Ремонт Дизайн Мебель

Интерьер в стиле деконструктивизм. Деконструктивизм: ломаем традиции – создаём новые формы Оформление помещений в стиле деконструктивизм

Если существует архитектурный экстремизм, то это деконструктивизм – самый агрессивный стиль, не оставляющий шанса ни одному из архитектурных абсолютов. Он внедряется в любую среду кричащими ломаными формами и конструкциями, сложными для визуального восприятия. Для деконструктивистов не существует какой-либо системы координат, они нарушают связи вертикальных и горизонтальных плоскостей, перекашивают, искажают, вносят хаос.
Являясь последней ступенью модернизма, этот стиль словно кричит о том, что людям пора пересмотреть шаблоны, отбросить прагматизм и заново осмыслить накопленный опыт.

История возникновения стиля

Деконструктивизм – это единственный , основой которого стала не художественная дисциплина, а гуманитарная. Французский философ Жак Деррида ввел понятие «деконструктивизм» для обозначения необычного способа прочтения произведения с целью создать конфликт его смысла с уже знакомой интерпретацией и выявить метафоры, запечатлевающие следы последующих эпох.
Архитекторы вдохновились и поддержали идею отречения от фундаментальных принципов – эстетики и пользы. Началось соревнование в духе «кто создаст самое децентрализованное строение» или «чей проект наименее целесообразен».
Основы тектоники, равновесия и геометрии стали для деконструктивистов чем-то вроде старых надоевших игрушек.
На развитие стиля повлияли многочисленнее научные открытия XX века и изобретение новых строительных материалов и технологий работы с ними. Пластические концепции были заимствованы из русского конструктивизма.

Элементы и черты стиля

Деконструктивизм называют не направлением архитектуры, а её отрицанием, поэтому если в сооружении отсутствуют стены или окна – это нормально. Чем изощреннее, тем лучше.
Тем не менее у деконструктивистов все же есть точка опоры – конструктивизм и постмодернизм. Архитекторы сознательно искажают принципы и композиционные мотивы этих стилей и на выходе получают динамичный и индивидуальный строительный объект.

Далеко не всегда невероятная сложность конструкций и трудоемкость реализации проектов целесообразна, что также является одной из особенностей работ, выполненных в этом стиле.
Реализуя проект, архитектор-деконструктивист словно превращается в рассказчика, который запечатлевает свои мысли и идеи в строительном сооружении. То есть, архитектура становится языком, на котором художник общается с миром: обломы, перекосы, невообразимые геометрические формы – все это языковые единицы, складывающиеся в какое-то невероятное, трудно переводимое изречение.

Главной чертой стиля является нефункциональность объектов, то есть их бесполезность для той жизни, которую привык вести современный человек.
Конструкции криволинейны, их углы «подрезаны» или, наоборот, выбиваются своими многочисленными остриями из непропорциональных стен. Монотонные плоскости часто разбиты пролетами, имеющими различную фактуру или структуру. Масштаб сбит, а объемы разных размеров смешаны в один большой «винегрет». Подобные здания будто кричат: «Эй, люди, мы не ваши слуги! У нас своя жизнь!»
Деконструктивизм – это своеобразное восстание архитектурных объектов с целью пробуждения близлежащего пространства и преобразования социальной структуры.

При создании проекта здания можно и нужно сочетать различные технологии строительства. Проектирование такого объекта – очень сложная задача, поскольку двух одинаковых строений существовать не может. Их нужно создавать с нуля.
Как правило, у таких сооружений смещен центр тяжести, искривлены опоры. Окна причудливых форм могут располагаться в самых неожиданных местах или вовсе отсутствовать.
Консолидация этажей, отсутствие или нагромождение углов, несоответствие пропорций – все это отлично впишется в здание, задуманное как объект деконструктивизма.

Академические принципы отвергаются и при работе с цветом: архитекторы и дизайнеры сочетают несовместимые оттенки и прибегают к резкой контрастности цветов друг с другом или с ландшафтом.

Строительные материалы

Архитектура деконтруктивизма приветствует использование любых строительных материалов.
Это могут быть металлоконструкции, стены из кирпича, бетона или стекла. Зачастую все материалы комбинируются при строительстве одного объекта.

Декор

Деконструктивизм отвергает какие-либо украшательства или приемы исторического цитирования.
Как в экстерьерном, так и в интерьерном плане стиль остается практически нереализованным. Его чертами при оформлении внутреннего пространства здания являются яркие и контрастные предметы декора, составляющие своеобразный цветовой тандем с черным цветом.
В интерьерах, оформленных в стиле деконструктивизм, часто воплощают иллюзию разрыва стен, потолков и полов.

