Ремонт Дизайн Мебель

Политическая система. Политическая система общества: понятие, структура, функции Взгляды на политическую систему

В результате освоения данной темы студент должен:

знать

  • – теоретические аспекты структуры, содержания и функционирования политической системы общества;
  • – основные модели политических систем Д. Истона, К. Дойча, Г. Алмонда;
  • – основные подходы к классификации политических систем;
  • – пути достижения политической стабильности;

уметь

  • – анализировать актуальные проблемы функционирования политической системы;
  • – выделять значимую политическую информацию по вопросам развития политических систем;
  • – делать выводы и давать аргументированные ответы на текущие изменения политической системы;

владеть

  • – техникой и методикой ведения политических дискуссий и переговоров;
  • – понятийным аппаратом для описания субъектов политических систем.

Понятие, структура и функции политических систем

Политическая система представляет собой целостную совокупность государственных, политических и общественных организаций, объединений, а также политико-правовых норм, принципов организации и осуществления политической власти в обществе.

Само понятие "политическая система" утвердилось в лексиконе политической пауки сравнительно недавно и связано с радикальным расширением сферы, охватываемой политическими процессами. Термин политическая система был введен в политологию в середине XX в. До этого времени для описания властных отношений использовались понятия "тип правления", "система правления" и др. и обычно политику сводили к деятельности государственных структур как главных субъектов властных отношений. Однако процессы развития гражданского общества и демократизация всех сторон общественной жизни, а также широкий спектр социальных субъектов политической власти привели к усложнению властных отношений и возможности участия в них и негосударственных организаций.

Понятие "политическая система" является одним из основных в политологии и позволяет представить политическую жизнь, политический процесс в определенной целостности и устойчивости, акцентируя внимание на структурной, организационно-институциональной и функциональной сторонах политики. Одними из первых категорию "политическая система" ввели в оборот американские политологи Д. Истон и Г. Алмонд. Они утверждали, что политическая система объединяет и организационные стороны политической жизни, и коммуникативно-идеологические. Политическая система призвана обеспечить обобщение и реализацию воли и интересов различных слоев общества, их активное участие в управлении государственными и общественными делами и контроле за их деятельностью.

Сущность политической системы заключается в регламентации поведения людей, а она реализуется посредством политической власти. Поэтому важнейшим фактором конструирования и консолидации элементов политической системы выступает политическая власть. Она является как бы стержнем политической системы, определяя ее сущность, природу, структуру и границы. Что же отличает политическую систему от других систем общества?

  • Верховенство политической системы. Это означает, что с ее помощью осуществляется политическая власть в обществе, что принимаемые в ее рамках решения обязательны для всего общества и каждой его подсистемы. Она олицетворяет верховную власть в обществе.
  • Ее обусловленность общественной средой и в первую очередь социально-экономической и культурной структурой общества.
  • Политическая система – относительно самостоятельная сфера жизнедеятельности общества, определяемая наличием специального механизма ее формирования и функционирования. Ее отличает высокая степень активности, обусловленная наличием механизма власти и предоставленной возможностью и правом распоряжаться ресурсами всего общества.
  • Основной сущностной характеристикой политической системы выступает управление.

Введение в оборот термина "политическая система" помогает глубже изучить различные стороны политической жизни общества и предвидеть перспективы развития. С другой стороны, в процессе модернизации политической системы эта теория дает возможность применения научных знаний при выборе средств решения назревших в области политики практических проблем.

Политическая система отражает состояние общества, включая экономические условия его существования, социальную и национальную структуру, состояние и уровень общественного сознания, культуры, международного положения и др. Через политическую систему выявляются и аккумулируются основные группы интересов, выстраиваются социальные приоритеты, что получает затем закрепление в политике.

В качестве основных признаков политической системы можно назвать: тесную связь ее с государственной властью, с борьбой за ее завоевание, организацию и осуществление; возможность и необходимость выражения политической воли и интересов различных социальных субъектов политической власти на основе договорных отношений; наличие организационных форм и каналов для выражения разнообразных политических интересов со стороны объектов политической власти; опосредованность и урегулированность властных отношений между институтами политической системы, политико-правовыми нормами и политическими принципами и традициями.

