Ремонт Дизайн Мебель

Консультация «Игрушки-заместители в детской игре. Предметы-заместители, их роль в игровой деятельности детей раннего возраста

Мини-исследование на тему:

«Предметы-заместители в детской игре».

Важнейшим условием формирования творческой игры является введение в игру предметов- заместителей. Чем неопределеннее функция предмета, тем свободнее ребенок приписывает ему то или иное значение. Это предметы -заместители стимулируют творческое воображение детей, именно с ними совершается большое число оригинальных действий. Основное требование к предмету- заместителю- удобство в выполнении игровых действий,

соразмерность с другим игровым материалом.

1.Маша М.-3 г.3 месяца.

В период наблюдения девочка играла в игру «Покормим куклу».В этой игре объединилось несколько игровых действий в один сюжет.

Маша довольно долго играла с куклой: кормила ее, переодевала, сопровождая свои действия развернутыми обращениями к ней: «Моя хорошая, дочка, давай переоденем штанишки. Вот как хорошо. Не плачь, сейчас будем кушать».

Раскладывала на тарелочки- скомканные салфетки- еда. Брала счетную палочку, сажала куклу себе на коленки и осторожно подносила к ее рту «кашу». «Кушай, дочка кашу, вкусная».После этого вытирала дочке рот полотенцем (полоски нарезанной бумаги) и укладывала дочку спать.

Маша играла свободно замещая один предмет другим, использовала предметы-заместители (комканные салфетки- каша, счетная палочка-ложка, полоски нарезанной бумаги- полотенце).Она отражала в игре то, что видела вокруг себя (дома, совсем недавно, родился 2-ой ребенок).Девочка помогла маме ухаживать за братиком.

В последующие дни Маша также играла с куклой. Девочка активно и самостоятельно начинала варьировать знакомые действия, начинала менять порядок, вносить в них новые предметы-заместители (кубик- мясо, трубочки от коктейля- макароны). Воспитатель предложила Маше пригласить в игру другую девочку-Катю. «Пригласи Катю с ее дочкой к себе в гости. Как будто у твоей дочки, Маши- день рождения».

Воспитатель подключилась к игре детей, расширила круг игровых действий и предметов.

Чем мы будем угощать гостей, Маша?

Ребенок предлагал, а воспитатель соглашалась.

Хорошо, давай сварим суп, нарежем салат из огурцов, нальём компот в кувшин. А потом будем угощать гостей». Затем начали совместное приготовление еды, с помощью наводящих вопросов и советов помогала ребенку соблюдать очередность действий: сначала сложим продукты в кастрюлю. Что это? (кубик- мясо, трубочки-макароны),затем ставим кастрюлю на плиту. Маша, суп готов? Давай тогда приступим к приготовлению салата. Девочка положила мелкие детали конструктора на тарелку. Маша, что это? (салат из огурцов).И поставила на стол кувшин с компотом. Пришли гости- Катя с дочкой разместились за столом, начали обедать. Воспитатель задала Кате вопрос: «Тебе нравится угощение? Похвалила Машу, какая она хорошая хозяйка, так все вкусно приготовила».

Маша, при помощи взрослого, выстроила последовательность игровых действий. На этом игра может быть закончена или детей можно переключить на другой вид деятельности, или на самостоятельную игру.

2.Саша 2г.1 месяц.

Воспитатель дала Саше машину в руки (машина новая, большая, дети такую еще не видели). Он тотчас начал активно исследовать ее; повернул, пощупал колеса, провез ее чуть- чуть по полу. Снова взял в руки, перевернул, ощупывает, трогает колеса, снова возит по полу.

Эти наблюдения показали, что ребенок как бы исследует предмет для того, что бы установить, что с ним можно делать. Подобного рода действия не составляют сюжетной игры.

На следующий день Саша одним из первых пришел в группу. Сразу взял машину, начал ее рассматривать. Воспитатель предложила ему ее покатать. Ребенок взял за веревку, к которой привязана машина, учился управлять движением машины, меняя ее скорость и направления.

