Ремонт Дизайн Мебель

Фгос-достоинства и недостатки системы образования.уважаемые коллеги, прошу поучаствовать в обсуждении. Дошкольное образование без фгт и фгос: плюсы и минусы


История введения ФГОС дошкольного образования и пути преемственности с ФГТ «Временные (примерные) требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении» (приказ Министерства образования РФ от г., 448)


Временные (примерные) требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении (Приложение 2 к приказу Министерства образования РФ от 22 августа 1996г. 448). Они включали критерии А. оценки содержания и методов воспитательно - образовательной работы с детьми каждого года жизни по следующим направлениям: развитие, физическое развитие и здоровье, взаимодействие сотрудников с детьми, развитие игровой деятельности, развитие ребенка в изобразительной деятельности, развитие ребенка в музыкальной деятельности, развитие ребенка в театрализованной деятельности, развитие конструктивной деятельности, речевое развитие ребенка, развитие элементарных математических представлений, развитие элементарных естественнонаучных представлений, развитие экологической культуры детей, развитие представлений о человеке в истории.


Б. Критерии организации деятельности дошкольного образовательного учреждения (руководство и контроль). В. Критерии оценки материально – технических и медико – социальных условий пребывания детей в ДОУ (развивающая среда, безопасность, охрана здоровья ребенка).


Постановление Правительства РФ от «О федеральных компонентах образовательных стандартов дошкольного образования» Конкурс по разработке стандартов дошкольного образования


«Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от г. 655) вступили в силу


Принцип интеграции 1. интеграция осуществляется в рамках образовательного, а не воспитательно- образовательного процесса 2. в качестве оснований для интеграции, объединения задач и содержания образовательного процесса выступают так называемые «образовательные области». Интеграция Задачи Содержание Механизмы Средства


Учет принципа интеграции при разработке образовательной программы детского сада Было: Образовательная программа как системная модель воспитательно- образовательного процесса, охватывающая все основные моменты их жизнедеятельности с учетом приоритетности видов детской деятельности в каждом возрастном периоде. Стало: Общеобразовательная программа как комплексная модель интеграции образовательных областей в соответствии с комплексно-тематическим принципом планирования образовательного процесса.


Требования к мониторингу При этом мониторинг должен описывать «интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения Программы». Виды мониторинга Промежуточные результаты Итоговые результаты ППД развития в период перехода в школу






1. Определение дошкольного образования как одного из уровней системы общего образования, который при этом не является подготовительным. Признание уникальности данного уровня на основе признания самоценности дошкольного детства, требование для предоставлению данному уровню таких же социально-экономических возможностей, как и другим уровням, в том числе, государственному финансированию.


«Плюсы» стандарта 2. Несмотря на сведение образовательного процесса к образовательной услуге, закрепленную в ФЗ «Об образовании в РФ», ориентированность стандарта и образовательной программы на психолого- педагогическую поддержку позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и реализацию индивидуального подхода к каждому ребенку.




«Плюсы» стандарта 4. Отражение в содержании образовательной программы следующих аспектов образовательной среды для ребёнка дошкольного возраста: предметно-пространственная развивающая образовательная среда; характер взаимодействия со взрослыми; характер взаимодействия с другими детьми; система отношений ребёнка к миру, к другим людям, к себе самому.


«Плюсы» стандарта 5. Формулирование для педагога основных компетенций, необходимых для создания социальной ситуации развития воспитанников, соответствующей специфике дошкольного возраста: 1) обеспечение эмоционального благополучия, 2) поддержку индивидуальности и инициативы детей, 3) установление правил поведения и взаимодействия в разных ситуациях, 4) построение развивающего образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого воспитанника, 5) взаимодействие с родителями по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательный процесс, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.


«Плюсы» стандарта 6. Обоснование необходимости использования (или введения) новых форм организации образовательного процесса, связанных с взаимодействием детей друг с другом в парах и между собой, с родителями. Такие формы будет способствовать социализации детей, формированию положительного микроклимата и дружеских отношений в коллективе сверстников.


