Ремонт Дизайн Мебель

Любовная лирика есенина. Тема любви в творчестве С.А. Есенина. Я выбрала эту тему, потому что мне нравятся стихи Есенина, особенно его песни. Они мелодичные, задумчивые. Скачать презентацию на тему любовная лирика есенина


  • Ввести учащихся в поэтический мир Есенина, раскрыть сложность и драматизм жизненного и творческого пути;
  • Помочь оценить глубочайшую искренность поэта и осознать важность твердой жизненной позиции в судьбе человека.

  • Портрет – рисунок С. Есенина Ю. Аникушина;
  • Аудиозапись песен на стихи С. Есенина;
  • Фотографии Ш. Тальян и Галины Бениславской

Эпиграф:

Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения «неисчерпаемой печали полей», любви ко всему живому в мире и милосердия, которое – более всего иного заслужено человеком…

А.М. Горький


Отговорила роща золотая Березовым, веселым языком, И журавли, печально пролетая Уж не жалеют больше не о ком Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник - Пройдет, зайдет и вновь покинет дом. О всех ушедших грезит конопляник С широким месяцем над голубым прудом.

Стою один среди равнины голой, А журавлей относит ветром в даль, Я полон дум о юности веселой, Но ничего в прошедшем мне не жаль. Не жаль мне лет, растраченных напрасно, Не жаль души сиреневую цветь. В саду горит костер рябины красной, Но никого не может он согреть.

Не обгорят рябиновые кисти, От желтизны не пропадет трава, Как дерево роняет тихо листья, Так я роняю грустные слова.

И если время, ветром разметая, Сгребет их все в один ненужный ком... Скажите так... что роща золотая Отговорила милым языком.


Лебеды и не искать следа. Отоснилась ты мне навсегда. С алым соком ягоды на коже, Нежная, красивая, была На закат ты розовый похожа И, как снег, лучиста и светла. Зерна глаз твоих осыпались, завяли, Имя тонкое растаяло, как звук, Но остался в складках смятой шали Запах меда от невинных рук.

В тихий час, когда заря на крыше, Как котенок, моет лапкой рот, Говор кроткий о тебе я слышу Водяных поющих с ветром сот. Пусть порой мне шепчет синий вечер, Что была ты песня и мечта, Всё ж, кто выдумал твой гибкий стан и плечи - К светлой тайне приложил уста. Не бродить, не мять в кустах багряных Лебеды и не искать следа. Со снопом волос твоих овсяных Отоснилась ты мне навсегда.


Собаке Кочалова

Такую лапу не видал я сроду. Давай с тобой полаем при луне На тихую, бесшумную погоду. Дай, Джим, на счастье лапу мне.

Пожалуйста, голубчик, не лижись. Пойми со мной хоть самое простое.

Ведь ты не знаешь, что такое жизнь, Не знаешь ты, что жить на свете стоит. Хозяин твой и мил и знаменит, И у него гостей бывает в доме много, И каждый, улыбаясь, норовит Тебя по шерсти бархатной потрогать. Ты по-собачьи дьявольски красив, С такою милою доверчивой приятцей. И, никого ни капли не спросив, Как пьяный друг, ты лезешь целоваться. Мой милый Джим, среди твоих гостей Так много всяких и невсяких было. Но та, что всех безмолвней и грустней, Сюда случайно вдруг не заходила? Она придет, даю тебе поруку. И без меня, в ее уставясь взгляд, Ты за меня лизни ей нежно руку За все, в чем был и не был виноват.


«Милая Галя! Вы мне близки как друг…» Галина Артуровна Бениславская (1897-1926 гг.)

"Что желать под житейскою ношею?

Проклиная удел свой и дом,

Я хотел бы теперь хорошую

Видеть девушку под окном.

Чтоб с глазами она

Васильковыми,

Только мне -

Не кому-нибудь -

И словами, и чувствами

новыми

Успокоила сердце и грудь".

Сергей Есенин


Я помню, любимая, помню

Сиянье твоих волос.

Не радостно и не легко мне

Покинуть тебя привелось.

Я помню осенние ночи,

Березовый шорох теней,

Пусть дни тогда были короче,

Луна нам светила длинней.

