Ремонт Дизайн Мебель

Какой самый важный урок вы вынесли из своей жизни? Нужны ли нам школьные знания Почему школьные знания не нужны в жизни

Не то чтобы мы, учителя, какие-то очень уж чувствительные личности, что нам что ни скажи - и мы тут же разъяряемся праведным гневом и предаём особо остроумных анафеме. Вовсе нет, просто некоторые высказывания слишком уж выдают либо незрелость вопрошающего, либо его неуважение к учителю, либо (что случается чаще всего) - непонимание специфики педагогической профессии.

Итак, представляю вам топ-5 ученических изречений , которые лучше... не изрекать.

1. «Мне не пригодится Ваш предмет!»

В интернете давно ходят шутки а-ля «Мне 30 лет и я до сих пор жду, когда мне пригодятся логарифмы» . И ох как много сегодня встречается детей, которые уже в 10 лет точно знают, что в жизни им пригодится только умение читать про себя и считать в пределах сотни.


Разумеется, не все предметы в жизни будут в одинаковой степени нужными и с вероятностью оченьмногопроцентов знание логарифмов в будущем действительно не понадобятся. Зато очень понадобятся мозги, которые ваш ребёнок сможет натренировать на уроке алгебры в 11 классе!


В этой фразе, кстати, удивляет даже не столько ее наивный посыл, сколько... цель высказывания. Ребёнок считает, что иностранный язык ему не пригодится, и что теперь? Это меня таким способом предупреждают, что я не дождусь готового д/з? Что ребёнок теперь вознамерился прогуливать мои уроки и срывать те, на которых изволит появляться? Или я должна обидеться на то, что преподаю, по его мнению, «какую-то ерунду»?

2. «А мой репетитор говорит, что...»

Как сказала одна моя мудрая коллега: «Пусть идут учиться в школу, где работает их репетитор». И дело не в том, что учителя ярые противники репетиторов, вовсе нет! Просто нужно понимать, что школьный учитель и репетитор работают в разных условиях и у них несколько разные роли.


Грамотный репетитор понимает, что его нанимают в помощь ребёнку (и, отчасти, учителю). В помощь, а не чтобы подорвать учительский авторитет в детских глазах! Кстати, «в помощь» не означает выполнение репетитором домашних заданий вместо ребёнка.


В моей практике имел место совершенно вопиющий случай, когда ребёнок (3 класс!) на мой вопрос, почему он меня не слушает и занимается на уроке непонятно чем, сказал ровно следующее: «Да ко мне сегодня все равно репетитор придёт и будет говорить то же самое». Может, в таком случае стоит перейти на домашнее обучение?


И да, репетиторы, бывает, ошибаются. Как в конкретных вещах, которые касаются предмета, так и в общей оценке способностей ребёнка.

3. «А почему у Васи столько же ошибок, как у меня, но у него 4, а у меня 3?»

И ребёнку отвечают:«Потому что Вася всегда делал десять ошибок, а сегодня сделал пять. А ты всегда делал не более двух ошибок, а сегодня сделал пять». Итак: кто сегодня поработал лучше и продемонстрировал прогресс?


А вообще, очень желательно приучить ребёнка следить за собой. Учительская тактика в распределении заданий, интенсивности опроса каждого и оценивании может быть непонятна ученикам и их родителям, но, поверьте, если вы чего-то не видите, это не значит, что этого нет.


Просто поверьте: в сегодняшней школе учителю ни с какой стороны не выгодно быть предвзятым. Примите это как факт и живите спокойно! :)

4. «Мне некогда заниматься вашим французским/немецким/физикой, у меня музыкалка/танцы/ипподром»

Чаще всего это произносится на надрыве и ребёнку веришь. Действительно, веришь. Потому что дети сегодня очень перегружены не только собственно учебой, но и различными дополнительными занятиями, которые им, кстати, не обязательно нравятся.


Многие садятся за уроки только к восьми - девяти часам вечера. Но! Это не повод «не заниматься» отдельными предметами! И детям и родителям следует помнить, что с 7 до 15 лет у ребенка в приоритете должно быть получение общего образования. Если кружки и секции не дают нормально учиться, значит, стоит пересмотреть расписание.


Требовать же от учителя поблажку из-за того, что у вашего ребёнка танцы - извините, правила одни для всех! Хотя, безусловно, талантливому и трудолюбивому ребёнку всегда пойдут навстречу, что называется, войдут в положение. Только злоупотреблять учительской эмпатией все же не стоит.


Ну и напоследок:

5. «А Вы уже проверили наши работы?!»

А это моё любимое и самое регулярное. Всегда отвечаю своим ученикам так: «Дорогие мои, как только я проверю, вы первые об этом узнаете!»


А вообще, дорогие родители, не бойтесь разговаривать с вашими детьми о правильном общении с учителями в школе. Любой учитель любит своих учеников (пусть даже в глубине души). Но не нужно забывать, что любой учитель также хочет взаимного уважения и понимания.



Жизнь - это вещь непростая, однако, чтобы понять ее до конца, иногда не хватает и всего жизненного пути. Жизненные уроки нужно брать не только методом проб и ошибок, но и изучать их бесконтактно.

Дело в том, что человечество постоянно копит знания, поэтому ими необходимо пользоваться в полном объеме. На Земле жило огромное количество людей до нас, так что нам попросту не нужно ставить опыты на себе. Все истины уже давно известны, так что вам нужно их только узнать и поверить в них, чтобы не тратить силы и время на проверку. Это позволит вам выработать правильные качества характера , привлечь удачу.

