Ремонт Дизайн Мебель

Цель образования при екатерине 2. Факультет «История мировой культуры». Судебная реформа Екатерины

В. О. Ключевский считал, что «царствование Екатерины II – это целая эпоха нашей истории, а исторические эпохи обыкновенно не замыкаются в пределах людского века, не кончаются с жизнью своих творцов».9 Императрица переписывалась с французскими просветителями и хотела участвовать в научной и литературной жизни Запада.10 Поэтому идеи Екатерины были последним словом западноевропейской мысли.

Внимательно изучив опыт организации образования в ведущих странах Западной Европы и важнейшие педагогические идеи своего времени (труды Яна Коменского, Фенелона, «Мысли о воспитании» Локка и другие), Екатерина сформулировала новые задачи для школы: не только учить, но и воспитывать.11 За основу был взят гуманитарный идеал, зародившийся в эпоху Возрождения. Он исходил из уважения к правам и свободе личности и устранял из педагогики все, что носит характер насилия или принуждения.

Происходило главным образом некритическое заимствование, безоговорочное перенесение социального и культурного, вплоть до бытового, опыта европейских стран в учебные заведения и образовательную систему России. Масштабы заимствования в 60-х годах XVIII века охарактеризовал Каптерев: «Каждый русский педагог тащил от немца все, что ему нравилось. Заимствовались не только частные приемы и методы преподавания, заимствовались не только общие руководящие идеи и целые педагогические миросозерцания, заимствовались даже люди, выполнители начал немецкой педагогии»12.

Классическое образование, отвечавшее развивающимся целям воспитания, стало для России новым явлением. Нередко его основной смысл сводится только к тому, что в его содержание обязательно вводились «мертвые языки» - латинский и греческий, и математика в качестве фундаментальной основы развития сознания человека, что в принципе справедливо. Но для отечественного образования, представляется более важным нечто иное: можно сказать, что внедрение и развитие классического образования в России было важным этапом в процессе изменения представлений об идеале человека и цели воспитания, так как новые для второй трети XVIII века учебные заведения ориентировались уже не на установки петровской эпохи, предполагавшие максимально быструю подготовку специалистов, а на подготовку к жизни более или менее свободного человека, который должен был иметь право выбора сферы приложения своих сил. Такой подход для отечественной образовательной практики, получивший свое развитие в период царствования Екатерины II, являлся принципиально новым и отражал ранее не встречавшееся в России видение человека и его воспитания в целом.

Широкую известность и распространение приобрел документ, созданный М. В. Ломоносовым – «Проект регламента московских гимназий».13 Основной идеей «Проекта...» стало разделение гимназии на два отделения: для детей дворян и для детей разночинцев. Основной целью этого достаточно открытого учебного заведения было лишь обучение школьников началам наук. Все внимание концентрировалось только на передаче знаний и подготовке гимназиста к продолжению образования.

Идея создания системы сословных училищ, принадлежавшая Г. Н. Теплову, заключалась в разделении всех общеобразовательных учреждений на «училища для ученых людей», военные училища, гражданские училища, купеческие училища, «нижние училища» и «училища для иноверцев». В предложенной системе ясно отразилась тенденция к развитию неоднородности воспитательного идеала человека, характерная для России после петровских реформ. Для всех сословий были определены цели воспитания в соответствии с их социальным предназначением и положением.

В части школьного образования за основу были взяты прусская и австрийская системы образования. Предполагалось учредить три типа общеобразовательных школ - малые, средние и главные.

На самом деле в низших училищах - школах, организованных светской властью и церковью при приходах, на практике предусматривалось реализовывать прежний патриархально-православный подход: «Книга, по которой земледельческие дети во приходских школах обучаться обязаны, должна содержать в себе такое только учение, которое делало бы поселян сведущими в христианском законе, добродетельными и трудолюбивыми, следовательно должны в ней содержаться следующие части: 1) российская азбука с складами церковной и гражданской печати, притом исчисление буквами и цифрами; 2) короткие утренние и вечерние молитвы и молитвы перед обедом; катехизис с ясным, но кратким истолкованием десятословия и догматов веры; 4) христианские добродетели, состоящие в должности подданных государю, в беспрекословном повиновении государственным указаниям, в почитании и послушании господ своих и других установленных властей и в должности к самому себе и ближнему».14

Тем не менее, эта екатерининская реформа сыграла значительную роль в развитии российского образования. За 1782 - 1800 гг. разные виды школ окончили около 180 тыс. детей, в том числе 7% девочек.

К началу XIX в. в России было около 300 школ и пансионов с 20 тысячами учащихся и 720 учителями.

Новые государственные учебные заведения, прежде всего кадетские корпуса и институты благородных девиц отличались хорошей организацией и определенностью подходов к педагогической реализации цели. Следует отметить изоляцию воспитанников и процесса воспитания в закрытых учебных заведениях от семьи и общества. Родители кадетов Шляхетного сухопутного корпуса, отдавая своих пяти-шестилетних сыновей для обучения, подписывали специальное «объявление», в котором заявляли, что передают своего ребенка для воспитания и обучения на пятнадцатилетний срок и не станут требовать их возвращения или кратковременного отпуска.15

Новым для России в этот период было изменение отношения к образованию женщин. Дворянское сословие выработало к этому времени не только мужской, но и женский идеал благородного человека. Институты и пансионы для благородных девиц получили к концу XVIII века значительное распространение и пользовались популярностью.

Все содержание образования в женских пансионах и институтах было ориентировано на воспитание этих качеств. Начала наук, включая иностранные языки, начатки математики и естествознания, архитектуры, ознакомление с геральдикой, рукоделие, закон божий и правила «светского обхождения и учтивости» были призваны обеспечить девушкам необходимый для общения в своем социальном кругу необходимый интеллектуальный уровень. Целью женского дворянского образования не была подготовка к какой-либо службе, а воспитание идеальной жены дворянина.

В действительности реформы привели к крупному положительному результату: была создана сеть малых и главных училищ как основа для построения среднего и высшего образования; разработана специальная программа по подготовке учителей, - все это в совокупности создавало благодатную почву для новой и более успешной реформы начала следующего столетия.

В целом весь XVIII век для России прошел под знаком насильственного навязывания верховной властью обществу учения и создания учебных заведений, первоначальными попытками привлечения в них детей всех сословий, за исключением крепостного крестьянства, но постепенно образовательная политика государства в конце концов сконцентрировалась на двух состояниях - дворянстве и разночинцах и практически не касалась других податных сословий.

Даже входившие в номенклатуру учебных заведений Министерства народного просвещения церковно-приходские школы, предназначенные для низших сословий, не финансировались из казны и их существование целиком зависело от воли и желания помещиков и сельских общин.

Екатерина II внесла существенный вклад в развитие культуры и искусства в России. Сама она получила прекрасное домашнее образование: обучение иностранным языкам, танцам, политической истории, философии, экономики, права и считалась умной и образованной женщиной. При Екатерине была создана Российская Академия, Вольное экономическое общество, основано множество журналов, создана система народного образования, основание Эрмитажа, открытие публичных театров, появление русской оперы, расцвет живописи.

Ряд мероприятий эпохи "просвещенного абсолютизма" имел прогрессивное значение. Так, например, основанный по почину Шувалова и Ломоносова в 1755 году Московский университет сыграл огромную роль в развитии просвещения, русской национальной науки и культуры, выпустив большое число специалистов по разным отраслям знаний. В 1757г. Начала обучение Академия художеств. Скуляризация церковного землевладения значительно улучшала положение бывших монастырских крестьян, получивших пашню, луга и другие угодья, на которых они до этого отбывали барщину, избавляла их от повседневных наказаний и истязаний, от службы в дворне и насильственных браков.

Во второй половине столетия власти предприняли интересную попытку реформы образования и воспитания. Ее инициатором и активным проводником стал Иван Иванович Бецкой. Воцарение Екатерины II, матери которой в свое время представили Бецкого, принесло ему огромные богатства и начальствование над рядом заведений - Академией художеств, Сухопутным шляхетским кадетским корпусом и воспитательными домами в Москве и Петербурге, Смольным институтом.

В основу своей педагогической реформы Бецкой положил идею создания новой породы людей путем воспитания. По его мысли, заимствованной у французских просветителей и поддержанной императрицей дать юношеству хорошее образование и нравственное развитие. Для этого учеников нужно изолировать от косной среды и поместить в закрытые школы. Эти усилия Бецкого способствовали распространению общего образования. Он же положил начало женскому образованию.

