Ремонт Дизайн Мебель

Результаты вскрытия святых мощей. Про вскрытие мощей. Смотреть что такое "вскрытие мощей" в других словарях

Мощи в истории Русской православной церкви занимают особое место, поскольку этим «чудом» очень часто спекулировали. Причем осуществлялось это буквально с самого начала «Крещения Руси». Особое почитание началось в период Ярослава «Мудрого», который, по всей видимости, перекупал некоторые реликвии у греков.

Несколько затормозилась любовь к мощам во времена Петра I, поскольку он считал это предрассудком. Например, до его правления в почитании был святой «Христофор», т.е. человек с головой лошади. Удивительным образом именно в период Петра этот «святой» был исключен из списка. Как и целая кучка самых разных реликвий и мощей, которые поражали своей абсурдностью Петра.

После Петра мощи активнее использовались, однако особенно не пополняли собой церкви. Т.е. оставалась часть старых, которых хватало с избытком. В конце жизни Александра III, и в период правления Николая II, интерес к мощам вернулся. Время было, как известно, жесткое. А благочестивый обман – старое средство.

Именно в начале XX века Николай II желал «возродить» могущество церкви. Оно, понятное дело, и так было запредельным, но, по мнению Николая II, недостаточным. Поэтому в стране в этот период массово строили церкви, «обретались мощи» и т.д.

В частности, в 1903 году по личной инициативе Николая были канонизированы сразу же многие «святые», в том числе Серафим Саровский.

Тут же придумали целый ряд легенд, написали книжки, иконки и все прочее. Видимо, большую часть жизненных описаний «святых» брали из древних греческих источников, поскольку они все, в сущности, однотипны.

Но все это не имеет никакого значения, поскольку вся суть заключалась именно в частях этих «святых» трупов. Т.е. их вырывали, разрезали на части, а затем клали в т.н. «раку» и выкладывали в церквях. Попы отличились тем, что даже не пытались особенно мумифицировать эти части, поскольку в действительности их скрывали, т.е. лежать в этих золотых «шкатулках» могло что угодно.

В православном догматическом богословии указывалось, что мощи обладают некоей «нетленностью»:

«изъятие их чудодейственною силою Божиею из всеобщего закона тления как бы в живой урок нам о будущем воскресении тел »

Причем, что важно, помимо нетленности подчеркивалось, что эти куски трупа могут «исцелять». А дальше, как известно, «дело в шляпе».

Одурачивание продолжалось вплоть до 1919 года, пока новая советская власть не решила проверить эти мощи на «священность», т.е. открыть «тайну». Понятно, что большевики знали заранее, что будет, но вот многие доверчивые крестьяне в действительности считали, что в раке хранятся «нетленные» останки святых попов прошлого.

Вероятно, идея такая возникла сразу после учета богослужебного имущества Александро-Свирского монастыря, когда обнаружили, что вместо самого Александра Свирского в раке находилась кукла из воска…

Кампанию решили начать, дабы окончательно покончить с этим варварством и мошенничеством. При вскрытии были свои правила. Например, обязательная фото и видеосъемка. При вскрытии должны присутствовать ответственные от советского правительства работники, ученые, милиционеры, граждане и попы. Т.е. свидетелей было очень много.

Итоги таковы:

Наименование мощей

Дата вскрытия

Результаты осмотра

Мощи Артемия Веркольского, Архангельская губ.

Разделенный на 3 части гроб, в первой части вата, во 2-й церковное облачение, в 3-й небольшой красный сундук, перевязанный шнуром и запечатанный печатями Веркольского монастыря. По вскрытии сундука обнаружено: обыкновенный уголь, перегорелые гвозди и мелкий кирпич. Признаков костей нет.

При вскрытии присутствовали монахи и архимандрит Иоаникий. Некоторые монахи со словами, вот как нас до сего времени обманывали, начали снимать с себя монастырскую одежду и, бросая в угол церкви, говорили: "довольно нас дурачить". ... Одна из деревенских женщин, когда увидела то, что было найдено вместо мощей, сказала: "я-то, дура, прошлый год приходила сюда и, когда подходила к раке, вся дрожала от страха, думая что здесь действительно нетленный святой, а вот тут смотри, какая дрянь наложена вместо святого".
11-19 г. (Великий Устюг).

Авраамия мученика, г. Владимир

По снятии покровов была обнаружена вата свежего происхождения, в которой лежала группа костей не одного лица, по крайней мере двух. Одна кость по внешнему своему виду отличается от всех других свеажестью, вследствие своей плотности к белизны. Внутри черепа вата.

Князя Георгия, г. Владимир.

В княжеских одеждах недавнего происхождения мумифицированный труп. Длинные белые шелковые чулки с фабричным клеймом.

Князя Андрея, г. Владимир.

Под княжескими одеждами большое количество ваты, в вате кости со следами явного разрушения.

Князя Гавриила, Юрьев-Польский.

Кости скелета, лежащие на слое ваты. Мелкие кости кистей рук и ступеней ног отсутствуют. Обнаружено 2 лишних височных кости. Пяточные кости лежали в позвоночнике. Кроме всего, найдена тонкая кость, похожая на ребро ребенка.

Петра и Февронии, г. Муром.

Ящик, вышиною 5 верш., разделенный деревянной переборкой на 2 половины. Как в той, так и в другой половине человеческие кости, далеко не все, очень немногие, самые крепкие, как-то бедра, плечевые кости, череп. Все это издавало характерный гнилой запах.

Князя Константина, "чад его" Михаила и Феодора, матери Ирины, г.Муром.

Четыре мешка с костями. Вата и тряпки, которым придана форма груди. Но при вскрытии мешка, в котором должна была находиться голова Ирины, оказался череп с провалившейся срединой, набитый, как и другие, ватой и тряпками. На дне раки под головам фигур с левой стороны найдена костяная брошка с надписью "Шура".

Ефросинии Суздальской

Матерчатая кукла с кусками костей.

Евфимия Суздальского

Груда истлевших и рассыпающихся от времени костей.

Служители культа заявили, что они будто бы сами не знали правды о мощах. (Анкета)

Митрофана Воронежского. г. Воронеж.

Череп с прилепленными волосами, несколько костей, груда тряпок и ваты, несколько перчаток и, наконец, вместо центральной части "тела" - мешок, набитый разной трухой без костей.

