Ремонт Дизайн Мебель

Виды психического развития. Развитие психики Количественные изменения в психике человека понятие

Возрастная психология – это отрасль психологической науки, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза человека от рождения до старости.

Предметом возрастной психологии являются возрастная динамика психики человека, онтогенез психических процессов и качеств личности развивающегося человека, закономерности развития психических процессов.

Возрастная психология изучает возрастные особенности психических процессов, возрастные возможности усвоения знаний, ведущие факторы развития личности, возрастные изменения и т. д.

Возрастные изменения подразделяются на эволюционные, революционные и ситуационные. К эволюционным изменениям относятся количественные и качественные преобразования, происходящие в психике человека при переходе из одной возрастной группы в другую. Такие изменения протекают медленно, но основательно, и охватывают значительные периоды жизни, от нескольких месяцев (для младенцев) до нескольких лет (для детей более старшего возраста). Они обусловлены следующими факторами: а) биологическим созреванием и психофизиологическим состоянием организма ребенка; б) его местом в системе социальных отношений; в) уровнем интеллектуального и личностного развития.

Революционные изменения осуществляются быстро, за короткий срок, они более глубоки, чем эволюционные. Данные изменения происходят в момент кризиса возрастного развития, возникающего на рубеже возрастов между сравнительно спокойно протекающими периодами эволюционных изменений психики и поведения.

Ситуационные изменения связаны с воздействием на психику ребенка конкретной социальной ситуации. Данные изменения отражают процессы, происходящие в психике и поведении ребенка под влиянием обучения и воспитания.

Возрастные эволюционные и революционные изменения психики и поведения устойчивы, необратимы, не требуют систематического подкрепления. Они преобразуют психологию человека как личности. Ситуационные изменения неустойчивы, обратимы и требуют закрепления в последующих упражнениях. Такие изменения направлены на преобразование частных форм поведения, знаний, умений и навыков.

Теоретической задачей возрастной психологии является изучение закономерностей психического развития в онтогенезе, установление периодов развития и причин перехода от одного периода к другому, определение возможностей развития, а также возрастных особенностей психических процессов, возрастных возможностей усвоения знаний, ведущих факторов развития личности и т. д.

Объектом изучения выступают ребенок, подросток, юноша, взрослый человек, пожилой человек.

1.2. Факторы, определяющие развитие возрастной психологии

Детская психология как наука о психическом развитии ребенка зародилась в конце XIX в. Началом этому послужила книга немецкого ученого-дарвиниста В. Прейера «Душа ребенка» (СПб, 1891). В ней Прейер описывал результаты ежедневных наблюдений за развитием своей дочери, обращая внимание на развитие органов чувств, моторики, воли, рассудка и языка. Заслуга Прейера состоит в том, что он изучил, как развивается ребенок в самые ранние годы жизни, и ввел в детскую психологию метод объективного наблюдения, разработанный по аналогии с методами естественных наук. Он первым осуществил переход от интроспективного исследования психики ребенка к объективному.

К объективным условиям становления детской психологии, сложившимся на конец XIX века, в первую очередь следует отнести бурное развитие промышленности и, соответственно, качественно новый уровень общественной жизни. Это повлекло за собой необходимость пересмотреть подходы к воспитанию и обучению детей. Родители и учителя перестали считать физические наказания эффективным методом воспитания – появились более демократичные семьи и педагоги. Задача понимания ребенка стала одной из первоочередных. Кроме того, ученые пришли к выводу, что только через изучение психологии ребенка лежит путь к пониманию того, что собой представляет психология взрослого человека.

Как и любая область знаний, детская психология начиналась со сбора и накопления информации. Ученые просто описывали проявления и дальнейшее развитие психических процессов. Накопленные знания потребовали систематизации и анализа, а именно:

Поиска взаимосвязей между отдельными психическими процессами;

Осмысления внутренней логики целостного психического развития;

Определения последовательности этапов развития;

Исследования причин и путей перехода с одного этапа на другой.

В детской психологии стали использоваться знания смежных наук: генетической психологии, изучающей возникновение отдельных психических функций у взрослого и ребенка в истории и онтогенезе, и педагогической психологии. Все большее внимание уделялось психологии обучения. Свой вклад в становление детской психологии внес выдающийся русский педагог, основатель научной педагогики в России К.Д. Ушинский (1824–1870). В работе «Человек как предмет воспитания» он писал, обращаясь к учителям: «Изучайте законы тех психических явлений, которыми вы хотите управлять, и поступайте в соответствии с этими законами и теми обстоятельствами, к которым вы их хотите приложить».

Развитию возрастной психологии способствовали эволюционные идеи английского естествоиспытателя Чарльза Дарвина (1809–1882), которые послужили основой понимания рефлекторной сущности психических факторов. Этой проблемой занимался и русский физиолог И.М. Сеченов (1829–1905). В классическом труде «Рефлексы головного мозга» (1866) он дал полное научное обоснование рефлекторной теории.

В начале XX века в практику стали внедряться методы экспериментального исследования умственного развития детей: тестирование, использование измерительных шкал и т. п. Детская психология становится нормативной дисциплиной, описывающей достижения ребенка в процессе развития.

Со временем ученые пришли к выводу, что необходимо выделить стадии развития личности в онтогенезе. Данной проблемой занимались К. Бюлер, З. Фрейд, Ж. Пиаже, Э. Эриксон, П.П. Блонский, Л.С. Выготский и др. Они пытались осмыслить закономерности смены периодов развития и проанализировать причинно-следственные связи психического развития детей. Все эти изыскания породили множество теорий развития личности, среди которых можно назвать, например, теорию трех ступеней детского развития (К. Бюлер), психоаналитическую концепцию (З. Фрейд), когнитивную теорию (Ж. Пиаже).

Возрастная психология поднялась на новую ступень с введением метода формирующего эксперимента, разработанного отечественным психологом Л.С. Выготским (1896–1934). Этот метод позволял определить закономерности развития психических функций. Его использование также привело к появлению ряда теорий развития личности. Рассмотрим некоторые из них.

Кулътурно-историческая концепция Л.С. Выготского. Ученый утверждал, что интерпсихическое становится интрапсихическим. Возникновение и развитие высших психических функций связано с употреблением знаков двумя людьми в процессе их общения. В противном случае знак не может стать средством индивидуальной психической деятельности.

Теория деятелъности А.Н. Леонтъева. Он считал, что деятельность сначала выступает как сознательное действие, затем – как операция и только потом, по мере формирования, становится функцией.

Теория формирования умственных действий П.Я. Галъперина. По его мнению, формирование психических функций происходит на основе предметного действия: начинается с материального выполнения действия, а заканчивается умственной деятельностью, затрагивая речевую функцию.

Концепция учебной деятелъности – исследования Д.Б. Элъконина и В.В Давыдова, в которых разрабатывалась стратегия формирования личности не в лабораторных условиях, а в реальной жизни – путем создания экспериментальных школ.

Теория «первоначального очеловечивания» И.А. Соколянского и А.И. Мещерякова, в которой отмечены начальные этапы формирования психики у слепоглухонемых детей.

1.3. Методы исследования в возрастной психологии

Комплекс методов исследования, которыми пользуются в возрастной психологии, состоит из нескольких блоков методик, заимствованных из общей, дифференциальной и социальной психологии.