Я помню, ты мне говорила:

"Пройдут голубые года,

И ты позабудешь, мой милый,

С другою меня навсегда"

И сердце, остыть не готовясь,

И грустно другую любя.

Как будто любимую повесть,

С другой вспоминает тебя.

Сегодня цветущая липа

Напомнила чувствам опять,

Как нежно тогда я сыпал

Цветы на кудрявую прядь .


  • Я спросил сегодня у менялы, Что даёт за полтумана по рублю, Как сказать мне для прекрасной Лалы По-персидски нежное "люблю"?

Я спросил сегодня у менялы, Легче ветра, тише Ванских струй, Как назвать мне для прекрасной Лалы Слово ласковое "поцелуй"?

И ещё спросил я у менялы, В сердце робость глубже притая, Как сказать мне для прекрасной Лалы, Как сказать ей, что она "моя"?

И ответил мне меняла кратко:

О любви в словах не говорят,

О любви вздыхают лишь украдкой, Да глаза, как яхонты, горят.

Поцелуй названья не имеет,

Поцелуй не надпись на гробах. Красной розой поцелуи рдеют, Лепестками тая на губах.

От любви не требуют поруки,

С нею знают радость и беду. "Ты - моя" сказать лишь могут руки, Что срывали чёрную чадру.


Никогда я не был на Босфоре,

Ты меня не спрашивай о нем.

Я в твоих глазах увидел море,

Полыхающее голубым огнем.

Не ходил в Багдад я с караваном,

Не возил я шелк туда и хну.

Наклонись своим красивым станом,

На коленях дай мне отдохнуть.

Или снова, сколько ни проси я,

Для тебя навеки дела нет,

Что в далеком имени - Россия –

Я известный, признанный поэт.

У меня в душе звенит тальянка,

При луне собачий слышу лай.

Разве ты не хочешь, персиянка,

Увидать далекий синий край?

Я сюда приехал не от скуки –

Ты меня, незримая, звала.

И меня твои лебяжьи руки

Обвивали, словно два крыла.

Я давно ищу в судьбе покоя,

И хоть прошлой жизни не кляну,

Расскажи мне что-нибудь такое

Про твою веселую страну.

Заглуши в душе тоску тальянки,

Напои дыханьем свежих чар,

Чтобы я о дальней северянке

Не вздыхал, не думал, не скучал.

И хотя я не был на Босфоре –

Я тебе придумаю о нем.

Все равно - глаза твои, как море,

Голубым колышутся огнем.


Шаганэ, ты моя, Шаганэ Шаганэ Нерсесовна Тальян (1900-1976 гг.)

« Шаганэ ты моя, Шаганэ

Потому, что я с севера, что ли,

Я готов рассказать тебе поле,

Про волнистую рожь при луне.

Шаганэ ты моя, Шаганэ…»


Мне пора обратно ехать в Русь.

Персия! Тебя ли покидаю?

Навсегда ль с тобою расстаюсь

Из любви к родимому мне краю?

Мне пора обратно ехать в Русь

Где обсыпан розами порог.

Там живет задумчивая пери.

В Хороссане есть такие двери,

Но открыть те двери я не мог.

В волосах есть золото и медь.

У меня в руках довольно силы,

Но дверей не смог я отпереть.

И зачем? Кому мне песни петь?-

Если стала неревнивой Шага,

Коль дверей не смог я отпереть,

Ни к чему в любви моей отвага.

До свиданья , пери, до свиданья,

Пусть не смог я двери отпереть,

Ты дала красивое страданье,

Про тебя на родине мне петь.

До свиданья, пери , до свиданья




«За то, что девочкой неловкой

предстала ты мне на пути моём»

Зинаида Николаевна Райх 1894-1939

«Любимая!

Я мучил вас,

У вас была тоска в глазах усталых:

Что перед вами напоказ

Себя растрачивал в скандалах…»

«Письмо к женщине»


До свиданья, друг мой, до свиданья.

Милый мой, ты у меня в груди.

Предназначенное расставанье

Обещает встречу впереди.

До свиданья, друг мой, без руки, без слова,

Не грусти и не печаль бровей,-

В этой жизни умирать не ново,

Но и жить, конечно, не новей.




