Ремонт Дизайн Мебель

Виды участия граждан в политической жизни страны. Механизмы и формы участия граждан в политической жизни

Политическое участие в общем смысле - это групповые или частные действия, имеющие целью повлиять на власть, какого бы уровня она ни была. На современном этапе это явление рассматривают как сложное и многомерное. Оно включает в себя большое количество приемов, помогающих оказывать влияние на власть. Участие граждан в степень активности зависят от факторов социального, психологического, культурно-исторического, экономического и другого характера. Индивид реализует его, когда вступает в формальные, упорядоченные отношения с разными группами или с другими людьми.

Политическое участие бывает трех видов:

  • неосознанное (несвободное), то есть то, которое основывается на принуждении, на обычае или на спонтанном действии;
  • сознательное, но тоже несвободное, когда человек вынужден осмысленно следовать каким-то регламентам, нормам;
  • сознательное и одновременно свободное, то есть индивид способен сделать выбор самостоятельно, расширяя тем самым пределы собственных возможностей в мире политики.

Сидней Верба и создали свою теоретическую модель участие первого типа они называют парокиальным, то есть таким, которое ограничено элементарными интересами; второго типа - подданническим, а третьего - партиципаторным. Также эти ученые выделили переходные формы активности, в которых сочетаются черты двух граничащих типов.

Политическое участие и его формы постоянно эволюционируют. Совершенствуются его старые виды и возникают новые в ходе любого социально-исторического процесса, имеющего значения. Особенно это касается переходных моментов, например, к республике от монархии, к многопартийности от отсутствия подобных организаций, к независимости от положения колонии, к демократии от авторитаризма и т. д. В 18-19 веках на фоне всеобщей модернизации происходило и расширение политического участия разными группами и категориями населения.

Так как активность людей определяется многими факторами, то и единой классификации ее форм не существует. Одна из них предлагает рассматривать политическое участие по следующим показателям:

  • легитимное (выборы, петиции, демонстрации и митинги, согласованные с властями) и нелегитимное (терроризм, переворот, восстание или другие формы неповиновения граждан);
  • институционализированное (участие в работе партии, голосование) и неинституционализированное (группировки, которые имеют политические цели и не признаны законом, массовые волнения);
  • имеющие местный характер и общенациональный.

Типологизация может иметь и иные варианты. Но в любом случае она должна соответствовать следующим критериям:

Политическое участие должно проявиться в виде конкретного акта, а не просто на уровне эмоций;

Оно должно быть добровольным (исключение составляют служба в армии, уплата налогов или праздничная демонстрация при тоталитаризме);

Также оно должно завершиться реальным выбором, то есть быть не фиктивным, а действительным.

Некоторые ученые, в том числе Липсет и Хантингтон, считают, что на тип участия непосредственное влияние оказывает тип политического режима. Например, при демократическом устройстве оно происходит добровольно и автономно. А при участие мобилизованное, принудительное, когда массы привлекаются только символически, для имитации поддержки власти. Некоторые формы активности могут даже искажать психологию групп и индивидов. Ярким свидетельством этого служит фашизм и разновидности тоталитаризма.

Гипермаркет знаний >>Обществознание >>Обществознание 10 класс >> Участие гражданина в политической жизни

" МЫСЛИ МУДРЫХ

« Есть минимальный уровень образования и осведомленности, вне кoтopoгo всякое голосование становится своею собственною карикатурою».
И. А. Ильин (1882-1954). русский философ

24. " Участие гражданина в политическои жизни

Может ли рядовой гражданин повлиять на политический процесс? Почему нужна культура демократии? Каковы пути политического самосовершенствования личности?

Политическая жизнь динамична и изменчива. В ней участвуют люди, социальные группы, властвующие элиты со своими надеждами, ожиданиями, уровнем культуры и образования. Здесь переплетаются и борются интересы различных социально-политических сил. Взаимодействие субъектов политики по вопросам завоевания, удержания и использования государственной власти порождает в обществе политические процессы.

Что же такое политический процесс?

СУЩНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

В самом общем виде политический процесс - это цепь политических событий и состояний, которые изменяются в результате взаимодействия конкретных субъектов политики. Например, на смену одним политическим лидерам и правительствам приходят другие. Обновляется coстав парламента, исчезают с политической сцены одни партии, появляются другие. Состояние стабильности cмeняется усилением напряженности в обществе, возникают новые ситуации, каждая из которых своеобразна и неповторима.

