарь является истинным, хотя в нем есть некоторые погрешности - так, каждые 128 лет накапливается лишний день.

В момент введения юлианского календаря день весеннего равноденствия приходился на 21 марта, как по принятой календарной системе, так и по факту. Но к XVI веку разница между солнечным и юлианским календарем составила уже около десяти суток. В результате день весеннего равноденствия приходился уже не на 21-ое, а на 11 марта.

Из-за этого, например, Рождество, первоначально почти совпадавшее с зимним солнцестоянием, постепенно сдвигается в сторону весны. Наиболее заметна разница весной и осенью вблизи дней равноденствия, когда скорость изменения продолжительности суток и положения солнца максимальна. Астрономы учли эти погрешности, и 4 октября 1582 года Папа Григорий XIII ввел общеобязательный календарь для всей Западной Европы. Подготовку реформы по указанию Григория XIII осуществляли астрономы Христофор Клавий и Алоизий Лилий . Результаты их труда были зафиксированы в папской булле, подписанной понтификом на вилле Мондрагоне и названной по первой строке Inter gravissimas («Среди важнейших»). Так юлианский календарь был заменен на григорианский .


Следующим днем после четвертого октября в 1582 году стало уже не пятое, а пятнадцатое октября. Однако в следующем, 1583 году, Собор Восточных Патриархов в Константинополе осудил не только григорианскую Пасхалию, но и весь григорианский месяцеслов, анафематствовав всех последователей этих латинских нововведений. В Сигилионе Патриаршем и Синодальном, утвержденном тремя Восточными Патриархами - Иеремией Константинопольским , Сильвестром Александрийским и Софронием Иерусалимским , было отмечено:

Кто не следует обычаям Церкви и тому, как приказали Семь Святых Вселенских Соборов о Святой Пасхе и месяцеслове и добре законоположили нам следовать, а желает следовать Григорианской Пасхалии и месяцеслову, тот, как и безбожные астрономы, противодействует всем определениям Святых Соборов и хочет им изменить или ослабить, - да будет анафема, - отлучен от Церкви Христовой и собрания верных .

Это решение в дальнейшем было подтверждено Константинопольскими Соборами 1587 и 1593 годов. На заседаниях Комиссии Русского астрономического общества в 1899 году по вопросу о реформе календаря профессор В. В. Болотов заявил:

Григорианская реформа не имеет для себя не только оправдания, но даже извинения… Никейский Собор не постановлял ничего подобного. Саму отмену юлианского стиля в России нахожу отнюдь нежелательною. Я по-прежнему остаюсь решительным почитателем календаря юлианского. Его чрезвычайная простота составляет его научное преимущество перед всякими другими календарями исправленными. Думаю, что культурная миссия России по этому вопросу состоит в том, чтобы еще несколько столетий удержать в жизни юлианский календарь и чрез то облегчить для западных народов возвращение от не нужной никому григорианской реформы к неиспорченному старому стилю .

Протестантские страны отказывались от юлианского календаря постепенно, на протяжении XVII–XVIII веков, последними были Великобритания и Швеция. Часто переход на григорианский календарь сопровождался серьезными беспорядками, мятежами и даже убийствами. Сейчас григорианский календарь официально принят во всех странах, кроме Таиланда и Эфиопии. В России григорианский календарь введен декретом от 26 января 1918 года Совнаркома, согласно которому в 1918 году после 31 января следует 14 февраля.


Разница между датами юлианского и григорианского календаря постоянно увеличивается из-за разных правил определения високосных годов: в юлианском календаре такими являются все годы, кратные 4, тогда как в григорианском годы, кратные 100 и не кратные 400, високосными не являются.

Более ранние даты указываются в соответствии с пролептическим календарем, который используют для обозначения более ранних дат, чем дата появления календаря. В странах, где был принят юлианский календарь, даты до 46 года до н. э. указываются по пролептическому юлианскому календарю, а там, где его не было, - по пролептическому григорианскому.

В XVIII веке юлианский календарь отставал от григорианского на 11 дней, в ХIХ веке - на 12 дней, в ХХ веке - на 13. В ХХI веке сохраняется разница в 13 дней. В XXII веке юлианский и григорианский календари разойдутся уже на 14 дней.