Из общей психологии взяты методы исследования когнитивных процессов и личности ребенка. Они адаптированы к возрасту ребенка и исследуют восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь. При помощи данных методов можно получить информацию о возрастных особенностях познавательных процессов детей и преобразованиях этих процессов при взрослении ребенка, т. е. о специфике перехода из одной возрастной группы в другую.

Методы для изучения индивидуальных и возрастных различий детей заимствованы из дифференциальной психологии. Большой популярностью пользуется так называемый «метод близнецов», изучающий сходство и различия между гомозиготными и гетерозиготными близнецами. На основе полученных данных делаются выводы об органической (генотипической) и средовой обусловленности психики и поведения ребенка.

Социальная психология обеспечила возрастную психологию методами, позволяющими изучать межличностные отношения в различных детских группах, а также взаимоотношения между детьми и взрослыми. К этим методам относятся: наблюдение, опрос, беседа, эксперимент, метод срезов, тестирование, анкетирование, анализ продуктов деятельности. Все эти методы также адаптированы к возрасту ребенка. Рассмотрим их более подробно.

Наблюдение – основной метод при работе с детьми (особенно дошкольного возраста), так как тесты, эксперимент, опрос сложны для исследования детского поведения. Начинать наблюдение необходимо с постановки цели, составления программы наблюдения, разработки плана дей-10 ствий. Цель наблюдения заключается в том, чтобы определить, ради чего оно осуществляется и каких результатов можно ожидать на выходе.

Для того чтобы получить достоверные результаты, наблюдение необходимо вести регулярно. Это связано с тем, что дети растут очень быстро и изменения, происходящие в поведении и психике ребенка, так же быстротечны. Например, поведение младенца меняется на глазах, поэтому, пропустив один месяц, исследователь лишается возможности получить ценные данные о его развитии в этот период.

Чем младше ребенок, тем меньше должен быть интервал между наблюдениями. В период от рождения до 2–3 месяцев наблюдение за ребенком надо проводить ежедневно; в возрасте от 2–3 месяцев до 1 года – еженедельно; от 1 года до 3 лет – ежемесячно; от 3 до 6–7 лет – один раз в полгода; в младшем школьном возрасте – один раз в год и т. д.

Метод наблюдения при работе с детьми эффективнее прочих, с одной стороны, потому, что они ведут себя более непосредственно и не играют социальных ролей, свойственных взрослым. С другой стороны, дети (особенно дошкольники) обладают недостаточно устойчивым вниманием и могут часто отвлекаться от дела. Поэтому по возможности следует вести скрытое наблюдение, чтобы дети не видели наблюдателя.

Опрос может быть устным и письменным. При использовании данного метода могут возникать трудности следующего характера. Дети понимают задаваемый им вопрос по-своему, т. е. вкладывают в него иной смысл, нежели взрослый человек. Это происходит потому, что система понятий у детей существенно отличается от той, которой пользуются взрослые. Данное явление отмечается и у подростков. Поэтому прежде чем получить ответ на задаваемый вопрос, надо убедиться в правильности его понимания ребенком, разъясняя и обсуждая неточности, и только после этого интерпретировать получаемые ответы.

Эксперимент является одним из самых надежных методов получения информации о поведении и психологии ребенка. Суть эксперимента состоит в том, что в процессе исследования у ребенка вызываются интересующие исследователя психические процессы и создаются условия, необходимые и достаточные для проявления этих процессов.

Ребенок, входя в экспериментальную игровую ситуацию, ведет себя непосредственно, эмоционально откликаясь на предлагаемые ситуации, не играет никаких социальных ролей. Это позволяет получить его истинные реакции на воздействующие стимулы. Результаты наиболее достоверны в том случае, если эксперимент проводится в форме игры. При этом важно, чтобы в игре выражались непосредственные интересы и потребности ребенка, иначе он не сможет в полной мере проявить свои интеллектуальные способности и необходимые психологические качества. Кроме того, включаясь в эксперимент, ребенок действует сиюминутно и спонтанно, поэтому на протяжении всего эксперимента необходимо поддерживать у него интерес к проводимому мероприятию.

Срезы – еще один метод исследования в возрастной психологии. Они делятся на поперечные и продольные (лонгитюдные).

Суть метода поперечных срезов состоит в том, что в группе детей (класс, несколько классов, дети разного возраста, но обучающиеся по одной программе) с помощью определенных методик исследуется какой-то параметр (например, интеллектуальный уровень). Преимущество данного метода заключается в том, что за короткое время можно получить статистические данные о возрастных различиях психических процессов, установить, как влияет возраст, пол или другой фактор на основные тенденции психического развития. Недостаток метода в том, что при исследовании детей разного возраста невозможно получить информацию о самом процессе развития, его природе и движущих силах.

При использовании метода продольным (лонгитюдных) срезов прослеживается развитие группы одних и тех же детей в течение длительного времени. Данный метод позволяет установить качественные изменения в развитии психических процессов и личности ребенка и выявить причины этих изменений, а также изучить тенденции развития, незначительные изменения, которые не могут быть охвачены поперечными срезами. Недостаток метода состоит в том, что полученные результаты базируются на изучении поведения небольшой группы детей, поэтому распространять подобные данные на большое количество детей представляется некорректным.

Тестирование позволяет выявить уровень интеллектуальных способностей и личностных качеств ребенка. Необходимо поддерживать у детей интерес к этому методу привлекательными для них способами, например поощрениями или какой-нибудь наградой. При тестирования детей используются такие же тесты, что и для взрослых, но адаптированные для каждого возраста, например детский вариант теста Кеттела , теста Векслера и др.

Беседа – это получение сведений о ребенке при непосредственном общении с ним: ребенку задают целенаправленные вопросы и ожидают ответов на них. Данный метод относится к эмпирическим. Важным условием эффективности беседы являются располагающая обстановка, доброжелательность, тактичность. Вопросы необходимо подготовить заранее и фиксировать ответы, по возможности не привлекая внимания испытуемого.

Анкетирование – это метод получения информации о человеке на основании его ответов на заранее приготовленные вопросы. Анкетирование может быть устным, письменным, индивидуальным или групповым.

Анализ продуктов деятельности – это метод изучения человека посредством анализа продуктов его деятельности: рисунков, чертежей, музыкальных произведений, сочинений, учебных тетрадей, личных дневников и т. д. Благодаря данному методу можно получить информацию о внутреннем мире ребенка, его отношении к окружающей действительности и людям, об особенностях его восприятия и других сторонах психики. В основу этого метода положен принцип единства сознания и деятельности, согласно которому психика ребенка не только формируется, но и проявляется в деятельности. Рисуя или что-то создавая, ребенок предоставляет исследователям возможность раскрыть такие стороны его психики, о которые трудно было бы узнать при помощи других методов. На основании рисунков можно изучать познавательные процессы (ощущения, воображение, восприятие, мышление), творческие способности, личностные проявления, отношение детей к окружающим людям.

1.4. Исторический анализ понятия «детство»

Детство – это термин, обозначающий начальный период онтогенеза, от рождения до подросткового возраста. Детство охватывает младенчество, раннее детство, дошкольный возраст и младший школьный возраст, т. е. длится от рождения до 11 лет.

Наверняка у кого-то детство связано с беспечностью, беззаботностью, играми, шалостями, учебой, а для других детство – это время активного развития, изменений и обучения. На самом деле, детство – это период парадоксов и противоречий, без которых не может быть развития. Итак, чем же характеризуется данный период?