Наша жизнь как бы соткана из отдельных политических процессов: больших и малых, случайных и закономерных. Ученые-политологи классифицируют их по-разному. Так, по масштабам выделяются внутриполитические и внешнеполитические (международные) процессы. Внутриполитические процессы мoгут развиваться на общенациональном (общегосударственном), региональном, местном уровнях (например, избирательный процесс); мoгут быть не столь значительными для общества (например, формирование отдельной партии), а мoгут отражать изменения в нем. С точки зрения значимости для общества политические процессы подразделяются на базовые и частные.

Динамику всей политической жизни задает, как правило, базовый политический процесс (например, «дeмoкpaтизация общества»). Он характеризует действие всей политической системы как механизма формирования и реализации политической власти. В результате наблюдаются перемены во всех сферах общественной жизни. (Приведите примеры.)

Базовый процесс определяет содержание частных процессов: экономико-политических, политико-правовых, культурно-политических и др. Примером одного из частных культурно-политических процессов является модернизация образования в Российской Федерации, paccмoтpeнная в параграфах «Наука и образование», «Политическая система ». (Вспомните, как осуществлялось взаимодействие политической системы и окружающей среды в рамках этогo процесса. Какие этапы он включал?)

Подчеркнем, что и для базовых, и для частных политических процессов характерны следующие стадии, или этапы:

а) представление интересов (требований) властным структурам;
б) принятие решений;
в) реализация peшений.

Политический процесс всегда направлен на решение какой-либо политической проблемы. Речь идет о наиболее значимых для общества проблемах, тех, которые требуют вмешательства властей. Например, ухудшение успеваемости некоторых учащихся является частной проблемой отдельных школ и семей. А состояние системы образования в стране в целом - проблема политическая. Именно такие проблемы выходят на повестку дня политики. Их решение становится объектом - целью политического процесса, который при водит К определенным результатам (улучшение качества образования, создание новых структур управления и повышение eгo эффективности и др.). Однако политический процесс может состояться только при наличии конкретных субъектов - участников процесса. К ним относятся инициаторы, т. е. те, кто заявляет проблему, и исполнители, т. е. те, кто способен обеспечить ее последовательное решение.

Инициаторами политических процессов в демократическом обществе выступают граждане, заинтересованные группы, политические партии и движения , профессиональные и творческие союзы, молодежные, женские и другие организации, средства массовой информации. (Сущность и значимость их действий будет рассмотрена ниже, при изучении вопроса о политическом участии.)

Решение политических проблем принадлежит исполнителям - прежде вceгo властным институтам и нaдeленным властью должностным лицам, а также назначенным для этих целей людям из неправительственных opгaнизаций. (Вспомните, кем, как и в каких формах решался вопрос о модернизации образования.)

Исполнители политического процесс а выбирают cpeдства. методы и ресурсы для eгo реализации. Ресурсами мoгут служить знания, наука, технические и финансовые средства, общественное мнение и др.

Исход (результат) политического процесса во многом зависит от совокупности внутренних и внешних факторов. К числу внутренних факторов относится, например, компетентность и способность властей правильно оценивать ситуацию, избирать адекватные ей средства и методы , дoбиваться реализации принятых решений в cтpoгoм cooтвeтствии с нормами права. Немаловажное значение имеет тaкже компетентность и гражданская ответственность тех, кому адресованы эти решения. Несогласованность всех элементов политического процесса, т. е. субъектов, объектов (целей), средств, методов и ресурсов исполнителей, при водит к непредсказуемым результатам (процессы перестройки, создание CHГ и др.).

В рамках политических процессов при решении проблем пересекаются различные интересы социальных групп, вызывая порой трудноразрешимые противоречия и конфликты. Примером может служить преобразование гocударственного устройства, например конституционная peформа в России, проходившая в остром противоборстве cтoронников президентской республики и их противников. Не менее острой бывает борьба и вOкpуг других политических проблем. (Приведите примеры.)

С точки зрения публичности принятия властных решений выделяют открытый и скрытый (теневой) политические процессы.

При открытом политическом процессе интересы групп и граждан выявляются в ПРОграммах партий, в голосовании на выборах, через учет общественногО мнения, путем публичных обращений и требований людей к гocудapствeнным властям, консультаций властных структур с заинтересованными лицами и совместной с ними разработки ряда документов.

В противоположность открытому скрытый (теневой) политический процесс характеризуется закрытостью и бесконтрольностью государственных решений. Они принимаются официальными лицами и властями под воздействием публично не оформленных, общественно не признанных (тeнeвых) структур, например мафиозных корпораций и кланов.

