Ремонт Дизайн Мебель

Климент аркадьевич тимирязев биография. Биография тимирязева климента аркадьевича Климент аркадьевич тимирязев вклад в экологию

Климент Аркадьевич Тимирязев (1843-1920)

Среди русских учёных немного найдётся таких, которые были бы так популярны и чтимы в народе, как Климент Аркадьевич Тимирязев, обессмертивший своё имя классическими исследованиями процесса фотосинтеза, с которым связано существование всего животного мира.

В Москве К. А. Тимирязеву воздвигнут памятник в ближайшем соседстве с памятником величайшему поэту А. С. Пушкину. Его имя носят научные, учебные и просветительные учреждения страны: старейшая Сельскохозяйственная академия, бывшая Петровская, в Москве; ряд Домов просвещения в городах и сёлах. Образ К. А. Тимирязева вдохновил известного писателя В. Г. Короленко, который в 80-х годах вывел его под именем профессора Изборского в повести "С двух сторон". К. А. Тимирязев изображается в лице профессора Полежаева в современном художественном фильме "Депутат Балтики".

К. А. Тимирязев является учёным, оставившим исключительно глубокий след в науке и заслужившим вечную благодарную память самых различных слоёв русского народа.

Климент Аркадьевич Тимирязев родился в Петербурге 3 июня 1843 года. Отец его - Аркадий Семёнович Тимирязев - происходил из старинного служилого дворянского рода, но был республиканцем с ярко выраженными революционными настроениями. Он гордился тем, что родился в год, когда началась французская революция, и любил Робеспьера. Когда однажды его спросили, какую карьеру он готовит своим сыновьям, он ответил: "Какую карьеру? А вот какую: сошью я пять синих блуз, как у французских рабочих, куплю пять ружей и пойдём с другими - на Зимний дворец".

Свободомыслие А. С. Тимирязева распространилось и на вопросы религии. С восхищением Климент Аркадьевич вспоминал, что когда Аркадий Семёнович прочитал написанную в 1865 году Тимирязевым-сыном книгу "Чарльз Дарвин и его учение", он сказал: "Очень хорошо, очень интересно, но что вы всё пишете про разных голубей и ни слова про человека. Боитесь, Моисей своей книгой Бытия запретил вам говорить об этом". Книга Дарвина "Происхождение человека" вышла шестью годами позже.

Значительное влияние на воспитание К. А. Тимирязева оказала и его мать Аделаида Климентьевна. Благодаря ей он уже в детстве знал несколько европейских языков и прекрасно изучил художественную литературу. Это развило в нём вкус к художественному слову и впоследствии дало неисчерпаемый запас для удачных образов и метких сравнений, которыми изобилуют его речи и статьи.

Храня горячее чувство благодарности и любви к своим родителям, К. А. Тимирязев уже на склоне лет своих посвятил им свою книгу "Наука и демократия". В этом посвящении он писал: "...вы внушили мне, словом и примером, безграничную любовь к истине и кипучую ненависть ко всякой, особенно общественной, неправде".

Ещё в детстве К. А. Тимирязев любил наблюдать явления природы. Своего брата, устроившего дома маленькую химическую лабораторию, он считал своим первым учителем естествознания. К поступлению в университет К. А. Тимирязев готовился дома и потому не испытал гнетущего режима старой классической гимназии. Однако ещё до поступления К. А. Тимирязева в университет отец его как "политически неблагонадёжный" был вынужден покинуть службу, и большая семья из 8 человек должна была жить на ничтожную пенсию. Поэтому с пятнадцати лет Климент Аркадьевич должен был зарабатывать средства к жизни переводами иностранных писателей, причём через его руки, по его словам, прошла не одна погонная сажень томов.

Много позже, обращаясь к студентам первого рабочего факультета, он писал: "Путь приобретения научных знаний для человека труда - тяжёлый путь; говорю это на основании целой жизни тяжёлого опыта. С пятнадцатилетнего возраста моя левая рука не израсходовала ни одного гроша, которого не заработала бы правая. Зарабатывание средств существования, как всегда бывает при таких условиях, стояло на первом плане, а занятие наукой было делом страсти, в часы досуга, свободные от занятий, вызванных нуждой. Зато я мог утешать себя мыслью, что делаю это на собственный страх, а не сижу на горбу тёмных, тружеников, как дети помещиков и купеческие сынки. Только со временем сама наука, взятая мною с бою, стала для меня источником удовлетворения не только умственных, но и материальных потребностей жизни - сначала своих, а потом и семьи".

В 1861 г. восемнадцатилетний К. А. Тимирязев поступил в Петербургский университет на камеральный факультет, с которого вскоре перешёл на естественный. В этом году в университете разразились крупные студенческие волнения. К. А. Тимирязев принял в них активное участие и был исключён из университета. Он перешёл на положение вольнослушателя. Это не лишило его возможности слушать лекции, работать в лабораториях и даже участвовать в конкурсе на соискание золотой медали, которую он получил за первую свою научную работу "О строении печёночных мхов".

Из профессоров он с благодарностью вспоминает ботаника-систематика А. Н. Бекетова и гениального химика Д. И. Менделеева. По окончании университета К. А. Тимирязев избирает своей специальностью физиологию растений. Поводимому, это произошло под влиянием участия в полевых исследованиях действия минеральных удобрений на урожайность в Симбирской губернии (ныне Ульяновской обл.), организованных и руководимых Д. И. Менделеевым. К. А. Тимирязев, участвуя в этой работе, произвёл свои первые опыты над воздушным питанием растений, о которых в 1868 г. доложил на I съезде естествоиспытателей в Петербурге. В этом докладе он уже тогда дал широкий план исследования фотосинтеза (воздушного питания растений), по которому в значительной степени идёт работа и в настоящее время.

В том же 1868 г. К. А. Тимирязев, по предложению профессора Бекетова, получил командировку за границу, где работал сначала в Гейдельберге у Кирхгофа и Бунзена, а затем в Париже у основателя научной агрономии Буссенго и знаменитого химика Бертло. Наступившая в 1870 г. франко-прусская война прервала его работу, и он возвратился в Россию.

Весной 1871 г. К. А. Тимирязев защитил в Петербургском университете магическую диссертацию "Спектральный анализ хлорофилла" и занял кафедру ботаники в Петровско-Разумовской (ныне Тимирязевской) сельскохозяйственной академии в Москве. В 1877 г. он был избран Московским университетом на кафедру анатомии и физиологии растений. К. А. Тимирязев пользовался громадной популярностью среди студенчества. "У Тимирязева, - вспоминает его ученик писатель Короленко, были особенные симпатические нити, соединявшие его со студентами, хотя очень часто разговоры его вне лекции переходили в споры по предметам вне специальности. Мы чувствовали, что вопросы, занимавшие нас, интересуют и его. Кроме того, в его нервной речи слышалась истинная, горячая вера. Она относилась к науке и культуре, которую он отстаивал от охватившей нас волны "опростительства", и в этой вере было много возвышенной искренности. Молодёжь это ценила. Царское правительство знало влияние К. А. Тимирязева на студенчество и не без оснований считало это влияние вредным для себя.

В 1892 г. Петровско-Разумовская сельскохозяйственная академия, как "беспокойное" учебное заведение, была закрыта, и весь персонал уволен. Когда через некоторое время она была вновь открыта, К. А. Тимирязева не оказалось в числе тех профессоров, которые были приглашены занять кафедры.

В 1911 г. он был вынужден покинуть и Московский университет вместе с 125 профессорами и доцентами в знак протеста против увольнения реакционным министром Кассо ректора и двух помощников, боровшихся с произволом полиции в стенах университета.

Университет он оставил уже больным стариком. За два года до этого у него произошло кровоизлияние в мозг, после чего остались парализованными левая рука и нога, так что он не мог двигаться без посторонней помощи. Но умственная работоспособность сохранилась полностью, и он не прекращал научной и публицистической деятельности.

С начала войны 1914 года К. А. Тимирязев первым среди учёных выступил в интернационалистическом журнале М. Горького "Летопись" против шовинистических настроений. Февральскую революцию он встретил со слезами радости на глазах, но вскоре испытал глубокое разочарование во Временном правительстве, продолжавшем войну и подавлявшем революцию. Осенью 1917 г. К. А. Тимирязев писал М. Горькому: "Снова и снова повторяю слова Некрасова:"были времена хуже, но не было подлее"".

С огромной радостью приветствовал он Великую Октябрьскую социалистическую революцию, давшую власть в руки рабочих и крестьян. 2 1/2 года, прожитых им при Советской власти, были годами исключительного подъёма в его жизни. Несмотря на болезнь, он принял деятельное участие в работе Московского Совета как его депутат.

20 апреля 1920 г., возвращаясь домой после заседания, К. А. Тимирязев простудился и в ночь на 28 апреля этого года скончался от воспаления лёгких.

