Ремонт Дизайн Мебель

Краткая биография Гомера (IX век до н. э. Краткая биография таинственного гомера

Гомер - знаменитый древнегреческий поэт, чье творчество не просто являлось образцом для всех античных творцов - его считают прародителем европейской литературы. У многих представителей современных поколений именно с его именем ассоциируется античная культура, а знакомство с мировой литературой обычно начинается с поэм «Илиада» и «Одиссея», принадлежащих (или приписываемых) этому легендарному автору. Гомер является первым древнегреческим поэтом, творческое наследие которого дошло до наших дней, причем около половины обнаруженных на сегодняшний день древнегреческих папирусов литературного содержания представляют собой фрагменты его произведений.

Достоверные, подтвержденные исторически данные о личности Гомера, его жизненном пути отсутствуют, причем они были неизвестны даже в древности. В эпоху античности было создано 9 биографий Гомера, и все они основывались на легендах. Неизвестны не только годы его жизни, но и столетие. По мнению Геродота, это был IX в. до н. э. Ученые нашего времени называют ориентировочно VIII в. (или VII в.) до н. э. Нет никаких точных сведений и о месте рождения великого поэта. Считается, что жил он в одной из местностей Ионии. Легенда гласит, что целых семь городов - Афины, Родос, Смирна, Колофон, Аргон, Саламин, Хиос - оспаривали друг у друга честь называть себя родиной Гомера.

Согласно традиции, великого поэта изображают слепым стариком, однако ученые придерживаются мнения, что это влияние представлений древних греков, особенности биографического жанра. Греки видели взаимосвязь поэтического таланта и пророческого дара на примере многих знаменитых личностей, которые были лишены зрения, и полагали, что и Гомер принадлежал к этой славной когорте. Помимо этого, в «Одиссее» есть такой персонаж, как слепой певец Демодок, который отождествлялся с самим автором произведения.

Из жизнеописания Гомера известен такой эпизод, как поэтическое соревнование с Гесиодом на острове Эвбей. Поэты читали свои лучшие произведения на играх, организованных в память о погибшем Амфидеме. Победа, согласно воле судьи, досталась Гесиоду, поскольку тот воспевал мирную жизнь и труд земледельцев, однако предание гласит, что публика больше симпатизировала Гомеру.

Как и все остальное в биографии Гомера, доподлинно неизвестно, принадлежат ли знаменитые поэмы «Илиада» и «Одиссея» именно его перу. В науке с XVIII в. существует так называемый гомеровский вопрос - так называется полемика вокруг авторства и истории написания легендарных произведений. Как бы там ни было, именно они принесли автору славу на все времена и вошли в сокровищницу мировой литературы. Обе поэмы основаны на сказаниях, мифах о Троянской войне, т.е. о военных действиях греков-ахейцев против жителей малоазиатского города, и представляют собой героический эпос - масштабное полотно, действующими лицами которого являются и исторические персонажи, и герои мифов.

Древние греки считали эти поэмы священными, торжественно исполняли их на государственных праздниках, с них начинали и ими же завершали процесс обучения, видя в них сокровищницу самых разнообразных знаний, уроки мудрости, красоты, справедливости и других добродетелей, а их автор почитался едва ли не как божество. По словам великого Платона, духовным развитием Греция обязана именно Гомеру. Поэтика этого мастера слова оказывала огромное влияние на творчество не только античных авторов, но и признанных классиков европейской литературы, живущих многие столетия спустя.

Существуют так называемые Гомеровы гимны, которые в древности приписывали великому слепцу, но ни они, ни другие произведения, автором которых называли Гомера, не относятся к его творческому наследию.

По данным Геродота и Павсания, смерть настигла Гомера на острове Иос (архипелаг Киклады).

Биография из Википедии

Гоме́р (др.-греч. Ὅμηρος, VIII век до н. э.) - легендарный древнегреческий поэт-сказитель, создатель эпических поэм «Илиада» (древнейшего памятника европейской литературы) и «Одиссея».

Примерно половина найденных древнегреческих литературных папирусов - отрывки из Гомера.

О жизни и личности Гомера достоверно ничего не известно.

Ясно, однако, что «Илиада» и «Одиссея» были созданы значительно позже описываемых в них событий, но раньше VI века до н. э., когда достоверно зафиксировано их существование. Хронологический период, в котором локализует жизнь Гомера современная наука, - приблизительно VIII век до н. э. По словам Геродота, Гомер жил за 400 лет до него, что указывает на дату 850 лет до н. э. Неизвестный историк в своих записках указывает, что Гомер жил за 622 года до Ксеркса, что указывает на 1102 год до н. э. Другие древние источники говорят, что он жил во времена Троянской войны. На данный момент существует несколько дат рождения и доказательств к ним.

Место рождения Гомера неизвестно. Согласно эпиграмме Галлия, за право называться его родиной в античной традиции спорили семь городов: Смирна, Хиос, Колофон, Саламин, Родос, Аргос, Афины, а вариации этой эпиграммы называют еще Киму, Хиос, Пилос и Итаку. Как сообщают Геродот и Павсаний, умер Гомер на острове Иос архипелага Киклады. Вероятно, «Илиада» и «Одиссея» были сложены на малоазийском побережье Греции, заселённом ионийскими племенами, или на одном из прилегающих островов. Впрочем, гомеровский диалект не дает точных сведений о племенной принадлежности Гомера, так как представляет собой сочетание ионийского и эолийского диалектов древнегреческого языка. Существует предположение, что его диалект представляет собой одну из форм поэтического койнэ, сформировавшегося задолго до предполагаемого времени жизни Гомера.

Традиционно Гомер изображается слепцом. Наиболее вероятно, что это представление исходит не из реальных фактов его жизни, а представляет собой реконструкцию, характерную для жанра античной биографии. Также, имя «Гомер» по одной из версий его чтения означает «не зрячий» (ὁ μῆ ὁρῶν). Поскольку многие выдающиеся легендарные прорицатели и певцы были слепыми (например, Тиресий), по античной логике, связывавшей пророческий и поэтический дар, предположение о слепоте Гомера выглядело весьма правдоподобным. Кроме того, певец Демодок в «Одиссее» слепой от рождения, что также могло восприниматься автобиографично.

Существует предание о поэтическом поединке Гомера с Гесиодом, описанное в сочинении «Состязание Гомера и Гесиода», созданном не позднее III в. до н. э., а по мнению многих исследователей, и значительно раньше. Поэты якобы встретились на острове Эвбее на играх в честь погибшего Амфидема и читали каждый свои лучшие стихи. Царь Панед, выступивший судьёй на состязании, присудил победу Гесиоду, так как тот призывает к земледелию и миру, а не к войне и побоищам. При этом симпатии аудитории были на стороне Гомера.

Кроме «Илиады» и «Одиссеи» Гомеру приписывается ряд произведений, несомненно созданных позднее: «гомеровы гимны» (VII-V вв. до н. э., считаются наряду с Гомером древнейшими образцами греческой поэзии), комическая поэма «Маргит» и др.

Значение имени «Гомер» (оно впервые встречается в VII веке до н. э., когда Каллин Эфесский назвал его автором «Фиваиды») пытались объяснить ещё в античности, предлагались варианты «заложник» (Гесихий), «следующий за» (Аристотель) или «слепец» (Эфор Кимский), «но все эти варианты так же неубедительны, как и современные предложения приписать ему значение „слагатель“ или „аккомпаниатор“. <…> Данное слово в своей ионийской форме Ομηρος - практически наверняка реальное личное имя».

Гомеровский вопрос

Совокупность проблем, связанных с авторством «Илиады» и «Одиссеи», их возникновением и судьбой до момента записи, получила название «гомеровский вопрос».Возник он ещё в античности, так, например, тогда появились утверждения, что Гомер создал свой эпос на основе поэм поэтессы Фантасии времён Троянской войны.

«Аналитики» и «унитарии»

До конца XVIII века в европейской науке господствовало мнение, что автором «Илиады» и «Одиссеи» является Гомер и что они сохранились примерно в том виде, в котором были им созданы (впрочем, уже аббат д’Обиньяк в 1664 году в своих «Conjectures académiques » утверждал, что «Илиада» и «Одиссея» представляют собой ряд самостоятельных песен, собранных воедино Ликургом в Спарте VIII века до н. э.). Однако в 1788 году Ж. Б. Вилуазон опубликовал схолии к «Илиаде» из кодекса Venetus A, которые по своему объёму значительно превосходили саму поэму и содержали сотни вариантов, принадлежащих античным филологам (преимущественно, Зенодоту, Аристофану и Аристарху). После этой публикации стало ясно, что александрийские филологи считали сомнительными или даже неподлинными сотни строк гомеровских поэм; они не вычёркивали их из рукописей, но помечали специальным знаком. Чтение схолиев также приводило к выводу, что имеющийся у нас текст Гомера относится к эллинистическому времени, а не к предполагаемому периоду жизни поэта. Отталкиваясь от этих фактов и других соображений (он полагал, что гомеровская эпоха была бесписьменной, и посему поэту было не под силу сочинить поэму такой длины), Фридрих Август Вольф в книге «Пролегомены к Гомеру» выдвинул гипотезу, что обе поэмы очень существенно, радикально изменялись в процессе бытования. Таким образом, согласно Вольфу, невозможно говорить, что «Илиада» и «Одиссея» принадлежат какому-то одному автору.

Формирование текста «Илиады» (в её более или менее современном виде) Вольф относит к VI веку до н. э. Действительно, согласно сообщению ряда античных авторов (в том числе Цицерона), поэмы Гомера были впервые собраны воедино и записаны по указанию афинского тирана Писистрата или его сына Гиппарха. Эта так называемая «писистратова редакция» была нужна, чтобы упорядочить исполнение «Илиады» и «Одиссеи» на Панафинеях. В пользу аналитического подхода свидетельствовали противоречия в текстах поэм, наличие в них разновременных слоёв, пространные отступления от основного сюжета.

О том, как именно сформировались поэмы Гомера, аналитики высказывали различные предположения. Карл Лахманн полагал, что «Илиада» была создана из нескольких песен небольшого размера (так называемая «теория малых песен»). Готфрид Германн, напротив, полагал, что каждая поэма возникла путём постепенного расширения небольшой песни, к которой добавлялся всё новый материал (так называемая «теория первоначального ядра»).

Оппоненты Вольфа (так называемые «унитарии») выдвигали ряд контраргументов. Во-первых, подвергалась сомнению версия о «писистратовой редакции», так как все сообщения о ней достаточно поздние. Эта легенда могла появиться в эллинистические времена по аналогии с деятельностью тогдашних монархов, которые заботились о приобретении различных рукописей. Во-вторых, противоречия и отступления не свидетельствуют о множественном авторстве, так как неизбежно встречаются в больших произведениях. «Унитарии» доказывали единство автора каждой из поэм, подчёркивая целостность замысла, красоту и симметрию композиции в «Илиаде» и «Одиссее».

«Устная теория» и «неоаналитики»

Предположение о том, что поэмы Гомера передавались устно, поскольку автор жил в бесписьменное время, было высказано ещё в древности; поскольку имелись сведения, что в VI веке до н. э. афинский тиран Писистрат дал поручение выработать официальный текст гомеровских поэм.

В 1930-е годы американский профессор Милмэн Пэрри организовал две экспедиции для исследования южнославянского эпоса с целью сравнить эту традицию с текстами Гомера. В результате этого масштабного исследования была сформулирована «устная теория», называемая также «теорией Пэрри-Лорда» (А. Лорд - продолжатель дела рано умершего М. Пэрри). Согласно устной теории, в гомеровских поэмах присутствуют несомненные черты устного эпического сказительства, важнейшей из которых является система поэтических формул. Устный сказитель каждый раз создаёт песню заново, но считает себя только исполнителем. Две песни на один сюжет, даже если они радикально отличны по длине и словесному выражению, с точки зрения сказителя - одна и та же песня, только «исполненная» по-разному. Сказители неграмотны, так как представление о фиксированном тексте губительно для импровизационной техники.

Таким образом, из устной теории следует, что текст «Илиады» и «Одиссеи» приобрёл фиксированную форму при жизни их великого автора или авторов (то есть Гомера). Классический вариант устной теории предполагает запись этих поэм под диктовку, так как при устной передаче в рамках импровизационной традиции их текст радикально изменился бы уже при следующем исполнении. Впрочем, существуют и другие объяснения. Созданы обе поэмы одним или же двумя авторами, теория не объясняет.

Кроме того, устная теория подтверждает античные представления о том, что «было много поэтов и до Гомера». Действительно, техника устного эпического сказительства является результатом длительного, очевидно, многовекового развития, и не отражает индивидуальные черты автора поэм.

Неоаналитики не являются современными представителями аналитизма. Неоанализ - направление в гомероведении, которое занимается выявлением более ранних поэтических слоёв, которые использовал автор (каждой из) поэм. «Илиада» и «Одиссея» сравниваются с киклическими поэмами, которые дошли до нашего времени в пересказах и фрагментах. Таким образом, неоаналитический подход не противоречит господствующей устной теории. Виднейший из современных неоаналитиков - немецкий исследователь Вольфганг Кульманн, автор монографии «Источники Илиады».

Гомер (около 460 до н. э.)

Художественные особенности

Одна из важнейших композиционных особенностей «Илиады» - «закон хронологической несовместимости», сформулированный Фаддеем Францевичем Зелинским. Он состоит в том, что «у Гомера никогда рассказ не возвращается к точке своего отправления. Отсюда следует, что параллельные действия у Гомера изображаемы быть не могут; поэтическая техника Гомера знает только простое, линейное, а не двойное, квадратное измерение». Таким образом, иногда параллельные события изображаются как последовательные, иногда же одно из них лишь упоминается или даже замалчивается. Этим объясняются некоторые мнимые противоречия в тексте поэмы.

Исследователи отмечают связность произведений, последовательное развитие действия и цельные образы главных героев. Сравнивая словесное искусство Гомера с изобразительным искусством той эпохи, нередко говорят о геометрическом стиле поэм. Впрочем, о единстве композиции «Илиады» и «Одиссеи» высказываются и противоположные мнения в духе аналитизма.

Стиль обеих поэм можно охарактеризовать как формульный. Под формулой при этом понимается не набор штампов, а система гибких (изменяемых) выражений, которые связаны с определённым метрическим местом строки. Таким образом, можно говорить о формуле даже тогда, когда некое словосочетание встречается в тексте лишь однажды, но можно показать, что оно являлось частью этой системы. Кроме собственно формул встречаются повторяющиеся фрагменты из нескольких строк. Например, при пересказе одним героем речей другого текст может воспроизводиться вновь полностью или почти дословно.

Для Гомера характерны составные эпитеты («быстроногий», «розоперстая», «громовержец»); значение этих и других эпитетов следует рассматривать не ситуативно, а в рамках традиционной формульной системы. Так, ахейцы «пышнопоножные» даже в том случае, если они описываются не в доспехах, а Ахиллес «быстроногий» даже во время отдыха.

Историческая основа поэм Гомера

В середине XIX века в науке господствовало мнение, что «Илиада» и «Одиссея» неисторичны. Однако раскопки Генриха Шлимана на холме Гиссарлык и в Микенах показали, что это неверно. Позднее были открыты хеттские и египетские документы, в которых обнаруживаются определённые параллели с событиями легендарной Троянской войны. Дешифровка слоговой микенской письменности (Линейное письмо Б) дала много информации о жизни в эпоху, когда происходило действие «Илиады» и «Одиссеи», хотя никаких литературных фрагментов этой письменностью найдено не было. Тем не менее, данные поэм Гомера сложным образом соотносятся с имеющимися археологическими и документальными источниками и не могут использоваться некритично: данные «устной теории» свидетельствуют об очень больших искажениях, которые должны возникать с историческими данными в традициях подобного рода.

Сейчас установилась точка зрения, что мир гомеровских поэм отражает реалистичную картину жизни последнего времени периода древнегреческих «тёмных веков».

Гомер в мировой культуре

Влияние гомеровских поэм «Илиада» и «Одиссея» на древних греков сопоставляют с Библией для евреев.

Сложившаяся к концу классической эпохи система образования в Древней Греции была построена на изучении поэм Гомера. Они заучивались частично или даже полностью, по её темам устраивались декламации и т. д. Эта система была заимствована Римом, где место Гомера с I в. н. э. занял Вергилий.Как отмечает Маргалит Финкельберг, римлянами, которые видели в себе потомков побеждённых троянцев, гомеровские поэмы были отвергнуты, следствием чего стало то, что они, продолжая сохранять свой канонический статус на грекоязычном Востоке, для латинского Запада были потеряны вплоть до эпохи Возрождения.

Лоуренс Альма-Тадема "Чтение Гомера", 1885 г.

В послеклассическую эпоху создавались большие гекзаметрические поэмы на гомеровском диалекте в подражание или в качестве соревнования с «Илиадой» и «Одиссеей». Среди них можно назвать «Аргонавтику» Аполлония Родосского, «Послегомеровские события» Квинта Смирнского и «Приключения Диониса» Нонна Панополитанского. Другие эллинистические поэты, признавая достоинства Гомера, воздерживались от крупной эпической формы, полагая, что «в больших реках мутная вода» (Каллимах) - что только в небольшом произведении можно достичь безупречного совершенства.

В литературе Древнего Рима первое сохранившееся (фрагментарно) произведение - перевод «Одиссеи», выполненный греком Ливием Андроником. Главное произведение римской литературы - героический эпос «Энеида» Вергилия представляет собой подражание «Одиссее» (первые 6 книг) и «Илиаде» (последние 6 книг). Влияние гомеровских поэм можно усматривать практически во всех произведениях античной литературы.

Западному средневековью Гомер практически не известен из-за слишком слабых контактов с Византией и незнания древнегреческого языка, однако гекзаметрический героический эпос сохраняет в культуре большое значение благодаря Вергилию.

В Византии Гомер был хорошо известен и тщательно изучался. До настоящего времени сохранились десятки полных византийских рукописей гомеровских поэм, что беспрецедентно для произведений античной литературы. Кроме того, византийские учёные переписывали, компилировали и создавали схолии и комментарии к Гомеру. Комментарий архиепископа Евстафия к «Илиаде» и «Одиссее» в современном критическом издании занимает семь томов. В последний период существования Византийской империи и после её крушения греческие рукописи и учёные попадают на Запад, и эпоха Возрождения заново открывает для себя Гомера.

  • Данте Алигьери помещает Гомера в первый круг Ада как добродетельного нехристианина.

В России

Фрагменты из Гомера переводил ещё Ломоносов, первый большой стихотворный перевод (шесть книг «Илиады» александрийским стихом) принадлежит Ермилу Кострову (1787). Особенно важен для русской культуры перевод «Илиады» Николая Гнедича (закончен в 1829), который был выполнен с оригинала с особенной тщательностью и очень талантливо (по отзывам Белинского). Пушкин, в свою очередь, о переводе Гомера отозвался в печати дважды: заметкой «Илиада Гомерова, переведённая Гнедичем…» («Литературная газета», 1830, № 2; см. т. 6) и двустишием «На перевод Илиады»:

Крив был Гнедич поэт, преложитель слепого Гомера,
Боком одним с образцом схож и его перевод.

За месяц до этого стихотворения Пушкин отдал дань природному юмору и написал эпиграмму, вызванную каламбурным стечением обстоятельств (Гомер был слеп, а Гнедич - крив). Эпиграмма в рукописи старательно зачёркнута Пушкиным.

Также Гомера переводили В. А. Жуковский, В. В. Вересаев и П. А. Шуйский («Одиссея», 1948 г., издательство Уральского Университета, тираж 900 экз.).

Уже в нашем веке Гомера переводили: М. Амелин (Первая песнь «Одиссеи», 2013 г.); А. А. Сальников перевёл на современный русский язык «Илиаду» (2011 г.) и «Одиссею» (2014-2015 гг.).

  • В честь Гомера назван кратер на Меркурии.

Греческий поэт Гомер родился приблизительно между XII и XVIII веками до нашей эры. Он знаменит эпическими поэмами «Илиада» и «Одиссея», которые оказали огромное влияние на европейскую литературную традицию. Что еще известно о Гомере, как об их предполагаемом авторе - читайте далее.

Гомеровский вопрос

Биография Гомера до сих пор остается загадкой, поскольку реальные факты из его жизни неизвестны. Некоторые ученые полагают, что это был один человек; другие думают, что эти знаковые произведения были созданы целой группой поэтов.

Литературный стиль Гомера, кем бы он ни был, больше попадает в категорию поэта-сказителя, в отличие от образа лирического поэта, например, как Вергилий или Шекспир. В этих историях есть повторяющиеся элементы, почти как в песенном припеве, что может предполагать наличие музыкальной составляющей. Тем не менее работы Гомера обозначены как эпическая, а не лирическая поэзия.

Определить точное место, где родился Гомер, тоже не удавалось, хотя ученые все еще не оставляют попыток. Издавна говорили, будто семь городов претендовали на звание родного для поэта: это Смирна, Итака, Колофон, Аргос, Пилос, Афины, Хиос. Но ученые близятся к мнению, что Гомер был родом из Смирны (сейчас - Измир в Турции) или жил недалеко от Хиоса, острова в восточной части Эгейского моря.

Вся эта спекуляция о том, кем он был, в итоге привела к тому, что сейчас известно как «гомеровский вопрос»: действительно ли Гомер вообще существовал? Это на сегодня и считается одной из величайших литературных загадок. Но хотя все эти связанные с авторством вопросы могут так никогда и не разрешиться, поэт по имени Гомер - вымышленный или реальный - все еще пользуется почтением благодаря своим эпическим и оказавшим большое влияние на поэзию всего мира произведениям: «Илиада» и «Одиссея».

На самом деле при таком колоссальном недостатке информации практически каждый аспект биографии Гомера берет свое начало из его творений. Например, то, что Гомер был слепым - данное утверждение основывается исключительно на персонаже «Одиссеи», слепом певце-сказителе по имени Демодок.

Знаменитые поэмы Гомера

«Илиаду» и «Одиссею» можно назвать основой всей современной литературы, а самого поэта - ее праотцом. Эти поэмы олицетворяют собой духовность, мудрость, справедливость и отвагу. Для многих творения Гомера становились самыми первыми книгами - по ним в Древней Греции детей нередко обучали чтению. Переводы этих поэм на латынь появились еще в III веке до н. э., хотя первый перевод на русский язык - аж в XVIII веке.

Название «Илиада» происходит от «Илион» - второго названия города Троя . В поэме Гомер описывает отрывок из истории десятилетней Троянской войны: последние сорок девять дней перед падением Трои. Центральным персонажем поэмы оказывается жаждущий мести за убитого друга Патрокла Ахилл, сильный и доблестный воин.

Несмотря на то, что поэма Гомера «Илиада» изобилует сценами сражений, основной посыл данной поэмы - гуманистический. Здесь даже Зевс признает свою нелюбовь к богу войны, равно как и Ахилл осуждает любую войну, кроме оборонительной.

В «Одиссее» же Гомер рассказывает нам о послевоенном времени - долгом и полном приключений возвращении с Троянской войны. Главный герой поэмы, еще один герой греческой мифологии , Одиссей, спустя десять лет после окончания войны все еще ищет путь обратно на родину и попадает в разные истории. В отличие от сильного и храброго Ахилла из «Илиады», главный козырь Одиссея — это острый ум, благодаря которому ему удавалось выпутаться не из одной передряги, да еще и другим помочь.

Поэма построена в легком, сказочно-бытовом жанре. В ней замечательно раскрываются особенности быта, материальная культура, обычаи и традиции, а также организация общества в Древней Греции.

Хотя в целом современная наука склонна относить к работам древнегреческого поэта только «Илиаду» и «Одиссею», Гомер, по мнению некоторых ученых, считается и автором поэм под названием «Война мышей и лягушек», «Маргит», а также собрания тридцати трех божественных гимнов под названием «Гомеровские гимны».

А теперь предлагаем вам послушать интересное обсуждение поэмы «Илиада» Гомера в следующем видео:


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Гомер и гомеровский вопрос (рассказывает филолог Николай Гринцер)

    ✪ Поэма Гомера «Одиссея». Видеоурок по Всеобщей истории 5 класс

    ✪ Поэма Гомера «Илиада». Видеоурок по Всеобщей истории 5 класс

    ✪ Гомер - О Д И С С Е Я (аудиокнига часть 1)

    Субтитры

Биография

О жизни и личности Гомера достоверно ничего не известно .

Существует предание о поэтическом поединке Гомера с Гесиодом , описанное в сочинении «Состязание Гомера и Гесиода», созданном не позднее III в. до н. э. , а по мнению многих исследователей, и значительно раньше . Поэты якобы встретились на острове Эвбее на играх в честь погибшего Амфидема и читали каждый свои лучшие стихи. Царь Панед, выступивший судьёй на состязании, присудил победу Гесиоду, так как тот призывает к земледелию и миру, а не к войне и побоищам. При этом симпатии аудитории были на стороне Гомера.

Кроме «Илиады» и «Одиссеи» Гомеру приписывается ряд произведений, несомненно созданных позднее: «гомеровы гимны » (VII-V вв. до н. э., считаются наряду с Гомером древнейшими образцами греческой поэзии), комическая поэма «Маргит» и др.

Значение имени «Гомер» (оно впервые встречается в VII веке до н. э. , когда Каллин Эфесский назвал его автором «Фиваиды ») пытались объяснить ещё в античности, предлагались варианты «заложник» (Гесихий), «следующий за» (Аристотель) или «слепец» (Эфор Кимский), «но все эти варианты так же неубедительны, как и современные предложения приписать ему значение „слагатель“ или „аккомпаниатор“. <…> Данное слово в своей ионийской форме Ομηρος - практически наверняка реальное личное имя» .

Гомеровский вопрос

Совокупность проблем, связанных с авторством «Илиады» и «Одиссеи», их возникновением и судьбой до момента записи, получила название «гомеровский вопрос » . Возник он ещё в античности , так, например, тогда появились утверждения, что Гомер создал свой эпос на основе поэм поэтессы Фантасии времён Троянской войны.

«Аналитики» и «унитарии»

Художественные особенности

Одна из важнейших композиционных особенностей «Илиады» - «закон хронологической несовместимости», сформулированный Фаддеем Францевичем Зелинским . Он состоит в том, что «у Гомера никогда рассказ не возвращается к точке своего отправления. Отсюда следует, что параллельные действия у Гомера изображаемы быть не могут; поэтическая техника Гомера знает только простое, линейное, а не двойное, квадратное измерение» . Таким образом, иногда параллельные события изображаются как последовательные, иногда же одно из них лишь упоминается или даже замалчивается. Этим объясняются некоторые мнимые противоречия в тексте поэмы.

Исследователи отмечают связность произведений, последовательное развитие действия и цельные образы главных героев. Сравнивая словесное искусство Гомера с изобразительным искусством той эпохи, нередко говорят о геометрическом стиле поэм . Впрочем, о единстве композиции «Илиады» и «Одиссеи» высказываются и противоположные мнения в духе аналитизма .

Стиль обеих поэм можно охарактеризовать как формульный. Под формулой при этом понимается не набор штампов , а система гибких (изменяемых) выражений, которые связаны с определённым метрическим местом строки. Таким образом, можно говорить о формуле даже тогда, когда некое словосочетание встречается в тексте лишь однажды, но можно показать, что оно являлось частью этой системы. Кроме собственно формул встречаются повторяющиеся фрагменты из нескольких строк. Например, при пересказе одним героем речей другого текст может воспроизводиться вновь полностью или почти дословно.

Для Гомера характерны составные эпитеты («быстроногий», «розоперстая», «громовержец»); значение этих и других эпитетов следует рассматривать не ситуативно, а в рамках традиционной формульной системы. Так, ахейцы «пышнопоножные » даже в том случае, если они описываются не в доспехах, а Ахиллес «быстроногий» даже во время отдыха.

Историческая основа поэм Гомера

В середине XIX века в науке господствовало мнение, что «Илиада» и «Одиссея» неисторичны. Однако раскопки Генриха Шлимана на холме Гиссарлык и в Микенах показали, что это неверно. Позднее были открыты хеттские и египетские документы, в которых обнаруживаются определённые параллели с событиями легендарной Троянской войны. Дешифровка слоговой микенской письменности (Линейное письмо Б) дало много информации о жизни в эпоху, когда происходило действие «Илиады» и «Одиссеи», хотя никаких литературных фрагментов этой письменностью найдено не было. Тем не менее, данные поэм Гомера сложным образом соотносятся с имеющимися археологическими и документальными источниками и не могут использоваться некритично: данные «устной теории» свидетельствуют об очень больших искажениях, которые должны возникать с историческими данными в традициях подобного рода.

По современному мнению, мир гомеровских поэм отражает реалистичную картину жизни последнего времени периода древнегреческих «тёмных веков » .

Гомер в мировой культуре

Влияние гомеровских поэм «Илиада» и «Одиссея» на древних греков сопоставляют с Библией для евреев .

В послеклассическую эпоху создавались большие гекзаметрические поэмы на гомеровском диалекте в подражание или в качестве соревнования с «Илиадой» и «Одиссеей». Среди них можно назвать «Аргонавтику» Аполлония Родосского , «Послегомеровские события» Квинта Смирнского и «Приключения Диониса» Нонна Панополитанского . Другие эллинистические поэты, признавая достоинства Гомера, воздерживались от крупной эпической формы, полагая, что «в больших реках мутная вода» (Каллимах ) - что только в небольшом произведении можно достичь безупречного совершенства.

В литературе Древнего Рима первое сохранившееся (фрагментарно) произведение - перевод «Одиссеи», выполненный греком Ливием Андроником . Главное произведение римской литературы - героический эпос «Энеида » Вергилия представляет собой подражание «Одиссее» (первые 6 книг) и «Илиаде» (последние 6 книг). Влияние гомеровских поэм можно усматривать практически во всех произведениях античной литературы.

Западному средневековью Гомер практически не известен из-за слишком слабых контактов с Византией и незнания древнегреческого языка, однако гекзаметрический героический эпос сохраняет в культуре большое значение благодаря Вергилию.

Литература

Тексты и переводы

Подробные сведения см. в статьях Илиада и Одиссея см. также: en:English translations of Homer
  • С появлением книгопечатания , в 1488 году во Флоренции Димитрием Халкокондилом впервые были изданы «Илиада» и «Одиссея».
  • Русский прозаический перевод : Полное собрание творений Гомера. / Пер. Г. Янчевецкого. Ревель, 1895. 482 стр. (приложение к журналу «Гимназия»)
  • В серии «Loeb classical library » сочинения изданы в 5 томах (№ 170-171 - Илиада, № 104-105 - Одиссея); а также № 496 - Гомеровы гимны, Гомеровские апокрифы, биографии Гомера.
  • В серии «Collection Budé » сочинения изданы в 9 томах: «Илиада» (введение и 4 тома), «Одиссея» (3 тома) и гимны.
  • Краузе В. М. Гомеровский словарь (к Илиаде и Одиссее). Со 130 рис. в тексте и картою Трои. СПб., А. С. Суворин. 1880. 532 стб. (пример дореволюционного школьного издания )
  • Часть I. Греция // Античная литература. - СПб: Филологический факультет СПбГУ, 2004. - Т. I. - ISBN 5-8465-0191-5 .

Монографии о Гомере

библиографию см. также в статьях: Илиада и Одиссея
  • Петрушевский Д. М. Общество и государство у Гомера. М., 1913.
  • Зелинский Ф. Ф. Гомеровская психология. Пг., Изд-во АН, 1920.
  • Альтман М. С. Пережитки родового строя в собственных именах у Гомера. (Известия ГАИМК. Вып. 124). М.-Л.: ОГИЗ, 1936. 164 стр. 1000 экз.
  • Фрейденберг О. М. Миф и литература древности. М.: Вост. лит. 1978. 2-е изд., доп. М., 2000.
  • Толстой И. И. Аэды: Античные творцы и носители древнего эпоса. М.: Наука, 1958. 63 стр.
  • Лосев А. Ф. Гомер . М.: ГУПИ, 1960. 352 стр. 9 т.э.
  • Ярхо В. Н. Вина и ответственность в гомеровском эпосе. Вестник древней истории , 1962, № 2, с. 4-26.
  • Сахарный Н. Л. Гомеровский эпос. М.: ХЛ, 1976. 397 стр. 10000 экз.
  • Гордезиани Р. В. Проблемы гомеровского эпоса . Тб.: Изд-во Тбил. ун-та, 1978. 394 стр. 2000 экз.
  • Шталь И. В. Художественный мир гомеровского эпоса. М.: Наука, 1983. 296 стр. 6900 экз.
  • Челышев П. В., Котенева А. В. Очерки по истории мировой культуры: боги и герои античной мифологии. М.: МГГУ, 2013. 351 с. 100 экз. ISBN 978-5-91615-032-2
  • Челышев П. В. Античный космос и его обитатели. – Lambert Academic Pablishing, 2016. – 154 с. ISBN 978-3-659-96641-5
  • Котенева А. В. Психология в эпических поэмах Гомера. Понятия, феномены и механизмы. – Lambert Academic Pablishing, 2016. ISBN 978-3-659-95960-8
  • Cunliffe R. J. A lexicon of the homeric dialect . L., 1924.
  • Leumann M. Homerische Würter. Basel, 1950.
  • Michalopoulos, Dimitri, L" Odyssée d"Homère au-delà des mythes , Le Pirée: Institut d"Histoire Maritime Hellène, 2016, ISBN 978-618-80599-2-4
  • Treu M. Von Homer zur Lyrik . München, 1955.
  • Whitman C.H. Homer and the heroic tradition. Oxford, 1958.
  • Лорд А. Сказитель . М., 1994.

Гомер, биография которого интересует сегодня многих, - первый поэт Древней Греции, чьи произведения дошли до наших дней. Он и сегодня считается одним из лучших европейских поэтов. Однако о самом Гомере никаких достоверных сведений нет. Тем не менее мы попробуем восстановить хотя бы в общих чертах его биографию, исходя из имеющейся информации.

О чем говорит имя Гомера?

Имя "Гомер" впервые встречается в 7 в. до н. э. Именно тогда Каллин Эфесский назвал так создателя "Фиваиды". Значение этого имени пытались объяснить еще во времена античности. Предлагались следующие варианты: "слепец" (Эфор Кимский), "следующий за" (Аристотель), "заложник" (Гесихий). Однако современные исследователи полагают, что все они столь же неубедительны, как и предложения некоторых ученых приписать ему значение "аккомпаниатор" или "слагатель". Наверняка в своей ионической форме данное слово является реальным личным именем.

Откуда родом Гомер?

Биография этого поэта может быть воссоздана лишь предположительно. Это касается даже места рождения Гомера, которое до сих пор неизвестно. Семь городов боролись за право считаться его родиной: Хиос, Смирна, Саламин, Колофон, Аргос, Родос, Афины. Вполне вероятно, что "Одиссея" и "Илиада" были созданы на малоазийском побережье Греции, которое было заселено в то время ионийскими племенами. А возможно, эти поэмы были сложены на каком-то из прилегающих островов. Гомеровский диалект, впрочем, не дает никаких точных сведений о том, к какому племени принадлежал Гомер, биография которого остается загадкой. Он представляет собой сочетание эолийского и ионийского диалектов древнегреческого. Некоторые исследователи предполагают, что он является одной из форм сформировавшегося задолго до Гомера поэтического койнэ.

Был ли Гомер слепым?

Гомер - древнегреческий поэт, биография которого была реконструирована многими, начиная с древних времен и до наших дней. Известно, что он традиционно изображается слепым. Однако вероятнее всего, что это представление о нем является реконструкцией, типичной для жанра античной биографии, а не исходит из реальных фактов о Гомере. Так как многие легендарные певцы и прорицатели были слепыми (в частности, Тиресий), по логике античности, связывавшей поэтический и пророческий дар, предположение о том, что Гомер был слепым, выглядело правдоподобным.

Годы жизни Гомера

Античные хронографы также расходятся в определении времени, когда жил Гомер. Писатель, биография которого нас интересует, мог создать свои произведения в разные годы. Некоторые считают, что он был современником то есть жил в начале 12 в. до н. э. Однако Геродот утверждал, что Гомер жил примерно в середине 9 в. до н. э. Ученые современности склонны датировать его деятельность 8-м или даже 7-м веком до н. э. При этом в качестве основного места жизни указывается Хиос или другой регион Ионии, находящийся на побережье Малой Азии.

Творчество Гомера

Гомеру в древности, кроме "Одиссеи" и "Илиады", приписывалось авторство и некоторых других поэм. До наших дней сохранились фрагменты нескольких из них. Однако сегодня считается, что они были написаны автором, жившим позже Гомера. Это комическая поэма "Маргит", "Гомеровы гимны" и др.

Ясно, что "Одиссея" и "Илиада" были написаны намного позже событий, описываемых в этих произведениях. Тем не менее их создание можно датировать не ранее чем 6 веком до н. э., когда их существование было достоверно зафиксировано. Таким образом, жизнь Гомера можно отнести к периоду с 12 до 7 века до н. э. Однако самая поздняя дата является наиболее вероятной.

Поединок между Гесиодом и Гомером

Что еще можно рассказать о таком великом поэте, как Гомер? Биография для детей обычно опускает этот момент, однако существует предание о поэтическом поединке, состоявшемся между Гесиодом и Гомером. Оно было описано в сочинении, созданном не позднее 3 в. до н. э. (а некоторые исследователи считают, что значительно раньше). Называется оно "Состязание Гомера и Гесиода". В нем рассказывается о том, что поэты будто бы встретились на играх в честь Амфидема, проводившихся на о. Эвбее. Здесь они читали свои лучшие стихи. Судьей на состязании был царь Панед. Победа была присуждена Гесиоду, поскольку тот призывал к миру и земледелию, а не к побоищам и войне. Однако именно на стороне Гомера были симпатии аудитории.

Историчность "Одиссеи" и "Илиады"

В науке в середине 19 века господствовало мнение о том, что "Одиссея" и "Илиада" - неисторичные произведения. Однако его опровергли раскопки Генриха Шлимана, которые он провел в Микенах и на холме Гиссарлык в 1870-80-х гг. Сенсационные открытия этого археолога доказали, что Микены, Троя и ахейские цитадели существовали в реальности. Современников немецкого ученого поразили соответствия его находок в 4-й шатровой гробнице, находящейся в Микенах, сделанным Гомером описаниям. Позднее были обнаружены египетские и хеттские документы, в которых прослеживаются параллели с событиями Троянской войны. Много информации о времени действия поэм дала дешифровка микенской слоговой письменности. Однако данные произведений Гомера с имеющимися документальными и археологическими источниками соотносятся сложным образом и не могут поэтому использоваться некритично. Дело в том, что в традициях подобного рода должны возникать большие искажения исторических сведений.

Гомер и система образования, подражания Гомеру

Система древнегреческого образования, сформировавшаяся к концу классической эпохи, строилась на изучении творчества Гомера. Поэмы его заучивались полностью или частично, по темам их устраивались декламации и т. д. Позже Рим заимствовал эту систему. Здесь с 1 века н. э. место Гомера занял Вергилий. Большие гекзаметрические поэмы были созданы в послеклассическую эпоху на диалекте древнегреческого автора, а также в качестве соревнования или в подражание "Одиссее" и "Илиаде". Как вы видите, многих интересовали творчество и биография Гомера. Краткое содержание его произведений легло в основу множества творений авторов, живших в Древнем Риме. Среди них можно отметить написанную Аполлонием Родосским "Аргонавтику", произведение Нонна Панополитанского "Приключения Диониса" и Квинта Смирнского "Послегомеровские события". Признавая достоинства Гомера, другие поэты Древней Греции воздерживались от создания крупной эпической формы. Они считали, что безупречного совершенства можно достигнуть только в небольшом произведении.

Влияние Гомера на литературу разных стран

В древнеримской литературе первым сохранившимся произведением (хотя и фрагментарно) был перевод "Одиссеи". Сделал его грек Ливий Андроник. Отметим, что главное произведение Рима - - в первых шести книгах является подражанием "Одиссее", а в последних шести - "Илиаде". Почти во всех творениях античности можно усматривать влияние поэм, которые создал Гомер.

Биография и творчество его интересовали и византийцев. В этой стране Гомер тщательно изучался. На сегодняшний день были обнаружены десятки византийских рукописей его поэм. Для произведений античности это беспрецедентно. Более того, ученые Византии создавали комментарии и схолии к Гомеру, компилировали и переписывали его поэмы. Семь томов занимает комментарий архиепископа Евстафия к ним. Греческие рукописи в последние годы существования Византийской империи, а затем и после ее крушения попали на Запад. Так был заново открыт эпохой Возрождения Гомер.

Биография краткая этого поэта, созданная нами, оставляет нерешенными множество вопросов. Все они в совокупности составляют гомеровский вопрос. Как же решали его разные исследователи? Давайте разберемся.

Гомеровский вопрос

До сих пор актуален гомеровский вопрос. Это совокупность проблем, которые относятся к авторству "Одиссеи" и "Илиады", а также к личности их создателя. Многие ученые-плюралисты полагали, что эти поэмы не являются в настоящем виде творениями Гомера, которого, как считали многие, вообще не существовало. Их создание приписывается 6 веку до н. э. Эти ученые полагают, что поэмы были созданы, скорее всего, в Афинах, когда песни разных авторов, передаваемые из поколения в поколение, были собраны воедино и зафиксированы в письменном виде. Унитарии же, напротив, отстаивали композиционное единство творений Гомера, а значит, и единственность их создателя.

Поэмы Гомера

Этого древнегреческого автора - гениальные, бесценные произведения искусства. На протяжении веков они не теряют глубокого смысла и актуальности. Сюжеты и той, и другой поэмы взяты из многогранного и обширного цикла легенд, посвященных Троянской войне. "Одиссея" и "Илиада" отображают только небольшие эпизоды из этого цикла. Вкратце охарактеризуем эти произведения, завершая наш рассказ о таком великом человеке, как Гомер. Поэт, краткая биография которого была нами рассмотрена, создал поистине уникальные произведения.

"Илиада"

В ней говорится о событиях 10-го года Троянской войны. Поэма завершается смертью и погребением главного троянского воителя Гектора. О дальнейших событиях войны не рассказывает древнегреческий поэт Гомер, краткая биография которого представлена выше.

Война - главная нить этой поэмы, основная стихия ее персонажей. Одной из особенностей произведения является то, что битва изображается в основном не как кровавые баталии народных масс, а как сражение отдельных героев, которые демонстрируют исключительную силу, храбрость, мастерство и стойкость. Среди боев можно выделить ключевой поединок Ахилла и Гектора. Единоборства Диомеда, Агамемнона и Менелая описываются с меньшей героичностью и выразительностью. Очень ярко в "Илиаде" изображены привычки, традиции, моральные аспекты жизни, нравственность и быт древних греков.

"Одиссея"

Можно сказать, что произведение это является более сложным, чем "Илиада". В нем мы находим множество особенностей, которые и по сей день исследуются с точки зрения литературы. В этой эпической поэме в основном говорится о возвращении в Итаку Одиссея после завершения Троянской войны.

В заключение отметим, что произведения Гомера - сокровищница мудрости народа Древней Греции. Какие еще факты могут быть интересны о таком человеке, как Гомер? Краткая биография для детей и взрослых часто содержит информацию о том, что он был устным сказителем, то есть не владел письмом. Однако, несмотря на это, поэмы его отличаются высоким мастерством и поэтической техникой, они обнаруживают единство. "Одиссея" и "Илиада" обладают характерными чертами, одной из которых является эпический стиль. Выдержанный тон повествования, неторопливая обстоятельность, полная объективность изображения, неспешное развитие сюжета - таковы характерные черты произведений, которые создал Гомер. Биография краткая этого поэта, надеемся, вызвала у вас интерес к его творчеству.

Гомер - легендарный древнегреческий поэт-сказитель, создатель эпических поэм «Илиады » и «Одиссеи ». Обе поэмы основаны на сказаниях, мифах о Троянской войне , которая является одним из ярких эпизодов в истории Древней Греции . Ясно, однако, что «Илиада» и «Одиссея» были созданы значительно позже описываемых в них событий, но раньше VI века до н. э., когда достоверно зафиксировано их существование. Хронологический период, в котором локализует жизнь Гомера современная наука, - приблизительно VIII век до н. э. По словам Геродота , Гомер жил за 400 лет до него. Примерно половина найденных древнегреческих литературных папирусов - отрывки из Гомера.

Биография Гомера

О жизни и личности Гомера достоверно ничего не известно. Жил он бродячим бедняком, зарабатывая на жизнь пением песен. Место рождения Гомера неизвестно. За право называться его родиной в античной традиции спорили семь городов: Родос , Аргос , Афины , Смирна, Хиос, Колофон, Саламин. Эти семь спорили всего упорней; но и другие города считали себя родиной Гомера - даже Рим и Вавилон.

Семь спорят городов о дедушке Гомере -

В них милостыню он просил у каждой двери.

(Английская эпиграмма)

По античной традиции было принято представлять Гомера слепым странствующим певцом-аэдом. Почему слепым? Ведь достоверно об этом факте ничего не известно. Его считали слепым, следуя традициям периода античности. В то время многие знаменитые прорицатели и поэты были лишены зрения, и греки видели в этом некую взаимосвязь.

Кто такие певцы-аэды, к числу которых принадлежал и Гомер? Аэды передавали свои песни из рода в род, дополняли или изменяли древние песни, слагали новые по их образцу. Для песен поколения аэдов выработали мерный длинный стих - гекзаметр, поэтический язык, богатый старинными оборотами и словами, набор готовых выражений для описания часто повторяющихся действий. Очень похожи были такие песни на наши былины. Как былины они были и длиной: на час пения или около того, чтобы слушатели не заскучали. Если нужно, певец всегда мог и растянуть, и сжать свой рассказ - например добавить подробностей, - как герой, вооружаясь к бою, надевает сперва поножи, потом панцирь, потом шлем, берет меч, потом копье, потом щит, и от какого предка достался ему этот меч, и какой мастер изготовил этот щит.

Гомер впервые вместо коротких песен создал две большие поэмы-эпопеи: «Илиаду» о Троянской войне и «Одиссею» о возвратных странствиях героя.

«Илиада» и «Одиссея» - очень длинные поэмы, по триста с лишним страниц. Перейти от сочинения небольших былин к сочинению длинных связных эпопей непросто. Тут можно было пойти двумя путями. Один более легкий: эпизоды можно было излагать подряд, состыковывая конец одного с началом другого, от самого похищения Елены и до возвращения всех героев. Другой путь более трудный: можно было взять какой-нибудь один эпизод и, расширяя его подробностями, вместить в него все, что было поэтически интересного во всей Троянской войне.

И Гомер выбрал трудный путь. Для каждой поэмы он выбрал только по одному эпизоду из десятилетней войны и десятилетних странствий. В «Илиаде» это гнев Ахилла на Агамемнона и его жестокие последствия: гибель Патрокла и месть Ахилла Гектору . Все остальные эпизоды Троянской войны вмещены в попутные упоминания в речах действующих лиц. В «Одиссее» это последние два перехода в плаванье героя: от острова Калипсо до острова феаков и от острова феаков до родной Итаки, а там - встреча с сыном, расправа с женихами Пенелопы и примирение. Все предшествующие эпизоды скитаний Одиссея вмещены в его рассказ о себе на пиру у феаков. А за всем этим - то в пространном описании, то в ходе рассказа, то в беглом сравнении - проходит целая энциклопедия картин народной жизни - труд кузнеца и пахаря, народное собрание и суд, сражение и дом, утварь и оружие, состязания атлетов и детские игры.

В науке в середине XIX века господствовало мнение, что «Илиада» и «Одиссея» неисторичны. Однако раскопки Генриха Шлимана в Микенах и на холме Гиссарлык показали, что это неверно. Позднее были открыты египетские и хеттские документы, в которых обнаруживаются определенные параллели с событиями легендарной Троянской войны.

У древних греков «Илиада» и «Одиссея» считались символом справедливости, мудрости и духовности. По ним греческие дети учились читать, люди исполняли их на праздниках, начинали и завершали ими процесс обучения. Влияние гомеровских поэм «Илиада» и «Одиссея» на древних греков сопоставляют с Библией - для евреев.

Именно эти поэмы Гомеру принесли всемирную известность. Ещё в III веке до н.э. начали переводить знаменитые поэмы - римский поэт Ливий Андроник сделал перевод «Одиссеи» на латынь. В XV веке впервые появился перевод на итальянский, а в XVIII веке - на немецкий? английский и русский языки.

Гомеру также приписывают помимо «Илиады» и «Одиссеи» авторство так называемых «гомеровых гимнов», комическую поэму «Маргит». Однако, они не вошли в его литературное наследие, как и многие другие произведения, причисляемые ему.

Смерть Гомера настала на острове Иос архипелага Киклады.

Поединок Гомера с Гесиодом

Существует предание о поэтическом поединке Гомера с Гесиодом, описанное в сочинении «Состязание Гомера и Гесиода», созданном не позднее III в. до н. э. Якобы на острове Эвбея на играх в честь погибшего Амфидема поэты встретились и читали каждый свои лучшие стихи. Чем же закончился этот поединок? В этом интрига.

Вот таким дошло до нас описание этого состязания:

Зачинщиком состязания был Гесиод. Чтоб легче одержать победу, он вызвал Гомера на сочинение стихов не героических, а поучительных:

О песнопевец Гомер, осененный мудростью свыше,

Молви, какая на свете для смертных лучшая доля?

Ответ Гомера был мрачный:

Лучшая доля для смертных - совсем на свет не родиться,

А для того, кто рожден, - скорей отойти к преисподним.

Гесиод спросил снова:

Молви, прошу, еще об одном, Гомер богоравный:

Есть ли для смертных для нас какая на свете услада?

Ответ Гомера был бодрый:

Лучшее в жизни - за полным столом, в блаженстве и в мире

Звонкие чаши вздымать и слушать веселые песни.

Гесиод сократил вопрос с двух стихов до одного:

Молви в коротких словах, чего нам молить у бессмертных?

Гомер сделал то же самое:

Сильного тела и бодрого духа: не в этом ли счастье?

Гесиод ухватился за последнее слово:

Что же у нас, кратковечных людей, называется счастьем?

Гомер ответил:

Жизнь без невзгод, услады без боли и смерть без страданий.

Увидев, что Гомер слагает поучительные стихи не хуже, чем он, Гесиод решил одолеть соперника хитростью. Он стал запевать загадочные или прямо бессмысленные строки, а Гомер должен был их подхватывать и на ходу распутывать все непонятности. Гесиод начал:

Спой нам песню, о Муза, но спой не обычную песню:

Не говори в ней о том, что бывало, что есть и что будет.

Гомер тотчас откликнулся:

Истинно так: никогда не помчатся в бегу колесничном

Смертные люди, справляя помин по бессмертному Зевсу.

Гесиод начал описание какого-то странного пира:

Сели они, чтобы вволю поесть коней быстроногих…

Гомер подхватил:

…коней быстроногих Мирно пустили пастись: довольно они воевали.

Гесиод продолжал:

Так пировали они целый день, ничего не вкушая…

Гомер подхватил:

…ничего не вкушая Из своего добра: но все им давал Агамемнон.

Гесиод продолжал:

После свершили они возлиянья и выпили море…

Гомер и тут вышел из положения:

…море Стали они бороздить на своем корабле крутобоком.

Тогда Гесиод увидел, что Гомера не возьмешь и на загадках. Оставалось одно: чтобы каждый спел перед судьями тот отрывок своей поэмы, который он считает лучшим. Гомер запел о битве:

Щит со щитом, шишак с шишаком, человек с человеком

Тесно смыкался; касалися светлыми бляхами шлемы,

Зыблясь на воинах: так аргивяне, сгустяся, стояли;

Копья змеилися, грозно колеблемы храбрых руками;

Прямо они на троян устремляясь, пылали сразиться…

Грозно кругом зачернелося ратное поле от копий,

Длинных, убийственных, частых, как лес; ослеплялися очи

Медным сияньем от выпуклых шлемов, безмерно сверкавших,

Панцирей, вновь уясненных, и круглых щитов лучезарных

Воинов, к бою сходящихся…

А Гесиод запел о посеве:

Вечным законом бессмертных положено людям трудиться:

Делай, что я говорю, за работой работу свершая!

Лишь на востоке начнут восходить семизвездьем Плеяды,

Жать поспешай; а начнут заходить - за посев принимайся.

Влажная почва ль, сухая ль - паши, передышки не зная,

С ранней вставая зарею, чтоб пышная выросла нива.

Семя землею засыпь. Для смертных порядок и точность

В жизни полезней всего, а вреднее всего беспорядок.

Склонятся так до земли наливные колосья на ниве -

Только бы добрый исход пожелал даровать Олимпиец!…

Народ рукоплескал Гомеру. Однако судьи, посовещавшись, объявили: «Победитель - Гесиод». Почему? «Потому что Гомер воспевает войну, а Гесиод - мирный труд, Гомер учит убийству и разрушению, Гесиод - созиданию и справедливости. Кто же достойней?» С этим всем пришлось согласиться. Награду получил Гесиод.