Ремонт Дизайн Мебель

Культурная революция. Егэ. история. кратко. культурная революция в ссср Культурная революция 1920 1930 гг

Классовый подход к культуре прежде всего отразился в деятельности Пролеткульта. Это массовая организация, объединявшая более полумиллиона человек, из них 80 тыс. работали в студиях. Пролеткульт издавал около 20 журналов, имел отделения за рубежом. Выдвигалась задача создания самостоятельной пролетарской культуры, свободной от каких-либо «классовых примесей» и «наслоений прошлого». В пролеткультовских концепциях отрицалось классическое культурное наследие за исключением, пожалуй, тех художественных произведений, в которых обнаруживалась связь с национально-освободительным движением. Решающие шаги в продолжение ошибок пролеткульта были сделаны в октябре 1920 г., когда Всероссийский съезд Пролеткультов принял резолюцию, в которой отвергались неверные и вредные попытки выдумывать особую, пролетарскую культуру. Главным направлением в работе пролетарских организаций признавалось участие в деле народного просвещения на основе марксизма. Очень влиятельной творческой группой был РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей). Призывая к борьбе за высокое художественное мастерство, полемизируя с теоретиками Пролеткульта, РАПП вместе с тем оставался на точке зрения пролетарской культуры. В 1932 г. РАПП был распущен. Художественная жизнь страны в первые годы Советской власти поражает пестротой и обилием литературно-художественных группировок. В апреле 1932 года ЦК ВКП(б) принял постановление «О перестройке литературно-художественных организаций», которое предусматривало их роспуск и создание единых творческих союзов. В августе 1934 года был образован Союз писателей СССР. Первый же съезд предписал деятелям советского искусства пользоваться исключительно методом социалистического реализма, принципами которого являются партийность, коммунистическая идейность, народность, «изображение действительности в ее революционном развитии». Наряду с Союзом писателей позднее возникли Союз художников, Союз композиторов и т.д. Для руководства художественным творчеством и контролем над ним при правительстве был образован Комитет по делам искусства.

Таким образом, большевистская партия полностью поставила советскую литературу и искусство на службу коммунистической идеологии, превратив их в инструмент пропаганды. Отныне они предназначались для того, чтобы внедрить в сознание людей марксистско-ленинские идеи, убедить их в преимуществах социалистического общежития, в непогрешимой мудрости партийных вождей. Деятели искусства и литературы, которые удовлетворяли этим требованиям, получали большие гонорары, сталинские и прочие премии, дачи, творческие командировки, поездки за границу и другие блага от большевистского руководства.

Участь не подчинившихся коммунистическому диктату была, как правило, трагической. В концентрационных лагерях, застенках НКВД погибли талантливейшие представители советской культуры: Пути идейно-политического самоопределения и жизненные судьбы многих людей искусства складывались в эту переломную эпоху непросто. По различным причинам и в разные годы за границей оказались большие русские таланты. Возникло множество театральных коллективов. Большую роль в становлении театрального искусства сыграли Большой драматический театр в Ленинграде. К середине 20-х годов относится появление советской драматургии, оказавшей огромное влияние на развитие театрального искусства. Если драматические театры к концу первого советского десятилетия перестроили свой репертуар, то главное место в деятельности оперных и балетных коллективов занимала по-прежнему классика. Советские скульпторы основное внимание уделяли созданию монументов, изображающих В.И. Ленина, И.В. Сталина, других руководителей партии и государства. В каждом городе стояло по несколько памятников вождям. Шедевром монументального искусства того времени считалась созданная В. Мухиной скульптурная группа «Рабочий и колхозница», изображающая двух стальных гигантов. Большую роль в художественной жизни страны играли литературно - художественные журналы. Популярными стали такие новые журналы как «Новый мир», «Красная новь», «Молодая гвардия», «Октябрь», «Звезда», «Печать и революция». На их страницах были впервые напечатаны многие выдающиеся произведения советской литературы, публиковались критические статьи, велись острые дискуссии. Увеличился выпуск газет, журналов, книг. Помимо общесоюзных и республиканских газет почти на каждом предприятии, заводе, шахте, в совхозе выходила своя многотиражная или стенная газета. Книги издавались более чем на 100 языках мира. Произошла радиофикация страны. Радиовещание велось 82 станциями на 62 языках. В стране насчитывалось 4 млн. радиоточек. Развивалась сеть библиотек, музеев. В этот период подверглись репрессиям ученые - обществоведы, выступающие за сохранение новой экономической политики. Так, были арестованы, а в последствии расстреляны, видные русские экономисты А.В. Чаянов и Н.Д. Кондратьев. Развивались культурные связи с заграницей. Возобновлялось членство Российской Академии Наук в международных организациях. Отечественные ученые участвовали в международных конференциях, в заграничных научных экспедициях. Однако, усиление командно-административной системы, ужесточение контроля вело к сужению объема информации, поступающей из-за границы.