Во время правлении Екатерины II творят такие мастера пера как Василий Лукич Боровиковский, который приобрел известность портретами императрицы, Державина, многих вельмож, Дмитрий Григорьевич Левицкий, в 60-е годы стол академиком, преподавал в Академии художеств, Федор Степанович Рокотов, который работал вместе с Ломоносовым, написал коронационный портрет Екатерины II, который очень ей понравился.

Заключение

Историческое значение деятельности Екатерины II определяется на основании того, что было сказано в реферате об отдельных сторонах екатерининской политики. Историческое значение екатерининской эпохи чрезвычайно велико именно потому, что в эту эпоху были подведены итоги предыдущей истории, завершились исторические процессы, раньше развивавшиеся. Эта способность Екатерины доводить до конца, до полного разрешения те вопросы, какие ей ставила история, заставляет всех признать в ней первостепенного исторического деятеля, независимо от её личных ошибок и слабостей.

Способность Екатерины подводить итог видна в русской дипломатии эпохи Екатерины и в решении основных задач, унаследованные ею от XVII века; закрепление достижений Петра Великого в Прибалтике; воссоединение земель населенных родственными русскому народу белорусами и украинцами. Завоевание решающего голоса в делах общеевропейских.

От того, что в конце XVIII века политика российского абсолютизма была направлена на сохранение и укрепление феодально-крепостнического строя, господствующего положения дворян в экономике и политической жизни, Екатерина II вступив на престол в период обострения классовой борьбы крестьянства против крепостнического гнета, пытается привлечь к анализу проблем и поиску путей выхода из них просвещенных людей, признанных западным миром. Это прекрасно видно из попыток привлечь их к одной из крупных акций политики "просвещенного абсолютизма", а именно к конкурсу о праве крестьян иметь в собственности землю.

С кончиной императрицы Екатерины закончилась целая эпоха русской истории. Сама Екатерина и ее сподвижники сумели, опираясь на народные силы, достичь блестящих успехов и во внешней политике, военных акциях, и во внутреннем устройстве, и в культурных начинаниях.

Реформы Екатерины 2 (кратко)

Екатерина 2, подобно большинству монархов, правивших хоть сколько-нибудь значительное время, стремилась проводить реформы. Тем более, что Россия досталась ей в тяжелом положении: ослаблены были армия и флот, большой внешний долг, коррупция, коллапс судебной системы и т. д. и т. п. Далее мы кратко опишем суть преобразований, проведенных в правление императрицы Екатерины 2.

Губернская реформа:

«Учреждение для управления губерний Всероссийской империи» принято 7 ноября 1775 года. Вместо прежнего административного деления на губернии, провинции и уезды стали делить территории на губернии и уезды. Количество губерний увеличилось с двадцати трех до пятидесяти. Они, в свою очередь, делились на 10-12 уездов. Войсками двух или трех губерний командовал генерал-губернатор, иначе называемый наместником. Во главе каждой губернии стоял губернатор, назначаемый Сенатом и подчинявшийся напрямую императрице. Финансами занимался вице-губернатор, ему подчинялась Казенная палата. Высшим должностным лицом уезда являлся капитан-исправник. Центрами уездов являлись города, но так как их было недостаточно, то статус города получили 216 крупных сельских поселений.

Судебная реформа:

Для каждого сословия был учрежден свой суд. Дворян судил земской суд, горожан – магистраты, а крестьян – расправы. Также были учреждены совестные суды из представителей всех трех сословий, выполнявшие функцию примирительной инстанции. Все эти суды были выборными. Более высокой инстанцией были судебные палаты, члены которых назначались. А высшим судебным органом Российской империи был Сенат.

Секуляризационная реформа:

Была проведена в 1764 году. Все монастырские земли, а также жившие на них крестьяне передавались в ведение специально учреждаемой Коллегии экономии. Содержание монашества государство брало на себя, но с этого момента получило право определять необходимое империи число монастырей и монахов.

Реформа Сената:

15 декабря 1763 г. был издан манифест Екатерины 2 «Об учреждении в Сенате, Юстиц-, Вотчинной и Ревизион-коллегиях департаментов, о разделении по оным дел». Роль Сената была сужена, а полномочия его главы, генерал-прокурора, наоборот, расширены. Сенат стал высшей судебной инстанцией. Он был разделен на шесть департаментов: первый (возглавляемый самим генерал-прокурором) ведал государственными и политическими делами в Санкт-Петербурге, второй – судебными в Санкт-Петербурге, третий – транспортом, медициной, науками, образованием, искусством, четвертый - военно-сухопутными и военно-морскими делами, пятый - государственными и политическими в Москве и шестой – московский судебный департамент. Главами всех департаментов, кроме первого, были обер-прокуроры подчиненные генерал-прокурору.

Городская реформа:

Реформа городов России регулировалась «Грамотой на права и выгоды городов Российской империи», которая была выпущена Екатериной 2 в 1785 году. Были введены новые выборные учреждения. Количество избирателей при этом увеличилось. Жители городов были поделены на шесть разрядам по различным имущественным, сословным признакам, а также по заслугам перед обществом и государством, а именно: настоящие городские обыватели – те, кто владел недвижимостью в черте города; купцы трех гильдий; цеховые ремесленники; иностранные, а также иногородние гости; именитые граждане – архитекторы, живописцы, композиторы, учёные, а также богатые купцы и банкиры; посадские люди – те, кто занимался в городе рукоделием и промыслами. Каждый разряд имел свои права, обязанности и привилегии.

Полицейская реформа:

В 1782 году императрицей Екатериной 2 был введен «Устав благочиния или полицейский». Согласно нему органом городского полицейского управления стала управа благочиния. В ее состав входили приставы, городничий и полицмейстер, а также горожане, определяемые путем выборов. Суд за общественные нарушения: пьянство, оскорбления, азартные игры и т. п., а также за самовольную застройку и взятки осуществляли сами полицейские органы, а по прочим делам проводилось предварительное следствие, после чего дело передавалось в суд. Наказаниями, применяемыми полицией были арест, порицание, заключение в работный дом, штраф, а кроме того – запрещение некоторых видов деятельности.

Реформа образования

Создание в городах народных училищ положили начало государственной системе общеобразовательных школ в России. Они были двух типов: главные училища в губернских городах и малые - в уездных. Содержались эти учебные заведения за счет казны, и учиться в них могли люди всех сословий. Школьная реформа была проведена в 1782 году, а ранее в 1764 году было открыто училище при Академии художеств, а также Общество двухсот благородных девиц, затем (в 1772 году) – коммерческое училище.

Денежная реформа

В царствование Екатерины 2 были образованы Государственный банк и ссудная касса. А также, впервые в России, введены в обращение бумажные деньги (ассигнации).

Введение

Глава 1. Развитие русской культуры во второй половине XVIII века

Глава 2. Основные черты образования в эпоху Екатерины II

Глава 3. Смольный институт

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Екатерина II - неординарная фигура в истории России и прежде всего в истории политико-правовой мысли, государственного управления и просвещения. Ей принадлежит важная роль в появлении в нашей стране идеологии «просвещенного абсолютизма».

Период зарождения собственно русской школы датируется примерно X веком, хотя академик Б. Д. Греков полагал, что обычная грамотность, а, следовательно, и обучение ей были на Руси раньше княжения Владимира Святославовича и появления школ «учения книжного». Правда, некоторые факты подтверждают мнение этого ученого. Так, по мнению археолога С.А. Высоцкого, обнаружившего на стене Софийского собора в Киеве, можно обнаружить славянскую азбуку из 27 букв, происхождение которой датируется IX веком.

Для структуры русского общества в екатерининскую эпоху были характерны жесткие социальные барьеры между классами, сословиями и группами. Образовательная политика Екатерины, как и Петра I, базировалась на российской интерпретации общественного развития, согласно которому воля самодержца диктует законы бытия. Сфера образования и педагогическая мысль Российской империи с XVIII века ориентировались в основном на опыт стран Европы (Англии, Франции, Австрии, Германии), их философию, педагогику и культуру.

Сфера образования была приватизирована государством, властью, объявлена сферой государственных интересов, поэтому какие-либо общественные инициативы в ней допустимы только с ведома, разрешения и под контролем власти. Образование было возведено в ранг творца, не ограниченного законами социальной и культурной жизни; образование рассматривалось как мощное средство формирования заданного типа личности, преобразующего общество. Государственная педагогика ориентировалась на интересы социума, в ней не было места человеку и его личностным качествам.

