Ремонт Дизайн Мебель

Предложение. Главные члены предложения. Тренажёр по русскому языку (2 класс) на тему: Карточки Главные члены предложения

На этом уроке мы узнаем, что в предложении выделяют главные члены - подлежащее и сказуемое. Подлежащее и сказуемое составляют грамматическую основу предложения. Научимся находить подлежащее и сказуемое в предложении и подчёркивать их.

Запомните: подлежащее называет то, о ком или о чём говорится в предложении, и отвечает на вопросы «кто?», «что?». При разборе предложения подчёркивается одной чертой.

Например: Школьники читают книги . О ком говорится в предложении? О школьниках . Кто - школьники - подлежащее, подчёркиваем одной чертой. Что делают школьники? Читают . Это второй главный член предложения - сказуемое. Подчёркивается двумя чертами. Школьники читают книги.

Запомните: сказуемое - главный член предложения. Называет то, что говорится о подлежащем, отвечает на вопросы что делать? что сделать? При разборе предложения подчёркивается двумя чертами.

Мы узнали, что в предложении выделяют главные члены - подлежащее и сказуемое. Подлежащее и сказуемое составляют грамматическую основу предложения.

Рис. 4. Грамматическая основа предложения ()

А теперь выполним задания, которые помогут нам закрепить полученные знания.

Выпишем грамматическую основу предложений и подчеркнём подлежащее и сказуемое.

Наступила весна. По земле побежали звонкие ручейки. Запели на ветках птицы. На проталинках появились первые травинки.

Проверим правильность выполнения этого задания.

Наступила весна. Наступила - сказуемое, весна - подлежащее.

Ручейки побежали. Ручейки - подлежащее, побежали - сказуемое.

Запели птицы. Запели - сказуемое, птицы - подлежащее.

Появились травинки. Появились - сказуемое, травинки - подлежащее.

Вставим подходящее по смыслу подлежащее.

Дует холодный северный __________. Белые _________ падают на землю. В лесу прыгает с ветки на ветку пушистая ________.

Слова для вставки: белка, ветер, снежинки.

Проверим:

Дует холодный северный ветер. Белые снежинки падают на землю. В лесу прыгает с ветки на ветку пушистая белка.

Из данных слов составим предложения. Найдём в каждом предложении грамматическую основу и подчеркнём её.

Ворона, на, сидит, ветке, чёрная.

Серый, грызёт, морковку, заяц, вкусную.

Яблоки, на, созрели, яблоне, красные.

Пальто, висит, вешалке, на, детское.

Один из вариантов ответа:

Чёрная ворона сидит на ветке.

Основа предложения: Ворона сидит .

Серый заяц грызёт вкусную морковку.

Основа предложения: Заяц грызёт .

Красные яблоки созрели на яблоне.

Основа предложения: Яблоки созрели .

Детское пальто висит на вешалке.

Основа предложения: Пальто висит .

На следующем уроке мы узнаем, какие члены предложения называются второстепенными, научимся находить их в предложении, выделять подчёркиванием. Поговорим о распространённых и нераспространённых предложениях.

  1. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. - М.: Просвещение, 2012 (http://www.twirpx.com/file/1153023/)
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 2. - М.: Баласс.
  3. Рамзаева Т.Г. Русский язык. 2. - М.: Дрофа.

Любое предложение русского языка можно подразделить на составные части, которые в науке носят название «члены предложения». Среди них выделяются главные и второстепенные. Без главных не может существовать большая часть предложений, они образуют его основу, а второстепенные делают текст более информативным и насыщенным. Что же представляют собой главные и второстепенные чл. предложения?

Главные

Подлежащее и сказуемое в предложении - это и есть главные его члены.

  • Подлежащее означает предмет, который совершает действие. Вопросы, которые помогут обнаружить его при синтаксическом разборе - это "кто?" (если действие совершает одушевленный предмет) или "что?" (в случае, если в предложении говорится о явлении или неодушевленном предмете).
  • Сказуемое чаще всего выражено глаголом и означает действие, которое совершает подлежащее. Вопросы для определения - "что делает, что сделает?"