Тихона Задонского, г. Задонск.

Череп. Высохшая, превращающаяся при прикосновении в порошок часть берцовой кости. Картон, выкрашенный под телесный цвет. Фальсификация рук и ног при помощи ваты и картона. В перчатке прорез, в котором вложен картон телесного цвета, и к нему прикладывались верующие. Дамские чулки, ботинки, перчатки. Вместо груди - железный каркас.

Сергия Радонежского, г. Сергиев, Московская губ.

Изъеденные молью тряпки, вата, полуразвалившиеся человеческие кости, масса мертвой моли, бабочек, личинок. В черепной коробке в провощенной бумаге недавнего происхождения русо-рыжеватые волосы.

Саввы Сторожевского, г. Звенигород

Кукла из ваты. В вате 33 сильно разрушившихся и переломленных кости. Среди "мощей" две денежных марки, одна в 20 к., другая в 10.

Мстислава Удалого, Новгород

Человеческий череп, отделенный от туловища, правой руки нет, левая от туловища отделена. Скелет разрушен, конечностей нет. На месте правого бока груда трухи, истлевших тряпок и почерневших костей.

Князя Владимира, Новгород

Груда чёрных костей, тряпок и трухи, череп, расколовшийся на две половины. Никакого сходства с человеческим скелетом грудь не имеет. На костях никаких конечностей. Остатки кожаных сапог машинного производства. В груде трухи видны коконы засохших червяков.

Анны, жены Ярослава, Новгород

Костяк не сохранился. Кое-где на остатках костей - засохшая кожа. Череп разрушен совершенно, кроме нижней челюсти. Вместо одежды труха, при развертывании которой отделяется масса моли и пыли. Кости лежат в беспорядке.

Иоанна Новгородского, Новгород

В бесформенной груде костей трудно что-либо определить. Полуразвалившийся череп от времени почернел, кожи на остатках костей нет. При развертывании остатков одежды выделяется удушливый запах и масса пыли.

Кирилла Новоезерского, Белозёрск

февраль 1919

Кукла, изображающая человека, с формою лица человеческого и со всеми его частями, как-то: носом, подбородком и т. д. Казалось, что под этим покровом действительно находится человек. Под покровом в действительности нашли лишь груду костей, причем некоторые, как то: бедренная кость, задняя часть головной коробки - сохранили свою форму, все же остальные кости превратились в порошок. В черепе две медных монеты 1740 и 1747 гг.

Александра Свирского. Лодейн. у., Олонецкая губ.

Литая рака, весом в 40 пудов, в раке восковая кукла.

Всеволода-Гавриила

Цинковый ящик, размером 18/10 вершков, в котором оказались остатки разрозненных обгоревших костей, во второй нижней половине мусор из золы, земли, остатков извести и кусочков дерева.

Афонские мученики Ефимий, Игнатий и Акакий. г. Балашев, Саратовская губ.

В серебряном ящике на зеленой бархатной подушке три части отпиленных человеческих костей, одна от локтевой, а две от большой берцовой. Вид костей обычный, какими бывают все кости умерших.

Питирима Тамбовского, Тамбовская губ.

Металлическая кукла, ящик-футляр в форме человеческого тела и длиною в средний рост человека, створчатый, раскрывающиеся спереди и посередине в обе стороны. внутри залитые воском кости. восковой слепок с головы и в нём небольшие обломки теменных, затылочных и височной костей.

Михаила Тверского, Тверь

Под большим количеством покровов обнаружена схима белого цвета и в ней в беспорядочном виде кости. Череп лежит с отделившейся нижней челюстью, позвонки вместе с ребрами.

Окружавшие раку были смущены. Вокруг храма кружки прихожан. Старый крестьянин говорил: "А я верил и ходил на поклонение 18 лет. (Правда, №10)

Ефрема Новоторжского, г. Торжок.

Череп кирпичного цвета, внутри черепа вата. Кости, при чем оказалось 6 лишних костей, 2 бедренных, 2 тазовых, 1 плечевая. Лишние кости по наружному виду свежие.

Иулиании Новоторжской, г. Торжок.

Кости, между ними найдены кости рук (суставы пальцев), но по преданию их быть не должно, так как руки у нее были отрублены, и она "приплыла вверх по течению без рук".

Такое противоречащее житию открытие весьма смутило духовных отцов, и объяснить это "чудо" они затруднились.

Аркадия Новоторжского, г. Торжок.

Несколько штук костей, земля, куски засохшей глины, кусок гнилой доски.

Нила Столбенского, Осташков.

Под двумя густыми слоями ваты, до 2 ф. каждый, груда трухлых костей, переложенных ватой и пересыпанных порошком, предохраняющим от гниения. Кости далеко не все. Череп набит ватой. Кости кофейного цвета и хрупки, давность их, по заключению врачей, не одинакова.

Макария Калязинского, Калязин.

Череп, обе плечевые кости, кость предплечья, кости бедра, все кости голеней, одна лопатка, наполовину истлевшая, несколько позвонков, несколько мелких костей. Все кости переложены ватой, которой и оказалось 5 ф. Кроме того: медных денег 115 шт., серебряных монет 7 шт., ломаная серьга, пуговица, крестик, булавка, гвоздь, две гайки, 5 кусков ладана, 4 бусинки, сушеная грушина, лаврового листа 1 1/2 ф., сосновой стружки 4 ручных пригоршни.

Большинство присутствующих были удивлены раскрытием обмана, но некоторые наиболее пожилые люди были недовольны тем, что разрушена долголетняя иллюзия нетленных мощей. Среди монахов полнейшая растерянность, замешательство и недоброжелательство. Некоторые из монахов делали вид, что не ожидали обмана. (Анкета)

Макария Жабынского. г. Белев., Тульская губ.

Гробница оказалась пустой. Вследствие указания служителей культа, что мощи "почивают под спудом", была разрыта могила под ракой на глубину 5 аршин, никаких признаков "мощей" не найдено.

Князя Феодора, Ярославль.

Скелет, покрытый покровом высохшей кожно-мышечной ткани. На задней стороне туловища ткани нет. Кости ступней отсутствуют, а также две мелких кости. Под скелетом в середине на пелене из холста лежит раздвоенный череп (лишний), неизвестно кому принадлежащий.

Князя Василия, Ярославль, Успенский собор.

Груда обуглившихся костей.