Сословность, разделявшая российское общество на «благородных» и «подлых», существенно влияла на само понимание культуры и образования в России. Дворянство - привилегированное сословие, в которое в XVIII веке наряду со старинной русской боярской знатью – «столбовыми дворянами», - стали вливаться наиболее удачливые представители других слоев населения, получив свое звание в награду за заслуги, а порой просто купив дворянский титул.

Цель курсовой работы – рассмотреть изучить основные черты культуры и образования екатерининской эпохи. В процессе написания работы ставлю перед собой следующие задачи:

1. Охарактеризовать развитие культуры второй половины XVIII века.

2. Выявить основные черты образования эпохи Екатерины II.

3. Рассмотреть одно из нововведений того времени – Смольный Институт.


Глава 1. Развитие русской культуры во второй половине XVIII веке

XVIII век – время больших перемен. Многовековой процесс развития русской культуры вступает в новую стадию своего развития. Преодолевается локальность и сословная ограниченность, происходит формирование национальной культуры. Определяющим становится именно светское направление: создаётся светское просвещение, многовековой процесс накопления знаний вступает в завершающую стадию: превращение в науку; складывается новый, близкий к разговорному литературный язык, появляется национальная русская литература, увеличивается число печатных изданий; создаются шедевры церковного зодчества, в которых чётко прослеживаются элементы гражданской архитектуры; развивается живопись, скульптура.

Важным является то, что во второй половине XVIII века формируется просветительская мысль, и идея просвещения глубоко проникают во все сферы культурного процесса. Просвещение – философское течение, представленное Вольтером, Дидро, Руссо, главной мыслью которых было усовершенствование человеческой личности. Решающую роль в осуществлении идеалов просветители отводили просвещённому монарху, способному преобразовать страну на разумных, гуманных началах. Идеи просвещения были настолько популярны, что их одинаково восприняли представители консервативной мысли (А. П. Сумароков, М. М. Щербатов), либеральной (Н. И. Новиков, Д. И. Фонвизин) и революционной (А. Н. Радищев).

Особенностью русского просветительства являлась антикрепостническая направленность. Эта тенденция нашла отражение прежде всего в деятельности Н.И. Новикова – крупнейшего издателя и журналиста (сатирические журналы «Трутень», «Живописец», «Кошелёк»), а также Радищева, стоявшего на позиции радикального просветительства («Путешествие из Петербурга в Москву»).

Литература второй половины XVIII века оставалась по преимуществу дворянской. Среди низов городского населения и в крестьянской среде были распространены устные сочинения народной поэзии, а также разнообразные повести, входившие в состав рукописных книг. Жизнь крепостных крестьян отразил « Плач холопов», появившийся среди крепостных в 1767 – 1768 гг., т. е. накануне крестьянской войны. Появляется множество сатирический повестей, пародирующих царский суд, солдатскую службу, волокиту в правительственных инстанциях.

Печатная литература второй половины XVIII века представлена тремя направлениями. Первое из них – классицизм воплотился в творчестве А. П. Сумарокова, перу которого принадлежит, кроме множества лирических и сатирических стихотворений, 9 трагедий и 12 комедий. Он признан создателем репертуара русского театра. Сумароков по своим идейно-политическим взглядам примыкал к консервативному лагерю, также выступал противником церковного суеверия и домостроевского уклада семейной жизни, был сторонником женского образования. Свой долг писателя он видел в просвещении дворянства. Комедии Сумарокова, как и трагедии, выполняли воспитательные функции, они были нацелены на исправление нравов и устранение человеческих пороков.

Другим направлением было художественно-реалистическое, самый крупный след в котором оставил Д. И. Фонвизин – автор комедий «Бригадир» и «Недоросль».

Комедии Фонвизина внешне схожи с сочинениями классицизма: в них 5 актов, соблюдено единство места и времени, в фамилиях заложена характеристика героев. Однако в них выведены не отвлечённые действующие лица, наделённые либо пороками, либо добродетелями, а живые люди, художественно обобщённые характеры, порождённые крепостнической действительностью. Объективное значение комедий Фонвизина выходит за рамки бичевания недостатков воспитания, они обличают пороки крепостничества, допускавшего бесчеловечное обращение с крестьянами.

Третье направление известно под именем сентиментализма. Приверженцы сентиментализма показывают чувства рядового человека, иногда ничем не выделяющегося. В психологических романах и повестях сентименталисты изображали интимную жизнь, семейный быт. В их произведениях герои уходят от общественной деятельности, уединяются на лоне природы. Для сентиментализма характерна идиллическая картина сельской жизни: барин проявляет отеческую заботу о крестьянах, а те отплачивают ему уважением и послушанием. Самым крупным представителем этого направления был Карамзин Н. М., а самым значительным его сочинением – повесть «Бедная Лиза». В основу повести положен сентиментальный вымысел об отношениях между бедной крестьянской девушкой Лизой и молодым офицером Эрастом. Идиллические отношения заканчиваются трагедией – соблазнённая Лиза кончает жизнь самоубийством.

Русская живопись второй половины XVIII века характеризуется совершенствованием портретной живописи. Портреты, выполненные русскими художниками, стояли на уровне лучших образцов мировой живописи. Расцвет портретной живописи был обусловлен многочисленными заказами двора, вельмож и дворян, стремившихся запечатлеть себя для потомков. Ремесло художников не считалось престижным, поэтому их ряды пополнялись преимущественно представителями непривилегированных сословий: солдатскими и купеческими детьми, выходцами из духовенства и даже крепостных крестьян.

Среди портретистов выделялись три великих мастера: Ф. С. Рокотов, Д. Г. Левицкий и В. Л. Боровиковский. Рокотовым выполнены парадные портреты Екатерины, её сына Павла, вельмож. Художник предстаёт тонким психологом, умевшим передать душевные переживания человека, - для него главным было отражение душевного состояния.

Кисти Левицкого принадлежит портрет знаменитого Д. Дидро. Художник сумел создать образ мыслителя: высокий лоб, проницательный взгляд выразительных глаз. Он же выполнил серию портретов смолянок – воспитанниц Смольного института благородных девиц. Левицкого отличает умение передать внешнее сходство модели в сочетании с её психологическим образом.

Вершина портретного мастерства достигнута в работах Боровиковского. Начинал он церковным иконописцем. На него обратила внимание Екатерина: он в 1783 году украшал в Кременчуге дворец, предназначавшийся для коронованной путешественницы. Знамениты его женские портреты Н. А. Нарышкиной, М. А. Орловой и др.

Со второй половины XVIII века в России начинает формироваться одна из богатейших художественных коллекций мира – Эрмитаж. Датой его основания является 1764 г. – год покупки Екатериной II в Берлине коллекции картин художников голландской и фламандской школ. Уже в 1774 г. каталог насчитывал более двух тысяч произведений.

Значительных успехов достигла ещё одна отрасль изобразительного искусства – появляются мастера резца, первые отечественные скульпторы. Среди них выделяются двое: Ф. И. Шубин, представлявший реалистическое направление в скульптуре, и М. И. Козловский, родоначальник русского классицизма.

Шубин был выдающимся мастером скульптурного портрета, создателем галереи деятелей второй половины XVIII века. Здесь портреты императрицы и её фаворитов: Орлова, Зубова, Потёмкина; представителей просвещённой знати: Голицыных, Шереметьевых, Шуваловых; полководцев Чернышова и Румянцева; богатых купцов и промышленников Барышникова и Демидова. Проницательный глаз художника умел обнаружить и передать в мраморе характерные черты модели.

Если портреты Шубина обнаруживают сходство с моделью, то Козловский не стремился достичь такого сходства, главную свою задачу он видел в раскрытии образа средствами, которыми пользовались ваятели древнего Рима. В памятнике А. В. Суворову скульптор передал символические черты образа. В соответствии с канонами классицизма он героизирован и идеализирован.

Из иностранных ваятелей крупнейшим был француз Этьен Фальконе. В «Медном всаднике» образ гениального царя-преобразователя, указывающего путь обновлённой России, передан столь глубоко и выразительно, что скульптура и в наши дни является одним из символов города.

Основная черта зодчества второй половины XVIII века – стремление изменить облик городов, стихийную их застройку заменить планомерным созданием городских ассамблей. Учреждённая в 1762 году «Комиссия строительства столичных городов» распространила свою деятельность не только на Петербург и Москву, но и провинцию, утвердив планы 213 городов. Примером новой планировки может служить Тверь.