краткое содержание других презентаций

«Любовь в творчестве Есенина» - Цикл «Любовь хулигана». Время душевного кризиса поэта. Любовная лирика. Заметался пожар голубой. Творчество. Стихи последнего периода творчества. Сыплет черемуха снегом. Истинная любовь. Есенин совершил поездку в Батуми. Тема любви в лирике Есенина. Любовь. Лирический герой. Подражание песне. Девушка-березка. Зеленая прическа.

«Природа в творчестве Есенина» - Сергей Есенин. Чувство родины. Источник вдохновения. Край любимый. Лирика жива одной большой любовью. Прием олицетворения природы. Роса блестит на крапиве. Природа в творчестве С.А.Есенина. Стихи Сергея Есенина. Не жалею, не зову, не плачу.

«Фотографии Есенина» - Москва. Сергей Тимофеевич Коненков. Есенин Сергей Александрович. Есенин. Памятник. Берёза. Есенин с друзьями. Есенин с детьми. Дункан. Друг мой. Письмо матери. Айседора Дункан.

«Природа в лирике Есенина» - Константиново. Любовь к родине. Белая береза. Изба крестьянская. Сергей Есенин. Родная природа в лирике С.А.Есенина. Наше поле. Радуница. Творчество Есенина. Это драма деревенского парня. Синее небо. Спас-Клепиковская школа. Отговорила роща золотая. Я человек не новый. Тальяночка. Родился я с песнями в травном одеяле. Край любимый. Самый оригинальный поэт. Свет вечерний шафранного края. Природа как выражение окружающего мира.

«Женщины Сергея Есенина» - Дочь. Софья Толстая. Любовь. Первая гражданская жена. Сергей Александрович Есенин. Августа Миклашевская. Галина Бениславская. Надежда Вольпин. Айседора Дункан. Сардановская Анна Алексеевна. Анна Изряднова. Переживания великого поэта. Поэт. Зинаида Райх. Есенинская страсть. Гипотеза. Шаганэ (Шагандухт) Тальян.

«Образ Родины в творчестве Есенина» - Россия. Нет поэта без Родины. Лирика. Клен заледенелый. Памятник С.А.Есенину. Раздольные песни. Отговорила роща золотая. Страна берёзового ситца. Детство поэта. Образ Родины. Сергей Есенин. До свиданья, друг мой, до свиданья. Навеки имею нежность грустную русской души. Творчество С.А. Есенина.

Проект подготовили
учащиеся 11 «Л» класса:
Мирзаева М.,Зокирова Н.,
Мирзаохунова С

Актуализация темы:

Любовная лирика Есенина
Народно-песенные
истоки ранней
лирики
Адресаты
любовной лирики
Философичность
любовной лирики

Тема любви в творчестве С.Есенина развивается не последовательно, а с пропусками и ретроспективными возвращениями в прошлое. Вначале была

Тема любви в творчестве С.Есенина
развивается не последовательно, а с пропусками
и ретроспективными возвращениями в прошлое.
Вначале была сказочно далёкая девушка в белом,
неясная для читателя, но, безусловно,
возвышенная для поэта
Где-то за садом несмело
Там, где калина цветёт,
Нежная девушка в белом
Нежную песню поёт

О любви Есенин пишет уже в самых ранних
своих стихах, истоки которых в песенном
русском фольклоре.
Ты поила коня из горстей в поводу,
Отражаясь, берёзы ломались в пруду.
Я смотрел из окошка на синий платок,
Кудри черные змейно трепал ветерок
Мне хотелось в мерцании пенистых струй
С алых губ твоих с болью сорвать поцелуй.
Здесь стилизованы все элементы стиха, и авторское
«Я» неизбежно воспринимается как традиционное
«Я» народной лирической песни.

Айседора
Дункан
Августа
Миклашевская
Шаганэ

Осенью 1921 г. в Москву
приехала известная
танцовщица Айседора
Дункан, одинокая, уже
немолодая женщина. Есенина
захватило необычайное
искусство танцовщицы, её
темперамент, обаяние её
личности. Вскоре они стали
мужем и женой. Весной 1922 г.
супруги улетели в свадебное
путешествие, сначала в
Европу, а потом в США.

