Ремонт Дизайн Мебель

Воробьев рассказ шинель в кратком содержании. Шинель (повесть), сюжет, действующие лица, инсценировки, экранизации

Современным школьникам не всегда понятен язык и слог знаменитых писателей прошлого, поэтому некоторые произведения сложно дочитать до конца. Но ознакомиться с классикой необходимо, к тому же подобные рассказы входят в школьную программу. Что же делать? Узнать сюжет знаменитого произведения Николая Васильевича Гоголя поможет краткий пересказ «Шинели».

Знакомство с главным героем

Им является Акакий Акакиевич Башмачкин. Почему у героя такое имя и отчество, мы вам сейчас расскажем.

Младенец родился в ночь на 23 марта. Тогда малышей называли исключительно по именам святых: Дула, Варахасия, Трифилия, Соссия, Моккия - одним из этих имен должна была наградить мать своего сына. Но ей ни одно не понравилось, поэтому женщина решила назвать мальчика по отцу, то есть тоже Акакием. Фамилия у них была Башмачкины.

Мальчик рос и превратился во взрослого человека, которого теперь все назвали Акакием Акакиевичем. Он поступил на службу в департамент, где трудился потом много лет, но за эти годы не смог заслужить уважение не только сослуживцев, но даже обслуживающего персонала: швейцары даже не здоровались с ним, как будто не видели.

Сотрудники открыто подтрунивали над Акакием, ему приходилось терпеть их издевки. Они могли кинуть ему на голову изорванные бумажки и сказать, что это снег. На такое отношение к себе он лишь робко просил, чтобы люди не делали этого.

Краткий пересказ «Шинели» продолжается описанием внешнего вида и характера неприметного героя. Он был невысокого роста, лысоватый.

Работа

Акакий Акакиевич много лет служил статским советником. В его обязанности входило переписывание бумаг. Ему очень нравилась такая работа. Писарь старательно выводил каждую букву, было видно, что некоторые являются его любимицами.

Пожалуй, единственным, кто хорошо относился к статскому советнику, был его начальник. Он пытался давать Акакию более сложные задания с целью повысить того в должности. Но Башмачкин, пытаясь выполнить, потел над ними и просил вернуть ему прежнюю работу.

Она была несложной, но и платили за это соответствующе - немного. Поэтому чиновник довольно плохо одевался. Про это вам поведает краткий пересказ «Шинели».

Мечта

Костюм писаря был небогатым, а шинель и вовсе представляла собой печальное зрелище. Акакий Акакиевич уже не раз относил ее в починку к одноглазому портному Петровичу. В последний раз тот сказал, что ставить заплатки на шинель уже невозможно, так как она скоро рассыплется. Портной резюмировал, что необходимо купить новую, и стоит она 150 рублей. По тем временам это были большие деньги, поэтому Башмачкин очень расстроился. Ведь в Санкт-Петербурге, где он жил, стояли суровые зимы, и без теплой верхней одежды писарь бы просто замерз. Таких денег у чиновника не водилось, но ему была необходима шинель. Краткий пересказ повести расскажет, как Башмачкин вышел из положения.

Он подумал, что если Петрович сошьет одеяние, то оно обойдется в 80 рублей. Однако у чиновника было только 40. И то он их откладывал с большим трудом, экономя на всем. Но писарю повезло: начальник прибавил ему жалование. Теперь вместо сорока он получал целых 60 рублей. Чтобы хватило на обновку, статский советник должен был еще сократить свои расходы, поэтому теперь жил впроголодь. Однако уже через 2-3 месяца нужная сумма была накоплена.

Радость Башмачкина

Краткий пересказ «Шинели» дошел до того позитивного момента, когда настал час исполнения мечты статского советника. Вместе с Петровичем они пошли покупать сукно и все необходимое для создания обновки. За свою работу портной, как и обещал, взял 12 рублей. Зато в результате получилась теплая модная вещь. Своей работой Петрович был очень доволен. Он обогнал Акакия окружными путями, чтобы, идя ему навстречу, еще раз полюбоваться тем, какой справной получилась вещь.

Большое впечатление произвела и на сослуживцев модная добротная шинель. Краткий пересказ повести продолжается тем, что, когда Башмачкин пришел на работу, все стали рассматривать обновку и поздравлять его. Затем кто-то сказал, что это событие необходимо отметить. Чиновник не знал, как быть. Но ему на выручку пришел коллега, который объявил, что по этому поводу всех приглашает к себе. К тому же у того был день рождения, который нужно было отметить.

Если бы только знал Акакий Акакиевич, чем это закончится для него, вряд ли бы пошел. Краткий пересказ рассказа «Шинель» поведает читателю о последующих событиях.

Крушение мечты

Наш герой прибыл по указанному адресу. Здесь было весело. Сначала все разговаривали, обсуждали обновку Башмачкина, затем пошли за стол. Люди выпивали, шутили. Чиновнику было хорошо в компании. Но часы уже пробили полночь, поэтому он решил пойти домой.

