Ремонт Дизайн Мебель

Фгос-достоинства и недостатки системы образования.уважаемые коллеги, прошу поучаствовать в обсуждении. Плюсы и минусы дошкольного образования


История введения ФГОС дошкольного образования и пути преемственности с ФГТ «Временные (примерные) требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении» (приказ Министерства образования РФ от г., 448)


Временные (примерные) требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении (Приложение 2 к приказу Министерства образования РФ от 22 августа 1996г. 448). Они включали критерии А. оценки содержания и методов воспитательно - образовательной работы с детьми каждого года жизни по следующим направлениям: развитие, физическое развитие и здоровье, взаимодействие сотрудников с детьми, развитие игровой деятельности, развитие ребенка в изобразительной деятельности, развитие ребенка в музыкальной деятельности, развитие ребенка в театрализованной деятельности, развитие конструктивной деятельности, речевое развитие ребенка, развитие элементарных математических представлений, развитие элементарных естественнонаучных представлений, развитие экологической культуры детей, развитие представлений о человеке в истории.


Б. Критерии организации деятельности дошкольного образовательного учреждения (руководство и контроль). В. Критерии оценки материально – технических и медико – социальных условий пребывания детей в ДОУ (развивающая среда, безопасность, охрана здоровья ребенка).


Постановление Правительства РФ от «О федеральных компонентах образовательных стандартов дошкольного образования» Конкурс по разработке стандартов дошкольного образования


«Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от г. 655) вступили в силу


Принцип интеграции 1. интеграция осуществляется в рамках образовательного, а не воспитательно- образовательного процесса 2. в качестве оснований для интеграции, объединения задач и содержания образовательного процесса выступают так называемые «образовательные области». Интеграция Задачи Содержание Механизмы Средства


Учет принципа интеграции при разработке образовательной программы детского сада Было: Образовательная программа как системная модель воспитательно- образовательного процесса, охватывающая все основные моменты их жизнедеятельности с учетом приоритетности видов детской деятельности в каждом возрастном периоде. Стало: Общеобразовательная программа как комплексная модель интеграции образовательных областей в соответствии с комплексно-тематическим принципом планирования образовательного процесса.


Требования к мониторингу При этом мониторинг должен описывать «интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения Программы». Виды мониторинга Промежуточные результаты Итоговые результаты ППД развития в период перехода в школу






1. Определение дошкольного образования как одного из уровней системы общего образования, который при этом не является подготовительным. Признание уникальности данного уровня на основе признания самоценности дошкольного детства, требование для предоставлению данному уровню таких же социально-экономических возможностей, как и другим уровням, в том числе, государственному финансированию.


«Плюсы» стандарта 2. Несмотря на сведение образовательного процесса к образовательной услуге, закрепленную в ФЗ «Об образовании в РФ», ориентированность стандарта и образовательной программы на психолого- педагогическую поддержку позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и реализацию индивидуального подхода к каждому ребенку.




«Плюсы» стандарта 4. Отражение в содержании образовательной программы следующих аспектов образовательной среды для ребёнка дошкольного возраста: предметно-пространственная развивающая образовательная среда; характер взаимодействия со взрослыми; характер взаимодействия с другими детьми; система отношений ребёнка к миру, к другим людям, к себе самому.


«Плюсы» стандарта 5. Формулирование для педагога основных компетенций, необходимых для создания социальной ситуации развития воспитанников, соответствующей специфике дошкольного возраста: 1) обеспечение эмоционального благополучия, 2) поддержку индивидуальности и инициативы детей, 3) установление правил поведения и взаимодействия в разных ситуациях, 4) построение развивающего образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого воспитанника, 5) взаимодействие с родителями по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательный процесс, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.


«Плюсы» стандарта 6. Обоснование необходимости использования (или введения) новых форм организации образовательного процесса, связанных с взаимодействием детей друг с другом в парах и между собой, с родителями. Такие формы будет способствовать социализации детей, формированию положительного микроклимата и дружеских отношений в коллективе сверстников.


«Плюсы» стандарта 7. Много внимания уделяется в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования поддержке детской инициативы и самостоятельности. При этом самостоятельная деятельность - это одно из "западающих" звеньев в нашем образовании, и не только в дошкольном. При этом основные проблемы связаны с взрослыми - родителями и педагогами, не владеющих как организацией самостоятельной (свободной) деятельностью, так и самой этой деятельностью. Работа по самообразованию в этой области предстоит огромная. Тем более, что многие практики даже не представляют себе, как можно совместить воспитание самостоятельности и коллективизма у дошкольников.




1. Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", федеральный государственный образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно- правовому регулированию в сфере образования. Это понятие определяет как объект, так предмет регулирования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.



«Минусы» стандарта 2. Цели и задачи, целевые ориентиры дошкольного образования между собой не согласованы. Цели, задачи и целевые ориентиры дошкольного образования, дошкольной образовательной организации, образовательной программы детского сада и образовательной деятельности педагога – это не одно и то же. В ФГОС дошкольного образования они не дифференцируются, накладываются друг на друга и подменяют друг друга.


3. Самое «больное» место в стандарте – управление качеством процесса. В тексте нет вообще упоминания о том, что такое образовательный процесс, связанный с ним индивидуальный образовательной маршрут и траектории развития каждого ребенка, их виды и формы. Если уж речь идет об индивидуализации, образовательные потребности – не особые, а для всех детей, в соответствии с правом на образование, о котором говорится в Конституции РФ. Исходя из контекста использования данного термина, можно сделать вывод о том, что образовательный процесс утратил признаки системы и возможности его преемственности со стандартом начального школьного образования, они только декларируются.


4. Больше всего «неразберихи» будет из-за выделения пяти образовательных областей, среди которых совершенно неправомерно названо в качестве направления социально-коммуникативное развитие (вместо социально-личностного или социально-нравственного, полностью охватывающих указанные в нем задачи), разведены речевое развитие и познавательное развитие, хотя они всегда проникали друг в друга и ранее объединялись термином «умственное развитие». Наравне с математическим и экологическим развитием.


5. Из образовательной программы выплеснуты модели организации образовательного процесса – единственный управленческий механизм, способный восстановить системность образовательного процесса. В программе вместо этого требуется описать режим дня в разных возрастных группах и события в течение года на уровне детского сада. Волей-неволей педагогам детского сада навязывается событийная или ситуативная модель организации.


