Ремонт Дизайн Мебель

Краткое содержание повести тургенева ася. «Ася», подробный пересказ повести Ивана Сергеевича Тургенева

Господин Н., ничем в жизни не обременённый, останавливается в немецком городке. Там он знакомится с Гагиным и его сестрой Асей. Но что-то ему подсказывает, что она ему не сестра. Странное нелогичное поведение Аси, так привлекшее внимание господина Н. объясняется происхождением девушки. Гагин признается, что Ася ему сводная сестра, дочь отца и крестьянки, отсюда и нервное напряжение между ними.

Непосредственная Ася открыто признается в своей любви к господину Н. Не готовый к столь быстрому развитию чувств, господин Н. отталкивает от себя импульсивную девушку. И на следующий день уже ничего нельзя исправить, Гагин с сестрой уезжают. Судьба разводит возлюбленных навсегда.

Глава 1

Некто Н.Н. повествует о событиях двадцатилетней давности, в пору его беззаботной и радужной молодости. Ещё юнцом он влюбляется в овдовевшую женщину, не отличающуюся серьёзностью. Поиграв с чувствами очарованного парня, она уходит к другому мужчине, чем разбивает Н.Н. сердце. Пытаясь отвлечься от тоски, Н.Н. уезжает в другую страну, однако и там его преследуют воспоминания. Все чаще он приходит к реке, где погружается в свои думы. Как-то, сидя на берегу, он слышит музыку. Узнав, что на другой стороне реки вовсю веселятся студенты, он быстро садится в лодку.

Глава 2

Среди веселящихся гостей, Н.Н. встречает двух русских, назвавшихся братом и сестрой. Н.Н. показался Гагину счастливым человеком, способным согреть любого своим взглядом. Ася – черноглазая, хрупкая, милая девушка, абсолютно не похожая на брата. Они приглашают Н.Н. к себе домой на ужин, во время которого Ася была несколько скованна, однако ее неловкость вскоре прошла, и она много смеялась и пела. В этот вечер после ужина, направляясь домой, герой осознает, что впервые не вспомнил жестокосердную вдову.

Глава 3

К Н.Н. приходит Гагин. Они беседуют, и во время разговора гость признаётся, что страстно желает стать живописцем. Н.Н. поведал ему о своем разбитом сердце и рассказал историю с вдовой. Оба направляются к Гагину, но не застают в доме Асю. Хозяйка говорит, что она ушла к «развалинам». Брат и Н.Н. решают ее найти.

Глава 4

«Развалины» - не что иное, как старая башня, чернеющая на скале, прозванная так местными жителями. Вглядевшись, они заметили Асю, стоящую посреди обломков. Н.Н. отмечает ее детскую выходку, призванную вызвать у них удивление, и не понимает, зачем она это делает. Все трое идут гулять, и Асе становится известно о безответной любви Н.Н. Отобедав, она уходит к фрау Луизе. Молодые люди в это время вновь беседуют, Н.Н. понимает, что очень привязался к Гагину. Спустя несколько часов, они идут к старой фрау, где Н.Н. прощается с Асей. Домой он приходит в дурном настроении, отмечая капризы и неискренний смех Аси. Также его в первый раз одолели сомнения в родственных связях Гагина и Аси.

Глава 5

Каково же было его удивление, когда на следующий день Ася, будто хамелеон, предстает пред ним совершенно другой: в ней уже нет ни жеманства, ни кокетства. Весь вечер он думает об этих переменах, однако ещё больше осознает, что она не приходится сестрой Гагину.

Глава 6

Пролетают четырнадцать дней, каждый из которых Н.Н. проводит с Гагиными. Он успевает узнать об Асе многое: она говорила на французском и немецком языках и была прекрасно воспитана. В один из таких дней герой случайно подслушивает разговор Гагиных, который развеял все его сомнения в их родстве: Ася признавалась в любви брату. Смутившись, герой уходит к себе, всю дорогу ломая голову, к чему был весь этот обман.

Глава 7

Всю ночь Н.Н. не может уснуть, мучаясь вопросами. Проснувшись, он решает, что ему нужно побыть одному, и уходит в горы, где и проводит следующие тря дня. Гагин оставляет ему записку, в которой он описал свои расстроенные чувства от того, что Н.Н. не захотел позвать его с собой.

Глава 8

Гагины приглашают Н.Н. к себе, где они беседуют, однако явно чувствуется неловкость и напряженность. Ася всё больше молчит и то и дело выходит из комнаты. Н.Н. собирается уходить, и тут Гагин начинает рассказывать ему о своей семье. Его мать умерла, когда он был ещё маленьким ребёнком, и все заботы по воспитанию сына легли на его отца. Как только мальчику стукнуло двенадцать лет, дядя забрал его с собой в Петербург, где устроил его в юнкерскую школу. Спустя восемь лет Гагин вернулся в отеческий дом и встретил там Асю. Не поняв, кто она, Гагин уехал, однако, вернувшись через четыре года, вновь увидел девочку в доме отца. Слуга Яков раскрыл тайну ее происхождения: Ася – внебрачная дочь его отца и горничной. Вскоре родитель умер, и Гагин забрал девочку с собой в Петербург. Происхождения своего Ася всегда стыдилась. Первое время она сильно пугалась самого Гагина, но, увидев его доброту и заботу, привязалась. Им было невозможно проживать в одном доме, и Ася уехала учиться в пансион, после окончания которого она и ушедший в отставку Гагин покинули страну.

Главы 9-10

Главный герой уходит с Асей гулять. Во время прогулки она читает «Евгения Онегина», заметив, что всегда хотела быть Татьяной. Как всегда искренняя и простодушная, Ася задаёт Н.Н. вопросы про то, что его привлекает в девушках, и приводит интересную аналогию с птицами, тонущими в облаках. На это Н.Н. отвечает, что чувства и эмоции дарят человеку возможность парить в небе, но сам он, кажется, никогда не имел крыльев. После прогулки они идут домой, где веселятся весь вечер. Во время танцев Н.Н. впервые отмечает в девушке женственность.

Главы 11-12

Придя к ним домой, Н.Н. видит Гагина с кистью в руке. Живописец весь перемазан красками и размашисто водит кистью по полотну. Ася ведет себя неоднозначно: то задорно болтает с Н.Н. и веселится, то резко мрачнеет и замолкает. Ей в голову то и дело лезут тревожные мысли, что Н.Н. считает её легкомысленной. В этот день, уходя от Гагиных, молодой человек впервые допускает мысль, что она в него влюблена.

Глава 13

Проснувшись на следующий день, мужчина снова взволнованно обдумывает свою вчерашнюю догадку и решает отправиться к Гагиным в гости, где и проводит весь день. Асе нездоровится, и побледневшая, с повязкой на лбу она удаляется к себе. Весь следующий день Н.Н. как не в себе, размышляя о девушке и бродя по городу. Его раздумья прерывает мальчик, окликнув его и протянув письмо. В письме Ася просит его подойти к часовне у «развалин».

Глава 14

Молодой человек несколько раз перечитывает дома письмо Аси. Внезапно появляется Гагин. Во время беседы он рассказывает герою, что сестра раскрыла ему секрет про свою влюблённость к Н.Н., но, правда, она беспокоится, что Н.Н. будет презирать девушку из-за её происхождения. Ася была до слёз расстроена и не видела иного выхода, кроме как покинуть городок. Гагин уверен, что у Н.Н. нет серьёзных намерений относительно его сестры и поэтому решил с ним всё обсудить перед отъездом. Герой признаётся в ответной симпатии к Асе и назначенному ему свидании, и просит время для принятия решения. Гагин оставляет его, и героя одолевают сомнения в возможности брака с семнадцатилетней своенравной девушкой.