Деконструктивизм в архитектуре — фото

Архитекторы, работающие в этом необычном направлении, решили обойтись не только без функциональности, но также без эстетики, в «привычном» её понимании. Хотя уже сегодня отмечается, что путь развития архитектуры в будущем лежит в сторону более позитивных программ. А пока деконструктивизм еще слишком молод и не успел пройти испытание временем. Возможно, на его место придет стремительно набирающий обороты пластицизм со своими обтекаемыми формами, инновационными материалами и «космическим» дизайном.

Правила существуют, чтобы их нарушать. Глядя на здания в стиле деконструктивизм кажется, что их проектировщики вообще не слышали о рациональном использовании пространства и грамотной интеграции проектов в городскую среду. Эдакие бунтари архитектуры. На самом деле все гораздо глубже. И деконструктивизм в архитектуре берет свое начало в области… философии!

Французский философ Жак Деррида считал, что весь наш окружающий мир - это текст, который нуждается не в порядке, а в новых интерпретациях. Этот текст нужно разделить на части и придать каждой детали новый смысл, отрицая привычные значения. Разрозненность, острые углы, необычные формы. Ничего не напоминает?

Человечество к ХХ веку накопило такое количество знаний в самых разных областях, что их захотелось заново переосмыслить. Разобрать на части и придать им новый смысл. Или обнаружить его полное отсутствие.
Деконструктивизм в архитектуре более менее сформировался только в 1980-х годах и до сих пор не получил широкого распространения в мире. А в России вообще только сейчас появляются робкие попытки «отрицать рациональность». В основном экспериментируют с торговыми центрами.

ТЦ Елизаровский, Санкт-Петербург

Хотя вторым источником вдохновения деконструктивизма стал советский конструктивизм. Как ясно из названия, конструктив - это польза, функциональность. Ей решили конкретно пренебречь. Конкретно Питер Айзенман и Даниэль Либескинд. Их принято считать законодателями деконструктивизма в архитектуре. У Либескинда вообще есть книга под названием «Поверхность должна умереть. Доказательство». И архитектор действительно доказывает это в каждом своем проекте.
Современный Еврейский музей в Сан-Франциско, архитектор Д. Либескинд.

Отличительные черты деконструктивизма. Формы


Музей дизайна Витра, Вайль-на-Рейне, Германия. Архитектор Фрэнк Гери: «Лишь очень малую часть из того, что строится, действительно можно назвать настоящей архитектурой». Утверждение спорное, как и сам стиль архитектуры. Видимо, поэтому в нем строятся преимущественно музеи современных искусств, отели и арт-объекты. Каждое здание в деконструктивизме само по себе арт-объект - яркий, ни на что не похожий. Не особо хочет вписываться в городскую среду, режет пространство острыми углами. Требует больших площадей. Можно сказать, живет собственной жизнью.

Павильон в парке архитектуры Цзиньхуа, Китай. Вот, например, объект современного искусства. Так и хочется спросить: «не тяжело ли тебе стоять на цыпочках?». А ведь это пешеходный мост! Так что польза у зданий в деконструктивизме все-таки есть, но на первом месте находится форма. Геометричность, острые углы, выдающиеся отдельные части строения. Нависают над зрителем, ломают стереотипы. Хотят поспорить с законами физики.
Центральная библиотека в Сиэтле, США. Архитектор Рем Колхас. «Мама-философия» наградила свое детище ценным качеством - идеей. В деконструктивизме концепция есть всегда. Даже если она не сразу понятна. Рассмотрим пример полегче - у этой библиотеки нет прямых углов и параллельных линий. Среди небоскребов она выглядит как какой-то космический булыжник. Потому что главное то, что внутри. Знания.
А вот музей дизайна Холон в Израиле. Архитектор Рон Арад. Это необычный пример деконстуктивистких форм. Хотя уже знакомые черты присутствуют - нерациональное использование пространства, необычные формы, вызов законам физики и тектоники.
Нью-Йорк-бай-Гери (англ. New York by Gehry; ранее Beekman Tower) - 76-этажный небоскрёб в Нью-Йорке. Построен еще одним выдающимся деконструктивистом Френком Гэри. Кажется, будто это застывшая взрывная волна, и здание вот-вот обрушится вниз. Либо это все вообще не реально и происходит во сне. Пожалуй, бессознательного начала в деконструктивизме гораздо больше, чем мы думаем…

Материалы деконструктивизма

Поскольку направление очень молодое, оно смело пользуется всем, что предлагает современная промышленность. Отчасти, ее развитие и способствовало возможности родиться деконструктивизму. Металлом обиваем поверхности, сверхпрочными арматурами поддерживаем выступы в стенах. Три кита деконструктивизма - стекло, металл и бетон. Иногда дерево или пластик.