6. Среди условий реализации программы большое внимание уделено финансовым условиям. При этом полностью отсутствует взаимосвязь этих условий с содержанием и результатами (особенно!) реализации образовательной программы. При аккредитации будет множество проблем, тем более, что нет критериев оценки результатов деятельности детского сада, а целевые ориентиры эту задачу не решают. Не учтены организационно- правовые формы ДОО, среди которых есть автономные, бюджетные и казенные учреждения. Правовые условия заключения и расторжения образовательных правоотношений, выполнения или невыполнения госзаказа на услуги в тексте тоже не отражены, хотя ФГОС призван регулировать правовые отношения в сфере образования. Шаг 1. Создание Координационного совета и рабочей группы для разработки и управления программой изменений и дополнений образовательной системы ДОО Шаг 2. Определение изменений и дополнений в образовательную систему ДОО Шаг 3. Разработка единичных проектов изменений в сводную программу изменений и дополнений Шаг 4. Разработка плана-графика изменения дополнений образовательной системы основного общего образования


ФГОС дошкольного образования 2.6. Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области): социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.


План мероприятий по подготовке к введению ФГОС… Задачи: 1. разработать локальные нормативные акты, регулирующие подготовку и введение ФГОС; 2. разработать проект Основной образовательной программы; 3. обеспечить методическое сопровождение педагогов, участвующих в пилотном проекте по введению ФГОС.


В городе Москве внедрение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования осуществляют: Городской методический центр mosmetod.ru; Московский институт развития образования; Федеральный институт развития образования РАО; Институт стратегических исследований в образовании в Российской Федерации РАО; Городские педагогические университеты.



Большинство родителей согласятся, что детский сад — важный этап в жизни детей, но некоторые из них, как ни удивительно, позволяют себе не согласиться с этим. Согласно последним исследованиям, некоторые родители предпочли бы сохранить своих маленьких малышей дома и оградить их от внешнего мира «немного дольше». Те, кто не в пользу этого мнения, считают, что дошкольное учреждение есть необходимая возможность для их детей расти как умственно, так и физически, в независимой обстановке.

Программы для детей младшего возраста могут сделать подготовку и предоставление необходимой основы для дальнейшего обучения детей, а также может помочь в привлечении их к соответствующему возрасту опыту. Держать ребенка подальше от дома, может быть пугающей задачей для родителей, но если они работают, будет совсем трудно находится рядом с детьми ежеминутно. В этом случае,дошкольное учреждение может рассматриваться как хороший вариант. Этот образовательный опыт, может помочь в создании эмоционального диапазона ребенка, а также помогает им одновременно учиться. Родители могут теперь вздохнуть с облегчением, так как все дошкольные учреждения клянутся обеспечить безопасной и надёжной средой. Читайте дальше, чтобы узнать больше о плюсах и минусах дошкольного образования .

Дошкольное образование — преимущества и недостатки

Плюсы

Ранняя социализация

Дошкольное учреждение является прекрасной возможностью для детей, чтобы пообщаться с другими детьми своего возраста,тем самым помогая им строить социальные навыки для более поздних лет. На ранней стадии, если родители или учителя замечают, что ребёнок не очень общительный или имеет тенденцию оставаться затворником, можно рассматривать определенные решения и проблему, которые можно решить пока не стало слишком поздно. Таким образом, дети занимаются, учится говорить и играть дружно с другими,одновременно завоевывая друзей и построение взаимоотношений. Это является важной социальной составляющей для детей, так как они могут создавать свои собственные маленькие детские сети.

Независимое отношение

Это может быть чрезвычайно болезненным для детей, чтобы оставить родителей вначале, или наоборот. Но, в конце концов, ребенок начинает адаптироваться к новым условиям и начинает развивать отношения с другими людьми, а не только с родителями, такими как учителя и даже другие дети. Именно здесь дети учатся и строят свои собственные контакты, а также учатся играть и общаться дружелюбно с другими в структурированной среде. Дошкольное образование обеспечивает саморазвитие среды для роста детей социально, что в конечном итоге завершается в самостоятельный характер с самого начала.

Обогащение обучения и развлечения

Дошкольное образование имеет больше возможностей для малыша. Академическая обстановка не очень трудоемкая для маленьких детей, и это всё идёт ступенькой, которая может помочь детям активироваться и заложить прочные основы для будущего «в режиме школы’. Дошкольное образование это веселый период обучения для детей и для родителей, на создание прочной базы для их ребенка в будущем в схоластических начинаниях.

Спасение для родителей

Для работающих родителей, оставлять малышей в дошкольных учреждениях становится необходимостью. Некоторым родителям очень сложно оставить своего ребенка на попечение няни или дневного центра. В этом случае, детские дошкольные учреждения являются спасителями, которые помогают родителям, взяв их ответственность на себя, а также обеспечивая их детям базовое образование.

Минусы

Расходы на дошкольное образование

Несколько дошкольных учреждений могут быть очень дорогими, и несут ответственность, в большинстве случаев, для зияющей дыры в родительских банковских счетах. Это главная причина того, почему некоторые родители предпочитают держать своих детей дома, чтобы избежать лишних расходов. Парящая дошкольная плата является одной из основных причин, почему родители предпочитают домашнего репетитора для их детей в первые годы. Однако, они забывают учитывать тот факт, что , обучают детей и другим аспектам, таким как совместное использование и уверенность в себе. Поэтому всегда желательно исследовать наиболее доступные варианты, с точки зрения качества обучения и доступности цен.

Небезопасная среда

Дети проводят значительное время в дошкольных учреждениях , в диапазоне от 5 до 8 часов. Это может оказаться опасным с точки зрения долгих часов, проведенных вдали от дома, конфликтов между детьми над игрушками, без родительского надзора, а также в терминах объектов или материалов, с которыми дети иметь дело находясь вдали от дома. Таковы некоторые из вопросов, о которых родители должны подумать, прежде чем принимать решение, должны они или нет отдавать их ребёнка в дошкольное образовательное учреждение . Хотя большинство дошкольных учреждений , обеспечивают безопасной средой, поэтому родители должны провести тщательные исследования о претензиях, прежде чем принимать окончательное решение.

Последствия для здоровья

Дети в возрасте 3 и 4 лет плохо приспосабливаются к новым условиям, чем те,в которых они были воспитаны. С увеличением числа детей, поступающих в дошкольные образовательные учреждения , наблюдается также рост уровня заболеваний, который распространяется через одного ребенка к другому. В конце концов, что знает 3-х или 4-летний ребёнок о гигиене? Делясь игрушками, вместе обедая или даже просто играя со своими одноклассниками, дети могут заболеть.

Боль разлуки

Больше, чем любой другой аспект, родители находят эмоциональное испытание быть отделёнными от ребенка, для них это очень напряженный период. Ребёнок также внезапно столкнулся с новой средой без защиты или щита родителей. В результате, родители получают эмоциональный срыв, а дети, в большинстве случаев, плачут, когда остаются в дошкольном образовательном учреждении .

Меньше внимания

Все маленькие дети требуют внимания с самого раннего детства, и в программах для детей раннего возраста, это более отдаленная возможность. Многие дети, о которых нужно заботиться, учителям или воспитателям, всё труднее обеспечить один-на-один внимание детям. В этом случае учителя могут сослужить меньшее внимание к каждому ребенку, давая меньше возможностей для роста детей индивидуально.