Глава 15

В обговоренное в записке время, Н.Н. идёт к «развалинам», но около реки вновь встречает мальчика, сообщившего ему, что место встречи изменено и мужчине следует идти к дому фрау Луизы. Полный сомнений и противоречивых эмоций, герой понимает, что не может предложить девушке замужество, и решает скрыть свои чувства к ней. Гагин, знавший о первоначальном месте, отправляется к «развалинам», но никого там не застает. Фрау Луиза, встретив Н.Н., провожает его на третий этаж своего дома, где он видит маленькую дверь.

Глава 16

Оробевшая Ася сидит в комнате у окна, тело охвачено дрожью. Доверчивая и печальная, она не осмеливается взглянуть на мужчину. Видя её, Н.Н. теряет свою былую решимость, ласково произносит её имя и нагибается к девушке. Однако тут же вспоминает разговор с Гагиным и своё обещание ему. Он говорит Асе, что, так как её брат всё знает, то им следует расстаться. Девушка, охваченная рыданиями, падает на колени. Спустя мгновение она бросается к двери и убегает.

Главы 17-18

Расстроенный мужчина уходит в город, где бесцельно бродит, размышляя, что не он не желал подобного. Понимая, что не может расстаться с Асей и не позволит себе лишиться ее, он спешит к ней домой. Встретивший его Гагин сообщает, что сестра всё ещё не вернулась от фрау Луизы. Мужчины решают отправиться на поиски Аси, разделившись для экономии времени.

Глава 19

Н.Н. проходит все улицы и закоулки города, бродит у дома фрау Луизы и у реки, но девушки нигде нет. Он начинает громко её звать, крича о своей любви и нежелании терять ее. Не получив никакого отклика, он спешит к Гагину в надежде, что тот, возможно, уже нашел сестру.

Глава 20

Подойдя к их дому, он замечает свет в комнате девушки. Гагин подтверждает, что Ася у себя и с ней всё хорошо. Н.Н. борется с желанием постучаться в её окошко, выйдя из дома, но понимает, что будет лучше, скажи он ей всё завтра. Утром он попросит ее руки. Счастливый и окрылённый он возвращается к себе.

Главы 21-22

На следующий же день, Н.Н. спешит к Гагиным, но его встречает лишь служанка, огорошившая его новостью об отъезде брата и сестры. Она протягивает ему записку от Гагина, в котором тот объяснял тайное бегство из города «предрассудками, которые он уважает», напомнив Н.Н., что их брак с Асей невозможен. От девушки не было ни слова. Расспросив хозяйку, мужчина узнает, что Гагины отправились на пароходе в Кёльн. Преследуемый идеей найти Асю, мужчина идёт расстроенный домой и встречает фрау Луизу. Она передаёт ему письмо от Аси.

Девушка не раскрывает истинной причины их исчезновения, но уверяет, что её гордость тут ни при чём. Она укоряет его за непроизнесённое им накануне слово, из-за которого она бы могла остаться, но так как Н.Н. промолчал, ей нельзя иначе. Герой незамедлительно отплывает в Кёльн, но узнает, что Гагины уже в Лондоне. Мужчина не отступает и продолжает поиски в Англии, но все его поиски и старания так и не увенчались успехом. Он больше никогда не встретил Асю. Н.Н. признаётся, что история произошла в далекой молодости, и, конечно, он встречал потом других женщин, но навсегда сохранил в сердце свою любовь к Асе, которую так и не смог забыть.

Тургенев в своей повести раскрывает ценность чистой и искренней любви, которую нельзя терять, и убеждает, что не стоит откладывать своё счастье, которое «не помнит прошлого и не думает о будущем».

Тургенев Ася для читательского дневника 5-6 предложений

Молодой господин Н., будучи родом из России, наслаждается жизнью и путешествием по Европе. В Германии он знакомится с русскими молодыми людьми, представившимися братом и сестрой.

Господин Н. находит несколько странным поведение девушки и перемены в её настроении. Несмотря на эти странности, герой влюбляется в сестру своего нового друга. Но предрассудки с одной стороны и нерешительность с другой не дают молодым влюблённым обрести любовь и счастье.

Эта повесть о быстротечности жизни, о том, как суметь распознать подлинные чистые чувства в бренности своего существования.

  • Краткое содержание Оперы Верди Бал-маскарад
  • Краткое содержание Модный адвокат Тэффи

    Журналист Семен Рубашкин ожидает рассмотрения дела в суде. Его обвиняют в написании статьи, распространяющей ложные слухи о прекращении работы Думы. Семен уверен в благополучном исходе судебного заседания и предвкушает вечерний ужин с друзьями

  • Творчество Ивана Сергеевича Тургенева имеет свои неповторимые и необычные особенности. Известно, что еще в молодости юный писатель отличался и умом, и высоким уровнем образованности, но вот только его художественное дарование имело некую пассивность, которая проявлялась в его нерешительности и долгому тщательному самоанализу.

    Возможно, корни такой сдержанности уходят в детство, когда он, будучи ребенком-барином, зависел от властной матери, которая была просто деспотом. Но не только такая черта его характера мешала талантливому писателю заниматься литературной деятельностью. Исследователи жизни и творчества Тургенева обнаружили, что писатель был необязателен. Он никогда никуда не спешил.

    Но, несмотря на такие отрицательные качества своего характера, человек он был мягким и щедрым. Он никогда не держал зла, не старался больно ударить словцом. Современники писателя утверждали, что он был еще и очень скромным. А самым прекрасным его качеством было то, что он был очень талантлив.

    История создания тургеневской повести «Ася»

    Уже начиная с середины лета 1857 года, известный писатель начал работать над своей новой повестью, и работал над ней по ноябрь этого же года. Медленный темп написания нового произведения, был обусловлен болезнью автора. В «Современнике» его произведение ждали намного раньше.

    Как говорил о замысле своей повести сам писатель, то он возник у него неслучайно. В одном из немецких городов он увидел обычную картину: одна пожилая женщина вдруг выглянула из окошка, расположенного на первом этаже. Тут же появилась головка юной и прекрасной девушки, но уже из окна, расположенного выше. И как утверждал автор, в тот момент он решил представить, как может складываться судьба этих женщин. Вот так и появился замысел его повести. Но все-таки прототипы героев были. Исследователи считают, что среди них была судьба и самого автора, а также в Аси они легко узнавали незаконнорожденную дочь автора.

    Известно, что Полина Брюэр, незаконнорожденная дочь писателя, находилась в таком же странном положении, как и героиня. Рожденная крестьянкой, она попадает в мир дворян, который не принимает ее так же, как она не может его принять. Но есть и другие мнения: некоторые исследователи тургеневского творчества утверждали, что прототипом главной героини является Варвара Житова, сестра Тургенева, чья судьба была очень схожа с судьбой дочери писателя. Вероятнее всего, что образ Аси собирательный.

    Сюжет тургеневской повести


    Повествование идет от лица господина Н.Н., который услышав какую-то знакомую мелодию, вдруг вспоминает свои молодые годы, когда он был в какое-то мгновение счастлив. И это счастье он почувствовал в небольшом городе, который расположился на берегу Рейна.