Замечено, что чем выше стоит живое существо в ряду животных, тем дольше длится его детство и тем беспомощнее это существо при рождении. Бесспорно, человек – наиболее совершенное существо в природе. Это подтверждается его физическим строением, организацией нервной системы, типами деятельности и способами ее регуляции. Однако, появляясь на свет, человек наделен лишь самыми элементарными механизмами для поддержания жизни. Он беспомощен и не может постоять за себя, за ним требуется уход, который осуществляется в течение длительного времени. Таков один из парадоксов природы, который предопределяет историю детства.

Истории детства уделяли внимание многие ученые. Выдающийся специалист в области детской и педагогической психологии Д.Б. Эльконин писал: «На протяжении всей человеческой истории исходный пункт детского развития оставался неизменным. Ребенок вступает во взаимодействие с некоторой идеальной формой, т. е. с достигнутым обществом уровнем развития культуры, в котором он родился. Эта идеальная форма все время развивается, и развивается скачкообразно, т. е. меняется качественно» (Эльконин Д.Б., 1995). Его слова подтверждаются тем, что люди разных эпох не похожи друг на друга. Следовательно, коренным образом должно меняться и развитие психики в онтогенезе.

Время не стоит на месте. С развитием научно-технического прогресса усложняется жизнь общества и соответственно меняется положение ребенка в нем. Раньше дети овладевали примитивными орудиями труда, помогая родителям обрабатывать землю; они учились этому у взрослых, наблюдая за ними и повторяя их действия. С развитием научно-технического прогресса и появлением новых производственных отношений орудия труда стали сложнее, и для овладения ими одного наблюдения за взрослыми оказалось недостаточно. Поэтому возникла необходимость сначала изучить процесс овладения этими орудиями и только потом приступить к их использованию. Следовательно, новый этап обучения был обусловлен сложностью орудий труда.

Д.Б. Эльконин связал периоды детского развития с периодизацией развития общества (табл. 1)

Таблица 1

Периоды детского развития по Д.Б. Эльконину

Окончание табл. 1


Возможно, в ближайшее время обязательным для развития общества станет наличие у всех высшего образования. Это связано в первую очередь с развитием компьютерных технологий. Но бесконечно раздвигать возрастные рамки детства невозможно, поэтому перед педагогической и возрастной психологией скорее всего встанет задача совершенствования способов обучения с целью сокращения времени освоения школьной программы.

Получается, что продолжительность детства находится в прямой зависимости от уровня материального и духовного развития общества и даже отдельных его слоев. Во многом продолжительность детства зависит и от материального благополучия семьи: чем беднее семья, тем раньше дети начинают трудиться.




Разные школы и направления поразному рассматривают данную проблему.
1. Биогенетическая концепция.
Согласно биогенетическим концепциям, определяющим фактором развития ребенка, является наследственный фактор, а становление психики и поведения – есть результат эволюционного преобразования генетически заложенных возможностей существующих в виде задатков.
Теория рекапитуляции * Ст. Холла: заимствована основная идея из эмбриологии. Использовал биогенетический закон применительно к онтогенезу. Рекапитуляция – сокращенное повторение.
Закон рекапитуляции: онтогенез есть быстрое повторение филогенеза.
*Геккель сформулировал биогенетический закон в отношении развития эмбриона.
Биогенетический закон: онтогенез есть краткое повторение филогенеза.
Этот закон был перенесен в возрастную психологию и дает возможность представить развитие ребенка как повторение основных стадий биогенетической эволюции и этапов культурноисторического развития.

Психотерапия (ПТ) – (Кратохвил) это лечение различных заболеваний с помощью психологических методов;
– это использование психологических средств для восстановления нарушений деятельности организма (соматические и психические).
Психологические средства – это речь, молчание, эмоциональное отношение, различные манипуляции в окружающей среде, различные виды научений и т.д.
Цель ПТ – оказание помощи клиентам изменив их поведение и мышление таким образом, чтобы они стали счастливее и продуктивнее.
Задачи ПТ: 1. Помощь клиенту в понимании своих проблем.
2. Помощь в устранении психологического дискомфорта.
3. Обеспечение новыми идеями или информацией о том, как решить проблему.
4. Поощрение свободного выражения чувств клиента.
5. Помощь в проверке новых способов мышления и поведения клиента в жизни.
Методы психотерапии: (Александров)
1. Методы обеспечивающие психологическую поддержку: кивок, рукопожатие, открытая поза, «ага» слушание и т.д.
2. Методы устраняющие дезадаптивное поведения и формирующие новые стереотипы поведения: бихевиоризм, тренинги.
3. Методы содействующие инсайту и самоэксплорации: психоанализ, гештальттерапия, арттерапия, музотерапия и др.

Центральной проблемой возрастной психологии является проблема источника и движущих сил психического развития.
Развитие – это закономерное, направленное качественное изменение материальных и идеальных объектов. В психологии развитие – это качественные и количественные, прогрессивные и регрессивные, в целом необратимые изменения в психике человека.
(Словарь по возрастной и педагогической психологии – под редакцией Гамезо)
Движущие силы – это факторы, которые определяют поступательное развитие ребенка, являются его источниками и содержат в себе энергетические побудительные силы развития и направляют его в нужное русло.
В начале 20 века было два течения поразному трактующих эту проблему:
1. Биогенетические концепции (БК).
2. Социогенетические концепции (СК).
В социогенетической концепции среда выступает в качестве основного фактора развития ребенка.
Истоки СК лежат в идеях философа 17 века *Дж. Локка – В сознании нет ничего, чтобы не было в ощущениях. Психика ребенка формируется исключительно в процессе жизни. Отрицал наличие врожденных идей, задатков к определенному знанию и поведению. По его мнению, душа ребенка чистая доска (табула раса). Придавал значение воспитанию, обучению, которое формирует сознание, взгляды, отношения. Недооценивал значение активности человеческого познания. Значительная работа – «Мысль о воспитании».

Проблемой исследования учебной деятельности занимался *Эльконин Д.Б., он разработал теорию ведущей деятельности, используя для этого теорию ведущей деятельности, разработанную * Леонтьевым Алексеем Николаевичем, который определил, что для каждого возрастного периода существует свой ведущий вид деятельности. Он выдвинул гипотезу о том, что ведущим видом деятельности школьника является учебная деятельность.
Учебная деятельность (УД) – особая деятельность школьника, сознательно направляемую им на осуществление целей обучения и воспитания, принимаемых учеником в качестве своих личных целей. Иначе – это целенаправленный процесс в усвоении ЗУНов.
Учение – процесс сознательного усвоения новых ЗУНов имеющий активный и целенаправленный характер, и это такая форма деятельности, в ходе которой индивид изменяет свои психические свойства и поведение не только под влиянием внешних условий, но и в зависимости от результатов своих собственных действий.
Обучение – организация самого процесса. Акцент делается на действия, учитель передает знания.
Учебная деятельность есть, прежде всего, такая деятельность, в результате которой происходят изменения в самом ученике.
Мотивом УД могут быть только учебнопознавательные мотивы, направленные на овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий.
Гипотеза была подтверждена в экспериментальных исследованиях Эльконина и Давыдова. Эльконин определил структуру УД.