Чем раньше ребенок будет помещён в дошкольное образовательное учреждение, тем легче будет адаптация для ребенка и родителей. Дошкольное образование это не только веселье и игры, но и является важным аспектом с точки зрения академического и социального развития. Таким образом, родители имеют возможность задать нужные вопросы и провести детальные исследования, оценить преимущества и недостатки дошкольного образования , прежде чем отпустить их детей одних. Это, в конце концов, поможет сделать правильный выбор, который может сделать перерыв или более отдаленное будущее образовательного опыта для детей.

Определение дошкольного образования как одного из уровней системы общего образования, который при этом не является подготовительным. Признание уникальности данного уровня на основе признания самоценности дошкольного детства, требование для предоставления данному уровню таких же социально-экономических возможностей, как и другим уровням, в том числе государственному финансированию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

В чем вы видите плюсы и минусы новых стандартов образования?

Плюсы современного дошкольного образования.

1. Определение дошкольного образования как одного из уровней системы общего образования, который при этом не является подготовительным. Признание уникальности данного уровня на основе признания самоценности дошкольного детства, требование для предоставления данному уровню таких же социально-экономических возможностей, как и другим уровням, в том числе государственному финансированию.

2. Несмотря на сведение образовательного процесса к образовательной услуге, закрепленную в ФЗ «Об образовании в РФ», ориентированность стандартами образовательной программы на психолого-педагогическую поддержку позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и реализацию индивидуального подхода к каждому ребенку прослеживается в полной мере.

3. Включение терминов «социальная ситуация развития» и «образовательная среда» в условия и содержание реализации программы, отражены особенности организации образовательной деятельности и взаимодействие детского сада и семьи.

4. Отражение в содержании образовательной программы следующих аспектов образовательной среды для ребенка дошкольного возраста:

  • предметно-пространственная развивающая образовательная среда;
  • характер взаимодействия со взрослыми;
  • характер взаимодействия с другими детьми;
  • система отношений ребенка к миру, к другим людям, к самому себе.

5. Формирование для педагога основных компетенций, необходимых для создания социальной ситуации развития воспитанников, соответствующей специфике дошкольного возраста:

  • обеспечение эмоционального благополучия;
  • поддержка индивидуальности и инициативы детей;
  • установление правил поведения и взаимодействия в разных ситуациях;
  • построение развивающего образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого воспитанника;
  • взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательный процесс, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выделения потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

6. Обоснование необходимости использования (или введения) новых форм организации образовательного процесса, связанных с взаимодействием детей друг с другом в парах между собой, с родителями. Такие формы будут способствовать социализации детей, формированию положительного микроклимата и дружеских отношений в коллективе сверстников.

7. Много внимания уделяется в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования поддержке детской инициативы и самостоятельности. При этом самостоятельная деятельность – это одно из «западающих» звеньев в нашем образовании, и не только дошкольном. При этом основные проблемы связаны с взрослыми – родителями педагогами, не владеющих как организацией самостоятельной (свободной) деятельностью, так и самой этой деятельностью. Работа по самообразованию в этой области предстоит огромная. Тем более, что многие практики даже не представляют себе, как можно совместить воспитание самостоятельности и коллективизма у дошкольников.

Минусы современного дошкольного образования.

1. Согласно ФЗ РФ от 29.12.2012 №273 «Об образовании в РФ», федеральный государственный образовательный стандарт – совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования . Это понятие определяет как объект, так и предмет регулирования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

2. Цели и задачи, целевые ориентиры дошкольного образования между собой не согласованы. Цели, задачи и целевые ориентиры дошкольного образования, дошкольной образовательной организации, образовательной программы детского сада и образовательной деятельности педагога – это не одно и то же. В ФГОС дошкольного образования они не дифференцируются, а накладываются друг на друга и подменяют друг друга.

3. Самое «больное» место в стандарте – управление качеством процесса. В тексте нет вообще упоминания о том, что такое образовательный процесс, связанный с ним индивидуальный образовательный маршрут и траектории развития каждого ребенка, их виды и формы. Если уж речь идут об индивидуализации, образовательные потребности - не особые, а для всех детей, в соответствии с правом на образование, о котором говориться в Конституции РФ. Исходя из контекста использования данного термина, можно сделать вывод о том, что образовательный процесс утратил признаки системы и возможности его преемственности со стандартом начального школьного образования, они только декларируются.

4. Идет «неразбериха» из-за выделения пяти образовательных областей, среди которых совершенно неправомерно названо в качестве направления социально-коммуникативное развитие (вместо социально-личностного или социально-нравственного, полностью охватывающих указанные в нем задачи), разведены речевое развитие и познавательное развитие, хотя они всегда проникали друг в друга и ранее объединялись термином «умственное развитие». Наравне с математическим и экологическим развитием.

5. Из образовательной программы выплеснуты модели организации образовательного процесса – единственный управленческий механизм, способный восстановить системность образовательного процесса. В программе вместо этого требуют описать режим дня в разных возрастных группах и события в течении года на уровне детского сада. Волей-неволей педагогам детского сада навязывается событийная или ситуативная модель организации.

6. Среди условий реализации программы большое внимание уделено финансовым условиям. При этом полностью отсутствует взаимосвязь этих условий с содержанием и результатами реализации образовательной программы.

7. Отсутствуют критерии оценки результатов деятельности детского сада.

8. Не учтены организационно-правовые формы ДОО (автономные, бюджетные, казенные).

9. Правовые условия заключения и расторжения образовательных правоотношений, выполнения или невыполнения госзаказа на услуги так же не отражены, хотя ФГОС призван регулировать правовые отношения в сфере образования.


Выступление по теме «Сравнительный анализ ГОС и ФГОС второго поколения».

Сегодня каждое образовательное учреждение стремится жить и работать по-новому. Этого требует современное общество, которому необходимывысокообразованные, целеустремленные,эрудированные, конкурентоспособные, инициативные, духовно и физически здоровые личности, способные занять достойное место в обществе. Современные дети сильно изменились. Резко возросла информированность детей, поляризация учащихся на уровне умственного и интеллектуального развития. Умения, относящиеся к информационной грамотности, формируются целевым образом на уроках по предметам и во внеурочной деятельности. Образуются новые запросы семьи, общества, государства.

Так, что же произошло с введением ФГОС, что изменилось, стало новым и непривычным?

Во – первых, представлен новый психологический портрет выпускника, где девизом выступает: учебная самостоятельность = умению учиться. Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь это касается сформированности универсальных учебных действий, овладение которыми дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний и умений на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях.

Учитель проводит традиционные уроки по общепринятой структуре:

1. Организация начала урока;

2 Проверка домашнего задания;

3. Постановка цели урока;

4. Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, т.е. актуализация знаний, практических и умственных умений;

5. Изучение нового материала, в т.ч. и объяснение;

6. Закрепление материала, изученного на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым;

7. Обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными;

8. Подведение итогов и результатов урока;

9. Задание на дом.