Третий день наблюдения. В этот день Саша решил заняться ремонтом машины. Воспитатель похвалила его за проявленную инициативу. «Вот молодец, какой ты хороший водитель, знаешь, что машина должна быть исправлена». Саша взял палочку и стал подкручивать колеса.

По мере освоения ребенком игровых действий, увеличилось число предметов, с помощью которых реализовывается тот или иной сюжет.

К концу недели, воспитатель предложил ребенку игровой сюжет с названием ролевых отношений. «Кто водитель этой машины?» Нужно привезти продукты из магазина

Проблемная игровая ситуация была создана так, что бы ребенок был вынужден выполнить поставленную в игре задачу. Для формирования игры очень важно выстраивать последовательность игровых действий. «Сначала нужно машину заправить бензином. Где у нас заправочная станция? Саша подвез машину к стоявшему в стороне стулу воспитателя (заправочная станция) «залил» бензин и поехал в магазин за продуктами.

В магазине воспитатель спросила его: «Какие продукты он будет покупать?»

Саша брал продукты и говорил что это-макароны (трубочки от коктейля), печенье (детали конструктора), картофель(цилиндры).Загрузил машину и продавец предложила ему отвезти продукты девочкам, которые играли с куклами. Девочки поблагодарили Сашу за заботу о них и дочках.

На пятый день наблюдения Саша снова возил продукты на машине. Педагог предложил ему отвезти дочек с мамами на прогулку в лес. Дети согласились, тогда воспитатель сказал, что нужно взять в дорогу еду. Поэтому Маша приготовила бутерброды (цилиндры и палочки от конструктора), бутылку воды (большой прямоугольник строительного материала) и все поехали в лес на прогулку. По дороге водитель Саша остановился на полянке. Маша с дочками перекусили, отдохнули.

Вернувшись «домой»,поблагодарили водителя за приятную прогулку. Дальше дети играли самостоятельно.

Заключение.

Игровая ситуация и действия в ней оказывают постоянное влияние на развитие умственной деятельности ребенка раннего возраста. В игре ребенок учится действовать с предметом- заместителем- он дает заместителю новое название и действует с ним в соответствии с названием.Предмет-заместитель становится опорой для мышления. В игровой деятельности ребенок учится замещать предметы другими предметами, брать на себя различные роли. Эта способность ложится к основу развития воображения.

Использование в игре предметов-заместителей свидетельствует с высоком уровне развития ребенка, о го креативностии («творческоски»). Когда ребенок использует предметов- заместители, его игра развивается благодаря замыслу и работе фантазии и не попадает в «суровую» зависимость от наличия игрушки. В процессе такой игры дети учатся на только решать возникающие проблемы, но и ставить их, переходя на более высокий уровень игровой деятельности.

Используемая литература:

«Во что играют наши дети? Игры и игрушки в зеркале психологии.» Авторский коллектив под рук. Е.О. Смирновой-М.: Ломоносовъ,2009г.

Павлова Л.Н. « Раннее детство: развитие речи и мышления.» –М.: Мозаика- Синтез,2003 г.

Ермолова Т.В.,Мещерякова С.Ю.,Смирнова Е.О. «Игры с детьми раннего возроста: методические рекомендации». М.: ТЦ «Сфера»,2008г.


Оксана Ширяева

Большим значением для развития сюжетно -ролевой игры детей является педагогически целесообразный подбор игрушек и предметов-заместителей , что создаёт «материальную основу» игры, обеспечивает развитие игры как деятельности. Подбор предметов-заместителей , также как и игрушек в своей группе, осуществляю соответственно теме игры и возрасту детей. Я в своей работе с детьми использую предметы-заместители , которые могут заменить детям в игре различные предметы . Для этого был разработан альбом, в котором были помещены "подсказки" для детей - чем может быть палочка, мозайка или кирпичик. В дальнейшем дети уже самостоятельно выбирали предмет -заместитель и использовали его в игре.





Публикации по теме:

«Предметы-заместители в детской игре» Маша и Аня (двойняшки) 3года 1 мес. В период наблюдения дети играли в игру «Накорми сестру». В этой игре объединились несколько игровых.