Августа Миклашевская

В 1923-м году, когда поэт вернется изза границы, именно любовь к женщине
исцелит страдающую душу поэта,
прольется осенью того же года циклом
стихотворений «Любовь хулигана».
Рождение этого произведения
связано с именем актрисы Камерного
театра – Августой Миклашевской.

Мечта о «чистой» любви – один из
сквозных мотивов лирики Есенина.
В 1924-1925 годах на Кавказе
Есенин написал изумительный
цикл лирических
стихотворений «Персидские
мотивы». Стихи этого цикла попытка обрести согласие с самим
собой, с миром. В есенинском цикле
слышатся отзвуки
древнеперсидской поэзии, в нем
видятся очертания благодатной
сказочной страны.

Шаганэ ты моя, Шаганэ!
Потому что я с севера, что ли,
Я готов рассказать тебе поле,
Про волнистую рожь при луне.
Шаганэ ты моя, Шаганэ.

Философичность любовной лирики.

Стихи о любви,
написанные в
последние годы
жизни, проникнуты
ненавистью и
презрением ко
всяческого рода
неправде в
человеческих
отношениях, к
расчетливому
женскому лукавству,
к любви без тепла,
без верности, без
чести.

Стихи о любви последних лет Поэт гневно осуждает «напоённую ласкою ложь», он не приемлет женщин «легкодумных, лживых и пустых» и с тоскою п

Стихи о любви последних лет
Поэт гневно осуждает «напоённую ласкою ложь», он не
приемлет женщин «легкодумных, лживых и пустых» и с
тоскою пишет о сердцах охладевших, не способных
дарить людям любовь. Лирический герой мечтает о
чистой и возвышенной любви, в последние годы эта
мечта трансформировалась в идеал первозданного,
радостного, животворящего чувства.
Философские размышления о жизни, о любви, о Родине
отмечаются в лирике последних лет жизни поэта

Заключение
«Жажда человеческой нежности» явление непреходящее, а только
изменяющее свои формы. И стихи о
любви, написанные С.Есениным, находят
свой отзвук в душе читателя. Чувство,
излитое поэтом,
принадлежит
уже не ему одному – оно
становится достоянием
многих…

Слайд 1

Любовь в лирике Есенина
Жизнь моя, иль ты приснилась мне…

Слайд 2

Слайд 3

Сергей Есенин
Родился 21 сентября (3 октября) 1895 в деревне Константиново, после его смерти переименован- ной в Есенино. Сын зажиточного крестьянина Рязанской губернии; в 16 лет окончил церковно- приходскую школу в родной деревне; довершал образование собственными силами. Начал писать стихи в девятилетнем возрасте. В 1912 приехал в Москву и вскоре вошел в контакт с подпольной большевистской организацией. Некоторое время работал печатником. В 1914 перебрался в Санкт- Петербург, где свел знакомство с русскими поэтами-символистами, в том числе с А.Блоком. Первый стихотворный сборник Есенина был опубликован в 1916. С 1919 по 1921 возглавлял литературную группу, называвшую себя имажинистами; в начале 1920-х годов совершил несколько путешествий в Западную Европу и Америку. Некоторое время был женат на американской танцовщице Айседоре Дункан, затем развелся с нею и женился на внучке Л.Толстого. Запойное пьянство и беспорядочная жизнь подорвали его душевное здоровье, и 28 декабря 1925 он, по главной версии, покончил с собой (в Ленинграде; похоронен в Москве).

Слайд 4

Поэзию Есенина отличают глубокая искренность и высокий эмоциональный накал. В сущности, он был крестьянским поэтом, и его личная трагедия была в большой степени порождена оторванностью от родной среды, неприкаянностью. Крестьянские мотивы его поэзии отошли в прошлое после 1917, когда решающей силой стал индустриальный пролетариат, отвергавший крестьянский индивидуализм. Главные поэтические образы Есенина имеют религиозную окраску, что в конце его жизни еще более обостряло и без того стремительно ухудшавшиеся отношения с официальной критикой. Тем не менее предреволюционные и первые послереволюционные стихи Есенина отражают властное влечение к переменам. Он восторженно приветствовал Октябрьский переворот 1917; идеологический разлад с большевизмом выявился позднее. Затравленный критиками и угнетенный враждебной действительностью, он пытался писать стихи, прославляющие «стального коня» (паровоз), символ городского технического прогресса. Важнейшие его произведения – Марфа Посадница и Ус (1914), Товарищ и Певущий зов (1917–1918), Исповедь хулигана (1921) и Пугачев (1922).