В архитектуру на смену русскому барокко, отличавшемуся блеском и роскошью, приходит классицизм, использовавший античное наследие. Его отличает простота, чёткое сочетание архитектурных членений, подчинённость второстепенных элементов главному, наличие портиков и колоннад. Архитектуру России второй половины XVIII века прославили выдающиеся мастера В. И. Баженов, М. Ф. Казаков, И. Е. Старов.

Наиболее знаменитое творение Баженова – сооружённый в 1784 – 1786 гг. в Москве Пашков дом, являющийся в настоящее время украшением столицы. Построенное на холме сказочное здание отличается лёгкостью, изяществом и великолепно вписывается в находящийся рядом кремлёвский ансамбль.

Казаков создавал сооружения самого разнообразного назначения. К серии построек для общественных нужд относится величественное здание Сената в Кремле, здание Голицынской больницы, здание Благородного собрания с его знаменитым колонным залом, предназначавшимся для балов и собраний московского дворянства. Сооружал Казаков и усадебные комплексы: дом Губина, дом Демидовых.

Старов работал преимущественно в Петербурге. Им построен собор в Александро-Невской лавре, являвшийся мавзолеем над гробницей Александра Невского. Главным сооружением Старова был Таврический дворец – архитектурный памятник величию России и её победам в русско-турецкой войне.

Успехи в культуре в XVIII веке явились составной частью достижений Российской империи. Она превратилась в крупнейшее государство мира, что способствовало формированию русской нации, единого русского языка, самобытной русской культуры. Развитие русской культуры XVIIIвека создало предпосылки для её выхода на передовые позиции в мировом культурном процессе.

Глава 2. Основные черты образования в эпоху Екатерины II

В. О. Ключевский считал, что «царствование Екатерины II – это целая эпоха нашей истории, а исторические эпохи обыкновенно не замыкаются в пределах людского века, не кончаются с жизнью своих творцов». Императрица переписывалась с французскими просветителями и хотела участвовать в научной и литературной жизни Запада. Поэтому идеи Екатерины были последним словом западноевропейской мысли.

Внимательно изучив опыт организации образования в ведущих странах Западной Европы и важнейшие педагогические идеи своего времени (труды Яна Коменского, Фенелона, «Мысли о воспитании» Локка и другие), Екатерина сформулировала новые задачи для школы: не только учить, но и воспитывать. За основу был взят гуманитарный идеал, зародившийся в эпоху Возрождения. Он исходил из уважения к правам и свободе личности и устранял из педагогики все, что носит характер насилия или принуждения.

Происходило главным образом некритическое заимствование, безоговорочное перенесение социального и культурного, вплоть до бытового, опыта европейских стран в учебные заведения и образовательную систему России. Масштабы заимствования в 60-х годах XVIII века охарактеризовал Каптерев: «Каждый русский педагог тащил от немца все, что ему нравилось. Заимствовались не только частные приемы и методы преподавания, заимствовались не только общие руководящие идеи и целые педагогические миросозерцания, заимствовались даже люди, выполнители начал немецкой педагогии» .

Классическое образование, отвечавшее развивающимся целям воспитания, стало для России новым явлением. Нередко его основной смысл сводится только к тому, что в его содержание обязательно вводились «мертвые языки» - латинский и греческий, и математика в качестве фундаментальной основы развития сознания человека, что в принципе справедливо. Но для отечественного образования, представляется более важным нечто иное: можно сказать, что внедрение и развитие классического образования в России было важным этапом в процессе изменения представлений об идеале человека и цели воспитания, так как новые для второй трети XVIII века учебные заведения ориентировались уже не на установки петровской эпохи, предполагавшие максимально быструю подготовку специалистов, а на подготовку к жизни более или менее свободного человека, который должен был иметь право выбора сферы приложения своих сил. Такой подход для отечественной образовательной практики, получивший свое развитие в период царствования Екатерины II, являлся принципиально новым и отражал ранее не встречавшееся в России видение человека и его воспитания в целом.

Широкую известность и распространение приобрел документ, созданный М. В. Ломоносовым – «Проект регламента московских гимназий». Основной идеей «Проекта...» стало разделение гимназии на два отделения: для детей дворян и для детей разночинцев. Основной целью этого достаточно открытого учебного заведения было лишь обучение школьников началам наук. Все внимание концентрировалось только на передаче знаний и подготовке гимназиста к продолжению образования.

Идея создания системы сословных училищ, принадлежавшая Г. Н. Теплову, заключалась в разделении всех общеобразовательных учреждений на «училища для ученых людей», военные училища, гражданские училища, купеческие училища, «нижние училища» и «училища для иноверцев». В предложенной системе ясно отразилась тенденция к развитию неоднородности воспитательного идеала человека, характерная для России после петровских реформ. Для всех сословий были определены цели воспитания в соответствии с их социальным предназначением и положением.

В части школьного образования за основу были взяты прусская и австрийская системы образования. Предполагалось учредить три типа общеобразовательных школ - малые, средние и главные.

На самом деле в низших училищах - школах, организованных светской властью и церковью при приходах, на практике предусматривалось реализовывать прежний патриархально-православный подход: «Книга, по которой земледельческие дети во приходских школах обучаться обязаны, должна содержать в себе такое только учение, которое делало бы поселян сведущими в христианском законе, добродетельными и трудолюбивыми, следовательно должны в ней содержаться следующие части: 1) российская азбука с складами церковной и гражданской печати, притом исчисление буквами и цифрами; 2) короткие утренние и вечерние молитвы и молитвы перед обедом; катехизис с ясным, но кратким истолкованием десятословия и догматов веры; 4) христианские добродетели, состоящие в должности подданных государю, в беспрекословном повиновении государственным указаниям, в почитании и послушании господ своих и других установленных властей и в должности к самому себе и ближнему».

Тем не менее, эта екатерининская реформа сыграла значительную роль в развитии российского образования. За 1782 - 1800 гг. разные виды школ окончили около 180 тыс. детей, в том числе 7% девочек.

К началу XIX в. в России было около 300 школ и пансионов с 20 тысячами учащихся и 720 учителями.

Новые государственные учебные заведения, прежде всего кадетские корпуса и институты благородных девиц отличались хорошей организацией и определенностью подходов к педагогической реализации цели. Следует отметить изоляцию воспитанников и процесса воспитания в закрытых учебных заведениях от семьи и общества. Родители кадетов Шляхетного сухопутного корпуса, отдавая своих пяти-шестилетних сыновей для обучения, подписывали специальное «объявление», в котором заявляли, что передают своего ребенка для воспитания и обучения на пятнадцатилетний срок и не станут требовать их возвращения или кратковременного отпуска.

Новым для России в этот период было изменение отношения к образованию женщин. Дворянское сословие выработало к этому времени не только мужской, но и женский идеал благородного человека. Институты и пансионы для благородных девиц получили к концу XVIII века значительное распространение и пользовались популярностью.

Все содержание образования в женских пансионах и институтах было ориентировано на воспитание этих качеств. Начала наук, включая иностранные языки, начатки математики и естествознания, архитектуры, ознакомление с геральдикой, рукоделие, закон божий и правила «светского обхождения и учтивости» были призваны обеспечить девушкам необходимый для общения в своем социальном кругу необходимый интеллектуальный уровень. Целью женского дворянского образования не была подготовка к какой-либо службе, а воспитание идеальной жены дворянина.

В действительности реформы привели к крупному положительному результату: была создана сеть малых и главных училищ как основа для построения среднего и высшего образования; разработана специальная программа по подготовке учителей, - все это в совокупности создавало благодатную почву для новой и более успешной реформы начала следующего столетия.

В целом весь XVIII век для России прошел под знаком насильственного навязывания верховной властью обществу учения и создания учебных заведений, первоначальными попытками привлечения в них детей всех сословий, за исключением крепостного крестьянства, но постепенно образовательная политика государства в конце концов сконцентрировалась на двух состояниях - дворянстве и разночинцах и практически не касалась других податных сословий.

Даже входившие в номенклатуру учебных заведений Министерства народного просвещения церковно-приходские школы, предназначенные для низших сословий, не финансировались из казны и их существование целиком зависело от воли и желания помещиков и сельских общин.