Вопрос о возрасте, как и вопрос о периодизации ПР является очень сложным в психологии.
Возраст – периоды в жизни детского развития, относительно замкнутые и имеющие свою структуру и динамику (Выготский).
Возраст – конкретная ограниченная во времени ступень психического развития индивида и его развития как личности, характеризуемая совокупностью закономерных физиологических и психологических изменений, не связанных с различием индивидуальных особенностей (Фельдштейн).

По Выготскому:
Хронологический возраст – характеризует время жизни в годах, месяцах, днях.
Психологический возраст – указывает на достигнутый к этому моменту уровень психического развития.
Аспекты возраста:
1. Возможности развития – психофизиологическое развитие.
2. Социальные нормы – культурноисторические нормы общества.
3. Ожидания общества касаемые поведенческого компонента.
Возраст нельзя понять без категории развития и периодизации.
Категории возрастной психологии – 1. возраст; 2. развитие; 3. периодизация.
* Блонский в психическом развитии выделяет периоды: литические (плавные, спокойные) и критические (периоды скачков).
В литические периоды происходит накопление, суммирование нового, а в критические периоды это накопление приводит к скачку на новый этап, ступень развития.

Эмоции – психические процессы, которые протекают в форме переживаний и отражают интенсивность актуальной мотивации, вероятность ее удовлетворения в данной конкретной ситуации.
Эмоции – это функция двух переменных: актуальной мотивации и вероятность ее удовлетворения. Эмоции тесно связаны с регуляцией деятельности человека. Эмоциональные состояния отражаются на поведении человека. Считается, что эмоциональные проявления генетически обусловлены, а с другой стороны – социально предрасположены.
Эмоции проявляются в виде: а) внутренних субъективных переживаний; б) изменений мимики; в) жесты, пантомимика; г) изменения поведения; д) речь; е) гормональные изменения; ж) вегетативные реакции. Эмоции – это универсальная реакция всего организма.
Типы эмоциональных переживаний:
1. Аффект – один из самых мощных видов эмоциональных реакций. Это очень интенсивные, бурнопротекающие, эмоциональные кратковременные вспышки. Некая целостная эмоциональная реакция на возникшую ситуацию.
Особенности: 1) переживание аффекта навязывает человеку выполнение какихлибо действий; 2) человек после выхода из аффекта не помнит и не контролирует свои действия. При возбуждении аффекта возникает очень сильное эмоциональное возбуждение, переходящее в центры коры головного мозга, затем переходит в двигательное возбуждение. В состоянии аффекта изменяется протекание практически всех процессов, резко снижается способность к прогнозированию.

Воля – сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности выраженное в умении преодолевать внешние и внутренние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.
Основная функция: сознательная регуляция активности в затруднительных условиях жизнедеятельности.
Воля включается при трудностях для достижения цели. В основе регуляции лежат процессы возбуждения и торможения. Волевые действия отличаются друг от друга:
1. Уровнем сложности – а) простые, б) сложные; сложность зависит от количество промежуточных целей.
2. Степенью осознанности – волевые процессы связываются с интеллектуальными и эмоциональными процессами.
Целевой акт всегда связан с приложением усилия, принятием решений и их реализацией. Воля предполагает борьбу мотивов и наличия продуманного плана осуществления действия.
Волевое действие – это сознательное, целенаправленное действие, посредством которого человек осуществляет стоящую перед ним цель, подчиняя свои интересы сознательному контролю и изменяя окружающую действительность в соответствии со своим замыслом (*Рубинштейн)
Виды волевых действий:
1. Простые волевые действия – привычные действия (пробуждение утром).
2. Сложные волевые действия – сам конфликт сложный и сложный процесс его преодоления (помирится после ссоры).

Общение – связь между людьми, в ходе которой возникает психологический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании, взаимопонимании. В последнее время в науке используется понятие «коммуникация».

Четыре формы общения:
1 эмоциональное 0-6 9песни, глаза в глаза, прикосновения.
2 сиуативно-деловое 6м-2г _взр создает усл и руководит общением: разговаривает по поводу игрушек и предметов, показывает способы действия с ними, учит поведению и отношению к вещам. Все действия сопровождает речью и принуждает реб к словесному выражению.
3 внесиуативно-познвательное 3-5лет. Познаются предметы и явл окр мира. Общаться по поводу чего не было в опыте реб.
4 Внеситуативно-личностное 6-7 лет Общение со сверстниками. Взр руководит становлением личности реб, его самоценностью. Знакомит с правилами взаимоотношений. Формирует доброжелательность, сочувствие, устанавливать взаимопонимание. Учит сопереживать. Реб – потребность в эмоц поддержке. Развивается взаимопонимание. Реб - обращается за одобрением, просит сочувствия, готов сопереживать.

Для род реб всегда хороший, а среди сверстников ему приходится утверждать свое право на превосходство. В фразе реб Стоит Я- у меня есть, я умею, я делаю мне купили. Реб видит сверстника как предмет для сравнения. И как только сверстник начинает вести себя не так – замечаются его качества личности – жадина, ябеда и т.п. Оценка дается на основе отд действий – не даешь игр-жадина. Ростки Мы, а не Я должны поддерживать взр.

Три компонента
1 Психологическая готовность – социально-личностная, интеллектуальная, эмоционально-волевая.
2. Физическая – общее состояние здоровья и физ развитие. Уровень развития анализаторных систем. Развитие мелких групп мышц и развитие осн движений – бег, ходьба, прыжки.
3. Специальная – умение писать, читать, считать.

1) Социально – личностная – принятие позиции школьника - у этого школьника имеется круг обязанностей и прав и он должен понимать, что он занимает иное положении)
Выражается в отношении к школе, учителям, уч Де, и включает в себя формирование качеств, которые помогают общаться.
Важно уметь войти в детское общество. Действовать совместно с др детьми. это все обеспечивает адаптацию к нов соц усл – к шк жизни.
2) Интеллектуальная - это приобретение опр кругозора, запас знаний, желание узнавать новое.
Некоторые умения как например – выделять и принимать задачу. Это требует от реб способности удивляться и искат ьпричины им замеченного сходства и различия предметов, их новых свойств.
Взр должен для этого ставить перед реб такую цель, которую он не только понял, но и принял, сделал своей, тогда у реб у реб появиться желание достичь ее.

Напоминает кризис 7 года, (кризис саморегуляции – реб учиться подчинять правилам свое повдение)
Он начинает предъявлять претензии на внимание к себе. Появл демонстративная наивность. У реб распадается единство аффекта и интеллекта. Реб не владеет своми чувствами (т.е не может сдерживаться, но и не умеет управлять)
Основная базовая потребность – уважение
Дети учатся удовл свои духовные и физические потребности, способами приемлемые для них самих и для тех с кем они общаются. Если реб трудно в усвоении нов правил, это может привести к самоограничению. Поощрение самостоятельности способствует развитию инициативы и интеллекта.