    Тогда он тоже, услышав музыку, переправился на лодке на другой берег, где познакомился с двумя отдыхающими из России. Это был начинающий художник Гагин и молодая прекрасная девушка Ася, которая представилась сестрой молодого человека. Их прогулки по развалинам старинного замка становится все чаще, и в душе господина Н. закрадывается подозрение о том, что молодые люди совсем не брат с сестрой. Вскоре происходит разговор с художником, где он узнает историю Аси. Девушка действительно сестра художника. И её судьба печальна.

    Гагин до 12 лет жил в семье отца, который был помещиком. Потом мальчика отправили в петербургский пансион. Во время его обучения пришла печальная весь - умерла мать. Когда же умер и отец, то Гагин узнал, что у него есть сводная сестра. На тот момент девушке было всего лишь тринадцать лет, а ее мамой была горничная в доме отца. Гагин не смог заниматься девочкой в то время, поэтому отдает ее на некоторое время в пансион, но там Асе приходится непросто. Поэтому Гагин решил забрать сестру и отправиться с ней за границу.

    Господину Н. становится жалко девушку, он влюбляется в нее. Неожиданно от Аси приходит письмо, где она просит о свидании. В сомнениях и метаниях рассказчик решает отвергнуть любовь девушки. Встреча произошла в доме бургомистра, и Ася оказалась невольно в объятиях господина Н., Тот стал обвинять девушку, что об их любви знает брат, который уже с ним беседовал. Таким образом, он отказывает девушке. Ася, разочаровавшись, убегает. А Гагин и господин Н. ищут ее. Только на другой день рассказчик начинает осознавать, что он любит.

    Вдруг он решается отправиться к Асе, чтобы просить у ее руки. Но выясняется, что молодые люди уехали из города. Он пытался их догнать, но след затерялся. Так никогда он больше их и не видел. Были в жизни рассказчика и другие женщины, но Асю он не смог забыть, потому что любил только ее. Эта девушка подарила ему самые яркие чувства и самые эмоциональные минуты жизни.

    Образ Аси в тургеневской повести


    Тургеневская повесть «Ася» поражает своим лиризмом и задушевность. Его поэтичность уже на протяжении многих лет притягивает читателей, которые вновь и вновь его перечитывают.

    Главная героиня тургеневской повести – Ася, юная и тонкая, красивая и полная жизненных сил. Ася – удивительная девушка, поэтому, когда ее встречает господин Н., вскоре уже не может забыть. Очаровательная девушка мечтает о подвиге, чтобы быть полезной людям и общественной жизни. Она много думает и ее мечтания никогда не сможет понять основной персонаж. Девушка думает, что жизнь медленно исчезает, а она ничего не сделала, ничего еще не свершила. Это один из тех образов, который дал основания называться «Тургеневской девушкой».

    Ася рано поняла и осознала, какое же все-таки место она занимает в этом непростом мире. Рожденная все браки, в деревенской избе, но, зная, что ее отец – помещик, она мучилась и страдала, и ее дальнейшее положение, непонятное и неясное, продолжает ее мучить все время. Но про себя она уже давно решила ничем не отличаться от светских женщин, которые родились и выросли в богатых семьях. В то же время слепо следовать за толпой она не желала. У нее уже был свой, сформированный, взгляд.

    На протяжении всей повести читатель видит, как внимательно и заботливо, с огромной любовью относится рассказчик к Асе. Он смог полюбить ее не за внешнюю прелесть, а за прекрасную душу. Она только в начале тургеневского сюжета оказывается загадкой для всех, но постепенно автор раскрывает ее вутренний мир. Воспитание у девушки было немного странное. Но при этом Ася не была лишена хороших манер, была хорошо образована, прекрасно разговаривала на двух иностранных языках. Совсем другое воспитание было у Гагина.

    Интересен был и характер главной героини, так о ней можно было сказать, что ей была присуща и лиричность, и нежность, и эмоциональность. Поэтому, когда она влюбляется, то чувствует себя довольно противоречиво. Внутри героини просто разыгралась настоящая борьба. Именно господину Н. она и пытается раскрыть свое сердце. И автор постоянно по-разному изображает девушку. Например, в начала повести она романтична и очень загадочна. Но потом, раскрываясь, удивляет и своей храбростью, неуязвимостью, и силой духа.

    Автор интересно описывает, как первое чувство приходит к этой прекрасной девушке. Ее поведение часто невозможно объяснить, но зато читатель может увидеть духовную эволюцию главной героини. Прямо на глазах читателя девушка взрослела и училась доверять людям. Но результат этого взросления печален: она разочаровалась в человеке, которого полюбила, поэтому многим ее надеждам не суждено сбыться. Зато появились силы, чтобы жить дальше. Ей сложно было общаться с внутренним миром господина Н., который был холоден и равнодушен. Ася оказывается выше своего друга, духовно и нравственно.

    Да, Ася пытается бежать от своей любви, но это ее совсем не спасает. Судьба Аси в конце повести остается неизвестной, но ее прекрасный образ навсегда запоминается читателю.

    Анализ тургеневской повести


    По сюжету произведения читатель может заметить, что повествование ведется от самого автора, который как раз и является рассказчиком. Но по ходу развязки всего сюжета имя его ни разу не называется.

    Главных героев в тургеневской повести «Ася» немного:

    ✔ Гагин
    ✔ Господин Н.Н.


    В жизни рассказчика совершенно случайно появляется прекрасная девушка, которая впервые полюбила. Поэтому тургеневская повесть, прежде всего, о любви, хотя и печальной. Рассказчик время от времени возвращается в свое прошлое, пытаясь понять те чувства, которые он когда-то пережил и, сравнивая их с тем, что могла пережить девушка. Поэтому в тексте так много монологов рассказчика.

    Автор внимательно наблюдает за своей героиней и подмечает любые изменения в ее поведении. Узнает рассказчик и историю девушки, поэтому начинает относиться к ней совсем по-другому. Встреча с господином Н.Н. меняет девушку, но вот только сам герой не понимает своего счастья. Он отталкивает Асю, отказывается от ее любви, потом жалеет, но вернуть уже ничего нельзя.

    Критическое восприятие тургеневской повести «Ася»


    Еще при жизни писателя его прекрасная и печальная повесть была переведена на многие мировые языки. О тургеневских героях было много споров и критических статей. Так, Чернышевский целую статью посвятил главной героине, когда про главного героя он сказал всего лишь несколько слов, посчитав его не только эгоистом, но и человеком нерешительным, который не смог свои мечты в этой жизни реализовать и, соответственно, не нашел своего места в жизни. По утверждению Чернышевского, автор показал в своем интересном сюжете «лишнего человека».

    Вывод, который может сделать любой читатель в конце повествования прост - у любви нет завтра. Любить нужно сегодня, сейчас, сразу и навсегда.


    Практически каждый из известных русских классиков в своем творчестве обращался к такому литературному жанру как повесть, её главными характеристиками являются средний объем между романом и рассказом, одна развернутая фабульная линия, небольшое количество персонажей. Знаменитый писатель-прозаик ХIX века Иван Сергеевич Тургенев не раз на протяжении всей своей литературной деятельности обращался к данному жанру.

    Одним из его самых известных произведений, написанном в жанре любовной лирики, является повесть «Ася», которое также часто относят к элегическому жанру литературы. Здесь читатели находят не только красивые пейзажные зарисовки и тонкое, поэтическое описание чувств, а еще и некоторые лирические мотивы плавно переходящие в сюжетные. Еще при жизни писателя повесть была переведена и опубликована во многих европейских странах и пользовалась большой полярностью читателей как в России, так и за рубежом.