Уважаемые родители и воспитатели! Вы можете сделать игрушки для детей своими руками! У нас новые товары в сюжетно-ролевой игре "магазин":.

Картотека сюжетно-ролевых игр «Строим дом» Цель: познакомить детей со строительными профессиями, обратить внимание на роль техники, облегчающей труд строителей. Научить.

Консультация для родителей «В игре все может быть всем, или зачем нужны предметы-заместители» Чащина Елена Ивановна, воспитатель МДОУ Юго-Камский сад №3, Пермского района, Пермского края Консультация для родителей «В игре всё может.

Благодаря играм дети обучаются всему самому необходимому, раскрываются их таланты, дети учатся дружбе, взаимопомощи и уважению. Поэтому.

Планирование сюжетно-ролевых игр в младшей группе Игра - это основной вид деятельности. Очень часто случается так, что игра детей «пущенная на самотек», состоит из действий, которые носят.

Моделирование сюжетно-ролевых игр в старшей группе Сюжетно-ролевая игра продолжает развиваться и занимает ведущее место в жизни детей 4–5 лет. Ребенок с увлечением выстраивает сюжеты, стремится.

Парихмахерская и печка для сюжетно ролевых игр на участке. Взяла две большие коробки из под яиц склеила. Цветные мусорные пакеты.

«В игре все может быть всем, или зачем нужны предметы заместители?»

Наблюдая, как ваш малыш укрывает куклу одеялом, вы, наверное, думаете, что дальше ребенок будет играть продолжительнее, интереснее, а у вас появится больше свободного времени. Хочу вас огорчить, но это действие с куклой не перерастет в настоящую игру без вашей помощи. Игра имеет огромное значение в жизни ребенка. В игре ребенок не просто воспроизводит свой жизненный опыт, он его воссоздает особыми средствами, знаками. Чтобы ребенок не просто совершал действия с образными предметами, а научился представлять, что он капитан корабля, плывущего в шторм или пилот, необходимо развитие знаковой функции мышления. Как достичь этого? Когда и как необходимо начать играть с малышом, чтобы интерес к игре не пропал? Давайте попробуем разобраться.

Предпосылкой освоения знаковой функции служит сначала овладение предметными действиями, и затем отделение действия от предмета. Нам ведь в будущем предстоит плыть без настоящего корабля, как вы понимаете. Поэтому кроме игрушек, наполнивших детскую, изображающих реальные предметы, должны появиться предметы, которые можно использовать в качестве заместителей.

Если сейчас ваш малыш уже умеет кормить куклу ложечкой, поить мишку чаем, то можно сделать второй важный шаг и приступить к использованию предметов заместителей. К использованию предметов заместителей ребенок способен в возрасте 1 года 3-4 месяцев. Предметы заместители не должны нести определенного значения. Это могут быть палочки, детали конструктора, шарики, бумажки, камешки и т.п. Если малышу предложить карандаш вместо ложки, то он ответит, что «им нельзя кушать, надо рисовать». Начните обучать ребенка с таких хорошо известных и понятных игровых действий, как съедание яблока, банана, булочки. Поднося ко рту, шарик показывайте и многократно называйте выполняемое действие: «Смотри, какое вкусное у меня яблоко. Я его сейчас буду есть. Ам, ам. Все съела яблоко». А теперь предложите яблоко ребенку: «Угощайся, очень вкусное яблоко». Подносим шарик к губам ребенка, но не позволяем брать его в рот». Затем предлагаем угостить малыша яблоком мишку. Когда ребенок кормит яблоком мишку, не забывайте комментировать его действия. Первые недели, используя заместители обязательно развернуто комментируйте свои действия и действия ребенка, уже скоро он начнет обходиться без этого. Когда малыш освоил эти простые действия, переходите к использованию заместителей для обозначения предметов игрового обихода: ложки, тарелки, утюга и т.п. Возьмите палочку вместо ложки или расчески, кирпичик конструктора вместо мыла, фантазируйте! Например, начните кормить мишку кашей и замечаете, что нет очень важного предмета, нет ложки. Покажите и прокомментируйте использование заместителя:«Это у нас каша, каша горячая, горячо кушать. Надо ложечку. Где у нас ложечка? Вот ложечка...» Берете палочку и кормите мишку. Затем предлагаете малышу покормить куклу, мишку, проговаривая выполняемые им действия. «У Димочки ложечка,он мишку кормит кашей. Вкусная каша. Как он аккуратно кормит мишутку ложечкой!» Похвалите малыша. Использовав палочку или другой предмет в качестве ложки важно использовать ее для обозначения разных вещей: градусника, расчески, отвертки и, наоборот, в качестве расчески, ложки, тарелки в следующий раз используйте уже другой предмет заместитель.