Глава 3. Смольный институт

смольный институт образование екатерина

На левом берегу излучины Невы, в конце Суворовского проспекта и Шпалерной улицы, стоит устремленный ввысь легкий и изящный Смольный собор, венчающий ансамбль относящихся к нему зданий. В Петербурге существовало предание о том, что императрица Елизавета Петровна (1709-1762) хотела тихо закончить жизнь в монастыре и повелела архитектору Франческо Бартоломео Растрелли построить на месте загородного Смольного дворца женский Воскресенский монастырь. В 1748 году состоялась его закладка. Шли годы, началась Семилетняя война, и денег на завершение постройки по плану архитектора не хватало. По своему прямому назначению монастырь так никогда и не использовался. После смерти Елизаветы Петровны распоряжаться судьбой Смольного монастыря уже стала Екатерина II. В то время в России не было ни одной школы, где бы учились девочки. Девочек-дворянок учили дома, а девочек из бедных семей, как правило, не учили совсем. И Екатерина II в 1764 году решила открыть в Смольном монастыре "Воспитательное общество благородных девиц", чтобы, как говорилось в указе, "... дать государству образованных женщин, хороших матерей, полезных членов семьи и общества". Позже оно стало называться "Смольный институт благородных девиц".

Екатерина дала распоряжение российским дипломатам в европейских странах информировать ее обо всех лучших воспитательных женских учреждениях. Однако русскую императрицу полностью не устроил ни один образец. Благодаря помощи и идеям И.И. Бецкого появился проект совершенно нового учебного заведения, подобного которому еще не было нигде.

Смольный институт стал закрытым учебным заведением для девушек из дворянских семей. Зачислялись туда девочки шести лет, выпускались восемнадцатилетние девушки. Закрытость учебного заведения была главным условием и главной идеей Бецкого, который вел речь о воспитании "новой породы" людей. В его представлении все выглядело действительно идеально: юные девушки полностью изолированы от влияния среды, семьи, улицы, за двенадцать лет обучения и воспитания они становятся взрослыми женщинами, свободными от пороков.

Распорядок дня в институте был строгий: подъем в 6 часов утра, потом - 6 или 8 уроков. Время для игр очень ограничивалось. Жили девочки в дортуарах по 9 человек с приставленной к ним дамой. Кроме того, была еще и классная дама, которая следила за поведением девочек на уроках.

Самые маленькие девочки учились в первом возрасте. Они носили платья коричневого или вишневого цвета и белые передники. Позднее цвет их платьев изменился на кофейный, за что девочек стали называть "кофейницами".

Девочек "среднего возраста" называли по цвету их форменного платья "голубыми", а девочек "старшего возраста" - "белыми", хотя на уроки они приходили в зеленых платьях, а белыми были их бальные платья.

Кроме бальных танцев в программе обучения смолянок значились такие дисциплины, как чтение, правописание, французский и немецкий языки (потом был добавлен еще итальянский), физика, химия, география, математика, история, этикет, рукоделие, домоводство, закон Божий, риторика.

30 апреля 1776 года был первый выпуск пятидесяти одной смолянки. Они держали экзамены перед советом воспитательного общества не только по всем предметам, положенным в уставе, но еще по геометрии и мифологии, не входившим в программу. По-видимому, все знания оказались у воспитанниц, ибо совет нашел, что «множественное число достойно награждения», но в виду недостаточного числа наград он присудил «как с общим согласием иные же и посредством жребия . . Достойными наград оказались: шифров и больших золотых медалей - девицы Алымова, Молчанова, Рубановская, Левшина, Борщева, Еропкина, фон Вельстейн и Нелидова. Они же удостоились назначения их фрейлинами к государыне. Следующие четыре получили тоже золотые медали; двенадцать - медали серебряные; двенадцать - похвалу и только пятнадцать не получили ничего. Кроме того, из процентов с капитала в сто тысяч, подаренного императрицею на вечные времена Смольному для выдачи пособий отличнейшим и беднейшим, шесть тысяч были распределены между ними. Выходившие из училища мещанские девицы были награждены подарками и деньгами.

Петровне строились для Воскресенского (Смольного) монастыря архитектором Растрелли, для этого над жилыми корпусами монастыря надстроили третий этаж. Однако для воспитательного учреждения эти помещения все равно оставались неудобными. В начале 19 века было принято решение построить для Смольного института новое специальное здание. Его проект разработал архитектор Д. Кваренги. Прекрасный мастер классической архитектуры, Кваренги, тем не менее, преклонялся перед великолепным созданием Растрелли - Смольным монастырем, поэтому решил вести новое строительство чуть в стороне, южнее монастырского комплекса. Кваренги создал строгое и значительное здание, которое как бы оттеняет живописность творения Растрелли.

Смольный институт имел удобную планировку: на первом этаже по сторонам коридора располагались учебные помещения, а на втором этаже - жилые комнаты. Настоящим украшением здания стал большой парадный зал с оригинальными люстрами. Кваренги не только придавал значение каждой детали отделки здания, но и продумал планировку пространства вокруг него: со стороны главного подъезда устроили большую площадь, а с противоположной стороны заложили регулярный сад.

Смольный институт благородных девиц стал одним из самых долговечных начинаний Екатерины II: он просуществовал до 1917 года. Само же здание же Смольного вошло в историю России как один из символов революционных потрясений начала 20 века.


Заключение

Давая оценку екатерининской эпохе нельзя не отметить, что культура XVIII века, несмотря на ряд противоречий, характеризуется небывалым интересом к личности человека. Екатерина Вторая умела окружать себя умными и деловыми людьми. Именно в ее эпоху выдвинулся ряд крупнейших, государственных, политических, военных деятелей, и творцов культуры, поддерживаемых и вдохновляемых монархиней.

Видный екатерининский вельможа И.И. Бецкой, обращаясь к Екатерине Великой, говорил: «Петр Великий создал в России людей; Ваше Величество влагаете в них души». По его мнению, Екатерина Вторая «кротко и спокойно закончила то, что Петр Великий принужден был учреждать насильственно».

Явные и скрытые парадоксы просвещенного екатерининского века, его внутренняя раздвоенность всегда интриговало русское общественное сознание. Вспомнить хотя бы А.С. Пушкина. Екатерина для него, с одной стороны - «Тартюф в юбке и короне», с другой – мудрая матушка - государыня «Капитанской дочки». Но тем не менее, как конструировал Карамзин: Русский народ никогда не чувствовал себя так счастливо, как в годы царствования Екатерины».

Но именно в екатерининскую эпоху видный деятель эпохи российского Просвещения, вольнодумец и демократ Николай Иванович Новиков (1744-1818), впервые в России употребляет термин «педагогика» и предпринимает попытку обоснования цели воспитания. Раздел «О всеобщей и последней цели воспитания и о частях его», вошедший в ставшую популярной в те годы работу «О воспитании и наставлении детей» полностью посвящен этой проблеме.

В российской философской и педагогической мысли екатерининской эпохи нашли отражение идеи просветителей Европы, которые, синтезируясь в сознании русских мыслителей с идеями традиционными для России, формировали весьма самобытные представления об идеале человека, которые и легли в основу целей воспитания и образования во второй и в последней третях XVIII века.

В развитии образования в России в XVIII веке отразились те изменения, которые произошли в этот период во взглядах на духовные и жизненные ценности высших слоев русского общества. Новые ценности, связанные с идеей общественного служения, подготовки детей к тому, чтобы занять достойное их высокому происхождению место в обществе, отразились в уставных документах и проектах формировавшихся учебных заведений. Вместе с тем, нельзя не обратить внимание на сословный характер и сословную дискриминацию образовательных учреждений. В XVIII веке возникла традиция четкого деления учебных заведений на «благородные», «духовные», «разночинские» и т.д. Принадлежность к «высшему обществу» стала самостоятельной жизненной ценностью, что явно отразилось на типологии школ.


Список использованной литературы

1. Викторов В. В. Культурология. Изд. «Экзамен». М., 2004.

2. Демков М.И. История русской педагогии. Часть III. Новая русская педагогия (XIX век). - М., 1909..

3. Жукова Л. В. История России с древнейших времён до настоящего времени. Изд. «Экзамен». М., 2005.

4. Зодчие Санкт-Петербурга. XVIII век. СПб., 1997.

5. Каменский А.Б. Жизнь и судьба императрицы Екатерины Великой. - М.: Знание, 1997.

6. Каус Г. М. Захаров И. В. Екатерина Великая: Биография. М., 2002.

7. Ключевский В. О. Соч. в 9 томах. М., 1989. Том 5.