    История написания

    Повесть «Ася» Тургенев начал писать в июле 1857 года в Германии, в городе Зинцег-на-Рейне, там же и происходят описываемые в книги события. Закончив книгу в ноябре того же года (написание повести немного затянулось по причине болезни автора и его переутомления), Тургенев отсылает произведение в редакцию российского журнала «Современник», в котором её давно уже ждали и опубликовали в начале 1858 года.

    По признанию самого Тургенева на написание повести его вдохновила увиденная в Германии мимолетная картина: из окна дома на первом этаже выглядывает пожилая женщина, а в окне второго этажа виднеется силуэт молодой девушки. Писатель, задумываясь над увиденным, придумывает возможную судьбу для этих людей и так создает повесть «Ася».

    По мнению многих литературных критиков, эта повесть носила для автора личный характер, поскольку в её основе лежали некоторые события, имевшие место в реальной жизни Тургенева, а образы главных героев имеют явную связь, как с самим автором, так и с его ближайшим окружением (прототипом для Аси могла стать судьба его незаконнорожденной дочери Полины Брюэр или его сводной сестры В.Н.Житовой, также родившейся вне брака, господин Н.Н., от лица которого ведется рассказ в «Асе» имеет черты характера и схожую судьбу с самим автором).

    Анализ произведения

    Развитие сюжета

    Описание событий, происшедших в повести, ведется от лица некого Н.Н., имя которого автор оставляет неизвестным. Рассказчик вспоминает свою молодость и его пребывание в Германии, где на берегах Рейна он знакомится со своим соотечественником из России Гагиным и его сестрой Анной, которую тот опекает и называет Асей. Молодая девушка своей эксцентричностью поступков, постоянно меняющимся нравом и удивительной привлекательной внешностью производит на Н.Н. большое впечатление, и он хочет узнать о ней как можно больше.

    Гагин рассказывает ему непростую судьбу Аси: она его незаконнорожденная сводная сестра, родившаяся от связи его отца с горничной. После смерти её матери отец забрал тринадцатилетнюю Асю к себе и воспитал, как подобает барышне из хорошего общества. Гагин после смерти отца, становится её опекуном, сначала отдает её в пансионат, потом они уезжают жить за границу. Теперь Н. Н., зная неясное социальное положение девушки, которая родилась у матери-крепостной и отца-помещика, понимает, чем вызвано нервное напряжение Аси и её немного эксцентричное поведение. Ему становится глубоко жаль несчастную Асю, и он начинает испытывать к девушке нежные чувства.

    Ася, подобно Пушкинской Татьяне, пишет письмо господину Н. Н. с просьбой о свидании, тот, неуверенный в своих чувствах, колеблется и дает обещание Гагину, не принять любовь его сестры, потому что жениться на ней он боится. Свидание Аси и рассказчика проходит сумбурно, господин Н.Н. упрекает её в том, что она призналась в своих чувствах к нему брату и теперь они не могут быть вместе. Ася в смятении убегает, Н.Н. осознает, что действительно любит девушку и хочет её вернуть, но не находит. На следующий день, придя в дом Гагиных с твердым намерением просить руки девушки, он узнает, что Гагин и Ася покинули город, он пытается их найти, но все его усилия тщетны. Больше никогда в своей жизни Н.Н. не встречает Асю и её брата, и в конце своего жизненного пути он осознает, что хотя у него и были другие увлечения, по-настоящему он любил только Асю и он до сих пор хранит высушенный цветок, который она ему когда-то подарила.

    Главные герои

    Главная героиня повести Анна, которую брат называет Асей, молодая девушка с необычной привлекательной внешностью (тонкая мальчишеская фигура, короткие вьющиеся волосы, широко распахнутые глаза в окаймлении длинных и пушистых ресниц), непосредственным и благородным характером, отличающаяся пылким темпераментом и непростой, трагической судьбой. Рожденная от внебрачной связи горничной и помещика, и воспитанная матерью в строгости и послушании, после её смерти она долго не может привыкнуть к своему новой роли барыни. Она прекрасно понимает свое ложное положение, поэтому не умеет себя вести в обществе, всех дичится и стесняется, и в то же время самолюбиво хочет, чтобы никто не обращал внимания на её происхождение. Рано оставшись одна без родительского вниманиея и предоставленная сама себе, Ася не по годам рано задумывается о жизненных противоречиях, её окружающих.

    Главную героиню повести, как и другие женские образы в произведениях Тургенева, отличает удивительная чистота души, нравственность, искренность и открытость чувств, тяга к сильным чувствам и переживаниям, желание совершать подвиги и великие деяния на благо людей. Именно на страницах этой повести и появляется такое общее для всех героинь понятие тургеневская барышня и тургеневское чувство любви, которое для автора сродни революции, вторгающейся в жизнь героев, проверяя их чувства на стойкость и способность выживать в непростых жизненных условиях.

    Господин Н.Н.

    Главный мужской персонаж и рассказчик повествования, господин Н.Н., имеет черты нового литературного типа, который у Тургенева пришел на смену типажа «лишних людей». У этого героя напрочь отсутствует типичный для «лишнего человека» конфликт с окружающим миром. Он абсолютно спокойный и благополучный человек с уравновешенной и гармоничной самоорганизацией, легко поддается ярким впечатлениям и чувствам, все его переживания просты и естественны, без фальши и притворства. В любовных переживаниях этот герой стремится к душевному равновесию, которое бы переплеталось с их эстетической завершенностью.

    После встречи с Асей его любовь становится более напряженной и противоречивой, в последний момент герой не может полностью отдаться чувствам, потому что они омрачены разглашением тайны чувств. Позже он не может сразу сказать брату Аси, что готов жениться на ней, потому что не хочет нарушать переполняющее его чувство счастья, а также опасаясь будущих перемен и ответственности, которую ему придется брать за чужую жизнь. Все это приводит к трагической развязке, после своего предательства он теряет Асю навсегда и уже поздно исправлять сделанные им ошибки. Он потерял свою любовь, отверг будущее и саму жизнь, которая могла бы у него быть, и расплачивается за это на протяжении всего своего лишенного радости и любви существования.

    Особенности композиционного построения

    Жанр данного произведения относится к элегической повести, основу которой составляют описание любовных переживаний и меланхолических рассуждений о смысле жизни, сожаления о несбывшихся мечтах и печали о будущем. В основе произведения лежит красивая история любви, которая завершалась трагической разлукой. Композиция повести построена по классическому образцу: завязка сюжета - встреча с семьей Гагиных, развитие сюжета — сближение главных героев, возникновение влюбленности, кульминация — разговор Гагина с Н.Н. о чувствах Аси, развязка — свидание с Асей, объяснение главных героев, семья Гагиных покидает Германию, эпилог — господин Н.Н. размышляет о прошлом, сожалеет о несбывшейся любви. Изюминкой данного произведения, является использование Тургеневым старинного литературного приема сюжетного обрамления, когда в повествование вводится рассказчик и дается мотивация его поступков. Таким образом, читатель получает «рассказ в рассказ», предназначенный для усиления смысла рассказанной истории.

    В своей критической статье «Русский человек на рандеву» Чернышевский резко осуждает нерешительность и мелочный робкий эгоизм господина Н.Н, образ которого немного смягчен автором в эпилоге произведения. Чернышевский же наоборот, не выбирая выражений, резко осуждает поступок господина Н.Н и выносит свой приговор таким же, как и он. Повесть «Ася», благодаря глубине своего содержания, стала настоящей жемчужиной в литературном наследии великого русского писателя Ивана Тургенева. Великий писатель как никто другой сумел передать свои философские размышления и раздумья о судьбах людей, о той поре в жизни каждого человека, когда его поступки и слова могут навсегда изменить её в лучшую или худшую сторону.