«Плюсы» стандарта 7. Много внимания уделяется в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования поддержке детской инициативы и самостоятельности. При этом самостоятельная деятельность - это одно из "западающих" звеньев в нашем образовании, и не только в дошкольном. При этом основные проблемы связаны с взрослыми - родителями и педагогами, не владеющих как организацией самостоятельной (свободной) деятельностью, так и самой этой деятельностью. Работа по самообразованию в этой области предстоит огромная. Тем более, что многие практики даже не представляют себе, как можно совместить воспитание самостоятельности и коллективизма у дошкольников.




1. Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", федеральный государственный образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно- правовому регулированию в сфере образования. Это понятие определяет как объект, так предмет регулирования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.



«Минусы» стандарта 2. Цели и задачи, целевые ориентиры дошкольного образования между собой не согласованы. Цели, задачи и целевые ориентиры дошкольного образования, дошкольной образовательной организации, образовательной программы детского сада и образовательной деятельности педагога – это не одно и то же. В ФГОС дошкольного образования они не дифференцируются, накладываются друг на друга и подменяют друг друга.


3. Самое «больное» место в стандарте – управление качеством процесса. В тексте нет вообще упоминания о том, что такое образовательный процесс, связанный с ним индивидуальный образовательной маршрут и траектории развития каждого ребенка, их виды и формы. Если уж речь идет об индивидуализации, образовательные потребности – не особые, а для всех детей, в соответствии с правом на образование, о котором говорится в Конституции РФ. Исходя из контекста использования данного термина, можно сделать вывод о том, что образовательный процесс утратил признаки системы и возможности его преемственности со стандартом начального школьного образования, они только декларируются.


4. Больше всего «неразберихи» будет из-за выделения пяти образовательных областей, среди которых совершенно неправомерно названо в качестве направления социально-коммуникативное развитие (вместо социально-личностного или социально-нравственного, полностью охватывающих указанные в нем задачи), разведены речевое развитие и познавательное развитие, хотя они всегда проникали друг в друга и ранее объединялись термином «умственное развитие». Наравне с математическим и экологическим развитием.


5. Из образовательной программы выплеснуты модели организации образовательного процесса – единственный управленческий механизм, способный восстановить системность образовательного процесса. В программе вместо этого требуется описать режим дня в разных возрастных группах и события в течение года на уровне детского сада. Волей-неволей педагогам детского сада навязывается событийная или ситуативная модель организации.


6. Среди условий реализации программы большое внимание уделено финансовым условиям. При этом полностью отсутствует взаимосвязь этих условий с содержанием и результатами (особенно!) реализации образовательной программы. При аккредитации будет множество проблем, тем более, что нет критериев оценки результатов деятельности детского сада, а целевые ориентиры эту задачу не решают. Не учтены организационно- правовые формы ДОО, среди которых есть автономные, бюджетные и казенные учреждения. Правовые условия заключения и расторжения образовательных правоотношений, выполнения или невыполнения госзаказа на услуги в тексте тоже не отражены, хотя ФГОС призван регулировать правовые отношения в сфере образования. Шаг 1. Создание Координационного совета и рабочей группы для разработки и управления программой изменений и дополнений образовательной системы ДОО Шаг 2. Определение изменений и дополнений в образовательную систему ДОО Шаг 3. Разработка единичных проектов изменений в сводную программу изменений и дополнений Шаг 4. Разработка плана-графика изменения дополнений образовательной системы основного общего образования


ФГОС дошкольного образования 2.6. Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области): социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.


План мероприятий по подготовке к введению ФГОС… Задачи: 1. разработать локальные нормативные акты, регулирующие подготовку и введение ФГОС; 2. разработать проект Основной образовательной программы; 3. обеспечить методическое сопровождение педагогов, участвующих в пилотном проекте по введению ФГОС.


В городе Москве внедрение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования осуществляют: Городской методический центр mosmetod.ru; Московский институт развития образования; Федеральный институт развития образования РАО; Институт стратегических исследований в образовании в Российской Федерации РАО; Городские педагогические университеты.