8. Костёр. № 4. 1996.

9. Лихачева. «Материалы для истории женского образования в России». 1899 г.

10. Новый мир. - 1949. - № 3.

11. Павленко Н. И., Андреев И. Л., Фёдоров В. А. История России с древнейших времён до 1861 года. «Высшая школа». М., 2004.

12. Павленко Н.И. Екатерина Великая. М., 2000.

13. Планы и уставы генерального поручика Бецкого Шляхетного сухопутного кадетского корпуса. - СПб., 1766.

14. Полное собрание законов Российской империи. Т.5, № 2736. - СПб., 1830.

15. Советская археология. - 1970. - № 4.

16. Шишов А.В. Век Екатерины II – т. III - М.: Русская литература, 1998.


Каменский А.Б. Жизнь и судьба императрицы Екатерины Великой. - М.: Знание, 1997, С. 4.

Греков Б. Д. Удар по антипатриотическим тенденциям в исторической науке // Новый мир. - 1949. - № 3. - С. 51 -52.

Высоцкий С. А. Древнерусская азбука из Софии Киевской // Советская археология. - 1970. - № 4. - С. 128 – 139.

Жукова Л. В. История России с древнейших времён до настоящего времени. Изд. «Экзамен». М., 2005. С. 188

Павленко Н. И., Андреев И. Л., Фёдоров В. А. История России с древнейших времён до 1861 года. «Высшая школа». М., 2004. С. 374

Жукова Л. В. История России с древнейших времён до настоящего времени. Изд. «Экзамен». М., 2005. С. 186

Павленко Н.И. Екатерина Великая. М., 2000. С. 245

Умецкая М. Прекрасные смолянки//Костёр. № 4. 1996.

Лихачева. «Материалы для истории женского образования в России». 1899 г. С. 233

Зодчие Санкт-Петербурга. XVIII век. СПб., 1997. С. 145

Шишов А.В. Век Екатерины II – т. III - М.: Русская литература, 1998, С.171.

Каменский А.Б. Жизнь и судьба императрицы Екатерины Великой. – М.: Знание, 1997, С. 4.

Новиков Н. И. О воспитании и наставлении детей // Прибавление к Московским ведомостям, 1783, №№ 2, 6, 9.

Образовательные реформы времен правления Екатерины II

Земляная Татьяна Борисовна,

ИНИМ РАО, zemlyanaya@

Павлычева Ольга Николаевна,

ИНИМ РАО, olganik78@

Аннотация

В статье рассмотрены основные тенденции образовательной политики времен правления Екатерины II, в том числе создание системы закрытых учебно-воспитательных учреждений сословного характера. На основе изучения исторических документов проведен анализ государственной политики в области образования и просвещения.

Статья рассчитана на юристов, историков, а также всем, кто занимается изучением и подготовкой научной литературы по истории образования.

Ключевые слова: образование, школа, воспитание, государственная политика в области образования, обучение, грамотность, просвещение, библиотека, училище, книга, учебник, светская школа, духовное образование, сословное образование, гимназия, система Бецкого.

Abstract

The basic tendencies of the educational policy of times of board of Catherine II, including creation of system of the closed teaching and educational establishments of class character are considered in the article. The state policy analysis in the spheres of education and enlightenment is carried out on the basis of studying of the historical documents.

The article is meant for lawyers, historians, and also on all who is engaged in studying and preparation of the scientific literature on history of education.

Keywords: education, school, upbringing, the state policy in the spheres of education, training, literacy, enlightenment, library, school, book, textbook, secular school, spiritual formation, class formation, grammar school, Betsky’s system.

Царствование Екатерины II так же как и время Петра I принесло с собой новые веяния к широкой постановке проблемы народного просвещения и новые средства к ее разрешению: в этот период появляется целый ряд новых проектов по созданию цельной учебной системы, тем более, что Екатерина II интересовалась наилучшими способами просвещения России.

Екатерина II, воспитанная на идеях европейского Просвещения, на произведениях Вольтера, Дидро, Руссо, Локка, Монтескье, Монтеня, немало думала о просвещении. В переписке с Вольтером она неоднократно подчеркивала свое желание покончить с невежеством, всячески содействовать развитию образования в своей стране. По поводу австрийской системы образования, она запрашивала мнения Гримма, Дальберга, Эпинуса 1 .

В 60-е-70-е гг. столетия была сделана попытка создать систему воспитательно-образовательных учреждений, главной целью которых было воспитание «новой породы людей» - образованных и добродетельных.

Актом, легшим в основу формирования нового законодательства об образовании в эпоху Екатерины II явилось Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества, утвержденное императрицей 12 марта 1764 года (Доклад Академии художеств главного директора генерал-поручика И.И. Бецкого «О воспитании юношества обоего пола») 2 .

Существо Доклада представляет собой основные принципы новой системы воспитания. В Докладе указывается на значимость воспитания: «Редко великие Государи о таких делах крайнее имеют попечение, которых плоды медлительны, и которые, чем большую обещают пользу для переду и потомства, тем большаго труда и неистощимаго великодушия требуют… 3 Преодолеть суеверие веков, дать народу своему новое воспитание и, так сказать, новое породление, есть дело совокупленное с невероятными трудами, а прямая оных польза остается вся потомству»… «С давняго уже времени имеет Россия Академию и назныя училища, и много употреблено иждевения на посылку Российскаго юношества для обучения наукам и художествам; но мало буде не совсем ничего, существительных от того плодов собрано»… «Разбирая прямыя тому причины, не можем мы жаловаться на Провидение и малую в российском народе к наукам и художествам способность; но можно неоспоримо доказать, что к достижению того не прямые токмо пути избраны были, а чего совсем недоставало, о том совсем и помышляемо не было»… «Искусство доказало, что один только украшенный или просвещенный науками разум неделает еще добраго и прямаго гражданина; но во многих случаях паче во вред бывает, если кто от самых нежных юности своей лет воспитан не в добродетелях, и твердо оныя в сердце его не вкоренены, а небрежением того и ежедненвными дурными примерами привыкает он к мотовству, лакомству и непослушанию. При таком недостатке смело утвердить можно, что прямаго в науках и художествах успеха, и третьяго чина людей в государстве ожидать – всуе себя и ласкать…Корень всему злу и добру – воспитание; достигнуть же последнего с успехом и твердым исполнением не иначе можно, как избрать средства к тому прямыя и основательныя. Держась сего неоспоримого правила, единое токмо средство остается, то-есть: произвести сперва способом воспитания, так сказать, новую породу, или новых отцов и матерей, которые бы детям своим те же прямыя и основательныя воспитания правила в сердце вселить могли, какия получили они сами, и от них дети предали б паки своим детям; и так следуя из родов в роды, в будущие веки. Великое сие намерение исполнить нет совсем иного способа, как завести воспитательныя училища для обоего пола детей, которых принимать отнюдь не старее, как по пятому и шестому году… При сих воспитательных учреждениях первое прилагать должно старание, чтоб вселять в юношество страх Божий, утверждать сердце в похвальных склонностях, и приучать их к основательным и приличествующим состоянию их правилам, возбуждать в них охоту к трудолюбию, и чтоб страшились праздности, как источника всякого зла и заблуждения; научить их пристойному в делах их и разговорах поведению, учтивости, благопристойности, соболезнованию о бедных, несчастливых и отвращению от всяких продерзостей; обучать их домостроительству во всех онаго подробностях, и сколько в оном есть полезнаго; особливо же вкоренять в них собственную склонность к опрятности и чистоте как на самих себе, так и на принадлежащих к ним, одним словом, всем тем добродетелям и качествам, кои принадлежат к доброму воспитанию и которыми в свое время могут они быть прямыми гражданами, полезными общества членами, и служить оному украшением» 4 .

Несомненно, что Бецкой во всех своих педагогических планах и предначертаниях находился под влиянием западных писателей и педагогов, особенно школы филантропистов. И после долгих размышлений он пришел к мысли перенести воззрения их на русскую почву: составить из малолетних детей особенный мир, устранив от них всякое влияние семьи и общества, воспитать их по известным правилам, образовать, так сказать, новую породу отцов и матерей. Важнейшее из дел Бецкого было учреждение воспитательных домов в Москве и Петербурге, в пользу которых он сам делал огромные пожертвования 5 .

Екатерина II приняла теорию воспитания, предложенную Бецким, и в своих распоряжениях по поводу образования и воспитания в России придерживалась этой теории.

