Ремонт Дизайн Мебель

Гомер - легендарный древнегреческий поэт-сказитель

О личности и судьбе легендарного древнегреческого поэта достоверно ничего не известно. Историкам удалось установить, что Гомер мог жить приблизительно в VIII веке до нашей эры. Место рождения поэта также до сих пор не установлено. 7 греческих городов боролись за право называться его родиной. В числе этих населённых пунктов были Родос и Афины. Время и место смерти древнегреческого сказителя тоже вызывают значительные споры. Историк Геродот утверждал, что Гомер умер на острове Иос.

Диалект, использованный Гомером при написании поэм, не указывает на место и время рождения поэта. Автор «Илиады» и «Одиссеи» использовал сочетание эолийского и ионийского диалектов греческого. Некоторые исследователи утверждают, что при создании произведений был использован поэтический койнэ.

Принято считать, что Гомер был слепым. Однако никаких достоверных подтверждений этому не существует. Многие выдающиеся певцы и поэта Древней Греции были слепыми. Физиологический недостаток не давал им возможности выполнять другую работу. Греки связывали дар поэзии с даром прорицания и относились к слепым сказителям с большим почтением. Возможно, род деятельности Гомера и заставил прийти к заключению о том, что поэт был незрячим.

Значение имени

На ионийском диалекте слово «гомер» звучит как «омирос». Впервые таинственное имя было упомянуто в VII веке до нашей эры. Учёные до сих пор спорят, является ли слово «гомер» именем собственным, или же это просто прозвище. В разное время имени поэта давались различные толкования: «слепец», «заложник», «идущий за», «аккомпаниатор», «слагатель» и другие. Однако все эти варианты толкования выглядят неубедительно.

  • в честь великого древнегреческого поэта был назван одни из кратеров на Меркурии;
  • упоминание о Гомере можно встретить в «Божественной комедии» Данте Алигьери. Данте поместил своего «коллегу» в первый круг ада. Древнегреческий поэт, по мнению Алигьери, был добродетельным человеком при жизни и не заслужил мучений после смерти. Язычник не может попасть в рай, но ему нужно найти особое почётное место в аду;
  • приблизительно в III веке до нашей эры было создано сочинение о поэтическом поединке между Гомером и Гесиодом. Предание гласит, что поэты встретились на играх на одном из греческих островов. Каждый читал лучшее из своих произведений в честь трагически погибшего Амфидема. На стороне Гомера была симпатия слушателей. Однако выступавший на поединке в качестве судьи царь Панед объявил победителем Гесиода, призывавшего к мирной жизни в то время, как Гомер призывал к побоищам.

Гомеровский вопрос

Так называют совокупность проблем, связанных с созданием и авторством поэм «Одиссея» и «Илиада».

В период античности

Согласно легенде, распространённой в античный период, основой для гомеровского эпоса послужили поэмы, созданные во времена Троянской войны поэтессой Фантасией.

Новое время

До начала XVIII века авторство «Илиады» и «Одиссеи» не вызывало никаких сомнений. Первые сомнения стали появляться уже в конце XVIII века, когда Ж. Б. Вилуазоном были опубликованы так называемые схолии к «Илиаде». Они превзошли поэму по объёму. Схолии содержали огромное количество вариантов, которые принадлежали многим известным античным филологам.

Публикация Вилуазона указывала на то, что филологи, жившие до нашей эры, сомневались в том, что одно из самых известных произведений античной литературы было создано Гомером. Кроме этого, поэт жил в бесписьменную эпоху. Автор не смог бы создать такую длинную поэму без записи уже сочинённых фрагментов. Фридрихом Августом Вольфом была выдвинута гипотеза о том, что и «Одиссея», и «Илиада» были существенно короче на момент создания. А поскольку произведения передавались только устным путём, каждый следующий рассказчик добавлял в поэмы что-то от себя. Следовательно, говорить о каком-то конкретном авторе вообще невозможно.

Согласно Вольфу, гомеровские поэмы были впервые отредактированы и записаны при Писистрате (афинский тиран) и его сыне. В истории редакция поэм, инициатором которой стал афинский правитель, называется «писистратовой». Окончательный вариант известных произведений был необходим для их исполнения на Панафинеях. В пользу гипотезы Вольфа говорят такие факты, как противоречия в текстах поэм, отступления от основного сюжета, упоминание событий, произошедших в разное время.

Существует «теория малых песен», созданная Карлом Лахманном, полагающим, что первоначально произведение состояло всего из нескольких песен, которые легко запомнить. Их число со временем увеличилось. Похожую теорию выдвинул и Готфрид Германн. Однако, по мнению Германна, песни в поэму не добавлялись. Уже существовавшие фрагменты просто были расширены. Гипотеза, выдвинутая Германном, называется «теорией первоначального ядра».

Противоположных взглядов придерживаются так называемые «унитарии». По их мнению, отступления от основного сюжета и противоречия не могут считаться свидетельствами того, что произведение было написано несколькими сочинителям в разное время. Возможно, такова была задумка автора. Кроме этого, унитарии отвергали «писистратову редакцию». Вероятно, легенда о том, что правитель Афин дал указ отредактировать поэмы, появилась в эллинистическую эпоху. В то время монархи старались приобретать и хранить наиболее ценные рукописи известных авторов. Таким образом, появлялись библиотеки, например, Александрийская.

«Илиада» и «Одиссея»

Историческая основа

В XIX веке в науке господствовала точка зрения о том, что 2 самых известных произведения, приписываемые Гомеру, не имеют исторической основы. Опровергнуть неисторичность поэм помогли раскопки Генриха Шлимана. Немного позже были обнаружены египетские и хеттские документы, в которых описаны события, имеющие сходства с событиями Троянской войны.

Поэмы имеют целый ряд художественных особенностей. Многие из них противоречат логике и заставляют думать, что произведения созданы несколькими авторами. Одним из главных «доказательств» того, что Гомер не единственный сочинитель, принимавший участие в создании поэм, является «закон хронологической несовместимости», сформулированный Ф. Ф. Зелинским. Исследователь утверждает, что Гомер изображал параллельные события идущими друг за другом. В результате, у читателя может создаться впечатление, что действия героев «Одиссеи» и «Илиады» были выполнены в различные промежутки времени и не связаны между собой. Данная особенность заставляет думать о противоречиях, которых на самом деле нет.

Для обеих поэм характерны сложные эпитеты, например, «розоперстая». При этом эпитеты характеризуют не временное, а постоянное качество, присущее предмету даже в тот момент, когда оно никак не выражено, и зритель не может его видеть. Ахиллеса называют «быстроногим» даже во время отдыха. За ахейцами закрепился эпитет «пышнопоножные». Автор характеризует их таким образом постоянно, вне зависимости от того, в доспехах они или нет.