Положительные и отрицательные моменты введения ФГОС в систему начального образования.

В соответствии с решением Правительства Российской Федерации был разработан стандарт общего образования, который называется «Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС)».

Как утверждают авторы стандарта, он направлен на модернизацию российского образования. Однако в процессе введения и реализации ФГОС у практикующих учителей и администрации образовательной организации возникла масса нерешенных вопросов, проблем и идей по их решению.

Прежде чем перейти к раскрытию проблем введения ФГОС, представлю основные характеристики Федерального государственного образовательного стандарта.

Если сравнить стандарты первого поколения и стандарты второго поколения, то можно увидеть переход от школы формирования ЗУНов к школе формирования мышления и универсальных учебных действий, принципиальную разницу в предметном и личностном развитии ученика, в постановке целей и задач урока.

Идея, же положенная в основу Стандарт нового поколения, заключается в следующем: «От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошел сдвиг к пониманию обучения как процесса подготовки к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать реальные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда».

Данная идея весьма актуальна в нашем развивающемся обществе, так как традиционное образование во многом было нацелено на формирование предметных знаний, умений и навыков. Выпускники школ отлично знали материал по предметам, однако не всегда умели работать в группе, грамотно осуществлять процесс коммуникации, отстаивать свою точку зрения, быстро переучиваться.

Целесообразность введения стандартов нового поколения кроется еще и в том, что у многих выпускников просматривается парадокс отличника. Практика показывает, что многие отличники не способны адаптироваться к реальному миру. Они знают и (теоретически) умеют больше своих сверстников, но производят впечатление менее развитого, менее самостоятельного, значительно более зависимого человека. В то время как неуспевающие ученики, наоборот, чаще добиваются в жизни большего только за счет развитых коммуникативных способностей, умений взаимодействовать в группе, идти на риски и т.д.

Делаем вывод, что, за последние десятилетия в обществе произошли значительные изменения в постановке целей образования и путях их реализации. Федеральный государственный образовательный стандарт не исключает формирование знаний, умений, навыков у обучающихся, но упор делается на развитие личностных и метапредметных знаний, в то время как предметным знаниям уделяется меньшее значение. И в этом самый главный минус современной системы образования. Хотелось бы уточнить основные принципы ФГОС,то есть рассказать подробнее о личностных и метапредметных результатах образования.

Под личностными результатами образовательной деятельности в Стандарте понимается система ценностных отношений обучающихся - к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам, сформированных в образовательном процессе .

К личностным результатом принято относить такие характеристики как:
. самоопределение;
. мотивацию к учебной деятельности;
. любовь к семье;
. нравственно-эстетическое оценивание;
. патриотизм и т.д.

Под метапредметными результатами понимают способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов. Другими словами, метапредметные результаты - универсальные учебные действия (УУД), сформированность которых позволит обучающимся самостоятельно освоить любой учебный предмет, социализироваться в обществе, непрерывно самообучаться и т.д., то есть «делать», а не «знать».

Исходя из этого можно выделить положительные стороны введения стандарта.

Первый плюс - это переход от простой передачи знаний школьнику, к проектирующей творческие способности личности. Поэтому во главе реализации ФГОС лежит системно - деятельностный подход, который предполагает широкое внедрение в обучение проектной и исследовательской деятельности.

Второй плюс ФГОС - воспитательная функция. Создание условий для формирования творческой, самостоятельной, гуманной личности, способной ценить себя и уважать других в условиях личностно-ориентированного образования.

Третий плюс - преемственность подходов и принципов в построении стандартов начальной, основной и старшей школы:

Начальная школа дает первичные навыки самостоятельного поиска знаний;

Основная школа развивает самостоятельность в использовании знаний и навыков при решении конкретных задач, развивает первичные навыки целеполагания и рефлексии;

Старшая школа закрепляет навыки и способности к самостоятельному целеполаганию, выбору инструментария и средств достижения поставленной цели, способствует закреплению навыков применения полученных знаний в учебной, проектной и учебно-исследовательской деятельности на предпрофессиональном уровне (6)

Четвертый плюс - материально - техническая база кабинетов начальных классов соответствует требованиям ФГОС.