Выбор жизненного пути

Невозможно выбрать путь в жизни заранее. Конечно, общая цель сохраняется весь отрезок пути, но постоянно есть какие-то коррекционные события. Мы должны быть гибкими, готовыми менять свои принципы и смотреть на мир иначе. Меняется всё — музыка, книги, мода, ценности. ДА что там говорить, люди даже половую принадлежность меняют.

Ваш жизненный путь должен постоянно изменяться, потому что вы получаете все больше и больше уроков жизни. Конечно, проще, когда ты один делаешь это значительно реже. Жизненные уроки, о которых пойдет речь ниже, помогут вам в значительной мере быстрее поставить правильные цели перед собой и избрать идеальную модель поведения, выбрать наилучшее отношение ко всему, что вас окружает.

Уроки жизни, о которых нужно знать

Первый урок: верьте в себя . Особенно актуально это для тех, кто считает, что в него никто не верит. Зачем вам кто-то, если у вас есть вы сами. Поверьте в свою силу, в свои умения. Если их нет, то поверьте в возможность их получения. Вы можете получить то, чего хотите. Мысли материальны, как говорится. Это чистая правда, но не потому что на эту тему есть множество книг. Многие люди являются живыми примерами того. как далеко нас могут завести мысли. Это может быть как высокая гора, так и глубокая яма, так что не загоняйте себя в нее сомнениями.

Второй урок: научитесь отдыхать. Когда вы работаете сверх меры, это не лучше, чем если вы не работаете вовсе. Организму нужен отдых всегда. Отдыхайте по 5-10 минут в час, по два часа в день, 1-2 дня в неделю, 2 недели в полгода. Этого будет достаточно для того. чтобы восстанавливать силы. Отсыхать нужно уметь, но это не трудно, потому что достаточно просто выбросить все мысли из головы. Заставьте себя абстрагироваться от любых проблем, просто порелаксировать. Можно использовать для этого медитационную музыку, тихое место.

Третий урок: не бойтесь учиться. Признать, что вы чего-то не знаете — это нормально. Многие люди делают вид, что знают всё, но ничего кроме насмешек они не получают. Нет ничего проще, чем занять какую-то нишу и оставаться на месте. Если вы не будете развиваться, то не станете успешными или не останетесь на вершине Олимпа в той сфере, которую любите всем сердцем.

Четвертый урок: не рассчитывайте на удачу. Удача приходит только к тем, кто этого заслуживает. Если вы будете лежать на диване и думать о том, что кто-то придет в вашу жизнь и перевернет ее, то вы теряете время зря. Никогда под лежачий камень вода не потечет. Более того, как говорит мудрость, зачастую успех не приходит даже к тем, кто создает благоприятные условия для этого. Зачастую нужно просто брать то, что вам нужно. Конечно, не стоит забывать про правила морали и закона.

Пятый урок: не ставьте деньги превыше всего. Конечно, деньги важны, но не так как возможность приобрести новые навыки, вдохновить кого-то на хороший поступок. Деньги — это лишь средство выживания. Не нужно ставить их на первое место, потому что погоня за материальными ценностями может превратить вас в жадного человека.

Шестой урок: не бойтесь брать в пример кого-либо из окружения . Есть люди, которые могут вас научить чему-то очень важному. Они вокруг вас, они рядом с вами постоянно. Это родители, друзья, начальник, жена, муж. Кто угодно может стать вашим учителем.

Седьмой урок: тщательно выбирайте свое окружение . Ваша удача и жизненный успех зависят во многом от того, кто вас окружает. Люди как магнит притягивают добро или зло, богатство или бедность. Это очевидно, ведь общение с одной группой людей чем-то полезно, а чем-то нет.

Восьмой урок: не сидите на месте. Если у вас есть возможность выбраться из дома, идите на прогулку. Если вы можете съездить в другой город, чтобы навестить друзей или близких, делайте это. Если вы можете посетить другую страну, посещайте. Не тратьте свою жизнь впустую .

Девятый урок: знакомьтесь без страха. Создание новых связей — это всегда важная составляющая успеха. Люди очень поздно понимают это, когда в старости у ни почти нет друзей и людей, с кем можно было бы банально поболтать о чем-то. Одиночество — это рамки, а не проклятие. Вы сами строите стены вокруг себя.

Десятый урок: планируйте свое время . Не делайте что-то только по вдохновению. Нужно больше времени проводить за делами, которые вы планировали ранее. Тайм-менеджмент — это отличный способ структурировать свою жизнь.

Одиннадцатый урок: соревнуйтесь. Многие задаются вопросом о том, почему спортсмены такие целеустремленные и успешные в бизнесе. Все просто, ведь они положили всю свою жизнь на то, чтобы соревноваться с теми, кто сильнее их, быстрее и лучше. Соревновательный дух позволит вам стать успешнее во всем. Это великолепная мотивация.

Двенадцатый урок: не стоит брать пример с большинства. Берите пример с уникальных личностей. Если вы видите, как толпы людей стараются сделать что-то одно, то лучше идите в том же направлении, но по иному пути. Не нужно слепо следовать за массами. Это касается всего.

Тринадцатый урок: стереотипы делают вас слабыми . Стадное мышление — это самый страшный враг индивидуальности, которая помогает, в свою очередь, людям становиться собой. Индивидуальность запоминается, так что не будьте такими же, как все.

Четырнадцатый урок: бережно и внимательно относитесь к деньгам . Покупка ненужного хлама — это привычка бедняков. Люди умные и богатые покупают что-то редко, но приобретают дорогие и хорошие вещи.

