Ремонт Дизайн Мебель

Конспект по декоративному рисованию. План-конспект нод по декоративному рисованию. Конспект занятия по декоративному рисованию

План-конспект НОД по декоративному рисованию на тему «Знакомство с элементами хохломской росписи «Рябинка»

Программное содержание:

Продолжать формировать у детей умение рисовать волнистую линию плавным движением, простые листья при помощи мазка и ягоды, используя тычок;

Развивать чувство цвета, ритма, умение передавать ритм Хохломы;

Обогащать словарь детей словами: завиток, листья (простые, рябинка, фон, кайма.

Предшествующая работа: знакомство с народным декоративно-прикладным искусством: беседы о хохломской росписи, рассматривание предметов, украшенных этой росписью, иллюстраций; целевые прогулки для сравнения рябины настоящей с ее изображением на произведениях хохломских мастеров; рисование на занятиях элементов хохломской росписи: завиток, травка, орнамент, дождевик.

Материал: акварельные краски, кисти, тычки, плоскостные бумажные фигуры ложек.

Ход занятия

Воспитатель читает стихотворение

Роспись хохломская словно колдовская,

В сказочную песню просится сама

И нигде на свете нет таких соцветий,

Всех чудес чудесней наша Хохлома.

Хохломские художники любят рисовать на поверхностях своих изделий клубничку, малинку, черную и красную смородинку, рябинку. Называют они ягоды ласково, и никогда даже один и тот же мастер не напишет их одинаково: чуть-чуть изменит очертания листика, по-другому изогнет веточки, разбросает цветы и ягоды- и вот этот же самый мотив заговорит с нами по-новому.

В группе организованна выставка хохломских изделий.

Здесь посуда знатная

Складная да ладная

Она повсюду славится,

Она и вам понравится!

Резные ложки и ковши

Ты разгляди-ка, не спеши.

Там травка вьется и цветы

Удивительной красы.

Блестят они, как золотые,

Как будто солнцем залитые.

Все листочки, как листочки,

Здесь же каждый – золотой.

Красоту такую люди

Называют хохломой.

Кто скажет мне, какой цвет использует художник в хохломской росписи? (Красный, жёлтый, чёрный и может присутствовать зелёный) .

Какой цвет используют мастера для фона? (Красный, жёлтый, чёрный) .

Назовите элементы узора в хохломской росписи (Завитки, травинки, капельки, осочки, кустики, листочки и трилистники, ягодки) .

А какие ягоды рисуют художники? (Малинку, клубничку, чёрную и красную смородину, рябину, вишенки, крыжовник, бруснику) .

Молодцы, ребята!

Посмотрите, тут и алые гроздья рябины, и спелая ягодка земляники, и завитки трав и листьев. И главное - мерцающий золотой фон. Сегодня мы будем рисовать такие узоры.

Физкультминутка.

На столе хохломской самовар,

(«надуть» живот, одна рука на поясе) .

Очень важный, из носика пар.

А вокруг расписные чашки,

(кружиться, рисуя руками круг)

Нет посуды хохломской ярче.

Рядом с ними золотые ложки,

(потянуться, руки сомкнуты над головой)

На них «травка» - это древняя роспись.

Вот с малинками поднос,

(взяться за руки, образовать большой круг)

Он нам все это принес.

Наше чудо – дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)

Мы рисуем хохлому (руки перед грудью одна на другой)

Красоты невиданной! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз) .

Нарисуем травку (руки перед грудью одна на другой)

Солнечною краской (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)

Ягоды рябинки (руки перед грудью одна на другой)

Краской цвета алого (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)

Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)

Вот так чудо дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз) .

Молодцы! Присаживайтесь

Представьте себе, что вы сегодня мастера-художники по росписи ложек. Свои работы вы подарите родителям, потому нужно постараться выполнить свою работу красиво, аккуратно.