Одним из главных плюсов ФГОС можно смело отнести большое внимание к внеурочной деятельности, под которой понимается:

спортивно-оздоровительная деятельность;

духовно-нравственное направление, формирование у детей ощущения полноценного гражданина;

общеинтеллектуальное развитие посредством решения специальных задач;

социальное направление;

общекультурное развитие.

При этом содержание занятий составляется исходя из опыта ведущих специалистов, пожеланий родителей обучающихся и самих детей. В занятия внеурочной деятельностью входят индивидуальные занятия с логопедом (для постановки устной, письменной речи, почерка), педагогом-психологом и пр. Встреча с такого рода специалистами никогда не проходит даром, дети получают особые знания, необходимую психологическую поддержку, которую может обеспечить только настоящий профессионал. Групповые и индивидуальные консультации для школьников различного возраста проводятся экскурсии, круглые столы, секции, диспуты, конференции, олимпиады, соревнования, научные исследования. Все это позволяет оторваться от занудных учебников и максимально заинтересовать ребенка.

А теперь представим минусы внедрения ФГОС, с которыми сталкивается учитель во время работы.

В процессе введения ФГОС обозначились следующие проблемы:

1. Недостаточное количество средств на приобретение учебной литературы, экранно - звуковых пособий (в том числе в цифровом виде), интерактивных досок, учебно - практического и учебно - лабораторного оборудования, натуральных объектов.

2. Помимо привычных предметных контрольных работ теперь необходимо проводить метапредметные диагностические работы, составленные из комплексных заданий.

3. Проблемой для школы является вводимая ФГОС диагностика результатов личностного развития. Привычная форма письменной контрольной работы теперь дополняется такими новыми формами контроля результатов, как:

Целенаправленное наблюдение (фиксация проявляемых ученикам действий и качеств по заданным параметрам),

Самооценка ученика по принятым формам (например, лист с вопросами по само - рефлексии конкретной деятельности),

Результаты учебных проектов,

Результаты разнообразных внеучебных и внешкольных работ, достижений учеников.

4. Что изменилось в профессиональной деятельности учителя начальных классов в связи с реализацией ФГОС? Если до введения документа применение системно - деятельностного подхода было личной инициативой учителя, то в настоящее время, это обязательный компонент работы для формирования УУД. Теперь при подготовке к уроку учитель затрачивает почти в два раза больше времени по сравнению с прошлыми учебными годами. Если раньше пытались выполнить то, что запланировали, то теперь нужно организовать деятельность детей. Ориентир на самооценку учащегося, формирование адекватной самооценки. Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения.

5. По новым стандартам главное - не просто создать условия для получения новых знаний и умений, наша задача научить детей УЧИТЬСЯ, создать благоприятные условия для личностного и познавательного развития каждого ученика, научить детей применять, развивать эти знания и умения в урочное и внеурочное время. А это самая основная проблема. Ведь есть ученики, которые действительно способны к такому обучению, а есть такие которые просто не могут быть самостоятельными и активными. Так же здесь возникает проблема в том, что не у всех детей есть возможность выхода в интернет в домашних условиях.

Источниками знания, как правило, были учитель и учебник. Сейчас, хотим мы этого или не хотим, информационная база у детей гораздо шире, и задача учителя показать спектр возможностей поиска информации. И не просто поиска, а как эту информацию воспринимать, оценивать, как оперировать ею. Ребенок должен понимать, каких знаний ему не хватает, где и как можно получить дополнительные знания. Но у многих детей нет возможности даже усвоить элементарный предметные знания, когда учитель является, как и в традиционной системе, источником передачи знаний.

Нельзя упускать тот факт, что учащиеся в начальной школе не хотят учиться, у них страдает мотивация к получению новых знаний. Ученика не устраивает объяснение, что ему необходим тот или иной материал только потому, что он пригодится ему во взрослой жизни после окончания школы, то есть через несколько лет.