Православная церковь России пользуется юлианским календарем и отмечает Рождество Христово и другие церковные праздники по юлианскому календарю, следуя решениям Вселенских Соборов, а католики - по григорианскому. Однако григорианский календарь нарушает очередность многих библейских событий и приводит к каноническим нарушениям: так, Апостольские правила не допускают празднование святой Пасхи ранее Пасхи иудейской. В связи с тем, что юлианский и григорианский календари с течением времени наращивают разницу в датах, православные церкви, которые используют юлианский календарь, будут отмечать Рождество с 2101 года не 7 января, как это происходит сейчас, а 8 января, а с 9901 года празднование будет происходить уже 8 марта. В литургическом календаре дата по-прежнему будет соответствовать 25 декабря.

Приводим таблицу для расчета разницы дат юлианского и григорианского календаря:

Разница, дней Период (по юлианскому календарю) Период (по григорианскому календарю)
10 5 октября 1582 - 29 февраля 1700 15 октября 1582 - 11 марта 1700
11 1 марта 1700 - 29 февраля 1800 12 марта 1700 - 12 марта 1800
12 1 марта 1800 - 29 февраля 1900 13 марта 1800 - 13 марта 1900
13 1 марта 1900 - 29 февраля 2100 14 марта 1900 - 14 марта 2100
14 1 марта 2100 - 29 февраля 2200 15 марта 2100 - 15 марта 2200
15 1 марта 2200 - 29 февраля 2300 16 марта 2200 - 16 марта 2300

В соответствии с общепринятым правилом, даты, пришедшиеся на промежуток между 1582 годом и моментом принятия григорианского календаря в стране, указываются как по старому, так и по новому стилю. При этом новый стиль указывается в скобках.

Например, Рождество празднуют в России 25 декабря (7 января), где 25 декабря - дата по юлианскому календарю (по старому стилю), а 7 января - дата по григорианскому календарю (по новому стилю).

Рассмотрим подробный пример. Священномученик и исповедник протопоп Аввакум Петров был казнен 14 апреля 1682 года. Согласно таблице, находим временной отрезок, который подходит для этого года - это самая первая строка. Разница дней между юлианским и григорианским календарем в этом промежутке времени составляла 10 дней. Дата 14 апреля здесь указана по старому стилю, а чтобы высчитать дату по новому стилю для XVII века - прибавляем 10 дней, получается, 24 апреля - по новому стилю для 1682 года. Но чтобы высчитать дату нового стиля для нашего, XXI века, необходимо к дате по старому стилю прибавить уже не 10, а 13 дней - таким образом, это будет дата 27 апреля.

Люди очень давно задумывались о потребности в летоисчислении. Стоит вспомнить, тот самый календарь Майя, который несколько лет назад наделал много шума во всем мире. Но почти все мировые государства сейчас живут по календарю, который называется григорианский. Впрочем, во многих фильмах или книгах можно увидеть или услышать упоминания о юлианском календаре. В чем же разница между этими двумя календарями?

Свое название этот календарь получил благодаря самому известному римскому императору Гаю Юлию Цезарю . Разработкой календаря занимался, конечно, не сам император, но делалось это по его указу целой группой ученых-астрономов. Днем рождения этого способа летоисчисления является 1 января 45 года до нашей эры. Слово календарь также родилось в Древнем Риме. В переводе с латыни оно означает – долговая книжка. Дело в том, что тогда проценты по долгам платились в календы (так назывались первые дни каждого месяца).

Кроме названия всего календаря, Юлий Цезарь также дал имя одному из месяцев – июль, хотя изначально этот месяц назывался – квинтилис. Другие римские императоры тоже давали месяцам свои имена. Но кроме июля, в наши дни употребляется только август – месяц, который был переименован в честь Октавиана Августа.

Юлианский календарь полностью перестал быть государственным в 1928 году, когда Египет перешел на григорианский. Эта страна стала последней из перешедших на григорианский календарь. Первыми же перешли Италия, Испания и Речь Посполитая в 1528 году. Россия совершила переход в 1918 году.

В наши дни юлианский календарь используется только в некоторых православных церквях. В таких, как: Иерусалимская, Грузинская, Сербская и Русская, Польская и Украинская. Также по юлианскому календарю отмечают праздники Российская и Украинская грекокатолические церкви и древневосточные церкви в Египте и Эфиопии.