Пятнадцатый урок: уважайте своих родителей . В большинстве великих культур, которые жили не 50-700 лет, а тысячелетиями, уважали старших и ценили их. В современном мире почти не осталось национальностей. Которые могли бы похвастаться этим. Чемраньше вы поймете, что родители нуждаются в вашем уважении, тем будет лучше для вас. При этом, абсолютно не важно, кто они и кем стали. Главное, что они ваши родители.

Шестнадцатый урок: ведите здоровый образ жизни. Сейчас у вас может не быть проблем со здоровьем из-за сигарет и алкоголя, но потом они обязательно появятся. Не стоит портить себе жизнь заранее. Следите за собой и не злоупотребляйте вредными привычками.

Семнадцатый урок: цените свое время . Это универсальный совет, который можно и нужно воспринимать по-разному. Многие люди очень странно относятся к своей жизни, тратя время на то, что не доставляет им удовольствия. Иногда и это необходимо делать, чтобы придти к своим мечтам, но нет ничего хуже того, чтобы заниматься нелюбимым делом или впустую проживать день за днем, без эмоций, без дела.

Уроки от умудренного жизнью человека, которые мы обязаны выучить, чтобы получить бесценный опыт от старшего поколения

Жизненный опыт – это одна из самых важных вещей в жизни. Мы все стремимся быть самостоятельными, мудрыми, уверенными в себе личностями. Однако, порой, мы забываем о том, что наша мудрость – это опыт, полученный в течении многих лет. Ради такого опыта, многие люди проходят через множество препятствий и жизненных трудностей. По этой причине, опыт старшего поколения очень для нас важен, так как он несет в себе жизненные уроки, – самые ценные знания.

Вот 50 жизненных уроков от Бэрри Дейвенпорта, умудренного жизнью человека, которые мы обязаны выучить:

  1. Жизнь - это то, что есть сейчас. Мы всегда ждем невероятных вещей, которые будут происходить в будущем, но забываем о том, что жизнь идет прямо сейчас. Научитесь жить настоящим моментом и перестаньте надеяться на иллюзии в будущем.
  2. Страх - это иллюзия. Большинство вещей, которых мы боимся, никогда не случатся. Но даже если они происходят, то зачастую оказываются не такими плохими, как мы думали. Для многих из нас страх - это худшее, что может случиться. Реальность не так страшна.
  3. Самое важное в вашей жизни - это близкие люди. Всегда ставьте их на первое место. Они важнее вашей работы, хобби, компьютера. Цените их, словно они - это вся ваша жизнь. Потому что так оно и есть.
  4. Долги того не стоят. Тратьте деньги по своим возможностям. Живите свободно. Долги не позволят вам этого сделать.
  5. Ваши дети - это не вы. Вы - это сосуд, который приносит детей в этот мир и заботится о них до тех пор, пока они не могут сделать этого сами. Обучайте их, любите, поддерживайте, но не меняйте. Каждый ребенок уникален и должен прожить свою жизнь.
  6. Вещи собирают пыль. Время и деньги, которые вы тратите на вещи, однажды погубят вас. Чем меньше вещей вы имеете, тем более вы свободны. Покупайте с умом.
  7. Веселье недооценено. Как часто вы веселитесь? Жизнь коротка, и нужно наслаждаться ею. И хватит думать о том, что подумают другие, когда вам хорошо. Просто наслаждайтесь этим.
  8. Ошибки - это хорошо. Мы часто пытаемся избегать ошибок, забывая о том, что именно они приводят нас к успеху. Будьте готовы ошибаться и учитесь на своих ошибках.
  9. Дружба требует внимания. Оберегайте дружбу, как декоративное растение. Это окупится.
  10. Опыт в первую очередь. Если вы не можете определиться, купить диван или отправиться в путешествие, - всегда выбирайте второе. Радость и положительные воспоминания гораздо круче материальных вещей.
  11. Забудьте про злость. Удовлетворение от злости уходит через несколько минут. А последствия могут продлиться гораздо дольше. Слушайте свои эмоции и, когда приходит злость, сделайте шаг в противоположную ей сторону.
  12. И вспомните про доброту. Небольшая порция доброты может творить чудеса с окружающими вас людьми. И требует от вас малых усилий. Практикуйтесь в этом ежедневно.
  13. Возраст - это число. Когда вам 20, вы думаете, что 50 - это кошмар. Но когда вам 50, вы чувствуете, что вам 30. Наш возраст не должен определять наше отношение к жизни. Не дайте цифрам изменить вас настоящего.
  14. Уязвимость лечит. Быть открытым, настоящим и уязвимым - это здорово. Это дает возможность окружающим вас людям верить вам и делиться с вами своими эмоциями, а вы можете делиться ими в ответ.
  15. Позерство строит стены. Создание образа другого человека с целью впечатлить кого-то сыграет с вами злую шутку. Очень часто люди видят вас-настоящего сквозь образ, и их это отталкивает.
  16. Спорт - это сила. Занятия спортом на постоянной основе должны стать частью вашего образа жизни. Это делает вас сильнее физически, морально и эмоционально. Также это улучшает здоровье и внешний вид. Спорт - это лекарство от всех болезней.
  17. Обида причиняет боль. Отпустите ее. Другого правильного пути просто нет.
  18. Страсть улучшает жизнь. Когда вы находите любое занятие, от которого вы без ума, каждый день становится подарком. Если вы еще не нашли свою страсть, поставьте себе цель сделать это.
  19. Путешествия дают опыт и расширяют сознание. Путешествия делают вас интереснее, мудрее и лучше. Они учат вас взаимодействовать с людьми, их привычками и культурами.
  20. Вы не всегда правы. Мы думаем, что знаем ответ на любой вопрос, но это не так. Всегда есть кто-то умнее вас, а ваши ответы не всегда верны. Помните об этом.
  21. Это пройдет. Что бы ни случилось в жизни, это пройдет. Время лечит, а вещи меняются.
  22. Вы определяете свое предназначение. Жизнь скучна без цели. Решите, что важно для вас, и постройте свою жизнь вокруг этого.
  23. Зачастую риск - это хорошо. Чтобы изменить свою жизнь, приходится рисковать. Принятие обдуманных и рискованных решений помогает вам расти.
  24. Перемены всегда к лучшему. Жизнь меняется, и не стоит сопротивляться этому. Не бойтесь изменений, плывите в потоке и воспринимайте жизнь, как приключение.
  25. Мысли нереальны. Ежедневно в голове пролетают тысячи мыслей. Многие из них - негативные и пугающие. Не верьте им. Это всего лишь мысли, и они не станут реальностью, если вы им не поможете.
  26. Вы не можете контролировать других. Мы хотим, чтобы окружающие нас люди вели себя так, как хочется нам. Но реальность такова, что мы не можем изменить других людей. Уважайте уникальность и независимость каждого человека.
  27. Ваше тело - это храм. У каждого из нас есть что-то, что мы ненавидим в своем теле. Но наше тело - это единственное, что принадлежит только нам. Относитесь к нему с уважением и заботьтесь о нем.
  28. Прикосновения исцеляют. У прикосновений есть множество положительных свойств. Они приводят в норму сердцебиение, улучшают самочувствие и снимают стресс. Это подарок, которым нужно делиться.
  29. Вы справитесь. Не важно, какая ситуация возникла у вас в голове. Реальность такова, что вы можете с этим справиться. Вы гораздо сильнее и мудрее, чем думаете. Вы пройдете сквозь это и переживете.
  30. Благодарность делает человека счастливее. Причем не только того, кому адресована благодарность, но и того, кто ее говорит. Не забывайте благодарить людей за все, что они для вас делают.
  31. Прислушивайтесь к интуиции. Ваши рассуждения очень важны, но интуиция - это ваша суперсила. Она использует ваш опыт и жизненную модель, чтобы найти ответ на любой вопрос. Иногда она возникает спонтанно, и лучше прислушайтесь к ней.
  32. Помните о себе в первую очередь. Не будьте самовлюбленным, но помните, что самый важный для вас человек - это вы сам.
  33. Честность к самому себе - это свобода. Будьте честным к самому себе. Самообман - это ослепление самого себя.
  34. Идеалы скучны. Перфекционизм сделает вашу жизнь скучной. Наши отличия, особенности, фобии и недостатки - это то, что делает нас уникальными. Помните об этом.
  35. Действуйте, чтобы найти цель в жизни. Она не найдет себя сама. Помогите ей в этом и делайте все возможное, чтобы отыскать цель.
  36. Маленькие вещи тоже важны. Все мы ждем больших побед и достижений, забывая о том, что они состоят из мелких и иногда даже незаметных шагов. Цените эти шаги.
  37. Учитесь. Всегда. Если вы думаете, что знаете хотя бы 1% всего, что есть в нашем мире, то вы еще никогда так не заблуждались. Учитесь каждый день, узнавайте что-то новое о разных вещах. Учеба держит наш мозг в тонусе, даже в зрелом возрасте.
  38. Старение - это неизбежно. Наши тела стареют, и мы не можем им помешать. Лучший способ замедлить старение - наслаждаться жизнью и проживать каждый день на полную.
  39. Брак меняет людей. Человек, с которым вы связали свою жизнь, поменяется со временем. Но и вы тоже! Не дайте этим изменениям застать себя врасплох.
  40. Беспокойство бессмысленно. Вам стоит беспокоиться только в том случае, если это приведет вас к решению проблемы. Но природа беспокойства такова, что этого никогда не случится. Беспокойство отключает ваш мозг, и вы просто не в состоянии решить сложившуюся ситуацию. Поэтому научитесь справляться с беспокойством и постарайтесь избавиться от него.
  41. Исцелите свои раны. Не дайте ранам из своего прошлого сказываться на вашей настоящей жизни. Не притворяйтесь, что они ничего не значат. Найдите поддержку у близких людей или у тех, кто профессионально занимается лечением эмоциональных травм.
  42. Проще - лучше. Жизнь полна сложностей, путаниц и обязательств, которые делают ее только хуже. Простая жизнь дает пространство для радости и любимых занятий.
  43. Делайте свою работу на отлично. Если вы хотите чего-то добиться в жизни, вам придется поработать. Конечно, есть редкие исключения, но не надейтесь на них. Надейтесь на себя.
  44. Никогда не поздно. Поздно - это лишь оправдание для того, чтобы не пытаться. Добиться поставленных целей можно в любом возрасте.
  45. Действия исцеляют тоску. Любые действия - это лекарство от беспокойств, прокрастинации, тоски и тревоги. Перестаньте думать и сделайте хоть что-нибудь.
  46. Делайте то, что вам хочется. Будьте проактивным. Не ждите, пока жизнь бросит вам кость. Вам может не понравиться ее вкус.
  47. Отпустите предрассудки. Не будьте привязаны к мнению или убеждениям общества. Будьте открытым для любой возможности или идеи. Вы удивитесь, как много возможностей дает жизнь, если их не отвергать.
  48. Слова имеют значение. Думайте, прежде чем говорить. Не используйте слова для того, чтобы обидеть человека. Когда вы сделаете это, назад дороги уже не будет.
  49. Живите каждым днем. Когда вам будет 90 лет, сколько дней у вас останется? Живите и цените каждый из них.
  50. Любовь - это ответ на любой вопрос. Любовь - это то, почему мы здесь. Это сила, которая движет миром. Делитесь ею и выражайте ее каждый день. Делайте мир лучше.