Следовательно, учитель должен понимать, «Как учить?» или, точнее, «Как учить так, чтобы инициировать у детей собственные вопросы: «Чему мне нужно научиться?» и «Как мне этому научиться?»

Кроме этого, следуя требованиям нового стандарта, учителю необходимо освоить современные образовательные технологии, выбрать УМК, использовать возможности материально - технической базы, научиться разрабатывать и реализовывать учебные программы, программы внеурочной образовательной деятельности, участвовать в проектировании образовательной программы.

Наиболее значимым минусом внедрения ФГОС в образовательный процесс является сложность полноценного внедрения системы. Для этого государство должно коренным образом поменять финансирование системы образования, особенно это касается повышения оплаты труда учителей и качественное улучшение материально-технической базы всех школ. Новый стандарт должен реализовываться в новой среде. Также, отношение к делу должны изменить и сами педагоги, иначе это станет серьезным препятствием.

В целом, если государство сможет выполнить свою часть обязанностей для удачного внедрения ФГОС эта система сможет стать настоящим прорывом. Преимуществ у данного стандарта много, главное правильно организовать учебный процесс. В таком случае эта задача полностью ложится на плечи ведущих педагогов, которых, к большому счастью, в нашей стране достаточно. Они смогут поэтапно внедрить ФГОС, вычленить из него плюсы и избавится от недостатков.

Решение представленных выше проблем учителя видят в реализации следующих идей:
. разработки учебников в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования;
. разработки к каждому учебнику методических рекомендаций для учителей;
. сокращении количества учеников в классе;
. сокращении учебной нагрузки учителей;
. введении доплат к заработной плате учителей за курирование проектной деятельности школьников;
. усовершенствовании образовательной среды.

В заключении хотелось бы сказать, что высказанные в статье мысли - это всего лишь предположения. На данной стадии внедрения ФГОС наверняка ответить на вопрос: «Положительные или отрицательные результаты достигнуты введением ФГОС основного общего образования?» нельзя, до тех пор, пока Стандарт второго поколения не начнет работать в полную силу, пока не будут соблюдены все требования и нормы ФГОС.

Список используемой литературы:

3. Евплова Е. В. ФГОС основного общего образования: проблемы и их решение / Е.В. Евплова // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2014. - № 3. - С. 62-64

4. Федеральный государственный образовательный стандарт. http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=230 .

5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г., № 1897.

6. Каблашова О. В. Реализация принципов преемственности и системности ФГОС НОО и ФГОС ООО// Социальная сеть работников образования. - nsportal.ru .

В разделе на вопрос В чем плюсы и минусы введения ФГОС в ДО? заданный автором чистосортный лучший ответ это Давно не работаю в садике, но что делается -- осведомлена. Лично моё мнение -- дети не вполне готовы к школе (не умеют сидеть за партой) и бедные ОПЫТНЫЕ учителя бьются чтобы ученики высиживали урок. Учителя говорят что новое поколение имеет плюс -- личность. Это хорошо. А про диагностику молчу, т. к. по ней получается всё нормально, в то же время дети не умеют... не знают... Про планирование ---в нашем саду тематические недели были более 10 лет назад, ещё когда я работала.

Ответ от 22 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: В чем плюсы и минусы введения ФГОС в ДО?

Ответ от Ўлия Борзых [гуру]
А Вы еще до сих пор сомневаетесь в ФГОС-е, мы уже два года работаем и забыли про старое. Не понимаю в чем проблема. Считаем что только плюсы:
- раньше было одностороннее влияние «педагог-ребёнок», а сейчас «ребёнок-взрослые-сверстники» ;
- исчезли строгие "занятия", мы получили более игровой и разносторонний подход, приветствующий максимальную эксплуатацию инновационных и активных методов педагогического взаимодействия, более индивидуализированный и нацеленный на раскрытие собственного потенциала каждого ребёнка;
- диктующая педагогика наконец-то будет полностью изжита, по крайней мере, из области дошкольного образования, и её заменит более современная педагогика развития, педагогика творчества и свободы;
- планирование стало наиболее интересней и легче (для меня) : берешь одну тему месяца и развиваешь её во всех образовательных областях;
- раньше диагностика была направлена вычленить ребёнка, имеющего определённый набор ЗУН, а сейчас заменяется на диагностику развития, ставящую своей целью максимально разнообразить знания, умения и навыки ребёнка. Вот так вот как-то. Успехов Вам и желаем побыстрее разобраться и внедрить это у себя, а то детки то не ждут- растут.