Вино сыграло свою роль: Акакию было хорошо и весело, он даже хотел приударить за встречной женщиной, но та быстро ушла. Однако вскоре рядом с ним оказались две подозрительные личности. Один из этих прохожих толкнул статского советника и снял с него шинель.

Башмачкин пытался догнать грабителей, найти защиты у будочника, но все было тщетно. Тот посоветовал бедолаге завтра сходить к надзирателю и все рассказать ему. Несчастный так и сделал. Но ни надзиратель, ни вышестоящие чиновники не помогли ему. Мало того, «значительное лицо», у которого писарь пытался искать защиты, накричал на него и выгнал.

Кончина

От такой несправедливости Башмачкин побрел домой в своей старой ветхой одежонке, глотая морозный воздух. Поэтому он простудился, тяжело заболел и вскоре скончался. Этим почти заканчивается краткий пересказ. «Шинель» Гоголь написал в 1842 году, но и сейчас этот рассказ актуален.

С тех пор дух Акакия Акакиевича иногда являлся прохожим и требовал у них шинель. А с того «значительного лица» призрак стащил этот предмет верхней одежды и с тех пор перестал являться людям, успокоившись. Этим заканчивается повесть и ее краткий пересказ.

«Шинель» по главам

Рассказ на главы, но можно условно разбить его на 5 частей и раскрыть очень кратко основное содержание каждой.

Так, из первой мы узнаем о рождении и наречении Акакия, о его скромной одежде и работе. Во второй рассказывается, как Башмачкин пришел к Петровичу, чтобы он починил шинель. Третья глава поведает о том, что портной посоветовал Акакию Акакиевичу обзавестись новым пальто. Четвертая глава рассказывает, как веселый вечер закончился грустно для нашего героя, и он пытался искать защиты у высоких чинов, но ему никто не помог. В пятой части повести мы узнаем о кончине писаря и о том, что его призрак часто являлся гуляющим по Петербургу и требовал верхнюю одежду.

На этом заканчивается краткий пересказ. «Шинель» Гоголь задумал как «канцелярский анекдот» о бедном чиновнике, и у него это получилось. Только вот очень жаль главного героя - маленького, неприметного, который никому не делал плохого, а сам терпел обиды, и его недолгое счастье превратилось в настоящую трагедию.


Главным героем этой повести является Акакий Акакиевич Башмачкин. Назвали его так, потому что по-другому не могли. Он являлся титулярным советником в департаменте. Его работа заключалась в переписывании писем и документов. Коллеги его постоянно подшучивали над ним, издевались, кидая бумажками или смеясь за спиной. Сам он был добрый, но скучный. Двух слов связать не мог, если начинает говорить, то до конца не договаривает предложения.

Он любил свою работу. Часто даже приносил домой доделывать ее, или же специально делал копии просто, чтоб было чем заняться. Друзей у Акакия Акакиевича не было. Да и не знал он как это пойти на гуляние или прогулку. Однако его такую скучную и однообразную жизнь разбавляет одна история. Дело в том, что у Акакия Акакиевича была шинель. Она была старая, и изношенная, и над ней все в департаменте смеялись. Когда мороз предупредил жителей Петербурга, чиновник понял, что его шинель сильно продувает. Он ее осмотрел и обнаружил, что она в большей части стерта. Он решил ее отнести портному Петровичу, которого автор описывает, как пьяницу, но который знает свое дело.

Да и вообще автор очень подробно описывает повадки этого мужчины. В общем Акакий Акакиевич решает отнести ее ему, чтобы тот смог отремонтировать его шинель. Однако Петрович говорит, что она не подлежит никакому ремонту. Тут даже латки не куда пришить. И советует пошить новую, называя цену, приблизительно около 200 рублей.

Акакий Акакиевич очень расстроился из-за того, что понимал, что ему негде взять столько денег. Он видел, что во время визита к портному тот был трезв. И знал, что когда Петрович будет немного выпивший, он сможет согласиться и на ремонт и на меньшую цену. Выждав удобный момент, он пришел повторно к портному. Тот как раз был не трезв. Тогда Акакий Акакиевич снова попросил его реанимировать шинель. Но тот стоял на своем, и говорил, что нужно шить новую. В общем, решил чиновник делать, что угодно, чтобы насобирать 80 рублей, которые, по его расчетам, возьмет Петрович за шинель, если будет пьяным.