В жизни ребенка наступает переломный момент. Возникает необходимость достаточно резкой смены игровой деятельности на учебную На отдых как таковой времени почти не остается, очень большая доля нагрузки приходится на умственную работу. Открывается значение новой социальной позиции – позиции школьника.
Формирование соответствующей внутренней позиции коренным образом меняет самосознание ребенка. Происходят глубокие изменения в плане переживаний, могут сложиться – устойчивые эмоционально-психологические комплексы. Это и страх перед абсолютно новой обстановкой, и психологическая неготовность к таким переменам. Цепь неудач или успехов (в учебе, в широком общении), каждый раз примерно одинаково переживаемых ребенком, приводит к формированию устойчивого комплекса – чувства неполноценности, унижения, оскорбленного самолюбия. Или, если все складывается удачно, наоборот, чувства собственной значимости, компетентности, исключительности. В этом возрасте появляется логика чувств. Переживания приобретают новый смысл, между ними устанавливаются связи, становится возможной борьба переживаний.

В младенчестве, во втором полугодии предметная деятельность носит манипулятивный характер(ребенок совершает действия, не понимая смысла действий). После года ПД принимает подражательный характер.
Приблизительно к 1,5 годам ПД снова меняется - наступает этап функциональных действий и ребенок выбирает другой предмет и переносит действия.
Наиболее подробно изучал Д.Б. Эльконин и он выделил 2 направления в деятельности:
1. Развитие действия от совместного со взрослым до самостоятельного исполнения.
2 . Развитие средств и способов ориентация ребенка в условиях осуществления действия. Она проходит 3 этапа.
Первый этап:
а) в неспецифическом использовании орудий (манипуляция предметами);
б) использовании предмета, когда еще несформулированы способы его применения (н., ребенок знает для чего нужна ложка, но при еде берет ее очень низко.
в) овладение специфическим способом употребления.
Второй этап наступает, когда ребенок начинает производить действия в неадекватной ситуации, т.е перенос действия с предметом на другой.
Третий этап сопровождается возникновением игрового действия.
Предметная деятельность в качестве основной единицы рассматривает понятие - предметное действие.
Предметное действие - это употребление предмета по его назначению (. Н., мячик - бросать, катать;, кусать, облизывать не предметное действие).
Психологи выделяют 2 вида предметных действий:

Психика ребенка развивается как целостное образование. Развитие его самосознания, мотивов поведения, чувств, воли приводит к формированию уже в дошкольном возрасте типичных для ребенка и относительно устойчивых форм его поведения. Складывается характер, при этом важной стороной его является нравственное развитие. Это процесс усвоения заданных образцов поведения, в результате которого эти образцы становятся регуляторами (мотивами) поведения дошкольника (Л.И. Божович).
Усвоение норм предполагает, что:
- ребенок постепенно начинает понимать и осмысливать их значение,
- у него вырабатывается привычка нравственного поведения.
Иными словами, развитие нравственности имеет две стороны:
- развитие нравственного сознания
- развитие нравственного поведения
Нравственное сознание
Включает в себя несколько компонентов:
- понимание того, какие формы поведения оцениваются как положительные, какие как отрицательные.
- начинает формироваться представление детей о содержании нравственных понятий таких как «добро», «зло», «совесть», «честность» и т.д.
- сознание понимания смысла нравственного поступка

РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ (англ. development of mind) - последовательные, прогрессирующие (хотя и включающие в себя отдельные моменты регресса) и в целом необратимые количественные и качественные изменения психики живых существ. Эти изменения обусловливают переход живых существ от низших (более простых) к высшим (более сложным) формам взаимодействия с окружающей средой. Определяясь биологическим, общественно-историческим и онтогенетическим развитием жизни, изменения психики включаются в этот процесс взаимодействия в качестве одного из важных его факторов. Научное изучение возникновения и Р. п. - путь познания ее природы и сущности, ее жизненного значения.
В свете современных научных данных психика в своей зачаточной форме (чувствительности, т. е. способности ощущения) возникла из раздражимости живых существ как активное отражение ими жизненно важных для них изменений окружающей среды, регулирующее их поведение. Р. п. сопровождалось эволюцией животных в связи с образованием и развитием их н. с. Р. п. характеризовалось переходом от сенсорных к перцептивным и интеллектуальным (у высших животных) способам регуляции поведения; изменениями соотношения инстинктивных и условно-рефлекторных его механизмов в сторону возрастания роли последних и приспособлением животных к окружающей среде. Биологическая эволюция психики явилась «предысторией человеческого духа» (Ф. Энгельс), становление которого совершалось под определяющим влиянием совместной трудовой деятельности людей, в процессе возникновения и развития человеческого общества (см. Антропогенез). Особенности психики человека, его сознание - продукт общественно-исторического развития. В нем на первый план выступила преемственная социальная связь человеческих поколений, передача, старшим поколением младшему результатов практической и возникшей на ее основе познавательной теоретической и всякой др. деятельности, овладение младшим поколением этими результатами (орудиями, языком, знаниями, нормами поведения и др.), его роль в дальнейшем созидании материальных и духовных ценностей (см. Усвоение).
Историческое Р. п. человека совершается в ходе ее онтогенеза. Филогенез определяет онтогенез путем создания необходимых для него естественных предпосылок и социальных условий. Человеческий индивид рождается с природными возможностями человеческого психического развития (см. Задатки способностей, Формирование способностей), которые реализуются в общественных условиях его жизни с помощью средств, созданных обществом. Психика, сознание развивается в процессе взаимодействия человека с окружающей его общественной средой, обучения и воспитания, овладения общественно выработанными способами действий с различными предметами, языковыми средствами общения, достижениями науки, техники и искусства, включения в жизнь общества и его созидательную деятельность (см. Ведущая деятельность, Обучение и развитие). Постепенно человек становится субъектом общения, учения, познания и труда; формируется как личность с присущей ей системой психических свойств, внутренне обусловливающих организованность и устойчивость поведения в соответствии с ее общественным положением и складывающимися у нее сознанием и самосознанием.
В целом Р. п. совершается постепенно, но в нем наблюдаются в некоторые периоды скачки развития. Количественные изменения подготавливают качественные изменения психики, которые совершаются путем дифференциации целого, выделения в нем отдельных функций и новой их интеграции. Дифференциация функций приводит к возникновению новых действий (перцептивных, мнемических, мыслительных и др.), интеграция - к их объединению, соподчинению, к образованию новых структур психической деятельности. Новые структуры возникают из старых путем их реорганизации. Старое (выработанные ранее действия, операции, образы, понятия и т. д.) входит в новообразуемые структуры, претерпевая при этом те или иные изменения. Новая, более сложная структура подготавливается старой, более элементарной, не обладающей признаками целой новой структуры, а только ее элементами, которые синтезируются в новой структуре. Вместе с тем усложнение форм психической деятельности включает и процессы свертывания, стереотипизации отдельных компонентов, являющихся необходимым условием экономного и эффективного их функционирования.
Р. п. человеческого индивида - обусловленный и вместе с тем активный саморегулирующийся процесс. Это - внутренне необходимое движение, «самодвижение» от низших к высшим уровням жизнедеятельности, в котором внешние обстоятельства, обучение и воспитание всегда действуют через внутренние условия; с возрастом постепенно увеличивается роль собственной активности индивида в его психическом развитии, в формировании его как личности. Предвосхищая свое будущее, осознавая свои достижения и недостатки, человек стремится к самосовершенствованию посредством собственной деятельности, учения, игры, труда и общения с др. людьми. В своем стремлении к самовоспитанию и самообразованию он выступает как субъект собственного развития. Активно изменяя обстоятельства своей жизни, человек формирует себя как личность, как субъект деятельности и поступков.
Движущими силами Р. п. человека как субъекта деятельности, как личности являются внутренние противоречия. Возникающие в жизни человека противоречия между целями, задачами и наличными для их достижения средствами, между стремлениями и возможностями для их удовлетворения, между тенденциями к изменчивости и к стереотипии, между старым и новым и т. д. разрешаются посредством деятельности личности, уступая место новым противоречиям.
Онтогенез человеческой психики носит стадиальный характер. Последовательность его стадий, периодов (младенчество, раннее, дошкольное детство, младший, средний и старший школьный возрасты...) необратима и предсказуема. Вместе с тем в каждом возрастном периоде можно наблюдать значительные индивидуальные различия в Р. п. Процесс Р. п. продолжается и в зрелом возрасте. Его основные факторы: самообразование, профессиональный труд, общественная работа, спортивная и др. виды деятельности, семейная жизнь, воспитание своих детей.