Ответ от Двутавровый [гуру]
проблема одна -- переучиваться не желают (не умеют)


Ответ от росистый [гуру]
писанина у вас одна с этими ФГОСами, а детей увидеть не успеваете. Не играют воспитатели с детьми, только всё будь то развивают и диагностируют.


Выступление по теме «Сравнительный анализ ГОС и ФГОС второго поколения».

Сегодня каждое образовательное учреждение стремится жить и работать по-новому. Этого требует современное общество, которому необходимывысокообразованные, целеустремленные,эрудированные, конкурентоспособные, инициативные, духовно и физически здоровые личности, способные занять достойное место в обществе. Современные дети сильно изменились. Резко возросла информированность детей, поляризация учащихся на уровне умственного и интеллектуального развития. Умения, относящиеся к информационной грамотности, формируются целевым образом на уроках по предметам и во внеурочной деятельности. Образуются новые запросы семьи, общества, государства.

Так, что же произошло с введением ФГОС, что изменилось, стало новым и непривычным?

Во – первых, представлен новый психологический портрет выпускника, где девизом выступает: учебная самостоятельность = умению учиться. Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь это касается сформированности универсальных учебных действий, овладение которыми дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний и умений на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях.

Учитель проводит традиционные уроки по общепринятой структуре:

1. Организация начала урока;

2 Проверка домашнего задания;

3. Постановка цели урока;

4. Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, т.е. актуализация знаний, практических и умственных умений;

5. Изучение нового материала, в т.ч. и объяснение;

6. Закрепление материала, изученного на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым;

7. Обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными;

8. Подведение итогов и результатов урока;

9. Задание на дом.

учитель проводит инновационные уроки, которые имеют нечто новое, оригинальное, творчески привнесенное учителем. С внедрением ФГОС уроки должны строиться по совершенно иной схеме.

1. Мотивация к учебной деятельности.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

3. Выявление места и причины затруднения.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

5. Реализация построенного проекта.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

8. Включение в систему знаний и повторение.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Распространен объяснительно-иллюстративный метод работы, когда учитель, стоя перед классом, объясняет тему, а потом проводит выборочный фронтальный опрос

упор делается на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников

приоритетной становится развивающая функция обучения, которая должна обеспечить становление личности младшего школьника, раскрытие его индивидуальных возможностей.

Типы уроков:

комбинированные уроки;

уроки по ознакомлению учащихся с новым материалом;

уроки закрепления знаний;

уроки проверки и контроля знаний.

Изменились типы уроков:

уроки «открытия» нового знания;

уроки рефлексии;

уроки общеметодологической направленности;

уроки развивающего контроля.

Оценивалась работа ученика только на конкретном уроке

на каждом уроке отслеживаются достижения конкретного ученика, сравнивается данный результат с предыдущим, учитель поощряет малейшее продвижение ученика вперед, анализирует его ошибки

особое место в новой системе оценивания уделено портфолио, портфолио становится «историей успеха», помогающей проследить индивидуальный прогресс учащегося.

Итоговые контрольные работы по предметам

комплексная итоговая работа на каждой ступени, входной контроль в 1 классе

Изменилось и содержание образования.

Проектная деятельность учащихся – это «плюс» ФГОСа. Она обеспечивает развитие познавательных навыков и умений. В учебнике подробно (в помощь ребенку и родителям) расписано, как выполнить проект. Сначала на уроке мы обсуждаем тему проекта, что можно сделать для достижения цели, и выбираем способ реализации.

В соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения меняется система требований к результату образования, меняется и система оценивания достижений учащихся. Существует много способов оценивания учащимися своих достижений. На каждом уроке есть оценочная деятельность. Дети ознакомлены с алгоритмом оценивания своих достижений.