Когда малыш хорошо освоит действия с предметами заместителями можно переходить к освоению следующего этапа игры, когда мы будем учить малыша действовать с воображаемыми предметами.

Таким образом, использование в игре предметов-заместителей у детей раннего возраста стимулирует интеллектуальную активность, инициативность, умение самостоятельно принимать решение, опираясь на жизненный опыт. Дети активно пользуются предметами заместителями, развивая тем самым воображение, фантазию, речь.

Известно, что на развитие ребенка в значительной степени оказывает развивающая среда, которая способна стать мощным стимулом его развития.

Так на основании ряда документов: закона «Об образовании», СанПиНа, образовательной программы , ФГОС и др., каждый воспитатель создает развивающую предметно - пространственную среду, которую в течение года необходимо поэтапно изменять, дополнять и реорганизовывать ее.

Согласно закону «Об образовании», статья 48 «Обязанности и ответственность педагогических работников», п.4, мы обязаны развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни. Статья 64- Дошкольное образование, п.1: Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранения и укрепления здоровья детей.

Именно грамотно организованная предметно - пространственная среда, поможет решить поставленные перед педагогическим работником задачи.

B 2013 году принят ФГОС, в котором указываются требования к предметно- пространственной среде, где о дним из пунктов отмечена необходимость организации полуфункциональности среды и игровых материалов, в частности наличие предметов - заместителей.

Всем, конечно, известно, что дети в своей игре используют разнообразный предметный материал, который нельзя назвать собственно игрушками. Это всевозможные палочки, шишки, камушки, веревки и т. п. Такие предметы замещают необходимые для игры настоящие предметы. Все эти предметы, не предназначенные специально, как сюжетные игрушки, для игры, но задействованные ребенком в ней, в психологии и педагогике называются предметами- заместителями.

Как показывают многочисленные психологические исследования, действительно, включение предметов-заместителей в игры малышей способствует переходу от наглядно – действенного мышления к образному; в старшем дошкольном возрасте, они способствуют активизации воображения, фантазии, творчества, способствуют развитию взаимоотношений со сверстниками.

Например, изображая глажение белья, ребенок может взять не только утюг-игрушку, но и кирпичик из строительного материала. Так же вместе со взрослым дети могут изготовить игрушки- заместители и атрибуты для игр - вырезать из картона, пенопласта, из мелко нарезанного цветного поролона, используя все это в играх, имитирующих трудовой процесс. Побуждая детей к использованию игровых материалов, заменяющих хорошо знакомые им предметы, мы создаем ситуацию, в которой ребенок окажется перед необходимостью обозначать предметы-заместители и действия с ними словами, что будет способствовать его активному развитию. Особая ценность этой игрушки в том, что дети постепенно смогут самостоятельно оперировать условными понятиями. Игровые действия с игрушкой-заместителем опираются не на наглядные признаки предмета, а на представляемые, предполагаемые. Пользуясь такой игрушкой, ребенок обобщает свой предшествующий игровой опыт. Игрушка-заместитель требует более схематичных обобщенных игровых действий и обозначения её словом для того, чтобы она вошла в контекст игры и была понятна другим. Когда ребенок использует предметы - заместители, его игра развивается благодаря замыслу и работе фантазии и не попадает в «суровую» зависимость от наличия игрушки. В процессе такой игры дети учатся на только решать возникающие проблемы, но и ставить их, что уже свидетельствует о значительно более высоком уровне развития ребенка, о его креативности.

