Ремонт Дизайн Мебель

Как развить критическое мышление. Как развить навыки критического мышления

Правильное суждение о многих важных вещах невозможно без задействования критического мышления. С его помощью можно судить непредвзято о явлениях и реалиях окружающей жизни, чтобы видеть их в истинном свете. Но существующие стереотипы и постоянное навязывание чужих точек зрения отнюдь не способствуют развитию критического мышления. Овладевать этим ценным навыком придется самостоятельно.

Что значит критическое мышление?

По определению, критическое мышление – это способ увидеть истину в ее наиболее объективном виде. Это целенаправленный, корректируемый, продуктивный процесс, позволяющий не только трезво оценить предмет, явление, событие, человека, но и увидеть его дальнейшее развитие, то есть сделать соответствующие выводы, принять какое-то решение.

Психология критического мышления

Неотъемлемыми чертами критического мышления являются умение анализировать синтезировать, опираясь и на объем поступающей извне информации, и на собственный интеллектуальный потенциал. Человеку, обладающему навыками критического мышления, без труда будет удаваться правильная постановка проблемы, дающая толчок к ее решению. Он способен интерпретировать абстрактные идеи и проецировать их на окружающие реалии. Мыслящий человек получает возможность продуктивной коммуникации с другими людьми: если он чего-то не понимает сам, то способен попросить о помощи так, чтобы она оказалась по-настоящему эффективной.

Как развить критическое мышление?

Технология развития критического мышления включает в себя множество составляющих. Зачатки необходимых знаний мы получаем в школе, однако этого, конечно, недостаточно. Критическое мышление следует развивать и совершенствовать в любом возрасте. Методика включает в себя такие элементы как вызов самому себе, преодоление трудностей – практическая составляющая, поиск решения, выводы – осмысление полученного результата.

Для развития критического мышления можно использовать следующие приемы:

  • ежедневный самоанализ – осмысление событий дня;
  • действие от противного – размышления на тему «что было бы, если бы я сделал это по-другому»;
  • множество почему – постоянная постановка данного вопроса с целью выявления истинной подоплеки явления;
  • проблема дня – ежедневно ставит себе небольшую задачу или цель, чтобы решить ее к вечеру;
  • ведение дневника самоанализа;
  • регулярная постановка творческих и креативных задач.

Статьи по теме:

Как развить лидерские качества?

Каждый может воспитать в себе лидерские качества, без которых сложно добиться успеха в жизни. Но для этого придется серьезно поработать над своим внешним и внутренним состоянием, ставя подходящие цели и стремясь их достигнуть.

Как начать меняться?

Большую часть своей жизни люди существуют «по накатанной колее», не задумываясь о каких-либо изменениях. Но иногда какой-то случай, фильм или случайно услышанная фраза заставляют задуматься о том, что нужно меняться к лучшему. А как это сделать – можно узнать из этой статьи.

Личностный рост и саморазвитие

Личностный рост и саморазвитие предполагают, что человек постоянно духовно развивается и самосовершенствуется, работает над собой и своими ошибками. Он стремится сделать свою жизнь счастливее и лучше, хочет получать от нее истинное удовольствие.

Чтение книг – признанный способ саморазвития. Различной психологической литературы сегодня очень много, но далеко не все книги действительно принесут пользу. Стоящие внимания книги по саморазвитию, которые нужно прочитать женщине, перечислены в этой статье.

Критическое мышление — это истинное искусство углубленного анализа информации и возможностей для развития умственных способностей. Мышление критически не означает думать о более или более сложных вещах. Во-первых, нам нужно думать «лучше, лучше».

Уважая свои навыки критического мышления, вы развиваете свое интеллектуальное любопытство. Но это не так просто. Критическое мышление требует серьезной дисциплины. Вы должны быть полностью объективными и, что очень важно, самокритичными. Вам нужно искать и распознавать правду, даже в тех случаях, когда вы ошибались.

меры

1 Улучшение навыков вашего интервьюера

  1. 1 Выполнение вопросника. Мы много говорим обо всем.

    Поэтому наш мозг обрабатывает определенные данные. Это и есть основа нашей повседневной жизни. Но что делать в ситуации, когда наше предположение было неправильным или неправильным? В конце концов, в этом случае весь процесс будет изначально терпеть неудачу.

    • Каково предположение о проблеме? Таким образом, А. Эйнштейн поставил под сомнение предположение, что законы ньютоновского движения могут точно описывать мир.

      Он открыл совершенно новые границы, которые описывают мир с нуля.

    • Вы можете задать аналогичные вопросы — допущения. Например: почему мы едим утром без возможности голода? Или, как вы можете говорить о поражении, даже не сражаясь?
    • Все ли предположения, которые мы используем для само собой разумеющегося, могут быть уничтожены в подробном анализе?
  2. 2 Не понимайте информацию как истину, пока вы сами не изучите тот или иной вопрос. Вместо проверки точности данных мы действительно верим в метки на этикетках или на каком-то надежном источнике.