Слайд 5

Анна Изряднова
Заметался пожар голубой, Позабылись родимые дали. В первый раз я запел про любовь, В первый раз отрекаюсь скандалить. Был я весь - как запущенный сад, Был на женщин и зелие падкий. Разонравилось петь и плясать И терять свою жизнь без оглядки.

Слайд 6

В 1912 году семнадцатилетний деревенский мальчик Сережа Есенин, красивый, как вербный херувим, приехал покорять Москву и вскоре устроился работать в типографию Сытина корректором. В своем коричневом костюме и ярко-зеленом галстуке он выглядел по- городскому: не стыдно и в редакцию зайти, и с барышней познакомиться. Но редакции его стихи печатать не хотели, а барышни смеялись над его говором, галстуком и независимыми манерами. Только курсистка Аня, Анна Изряднова, также служившая корректором у Сытина, сумела в мальчишке, который был моложе ее на четыре года, увидеть настоящего поэта. Как она его понимала! Как она любила его! Анна стала его первой женщиной. Сергей почувствовал себя взрослым мужчиной, мужем. В снятой ими комнате у Серпуховской заставы и начинается есенинская семейная жизнь. Работа, дом, семья, Анна ждет ребенка, и на поэзию уже сил и времени не хватает. Для вдохновения Сергей уезжает в Крым. Один. Вернулся полный впечатлений и вдохновения. Он бросил работу и целыми днями писал стихи. Анна не перечила и ничего не требовала от него. Просто любила. В декабре 1914 года Есенин отвез жену в роддом. Страшно гордился, когда родился сын. К возвращению Анны из больницы отмыл комнату до блеска, приготовил обед. 19-летний отец с удивлением вглядывался в крошечное личико сына, отыскивая в нем свои черты, и никак не мог налюбоваться. Назвал малыша Георгием, Юрочкой. Радость закончилась быстро. Детский плач, грязные пеленки, бессонные ночи. Через три месяца Есенин уехал в Петроград: то ли в поисках успеха, то ли просто сбежал от семейного счастья. Почти целый год мотался туда-сюда. Но ни любовь Ани, ни ребенок не смогли его удержать. Материально помогал, когда мог. Но вскоре завертела столица, закружила. «Ах, самородок из Рязани! Ах, новый Кольцов!» - говорили о нем. И стал модный поэт в литературных салонах нарасхват. Всегда находились желающие выпить с гением. Наверное, тогда тихий отрок, воспевающий золотую Русь, и превратился в кабацкого хулигана…

Слайд 7

Зинаида Райх
Вы помните, вы все, конечно, помните, Как я стоял, приблизившись к стене; Взволнованно ходили вы по комнате И что-то резкое в лицо бросали мне…

Слайд 8

Зинаида Райх родила Есенину двух детей - Костика и Танечку. Однажды летом 1917 года Есенин с приятелем зашли в редакцию газеты «Дело народа», где Сергей познакомился с секретаршей Зиночкой. Зинаида Райх была редкая красавица. Таких он еще не видел. Умная, образованная, окруженная поклонниками, она мечтала о сцене. Уж как он уговорил ее поехать с ним на Север?! Они обвенчались в маленькой церквушке под Вологдой, искренне веря, что будут жить долго, счастливо и умрут в один день. Вернувшись, поселились у Зинаиды. Ее заработка хватало на двоих, и она старалась создать Сереже все условия для творчества. Есенин был ревнив. Выпив, становился просто невыносим, устраивая беременной жене безобразные скандалы. Он любил по-русски: сначала бил, а потом валялся в ногах, вымаливая прощение. В 1918 году семейство Есениных покинуло Петроград. Зинаида поехала в Орел к родителям рожать, а Сергей вместе с другом снял в центре Москвы комнатенку, где зажил по-холостяцки: попойки, женщины, стихи…