К. А. Тимирязев как учёный представляет редкий тип исследователя, экспериментально работавшего всю свою жизнь над разрешением одной проблемы. Но значение этой проблемы - проблемы воздушного питания растений, или фотосинтеза, - далеко выходит за пределы физиологии растений, так как с этим процессом связано существование не только растений, но и всего животного мира. Мало того, в фотосинтезе растение берёт и усваивает не только вещество, а именно углекислоту воздуха, но и энергию солнечных лучей. Это дало право К. А. Тимирязеву говорить о космической роли растения как передатчика энергии солнца нашей планете.

Что же сделал К. А. Тимирязев для решения этой громадной проблемы, имеющей общебиологическое значение?

На этот вопрос отвечал он сам, подводя итог своим исследованиям в последней предсмертной статье: "Главным содержанием моей полувековой научной деятельности был всесторонний экспериментальный ответ на запросы, предъявленные науке двумя мыслителями - Гельмгольцем и Робертом Майером - основателями закона сохранения энергии. Главным стимулом, руководившим ими в их стремлении обосновать этот закон, по их собственному признанию, было покончить навсегда с современным им учением "о жизненной силе", которым пресекается, по мнению Майера, путь к дальнейшему исследованию и делается невозможным применение законов точной науки к изучению жизни".

Чтобы обосновать закон сохранения энергии в применении к организмам, Майер считал необходимым на опыте решить вопрос, "действительно ли тот свет, который падает на живое растение, получает иное потребление, чем тот свет, который падает на мёртвые тела". К этому же вопросу пришёл и Гельмгольц, который считал необходимым на опыте показать, "точно ли живая сила исчезающих при поглощении их листом солнечных лучей соответствует накопляющемуся запасу химических сил растения". "Осуществить этот опыт, - говорит К. А. Тимирязев, - превратить блестящую мысль двух великих учёных в несомненную истину, доказать солнечный источник жизни - такова была задача, которую я поставил с первых же шагов научной деятельности и упорно и всесторонне осуществлял в течение полувека".

В конце 60-х годов XIX в., когда К. А. Тимирязев приступил к решению этой задачи, физиология растений связывала разложение углекислоты не с энергией луча, а с его яркостью для нашего глаза. Доказательством такой связи служили считавшиеся классическими опыты Дрепера, который полагал, что растение наиболее сильно разлагает углекислоту в наиболее ярких для глаза жёлтых лучах, и немецкие физиологи подтверждали это. К. А. Тимирязев же, исходя из того, что реакция разложения углекислоты требует большой затраты энергии, искал связи этого процесса не с яркостью, а с энергией лучей, поглощаемых листом. С этой точки зрения, наиболее сильного разложения следовало ожидать в красных лучах, обладающих большей энергией и лучше поглощаемых хлорофиллом, чем лучи жёлтые. Повторив опыты Дрепера со всей тщательностью, он доказал, что этот автор получил максимум разложения углекислоты в жёлтых лучах вследствие того, что спектр в его опытах был недостаточно чист. При широкой щели спектроскопа, которую он применял, к жёлтой части спектра всегда примешивается значительное количество красных лучей. В чистых же, монохроматических (одноцветных) спектральных лучах разложение наиболее сильно идёт в той части красных лучей, которая особенна сильно поглощается хлорофиллом. Наоборот, наиболее слабое разложение углекислого газа идёт в зелёных лучах и крайних красных, которые хлорофиллом почти не поглощаются. Так была доказана связь фотосинтеза с хлорофиллом и с энергией поглощаемых им лучей.

Следует сказать, что осуществление этих опытов представляло громадные трудности. Для получения чистого спектра пришлось пропускать луч через очень узкую щель спектроскопа, а следовательно, ослаблять лучи настолько, что для обнаружения разложения углекислоты в них потребовалось разработать особый способ газового анализа, позволявшего анализировать малые количества газа с точностью до тысячной доли кубического сантиметра.

Даже в настоящее время осуществление этих классических опытов в чистом спектре представляет такие экспериментальные трудности, что до сих пор они никем не были повторены и остаются пока единственными. В то же время они были выполнены настолько тщательно, а уверенность в наличии связи разложения углекислоты с энергией луча так велика, что К. А. Тимирязев, получив максимум фотосинтеза в красных лучах, был убеждён, что красные лучи несут не только больше энергии, чем лучи жёлтые, но что в них лежит максимум энергии всего солнечного спектра, который физики того времени помещали в инфракрасных лучах. Действительно, через несколько лет исследования физика Ланглея подтвердили указания К. А. Тимирязева. Ланглей нашёл максимум энергии полуденного солнца в красных лучах, именно в той их части, которая наиболее сильно поглощается хлорофиллом. Правда, последующие измерения астрофизика Аббота передвинули этот максимум в жёлто-зелёные лучи, но это не пошатнуло утверждений К. А. Тимирязева. Новая квантовая теория света убедительно доказала, что наиболее благоприятные энергетические условия для разложения углекислоты складывались в красных, а не жёлто-зелёных лучах.

Не довольствуясь опытами в спектре, где отрезки листьев находились в трубочках с высокой концентрацией углекислоты, К. А. Тимирязев провёл опыты и при естественном, малом содержании углекислоты. Для этого он отбрасывал спектр на лист, отмечая на нём места поглощения хлорофилла. После длительной выдержки на солнце он проявлял йодом крахмал в листе и получал почернение как раз в полосе поглощения хлорофилла в красных лучах. Этот опыт особенно наглядно показал, что действительно разложение углекислоты преимущественно происходит в красных лучах солнечного спектра, наиболее поглощаемых хлорофиллом и в то же время по своей энергии наиболее подходящих для этой реакции. Таким образом, хлорофилл оказался не только поглотителем энергии, но и наиболее совершенным поглотителем, который, согласно теории Дарвина, должен был образоваться в эволюции растений путем отбора.

К этому результату К. А. Тимирязев пришёл на основе, с одной стороны, физического закона сохранения энергии, с другой - биологического учения Дарвина.

Чтобы вполне оценить найденную им связь хлорофилла с фотосинтезом, следует указать, что в то время значение зелёной окраски растений было совершенно неясно. Считалось, что окраска хлорофилла является чистой случайностью и никакого значения не имеет. К. А Тимирязев впервые доказал, что зелёная окраска хлорофилла специально приспособлена для поглощения солнечной энергии, необходимой для разложения углекислоты.

Доказав участие хлорофилла в фотосинтезе, К. А. Тимирязев пошёл и дальше. Он если не объяснил, то указал путь к объяснению, каким образом поглощаемая хлорофиллом солнечная энергия участвует в разложении углекислоты. Он показал, что этот пигмент можно рассматривать как сенсибилизатор (очувствитель), подобный фотографическим сенсибилизаторам. Как бесцветные соли серебра, не поглощающие жёлтых и красных лучей, разлагаются этими лучами в присутствии жёлтых и красных пигментов, так и бесцветная углекислота может разлагаться светом только там, где плазма окрашена хлорофиллом, т. е. в хлоропластах. В разъяснении механизма сенсибилизаторов кроется объяснение действия хлорофилла.

Дальнейшие работы К. А. Тимирязева были посвящены развитию его учения о хлорофилле как поглотителе энергии для фотосинтеза и изучению свойств и образования этого пигмента. Обычно это были краткие сообщения, отличавшиеся оригинальностью постановки вопросов, остроумием и изящностью их решения. Сводку всех своих работ за 35 лет Климент Аркадьевич дал в блестящей крунианской лекции (Крунианские лекции, названные в честь Круна, устраивают на средства, завещанные им Лондонскому королевскому обществу почти 2 века тому назад ), озаглавленной "Космическая роль растения". Эту лекцию К. А. Тимирязев прочитал по приглашению в Лондонском королевском обществе.

Научная деятельность К. А. Тимирязева нашла высокую оценку за границей. Кроме Лондонского королевского общества, университеты Кембриджа, Глазго и Женевы избрали его своим почётным членом. Однако немецкие учёные, с которыми он вёл жестокую полемику, замалчивали его работы.

К. А. Тимирязев не ограничивался научно-исследовательской работой. Он был в то же время писателем-популяризатором, широко распространявшим достижения биологической науки, и писателем-публицистом, страстно защищавшим идеи материализма и демократизации науки.

Склонность к этому роду деятельности у К. А. Тимирязева проявилась очень рано, ещё в университете. Будучи студентом, он поместил в прогрессивном журнале "Отечественные записки" публицистические статьи "Гарибальди на Капрере" и "Голод в Ландкашире", где излагал только что появившуюся теорию Дарвина и притом излагал так мастерски, что до сих пор это изложение остаётся лучшим популярным изложением учения Дарвина.