учитель проводит инновационные уроки, которые имеют нечто новое, оригинальное, творчески привнесенное учителем. С внедрением ФГОС уроки должны строиться по совершенно иной схеме.

1. Мотивация к учебной деятельности.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

3. Выявление места и причины затруднения.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

5. Реализация построенного проекта.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

8. Включение в систему знаний и повторение.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Распространен объяснительно-иллюстративный метод работы, когда учитель, стоя перед классом, объясняет тему, а потом проводит выборочный фронтальный опрос

упор делается на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников

приоритетной становится развивающая функция обучения, которая должна обеспечить становление личности младшего школьника, раскрытие его индивидуальных возможностей.

Типы уроков:

комбинированные уроки;

уроки по ознакомлению учащихся с новым материалом;

уроки закрепления знаний;

уроки проверки и контроля знаний.

Изменились типы уроков:

уроки «открытия» нового знания;

уроки рефлексии;

уроки общеметодологической направленности;

уроки развивающего контроля.

Оценивалась работа ученика только на конкретном уроке

на каждом уроке отслеживаются достижения конкретного ученика, сравнивается данный результат с предыдущим, учитель поощряет малейшее продвижение ученика вперед, анализирует его ошибки

особое место в новой системе оценивания уделено портфолио, портфолио становится «историей успеха», помогающей проследить индивидуальный прогресс учащегося.

Итоговые контрольные работы по предметам

комплексная итоговая работа на каждой ступени, входной контроль в 1 классе

Изменилось и содержание образования.

Проектная деятельность учащихся – это «плюс» ФГОСа. Она обеспечивает развитие познавательных навыков и умений. В учебнике подробно (в помощь ребенку и родителям) расписано, как выполнить проект. Сначала на уроке мы обсуждаем тему проекта, что можно сделать для достижения цели, и выбираем способ реализации.

В соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения меняется система требований к результату образования, меняется и система оценивания достижений учащихся. Существует много способов оценивания учащимися своих достижений. На каждом уроке есть оценочная деятельность. Дети ознакомлены с алгоритмом оценивания своих достижений.

Обучение по ФГОСу 2 поколения основано на деятельностном подходе, который предполагает организацию учебной деятельности по самостоятельному освоению новых знаний, и реализацию развития и саморазвития личности. Обучение организуется от общего к частному. Учитель на уроке не дает готовый материал, а задает логически выстроенные вопросы, в ходе которых должен направить учащихся на процесс освоения знаний. Дидактическое правило по новым стандартам: учить на уроке учиться!

Одним из нововведений ФГОСа является внеурочная деятельность. Итак, « плюсы» ФГОСа:

Проектная деятельность по каждому предмету начиная с 1 класса;

Применение деятельностного подхода в обучении;

Внеурочная деятельность;

Использование ИКТ.

« Минусы»:

Недостаточная оснащенность кабинетов;

Нет преемственности между детским садом и школой;

Некоторым педагогам тяжело перестроиться от авторитарного метода обучения к деятельностному подходу.

Воспитание, обучение и развитие дошкольников в современном детском саду

Данная работа предназначена для родителей и педагогов дошкольного образования. Основная тема, проходящая сквозь всю работу – это обучение и воспитание детей согласно современным требованиям, нормам и стандартам, а так же возможность воспитателей в использовании творческого подхода в работе с детьми. Тема очень актуальна на современном этапе образования, так как воспитателей, да и учителей все чаще ограничивают в возможностях полноценной работы с детьми, заваливают ненужной бумажной работой так, что на детей совсем не остается времени. Очень хочется многое для дошкольного воспитания взять из Концепции 80 – х годов. Эти основные проблемы я постаралась проанализировать в своем исследовании, опираясь и сравнивая Концепцию 80-х гг. и современное образование.

Наука и образование не стоят на месте. Стремительно развиваясь и двигаясь вперед со скоростью реактивного самолета, деятели науки все чаще диктуют нам все новые и новые образовательные программы, стандарты, требования. Не успев изучить и применить на практике одну программу, нам уже «впихивают» другую. Только мы изучили новые требования СанПинов, как нас завалили новыми ФГТ. И так изо дня в день, из года в год. Деятели науки, диктуя нам новые правила, требования, стандарты, зачастую забывают о самом главном: о детях и их детстве, которое все больше становится похоже на стремительно крутящееся Чертово Колесо, а детство – это бесценный период, который интересен и уникален сам по себе и отбирать его у ребенка никто не имеет право!

1. В чем особенность протекания дошкольного периода детства?

Период от рождения до поступления в школу является, по признанию специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка, первоначального формирования физических и психических качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни, качеств и свойств, делающих его человеком. Особенностью этого периода, отличающей его от других, последующих этапов развития, является то, что он обеспечивает именно общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков и усвоения различных видов деятельности. Формируются не только качества и свойства психики детей, которые определяют собой общий характер поведения ребенка, его отношение ко всему окружающему, но и те, которые представляют собой “заделы” на будущее и выражаются в психологических новообразованиях, достигаемых к концу данного возрастного периода. Воспитание и обучение необходимо адресуются ко всему спектру психических качеств ребенка, но адресуются по-разному. Основное значение имеют поддержка и всемерное развитие качеств, специфических для возраста, так как создаваемые им уникальные условия больше не повторятся и то, что будет “недобрано” здесь, наверстать в дальнейшем окажется трудно или вовсе невозможно.

На любой возрастной ступени ребенок приобретает не только общие для всех детей черты характера, но и свои собственные, индивидуальные особенности психики и поведения. Быть человеком - это значит не только быть “таким, как все”, владеть всем, чем владеют другие, но и быть неповторимой индивидуальностью с собственными вкусами, интересами и способностями.

Только сочетание возрастного и индивидуального подходов в воспитании и обучении детей может обеспечить их эмоциональное благополучие и полноценное психическое развитие.

Таким образом, детство – это самоценный период, в котором каждый период ценен сам по себе. Детство развивается очень быстро, необходимо успеть проследить за всеми изменениями в поведении ребенка и создать уникальные условия для его развития. Создать такие условия, в которых образовательный процесс не превращался в уроки за партой, а становился неотделимой частью игровой деятельности ребенка.

2. Можно ли мыслить детство как период подготовки к школе?

«Детство - этап подготовки к будущей жизни» . Если общество определяет свое отношение к детству исключительно как ко времени «подготовки» , то отрицается самоценность «проживания» эпохи детства ребенком. Между тем условие непрерывности образовательного процесса, связывающее дошкольные и школьные годы, отнюдь не в том, чтобы оценивать настоящее лишь с позиции будущего. Только отношение к детству как самоценному времени жизни делает детей в будущем полноценными школьниками, рождает такие долго действующие качества личности, которые дают возможность шагнуть за пределы детства!