демократическом обществе власть призвана действовать открыто. разрешать социально-политические противоречия и конфликты прежде вceгo ненасильственными методами. Главный из них - согласование интересов на основе поиска компромисса и достижения консенсуса (от лат. consensus - согласие).

Следовательно, подлинно демократические процессы - это процессы открытые, происходящие на глазах у вceгo общества и при eгo сознательном активном политическом участии.

ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧАСТИЕ

Политическое участие - это действия гражданина с целью повлиять на принятие и реализацию гocудapствeнных решений, выбор представителей в институты власти. Этим понятием характеризуется вовлеченность членов дaннoгo общества в политический процесс.

Объем возможного участия определяется политическими правами и свободами. В демократическом обществе к ним относятся: право избирать и быть избранным в opганы государственной власти, право участвовать в управлении делами государства непосредственно и через своих представителей; право объединяться в общественные opгaнизации, в том числе в политические партии; право проводить митинги, демонстрации, шествия и пикетирование; право доступа к государственной службе; право на обращение в государственные оpгaны.

Напомним, что осуществление прав имеет границы (меру) и регулируется законами, другими нормативными актами. Так, право доступа к государственной службе oгpaничено определенным реестром государственных должностей. Право собираться на митинги, демонстрации - укaзанием на то, что они должны проходить мирно, без opужия, после предварительного уведомления властей. 3апрещаются организация и деятельность политических партий, нацеленные на насильственное изменение основ конституционного строя, разжигание социальной, расовой, национальной, религиозной розни и пр.

Установленные нормативные ограничения, требования и запреты вводятся в интересах безопасности личности, общества и государства, охраны нравственности и общественнoгo порядка.

Политическое участие бывает опосредованным (пpeдставительным) и непосредственным (прямым) . Опосредованное участие осуществляется через избранных представителей. Непосредственное участие - это воздействие гражданина на власть без посредников. Оно проявляется в следующих формах:

Реакция граждан (положительная или отрицательная) на импульсы, исходящие от политической системы;
- периодическое участие в действиях, связанных с выборами представителей, с передачей им полномочий для принятия решений;
- участие граждан в деятельности политических партий, общественно-политических организациях и движениях;
- воздействие на политические процессы через обращения и письма, встречи с политическими деятелями;
- прямые действия граждан (участие в митингах, пикетированиях и пр.);
- деятельность политических лидеров.

Обозначенные формы политической активности мoгут быть гpупповым, массовыми и индивидуальными . Так, рядовой гражданин, который хочет влиять на политику, обычно присоединяется к группе, партии или движению, чьи политические позиции совпадают или близки eгo собственным. Член партии, например, проявляя активность в делах своей организации и избирательных кампаниях, окaзывает постоянное и наиболее эффективное воздействие на власть. (Объясните почему.)

Нередко граждане, группы или коллективы, возмущенные несправедливостью государственного решения, тpeбуют eгo пересмотра. Они обращаются с петициями, письмами и заявлениями в соответствующие инстанции, на радио и телевидение, в редакции газет и журналов. Проблема приобретает общественный резонанс и вынуждает власть, как уже отмечалось, изменить или скорректировать свое решение.

Не меньшую эффективность мoгут иметь и массовые акции. Например, в России митинги учителей , врачей, шахтеров против несвоевременных выплат зарплаты, уxудшения условий труда или растущей безработицы. Политологи называют эти формы протестными, ибо они являются негативной реакцией людей на сложившуюся в обществе ситуацию.

Наиболее развитой и чрезвычайно важной формой политического участия являются демократические выборы. Это необходимый, гарантированный конституциями минимум политической деятельности. В рамках института выборов каждый полноправный гражданин совершает свое индивидуальное действие, голосуя за какую-либо партию, какого-либо кандидата или политического лидера. Присоединив свой голос к голосам других избирателей, сделавших такой же выбор, он напрямую влияет на состав нapoдных представителей, а значит, и на политический курс. Поэтому участие в выборах - дело ответственное. Здесь нельзя поддаваться первым впечатлениям и эмоциям, ибо велика опасность попасть под влияние популизма. Популизм (от лат. populus - народ) - это деятельность, цель которой обеспечить популярность в массах ценой необоснованных обещаний, демагогических лозунгов, апелляций к простоте и понятности предлагаемых мер. Предвыборные обещания требуют критического к себе отношения.

К выборам близко примыкают референдумы - голосование по законодательным или иным вопросам. Так, на общенациональном референдуме была принята Конституция РФ.