    «Мне было тогда лет двадцать пять, - начал Н.Н., - дела давно минувших дней, как видите. Я только что вырвался на волю и уехал за границу, не для того, чтобы «окончить мое воспитание», как говарива-лось тогда, а просто мне захотелось посмотреть на мир божий. Я был здоров, молод, весел, деньги у меня не переводились, заботы еще не успели завестись - я жил без оглядки, делал что хотел, процветал, одним словом. Мне тогда и в голову не приходило, что человек не растение и процветать ему долго нельзя. Молодость ест пряники золоченые, да и думает, что это-то и есть хлеб насущный; а придет время - и хлебца напросишься. Но толковать об этом не для чего.

    Я путешествовал без всякой цели, без плана; останавливался везде, где мне нравилось, и отправлялся тотчас далее, как только чувствовал желание видеть новые лица - именно лица. Меня занимали исключительно одни люди; я ненавидел любопытные памятники, замечательные собрания, один вид лон-лакея возбуждал во мне ощущение тоски и злобы; я чуть с ума не сошел в дрезденском «Грюне Гевёлбе».

    Герой очень любил толпу. Его забавляло «наблюдать людей...». Но недавно Н.Н. получил тяжелую душевную рану, потому и искал уединения. Он поселился в городке 3., который находился в двух верстах от Рейна. Как-то, гуляя, герой услышал музыку. Ему сказали, что это студенты приехали из Б. на коммерш. Н. Н. решил отправиться и посмотреть.

    II

    Коммерш - это особенного рода торжественный пир, на который сходятся студенты одной земли, или братства. «Почти все участники в коммерше носят издавна установленный костюм немецких студентов: венгерки, большие сапоги и маленькие шапочки с околышами известных цветов. Собираются студенты обыкновенно к обеду под председательством сениора, то есть старшины, - и пируют до утра, пьют, поют песни, Landesvater, Gaudeamus, курят, бранят филистеров; иногда они нанимают оркестр».

    Н.Н. смешался с толпой зрителей. И тут вдруг услышал русский разговор. Здесь, рядом с ним, стоял молодой человек в фуражке и широкой куртке; он держал под руку девушку невысокого роста, в соломенной шляпе, закрывавшей всю верхнюю часть ее лица. Никак герой не ожидал увидеть русских «в таком захолустье».

    Представились. Молодой человек -Гагин. Девушку, стоявшую рядом с ним, он назвал своей сестрой. Гагин тоже путешествует для своего удовольствия. У него было лицо «милое, ласковое, с большими мягкими глазами и мягкими курчавыми волосами. Говорил он так, что, даже не видя его лица, вы по одному звуку его голоса чувствовали, что он улыбается.

    Девушка, которую он назвал своей сестрою, с первого взгляда показалась мне очень миловидной. Было что-то свое, особенное, в складе ее смугловатого круглого лица, с небольшим тонким носом, почти детскими щечками и черными, светлыми глазами. Она была грациозно сложена, но как будто не вполне еще развита. Она нисколько не походила на своего брата».

    Гагин и Ася (ее имя было Анна) пригласили Н.Н. к себе в гости. Их домик находился высоко в горах. Начался ужин. Ася оказалась очень подвижной. «... Вставала, убегала в дом и прибегала снова, напевала вполголоса, часто смеялась, и престранным образом: казалось, она смеялась не тому, что слышала, а разным мыслям, приходившим ей в голову. Ее большие глаза глядели прямо, светло, смело, но иногда веки ее слегка щурились, и тогда взор ее внезапно становился глубок и нежен».

    Пришли на развалины замка. «Мы уже подходили к ним, как вдруг впереди нас мелькнула женская фигура, быстро перебежала по груде обломков и поместилась на уступе стены, прямо над пропастью». Это оказалась Ася! Гагин погрозил ей пальцем, а Н.Н. громко упрекнул ее в неосторожности.

    «Ася продолжала сидеть неподвижно, подобрав под себя ноги и закутав голову кисейным шарфом; стройный облик ее отчетливо и красиво рисовался на ясном небе; но я с неприязненным чувством посматривал на нее. Уже накануне заметил я в ней что-то напряженное, не совсем естественное... «Она хочет удивить нас, - думал я, - к чему это? Что за детская выходка?» Словно угадавши мои мысли, она вдруг бросила на меня быстрый и пронзительный взгляд, засмеялась опять, в два прыжка соскочила со стены и, подойдя к старушке, попросила у ней стакан воды» .

    «Она вдруг как будто застыдилась, опустила свои длинные ресницы и скромно подсела к нам, как виноватая. Я тут в первый раз хорошенько рассмотрел ее лицо, самое изменчивое лицо, какое я.только видел. Несколько мгновений спустя оно уже всё побледнело и приняло сосредоточенное, почти печальное выражение; самые черты ее мне показались больше, строже, проще. Она вся затихла. Мы обошли развалину кругом (Ася шла за нами следом) и полюбовались видами». Н.Н. показалось, что Ася постоянно разыгрывает новую роль перед ним. Гагин же потакал ей во всем. Затем девушка отправилась к фрау Луизе - вдове бывшего здешнего бургомистра, доброй, впрочем пустой старушке. Она очень полюбила Асю. «У Аси страсть знакомиться с людьми круга низшего; я заметил: причиною этому всегда бывает гордость. Она у меня порядком избалована, как видите, - прибавил он, помолчав немного, - да что прикажете делать? Взыскивать я ни с кого не умею, а с нее и подавно. Я обязан быть снисходительным с нею».

    Вечером друзья отправились к фрау Луизе посмотреть, там ли Ася. Придя домой, Н.Н. «начал думать... думать об Асе. Мне пришло в голову, что Гагин в течение разговора намекнул мне на какие-то затруднения, препятствующие его возвращению в Россию... «Полно, сестра ли она его?» - произнес я громко».

    V

    «На следующее утро я опять пошел в Л. Я уверял себя, что мне хочется повидаться с Гагиным, но втайне меня тянуло посмотреть, что станет делать Ася, так же ли она будет «чудить», как накануне. Я застал обоих в гостиной, и, странное дело! - оттого ли, что я ночью и утром много размышлял о России, - Ася показалась мне совершенно русской девушкой, да, простою девушкой, чуть не горничной. На ней было старенькое платьице, волосы она зачесала за уши и сидела, не шевелясь, у окна да шила в пяльцах, скромно, тихо, точно она век свой ничем другим не занималась. Она почти ничего не говорила, спокойно посматривала на свою работу, и черты ее приняли такое незначительное, будничное выражение, что мне невольно вспомнились наши доморощенные Кати и Маши. Для довершения сходства она принялась напевать вполголоса «Матушку, голубушку». Я глядел на ее желтоватое, угасшее личико, вспоминал о вчерашних мечтаниях, и жаль мне было чего-то».

    VI

    Две недели подряд Н.Н. навещал Гагиных. «Ася словно избегала меня, но уже не позволяла себе ни одной из тех шалостей, которые так удивили меня в,первые два дня нашего знакомства. Она казалась втайне огорченной или смущенной; она и смеялась меньше. Я с любопытством наблюдал за ней». Девушка оказалась до крайности самолюбивой. А Гагин обходился с нею не по-братски: слишком ласково, слишком снисходительно и в то же время несколько принужденно. Странный случай подтвердил подозрения Н.Н.