Личные контакты с иностранцами и пребывание за границей становились поводами для незаслуженных обвинений в шпионаже советских граждан.

Ужесточался контроль за выездом ученых и представителей культуры за границу. Огромная работа была проведена по ликвидации неграмотности. В канун Октябрьской революции около 68% взрослого населения не умели читать и писать. Особенно безотрадным было положение деревни, где неграмотные составляли около 80%, а в национальных районах доля неграмотных достигала 99,5%. 26 декабря 1919 г. СНК принял декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР», по которому все население от 8 до 50 лет обязано было обучаться грамоте на родном или русском языке. В декрете предусматривалось сокращение рабочего дня для обучающихся с сохранением заработной платы, организация учета неграмотных, предоставление помещений для занятий кружкам ликбеза, строительство новых школ. В 1920 году была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности, которая существовала до 1930 года при Наркомпросе РСФСР. Школа испытывала громадные материальные трудности, особенно в первые годы НЭПа. 90% школ были переведены с государственного бюджета на местный.В качестве временной меры в 1922 году в городах и поселках городского типа была введена плата за обучение, которая устанавливалась в зависимости от обеспеченности семьи. По мере общего улучшения экономического положения страны росли государственные ассигнования на образование; получила широкое распространение шефская помощь предприятий и учреждений школам. Все это позволило государству в августе 1925 года принять декрет ВЦИК и СНК РСФСР «О введении в РСФСР всеобщего начального обучения и построении школьной сети». К 10-летию Октябрьской революции в ряде районов эта задача была решена. По переписи 1926 года доля грамотного населения выросла вдвое по сравнению с дореволюционным временем и составила 60,9%. Сохранялся заметный разрыв по уровню грамотности между городом и деревней - 85 и 55% и между мужчинами и женщинами - 77,1 и 46,4%.Повышение образовательного уровня населения оказывало непосредственное воздействие на процесс демократизации высшей школы. Декрет СНК РСФСР от 2 августа 1918 года «О правилах приема в высшие учебные заведения РСФСР провозгласил, что каждый, достигший 16 лет, независимо от гражданства и национальной принадлежности, пола и вероисповедания принимался в вузы без экзаменов, не требовалось предоставления документа о среднем образовании.

Преимущество при зачислении отдавалось рабочим и беднейшему крестьянству. Кроме этого, начиная с 1919 г. в стране стали создаваться рабочие факультеты. В конце восстановительного периода выпускники рабфаков составляли половину принятых в вузы студентов. К 1927 г. сеть высших учебных заведений и техникумов РСФСР насчитывала 90 вузов (в 1914 г. - 72 вуза) и 672 техникума (в 1914 г. - 297 технических училищ). К 1930 г. выросли капитальные ассигнования на школу более чем в 10 раз по сравнению с 1925/26 годом. За этот период отрыто почти 40 тыс. школ. 25 июля 1930 г. было принято постановление ЦК ВКП(б) «О всеобщем обязательном начальном обучении», которое вводилось для детей 8-10 лет в объеме 4-х классов. К концу 30-х годов тяжелое наследие царизма - массовая безграмотность - было преодолено. По данным переписи 1939 г., процент грамотных в возрасте 9-49 лет составил по РСФСР 89.7%. Различия между городом и деревней, между мужчинами и женщинами по уровню грамотности сохранились незначительные. Так, грамотность мужчин составляла 96%, женщин - 83,9%, городского населения - 94,9%, сельского - 86,7%. Однако, еще много неграмотных было среди населения старше 50 лет. К концу 30-х годов в СССР насчитывалось более 10 млн. специалистов, в том числе около 900 тыс. человек с высшим образованием. Инженеров с высшим образованием было в два раза больше, чем в США. Однако уровень их квалификации оставался значительно ниже. В 30-е годы советская наука перешла на плановую систему. Множество научных учреждений возникло на периферии. Были созданы филиалы Академии наук в Закавказских республиках, на Урале, Дальнем Востоке, в Казахстане. Партия требовала, чтобы наука обслуживала практику социалистического строительства, оказывала непосредственное воздействие на производство, способствовала укреплению военной мощи страны. Серьезный прорыв был осуществлен советскими физиками в области изучения атомного ядра. Исследования ученых способствовали созданию в будущем советского атомного оружия и атомных электростанций. Культура СССР шла по своему, особому пути, во многом определенному Коммунистической партией.