Этот календарь был введен папой римским Григорием XIII . В честь него и получил свое название календарь. Необходимость замены юлианского календаря заключалась, в первую очередь, в замешательстве по поводу празднования Пасхи. По юлианскому календарю празднование этого дня выпадало на разные дни недели, но христианство настаивало на том, что Пасха всегда должна праздноваться в воскресенье. Однако хоть григорианский календарь и упорядочил празднование Пасхи, с его появлением сбились остальные церковные праздники. Поэтому некоторые православные церкви до сих пор живут по юлианскому календарю. Наглядным примером служит то, что католики отмечают Рождество 25 декабря, а православные 7 января.

Переход на новый календарь не все люди восприняли спокойно. Во многих странах вспыхивали бунты. А в Русской Православной Церкви новый календарь действовал всего 24 дня. Швеция, например, и вовсе жила по своему собственному календарю из-за всех этих переходов.

Общие черты в обоих календарях

  1. Деление . Как в юлианском, так и в григорианском календаре год делится на 12 месяцев и 365 дней, и по 7 дней в неделе.
  2. Месяцы . В григорианском календаре все 12 месяцев называются также как и в юлианском. У них такая же последовательность и такое же количество дней. Есть простой способ, как запомнить в каком месяце и сколько дней. Необходимо сжать собственные руки в кулаки. Костяшка на мизинце левой руки будет считаться январем, а последующая за ней впадина – февралем. Таким образом, все костяшки будут символизировать месяцы, в которых 31 день, а все впадины – месяцы, в которых 30 дней. Конечно, исключение составляет февраль, в котором 28 или 29 дней (зависит от того високосный сейчас год или нет). Впадина после безымянного пальца правой руки и костяшка правого мизинца не учитываются, так как месяцев всего 12. Такой метод подходит для определения количества дней и в юлианском и в григорианском календарях.
  3. Церковные праздники . Все праздники, которые отмечаются по юлианскому календарю, отмечаются и по григорианскому. Однако празднование происходит в другие дни и числа. Например, Рождество.
  4. Место изобретения . Как и юлианский, григорианский календарь был изобретен в Риме, однако в 1582 году Рим был частью Италии, а в 45 году до нашей эры – центром Римской империи.

Отличия григорианского календаря от юлианского

  1. Возраст . Так как некоторые Церкви живут по юлианскому календарю, то можно с уверенностью утверждать, что он существует. А значит он старше григорианского на примерно 1626 лет.
  2. Использование . Григорианский календарь считается государственным почти во всех странах мира. Юлианский календарь же можно назвать церковным календарем.
  3. Високосный год . В Юлианском календаре каждый четвертый год является високосным. В григорианском же високосный год тот, номер которого кратен 400 и 4, но тот который не кратен 100. То есть 2016 год по григорианскому календарю високосный, а 1900 – нет.
  4. Разница дат . Изначально григорианский календарь, можно сказать, спешил на 10 дней по сравнению с юлианским. То есть по юлианскому календарю 5 октября 1582 года — считалось 15 октября 1582 года по григорианскому календарю. Однако сейчас разница между календарями составляет уже 13 дней. В связи с этим отличием в странах бывшей Российской империи появилось такое выражение, как по старому стилю. Например, праздник, именуемый Старый Новый Год, является просто Новым Годом, но по юлианскому календарю.

Так как к этому времени разница между старым и новым стилями составляла 13 дней, то декрет предписывал после 31 января 1918 г. считать не 1 февраля, а 14 февраля. Этим же декретом предписывалось до 1 июля 1918 г. после числа каждого дня по новому стилю в скобках писать число по старому стилю: 14 (1) февраля, 15 (2) февраля и т. д.

Из истории летоисчисления в России.

Древние славяне, как и многие другие народы, в основу своего календаря первоначально положили период изменения лунных фаз. Но уже ко времени принятия христианства, т. е. к концу Х в. н. э., Древняя Русь пользовалась лунно-солнечным календарем.

Календарь древних славян. Установить, что представлял собой календарь древних славян, окончательно не удалось. Известно только, что первоначально счет времени велся по сезонам. Вероятно, тогда же применялся и 12-месячный лунный календарь. В более поздние времена славяне перешли к лунно-солнечному календарю, в котором семь раз в каждые 19 лет вставлялся добавочный, 13-й месяц.