Князя Константина, Ярославль, Успенский собор.

Два деревянных ящика. В одном на парчовой подставке две кости: плечевая левая и малобердовая. Во втором также две кости, распадающиеся с обоих концов. В самом гробе-раке, в котором заключены эти ящики, много обуглившихся мелких костей, остатки обгорелой ваты, кусочки кожи и обгорелой шелковой материи.

Как бы странно это не звучало, но мощи считались у попов «серьезным аргументом» в спорах и публичных диспутах, коих тогда было достаточно много. «Проклятые» большевики отнимали прямо-таки последнее. Важно отметить, что если кому-то кажется, что все это мелочи, то стоит сказать, что кампаний в это время было много разных. Крестьяне были подвержены предрассудкам и безграмотности. Повсюду в деревнях висели плакаты вроде: “Не плевать на пол и не сорить” и проч. очевидные банальности

И если говорить о борьбе с предрассудками, то именно акция с мощами была для крестьян куда более действенной, чем, например, просветительские книжки или лекции. Ведь необразованность тогда была почти повсеместной среди крестьянского населения. Люди могли верить в мощи, приметы, в привидения, домовых и проч. и проч.

О проблемах этого периода немного написано в статье о «Союзе воинствующих безбожников »

По делу о мощах были допрошены некоторые попы. Например, игумен Митрофановского монастыря Владимир Даньшин, иеромонах Феона Трибунский и архиепископ воронежский Тихон.

Из допроса:

- Признаете ли вы себя виновным в подделке мощей в целях эксплоатации религиозных чувств граждан?

- Нет,-отвечает Феона, - я вам скажу коротко об этом так: когда ставят солдата к казенному ящику, то разве он знает, что там лежит и сколько находится денег. Нет! Так и мы. Нас приставили ко гробу, но что там было - мы не знали . Я только одежду сменял. Если бы внутрь гроба заглянул, сейчас было бы доложено начальству, и меня бы растерзали. Ведь у нас в монастыре есть козлы и бараны . Я снимал только две пары перчаток, но их было всего четыре пары или даже пять. (Я хотя и сам вскрывал мощи тогда при вас, но уже не помню, четыре или пять пар там было). Мешочки длинные и вату я положил. Не все, но несколько добавляли к прежним: сделал это, чтобы заполнить пустоту в гробу . Кто наложил мешков внутрь вместо груди и живота - я не знаю. Кто подделал ноги, я тоже не знаю, я даже не обувал их. В таком виде они могли пролежать сто лет. Кто подделал мощи - гробовщики ли или архиерей приказал - я не знаю. Может быть, и те, и другие; я предполагаю, что подделаны они были в самом начале . Когда я с комиссией открывал мощи, то был очень удивлен, когда увидел содержимое. Подпись: игумен Владимир

Интерес представляет мнение гробового иеромонаха Феоны:

- Признаете ли себя виновным?

- Виновным не признаю. Считаю виноватым архиерея и высшее духовенство . Гробовщиком меня назначили лет шесть тому назад. Что здесь была подделка с мощами, я не знал. Не допускал мысли, что там ничего нет. Я только видел через разрез перчатки что-то розоватое, как тело. Это я показывал и богомольцам. А что там были лишь перчатки и вата , я не знал тогда, потому что осматривать дальше первой перчатки мне не разрешалось. Верхнюю перчатку с обоих рук я снимал сам, но дальше были опять перчатки , и я их не имел права трогать. Старший мой, отец Владимир, все собирался при мне снять и вторую перчатку, чтобы научить меня, как обращаться с мощами. Он поговаривал о смерти и ввиду этого и хотел научить меня. Но мощей я не трогал. Видел, что они в туфельках. Что они были подделаны, я не знал. Знал ли это отец Владимир, я не знаю. Кто спиртовал вату, я не знаю, кто виновен во всем этом деле, я не могу указать. Я был слепой, как баран. Меня даже не интересовало, что там есть, я исполнял только дисциплину . Про свою прежнюю жизнь в монастыре могу сказать только одно, что прежде я курил и сильно. Курил украдкой. Выпивал при случаях, когда родственники приезжали или торжество какое происходило. Подпись: иеромонах Феона

И, наконец, архиепископ воронежский Тихон:

Мощей я не видал, я прикладывался к ним перед служением и заходя в собор, но прикладывался я лишь к схиме, покрывавшей череп. Что было под схимой, я не знал. Затем я прикладывался еще к кости, которая была видна в прорезе правой перчатки. Не осматривал я мощей потому, что не сомневался в том, что они там есть. Дело в том, что среди мощей я вырос. Я видел мощи в Новгороде. Ежегодно обмывал их в Москве. В Москве мощи лежат в виде сохранившихся в нетлении отдельных частей тела в ковчежцах. В Новгороде я мощей не вскрывал, но фигура святых видна полностью; притом там не как здесь, рука перчаткой не закрыта. На основании прежде виденных мощей я и верил в то, что и здесь мощи имеются. Особенно я верил в мощи Тихона. Они так рельефно выделились из гроба, что получалось полное впечатление, будто в гробу лежит только положенный человек . Когда я получил извещение от настоятеля Задонского монастыря о том, что оказалось в действительности в гробу, я был очень огорчен, потому что было всеобщее убеждение, что мощи Тихона сохранились вполне . Извещение из Задонска я получил одновременно со вскрытием мощей Митрофана. На происшедшее я смотрю так - мощи при открытии были. Я верю в данном случае акту, составленному открывавшими мощи. Но как они исчезли, я не могу сказать. Думаю, что в данном случае проявили свое действие силы природы. Немало причин я усматриваю и в том, что они хранились в теплом храме и оттого истлели . В других местах, в Новгороде например, они хранятся в холодных соборах. Конечно, я был очень удивлен, когда увидел содержимое гроба, т. е. подделку из ваты, в которой я удостоверился теперь вполне. Эту подделку я считаю делом гробовых. Они видели недостатки в мощах, но не докладывали об этом и заделывали мощи ватой. Меня тоже заинтересовало теперь состояние мощей и именно то, что перчатки были набиты ватой и притом неумело, рука была устроена слишком полной. А потом внутри гроба наложили прямо неестественно. При маленькой головке устроили святому огромное тело. Подделали неискусно, не думая о последствиях. Ввиду всего этого я допрашивал гробовщика Владимира. На вопрос: «давно ли это случилось?» он ответил, что в правдоподобный , если так можно выразиться, вид мощи были приведены перед юбилеем . К юбилею была подложена «подкладка». Разрешение на право заполнять пустоты у меня Владимир не испрашивал. На такое дело смотреть, конечно, грустно и даже очень грустно . Подпись: Архиепископ Воронежский и Задонский Тихон

Все это очень тенденциозно, т.е. почти все попы пытались отвечать в том же стиле. Данная кампания на самом деле очень помогла делу просвещения, поскольку тут прямо показали людям, как их обманывали попы, т.к. вскрытые мощи демонстрировались некоторое время, а затем, как правило, отправлялись в музей.