У каждого из вас есть плоскостная форма ложки. Посмотрите на образцы ложек с хохломской росписью и скажите: как нужно располагать узор на ложке? (Внутри и снаружи ложки рисуем одинаковые узоры, на конце и по краям проводим одним цветом кайму) .

Мы все будем расписывать ложку хохломским элементом «рябинка». Какой формы, цвета ягоды рябинки?

Правильно, они круглые, бывают оранжевого, красного цвета. А чем мы будеи рисовать ягоды, чтобы они получились ровные, круглые, аккуратные? («Тычками»)

На каком уже знакомом элементе надо рисовать рябинку? (Завиток)

Какие уже знакомые элементы можно использовать (листья)

А теперь за дело.

Анализ: выбрать 2-3 мастеров, которые выберут наиболее понравившиеся им работв и проанализируют их.

Вопросы для анализа:

Насколько аккуратно и красиво выполнена работа?

Какие элементы росписи использованы?

Какими красками нанесен узор?

Какое цветосочетание?

А когда работы высохнут, мы их подарим родителям.

Конспект занятия по декоративному рисованию в

подготовительной группе МДОУ «Родничок»

Воспитатель ИЗО I категории

«Композиция в уральской росписи»

Программное содержание:

1. Расширять знания детей о художественных особенностях уральской росписи: познакомить их с разными вариантами ее композиционного решения.

2. Продолжать развивать у детей навыки составления узора.

3. Упражнять детей в известных приемах росписи красками («оживки»).

Обогащение словаря: схема, композиция.

Материалы и пособия:

v Вариативные схемы композиционных решений уральской росписи.

v Фоновые карты.

v Круглые кисти №2.

v Изделия, украшенные уральской росписью (разделочные доски, панно и др.).

Ход занятия

Воспитатель:

Ребята, сегодня утром у нас начали происходить странные дела: на моем столе появилась вот эта папка. Давайте вместе рассмотрим, что в ней лежит. (Воспитатель достает схемы, показывает их детям.) Какие-то рисунки! Интересно, что же это такое? Ребята, вы можете сказать, что это такое? (Воспитатель вместе с детьми рассматривает схемы, сопоставляет их. Находит сходство и отличие по местоположению одинаковых элементов узоров.)

Я догадалась, что это! А вы, ребята? Посмотрите на эту разделочную доску и вот на этот рисунок. Чем они похожи? (Ответы детей.)



Вы правильно подметили: цветы в росписи на доске и цветы на рисунке находятся на одинаковых местах, так же и листья, и бутоны . Этот рисунок называется схемой росписи, т. е. рисунок, который подсказывает мастеру, как расположить цветы, листья, бутоны, птиц и располагаются другие элементы росписи.


У каждого узора элементы по-разному, но могут и одинаково, только цветы, листья, бутоны мастер может нарисовать иначе, по-другому: и по форме, и по цвету они могут отличаться (показать на предметах).



Давайте поиграем: кто быстрее найдет к этой схеме одинаковые по расположению элементы росписи (воспитатель предлагает схему росписи с круговой композицией).

Молодцы, такая роспись на круглом панно.

https://pandia.ru/text/78/627/images/image006_16.jpg" alt="scan0004" align="left" width="349" height="475">А теперь найдите роспись вот к этой схеме (симметричная композиция «Куст в вазе» или «Куст»).

Правильно, эта роспись в виде куста подходит к этой схеме. Чем они похожи?

Ребята, расположение элементов узора (цветов, листьев, бутонов) в определенном порядке (по кругу, в виде куста) называется композицией . Такое слово используют художники.

А сейчас немножко отдохнем.

Физкульминутка «Алые цветки»

Наши алые цветки распускают лепестки…

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет…

Наши алые цветки закрывают лепестки…

Головой качают, тихо засыпают…

(Плавное раскрывание пальцев, помахивание руками перед собой и плавное опускание их на стол).

https://pandia.ru/text/78/627/images/image008_6.gif" width="192" height="187">Ребята, у вас на столах есть фоновые карты-листы и наборы вырезанных элементов (цветов, листьев, бутонов).