Человек проходит от рождения до зрелости сложный путь психического развития. Психика ребенка в первый год его жизни и психика ребенка пяти-шести лет жизни имеет не только количественное, но и качественное различие. Память маленького ребенка не просто слабее или сильнее, она у него иная, чем у старшего школьника. Процесс развития психики ребенка носит этапный характер. Каждый этап развития психики ребенка - это самостоятельная стадия развития, а все стадии отличаются друг от друга прежде всего по своим качественным, а не количественным характеристикам.

Существует большое количество подходов к проблеме развития психики ребенка. В разных подходах выделяют различные стадии развития психики ребенка.

Советский психолог, ученик Л.С. Выготского А.Н. Леонтьев выделяет семь стадий развития психики ребенка:

  • новорожденный ребенок (до 2 месяцев);
  • ранний младенческий возраст (от 2 до 6 месяцев);
  • поздний младенческий возраст (от 6 до 12-14 месяцев):
  • преддошкольный возраст (от 1 года до 3 лет);
  • дошкольный возраст (от 3 до 7 лет),
  • младший школьный возраст (от 7 до 12 лет);
  • подростковый возраст и начало юности (от 13-14 до 17- 18 лет).

Выдающийся российский психолог Б.Г. Ананьев также выделяет 7 стадий в развитии человека от рождения до юношества:

  • новорожденные (1-10 дней);
  • грудной ребенок (10 дней - 1 год);
  • раннее детство (1-2 года);
  • первый период детства (3-7 лет);
  • второй период детства (8-12 лет для мальчиков, 8-11 лет для девочек);
  • подростковый период (13-16 лет для мальчиков, 12-15 лет для девочек);
  • юношеский (17-21 лет для мужчин, 16-20 лет для женщин).

Между этими подходами существуют определенные различия. Рассмотрим характеристики психологического содержания стадий, выделенных А.Н. Леонтьевым.

Первая стадия - стадия новорожденного (до 2 месяцев). Для этой стадии характерно то, что ребенок рождается, обладая относительно высоко развитыми органами чувств, органами движения и нервной системой, формирование которых происходит во внутриутробный период. У новорожденного отмечаются зрительные и слуховые ощущения, ощущения положения тела в пространстве, обонятельные, кожные и вкусовые ощущения, а также многие элементарные рефлексы. Нервная система новорожденного, включая кору головного мозга, в общем уже полностью анатомически оформлена. Но развитие микроскопической структуры коры еще не завершено.

Образ жизни новорожденного мало отличается от его образа жизни во внутриутробный период: в состоянии покоя ребенок сохраняет прежнюю эмбриональную позу; сон занимает 4/5 всего времени; внешняя активность ребенка в значительной мере сосредоточена на удовлетворении своих потребностей в пище; ручные и переместительные движения отсутствуют. В то же время эта стадия является первой стадией, на которой начинает формироваться поведение в виде простейших актов, а самое главное, - особенно интенсивно формируется сфера ощущений. Отмечается ранняя дифференциация вкусовых и обонятельных ощущений, которые связаны с питанием ребенка. Высокого развития достигают кожные ощущения со стороны щек, губ, рта. Зрительное восприятие форм вначале отсутствует, ребенок реагирует лишь на крупные или яркие движущиеся предметы, происходит развитие ориентировочных реакций (затихание на звук, и прежде всего на шепот матери).

В возрасте трех-четырех недель у ребенка начинается подготовка к переходу к следующей, более высокой, стадии развития. Появляется своеобразная сложная реакция («реакция оживления»), выражающаяся в общем оживлении ребенка в присутствии человека (в ответ на приближение говорящего человека ребенок начинает улыбаться), т. е. у ребенка начинают появляться первые признаки предметного восприятия.

Ранний младенческий возраст (от 2 до 6 месяцев). На данной стадии психического развития ребенок начинает оперировать предметами, и у него формируется восприятие. Начинается все с попыток схватить или ощупать предмет с одновременной зрительной фиксацией на этом предмете, что обусловливает формирование зрительно-осязательных связей, лежащих в основе предметного восприятия. Особенно активно ребенок оперирует предметами (с одновременным зрительным фиксированием) в возрасте пяти-шести месяцев, поэтому можно полагать, что в этом возрасте происходит бурное развитие процессов восприятия. Тем более что к этому времени ребенок уже может сидеть самостоятельно, что обеспечивает ему дальнейшее развитие движений при доставании предметов. В это же время ребенок начинает узнавать людей и вещи. Развивается зрительное сосредоточение и зрительное ожидание.

Таким образом, главной особенностью данной стадии является развитие действий с предметами и процессов предметного восприятия.

Поздний младенческий возраст (от 6 до 12-14 месяцев). Во второй половине первого года жизни ребенок осваивает новые действия, что связано с изменением его отношения к окружающему миру. На седьмом месяце жизни у ребенка уже хорошо развиты ручные предметные движения. Он может взять предмет, поднести его ко рту, оттолкнуть. При этом ребенок может самостоятельно садиться, переворачиваться с живота на спину; он начинает ползать, приподнимается, пытаясь цепляться за окружающие предметы. Таким образом, укрепление костно-мышечной системы приводит к развитию диапазона движений ребенка, что, в свою очередь, является предпосылкой к увеличению потока информации из окружающей среды. Все это приводит к увеличению самостоятельности ребенка. Его взаимоотношения с взрослыми все больше приобретают форму совместной деятельности, при которой взрослый чаще всего подготавливает действие ребенка, а само действие ребенок выполняет сам. С помощью подобного взаимодействия уже можно установить общение с ребенком через предметы. Например, взрослый подвигает предмет к ребенку - ребенок берет его. Ребенок отодвигает предмет от себя - взрослый его убирает.

Следовательно, деятельность ребенка в данный период развития управляется уже не восприятием отдельных предметов или их совокупности, а сложным соотношением собственного предметного действия ребенка и действия взрослого. На этой основе у ребенка начинает возникать первое осмысление предметов. В ходе установленного «предметного» контакта у ребенка начинает формироваться речь. Он все чаще начинает отвечать действием на слово взрослого. Несколько позже у ребенка появляются жесты, обращенные к взрослому, при этом действия ребенка все чаще сопровождаются звуками, обозначающими нечто объективное.