На протяжении нескольких месяцев он решается уменьшить «обыкновенные издержки»: не пить чай по вечерам, не зажигать свечи, ступать на цыпочках, дабы не истереть преждевременно подмёток, реже отдавать прачке белье, а чтобы не занашивалось, дома оставаться в одном халате. И спустя некоторое время все идет как нельзя лучше. Акакий Акакиевич живет мечтами о новой шинели, словно у него появилась женщина, ради которой он дышит. Он постоянно наведывается к портному, советуется какую лучше ткань выбрать, как ее сделать на внешний вид лучше. И в итоге ему улыбается судьба. Он подкопил денег, и плюс вместо обычного награждения к праздникам начальник платит ему не 40, а целых 60 рублей. Тогда Акакий Акакиевич сразу же отправились покупать самую лучшую ткань. И через 2 недели шинель была готова. Сидела она на чиновнике идеально.

Акакий Акакиевич пошел довольный на службу. Он был горд собой. Ему нравилось не только, что в этой обновке было очень тепло, но и то, что очень красиво. На работе его коллеги сразу заметили обновку и некоторые даже порадовались за него. Однако сказали, что ему необходимо накрыть стол за такую обновку. Но так, как Акакий Акакиевич мало того, что не имел средств, так и еще не умел он и не знал, как правильно это делается. Тогда один, некий чиновник, департамента спасает его, пригласив всех к себе на чай, в том числе и самого Акакия Акакиевича под предлогом своих именин.

Все собираются в гости. Акакий Акакиевич приходит туда в своей новой шинели. Все снова начинают ее рассматривать. После некоторых игр, и разговоров герой заметил, что уже было очень поздно и ему необходимо было домой. Его сначала не отпускали, а затем он ушел без предупреждения.

Он шел по улочкам полный воодушевления своей обновкой. Даже побежал за какой-то дамой, но вскоре опомнился и не стал ее останавливать. Однако, подходя к пустынным улицам, что-то внутри у него сжалось от непонятного предчувствия. В общем, оказавшись на пустынной площади, его остановила пара незнакомых людей. Они стали говорить, что на нем их шинель. Акакий Акакиевич стал сопротивляться, но те, ударив его пару раз, сняли с него обновку и скрылись.

Он подавлен. Придя, домой и, рассказав все своей хозяйке, он получает совет, обратится к частному. Затем он идет на работу в департамент в старой шинели, которую сослуживцы называют капотом. Рассказав о происшествии, некоторые смеются, а некоторые действительно переживают за это горе. Они решили немного собрать денег, но их получилось не много, так как и так люди и так много потратили на другие нужды департамента.

Чиновники советуют пострадавшему обратиться к одному значительному лицу. Это лицо было очень высокомерное и любило общаться только с себе равными. Также всякий раз напоминало его посетителям о том, с кем они разговаривают и понимают ли они вообще, кто стоит перед ними. Да и попасть к нему на прием можно, лишь, пройдя кучу инстанций. Этот человек стал недавно таким значительным и поэтому для него главным правилом является строгость, строгость и строгость.

В общем, попадает Акакий Акакиевич к этому лицу. Хотя прождал он его очень долго, пока тот поговорил и помолчал со своим давним товарищем. Когда чиновника приняли, то он рассказал свою проблему. Значительное лицо сказало, что такие вопросы нужно было сообщать как раз через те необходимые инстанции. А чиновник на это сказал, что не доверяет секретарям. Тогда у этого человека лицо стала еще более строгое, чем обычно и он стал кричать на Акакия Акакиевича, сказав ему, что он никто и не уважает вышестоящие органы. Он стал его спрашивать о том, знает ли чиновник кто перед ним стоит. И тогда Акакий Акакиевич Бошмачкин так испугался этого крика, что чуть было не упал на пол, его слава богу схватили во время сторожа.

Вышел герой на улицу и побрел в своей истрепанной шинели, не чувствуя ног, домой. Он сильно замерз. И от полученного удара из-за шинели и этих криков у него случилась горячка. Что только не мерещилось Акакию Акакиевичу. И после нескольких дней горячки и бреда он умирает. О его смерти в департаменте узнали спустя четыре дня.

Башмачкина похоронили, однако еще некоторое время после похорон о нем говорили. Ходили слухи, что около Калинкина моста кто-то отбирает у всех шинели, причем абсолютно у всех, не важно, какого чина и звания. И кто-то узнал в этом человеке Акакия Акакиевича. Тогда стали говорить, что приведение мертвеца стало мстить всем за свое горе. Но подобным происшествиям пришел конец, когда то самое значительное лицо узнав о смерти чиновника стал очень переживать. Его пригласили знакомые в гости на шампанское. Тот, чтобы развеяться согласился. А после выпитых пару бокалов, решил он ехать к одной приятельнице Каролине Ивановне, несмотря на то, что у него была красивая жена и двое детей.

План пересказа

1. Характеристика Акакия Акакиевича.
2. Акакий Акакиевич заказывает себе новую шинель.
3. Грабители снимают шинель с бедного чиновника.
4. Акакий Акакиевич ищет правды у частного пристава, у генерала.
5. Чиновник умирает от горя.
6. Привидение чиновника пугает прохожих.