В своей поэме В своей поэме “Илиада” Гомер изобразил один из эпизодов Троянской войны, раскрыв характер персонажей и показав все интриги, предшествовавшие началу конфликта.

Поэма Гомера “Одиссея” описывает события, произошедшие через 10 лет после победы над Троей, где главный герой Одиссей попадает в плен к нимфе, возвращаясь после войны домой, где его ждет жена Пенелопа.

Влияние на мировую литературу

Поэмы древнегреческого автора оказали огромное влияние на литературу разных стран. Гомера любили не только на его родине. В Византии его произведения были обязательными к изучению. До настоящего времени в архивах сохранились рукописи поэм, свидетельствующие об их популярности. Помимо этого, учёные мужи Византии создавали комментарии и схолии к произведениям Гомера. Известно, что комментарии к поэмам епископа Евстафия заняли не менее семи томов. После того, как Византийская империя прекратила своё существование, некоторые рукописи попали в Западную Европу.

Краткая биография таинственного Гомера


Только появится на небе солнце в красе лучезарной,
Звезды померкнут пред ним, и побледнеет луна;
Так пред тобою, Гомер, бледнеют певцов поколенья,
Лишь заблистает огонь Музы небесной твоей.

Леонид Тарентский.

Главные произведения Гомера – «Илиада» и «Одиссея»

На пороге истории греческой литературы стоит великое имя Гомера. Подобно восходящему солнцу, Гомер во всем блеске является из мрака времен на восточной окраине эллинского мира, на малоазиатском берегу, и освещает своими лучами всю Элладу и все народы. Две большие эпические поэмы его – Илиада и Одиссея – не только древнейшие, но и великолепнейшие произведения греческой литературы; они служат для всех времен превосходнейшим образцом эпоса, – образцом, с которым не сравнялось еще ни одно литературное произведение в мире. Конечно, еще и до Гомера существовали поэты, песни которых обращались в народе и пролагали путь творцу Илиады и Одиссеи. Но слава его имени и совершенство произведений Гомера заставили забыть все предшествовавшее ему литературное развитие, как солнце заставляет гаснуть звезды.

Со времени своего переселения на азиатский берег, греки ионяне и эолийцы более столетия развивали свои героические сказания и менялись ими друг с другом; певцы, пользуясь богатым материалом, создавали древнегреческий эпос , пока, наконец, поэтический гений Гомера не довел его до высшей и прекраснейшей степени совершенства. Он заменил отдельные, разрозненные былины цельной и великой эпопеей. Предшественники его слагали только небольшие песни с несложным содержанием, которые можно было соединять одна с другою только внешним образом; Гомер объединил эти песни и из всего громадного эпического материала создал органически целое произведение по своеобразно задуманному плану. Из народных сказаний, имевших национальный интерес, из цикла былин о троянской войне, известного народу во всех подробностях, он выбрал законченное действие, проникнутое одной нравственной идеей, с одним главным героем, и сумел передать его таким образом, что явилась возможность представить множество самых разнообразных лиц и событий, не заслоняя ими центра эпопеи – главного героя и главного действия. Главные действующие лица в обоих произведениях Гомера, носители его идей – Ахиллес в Илиаде и Одиссей в Одиссее – являются истинно национальными, поэтически возвышенными типами, настоящими представителями древнегреческой народной жизни: Ахиллес – молодой, великодушный и пылкий герой; Одиссей – зрелый муж, хитрый, разумный и выдержанный в житейской борьбе. Предшественники Гомера значительно облегчили его труд: от них его произведения унаследовали богатый язык, определенный эпический слог и выработанный стихотворный размер; материалом послужило для него множество песен, из которых он мог многое позаимствовать. Но нельзя все-таки думать, что труд Гомера состоял только в том, что он объединил отдельные былины в нечто цельное, не подвергая их значительной переработке. По всей вероятности, творческий гений поэта усовершенствовал и язык, и слог, и размер и, пользуясь прежними песнями, пересоздал их сообразно своей идее.

Предметом первого из двух главных произведений Гомера – Илиады – служит наиболее интересное время в истории троянской войны – время, непосредственно предшествующее окончательному решению борьбы между двумя народами и смерти Гектора, храбрость которого еще спасала его отечественный город от назначенной судьбою гибели. Гектор падает под ударами главного героя Илиады, Ахиллеса , мстящего за смерть своего друга Патрокла . Последний погиб в битве с троянцами только потому, что сам Ахиллес не принимал участия в этой битве, разгневавшись за оскорбление, нанесенное ему Агамемноном. Этот-то гнев Ахиллеса, направленный сначала против Агамемнона и греков, а затем обратившийся против Гектора и сгубивший троянского бойца, и составляет главное содержание Илиады Гомера. Множество событий, художественно связанных между собою, начиная от ссоры с Агамемноном, возбудившей гнев Ахиллеса , и кончая смертью Гектора, развивается в небольшой период – в продолжение 51 дня десятого года троянской осады. Эти события излагаются в великом произведении Гомера таким образом, что, с одной стороны, на первый план выступает несравненная героическая личность Ахиллеса, а с другой стороны являются тоже в ярких образах личности других героев великой национальной войны. В то время, когда разгневанный Ахиллес отказывается принимать участие в битвах, другие герои имеют случай выказать свою силу и мужество в целом ряде блистательных подвигов. Но все эти подвиги не ведут ни к чему: троянцы одерживают победу за победой, так что все греки с каждым днем все сильнее и сильнее желают видеть Ахиллеса на поле битвы. Наконец, когда любимый друг последнего, Патрокл, падает от руки Гектора, Ахиллес забывает о своем гневе на греков, бросается в бой, сокрушая все попадающееся ему на пути, и убивает Гектора. Все остальные греческие герои в совокупности оказываются слабее одного Ахиллеса – и в этом заключается его апофеоз.

Ахилл влачит по земле тело убитого Гектора. Эпизод "Илиады" Гомера

Но не одни эти внешние подвиги и события привлекают наше внимание, – гораздо более интереса представляют внутренние события, совершающиеся в душе главных героев гениального произведения Гомера. Ахиллес, конечно, наиболее великая и возвышенная личность в Илиаде; но его величие несколько омрачается чрезмерным возбуждением страсти. Его ненависть к грекам так же чрезмерна, как и отчаянные порывы горя об утрате любимого друга, как свирепый гнев на Гектора. Это дикое, ничем не сдерживаемое чувство, эта страсть, не знающая никаких пределов, переходит в тихую грусть в конце поэмы Гомера, в той сцене, когда после смерти Гектора сокрушенный горем царь Приам, седовласый старец, бросается к ногам юноши Ахиллеса , умоляя его возвратить труп Гектора, и напоминает ему о беспомощном старце – отце его, о бренности и непрочности всего земного. Таким образом, в успокоенной душе Ахиллеса воскресает чувство более мягкое, более человечное, и он отдает справедливость своему храброму врагу, ненавистному Гектору, возвращая его тело Приаму для торжественного погребения. Таким образом, после описания порывов сильно возбужденного аффекта, поэма заключается спокойным описанием похорон Гектора. Вся эта широко задуманная Гомером эпопея, которая, благодаря обилию материала, послужившего для её создания, обратилась из Ахиллеиды в Илиаду, т. е. в живую картину всей троянской войны, отличается во всех своих главных частях такой связностью и цельностью, что ни один из главных эпизодов не может быть выделен из этого поэтического произведения, не нарушая его единства.