"С первых же шагов своей умственной деятельности, - говорит К. А. Тимирязев, - я поставил себе две параллельные задачи - работать для науки и писать для народа, т. е. популярно". Из этих слов видно, что популяризацию науки среди народа он ставил наравне с научной деятельностью. В его понимании наука невозможна без популяризации. "Безнадёжно состояние науки, - говорит он, - когда она находится среди безграничной пустыни всеобщего равнодушия. Только делая всё общество участником своих интересов, призывая его делить с нею радости и горе, наука приобретает в нём союзника, надёжную опору дальнейшего развития". В популяризации он видел "одно из могущественных орудий борьбы против вредных последствий крайнего разделения труда, одичания среди цветущей цивилизации". Кроме того, популяризация, по его мнению, осуществляет идею демократизации науки, которую К. А. Тимирязев вынес из весны своей жизни - эпохи 60-х годов. "Наука не вправе, - говорил он, - входить в своё святилище, таиться от толпы, требуя, чтобы на слово верили её полезности. Представители науки, если они желают, чтоб она пользовалась поддержкой и сочувствием общества, не должны забывать, что они слуги этого общества, что они должны от времени до времени выступать перед ним, как перед доверителем, которому они обязаны отчётом".

В соответствии с таким высоким пониманием популяризации К. А. Тимирязев отдал ей столько творческих сил и таланта, что сделанное им в этом отношении совершенно не идёт в сравнение с обычной популяризацией и действительно стоит на одном уровне с научной деятельностью.

Благодаря художественному, образному, чуждому всякой вульгаризации изложению, такие популярные книги его, как "Жизнь растений", "Чарльз Дарвин и его учение", "Исторический метод в биологии" и другие, переиздаются и читаются до сих пор с захватывающим интересом. Даже в переводе на английский язык "Жизнь растений", через 30 лет после своего появления, оказалась, по отзыву английского критика, "на целую голову с плечами в придачу выше своих товарок". Причина такого долголетнего успеха кроется не только в исключительном по качеству изложении. К. А. Тимирязев в своих популярных статьях выступает как мыслитель, критически анализирующий сообщаемое. Удачные сопоставления и оригинальные мысли, страстная защита того, что он считал правильным, и не менее страстная уничтожающая критика всего, что считал ошибочным, придают его работам исключительный интерес. В частности, в своих статьях в защиту Дарвина он дал чрезвычайно много для развития, укрепления и критического освещения учения об отборе, изменчивости и наследственности. Как актуально до сих пор всё, что было им написано по этим вопросам, доказывают постоянные ссылки на К. А. Тимирязева в современных спорах об изменчивости и наследственности.

К. А. Тимирязев выступает как один из крупнейших теоретиков и творческих продолжателей дела Дарвина. В этом отношении его книга "Исторический метод в биологии" является одним из классических произведений в области учения о жизни, резко, однако, отличающимся от других подобных книг ярко выраженным материалистически-философским осмысливанием вопросов биологических наук. Весь свой творческий ум и исключительную эрудицию он посвящает дальнейшей разработке учения о причинах и закономерностях развития органического мира. Он, прежде всего, конкретно выявляет и методологически обосновывает единство живого и неживого, а вслед за тем утверждает единство сил движения и развития в обоих царствах природы. Отсюда его страстная борьба с витализмом как с "реакцией в науке".

Блестящим достижением теоретической биологии является трактовка К. А. Тимирязевым основного понятия в биологии, понятия о виде. В этой трактовке он ниспровергает старое метафизическое представление о виде. "Вида как категории, строго определённой, всегда себе равной и неизменной, в природе не существует: утверждать обратное значило бы, действительно, повторять старую ошибку схоластов "реалистов"". Вместе с тем К. А. Тимирязев считает, "что виды - в наблюдаемый нами момент - имеют реальное существование, и это - факт, ожидающий объяснения", которое К. А. Тимирязев находит в дарвиновской концепции вида.

Как к логическому следствию проблемы вида К. А. Тимирязев подходит к решению основных проблем учения о саморазвитии органического мира - проблеме органической целесообразности, а равно к анализу форм и характера действия естественного отбора. В этом вопросе он опирается не только на описательные работы, но и на данные первых экспериментальных работ, подтверждающих творческую роль отбора (и в частности, на исключительно ценные работы русского ботаника Цингера), а равно на данные практики сельского хозяйства. Одновременно он глубоко решает проблему взаимоотношения наследственности и изменчивости, проблему дивергенции (расхождения) видов и ряд других основных вопросов науки о жизни.

И всюду он считает своим гражданским долгом бороться с реакцией в виде различных антидарвинистских - антинаучных тенденций и течений. В этом он усматривал "насущную задачу современного естествознания" - так он назвал свой сборник воинственных статей, направленный против мракобесия в науке.

К. А. Тимирязев не ограничивался защитой только биологической стороны учения Дарвина; он защищал его как основу современного материалистического мировоззрения, устраняющего всё сверхъестественное, которым до Дарвина было проникнуто объяснение приспособленности живых организмов к среде. Таким он выступает в своих статьях против витализма как идеалистического, реакционного учения, против виталистов в России (Коржинский, Бородин) и за границей (Дриш, Рейнке, Бергсон, Лодж и др.).

К. А. Тимирязев был одним из крупнейших историографов науки о жизни. Его перу принадлежит ряд прекрасных и выдающихся работ. Таковы "Основные черты истории развития биологии в XIX веке"(1908), "Пробуждение естествознания в третьей четверти века" (1907), "Наука. Очерк развития естествознания за 3 века (1620-1920)" (1920), "Главнейшие успехи ботаники в начале XX столетия" (1920), "Развитие естествознания в России в эпоху 60-х годов" (1908), не считая большого числа мелких статей-характеристик, посвящённых ряду отдельных крупнейших деятелей науки (Пастер, Бертло, Столетов, Лебедев, Буссенго, Бербанк и много других).

К. А. Тимирязев определённо отрицательно относился к тем учёным, которые пренебрегают знанием истории своей науки. "Исторический метод" он, прежде всего, применял к развитию наук, и в первую очередь биологических. Он дал причинную периодизацию развития этих наук в определённой последовательности. "Первый по очереди явился сравнительно простой вопрос - морфологический, разрешаемый вне связи с другими дисциплинами знания, при помощи характеристического для биологии и достигшего в ней самого блестящего развития сравнительного метода. Позднее явился вопрос физиологический и ещё позднее - исторический. Поэтому самой широкой, характеристической чертой успехов биологии в истекшем веке является, с одной стороны, подчинение её задач строгому детерминизму экспериментального метода, заимствованного у науки физического цикла и устранившего навсегда бесполезную и вредную гипотезу своевольной жизненной силы, а с другой стороны, распространение на неё метода исторического, вместо праздных телеологических догадок, ищущего объяснения не в одном только экспериментально изучаемом настоящем данных явлений, но и во всём их длинном прошлом".

Как истинный учёный-гражданин, К. А. Тимирязев гармонически сочетал в своём творчестве единство теории и практики.

В статьях под общим заглавием "Земледелие и физиология растений" он показал пример связи теоретической науки с практикой. В них он пропагандировал определённые агрономические мероприятия, исходя из мысли, что "земледелие стало тем, что оно есть, только благодаря агрономической химии и физиологии растений". В статье "Происхождение азота растений" он горячо поддерживает первые шаги московских агрономов по введению в севооборот клевера, пропагандирует применение минеральных удобрений, искусственного орошения и глубокую вспашку в борьбе с засухой и т. д.

В девятисотых годах выступал он также и по вопросам академической жизни, бичуя отдельные проявления карьеризма, нарушения достоинства науки и снижение её уровня. С наступлением войны 1914 г. он стал вести борьбу с шовинистическими настроениями, проникшими в окружающую его академическую среду, а с приходом Советской власти отдал весь свой блестящий публицистический талант на критику буржуазии, на укрепление новой власти, в которой видел залог осуществления своих чаяний грядущего господства науки и демократии. Сборник этих статей под названием "Наука и демократия" высоко оценил Владимир Ильич Ленин, который в письме 27 апреля 1920 г. писал: "Большое спасибо Вам за Вашу книгу и добрые слова. Я был прямо в восторге, читая Ваши замечания против буржуазии и за Советскую власть".

Блестящие и увлекательные по форме популяризаторские и публицистические статьи К. А. Тимирязева до сих пор сохранили свою актуальность. Эта часть его наследия заслуживает особого распространения, являясь прекрасным оружием в борьбе с врагами науки, демократии и мира народов.

"Только наука и демократия, - говорит он, - по самому существу своему враждебны войне, ибо как наука, так и труд одинаково нуждаются в спокойной обстановке. Наука, опирающаяся на демократию, и сильная наукой демократия - вот то, что принесёт с собой мир народам".