Перевод статьи

Чему не учат в школе?

Как каждого родителя поход ребенка в школу - это одновременно и счастье, и хлопоты. С одной стороны, ребенка необходимо «собрать» к школе - купить ранец, костюм, обувь, тетради, ручки и еще много других принадлежностей. Радостно же родителям от того, что ребенок сделает наконец первые шаги к своему будущему, к своей карьере и счастью. Ведь именно школа дает тот минимум базовых знаний, который необходим ребенку.

В школе учат музыке, математике, литературе и многому другому. Но что это дает ребенку в жизни. Конечно, прилежный ученик будет знать мораль басней Крылова, будет уметь складывать и умножать, получит знания по нотной грамоте. Но пригодится ли ему это в жизни.

Горькая правда заключается в том, что 95 % всего обучающего материала, который дают ребенку в процессе обучения, совершенно не применима в жизни. Более того, изучив этот материал, во взрослой жизни все знания будут забыты, ведь они потеряют актуальность. И вправду, зачем слесарю первого разряда знать нотную грамоту? А менеджеру среднего звена абсолютно необязательно читать произведение «Мастер и Маргарита».

Настоящим знаниям, которые пригодятся человеку вне зависимости от его жизненного пути, в наших школах не учат. Многие учителям абсолютно безразлично, что будет знать ребенок, а что - нет. Для них главное отчитать нужный объем материала, получить свою скромную зарплату, после чего продолжить «шпиговать» детей откровенным информационным мусором.

Множество уважаемых людей во всем мире в своих трудах не раз подчеркивали отсутствие значения среднего образования для достижения успеха в жизни. К примеру, известный инвестор и предприниматель Роберт Т. Кийосаки написал свой бестселлер, разошедшийся по всему миру миллионными тиражами. Назывался этот бестселлер «Если хочешь стать богатым и счастливым, не ходи в школу».

Вот лишь некоторые цитаты из книги:

1. Традиционное образование зиждется на поощрении учащихся, признанных способными в систематическом «пропалывании сорняков», т.е. «тупых» учеников. Она не является системой, нацеленной на образование всех, кто в нее приходит. Она нацелена на выбор «самых способных» и их обучение. Вот почему существуют тесты, отметки, программы для одаренных, программы для слаборазвитых и ярлыки. Это система классифицирования, дискриминации и разделения.

2. Мы должны заново переоткрыть для себя все истины, а не просто принимать их навязывание со стороны.

3. Детей интересует оценка, а не знания. Наша система образования учит тому, что быть правым важнее истинных знаний. Она приветствует правильные ответы и наказывает за ошибки.

4. Единственная причина того, почему я счастлив в своей жизни и никогда не волнуюсь из-за денег в том, что я научился проигрывать. Вот почему я сумел добиться в жизни успеха.

Роберт знает, о чем говорит. Если бы это говорил человек, ничего не добившийся в жизни - можно было бы подумать, что человек бредит. Однако, Роберт не единственный из успешных людей, который утверждал, что среднее образование больше портит детей, нежели приносит им пользы.

Учась в современной средней школе, ребенок учится быть роботом, смотреть на мир взглядом учителя и не формировать собственное мнение. Окончив школу, перед подростком встает важный вопрос - выбор будущей профессии. И тут начинается самое интересное - при выборе специальности в университете ребенок начинает теряться и сомневаться. Причина этих сомнений в том, что ребенок не знает своего места в жизни, не знает своих предпочтений. Но разве не должна этому учить школа? Естественно, должна. По факту же, ничего подобного не происходит. И на этом все беды не заканчиваются.

Когда у ребенка в университете начинают спрашивать о важном деятеле либо событии, выходящего за рамки школьной программы - он молчит. Это до слез напоминает робота - если робот нашел в базе данных ответ - он его выдал, а не нашел - тут и до перегорания транзисторов недалеко. А школьная программа в наших школах, откровенно говоря, оставляет желать лучшего.

Итак, чему же не учит школа?

1. Умение находить взаимопонимание с окружающими. В школе учат алгоритмам, но ни один алгоритм не способен в полной мере описать поведение и восприятие человека. В результате, многие окончившие школу не способны элементарно общаться с другими людьми, находить с ними взаимопонимание. Да, некоторые учителя учат детей: «Относитесь к другим людям так, как хотели бы, чтобы они относились к вам!». Просто браво! За годы педагогической практики книга Дейла Карнеги таки была прочитана.

Все в этой фразе верно, но на практике подобное отношение к людям не дает результата. Причина в том, что не только на этом следует строить взаимоотношения с окружающими. Следует внимательно слушать человека, уважать его интересы, не обсуждать человека, принимать его таким, какой он есть, быть искренним и честным, всегда держать данное слово. И так далее, и так далее… Всему этому должна учить ребенка школа. Учит? Вопрос риторический.

2. Задавать вопросы. Каждый ребенок рождается любознательных. Его мама и папа не успевают сосчитать количество заданных им вопросов «Как?», «Зачем?» и «Почему?». Но, пойдя в школу, у ребенка внезапно теряется желание задавать вопросы. Почему так происходит? Дело в том, что ребенок знает - если я задам вопрос, меня ждут или грубый отказ, или «двойка». Таким образом, ребенок предпочитает смолчать.