Важно подчеркнуть, что, несмотря на вскрытия, многие мощи были возвращены церкви назад в начале 90-х годов (именно те мощи, которые были вскрыты). Несмотря на тот факт, что мощи – это явная подделка, церковники и сегодня их активно используют. И сегодня эти всякие «куклы» и «тряпки» продолжают «исцелять» тысячи безымянных граждан.

В Феврале 1919 года народны комиссариат юститции РСФСР, издаёт указ, об вскрытии святых мощей по всей стране. 13 Мая 1922 года произошло вскрытия гроба с останками Евфросинии Полоцкой, в Спасо-Ефросиньевском монастыре города Полоцка.

Кампания по освидетельствованию и изъятию святых мощей, как часть антицерковной политики советской власти. Почитание мощей святых являлось одним из незыблемых принципов русского религиозного сознания, недаром именно по нему, в первую очередь, нанесли удар большевики.

Инициированная советской властью в самые первые послереволюционные годы широкомасштабная кампания по изъятию и ликвидации святых мощей, вызванная чрезвычайно сомнительными целями, была, без сомнения, преступным шагом. Она прямо противоречила Декрету об отделении Церкви от государства и являлась грубым попранием прав православных верующих. Как врачебно-научная комиссия освидетельствовала останки Ефросиньи Полоцкой Нетленность останков «врачебно-научная» экспертиза пояснила тем, что «труп мумифицировался вследствие благоприятных почвенных условий». При вскрытии мощей нашли записку иерея Клавдия, в которой было сказано: «...Мы не дерзали никогда раскрывать святое тело преподобной матери нашей Евфросинии, только тогда, когда свидетельствовали ея». Сведения по делу о вскрытии большевиками мощей св, Евфросинии Полоцкой.

Протокол освидетельствования останков Ефросиньи Полоцкой. «Протокол вскрытия и освидетельствования мощей Ефросинии комиссией, выделенной согласно постановлению Полоцкого уездисполкома, утвержденному губисполкомом, состоявшегося 13 мая 1922 г. в гор. Полоцке в Спасо-Ефросиньевском монастыре Присутствовали: от уезд, исполкома т. Хомяков, от у кома т. Лейман, от Союза Молодежи т. Пискунов, от женотдела т. Барановская, от уезд здрава доктор Ленский, ученый-археолог Дейнис, представители красноармейских частей и представители духовенства - священники Черепнин, Покровский, игуменья Елена, казначей общины Ксунина Лариса, монахини, представители верующих, городского населения и крестьян. В 14 час. коллективно, в присутствии вышеперечисленных и членов комиссии уездисполкома т. Ткачева, начальника и военкома 43-х полоцких ком. курсов т. Фабрициуса, военкома 41-го полка т. Дмитриева, представителя губотдела юстиции т. Шефкуна, члена губисполкома т. Григорьева, представителя губполитуправления т. Секса, врачей: Ленского, Христенсена, Лундберга, ученого-археолога Дейниса, игуменьи и монахинь монастыря; последние приступили к освобождению мощей от облачения. По наружному виду в гробу лежит нечто имеющее форму человека. По снятии застежек и схимьи, изготовленной в 1910 г., обнажается другая одежда - мантия. Фигура лежит в голубом шелковом ваточнике, видны сложенные накрест руки, в красных ватных перчатках. Ноги обуты в красные шелковые туфли. Голова завернута - сначала ватный чехол розово-полосатого шелка, затем парчовый колпак и красно-шелковый чехол.

Под снятой одеждой находится хитон, шелковый, лилового цвета. Вся фигура обложена - по заявлению монахинь, во избежание тряски при перевозке - парчовыми скуфьями и разными частями церковных одежд. По снятии шелковой сорочки найдена записка современного происхождения, подписанная иереем Клавдием. Кроме того, найдены четки (янтарные), по заявлению монахинь, привезенные с мощами из Иерусалима. Из-под сорочки обнажается костяк, завернутый в шелковые лоскуты. Череп без волос вплотную приложен к туловищу, но с ним не связан. Грудная клетка изломана, кое-где на остатках ребер сохранились заплесневшие и мумифицировавшиеся части мышечной ткани и кожи. Часть ребер провалилась внутрь и подперта каким-то материалом, по развертывании оказавшимся частями парчовых облачений. На реплику одного из присутствующих «Развязывайте скорее» монахиня Неонила заявляет: «Не торопитесь, вас больше ждали», другая заявляет: «Тут ничего нет, одне косточки». Священник Пестман, оттиснутый присутствующими в сторону, настаивает на своем праве быть впереди и удовлетворяется. Заключение врачебно-научной экспертизы Доктор Христенсен устанавливает, что череп отделен от туловища вследствие разрушения связочного аппарата; разрушения связочного аппарата - от тления. В середине череп пустой. Лицевая сторона черепа замазана какой-то мастикой давнего происхождения в области глаз, век и верхней челюсти, по предположению врачей - с целью туалета, дабы сгладить неприятное впечатление и придать форму лицу. Больше мастики нигде не замечается. На грудной клетке местами покрытая плесенью незначительно высохшая кожа. На суставах сухожилия мумифицировались и связывают некоторые суставы. По мнению врачебной экспертизы, все кости принадлежат одному трупу; волос нигде нет. Зубы имеются лишь только в верхней челюсти. Труп мумифицировался вследствие благоприятных почвенных условий. Давность мумифицированного трупа установить невозможно, но науке известно, что при благоприятных почвенных условиях трупы сохраняются от 10 до 1000 лет, постепенно подвергаясь разрушению. С указанным мнением согласны и вполне солидарны врачи Лянсберг, Калашников и Ленский. Ученый-археолог Дейнис считает, что труп плохо сохранился, так как он видел и более хорошо сохранившиеся мумии египетского происхождения. Возможно, что последние более сохранились вследствие искусственной мумификации, тогда как этот труп подвергался мумификации почвенной. Крест, одетый на костях, недавнего происхождения; в разные моменты произведены фотографические снимки фотографами Бермантом и Соловейчиком. Подписи председателя и членов комиссии» . Увы, но и после этого Ефросиньи Полоцкой не суждено было покоиться с миром. После вскрытия мощи отправили на атеистическую выставку в Москву, а оттуда - в Витебск, где их держали в качества экспоната местного краеведческого музея. Все ценности, какие были при Ефросинье Полоцкой, в том числе 40-пудовая серебряная рака, были конфискованные.

