Ремонт Дизайн Мебель

Игры «Дидактическая коробочка» и «Умный квадрат. Дидактические игры своими руками - мастер-класс

Дидактические игры своими руками для детского сада

Описание работы: игры сделаны своими руками из бросового материала для детей младшего возраста с целью познавательного развития, развития мелкой моторики рук и внимания. Игры могут быть полезны в работе с детьми воспитателям дошкольных учреждений, а также родителям. Можно использовать в совместной игровой деятельности воспитанников и педагога, как часть непосредственно организованной образовательной деятельности, а также при самостоятельной игровой деятельности детей.

Накопила пустые спичечные коробки. Подобрала картинки с животными и кормом для них.Приготовила цветную самоклеящуюся плёнку.


Обклеила коробки самоклеящейся плёнкой, сверху приклеила картинку взрослого животного, внутри картинку детёныша


а снизу коробки картинку с кормом


Можно играть. Дети заинтересованы и увлечены новой игрой.

«Животные, детёныши и их питание»

Задачи: упражнять детей различать домашних и диких животных, соотносить взрослого животного и детёныша, закреплять знания детей об образе жизни животных, об их питании.
Помимо образовательной задачи происходит отличное развитие мелкой моторики рук.
Ход игры: сначала ребёнок рассматривает изображение взрослого животного, называет его. Определяет, какое это животное: домашнее или дикое. Затем ищет глазами детёныша, называет его, вставляет в коробок.


Правильность ответа ребёнок может проверить сам. Части коробка по цвету одинаковы.
Таким же образом, ребёнок подбирает и корм для животного.

«Прятки»

Задачи: развивать память, внимание.
Для проведения игры необходимо сделать пособие из спичечных коробков «Шкафчик», взять крупную пуговицу.


6 пустых спичечных коробков надо склеить между собой в 2 ряда по 3 коробка в каждом с помощью клея Момент. Затем обклеить получившийся шкафчик


и ящички самоклеящейся плёнкой


Ход игры: педагог предлагает детям поиграть в прятки. Он прячет на глазах у детей пуговицу в один из ящичков шкафчика. Затем шкафчик убирает на несколько минут из вида (например, за спину). Потом показывает опять. Предлагает отыскать пуговицу в шкафчике.

Наглядное пособие для детей 2-5 лет.

Цель: Активизация интереса к познанию мира. Расширение кругозора. Уточнение и конкретизация вновь формирующихся и накопленных знаний

Задачи:

— развивать мелкую моторику рук.

— учить находить нужную фигуру, классифицировать предметы по заданным признакам.

— развивать наглядно-действенное и наглядно-образное мышление.

— развивать сенсорику (цвет, форма, величина).

— развивать зрительную память, восприятие и внимание.

— учить работать по образцу.

— совершенствовать слуховое восприятие.



Игры с использованием «Волшебной коробочки»

«Бантики»

Цель: развитие мелкой моторики

Ход игры:

Ребёнку предлагают ленточки для плетения и завязывания

«Прятки»

Цель: развитие тактильных ощущений, активизация речи.

Ход игры:

Игрушки решили поиграть с тобой в прятки. Много игрушек спряталось, но ты найди собачку. Только ищи пальчиками, на ощупь, и на подглядывай. Или: «Найди круглую и гладкую»

«Подбери по форме вкладыш к прорези»

Цель: Развитие зрительного восприятия, внимания, умение сопоставлять форму вкладыша с прорезью.

Ход игры:

Ребёнку предлагают разные вкладыши, поясняя, что ими можно закрыть все окна.

«Нанизывание бус разного цвета»

Цель: упражнять в чередовании предметов по цвету.

Ход игры:

Ребёнку предлагают нанизать бусы на нитку, чередуя их по цвету.

«Назови цвет»

Цель: упражнять детей в назывании цвета и оттенка (по светлоте).

Ход игры:

Водящий выбирает цветок подходит к одному из сидящих детей, и тот называет цвет и тот называет цвет и оттенок цветка. Если он не может ответить, цветок показывают другому ребёнку. Ответивший становится водящим, а первый ребёнок садится на его место.

«Шумелки, шуршалки»

Цель: совершенствовать слуховое восприятие.