    Не пытайтесь экономить время и энергию для повторной проверки информации, даже если она исходит из надежного источника. Дело не только в том, что журналы, газеты пишут и что они говорят по телевидению и по радио.

    • Научитесь доверять и использовать свой инстинкт. Особенно с самыми противоречивыми вопросами. Если что-то кажется вам сомнительным, узнайте об этом и используйте разные ресурсы.

      Скоро вы научитесь различать полезную информацию и отфильтровывать их без необходимости.

  3. 3 Также как вопрос. Помните, как вы задаете вопрос, это зависит от качества информации, которую вы получаете. Способность задавать правильные вопросы может быть сутью всего критического мышления.

    Вы не знаете, какие вопросы задать в первую очередь, а какие вопросы оставить в последней части, вы никогда не получите желаемого результата. Возможность поиска правильных вопросов является основным принципом критического мышления.

    • Как работает круглый дом?
    • Как рыба с неба падает прямо в центре Австралии?
    • Какие эффективные меры вы можете предпринять для борьбы с нищетой во всем мире?
    • Как вы относитесь к уничтожению ядерного оружия в странах Европы и всего мира?

2 Продолжить просмотр

  1. 1 Определите свою предвзятость. Суждения человека часто субъективны, а иногда даже нечестны и оскорбительны.

    Одно из научных исследований показало, что число родителей, которые информированы о потребностях в области безопасности и вакцинации, намного меньше, чем количество всех вакцинированных детей.

    Почему это так? Гипотеза заключается в том, что большинство родителей считают эту информацию верной. Подумайте о своей страсти к информации.

  2. 2 Подумайте о других шагах. Нет 1 или 2 шага, но больше, чем шахматисты. Не стоит недооценивать своего противника — это не просто гигантский гигант. Вы должны ввести его с интеллектуальным дуэли, когда вы рассчитали все возможные комбинации.
    • Одним из тех, кто заранее думал о преимуществах мышления, был директор Amazon.com Джефф Безос.

      Он считал, что все, что он делал, должно было считаться много лет. Он имел в виду его бизнес. Если человек не готов инвестировать в проект, который длится 5 или 7 лет, он никогда не выживет в здоровой конкуренции. И только несколько компаний, по его мнению, могут это сделать.

  3. 3 Прочтите отличные работы. Ничто не сравнится с теми преобразованиями нашего мышления и восприятия, которые появляются после прочтения другой интересной книги.

    Будь то Moby Dick или лирическая поэзия. Мы не должны просто читать, а входить в книгу и задавать вопросы.

  4. 4 Поместите его в обувь других людей. Это способствует развитию навыков критического мышления. Эмпатия поможет вам лучше понять человеческую психологию, мотивацию и желания людей. Не будьте безжалостными, потому что способность к состраданию необходима каждому человеку.
  5. 5 Назначьте 30 минут в день для тренировки вашего мозга. Есть десятки способов улучшить функции мозга.

    Как развивать критическое мышление

    Вот некоторые из этих идей:

    • Решите проблемы днем. Потратьте некоторое время, чтобы выяснить суть проблемы и начать ее решать. Это может быть теоретическая проблема и личный кризис.
    • Не спешите и тратите 30 минут на аэробные упражнения. Свежий воздух необходим для улучшения части мозга.
    • Остерегайтесь правильного питания.

      Авокадо, черника, лосось, орехи и семена и коричневый рис играют важную роль в поддержании жизнедеятельности вашего мозга.

3 Все вместе

  1. 1 Определите свои цели. Если вы хотите использовать критическое мышление для философского мышления, сидение на столе — один из вариантов.

    Кроме того, вы можете использовать их для самопознания и выйти из сложных жизненных ситуаций, когда это не похоже на то, что ваш помощник станет критическим мышлением.

  2. 2 Не бойтесь окружать себя людьми, которые умнее вас. Не поддавайтесь комплексам, и мы стремимся быть большой рыбой в небольшом пруду.

    Опустите свое эго. Окружайте себя умными людьми, которые научат вас чему-то и что-то получат от вас.

  3. 3 Пройдите любые ошибки. Бойтесь потерять. Отказ — отличный способ отказаться от неправильных вариантов. Существует миф о том, что знаменитые люди не терпят неудачу — это не так.

    Они терпят и делают все возможное, чтобы только их успех был виден окружающим.

чаевые

  • Используйте веб-каналы и библиотеки, чтобы узнать больше о теме своих мыслей.

    Невероятная критика хуже, чем невежество.

  • Не будьте слишком категоричны, но будьте достаточно смелы, чтобы критически мыслить.

    Избегайте слов «никогда», если вы не уверены в этом на 100%. Будьте убедительны в своих аргументах, работайте с фактами. Говорите медленно и уверенно, гонка здесь бесполезна.