Только во время немецкой оккупации верующим разрешили перенести мощи святой в Свято-Покровскую церковь Витебска, а 23 октября 1943 годы их возвратили в Полоцкий Спасо-Ефросиньевский монастырь, где они остаются поныне.

Полоцкий краевед Бухавецкий Алексей.

кощунственная кампания по вскрытию, изъятию и ликвидации св. мощей в 1918 - кон. 20-х гг. XX в., являвшаяся частью масштабного плана советской власти по ослаблению и дискредитации РПЦ, по формированию в народе путем «разоблачений» недоверия к священнослужителям, по искоренению почитания св. мощей, к-рые рассматривались большевиками как «орудие для затемнения сознания трудящихся», а также как средство извлечения доходов храмами и мон-рями. Шла в русле реализации декрета от 23 янв. 1918 г. «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» , для проведения к-рого в жизнь был создан Ликвидационный V (позже VIII) отдел Народного комиссариата юстиции (НКЮ) РСФСР во главе с П. А. Красиковым . Заняла центральное место в программе мер общегос. уровня, направленной на выполнение установки VIII съезда РКП(б) (1919) о «полном отмирании религиозных предрассудков» и Церкви.

Толчком для кампании по В. м. стало известие о разгроме красноармейцами осенью 1918 г. Александрова Свирского в честь Св. Троицы муж. мон-ря (Олонецкая губ.), хранившиеся в нем мощи прп. Александра Свирского объявили «восковой куклой». Вскрытие сопровождалось глумлением над мощами, изъятием серебряной раки. 16 февр. 1919 г. Коллегия НКЮ приняла первое постановление об организованном В. м.; в нем указывалось, что следует предоставить инициативу местам («вскрытие мощей на местах нужно приветствовать... Разрешение от центра на вскрытие не требуется»). В. м. объяснялось советской властью «требованиями трудящихся, красноармейцев...». Для В. м. создавалась комиссия в составе представителей исполкома, райкома партии, ЧК, врача, духовенства и др. При скоплении публики вскрывалась рака, с мощей снимались облачения. В оскорбляющем верующих виде мощи выставлялись в храме в целях «раскрытия обмана». В публиковавшихся в центральных и местных газетах протоколах вскрытия внимание акцентировалось на таких, по представлению членов комиссий, отталкивающих верующих деталях, как «почерневшие кости», «отсутствие останков», «пыль», «труха». Нередко на вскрытие приглашался фотограф. Но часто даже такой «порядок» В. м. грубейшим образом нарушался.

С нач. 1919 г. В. м. происходило повсеместно. 28 янв. 1919 г. состоялось В. м. свт. Тихона Задонского , 3 февр.- свт. Митрофана , еп. Воронежского и Елецкого. В февр. 1919 г. состоялось 25 публичных В. м., в основном в храмах Владимирской и Тверской губерний: св. блгв. кн. владимирского Георгия (Юрия) Всеволодовича , св. блгв. кн. Глеба Андреевича , св. блгв. кн. владимиро-суздальского Андрея Юрьевича Боголюбского , св. блгв. кн. муромского Петра (Давида) и св. кнг. муромской Февронии , прп. Нила Столобенского и прп. Макария Калязинского и др. В апр. 1919 г. вскрытию подверглись 11 гробниц святых в Новгороде и Ярославле. Опасаясь паломничества, в ряде случаев вскрытые мощи перевозили в местные музеи. Так, в 1919 г. мощи прп. Феодосия Тотемского из Суморина в честь Преображения Господня муж. мон-ря перевезены в Вологодский музей.

В ответ на В. м. верующие направляли протесты и ходатайства на имя председателя ВЦИК: из Тверского епархиального совета - против В. м. прп. Нила Столобенского и передачи мощей в Музей религ. старины; из с. Б. Троицкое - об отмене постановления о передаче мощей в Музей церковной старины; от прот. Успенского собора Николая Любимова ходатайство об оставлении мощей группе верующих. На эти просьбы органы власти отвечали отказами и «разъяснениями», что мощи не признаются богослужебными предметами и, следов., не могут быть оставлены у «частных лиц для эксплуатации народных предрассудков».

Надругательство над религ. чувствами верующих вызвало волну антиправительственных выступлений по всей России. Столкновения произошли, напр., в марте 1919 г. во время В. м. прп. Саввы Сторожевского в Саввином Сторожевском в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. мон-ре близ Звенигорода и в др. местах. Возмущение и негодование верующих вызвало В. м. прп. Сергия Радонежского в г. Сергиеве (ныне Сергиев Посад) в апр. 1919 г. Кощунственный акт властей привлек к мощам прп. Сергия Радонежского и Саввы Сторожевского большое число верующих. С целью воспрепятствовать осквернению святынь свт. Тихон , Патриарх Московский и всея Руси, неоднократно направлял письма руководителям Советской России. В письме от 10 мая 1920 г. Председателю Совнаркома В. И. Ленину (Ульянову) Патриарх настойчиво просил оставить мощи прп. Сергия Радонежского в Троице-Сергиевой лавре и «возвратить верующим свободу почитания священных останков Преподобного Сергия...». Но власть продолжала разворачивать кампанию по В. м., к-рая сопровождалась закрытием мон-рей. Весной 1920 г. вскрытию подверглись мощи святых Ростова. Летом 1920 г. была национализирована Троице-Сергиева лавра.