Если условно-образную и реалистическую игрушки можно купить, то внесение игрушек-заместителей в игру детей зависит от фантазии взрослого, от его проникновения в содержание детской игры. Здесь очень важна роль взрослого, который может, например, поняв игровой замысел, из подручного материала создать нужный для игры предмет, предложить новое направление развития сюжета, включить нового участника, наделив его интересной ролью и т.д.


Необходимо отметить, что возможность использования предметов-заместителей в игровой деятельности должно быть предметом специального обсуждения педагога с родителями. Родители должны знать о возможностях игрушек-заместителей, их значении для умственного развития ребенка, в частности, его воображения. Ведь все последующее обучение в школе будет связано с необходимостью представить, вообразить, оперировать абстрактными образами и понятиями. Умение использовать различные предметы (знаки) вместо реальных предметов, позволит ребенку в дальнейшем усвоить более сложные системы знаков, такие как язык, математическая символика, различные виды искусства.

Игрушки-заместители для сюжетно-ролевых игр дошкольников

В дошкольном возрасте игра становится ведущим видом деятельности, но не потому, что современный ребенок, как правило, большую часть времени проводит в развлекающих его играх, - игра вызывает качественные изменения в психике ребенка.

Часто говорят, что ребенок играет, когда, например, манипулирует предметом или выполняет то или иное действие, показанное ему взрослым (особенно когда это действие выполняется не с настоящим предметом, а с игрушкой). Но настоящее игровое действие будет только тогда, когда ребенок под одним действием подразумевает другое, под одним предметом – другой.

Игрушка встречается не только в игре ребенка, но и в повседневной жизни взрослого человека. Часто игрушка является другом, спутником жизни, источником радости, орудием или материалом игры. В игрушке в обобщенной форме представлены типичные свойства предметов, в том числе людей и животных, которые требуют соответствующих действий с ними. Так, например, кукла – обобщенный образ ребенка, позволяющий детям воспроизвести целый ряд соответствующих действий: купать, кормить, переодевать и т.д.

Игрушки разнообразны по типам, материалу, технике изготовления, возрастному и воспитательному назначению. Изображение в игрушках условно и обобщено. Характер, степень обобщенности и условности зависят от типа игрушки, её конкретного назначения. Игрушки по степени усложнения и обобщенности делятся на три группы:

  1. Реалистические игрушки (собачка конкретной породы).
  2. Условно-образные игрушки (собачка неопределенной породы, кукла как обобщенный образ человека).
  3. Игрушки-заместители (палочка вместо градусника, стул вместо коня).

Анализируя особенности игровой деятельности дошкольника, необходимо помнить, что её развитию способствует освоение знаковой функции сознания, которая состоит в возможности использовать один объект в качестве заместителя другого. Предпосылкой освоения знаковой функции служит овладение предметными действиями и последующее отделение действия от предмета ребенком-дошкольником. Поэтому, кроме игрушек, изображающих реальные предметы, у ребенка обязательно должны быть предметы, которые можно использовать в качестве их заместителей: катушки, коробки разной формы, природные материалы (шишки, желуди, листья). В процессе игры ребенок может давать им новое игровое название и действовать в соответствии с этим названием. К предметам-заместителям относятся и такие, которые в практической педагогике принято именовать атрибутами: всевозможные шапочки, бусы, халаты и т.д. Ситуация, когда ребенок превращает диван в пароход, стулья – в вагоны поезда, также является показателем развития знаковой функции сознания, а значит, и высокого уровня умственного развития.

Для развития у детей мышления, воображения, речи и для того, чтобы поднять игру на более высокий уровень особую ценность представляют разные игрушки-заместители. Например, изображая глажение белья, ребенок может взять не только утюг-игрушку, но и кирпичик из строительного материала. Заместители игрушек могут быть деревянные и пластмассовые кружочки, колечки диаметром 3-5 см, дощечки, полоски картона, заменяющие предметы, любимые лакомства детей – конфеты, яблоки и т.д. Вместе с педагогом дети могут изготовить игрушки-заместители и атрибуты для игр – вырезать из картона, пенопласта «блины», «котлеты», «рыбу», «винегрет» из мелко нарезанного цветного поролона, используя все это в играх, имитирующих трудовой процесс. Побуждая детей к использованию игровых материалов, заменяющих хорошо знакомые им предметы, мы создаем ситуацию, в которой ребенок окажется перед необходимостью обозначать предметы-заместители и действия с ними словами, что будет способствовать его активному развитию.