Ход игры:

Воспитатель показывает закрытый футлярчик, гремит им и предлагает догадаться, что внутри. Найти одинаковые по звучанию игрушки.

«Цветочная поляна»

Цель: развитие мелкой моторики, закрепление основных цветов.

Ход игры: (для 2-3 лет)

— ребёнку предлагается расположить цветы на поляне в произвольном порядке. Затем подобрать к цветам серединки, прикрутив соответствующую по цвету крышку.

(для 4-5 лет)

— ребёнку предлагается расположить цветы на поляне по схеме или по указанию воспитателя: справа, слева в центре, сверху, снизу.

«Полёт бабочек»

Цель: развитие мелкой моторики, закрепление понятий один – много, закрепление умения застёгивать замки и кнопки.

Ход игры: (для 2-3 лет)

— ребёнку предлагается возле каждого замка расположить по одной бабочке, а на другом его конце прикрепить цветок. Расстегнув или застегнув замок показать путь бабочки до своего цветка.

(для 4-5 лет)

— ребёнку предлагается возле каждого замка расположить по одной бабочке по указанию воспитателя: в центре, сверху, снизу, а на другом его конце прикрепить цветок такого же цвета. Расстегнув или застегнув замок показать путь бабочки до своего цветка.

— отложить на нитке одну бусинку или много бусинок; разделить красные бусинки так же как зелёные.

«Весёлые подружки»

Цель: развитие мелкой моторики, закрепление навыков плетения, закрепление понятий большой – маленький.

Ход игры: (для 2-3 лет)

— ребёнку предлагается заплести косы у подруг и подарить им бантики большие или маленькие.

(для 4-5 лет)

— подобрать бантики по двум признакам (цвет, размер)

«Бантики»

Цель: развитие мелкой моторики, закрепление цвета.

Ход игры: ребёнку предлагается завязать банты.

«Шнуровка»

Цель: развитие мелкой моторики.

Ход игры: ребёнку предлагается зашнуровать колечки; завязать узелки.

«Чудесные кармашки»

1.Цель: развитие тактильных ощущений, активизация речи.

Ход игры: ребёнку предлагается ощупать пальцем 10 карточек; найти среди них: мягкие, жесткие, колючие, гладкие, шероховатые, меховые, бумажные; показать карточки с поверхностью похожей на шкуру животных, одежду; ощупать карточки и сказать на что похожа поверхность.

2. Цель: закрепление геометрических фигур и цвета.

Ход игры: ребёнку предлагается назвать геометрическую фигуру, её цвет и подобрать предметы похожие на длинную фигуру по форме.

«Волшебная коробочка» изготовлена из коробки обтянутой поролоном и обшита сверху тканью разного цвета. На каждой стороне коробки (всего их 5) пришиты детали из разного материала. На одной стороне: вшиты молнии, ниточки с бусинками, а также бабочки и цветочки на клёпках. На второй стороне изготовлены из ниток, ткани и ваты лица девочек, а также атласные банты на клёпках. На третьей стороне прикреплены крышечки от бутылок и цветочки изготовленные из ткани. На четвёртой стороне коробочки выполнена шнуровка с использованием металлических колец и шнурков, а так же пришиты кармашки из джинсовой ткани с бляшками для хранения карточек. И на пятой стороне коробочки, т.е. сверху пришиты банты.

Развитие детей во многом происходит через игру. Малыши 2-3 лет, которые только вступают в ряды дошкольников, начинают много времени проводить в коллективе сверстников, получает новые знания. Особенно ценными в ДОУ являются сделанные дидактические игры своими руками. Это тепло и забота мастера, который вкладывает душу в каждого ребенка, а также возможность дать малышам сенсорное развитие, первые навыки в математике и логике. Приведем вашему вниманию мастер-класс по созданию яркой дидактической игры с математическим уклоном для младшей группы ДОУ, в которую с удовольствием поиграют и более взрослые дошкольники. Процесс сопровожден картинками, поэтому вам будет легче творить.