Обучение по ФГОСу 2 поколения основано на деятельностном подходе, который предполагает организацию учебной деятельности по самостоятельному освоению новых знаний, и реализацию развития и саморазвития личности. Обучение организуется от общего к частному. Учитель на уроке не дает готовый материал, а задает логически выстроенные вопросы, в ходе которых должен направить учащихся на процесс освоения знаний. Дидактическое правило по новым стандартам: учить на уроке учиться!

Одним из нововведений ФГОСа является внеурочная деятельность. Итак, « плюсы» ФГОСа:

Проектная деятельность по каждому предмету начиная с 1 класса;

Применение деятельностного подхода в обучении;

Внеурочная деятельность;

Использование ИКТ.

« Минусы»:

Недостаточная оснащенность кабинетов;

Нет преемственности между детским садом и школой;

Некоторым педагогам тяжело перестроиться от авторитарного метода обучения к деятельностному подходу.

В «Послании Президента РФ...» особое внимание было уделено образованию, и это правильно, ведь от того, насколько качественным будет образование в стране, зависит ее будущее. Несомненно, что система образования, начиная с дошкольных учреждений и заканчивая средне-специальными и высшими учебными заведениями, должна соответствовать современным требованиям.

Ребенку необходимы такие знания и навыки, которые помогли бы ему не просто ориентироваться в постоянно меняющемся мире, но и найти в нем свое место, двигаться вперед. Поэтому изменения в системе образования необходимы и неизбежны, это понимают все. Однако шаги, предпринимаемые в этом направлении, многих настораживают.

«Забота о будущих поколениях - это самые надёжные, умные и благородные инвестиции».
Из послания Президента РФ Дмитрия Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации

Реализация Федерального закона от 8 мая 2010 № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений", который разработан в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 25 мая 2009 года "О бюджетной политике в 2010-2012 годах", вызывает много вопросов и опасений. Суть вносимых изменений сводится к переходу от сметного финансирования существующих бюджетных учреждений, не способствующего повышению качества и объема предоставляемых услуг, к финансированию установленного государственного (муниципального) задания посредством предоставления субсидий. На бумаге все замечательно, но при реализации закона в конкретных учреждениях уже сейчас возникают серьезные проблемы.

Например, после введения новой системы оплаты труда педагогов, когда за каждого ученика преподавателю полагается рубль девяносто копеек (в среднем), количество учащихся во многих классах увеличилось до 30 - 32. Это, во первых, противоречит санитарным нормам, по которым учебное учреждение платит штраф за переполненность (больше 25 учеников), во-вторых, страдает вариативность обучения: если раньше гимназии, лицеи могли предоставить учащимся одного класса возможность выбора предмета, например часть из них изучала углубленно право, а часть - экономику, то теперь такое разделение экономически невыгодно. А что делать, если школа малокомплектная, и в ней нет «нужного» количества учащихся?

Допустим, с введением новой системы оплаты труда школам была дана большая самостоятельность в распоряжении финансовыми средствами, предусмотренными на заработную плату работников. Но эта «самостоятельность» приводит к сокращению нужных для школы кадров. Система 30 на 70, когда большая часть средств идет на оплату труда педагогического состава, а меньшая на заработную плату учебно-вспомогательному персоналу, уже сейчас лишила многие школы возможности оплачивать штатную единицу психолога, логопеда, социального педагога. А найти лаборанта в компьютерные классы, не говоря уже о квалифицированном специалисте, за ту плату, которую может предложить школа, просто невозможно. Кроме этого, многих волнует статья закона о предоставлении школами платных услуг. Что войдет в государственный стандарт образования, а что окажется платным?

Если говорить о стандартах, то уже сейчас введение обязательного третьего часа физкультуры вызвало у школ большие трудности. В стандартном учебном заведении один спортзал. Занятия в нем и так шли без перерывов, а теперь нужно найти время, чтобы разместить там все классы еще на одно занятие. Это - невозможно, утверждают педагоги. А проводить урок на улице в большинстве регионов России не позволит погода. Как быть?