Окна


Окна и разные проемы заслуживают отдельного внимания. Если отказываться от привычного декора, на чем еще отыгрываться?

Рецепт декора от деконструктивистов: берем окна, раскидываем их в случайном порядке по стене. Можно приправить окнами разных форм и размеров. А где-то вообще оставить монолитные стены...


…как например в Доме искусств в Португалии. А что, электричество внутри же есть!

А вот крутая церковь Санта-Моника в Испании. Геометрию будто кто-то препарировал. Или взорвал. Нет, это кристаллы, выросшие прямо на стене здания. Говорят, внутри очень красиво из-за игры света, образующейся от этих хаотичных окон.

Декор


Деконструктивизм отрицаем и переосмысливает все, в том числе и декор. Современные материалы и технологии позволяют архитекторам многое. Например, вдохновляться формами гитар легендарного Джимми Хендрикса. Ведь это музей музыки в Сиэтле Фрэнка Гери, все логично. Контраст цветов и форм - вот главные украшения стиля.

Офисное здание в Праге состоит из двух цилиндрических башен: нормальной и деструктивной. Строение – архитектурная метафор а танцующей пары, в шутку называется «Джинджер и Фред» в честь пары Джинджер Роджерс и Фред Астер . Архитекторы Владо Милунич и Фрэнк Гери.
Отель Порта Фира в Барселоне. Архитектор Тойо Ита
Иногда в ход идут «подручные материалы». В этом отеле все стены снаружи обиты красными алюминиевыми трубами. Иногда они «прерываются на окна» в хаотичном порядке. Контраст форм, цветов и материалов - основная идея декора в деконструктивизме.

Деконструктивизм в интерьере


Королевский музей провинции Онтарио в Торонто, Канада

Постепенно деконструктивизм перебирается внутрь зданий. Все тех же музеев и отелей. И приносит с собой любовь к большим пространствам и вольное отношение к задействованным площадям. Игры со светом и геометрию.

Музей искусств в Денвере, США

Сколько этажей, какой высоты - никакой ясности. Все переменчиво, как во сне. Необычная организация пространства, характерная для деконструктивизма, отражается и внутри зданий. Что касается цвета, это не обязательно монохромная гамма. Иногда встречаются яркие акценты контрастных цветов, закованные в четкую геометрию.

Деконструктивизм в архитектуре - явление спорное. Стиль пока очень молод и непонятно, будет ли развиваться в будущем или так и останется в андеграунде.

Деконструктивизм в интерьере вообще встречается не часто. Но если оформлять творческое пространство, можно заимствовать некоторые фишки из этого направления. Такой интерьер точно не оставит равнодушных.

Питер Айзенман утверждает, что идеи предметов могут никак не соотноситься с человеком. То есть у каждого объекта есть своя собственная жизнь, а вот функциональность - дело десятое. Мы, конечно, не согласны с таким подходом. Но любое мнение имеет право на существование. Особенно такое интересное и оригинальное.

Хотите больше интересностей - подписывайтесь на нашу рассылку.

Когда хочется изменить в корне окружающее пространство, разрушить классические, традиционные устои, линии, краски и создать нечто совершенно уникальное, необычное, значит, наступила эпоха деконструктивизма. Именно этот стиль позволяет создать интерьер, совсем непохожий на то, что привычно глазу заурядного человека. Конечно, и сам хозяин таким образом заявляет о себе как о человеке, который не желает мириться с суетностью мира, а хочет в корне изменить его.

История возникновения деконструктивизма как стиля

Идеологом деконструктивизма считается французский философ Жак Деррида, критикующий принцип «бытия как присутствия». Его рассуждения о способности архитектуры «вступать в конфликт» легли в основу стиля.

Философия Жак Деррид

Хотя первоначально философия Дерриды относилась только к литературоведению, термин «деконструктивизм» прочно закрепился в архитектуре (1980-е годы), а чуть позже и в интерьере. Вместе с тем Жак Деррида считал деконструктивизм не стилем, а принципом подхода к архитектуре как к виду искусства. Он подчёркивал, что главной идеей является не разрушительная концепция, а сознательное создание конфликтного противоречия между привычным и реальным видением окружающих предметов и вещей.

Современное направление, характерные черты дизайна

В деконструктивизме за основу берётся прежде всего визуальное восприятие картины интерьера в целом. Упор делается большей частью на оформление. Каждый проект – это своего рода эксперимент, повторить его ещё раз невозможно. Каждая работа дизайнера всегда на 100 % индивидуальна. Чаще всего в этом стиле оформляются молодёжные клубы. Дизайн квартир становится уделом только смелых людей, которые не боятся абсолютных перемен и новшеств.