Древнейшие памятники русской письменности показывают, что месяцы имели чисто славянские названия, происхождение которых было тесно связано с явлениями природы. При этом одни и те же месяцы в зависимости от климата тех мест, в которых обитали различные племена, получали разные названия. Так, январь назывался где сечень (время вырубки леса), где просинец (после зимней облачности появлялось синее небо), где студень (так как становилось студено, холодно) и т. п.; февраль — сечень, снежень или лютый (лютые морозы); март — березозол (здесь существует несколько толкований: начинает цвести береза; брали сок из берез; жгли березу на уголь), сухий (самый бедный осадками в древней Киевской Руси, в некоторых местах уже высыхала земля, соковик (напоминание о соке березы); апрель — цветень (цветение садов), березень (начало цветения березы), дубен, квитень и т. д.; май —травень (зеленеет трава), летень, цветень; июнь — червень (краснеют вишни), изок (стрекочут кузнечики — «изоки»), млечень; июль — липец (цветение липы), червень (на севере, где фенологические явления запаздывают), серпень (от слова «серп», указывающего на время жатвы); август — серпень, жнивень, зарев (от глагола «зареветь» — рев оленей, либо от слова «зарево» — холодные зори, а возможно, от «пазорей» — полярных сияний); сентябрь — вересень (цветение вереска); руень (от славянского корня слова, означающего дерево, дающего желтую краску); октябрь — листопад, «паздерник» или «кастрычник» (паздеры — кострики конопли, название для юга России); ноябрь — грудень (от слова «груда» — мерзлая колея на дороге), листопад (на юге России); декабрь — студень, грудень, просинец.

Год начинался с 1 марта, и примерно с этого времени приступали к сельскохозяйственным работам.

Многие древние названия месяцев позже перешли в ряд славянских языков и в значительной степени удержались в некоторых современных языках, в частности в украинском, белорусском и польском.

В конце Х в. Древняя Русь приняла христианство. Одновременно с этим к нам перешло летосчисление, применявшееся римлянами, — юлианский календарь (основанный на солнечном годе), с римскими наименованиями месяцев и семидневной неделей. Счет годов в нем велся от «сотворения мира», которое якобы произошло за 5508 лет до нашего летосчисления. Эта дата — один из многочисленных вариантов эр от «сотворения мира» — была принята в VII в. в Греции и. долгое время применялась православной церковью.

В течение многих веков началом года считалось 1 марта, но в 1492 г., в соответствии с церковной традицией, начало года было официально перенесено на 1 сентября и отмечалось так более двухсот лет. Однако через несколько месяцев после того, как 1 сентября 7208 г. москвичи отпраздновали свой очередной Новый год, им пришлось празднование повторить. Это произошло потому, что 19 декабря 7208 г. был подписан и обнародован именной указ Петра I о реформе календаря в России, по которому вводилось новое начало года — от 1 января и новая эра — христианское летосчисление (от «рождества Христова»).

Петровский указ назывался: «О писании впредь Генваря с 1 числа 1700 года во всех бумагах лета от Рождества Христова, а не от сотворения мира». Поэтому в указе предписывалось день после 31 декабря 7208 г. от «сотворения мира» считать 1 января 1700 г от «рождества Христова». Чтобы реформа была принята без осложнений, указ заканчивался благоразумной оговоркой: «А буде кто захочет писать оба те лета, от сотворения мира и от Рождества Христова, сряду свободно».

Встреча первого гражданского Нового года в Москве. На следующий день после оглашения на Красной площади в Москве указа Петра I о реформе календаря, т. е. 20 декабря 7208 г., был оглашен новый указ царя — «О праздновании Нового года». Считая, что 1 января 1700 г. является не только началом нового года, но и началом нового века (Здесь в указе допущена существенная ошибка: 1700 год является последним годом XVII в., а не первым годом XVIII в. Новый век наступил с 1 января 1701 г. Ошибка, которую иногда повторяют и в наши дни.), указ предписывал отметить это событие особенно торжественно. В нем были даны подробные предписания, как организовать праздник в Москве. В канун Нового года Петр I сам зажег на Красной площади первую ракету, дав этим сигнал к открытию праздника. Улицы осветились иллюминацией. Начались колокольный звон и пушечная пальба, раздались звуки труб и литавр. Царь поздравлял население столицы с Новым годом, гуляния продолжались всю ночь. Из дворов в темное зимнее небо взлетали разноцветные ракеты, а «по улицам большим, где пространство есть», горели огни — костры и пристроенные па столбах смоляные бочки.