Декоративно-прикладное рисование в детском саду. Старшая группа

Конспект проведения занятия по декоративному рисованию на объемной форме в старшей группе на тему: «Дымковский петушок»

Автор: Бородина Татьяна Геннадьевна, воспитатель старшей группы ГБОУ СОШ №289 (детский сад №1867) города Москвы.
Предлагаю Вам конспект по рисованию для детей старшего дошкольного возраста. Данный материал будет полезен воспитателям старших групп детского сада. Данное занятие направлено на воспитание интереса к истории дымковской игрушки и передачи увиденного в изображении игрушки.
Тема: «Дымковский петушок».
Программное содержание:
Образовательные задачи:
- Учить детей расписывать узорами игрушку – фигуру по народным (дымковским) мотивам.
Использовать разные элементы росписи (прямые линии, волнистые, точки, кольца, круги, овалы, ромбы).
- Совершенствовать технику рисования гуашевыми красками – рисовать кончиком кисти на объемной форме, поворачивая и рассматривая ее со всех сторон.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать у детей вкус, чувство цвета, умение рассказывать о своей работе и о работах своих товарищей.
Развивающие задачи:
- Развивать коммуникативные способности.

Материал и оборудование к занятию:
* Дымковские игрушки (для рассматривания);
* образцы элементов росписи на доске;
* палитра, кисти (тонкие и толстые), салфетки;
* гуашевые краски: синяя, красная, зеленая и желтая цветов;
* стаканы с водой;
* ромбики золотистой формы из фольги.

Подготовка воспитателя:
- составляю конспект;
- готовлю материалы к занятию.

Предварительная работа:
- Лепка петушков из соленого теста на занятии по лепке;
- Декоративное рисование в художественном альбоме
«Дымковская игрушка»;
- Рассматривание вылепленных игрушек;
- Закрашивание петушков белой краской, смешанной
с клеем ПВА.

Ход занятия:

Организационный момент: дети сидят полукругом на стульчиках на ковре, в центре стол, на котором расставлены дымковские игрушки.
- Сегодня мы с вами отправляемся в интересное путешествие в мир искусства, где еще раз познакомимся с дымковскими игрушками.

Глиняные расписные игрушки делали в слободе Вятке очень давно. Продавали их на весенних торгах и ярмарках, куда стекался народ на праздничное гулянье – «свистунью».
- Каких только глиняных свистулек не лепили мастерицы к этому дню!

- Как называются эти игрушки?
- Правильно, дымковские.
- Перечислите названия игрушек, которые вы видите на столе.
- Мы видим барышню и гармониста, индюка, петушка и лошадку.
- Из какого материала делают игрушки мастера?
- Правильно, из глины.
- Значит, игрушки какие?
- Верно, глиняные.
- Какие элементы росписи вы видите на игрушках?
- Прямые и волнистые линии, точки, кольца, круги, овалы, ромбы.
- Какие цвета использовали художники для росписи дымковской игрушки?
- Синий, красный, желтый, зеленый, малиновый цвета. Еще черный и золотистый.
- Правильно, все цвета яркие, нарядные, праздничные.
- Узоры в дымковских игрушках не случайные, а традиционные.
- «Много-много лет назад мастерицы стали расписывать свои игрушки кругами, прямыми и волнистыми линиями. Такие узоры всем понравились, полюбились. Эти мастерицы научили других мастериц – своих дочек и внучек, а те своих дочек. И в наши дни мастерицы в селе Дымково продолжают расписывать игрушки так, как это делали их бабушки и прабабушки».

Создание дымковской игрушки - трудоемкое ручное производство. Не зря среди народных мастериц бытует такая история о рождении дымковской игрушки:
« Пока игрушка станет вот такой, много надо труда положить. Ведь игрушка должна 3 раза родиться.
Первый раз рождается, когда ее вылепят. Она коричневая и ломкая.
Второй раз рождается, когда ее обжигают, чтобы она окрепла.
Третий раз рождается, когда ее раскрашивают.