Ценность этой игрушки в том, что дети впервые самостоятельно оперируют условными понятиями. Игровые действия с игрушкой-заместителем опираются не на наглядные признаки предмета, а на представляемые, предполагаемые. Пользуясь такой игрушкой, ребенок обобщает свой предшествующий игровой опыт. Игрушка-заместитель требует более схематичных обобщенных игровых действий и обозначения её словом для того, чтобы она вошла в контекст игры и была понятна другим.

Игрушки-заместители изготавливаются из различных материалов. Куклы и игрушки-животные могут быть сделаны не только из ткани, но и из природного материала (соломы, дерева, травы и др.) Нужны предметы-заместители из любого природного материала (каштаны, шишки, ракушки, солома и т.д.) Для игр можно подготовить разные комплекты игрушек, объединенные общим сюжетом. Например, для игры с куклой: кукла, одеяло, коляска, мебель (кровать, стол, стул); для игры с игрушкой собачкой: миска для кормления, коврик для сна, поводок для прогулок и др.

Например, если ребенок играет с куклой, то ему можно предложить вместо нее чурочку, завернутую в одеяльце. Играя с такой «куклой», ребенок показывает отсутствующие, но представляемые им основные части тела человека: ноги снизу игрушки, голова сверху. Он играет с ней, как с обычной куклой и постепенно слово все чаще начинает обозначать и заменять отсутствующие, но необходимые для игры предметы, их качества, воображаемые свойства и состояния.

Как научить ребенка играть с такой игрушкой? Сначала игрушку-заместитель называет взрослый, а затем ребенок. Он называет её так, как требуется по замыслу игры.

Основное требование к игрушке-заместителю – удобство в выполнении игровых действий, соразмерность с другим игровым материалом. Если условно-образную и реалистическую игрушки можно купить, то внесение игрушек-заместителей в игру детей зависит от фантазии взрослого, от его проникновения в содержание детской игры. Дети с большим любопытством наблюдают, как взрослый, поняв их игровой замысел, из природного материала создает нужный для игры предмет. Важно, чтобы игрушка-заместитель напоминала изображаемый предмет общими контурами или каким-либо типичным свойством, характерной деталью, необходимой для отображения игровых ситуаций («Котенок» может быть сделан из мягкой махровой ткани, если её скатать и завязать «на шее» бантик; вместо миски для кормления котенка можно предложить кружок картона, пластмассовую крышку и т.п.).

Часто дети не только с увлечением используют предложенные взрослыми игрушки-заместители, но и сами заранее выбирают и договариваются, что они будут обозначать: «Это кошка», «Это миска», «Это будет мама – большая кошка, а это её котенок». Играя такими игрушками, ребенок пытается объяснить другим детям, что обозначает предмет-заместитель: «Это кошка, потрогай, какая пушистая, не видно глазок, наверное, она спит».

Игровые заместители предметов могут иметь с ними значительно меньшее сходство, чем, например, сходство рисунка с изображаемой действительностью. Однако игровые заместители должны давать возможность действовать с ними так, как с замещаемым предметом. Поэтому, давая свое название избранному предмету-заместителю и приписывая ему определенные свойства, ребенок учитывает и некоторые особенности самого предмета-заместителя. При выборе предметов-заместителей дошкольник исходит из реальных отношений предметов. Он с готовностью соглашается, например, что полспички будет мишуткой, целая спичка – мишкой-мамой, коробок – постелькой для мишутки. Но он ни за что не примет такого варианта, где мишуткой будет коробок, а постелью – спичка. «Так не бывает», - обычная реакция ребенка.