  • Различают индуктивные и дедуктивные методы мышления. Когда разговор происходит от частного к общему и от общего к отдельному, вам нужно.
  • Спросите мнение других людей.

    Люди из разных возрастных групп и социальных групп могут дать вам совершенно новый взгляд на вещи.

  • Читайте мнения других людей в газетах и ​​журналах. Подумайте о своих ошибках и сильных сторонах, чтобы улучшить свой стиль.
  • Обратите внимание на мнения других критиков о вас.
  • Будьте дипломатичны. Ваша цель — не сам человек, а предложение, которое он предлагает.
  • Думайте гипотетически, дедуктивно.

    Это означает, что в зависимости от конкретной ситуации мы используем соответствующие знания принципов и ограничений и показываем их в абстрактной, возможной версии.

  • Критика будет намного более эффективной, если она является объектом ваших знаний. Например, кто лучше оценит картину как художника? И кто, если не писатель, лучше о книге или литературной работе?

Редактировать оповещения

  • используйте сэндвич-метод: комплимент, предложение, пожелание.

    Критика будет лучше, если вы будете использовать этот подход. Вы также можете использовать имя и фамилию, честную улыбку, лицом к лицу.

  • Никогда не критикуйте наступление.

    В этом случае лицо имеет защитную позицию (в частности, если субъект спора относится к нему лично). Поэтому нет необходимости, например, разговаривать с абортом, чтобы добавить топливо в огонь, заявив, что аборт является преступлением.

    В этой ситуации человек не прислушивается к аргументам, и ему будет еще труднее убедить его в противном случае. И, наконец, критики хорошо справляются с похвалой.

Отправленный: Анна Макарова. 2017-11-12 13:04:39

Получение знаний об объектах, свойствах и отношениях реальности, которые непосредственно не обнаружены человеком, может быть достигнуто путем размышления о разных типах.

Критическое мышление — это система суждений, которые помогают анализировать и формировать обоснованные выводы, создавать свою собственную оценку происходящего и интерпретировать ее.

Мы можем сказать, что критическое мышление мыслит на высоком уровне, что дает представление о будущей информации. Он также определяется как «оценочное, рефлексивное» или «мысленное мышление».

Чтобы прояснить вопрос о том, что такое критическое мышление, Р.

Павел предложил разделить его на сильные и слабые. Слабым является мышление эгоиста, который занят своими потребностями и не использует его навсегда. Сильное мышление принадлежит человеку без ориентированной на эго ориентации.

Каждая умственная деятельность не подпадает под определение «критического мышления». Не включает:

  • запоминание;
  • понимание;
  • интуитивное / творческое мышление.

Критическое мышление имеет множество определений в философских и психологических работах, но все исследователи согласны с этим Для критического мышления вам нужно умение :

  • анализировать и синтезировать;
  • индукция и дедукция;
  • аннотация;
  • интерпретировать;
  • наблюдать;
  • использование логики;
  • переходить от абстрактного к конкретному.

Также необходимо иметь широкую перспективу, творческое воображение, стабильные ценности.

В определенной степени это также эмоционально включено в определение этой концепции.

Критическое мышление требует качества, которое позволяет создавать предпосылки для цивилизованного развития общества.

компоненты

Способность мыслить абстрактно способна сдерживать некоторые из свойств реальности, которые в настоящее время неадекватны, при сопутствующем распределении других — важны.

Необходимо выделить процесс абстракции и абстракции. Первый — это ряд операций, которые приводят к конкретному результату — абстракции. Под абстракцией мы можем найти разные понятия и вещи (в том числе обычные — например, дом, улицу, дерево,

и т.д.). Этот процесс неразрывно связан с другими понятиями — анализом и синтезом.

Анализ — процесс, который позволяет разложить объект на части.

Синтез представляет собой комбинацию частей, которые были получены путем анализа в один.

Следующим навыком, включенным в критический критерий критического мышления, является способность индуктивного и дедуктивного мышления. Индукция — это решение, которое формируется в процессе мышления от «частного» до «общего», . Вычет основан на мышлении от «общего» до «частного».

Восхождение от абстрактного к бетону — это переход двух шагов.

Первый включает переход от конкретного определения к абстрактному. Объект делится на его компоненты — свойства и свойства. Второй этап — это рост от абстрактного до конкретного. На этом этапе человеческий ум пытается восстановить первоначальную целостность выставленного объекта. Переход со второго этапа невозможно без предыдущей предыдущей. Таким образом, это процесс, который позволяет учиться подниматься от конкретного к абстрактному, а затем наоборот.

Критический ум позволяет человеку постоянно сомневаться, взвешивая все преимущества и недостатки.

Основными показателями критического мышления являются способность рассматривать предположения как возможные гипотезы, требующие доказательства. Люди с воображаемым воображением, «мечтатели» рискуют планировать планы, поэтому им нужно обратить внимание на развитие критики суждений и научиться сознательно мыслить.

Развитие критического мышления

Почему критическое мышление в повседневной жизни?