¡ В 20 -40 -е годы в СССР, несомненно, произошел мощный культурный сдвиг. Если социальная революция уничтожила в стране полусредневековую сословность, разделявшую общество на "народ" и "верхи", то культурные преобразования за два десятка лет двинули ее по пути преодоления цивилизационного разрыва в повседневной жизни многих десятков миллионов людей. В невообразимо короткий срок материальные возможности людей перестали быть существенным барьером между ними и по крайней мере элементарной культурой, приобщение к ней значительно меньше стало зависеть от социальнопрофессионального статуса людей. И по масштабу, и по темпам эти изменения и в самом деле можно считать общенародной "культурной революцией".

¡ ¡ ¡ Однако культурные преобразования, во-первых, оказались хотя и широкими, но весьма бедными. Они порождали, в сущности, "полукультуру", замешенную на причудливой духовной маргинальности* миллионов и миллионов людей. Но это не ошибка и не вина советской власти тех лет - иначе и быть не могло: грандиозность масштабов и молниеность темпов высокого качества культурности не обеспечивают. Во-вторых, культура "навязывалась" народу: жестким регулированием сельской жизни - колхозной системой, а городской "мобилизационными возможностями" заводских ударных строек, организационным и пропагандистским натиском государственных планов "охвата", комсомольских кампаний, профсоюзных соревнований. Тем самым проращивание потребности в культуре подменялось, по существу, диктатом общественных структур и давлением общественной атмосферы. Это уже была историческая ошибка, порожденная уверенностью во всесилии "революционного натиска". Рвение, с которым гиперполитизированный революцией строй стремился к созданию в нашей стране "культуры нового типа", уже в 20 -е годы получило "марксистское" теоретическое обоснование. Были "установлены" эти "основные черты"; коммунистическая идейность и партийность, коллективизм, интернационализм и патриотизм, руководство КПСС и советского государства планомерным развитием культуры. Именно это и объявлялось "новым шагом в духовном развитии человечества", его "вершиной". В нашей стране произошел насильственный разрыв с культурноисторической традицией. Борьба с "пороками старой культуры" привела к значительному обеднению, а во многих отношениях и разрушению этой традиции. *МАРГИНАЛЬНОСТЬ (лат. margo - край, граница)-пограничное положение личности по отношению к какой-либо социальной общности, накладывающего при этом определенный отпечаток на ее психику и образ жизни.

Реформирование в области образования и науки. ¡ ¡ ¡ В рассматриваемый период культурная жизнь страны развивалась весьма неоднозначно. Вместе с тем, во многих областях культурного развития были достигнуты значительные успехи. К таковым прежде всего относится сфера образования. Историческим наследием царского режима явилась значительная доля неграмотного населения. Между тем необходимость быстрой индустриализации страны требовала огромное количество грамотных производительных работников. Планомерные усилия советского государства, начавшиеся еще в начале 1920 -х годов, привели к тому, что доля грамотного населения в России неуклонно росла. К 1939 г. количество грамотных в РСФСР составляло уже 89 процентов. С 1930/31 учебного года вводилось обязательное начальное образование. Кроме того, к тридцатым годам советская школа постепенно отошла от многих не оправдавших себя революционных нововведений: была восстановлена классно-урочная система, в расписание были возвращены предметы, прежде исключенные из программы как «буржуазные» (прежде всего история, всеобщая и отечественная). С начала 30 -х гг. быстро росло число учебных заведений, занимавшихся подготовкой инженернотехнических, сельскохозяйственных и педагогических кадров. В 1936 г. был создан Всесоюзный комитет по делам высшего образования.

¡ В то же время сталинский тоталитаризм создавал серьезные препятствия для нормального развития научного знания. Была ликвидирована автономия Академии наук. В 1934 г. она была переведена из Ленинграда в Москву и подчинена Совнаркому. Утверждение административных способов руководства наукой привело к тому, что многие перспективные направления исследований (например, генетика, кибернетика) по произволу партии были на долгие годы заморожены. В обстановке всеобщего доносительства и набирающих размах репрессий академические дискуссии часто заканчивались расправой, когда один из оппонентов, будучи обвинен (пусть и необоснованно) в политической неблагонадежности, не просто лишался возможности работать, но подвергался физическому уничтожению. Подобная участь была уготована очень многим представителям интеллигенции. Жертвами репрессий стали такие видные ученые, как биолог, основоположник советской генетики академик Н. И. Вавилов, ученый и конструктор ракетной техники, в будущем академик и дважды Герой Социалистического Труда С. П. Королев и многие другие.