Не меньше проблем выявляют и в тех школах, где сейчас работают «пилотные» классы начальной школы по новым образовательным стандартам. Не хватает помещений, специальной мебели, нет возможности организовать питание малышей, которые проводят в школе по пять часов.

Это только малая часть вопросов, которая возникает в обществе в связи с введением нового закона. Он уже вступил в силу, но до июля 2012 года предусмотрен переходный период. Каким он будет - неизвестно. Непосредственные участники образовательного процесса, которые сейчас находятся «в подвешенном состоянии», тем не но менее, находят в себе силы продолжать осуществлять этот процесс на должном уровне. Но где будет этот самый «уровень» для российских детей, пока многим непонятно.

Законопроект «Об образовании» вызывает еще больше эмоций, его бурное обсуждение продолжается уже довольно долго. Мы коснулись только проблем школьного образования, но ведь изменения произойдут и на более высоких его ступенях. Хотелось бы, чтобы модернизация системы привела к ее улучшению, но пока видно, что не все продумано, многое требует корректировок и доработок.

Мы поинтересовались мнением непосредственных участников образовательного процесса.

Учитель первого «А» класса, пилотного по апробации ФГОС (федерального государственного стандарта) гимназии №8 Светлана Исаенко:

Появление новых образовательных стандартов я приняла как следующий этап развития образования, который необходим, чтобы привести его в соответствие с изменениями, произошедшими в обществе, в детской среде, в научных и технических достижениях человечества за последние десятилетия. Мне понравилась идея оделять обучение комфортным, прежде всего для детей и учителей. Мне представлялось, что для этого нужно оборудовать кабинет современной мебелью, создать все условия для процесса образования. Но, ребенок, чтобы полноценно развиваться, должен чувствовать себя в классе комфортно, а это невозможно, когда в кабинете учатся одновременно 32 ученика. Да и само по себе нахождение в большом коллективе, ежедневно по четыре часа, действует на малыша утомительно. Поэтому после учебных занятий ребенку просто необходим отдых, полноценный обед, прогулка. Предполагалось, что для этого должна быть оборудована игровая комната без парт, а такой возможности в школе нет. Детям нравятся кружки, организованные в школе, они с удовольствием их посещают, но обязательная внеурочная деятельность начинается сразу после занятий, без перерыва. Утомленные учебой дети, по сути, отсиживают пятый час, а это является перегрузкой для малышей. Вдруг польза от таких занятий будет меньше, чем вред, нанесенный детскому здоровью. Нужно еще учесть, что часть детей не посещает столовую, а получает лишь буфетную продукцию.
Наверное, на сегодня наша школа готова работать по новым стандартам пока именно в таком виде, но если бы мой ребенок учился в этом классе, я отказалась бы от его внеурочной деятельности в таких условиях.

Президент общественной организации родительской общественности Алтайского края Николай Чер-кашин:

Создается впечатление, что закон писался без учета особенностей учреждений образования разных регионов нашей страны. Ведь нельзя сравнивать учебные заведения больших городов и, например, сельские. Из документа не очень понятно, кто будет осуществлять контроль и в итоге отвечать за так называемый «стандарт» образования. Кроме того, закон уже вступил в силу, а многие его положения еще не проработаны. Сможет ли бюджет города Рубцовска обеспечить выполнение этих обязательных программ? Пока представляется, что проводимая сейчас модернизация школы и образования - шаг назад, а не вперед, слишком много в ней противоречий. Но, поживем - увидим.

Из письма ветеранов педагогического труда:

«Реформа образования - это серьезный и многолетний процесс, он безусловно необходим. Но проект, предлагаемый для внедрения, имеет явную слабость в отсутствии альтернативного варианта (возможно, двух, трех)...

В пояснительной записке ничего не сказано о потенциале педагогического корпуса России, на плечи которого этот проект возлагается. Кто учел массовое старение учительского корпуса нашей страны и нулевой конкурс в педагогические университеты? Постоянно растущую нагрузку на преподавателя, которая еще многократно увеличится при переходе на новые стандарты образования?<...>».