Для того, чтобы:

  • способствует профессиональному самоопределению;
  • позволяет устанавливать приоритеты;
  • ответственность за выбор;
  • позволяет создавать собственные выводы;
  • развивает способность прогнозировать последствия своих действий;
  • развивает навыки культурного диалога.

Как развивать критическое мышление?

Сначала мы должны представить, как это происходит последовательно. Его процесс состоит из трех этапов:

  • вызов, который позволяет обновлять и обобщать уже известные знания об исходной проблеме и поощрять человека к активному действию;
  • понимание, которое позволяет получать новую информацию, понимать и связываться с доступными данными;
  • которое намерено всесторонне осмыслить и обобщить полученную информацию, сравнить ее и показать свои собственные отношения с объектом.

Возможные независимые способы развития

Мы описываем основные стратегии, которые позволяют повысить критичность ума.

Использование времени, которое обычно тратится на «ничего не работает». Это время предлагается для интроспекции — например, в конце дня. На некоторые вопросы нужно ответить:

  • Сегодня я использовал методы, которые развивают критический ум;
  • были ли они эффективными;
  • что я достиг своих целей.

Лучше всего ответить на эти вопросы в письменной форме, в форме журналов .

Исследование проблемы. Однажды нужно дать одну проблему. Он должен быть сформирован и определен, потому что он относится к живым ценностям и потребностям. Его необходимо изучить, чтобы понять, можно ли повлиять на это и какие меры следует принять для его решения.

Необходимым условием является определение его возможностей, что позволит обеспечить краткосрочное и долгосрочное решение проблемы. После этого вам нужно выбрать стратегию решения и удержать его.

Как развивать критическое мышление?

Развитие интеллекта.

Каждые несколько дней необходимо работать над развитием критичности ума, одним из аспектов — логическим мышлением, анализом, выводом и т. Д.

Не доверяйте властям эффективно развивать критическое мышление.

Призма чужого восприятия часто искажает информацию. Вот почему так важно, что вы включите себя и сами выясните проблему.

Определение успеха в журналах.

Каждую неделю стоит записывать эмоционально важные ситуации в дневнике, описывая их реакции и анализируя их источник. Вопрос стоит ответить: что я узнал о себе, благодаря этим ситуациям? Что можно сделать по-другому, если вам пришлось пережить их?

Необходимо понимать, что развитие критичности ума является длительным процессом и что его вообще нельзя останавливать.

Поэтому критическое мышление определяется по-разному, но это мнение позволяет вам делать собственные выводы на основе поступающей информации и использовать их для решения реальных проблем.

В некоторых случаях такое мышление может развиваться независимо.

Ум находится в состоянии вечного осуждения и отрицания всего, что находится рядом

рассматривает вопрос под разными углами

Когда критики больше, чем любовь.

Ум, который критикует все, очевиден) Это означает, что мы не принимаем религию, но мы ищем доказательства.

Критический ум необходим, если вы работаете над научным проектом.

Развитие критических навыков

Но это становится абсолютным препятствием, когда вы пытаетесь достичь внутреннего покоя, субъективности. Это вполне уместно в объективном мире, без него не было бы науки; Но кроме него нет места для религиозности. Это должно быть понято: когда человек работает с целью, он должен иметь возможность использовать критический ум; когда человек действует с субъективным, он должен уметь его удалить.

Ум должен оставаться активом. Это не должно быть идея исправления; вы должны использовать его или не использовать. Невозможно войти в внутренний мир с критическим умом; сомнение в этом становится тем же самым препятствием, что и уверенность в науке. Человек доверия не будет далеко в науке.

Вот почему в то время, когда в мире царила религия, мир оставался ненаучным. Оппозиция между церковью и наукой не возникала случайным образом, это очень важно. На самом деле, церковь и наука не сражались, а два аспекта были противопоставлены: объективные и субъективные. Они классифицируются по-разному.

Всякий раз, когда что-то начинает доводить до совершенства, каждый раз он находит ошибку.

Вы критически смотрите на мир, вы хотите изменить его к лучшему.))

Критический менталитет — очень полезное качество ученого. «Критический ум» не стесняется задавать неприятные вопросы, в том числе и сам, не боится спрашивать «признанные» авторитетные мнения.

«Критические умы» не остаются «почетными» учеными в науке, их сомнения превращаются в препятствия и являются «платформой» для новых знаний.

В воспитании и развитии интеллекта вам нужно знать некоторые характеристики ума. Одним из них является критичность ума.

Критичность ума — это способность строго оценивать работу вашей мысли, тщательно рассматривать все аргументы за и против установленных гипотез и представлять эти гипотезы всестороннему тесту. Критический мыслящий человек может рассматривать свои предположения как гипотезы, требующие всесторонней проверки.

И он готов отказаться от тех, кто не смог поддержать испытание или не выполнил требования к задаче, даже если они очень привлекательны, привлекательны … Короче говоря, критический ум — дисциплинированный, бескомпромиссный ум!