Особенности развития литературы ¡ Значительно изменилась ситуация в литературе. В начале 30 -х гг. пришел конец существованию свободных творческих кружков и групп. Постановлением ЦК ВКП (б) от 23 апреля 1932 г. «О перестройке литературно-художественных организаций» был ликвидирован РАПП. А в 1934 г. на I Всесоюзном съезде советских писателей был организован «Союз писателей» , в который вынуждены были вступать все люди, занимавшиеся литературным трудом. Союз писателей стал инструментом тотального контроля власти над творческим процессом. Не быть членом Союза было нельзя, т. к. в таком случае писатель лишался возможности публиковать свои произведения и, более того, мог быть привлечен к уголовной ответственности за «тунеядство» . У истоков этой организации стоял М. Горький, однако его председательство в ней продолжалось недолго. После его смерти в 1936 г. председателем стал А. А. Фадеев (бывший РАППовец), остававшийся на этом посту на протяжении всей сталинской эпохи (до его самоубийства в 1956 г.). Помимо «Союза писателей» были организованы другие «творческие» союзы: «Союз художников» , «Союз архитекторов» , «Союз композиторов» . В советском искусстве наступал период единообразия. М. Горький

¡ ¡ Определяющим стилем в литературе, живописи и других видах искусства стал так называемый «социалистический реализм» . Стиль этот имел с настоящим реализмом мало общего. При внешнем «живоподобии» он не отражал действительность в настоящем ее виде, а стремился выдать за реальность то, что лишь должно было быть с точки зрения официальной идеологии. Искусству была навязана функция воспитания общества в строго заданных рамках коммунистической морали. Трудовой энтузиазм, всеобщая преданность идеям Ленина-Сталина, большевистская принципиальность– вот чем жили герои произведений официального искусства того времени. Реальность была гораздо сложнее и в целом далека от провозглашаемого идеала. Несмотря на идеологический диктат и тотальный контроль, продолжала развиваться и свободная литература. Под угрозой репрессий, под огнем верноподданной критики, без надежды на издание продолжали работу писатели, не желавшие калечить свое творчество в угоду сталинской пропаганде. Многие из них так и не увидели свои произведения опубликованными, это случилось уже после их смерти.

Изобразительное искусство, архитектура, театр и киноискусство. ¡ ¡ ¡ В данный период происходят значительные изменения и в изобразительном искусстве. Несмотря на то, что в 20 -е годы продолжают существовать Товарищество передвижных выставок и Союз русских художников, появляются и новые объединения в духе времени – Ассоциация художников пролетарской России, Ассоциация пролетарских художников. Классикой соцреализма в изобразительном искусстве стали работы Б. В. Иогансона. В 1933 г. была написана картина «Допрос коммунистов» . Вершиной развития скульптуры социалистического реализма стала композиция «Рабочий и колхозница» Веры Игнатьевны Мухиной (1889 – 1953). Скульптурная группа была изготовлена В. И. Мухиной для советского павильона на всемирной выставке в Париже в 1937 г. В архитектуре в начале 30 -х гг. ведущим продолжает оставаться конструктивизм, широко использовавшийся для строительства общественных и жилых зданий. Эстетика простых геометрических форм, свойственная конструктивизму, повлияла на архитектуру Мавзолея Ленина, построенного в 1930 г. по проекту А. В. Щусева. Быстро развивается кинематограф. Увеличивается количество снимаемых картин. Новые возможности окрылись с появлением звукового кино. В 1938 г. на экраны выходит фильм С. М. Эйзенштейна «Александр Невский» . Снимаются фильмы на революционную тематику.

Итоги: ¡ Итоги преобразований первых лет советской власти в области культуры были далеко неоднозначны. С одной стороны, были достигнуты определенные успехи в ликвидации неграмотности, ощущался подъем активности творческой интеллигенции, который выразился в организации новых и возрождение старых обществ и объединений, создании ценностей в области духовной и материальной культуры. С другой стороны, культура стала частью государственной политики, попав под контроль партийно-правительственного аппарата.