Петушок у нас горластый
По утрам кричит он здравствуй.
На ногах его сапожки,
На ушах его сережки.
На головке гребешок
Вот какой наш петушок.

Сейчас мы с вами сядем за парты и будем расписывать наших петушков.
-Давайте еще раз рассмотрим с вами нашего вылепленного петушка.
- Какие части тела есть у петушка?
- Правильно, голова, туловище, хвост, лапы;
на голове гребешок и бородка, клюв, глаза.

Узор на хвосте идет рядами сверху вниз и по туловищу. Сначала нужно нарисовать все вертикальные линии. Это лучше сделать тоненькой кисточкой. Затем линии горизонтальные. А потом поставить точки – вокруг кругов или вдоль уже нарисованных рядов.

Рисую схему на доске, показывающую последовательность работы, и предлагаю детям приступить к работе.

Напоминаю детям о том, что мы раскрашиваем петушка с двух сторон одинаково, не забываем поворачивать игрушку, узор чередуем.

Советую быть аккуратными, промакивать кисточку о салфетку, краску брать густо.

Завершающий момент – «золото» - ромбики золотистой фольги, которыми дети украшают хвост петуха.

После завершения работы дети оставляют петушков на свободном столе для высыхания.

Ребята рассматривают петушков и выделяют самого яркого, праздничного.
Объясняют свой выбор. Рассказывают чем им понравился тот или иной петушок.

Программные задачи:

1) Познакомить детей с техникой рисования нового элемента «крыжовник».

2) Упражнять в составлении узора, в прорисовке главных и дополнительных элементов узора на деревянной поверхности.

3) Уточнять знания детей о гжельской, жостовской и хохломской росписях.

4) Совершенствовать технику рисования концом кисти, всем ворсом, тычком, зубочисткой.

5) Развивать чувство композиции, умение находить удачное сочетание цветов.

6) Воспитывать любовь к прекрасному, к искусству хохломской росписи.

Материалы и оборудование:

столы с набором гжельской, жостовской и хохломской посуды, плоскостные формы и набор элементов хохломской росписи, тонированные деревянные заготовки по количеству детей, подставки для кисточек, кисти № 2, №3, тычки, зубочистки, ёмкости для воды, палитры с гуашью, салфетки.

Предварительная работа.

Рассматривание предметов, иллюстраций с хохломской росписью, чтение художественной литературы.

Ход занятия.

Дети входят, здороваются.

Коробейник. - Внимание! Внимание!

Широкое гуляние!

Торопись, честной народ,

Всех вас ярмарка зовёт!

Воспитатель. Ребята, хотите попасть на ярмарку?

Дети. (Отвечают.)

Воспитатель. Вот чудо-ворота у нас пути,

Вы все повторяйте за мной, чтоб пройти.

(Фонопедическое упражнение по методу В. Емельянова.)

Воспитатель. На ярмарке гомон.

Воспитатель. На ярмарке смех.

Воспитатель. Товаров здесь много.

Воспитатель. Хватит на всех!

Воспитатель. Теперь мы можем пройти в ворота.

Проходят в ворота.

Коробейник со свистульками.

Коробейник. – Вот уж птички, собой невелички,

Станешь дуть, а они «Фьють! Фьють!»

Воспитатель. Какие замечательные свистульки, давайте попробуем посвистеть.

Коробейник. – Проходите, смотрите, сколько у меня здесь разнообразного товара.

Дети подходят к посуде с гжельской росписью.

Воспитатель. Смотрите, какой нежный узор на этой посуде. Вы узнали эту роспись?

Воспитатель. В чём особенность гжельской росписи?

Воспитатель. Назовите элементы гжельской росписи, которые вы знаете?

Воспитатель. Современные мастера расписывают не только керамику, но и металлическую посуду. Вот, например, поднос.

Коробейник. – На нашей ярмарке есть и другие подносы. Посмотрите на них. А эту роспись вы узнали? (Жостовская.)