    Однажды вечером он подслушал разговор Аси и Гагина. Девушка горячо говорила, что никого, кроме него, любить не хочет. Гагин отвечал, что верит ей. По дороге домой Н.Н. все думал, зачем же «Гагиным» перед ним притворяться.

    Гагин встретил Н.Н. очень ласково. А вот Ася, как только увидала его, расхохоталась без всякого повода и, по своей привычке, тотчас убежала. Разговор не клеился. Н.Н. решил уйти. Гагин вызвался его проводить. «В передней Ася вдруг подошла ко мне и протянула мне руку; я слегка пожал ее пальцы и едва поклонился ей. Мы вместе с Гагиным переправились через Рейн и, проходя мимо любимого моего ясеня с статуйкой мадонны, присели на скамью, чтобы полюбоваться видом. Замечательный разговор произошел тут между нами.

    Сперва мы перекинулись немногими словами, потом замолкли, глядя на светлую реку».

    Гагин неожиданно спросил, какого Н.Н. мнения об Асе. Не кажется ли она Н.Н. странной? Молодой человек ответил, что она действительно немного странная. Гагин начал рассказывать историю Аси.

    «Отец мой был человек весьма добрый, умный, образованный - и несчастливый. Судьба обошлась с ним не хуже, чем со многими другими; но он и первого удара ее не вынес. Он женился рано, по любви; жена его, моя мать, умерла очень скоро; я остался после нее шести месяцев. Отец увез меня в деревню и целые двенадцать лет не выезжал никуда. Он сам занимался моим воспитанием и никогда бы со мной не расстался, если б брат его, мой родной дядя, не заехал к нам в деревню. Дядя этот жил постоянно в Петербурге и занимал довольно важное место. Он уговорил отца отдать меня к нему на руки, так как отец ни за что не соглашался покинуть деревню. Дядя представил ему, что мальчику моих лет вредно жить в совершенном уединении, что с таким вечно унылым и молчаливым наставником, каков был мой отец, я непременно отстану от моих сверстников, да и самый нрав мой легко может испортиться. Отец долго противился увещаниям своего брата, однако уступил наконец. Я плакал, расставаясь с отцом; я любил его, хотя никогда не видал улыбки на лице его... но, попавши в Петербург, скоро позабыл наше темное и невеселое гнездо. Я поступил в юнкерскую школу, а из школы перешел в гвардейский полк. Каждый год приезжал я в деревню на несколько недель и с каждым годом находил отца моего всё более и более грустным, в себя углубленным, задумчивым до робости. Он каждый день ходил в церковь и почти разучился говорить. В одно из моих посещений (мне уже было лет двадцать с лишком) я в первый раз увидал у нас в доме худенькую черноглазую девочку лет десяти - Асю. Отец сказал, что она сирота и взята им на прокормление - он именно так выразился. Я не обратил особенного внимания на нее; она была дика, проворна и молчалива, как зверек, и как только я входил в любимую комнату моего отца, огромную и мрачную комнату, где скончалась моя мать и где даже днем лажигались свечки, она тотчас пряталась за вольтеровское кресло его или за шкаф с книгами. Случилось так, что в последовавшие за тем три, четыре года обязанности службы помешали мне побывать в деревне. Я получал от отца ежемесячно по короткому письму; об Асе он упоминал редко, и то вскользь. Ему было уже за пятьдесят лет, но он казался еще молодым человеком. Представьте же мой ужас: вдруг я, ничего не подозревавший, получаю от приказчика письмо, в котором он извещает меня о смертельной болезни моего отца и умоляет приехать как можно скорее, если хочу проститься с ним. Я поскакал сломя голову и застал отца н живых, но уже при последнем издыхании. Он обрадовался мне чрезвычайно, обнял меня своими исхудалыми руками, долго поглядел мне в глаза каким-то не то испытующим, не то умоляющим взором и, взяв с меня слово, что я исполню его последнюю просьбу, велел своему старому камердинеру привести Асю. Старик привел ее: она едва держалась на ногах и дрожала всем телом.

    Вот, - сказал мне с усилием отец, - завещаю тебе мою дочь - твою сестру. Ты всё узнаешь от Якова, - прибавил он, указав на камердинера.

    Ася зарыдала и упала лицом на кровать... Полчаса спустя мой отец скончался.

    Вот что я узнал. Ася была дочь моего отца и бывшей горничной моей матери, Татьяны. Живо помню я эту Татьяну, помню ее высокую стройную фигуру, ее благообразное, строгое, умное лицо, с большими темными глазами. Она слыла девушкой гордой и неприступной. Сколько я мог понять из почтительных недомолвок Якова, отец мой сошелся с нею несколько лет спустя после смерти матушки. Татьяна уже не жила тогда в господском доме, а в избе у замужней сестры своей, скотницы. Отец мой сильно к ней привязался и после моего отъезда из деревни хотел даже жениться на ней, но она сама не согласилась быть его женой, несмотря на его просьбы.

    Покойница Татьяна Васильевна, - так докладывал мне Яков, стоя у двери с закинутыми назад руками, - во всем были рассудительны и не захотели батюшку вашего обидеть. Что, мол, я вам за жена? какая я барыня? Так они говорить изволили, при мне говорили-с.

    Татьяна даже не хотела переселиться к нам в дом и продолжала жить у своей сестры, вместе с Асей. В детстве я видывал Татьяну только по праздникам, в церкви. Повязанная темным платком, с желтой шалью на плечах, она становилась в толпе, возле окна, - ее строгий профиль четко вырезывался на прозрачном стекле, - и смиренно и важно молилась, кланяясь низко, по-старинному. Когда дядя увез меня, Асе было всего два года, а на девятом году она лишилась матери.

    Как только Татьяна умерла, отец взял Асю к себе в дом. Он и прежде изъявлял желание иметь ее при себе, но Татьяна ему и в этом отказала. Представьте же себе, что должно было произойти в Асе, когда ее взяли к барину. Она до сих пор не может забыть ту минуту, когда ей в первый раз надели шелковое платье и поцеловали у ней ручку. Мать, пока была жива, держала ее очень строго; у отца она пользовалась совершенной свободой. Он был ее учителем; кроме его, она никого не видала. Он не баловал ее, то есть не нянчился с нею; но он любил ее страстно и никогда ничего ей не запрещал: он в душе считал себя перед ней виноватым. Ася скоро поняла, что она главное лицо в доме, она знала, что барин ее отец; но она так же скоро поняла свое ложное положение; самолюбие развилось в ней сильно, недоверчивость тоже; дурные привычки укоренялись, простота исчезла. Она хотела (она сама мне раз призналась в этом) заставить целый мир забыть ее происхождение; она и стыдилась своей матери, и стыдилась своего стыда... Вы видите, что она многое знала и знает, чего не должно бы знать в ее годы... Но разве она виновата? Молодые силы разыгрывались в ней, кровь кипела, а вблизи ни одной руки, которая бы ее направила. Полная независимость во всем! да разве легко ее вынести? Она хотела быть не хуже других барышень; она бросилась на книги. Что тут могло выйти путного? Неправильно начатая жизнь слагалась неправильно, но сердце в ней не испортилось, ум уцелел.