«Взрослый - для того, чтобы учить и воспитывать; ребенок - для того, чтобы учиться и слушаться» . Взаимодействие взрослых с детьми сводится к сумме: охрана здоровья + воспитание + обучение Детей. Все, что не входит в круг этих слагаемых (например, проявление “личных чувств” и т. п.) , становится избыточным.

Потребность детей и взрослых в развитии своих личных, неутилитарных взаимоотношений приносится в жертву учебно-воспитательному процессу. От такой жертвы содержание его необходимым образом дегуманизируется, из него выпадает «человеческий радикал» .

Каждый ребенок имеет право на счастье. Детство – это самоценный период, это первый этап становления личности который не мыслится целиком как период подготовки к школе, скорее, это этап подготовки к следующему периоду жизни.

3. Что означает термин «базовая культура личности» и как он соотносится с термином «всестороннее воспитание и гармоничное развитие личности?»

Сочетание признания самоценности дошкольного детства и понимания его как первого этапа становления личности требует пересмотра задач педагогической работы с детьми.

В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям.

В состав базиса личностной культуры включается ориентировка ребенка в природе, предметах, созданных руками человека, явлениях общественной жизни, наконец, явлениях собственной жизни и деятельности, в себе самом.

Базис личностной культуры - собственно человеческое начало в человеке, средоточие общечеловеческих ценностей (красота, добро, истина и др.) и средств жизнедеятельности (представления о действительности, способы активного воздействия на мир, проявления эмоционально-оценочного отношения к происходящему) .

Становление базиса личностной культуры означает, что ребенок приобщается именно к общим, непреходящим человеческим ценностям, а не к тому, что может представляться ценным некоторому кругу людей в некотором регионе и в некоторые моменты времени. Приобщается к универсальным (всеобщим) средствам жизнедеятельности людей. При этом процессы обучения и воспитания в дошкольном возрасте могут быть разделены только условно.

Передача ценностей и средств активного отношения к миру может быть осуществлена только при учете возраста детей.

Таким образом, «базовая культура личности» - это культура, заложенная в ребенке, которая под воздействием различных условий, способов, методов обеспечивает всестороннее воспитание и гармоничное развитие личности. «Базовая культура личности» и «всестороннее воспитание и гармоничное развитие личности» - это целостный процесс, в котором одно понятие полностью зависит от другого.

4. Как проводить обучение с ребенком дошкольного возраста? В чем своеобразие данного обучения и его отличие от школьного обучения?

В рамках личностно ориентированного подхода иначе должны быть осмыслены также содержание и принципы обучения. Обычно под обучением понимается передача знаний, умений и навыков, что подразумевает определенный уровень “зрелости” тех психических функций (внимание, восприятие, память, мышление, произвольность и др.) , без которых невозможно освоение. Такая по существу “школьная” модель обучения представлена в дошкольном возрасте, что неправомерно. От обучения знаниям, умениям и навыкам следует перейти к обучению самой возможности приобретать их и использовать в жизни. Взрослые передают ребенку выработанные человечеством и зафиксированные в культуре средства и способы познания мира, его преобразования и переживания. Овладение ими и ведет к развитию специфически человеческих способностей.

Все действия, характеризующие высокий уровень произвольности поведения, свойственные зрелой личности, только начинают формироваться в дошкольном возрасте. Они выступают в своих начальных формах и, главное, еще не представляют собой целостной системы, определяющей поведение ребенка.

Обучение основам целеполагания, планирования, прогнозирования, контроля и оценки результатов и их последствий осуществляется через сочетание игровых и неигровых моментов; распределение функций между взрослыми и детьми.

Одним из наиболее эффективных средств формирования произвольности в дошкольном возрасте являются игры с правилами, которые организуют, регулируют действия ребенка, ограничивают его спонтанную, импульсивную активность. Правила игры становятся той “точкой опоры”, с которой можно сопоставить свои действия, осознать и оценить их. Осознавая правила игры, дети начинают подчинять им свои собственные действия.

Очень важно при обучении учитывать единство воспитания и обучения.

При этом необходима максимальная реализация тех возможностей ребенка, которые формируются и проявляются в специфически “детских” видах деятельности. Такая реализация предполагает обогащение содержания и форм детской деятельности, что достигается при помощи особых средств. Выработка подобных средств и широкая их апробация в реальной практике детского сада образуют актуальнейшую задачу современной дошкольной педагогики и психологии.

В основе - идея обогащения духовного мира ребенка, насыщения его жизни яркими, необычными, интересными событиями: делами, встречами, играми, приключениями.

Большую роль в этом играет искусство. Жизнь ребенка должна протекать в мире искусства, во всем его разнообразии и богатстве. Искусство является уникальным средством формирования важнейших сторон психической жизни - эмоциональной сферы, образного мышления, художественных и творческих способностей. Именно в дошкольном детстве закладываются основы эстетического сознания, художественной культуры, появляется потребность в художественной деятельности. В связи с этим необходимо насыщать жизнь ребенка искусством, вводить его в мир музыки, сказки, театра, танца. Важно обогащать формы ознакомления детей с искусством, включать его в повседневную жизнь, создавать условия для детского эстетического творчества.

Дошкольники приобретают новые знания, умения, способы деятельности в такой системе, которая раскрывает перед ними горизонты новых знаний, новых способов деятельности, побуждает детей строить догадки, выдвигать гипотезы, активизировать потребность движения ко все новым знаниям.

“Равноценность представленности основных сфер”. Согласно этому принципу каждому ребенку должны быть предоставлены равные возможности для освоения основных сфер жизнедеятельности (“природа”, “рукотворный мир”, “общество”, “я сам”) .

“Свободный выбор”. Если воспитатель стремится что-то внушить ребенку (те или иные взгляды, ориентации, вкусы) , то это должно иметь прямое отношение к формированию базиса личностной культуры. За пределами этой задачи ребенку ничего не вменяют в обязанность, ничего не внушают. Он располагает правом самоопределения, свободного выбора (что, как и с кем он будет делать и т. п.) .

Общей основой воспитания и обучения в детском саду является овладение речью.

Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Формирование возможностей речевого общения дошкольников предполагает включение в жизнь ребенка в детском саду специально спроектированных ситуаций общения (индивидуальных и коллективных) , в которых воспитатель ставит определенные задачи развития речи, а ребенок участвует в свободном общении. В этих ситуациях расширяется словарь, накапливаются способы выражения замысла, создаются условия для совершенствования понимания речи. При организации совместных специальных игр ребенку обеспечены возможность выбора языковых средств, индивидуального “речевого вклада” в решение общей задачи - в таких играх у детей развивается способность выражать собственные мысли, намерения и эмоции в постоянно меняющихся ситуациях общения.

Развитие родной речи детей, овладение богатствами родного языка составляет один из основных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей национальной культуры, тесно "связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием, является приоритетным в языковом воспитании и обучении дошкольников.