Культурная революция в СССР в годы


Главнооой целью культурных преобразованиоой, проводившихся большевиками в 1920–1930 х гг., было подчинение науки и искусства марксистскооой идеологии. Огромным делом для России была ликвидация безграмотности (ликбез). Создана государственная единая система народного образования, возникла советская школа нескольких ступенеоой. В 1 оой пятилетке было введено обязательное четырехлетнее, а во 2 оой пятилетке – семилетнее образование. Открывались вузы и техникумы, деоойствовали рабфаки (факультеты для подготовки рабочих к поступлению в высшие и средние учебные заведения). Обучение носило идеологизированныоой характер. Сформировалась новая, советская интеллигенция, к старооой же интеллигенции власть большевиков относилась с подозрением.


В литературе и искусстве внедрялся метод «социалистического реализма», прославление партии, ее вождеоой, героики революции. Среди писателеоой выдвинулись А. Н. Толстооой, М. А. Шолохов, А. А. Фадеев, А. Т. Твардовскиоой. Крупнеоойшими явлениями в музыкальнооой жизни стали произведения С. С. Прокофьева (музыка к кинофильму «Александр Невскиоой»), А. И. Хачатуряна (музыка к кинофильму «Маскарад»), Д. Д. Шостаковича (опера «Леди Макбет Мценского уезда», запрещена в 1936 г. за формализм). Широкую популярность приобрели песни И. Дунаевского, А. Александрова, В. Соловьева-Седого. Значительныоой шаг в своем развитии сделала кинематография. Наиболее выдающимся скульптурным произведением 1930 х гг. стал монумент В. Мухинооой «Рабочиоой и колхозница». Через различные творческие союзы государство направляло и контролировало всю деятельность творческооой интеллигенции.


В качестве единственного художественного метода признавался социалистическиоой реализм, принципы которого впервые были сформулированы в «Уставе Союза писателеоой СССР» (1934). Главным постулатом соцреализма стала партиоойность, социалистическая идеоойность. Эстетическое понятие «реализм» было волюнтаристски соединено с политическим определением «социалистическиоой», что на практике вело к подчинению литературы и искусства принципам идеологии и политики, к выхолащиванию самого содержания искусства.Соцреализм являлся универсальным методом, предписанным, помимо литературы, музыке, кино, изобразительному искусству и даже балету. Под его флагом прошла целая эпоха в отечественнооой культуре. Многие художники, чье творчество не укладывалось в прокрустово ложе соцреализма, в лучшем случае отлучались от литературы и искусства, в худшем подвергались репрессиям (Мандельштам, Меоойерхольд, Пильняк, Бабель, Хармс, Павел Васильев и др.). Социалистическиоой реализм


В 1918 году началось осуществление ленинского плана монументальнооой пропаганды. В соответствии с этим планом были убраны памятники, не представлявшие, по мнению новооой власти, историческооой и художественнооой ценности, например памятники Александру III в Петербурге и генералу Скобелеву в Москве. В то же время стали создаваться памятники (бюсты, фигуры, стелы, памятные доски) героям революции, общественным деятелям, писателям, художникам. Новые памятники должны были сделать изобразительно наглядными идеи социализма. К работе были привлечены как известные мастера (С.Т.Коненков, Н.А.Андреев), так и молодые скульпторы разных школ и направлениоой вплоть до студентов художественных училищ. Всего в годы в Москве было установлено 25 памятников, в Петрограде 15. Многие памятники не сохранились в основном потому, что были исполнены во временных материалах (гипс, бетон, дерево). Скульптура


В Петрограде в годах создается памятник «Борцам революции» - Марсово поле. Проект архитектора Л.В. Руднева.


Обелиск в честь первооой Советскооой Конституции в Москве. Бетон гг. Не сохранился. Архитектор Д. Н. Осипов.


Скульптурная группа "Рабочиоой и колхозница". Они держат в вытянутых вверх руках серп и молот, составляющие герб Советского Союза. Автор этого произведения - В.И.Мухина, крупнеоойшиоой скульптор этооой эпохи, одна из самых знаменитых женщин страны.


Архитектура Ведущим направлением в архитектуре х годов стал конструктивизм, которыоой стремился использовать новую технику для создания простых, логичных, функционально оправданных форм, целесообразных конструкциоой. Характерные для конструктивизма приемы - это совмещение цельных плоскостеоой с большими застекленными поверхностями, сочетание разных по композиции объемов. Советскиоой конструктивизм представлен в творчестве В.Е.Татлина. Он пытался использовать самые разнообразные материалы для строительства своих технических конструкциоой, включая проволоку, стекло и листы металла. О размахе клубного строительства можно судить по тому, что только в годах в стране было возведено 480 клубов, в том числе 66 в Москве. Целыоой ряд оригинальных по архитектуре клубов построено в этот период по проектам архитектора К.С.Мельникова в Москве и Подмосковье.