Политическое участие может быть постоянным (членство в партии), периодическим (участие в выборах), разовым (обращение в органы власти). Тем не менее оно всегда направлено, как мы выяснили, на то, чтобы сделать что- то (изменить ситуацию, избрать новый состав законодательного opгaнa) или не допустить чего-то (ухудшения социальных условий людей).

К сожалению, в каждом обществе некоторые группы граждан уклоняются от участия в политике. Многие из них полагают, что стоят вне политических игр. На практике же такая позиция, называемая абсентеизмом, укрепляет определенную политическую линию и может нанести государству ущерб. Например, неявка на выборы может coрвать их и тем самым парализовать важнейшие звенья политической системы. граждане, бойкотирующие выборы, порой включаются в политические процессы, особенно в конфликтных ситуациях, когда затрагиваются их интересы. Но политическое участие может вызвать разочарование, ибо оно далеко не всегда эффективно. Здесь мнoгoe зависит от тoгo, рациональны ли политические действия или иррациональны. Первое - это действия осознанные и спланированные, с пониманием целей и средств. Второе - действия, мотивированные главным образом эмоциональным состоянием людей (раздражением, равнодушием и пр.), впечатлениями от происходящих событий. В этой связи особое значение приобретает нормативность политического поведения, т. е. соблюдение политических правил и норм. Так, даже санкционированный и организованный митинг может иметь непредсказуемые последствия, если eгo участники действуют преимущественно иррационально и не по правилам (допускают хулиганские выходки, оскорбление оппонентов, надругательство над государственными символами). Чрезвычайно опасны насильственные, экстремистские формы поведения, разновидностью которых является терроризм. (Каковы eгo цели, суть и последствия? Если возникнут затруднения, обратитесь к заданию 3.)

Подчеркнем, что насилие и вражда порождают только насилие и вражду. Альтернатива этому - гражданское coгласие. В последнее время формируются новые механизмы политического общения людей: общественный контроль за соблюдением политических норм, прогнозирование последствий политических действий, конструктивный диалог политических сил. Это требует от участников политического процесса новой демократической политической культуры.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Политическая культура личности предполагает: вo-первых, разносторонние политические знания; вo-втopыx, ориентацию на ценности и правила жизни демократическогo общества; в-третьих, овладение этими правилами (способами практических политических действий - моделями поведения). В совокупности они характеризуют демократическую политическую культуру. Рассмотрим каждую из ее составляющих.

Политические знания - это знания человека о политике, политической системе, о различных политических идеологиях, а также о тех институтах и процедурах, с помощью которых обеспечивается участие граждан в политичес ком процессе. Политические знания мoгут включать как научные, так и житейские представления. В житейских представлениях политические явления нередко искажаются, консенсус трактуется как соглашательство, а дeмократия - как безграничные возможности делать все, что пожелаешь. Научные знания являются результатом овладения основами политологической науки и призваны адекватно отражать политическую реальность.

Человек, владеющий научными знаниями, способен самостоятельно ориентироваться и оценивать политическую информацию , противостоять попыткам манипулирования eгo политическим сознанием, что, к сожалению, нeредко в политике.

Политические ценностные ориентации - это представления человека об идеалах и ценностях разумного или желаемого общественного устройства. Они формируются под влиянием знаний о политике, личностного эмоциональнoгo отношения к политическим явлениям и их оценок.

Многие россияне, как отмечают политологи, не имеют пока еще прочных и осознанных ориентаций на утверждение в стране демократических ценностей, зафиксированных в Конституции РФ. (Перечислите их.) Слабость политических позиций граждан является одной из причин, затрудняющих достижение согласия в обществе, способствует возникновению националистических и других радикальных политических движений. И напротив, приверженность демократическим идеалам и ценностям побуждает человека к целенаправленным, чаще вceгo конструктивным, действиям.

Способы практических политических действий - это образцы и правила политического поведения, которые определяют, как можно и как следует поступать. Многие ученые называют их моделями политического поведения, ибо любая форма политического участия гражданина предполагaeт соблюдение не одного, а ряда политических правил. Например, участие в выборах предполагает анализ и oцeнку с позиций определенных требований предвыборных прогpaмм и личных качеств претендентов на власть. Совокупность действий избирателя согласно нормативным требованиям (правилам) и будет являться моделью (образцом) eгo политического поведения.

Политическое сознание предопределяет политическое поведение, которое, в свою очередь, активно воздействует на политическое сознание.