Слайд 9

Дочь родилась в мае 1918 года. Зинаида назвала ее в честь матери Сергея - Татьяной. Но когда жена с маленькой Танечкой приехали в Москву, Сергей их встретил так, что уже на следующий день Зинаида уехала обратно. Потом Есенин просил прощения, они мирились, и опять начинались скандалы. После того как он избил ее, беременную вторым ребенком, Зинаида сбежала от него к родителям окончательно. Сын был назван Костей в честь села Константиново, где родился Есенин. Впоследствии Зинаида стала актрисой в театре знаменитого режиссера Всеволода Мейерхольда. В октябре 1921 года Есенин и Зинаида официально развелись, она вышла замуж за Мейерхольда. Знаменитый режиссер воспитывал Костика и Танечку, а Есенин в доказательство любви к детям носил их фотографию в нагрудном кармане.

Слайд 10

Айсидора Дункан
Любимая! Я мучал вас, У вас была тоска В глазах усталых: Что я пред вами напоказ Себя растрачивал в скандалах. Но вы не знали, Что в сплошном дыму, В развороченном бурей быте С того и мучаюсь, Что не пойму, Куда несет нас рок событий...

Слайд 11

Айсеидора Дункан не говорила по-русски, Есенин не понимал по-английски. Но это не мешало их любви.Однажды великую американскую балерину Айсидору Дункан, приехавшую в 1921 году в Россию, пригласили на творческий вечер… Она вошла летящей походкой, сбросила шубку и расправила складки шелкового хитона. Танцовщица была похожа на ожившую статую античной богини. Ей налили «штрафной» стакан вина. Она подняла глаза от бокала и увидела Его. Он начал читать стихи. Айсидора не понимала ни слова, но не могла оторвать от него взгляда. А он декламировал, глядя только на нее. Казалось, что в комнате больше никого нет. Закончив читать, Есенин спустился с возвышения и попал в ее объятия. «Изадора! Моя Изадора!» - Есенин опустился перед танцовщицей на колени. Она поцеловала его в губы и произнесла: «За-ла-тая галава, за-ла-тая га-ла-ва». Это была любовь с первого взгляда, кипучая страсть, ураган. И не важно, что Айсидора почти не говорила по-русски, а Сергей не знал английского. Они понимали друг друга без слов, потому что были похожи - талантливы, эмоциональны, бесшабашны.. С той памятной ночи Есенин переехал в квартиру Айсидоры. Есенинские друзья-поэты с удовольствием ходили в этот гостеприимный дом, хотя никак не могли поверить, что гуляка и сердцеед искренне полюбил женщину, которая почти в два раза старше его. А он, глядя, как Айсидора танцует для него, теряя голову, шептал: «Моя, моя навеки!»

Слайд 12

Балерина с мировым именем была богата и готова все отдать, только чтобы ее любимый Есенин был счастлив. Кутежи, шампанское, фрукты, подарки. Она оплачивала все. Но уже через несколько месяцев есенинская страсть угасла и начались скандалы. В пьяном угаре он кричал: «Дунька, пляши». И она танцевала перед ним и его собутыльниками, без слов показывая и свою любовь, и унижение, и гордость, и негодование. Она видела, что ее любимый спивается, и, чтобы спасти его, решила увезти за границу. В мае 1922 года Есенин и Дункан зарегистрировали брак и уехали сначала в Европу, затем в Америку. Но там он из великого поэта стал просто мужем Дункан. От этого злился, пил, гулял, бил, потом каялся и объяснялся в любви. Друзья Айсидоры были в ужасе от ее семейной жизни. - Как ты позволяешь так с собой обращаться?! Ты - великая балерина! Айседора оправдывалась: «Он болен. Я не могу его бросить. Это все равно что бросить больного ребенка». В Советской России ему было очень тяжело, а без России - невозможно. И чета Есениных - Дункан вернулась обратно. Она чувствовала, что брак разваливается, безумно ревновала и мучилась. Отправившись на гастроли в Крым, Айсидора ждала там Сергея, который обещал вскоре приехать. Но вместо него пришла телеграмма: «Я люблю другую, женат, счастлив. Есенин». Этой другой стала его поклонница Галина Бениславская.