Дидактические игры своими руками — математика бывает интересной

Чтобы сделать дидактическую игру своими руками, необходимо для начала подготовить и, что очень важно, рассчитать материал. Назовем ее «Собирай урожай» — ребята смогут три вида фруктов разложить на три разных дерева, а потом собрать их в тарелки, оставив листья. Когда малыши подрастут, они смогут играть в эту дидактическую игру уже с другим интересом: считать, каких фруктов они собрали больше или меньше, раскладывать поровну всем детям.

Для дошкольников в детском саду важно не просто играть, но и усваивать новые знания. В дидактической игре «Соберем урожай» дошкольники приходят к мысли, какие именно фрукты растут на деревьях, что это именно фрукты. Они могут рассказывать, какие на вкус плоды в каждом отдельном случае, делиться своим мнением о них, а это уже развитие речи. Приступим!

Пригодиться может все, что у вас есть. В общей сложности требуется сделать три дерева, несколько фруктов трех видов (у нас это будут сливы, груши и яблоки), три тарелки для них, а также по желанию листья. Чтобы сенсорика у ребят развивалась как можно лучше, стоит сделать детали из разных материалов. Это может быть:

  • Фетр. Одними из лучших считаются дидактические игры своими руками из этого материала, поскольку он износостоек, имеет много красивых цветов и легко поддается творчеству.
  • Резина (или прорезиненная цветная бумага).
  • Картон (тонкий и толстый).
  • Самоклеющаяся бумага.
  • Коробка или шкатулка, в которую можно положить детали дидактической игры.
  • Конечно, для процесса творения своими руками потребуются ножницы, игла, цветные нитки (лучше мулине), линейка. Мы еще использовали гуашь зеленого цвета для закрашивания задней стороны деревьев.

Дидактические игры своими руками - мастер-класс

Первым делом требуется сделать деревья. Но для того, чтобы они поместились в будущую коробку, стоит измерить ее ширину и длину — величины должны или соответствовать, или быть больше макета дерева. В нашем случае это примерно формат А4 (мы использовали коробку от сухого завтрака). Рисуем будущее дерево на бумаге и вырезаем его.

Рисовать можно сразу на картоне, если вы не боитесь прогадать с размером. Вырезаем деревья из толстого картона и обклеиваем самоклеющейся бумагой. Можно приклеить детали из фетра, если зеленого цвета достаточно в запасах.

Следующий шаг в создании дидактического материала своими руками для наших любимых малышей — фрукты. Для них мы тоже готовим выкройки из обычной белой бумаги.

Для каждого фрукта сделана одна выкройка — ее мы прикладываем к тонкому картону и обрисовываем. Картонных заготовок для дидактической игры нужно сделать столько, сколько будет фруктов. У нас это 7 слив, 6 яблок и 5 груш. Внимание! Вырезать макеты из тонкого картона нужно с отступом внутрь на 3-4 мм, чтобы потом было удобнее их вкладывать между двумя слоями фетра.

По выкройкам из простой бумаги нужно сделать заготовки из фетра для фруктов. Для этого подбираются оптимальные цвета и вырезается вдвое больше плодов, чем у нас уже есть картонных заготовок.

Важно правильно подобрать цвет нитей для деталей. Если у вас нет мулине подходящих цветов, то можно все фрукты обшить одним цветом — например, белым.

Теперь сшиваем половинки, вложив центр по одной картонной заготовке. Фрукты для дидактической игры готовы!

Чтобы ребята ДОУ смогли собирать с деревьев урожай, нужно сделать тарелки или корзинки. Аналогично вырезаем выкройки для 3 тарелок.

Сшивать детали тарелок лучше черным или другим контрастным цветом, чтобы имитировать углубление в них.

Чтобы сделать разными детали дидактической игры, можно смастерить для деревьев листики. Их можно сделать своими руками из того же фетра, а можно вырезать из картона или прорезиненной бумаги, как в нашей игре. Украсить игру можно и яркими цветками, сделав импровизированную лужайку вокруг деревьев. Большой плюс — дополнительные аксессуары вроде птичек, зайчиков или других зверюшек, которые будут собирать с детками созревший урожай. Наша дидактическая игра своими руками готова!