Политическая система представляет собой многофункциональную структуру, включающую в себя компоненты различного профиля, которые непосредственно связаны друг с другом и обеспечивают функционирование публичной власти:

  • институциональный, состоящий из различных социально-политических институтов и учреждений (государство, политические партии, общественные движения, организации, объединения, различные органы представительной и непосредственной демократии, группы интересов, СМИ, церковь и др.);
  • функциональный , складывающийся из совокупности тех ролей и функций, которые осуществляются как отдельными социально-политическими институтами, так и их группами (способы и методы осуществления власти, средства воздействия на общественную жизнь и др.);
  • регулятивный, выступающий как совокупность политико-правовых норм и других средств регулирования взаимосвязей между субъектами политической системы (конституция, законы, обычаи, традиции, политические принципы, правовые нормы, взгляды и др.);
  • коммуникативный, представляющий собой совокупность разнообразных отношений между субъектами политической системы по поводу власти, в связи с выработкой и осуществлением политики;
  • идеологический, включающий в себя совокупность политических идей, теорий, концепций (политическое и правовое сознание, политическая и правовая культура, политическая социализация).

Каждый из компонентов политической системы имеет свою собственную, особую структуру, формы внутренней и внешней организации, а также способы выражения.

Среди политических институтов, оказывающих существенное влияние на политический процесс и политическое воздействие на общество, следует выделить государство и политические партии. Это собственно политические институты. К ним примыкают не являющиеся собственно политическими институтами различного рода общественные объединения и организации, профессиональные и творческие союзы, массовые движения, молодежные и женские организации и др. Особое место в политической системе занимают религиозные объединения. Их воздействие на реальную политику осуществляется через участие верующих граждан в политической жизни. СМИ также способны существенно влиять на процесс формирования общественного мнения, а через него оказывать давление на правительство, на политических лидеров. К СМИ относятся предприятия, организации, учреждения, занимающиеся сбором, обработкой, распространением массовой информации по каналам печати, радио и телевидения. В деятельности современных СМИ важное значение приобретают общечеловеческие ориентиры и их независимость от каких-либо государственных, ведомственных структур.

Основным назначением политических институтов является представительство коренных интересов различных слоев общества. Стремление к организации и реализации своих политических интересов и целей – главное в деятельности политических институтов.

Центральный институт власти в обществе – государство. Именно государство является официальным представителем всего общества, от его имени принимаются властные решения, обязательные для общества. Концентрируя в своих руках большинство ресурсов, обладая монополией на законное насилие, государство обладает наибольшими возможностями воздействовать на различные стороны общественной жизни. Обязательность решений государства для граждан позволяет ему придавать социальным изменениям целесообразность, разумность, ориентацию на выражение общезначимых интересов. Государство обеспечивает политическую организованность общества, и в этом качестве оно занимает особое место в политической системе, придавая ей своего рода целостность и устойчивость. По отношению к обществу государство выступает как орудие руководства и управления.

Государство играет значительную роль в выполнении задач и реализации функций политической системы. Государственная власть служит своеобразным центром притяжения социальных сил и организаций, выражающих их интересы. Характер и объем собственно государственного управления неодинаковы и зависят от природы государства и политической системы.

Значительную роль в функционировании политической организации общества играют политические партии. Прежде всего, они осуществляют связь между обществом и государством. Выявляя интересы тех или иных групп, партии сводят их воедино в такой форме, которая может оказывать непосредственное влияние на решения государственных органов. Одним из главных назначений политических партий является достижение власти, овладение государственным аппаратом с тем, чтобы реализовывать представляемые партией общественные интересы. Политические партии определяют цели, разрабатывают идеологию, программы, стремятся определить стратегию развития общества и убедить граждан в ее правильности.

Политическая партия, особенно если она является правящей, участвует в разработке политического курса страны и его осуществлении, оказывает влияние на выдвижение лидеров государства и регионов, на формирование состава правительственных учреждений. Партии являются поставщиками кадров для различных звеньев государственного аппарата.

В состав политической системы входят также политические отношения. Они представляют собой разновидности общественных отношений, которые отражают связи, возникающие по поводу политической власти, ее завоевания, организацию и использование. В процессе функционирования общества политические отношения весьма подвижны и динамичны. Они по существу своему определяют содержание и характер функционирования данной политической системы. Особая роль политических отношений заключается в том, что они выражают отношения по поводу публичной власти больших групп людей – социальных групп, классов, наций.

В зависимости от субъектного состава политические отношения можно разделить на три группы: отношения между классами, нациями и государствами. Межклассовые, внутриклассовые и межнациональные отношения составляют основу политической системы и отражаются в функционировании соответствующих политических организаций и их взаимоотношениях; отношения, одной из сторон которых является политическая организация, функционирующая в данном обществе. Эти так называемые вертикальные отношения складываются в процессе осуществления политической власти, воздействия органов руководства и управления на всю совокупность общественных процессов; отношения, которые складываются между политическими организациями и учреждениями.

Развитие политических отношений зависит и определяется социально-классовой структурой общества, политическим режимом, уровнем политического сознания, идеологией и другими факторами. Одновременно политические отношения выступают формой сохранения и закрепления политического опыта, традиций, определенного уровня политической культуры. Характер взаимодействия субъектов политического процесса определяет типы политических отношений. Они могут выступать в форме принуждения, конфликта или сотрудничества, консенсуса.

По социальной направленности различают политические отношения, нацеленные на упрочение существующего политического строя, и отношения, выражающие интересы оппозиционных сил.

Существенным элементом политической системы являются политические нормы и принципы. Они составляют нормативную основу общественной жизни. Особое место занимают Конституция, нормы права, которые служат главным регулятором общественных отношений. Нормы регулируют деятельность политической системы и характер политических отношений, придавая им упорядоченность и направленность на стабильность, устойчивость и эффективность. Содержательная направленность политических норм и принципов зависит от целей общественного развития, уровня развития гражданского общества, типа политического режима, исторических и культурных особенностей политической системы. Следует иметь в виду то обстоятельство, что правовые нормы исходят от государства, органов местного самоуправления или народа в целом и поэтому всегда являются одновременно политическими нормами. Часть же политических норм, исходящих от политических партий, общественно-политических организаций и движений, нс являются правовыми.

Через политические принципы и нормы получают официальное признание и закрепление определенные социальные интересы и политические устои. В то же время при помощи этих принципов и норм политико-властные структуры решают проблему обеспечения общественной динамики в рамках законности, доводят до сведения общества свои цели, определяют своеобразную модель поведения участников политической жизни. Политические нормы выполняют организационную и регулятивную функции в политической системе, носят формализованный характер, документированы, обеспечиваются контрольным механизмом и политической ответственностью.

К числу элементов политической системы относятся также политическое и правовое сознание и политическая культура. Отражение политических отношений и интересов, оценка людьми политических и общественных явлений выражаются в виде определенных понятий, идей, взглядов и теорий, которые в своей совокупности образуют политическое сознание. Формируясь под влиянием конкретной социально-политической практики, представления, ценностные ориентации и установки участников политической жизни, их эмоции, переживания и предрассудки оказывают сильнейшее влияние на их поведение и политическое развитие. Политическая культура, складываясь прежде всего под влиянием конкретной социальной и политической практики, в свою очередь, дает знание законов и механизма осуществления политики, формирует отношение человека к политической жизни, способствует пониманию целей и содержания политики государства.

Жизнедеятельность политической системы и ее сущность проявляются в процессе выполнения ею своих функций. Под функцией понимается любое действие, которое способствует сохранению и развитию данного состояния, взаимодействию со средой. Функции многообразны, отличаются непостоянством и развиваются с учетом конкретной исторической обстановки. Они взаимосвязаны, дополняют друг друга, но вместе с тем относительно самостоятельны.

Существуют различные подходы к типологии функций политической системы. На основе целевого подхода к политике они подразделяются на политическое целеполагание (определение целей, задач, программ деятельности); мобилизацию ресурсов; интеграцию общества; регулирование режима социально-политической деятельности; распределение ценностей; легитимацию. Ряд авторов различают внесистемные (политическое представительство, целеполагание, интеграция, регуляция, коммуникация) и внутрисистемные (координирующие, воспитательные и инициативные) функции. Д. Истон, Дж. Пауэлл и др. исходят из того, что политическая система должна обладать четырьмя основными функциями: регуляционной, экстракционной (мобилизационной), дистрибутивной (распределительной) и реактивной.

В современной политологии наиболее полно анализирует функции Г. Алмонд. Он рассматривает функционирование политической системы на трех уровнях.

Первый уровень – это возможности системы. Причем под возможностью он понимал власть правительства над общественными процессами, степень влияния на политическое сознание и поведение людей в интересах достижения государственных целей. Существуют различные типы возможностей, вероятность использования которых зависит от направленности решаемых задач, состояния социально-экономической структуры, типа политического режима, уровня легитимности и др. На данном уровне анализа выявляются соответствие политической системы обществу, а также характер активности политической системы по отношению к другим системам общества.

Второй уровень отражает происходящее в самой системе, т.е. конверсионный процесс (способы превращения входящих факторов в исходящие). В данном случае функциональность системы рассматривается через призму технологии обеспечения той или иной задачи.

Третий уровень – функции поддержания модели и адаптации, к которым Г. Алмонд относит процессы политического рекрутирования и социализации. Важным здесь является обеспечение соответствия политических акций и политического развития базовым принципам, постоянное воспроизводство нормативного поведения и образцов его мотивации. Оптимальный уровень достигается обеспечением устойчивой реакции граждан по отношению к властям и постоянной поддержки.

Г. Алмонд утверждает, что все системы имеют два базовых набора функций – входные и выходные. Входные – политической социализации, рекрутирования, артикуляции, агрегирования, политической коммуникации. Выходные – нормотворчество, применение норм, контроль. Одной из важнейших выходных функций политической системы он считает нормотворчество, в процессе которого разрабатываются правила и законы, регулирующие политическое поведение. Процесс нормотворчества состоит из ряда этапов: выработка политики и выбор общих целей, разработка решений и конкретных правил для достижения целей. В соответствии с этим они подразделяются на нормы-цели и нормы-средства. Политические нормы не сводятся только к правовым нормам, имеющим частный характер, функцию нормотворчества выполняют законодательные, исполнительные и судебные органы.

Отталкиваясь от потребностей самой системы и необходимости сохранения ее тождественности, Г. Алмонд и С. Верба предложили логическую систему функций политической системы: политической социализации, адаптации, реагирования, экстракции, регулирования. Но идеальное разделение функций на практике недостижимо, поскольку структурные элементы политической системы неизбежно выполняют не одну, а несколько функций.

Суммируя основные подходы к функциям политической системы, можно выделить следующие ее главные функции:

  • управление общественными процессами. Функция управления может осуществляться двумя основными методами. Во-первых, непосредственным вмешательством и жесткой регламентацией со стороны органов государственной власти общественных процессов. Во-вторых, косвенным политическим воздействием, когда власть регулирует нс сами общественные процессы, а факторы, влияющие на их развитие;
  • определение целей и задач общества, выработка программы ее жизнедеятельности;
  • мобилизация ресурсов общества на достижение поставленных целей;
  • интегративная функция или функция обеспечения единства и согласованности действий различных институтов и органов власти. Интеграцию всех органов власти призваны осуществлять правовые нормы и политические традиции;
  • – функция защиты основных политических ценностей;
  • – функция обеспечения преемственности и стабильности в развитии системы власти. В проявлениях этой функции можно выделить два уровня. Уровень высшего политико-государственного руководства и общий уровень, охватывающий все политически дееспособное население.

Таковы главные функции политической системы. Однако любая система помимо явных (главных) функций, имеет еще и латентные функции (Р. К. Мертон). Латентные функции возникают вследствие того, что любая социальная группа или индивид, занимаясь политической деятельностью, помимо общественно-необходимых задач решают и свои собственные. Для этого они используют государственную власть. К важнейшим латентным функциям политической системы в основном относятся: функция обеспечения социально-классового господства; функция распространения и защиты личной политической власти.

Указанные функции характерны для стабильных, сформировавшихся политических систем, а эффективность функционирования системы, в свою очередь, зависит от полноты реализации ее функций, которые способны развиваться, воспроизводиться, расширяться или терять свое значение. В условиях кризиса или войны функции политической системы, как правило, реализуются не полностью.

В современных демократических странах политические системы стремятся к сохранению равновесия в обществе.

Через социально значимые и латентные функции политическая система общества реализует свои цели и задачи, структурирует и упорядочивает жизнедеятельность общества.

Понятие политической системы

Под политической системой понимается совокупность государственных, партийных и общественных органов и организаций, участвующих в политической жизни страны. Любая система, в том числе и политическая, имеет следующие характеристики:- состоит из многих частей;

Части составляют единое целое;

Система имеет границы.

Сущность политической системы

Политическая система как одно из основополагающих понятий социальной науки - плод современного этапа политического знания. Термин "политическая система" встречается ещё в трудах Аристотеля. Однако он не осмысливался ни великим греком, ни теоретиками позднего времени в категориальном плане, а обозначал только отдельную сторону политической жизни.

В современной политической науке понятие "политическая система" разработано как категория, охватывающая все главные стороны и элементы организованной в рамках данного общества политической деятельности и политических отношений.

Политическую систему можно определить как целостную и динамичную совокупность однотипных, дополняющих друг друга ролей, отношений и институтов власти, взаимодействующих на основе единых норм и ценностей, задаваемых интересами доминирующих в обществе социальных групп и позволяющих последним реализовывать свои цели и намерения.

По своей сути политическая система характеризует глубинные, качественно определенные основания организации публичной государственной власти в масштабах общества, отображая базовые предпосылки и факторы воспроизводства отношений государства и социума в целом. Политическая система существует в реальной стране или группе стран, ее основа - определенное сообщество людей (национальное или интернациональное).

Функции политической системы

1) Регулирующая, касающаяся управления поведением групп и индивидов (ведение норм, действие администрации и т.д.);

2) Экстракционная, связанная с добыванием необходимых для своего функционирования экономических и других ресурсов;

3) Дистрибутивная - способность распределять и перераспределять ресурсы, блага, услуги, знаки отличия и прочее;

4) Реагирующая, связанная с необходимостью постоянно отвечать на требования социальной среды, адаптироваться к ее изменениям. П. Шарон вполне обоснованно добавляет еще пятую, не менее существенную, а возможно, самую важную способность: саморегуляции, характеризующую внутреннюю, обращенную на себя управляемость.

Структура политической системы

1. Политическое сообщество людей, включающее большие социальные группы - несущие социальные компоненты системы, правящие элиты, группу государственных служащих, различные слои избирательного корпуса, военных и т.д., словом, всех тех, кто стоит у власти, стремится к ней, проявляет только политическую активность или же отчужден от политики и власти.

2. Совокупность политических институтов и организаций, составляющих структуры системы: государство, все ступени правления от высших органов власти до местных, политические партии, общественно-политические и неполитические организации, преследующие политические цели (объединения предпринимателей, группы интересов и другие).

3. Нормативная подсистема: политические, правовые и моральные нормы, традиции, обычаи и другие регуляторы политического поведения и деятельности.

4. Функциональная подсистема: методы политической деятельности.

5. Политическая культура и коммуникативная подсистема (средства информации).

К числу элементов политической системы относятся все институты социальной жизни, группы людей, нормы, ценности, функции, роли, средства, с помощью которых реализуется политическая власть и осуществляется управление общественной жизнедеятельностью людей. В составе системы - политические структуры и сообщество людей со свойственным ему образом политической жизни стилем политической деятельности.

Типы политических систем

Большинство западных политологов выделяют следующие три типа политических систем.

Политические системы англо-американского типа. Они характеризуются секуляризованной политической культурой, опирающейся на рациональный расчет, терпимость и толерантность граждан и политической элиты. Системы этого типа стабильны, эффективны, способны к саморегулированию. Здесь оптимально реализуется принцип разделения власти на законодательную, исполнительную, судебную и четко определены их функции.

Политические системы тоталитарного типа. Власть сосредоточена в руках немногочисленной политической номенклатуры (бюрократии). Средства массовой информации находятся под контролем государства. В обществе, как правило, разрешена деятельность только одной партии, которая контролирует деятельность всех элементов политической системы. Господствует идеология правящей партии. Чрезмерно расширены функции репрессивных органов. Политическая активность носит разрушительный и принудительный характер.

Континентально-европейские системы. Имеются в виду системы, сложившиеся во Франции, Германии, Италии. Для них характерно взаимодействие старых и новых культур, политических традиций и форм политической деятельности, партии и общественно-политические объединения свободно функционируют в границах существующих конституционных норм, представительная и исполнительная ветви власти осуществляют свою деятельность на основе определенных законом регламентов и процедур.

7. Гражданское общество. Происхождение, понятие, признаки, функции. Взаимоотношения гражданского общества и государства.

Гражданское общество - это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, независимая от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти

Признаки гражданского общества

· наличие в обществе свободных владельцев средств производства;

· развитая демократия;

· правовая защищённость граждан;

· определённый уровень гражданской культуры;

· наиболее полное обеспечение прав и свобод человека;

· самоуправление;

· конкуренция образующих его структур и различных групп людей;

· свободно формирующиеся общественные мнения и плюрализм;

· легитимность.

Функции гражданского общества

· законность обеспечивает защиту частных сфер жизни человека и гражданина от необоснованной жесткой регламентации государства и других политических структур.

· защищает граждан и их объединения от незаконного вмешательства в их деятельность государственной власти и тем самым

· способствует формированию и упрочению демократических органов государства, всей его политической системы.

· Институты и организации гражданского общества призваны обеспечивать реальные гарантии прав и свобод человека, равный доступ к участию в государственных и общественных делах.

· функция социального контроля по отношению к своим членам. Оно независимо от государства, располагает средствами и санкциями, с помощью которых может заставить индивида соблюдать общественные нормы, обеспечить социализацию и воспитание граждан.

· коммуникационнуя функция .Демократическое государство призвано максимально удовлетворять интересы и потребности своих граждан. Однако в условиях экономического плюрализма эти интересы столь многочисленны, столь разнообразны и дифференцированы, что государственная власть практически не имеет каналов информации обо всех этих интересах

· стабилизирующая функция создает прочные структуры, на которых держится вся общественная жизнь.

Введение

Предметом изучения в контрольной работе является социология.

Объект изучения - влияние политической системы на жизнь общества.

Актуальность исследования очевидна. Сегодняшние процессы, происходящие в современном обществе, когда на площади городов Украины выходят люди и говорят о кризисе политической власти, о недоверии к ней не может никого оставить равнодушным. В рамках демократического государства народ пытается заявить о своем несогласии с построением такой системы общества, когда народ работает, а результаты его труда присваивает олигархическая верхушка власти.

Цель работы на основании изученной методической и периодической, учебной литературы охарактеризовать объект исследования в контрольной работе.

Для достижения поставленной цели планируется решить следующие основные задачи:

Дать определение состава и структуры политической системы;

Отразить влияние социума на конструирование политической системы;

Обозначить функции политической системы в жизни общества;

Указать на необходимость легитимизации политической власти.

Содержание и структура понятия «политическая система»

Политическая система общества -- целостная, упорядоченная совокупность политических институтов, политических ролей, отношений, процессов, принципов политической организации общества, подчиненных кодексу политических, социальных, юридических, идеологических, культурных норм, историческим традициям и установкам политического режима.

Политическая система включает организацию политической власти, отношения между государством и обществом, характеризует протекание политических процессов, включающих институализацию власти, состояние политический деятельности, уровень политического творчества в обществе, характер политического участия, неинституциональных политических отношений.

Политическая система общества -- одна из частей или подсистем совокупной общественной системы. Она взаимодействует с другими подсистемами: социальной, экономической, идеологической, правовой, культурной, образующими ее общественное окружение, ее общественные средства наряду с ее природным кружением и природными ресурсами (демографическими, пространственно-территориальными), а также внешнеполитическим окружением. Основное положение политической системы в структуре ее внешнего и внутреннего окружения определяется ведущей организационной и регулятивно-контрольной ролью самой политики. Политическая система общества определяется классовой природой, социальным строем, формой правления (парламентского, президентского), типом государства (монархия, республика) характером политического режима (демократического, тоталитарного, деспотического и др.), социально-политических отношений (стабильных и нестабильных, умеренно или остроконфликтных либо консенсусных т. п.), политико-правового статуса государства (конституционного, с развитыми или неразвитыми правовыми структурами), характером политико-идеологических и культурных отношений в обществе (сравнительно открытых либо закрытых с параллельными, теневыми, маргинальными структурами или без них), историческим типом государственности, исторической и национальной структурой и традициями уклада политической жизни и т. п.

Политическая система общества -- управляющая обществом, должна быть жизнеспособной, чтобы не входить в длительные кризисные состояния, со стабильностью функционирования всех звеньев и подсистем. Политическая система существует в политическом пространстве общества, которое имеет территориальные пределы и функциональное, определяемое сферой действия самой политический системы и ее составных частей на разных уровнях политический организации общества.

Политическая организация общества включает распределение элементов политической системы, определение их функций и отношений с обществом. Политическая система образует так называемое политическое общество, то есть совокупность людей, общественных слоев и групп, наделенных политическими функциями, образующих политические учреждения, аппараты управления, органы власти, политические партии и движения и т. п.

Конечно же, политическая система общества -- совокупность взаимодействующих сфер: институциональной (политические институты), нормативно-регулятивной (режим политический), информативно-коммуникативный (политические коммуникации) и т. п. Политические институты -- разновидность социальных институтов. Каждый из политических институтов осуществляет определенный вид политической деятельности и включает социальную общность, слой, группу, специализирующихся на реализации политической деятельности по управлению обществом. Политические нормы регулируют отношения внутри политической системы общества и между ними, а также между политическими и неполитическими институтами. Материальные средства необходимые для достижения поставленных целей. В политической сфере политические институты: государство, политические партии, группы интересов самых разнообразных социальных общностей, слоев, имеющих определенные цели и требования к политической власти (профсоюзы, молодежные и женские движения, творческие союзы и объединения, этнические и религиозные общности, различные ассоциации и т. п. Группы интересов -- добровольные объединения, организации, созданные для выражения и представления интересов входящих в них различных слоев общества. Политические институты обеспечивают воспроизводство, стабильность и регулирование политической деятельности, сохранение идентичности политической общности даже при смене ее состава, усиливают социальные связи и внутригрупповую сплоченность, осуществляют контроль за политическим поведением и т. п.

Политические институты -- важный источник социальных и политических изменений, создает многообразие каналов политической активности, формирует альтернативы социального и политического развития. Ведущим институтом политической системы, сосредоточивающим максимальную политическую власть есть государство. Государство -- источник права и закона, организующее жизнь общества и деятельность самого государства и его структур в системе политических и общественных отношений. Государство, выразитель интересов и воли экономически господствующего слоя, оберегает его доминирующее положение в обществе, охраняет использования всех ресурсов: человеческих, материальных, производственных в интересах развития общества и т. п.

Государство всех времен и типов характеризуется рядом устойчивых, общеисторических признаков и функций: обязательное формирование правящих сил на той или иной социальной и классовой основе, процесс, который в современных условиях имеет тенденцию демократизации за счет политических партий, общественных движений, выборных технологий власти и т. п.); наличие политической организаций.

Политической системы, разветвленных властных структур, расширение политического пространства за пределы государственной территории; поддержание со всеми государствами взаимовыгодных отношений; удержание внутреннего мира и порядка, стабильности в обществе; регулирование социальных, классовых, национальных, экономических отношений, преследование целей блага и т. д.

В политической системе важное значение имеют политические партии, массовые общественные организации и движения, группы интересов. В демократических государствах все политические институты автономны и успешно осуществляют функции: влияют на формирование государственных и властных структур, корректируют политические цели, направляют политическое развитие общества. В авторитарных и тоталитарных обществах различные объединения и организации созданы для выражения и представлении интересов входящих в них людей. Политические партии, массовые общественные объединения строго подчинены правящей элите, их естественные функции деформированы.

Под политическим режимом понимают форму правления, отличающуюся большей мобильностью по сравнению с относительно более консервативными политическими институтами и зависящую от соотношения социально-политических сил и политической ситуации. Политический режим определяет характер борьбы за политическое лидерство (свободная конкуренция на выборах, смена руководства осуществляется кооптацией, наличие укрощенной и адаптированной к режиму оппозиции и т. п.).

Всевозможные нормы, определяющие поведение людей в политической жизни (участие их в процессах выдвижения требований, превращение требований в решения и реализация решений и т. п.), составляют нормативно-регулятивную сферу в структуре политической системы. Нормы -- основные правила участия граждан во всех типах политического процесса. Нормы разделяются на два типа: нормы-законы и нормы-привычки. Установление связей между институтами политической системы, координации их действий осуществляет в структуре политической системы информационно-коммуникативная сфера и каналы передачи информации правительству (процедура слушания дел на открытых заседаниях комиссий по распределению, конфиденциальные консультации с заинтересованными организациями, объединениями и т. д.), а также средства массовой информации (печать, телевидение, радио и др.) Определенный объем знаний и информации особенно в сфере политической жизни имеет огромное значение для оценки гражданами действий и событий, происходящих в политической, экономической и социальной сфере общества. В различных системах положение, средств массовой информации различно: если в демократических обществах средства массовой информации независимы, то в тоталитарных и авторитарных они полностью подчинены правящей элите.

И иных социальных норм совокупность институтов (государственных органов, политических партий, движений, общественных организаций и т.п.), в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.

Иначе, политическая система общества - система государственных и негосударственных социальных институтов, осуществляющих определенные политические функции. Эти социальные институты – государство, партии, профсоюзы и другие организации и движения, участвующие в сфере общественной жизни, где ядром является завоевание, удерживание и использование власти. Именно власть и отношения по ее поводу характеризуют политические функции различных социальных институтов, являются системо-образующими факторами, формирующими, образующими политическую систему.

Понятие "политическая система общества" показывает, как регулируются политические процессы, как формируется и функционирует политическая власть. Это механизм организации и реализации политической деятельности.

Характерные черты политической системы:
    1. именно в ее рамках и с ее помощью осуществляется политическая власть;
    2. она зависит от характера общественной среды, социально-экономической структуры общества;
    3. она обладает относительной самостоятельностью.
Типы политических систем:
    • тоталитарные политические системы закрытого характера фор­мирует социальная среда распределительного типа. В таких поли­тических системах у власти находится одна господствующая партия (ядро системы), другие общественные организации (профсоюзные, молодежные и даже детские) выступают проводниками государст­венной идеологии. Индивид полностью подчинен коллективу. Государство в лице чиновников полностью распределяет резуль­таты коллективного труда в зависимости от места в системе рас­пределения. В тоталитарных политических системах господствуют идеи вождизма, культа лидера государства, происходит слияние государственного и партийного аппарата;
    • либерально-демократические политические системы как правило, являются открытыми: обмен идеями, знаниями, товарами, людьми, инвестициями становится их характерной чертой. В этих системах судебная власть, правовые установления приобретают определяющее значение. Государственная власть действует в организационно-правовых формах. Взаимоотношения государства, партий, профсоюзов и иных организаций в таких политических системах обеспечиваются, как правило, конституционным регулированием;
    • конвергенционная политическая системы (смешанная) . Характерна для периода реформ. В рамках такой системы которых плюрализм соседствует с реликтами политической нетерпимости, призывы к обновлению, реформам сопровождаются попытками реставрации старых порядков, прежней политической системы. Отличается нестабильностью, противоречивостью, эволюционирует, как правило, в иные системы.
Структура политической системы:
    1. государство,
    2. пар­тии,
    3. профсоюзы,
    4. молодежные организации,
    5. политические движе­ния и
    6. другие социальные институты.

Особая роль государства в политической системе общества:

    • именно через государство все остальные элементы данной системы приобщаются к власти;
    • государство высту­пает как единственная организация, объединяющая всех