Приведем пример: Хорошее настроение помогало мальчикам преодолевать трудности . На вопрос «что» в нашем примере отвечает слово «настроение», именно оно является подлежащим и при разборе подчеркивается одной чертой. Чтобы найти сказуемое, задаем вопрос: "Настроение что делало?" Помогало. Этот слово и есть сказуемое, выражено глаголом, подчеркивается двумя чертами. В итоге предложение с найденными главными членами выглядит так: Хорошее (что?) настроение (подчеркивается сплошной линией) (что делало?) помогало (подчеркивается двумя сплошными горизонтальными полосами) мальчикам преодолевать трудности.

Как узнать подлежащее и сказуемое при разборе

Чтобы не допустить ошибку, разбираясь, где подлежащее, а следует воспользоваться таблицей-подсказкой.

Прежде всего, следует найти действующее лицо, задав вопрос: «Кто? Что?», это и будет подлежащее. Далее ищут сказуемое.

Второстепенные

Чтобы разобрать предложение по членам, следует уметь находить и обстоятельства, определения и дополнения. Именно они и являются второстепенными членами, назначение которых - конкретизация и уточнение главных (или других второстепенных). Как их найти?

  • Определение. Вопросы, которые помогут его обнаружить в предложении - "какой", "чей".
  • Дополнение. Наиболее часто к нему задаются падежей: "кому (чему)", "с кем (с чем)", "о ком (о чем)" и другие. То есть вопросы всех падежей, помимо именительного.
  • Обстоятельство. Его можно найти, задав вопросы наречий или деепричастий: "откуда", "куда", "зачем", "как", "где" и подобные.

Приведем пример. Найдем главные и второстепенные чл. предложения:

Маленький мальчик торопливо шел по тропинке.

Есть разобрать предложение по членам, получится так:

(какой, определение) Маленький (кто, подлежащее) мальчик (как, обстоятельство) торопливо (что делал, сказуемое) шел (по чему, дополнение) по тропинке.

Каждый главный и второстепенный чл. предложения отвечает на свой вопрос, несет определенную нагрузку и выполняет в предложении собственную роль.

Как распознать

Чтобы не допустить ошибок при выявлении дополнений, определений и обстоятельств, можно воспользоваться такой сводной таблицей-подсказкой.

Второстепенные члены
Параметр Опеределение Дополнение Обстоятельство
Значение Характеризует признак предмета Означает предмет Имеет значение места, времени, способа действия
Вопросы

Какой? Какая, какое, какие?

Косвенных падежей: кому (чему), кем (чем) и прочие Где, куда, откуда, почему, когда, как - все вопросы наречий
Чем выражено

Прилагательное

Причастие

Количественное числительное

Падеж совпадает с падежом главного слова

Существительное (как с предлогом, так и без него)

Местоимение

Падеж может быть любым, кроме именительного

Существительное

Как подчеркивается Волнистая линия Пунктир Точка-тире
Пример (Какая?) Красивая ваза стояла в (чьей?) маминой комнате. Малыш нес (что?) корзинку (с чем?) с грибами. (где?) В лесу (когда) осенью было сыро.

Чтобы выявить, какой член предложения перед нами, следует прежде всего задать вопрос.

Дополнительные подсказки

Чтобы находить главные члены предложения, следует соблюдать правила. Подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием, это уже предложение, пусть и очень короткое. Главные члены независимы друг от друга.

Синтаксический разбор следует начинать с обнаружения подлежащего, далее выясняется, что такое сказуемое, чем оно выражено. Затем следует выявить группу подлежащего при помощи вопросов, только после этого - группу сказуемого. Каждый второстепенный член зависим:

  • от одного из главных;
  • от одного из второстепенных.

В одном предложении может быть несколько главных и второстепенных чл. предложения. Если несколько основ, то предложение является сложным - сложносочиненным или сложноподчиненным. Если же несколько определений, дополнений, обстоятельств, но основа одна, то предложение является простым распространенным.

Нередко можно встретить и обращения, например: Катя, иди делать уроки. Несмотря на то что обращение «Катя» напоминает подлежащее, оно не является членом предложения и обозначается как обращение.