Как это проявляется во взрослой жизни. Допустим, на предприятии, где работает бывший ученик среднеобразовательной школы, проводят инструктаж по технике безопасности. В конце инструктор задает вопрос: «Всем все понятно?». В ответ - тишина. Ну что же - молчание знак согласия. И вот, по вине работника происходит несчастный случай. Он хотел задать вопрос, ведь далеко не все было понятно, однако - «спасибо» школе, вопрос так и не был задан.

Вместо того, чтобы карать учеников за вопросы, учителя обязаны их поощрять.

3. Принимать решения и нести за них полную ответственность. Это едва ли не важнейшее качество в наглую забывается школой. В результате, во взрослой жизни человек упускает тысячу прекрасных возможностей, просто побоявшись в нужное время взять на себя ответственность и принять верное решение. Еще одна сторона недостатка этого качества - человек принимает решение, которое оказывается неправильным и приводит к убыткам компании. Что дальше делает человек - признает свою ошибку и пытается ее исправить? Как бы не так. Он пытается найти крайнего, чтобы спихнуть вину на него. В школе этот поступок может и остаться безнаказанных, однако во взрослой жизни подобное поведение жестоко карается. Либо человек, которого подставили, отомстит обидчику, либо его накажет судьба, и с ним однажды поступят точно также.

4. Трудолюбие. В жизни каждый человек должен любить то, чем он занимается - только таким образом достигается успех. Он не должен думать: «Ну вооот, опять это нужно делать…», а делать свою работу с удовольствием. Труд облагораживает человека.

Что на этот счет думает школа? А ничего - всем безразлично, что ребенок любит, а что нет. Есть общеобразовательная программа, и ей необходимо следовать. Нравится тебе химия или нет, понимаешь ты ее или нет - не сделаешь домашнее задание, получишь «неуд». Когда же ребенок пытается освоить предмет, но у него не выходит, ему необходима помощь преподавателя. Однако, этой помощи он не получает. В результате, после очередной неудовлетворительной оценки страдает самооценка самого ученика - тут уж не до трудолюбия.

Это же справедливо и для отличников - сделал домашнее задание, и знаешь, что получишь «пятерку». Остальное неважно. Зачем узнаваться что-либо новое, к чему то стремиться? Это ведь никак не будет замечено или поощрено преподавателем.

5. Умение отстаивать свою позицию и правоту. С первых же классов детям внушают, что учитель всегда прав. А если учитель не прав - смотри выше. В результате, учитель может нести откровенную ересь, и ученик может знать об этом, но он смолчит. Как это так?? Сморить с учительницей? Да перед тобой же Сенека в юбке! Кстати, кто такой Сенека, в школе так же не учат.

Каждый человек обязан уметь отстаивать свою правоту, если на кону стоит что-то очень важное для него. В противном случае, человек из ведущего превращается в ведомого. Ему можно будет внушить любое мнение, которое никак не перекликается с его мнением. В конце концов, на работе на него будут спихивать все обязанности, так как он самый тихий и никогда не возражает.

6. Способность быть гибким. Тут и вовсе у школьного образования полнейший провал. Можно начать с того, что сама школьная программа в наших странах не гибкая - во всем мире нужны высокие технологии и научные открытия, а в наших школах вместо этого предпочитают провести урок истории.

Второе. Детей не учат быть гибкими и приспосабливаться к условиям изменяющейся среды. Если еще 30 лет назад судьба окончивших школу была предрешена - они знали, кем и где они будут работать, то сегодня перед человеком открыто множество возможностей. Но жизнь очень переменчива, и та профессия, которая была популярна год назад, уже через неделю может оказаться невостребованной. Человек должен уметь менять свои приоритеты, учиться чему-то новому, постигать не постигнутое ранее. Но он этого не делает.

На вопрос «Почему вы выбрали карьеру переводчика?» многие отвечают «Ну не знаю… наверное, это престижно…». В идеале, именно школа должна учить детей понимать, какие навыки важны и что может быть полезным в будущем. Но она этого не делает. А жаль.

7. Быть независимым. Ни один школьный предмет не учит ребенка, что нужно быть независимым, что только свобода может подарить настоящее удовлетворение. В результате, окончив школу, человек становится зависимым от всех - от родителей, от начальника, от друзей и т.д.

8. Умение разрешать конфликты. Впервые об этом качестве многие узнают на предмете «Конфликтология» в университете. Да и то только те, у кого этот предмет преподается. Умение разрешать конфликты - прекрасная способность, отличающая по-настоящего взрослого и ответственного человека от ребенка. Если вы не умеете разрешать конфликты, вы постоянно находитесь в стрессовых ситуациях и ни с кем нее разговариваете - вы либо уже со всеми перессорились, либо избегаете этой печальной перспективы.

Нельзя избегать общения с людьми только лишь потому, что не умеешь разрешать конфликты. Этому не учат в учебниках - умение разрешать конфликтные ситуации отрабатывается на практике, а потому такой предмет обязан быть введен в каждой школе, но… увы, его нет и в ближайшей перспективе не предвидится.

9. Умение доводить начатое дело до конца. Мало начать дело, важнее - довести начатое до логического завершения. Многие люди не умеют это делать - их этому не учили в школе. Оттого они приобрели репутацию безответственных людей, на которых нельзя положиться.

10. Умение справляться с трудностями, стрессом и депрессией. Многие окончившие обучение в школе дети подвержены депрессиям - они не знают, какой путь им выбрать, что приводит к упадку настроения и нежеланию что-либо менять в своей жизни. Нередко депрессия доводить до пристрастия к алкоголю и даже суициду. Но всего этого бы не произошло, если бы школа учила детей справляться с любой затруднительной ситуацией и не опускать руки при первой же неудаче. К тому же, депрессией и стрессами также можно управлять, однако если где и можно этому научиться - то явно не за школьной партой.