Однако система Бецкого, обещавшая много в теории, на практике оказалась мало полезною по многим причинам. «Дети, в самом нежном возрасте, оторванные от семейств, говорит А. Воронов, не могут развить в себе святых чувств семейной любви к родителям и своим кровным родным, делаются холодными сухими по сердцу. Не соприкасаясь нисколько с обществом, они остаются в неведении всех общественных условий, а потому приобретают и нередко гибельный для себя взгляд на свои отношения к обществу. Умные и любящие воспитатели, которыми думал заменить Бецкой семейство, даже при лучших качествах ума и сердца и при полной любви к детям, все же не то, что родители: любовь их, не истекая из кровных отношений, холодна и не способна согревать нежные сердца детей» 6 .

Как справедливо указывает С.В. Рождественский: ближайшие обстоятельства, среди которых сложилось Генеральное учреждение от 12 марта 1764 года, и связь его с учреждением воспитательного дома уже определили отчасти характер дальнейшего движения учебной реформы. «Теперь законодательство пытается подойти к этой реформе совсем с иной стороны, чем прежде в первой половине XVIII века. В первую голову выдвигается теперь вопрос о начальной общеобразовательной школе, и цель школы указывается не в подготовке профессионального работника, а в воспитании совершеннаго человека и гражданина» 7 .

Реализация Генерального учреждения предполагала большую законодательную работу, которая разделялась на две части: Бецкому поручалось создать два новых училища при Академии художеств и Смольном монастыре для дворянских девиц, а также составить подробные регламенты и инструкции для воспитательных училищ, которыми можно было бы пользоваться во всех губерниях Российской Империи.

Бецкой сосредоточился на выполнении первого пункта и уже в течение 1760-х возник ряд новых учебно-воспитательных заведений, уставы которых были составлены Бецким.

Так, было образовано воспитательное училище при Академии художеств, управление которым было поручено Бецкому.

Эти отдельные, частные опыты учебной реформы следовали в таком порядке: 5 мая 1764 года явился устав воспитательного общества благородных девиц, 4 ноября того же года устав воспитательного училища при Академии художеств, по образцу которого в 1765 году было учреждено воспитательное отделение при Академии наук, 31 января 1765 года устав училища при Воскресенском отделение при Академии наук, 31 января 1765 года устав училища при Воскресенском Новодевичьем монастыре для воспитания мещанских девиц, 11 сентября 1766 года новый устав Сухопутного шляхетского корпуса, 13 августа 1767 года 2-я и 3-я части Московского воспитательного дома. Однако все перечисленные училища, строй которых был подчинен теперь новым педагогическим принципам, являлись лишь отдельными, частными опытами общей учебной реформы, которая должна была в полной мере выразиться в повсеместном учреждении «воспитательных училищ» 8 . Все эти учреждения в соответствии с Генеральным учреждением о воспитании обоего пола юношества от 12 марта 1764 года имели целью сделать своих учащихся сначала добродетельными, а уж потом просвещенными.

В последующем, однако, Бецкой был отстранен от дальнейшей реализации указанного проекта по неизвестной причине. Разработка подробного плана повсеместного заведения воспитательных училищ, возложенная сначала на Бецкого, была затем передана другим лицам, а на попечении Бецкого оставались лишь отдельные созданные им благотворительные и воспитательные учреждения.

Таким образом, генеральный план осуществлен не был. Как отмечает С.В. Рождественский, «можно предполагать, что императрица отложила то или иное решение по данному вопросу до разработки основ учебной реформы в законодательной комиссии, в составе которой, в мае 1768 года, начала действовать специальная комиссия об училищах» 9 .

Заслуживает внимания также и план учебной реформы, разработанный в ноябре 1764 года единолично профессором Филиппом Дильтеем - «План об учреждении разных училищ для распространения наук и исправления нравов» 10 .

Реформа, предложенная Дильеем, охватывала целую систему народного просвещения и состояла из 4 частей: 1-я – «О школах рабских, как о первом основании добраго воспитания», 2-я о школах тривиальных, 3-я о гимназиях и 4-я – об университетах. Интересны в этом проекте, прежде всего, школы рабские – школы для крепостных дядек. Их предполагалось создать всего две: в Москве и Петербурге, с комплектом учеников по 100 человек в каждой; в Москве школа состоит под предводительством университета, в Петербурге – Академии наук.

Сама система просвещения по плану Дильтея состоит из училищ трех степеней: школ тривиальных, гимназий и университетов. Тривиальные школы предполагалось создать с целью преподавать элементарное образование, а также «добропорядочного жития правила» как благородным, так и купеческим «и другим не подлаго состояния, детям». Тривиальные школы подготавливают молодежь к гимназиям, состоящим из 4 классов, с годичном курсом к каждом, и открытым также для юношества всех состояний кроме крепостных. Тривиальные школы и гимназии находятся в ведении университетов, или под особым покровительством губернаторов. Дильтеем предлагалось создать на всю Россию 21 тривиальную школу и 9 гимназий. Университетов предполагалось создать три. За основу внутренней структуры университетов предлагалось взять опыт организации университетов в Германии, включающих, 4 факультета: философский, юридический, медицинский и богословский и только по окончании двухгодичного двухгодичного курса философского факультета открывается доступ на специальные факультеты. Этот план также не был принят.

С точки зрения сословных понятий и интересов второй половины XVIII в. каждое сословие должно было обладать некоторым кругом общего образования, связанного с известными профессиональными элементами, соответственно материальным интересам данного сословия: образование крестьянства не должно было выходить из узких рамок элементарного обучения; мещанству и разночинцам уделялось преимущественно низшее и среднее образование, но не закрывался доступ и к образованию высшему в некоторых его отраслях.

Следовательно, система сословного образования не предполагала абсолютную изолированность дворянства, мещанства и крестьянства. Но все сословия как бы распределялись по отдельным ступеням единого общего образования. Низшие ступени признавались одинаково доступными для всех сословий; на средних ступенях уже не оказывалось места крестьянству, на ступенях высших доминирующее положение принадлежало дворянству 11 .

Как отмечается в научной литературе, не позже 1767 года Екатерине II был представлен подробный и мотивированный план «детских воспитательных академий» или «государственных гимназий». Однако ни в тексте самого плана, ни в сопровождающих его двух докладов имена составителей обозначены не были. Но на обертке, в которой этот план хранится в С.-Петербургском государственном архиве, как утверждает С.В. Рождественский, есть надпись, гласящая, что план составлен Филиппом Дильтеем, Герардом Миллером, Тимофеем Клингштетом и Григорием Тепловым 12 .

Известен также факт, что в 1768 году частная комиссия об училищах, собирая для своей работы разные материалы, требовала от Дирекционной комиссии доставления плана государственных гимназий, составленного Филиппом Дильтеем, Герардом Миллером, Тимофеем Клингштетом и Григорием Тепловым. 13

План воспитательных академий или государственных гимназий сопровождался двумя докладами от комиссии: коллективным – от имени всех членов и индивидуальным, автор которого неизвестен. «В первом докладе читаем: Ваше Величество «высочайше повелеть нам изволили, чтоб мы представили Вашему Императорскому Величеству план для учреждения во всех губерниях и знатных провинциях Империи таких детских воспитательных академий, в которых бы с обучением наук и художеств от самой юности дети воспитываны в страхе Божии и поучении Его закона, в познании прямых добродетелей, яко то: любви ближняго, сострадания бедствующим, учтиваго и честнаго обхождения в обществе, милосердия, странноприимства, любления к правде и омерзения к всем порокам. …». В другом докладе указывалось, что составители воспитательных училищ руководствовались указаниями самой императрицы: «Ваше Императорское Величество, писал автор этого доклада, не удовольствовались принять так славное намерение и дать высочайшие свои о том повеления; но, как первая мысль сего знатного предприятия произошла от вашей собственной особы, так вы же сами соизволили дать и премудрыя распоряжения всему учреждению сего дела» 14 .

Следует отметить, что в основу формирования новой системы образовательных учреждений была положена австрийская модель.