Сложные случаи

Не все главные и второстепенные чл предложения выглядят очевидно. Сложные, но интересные случаи разнообразны:

  • В односоставном предложении есть только один главный член. Смеркалось (это сказуемое, предложение является безличным). Сегодня нам сообщили (сказуемое, неопределенно-личное предложение), что экзамен отменен.
  • В сказуемое может входить имя прилагательное: Погода была дождливая. В этом примере сочетание «была дождливая» является составным именным сказуемым.
  • Сказуемое может включать в состав несколько глаголов: Сегодня Вася начал заниматься. «Начал заниматься» - составное глагольное сказуемое.

Главные и второстепенные чл. предложения необходимо выделять правильно при синтаксическом разборе предложения.

Главные члены предложения - подлежащее и сказуемое .

Подлежащее

Подлежащее - это главный член предложения, который связан со сказуемым и отвечает на вопросы именительного падежа кто? или что?

Способы выражения подлежащего

Способы выражения Примеры
1. Имя существительное в именительном
падеже (или другая часть речи,
употребленная в значенииимени существительного)
Метель надвинулась сразу. (Н. Островский)
Собравшиеся обсуждали повестку дня.
2. Местоимение в именительном падеже Каждый отправился в комнату, ему предназначенную.
(А. Пушкин)
3. Неопределенная форма глагола Охранять природу - значит охранять Родину.
(К. Паустовский)
4. Фразеологизмы В поле вышли от мала до велика.
5. Собственное наименование Широкой полосой, от края до края, протянулся
Млечный Путь . (В. Арсеньев)
6. Синтаксически цельное словосочетание Мы с бабушкой уходили тихонько к себе на чердак.
(М. Горький)

Сказуемое

Сказуемое - это главный член предложения, который связан с подлежащим и отвечает на вопросы что делает предмет? что с ним происходит? каков он? и др.
Сказуемое выражается глаголом в форме одного из наклонений.
Сказуемое может быть простым и составным .

Сказуемое, выраженное одним глаголом в форме какого-либо наклонения, называется простым глагольным сказуемым .
В простом глагольном сказуемом лексическое и грамматическое значения выражаются одним словом. Сказуемое выражает характер движения; в то же время глаголы указывают на реальное действие.

Составным называется такое сказуемое, в котором лексическое и грамматическое значения выражаются в разных словах.
Составное сказуемое может быть глагольным и именным . Оно состоит из двух частей: одна часть (связка) выражает грамматическое значение сказуемого, другая (глагольная и именная) - основное лексическое значение сказуемого. В качестве связок бывают глагол быть и вспомогательные глаголы.

Составным глагольным называется сказуемое, которое состоит из вспомогательного глагола, выражающего грамматическое значение сказуемого, и неопределенной формы глагола, выражающей его основное лексическое значение.
Вспомогательные глаголы выражают значения начала, конца, продолжительности действия, его желательности или возможности.
В роли связки составного глагольного сказуемого могут выступать сочетания некоторых кратких прилагательных (должен, рад, готов, обязан, способен, намерен и др.) и служебного глагола-связки быть в форме одного из наклонений.

Составным именным называется сказуемое, которое состоит из глагола-связки, выражающего грамматическое значение сказуемого, и именной части (имени прилагательного, имени существительного и др.), выражающей его основное лексическое значение.
Наиболее употребляемым является глагол-связка быть , выражающий только грамматические значения.

Примечание:
В роли связок могут выступают глаголы, имеющие значения движения, состояния: прийти, приехать, вернуться и др.; сидеть, стоять и др.

Именная часть составного сказуемого выражается именем прилагательным, именем существительным, кратким страдательным причастием и др.

Примечание:
В именную часть могут входить союзы как, будто, словно, точно , вносящие в сказуемое значение сравнения.

Члены предложения.

1 .Подлежащее обозначает о ком или о чём говорится в предложении , и отвечает на вопрос кто? или что? Подлежащее чаще всего выражено именем существитель- ным. Подчёркивается одной чертой.

2.Сказуемое - это главный член предложения, который обозначает, что в предложении говорится о подлежащем, и отвечает на вопрос что делает? что делают? что сделал? что сделала? Чаще всего выражается глаголом. Подчёркивается двумя чертами.