Слайд 13

Галина Бениславская
"Что желать под житейскою ношею? Проклиная удел свой и дом, Я хотел бы теперь хорошую Видеть девушку под окном. Чтоб с глазами она васильковыми, Только мне – Не кому-нибудь – И словами, и чувствами новыми Успокоила сердце и грудь".

Слайд 14

Так беззаветно, как любила Галина, редко любят. Есенин считал ее самым близким другом, но не видел в ней женщину. Ну чего ему не хватало?! Стройная, зеленоглазая, косы чуть не до полу, а он не замечал этого, о своих чувствах к другим рассказывал. Галина оторвала его от Дункан, старалась отвадить и от друзей-собутыльников, ждала ночами у двери, как верная собака. Помогала чем могла, бегала по редакциям, выбивая гонорары. И телеграмму в Крым Айседоре дала она же. Галина считала его своим мужем, он же говорил ей: «Галя, вы очень хорошая, вы самый близкий друг, но вас я не люблю…» Есенин приводил в ее дом женщин и тут же ее утешал: «Я сам боюсь, не хочу, но знаю, что буду бить. Вас не хочу бить, вас нельзя бить. Я двух женщин бил - Зинаиду и Изадору - и не мог иначе. Для меня любовь - это страшное мучение, это так мучительно». Галина все ждала, когда же он увидит в ней не только друга. Но так и не дождалась. В 1925 году он женился… на Сонечке Толстой.

Слайд 15

Софья Толстая
Видно, так заведено навеки - К тридцати годам перебесясь, Все сильней, прожженные калеки, С жизнью мы удерживаем связь. Милая, мне скоро стукнет тридцать, И земля милей мне с каждым днем. Оттого и сердцу стало сниться, Что горю я розовым огнем.

Слайд 16

Есенин гордился тем, что породнился с Толстым, женившись на его внучке Софье В Начале 1925 года поэт познакомился с внучкой Льва Толстого Софьей. Как и большинство интеллигентных девиц того времени, она была влюблена в поэзию Есенина и немножко в самого поэта. 29-летний Сергей робел перед аристократизмом и невинностью Софьи. Однаж- ды летом в липовой аллее в парке к ним подошла цыганка: - Эй, молодой, красивый, дай денежку, судьбу узнаешь! Есенин рассмеялся и достал деньги. - Свадьба у тебя скоро будет, кучерявый! - рассмеялась цыганка. В июле 1925 года состоялась скромная свадьба. Сонечка была готова, как и ее знаменитая бабушка, посвятить всю жизнь мужу и его творчеству. Все было на удивление хорошо. У поэта появился дом, любящая жена, друг и помощник. Софья занималась его здоровьем, готовила его стихи для собрания сочинений. И была абсолютно счастлива. А Есенин, встретив приятеля, отвечал на вопрос: «Как жизнь?» - «Готовлю собрание сочинений в трех томах и живу с нелюбимой женщиной». Есенин продолжал жить жизнью, где всегда находилось место пьяным кутежам и любовным интрижкам с поклонницами. «Что случилось? Что со мною сталось? Каждый день я у других колен», - писал он о себе.

Слайд 17

И отчего-то чувствовал свою скорую смерть: «Я знаю, знаю. Скоро, скоро, Ни по моей, ни чьей вине Под низким траурным забором Лежать придется так же мне». Это писал 30-летний красавец, недавно женившийся на обожавшей его милой и умной девушке, поэт, чьи сборники разлетались прямо из типографии. Все кончилось 28 декабря 1925 года в ленинградской гостинице «Англетер». Сергея Есенина нашли повесившимся на веревке от чемодана. Рядом было письмо, написанное кровью: «До свиданья, друг мой, до свиданья…» Все его жены, кроме Айседоры, которая была в Париже, присутствовали на похоронах. Галина Бениславская застрелилась на могиле Есенина. Женщин, любивших его, было много, а любви в его жизни было мало. Сам Есенин объяснял это так: «Как бы ни клялся я кому-либо в безумной любви, как бы я ни уверял в том же сам себя, - все это, по существу, огромнейшая и роковая ошибка. Есть нечто, что я люблю выше всех женщин, выше любой женщины, и что я ни за какие ласки и ни за какую любовь не променяю. Это - искусство…»