Итак, общение взрослого с ребенком должно быть направлено на формирование прогрессивных для каждого возрастного периода способов решения игровых задач. Деятельность детей должна протекать в усложняющихся игровых проблемных ситуациях, опирающихся на практический и игровой опыт. Детям, усвоившим способы решения первых игровых задач, следует усложнить задание. Например, не просто напоить куклу чаем, а усадить её за стол, сначала приготовить обед и т.д. По мере усвоения игровых задач, решаемых в наглядно-действенном плане (показателем чего служит детская самостоятельная игра), необходимо демонстрировать новые, более обобщенные способы их решения с помощью игрушек-заместителей. Например, вместо тарелки предложить кукле, которая очень хочет есть, листок с дерева. Позднее следует демонстрировать детям новые способы решения игровых задач с использованием нарисованных предметов (взрослый берет изображенное на рисунке мыло для купания и т.д.) И наконец, необходимо показывать игровые действия с воображаемым предметом (дать кукле воображаемое яблоко).

Ознакомление с окружающим и обучающие игры создают почву для возникновения игры, но самостоятельная игра детей определяется соответствующей организацией предметно-игровой среды и активизирующим общением взрослого с ребенком по ходу её. Своевременное изменение игровой среды, подбор игрушек и игрового материала, который активизирует в памяти ребенка недавние впечатления, направляют ребенка на самостоятельное и активное решение игровой задачи, побуждают к разным способам её реализации и воспроизведения действительности. Предметно-игровая среда изменяется с учетом практического и игрового опыта детей. Важно своевременно расширять не только ассортимент игрушек, разных по тематике, но и своевременно дополнять игровой материал. Самостоятельная сюжетная игра формируется более успешно, если игрушки в неё вводятся постепенно (условная игрушка, более реалистическая, игрушка-заместитель). Умение использовать в игровой деятельности предметы-заместители является необходимым элементом в развитии детской игры. Очень важно иметь в групповой комнате уголок конструирования «Строим сами», куда входят наборы различных строительных материалов, конструктор типа «лего», набор кубиков; уголок театрализованной деятельности, где имеются маски, игрушки би-ба-бо, разные костюмы для сюжетно-ролевых игр; различный бросовый материал : коробки разной формы и размера, природный материал, набор различных тряпочек, ниток, катушек и т.д. Например, можно сделать из кубиков и строительного материала стол, стулья, диванчик для кукол, можно сделать домик и многое другое. Счетные палочки превращаются в ложки, поварешки, пистолеты и даже макароны. Кирпичики служат телефонами, кусочками хлеба, пирожными, а конусы превращаются во вкусное мороженное. Из кусочков ткани стелятся постельки, из картона и поролона – еда для кукол.

Таким образом, игрушки-заместители развивают у ребенка воображение, мышление, речь, способствуют развитию взаимоотношений со сверстниками. Возможность использования предметов-заместителей в игровой деятельности должно быть предметом специального обсуждения педагога с родителями, так как последние часто стремятся к покупке как можно большего количества готовых игрушек, не подозревая о том, что они тем самым наносят вред умственному развитию ребенка, в частности, его воображение. А ведь все последующее обучение в школе будет связано с необходимостью представить, вообразить, оперировать абстрактными образами и понятиями. Это, во-первых. А во-вторых, умение использовать различные предметы (знаки) вместо реальных предметов, позволит ребенку в дальнейшем усвоить более сложные системы знаков, такие как язык, математическая символика, различные виды искусства.

ВИДЫ ИГРУШЕК.

  1. Сюжетные или образные игрушки (куклы, фигурки животных, предметы домашнего обихода).
  2. Игрушки – орудия труда (совок, лопатка, сачок).
  3. Технические игрушки с программным или беспрограммным управлением (транспортные агрегаты, машины).
  4. Игровые строительные конструкторы – сборно-разборные.
  5. Дидактические игрушки и игры.
  6. Игрушки для спортивных и подвижных игр (мячи, скакалки).
  7. Театральные и декоративные игрушки (персонажи кукольных театров, костюмы, украшения).
  8. Игрушки-забавы.
  9. Звучащие музыкальные игрушки.
  10. Игровые материалы и игрушки-самоделки.
  11. Игровое оборудование (домики, макеты).
  12. Компьютерные игрушки и игры.
  13. Развивающие игрушки (игры-головоломки).