Войдите, чтобы написать ответ

Каждый день твоя многострадальная голова сталкивается с огромным потоком информации. Большая ее часть благополучно забывается, остальные факты так или иначе формируют твое мировоззрение и влияют на принятие решений.

Появление интернета вместе с доступом к альтернативным точкам зрения должно было упростить путь к правдивой информации, но вместо этого окончательно запутало нас в лабиринте словесных манипуляций. Часть людей можно убедить в чем угодно, часть вообще никому не верит на всякий случай.

Отличить факты от их интерпретации способны личности с критическим мышлением. К счастью, это качество не дается нам от рождения, а значит, его можно развить.

Используй дедуктивное мышление

Способность приходить от общей гипотезы к частному выводу путем логических рассуждений лежит в основе критического мышления. Если этот метод помогал Шерлоку развязывать самые запутанные детективные истории, поможет и тебе выбраться из пучины ложной информации на островок знания, близкого к истине. Чтобы мышление оставалось под властью аргументов, а не эмоций, учитывай следующие моменты:
— гипотеза, с которой начинается рассуждение, не должна быть противоречива. Отправной точкой необходимо сделать четкое, однозначное умозаключение, иначе вся дальнейшая логика полетит к чертям. Кроме того, гипотеза должна оставаться неизменной в ходе всего размышления;
— гипотеза должна быть связана с заключением. Очевидность этого правила вовсе не отменяет его ценности. Одна из опасных ловушек рассуждения - подмена понятий, когда, к примеру, начинают сравнивать несопоставимые вещи;
— рассуждение должно учитывать противоположные мнения и контраргументы. Не обязательно соглашаться с ними, но лучше принять к сведению.

Сомневайся


Доктор Хаус восемь сезонов учил нас, что все лгут. Не будем уподобляться этому чокнутому мизантропу и возьмем за основу критического мышления другое утверждение - все ошибаются. Теперь вернись и еще раз прочти слово «все». И еще раз. Дело в том, что люди склонны к упрощению, поэтому стремятся принимать многие утверждения на веру.

Проверяй факты

Самый нудный и необходимый навык. Раз ошибиться может каждый, значит, любую информацию нужно просеивать через собственное сито скепсиса. В этом тебе поможет соблюдение нескольких правил:

— избегай выборочной аргументации. Даже если очень хочется прийти к определенному выводу, будь честен и учитывай все аргументы, а не только те, которые подтверждают твою гипотезу;
— оцени, достаточно ли информации, чтобы сделать выбор в пользу какого-либо решения;
— используй все возможности проверить факты. Идеальный вариант - обратиться напрямую к первоисточнику;
— убедись, что вывод сделал ситуацию яснее.

Не иди на поводу у толпы

Ошибаться может не только любой человек, но и любое количество людей. Массовость никогда не должна стать аргументом в пользу достоверности информации. Не забывай, что большая часть толпы - просто стадо, которое поленилось выработать свое мнение или найти верный ответ, предпочитает присоединиться к общему мнению.

Развивай креативность

Мозг - работоспособный, но очень ленивый засранец. Он пытается любым способом облегчить себе работу и стандартизировать твою жизнь. Развитие творческого мышления разомнет извилины, заставит тебя по-новому смотреть на вещи и учитывать самые неожиданные варианты.

Учитывай специфику работы журналистов

По мнению профессора психологии Орегонского университета Пола Словика, люди склонны переоценивать риски, если вызывающие их ситуации широко освещаются в прессе.

Однако СМИ весьма субъективны в выборе красок для картины мира. Единственный жанр, который хоть как-то претендует на достоверность, - это журналистское расследование. Что касается наскоро состряпанных заметок, которыми изобилует новостная лента, то для них важнее сделать красивую историю, чем разобраться в происходящем.
Даже если речь идет о научных фактах, целиком полагаться на мнение конкретного исследователя не стоит. В основном журналисты лишь стараются передать суть статьи в упрощенной форме и не утруждаются поиском альтернативных мнений.

Не доверяй точным цифрам


Сколько бы мы ни повторяли, что СМИ лгут, 46% россиян продолжают верить сообщениям в прессе. Благодаря конкретной цифре эта фраза звучит гораздо убедительней, чем «многие россияне продолжают верить», однако она не становится достоверней. Иногда цифры – всего лишь уловки, которые помогают автору проникнуть в доверие читателя.

Если речь идет об исследовании, то важно, чтобы в тексте не только озвучивались результаты, но и был показан механизм его проведения. Непонятно, какого возраста эти 46% россиян, каким именно видам СМИ они верят и какой конкретно вопрос им задавали.

Довольно часто термин «критическое мышление» трактуется неверно, подменяется такими понятиями, как творческое мышление, умение строить логические выводы, принятие здравого решения, умение анализировать информацию. На самом деле, перечисленные обозначения не синонимы, а (кроме первого) составляющие процесса критического мышления. Творческое можно считать антагонистом критическому. Поэтому такая подмена понятий неуместна.