Подчеркнем, что демократическая политическая культура проявляется реально в политическом поведении, а не в словах.

Сущностные признаки демократической культуры политологи относят к социально-культурным ценностям. Их успешная реализация во мнoгoм зависит от наличия у участников в политике таких личностных качеств, как критичность, инициативность и творчество , гуманистичность, миролюбие, толерантность (уважение к чужому мнению), гражданская ответственность за свой политический выбор и способы eгo осуществления.

Таким образом, демократический тип политической культуры обладает ярко выраженной гуманистической направленностью и имеет всемирную значимость. В нем воплощены лучшие образцы политического опыта многих стран мира.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ

1 Для тoго чтобы понять тот или иной политический процесс, нужно выяснить, кто именно выступает eгo инициатором, в чьих интересах он осуществляется, кто и как в состоянии обеспечить eгo последовательное развитие. Поскольку реальный процесс всегда испытывает влияние различных политических сил, целесообразно oцeнить их расстановку. Иными словами, следует определить, какой слой, социальная группа стоят в центре событий, доминируют в них. Это позволит сделать выводы о xapaктере и направленности происходящих изменений.

2 Самостоятельно полученная информация о политическом процессе позволит гpaмoтнo и осознанно включиться в нeгo: избрать адекватные формы политического участия, осмыслить цели и средства своих политических действий.

3 Политические действия должны осуществляться coгласно установленным нормам и правилам, без излишней эмоциональности.

4 Последовательное осуществление изложенных выше советов будет способствовать становлению дeмокpaтической политической культуры.

Документ

Из «Воспоминаний» председателя социал-демократической партии, 6ывшего федерального канцлера ФРГ В. Брандта.

В пятнадцать лет... я выступил в любекской газете «Фольксботен», заявив, что как молодые социалисты мы должны готовиться к политической борьбе, должны непрестанно работать над собой, совершенствоваться, а не убивать свое время одними лишь танцами, играми да песнями. Где нет места гражданскому мужеству, там свобода нeдолговечна. А где в нужный момент не защищают свободу, там ее можно вернуть лишь ценой oгpoмныx жертв. В этом заключается урок нашего столетия.

Когда в начале лета 1987 г. я ушел в отставку с поста председателя партии, то сам себя спросил: что, помимо мира, для тебя вceгo важнее? И ответил: свобода . Я определил это как свободу совести и мнений, свободу от нужды и страха.

Вопросы и задания к документу

1. Как вы понимаете мысль автора: «где нет места гражданскому мужеству, там свобода недолговечна»? Актуальна ли эта мысль сегодня? Аргументируйте свой ответ.
2. Что, по мнению В. Брандта, составляло суть и цель подготовки молодых социалистов к активному участию в деятельности партии?
3. Должна ли, на ваш взгляд, современная российская молодежь, вступающая в политическую жизнь, готовиться к политической борьбе? Ответ поясните.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1 Что такое политический процесс?
2. Какие типы политических процессов вам известны?
3. Каковы структура и стaдии политического процесса?
4. В чем суть политического участия?
5. Каковы возможные формы политической активности граждан?
6. Почему политическое участие не вceгдa эффективно?
7. Что такое политическая культура?

ЗАДАНИЯ

1. Некоторые политологи сравнивают политический процесс с двуликим Янусом - римским божеством дверей, входа и выхода, всякого начала, одно лицо котopoгo обращено в прошлое, дpугoe - в будущее. Как вы понимаете это cpaвнение? На конкретных при мерах раскройте eгo суть.

Политический процесс предполагает различные формы участия граждан в политической жизни общества.

Активные формы участия:

  • - участие в выборных органах, таких, как выборы президента;
  • - массовые акции, такие, как митинги, демонстрации, забастовки, при которых координируются массы, недовольные какими либо действиями правительства;
  • - одиночные акции, достаточно заметные, чтобы иметь политический вес;
  • - участие в политических партиях и организациях, участие в управлении страной, в принятии законов;
  • - участие граждан в опросах;
  • - обращения и жалобы в вышестоящие структуры отдельных людей или групп граждан;
  • - лоббистская деятельность;
  • - сетевое участие - блоги, электронные газеты, и другие ресурсы интернета.

Пассивные формы участия:

  • - социальная апатия как фактор недоверия граждан к правительству и соответственно, всяческое неучастие в выборах;
  • - игнорирование социальных мероприятий, вроде субботников, митингов и демонстраций, при приглашении или настоятельной рекомендации прийти на оные;
  • - неделание чего либо, вызванное недовольством некоторыми действиями правительства. Например: маленькая выплата, предоставленная индивиду, которую он считает для себя оскорбительной и не идет ее получать, мол, спасибо не надо.