Пересказ

В одном департаменте служил один чиновник: низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, подслеповат... Он был то, что называют вечный титулярный советник. Фамилия чиновника была Башмачкин. Имя его было Акакий Акакиевич. При крещении «он заплакал и сделал такую гримасу, как будто бы предчувствовал, что будет титулярный советник». На протяжении многих лет он исполнял одну должность — чиновник для письма. Никто на работе его не уважал, молодые «подсмеивались и острились над ним». Акакий Акакиевич был человеком безответным. «Только если уж слишком невыносима была шутка, он произносил: "Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?"» «В этих проникающих словах звенели другие слова: "Я брат твой"». Акакий Акакиевич служил «ревностно... с любовью», у него были даже собственные любимые буквы. Он не мог ничего, кроме механического переписывания документов.

Акакий Акакиевич жил бедно: плохо одевался, обед ел «с мухами и со всем тем, что ни посылал Бог...», не позволял себе никаких развлечений. «Написавшись всласть, он ложился спать, улыбаясь заранее при мысли о завтрашнем дне: что-то Бог пошлет переписывать завтра?» Он «умел быть довольным своим жребием». Все бы хорошо, если бы не холод: у него износилась старая шинель, предмет насмешек товарищей. «Сукно до того истерлось, что сквозило, и подкладка расползлась». Акакий Акакиевич отнес шинель к портному, но тот отказался ее переделывать: «дело насквозь гнилое» и посоветовал сшить новую. Для Акакия Акакиевича сумма в полтораста рублей была немыслимой: «Этаково-то дело этакое, я, право, и не думал, чтобы оно вышло того...» На какие деньги сделать шинель? «Петрович и за восемьдесят рублей возьмется сделать; однако все же откуда их взять?» Башмачкин имел обыкновение откладывать с каждого рубля по грошу, за несколько лет накопилось «более чем сорок рублей». Он решил экономить на всем: приучился не зажигать свечи, ходить на цыпочках, чтобы не изнашивать обувь, голодать по вечерам... «но зато он питался духовно, нося в мыслях своих вечную идею будущей шинели». «С этих пор как будто самое существование его сделалось полнее, как будто бы он женился; сделался как-то живее, даже тверже характером, как человек, который уже определил и поставил себе цель. Наконец деньги были собраны. Башмачкин вместе с портным купил сукно, коленкор на подкладку (вместо шелка) и кошку на воротник (вместо куницы). Через две недели шинель была готова, «как раз впору». Портной торжественно одел Акакия Акакиевича и даже побежал за ним, чтобы лишний раз полюбоваться на свое произведение.

«Акакий Акакиевич шел в самом праздничном расположении всех чувств». В департаменте все сослуживцы прибежали смотреть на новую шинель; они уговорили Акакия Акакиевича «вспрыснуть» обновку. Один чиновник пригласил всех к себе. Вечером Акакий Акакиевич отправился к нему в новой шинели. Чувствовал он себя неуютно, скучал и постарался незаметно уйти. По дороге домой его избили и отняли шинель. «Отчаянный, не уставая кричать, пустился он бежать через площадь к будке». Но будочник отвечал, что не видел, как грабили Акакия Акакиевича, и послал его к надзирателю. Поутру он, по совету хозяйки квартиры, отправился к частному приставу, с трудом попал на прием, но понял, что надежды вернуть шинель мало. Сослуживец посоветовал обратиться к одному значительному лицу. Акакий Акакиевич решился идти. «Обыкновенный разговор» значительного лица «с низшими отзывался строгостью и состоял почти из трех фраз: «Как вы смеете? Знаете ли вы, с кем говорите? Понимаете ли, кто стоит перед вами?» Впрочем, он был в душе добрый человек, но генеральский чин совершенно сбил его с толку». Увидев смиренный вид Башмачкина, его старенький вицмундир, генерал закричал на чиновника, затопал ногами и выставил его. Перепуганный Акакий Акакиевич по дороге домой простудился, лежал в горячке и вскоре умер. Из наследства остались лишь пучок гусиных перьев, белая казенная бумага, три пары носков, две-три пуговицы, оторвавшиеся от панталон да ветхий вицмундир. «И Петербург остался без Акакия Акакиевича, как будто бы в нем его и никогда не было. Исчезло и скрылось существо, никем не защищенное, никому не дорогое, ни для кого не интересное». В департаменте спохватились о нем только на четвертый день. Но кто бы мог подумать, что суждено было Акакию Акакиевичу «на несколько дней прожить шумно после своей смерти, как бы в награду за не примеченную никем жизнь». По Петербургу пронеслись слухи, что у Калинкина моста стал показываться по ночам «...мертвец в виде чиновника, ищущего какой-то утащенной шинели». В мертвеце кто-то узнал Акакия Акакиевича. Мертвец-чиновник стал наводить немалый страх на всех робких людей, сдергивал по ночам шинели.