Греческий народ никогда не сомневался в том, что вся Илиада и вся Одиссея созданы божественным певцом Гомером; напротив, скептическая критика новейшего времени пыталась отнять у великого поэта его славу. Многие утверждали, что Гомер создал только часть приписываемых ему произведений, а другие говорили даже, что он никогда и не существовал. Эти гипотезы и догадки и породили так называемый «гомеровский вопрос».

В 1795 г. знаменитый немецкий филолог Фр. Авг. Вольф издал известную книгу «Введение в изучение Гомера» , которая произвела в гомеровском вопросе полнейшую революцию. В этой книге Вольф старается доказать, что в то время, когда, по преданию, жил Гомер, письменность не была еще известна грекам, или, если и была известна, то ею еще не пользовались для целей литературных. Начатки письменности книжной замечаются только впоследствии, во времена Солона. До тех же пор все произведения греческой поэзии создавались певцами без помощи письменности, сохранялись только в памяти и воспроизводились путем устной передачи. Но если память не поддерживалась письменностью, то, говорит Вольф, для одного певца Гомера было решительно невозможно создать и передать другим произведения, столь обширные по размерам и отличающиеся таким художественным единством, как Илиада и Одиссея. Да певцу и в голову не могло придти сделать это в такое время, когда не было еще ни грамотности, ни читателей, и следовательно, не было возможности распространять обширные произведения. Поэтому все гомеровские поэмы в том виде, в каком мы их теперь имеем, как созданные несомненно по одному художественному плану, должно считать произведениями позднейшего времени. Во времена Гомера и после него, отчасти им самим, отчасти другими певцами – гомеридами – было составлено множество небольших, независимых друг от друга поэм, которые долгое время декламировались на память, как самостоятельные рапсодии, пока, наконец, афинский тиран Писистрат не задумал собрать все эти отдельные песни, лишенные внутреннего единства, и с помощью многих поэтов привести их в порядок, т. е. подвергнув их незначительной переработке, составить из них две большие сводные поэмы, которые затем и были записаны. Следовательно, Илиада и Одиссея в том виде, в каком они дошли до нас, создались во времена Писистрата.

Фридрих Август Вольф, один из крупнейших исследователей гомеровского вопроса

По этому первоначальному взгляду Вольфа на гомеровский вопрос, Гомер был автором большей части песен, вошедших в состав Илиады и Одиссеи, но эти песни создались без всякого заранее определенного плана. Позже, в предисловии к Илиаде, он высказал уже несколько иной взгляд на гомеровский вопрос – а именно, что Гомер в большей части созданных им отдельных песен уже наметил основные черты Илиады и Одиссеи, что он был, следовательно, творцом первоначальной редакции обеих поэм, которые впоследствии были разработаны гомеридами. Вольф постоянно колебался между этими двумя мнениями. Всякому понятно, как легко было сделать переход от мнения Вольфа к предположению, что Гомер никогда и не существовал, что имя Гомера есть только коллективное прозвание гомеридов и всех певцов, составлявших песни, вошедшие потом в Илиаду и Одиссею; этот переход к отрицанию Гомера после Вольфа был сделан многими учеными.

Вольф утверждает, что к внешним историческим доводам в пользу происхождения гомеровских поэм из множества отдельных песен, принадлежащих различным авторам и явившихся в разное время, можно присоединить и доводы внутренние, основывающиеся на критике текста Илиады и Одиссеи, так как в них можно указать много фактических противоречий, неровностей в языке и метре, подтверждающих мнение о различном происхождении отдельных частей. Но сам Вольф не исполнил этой задачи. Лишь впоследствии (1837 и 1841) другой исследователь гомеровского вопроса, Лахман, имея в виду выводы Вольфа, задумал разложить Илиаду на её (предполагаемые) первоначальные составные части – на небольшие песни; эта идея нашла многих последователей, так что и Одиссея подверглась такому же анализу и раздроблению.

«Prolegomena» Вольфа при самом своем появлении обратили на себя чрезвычайное внимание не только среди специалистов, но и во всем образованном мире, интересовавшемся литературою. Гениальная смелость идей вместе с глубокомысленными и остроумными приемами исследования гомеровского вопроса и блестящим изложением производили громадное впечатление и многих привели в восторг; многие, правда, не соглашались с Вольфом, но попытки научного опровержения его идей в первое время не имели успеха. Вольф обращался к современным поэтам с просьбою высказать свое мнение о его взглядах. Против его трактовки гомеровского вопроса высказались Клопшток, Виланд и Фосс (переводчик Илиады); Шиллер назвал его идеи варварскими; Гете сначала сильно увлекся мнениями Вольфа, но впоследствии отказался от них. Из числа специалистов-филологов большинство стало на сторону Вольфа, так что по смерти его (1824) его взгляды сделались господствующими в Германии. Он долгое время не находил себе равносильного противника.

После смерти Вольфа гомеровский вопрос сделался предметом новых исследований и рассматривался вообще с двух противоположных точек зрения: одни, основываясь на выводах Вольфа, пытались определить отдельные составные части гомеровских поэм; другие старались опровергнуть эти выводы и защищали прежний взгляд на Илиаду и Одиссею. Эти исследования пролили яркий свет на развитие эпической поэзии и значительно двинули вперед изучение гомеровских поэм; но гомеровский вопрос еще и до сих пор остается не решенным. Вообще можно сказать, что попытки разложить Илиаду и Одиссею на отдельные небольшие песни следует считать неудавшимися, и что ученые, взявшие на себя защиту единства гомеровских поэм, не настаивая, впрочем, на их совершенной неприкосновенности, находят себе все более и более сторонников. Это – так назывемые унитарии, среди которых выдающееся место занимает Г. В. Нич.