Главнейшие труды К. А. Тимирязева : Сочинения (10 томов), М., 1937-1940. Отдельные издания главнейших популярных произведений: Чарльз Дарвин и его учение, М., 1940; Жизнь растения, М., 1940; Исторический метод в биологии, М.-Л., 1943; Земледелие и физиология растений, М.-Л., 1941; Наука и демократия, М.,1920, Л., 1926).

О К. А. Тимирязеве : Климент Аркадьевич Тимирязев (Сборник), изд. Моск. ордена Ленина С.-х. академии им. К. А. Тимирязева, М., 1940; Великий учёный, борец и мыслитель (к столетию со дня рождения), изд. АН СССР, М.-Л., 1943; Васецкий Г. С, Общественно-политические и философские взгляды К. А. Тимирязева; Корчагин А. И., К. А. Тимирязев. Жизнь и творчество, М., 1943; Югов А. К., К. А. Тимирязев. Жизнь и деятельность, М., 1936; Сафонов В., Климент Аркадьевич Тимирязев, М., 1943; Новиков С. А., Биография К. А. Тимирязева, Собрание сочинений Тимирязева, т. I, 1937; Новиков С. А., Тимирязев, М.-Л., 1946; Цетлин Л. С, Тимирязев, М.-Л., 1945; Комаров В. Л., Максимов Н. А., Кузнецов Б. Г., Климент Аркадьевич Тимирязев, М., 1945.

Моврадин Николай, Перов Михаил.

Учебный информационный проект: биология и история. Анализ жизненного пути выдающегося русского учёного - К.А. Тимирязева. Демонстрирует силу российской науки на примере гения Тимирязева. Великий популяризатор биологии, Тимирязев интересен школьникам и как автор работ по физиологии растений (о фотосинтезе), и как патриот Отечечства.

Скачать:

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ЮГО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1987

109469, Москва, ул. Белореченская, д.36, корп.1. тел. 347-45-54

НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО УЧАЩИХСЯ «БИОМ»

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ

К. А. ТИМИРЯЗЕВ:

ВЕЛИКИЙ РАЗУМ И ВЕЛИКАЯ ДУША.

Моврадин Николай,

Перов Михаил,

8 «А» гимназический класс.

Руководитель:

Мухина Е.В.,

учитель биологии.

Консультант:

Корпачёв В.В.,

учитель истории.

Москва, 2010 г.

Введение………………………………………………………………………..….3

Главная часть…………………………………………………………………..….4

  1. Семья в жизни К.А.Тимирязева…………………………………………...4
  1. Выбор жизненного пути……………………………………………..…….5
  1. Тимирязев – великий учёный………………………………………..…….8
  1. Светлый образ Тимирязева – в памяти потомков……………….………10

Анализ материала………………………………………………………..………..11

Заключение…………………………………………………………………….….13

Список источников информации………………………………………………...13

Фотоприложение………………………………………………………………….14

Введение.

Сейте разумное, доброе, вечное,

Сейте! Спасибо вам скажет сердечное

Русский народ…

Н.А. Некрасов.

Климент Аркадьевич Тимирязев - великий русский учёный, ботаник-физиолог. На этом наши знания об этом человеке до недавнего времени исчерпывались. Но в последнем номере журнала «Биология для школьников» (№1 за 2010год) мы нашли интересную статью Е.В.Авдеевой «Земное «светило» естествознания» о жизни Климента Аркадьевича Тимирязева. Вспомнив, что в 6 классе, изучая воздушное питание растений, мы встречались с именем этого ученого, мы решили ближе познакомиться с личностью Тимирязева, о котором множество людей отзывается так тепло и душевно.

Поэтому целью нашего исследования стало изучение жизни и деятельности Климента Аркадьевича Тимирязева. Для реализации поставленной цели мы решили сделать следующее:

  1. Изучить литературу о К.А.Тимирязеве.
  2. Посетить памятные места, связанные с именем учёного.
  3. Проанализировать полученные сведения и ответить на вопрос: «Почему

Тимирязева называют великим разумом и великой душой?»

Помимо выше сказанного, работая над проектом, мы должны:

  1. Расширить знания в области биологии, истории, физики, и химии.
  2. Рассказать о выдающемся учёном широкой публике.

В работе мы пользовались научно-популярной и справочной литературой, а также сайтами сети Интернет, что указано в проекте.

В работе использованы такие исследовательские методы, как исторический, сравнение, анализ и синтез полученного материала.

Главная часть.

  1. Семья в жизни К.А.Тимирязева.

Детство, отрочество и юность. (1843-1860 г.г.)

Климент Аркадьевич Тимирязев родился 3 июня 1843 года в Санкт-Петербурге, в семье образованных людей, уже тогда враждебно настроенных к царско-крепостническому строю. (БСЭ, 1971.)

Происхождение фамилии Тимирязевых связывают с именем ордынского князя Ибрагима Темир-Гази, выехавшего из Орды в 1408 г. служить к Великому князю Василию Дмитриевичу. Потомки Темир-Гази служили на видных военных и гражданских должностях в России. (Биология для школьников, 2010.)

Его отец, Аркадий Семёнович Тимирязев, происходил из старо-татарского рода. Мать, Аделаида Климентьевна, была дочерью эмигрировавшей в Россию английской баронессы, много усилий отдавала воспитанию детей (см. приложение, фото 1-2). (Прашкевич, 2000.)

У Тимирязева было пять братьев и сестра. В семье царил республиканский дух, естественно, это не могло не повлиять на формирование характера и взглядов юного Тимирязева. Отца уволили с должности таможенного директора за его республиканские взгляды. Рано пришлось детям зарабатывать на хлеб для семьи. По словам учёного: «С пятнадцатилетнего возраста моя левая рука не израсходовала ни одного гроша, которого не заработала бы правая. Заработок средств существования всегда стоял на первом месте, а занятие наукой было делом страсти, в часы досуга, свободные от занятий». (Ландау-Тылкина, 1985.)

Семья воспитала в Клименте Тимирязеве такие замечательные качества, как: самостоятельность, трудолюбие, волю и умение принимать ответственные решения.

Благодарный сын своих родителей, он увековечивает их память и посвящает родителям одну из своих последних книг «Наука и демократия».

Климент Аркадьевич получил домашнее образование. Вместе с братом Василием он подготовился к поступлению в университет. Юноша в совершенстве владел английским и французским языками.

Натуралистические интересы проявились у Климента Аркадьевича под воздействием старшего брата Дмитрия. От него были получены первые сведения по ботанике и химии.

Итак, ясно, что «стержень» личности Климента Аркадьевича был сформирован семейным воспитанием. Остальной отпечаток наложила эпоха, в которой жил и работал учёный. (Ландау-Тылкина, 1985.)

Любовь на всю жизнь. (Конец 1870-х - 1920 г.г.)

Мы не знаем, когда и где Климент Аркадьевич познакомился со своей будущей женой, Александрой Алексеевной Готвальд. Встретившись, молодые люди полюбили друг друга. Это была счастливая и дружная семья, в которую никакие трудности не внесли нервного разлада, не разрушили чувства уважения и любви.

В 1880 году родился сын, которого в честь деда назвали Аркадием. Климент Аркадьевич стремился воспитать сына не только широко образованным человеком, но прежде всего патриотом своей Родины. (См. приложение, фото 3.) В последствие, сын тоже стал учёным, но менее известным, чем отец.

Климент Аркадьевич Тимирязев с женой прожили вместе более сорока лет и всегда были опорой друг другу. Пройдёт много лет, и благодарный муж посвятит книгу «Исторический метод в биологии» своему верному другу – жене. (Ландау-Тылкина, 1985.)

  1. Выбор жизненного пути. (1860-1870 г.г.)

Преподаватели и учителя.

В университете любимыми учителями были: А.Н.Бекетов, Д.И.Менделеев, М.И.Сеченов и др.

В Германии он учился у физика Густава Роберта Кирхгофа, химика Роберта Вильгельма Бунзена, и ботаника Вильгельма Гофмейстера.

Во Франции Климент Аркадьевич занимался у учёных: химика Марселена Бертло, знаменитого физиолога Клода Бернара и у натуралиста и агрохимика Ж.Б. Буссенго.

Ч.Дарвина тоже можно назвать учителем Тимирязева, так как всю жизнь Климент Аркадьевич был дарвинистом. (Ландау-Тылкина, 1985.)

«Идейные отцы» Тимирязева.

Молодой Тимирязев ещё в студенческие годы начал воспринимать революционно-освободительные идеи 60-х годов, и всю жизнь с гордостью называл себя «шестидесятником». Он читал статьи Н.А. Добролюбова, Д.И. Писарева, Н.Г.Чернышевского. (Сайт http://www.n-t.org )

Тимирязев общался с различными людьми, среди них были поэты, писатели, солдаты, учёные, студенты, политические деятели и революционеры. Будущий учёный горячо любил Герцена за преданность народу, патриотизм, за призыв к молодёжи всего себя отдавать науке. Украдкой Тимирязев почитывал журнал Герцена «Колокол».