Другое важное отличие этого возраста состоит в том, что у ребенка в процессе предметного общения с взрослым становится возможным неимпульсивное подражание взрослым. В результате ребенок начинает подражать взрослому более осознанно, что свидетельствует о появлении у ребенка возможности овладения общественно выработанными способами действий. Это, в свою очередь, обеспечивает появление в конце данной стадии специфически человеческих двигательных операций с предметами. При этих операциях большой палец противопоставляется остальным, что характерно только для человека. Постепенно ребенок начинает все более совершенным способом захватывать и держать предметы рукой. К концу периода ребенок овладевает и самостоятельной ходьбой.

Таким образом, основными характеристиками данного периода являются: изменение отношения с окружающим миром на основе предметного общения; осмысление предметов и появление первых признаков речи; появление иеимпульсивиого подражания взрослым и выработка специфически человеческих двигательных операций с предметами; овладение самостоятельной ходьбой.

Преддошколъный возраст (от 1 года до 3 лет) характеризуется возникновением и первоначальным развитием специфически человеческой, общественной по своей природе деятельности ребенка и специфической для человека формы сознательного отражения действительности. Сущность основных изменений в психике ребенка в этот период заключается в том, что ребенок овладевает человеческим отношением к непосредственно окружающему его миру предметов. Познание свойств предметов осуществляется ребенком через подражание действиям взрослых с ними, т. е. происходит познание предметов одновременно с осмыслением их функций. Овладение функциями предметов у ребенка происходит двояко: развитие простейших навыков, таких как умение пользоваться ложкой, чашкой и др. и манипулирование ими в процессе игры.

Игра знаменует новую стадию развития психики ребенка, т. е. он уже познает мир не только при взаимодействии с взрослым, по и самостоятельно.

Ребенок овладевает и словами, которые осознаются им прежде всего как обозначающие предмет с его функциями. При этом в процессе игры речь все чаще становится включенной в деятельность, все чаще начинает выполнять функцию не только обозначения предметов, но и средства общения. Однако отличительной особенностью игр ребенка в этом возрасте в сравнении со следующей стадией - стадией дошкольного возраста - является отсутствие воображаемой ситуации в игре. Ребенок, манипулируя предметами, просто подражает действиям взрослых, не наполняя их содержанием, но в процессе игры у ребенка интенсивно развиваются восприятие, способность к анализу и обобщению, т. е. происходит интенсивное формирование мыслительных функций. К концу данной стадии активность ребенка вызывается уже не только непосредственной встречей с предметом, но и намерениями самого ребенка. В это время ребенок стремится выполнять все больший круг известных действий. Частое появление фразы «я сам» знаменует начало новой стадии развития психики ребенка.

Следовательно, основные особенности психического развития ребенка на данном этапе заключаются в овладении присущим человеку отношением к окружающим предметам, в подражании поведению взрослых и в формировании основных функций мышления.

Дошкольный возраст (от 3 до 7 лет). Главным отличием этого возраста является наличие противоречия между стремлением ребенка к действительному овладению миром предметов и ограниченностью его возможностей. В этом возрасте ребенок стремится делать не то, что может, а то, что видит или слышит. Однако многие действия ему еще недоступны. Это противоречие разрешается в сюжетной игре. В отличие от предыдущего возрастного периода и игры-манипуляции сюжетная игра наполнена содержанием, отражающим реальное содержание копируемого действия. Если раньше ребенок только подходил к овладению специфическими человеческими отношениями к предмету, то теперь предметы для него выступают как характеризующие именно человеческие отношения и различные функции людей. Овладеть предметом для ребенка означает принять на себя определенную социальную роль - роль человека, оперирующего данным предметом. Поэтому сюжетные игры способствуют овладению социальными взаимоотношениями мира людей. Не случайно сюжетные игры часто называют ролевыми играми. Источниками игр являются впечатления ребенка, все то, что он видит или слышит.

В процессе ролевой игры происходит формирование творческого воображения и способности произвольно управлять своим поведением. Ролевые игры также способствуют развитию восприятия, запоминания, воспроизведения и речи.

Другой важнейшей особенностью данной стадии является процесс формирования личности ребенка. В ходе этого процесса закладываются черты характера ребенка. В этот период ребенок достаточно свободно осваивает основные нормы и правила поведения. Этому способствуют не только сюжетные игры, но и чтение сказок, занятия рисованием, конструированием и т. д. По мнению А.Н. Леонтьева, в конце данной стадии развития психики ребенок стремится к овладению общественно значимой деятельностью. Тем самым он начинает вступать в новую стадию своего развития, характеризующуюся выполнением определенных обязанностей.

Младший школьный возраст (от 7 до 12 лет). Поступление в школу характеризует новый этап развития психики ребенка. Теперь его система отношений с окружающим миром определяется не только взаимоотношениями со взрослыми, но взаимоотношениями со сверстниками. Кроме этого, у него теперь есть обязанности перед обществом. От выполнения этих обязанностей зависит его будущее, его место в социуме.

Следует отметить, что и па предыдущих стадиях своего развития ребенок учился, но лишь теперь учеба предстает перед ним как самостоятельная деятельность. В школьные годы учебная деятельность начинает занимать центральное место в жизни ребенка. Все главные изменения в психическом развитии, наблюдаемые па этой стадии, связаны в первую очередь с учебой.

Основной закономерностью психического развития на этой стадии является умственное развитие ребенка. Школа предъявляет серьезные требования к вниманию ребенка, в связи с чем происходит бурное развитие произвольного (контролируемого) внимания, произвольного целенаправленного наблюдения. Не менее серьезные требования обучение в школе предъявляет к памяти ребенка. Ребенок теперь должен не просто запоминать, он должен запоминать правильно, проявляя активность в усвоении учебного материала. В связи с этим продуктивность памяти ребенка сильно возрастает, хотя в первое время обучения память сохраняет преимущественно образный, конкретный характер. Поэтому дети запоминают буквально даже тот текстовый материал, который не требуется учить наизусть.

Особенно интенсивно в младшем школьном возрасте развивается мышление детей. Если в возрасте семи-восьми лет мышление ребенка является конкретным, опирается на наглядные образы и представления, то в процессе обучения его мышление приобретает новые черты. Оно становиться более связанным, последовательным и логическим. Вместе с тем у ребенка в этом возрасте происходит бурное развитие речи, что во многом связано с овладением письменной речью. У него не только вырабатывается более правильное понимание слов, но он учится правильно пользоваться грамматическими категориями.

В процессе обучения у ребенка происходит развитие личности. Прежде всего, у него меняются интересы. Детские интересы благодаря развитию познавательных процессов заменяются учебными интересами. Дети проявляют повышенную заинтересованность в получении нового материала, особенно в начальных классах. Они с большим интересом слушают рассказы о животных, о путешествиях и т. д.

Исключительно важную роль в формировании личности ребенка играет коллектив. Начав обучаться в школе, ребенок впервые сталкивается с ситуацией, когда окружающие его сверстники объединены определенной целью и на них возлагаются определенные обязанности. Он впервые сталкивается с понятиями «коллектив» и «коллективная ответственность». Все люди, окружавшие его ранее, в том числе и дети в детском саду, не были коллективом. Основной социально значимой единицей для ребенка была семья.

Другой особенностью этого периода является то, что на его завершающей стадии происходит разделение деятельности на

«мужскую» и «женскую». Мальчики все больше интересуются мужской деятельностью, а девочки - женской.