Клуб имени Русакова в Сокольниках (гг.)


Дворец культуры имени Лихачева, созданныоой по проекту крупнеоойших советских мастеров братьев Л.А., В.А., А.А.Весниных в годах.


Живопись и графика В 20-е годы самым мобильным, оперативным и распространенным видом изобразительного искусства была графика: журнальныоой и газетныоой рисунок, плакат. Они быстрее всего откликались на события времени в силу своеоой лаконичности, доходчивости. В эти годы развивались два типа плаката героическиоой и сатирическиоой, наиболее яркими представителями которых были Моор и Дени. Моору (Д.С. Орлову) принадлежат политические плакаты, ставшие классикооой советскооой графики "Ты записался добровольцем?" (1920), "Помоги!" (). Плакаты Дени (В.Н.Денисова) построены по другому принципу. Они сатиричны, сопровождаются стихотворными текстами, в них заметно влияние народного лубка. Дени широко использует и прием портрета-шаржа. Он автор таких известных плакатов, как "Или смерть капиталу, или смерть под пятооой капитала" (1919), "Кулак- мироед" (1921).


Моор (Д.С. Орлов) "Ты записался добровольцем?" (1920), "Помоги!" ().


Дени (В.Н.Денисов) "Или смерть капиталу, или смерть под пятооой капитала" (1919), "Кулак-мироед" (1921).


В послереволюционные годы появляется совершенно новаторская форма агитационного искусства - "Окна РОСТА" (россиоойского телеграфного агентства), в которых особую роль играли М.М.Черемных, В.В.Маяковскиоой, Моор. Плакаты, сопровождаемые острым текстом, откликались на самые злободневные вопросы: призывали к обороне страны, клеооймили дезертиров, агитировали за новое в быту. Они расклеивались в витринах или окнах магазинов, в клубах, на вокзалах. "Окна РОСТА" оказали большое влияние на графику времени Великооой Отечественнооой вооойны гг.






Кроме графики, в е годы развиваются и основные формы живописи. В изобразительном искусстве в эти годы существовали разные направления. Не только продолжало развиваться, но и переживало истинныоой расцвет искусство русского авангарда. Время революционных преобразованиоой влекло художников к новым творческим экспериментам. В России получили распространение такие авангардистские направления, как кубизм, футуризм, абстракционизм. Крупнеоойшие представители русского авангарда - М.3. Шагал, Н.С. Гончарова, К.С. Малевич, В.В. Кандинскиоой, М.Ф. Ларионов, А.В. Лентулов, П.Н. Филонов. Авангардисты нетерпимо относились к представителям классического искусства, считали себя революционными художниками, создающими новое пролетарское искусство. Они держали в своих руках многие печатные органы и выставочные помещения.


Гражданская война 1917-1922 и иностранная интервенция в России

Причины революции:

· разгон большевиками Учредительного собрания;

· стремление получивших власть большевиков удержать ее любыми способами;

· готовность всех участников использовать насилие как способ разрешения конфликта;

· подписание в марте 1918 г. Брестского мира с Германией;

· решение большевиками острейшего аграрного вопроса вопреки интересам крупных землевладельцев;

· национализацию недвижимости, банков, средств производства;

· деятельность продотрядов в деревнях, приведшую к обострению отношений новой власти с крестьянством.

Интервенция - Агрессивное вмешательство одного или нескольких государств, преимущ. вооружённое, во внутренние дела какой-н. страны.

Ученые выделяют 3 этапа гражданской войны. Первый этап продлился с октября 1917 г. по ноябрь 1918 г. Это время прихода к власти большевиков . С октября 1917 г. отдельные вооруженные столкновения постепенно переходят в полномасштабные военные действия. Характерно, что начало гражданской войны 1917 – 1922 гг., разворачивалось на фоне более масштабного военного конфликта – Первой мирово й. Именно это стало основной причиной последующей интервенции Антанты. Необходимо отметить, что каждая из стран Антанты имела свои причины для участия в интервенции(). Так, Турция желала утвердиться в Закавказье, Франция - распространить свое влияние на север Причерноморья, Германия – на Кольский полуостров, Японию интересовали сибирские территории. Целью Англии и Соединенных Штатов было одновременно расширение собственных сфер влияния и предотвращение усиления Германии.