Дома жителей деревянной столицы принарядились в хвою «из древ и ветвей сосновых, елевых и можжевеловых». Целую неделю дома стояли украшенными, а с наступлением ночи зажигались огни. Стрельба «из небольших пушечек и из мушкетов или иного мелкого оружья», а также пуск «ракетов» были возложены на людей, «которые золота не считают». А «людям скудным» предлагалось «каждому хотя по древцу или ветве на вороты или над храминою своей поставить». С этого времени в нашей стране установился обычай ежегодно 1 января праздновать день Нового года.

После 1918 года в СССР были ещё календарные реформы.В период с 1929 но 1940 г. в нашей стране трижды проводились календарные реформы, вызванные производственными нуждами. Так, 26 августа 1929 г. СНК СССР принял постановление «О переходе на непрерывное производство в предприятиях и учреждениях СССР», в котором было признано необходимым уже с 1929-1930 хозяйственного года приступить к планомерному и последовательному переводу предприятий и учреждений на непрерывное производство. Осенью 1929 г. начался постепенный переход на «непрерывку», который завершился весной 1930 г. после опубликования постановления специальной правительственной комиссии при Совете Труда и Обороны. Этим постановлением был введен единый производственный табель-календарь. В календарном году предусматривалось 360 дней, т. е. 72 пятидневки. Остальные 5 дней было решено считать праздничными. В отличие от древнеегипетского календаря, они не были расположены все вместе в конце года, а были приурочены к советским памятным дням и революционным праздникам: 22 января, 1 и 2 мая, а также 7 и 8 ноября.

Работники каждого предприятия и учреждения были разбиты на 5 групп, и каждой группе был установлен день отдыха в каждую пятидневку на весь год. Это означало, что после четырех рабочих дней наступал день отдыха. После введения «непрерывки» отпала необходимость в семидневной неделе, так как выходные дни могли приходиться не только на различные числа месяца, но и на различные дни недели.

Однако этот календарь просуществовал недолго. Уже 21 ноября 1931 г. СНК СССР принял постановление «О прерывной производственной неделе в учреждениях», в котором разрешал наркоматам и другим учреждениям переходить на шестидневную прерывную производственную неделю. Для них были установлены постоянные выходные дни в следующие числа месяца: 6, 12, 18, 24 и 30. В конце февраля выходной день приходился на последний день месяца или переносился на 1 марта. В тех месяцах, которые содержали но 31 дню, последний день месяца считался сворхмесячным и оплачивался особо. Постановление о переходе на прерывную шестидневную неделю вступило в силу с 1 декабря 1931 г.

Как пятидневка, так и шестидневка полностью нарушили традиционную семидневную неделю с общим выходным днем в воскресенье. Шестидневная неделя применялась около девяти лет. Только 26 июня 1940 г. Президиум Верховного Совета СССР издал указ «О переходе на восьмичасовой рабочий день, на семидневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений», В развитие этого указа 27 июня 1940 г. СНК СССР принял постановление, в котором установил, что «сверх воскресных дней нерабочими днями также являются:

22 января, 1 и 2 мая, 7 и 8 ноября, 5 декабря. Этим же постановлением были отменены существовавшие в сельских местностях шесть особых дней отдыха и нерабочие дни 12 марта (День низвержения самодержавия) и 18 марта (День Парижской коммуны).

7 марта 1967 г. ЦК КПСС, Совет Министров СССР и ВЦСПС приняли постановление «О переводе рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций на пятидневную рабочую педелю с двумя выходными днями», однако эта реформа никак не касалась структуры современного календаря."

Но самое интересное то, что страсти не утихают. Очередной виток случается уже в наше, новое время. Сергей Бабурин, Виктор Алкснис, Ирина Савельева и Александр Фоменко внесли в 2007 году в Государственную Думу законопроект — о переходе России с 1 января 2008 года на летоисчисление по юлианскому календарю. В пояснительной записке депутаты отмечали, что «мирового календаря не существует» и предлагали установить переходный период с 31 декабря 2007 года, когда в течение 13 дней летоисчисление будет осуществляться одновременно по двум календарям сразу. Участие в голосовании приняли только четыре депутата. Трое — против, один — за. Воздержавшихся не было. Остальные избранники голосование проигнорировали.