    И вот я, двадцатилетний малый, очутился с тринадцатилетней девочкой на руках! В первые дни после смерти отца, при одном звуке моего голоса, ее била лихорадка, ласки мои повергали ее в тоску, и только понемногу, исподволь, привыкла она ко мне. Правда, потом, когда она убедилась, что я точно признаю ее за сестру и полюбил ее, как сестру, она страстно ко мне привязалась: у ней ни одно чувство не бывает вполовину.

    Я привез ее в Петербург. Как мне ни больно было с ней расстаться, - жить с ней вместе я никак не мог; я поместил ее в один из лучших пансионов. Ася поняла необходимость нашей разлуки, но начала с того, что заболела и чуть не умерла. Потом она обтерпелась и выжила в пансионе четыре года; но, против моих ожиданий, осталась почти такою же, какою была прежде. Начальница пансиона часто жаловалась мне на нее. «И наказать ее нельзя, - говаривала она мне, - и на ласку она не поддается». Ася была чрезвычайно понятлива, училась прекрасно, лучше всех; но никак не хотела подойти под общий уровень, упрямилась, глядела букой... Я не мог слишком винить ее: в ее положении ей надо было либо прислуживаться, либо дичиться. Из всех своих подруг она сошлась только с одной, некрасивой, загнанной и бедной девушкой. Остальные барышни, с которыми она воспитывалась, большей частью из хороших фамилий, не любили ее, язвили ее и кололи как только могли; Ася им на волос не уступала. Однажды на уроке из закона Божия преподаватель заговорил о пороках. «Лесть и трусость - самые дурные пороки», - громко промолвила Ася. Словом, она продолжала идти своей дорогой; только манеры ее стали лучше, хотя и в этом отношении она, кажется, не много успела.

    Наконец ей минуло семнадцать лет; оставаться ей долее в пансионе, было невозможно. Я находился в довольно большом затруднении. Вдруг мне пришла благая мысль: выйти в отставку, поехать за границу на год или на два и взять Асю с собою. Задумано - сделано; и вот мы с ней на берегах Рейна, где я стараюсь заниматься живописью, а она... шалит и чудит по-прежнему. Но теперь я надеюсь, что вы не станете судить ее слишком строго; а она хоть и притворяется, что ей всё нипочем, - мнением каждого дорожит, вашим же в особенности.

    И Гагин опять улыбнулся своей тихой улыбкой. Я крепко стиснул ему руку».

    Беда в том, что Ася ни с того ни с сего вдруг стала уверять Гагина в том, что она одного его любит, и век будет любить. Асе нужен герой, необыкновенный человек - или живописный пастух в горном ущелье. Н.Н. стало легко после этого разговора.

    IX

    Н.Н. решил вернуться к Гагиным в дом. Теперь герой понимал Асю гораздо больше: ее внутреннее беспокойство, неумение держать себя, желание порисоваться... Н.Н. предложил Асе погулять по винограднику. Она тотчас согласилась, с веселой и почти покорной готовностью. Разговаривали о горах. Ася сказала Н.Н., что очень рада, что он вернулся. Когда же они снова оказались в доме на горе, вальсировали. Ася танцевала прекрасно, с увлечением. «Что-то мягкое, женское проступило вдруг сквозь ее девически строгий облик. Долго потом рука моя чувствовала прикосновение ее нежного стана, долго слышалось мне ее ускоренное, близкое дыханье, долго мерещились мне темные, неподвижные, почти закрытые глаза на бледном, но оживленном лице, резво обвеянном кудрями».

    «Отправляясь на следующий день к Гагиным, я не спрашивал себя, влюблен ли я в Асю, но я много размышлял о ней, ее судьба меня занимала, я радовался неожиданному нашему сближению. Я чувствовал, что только с вчерашнего дня я узнал ее; до тех пор она отворачивалась от меня».

    Ася покраснела, когда Н.Н. вошел в комнату. Она была не такая, как вчера. Она плохо спала этой ночью, все думала. Думала о том, интересна ли она людям, умна ли... Она даже просила Н.Н. сказать ей, что нужно делать, чтобы ему не было скучно. Затем Ася ушла.

    «Неужели она меня любит?» - спрашивал я себя на другой день, только что проснувшись. Я не хотел заглядывать в самого себя. Я чувствовал, что ее образ, образ «девушки с натянутым смехом», втеснился мне в душу и что мне от него не скоро отделаться. Я пошел в JI. и остался там целый день, но Асю видел только мельком. Ей нездоровилось; у ней голова болела. Она сошла вниз, на минутку, с повязанным лбом, бледная, худенькая, с почти закрытыми глазами; слабо улыбнулась, сказала: «Это пройдет, это ничего, всё пройдет, не правда ли?» - и ушла. Мне стало скучно и как-то грустно-пусто; я, однако, долго не хотел уходить и вернулся поздно, не увидав ее более».

    На следующее утро мальчик передал Н.Н. записку от Аси: «Я непременно должна вас видеть, приходите сегодня в четыре часа к каменной часовне на дороге возле развалины. Я сделала сегодня большую неосторожность... Придите ради бога, вы всё узнаете... Скажите посланному: да».

    XIV

    Пришел Гагин: «Четвертого дня я удивил вас своим рассказом; сегодня удивлю еще более». Он сообщил, что его сестра Ася влюблена в Н.Н.

    «Она говорит, что привязалась к вам с первого взгляда. Оттого она и плакала на днях, когда уверяла меня, что, кроме меня, никого любить не хочет. Она воображает, что вы ее презираете, что вы, вероятно, знаете, кто она; она спрашивала меня, не рассказал ли я вам ее историю, - я, разумеется, сказал, что нет; но чуткость ее - просто страшна. Она желает одного: уехать, уехать тотчас. Я просидел с ней до утра; она взяла с меня слово, что нас завтра же здесь не будет, - и тогда только она заснула. Я подумал, подумал и решился - поговорить с вами. По-моему, Ася права: самое лучшее - уехать нам обоим отсюда. И я сегодня же бы увез ее, если б не пришла мне в голову мысль, которая меня остановила. Может быть... как знать? - вам сестра моя нравится? Если так, с какой стати я увезу ее? Я вот и решился, отбросив в сторону всякий стыд... Притом же я сам кое-что заметил... Я решился... узнать от вас... - Бедный Гагин смутился. - Извините меня, пожалуйста, - прибавил он, - я не привык к таким передрягам».

    Договорились о том, что во избежание беды Н.Н. должен был идти на свидание и честно объясниться с Асей; Гагин обязался сидеть дома и не подавать вида, что ему известна ее записка. Старший брат собирался увезти Асю завтра же.

    «Жениться на семнадцатилетней девочке, с ее нравом, как это можно!» - сказал я, вставая».

    В небольшой комнатке, где было назначено свидание, уже находилась Ася. Девушка вся дрожала и никак не могла начать разговор.

    «Тонкий огонь пробежал по мне жгучими иглами; я нагнулся и приник к ее руке...

    Послышался трепетный звук, похожий на прерывистый вздох, и я почувствовал на моих волосах прикосновение слабой, как лист, дрожавшей руки. Я поднял голову и увидал ее лицо. Как оно вдруг преобразилось! Выражение страха исчезло с него, взор ушел куда-то далеко и увлекал меня за собою, губы слегка раскрылись, лоб побледнел, как мрамор, и кудри отодвинулись назад, как будто ветер их откинул. Я забыл всё, я потянул ее к себе - покорно повиновалась ее рука, всё ее тело повлеклось вслед за рукою, шаль покатилась с плеч, и голова ее тихо легла на мою грудь, легла под мои загоревшиеся губы...