Первые шаги в науке .

Климент Тимирязев поставил цель изучать живую природу.Он решил поступить на естественное отделение физико-математического факультета Петербургского университета. В то время в университетах не было биологических факультетов и юноши, мечтавшие о биологии, учились на физико-математическом факультете, объединявшем естественные науки.

«При выборе своей научной специальности - физиологии растений, я руководствовался простой фразой: «Наука призвана сделать труд земледельца более производительным». К.А.Тимирязев. (Биология для школьника, 2010г.)

В университете Тимирязев стал усилено интересоваться физикой и химией. Однако тяжёлое материальное положение мешало ему безраздельно заниматься наукой. Окончив университет в 1866 году, он блестяще защитил дипломную работу, за которую получил золотую медаль и учёную степень кандидата наук.

Д.И.Менделеев предложил К.А.Тимирязеву принять участие в исследовательской работе на первых в России опытных полях. Тимирязев с радостью согласился, и его направили на поле в Симбирскую губернию.

5 января 1868 года Тимирязев выступил на заседании биологической секции первого съезда врачей и биологов с докладом по теме: «Прибор для исследований воздушного питания листьев и применение искусственного освещения к исследованиям подобного рода». (Ландау-Тылкина, 1985.)

Путешествие по Европе.

Затем, в конце 1869 года, К.А.Тимирязев приехал в Париж, распираемый духом революции. В Париже он получает возможность наблюдать за работой агрохимика Ж.Б.Буссенго. (Прашкевич, 2000.)

Встреча с Чарльзом Дарвином.

Ещё студентом-первокурсником, Тимирязев познакомился с произведением Ч.Дарвина «Происхождение видов путём естественного отбора». После прочтения этой книги знакомство с Дарвином стало мечтой юноши.

Летом 1877 года, когда К.А.Тимирязев собрался из Парижа в Англию у него созрел план посетить Ч.Дарвина. Ему это удалось, Тимирязев подарил Дарвину свою книгу, а Дарвин в ответ в знак симпатии подарил ему свою фотографию с дарственной подписью (см. приложение, фото 4).

К.А.Тимирязев вернулся в Москву с новым зарядом сил для борьбы за дарвинизм и исследования хлорофилла – этого, по словам Дарвина, «самого интересного из органических веществ». (Ландау-Тылкина, 1985.)

Кстати, на русский язык «Происхождение видов» перевёл именно Тимирязев. (Прашкевич, 2000г.)

Профессор Петровской академии.

Петровская академия была одним из передовых учебных заведений страны. Климент Тимирязев проработал в Петровской академии с 1870 по 1892годы, по его словам это были счастливейшие годы его жизни (см. приложение, фото 5). В академии Тимирязев создал свою лабораторию. Тимирязев завоевал любовь и уважение студентов интересными и живыми лекциями. В 1892 году за поддержку студентов в революционных движениях К.А.Тимирязеву пришлось уйти с должности профессора Академии. (Комаров, http://vivos voco).

Лекции в Московском университете.

Оставив Петровскую Академию, К.А.Тимирязев все силы отдавал Московскому Университету, в котором он начал работать с 1872 г., а несколько позже был утвержден там профессором. И даже, работая в Московском Университете, он продолжал защищать революционно настроенных студентов, за что начал получать взыскания. Ему создали тяжелейшие условия для работы. В начале 1893 г. его лишили подходящего помещения для занятий студентов с микроскопом. Ему назначили аудиторию всего на 80 мест, а желающих было больше 150 человек. В результате начальство Московского университета отчислило из штата К.А.Тимирязева и перевели его в заштатные профессора. Однако и тогда он продолжал плодотворно работать: читать лекции, руководить студентами, вести исследования. Тимирязев никогда не шел на компромиссы, ему с большим душевным трудом пришлось покинуть Московский Университет. После Великой Октябрьской Социалистической революции он был восстановлен в Университете в качестве профессора и продолжал там преподавать до глубокой старости. (Биология для школьника, 2010г.)

Политические взгляды Тимирязева.

К.А. Тимирязев был и до конца жизни оставался приверженцем и ярым сторонником революции, т. к. считал, что интеллигенция и монархия не совместимы, и только после революции Россия сможет стать действительно образованным государством. Также Тимирязев являлся ярым противником не только монархии, но и религии, в целом отрицая даже существование Бога, объясняя происхождение мира с помощью теории Дарвина. С ранней молодости он водил дружбу с революционерами, и даже во время своих поездок за границу знакомится с В.И.Лениным и И.Троцким, с которыми продолжал общение свою жизнь. (Ландау-Тылкина, 1985.)

3. Тимирязев – великий учёный (1870-1920г.г.).

Открытия в области физиологии растений.

В 1869г. появилась программная работа Тимирязева «Значение лучей различной преломляемости в процессе разложения углекислоты растениями». Эта работа явилась началом нового направления в науке. И как всегда бывает, вызвала целый ряд нападок со стороны других ученых. К.А, Тимирязев - первый среди ученых обнаружил хлорофилл в растении, используя свои глубокие знания по биологии, физике, химии и астрономии. В результате своих опытов он доказал, что фотосинтез вызывается всеми лучами, поглощенными хлорофиллом. Так же он доказал, что через поступление солнечных лучей растение запасается энергией солнца. Он дает очень интересную для характеристики его мировоззрения формулировку связи между законом сохранения энергии, понятием работы и проблемами изучения функции хлорофилла: «Я был первым ботаником, заговорившим о законе сохранения энергии и соответственно с этим изменившим и слово «свет» выражением «лучистая энергия». Эта замена существенно изменяла основную точку зрения, и вызывала сомнение в верности самих фактов. Он первый высказал мысль, что процесс разложения углекислоты должен зависеть от энергии солнечных лучей, а не от яркости (см. приложение, фото 6). По его мнению, хлорофилл является чрезвычайно совершенным экраном для поглощения света, и зеленый цвет растений представляется не случайностью, но выработанным в процессе эволюции приспособлением к поглощению наиболее активных лучей спектра. Результаты исследований фотосинтеза были представлены в двух диссертациях: магистерской « Спектральной анализ хлорофилла» (1871) и докторской « Об усвоении света растением» (1875). К.А.Тимирязев открыл явление светового насыщения фотосинтеза; экспериментально обнаружил, что имеются два максимума поглощения света растением, которые лежат в области красных и синих лучей спектра. (Биология для школьника, 2010г.)

Понятие о « космической роли растений».

Работы К.А. Тимирязева по ассимиляции углерода, создали ему мировую известность и выдвинули его на одно из первых мест среди биологов его времени. Тимирязев всю жизнь проработал над разрешением одной проблемы. Но значение этой проблемы – проблемы воздушного питания растений, или фотосинтеза, - далеко выходит за пределы физиологии растений, т.к. с этим связано существование не только растений, но и всего животного мира. Мало того, в фотосинтезе растение берет и усваивает не только вещество, а именно углекислоту воздуха, но и энергию солнечных лучей. Это дало права К.А, Тимирязеву говорить о космической роли растения как передатчика энергии солнца нашей планете. (Биология для школьника, 2010г.)

Исторический метод в исследованиях Тимирязева .

Тимирязев отрицательно относился к ученым, которые пренебрегают знанием истории своей науки. «Исторический метод» он, прежде всего, применял к развитию наук, и в первую очередь биологических. Он дал причинную периодизацию развития этих наук в определенной последовательности. Первый по очереди явился сравнительно простой вопрос – морфологический, позднее явился вопрос физиологический и ещё позднее исторический. К.А.Тимирязев неоднократно подчеркивал, что современные формы организмов – результат длительной приспособительной эволюции; на любом виде ныне живущих организмов лежит печать, с одной стороны, приспособленности к условиям обитания, с другой – всей предшествующей эволюции. Исходя из этого, он считал, что для правильного понимания законов биологии, разнообразных проявлений жизни и возможности управления ими необходим исторический метод , т е последовательный подход к изучению организмов. Научный подвиг Тимирязева состоял в том, что он перебросил мост между двумя крупнейшими научными открытиями XIX в.: учением Дарвина и законом сохранения энергии . Он сочетал в своих исследованиях экспериментально-физиологический и историко-биологический подход к явлениям жизни. (Ландау-Тылкина, 1985.)

Популяризация естествознания.

«Безнадёжно состояние науки, когда она находится среди безграничной пустыни всеобщего равнодушия… Представители науки – слуги общества, они должны от времени до времени выступать перед ним, как перед доверителем, которому они обязаны отчётом», - считал Тимирязев. Поэтому свои научные труды он создавал по-разному. Иногда это были общедоступные лекции, которые потом превращались в книгу (так появилась «Жизнь растений», самое известное произведение учёного). А иногда в единое целое собирались различные научно-популярные статьи. Так родилась книга «Наука и демократия».