Второй этап датируется ноябрем 1918 – мартом 1920 гг. Именно в это время произошли решающие события гражданской войны. В связи с прекращением военных действий на фронтах Первой мировой и поражением Германии постепенно боевые действия на территории России утратили интенсивность. Но, в то же время, наступил перелом в пользу большевиков, которые контролировали большую часть территории страны.

Заключительный этап в хронологии гражданской войны продлился с марта 1920 по октябрь 1922 гг. Военные действия этого периода велись, преимущественно на окраинах России (Советско-польская война, боевые столкновения на Дальнем Востоке). Стоит отметить, что, существуют и другие, более подробные, варианты периодизации гражданской войны.

Окончание гражданской войны ознаменовалось победой большевиков. Важнейшей ее причиной историки называют широкую поддержку народных масс. Серьезно повлияло на развитие ситуации и то, что ослабленные Первой мировой войной, страны Антанты не смогли скоординировать свои действия и нанести удар по территории бывшей Российской империи всеми силами.

Военный комунизм

Военный коммунизм (политика военного коммунизма) – название внутренней политики Советской России, проводимой во время Гражданской войны 1918-1921 годов.

Суть военного коммунизма заключалась в том, чтобы подготовить страну к новому, коммунистическому обществу, на которое были ориентированы новые власти. Для военного коммунизма были характерны такие черты, как:

· крайняя степень централизации управления всей экономикой;

· национализация промышленности (от мелкой до крупной);

· запрет на ведение частной торговли и свертывание товарно-денежных отношений;

· государственная монополизация многих отраслей сельского хозяйства;

· милитаризация труда (ориентация на военную промышленность);

· тотальное уравнительство, когда все получали равное количество благ и товаров.

Именно на основе этих принципов планировалось построить новое государство, где нет богатых и бедных, где все равны и все получают ровно столько, сколько необходимо для нормальной жизни.

Вопрос 41. Политическое развитие СССР в 1920-1930гг.

В период с 1928 по 1937 гг. в СССР было окончательно сформировано тоталитарное государство.

Рыночные механизмы были заложены государственным регулированием, а во всех сферах жизни общества был установлен режим тотального контроля, осуществляющегося партийно-государственным аппаратом.

Наблюдались и другие признаки тоталитарной системы:

1) монопартийность;

2) отсутствие оппозиции;

3) сращивание государственного и партийного аппарата;

4) фактическая ликвидация разделения властей;

5) уничтожение политических и гражданских свобод;

6) унификация общественной жизни;

7) культ руководителя страны;

8) контроль за обществом при помощи всеохватывающих массовых общественных организаций.

На вершине политической пирамиды оказался генеральный секретарь ВКП(б) И. В. Сталин.

К началу 1930-х гг. ему удалось одержать победу во внутрипартийной борьбе за власть, которая развернулась после смерти В. И. Ленина между ведущими партийными лидерами (Л. Д. Троцким, Л. Б. Каменевым, Г. Е. Зиновьевым, Н. И. Бухариным). и утвердил в СССР режим личной диктатуры. Основными структурами данной политической системы, были:

1) партия;

2) управления ЦК ВКП(б);

3) Политбюро;

4) органы государственной безопасности, действовавшие под прямым руководством И. В. Сталина.

Массовые репрессии как один из главных инструментов режима преследовали несколько целей:

1) устранение противников сталинских методов строительства социализма;

2) уничтожение свободомыслящей части нации;

3) удержание партийной и государственной машины в постоянном напряжении.

Строго регламентирующие не только поведение, но и мышление каждого своего члена, идеологизированные официальные организации были призваны с детства воспитывать человека в духе норм коммунистической морали.

По сути, каждая из них была лишь той или иной модификацией государственной идеологии для разных социальных групп. Так, наиболее привилегированным и почетным было членство в ВКП(б) (около 2 млн человек) и Советах (около 3,6 млн депутатов и активистов). Для молодежи существовал ВЛКСМ (комсомол) и пионерская организация. Для рабочих и служащих были профсоюзы, а для интеллигенции – союзы, зависящие от рода деятельности.

Логическим продолжением политического курса партии стало принятие 5 декабря 1936 г. на VIII всесоюзном чрезвычайном съезде Советов новой Конституции СССР. В ней было закреплено создание двух форм собственности:

1) государственной;

2) колхозно-кооперативной.

Система государственной власти также претерпела изменения:

1) высшим органом оставался Верховный совет СССР;

2) в перерывах между его сессиями властными полномочиями обладал Президиум Верховного совета.