Таким образом, младший школьный возраст характеризуется бурным развитием всех познавательных психических процессов, продолжающимся формированием личности, приобретением первого опыта адаптации в коллективе.

Подростковый возраст и начало юности (от 13-14 до 17-18 лет) характеризуется продолжением обучения. Вместе с тем ребенок все более включается в жизнь общества. В это время происходит завершение ориентации ребенка в зависимости от пола на «мужскую» и «женскую» деятельность. Более того, стремясь к самореализации, ребенок начинает показывать успехи в конкретном виде деятельности, высказывать мысли о будущей профессии.

В это же время происходит дальнейшее развитие познавательных психических процессов и формирование личности. В процессе формирования личности происходит изменение интересов ребенка. Они становятся более дифференцированными и стойкими. Учебные интересы уже не имеют первостепенного значения. Ребенок начинает ориентироваться на «взрослую» жизнь.

Также следует отметить, что на формирование личности в этот период оказывает воздействие процесс полового созревания. У молодого человека отмечается бурное развитие организма, деятельность отдельных органов (например, сердца) претерпевает определенные изменения. Завершается половая идентификация подростка.

Под воздействием всего комплекса факторов происходит изменение психологического облика ребенка. В поведении мальчиков все более заметны мужские черты, а у девочек все чаще проявляются женские поведенческие стереотипы.

Следует отметить, что развитие психики не завершается в период юности. Определенная динамика психического развития отмечается и в более позднее время. Поэтому в современной психологии принято выделять еще два периода: акмеологический период развития, или период взрослости, и период геронтогенеза.

Акмеологический период развития охватывает возраст от 18 до 60 лет. Впервые термин «акмеология» был предложен отечественным психологом Н.Н. Рыбниковым в 1928 г. Данным термином (акме - высшая точка, расцвет, зрелость, лучшая пора) принято обозначать период зрелости как самого продуктивного, творческого периода жизни человека. В отличие от юношеского периода акмеологический период характеризуется тем, что в нем завершается общесоматическое развитие и половое созревание человека, который достигает своего оптимума физического развития. Этот период характеризуется также наиболее высоким уровнем интеллектуальных, творческих, профессиональных достижений.

Вероятно, наиболее полную характеристику данного периода дал Б. Г. Ананьев, который в онтогенетическом развитии человека выделил две особые фазы. Первая фаза охватывает юность, молодость и начало среднего возраста. Она характеризуется общим фронтальным прогрессом функций. В частности, объем и показатели переключаемое™ внимания нарастают к 33 годам, а затем начинают понижаться. Наиболее высокие показатели кратковременной вербальной памяти отмечаются в возрасте 18-30 лет, а после 33 начинают снижаться. Аналогичные изменения происходят и с интеллектом. Так, шотландский врач, первым предложивший использовать отпечатки пальцев с места происшествия для розыска и установления преступников, Фулдс и почетный профессор Эдинбургского университета (Шотландия) Равен считают, что если уровень развития логической способности 20-летних принять за 100%, то в 30 лет он будет составлять 96%, в 40 - 87%, в 50 лет - 80%, а в 60 - 75%.

Вторая фаза данного периода, по мнению Б.Г. Ананьева, характеризуется специализацией психических функций применительно к определенной деятельности. На этой фазе в качестве главных выступают операционные механизмы, а продолжительность этой фазы определяется степенью активности человека как субъекта и личности. В этом возрасте продолжают развиваться актуальные для человека функции, под которыми следует понимать те психические функции, которые являются наиболее значимыми для основного вида деятельности конкретного человека. У одних людей это глазомер, точность, движений, у других - мышление, память, внимание. Достижение высокого уровня развития актуальных психических функций в зрелые годы возможно потому, что они находятся в условиях оптимальной нагрузки, усиленной мотивации, операционных преобразований.

Период геронтогенеза - это поздний период человеческой жизни. В нем принято выделять три фазы: пожилой возраст (для мужчин - 60-74 года, для женщин - 55-74 года); старческий возраст - 75-90 лет; долгожители - 90 лет и старше.

В целом данный период характеризуется угасанием физических и психических функций. Отмечается снижение интенсивности углеводного, жирового и белкового обмена. Уменьшается способность клеток осуществлять окислительно-восстановительные процессы. Снижается общая активность организма. В то же время отмечается снижение возможностей психических функций, особенно памяти, внимания, мышления.

Любой человеческий возраст по-своему прекрасен. На позднем этапе онтогенеза роль личности, ее социального статуса, ее включенности в систему общественных связей особенно велика для сохранения трудоспособности человека. Изменения в данном периоде в значительной степени определяются индивидуальными особенностями человека. Особое значение для противостояния инволюции человека имеет его творчество. Примерами могут служить выдающиеся ученые и деятели искусств, которые очень долго сохраняли трудовую и творческую активность. Так, например, И.П. Павлов создал «Двадцатилетний опыт» в 73 года, а «Лекции о работе больших полушарий головного мозга» - в 77 лет. Л.Н. Толстой написал «Воскресение» в 71 год, а «Хаджи- Мурата» - в 76 лет. Высокой творческой активностью и продуктивностью в поздние годы жизни отличались Вольтер, И.В. Гете, Микеланджело, О. Ренуар, Б. Шоу и др.

Классификаций и характеристик стадий развития психики человека в настоящее время много, но их содержание и закономерности динамики в основном будут соответствовать вышеизложенным характеристикам. Таким образом:

  • 1. Возникновение сознания у человека имеет как биологическую, так и культурно-общественную обусловленность. В результате эволюции природы нервная система, и в первую очередь головной мозг достигли уровня развития, позволяющего человеку заниматься трудом. Под воздействием труда, носящего коллективный характер, у человека начали развиваться психические процессы, обусловившие возникновение сознания - высшего уровня психического развития, присущего только человеку.
  • 2. Развитие психики ребенка во многом повторяет закономерности общественно-исторического развития человека. В процессе развития благодаря разнообразным формам деятельности происходит формирование сознания человека;
  • 3. Основными условиями возникновения и развития сознания являются соответствующий уровень биологической организации, наличие социального окружения и коллективный труд, возникновение сознания вне общества невозможно.

Контрольные вопросы

  • 1. Каковы основные характеристики сознаниякак высшего уровня психического отражения действительности?
  • 2. Объясните, что такое «раздражимость», «чувствительность», «ощущение»?
  • 3. Поведение как форма приспособления к условиям внешней среды.
  • 4. Объясните суть понятия «сознание».
  • 5. Что такое «Я-концепция» и какова ее роль в регуляции поведения человека?
  • 6. Какова роль рефлексии в регуляции поведения человека?
  • 7. Расскажите о происхождении сознания и гипотезе А.Н. Леонтьева.
  • 8. Какова роль труда в возникновении сознания человека (по А.Н. Леонтьеву)?
  • 9. В чем проявляется взаимосвязь развития мозга и сознания?
  • 10. Изложите основные положения культурно-исторической теории развития высших психических функций Л.С. Выготского.
  • 11. Охарактеризуйте основные этапы развития психики человека.

Темы для рефератов

  • 1 «Я-концепция» как система саморегуляции.
  • 2. Этапный характер развития психики человека.
  • 3. Взаимоотношения взрослого и ребенка как форма совместной деятельности.
  • 4. Культурно-историческая теория развития высших психических функций.
  • 5. Концепция зоны ближайшего развития (Л.С. Выготский).