Осталось преобразить коробку для дидактической игры. Для этого обклеим имеющуюся коробку самоклеющейся бумагой, лучше белой. Распечатаем на принтере название игры и приклеем широким скотчем к уже обклеенной коробке.

Каждый миг, проведенный ребенком за самодельной дидактической игрой, содержащей элементы математики и логики, приближает его к большему пониманию окружающего мира. Он рук, узнает что-то новое, учится общаться со сверстниками и педагогом. Дидактическая игра — важный элемент занятий воспитателя в младшей, старшей и . Создавайте для малышей здоровую правильную атмосферу, даже в играх.

Игра «Дидактическая коробочка» — своими руками: ознакомление с цветом, развитие речи, развитие мелкой моторики, ознакомление с временами года.

Автор игры – учитель –дефектолог Маханева Ольга. Ольга работает с детьми от двух до десяти лет. Эта игра получила премию «За лучшую речевую игру» на нашем конкурсе развивающих игр своими руками Интернет-Мастерской развивающих игр «Через игру – к успеху!» — 2015. Это уже не первая игра Ольги, которая получает призы в конкурсе, ведь Ольга уже третий год участвует в нашем проекте и всегда делится своими идеями с другими педагогами и родителями.

Описание игры «Дидактическая коробочка»

Игра «Дидактическая коробочка» изготовлена из круглой жестяной коробки из-под конфет или печенья. Дно и крышка коробочки изнутри обклеены разноцветным фетром по секторам. Боковая грань крышки обклеена магнитной лентой.

Дно дидактической коробочки состоит из секторов четырех основных цветов — синий (зима), зеленый (весна), красный (лето), желтый (весна).

Крышка дидактической коробочки изнутри разделена на восемь секторов в соответствии с цветами радуги плюс белый цвет.

Крышка коробки снаружи разделена на 4 сектора и проклеена белым, серым, оранжевым, коричневым фетром. Это основные цвета шерсти животных, которые можно называть: зайчик белый, лиса оранжевая, медведь коричневый, волк серый.

Боковая часть крышки дидактической коробочки проклеена магнитной лентой. На нее можно прикреплять плоскостные черно –белые изображения зверей или птиц, называя их окрас и нюансы оттенков (бурый, рыжий).

Теперь добавляем кубики:

— на первом кубике – изображения лесных животных (на одной грани – одно животное),

— на втором кубике – действия животных (как они могут передвигаться),

— на третьем кубике – окрас животных (белый, серый, рыжий, коричневый, серо-белый, бело –рыжий и т.д.),

— на четвертом кубике – цифры или точки.

Пример игры с кубиками Вы найдете в статье

Как использовать игру «Дидактическая коробочка»

Игру можно использовать для знакомства детей с цветом, с временами года, геометрическими фигурами, развития мелкой моторики (упражнения с использованием прищепок), развития речи ребенка.

Варианты заданий с игрой:

— подбери пару (прикрепить красные прищепки к красному сектору, желтые – к желтому и так далее в соответствии с цветом секторов),

— назови, какого цвета животные – игра с крышкой коробки (речевая грамматическая игра для освоения согласования прилагательных и существительных: зайчик серЫЙ, мышка серАЯ, кошки серЫЕ). Размещаем фигурку животного на боковой магнитной панели крышки в соответствующем по цвету секторе и называем животное и его цвет,

— времена года (разложить картинки с признаками времен года по секторам и объяснить свой выбор – почему ребенок считает, что на картинке изображена весна, а не лето или осень),

— развитие мелкой моторики: а) прикрепление прищепок разных цветов в соответствии с цветом секторов, или б)прищепок с фигурками на бортик коробки. (Например, в игре «найди свой домик». Если бантик у игрушки синего цвета, то его домик – синий. И фигурку животного нужно прикрепить на синий сектор. Если красного – то красный и т.п.),

— классификация. Задание – разложить геометрические фигуры разной формы, размера, толщины по цвету по секторам в коробку (ребенку нужно выделить ведущий признак – цвет, не обращая внимания на разную толщину фигурок и их размер и форму)

— собери месяца года (называем месяца каждого времени года, если ребенок правильно назвал месяц, то он прикрепляет прищепку на соответствующий сектор).

— найди соседей (назвать соседей месяца – например, соседи января – это декабрь и февраль).