Сложнейший процесс фотосинтеза Тимирязев очень понятно описывает в «Жизни растений»: «Когда-то, где-то на землю упал луч солнца, но он упал не на бесплодную почву, он упал на зелёную былинку пшеничного ростка, или, лучше сказать, на хлорофилловое зерно. Ударяясь о него, он потух, перестал быть светом, но не исчез. Он только затратился на внутреннюю работу». (Биология для школьника, 2010г.)

Тимирязев был членом Лондонского королевского общества (1911), почётным доктором университета в Глазго (1901), Кембридже (1909) (см. приложение, фото 7), Женеве (1909), членом-корреспондентом Эдинбургского ботанического общества (1911), почётным членом многих русских университетов и научных обществ. (БСЭ, 1971.)

Достижения в практическом земледелии.

«При выборе своей научной специальности – физиологии растений – писал Тимирязев, - я в известной степени руководствовался ее отношением к земледелию, определяя это отношение весьма просто: наука призвана сделать труд земледельца более производительным». Он первый ввел в России опыт с культурой растений в искусственных почвах. В 1893 г. Тимирязев опубликовал работу «Борьба растений с засухой», где он дает анализ тем приспособлениям, которые помогают растению выносить засуху.

Тимирязев считал, что изучать физиологию растений нужно затем, чтобы потом обратить найденное на пользу земледелия. Взаимоотношения теории и практики в своей области знания он определял так: «Узнать потребности растения – вот область теории, прибыльно для себя удовлетворить эти потребности – вот главная забота практики». Тесная связь физиологии растений с агрохимией определила тимирязевское направление: «Спрашивать мнение самого растения, ставя прямой опыт: научный – в лаборатории и практический – в поле». Величие Тимирязева- практика состоит именно в том, что он признавал за наукой принадлежащее ей по праву место лишь при условии, когда ее достижения получат самое широкое распространение и должную оценку в слоях широкой общественности, в народе. (Биология для школьника, 2010г.)

4. Светлый образ К.А.Тимирязева – в памяти потомков.

Умер Тимирязев от воспаления лёгких 28 апреля 1920 г. Последним, что он прочёл, было письмо Ленина, полученное в ответ на книгу «Наука и демократия». За день до смерти, чувствуя её приближение, Климент Аркадьевич сказал своему врачу: «Я всегда старался служить человечеству…» (Ландау-Тылкина, 1985.)

О величии личности Тимирязева говорят символы и культурно-исторические ценности, как в России, так и в других странах. Так, в честь Тимирязева названы: лунный кратер, теплоход «Академик Тимирязев», улицы им. Тимирязева во многих городах. В 1991 г. на Серпуховской линии Московского метро открыта станция «Тимирязевская».

Имя Тимирязева присвоено старейшей Московской сельскохозяйственной академии РАН, бывшей Петровской (см. приложение, фото 8).

РАН раз в три года присуждает премию им. К.А.Тимирязева за лучшие работы по физиологии растений и ежегодно проводит Тимирязевские чтения.

Орден академика Тимирязева – единственная в России высшая Национальная награда в сфере аграрно-промышленного сектора страны.

В Москве, на Тверском бульваре, возвышается памятник учёному работы скульптора С.Меркулова. На строгом постаменте выбиты слова: «К.А.Тимирязеву – борцу и мыслителю» (см. приложение, фото 9).

Биологический музей им. К.А.Тимирязева в Москве (Малая Грузинская улица, д. 15) организован в 1920г (см. приложение, фото 10). В фондах и залах музея хранятся материалы, тесно связанные с деятельностью учёного (см приложение, фото 11).

По адресу Романов переулок, д.2 находится мемориальный музей-квартира Тимирязева, где полностью сохранена обстановка и библиотека времён учёного.

Таким образом, в нашей стране достаточно много мест, символично или напрямую напоминающих нам о Тимирязеве. (Биология для школьника, 2010г.)

Анализ материала.

Познакомившись с жизнью и научной деятельностью К.А.Тимирязева, мы узнали много интересного не только об этом человеке, но и об эпохе, в которой он жил. Всю информацию мы разделили на 4 раздела, которые, как нам кажется, отражают разные стороны жизни учёного.

В разделе «Семья в жизни Тимирязева» мы объединили семью, в которой учёный родился, и семью, которую он создал. Нам видится их тесная связь, так как созданная семья является продолжением родительской. Отношения Тимирязева с отцом продолжаются в его отношениях с сыном. А отношения с женой, трепетные и дружеские, напоминают отношения отца и матери учёного.

В этом видится большой смысл. Очень важно, когда у человека есть надёжная опора, тогда он уверен в своих действиях и энергичен.

Во второй раздел – «Выбор жизненного пути» - мы отнесли материал об определении Тимирязева как учёного и политика. Из естественных наук Климент Аркадьевич выбрал биологию, а конкретно, физиологию растений, и сделал её делом своей жизни. Это сродни тому, что однажды он стал на сторону революционеров-демократов и до конца дней был верен своим политическим взглядам.

У него было много хороших учителей и наставников (Д.И.Менделеев, А.К.Бекетов, М.И.Сеченов), это великие учёные. Общение с ними, конечно, сильно повлияло на жизнь Тимирязева, как и стажировка в Европе. Чего стоит одна только встреча с Чарльзом Дарвином! А общение с Н.Г.Чернышевским, Н.А.Добролюбовым, Н.И.Писаревым! Трудно оставаться равнодушным, встречаясь с такими выдающимися личностями, лучшими людьми науки и литературы того времени! И Климент Аркадьевич не был равнодушным, он всегда откликался на призыв о помощи, смело высказывал своё мнение.

Дух народничества, столь свойственный русской интеллигенции, очень ярко проявился в общественно-политической позиции Тимирязева. Он считал, что новая власть способна решить проблемы России, обеспечить прогрессивное развитие страны. А прогресс и торжество науки – это были боги русской интеллигенции XIX – начала XX века.

Трудно сказать, как складывались бы отношения Тимирязева с советским руководством, проживи Климент Аркадьевич ещё какое-то время. Всё-таки свобода научного творчества – не последняя вещь для учёного, а при большевистской власти она была сильно ограничена. Во всяком случае, личная честность и искренность Тимирязева бесспорны.

Третий раздел – «Тимирязев – великий учёный» рассказывает об открытиях и трудах Климента Аркадьевича. Его блестящая книга «Жизнь растений» (1878) выдержала десятки изданий на нескольких языках. Учёный буквально прославил хлорофилл, это «самое интересное из органических веществ» и пришёл, при этом к выводу о космической роли растений. В сегодняшнем школьном учебнике ботаники этой теме посвящён целый параграф!

Есть ещё два момента в нашем исследовании, которые, как нам кажется, характеризуют Тимирязева как учёного незаурядного и неутомимого. Это популяризация им науки и использование в исследованиях исторического метода . Тимирязев старался сделать науку доступной для народа, понятной, а поэтому имеющей большое практическое значение. Его лекции были просты и интересны, свободных мест для слушателей не хватало. Его методы использовались в земледелии, так как были доступны.

Помимо этого, Климент Аркадьевич был одним из крупнейших историографов науки о жизни. Его перу принадлежит ряд прекрасных и выдающихся работ по истории естествознания, которое он считал главным «научным знанием» русского человека.

Четвёртый раздел – «Светлый образ Тимирязева – в памяти потомков». Здесь собрана информация о символах и памятных местах, связанных с учёным. Улицы, станция метро, музей, сельскохозяйственная академия, теплоход и даже лунный кратер(!) напоминают сегодня о нашем великом соотечественнике. На Тверском бульваре возвышается величавый памятник учёному, на постаменте которого высечены кривые разложения углекислоты при фотосинтезе, о чём, может быть, не знают многочисленные прохожие. Этот памятник пережил бомбёжку и реставрацию и остался стоять на своём месте, как и человек, о котором наш рассказ.

Заключение.

Тимирязев – великий разум и великая душа! Теперь понятна глубина этих слов. «Климент Аркадьевич сам, как и горячо любимые им растения, всю жизнь стремился к свету, запасая в себе сокровища ума и высшей правды, и сам был источником света для многих поколений, стремившихся к свету и знанию и искавших тепла и правды в суровых условиях жизни». Эти слова И.П.Павлова мы использовали в виде эпилога к нашему рассказу. А в качестве иллюстрации к ним, находясь под впечатлением от узнанного, создали информационный плакат о становлении личности К.А.Тимирязева (см. приложение, рис.1).

Корень – орган почвенного питания и якорь, укрепляющий растение в почве. Родительская семья, по нашему, мнению – основа жизни. Стебель – осевой орган растения, ориентирующий его в пространстве. По нему движутся питательные вещества, необходимые для развития. Они попадают в стебель из листьев, органов воздушного питания, которые у нас ассоциированы с факторами, повлиявшими на становление личности Тимирязева. Цветок – орган, привлекающий внимание. Это личность учёного, обладающая незаурядными прекрасными качествами (лепестки). А плод – это результат жизни. Он будет использован потомками для продолжения дела Тимирязева. Ради этого стоит жить!..