Несмотря на то, что перечень навыков, которым не учат в школе, далеко не полон - мы остановимся на этом. Ведь и так понятно, что важных жизненных знаний и умений в школе не получить.

Возникает вопрос - где получить эти знания? Естественно, главная роль в этом отводится родителям. Ведь вряд ли ребенок сам найдет в газете объявление о проведении обучающих курсов и посетит их.

Именно родители должны с раннего возраста учить ребенка нести ответственность за свои слова и поступки, развивать навыки командной работы, учить ребенка справляться с неприятностями с гордо поднятой головой, вырабатывать в ребенке критическое мышление, учить его постоять за себя и еще многое другое. Однако, большинство родителей отводят ребенка в школу и полагают, что там его всему научат. У них же есть своя работа - ей они и уделяют все свое время и внимание.

Остановитесь, так нельзя! Поймите, что без вашего активного участия школа превратит вашего ребенка в робота, который только и сможет, что выполнять монотонную работу. Если вы желаете своему ребенку счастья - принимайте активное участие в его развитии, и он отплатит вам своими успехами.

Я была когда-то школьницей, потом стала учительницей. По всем или почти всем предметам успевала одинаково хорошо. А вот многие ли из них мне пригодились в жизни? Оглядываясь назад, я могу теперь совершенно четко сказать: какие предметы оказались мне полезными, а какие — не очень. Некоторые я бы, будь моя воля, оставила и даже расширила, а другие — значительно сократила или вообще убрала бы из школьной программы.

Точные науки

Сейчас только вернулась я с форума, где молодые мамочки спорят: нужны ли точные науки всем поголовно. Насчет «поголовности» пусть решают доценты и профессора, советники и эксперты Министерства образования. Я могу отвечать только за собственный опыт: мне точные науки ПРИГОДИЛИСЬ.

Нет, я не вычисляла высоту собственного дома с помощью тригонометрических формул, да и остальные формулы мне мало пригодились в чистом виде. Но точные науки научили меня:

  • считать и вычислять;
  • думать аналитически и логически;
  • имея пару известных значений, определять неизвестные;
  • понимать начальные законы мироздания.

Перед моим первым и единственным кредитом я очень волновалась, что не смогу оплачивать взносы вовремя. Обе дочки учились в университете, одна на платной, другая — на бесплатной основе. Все деньги уходили со свистом в эту прорву, до получки мало что оставалось. Естественно, я хотела точно знать, каковы будут мои взносы, и какие штрафные санкции применяются к тем, кто просрочил. Я получила договор, но попросила взять его домой, чем несказанно удивила банковскую служащую.

Хорошо посчитав на калькуляторе, приплюсовав расходы на электричество и отопление, плюс минимальные — на питание и непредвиденные — на лекарства и колготки, я отказалась от того кредита и взяла его в другом месте. И даже этот, более лояльный, я еле вытянула. Спасибо моей классной руководительнице, учителю математики и алгебры — она научила меня считать.

То же самое с физикой. Благодаря нашему старенькому физику мы всем классом научились соединять электрические цепи, ремонтировать учебные розетки и выключатели. Низкий вам поклон, Андрей Георгиевич.

А еще спасибо за то, что научили вы нас различать электропроводность предметов и я точно знаю, что может шарахнуть током, а что нет, и как бороться со статическим электричеством.

А вот об астрономии, о законах Кеплера, как и законах Ньютона, знаю только, что их, кажется, всего два, и все они касаются массы и энергии. Вот и все, что я вынесла из школьного курса. Созвездия мы учили уже позже вместе с дочками по интересным детским журналам «Мир вокруг тебя».

Химия оказалась, несмотря на всю привлекательность, не такой уж прикладной наукой. Ну, знаю я, что NaCl это соль, а Н2О — вода. Но в выборе бытовой химии сейчас используются такие химические формулы, о которых я и понятия не имею: вредные это соединения или нейтральные.

Естествознание

Ботаника, зоология и анатомия, а также география — все это я отнесла к естественным наукам. Никогда я к ним не питала страсти, но, как ни странно, они пригодились. Милейшая бабулечка преподавала нам цветоводство, и я научилась уничтожать вредителей, не убивая сами цветочки и комнатные растения. Научилась делать подкормку и грамотно прищипывать отростки, добиваясь пышности.

Знаю, кто кого опыляет в растительном мире, и как вообще происходит оплодотворение, в том числе у человека. Законы наследственности Менделя, — в принципе, интересная штука, но вычислить, чей нос унаследует мой отпрыск, я вряд ли сумею: может мой, а может моей троюродной бабушки по странному сочетанию генов.

Животный мир довольно интересен и разнообразен, но мне зоология пригодилась только в содержании моих домашних питомцев, и то, я перелопатила массу литературы. Считаю, что целый год учить зоологию — нет смысла, уж очень там дают обширные, но поверхностные знания. Лучше бы давали краткие, но полезные, — о болезнях домашних животных или об их содержании/воспитании.

География преподносилась у нас однобоко. Карту России я знала хорошо, но даже географию союзных республик — из рук вон плохо, не говоря уже об остальном мире. Ну как, кто из вас навскидку скажет, где находится Аргентина — в Северной или Южной Америке? А Доминикана?

Гуманитарные

Хорошо пригодились мне в жизни гуманитарные науки, в первую очередь языки. Они, да еще литература, кормят меня и по сей день. Мария Михайловна была заслуженным учителем русского языка и литературы. Она заставляла наш незрелый ум думать, учила неповоротливый язык подыскивать подходящие слова, чтобы донести свои эмоции до слушателей и читателей.