Вопрос 42. «Культурная революция» в СССР (1920-30-е гг)

В культуре 1920–1930-х гг. можно выделить три направления:

1. Официальная культура, поддерживаемая советским государством.

2. Неофициальная культура, преследуемая большевиками.

3. Культура русского зарубежья (эмигрантская).

Культурная революция – изменения в духовной жизни общества, осуществлённые в СССР в 20-30-е гг. XX в., создание социалистической культуры. Термин «культурная революция» введён В. И. Лениным в 1923 г. в работе «О кооперации».

Цели культурной революции.

1. Перевоспитание народных масс – утверждение марксистско-ленинской, коммунистической идеологии в качестве государственной.

2. Создание «пролетарской культуры», ориентированной на низшие слои общества, основанной на коммунистическом воспитании.

3. «Коммунизация» и «советизация» массового сознания через большевистскую идеологизацию культуры.

4. Ликвидация неграмотности, развитие образования, распространение научных и технических знаний.

5. Разрыв с дореволюционным культурным наследием.

6. Создание и воспитание новой советской интеллигенции.

Главной целью культурных преобразований, проводившихся большевиками в 1920–1930‑х гг., было подчинение науки и искусства марксистской идеологии.

Большущим делом для России была ликвидация безграмотности (ликбез). Итоги культурной революции в СССР

К успехам культурной революции можно отнести увеличение уровня грамотности до 87.4% населения (по переписи 1939 года), создание широкой системы общеобразовательных школ, существенное развитие науки и искусства.

Характерные черты НЭПА. Причины поражения антисоветских сил. Причины свертывания НЭПА. Характерные черты советского тоталитарного режима. Экономические преобразования. Последствия гражданской войны. Всесоюзный съезд Советов. Вывод В.И.Ленина. «Очередные задачи Советской власти». Идейная основа курса – сталинская концепция развития страны. Итоги в политической сфере. Конец 20-х гг. – свертывание НЭПА.

«Культура в СССР 1920-1930» - Искусство Храм Христа Спасителя. «Путевка в жизнь» 1931г., Пудовкин. Планы… "Новая Москва". Коммунизм у нас получится. Постановление 1932г. Рабочий и Колхозница, 1937г.Сталь. Многоцветный и дивительный…..». «Депутат Балтики». Что было. "Освоение трактора". "На стройках новых цехов" 1932. "Будущие летчики" 1938. Изо. Стены Китай-города. Скульптор Вера Мухина. «Трактористы», 1939г. С. Кирсанов « Наши руки всему научатся Все загадки по нитке вытянем.

«Строительство коммунизма» - За какое время. Государство со строгими порядками. Каким получился новый дом. Советским людям удалось за такой короткий срок поднять страну. Трудящиеся выбрали Советы народных депутатов. Кто будет строить. Разруха. Кто будет руководить строительством. Недовольных жестоко наказывали. Наш дом. Весь народ участвовал в строительстве. Строим дом. Как люди представляли новый дом-государство. Голод. Война между жителями одного государства за власть в стране.

«Политика НЭПа» - Имущество церкви. Инструкция. Изменения. Пролетарская культура. Новая экономическая политика. Частные руки. Рабочий контроль. Червонец. Госсектор был малодоходным. Новая экономическая политика. Необходимость перехода к НЭПу. Высокие темпы экономического роста. Кржижановский. Продотряд. Лампочка Ильича. Комбеды. Годы НЭПа. Опасность. Людоеды. Подавление кронштадского мятежа. Партийная цензура. Замена продразверстки продналогом.

«НЭП в Сибири» - Система экономических реформ периода НЭПа. НЭП: новая стратегия или новая тактика. Красноярье: пять веков истории. НЭП: приобретения и потери. Сравнение реформ периода НЭПа и постсоветской России. Красноярский край в истории Отечества. Внешняя трудовая миграция в период НЭПа. Следует заметить, что интерпретация НЭПа постепенно менялась. НЭП в Сибири. Новая экономическая политика (НЭП) оказала положительное влияние.

«Развитие СССР в 20-30 гг.» - НЭП. Концессия. Внешняя политика СССР в 20-е гг. Характеристика. Основные этапы индустриализации. Общественно-политическая жизнь в 30-е гг. Культура СССР в 20-30-е гг. Отношения со странами Запада. Коллективизация. Главные проблемы. Индустриализация СССР. СССР в 20-30-е гг. Внешняя политика СССР в 30-е гг. Национально-государственное строительство. Генуэзская конференция. Три разных периода культурного строительства.