Основные черты современного деконструктивизма:

  • несочетаемость элементов дизайна в одной композиции;
  • ассиметричность расстановки объектов декора;
  • искажённые геометрические формы конструкций (к примеру, арка, заваленная на один бок);
  • несоответствие пропорций;
  • выделение одного элемента на фоне остальных;
  • смешение несочетаемых оттенков;
  • ломаные и пересекающиеся линии.

Примечательно, что взятый отдельно элемент интерьера может выглядеть нелепо, но в целостной картине он смотрится довольно гармонично, а главное – ультрамодно и стильно.

Архитектура

Деконструктивизм изначально стал популяризироваться в архитектуре. Архитекторы 80-х годов, находившиеся под влиянием идей Жака Дерриды, задались вопросом о том, можно ли построить здание, отрёкшись от традиционных устоев пользы и красоты сооружения. Возможно ли отказаться от общепринятых принципов создания конструкций: равновесия, тектоники, вертикалей и горизонталей. Они понимали, что, разрушив многовековые основы зодчества, современные деконструктивисты (П. Эйзенмана, Д. Либескинда, Б. Чуми, Х. Фуджии) должны создать нечто новое, оригинальное, которым можно заменить устаревшие принципы.

Новые формы, пространство, типы зданий в итоге были построены. Наглядным примером сооружения в духе деконструктивизма является Институт Солнца, построенный при Штутгартском университете компанией «Бениш и партнёры». Это небольшое сооружение, в котором должны были проводиться инновационные исследования, выглядело немного странно для того времени. Обилие острых углов, смещённые горизонтали и вертикали, перекошенные окна, стоящие под углом опоры, выступающие части конструкции – всё вместе создавало странное ощущение беспорядка и хаоса.

Шкафы и системы хранения должны быть неприметными, на них не акцентируется внимание. Встроенные системы хранения или же шкафы ассиметричной, нестандартной формы, закреплённые на стене, вполне впишутся в стиль. Причём на них не должно быть ручек, такие системы открываются нажатием кнопки. Эргономика и удобство – главное в мебели. или кухонных гарнитуров тут тоже применимы.

Основной декор в деконструктивизме – картины и статуэтки, которые должны быть крупными и необычными.

Дизайнерские лампы странных форм, неординарно украшенные спинки диванов, оформление в целом – необычное, даже эпатажное, и аксессуары такие же.

Уют создаётся за счёт светового преломления на ломаных поверхностях. Освещение в интерьере декона – точечное. В вечернее время прекрасно впишется сюда неоновая подсветка. Можно использовать прожекторы, но не индустриальные, а лаконичные, пластиковые. Люстры здесь - большая редкость. Возможны только экземпляры, напоминающие собой шедевры современного искусства.

В декоре комнаты присутствуют ткани, создающие атмосферу уюта. Например, окно можно украсить прозрачным тюлем или прямыми льняными шторами в пол.

В центре гостиной можно поселить камин необычной формы из закалённого стекла или искусственного камня.

В оформлении нет перегруза, а все атрибуты и аксессуары должны отличаться от стандартных, традиционных. Необычность во всём – главный принцип оформления любых помещений, создающихся в духе деконструктивизма.

Философия, отраженная в архитектуре: видео

Выводы

Деконструктивизм в архитектуре, интерьере и одежде – привилегия свободных, смелых людей, готовых сбросить с себя груз стереотипов и предрассудков, которыми зачастую живёт современный человек. Такие люди мыслят, творят по-особому. Они не боятся разрушить традиции и устои, складывавшиеся веками. Это современный, инновационный стиль. Возможно, за ним будущее.

Деконструктивизм своим появлением похож на некогда появившийся , который также вызвал критику, но в то же время восхищение у публики. Еще хорошие примеры – стиль , стиль , и других направлениях обустройства быта.