Внимательное изучение гомеровских поэм показывает, что они созданы по заранее составленному плану; поэтому мы должны предположить, что по крайней мере каждая из этих поэм в отдельности в главных своих частях есть творение одного поэта. Для великого гения было возможно и без помощи письма создать и удержать в памяти столь обширные произведения, особенно в то время, когда, при отсутствии письменности, сила памяти была гораздо значительнее, чем в наши дни; были же во времена Сократа люди, которые могли сказать наизусть всю Илиаду и всю Одиссею. То, что создавалось великим поэтом, могло запоминаться людьми, преданными поэзии, и таким образом распространялось по свету. Вопреки взгляду на гомеровский вопрос Вольфа, в новейшее время было доказано, что по крайней мере при начале олимпийского летосчисления (776 до Р. X.) письменность была у греков уже в общем употреблении, причем ею пользовались и для целей литературных; многие исследователи не без основания полагают даже, что и сам Гомер мог писать свои произведения. Следовательно, возможно допустить предположение, что писаные экземпляры Илиады существовали уже с самого её появления на свет; но мы можем утверждать наверное, что они существовали во время первой олимпиады. Конечно, они не были распространены повсеместно, но находились у певцов и рапсодов, которые, пользуясь ими, заучивали гомеровские поэмы наизусть, чтобы потом декламировать их народу.

Гомеровские поэмы в древности декламировались иногда по частям, иногда вполне, в их первоначальном составе; но с течением времени, когда на торжественных собраниях рядом с песнями рапсодов появились другие произведения, и, следовательно, для рапсодов осталось меньше времени. Илиада и Одиссея были раздроблены и стали декламироваться и распространяться по частям, отдельными небольшими песнями. Поэтому легко могло случиться, что, несмотря на существование писаных экземпляров, рапсоды прибавляли к первоначальному тексту различные вставки и дополнения, вследствие чего отдельные части гомеровских поэм подверглись некоторым изменениям в языке и тоне и часто присоединялись одна к другой совершенно произвольно. Так могли появиться неровности слога и языка и фактические противоречия, встречаемые нами теперь в гомеровских поэмах. Для того, чтобы устранить путаницу, внесенную в них рапсодами, Солон афинский приказал, чтобы гомеровские песни на публичных собраниях декламировались по писаным экземплярам (έξ υποβολής). Эти экземпляры заключали в себе, по всей вероятности, только отдельные части поэм. Писистрат, при содействии орфика Ономакрита и нескольких других поэтов, снова соединил эти разрозненные отрывки Илиады и Одиссеи в органическое целое и приказал (сам или его сын Гиппарх), чтобы во время Панафиней обе поэмы читались целиком, причем рапсоды должны были сменять друг друга (έξ ΰπολήψεως). Это было распоряжение специально афинское, которое не исключает возможности существования в других городах или у частных лиц списков гомеровских поэм или в полном их объеме, или по частям. Но афинский экземпляр, принадлежавший Писистрату, по-видимому, пользовался особенной славой и впоследствии служил основанием для грамматиков Александрийского Музея , занимавшихся критикою и толкованием текста гомеровских поэм.

Другие произведения Гомера

ГОМЕР, первый из греческих поэтов, чьи произведения дошли до нас, и, по общему признанию, один из величайших европейских поэтов. О нем самом и о его жизни мы не имеем никаких достоверных сведений.

Многие города притязали на право зваться родиной поэта, среди них Смирн и Хиос в Малой Азии. Точно так же античные хронографы расходятся и в датах жизни Гомера: некоторые делают его современником Троянской войны (начало 12 в. до н.э.), но Геродот полагал, что Гомер жил в середине 9 в. до н.э. Современные ученые склонны относить его деятельность к 8 или даже 7 в. до н.э., указывая в качестве основного места его пребывания Хиос или какой-либо другой регион Ионии на побережье Малой Азии. В древности Гомеру, помимо Илиады и Одиссеи, приписывались авторство и других поэм (от некоторых из них сохранились фрагменты), но современные исследователи обычно считают, что их авторы жили позднее Гомера.

О жизни и личности Гомера достоверно ничего не известно.

Ясно, однако, что «Илиада» и «Одиссея» были созданы значительно позже описываемых в них событий, но раньше VI века до н. э., когда достоверно зафиксировано их существование. Таким образом, хронологический период, в котором можно было бы локализовать жизнь Гомера, - от XII до VII века до н. э., но наиболее вероятной является самая поздняя дата.

Место рождения Гомера неизвестно. За право называться его родиной боролись семь городов: Смирна, Хиос, Колофон, Саламин, Родос, Аргос, Афины. Вероятно, «Илиада» и «Одиссея» были сложены на малоазийском побережье Греции, заселенном ионийскими племенами, или на одном из прилегающих островов. Впрочем, гомеровский диалект не дает даже точных сведений о племенной принадлежности Гомера, так как представляет собой сочетание ионийского и эолийского диалектов древнегреческого языка. Существует предположение, что гомеровский диалект представляет собой одну из форм поэтического койнэ, сформировавшегося задолго до предполагаемого времени жизни Гомера. Традиционно Гомер изображается слепцом. Наиболее вероятно, что это представление исходит не из реальных фактов жизни Гомера, а представляет собой реконструкцию, характерную для жанра античной биографии. Поскольку многие выдающиеся легендарные прорицатели и певцы были слепыми (например, Тиресий), по античной логике, связывавшей пророческий и поэтический дар, предположение о слепоте Гомера выглядело весьма правдоподобным. Кроме того, певец Демодок в «Илиаде» слепой от рождения, что также могло восприниматься автобиографично. Существует предание о поэтическом поединке Гомера с Гесиодом, описанное в сочинении «Состязание Гомера и Гесиода», созданном не позднее III в. до н. э., а по мнению многих исследователей, и значительно раньше. Поэты якобы встретились на острове Эвбее на играх в честь погибшего Амфидема и читали каждый свои лучшие стихи. Царь Панед, выступивший судьей на состязании, присудил победу Гесиоду, так как тот призывает к земледелию и миру, а не к войне и побоищам. Впрочем, симпатии аудитории были на стороне Гомера. Кроме «Илиады» и «Одиссеи» Гомеру приписывается ряд произведений, несомненно созданных позднее: «гомеровы гимны», комическую поэму «Маргит» и др. Значение имени «Гомер» пытались объяснить еще в античности, предлагались варианты «заложник» или «слепец».