Список источников информации.

  1. Биология для школьников. №1 за 2010г. стр.31-53.
  2. Большая Советская Энциклопедия. Гл. ред. А.М. Прохоров. 3-е изд. М.: Советская энциклопедия, 1971.
  3. Ландау-Тылкина С.П. К.А.Тимирязев: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1985. – 128с.
  4. Прашкевич Г.М. Самые знаменитые учёные России. – М.: Вече, 2000, стр.261-273.
  5. http://vivosvoco (Комаров В.Л. Жизнь и творчество Тимирязева).
  6. http://www.n-t.org

Фотоприложение.

Рис.1. Становление личности

К.А.Тимирязева.

Русский ученый-естествоиспытатель, один из основоположников отечественной школы физиологов растений, член-корреспондент Петербургской Академии наук (1890).

Климент Аркадьевич Тимирязев родился 22 мая (3 июня) 1843 года в в семье начальника таможенного округа Аркадия Семеновича Тимирязева (1790-1867). Начальное образование будущий ученый получил дома.

В 1860 году он поступил в Санкт-Петербургский университет на камеральный факультет, потом перешел на физико-математический. В 1861 году за участие в студенческих волнениях К. А. Тимирязев был исключен из университета. Ему было позволено продолжать обучение в качестве вольнослушателя только через год. К. А. Тимирязев окончил университет в 1866 году со степенью кандидата и был удостоен золотой медали за сочинение «О печеночных мхах».

В 1868 году К. А. Тимирязев был командирован Санкт-Петербургским университетом для подготовки к профессорской деятельности на 2 года за границу (Германия, Франция), где работал в лабораториях крупных физиков, химиков, физиологов, ботаников (Г. Кирхгофа, Г. Гельмгольца, P. Бунзена, П. Бертло, Ж. Буссенго, К. Бернара, В. Гофмейстера). Наибольшее значение для ученого получила работа у Ж. Буссенго, которого он считал своим учителем.

В 1870-1892 годах К. А. Тимирязев преподавал в Петровской земледельческой и лесной академии (ныне Российский государственный аграрный университет - Московская сельскохозяйственная академия им. К. А. Тимирязева). В 1871 году, защитив магистерскую диссертацию «Спектральный анализ хлорофилла», был утвержден в звании экстраординарного профессора академии. В 1875 году, после защиты докторской диссертации «Об усвоении света растением», стал ординарным профессором.

С 1878 года К. А. Тимирязев был профессором Московского университета, в 1902 году он был утвержден в звании заслуженного ординарного профессора. В 1911 году К. А Тимирязев покинул университет в знак протеста против политики министра народного просвещения Л. А. Кассо. После Октябрьской революции 1917 года К. А. Тимирязев был восстановлен в правах профессора Московского университета, но из-за болезни не мог работать на кафедре.

К. А. Тимирязев был одним из первых крупных русских ученых, приветствовавших Октябрьскую революцию 1917 года. Несмотря на тяжелую болезнь, 75-летний ученый участвовала работе Наркомпроса РСФСР и Социалистической (позднее Коммунистической) академии общественных наук, членом которой был избран в 1918 году. В 1920 году К. А. Тимирязев был избран депутатом Моссовета.

К. А. Тимирязев был членом Лондонского королевского общества (1911), почетным доктором университетов в Глазго (1901), Кембридже (1909) и Женеве (1909), член-корреспондентом Эдинбургского ботанического общества (1911), почетным членом многих русских университетов и научных обществ.

Климент Аркадьевич Тимирязев - выдающийся русский естествоиспытатель, ботаник, физиолог, дарвинист, блестящий экспериментатор и популяризатор науки, прекрасный педагог.

Тимирязев родился 3 июня (22 мая) 1843 году в Петербурге, в дворянской семье. В 1861 году поступил в Петербургский университет, который через год покинул в знак протеста против введения матрикул, подчинявших студентов полицейскому режиму. Дальнейшее образование продолжал уже в качестве вольнослушателя университета, который окончил в 1866 году с золотой медалью и степенью кандидата. В 1868 г. Был командирован на два года за границу для подготовки к экспериментальной разработке основной проблемы физиологии - выяснения процессов разложения атмосферной углекислоты зелеными растениями под влиянием солнечной энергии. Эта задача потребовала углубленного изучения физики и химии. К.А. Тимирязев использовал заграничную командировку главным образом для работы у крупнейших физиков и химиков того времени - Кирхгофа, Гельмгольца, Бунзена, Бертло, а так же у физиолога Клода Бернара и ботаника Гофмейстера. Но наибольшее значение имела для К.А. Тимирязева работа в Париже у одного из основателей агрономической химии Ж.Б. Буссенго, которого он всегда называл своим учителем. У Буссенго К.А. Тимирязев окончательно укрепился в своем убеждении о необходимости теснейшей связи между физиологией и агрономическими науками, а также практикой сельского хозяйства. После возвращения из-за границы в 1870 году К.А. Тимирязев был приглашен в качестве преподавателя ботаники в Петровскую сельскохозяйственную академию (в настоящее время носящую имя К.А. Тимирязева). В 1871 году он был избран экстраординарным, а в 1875 году - ординарным профессором. В Петровской академии, наряду с чтением лекций по всем разделам ботаники, К.А. Тимирязев вел и интенсивную научно-исследовательскую работу, им была организована специальная физиологическая лаборатория и построен первый в России вегетационный домик для выращивания растений.

В 1872 году К.А. Тимирязев был приглашен в Московский университет на кафедру анатомии и физиологии растений в качестве «стороннего преподавателя». В 1877 году он получил звание штатного профессора кафедры и руководил ею более 30 лет - до 1911 года. Кафедра анатомии и физиологии растений начала интенсивно развиваться с приходом Климента Аркадьевича. На кафедре начался один из наиболее значимых периодов в ее существовании, во многом предопределивший развитие физиологического образования в Московском университете в конце XIX-начале ХХ вв. Первое десятилетие существования кафедры до К.А.Тимирязева характеризовалось развитием направления, которое в современных терминах можно определить как «функциональная анатомия».

К.А. Тимирязев в течение всей своей жизни развивал и поддерживал два великих достижения XIX столетия - закон сохранения энергии и дарвинизм. Он был страстным пропагандистом эволюционных идей Дарвина. Его книга «Чарльз Дарвин и его учение» являются непревзойденными по мастерству изложения и глубине понимания проблем эволюции. В 1909 г. он выступал представителем Московского университета на праздновании в Кембридже 100-летия со дня рождения Ч.Дарвина.

Научные интересы К.А. Тимирязева были связаны с различными проблемами физиологии растений. Он известен своими работами в области фотосинтеза, водного режима, минерального питания, морфогенеза и др. Однако, основным, кардинальным направлением его работ было исследование энергетики фотосинтеза. К.А. Тимирязев внес в понимание механизма фотосинтеза много новых принципиальных идей. Первые работы были посвящены изучению роли хлорофилла в фотосинтезе. На основе полученных результатов, обобщенных в магистерской диссертации «Спектральный анализ хлорофилла» (1871г) К.А. Тимирязев одним из первых сформулировал представление о фотосинтезе, как обратимом окислительно-восстановительном процессе, о роли в нем хлорофилла как оптического и химического фотосенсибилизатора и высказал идею о возможности образования фотовозбужденных форм хлорофилла.

В острой дискуссии с немецкими учеными (Ю.Сакс, В.Пфеффер, Дж. Дрепер) К.А. Тимирязев впервые экспериментально доказал, что свет является источником энергии и наибольшая интенсивность фотосинтеза находится в области красных (а не желтых) лучей, активно поглощаемых зелеными пигментами. Эти результаты явились первыми доказательствами применимости закона сохранения энергии Р. Майера и Г. Гельмгольца к фотосинтезу. Они были опубликованы в докторской диссертации «Об усвоении света растением» (1875г.). Основные итоги работ К.А. Тимирязева и развитие его теоретических представлений о роли зеленых пигментов в фотосинтезе обобщены в его работе «Солнце, жизнь и хлорофилл» (1903г.).