30 июля 1920 г. Совнарком принял постановление «О ликвидации мощей во всероссийском масштабе»; циркуляром НКЮ от 25 авг. того же года предписывалась полная ликвидация мощей, передача их в музеи; «в случаях обнаружения шарлатанства, фокусничества, фальсификаций и иных уголовных деяний» отделы юстиции должны были возбуждать «судебное преследование против всех виновных лиц». Это дало повод для новых гонений. Так, 1 нояб. 1920 г. Новгородский ревтрибунал осудил Тихвинского еп. Алексия (Симанского , впосл. Патриарх Московский и всея Руси) на заключение в концлагерь на 5 лет по обвинению «в подлогах и обмане» в связи с имевшим место в марте 1919 г. «освидетельствованием» мощей в новгородском Софийском соборе. «Обман и подлог» заключались в том, что еп. Алексием были удалены из рак «предметы фальсификации нетления» (искусственные цветы, вата для раздачи богомольцам, к-рая почернела и была негодной, а также лишние пелены).

По офиц. сведениям, опубликованным в ж. «Революция и Церковь», с осени 1919 по осень 1920 г. произведено 63 публичных В. м. Помимо этого были вскрыты мощи свт. Алексия в Чудовом в честь Чуда Архангела Михаила в Хонех муж. мон-ре весной 1919 г., Белгородского и Обоянского свт. Иоасафа (Горленко) 1 дек. 1920 г., прп. Серафима Саровского 17 дек. 1920 г. Мощи прп. Серафима Саровского, несмотря на массовые протесты верующих, оставили обнаженными для обозрения. В 1921-1922 гг. нек-рые из вскрытых властью нетленных мощей (свт. Иоасафа, св. католич. Церкви Андрея Боболи и др.) перевезены в Москву на выставку, организованную Народным комиссариатом здравоохранения.

К 1922 г. публичные В. м. почти прекратились, но во время изъятия церковных ценностей при отобрании у Церкви серебряных рак и ковчегов производилось множество неофиц. вскрытий, зачастую без надлежащих протоколов. Так, в марте в связи с изъятием серебряной раки в Андроникове в честь Нерукотворного образа Спасителя муж. мон-ре вскрыты мощи прп. Андроника Московского и прп. Саввы , игумена Спасского; в том же году вскрыты мощи Тобольского митр. прп. Иоанна (Максимовича) . Неск. раз в 20-х гг. вскрывались мощи св. прав. Симеона Верхотурского . Последние публичные В. м. состоялись в кон. 20-х - нач. 30-х гг. К делу о В. м. св. блгв. кн. Анны Кашинской в 1930 г. был приурочен громкий антирелиг. судебный процесс.

Мощи нек-рых святых (прп. Серафима Саровского и др.) перевезли в Центральный антирелиг. музей, открывшийся в 1929 г. в Страстной иконы Божией Матери жен. мон-ре в Москве, а после сноса обители - в Музей истории религии и атеизма (находился в закрытом Казанском соборе в Ленинграде). Нек-рые св. мощи в годы гонений скрывались верующими и лишь недавно переданы в храмы и мон-ри (напр., глава прп. Саввы Сторожевского). В кон. 80-х - нач. 90-х гг. нек-рые изъятые в музеи мощи рус. святых возвращены РПЦ. Так, в 1991 г. идентифицированы и возвращены Церкви мощи прп. Серафима Саровского и свт. Иоасафа Белгородского. Судьба мн. св. мощей, изъятых из храмов в советскую эпоху, до сих пор неизвестна. Возможно, часть была ликвидирована или захоронена, др. часть до сих пор находится у верующего населения.

Арх.: ГЛРФ. Ф. 130. Оп. 3. Д. 208; Оп. 4. Д. 206; Оп. 6. Д. 330; Ф. 1235. Оп. 7. Д. 13; Ф. 5263. Оп. 1. Д. 55.

Ист.: «У святых Отцев» // Изв. ВЦИК. 1918. № 270. 10 дек. С. 3; Семашко Н . Л . Вопрос о «мощах» с науч.-метод. точки зрения // Революция и Церковь. 1919. № 1. С. 16-17; Хроника VIII отдела // Там же. 1919. № 1. С. 42; № 2. С. 44; № 3-5. С. 64; № 6-8. С. 110-111; Горев Мих . Вскрытие мощей Тихона Задонского и Митрофана Воронежского // Там же. 1919. № 2. С. 9-28; он же . Троицкая лавра и Сергий Радонежский // Там же. 1919. № 3-5. С. 17-28; он же . «Под спудом» // Там же. 1919. № 3-5. С. 28-32; он же . На «вскрытии» // Там же. 1919. № 6-8. С. 50-58; Красиков П . Религ. хитрость // Там же. 1919. № 2. С. 23-25; Протокол вскрытия // Там же. 1919. № 6-8. С. 58-60; Донесение троицких монахов Патр. Тихону о вскрытии «мощей» // Там же. 1919. № 6-8. С. 60; Циркуляр Наркомюста губисполкомам о ликвидации мощей // Там же. 1919. № 6-8. С. 124-125; Семеновский [П . С .] Данные науки о мумификации трупов // Там же. 1920. № 9-12. С. 35-44; Церковники и их агенты перед нар. революционным судом // Там же. 1920. № 9-12. С. 45-53; Отчет VIII (ликвидационного) отдела НКЮ VIII-му Всероссийскому съезду Советов // Там же. 1920. № 9-12. С. 72-82; Ликвидация мощей Иоасафа Белгородского // Там же. 1920. № 9-12. С. 106.

В. Ф. Козлов

Особое и важное место в христианстве занимает поклонение останкам умерших праведников, или, говоря проще, мощам. У католиков в основном распространено почитание мощей (мумифицированные останки) или нетленных тел. Однако при правильном подходе к пониманию количества тел,мощей и прочих вещей, всплывают многочисленные обманы и люди поклоняются и молятся над мешками с ватой.

Православные несколько расширили традицию поклонения мощам и поклоняются не только костям, но и обрывкам одежды трупов, отдельным частям тела и даже пеплу.
Сколько же святых, частей их тел, кусков одежды имеется на самом деле?