В 1981 г. в неделе прет-а-порте в Париже впервые приняли участие Ёджи Ямамото и Рей Кавакубо. Их коллекции вызвали шок в мире моды. Одни восприняли модели японцев как карикатуру на европейскую одежду, другие стали их горячими поклонниками, воспринимая эту одежду не как атрибут моды, а как произведение искусства, в котором выражена новая философия одежды. Тогда стиль коллекций японцев называли «destructuree look». Позднее это направление в дизайне одежды получило название «деконструктивизм». Сам термин, который широко распространился в мире моды в начале 1990-х гг., был заимствован из философии постмодернизма. М.Хайдеггер считал, что деконструкция является способом нового восприятия жизни и образом мышления новой эпохи, для которого характерны свободная ассоциативность и отказ от рационализма. В эпоху постмодернизма самовыражение возможно только путем присвоения традиции, нового комбинирования уже известного, разрушения другого. Децентрация означает исчезновение в постмодерне понятий «центра», господствующей, «высокой» культуры. Деканонизация - борьба с традиционными ценностными центрами. Основным методом этой борьбы является деконструкция (разрушение) центрированных структур, моделей сознания и самосознания человека, общества, культуры. Соответственно в области дизайна деконструкция означает критическое и ироническое отношение к правилам и авторитетам, новую интерпретацию традиций, разрушение канонов. Метод деконструкции в дизайне можно воспринимать и как разрушение привычных связей, ведущее к созданию нового образа. Разложение целостного первоисточника на элементы, оперирование фрагментом, вырванным из контекста, стало характерным признаком метода «цитат» - одного из самых распространенных в эпоху постмодерна методов создания нового. Проектирование превращается в своеобразную игру с фрагментами, когда соединяется несоединимое, рождаются парадоксы и новые образы. В дизайне одежды это проявляется в отказе от традиций: замене ансамбля комплектом (т.е. происходит переход от закрытой системы к открытой, способной к трансформации), стирании оппозиций между различными ассортиментными группами, в функциональной трансформации вещи, в отказе от канонов «хорошего вкуса». В современной моде почти не существует строгих прежде разграничений между одеждой для дня и для вечера, для отдыха и для работы; элементы профессионального костюма проникли в повседневную одежду. Традиционные вечерние ткани (бархат, атлас, парчу) активно используют в повседневной одежде, а твид, фланель, кожа и трикотаж проникли в нарядную одежду.

Когда хочется создать в интерьере что-то поистине необычное, а иногда и пугающее, лучшим выбором для решения этого вопроса может быть только один стиль. Это конечно же деконструктивизм. Нет ничего более необычного, чем этот стиль дизайна. Он появился не так давно, в конце 80х, на основе стиля дизайна имеющий название конструктивизм. Как уже можно было догадаться, деконструктивизм в интерьере - это противоположность конструктивизма. Если в конструктивизме за основу всегда берётся удобство и максимальная функциональность помещения, с применением геометрических форм. То, в деконструктивизме за основу берётся прежде всего визуальное восприятие, то есть своеобразная красота и целостность интерьера. Однако, также нельзя сказать, что удобство в деконструктивизме не играет роли. Нет, просто именно здесь, в этом стиле дизайна больше делается упор на оформление.


Деконструктивизм в дизайне интерьера, сам по себе, наверное самый необычный стиль. Используется чаще всего для оформления общественных заведений, клубов для молодёжи. Но если вы не боитесь экспериментировать, этот стиль преобразить вашу квартиру до неузнаваемости.

Здесь присутствует сочетание геометрических форм и материалов в непривычных сочетаниях. Материалы, используемые в дизайне интерьера в этом стиле преимущественно металл и стекло. Формы в интерьере довольно резкие и непредсказуемые. Цвета могут быть разные. На основе базового нейтрального цвета можно создать контраст, чтоб подчеркнуть характер стилевого решения. В качестве дополнительных цветов могу использоваться как яркие, такие как красный, зелёный. Так и спокойные, однако мрачноватые, такие как чёрный, серый. Все зависит от задумки дизайнера и требований заказчика. Ну и конечно от предназначения помещения.


Основными чертами деконструктивизма или декора, как стиля в дизайне интерьера, являются в первую очередь, полное несоответствие пропорций в интерьере. Второе, это характерное использование геометрических форм и острых углов. Третье, несоответствие в сочетании цветов и предметов интерьера.


При оформлении интерьера в стиле деконструктивизм, необычность помещению можно придать уже начиная с оформления пола или стен с некоторой неровностью, волнообразностью. Цвет стен лучше оформить в базовом, спокойном цвете. Также широко используется металл и зеркала, для придания необычной атмосферы. Что касается мебели, она здесь играет ключевую роль, поскольку именно мебель является центром помещения и привлекает наибольшее внимание. Мебель может быть резких форм и невообразимых цветов. Однако, даже при этих условиях необходимо помнить, что мебель должна быть функциональной прежде всего. Даже несмотря на некоторую особенность ее формы. Ведь дизайн интерьера в стиле деконструктивизм, по сути, так же как и любой другой стиль дизайна, призван сделать нашу жизнь немного лучше. Поэтому даже такой стиль должен преобразить помещение в лучшую сторону, не отражаясь на его удобстве.