Важно обучать дошкольников в национальных и многонациональных детских садах русскому языку как языку межнационального общения, а также детей некоренной национальности национальному языку данной республики. Проблема языкового развития становится комплексной. Важно разработать единый цикл языкового развития детей в рамках более общего цикла гуманитарного воспитания и обучения.

Описанные условия создают благоприятную ситуацию для воспитания начал интернационализма, которое предполагает как общение детей разных национальностей в пределах детского сада, так и специальное ознакомление с жизнью других народов.

В детстве положительное отношение к народам мира, интернациональные чувства закладываются через выделение в национальном общечеловеческого начала: основной путь воспитания здесь - это продвижение ребенка к всеобщим гуманистическим ценностям, которые раскрываются через приобщение ребенка к своей национальной культуре - танцам, песням, сказкам, пословицам, поговоркам. При этом нельзя ставить акцент на национальных особенностях в ущерб идее общности всех людей на планете. Детям полезно дать элементы этнографических и этнопсихологических представлений (используя слайды, кинофильмы о разнообразии человеческих рас и национальностей) . Следует формировать у них представление о многообразии человеческих языков одновременно с положительным отношением к ним.

При формировании базиса личностной культуры рождаются и развиваются такие главные образующие личности, как воображение и основанное на нем творчество," произвольность в виде способности к самостоятельным поступкам, потребность ребенка активно действовать в мире.

Воображение - основа активного участия ребенка в разных видах деятельности: предметно-практической, игровой, коммуникативной, эстетической и т. д. Оно включается в состав уже исходных форм мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного) , самосознания (образ “я”, самооценка и др.) , отношений к другому человеку (сопереживание, сочувствие, понимание) . Достаточно развитое воображение позволяет ребенку преодолевать сложившиеся стереотипы собственных игровых действий, ролевые позиции, строить новые сюжеты игры. На основе воображения у детей складываются первые проявления творческого отношения к действительности.

Творчество детей дошкольного возраста хотя и выступает еще в неразвитой форме, однако содержит в себе важные качества, которые создают возможность самостоятельно выходить детям за пределы знаний и умений, полученных от взрослых, создавать новый продукт - оригинальный рисунок, новую сказку и т. п.

Творческий процесс - это качественный переход от уже известного к новому и неизвестному. У детей дошкольного возраста это поиск другого сочетания красок и форм в изобразительной деятельности, новых способов в процессе конструирования, сюжетных линий при сочинении рассказа и сказки, мелодий в музыкальной деятельности. Высокая динамичность, гибкость поисковой деятельности детей способствуют получению ими оригинальных результатов при выполнении различных видов деятельности.

В процессе творческой деятельности преодолевается боязнь детей ошибиться, сделать “не так, как надо”, что имеет существенное значение для развития смелости и свободы детского восприятия и мышления.

Произвольность расширяет возможности ребенка сообразовывать свое поведение с собственными побуждениями и побуждениями других людей. Особое значение при этом приобретает не только подчинение готовым правилам, но и конструирование новых правил, готовность принимать задачи взрослого и выдвигать собственные. Все это обусловливает развитие потребности быть активным, познавать и преобразовывать мир, оказывать влияние на других людей и самого себя.

Потребность чувствовать себя активной личностью выражается у ребенка стремлением быть непохожим на других, обнаруживать самостоятельность поведения, делать по-своему и быть значимым для других людей.

Являясь стержнем личности, творческое воображение, произвольность и потребность самостоятельно действовать образуют совершенно особую систему: они самоценны и в то же время не могут существовать друг без друга; они несводимы к прямым результатам педагогических воздействий и в. то же время обусловлены ими; они выражают своеобразие, неповторимость растущего человека и в то же время основаны на его общности с другими людьми.

Зарождается индивидуальность ребенка. Складывается собственно межличностное отношение в контакте между детьми и взрослыми, не сводимое к реализации каких-либо специальных воспитательных задач или дидактических целей, формируется отношение полноценного общения и сотрудничества. Развитие индивидуальности каждого ребенка и духовно-эмоциональных контактов между ним и взрослым, а также другими детьми требует существенного обновления характера организации жизни ребенка в детском саду, построение условий для свободного, не стесненного инструкциями общения, для раскрепощения личности ребенка.

Прямое обучение не должно являться преобладающей формой организации занятий. Обучение осуществляется и в контексте игровой деятельности.

Одним из наиболее эффективных путей обучения детей на занятиях является дидактическая игра. В правилах игры заложены педагогические задачи, в дидактическом материале заключены игровые способы действий, которые ребенок усваивает. Так, подчиняясь необходимости выполнять правило, ребенок осваивает произвольную регуляцию поведения, овладевает коммуникативными способностями, учится согласовывать свои действия с действиями партнеров. В процессе оперирования с игровым материалом у ребенка развиваются познавательные способности: умение пользоваться схемами и моделями, познавательная саморегуляция - внимание, память, воображение - за счет действий по соотнесению предметов и знаков, действий с предметами-заместителями. Необходимо построение возможно более полной системы дидактических игр, выполнение ее недостающих звеньев путем гибкого модифицирования имеющихся игр и создания новых. Таким образом, игра в сочетании с необходимыми объяснениями в форме прямого воздействия взрослого образует специфическую форму обучения дошкольников - своеобразный синтез игры и занятия, снимая тем самым традиционное противопоставление этих двух форм обучения.

Программа, определяющая содержание занятий, должна быть ориентирована на усвоение детьми представлений, средств и способов деятельности, необходимых для формирования базиса личностной культуры.

Предметно-практическая деятельность традиционно относится к области трудового воспитания. При этом зачастую игнорируются собственные интересы ребенка в угоду формированию ответственности, настойчивости, дисциплинированности. В результате либо не формируется, либо угасает интерес к деятельности взрослых людей, выхолащивается суть ценностного отношения к труду и людям труда. Ребенок приобщается не к свободному, творческому труду как общечеловеческой ценности, а к труду принудительному, нужному лишь для получения одобрения и избегания наказания. Отсюда - мало чем оправданное отношение к малышу как “трудолюбивому” или “ленивому” уже на четвертом году его жизни; формирование у ребенка на основе этих ярлыков эмоционального неблагополучия и негативного отношения к трудовым заданиям.

Необходимо преодолеть узкобытовую ориентацию в организации предметно-практической деятельности детей, в корне изменить методы вовлечения детей в эту деятельность и формы ознакомления их с трудом взрослых. Расширить спектр практических дел путем включения ребенка в сферу реальных, а не искусственно придуманных для него забот о других. Развивать естественную потребность детей подражать действиям взрослых; стимулировать самостоятельные формы проявления активности детей. Не специфически трудовые умения и навыки составляют содержание трудового воспитания и обучения в-детском саду, а развитие способности использовать вещи и орудия по собственной воле в предметно-практической деятельности.

Для педагогической практики типичны детализация и увеличение объема знаний о производстве (технологии, трудовых операциях, сырье и т. п.) , в которых “тонет” человек труда. Вместо этого детей нужно знакомить с его целями, трудностями, решениями, успехами, поражениями и победами, с переживаниями, которые вызваны этими сторонами жизни взрослого. Путь к этим представлениям - совместная практическая деятельность детей со взрослыми, сюжетно-ролевая игра, искусство.

Именно в этих видах деятельности и общения развиваются индивидуально-личностные свойства ребенка, которые не могут быть “переданы” в процессе прямого воспитания и обучения.

В современной практике общественного дошкольного воспитания преобладает поверхностно понятый возрастной подход. Правильная по своей сути, эта ориентация сводится лишь к идее комплектования групп по возрастному принципу и жесткой возрастной адресованности программно-методической документации. Все это ориентирует воспитателя не на возрастные особенности конкретного ребенка, а на некий абстрактный унифицированный стандарт, закрывая путь любым проявлениям индивидуального подхода. Ребенок живет будто в аквариуме - все моменты жизнедеятельности протекают в окружении взрослых или сверстников. Воспитателю приходится искусственно ограничивать время детей даже на самые элементарные нужды. Режим превращается в самоцель. Существенно обеднена социальная среда детей. Ребенка все время “ставят в угол”-“игровой уголок”, “уголок природы”. Оснащение детских учреждений находится на крайне низком уровне.

Позиция личностно ориентированной педагогики предполагает, что ребенок рассматривается в совокупности всех своих индивидуальных проявлений, включая возрастные. Таким образом, альтернативным к существующему положению выступает необходимость смещения акцента на индивидуальный подход. Возникает необходимость в резком изменении ориентации воспитателя, который должен видеть в каждом ребенке черты, присущие именно ему, а не те, которые у него есть (или отсутствуют) как у обобщенного “пятилетки”, “шестилетки” и т. д.

Перестройка организации жизни детей в детском саду начинается с комплектования трупп. Необходимо уменьшить их наполняемость, причем в младшем возрасте она должна быть менее плотной, чем в старшем. Целесообразно практиковать временные объединения двух групп, организацию “спаренных” групп, когда (как это есть в других странах) с детьми работают одновременно два воспитателя, один из которых проводит игры или занятия поочередно с небольшими подгруппами детей, а другой в это время наблюдает за свободной деятельностью остальных, осуществляя индивидуальную помощь тем, кто в этом нуждается.

5. Есть ли различия в терминах «занятие» и «учебное занятие» ?

Между этими понятиями есть различие: «занятие» - это любая занимательная деятельность ребенка, которую ребенок организовал самостоятельно или с помощью воспитателя, или сверстников, а «учебное занятие» - это непосредственная образовательная деятельность ребенка, продиктованная программой.

Качество дошкольного воспитания определяется характером общения взрослого и ребенка. В практике семейного и общественного воспитания можно выделить два основных типа (или модели) такого общения, хотя в действительности их гораздо больше. Различия между ними определяются не только процессом, но и его конечным результатом - тем, каким в итоге становится ребенок, какой складывается его личность.

Учебно-дисциплинарная модель характеризуется следующими признаками. «Цель – вооружить детей знаниями, умениями и навыками; привить послушание; лозунг в ходе взаимодействия взрослого с детьми -“Делай, как я!”. Способы общения - наставления, разъяснения, запрет, требования, угрозы, наказания, нотации, окрик. Тактика - диктат и опека. Задача педагога - реализовать программу, удовлетворить требованиям руководства и контролирующих инстанций. Методические указания превращаются в этих условиях в закон, не допускающий каких-либо исключений. Складывается взгляд на ребенка всего лишь как на объект приложения сил воспитательной системы.

Центром педагогического процесса являются фронтальные формы работы с детьми, и прежде всего занятия, строящиеся по типу школьного урока. Активность самих детей подавляется в угоду внешнему порядку и формальной дисциплине. Игра как основной вид детской деятельности ущемляется во времени и жестко регламентируется взрослыми.

В рамках этой модели произведения искусства используются взрослыми в утилитарных целях: для получения отрывочных знаний, для отвлечения внимания ребенка от нежелательного поведения, что выхолащивает гуманистическую, общеразвивающую сущность искусства.

К результатам относятся: взаимное отчуждение взрослых и детей. Дети теряют инициативу, а в дальнейшем у них появляется негативизм. Возникает иллюзорная уверенность взрослых в эффективности воспитательных воздействий. За пределами контакта с воспитателями поведение детей резко меняется и может не иметь ничего общего с ожидаемым и должным. Послушание детей зачастую лишь свидетельство освоения ими умения жить согласно “двойному стандарту” – “для себя” и “для тети”.

“Личностно-ориентированная модель составляет альтернативу первой модели. Воспитатель в общении с детьми придерживается принципа: “Не рядом и не над, а вместе! ” Его цель – содействовать становлению ребёнка как личности. Это предполагает решение следующих задач: развитие доверия ребенка к миру, чувства радости существования (психологическое здоровье) ; формирование начал личности (базис личностной культуры) ; развитие индивидуальности ребенка. Воспитывающий не подгоняет развитие каждого ребенка к определяемым канонам, а предупреждает возникновение возможных тупиков личностного развития детей; исходя из задач, максимально полно развернуть возможность их роста. Знания, умения и навыки рассматриваются не как цель, а как средство полноценного развития личности. Способы общения предполагают умение стать на позицию ребенка, учесть его точку зрения и не игнорировать его чувства и эмоции. Тактика общения - сотрудничество. Позиция педагога исходит из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития как полноценного члена общества. Взрослые, приобщая ребенка к искусству (художественная литература, музыка и т. д.) , создают условия для полноценного развития личности, ее гуманизации, для совместного наслаждения искусством, для проявления и развития творческих, художественных способностей ребенка. Взгляд на ребенка как на полноправного партнера в условиях сотрудничества (отрицание манипулятивного подхода к детям) .

Исключительное значение в педагогическом процессе придается игре, позволяющей ребёнку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя. Игра основывается на свободном сотрудничестве взрослого с детьми и самих детей друг с другом, становится основной формой организации детской жизни.

Ожидаемые результаты - расширение “степеней свободы” развивающегося ребенка (с учетом его возрастных особенностей) : его способностей, прав, перспектив. В ситуации сотрудничества преодолевается возможный эгоцентризм и индивидуализм детей, формируется коллектив. Их воображение и мышление, не скованные страхом перед неудачей или насмешкой, раскрепощаются. Развиваются познавательные и творческие способности.

Личностно-ориентированная модель общения ни в какой мере не предполагает, «отмены систематического обучения и воспитания детей, проведения с ними планомерной педагогической работы. Не отменяет она и того факта, что общественное дошкольное воспитание является первым звеном общей системы народного образования и в качестве такового обеспечивает первый этап становления развитой личности.

Позиция личностно ориентированной педагогики предполагает, что ребенок рассматривается в совокупности всех своих индивидуальных проявлений, включая возрастные.

7. Какой видится личность воспитателя?