Приведем отрывки из журнала "Революция и церковь", 1920, №№ 9-12 "Отчет VIII-го Отдела Народного Комиссариата Юстиции Съезду Советов о вскрытии мощей": "22-го октября 1918 года, при приеме на учет богослужебного имущества Александро-Свирского монастыря, Петрозаводской губ., в литой раке, весящей более 20-ти пудов, вместо "нетленных" мощей Александра Свирского была обнаружена восковая кукла."
Известие, опубликованное советской властью в прессе вызвало сильное волнение, как среди церковных служащих, так и среди народных масс. Сами же люди начали требовать осмотра содержимого в раках и ларцах для мощей. На основании этого была создана специальная комиссия, которая в ряде губерний, в присутствии экспертов и представителей духовенства, провела 63 вскрытия, в результате которых было обнаружено множество фальсификаций со стороны служителей культа.


Оказалось, например, что некоторые серебряные гробницы, часто блистающие драгоценными камнями, содержали в себе либо истлевшие, превратившиеся в пыль кости, либо имитацию тел с помощью железных, обмотанных тканями каркасов, дамских чулок, ботинок, перчаток, ваты, окрашенного в телесный цвет картона и т. д.

Тут же начали поступать сигналы из патриаршей канцелярии, призывающее к публичному освидетельствованию и осмотру святых мощей, в "целях устранения всякого повода к глумлению и соблазну" производят очистку рак от таких предметов, как, например, коробки из под сардин, брошки с надписью "Шура" и т.д. "Обретение" этих именно предметов в раках "святых мощей" было точно зафиксировано в протоколах вскрытия, подписанных представителями самого же духовенства.

Приведем примеры из протоколов осмотра:
"Авраамий мученик, г. Владимир 12 февраля 1919 По снятии покровов была обнаружена вата свежего происхождения, в которой лежала группа костей не одного лица, по крайней мере двух. Одна кость по внешнему своему виду отличается от всех других свежестью, вследствие своей плотности к белизны. Внутри черепа вата.
Сергий Радонежский, г. Сергиев, Московская губ. 11 апреля 1919 Изъеденные молью тряпки, вата, полуразвалившиеся человеческие кости, масса мертвой моли, бабочек, личинок. В черепной коробке в провощенной бумаге недавнего происхождения русо-рыжеватые волосы.
Князь Владимир, Новгород 3 апреля 1919 Груда чёрных костей, тряпок и трухи, череп, расколовшийся на две половины. Никакого сходства с человеческим скелетом грудь не имеет. На костях никаких конечностей. Остатки кожаных сапог машинного производства. В груде трухи видны коконы засохших червяков.
Макарий Жабынский. г. Белев., Тульская губ. 16 марта 1919 Гробница оказалась пустой. Вследствие указания служителей культа, что мощи "почивают под спудом", была разрыта могила под ракой на глубину 5 аршин, никаких признаков "мощей" не найдено.
Павел Обнорский, село Воскресенское, Любимск. у. 26 сентября 1920 Несколько досок, старых монет, банка фиксатуара фирмы "Брокар", стружки, земля, щепки и кирпичи."

Понятно, что обретение многочисленных мощей святых - дело затруднительное, особенно в условиях, когда каждый приход желает обрести хотя бы частичку святыни. Из-за этого появляются мощи и части святых в немыслимых количествах. Так, у Андрея Первозванного оказалось 5 тел, 6 голов и 17 рук. У святой Анны 2 тела и 8 голов. Столько же голов и у святого Филиппа. У Иоанна Крестителя 10 тел и 7 «подлинных голов», и это при всем том, что, согласно христианской легенде, тело Иоанна было сожжено вместе с отрезанной головой.

А вот продолжение выборочного и далеко не полного списка самопроизвольно клонировавшихся мощей:
Бенедикт - 3 тела и 4 головы;
Эразм - 11 тел;
Доротея - 6 тел;
Стефан - 4 тела и 8 голов;
Вильгельм - 7 тел и 10 голов;
Елена - 4 тела и 5 голов;
Исайя Пророк - 3 тела;
Иероним - 2 тела, 4 головы и 63 пальца;
Юлиана - 20 тел и 26 голов;
Лука - 8 тел и 9 голов;
Петр - 16 тел;
Федора - 4 тела и 6 голов.
Полный перечень дубликатов займет еще несколько страниц.

60-е годы 20-го века ознаменовались кризисом Ватикана, в следствии которого последний покаялся в грехах и разжаловал множество святых, известных всему миру. Как пример приведем лишение всех званий и чинов у Георгия Победоносца. Причина - его никогда не существовало. Но при этом у никогда не существовавшего святого обнаружилось 30 тел.

Также был разжалован и Николай Чудотворец. Причина принудительной «отставки» та же, что и у Георгия. Католики также признали никогда не существовавшими целый список своих святых, в числе которых, например, святой Валентин (того самого, в честь которого 14 февраля празднуется день всех влюбленных). Однако мощи у всех этих святых есть.

Однако перечень святынь не ограничивается лишь мощами, части и частицы различных предметов имеются по всему миру. Отметим кисть руки Марии Магдалины и частицу креста, на котором был распят Иисус Христос. Однако если все имеющиеся по миру частицы, то из них можно составить около сотни крестов и десятки рук. По всей видимости крест был немыслимо большим, а гвозди, потраченные на Христа собрались по всему в миру в количестве 1235 штук!

А вот краткий список других христианских реликвий. Имеются поистине удивительные, неподвластные пониманию вещи:
Кусок окна, через которое архангел Гавриил явился Марии;
Свеча, которая светила при рождении Иисуса;
Тряпки с кровями Святой Девы;
Слезы Богородицы;
Молоко Богородицы;
Сено из яслей, в которых лежал Иисус;
Волосы младенца Иисуса;
Слезы Иисуса;
Крайняя плоть Иисуса;
Камень, на котором сидел Иисус;
Мощи петуха, прокукарекавшего Петру;
Одеяние, в котором Иисуса вели на Голгофу;
Коробка с последним вздохом Иисуса;
Кровь Иисуса, собранная у подножия Креста;
Лоскуты савана Иисуса;
Терновый венец (хранится в Соборе Парижской Богоматери);
Серебряное блюдо, на котором лежала голова Иоанна Крестителя;
Посуда с Тайной вечери;
Ноготь святого Павла;
Остатки одежд апостолов;
Сосуд с потом святого Михаила, собранного после его борений с Дьяволом;
Кости ослицы, на которой Иисус въезжал в Иерусалим (в Вероне скелет, а в Генуе хвост;
Чихи святого духа;
Палец святого духа (!);
Кости коров, приснившихся египетскому фараону.