После визита Акакия Акакиевича генерал почувствовал нечто вроде сожаления, послал к нему и узнал о его смерти. Он несколько огорчился, но быстро развеялся на вечере у приятеля. Однажды он ехал в санях и вдруг почувствовал, что кто-то схватил его за воротник. «Не без ужаса» генерал узнал Акакия Акакиевича, который произнес: «Твоей-то шинели мне и нужно!» Насмерть напуганный генерал «сам даже скинул поскорее с плеч шинель свою». «С этих пор совершенно прекратилось появление «чиновника-мертвеца: видно, генеральская шинель пришлась ему совершенно по плечам».

В этой статье будет рассказано о создании повести и об одном из великих писателей, прозаиков и критиков XIX века.

«Шинель» краткое содержание и краткий пересказ.

О повести «Шинель»

Повесть «Шинель» была написана в 1841 году, а опубликована 1842 году. Это рассказ о простом канцелярском советнике и просто «маленьком человеке».

В литературе это произведение считается «манифестом социального равенства и неотъемлемых прав личности в любом её состоянии и звании». Оно наполнено глубоким смыслом, а главный герой вызывает искреннее сочувствие. Сюжет развивается в Петербурге.

Повесть не разделена по главам и на прочтение уходит около часа.

Это повесть о «маленьком человеке», нуждающемся в понимании со стороны окружающих. Рассказ о бесчеловечии, безразличии и жестокости людей. Отчасти повесть о каждом человеке общества того времени, и о каждом человеке в наше время.

История создания повести «Шинель»

Эта повесть – некогда услышанный Николаем Васильевичем анекдот про чиновника, потерявшим своё ружье, на которое копил долгое время.

Эта повесть последняя из цикла «Петербургские повести».

В 1842 году «Шинель» была закончена, а фамилия героя была изменена на Башмачкина.

Жанр произведения — история с привидениями, драма.

Кто написал «Шинель»

Эту повесть написал Николай Васильевич Гоголь (1809-1852) — великий русский классик, драматург, критик и публицист, автор поэмы «Мертвые души» и сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки», вошедших в школьную программу.

Своё детство Н.В. Гоголь провёл в Сорочинцах (Полтавская губерния). Родился в небогатой семье дворян Василия Афанасьевича и Марии Ивановны Гоголь-Яновских.

Всего было 12 детей, однако многие умерли в раннем возрасте, а Николай Васильевич был первым выжившим ребенком и третьим по счету.

Как можно отметить по его первым произведениям, годы его детства и местность, где он жил, наложили свой отпечаток на его первые произведения. « », «Ночь перед Рождеством», «Майская Ночь», «Вечер накануне Ивана Купала» и другие произведения, вошедшие в сборники, несут в себе характер и множественные пейзажи Украины того времени. Также можно отметить гоголевский язык и его манеру написания.

После переезда в Петербург Гоголь становится чиновником, но со временем он понимает, что такая работа не для него и отдается творчеству. Заводятся новые знакомства в литературных кругах, что помогает Гоголю развиваться.

В Питере в 1842 году и появится на свет повесть «Шинель», вошедшая в третий том собрания сочинений.

Акакий Акакиевич Башмачкин — главный герой повести

Главным персонажем рассказа является Акакий Акакиевич Башмачкин — мелкий чиновник и титулярный советник, который с первых строк описания вызывает сочувствие, печаль, а порой и даже небольшое отвращение.

Описание: скромный, не имеющий целей в жизни, кроме одной — накопить на новую шинель.

Нельзя сказать, что он был недоволен своей работой, наоборот, он находил удовольствие в переписывании бумаг и находил это занятие приятным, особенным, погружаясь в свой особенный уединенный мир. Даже приходя домой, Башмачкин садился за переписывание бумаг.

Скудно зарабатывает, всего 400 рублей в год. Этого еле хватает даже на пропитание. Маленький, лысоватый человек с «геморроидальным цветом лица», беззащитный и одинокий. Терпящий издевательства и полное безразличие со стороны более молодых чиновников.

Другие персонажи «Шинели»

Кратко о других персонажах. Помимо Башмачкина, в повести есть ещё два персонажа — Григорий или кратко Петрович, и «значительное лицо» или «генерал».

В прошлом Петрович крепостной крестьянин, а ныне портной, злоупотребляющий алкоголем.

Именно к нему придет Акакий Акакиевич за помощью. Жена бьёт его за пьянство, но только в таком состоянии он уступчив.

«Значительное лицо» или «генерал». Второстепенное лицо, но играющее не последнюю роль в этой повести. С богатырской внешностью, в возрасте, солидный и строгий.

Краткий пересказ повести Н.В. Гоголя «Шинель»

Зачастую, в школах с учеников требуют ведение читательского дневника, где рекомендуется в основном записывать краткое содержание произведения или характеристики героев. Далее будет приведен краткий пересказ произведения.