Эта система, зародившаяся в Пруссии, была упрочена и разработана настоятелем Саганского августинского монастыря в Силезии Фельбигером. Императрица Мария-Терезия, озабоченная насаждением народного образования в Австрии, пригласила Фильбигера в 1774 году в Вену, назначила его директором учительской семинарии и поручила составить Положение о начальном народном образовании. В этом Положении или Уставе, утвержденном 6 декабря 1775 г., были изложены основания новой системы. Народные школы подразделялись на элементарные, средние, в которых сверх первоначальных предметов, преподавались латинский язык, рисование, межевание, основания земледелия, географии, истории и нормальные, т.е. образцовые школы или учительские семинарии. Во всех школах вводился новый метод преподавания: одновременное занятие со всеми учениками в классе и катехизация; из дисциплинарных правил изгонялись некоторые позорящие и вредные для здоровья наказания. Частное обучение должно было подчиняться методе, принятой в правительственных школах: «домашние учители обязывались держать экзамен в учительской семинарии или главной школе. Каждая школа управлялась своим попечителем или наблюдателем, а несколько школ – главным попечителем. В каждой провинции учреждалась училищная комиссия с участием в ней директора нормальной школы или учительской семинарии. Главное управление начальным народным образованием сосредоточено было в Вене в учреждении, при котором состояла главная учительская семинария 15 .

Разработанные генеральным планом государственные гимназии представляли собой довольно оригинальный тип воспитательно-образовательных учреждений, которые совмещали задачи низшей, средней и высшей школы. Открытые для всех российских подданных, кроме крепостных, гимназии принимают учеников в возрасте 5-6 лет и выпускают в 18-ти летнем возрасте. Курс гимназий состоит из 3 классов, по четыре года обучения в каждом. В основу разделения на классы поставлены звания и намерения учащихся: 1) училища для ученых людей, 2) военные, 3) гражданские, 4) купеческие. Курс младших двух классов одинаков для училищ всех четырех категорий, а курсы старшего, третьего класса специализированы.

Для руководства государственными гимназиями предполагалось создание особого ведомства во главе с протектором или главным попечителем, «знатнейшей особой», удостоенной особливой доверенности верховной власти и имеющей всегда к императорскому престолу вольный доступ. Непосредственным начальником каждой гимназии является ректор, основательно ученый и благонравный человек.

Однако, несмотря на то, что гимназии предназначались для детей всех сословий, кроме крепостных, как пишет С.В. Рождественский, они не могли обслужить образовательных потребностей массы населения: в каждом губернском городе предполагалось учредить лишь по одному училищу из четырех вышеуказанных категорий, «смотря потому, какого звания жителей в губернии больше числом». Сравнительная малочисленность государственных гимназий побудила составителей генерального плана «несколько подумать и о простых и самых бедных мещанских детях, в городках и местечках обитающих, как их из грубаго извлечь незнания и подать способ столько научиться, сколько природе их прилично и надобно». С этой целью предполагалось устроить во всех городах и местечках элементарные «публичные школы для простого народа», в которых обязательно обучались бы дети всех жителей, «какого бы звания ни были, не исключая слуг и работников», в возрасте от 6 до 14 лет. Попечение об этих школах возлагалось на местные магистраты и на духовенство, последнее должно было нести и учительские обязанности.

Эти предположения об элементарном народном образовании были разработаны в проекте, дополнявшем генеральный план гимназий «Всеподданнейшее представление плана, каким образом во всех российских городах и местечках учредить школы для простого народа без всякого государственного расходу и народного отягощения» 16 .

По мере развития замкнутости духовного сословия, как далее отмечает автор, развилась и замкнутость духовной школы позднее в период правления Павла I, поэтому духовные начальства не любили, когда ученики духовных школ стремились выходить из них на светскую службу. Между тем в царствование Екатерины, когда правительство нуждалось в людях для наполнения вновь открывшихся вакансий как в гражданской службе, так и в светских учебных заведениях, вызовы эти участились. После открытия наместничества потребовалось громадное число молодых людей для наполнения новых присутственных мест. Первыми кандидатами на новые канцелярские должности явились воспитанники семинарий и академий. Затем много воспитанников уходило в университеты при Академии Наук и Московский. С 1780 г. выпускники духовных учебных заведений стали направляться на учительские должности народных училищ 17 .

С внешней стороны история народного образования после Екатерины II представляется более или менее благополучной: число школ всякого наименования, число учеников и учителей понемногу возрастает; главные народные училища преобразуются в гимназии; прежний их энциклопедизм постепенно входит в надлежащие педагогические берега; открывается несколько университетов и духовных академий; наряду с другими министерствами учреждается министерство народного просвещения с разделением России на учебные округа и созданием местных органов образования ввиду сознания, что "народное просвещение в Российской империи составляет особенную государственную часть"; появляется устав гимназий; возникает и некоторое время существует, к сожалению очень недолго, стройная система народного образования (в начале царствования Александра I), включающая в себя четыре последовательные ступени: училища - приходское (один класс) и уездное (два класса), губернскую гимназию (четыре класса) и университет. Приходское училище - это начальная народная школа, которую должен был иметь каждый приход или два вместе; уездное училище составляло достояние уездных городов и было начальной школой более высокого уровня, чем деревенская, предназначенное для горожан; за двумя училищами шла губернская гимназия, соответствующая старшим классам нынешних гимназий, за гимназией следовал университет. Учащийся низшей школы по ее окончании заочно переходил в высшую, т.е. из городского училища - в уездное, из уездного - в гимназию, из гимназии - в университет. Все эти школы, давая каждая некоторое законченное образование, в то же время составляли четыре ступени одного целого - народного образования. Ни одна школа, ни приходское училище, ни университет не стояли обособленно, все были связаны между собой, все вместе составляли одну последовательную систему образования.

В рамках реализации своих идей Екатерина II обратила внимание на духовные школы. Современным состоянием духовных школ, как пишет М.И. Демков, она была крайне недовольна: она считала неудовлетворительными все стороны быта семинарий и экономическую и учебную и воспитательную. Для поднятия уровня духовного просвещения Екатерина II считала необходимым поднять благосостояние и расширить курсы духовных школ. По инструкции ею велено было в каждой епархии завести по одной семинарии и по два-три училища и на содержание тех и других составить штаты, причем определить жалование для всех учителей и сумму на учебные пособия (библиотеки), вместе с тем расширить курс семинарского учения введением общеобразовательных предметов - математики, истории и географии; ученикам рекомендовалось больше заниматься чтением в имеющихся составиться семинарских библиотеках 18 .

Но это внешняя сторона школьного дела. Внутри же история наших учебных заведений есть история давления политики на школу с позиций сословности и крайнего консерватизма, с чем связана задержка в развитии собственно народного образования. Устав гимназий и университетов 1804 года был лишь зарей русской школьной жизни, быстро угасшей и сменившейся серым, сумрачным и холодным днем, почти потемками 19 .

Известны проекты Шувалова, предлагавшего «учредить в больших городах гимназии, в малых городах – школы грамотности, в которых можно было бы приготовить детей к гимназиям. По окончании гимназического курса, юноши должны были переходить в кадетский корпус или в университет и, по окончании там образования, поступать в гражданскую или военную службу». Как отмечает, М.И. Демков, проект Шувалова подвергался обсуждению академиков, но со смертью Елизаветы Петровны и удалении от государственных дел Шувалова дальнейшего развития не получил 20 .

В 1764 г. приглашенный в Московский университет руководить кафедрой истории и правоведения Ф.Г. Дильтей представил императрице «План о учреждении разных училищ для распространения разных наук и исправления нравов». В проекте вскрываются причины серьезных недостатков в образовании дворянства и предлагаются меры по их устранению. Исток испорченного воспитания кроется, по мнению Дильтея, в худом примере «дядек», к которым дворянские дети с малолетства привыкают. Другими причинами являются недостаток учителей, то, что училищами управляют неученые люди и канцелярии ограничивают свободу учебных заведений.

Чтобы исправить положение, Ф. Дильтей предлагает оригинальное решение - создать «рабские школы» (как он их назвал), то есть школы для подготовки педагогов из крепостных. Предлагалось в Москве и Петербурге учредить учительские семинарии, где бы воспитывались по 100 мальчиков под руководством двух учителей и ректора. Один учитель обучал бы латинскому, немецкому и русскому языкам, другой - латинскому, французскому, а также арифметике, а ректор учил бы истории, географии, а также тому, в чем состоит хорошее воспитание, как надо себя вести в различных обстоятельствах, как надобно говорить с Богом, что Отечеству отдавать должны, что правила нравов разрешают или запрещают. Учеба в «рабских школах» должна продолжаться 5 лет. Прилагалась обстоятельная программа такого обучения, регламентация внутреннего быта школы.


МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ VIII ВИДА