Воспитатель. Почему она так называется?

Воспитатель. А почему чёрный фон был излюбленным у жостовских мастеров?

Воспитатель. А помимо ягод и фруктов, какие ещё мотивы встречаются на жостовской посуде?

Коробейник. – Посмотрите, а здесь посуда блестит, как золотая.

Воспитатель. Что же это за роспись? (Хохломская.)

Воспитатель. Откуда появилось такое название?

Воспитатель. Как же создаётся хохломское изделие?

Воспитатель. А кто знает, как мастера добиваются «золотого» эффекта, ведь на самом деле посуда деревянная.

Воспитатель. Скажите, в чём особенность хохломской росписи?

Воспитатель. Посмотрите на эту посуду и назовите знакомые вам элементы росписи.

Воспитатель. Какие цвета используют хохломские мастера?

Воспитатель. А хотели бы вы, как хохломские мастера расписать деревянные изделия?

Воспитатель. Тогда я приглашаю вас в мастерскую, где мастера придумывали узор, который потом переносили на посуду. Здесь можете потренироваться в составлении узора. Выбирайте заготовки.

(Дети выполняют задание.)

Воспитатель. Какие элементы ты использовал для своего узора? (Несколько человек.)

Воспитатель. А вот этот узор составила я. Я использовала новый элемент. Посмотрите внимательно, как вы думаете, какой это элемент?

Дети. (Крыжовник.)

Воспитатель. Сегодня научу вас, его рисовать. Подходите, пожалуйста, к мольберту, мы сейчас получше рассмотрим новый элемент. Итак, крыжовник имеет форму овала, внутри него проходит центральная линия, она прямая, а по обеим сторонам от неё располагаются дуги. Также сверху видим веточку, а снизу реснички.

Ребята, как называется новый элемент?

Воспитатель. Ребята, из чего состоит новый элемент?

Воспитатель. А что ещё есть в новом элементе?

Воспитатель. А сейчас я покажу всем, как нужно рисовать крыжовник. Обратите внимание, что крыжовник может быть красного или зелёного цвета.

Итак, сначала я рисую веточку, на которой будет держаться крыжовник, затем я рисую овал, провожу центральную линию, а справа и слева от неё – дуги. Теперь наш крыжовник нужно оживить. Давайте вспомним, чем мы пользуемся для оживления элементов?

Воспитатель. Итак, берём зубочистку и чёрной краской проводим внизу три реснички.

Воспитатель. Давайте повторим, как мы будем рисовать крыжовник. Что мы будем рисовать сначала?

Воспитатель. А теперь вы можете выбрать себе заготовку, которую будете расписывать. Проходите к столам. Сначала давайте дадим отдохнуть пальчикам.

(Пальчиковая гимнастика.)

Но прежде чем расписывать своё изделие, вы можете потренироваться в рисовании нового элемента на листочке бумаги.

(Дети расписывают деревянную посуду.)

Выкладывают на стол.

Воспитатель. Ребята, вам понравилось быть хохломскими мастерами? Кто хочет рассказать о работе, которая вызвала восхищение?

Ответы детей.

Воспитатель. А какой из этих работ ты украсил бы свою кухню?

Ответы детей.

Воспитатель. Кто расскажет о своей работе?

Ответы детей.

Воспитатель. Какая работа самая яркая?

Ответы детей.

Воспитатель. Что бы вы нарисовали по-другому? Что можно ещё дорисовать?

Ответы детей.

Воспитатель. Ребята вы меня сегодня порадовали. Какая замечательная получилась посуда!

Коробейник. – Мне очень понравилась эта посуда! На моей ярмарке как раз такой не хватает!

Воспитатель. Ребята, а давайте подарим коробейнику свои изделия!

Коробейник. – Отшумела ярмарка, спасибо, детвора, с работой вы справились отлично, на ура!

Воспитатель. Ну, а нам пора возвращаться в группу.