Многолетние исследования энергетики фотосинтеза позволили К.А. Тимирязеву впервые сформулировать широко известную в мировой литературе концепцию о космической роли зеленого растения. Он определил роль зеленого растения на планете как преобразователя энергии и посредника между солнцем и всеми проявлениями жизни на земле. Обобщением тридцатилетних работ К.А. Тимирязева в области ассимиляции углерода растениями явилась его знаменитая Крунианская лекция «Космическая роль растения», прочитанная им в 1903 г. в Лондонском Королевском обществе. Приглашение прочесть эту лекцию явилось проявлением высокой оценки работ К.А. Тимирязева в Англии, где ему было присвоено звание Почетного доктора университетами в Глазго и Кембридже, и Почетного члена Лондонского Королевского общества. Он был избран также Почетным доктором Женевского университета в Швейцарии и Почетным членом ряда ученых обществ. В лице К.А. Тимирязева русская физиология растений впервые получила признание и уважение в России и за границей. Он так же был почетным членом многих русских университетов, член-корреспондентом РАН (1890 г.), организатором и председателем Ботанического отделения при Обществе любителей естествознания, антропологии и этнографии (1884 г.).

Идеи К.А. Тимирязева и проводимые им исследования на многие годы определили содержание научной и учебной работы кафедры. Это был период расцвета на кафедре многих научных исследований в области физиологии растений, чему в значительной мере способствовало хорошее оснащение кафедры необходимым оборудованием. В университете К.А. Тимирязев читал два обязательных курса - «Физиология растений» и «Анатомия растений». Лекции профессора, по воспоминаниям его современников, поражали стройностью логики, научной доказательностью и глубиной философского осмысления материала.

Большое общественное значение имела просветительская деятельность К.А. Тимирязева. Он принимал самое активное участие в Обществе распространения технических знаний, знакомя слушателей со строением, физиологией и систематическим положением льна, как основного прядильного растения. В 1892 году Тимирязев в политехническом музее прочитал одну из своих блестящих лекций «Борьба растений с засухой», которая явилась откликом на страшное бедствие, постигшее Россию в 1891 году. Он обобщил имеющиеся в то время данные по вопросам водного режима и засухоустойчивости растений и указал на те способы, которыми растение борется с угрожающей его существованию засухой и дал рекомендации, которые необходимо использовать при планировании сельскохозяйственных мероприятий. Его цикл лекций о жизни зеленого растения, прочитанный в Политехническом музее, имел огромное значение для популяризации научных достижений в области физиологии растений и составил основу книги «Жизнь растений» (1878г). К.А. Тимирязев посвятил рад блестящих лекций, собранных затем в книгу «Земледелие и физиология растений» (1906г), которая явилась «руководством к действию» для многих поколений русских агрономов, считавших К.А. Тимирязева своим учителем. И хотя сам он не был агрономом, тем не менее, его заслуги перед русской агрономической наукой настолько значительны, что присвоение его имени ведущей русской агрономической высшей школе - Московской сельскохозяйственной академии - явилось вполне естественным и закономерным.

Его лекции и многочисленные печатные работы сделали физиологию растений одной из самых популярных в России естественных наук и привлекли к нему многочисленных учеников. В этот период, на грани двух столетий кафедра дала стране блестящую плеяду ученых, определивших лицо русской физиологии растений и создавших ей высокий международный авторитет. Достаточно указать имена В.И. Палладина, С.Г. Навашина, Е.Ф. Вотчала, В.В. Сапожникова, Д.Н. Прянишникова, А.Н. Строганова, А.Р. Кизель, П.С. Коссовича, Ф.Н.Крашенинникова и других, которые затем сами стали руководителями многочисленных групп исследователей и создателями самостоятельных направлений в физиологии растений, а также в смежных науках (С.Г. Навашин - в цитологии, П.С. Коссович - в почвоведении).

В 1911 г. грубое нарушение университетской автономии со стороны реакционного министра народного просвещения Кассо повлекло за собой демонстративный выход в отставку более 100 профессоров и преподавателей. Вместе с ними покинул Московский университет и К.А. Тимирязев, который еще в 1902 г. отказался от чтения обязательных курсов, сохранив за собой до 1911 года лишь руководство кафедрой и чтение в качестве приват-доцента необязательных курсов, в частности «Физиология листа». Следует отметить, что это было началом специализации студентов в области фотосинтеза. В дальнейшем в учебные планы постепенно вводились специальные курсы по другим вопросам физиологии растений.

Уже на склоне лет, не будучи в состоянии продолжать работу в лаборатории Университета, К.А.Тимирязев не прекращал своей работы по популяризации науки. Он организовывал в Демьяновке Клинского уезда лабораторию и небольшую подвижную тепличку, которая служила демонстративным целям в каждой сельской школе, он разработал упрощенную установку для демонстрации и ассимиляции углекислоты. 27 апреля 1920 года после продолжительной болезни Климент Аркадьевич Тимирязев ушел из жизни.

Научно-педагогическая и общественная деятельность К.А. Тимирязева получили высокую оценку и широкое признание в России и определили высокий международный авторитет русской науки.

Основные научные труды:

1. Сочинения К.А. Тимирязева

Климент Аркадьевич Тимирязев. Сочинения. 10 томов. М.:”Сельхозгиз”.1937-1940

т.1-2. Солнце, жизнь и хлорофилл.

т.3. Земледелие и физиология растений.

т.4. Жизнь растений.

т.5. Насущные задачи современного естествознания.

т.6. Исторический метод в биологии.

т.7. Чарльз Дарвин и его учение.

т.8. Статьи по истории науки и биографические очерки.

т.9. Наука и демократия.

т.10. Статьи разных лет. Предисловия и переводы.

2. Документы и письма.

Записная книжка К.А. Тимирязева. Сочинения. Т.2 С. 359-373.

Из переписки К.А. Тимирязева с английскими учеными. Сочинения Т.1 С. 449-470.

Письмо К.А. Тимирязева И.П. Павлову. Сочинения Т.5 С. 461-662.

Переписка Максима Горького с К.А. Тимирязевым. Сочинения Т.9 С. 437-468.

Тимирязеву посвящен фильм «Депутат Балтики». За лучшие работы по физиологии растений присуждают премию РАН имени ученого. В Музее землеведения Московского государственного университета ему установлен бюст.

28.04.1920

Тимирязев Климент Аркадьевич

Русский Естествоиспытатель

Ученый Биолог

Климент Тимирязев родился 3 июня 1843 года в городе Санкт-Петербург. Первоначальное образование получил дома. В 1866 году окончил с отличием естественный факультет Санкт-Петербургского государственного университета. В формировании мировоззрения Тимирязева большую роль сыграли философские взгляды А. Герцена, Н. Чернышевского, труды Д. Менделеева, И. Сеченова и особенно Ч. Дарвина.

В студенческие годы Тимирязев опубликовал ряд статей на социально-политические темы и по дарвинизму, в том числе: «Гарибальди на Капрере», «Голод в Ланкашире», «Книга Дарвина, ее критики и комментаторы». Тогда же написал первую популярную книгу с изложением учения Дарвина «Чарльз Дарвин и его учение»; его книга «Жизнь растений» переиздавалась более 20 раз и вызвала огромный интерес и в России, и за рубежом.

В 1868 году, для подготовки к профессорскому званию командирован за границу, где работал в лабораториях крупных физиков, химиков, физиологов, ботаников. Вернувшись в Россию, Тимирязев защитил магистерскую диссертацию и занял должность профессора Петровской сельскохозяйственной академии в городе Москва, где читал лекции по всем отделам ботаники. Одновременно преподавал в Московском государственном университете на кафедре анатомии и физиологии растений, на женских «коллективных курсах». Возглавлял ботаническое отделение Общества любителей естествознания при ВУЗе.

Климент Аркадьевич стал одним из основоположников русской школы физиологии растений, изучив процесс фотосинтеза, для чего разработал специальные методики и аппаратура. В физиологии растений, наряду с агрохимией, ученый видел основу рационального земледелия. Профессор первый ввел в России опыты с культурой растений в искусственных почвах; устроил первую теплицу для этой цели в Петровской академии в начале 1870-х годов.

В 1920 году вышел в свет сборник его статей «Наука и демократия». Последние 10 лет своей жизни из-за болезни не мог уже преподавать, но продолжал заниматься литературно-публицистической деятельностью, участвовал в работе Народного комиссариата просвещения России и Социалистической академии общественных наук. Избирался Депутатом Московского городского совета.

Тимирязев входил в состав Лондонского королевского общества. Являлся Почетным доктором университетов в городах Глазго, Кембридж и Женева; членом-корреспондентом Российской Академии наук и Эдинбургского ботанического общества, также Почетным членом многих иностранных и отечественных университетов и научных обществ. Автор многочисленных статей, книг, биографических очерков.

Климент Аркадьевич Тимирязев скончался 28 апреля 1920 года в городе Москва. Похоронен на Ваганьковском кладбище.

В честь ученого названы: поселок в Липецкой и Ульяновской областях; Лунный кратер; теплоход «Академик Тимирязев»; Московская сельскохозяйственная академия, Институт физиологии растений РАН, Государственный биологический музей, библиотека в городе Санкт-Петербург, Винницкая областная универсальная научная библиотека в Украине, Центральная станция юных натуралистов и станция Московского метро.