    Ваша... - прошептала она едва слышно.

    Уже руки мои скользили вокруг ее стана... Но вдруг воспоминание о Гагине, как молния, меня озарило».

    Н.Н. рассказал Асе о встрече с ее братом. Ася хотела убежать, но молодой человек ее остановил. Девушка сказала, что обязательно должна уехать, что попросила его сюда для того только, чтобы проститься. Н.Н. сказал, что все кончено, и девушка ушла.

    Гагин вышел к Н.Н., но Аси не было дома. Решили подождать. Затем, не выдержав, отправились ее искать.

    Н. Н. вернулся в дом на горе. Ася уже вернулась. Гагин не пустил друга на порог.

    «Завтра я буду счастлив! У счастья нет завтрашнего дня; у него нет и вчерашнего; оно не помнит прошедшего, не думает о будущем; у него есть настоящее - и то не день, а мгновенье».

    Герой отправился в Кельн. Здесь он напал на след Гагиных. Они поехали в Лондон. Н. Н. искал их там, но не смог найти.

    «И я не увидел их более - я не увидел Аси. Темные слухи доходили до меня о ней, но она навсегда для меня исчезла. Я даже не знаю, ясива ли она. Однажды, несколько лет спустя, я мельком увидал за границей, в вагоне железной дороги, женщину, лицо которой живо напомнило мне незабвенные черты... но я, вероятно, был обманут случайным сходством. Ася осталась в моей памяти той самой девочкой, какою я знавал ее в лучшую пору моей жизни, какою я ее видел в последний раз, наклоненной на спинку низкого деревянного стула».

    Н. Н., немолодой светский человек, вспоминает историю, которая приключилась, когда ему было лет двадцать пять. Н. Н. тогда путешествовал без цели и без плана и на пути своем остановился в тихом немецком городке N. Однажды Н. Н., придя на студенческую вечеринку, познакомился в толпе с двумя русскими - молодым художником, назвавшимся Гагиным, и его сестрой Анной, которую Гагин называл Асей. Н. Н. избегал русских за границей, но новый знакомый ему понравился сразу. Гагин пригласил Н. Н. к себе домой, на квартиру, в которой они с сестрою остановились. Н. Н. был очарован своими новыми друзьями. Ася сначала дичилась Н. Н., но скоро уже сама заговаривала с ним. Наступил вечер, пришла пора ехать домой. Уезжая от Гагиных, Н. Н. почувствовал себя счастливым.

    Прошло много дней. Шалости Аси были разнообразны, каждый день она представлялась новой, другой - то благовоспитанной барышней, то шаловливым ребенком, то простенькой девочкой. Н. Н. регулярно навещал Гагиных. Какое-то время спустя Ася перестала шалить, выглядела огорченной, избегала Н. Н. Гагин обращался с ней ласково-снисходительно, а в Н. Н. крепло подозрение, что Гагин - не брат Аси. Странный случай подтвердил его подозрения. Однажды Н. Н. случайно подслушал разговор Гагиных, в котором Ася говорила Гагину, что любит его и никого другого не хочет любить. Н. Н. было очень горько.

    Несколько следующих дней Н. Н. провел на природе, избегая Гагиных. Но через несколько дней он нашел дома записку от Гагина, который просил его прийти. Гагин встретил Н. Н. по-приятельски, но Ася, увидев гостя, расхохоталась и убежала. Тогда Гагин рассказал другу историю своей сестры.

    Родители Гагина жили в своей деревне. После смерти матери Гагина его отец воспитывал сына сам. Но однажды приехал дядя Гагина, который решил, что мальчик должен учиться в Петербурге. Отец противился, но уступил, и Гагин поступил в школу, а затем в гвардейский полк. Гагин часто приезжал и однажды, уже лет в двадцать, увидел в своем доме маленькую девочку Асю, но не обратил на нее никакого внимания, услышав от отца, что она сирота и взята им «на прокормление».

    Гагин долго не был у отца и лишь получал от него письма, как вдруг однажды пришло известие о его смертельной болезни. Гагин приехал и застал отца умирающим. Тот завещал сыну заботиться о своей дочери, сестре Гагина - Асе. Скоро отец умер, а слуга рассказал Гагину, что Ася - дочь отца Гагина и горничной Татьяны. Отец Гагина очень привязался к Татьяне и даже хотел на ней жениться, но Татьяна не считала себя барыней и жила у своей сестры вместе с Асей. Когда Асе было девять лет, она лишилась матери. Отец взял её в дом и воспитывал сам. Она стыдилась своего происхождения и поначалу боялась Гагина, но потом его полюбила. Тот тоже к ней привязался, привез её в Петербург и, как ему ни было горько это делать, отдал в пансион. Там у нее не было подруг, барышни её не любили, но теперь ей семнадцать, она закончила учиться, и они вместе поехали за границу. И вот… она шалит и дурачится по-прежнему…

    После рассказа Гагина Н. Н. стало легко. Ася, встретившая их в комнате, внезапно попросила Гагина сыграть им вальс, и Н. Н. и Ася долго танцевали. Ася вальсировала прекрасно, и Н. Н. долго потом вспоминал этот танец.

    Весь следующий день Гагин, Н. Н. и Ася были вместе и веселились, как дети, но через день Ася была бледна, она сказала, что думает о своей смерти. Все, кроме Гагина, были грустны.

    Однажды Н. Н. принесли записку от Аси, в которой она просила его прийти. Скоро к Н. Н. пришел Гагин и сказал, что Ася влюблена в Н. Н. Вчера весь вечер её била лихорадка, она ничего не ела, плакала и призналась, что любит Н. Н. Она желает уехать…

    Н. Н. рассказал другу о записке, которую прислала ему Ася. Гагин понимал, что его друг не женится на Асе, поэтому они договорились, что Н. Н. честно с ней объяснится, а Гагин будет сидеть дома и не подавать виду, что знает о записке.

    Гагин ушел, а у Н. Н. голова шла кругом. Другая записка известила Н. Н. о перемене места их с Асей встречи. Придя в назначенное место, он увидел хозяйку, фрау Луизе, которая и провела его в комнату, где ожидала Ася.

    Ася дрожала. Н. Н. обнял её, но тут же вспомнил о Гагине и стал обвинять Асю в том, что она все рассказала брату. Ася слушала его речи и вдруг зарыдала. Н. Н. растерялся, а она бросилась к двери и исчезла.

    Н. Н. метался по городу в поисках Аси. Его грызла досада на себя. Подумав, он направился к дому Гагиных. Навстречу ему вышел Гагин, обеспокоенный тем, что Аси все нет. Н. Н. искал Асю по всему городу, он сто раз повторял, что любит её, но нигде не мог её найти. Однако, подойдя к дому Гагиных, он увидел свет в Асиной комнате и успокоился. Он принял твердое решение - завтра идти и просить Асиной руки. Н. Н. был снова счастлив.

    На другой день Н. Н. увидел у дома служанку, которая сказала, что хозяева уехали, и передала ему записку Гагина, где тот писал, что убежден в необходимости разлуки. Когда Н. Н. шел мимо дома фрау Луизе, она передала ему записку от Аси, где та писала, что если бы Н. Н. сказал одно слово - она бы осталась. Но, видно, так лучше…

    Н. Н. всюду искал Гагиных, но не нашел. Он знал многих женщин, но чувство, разбуженное в нем Асей, не повторилось больше никогда. Тоска по ней осталась у Н. Н. на всю жизнь.