Что такое критическое мышление и нужно ли его развивать?

Происхождение термина

Слово критика образовано от греческого kritike и буквально переводится как "умение разбирать или судить" (составлять мнение, опираясь на факты).

Такая способность человека как мышление на протяжении многих лет изучается разными науками (логика, психология, лингвистика, философия, патопсихология, нейропсихология). Обобщенно мыслительный процесс можно определить как способность к мотивированному достижению поставленной цели через систему определенных действий и планирование с предсказуемым результатом. Естественно, что в зависимости от науки, рассматривающей или изучающей мышление, будут меняться и определения этого явления. Для правильного толкования термина «критическое мышление» достаточно понятия о том, что это - особая деятельность человека с определенной структурой и видами.

Из всего перечисленного можно вывести определение: что такое критическое мышление. предложил свою формулировку, в которой описал один из видов интеллектуальной деятельности с объективным подходом к окружающей действительности и информационным потокам. Данная способность человека основывается на системе правил и действий.

Признаки

Прежде чем перечислить способы развития критического мышления, следует описать признаки, присущие этому виду :

  1. Одним из ключевых признаков является самостоятельность в умозаключениях, оценках явлений и предметов и убеждениях. Это - способность добывать и анализировать информацию с опорой на свой личный опыт и известные схемы решения проблем. Отсюда, чем полнее информация о решаемой проблеме и многообразнее палитра способов разрешения проблемы, тем достовернее будет спрогнозирован результат (минуя устоявшиеся стереотипы людей).
  2. Еще одной отличительной чертой можно считать отношение к информации: ее нахождение, анализ, отбор и применение. Человек, умеющий из любой информации выделить нужные зерна и установить связи с интересующим объектом, может справиться с проблемами любых уровней.
  3. Признаками также можно считать постановку правильных вопросов, которые, как известно, представляют собой решение половины задачи, и разработку стратегии решения проблемы.
  4. Важным признаком является и исчерпывающая аргументация, рационализация и разумные и обоснованные доводы.
  5. Одна голова хорошо, а две - еще лучше. Очередным признаком является и учет социальных факторов в решении задачи, ведь Поэтому дебаты и дискуссии - это приемлемая форма работы по достижению цели.

Как развить критическое мышление при помощи известных приемов без посторонней помощи? Достаточно практиковаться ежедневно, пока этот процесс не станет образом жизни.

Приемы развития навыка

Из-за большого количества приемов развития критического мышления перечислить все не представляется возможным (и необходимым). Поэтому достаточно перечислить наиболее популярные из них и остановиться на описании эффективно применяемых.

Как развить критическое мышление самостоятельно? К популярным приемам относятся:

  1. «Кластеры».
  2. «Корзина идей».
  3. «Обратные логические цепочки».
  4. «Верные и неверные утверждения».
  5. «Шесть шляп».
  6. Fishbone.
  7. «Синквейн».
  8. «Бортовые журналы».
  9. «РАФТ».
  10. «Дерево предсказаний».
  11. «Пометки на полях».
  12. «Вопрос дня».

«Кластеры»

Прием хорошо использовать при систематизации добытой информации и установлении связей между явлениями.

Принцип построения кластера основан на модели строения солнечной системы. Интересующий вопрос или проблема занимают положение Солнца. Вся остальная информация располагается на позициях планет солнечной системы с их спутниками.

Fishbone

Еще одним приемом систематизации информации и нахождения оптимального решения проблемы представляется Fishbone.

Его помощь в вопросе того, как развить критическое мышление, неоспорима. Прием отображается в виде скелета рыбы. Голова и хвост обозначаются как проблема и ее решение соответственно. На ребрах расположены причины возникновения проблемы и факты, подтверждающие их. Этот прием позволяет выявить взаимосвязь проблем и систему их взаимодействия.

«РАФТ»

Этот прием хорош для работы над устной речью, развитием риторики и навыком убеждения. Название образовано из первых букв слов - Роль, Аудитория, Форма, Тема. Данный прием подразумевает обсуждение темы от лица определенного персонажа (роль), на аудиторию (определенного уровня потребностей), в выбранной заранее форме (диалог, рассказ, анекдот и т. д.) повествования и заданном количестве тем.

«Шесть шляп»

Как развить критическое мышление при помощи шляп? Прием подходит и для самостоятельной работы, и для работы с аудиторией (и большой, и не очень). Количество шляп соответствует определенным взглядам на проблему. Цвета закреплены за определенными элементами:

  • белый - факты;
  • желтый - возможности;
  • синий - смысл;
  • зеленый - креатив;
  • красный - эмоции;
  • черный - критика.

Можно заметить, что рассмотрение проблемы происходит комплексно, с разных позиций, что позволяет принять наиболее приемлемое и рациональное решение.