Гомер - греч. Homeros, лат. Homerus, поэт, стоящий у истоков греческой и, следовательно, европейской литературы, имя которого связано с древнейшим литературным жанром греков, героическим эпосом, особенно с “Илиадой” и “Одиссеей”. Уже в древности о личности и времени жизни Гомера не было известно ничего достоверного. Он изображался в виде слепого старца. Из городов, претендовавших на право считаться его родиной, наиболее оправданными кажутся притязания Смирны в ионической Малой Азии и остров Хиос. Принято считать, что Гомер жил приблизительно в 8 в до н.э. Гомер-поэт классической древности, но одновременно он является великим учителем-наставником и образцом для всей античности “Гомеровский вопрос” (вопрос об авторе и об обстоятельствах возникновения гомеровского эпоса) существовал уже в древности. Еще в 6 в. до н.э. по распоряжению Писистрата были исследованы тексты Гомера. До 5 в. до н.э. Гомеру приписывали, кроме “Илиады” и “Одиссеи”, еще многочисленные эпические поэмы (т. н. эпический цикл “Киприи”, “Маргит”, гомеровские гимны). Гомер считался автором “Илиады” и “Одиссеи” до тех пор, пока в эпоху эллинизма “chorizonten” (разделяющие) не оспорили его авторство в отношении “Одиссеи”. В новое время Ф. А. Вольф в своих “Prolegomena ad Homerum” (1795) вновь поставил этот вопрос. Между исследователями, которые делили эпос на отдельные песни (песенная теория Лахмана), и унитариями, защищавшими строгое единство эпоса, стояли исследователи, которые принимали позднейшие интерполяции, расширения и компиляции нескольких малых эпических произведений или считали Гомера только редактором эпоса. Состояние современных исследований позволяет считать Гомера автором “Илиады”. Он использовал более древние песни, опираясь на эпические традиции и действуя по единому плану. Эти песни, героические сказания и малый эпос являются устной предварительной ступенью, которая уводит в мир 2-го тыс. к проникшим в Средиземноморье раннегреческим племенам. Вопрос о том, в какой мере в “Илиаде” отражена крито-микенская культура, вновь стал спорным после предпринятой попытки расшифровать линейное письмо Б. Песни исполнялись странствующими рапсодами при трапезах благородного общества (знати). Обладали ли эти рапсоды хотя бы отчасти зафиксированными письменно текстами, является спорным, как и вопрос о письменном тексте эпоса Гомера. Применение письма Б. считается сегодня весьма вероятным, если учесть художеств композицию поэм. В “Илиаде”, названной по имени греческого города Илион (Троя), в 24 книгах изображен 49-дневный отрезок времени, конец 10-летней борьбы греков за Трою. Ее тема-гнев Ахилла, у которого Агамемнон увел его рабыню Брисеиду, из-за чего Ахилл отказался участвовать в сражениях. После того как погиб его друг Патрокл, Ахилл вновь вступает в битву, чтобы мстить за него. От своей матери Фетиды Ахилл получает выкованные для него Гефестом доспехи (описание щита в 18-й книге) и убивает Гектора в бою. Эпос оканчивается поминальными играми в честь Патрокла. В Илиаде отражены разные эпохи. Многочисленные эпизодические события наряду с главными действиями показывают героев, часто происходящих от богов, в тяжелых боях. Боги принимают участие в борьбе с обеих сторон, множественные сцены с богами принимают характер бурлеска. Далее следуют небольшие поэтические дополнения “Одиссея”, по-видимому, более позднее произведение, и оно не принадлежит Гомеру. Поэма принадлежит, вероятно, ученику Гомера (?) и обработана позднее. В 24-х книгах воспеваются длящиеся 10 лет путешествия и возвращение на родину Одиссея к его жене Пенелопе. Перед возвращением домой Одиссей останавливается у нимфы Калипсо. После кораблекрушения, представ перед феаками, герой рассказывает о пережитых событиях. Поэма повествует о том, как Пенелопа, ожидающая возвращения домой супруга, хитростью оттягивает свой брак с женихами, ее сын Телемах оказывает возвратившемуся домой неузнанным Одиссею помощь при избиении женихов. В эпосе множество повествований о морских путешествиях переплетается со сказочными мотивами. Вазовая живопись, так же как и настенная, в различных вариациях представляет многочисленные сцены из “Илиады” и “Одиссеи”, пластика создала идеализированный портрет слепого поэта “Илиада” и “Одиссея” написаны гекзаметром, их язык построен на давних традициях художественной речи с ионийско-эолийскими элементами. Отчетливые, повторяющиеся в виде формул обороты, вероятно, относятся к устным начальным ступеням, сохранившимся в эпосе. К числу недосягаемых вершин гомеровского эпоса принадлежат полет фантазии, сила красноречия, замедление хода действия для создания драматического напряжения, художеств частности, естественность в изображении жизни, красота сравнений, свидетельствующие о поразительной наблюдательности, человеческом участии и психологической чуткости автора. В области эпоса “Илиада” и “Одиссея” являются высшими образцами поэтических произведений. Наиболее читаемый вот уже 3000 лет автор, Гомер очень рано и вплоть до византийского времени изучался в школе. Сделавшись эталоном при оценке любой поэмы античности, эпос Гомера дал толчок всему последующему художественному творчеству. Ливий Андроник перевел “Одиссею” на латынь, Вергилий своей “Энеидой” хотел достичь уровня гомеровского эпоса. В областях латинского языка, в эпоху средневековья, а в романских странах вплоть до нового времени эпос Вергилия имел большее влияние, чем эпос Гомера. В 18 в под влиянием Р. Вуда (Англия) Гомер вновь был признан непревзойденным гением. Его поэзия с этого времени стала оказывать сильное воздействие на классиков мировой литературы (Лессинг, Гердер, Гете).

Гомер - древнегреческий поэт. До настоящего времени нет убедительных доказательств реальности исторической фигуры Гомера. По античной традиции было принято представлять Гомера слепым странствующим певцом-аэдом, за честь называться его родиной спорили семь городов. Вероятно он был родом из Смирны (Малая Азия), либо с острова Хиос. Можно предположить что Гомер жил приблизительно в 8 веке до н.э.

Гомеру приписывают авторство двух величайших произведений древнегреческой литературы – поэм «Илиада» и «Одиссея». В античные времена Гомер признавался автором и других произведений: поэмы «Батрахомахия» и сборника «гомеровских гимнов». Современная наука закрепляет за Гомером только «Илиаду» и «Одиссею», причем существует мнение, что эти поэмы созданы разными поэтами и в различное историческое время. Еще в античные времена встал «гомеровский вопрос», который ныне понимается как совокупность проблем, связанных с происхождением и развитием древнегреческого эпоса, в том числе соотношения в нем фольклора и собственно литературного творчества.

Время создания поэм. История текста

Биографические сведения о Гомере, приводимые античными авторами, противоречивы и малоправдоподобны. «Семь городов, пререкаясь зовутся отчизной Гомера: Смирна, Хиос, Колофон, Пилос, Аргос, Итака, Афины» - говорится в одной греческой эпиграмме (на самом деле список этих городов был более обширен). Относительно времени жизни Гомера античные ученые приводили различные даты, начиная с 12 веке до нашей эры (после Троянской войны) и кончая 7 веке до нашей эры; широко бытовала легенда о поэтическом состязании между Гомером и Гесиодом. Как полагают большинство исследователей, гомеровские поэмы были созданы в Малой Азии, в Ионии в 8 веке до нашей эры на основании мифологических сказаний о Троянской войне. Существуют поздние античные свидетельства об окончательной редакции их текстов при афинском тиране Писистрате в середине 6 века до нашей эры, когда их исполнение было включено в празднества Великих Панафиней.