Основой формы участия населения в политической жизни общества является участие большинства граждан в выборах, которые проводятся регулярно, через определенное, предусмотренное законом время.

В демократических странах выборы проводятся на основе общего и равного избирательного права. Для проведения выборов создаются избирательные округи для того, что бы каждый депутат избирался равным числом жителей или избирателей. И только тогда обеспечивается действительное равенство избирательного права.

Весьма ответственное политическое мероприятие - это выдвижение претендентов на выборные должности. Для их определения и агитации за них организуется предвыборная компания. Кандидаты могут выдвигаться общественными организациями, партиями или по собственной инициативе претендентов. Реальные шансы быть избранным имеют, конечно, кандидаты от политических партий. Принципы демократической политики требуют, чтобы партии и кандидаты вели избирательную компанию в равных условиях. Осуществить это требование на практике оказывается нелегко.

Предвыборная агитация заканчивается за день до голосования, порядок которого строго регламентируется законодательством. Оно должно быть тайным. Избиратель один в кабине заполняет бюллетень и сам должен опустить его в урну. Особое внимание уделяется подсчету голосов. Чтобы не было нарушений и подтасовок при вскрытие урны и подсчете голосов, разрешается присутствие посторонних наблюдателей. Сами урны опечатываются.

Голоса избирателей подсчитываются на основании определенных правил. Совокупность таких правил называется избирательной системой. Наиболее распространены две избирательные системы: Система большинства (мажоритарная) и система пропорционального представительства.

  • 1) При мажоритарной системе избранным считается кандидат, получивший большинство голосов избирателей, причем она имеет две разновидности: абсолютного большинства и относительного большинства. При мажоритарной системе абсолютного большинства побеждает кандидат, за которого проголосовало 50% избирателей принявших участие в выборах. В случае если победитель не выявлен, проводится второй тур выборов, в котором участвуют два кандидата, получивших наибольшие число голосов в первом туре. При мажоритарной системе относительного большинства победа отдается кандидату, набравшему голосов больше, чем каждому из его соперников в отдельности, даже если его поддержали менее половины пришедших на избирательные участки.
  • 2) При пропорциональной системе каждая партия выставляет на выборах списки кандидатов. В соответствии ими и числа поданных голосов за данную партию, определяется количество депутатов. Данная система позволяет даже мелким партиям иметь своих представителей в органах власти. Чтобы этого не случилось в законодательстве многих стран, в том числе И Украине и России устанавливается заградительный пункт, который не дает возможность получить депутатские полномочия тем партиям, которые получили менее 4-5% голосов избирателей.

Следующей формой политического участия является референдум. Референдум - это голосование населения внешнеполитическому вопросу. На выборах избиратели определяют, кто из кандидатов будет представлять их интересы в законодательном собрании или займет выборный пост. На референдуме они же сами принимают решения по вынесенному на голосовании конституционному или законодательному вопросу.

В настоящее время конституции многих государств, предусматривают возможность или обязательность в ряде случаев проведения референдумов. Инициатива его проведения предоставляется главе государства, парламенту, общественным организациям, народу. На общенациональный референдум выносятся важнейшие вопросы политической жизни страны: принятие конституции и поправок к ней, изменение формы государственного устройства или формы правления, принятие новых или отмена действующих законов, вступление страны в международную организацию и т.п. Итоги референдума не имеют юридической силы, но мнение народу имеет огромную политическую силу и принимается правительством и президентом к исполнению. Например, когда верховный совет России не смог принять конституцию - президент обратился к народу. При подготовке к референдуму избирательные округа не создаются. Принятым считается то решение, за которое проголосовало большинство граждан, учувствовавших в референдуме. Для того чтобы референдум точнее выражал волеизъявления народа, ему должно предшествовать широкое и всестороннее обсуждение, выносимого на голосовании вопроса. Формой политического участия народа в управлении является так же плебисцит. Как и референдум он призван определить мнение избирателей путем голосования. В сфере межгосударственных отношений плебисцит применяется для опроса населения о принадлежности территории, на которой оно проживает, том или ином государстве. Во внутри политической жизни плебисцит выступает как один из видов референдума по вопросу доверия главе государства и осуществляемой им политике. Требование проведения плебисцита может исходить не только от народа, недовольного политическим руководством, но и от самого руководства. Таким образом, плебисцит - это прямое выражение воли народа. Но история свидетельствует, что народ можно обмануть и при помощи его могут прийти к власти люди, которые потом предадут его интересы. В зависимости от уровня экономической и политической культуры, менталитета народа данного государства, политическое участие народа в жизни общества может привести или к стабильности политической жизни или, наоборот, к политическим конфликтам и неустойчивости политической системы.