Личность может воспитать только личность. Обезличенность фигуры воспитателя, закованного в рамки программы и методических инструкций, отношение к нему как к простому исполнителю своей роли и жесткий контроль за четким исполнением предписанных ему служебных обязанностей обусловили многие недостатки системы дошкольного воспитания.

8. В чем должна быть настоящая модернизация организации дошкольного образования?

Подготовка воспитателя детского сада имеет право на приоритет в системе высшего педагогического образования: она должна осуществляться при обязательности углубленного изучения слушателями курсов психологии, педагогики, философии, психиатрии, детской психотерапии, дефектологии; необходимо участие воспитателей в деловых играх, тренинговых группах, ознакомление их с основами актерского мастерства.

В перспективе целесообразно ввести дифференцированную подготовку воспитателей, чтобы в каждой группе дошкольников один из них имел высшую квалификацию педагога-психолога, другой - квалификацию воспитателя. Педагог-психолог проводит с детьми основные занятия при свободном выборе программ обучения с правом их творческого преобразования; определяет состояние и уровень развития ребенка при переходе из одной возрастной категории в другую; участвует в проведении диагностики состояния ребенка во внутрисемейных отношениях. В отличие от педагога-психолога воспитатель организует с детьми различные виды игр, прогулки, экскурсии и т. п.

Следует в ближайшие годы развернуть в стране центры психолого-педагогической консультации воспитателей детских садов и родителей, привлекая к этой работе различных специалистов.

Должны быть созданы вариативные, связанные с региональной спецификой, типом дошкольных учреждений руководства по воспитанию и программы обучения детей - динамичные, систематически обновляющиеся, опирающиеся на достижения мировой науки и практики, учитывающие состояние общественной жизни в стране. Необходим постепенный, контролируемый научными исследованиями переход от централизованного программного обеспечения педагогического процесса к использованию гибких руководств и программ на основе учета всех “плюсов” и “минусов” ныне действующей типовой программы.

Решение назревших проблем дошкольных учреждений лежит в сфере демократизации самой системы дошкольного образования. Необходимы Советы дошкольных учреждений и Советы по дошкольному воспитанию, также различного рода фонды дошкольного воспитания.

При Советах народных депутатов могут и должны быть созданы Советы по вопросам дошкольного воспитания. Их функции:

создание общественных фондов финансирования дошкольных учреждений и контроль (на сессиях) за распределением средств на развитие дошкольных учреждений в пределах контролируемого ими региона; оценка эффективности работы воспитателя и администрации детских садов и т. д.

Предусмотреть многообразие и вариативность типов дошкольных учреждений в зависимости от региональных и национально-культурных условий; избавиться от гигантомании при строительстве детских садов. Признать право сотрудников дошкольного учреждения на творческий поиск, на существование широкого разнообразия “авторских” детских садов.

Ввести в состав системы дошкольного воспитания дошкольную психологическую службу.

Дети в нашей стране должны быть счастливы. Это возможно только при условии подлинного личностного развития каждого ребенка.

9. Что означают понятия: личное время ребенка, сделать детство счастливым?

Личное время. В регламенте жизни детей должно быть предусмотрено место для разнообразных и свободных проявлений интересов самого ребенка. Это не только праздники, но и просто время, когда он может заниматься своим любимым делом, зная, что ему не будут навязывать какие-то другие занятия. Иметь свободное время и уметь его наполнять не менее важно для ребенка, чем участвовать в коллективных действиях.

Организация предметной среды в детском саду должна быть подчинена цели психологического благополучия ребенка. Создание интерьера помещений, производство детской мебели, игр и игрушек, физкультурного оборудования и спортинвентаря должно базироваться на научных принципах - своеобразной “эргономики детства”. Высокая культура интерьера применительно к ребенку не роскошь, а условие построения “развивающей среды”. Обогащение форм жизни ребенка в детском саду требует более гибкого и вариативного использования пространства. Альтернативу жесткой функциональной закрепленности зон и уголков внутри помещений и участков составляет их приспособленность к удовлетворению потребностей и интересов самого ребенка, когда он получает возможность постоянно чувствовать себя полноправным владельцем игрушек, свободно перемещаться по детскому саду, получать удовольствие от жизни окружающих его детей и взрослых.

Дети в нашей стране должны быть счастливы. Это возможно только при условии подлинного личностного развития каждого ребенка. Дети в обществе должны не только чувствовать себя счастливыми, но и иметь все основания для этого чувства.

10. Каким должно быть отношение руководства ДОУ к воспитателю?

Руководство не должно сковывать воспитателей в рамки программы, предоставлять все возможности и условия для развития творческих навыков и способностей, поиску новых идей, открытий и тогда эти идеи, открытия станут открытиями наших детей.

11. Необходимость перехода к вариативному образованию?

Требование уважать личность ребенка, любить детей формулировалось во всех существующих программах воспитания. Однако сам принцип централизованного программного управления воспитанием представляется неперспективным: единая типовая программа, вопреки намерениям авторов, создавала почву для учебно-дисциплинарного подхода к детям. Должны быть созданы вариативные, связанные с региональной спецификой, типом дошкольных учреждений руководства по воспитанию и программы обучения детей - динамичные, систематически обновляющиеся, опирающиеся на достижения мировой науки и практики, учитывающие состояние общественной жизни в стране. Необходим постепенный, контролируемый научными исследованиями переход от централизованного программного обеспечения педагогического процесса к использованию гибких руководств и программ на основе учета всех “плюсов” и “минусов” ныне действующей типовой программы.

Учитывая все вопросы и ответы, хочется задать один самый главный вопрос: «Почему, уже начиная с дошкольного возраста, у детей отнимают самое главное право: право на детство?!»

Список литературы

  1. Концепция дошкольного воспитания/Под редакцией В.В. Давыдова и В.А Петровского. //Д. В. -1989г-№5.
  2. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования. Методические рекомендации -М., 1993г.

З. Об образовании: Закон РФ-М., 1997г.

4. Временное положение о дошкольном учреждении в РСФСР.-//Д.В. №8-1991г. с. 4.

6. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений /под ред. Т.И. Ерофеевой - М., 1999г.

7. Шадринов В.О. 6 новых программно- методических комплектах по дошкольному образованию - // Д.В - № 11 - 1997г.

8. Басова Т. ТРИЗ в детском саду. //Д. В. -№6-1995г.

9. Атипов В.И., Атипова С.Г. Программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. -М., 1998г.

10. // Дошкольная педагогика, 2005, № 4. Н.И. Марецкая Организация развивающего пространства в дошкольных образовательных учреждениях. С.52-58.

11. // Дошкольная педагогика, 2005, № 3. с.61-64

12. Хуторский А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному. - М., Владос, 2005

13. Доронова Т.Н., Короткова Н.А. Дошкольная группа. Программа для групп кратковременного пребывания в детском саду. - М., Школьная пресса, 2005.