Коробку можно также использовать как домик –теремок для режиссерских игр с детьми.

Желаем Вам интересных игр!

марина пирогова

Уважаемые коллеги!

Предлагаю Вашему вниманию дидактические игры для 2-ой младшей группы, сделанные своими руками.

Все игры довольно просты в изготовлении, имеют незатратные расходные материалы. Их можно использовать как в образовательной деятельности, так и в свободное время. Дети с большим интересом и увлечением играют в них.

Д/и «Игры с бельевыми прищепками»

Цель: Развивать мелкую моторику рук. Формировать умение различать и объединять предметы по признаку и цвету. Развивать речь детей.

Для данной игры необходимо подготовить фигурки (я нашла в интернете, распечатала и заламинировала, и конечно, сами прищепки. Обычные бельевые пластиковые разноцветные прищепки. Будет лучше, если цвета будут более «настоящие» (т. е. именно синий, именно желтый и. т. д.)

Д/и «Подбери чашки к блюдцам»

Цель: Развивать умение детей различать цвета и использовать название цветов в речи. Развивать мелкую моторику, внимание.

Для этой игры нужно вырезать из цветного картона (лучше использовать основные цвета) «чашечки» и «блюдца». Детям необходимо в соответствии со цветом собрать чайную пару.

Д/и «Подбери колеса к машинкам»

Цель: Закрепить умение детей сопоставлять предметы по величине, выбирая из двух заданных величин.


Для игры надо вырезать из картона силуэты автомобилей двух размеров. К ним соответствующие по размеру колеса.

Д/и «Укрась дымковскую игрушку»

Цель: Обогащать знания детей о дымковской народной игрушке, ее героях, деталях и цвете росписи. Формировать умение детей красиво воспроизводить узор, передавая особенности дымковской росписи.


Для этой игры необходимо из плотного картона (я еще и заламинировала) вырезать силуэты простых дымковских фигурок. Дети должны обвести шаблон и раскрасить его в соответствии с особенностями дымковской росписи.

Д/и «Спрячь мышку»

Цель: Знакомить с шестью основными цветами, развивать умение различать их. Закреплять знания о понятиях «большой-средний-маленький». Развивать быстроту реакции, внимание, мышление.


Материал для данного пособия простой: квадраты шести основных цветов одинакового размера. В середине каждого квадрата расположен белый квадрат – «окошечко» трех разных размеров с изображением мышки (мышку я нашла в интернете). К каждому цветному квадрату с «окошечком» прилагается соответствующий квадратик «дверца». Все предметы из картона я обернула прозрачной самоклеящейся пленкой.

Д/и «Укрась бабочку»

Цель: Развивать умение детей группировать предметы по цвету. Закреплять знания о геометрической фигуре – круг, о понятиях «один-много, «большой-маленький». Развивать мелкую моторику рук, внимание.


Для игры надо вырезать из цветного картона или плотной цветной бумаги силуэты бабочек (интереснее, ели будут разные) и круги разного цвета и размера.

Надеюсь, что эти незатейливые игры заинтересуют и увлекут Ваших воспитанников. А Вам пригодятся при достижении поставленных целей!

Публикации по теме:

Сенсорное воспитание - целенаправленное совершенствование сенсорных процессов: ощущений, восприятии, представлений о внешних свойствах предметов:.

Без значительных материальных и временных затрат можно изготовить полезные и привлекательные дидактические пособия, которые могут быть использованы.

Альтернативный вариант дорогостоящим дидактическим играм - игры, сделанные своими руками. Каждый раз перебирая старые кубики, рука не поднимается.

1. Игра "Домашние и дикие животные". На картон наклеены 2 картинки: лес и деревня, Проделаны дырочки и вставлены винтовые горлышки.

Дидактические игры своими руками для детей 2-3 лет Собери букет в вазу Цель: развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста..

Здравствуйте уважаемые коллеги. Хочу продемонстрировать игры своими руками, которые я постоянно использую и которые получили популярность.

Групповой участок 1 младшей группы "Ягодки" центр театрализованной деятельности и ряжения музыкальный центр уголок уединения уголок сюжетных.