Сидя за переписыванием бумаг, более молодые чиновники постоянно мешали и подбрасывали бумажки к нему на стол и всячески издевались. Но однажды один из молодых чиновников, в очередной раз решивший посмеяться над Башмачкиным, остановился, услышав его слова «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?», которые долетели до его сердца.

Человек живет в своей должности, и даже приходя домой, после скудного ужина, он садился писать и переписывать документы. Описывается петербургский вечер, отображающий всю серость и слякоть и то, что видит Акакий Акакиевич. Эта зарисовка показывает и саму жизнь Башмачкина — такую же серую и тусклую без развлечений и целей.

Он зарабатывает всего четыре сотни рублей в год, чего ему едва хватает. На улице холодно, и герой старается как можно быстрее добежать до работы в прохудившейся «тощенькой шинелишке». Он обращается к Григорию, а в сокращении к Петровичу за помощью. Как было уже написано Петрович в прошлом крепостной крестьянин, а ныне портной. Описание дома Григория вызывает некое отвращение.

Придя к нему домой и поднявшись наверх, Акакий Акакиевич в ходе разговора понимает, что Петрович трезв, и договориться с ним не получиться.

Григорий не поддался уговорам Башмачкина починить его старую шинель и обязался сшить новую, не понимая сколько значила для Башмачкина эта шинель. Ведь она дорога не только как память, но и по цене.

В итоге попытка снизить цену или уговорить починить старую шинель не увенчалась успехом.

Одержимый мыслями о шинели он заходит к Петровичу поговорить о ней. И вот шинель сшита. Акакий Акакиевич идет в департамент в новой шинели. Башмачкин слышит много похвалы в свою сторону, ведь шинель не остается незамеченной сослуживцами.

Они требовали задать по такому случаю вечер и устроить празднество, но Башмачкина спасает другой чиновник, у которого были именины, он и позвал всех на ужин.

После работы Башмачкин возвращается домой. Пообедав, его путь ложится к чиновнику имениннику. Но Акакий Акакиевич надолго там не задерживается - увидев, что час поздний, возвращается домой.

Недолго Башмачкин носил свою шинель. Идя этим же вечером домой по темной улице, он наталкивается на двух людей с усами, которые благополучно отнимают у Башмачкина его шинель.

Расстроенный, он идет на следующий день на работу. Не найдя помощи у пристава, по настоянию коллег он обращается к «значительному лицу» или «генералу». Но и там не находит помощи.

Спустя несколько дней Акакий Акакиевич умирает в припадке горячки. Призрак Башмачкина обитал возле Калинкина моста, там, где с него сняли шинель, и сдирал со всех проходящих мимо их шинели.

«Значительное лицо» узнает о смерти Башмачкина и искренне этому удивляется. И однажды, проходя поздно вечером по этому мосту, генерал почувствовал, что кто-то ухватился за воротник.

Повернувшись, он узнает Акакия Акакиевича. Тот в свою очередь снял шинель с генерала, и с тех пор дух Башмачкина никто не видел.

Может ли одно небольшое произведение совершить революцию в литературе? Да, русская литература знает такой прецедент. Это повесть Н.В. Гоголя «Шинель». Произведение было весьма популярно у современников, вызывало немало споров, а гоголевское направление развивалось у русских писателей вплоть до середины 20 века. Что собой представляет эта великая книга? Об этом в нашей статье.

Книга входит в цикл произведений, написанных в 1830-1840-е гг. и объединённых общим названием – «Петербургские повести». История «Шинели» Гоголя восходит к анекдоту о бедном чиновнике, испытывавшем большую страсть к охоте. Несмотря на маленькое жалование, ярый фанат поставил себе цель: во что бы то ни стало купить лепажевское ружьё, одно из лучших в то время. Чиновник во всём себе отказывал, чтобы скопить денег, и вот, наконец, он купил заветный трофей и отправился на Финский залив пострелять птиц.

Охотник отплыл в лодке, собрался прицелиться — а ружья не обнаружил. Вероятно, оно выпало из лодки, но как – остаётся загадкой. Сам герой истории признавался, что был некоем забытьи, когда предвкушал заветную добычу. Вернувшись домой, он слёг в горячке. К счастью, всё закончилось хорошо. Заболевшего чиновника спасли его коллеги, купив ему новое такое же ружьё. Эта история вдохновила автора на создание повести «Шинель».

Жанр и направление

Н.В. Гоголь является одним из самых ярких представителей критического реализма в русской литературе. Своей прозой писатель задаёт особое направление, саркастически названное критиком Ф. Булгариным «Натуральная школа». Для этого литературного вектора характерно обращение к острым социальным темам, касающимся бедности, морали, классовых взаимоотношений. Здесь же активно разрабатывается образ «маленького человека», ставший традиционным для писателей 19 века.