В древности Гомеру приписывали комические поэмы «Маргит» и «Война мышей и лягушек», цикл произведений о Троянской войне и возвращении героев в Грецию: «Киприи», «Эфиопида», «Малая Илиада», «Взятие Илиона», «Возвращения» (т. н. «киклические поэмы», сохранились лишь небольшие фрагменты). Под названием «Гомеровские гимны» существовало собрание из 33 гимнов богам. Огромную работу по собиранию и уточнению рукописей поэм Гомера проделали в эпоху эллинизма филологи Александрийской библиотеки Аристарх Самофракийский, Зенодот из Эфеса, Аристофан из Византия (они же разделили каждую поэму на 24 песни по числу букв греческого алфавита). Стало нарицательным имя софиста Зоила (4 век до нашей эры), прозванного за критические высказывания «бичом Гомера». Ксенон и Гелланик, т. н. «разделяющие», высказали мысль о возможной принадлежности Гомеру только одной «Илиады»; они, однако, не сомневались ни в реальности Гомера, ни в том, что каждая из поэм имеет своего автора.

Гомеровский вопрос

Вопрос об авторстве «Илиады» и «Одиссеи» был поставлен в 1795 немецким ученым Фридрихом Августом Вольфом в предисловии к изданию греческого текста поэм. Вольф считал невозможным создание большого эпоса в бесписьменный период, полагая, что созданные различными аэдами сказания были записаны в Афинах при Писистрате. Ученые разделились на «аналитиков», последователей теории Вольфа (немецкие ученые К. Лахман, А. Кирхгоф с его теорией «малых эпосов»; Г. Герман и английский историк Дж. Грот с их «теорией основного ядра», в России ее разделял Ф. Ф. Зелинский), и «унитариев», сторонников строгого единства эпоса (переводчик Гомера Иоганн Генрих Фосс и филолог Г. В. Нич, Иоганн Фридрих Шиллер, Иоганн Вольфганг Гете, Георг Вильгельм Фридрих Гегель в Германии, Николай Иванович Гнедич, Василий Андреевич

Жуковский, Александр Сергеевич Пушкин в России).

Гомеровские поэмы и эпос

В 19 веке «Илиада» и «Одиссея» сравнивались с былинами славян, скальдической поэзией, финским и германским эпосом. В 1930-х гг. американский филолог-классик Мильман Пэрри, сопоставляя поэмы Гомера с живой эпической традицией, еще существовавшей в то время у народов Югославии, обнаружил в гомеровских поэмах отражение поэтической техники народных певцов-аэдов. Созданные ими поэтические формулы из устойчивых сочетаний и эпитетов («быстроногий» Ахиллес, «пастырь народов» Агамемнон, «многоумный» Одиссей, «сладкоречивый» Нестор) давали возможность сказителю «импровизируя» исполнять эпические песни, состоявшие из многих тысяч стихов.

«Илиада» и «Одиссея» всецело принадлежат многовековой эпической традиции, но из этого не следует, что устное творчество анонимно. «До Гомера мы не можем назвать ничьей поэмы подобного рода, хотя, конечно, поэтов было много» (Аристотель). Главное отличие «Илиады» и «Одиссеи» от всех остальных эпических произведений Аристотель усматривал в том, что Гомер не развертывает свое повествование постепенно, а строит его вокруг одного события, - в основе поэм лежит драматическое единство действия. Другая особенность, на которую также обратил внимание Аристотель: характер героя раскрывают не описания автора, а речи, произносимые самим героем.

Язык поэм

Язык гомеровских поэм - исключительно поэтический, «наддиалектный» - никогда не был тождествен живой разговорной речи. Он складывался из соединения эолийских (Беотия, Фессалия, остров Лесбос) и ионийских (Аттика, островная Греция, побережье Малой Азии) диалектных черт с сохранением архаического строя более ранних эпох. Метрически оформлял песни «Илиады» и «Одиссеи» уходящий корнями в индоевропейское эпическое творчество гекзаметр - стихотворный размер, в котором каждый стих состоит из шести стоп с правильным чередованием долгих и кратких слогов. Необычность поэтического языка эпоса подчеркивали вневременной характер событий и величие образов героического прошлого.

Гомер и археология

Сенсационные открытия немецкого археолога Генриха Шлимана в 1870-80-х гг. доказали, что Троя, Микены и ахейские цитадели не миф, а реальность. Современников Шлимана поразили буквальные соответствия ряда его находок в четвертой шахтовой гробнице в Микенах с описаниями Гомера. Впечатление было столь сильным, что эпоха Гомера надолго стала ассоциироваться с периодом расцвета Ахейской Греции в 14-13 веках до нашей эры. В поэмах, однако, прослеживаются также многочисленные археологически засвидетельствованные черты культуры «героического века», как например, упоминание о железных орудиях и оружии или обычай кремации умерших.

Сопоставление свидетельств гомеровского эпоса с данными археологии подтверждают выводы многих исследователей о том, что в своей окончательной редакции он сложился в 8 веке до нашей эры., причем древнейшей частью эпоса многие исследователи считают «Каталог кораблей» («Илиада», 2-я песнь). Очевидно, поэмы созданы не одновременно: «Илиада» отражает представления о человеке «героического периода», «Одиссея» стоит как бы на рубеже иной эпохи - времени Великой греческой колонизации, когда расширялись границы освоенного греческой культурой мира.

Гомер в античности

Для человека эпохи античности поэмы Гомера были символом эллинского единства и героизма, источником мудрости и познания всех сторон жизни - от военного искусства до практической морали. Гомера наравне с Гесиодом считали создателем всеобъемлющей и упорядоченной мифологической картины мироздания: поэты «составили для эллинов родословные богов, снабдили имена богов эпитетами, поделили между ними достоинства и занятия, начертали их образы» (Геродот). По мнению Страбона, Гомер был единственным из поэтов древности, кто знал почти все об ойкумене, о народах, ее населяющих, их происхождении, образе жизни и культуре. Данными Гомера как подлинными и заслуживающими доверия пользовались Фукидид, Павсаний, Плутарх. Отец трагедии Эсхил называл свои драмы «крохами от великих пиров Гомера».

Греческие дети учились читать по «Илиаде» и «Одиссее». Гомера цитировали, комментировали, объясняли иносказательно. Чтением избранных мест из поэм Гомера призывали исправлять души философы-пифагорейцы. Плутарх сообщает, что Александр Македонский всегда имел при себе список «Илиады», который хранил под подушкой вместе с кинжалом.