3. Определение - это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? и подчёркивается

волнистой линией. Определение выражается прилагательным.

4. Дополнение - кого? чего?

кому? чему?

кого? что?

кем? чем?

о ком? о чём?

и подчёркивается отрывистой линией -------- . Дополнение чаще всего выражается существительным или местоимением.

5. Обстоятельство - это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы: где? куда? откуда? как? когда? и подчёркивается отрывистой линией и точкой. Обстоятельство чаще всего выражается существительным или наречием.

Например: В зеленой роще путников встретили веселые голоса птиц .

Предложение- это слово или несколько слов, связанных по смыслу.

Повествовательные : На дворе стоит прекрасная погода.

Вопросительные: Почему вы не гуляете?

Побудительные: Идите скорее!

Восклицательные: Мне подарили щенка!

Невосклицательные: Мне подарили щенка.

Нераспространенное: Весна пришла.

Распространенное: Пришла долгожданная весна.

Узкая тропинка уходила далеко в лес . - простое (Имеет одну грамматическую основу)

Утром пригревало солнышко , а к вечеру стукнул мороз . - сложное

(имеет две и более грамматических основ)

На заводе человек наливает жидкое стекло в сито.

(Повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное.)

Разбор предложения по членам предложения и по частям речи, выписывание словосочетаний.

В словосочетании одно слово главное, а другое зависимое. Сначала вопрос задаётся от группы подлежащего, затем от группы сказуемого, потом от группы второстепенных членов.

Подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием (так как главный член предложения (подлежащее) не может зависеть от главного члена предложения (сказуемого)).
п.,ед.ч.,м.р.,Т.п. н. п.,мн.ч.,И.п. с.,мн.ч.,И.п. г.,п.в.,мн.ч. пред.
Например: Осенним днём маленькие дети гуляли в

п.,ед.ч.,м.р.,П.п. с.,ед.ч.,м.р.,П.п.,2с.
городском парке .

Однородными членами предложения называют слова, которые:

1. Относятся к одному и тому же члену предложения.

2. Отвечают на один и тот же вопрос.

3. А для определений : Обозначают один и тот же признак (цвет, размер, форму…)

4. Однородными могут быть и главные и второстепенные члены предложения.

Например:

Суворов ценил своих солдат за храбрость , смекалку , выносливость.

какие? какие?

Маленькие, большие кораблики покачивались на воде.

(Маленькие, большие - однородные определения).

Сложное предложение.

Сложным - называют предложение, в котором несколько грамматических основ.

На письме части сложного предложения разделяются запятой.

Например:

Догорел апрельский светлый вечер , по лугам холодный сумрак лег.

День темнеет , и трава седой росой в лугах блестит.

Прямая речь.

Прямая речь - это слова, переданные от имени говорящего.

Князь печально отвечает: «Грусть- тоска меня съедает».

А: «П».

Знаки препинания в предложениях с прямой речью:

А: «П». «П», - а.

А: «П!» «П!» - а.

А: «П?» «П?» - а.

Обращение.

Обращение - слово (или словосочетание), называющее человека, животное или предмет, к которому обращаются с речью.

На письме обращение выделяется запятыми.

Например:

Колобок , спой свою песенку еще разок.

Эта пара, царь , моя и хозяин тоже я.

Мы, Муренка , с дедом в лес пойдем!

В добрый путь вам, господа.

Обращение не является членом предложения.

Член предложения — синтаксическая функция слов и словосочетаний в предложениях.

Главные члены предложения:

Подлежащее - это главный член двусоставного предложения, обозначающий носителя признака (действия, состояния, свойства), названного сказуемым. Подлежащее может быть выражено именительным падежом имени, местоимением, инфинитивом. Отвечает на вопрос кто? что? :

Фабрика работает. Я занимаюсь. Друг поёт. Семеро одного не ждут. Курить вредно.