Более узкое направление, характерное для «Петербургских повестей» — фантастический реализм. Такой приём позволяет автору наиболее эффектно и оригинально воздействовать на читателя. Он выражается в смешении выдумки и действительности: реальное в повести «Шинель» — это социальная проблематика царской России (бедность, преступность, неравенство), а фантастическое – призрак Акакия Акакиевича, который грабит прохожих. Обращались к мистическому началу Достоевский, Булгаков и многие другие последователи этого направления.

Жанр повести позволяет Гоголю лаконично, но достаточно ярко осветить несколько сюжетных линий, обозначить множество актуальных социальных тем и даже включать мотив сверхъестественного в своё произведение.

Композиция

Композиция «Шинели» линейна, можно обозначить вступление и эпилог.

  1. Начинается повесть своеобразным писательским рассуждением о городе, которое является неотъемлемой частью всех «Петербургских повестей». Затем следует биография главного героя, что свойственно для авторов «натуральной школы». Считалось, что эти данные помогают лучше раскрыть образ и объяснить мотивировку тех или иных поступков.
  2. Экспозиция – описание обстановки и положения героя.
  3. Завязка происходит в тот момент, когда Акакий Акакиевич решает обзавестись новой шинелью, это намерение продолжает двигать сюжет до кульминационного момента – счастливого обретения.
  4. Вторая часть посвящена поиску шинели и разоблачению высших чиновников.
  5. Эпилог, где появляется приведение, закольцовывает эту часть: сначала воры идут за Башмачкиным, потом полицейский идет за привидением. А может быть, за вором?

О чем?

Один бедный чиновник Акакий Акакиевич Башмачкин, ввиду сильных морозов, наконец, отваживается приобрести себе новую шинель. Герой отказывает себе во всём, экономит на еде, старается аккуратнее ходить по мостовой, чтобы лишний раз не менять подмётки. К нужному сроку ему удаётся накопить требуемую сумму, вскоре желанная шинель готова.

Но радость обладания длится не долго: в тот же вечер, когда Башмачкин возвращался домой после праздничного ужина, грабители отняли у бедного чиновника предмет его счастья. Герой пытается бороться за свою шинель, он проходит несколько инстанций: от частного до значительного лица, но никому и дела нет до его потери, никто не собирается искать разбойников. После визита к генералу, оказавшемуся грубым и высокомерным человеком, Акакий Акакиевич слег с горячкой и в скором времени умер.

Но история «принимает фантастическое окончание». По Петербургу блуждает дух Акакия Акакиевича, который желает отомстить своим обидчикам, а, главным образом, он ищет значительное лицо. В один из вечеров призрак ловит зазнавшегося генерала и отнимает у него шинель, на чем и успокаивается.

Главные герои и их характеристика

  • Главный герой повести – Акакий Акакиевич Башмачкин . Уже с момента рождения было ясно, что его ждет нелёгкая, несчастливая жизнь. Это предрекла и повитуха, и сам малыш при появлении на свет «заплакал и сделал такую гримасу, как будто бы предчувствовал, что будет титулярный советник». Это так называемый «маленький человек», но его характер противоречив и проходит определённые этапы развития.
  • Образ шинели работает на раскрытие потенциальных возможностей этого, на первый взгляд, скромного персонажа. Дорогая сердцу обновка делает героя одержимым, словно идол она управляет им. Маленький чиновник проявляет такую настойчивость и активность, какую никогда не выказывал при жизни, а после смерти – и вовсе решается на месть и держит в страхе Петербург.
  • Роль шинели в повести Гоголя трудно переоценить. Её образ развивается параллельно с главным героем: дырявая шинель – скромный человек, новая – инициативный и счастливый Башмачкин, генеральская – всемогущий дух, нагоняющий ужас.
  • Образ Петербурга в повести представлен совершенно по-иному. Это не пышная столица с нарядными экипажами и цветущими парадными, а жестокий город, с его лютой зимой, не полезным для здоровья климатом, грязными лестницами и темными переулками.
  • Темы

    • Жизнь маленького человека – главная тема повести «Шинель», поэтому она представлена достаточно ярко. Башмачкин не обладает твердым характером или же особыми талантами, чиновники более высокого ранга позволяют себе манипулировать им, игнорировать его или же распекать. А бедный герой хочет лишь вернуть себе то, что принадлежит ему по праву, но значительным лицам и большому миру не до проблем маленького человека.
    • Противопоставление реального и фантастического позволяет показать многогранность образа Башмачкина. В суровой действительности он никогда не достучится до эгоистичных и жестоких сердец власть имущих, но став могучим духом, он может хотя бы отомстить за свою обиду.
    • Сквозная тема повести – безнравственность. Людей ценят не за их умение, а за их чин, значительное лицо – отнюдь не примерный семьянин, он холоден к своим детям и ищет развлечений на стороне. Он позволяет себе быть высокомерным самодуром, заставляя пресмыкаться тех, кто ниже рангом.
    • Сатирический характер повести и абсурдность ситуаций позволяют Гоголю наиболее выразительно указать на социальные пороки. Например, никто не собирается искать пропавшую шинель, но существует указ поймать приведение. Так автор обличает бездеятельность полиции Петербурга.

    Проблематика

    Проблематика повести «Шинель» весьма широка. Здесь Гоголь поднимает вопросы, касающиеся, как общества, так и внутреннего мира человека.

    • Главная проблема повести – гуманизм, а точнее – его отсутствие. Все герои повести малодушны и эгоистичны, они не способны к сопереживанию. Даже Акакий Акакиевич не имеет никакой духовной цели в жизни, не стремится читать или же интересоваться искусством. Им движет лишь материальная составляющая бытия. Башмачкин не осознаёт себя жертвой в христианском понимании. Он вполне приспособился к своему жалкому существованию, персонаж не знает прощения и способен лишь на месть. Герой даже не может обрести покой после смерти, пока не исполнит свой низкий замысел.
    • Равнодушие. Сослуживцы равнодушны к горю Башмачкина, а значительное лицо пытается всеми известными ему способами заглушить в себе всякие проявления человечности.
    • Проблема бедности затрагивается Гоголем. Человек, примерно и усердно исполняющий свои обязанности, не имеет возможности обновлять свой гардероб по мере необходимости, в то время как безалаберные льстецы и щеголи успешно продвигаются по службе, роскошно обедают и устраивают вечера.
    • Проблема социального неравенства освещается в повести. Генерал относится к титулярному советнику как к блохе, которую он может раздавить. Башмачкин перед ним робеет, теряет дар речи, а значительное лицо, не желая терять свой облик в глазах сослуживцев, всячески унижает бедного просителя. Таким образом, он показывает свою мощь и превосходство.

    В чем смысл повести?

    Идея «Шинели» Гоголя – указать на острые социальные проблемы, актуальные в Императорской России. При помощи фантастического компонента автор показывает безвыходность ситуации: маленький человек слаб перед сильными мира сего, они никогда не откликнутся на его просьбу, да ещё и выгонят взашей из своего кабинета. Гоголь, конечно, не одобряет месть, но в повести «Шинель» — это единственный способ достучаться до каменных сердец высокопоставленных чиновников. Им кажется, что выше них только дух, а согласятся прислушаться они только к тем, кто их превосходит. Став привидением, Башмачкин занимает как раз эту необходимую позицию, так ему удаётся влиять на зазнавшихся самодуров. В этом заключается основная мысль произведения.

    Смысл «Шинели» Гоголя в поиске справедливости, но ситуация кажется безвыходной, ведь правосудие возможно лишь при обращении к сверхъестественному.

    Чему учит?

    «Шинель» Гоголя написана почти два столетия назад, но остаётся актуальной и по сей день. Автор заставляет задуматься не только о социальном неравенстве, проблеме бедности, но и о собственных душевных качествах. Повесть «Шинель» учит сопереживанию, писатель призывает не отворачиваться от человека, который находится в тяжелом положении и просит помощи.

    Для достижения своих авторских целей Гоголь изменяет финал исходного анекдота, ставшего основой для произведения. Если в той истории сослуживцы собрали сумму, достаточную для покупки нового ружья, то коллеги Башмачкина практически ничем не помогли попавшему в беду товарищу. Сам же он погиб, борясь за свои права.

    Критика

    В русской литературе повесть «Шинель» сыграла огромную роль: благодаря этому произведению возникло целое течение — «натуральная школа». Это произведение стало символом нового искусства, а подтверждением тому был журнал «Физиология Петербурга», где многие молодые писатели выступили со своими вариантами образа бедного чиновника.

    Критики признавали за Гоголем мастерство, а «Шинель» считали достойным произведением, но полемика в основном велась вокруг гоголевского направления, открытого именно этой повестью. Например, В.Г. Белинский называл книгу «одним из глубочайших созданий Гоголя», но «натуральную школу» считал направлением бесперспективным, а К. Аксаков отказывал Достоевскому (который тоже начинал с «натуральной школы»), автору «Бедных людей», в звании художника.

    Не только русские критики осознавали роль «Шинели» в литературе. Французскому рецензенту Э. Вогюэ принадлежит известное высказывание «Все мы вышли из гоголевской шинели». В 1885 году он написал статью о Достоевском, где говорил об истоках творчества писателя.

    Позднее Чернышевский обвинял Гоголя в излишней сентиментальности, нарочитой жалостливости к Башмачкину. Аполлон Григорьев в своей критике противопоставлял истинному искусству гоголевский метод сатирического изображения действительности.

    Не только на современников писателя повесть произвела большое впечатление. В. Набоков в статье «Апофеоз личины» анализирует творческий метод Гоголя, его особенности, достоинства и недостатки. Набоков считает, что «Шинель» создана для «читателя с творческим воображением», а для максимально полного понимания произведения необходимо знакомиться с ним на языке оригинала, ведь творчество Гоголя – «это феномен языка, а не идей».

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!