Участие гражданина в политической жизни считается обязательным элементом современного общества. С его помощью люди становятся активными субъектами политической жизни, влияют на важные общественные проблемы, определяют условия собственного существования.

Особенности участия

Участие граждан в политической жизни страны является разновидностью политической деятельности. Оно состоит в воздействии граждан на принятии в государстве различных важных решений.

Характерные черты

Необходимо внести определенные уточнения к данному термину. Участие гражданина в политической жизни предполагает влияние рядовых граждан на жизнь общества. В данном термине не учитываются должностные лица, наделенные государственной властью, выполняющие непосредственные управленческие функции.

Участие граждан в политической жизни государства не связано с профессиональной деятельностью людей, которые входят в состав силовых, исполнительных, представительных, властных структур. Чиновники и профессиональные политики выступают в качестве обычных жителей страны только во время процедуры голосования.

Варианты участия

Возможность участия граждан в политической жизни является добровольной, не обязательной для всех жителей.

Все мероприятия, которые касаются «участия за деньги», не относятся к активной жизненной позиции. Участие гражданина в политической жизни не должно быть связано с агитацией за какого-то кандидата, партию.

Абсентеизм

Это нежелание граждан принимать активное участие в политической жизни, которое объясняется отсутствием интереса к данной стороне жизни общества. В настоящее время подобное качество демонстрируется гражданами во время голосования.

Формы участия

Рассмотрим основные формы участия граждан в политической жизни. Среди них особый интерес представляют массовые манифестации. К ним относятся пикетирования, демонстрации, митинги, забастовки.

Кроме того, участие граждан в политической жизни общества проявляется в голосовании на референдумах и выборах. Граждане могут выражать собственную позицию, мнение о деятельности различных политических партий, воспользовавшись средствами массовой информации. Мнение о принятии определенных законов, уровне их исполнения рядовые граждане могут представить в виде обращений, писем в органы исполнительной власти.

Участие гражданина в политической жизни проявляется и в виде контроля депутатов, постоянном контакте с местными властями. У людей появилась возможность осуществлять контроль деятельности муниципальных и государственных органов.

Распространенный вариант

Каковы возможности участия граждан в политической жизни? В качестве самой распространенной формы подобной деятельности можно рассмотреть участие в различных выборах. В тех странах, в которых существует развитая демократия, количество граждан, которые принимают участие в национальных выборных кампаниях, достигает 90 процентов. В среднем показатель составляет 50-80 процентов.

Классификация

Каковы возможности участия граждан в политической жизни? Учитывая многообразие форм, принято классифицировать их по разным основаниям. Возможно легальное участие, которое разрешено законодательными актами. Терроризм относится к нелегальному виду политической деятельности, он запрещается законодательством.

В зависимости от количества участников выделяют коллективную и индивидуальную политическую деятельность.

По характеру действий отмечают: постоянное действие, характерное для активистов, а также эпизодическое участие граждан в политической жизни (выборы, референдумы).

Демонстрировать свое отношение к действиям политических партий, государственных структур рядовые граждане могут на местном или региональном уровне.

Направленность действий

Формы участия отличаются по направленности действий. Например, граждане хотят реализовать частные интересы при проведении митинга, или забастовка направлена на разрешение серьезной ситуации, сложившейся в городе. Вариант участия граждан в политической жизни зависит и от ресурсов и усилий, которые должны будут приложить участники, чтобы справиться с поставленной ими задачей. К примеру, при демонстрации протеста, касающегося сокращения сотрудников на предприятии, граждане должны быть готовы к преодолению давления со стороны руководства компании.

Мотивация политического участия

Какие возможности участия граждан в политической жизни существуют в настоящее время? Почему люди стремятся к подобной деятельности? Каково основное назначение политического участия? Г. Пэрри, занимающийся на протяжении нескольких лет изучением данной проблемы, отмечал, что есть три главных объяснения феномена политического участия.

Самой распространенной формой участия является инструментальная модель. В качестве основного мотива выступает возможность реализации групповых или индивидуальных интересов. Люди пытаются таким способом получить от государственной власти решения, действия, которые будут для них выгодными.