Сказуемое - это главный член двусоставного предложения, обозначающий признак (действие, состояние, свойство), отнесенный к носителю, который выражен подлежащим. Сказуемое выражается спрягаемой формой глагола, инфинитивом, существительным, прилагательным, числительным, местоимением, наречием, словосочетанием. Отвечает на вопросы что делает (делал, будет делать)? какой?:

Он читает . Жить - значит бороться . Сестра инженер . Сын высокого роста . Погода жаркая . Она теплее , чем вчера. Эта книга моя . Этот урок второй . Учиться интересно . Учёба играет большую роль .

Второстепенные члены предложения:

Определение - это второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы какой? чей? который? Определения делятся на:

    согласованные определения . Согласуются с определяемым членом в форме (падеже, числе и роде в единственном числе), выражаются прилагательными, причастиями, порядковыми числительными, местоимениями:

Большие деревья растут возле отцовского домика. В нашем классе нет отстающих учеников. Он решает эту задачу второй час.

    несогласованные определения . Не согласуются с определяемым членом в форме. Выражаются существительными в косвенных падежах, сравнительной степенью прилагательных, наречиями, инфинитивом:

Шумели листья берёзы . Ему нравились вечера в доме бабушки . Выбери ткань с рисунком повеселее . На завтрак дали яйца всмятку . Их объединило желание увидеться .

Приложение - это определение (обычно согласованное), выраженное существительным (одним или с зависимыми словами): город-герой , студенты-узбеки ; Мы встретили Архипа-кузнеца . Явился лекарь, человек небольшого роста . Не согласуются в форме с определяемым словом приложения, выраженные прозвищами, условными названиями, помещенные в кавычках или присоединяемые при помощи слов по имени , по фамилии :

В газете “Аргументы и факты” интересный репортаж. Он читает про Ричарда Львиное Сердце . Я пошёл на охоту с лайкой по кличке Боня .

Дополнение - это второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы косвенных падежей (кого? чего? кому? чему? что? кем? чем? о ком? о чём? ). Выражается существительными, местоимениями в косвенных падежах или именными словосочетаниями:

Отец развивал в нём интерес к спорту . Мать послала брата с сестрой за молоком .

Обстоятельство - это второстепенный член предложения, выражающий характеристику действия, состояния, свойства и отвечающий на вопросы как? каким образом? где? куда? откуда? почему? зачем? и т.п. Выражается наречиями, существительными в косвенных падежах, деепричастиями, инфинитивом, фразеологизмами:

Вдали громко стучал дятел. Песня звучит всё тише . Она говорила улыбаясь . Он выехал из Москвы в Киев .

Однородные члены предложения - это главные или второстепенные члены предложения, выполняющие одинаковую синтаксическую функцию (т.е. являющиеся одними и теми же членами предложения: подлежащими, сказуемыми, определениями, дополнениями, обстоятельствами), отвечающие на один и тот же вопрос и произносящиеся с интонацией перечисления:

Всю дорогу ни он, ни я не разговаривали. Мы пели и плясали . Весёлый, радостный, счастливый смех огласил комнату. Она долго, растерянно, но радостно жала ему руку. Однородные определения надо отличать от неоднородных, характеризующих предмет с различных сторон: в этом случае отсутствует интонация перечисления и нельзя вставить сочинительные союзы: В землю врыт круглый тёсаный дубовый столб.

Вводные слова и предложения - слова и предложения, равнозначные слову, которые занимают в предложении независимую позицию, выражают разные аспекты отношения говорящего к предмету речи:

безусловно, вероятно, по-видимому, разумеется, вернее, точнее сказать, грубо говоря, одним словом, к примеру, между прочим, представьте, я думаю, как говорится, казалось бы, если не ошибаюсь, можете себе представить и т.п.

Вставные конструкции - слова, словосочетания и предложения, содержащие добавочные замечания, уточнения, поправки и разъяснения; в отличие от вводных слов и предложений, не содержат указания на источник сообщения и на отношение к нему говорящего. В предложении выделяются обычно скобками или тире:

В жаркое летнее утро (это было в начале июля) мы отправились за ягодами. Солдаты - их было трое - ели, не обращая на меня внимания. Я не понимал (теперь я понял) , как жесток я был с нею.

Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :

Присоединяйтесь к нам в Facebook !

Смотрите также:

Предлагаем пройти тесты онлайн: