Ремонт Дизайн Мебель

Самые масштабные зарубежные стройки ссср. Великие стройки сталинской эпохи

Великие стройки коммунизма – именно так назывались все глобальные проекты советского правительства: магистрали, каналы, станции, водохранилища.

О степени их «величия» можно спорить, но о том, что это были грандиозные проекты своего времени, сомневаться не приходится.

«Магнитка»

Крупнейший в России Магнитогорский металлургический комбинат был спроектирован в конце весны 1925 года советским институтом УралГипромез. По другой версии – проектирование велось американской компанией из Клинвуда, а прототипом «Магнитки» стал комбинат «US Steel» в Гэри штата Индиана. Все три «богатыря», которые стояли у «руля» строительства комбината, - управляющий Гугель, строитель Марьясин и начальник треста Валериус, - были расстреляны в 30-е годы. 31 января 1932 года - запущена первая доменная печь. Строительство комбината проходило в тяжелейших условиях, при этом большинство работ осуществлялось вручную. Несмотря на это тысячи людей со всего Союза спешили на «Магнитку». Активно привлекались и зарубежные специалисты, в первую очередь американцы.

Беломорканал

Беломорско-Балтийский канал должен был соединить Белое море и Онежское озеро и обеспечить выход к Балтийскому морю и Волго-Балтийскому водному пути. Канал был построен силами заключенных ГУЛАГа в рекордно короткие сроки – менее чем за два года (1931-1933 годы). Протяженность канала составляет 227 километров. Это было первое в Советском Союзе строительство, реализованное исключительно заключенными, может, именно поэтому Беломорканал не всегда причисляют к «великим стройкам коммунизма». Каждый строитель Беломорканала именовался «заключенный каналоармеец» или сокращенно «зэ-ка», откуда и пошло жаргонное слово «зэк». Агитационные плакаты того времени гласили: «От жаркой работы растает твой срок!» Действительно, многим из тех, кто дошел живым до конца стройки, сроки были сокращены. В среднем же смертность доходила до 700 человек в день. «Жаркая работа» влияла и на питание: чем большую норму вырабатывал «зэ-ка», тем внушительнее получал «пайку». Стандарт - 500 гр. хлеба и баланда из водорослей.

Байкало-Амурская магистраль

Одна из крупнейших железнодорожных магистралей в мире строилась с огромными перерывами, начиная с 1938 года и заканчивая 1984. Сложнейший участок - Северо-Муский тоннель - был введен в постоянную эксплуатацию и вовсе только в 2003 году. Инициатором строительства выступил Сталин. О БАМе слагались песни, печатались хвалебные статьи в газетах, снимались фильмы. Стройка позиционировалась как подвиг молодежи и, естественно, никто не знал, что на стройку в 1934 году были отправлены заключенные, которые выжили после строительства Беломорканала. В 1950-х годах на БАМе трудилось порядка 50 тысяч заключенных. Каждый метр БАМа стоит одной человеческой жизни.

Волго-Донской канал

Попытка соединить Дон и Волгу была предпринята еще Петром Великим в 1696 году. В 30-е годы прошлого века был создан проект строительства, но война помешала его реализации. Работы возобновились в 1943 году сразу после окончания Сталинградской битвы. Однако датой начала строительства все же следует считать 1948 год, когда начались первые земляные работы. Кроме добровольцев и военных строителей в возведении трассы канала и его сооружений принимали участие 236 тысяч заключенных и 100 тысяч военнопленных. В публицистике можно найти описания ужаснейших условий, в которых жили заключенные. Грязные и вшивые от отсутствия возможности регулярно мыться (была одна баня на всех), полуголодные и больные – так выглядели на самом деле, лишенные гражданских прав, «строители коммунизма». Канал построили за 4,5 года – и это является уникальным сроком в мировой истории строительства гидросооружений.

План преобразования природы

План был принят по инициативе Сталина в 1948 году после засухи и свирепствовавшего голода 46-47 годов. План включал создание лесных полос, которые должны были преградить дорогу жарким юго-восточным ветрам – суховеям, что позволило бы изменить климат. Лесополосы планировалось разместить на площади в 120 миллионов гектаров – именно столько занимают Англия, Италия, Франция, Нидерланды и Бельгия вместе взятые. План также включал строительство системы орошения, в ходе реализации которой появилось 4 тысячи водохранилищ. Завершить проект планировалось до 1965 года. Было высажено более 4 млн. гектаров леса, а общая протяженность лесополос составила 5300 км. Государство решило продовольственную проблему страны, при этом часть хлеба стала экспортироваться. После смерти Сталина в 1953 году программа была свернута, а в 1962 году СССР вновь потряс продовольственный кризис – с прилавков исчезли хлеб и мука, начались перебои с сахаром и сливочным маслом.

Волжская ГЭС

Строительство крупнейшей гидроэлектростанции в Европе началось летом 1953 года. Рядом со стройкой в традиции того времени был развернут ГУЛАГ – Ахтубинский ИТЛ, на котором трудилось более 25 тысяч заключенных. Они занимались прокладкой дорог, проведением линий электропередач и общими подготовительными работами. К непосредственной работе по возведению ГЭС они, понятно, допущены не были. На объекте работали также саперы, которые занимались разминированием площадки для будущего строительства и дна Волги – близость к Сталинграду давала о себе знать. На стройке трудилось порядка 40 тысяч человек и 19 тысяч различных механизмов и машин. В 1961 году, превратившись из «Сталинградской ГЭС» в «Волжскую ГЭС имени 21 съезда КПСС», станция была введена в эксплуатацию. Ее торжественно открывал сам Хрущев. ГЭС являла собой подарок к 21 съезду, на котором Никита Сергеевич, кстати, объявил о намерении построить коммунизм к 1980 году.

Братская ГЭС

Строительство ГЭС развернулось в 1954 году на реке Ангаре. Маленький поселок Братск в скором времени разросся до крупного города. Строительство ГЭС позиционировалось как ударная комсомольская стройка. На освоение Сибири съезжались сотни тысяч комсомольцев со всего Союза. До 1971 года Братская ГЭС была крупнейшей в мире, а Братское водохранилище стало крупнейшим в мире искусственным водоемом. При его заполнении было затоплено порядка 100 деревень. Трагедии «Ангарской Атлантиды» в частности посвящено пронзительное произведение Валентина Распутина «Прощание с Матёрой».

КОМСОМОЛЬСКИЕ СТРОЙКИ в СССР,

1) один из способов организации строительства и перераспределения рабочей силы в народном хозяйстве.

2) Народно-хозяйственные объекты, ответственность за строительство которых брал на себя комсомол. Имели также идеологическое значение: должны были служить примером коммунистического отношения к труду. Статус комсомольской стройки придавался строительным объектам для обеспечения своевременного и качественного завершения их строительства при наименьших затратах. Наиболее значимые народно-хозяйственные объекты получали статус Всесоюзных ударных комсомольских строек. Находились главным образом в труднодоступных и малообжитых районах. Перечень комсомольских строек утверждался Бюро ЦК ВЛКСМ на основе предложений партийных, профсоюзных и комсомольских органов, министерств и ведомств и по согласованию с Госпланом СССР и ВЦСПС. Комсомольские стройки комплектовались рабочей силой посредством проводимых ЦК ВЛКСМ так называемых общественных призывов молодёжи и увольняемых в запас военнослужащих, а также за счёт временных добровольных комсомольско-молодёжных строительных отрядов. На комсомольских стройках практиковались свои методы организации труда. Действовали комсомольские штабы (работали под руководством комитета ВЛКСМ стройки), в состав которых входили молодые рабочие, бригадиры и специалисты, представители хозяйственных и профсоюзных органов, комсомольские активисты монтажных и специализированных организаций, субподрядных подразделений. Штабы совместно с профсоюзными организациями проводили соревнование среди комсомольско-молодёжных коллективов. В бригадах, на строительных участках создавались посты «Комсомольского прожектора» для борьбы за укрепление трудовой дисциплины, экономию строительных материалов, эффективное использование техники. Велась «Летопись ударной стройки», в которую заносились имена молодых рабочих и специалистов, комсомольско-молодёжных коллективов, внёсших значительный вклад в выполнение планов строительства.

Первой комсомольской стройкой стало строительство Волховской ГЭС. В 1920-30-е годы комсомольскими стройками были объявлены Сельмашстрой (Ростов-на-Дону), Тракторострой (Сталинград), Уралмашстрой, строительство Урало-Кузнецкого металлургического комбината, Комсомольска-на-Амуре, первой очереди Московского метрополитена, железнодорожной магистрали Акмолинск - Карталы, разработка нефтяных месторождений Волго-Уральской нефтегазоносной провинции и др. В 1950-70-е годы к Всесоюзным ударным комсомольским стройкам относилось строительство Братской, Днепродзержинской, Красноярской ГЭС, атомных электростанций, нефтепровода Уфа - Омск, Омск - Иркутск, газовых магистралей Бухара - Урал, Саратов - Горький, железнодорожной линии Абакан - Тайшет, Байкало-Амурской железнодорожной магистрали, первых очередей ряда заводов (Красноярского, Иркутского и Павлодарского алюминиевых, Ангарского и Омского нефтеперерабатывающих, Западно-Сибирского и Карагандинского металлургических) и др. Всесоюзными ударными комсомольскими стройками в 1959 году было строительство 114 предприятий промышленности и транспорта (154 в 1962, 135 в 1982, 63 в 1987). Принципы организации труда, принятые на комсомольских стройках, применялись также при освоении целинных земель Казахстана, Алтая, Новосибирской области. В связи с роспуском комсомола в сентябре 1991 организация комсомольских строек прекратилась.

В. К. Криворученко.

Титул крупнейшего государства планеты обязывал советские власти соответствовать ему буквально во всем, и объекты недвижимости не являлись исключением из этого правила. Некоторые интересные факты о самых грандиозных из них собрала в своем материале «Свободная Пресса».

Крупнейшее водное зеркало эпохи

Именно так говорили столичные экскурсоводы, принимая гостей со всего мира, об открытом бассейне «Москва», возведенном практически на том же самом месте, где до этого 48 лет простоял строившийся 44 года и взорванный в 1931 году Храм Христа Спасителя. Примечательно, что на этом месте сначала в течение 10 лет безуспешно пытались построить самое высокое на тот момент здание в мире. Но строительство 415-метрового Дворец Советов прервала начавшаяся Великая Отечественная война, и открытая общественная купальня по проекту архитектора Дмитрия Чечулина диаметром около 130 метров, вмещавшая в себя единовременно до 2000 человек, была открыта только в 1960 году.

Первоначально планировалось, что бассейн будет наполняться соленой водой из находящего на глубине около полутора километров подземного моря. Однако начатые в 1958 году бурильные работы были свернуты, в основном по причине их дороговизны. Но и без того уникальных особенностей на объекте хватало. Так, купаться в нем можно было круглый год (правда, по свидетельству современников, в мороз приходилось часто нырять, поскольку голова покрывалась льдом). Для посещения «Москвы» справки от врача не требовалось, при этом система санитарного контроля, очистки и обеззараживания воды была настолько хорошо организована, что за все 33 года не было зафиксировано ни одной жалобы от посетителей.

Популярность открытого бассейна среди населения была очень высока. Существовала даже шутка о том, что только в «Москве» знаменитый закон Архимеда действует по-особому: тело, погруженное в него, выталкивается наружу другим телом. Правда, стоит отметить, что эту народную любовь периодически омрачали слухи о том, что в бассейне (особенно в зимнее время) действует группа «топильщиков», мстящих обывателям за осквернение святого места.

Итоговой причиной закрытия бассейна «Москва» в 1993 году стал как раз его гигантский размер. Во-первых, из-за того, что в холодное время года температура воды в отдельных секторах доходила до +34 градусов, а площадь водного зеркала составляла 13000 квадратных метров, зимой вокруг него стояла плотная стена пара, которая вызывала сильную коррозию близлежащих зданий. Сотрудники расположенного неподалеку Пушкинского музея не раз жаловались, что из-за повышенной влажности серьезно страдают экспонаты.

Во-вторых, к тому времени, в связи с тяжелой экономической ситуацией, у городских властей элементарно не хватало средств на оплату необходимых для его функционирования ресурсов. Три последних года он простоял без воды, что привело к сильной деформации температурных швов чаши и коррозии трубопроводов.

825ГТС

Возведенная в период с 1953 по 1961 годы по предложению Иосифа Сталина база подводных лодок в тогда еще советской Балаклаве, пожалуй, имела все шансы именоваться самым крупным военно-инженерным сооружением двадцатого века. К ее созданию приложили руку строители самой высокой квалификации, включая столичных метростроевцев, которые работали круглосуточно в четыре смены.

На строительство базы (или объекта 825ГТС), по некоторым данным, было затрачено около 67 миллионов советских рублей, а в ходе работ в море на баржах было тайно вывезено и затоплено порядка 120 тысяч тонн скалистой породы. Но все усилия того стоили: укрытое под горой Таврос сооружение могло спокойно выдержать прямое попадание атомной бомбы мощностью от 100 до 150 килотонн (для справки — мощность «Малыша», сброшенного на Хиросиму в 1945 году, составляла от 13 до 18 килотонн в тротиловом эквиваленте). Внутри свободно размещались несколько атомных субмарин (по разным данным от 7 до 14), персонал в количестве до 1,5 тысячи человека, а также склады боеприпасов и вся необходимая инфраструктура для обслуживания и ремонта подлодок.

Некоторые энтузиасты до сих пор уверены, что в случае ядерной бомбардировки база могла использоваться в качестве бомбоубежища для местного населения, причем период его автономного существования мог достигать трех лет.

Вскоре после окончания строительства, в 1961 году, Никита Хрущев распорядился перепрофилировать базу в винный погреб, однако инициатива так и не была реализована. После распада СССР в 1993 году охрана объекта прекратилась и за последующие 7 лет он был элементарно разграблен, вынесены абсолютно все конструкции, содержащие хотя бы мало-мальский намек на содержание цветных металлов. В 2000 году Владимир Стефановский, возглавлявший севастопольское «Морское собрание», выступил с инициативой по превращению базы в «Музей «Холодной войны». В итоге через три года в Балаклаве прошла официальная церемония открытия военно-морского музейного комплекса как филиала Центрального музея ВС Украины.

Кстати, еще в 2010 году, когда полуостров входил в состав «незалэжной», некоторые российские СМИ со ссылкой на руководство Черноморского флота сообщили о том, что военные всерьез рассматривают возможность восстановления боевого потенциала музея и вероятность его использования по прямому назначению. Однако Константин Грищенко, занимавший на тот момент должность министра иностранных дел Украины, решительно опроверг подобный сценарий развития событий как противоречащий Конституции страны. Вполне вероятно, что теперь, после принятия населением Крыма судьбоносных решений, представители военно-морского ведомства РФ вернутся к данному проекту.

Волго-Донской канал

ВДСК (Волго-Донской судоходный канал) официально был открыт 27 июля 1952 года. Примечательно, что четырехлетние строительные работы, увенчавшиеся успехом, были не единственной в истории попыткой соединить воды двух великих рек в месте их максимального сближения. Сначала, согласно летописным источникам 16 века, об этом помышлял еще турецкий султан Селим Второй. Однако отряженная им в 1569 году армия турецких солдат в количестве 22 000 человек прекратила все работы уже через месяц. По словам турок, с этой задачей в то время не смогло бы справиться и все население Турции даже за 100 лет. Вторым стал Петр I, пригласив в 1697 году иностранца Иоганна Бреккеля в качестве руководителя стройки. Однако тот вскоре банально сбежал, осознав тщетность прилагаемых усилий. Возможно, сменившему его англичанину Перри и удалось бы довести начинание до конца, но разразившаяся в 1701 году Северная война поставила на проекте крест.

Только в XX веке, в результате титанических усилий свыше 700 тысяч вольнонаемных рабочих, 100 тысяч военнопленных немецкой армии и 120 тысяч узников ГУЛАГа, проект 101-километрового канала был реализован под руководством академика Сергея Жука. За все время строительства ВДСК было извлечено свыше 150 миллионов кубов земли и залито более 3 миллионов кубометров бетона, широко применялись шагающие экскаваторы и другая передовая на тот момент спецтехника в количестве 8000 единиц.

С ВДСК связаны многие интересные факты отечественной истории. Так, например, «за ударный труд» были сразу освобождены 15 тысяч заключенных, а еще 35 тысячам сократили сроки заключения. Об этом, в частности, упоминает профессор Николай Бусленко, ссылаясь на найденный в архиве Указ Президиума ВС СССР (с грифом «Без опубликования в печати») «О льготах заключенным, отличившимся на строительстве Волго-Донского судоходного канала имени В.И. Ленина». Интересная деталь — 3000 заключенных получили различные награды, 15 из них — орденом Трудового Красного Знамени. Кстати, именно на ВДСК родилось прочно вошедшая в наш лексикон в качестве самостоятельного слова аббревиатура «зек» («зк» — «заключенный каналоармеец»)

Также сразу после открытия и присвоения объекту имени Ленина на берегу первого шлюза был установлен гигантский памятник Сталину. Через девять лет, в 1961, всего за одну ночь, он был демонтирован. Долгое время 30-метровый постамент пустовал, и только в 1973 году на нем установили 27-метровый памятник Ленину, который вошел в Книгу рекордов Гиннеса как самый большой монумент в честь реально живших людей.

К сожалению, в последнее десятилетие заметно уменьшилась глубина канала (согласно проекту — 3,5 метра), участились случаи посадки судов на мели. В связи с этим транспортный поток сокращен наполовину, а ограничения по осадке не позволяют нагружать суда полностью. Два года назад представители Росморпорта заявили о выделении 400 миллионов рублей на углубление канала до 4,5 метров. С апреля 2007 года с подачи Владимира Путина рассматривается вариант строительства второй ветки Волго-Донского канала (так называемый Волгодон-2) с целью увеличения грузопотока объекта до 35 миллионов тонн в год. Правда, некоторые эксперты утверждают, что данные работы нанесут непоправимый ущерб рыбному хозяйству России. В частности, планируемое в рамках проекта возведение Багаевского гидроузла нерестовый ход рыбы в Дону будет полностью перекрыт. К тому же популяция некоторых видов рыб Северного Каспия может катастрофически сократиться.

Снимок в открытие статьи: вид на плавательный бассейн «Москва» под открытым небом, 1977 год/ Фото: Иван Денисенко/ РИА Новости

30 декабря 1922 года на первом Съезде Советов было провозглашено создание СССР. Тогда же С.М. Киров выдвинул амбициозную идею – построить Дворец Советов, который стал бы символом страны. Однако к воплощению задумки приступили только в 1931 году. На каждом этапе – от проекта до подготовки к воплощению и начала грандиозной стройки – Дворец Советов был сооружением, подобного которому в мире не существовало.

Борьба архитектурных стилей

В июне 1931 года объявили конкурс проектов. Через несколько месяцев был уничтожен храм Христа Спасителя. «Отжившее», по замыслам властей, должно было уступить место новому. На конкурс подавали заявки как профессиональные архитекторы, так и рядовые граждане Союза. В числе участников конкурса был также великий французский архитектор Ле Корбюзье. Во второй тур вышли работы Б. Иофана, И. Жолтовского и Г. Гамильтона. Все три проекта были выдержаны в монументальной стилистике. Позже подобный стиль назовут «сталинским ампиром». Выбор этих проектов знаменовал конец эпохи советского конструктивизма – легкость и ажурность уступили место помпезности и массивности. Оскорбленный игнорированием своего продуманного проекта Ле Корбюзье писал: «Народ любит королевские дворцы». В 1933 году был определен победитель - строительство должно было вестись по проекту Б. Иофана. Но эскиз-победитель сильно отличался от итогового варианта.

Трансформация идеи

Знаменитой башни с фигурой Ленина на первом эскизе не было: Дворец Советов выглядел как комплекс зданий, а на башне располагалась фигура Освобожденного Пролетария. Постепенно башня приобретала уровневую структуру, сопровождающие здания убирались. Высота здания должна была составлять 420 метров, из которых 100 – это высота статуи. Грандиозная статуя Ленина (один палец вождя был величиной с двухэтажный дом) на верхушке появилась только в 1939 году. Мысль сделать здание постаментом принадлежала не Иофану, а итальянцу Бразини. Сам Иофан хотел расположить памятник перед Дворцом, но властям пришлось по вкусу предложение Бразини. В центральной части Дворца предусматривался Большой зал на 22 тысячи человек. Сцена находилась в середине, зрительские ряды шли амфитеатром. Рядом с ним размещались фойе, подсобные помещения, Малый зал. В высотной части находились палаты Верховного Совета СССР, Президиум, кабинеты.

Грандиозная стройка

По проекту для строительства Дворца и всей инфраструктуры потребовалось бы снести едва ли не все исторические здания Волхонки. Предполагалось сделать грандиозную автостоянку, залитую бетоном площадь, отодвинуть ГМИИ им. А. С. Пушкина. На стройплощадке впервые в СССР выполнили предварительный анализ грунта с помощью колонкового бурения – пробурили ряд скважин глубиной до 60 метров и проанализировали состав почвы. Место оказалось удачным – на этой территории располагались плотные известняки и скальный «островок». Чтобы грунтовые воды не подтачивали фундамент, впервые применили битумизацию: вокруг котлована пробурили почти 2000 скважин, в них залили битум. Дополнительно установили откачивающие воду насосы и добавили изолирующее покрытие. Для финальной облицовки грандиозного сооружения построили камнеобрабатывающий комбинат, который потом «помог» сделать Москву гранитной: на нем обрабатывались каменные панели для метро, мостов и домов. Для производства бетона для Дворца недалеко от него был основан завод. На строительство фундамента (также спроектированного особым образом – в виде колец) потребовалось 550 тысяч кубометров бетона. Диаметр каждого кольца составлял около полутора сотен метров. На них устанавливались 34 колонны. Площадь одной колонны в поперечном сечении составляла 6 кв. м. На такой колонне мог уместиться автомобиль. Каркас здания создавался из особой марки стали, созданной специально для строительства – «ДС». Вспомогательный каркас, направлявший нагрузку на основной – из устойчивой к коррозии стали, попроще. Рядом с Ленинскими горами был основан завод, где элементы подготавливали к монтажу. Основной каркас решили монтировать на бетонных кольцах. Чтобы поднимать балки, на этих кольцах предполагалось собирать краны. Чем выше, тем меньше кранов: монтаж статуи должен был осуществлять только один кран.

Финал строительства

Проект предполагалось завершить к 1942 году. В 1940-м каркас достиг семи этажей, но началась война. Качественная сталь требовалась для производства противотанковых ежей, и пришлось демонтировать каркас. После войны у страны не было ресурсов на подобные сооружения. Проект перенесли на Воробьевы горы, где постепенно вместо Дворца выросло здание МГУ. В основу высоток был положен проект Иофана, и общие черты хорошо видны. Еще одним следом от проекта служит станция метро «Кропоткинская» – она замышлялась как подземный вестибюль Дворца и построена с максимальным размахом.

Реконструкция Ground Zero

РАСПОЛОЖЕНИЕ

Нью-Йорк, США

Дата открытия

2017 год

Стоимость

$25 млрд



Международная космическая станция

РАСПОЛОЖЕНИЕ

Орбита Земли

Дата открытия

2024 год

Стоимость

$150 млрд

Самый дорогой международный научный проект: с момента запуска в 1998 году на сборку и обслуживание МКС ушло уже $150 млрд. Состоящая из 14 модулей станция имеет длину в сотню метров и может разместить 6 космонавтов. Это не последняя конфигурация МКС: в ближайшие годы к ней должны быть присоединены ещё два исследовательских модуля. Недавно стало известно, что Россия не будет участвовать в проекте до 2024 года, как это предполагалось прежде: вместо этого Роскосмос сосредоточится на новых проектах.



Город Масдар

РАСПОЛОЖЕНИЕ

Абу-Даби, ОАЭ

Дата открытия

2020 год

Стоимость

$20 млрд

Научные парки, позволяющие соединить бизнес и передовые исследования, строятся по всему миру - высокие технологии могут стать основой экономики для экономик развивающихся стран. Впрочем, даже среди отстающих уже есть заведомые победители: богатые страны Персидского залива, инвестирующие в создание будущей инфраструктуры сверхдоходы от продажи углеводородов. Таков, например, проект Масдар в Абу-Даби - не технопарк, а целый город ценой в $20 млрд, спроектированный бюро британца Нормана Фостера. Работа в постиндустриальном городе на 50 000 человек будет построена вокруг нового Института науки и технологий, тесно взаимодействующего с MIT. Первые научно-исследовательские постройки в Маcдаре появились ещё в 2010 году, а к моменту своего завершения в 2020 году город станет воплощением всех современных технологий. В городе будет реализована новаторская система личного автоматического транспорта, а вся необходимая энергия будет поступать из возобновляемых источников.





Развлекательный парк Dubailand

РАСПОЛОЖЕНИЕ

Дубай, ОАЭ

Дата открытия

2015 год

Стоимость

$65 млрд

Зимняя Олимпиада в Сочи обошлась в $51 млрд - это самые дорогие спортивные игры в истории, но вряд ли самый масштабный развлекательный мегапроект. Всего через год в ОАЭ должен открыться комплекс Dubailand: на площади в 300 квадратных километров разместятся 45 тематических парков аттракционов, спортивных комплексов, торгово-досуговых центров и гостиниц. Dubailand будет в два раза больше «Всемирного центра отдыха Уолта Диснея» во Флориде и станет самым большим местом развлечений на планете.





Город Сонгдо

РАСПОЛОЖЕНИЕ

Южная Корея

Дата открытия

2015 год

Стоимость

$40 млрд

Основанный всего десять лет назад южнокорейский Сонгдо - одновременно аналог аэрополиса Аль-Мактум и научного города Масдар. Это компактный бизнес-город, расположенный неподалеку от международного аэропорта Инчхон и связанный с ним эффектным подвесным мостом. Через пару лет здесь будут жить порядка 65 тысяч человек - в основном предприниматели и учёные, работающие в одном из четырёх местных университетов. Сонгдо создавался с нуля как «зелёный» и «умный» город. Он станет площадкой для экспериментов в области интернета вещей.