Переводы Гомера

В 3 в. до н. э. римский поэт Ливий Андроник перевел «Одиссею» на латинский язык. В средневековой Европе Гомера знали только по цитатам и ссылкам у латинских писателей и Аристотеля, поэтическую славу Гомера затмевала слава Вергилия. Лишь в конце 15 в. появились первые переводы Гомера на итальянский язык (Анджело Полициано и др.). Событием в европейской культуре 18 в. стали переводы Гомера на английский язык Александром Попа и на немецкий язык И. Г. Фосса. Впервые фрагменты «Илиады» на русский язык перевел двадцатисложным силлабическим - т. н. александрийским - стихом Михаил Ломоносов. В конце 18 в. Е. Костров перевел ямбом первые шесть песен «Илиады» (1787); были изданы прозаические переводы «Илиады» П. Екимова и «Одиссеи» П. Соколова.

Титаническая работа по созданию русского гекзаметра и адекватному воспроизведению образной системы Гомера была проделана Н. И. Гнедичем, чей перевод «Илиады» (1829) до сих пор остается непревзойденным по точности филологического прочтения и исторической интерпретации. Высочайшим художественным мастерством отличается перевод «Одиссеи» Василия Андреевича Жуковского (1842-49). В 20 веке «Илиада» и «Одиссея» Гмера были переведены русским писателем Викентием Викентьевичем Вересаевым.

Гомер известен миру как древнегреческий поэт. Современная наука признает за Гомером авторство таких поэм, как «Илиада» и «Одиссея», однако в античности его признавали автором и других произведений. Стоит сказать, что существование личности Гомера в принципе ставиться под сомнение. Также существует мнение, что авторство как «Илиады», так и «Одиссеи» принадлежит разным людям, жившим в разное время. Существуют также произведения, именуемые Гомеровскими гимнами, однако они не причисляются к числу творений самого Гомера.

Как бы то ни было, Гомер - первый античный поэт, чьи произведения дошли до наших дней. Еще при жизни было составлено 9 его биографий. Так, по мнению Геродота, поэт жил в 9 в. до н. э. По сей день остается загадкой место его рождения, но принято считать, что жил он в Малой Азии, в Ионии. По легенде целых 7 греческих крупнейших полисов спорили за право называть себя родиной творца.

Традиционно принято изображать Гомера слепым, однако ученые объясняют это не столько реальным состоянием его зрения, сколько влиянием культуры древних греков, где поэтов отождествляли с пророками.

В биографии поэта есть место поэтической баталии с такой личностью, как Гесиод. Состоялась она на острове Эвбей во время проведения игр в память умершего. Победителем вышел Гесиод, так как поднимал более популистские темы. Однако Гомер зрителям симпатизировал больше.

С 17-го века перед учеными стоит так называемый гомеровский вопрос - спор об авторстве легендарных поэм. Но, о чем бы ни спорили ученые, Гомер вошел в историю мировой литературы, а у себя на родине еще долгое время после смерти имел особое уважение. Его эпосы считались священными, а сам Платон говорил, что духовное развитие Греции - заслуга именно Гомера.

Умер же легендарный сказитель на острове Иос.

Биография Гомера о главном

Прежде чем говорит о биографических фактах Гомера нужно отметить, что имя его в переводе с древнегреческого означает «слепой». Может быть, именно по этой причине возникло предположение, что древнегреческий поэт был слепым.

Если говорить о точной дате рождения Гомера, то она доподлинно до сегодняшнего времени неизвестна. Но существует несколько версий его появления на свет.

Итак, версия первая. Согласно ей, Гомер появился на свет спустя совсем мало времени после окончания войны с Троей.

Согласно второй версии, Гомер родился во время Троянской войны и видел все печальные события. Если следовать третьей версии, То время жизни Гомера варьируется от 100 до 250 лет после окончания Троянской войны.

Но все версии схожи в том, что период творчества Гомера, точнее его расцвет, приходится на конец 10 – начало 9 века до нашей эры.

Неизвестна точная дата рождения Гомера, также неизвестно и место появления древнего ритора на свет. Целых семь городов Греции спорят: где же на самом деле родился Гомер. Это, например, Афины, Колофон, Смирна, Аргос и другие.

По причине недостаточности многих биографических данных в связи с личностью Гомера стало появляться большое количество легенд.

Одна из них говорит, что незадолго до смерти Гомер обратился к провидцу, чтобы тот раскрыл тайну его происхождения на свет. Тогда провидец назвал Иос, как место, где Гомер скончается. Гомер отправился туда. Он помнил наставление мудреца – опасаться загадок от молодежи. Но помнить – это одно, а на деле всегда выходит по-другому. Мальчишки, которые удили рыбу, увидели незнакомца, разговорились с ним и загадали ему одну загадку. Он не мог найти на нее ответа, пошел в своих думах, запнулся и упал. Спустя три дня Гомер скончался. Там был и похоронен.

Перу Гомера принадлежит две гениальных поэмы: «Одиссея» и «Илиада». Греки во все времена так считали и считают. Некоторые критики стали подвергать этот факт сомнениям и стали высказывать точку зрения, согласно которой эти произведения появились только в 18 веке и принадлежат они совсем не Гомеру.

В 18 веке немецкие лингвисты издали труд, в котором речь идет о том, что в период жизни Гомера письменности не было, тексты хранились в памяти и передавались из уст в уста. Посему такие значительные тексты таким образом нельзя было сохранить.

Стоит отметить, что такие известные мастера пера, как Гете и Шиллер, все-таки авторство поэм отдавали Гомеру. Считаем, что важно привести еще дополнительные интересные факты, связанные с биографией и творчеством древнегреческого ритора.

Во-первых, выборочный перевод текстов Гомера выполнил Михаил Ломоносов.

Во-вторых, в 1829 году Гнедич Николай впервые перевел полностью на русский язык «Илиаду».

В-третьих, на сегодня существует девять версий жизнеописания Гомера, но ни одну нельзя считать полностью документальной. В каждом описании большое место занимает вымысел.

5, 6, 7 класс древняя греция для детей

Интересные факты и даты из жизни

Гомер - один из древнейших поэтов античности, является автором всемирно известных эпических произведений, в числе которых «Одиссея» и «Илиада». Он жил в VIII - VII веках до нашей эры. По мнению Геродота, писатель создавал свои шедевры в девятом веке.

Некоторые хронографы утверждают, что Гомер был современником Троянской войны, и умер он ещё в XII веке до нашей эры. Исследования доказывают, что более половины найденных папирусов вышли из-под его пера. О жизненном пути и личности творца известно немногое.

Мифы и факты из жизни поэта

Среди учёных до сих пор ведутся споры о дате и месте рождения Гомера. Большинство из них считает, что годы жизни поэта пришлись на восьмой век до нашей эры. Если говорить о месте, где проживал автор эпических поэм, чаще всего называют семь городов, каждый из которых расположен на территории страны Ионии.

Среди них Родос, Смирна, Афины, Колофон, Аргос, Саламин и Хион. Его наиболее известные эпические поэмы были написаны на малоазийском побережье Греции. Есть вероятность, что это происходило на одном из островов, которые прилегали к этой стране.

Греки активно распространяют предание о том, что поэт родился именно в Смирне возле реки Мелеса. Его мать называют Крифеидой. Согласно рассказам, написанным в тот период времени, учёный мужчина Фемий влюбился в мать Гомера, после чего он взял сына к себе в ученики. Юноша быстро обучался, и скоро смог превзойти своего учителя. После смерти Фемия школа перешла во владение поэта. Люди со всей страны приезжали к нему ради мудрой беседы. Среди них был и моряк Ментес, который уговорил Гомера отправиться с ним в путешествие, закрыв школу.

В преданиях сообщается, что юный творец был весьма любознательным, поэтому он тщательно изучал культуру каждого посещаемого места. Он замечал любые мелочи, а потом постепенно начал описывать увиденные события. Греки утверждают, что писатель ослеп после посещения Итаки. Некоторые источники заявляют, что это была лишь временная слепота, и зрение быстро восстановилось. Другие же склоняются к тому, что Гомер до конца дней остался слепцом. Именно на этот период пришёлся рассвет его творчества.

Гомер много путешествовал, помогал людям, даже занимался воспитанием детей одного богатого господина. В зрелом возрасте он поселился в городе Хиос, где основал школу. Местные жители всячески оказывали ему уважение, поэтому писатель мог в комфорте обучать их детей. Через некоторое время он женился, в браке у семьи появилось двое сыновей и дочь.

Некоторые факты исследователи почерпнули из древних манускриптов и картин, изображавших писателя. Так, на большинстве скульптур он был показан слепым. В тот период представителей литературных профессий было принято изображать лишёнными зрения, поэтому невозможно доказать, правдивы ли эти сведения. Греки считали, что существует некая связь между писательским талантом и отсутствием возможности видеть. Более того, один из действующих персонажей «Илиады» также имел проблемы со зрением. Именно поэтому литературоведы склоняются к выводу, что эта особенность была всего лишь реконструкцией.

Чтобы сделать выводы о происхождении автора, учёные детально изучили язык его произведений. Но даже диалектические особенности языка не помогли приблизиться к истине, поскольку в них сочеталось слишком много слов из ионийского и эолийского диалектов. Такую комбинацию называют особым поэтическим койнэ, сформированным ещё задолго до рождения творца. Значение имени Гомера традиционно расшифровывают как «слепец» и «заложник».

Также известно о своеобразном поэтическом поединке, в котором участвовали Гомер и Гесиод. Они читали свои произведения перед публикой одного из островов. Судьёй этого боя был назначен царь Панед. Гомер проиграл состязание, поскольку в его поэзии было слишком много призывов к войне и битвам. В отличие от него, Гесиод выступал за мир, поэтому активно пропагандировал земледелие и упорный труд во благо. Тем не менее, посетители острова были более благосклонны к проигравшему поэту.

Известно, что смерть настигла Гомера на острове архипелага Киклады. Он был весьма опечален, не смотрел под ноги, вследствие чего споткнулся о камень. Некоторые источники заявляют, что поэт умер от горя, ведь незадолго до столкновения он не смог разгадать загадку местных рыбаков. Другие исследователи склоняются к тому, что Гомер был болен.

Творчество Гомера

Как уже упоминалось выше, Гомер был автором нашумевших эпических поэм, таких как «Илиада» и «Одиссея». Кроме того, ему нередко приписывали другие произведения, которые увидели свет значительно позже. Среди них комическая поэма под названием «Маргит», цикл «Киприи», «Гомеровские гимны» и другие сочинения.

Представители Александрийской библиотеки провели колоссальную работу для установления авторства каждого произведения. Они изучали рукописи, сравнивали язык и сюжетную линию, которой придерживались авторы поэм. В результате даже на сегодняшний день между учёными проводятся споры о том, какие тексты принадлежат Гомеру, а какие были приписаны ему незаслуженно.

Филологи признают, что именно этот поэт стал первым в своём роде. Их поражает единство действия, оригинальный замысел и стиль рассказа. По словам исследователей, в поэмах отражается техника народных певцов. Как и они, Гомер создавал устойчивые словосочетания, из которых потом с лёгкостью можно было создать песни большого размера.

Гомеровский вопрос

Все дискуссии, связанные с двумя эпическими поэмами, принято называть гомеровским вопросом. Действительно, было немало сомнительных фактов в истории исследования этих произведений. Ещё во времена античности некоторые люди заявляли, что сюжет для поэм Гомер позаимствовал у поэтессы Фантасии, проживавшей во времена Троянской войны.

Длительное время европейские искусствоведы придерживались точки зрения о несомненном авторстве поэта. Также принимался как данность тот факт, что «Илиада» и «Одиссея» были изданы с минимальным количеством исправлений. Но в конце XVII века филологи обнаружили другие варианты песен «Илиады». Это поставило под сомнение не только авторство Гомера, а и целостность произведения. Некоторые исследователи утверждали, что каждая песня была обособленной от других, другие же выступали за единство мысли автора.

Поскольку эпические поэмы претерпели множество вариантов редакции, литературоведы считают нецелесообразным приписывать авторство кому-то одному. В текстах были обнаружены несоответствия временно-пространственных рамок, отступления от сюжета и противоречия. Именно поэтому аналитики пришли к выводу, что поэма постоянно расширялась, а участвовал в этом процессе далеко не один человек.

Существуют и оппоненты аналитиков, так называемые унитарии. Они выступают за то, что Гомер был единственным автором двух поэм. Все доводы своих противников они опровергают идеей о том, что в каждом большом произведении неизбежно встречаются ошибки и противоречия. Акцент унитарии делают на целостности замысла, симметричности и красоте композиции обеих поэм.

Переводы поэта

Отдельно следует упомянуть язык эпических поэм. Гомер предпочитал использовать словосочетания, которые не фигурировали в живой речи. Там было много диалектизмов, а метрически поэт оформлял свои тексты в таком размере, как гекзаметр. Каждая песня состояла из шести стоп, где умеренно чередовались короткие и длинные слоги. Именно поэтому адекватный перевод «Илиады» и «Одиссеи» требовал титанических усилий и таланта.

Первые переводы увидели мир ещё до нашей эры. В третьем веке римский поэт создал версию «Одиссеи» на латыни. Дети из Греции обучались читать, используя для этого творчество Гомера. В XV веке появился перевод на итальянский, через три столетия после этого эпические поэмы постепенно начали переводить на английский, русский и немецкий. Михаил Ломоносов впервые использовал во время перевода сложнейший александрийский стих. После него появился частичный перевод Кострова в размере ямб, далее стало известно о некоторых прозаических версиях. В. Жуковский и Н. Гнедич по праву считаются непревзойдёнными переводчиками Гомера в России.