Но вот что плохо: объемы книг для чтения были и остаются слишком большими. По-моему, все четыре тома «Войны и мира» прочитала я одна из класса. Вот и вели мы содержательные диалоги с учительницей, а остальные тихо дремали. С содроганием вспоминаю, как продиралась я через длинные французские диалоги, так любимые Львом Николаевичем, со сносками, звездочками и пояснениями переводчика. Кто такое осилит в 15 лет? Аудиокниги — не выход. Слуховое восприятие — редкая форма восприятия. Большая часть людей засыпает под мерное чтение, разве не так? Школьную программу по литературе давно пора пересмотреть, почистить и сократить.

Спорт и культура

Про свои отношения со спортом в школе я писала в . Я не была безнадежно неспортивной и доказала это, заработав звание инструктора по туризму. Но в школьные рамки я никак не вписывалась: козел, канат, бревно и другие снаряды стали моими личными врагами. Считаю, что в школе нужно обязательно учить плаванию и самообороне, а во дворе должны быть веревочные парки и другие приспособления для активного времяпрепровождения. Там дети могут карабкаться, висеть и развивать свои нормальные рефлексы.

Сюда же, к спорту, я отнесла и НВП — начальную военную подготовку. Хм, кто мог подумать, что она мне пригодится? Но ведь пригодилась же!

Я умею, например, прятаться за пеньком при ядерном взрыве. М-да и такие плакаты висели у нас в кабине: действия при применении противником оружия массового поражения. Помню, меня поразило, как важно смывать радиоактивную пыль. Почему никто не думал об этом, когда в 1987 году повсюду продавалась клубника из Житомира, куда ветром отнесло пыльную тучу... А если без шуток, то разбирать АКМ, маршировать и выполнять упражнения на плацу я умела не хуже мальчишек. Я служила в армии, и мне школьные навыки очень пригодились.

По поводу культуры не все так однозначно. Помните уроки пения? Почему пения, а не музыки? Никто ведь не пел, все дурачились, а наш учитель одиноко блеял своим жиденьким баритом под собственный аккомпанемент.

Зато потом, уже будучи учительницей, я зашла на урок музыки проведать свой класс и сделать пару объявлений. Зашла, да так и осталась: они слушали классику! Дети обсуждали, спорили и снова слушали отдельные моменты. Не знаю, было ли это в программе, однако, убеждена: нужно учить слушать музыку, причем разную. Пусть факультативно, но — давать хотя бы представления о настоящей музыке.

Рисование рисованию рознь. Я сама преподавала ИЗО в сельской школе по совместительству. После кратких курсов, нас, молодых учителей других специальностей, научили рисовать и преподавать рисование так, чтобы каждый умел изображать человека, птицу или дерево. Есть, оказывается, особые приемчики, очень даже эффективные. Их сейчас активно преподносят, как ноу-хау.

Сюда же, к культуре я отношу и домоводство. Нас учили составлять выкройки, шить, вышивать и штопать дырки. О, как меня выручали мои знания! Я жалела, что не умею тачать обувь — все остальное, от платьев и до спортивных костюмов я шила сама. Вышивала эмблемы, вшивала молнии, все было, как «фирменное». Помните «китайские платьица»? Их я тоже шила, не только своим дочкам, но и соседским девчонкам. А сколько носков и колготок я перештопала, не счесть.

Готовить и сервировать стол нас тоже учили. За это спасибо Нине Федоровне. А вот манерам за столом, увы, нас никто не учил. Об этом я остро пожалела в греческом ресторане, когда от моей неуклюжей попытки воспользоваться ножом и вилкой оливка улетела прямо на соседний столик. За один день хорошие манеры не привьешь.

Чего мне явно не хватало

После окончания школы мне не хватало многого. Никто не учил меня оказанию первой помощи. Я бы не отказалась еще и от уроков вождения автомобиля, от курса мелкого ремонта авто и бытовой техники или от столярных навыков. Пусть бы наше девчачье домоводство и уроки труда у мальчиков чередовались! Тогда бы они научились готовить, а мы — ремонтировать по мелочевке и водить автомобиль. Пусть бы нам выдавали водительские права вместе с аттестатом.

Мне не хватало элементарных правовых знаний, например, в сфере потребления или защите охраны труда. Еще я сегодняшняя вижу, что понятия не имела о педагогике и детской физиологии. Все мы имеем дело с младшими детками: братьями, сестрами и племянниками. Как правильно с ними обращаться? Как узнать, правильно ли обращаются взрослые с ними и с тобой лично? Вопросы гигиены, вопросы детского насилия и основы полового воспитания — этого мне явно недодали.

Да, многие дети копируют манеру поведения своих родителей. Но, если у детей есть альтернатива: вырасти такими же, как родители или стать другими — откуда им брать другие образцы для подражания? В школе есть возможность получить не только образование, но и воспитание. Хорошо бы, если бы наши дети в результате умели:

  • отличать плохое от хорошего не теоретически, а практически,
  • планировать свою жизнь,
  • не откладывать проблемы, а решать их по мере поступления;
  • уметь рассчитывать свои финансы;
  • уметь защищать себя и знать основы выживания,
  • знать и применять практические правила общения.

И напоследок. В жизни много неудачников и это нормально. Природа специально сделала людей неодинаковыми по части лени и сообразительности. Вот только, если не учить ребенка ничему, у него будет меньше шансов, чем у других, даже, если ребенок от природы смышленый и активный.

А какие школьные предметы помогли в жизни вам, а какие оказались вообще ненужными?