«Дерево предсказаний»

Прием для развития умения аргументированно и обоснованно составлять прогнозы на заданную тематику.

Тема представлена стволом дерева. Прогнозы (возможно, вероятно) - ветки по двум сторонам. Аргументы - листья на ветках. Таким способом можно не только составить вероятностную модель развития ситуации, но и определить решающие факторы в создавшейся ситуации.

в системе образования

Современное образование слишком сконцентрировано на самом процессе обучения, что находит свое выражение в чрезмерном увлечении (нужными и не очень) технологиями. Коренным образом применение технологий практически ничего не меняет (кроме названий частей урока, согласно требованиям технологии, ЗУНов - компетенциями и т.д.). По итогу ученик должен запомнить определенный материал. Правда, приветствуется применение на уроках развивающих головоломок в определенной дозировке. Такой вид деятельности вносит разнообразие в строго регламентированную жизнь ученика. Ведь для того, чтобы найти ответ на вопрос о том, как собрать головоломку, требуется мобилизация всех знаний, умений и навыков, а также самостоятельность в достижении поставленной цели.

Для того чтобы технология развития критического мышления не выглядела декоративным дополнением в школьной жизни нужно изменить саму систему образования. А это в ближайшем будущем сделать практически невозможно.

На уроках часто применяются многие элементы критического мышления (вопрос дня и др.), но основа остается тайной за семью печатями.

Вместо заключения

Развитие критического мышления доступно для человека примерно с 5-6 лет. До этого времени еще не развиты достаточно и нервная система и не сформированы определенные отделы головного мозга. Для старшего дошкольника решение вопроса: "Как собрать головоломку?" - и есть это развитие. Для младших приемов расширяется. А для ребят среднего и старшего звена доступна вся палитра приемов развития критического мышления.

Взрослые могут самостоятельно, по мере надобности или для самопроверки, пользоваться перечисленными приемами. К тому же, применение критического мышления в повседневной жизни помогает сохранить молодость мозга на долгие годы. С другой стороны, именно критическое мышление позволяет человеку оставаться Личностью, то есть не поддаваться на провокации хорошо отработанной системы управления общественным мнением.

– это умение делать собственные выводы, опираясь на имеющиеся факты . Энциклопедические статьи называют его системой суждений, но это скорее методика мышления, помогающая самостоятельно приходить к обоснованным умозаключениям, вычленяя из информационного потока правдивые данные в противовес слухам, интерпретациям и трактовкам.

К критическому мышлению не относятся такие процессы как запоминание и усвоение (понимание) информации, творческое и интуитивное мышление. Его стержень – анализ.

Чтобы понять суть критического мышления, нужно пойти от противного – увидеть со стороны его отсутствие. А для обнаружения сего зияющего вакуума нам придется отправиться… в школу.

Современная система школьного образования основана исключительно на процессе запоминания и использования полученных знаний для операций с уже известным результатом. Все ростки критического мышления в школе старательно выкорчевываются, оставляя место только заученным правилам и однолинейным алгоритмам. Часто подобная практика переносится и в университеты. Таким образом выращиваются поколения, неспособные думать.

Вспомните, что вы делали, когда задавали написать реферат или отзыв на художественное произведение? В обоих случаях вы находили книги с готовыми материалами и выбирали из них куски подходящего текста. В «докомпьютерные» времена этот процесс сводился к переписыванию, позже – к поиску в интернете и копированию. Так же делаются курсовые и даже дипломные работы студентов. Все привыкли к тому, что доклад, реферат или рецензия выглядит как компиляция чужих мыслей.
Преподаватели не просто смотрят на это сквозь пальцы – они это поощряют. Не будем углубляться в размышления по поводу того, кому это выгодно, и выгодно ли вообще кому-то, но факт остается фактом – большинство людей не приучены к критическому мышлению. Они не умеют думать самостоятельно, потребляя уже пережеванную и переваренную информацию через катетер СМИ, интернета и телевидения.

К счастью, критическое мышление не является органом, поэтому не атрофируется от того, что его долго не использовали. Одно осознание его необходимости и важности уже является отправной точкой к формированию собственной критической мысли. Польза этого инструмента, думаю, очевидна – человека, думающего самостоятельно, сложнее обмануть, навязать ему невыгодные условия труда и жизни, втянуть в мошенническую аферу. Кроме того, вырабатывать собственное мнение проще и приятнее, чем усваивать чужое.

Критическое мышление имеет 5 характеристик (профессор,США Дэвид Клустер)

Во-первых – это мышление самостоятельное
Во-вторых – это мышление обобщенное
В-третьих – это мышление проблемное и оценочное
В четвертых – это мышление аргументированное
В пятых – критическое мышление есть мышление социальное

Как развить критическое мышление? Для этого нужно соблюдать некоторые правила при работе с информацией.