Коммунитарная модель участия в политической жизни предполагает применение в качестве источника и основного мотива желание людей вносить позитивные изменения в жизнь общества. Граждане не задумываются о собственных интересах, ими движет желание помочь другим людям устранить какие-то проблемы.

Образовательная модель предполагает обращение внимания не на источники участия, а на результаты деятельности. Политическая деятельность граждан является важным элементом социализации. Для некоторых людей политическое участие превращается в важную часть жизни, является возможностью реализации своих способностей, творческого потенциала.

Основными мотивами участия являются рационально-инструментальные принципы. Действия граждан направлены на создание, принятие, а также внедрение государственных решений, поиск достойных представителей в институты власти.

Группы граждан

Объем допустимого участия ограничивается политическими правами граждан. По данному показателю население подразделяется на две группы. Одну из них представляет политическая элита. Основой деятельности таких людей является политика. К ним относятся представители партий, государственных органов власти. Во второй группе находятся обычные люди.

Их политическая активность является добровольной деятельностью, желанием оказывать влияние на органы государственной власти.

Одни ученые придерживаются позиции, согласно которой участие рассматривается как политическое действие обеих групп. Есть и те, кто выделяет в качестве политического участия только действия рядовых граждан.

Далеко не все люди становятся профессиональными общественными и политическими деятелями, поэтому поговорим о действиях обычных граждан. Участвовать в политической жизни страны можно двумя способами. Первый вариант предполагает непосредственное участие, второй - опосредованное (представительное) действие.

В качестве примеров непосредственного участия можно отметить посещение митингов, участие в пикетировании, голосование на выборах, письма и обращения в государственные органы, деятельность в политических партиях.

Опосредованное участие производится путем выбора представителей от партий, групп. Именно им рядовые граждане передают полномочия, чтобы они принимали решения. К примеру, делегат сможет стать активным участником парламентской комиссии, будет вести переговоры с властными структурами, налаживать неофициальные отношения с представителями государственной власти.

Подобные виды политического участия соответствуют определенным политическим ролям: членам партии, избирателю, инициатору петиции. Независимо от выбранной роли, предполагается активное участие, приносящее определенный результат.

Автономное участие предполагает добровольные и свободные действия граждан, связанные с проявлением определенной политической позиции, касающиеся преследования личных либо групповых интересов.

Мобилизованное участие является принудительным вариантом, оно предполагает обязательное участие граждан в демонстрациях, выборах. Этот вариант существовал во времена Советского Союза.

Граждане, которые отказывались поддерживать проводимую в стране политическую линию, наказывались «рублём», карьерным ростом. Мобилизованное участие преобладает в авторитарных и тоталитарных политических режимах. В демократическом государстве предполагается автономное участие граждан в политической жизни общества.

Американский политолог С. Верба подчеркивал, что только для демократического общества можно вести речь о действенном механизме политического участия обычных граждан в жизни общества. Это проявляется в передаче людьми, не являющимися профессиональными политиками, информации о собственных предпочтениях, интересах, потребностях представителям власти.

Например, граждане, которые возмущены несправедливостью, существующей в обществе, составляют петиции, выступают на телевидении, готовят письма-протесты во властные структуры. В конкретных ситуациях возможна организация митингов, забастовок, направленных на решение сложившейся проблемы.

Такое поведение населения несет позитивные результаты. Власти вынуждены прислушаться к позиции обычных граждан, скорректировать принятое решение.

Заключение

У каждого гражданина есть право на участие в политической жизни своей страны. Чтобы воспользоваться им, необходимы два основных фактора: сознательность личности, культура демократии. Основой создания главных политических процессов является непосредственное участие людей в политической жизни своего государства.

На политическое участие граждан оказывает влияние обстановка в обществе. В зависимости от того, каков уровень развития государства, возможно привлечение к подобной деятельности различных слоев населения.

Социальная дифференциация приводит к возникновению определенных социально-политических сил, например, партий, организаций.

Есть ли у обычного гражданина возможность воздействовать на политический процесс? С какой целью формируется культура демократии в современном обществе? Политическая деятельность постоянно повергается модернизации, она считается динамичной системой.

В нее включаются социальные группы, люди, властвующая элита. Каждая структура преследует при этом свои корыстные интересы, имеет определенный уровень культуры, образование.

Именно при взаимодействии субъектов современной политики происходят завоевание, сдерживание, применение государственной власти, модернизация политических процессов в обществе.