В ноябре 2002 года обнаружились даже сандалии Христа (хранятся в Прюме). Также в мире существуют два стола, участвовавшие в Тайной вечере - один кедровый, находится в Италии, другой дубовый, находится в Австрии. Отдельными, весьма многочисленными количествами, представлены предметы той самой вечери.
Лоскутов с савана Господня хватило бы на приличный парус, можно даже обнаружить мощи кукарекавшего петуха. Кажется, что за Христом ходили не ученики, а собиратели разных вещей и предметов для потомков.

Многие известные и почитаемые реликвии оказывались на поверку подделками, так, например, мощи святой Розалии оказались костями козла, а спектральный анализ Туринской плащаницы показал, что она была изготовлена в XIV веке. В марте 1990-го года в Британском музее состоялась огромная выставка о Туринской плащанице с говорящим названием: «Подделка. Искусство надувательства».

Кажется церковь не спешить с захоронениями своих трупов, ведь из них можно наделать еще больше частиц для еще большего поклонения и воспевания.

Союз воинствующих безбожников возник в СССР лишь в 1925 году, однако борьба с религией в стране велась с момента Октябрьской революции. Начало ей было положено декретом «О земле», посредством которого были национализированы монастырские и церковные земли. Таким образом была проведена секуляризация церковных земель, причем куда более масштабная, чем та, которую реализовала Екатерина II в 1764 году. Кроме того, согласно Конституции 1918 года, монахи и духовные служители церквей и культов лишались избирательного права.

При этом незадолго до этого созвала Поместный собор, установивший привилегированное положение РПЦ в Советской России: в частности, утверждалось, что священники и монахи освобождаются от повинностей, а ряд государственных постов могут занимать исключительно православные. Тем не менее большевики не признали решения собора и активизировали борьбу с церковью.

Вскоре был принят Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви, фактически лишив церковь юридической и экономической самостоятельности.

Следующим этапом стала кампания по борьбе с мощами православных святых. Начало ей положило вскрытие мощей святого , которые увезли из монастыря под конвоем ЧК «в целях беспощадной борьбы с врагами коммунистической идеи и социалистической мысли».

«22 октября 1918 года, при приеме на учет богослужебного имущества Александро-Свирского монастыря Петрозаводской губернии, в литой раке, весящей более 20 пудов, вместо «нетленных» мощей Александра Свирского была обнаружена восковая кукла», — говорилось впоследствии в журнале «Революция и церковь».

По горячим следам было произведено 63 вскрытия мощей. Вскрытие мощей осуществляли специальные комиссии в присутствии священнослужителей.

«Оказалось, что серебряные гробницы, часто блистающие драгоценными камнями, содержали в себе либо истлевшие, превратившиеся в пыль кости, либо имитацию тел с помощью железных, обмотанных тканями каркасов, дамских чулок, ботинок, перчаток, ваты, окрашенного в телесный цвет картона», — заявляли большевики.

В марте 1919 года на VIII съезде РКП(б) было решено, что «партия стремится к полному разрушению связи между эксплуататорскими классами и организацией религиозной пропаганды, содействуя фактическому освобождению трудящихся масс от религиозных предрассудков и организуя самую широкую научно-просветительную и антирелигиозную пропаганду». При этом большевики декларировали, что «необходимо заботливо избегать всякого оскорбления чувств верующих, ведущего лишь к закреплению религиозного фанатизма».

В июне 1920 года состоялось заседание Совета народных комиссаров под председательством Владимира Ленина, который поручил наркомату юстиции разработать положение о ликвидации мощей «во всероссийском масштабе». Работа продолжалась почти два месяца, а постановление «О ликвидации мощей во всероссийском масштабе» было принято 30 июля 1920 года.

Большевики предлагали следующее:


1) Местные исполкомы при соответствующей агитации последовательно и планомерно проводят полную ликвидацию мощей, опираясь на революционное сознание трудящихся масс, избегая при этом всякой нерешительности и половинчатости при проведении своих мероприятий.

2) Ликвидация названного культа мертвых тел, кукол осуществляется путем передачи их в музеи.

3) Во всех случаях обнаружения шарлатанства, фокусничества, фальсификаций и иных уголовных деяний, направленных к эксплуатации темноты, как со стороны отдельных служителей культа, так равно и организаций бывших официальных вероисповедных ведомств, — отделы юстиции возбуждают судебное преследование против всех виновных лиц, причем ведение следствия поручается следователям по важнейшим делам при отделах юстиции или Народном комиссариате юстиции и само дело разбирается при условиях широкой гласности.

Тем не менее реализация постановления проводилась с перегибами — многие мощи попросту уничтожались. Иногда большевики пытались вести с церковью диалог, но это продолжалось недолго.

Так, писал Владимиру Ленину: «Считаю, что официально или полуофициально иметь с попами дела не следует. Выйдет только компрометация». Так зачастую и происходило.

Кампания продолжалась с 23 октября 1918 года по 1 декабря 1920 года, за время которой были конфискованы и уничтожены многие мощи. В некоторых случаях, когда священнослужители и верующие пытались спасти свои реликвии, велась стрельба на поражение.

Вот так описывали свои «находки» сами большевики: при вскрытии мощей Артемия Веркольского они обнаружили «обыкновенный уголь, перегорелые гвозди и мелкий кирпич», констатировав, что «признаков костей нет».

Тогда одна из деревенских женщин, когда увидела то, что было найдено вместо мощей, сказала: «Я-то, дура, прошлый год приходила сюда и, когда подходила к раке, вся дрожала от страха, думая, что здесь действительно нетленный святой, а вот тут смотри, какая дрянь наложена вместо святого».

При вскрытии мощей большевиками были обнаружены «изъеденные молью тряпки, вата, полуразвалившиеся человеческие кости, масса мертвой моли, бабочек, личинок, в черепной коробке в провощенной бумаге недавнего происхождения — русо-рыжеватые волосы». Иногда происходили и еще более интересные казусы: при вскрытии мощей Иулиании Новоторжской обнаружили «кости, между ними найдены кости рук (суставы пальцев), но, по преданию, их быть не должно, так как руки у нее были отрублены и она «приплыла вверх по течению без рук».

Так происходило постоянно, благодаря чему атеистическая кампания имела эффективный результат среди масс. Впоследствии, когда церковь получила больше свобод, начался процесс «обретения» вроде бы навсегда утраченных мощей.