Обращайтесь к первоисточникам

«Мне сказал приятель моей подруги», - самый распространенный источник информации, еще его называют «сарафанным радио». Конечно, он неплох для передачи сплетен, которые нередко оказываются правдивыми, но вот использовать его в качестве авторитетного мнения вряд ли стоит. Одно дело, что «Ленка, оказывается, уже вторым беременна», и совсем другое – «дядя Вася сказал, что скоро грянет мировой дефолт, идите срочно меняйте валюту». Первая новость вас, как минимум, никак не касается, а вторая может значительно изменить курс вашей жизни. Причем не гарантированно, что в хорошую сторону. Дядя Вася, может, и лучший политический обозреватель на весь подъезд, но кто сказал, что после сегодняшней поллитры его прогнозы будут кристально провидческими?

Мне, да и вам неоднократно приходилось наблюдать картину всеобщей паники, порожденной слухами – то соль скупают мешками, то гречку, то бытовую технику. А все потому, что «дядя Вася сказал». Ни официальных новостей, ни предпосылок, из которых можно было сделать вывод, что гречки не будет больше никогда в нашей стране или что деньги отменят, и впредь все будут расплачиваться утюгами.
Обращайтесь к первоисточникам! Ими могут быть официальные заявления банков, правительства или других организаций, вышедшие законы, которые должны публиковаться в прессе. Чтобы развить критическое мышление, вы должны найти самый первый пункт выхода информации, еще не засоренный наслоениями трактовок, мнений, аналитики и всего прочего – вы должны изучить информацию в ее первоначальном виде и сделать собственные выводы, исходящие из личного опыта и знаний.

Не доверяйте авторитетам

Чтобы понимать первопричины, нужно учиться доверять только тому, что видишь собственными глазами, без использования призмы чужого восприятия. Все люди в той или иной степени глупы, не существует ни единого стопроцентного мудреца, чьи идеи во все времена будут истинными. Что-то может устареть, а что-то – быть спорным изначально. На опыт и знания ученых и мыслителей, конечно, нужно полагаться, но они должны быть лишь инструментами познания, а не заменой собственному мнению.
Развитие критического мышления должно начинаться с понимания, что новую идею можно развить, лишь анализируя чистую информацию из первоисточников, а не примыкая к стадам почитателей тех или иных веяний. К слову, порой довольно абсурдных.

Правильно усваивайте информацию

Главный метод усвоения информации, которому нас учили – бездумное заучивание. Куда более эффективный метод, который не только помогает запоминать данные, но и учит их анализировать – понимание. Куда проще воспроизвести факты и понятия, которые человек понял, чем просто набор слов, не имеющий для него особого смысла.
Для этого можно создать такой алгоритм работы. Вооружитесь листком и ручкой. Прочитайте текст (посмотрите видео). Выпишите основные тезисы. Воспроизведите информацию своими словами, опираясь на имеющиеся тезисы.
Это самый обычный пересказ, который нам задавали в школе, и который очень туго дается детям, привыкшим все зубрить – они пытаются дословно воспроизводить текст, вместо того, чтобы запомнить его содержание.

Научитесь писать рефераты, рецензии и доклады

Может, вы уже давно не студент, но для того, чтобы развить критическое мышление, должны наверстать упущенный в это золотое время навык самостоятельного написания научной работы. Это поможет вам научиться эффективно работать с информацией, структурировать ее, отсеивать сомнительные данные, делать умозаключения – проще говоря, критически мыслить.

Как это правильно делать? Если это рецензия, нужно прочитать книгу. Если реферат или доклад – ознакомиться с энциклопедическими статьями, вычленив из них нужную вам информацию.
Изучите мнения специалистов по этому вопросу, но не для того, чтобы закопать под ними свое собственное, а чтобы узнать историю развития человеческой мысли в отношении изучаемого объекта. И пишите. Пишете то, что думаете, описывайте ход своих размышлений. Структурируйте главные мысли с помощью подзаголовков, в начале подготовьте введение, в конце – вывод. Собственный. Пишите все на совесть, так, чтобы самому понравилось.
Тему можете взять любую – главное, чтобы вам было интересно делать этот доклад или реферат. Если ничего не идет в голову – напишите рецензию на любую книгу, не обращаясь к вспомогательной литературе.
По сути, это наиболее действенная методика развития критического мышления.
***

Мнение, выработанное самостоятельно, может огорошить вас своей неожиданностью, а может и оказаться общепринятым. Вы можете выяснить, что подобные выводы принадлежат последователям какой-либо школы или что их уже высказывали бунтари науки, противостоящие устоявшимся догмам. Не важно, думал ли кто-либо так до вас или нет – главное, что это ваши собственные умозаключения, которым вы можете доверять. Вам их не навязали, не продали, не подарили.

Критически мыслящий человек устойчив к манипуляциям, он не станет жертвой стереотипов или мнения толпы. Это отдельная категория людей, способных проникать в суть вещей, находить ответы на вопросы, мучившие человечество, и генерировать новые идеи.