Слайд 18

Заключение
Последние годы жизни Есенин были отмечены трагическими противоречиями. Высвобождение из-под власти патриархальной Руси и сближение с цивилизованным миром не только не обогатило, но нанесло немало жесточайших ран самочувствию поэта. В 1924- 1925 гг. он создает такие шедевры, как книга стихов "Москва кабацкая" (1924), поэма "Черный человек" (1925). И все же в борьбе власти против "старой", исконной России с ее прежде всего "пахотной идеологией" Есенин решительно встал на сторону последней. В его поэзии присутствует сочув- ствие разгромленному повстанческому крестьянскому движению, с одной стороны, и скрытое сопротивление, страх перед бездуховностью, перед насилием - с другой: "Сорокоуст", "Мир таинственный, мир мой древний..." (1921); то же самое в драматических поэмах "Пугачев" и "Страна негодяев" (1922-1923).

Слайд 19

Попытка поэта приглядеться к "новизне" послерево- люционной деревни утешительных результатов не приносит ("Возвращение на родину", 1924). На родине он только и видит что взметнувшуюся "колокольню без креста", в избе выброшенные с божничной полки сестрами-комсомолками иконы, вместо которых "на стенке календарный Ленин". В последний период жизни Есенин сознательно отдаляется от деревни - как от чуждой ему советской "нови". Он так и уходит из жизни с поэтическим взором, более обращенным в свой внутренний мир, нежели во внешнюю действительность. Все настойчивее звучит в его поэзии тема приближающейся смерти.Жизнь Есенин трагически оборвалась в Ленинграде, в гостинице "Англетер" при невыясненных обстоятельствах. Похоронен поэт в Москве на Ваганьковском кладбище.

Слайд 20

Информация
http://www.esenin.niv.ru/esenin/people/ http://eseniada.narod.ru http://www.esenin.ru/ Сборник стихов С.Есенина под редакцией «Советская Россия» Москва 1966 г.


В творчестве С. Есенина тема любви звучит, начиная с самых ранних стихотворений. Сначала это произведения фольклорно- поэтического, стилизаторского характера, например «Подражание песне», написанное в 1910 году: «Мне хотелось в мерцании пенистых струй С алых губ твоих с болью сорвать поцелуй». Стихотворение похоже на народную лирическую песню.


Исполнены лиризма и другие стихотворения этого периода- «Выткался на озере алый свет зари...», «Сыплет черемуха снегом...», «зачем зовешь...» Они посвящены Анне Сардановской - сестре друга детства поэта. Неуемное ликование души рождено любовью, восторженными мечтами о встрече: «Зацелую допьяна, изомну, как цвет, Хмельному от радости пересуду нет...»


Позже в любовной лирике появляются мотивы, сливающие воедино поэзию любви с поэзией природы, передающие возвышенную одухотворенность чувства и его целомудренность. Так, в стихотворении «Зеленая прическа...», посвященном Л.И. Кашиной, хрупкая девушка сравнивается с тонкой, заглядевшейся в пруд березкой, ее косички – с ветвями, прибранными лунным гребешком.




Совсем иная «любовь» появляется в «Москве кабацкой». Начало 20 годов – время душевного кризиса поэта, мечущегося между старой и новой Россией, чувствующего свою ненужность. Утешения он искал в пьянстве и разгуле. Кажется, он не способен на светлое чувство. В «Письме к женщине» Есенин признается: И я склонился над стаканом, Чтоб, не страдая ни о ком, Себя сгубить В угаре пьяном...


Любовь теперь видится ему не прекрасным светлым чувством, а бедой, омутом: «я не знал, что любовь - зараза, Я не знал, что любовь - чума». Слова оскорбления адресуются всем женщинам: "свора собачья". Однако в конце герой проливает сентиментальные слезы и просит прощения: «Дорогая, я плачу. Прости... Прости...». Утешения герой все же пытается искать в любви, любовью старается излечить кровоточащие душевные раны.


И он находит его. Цикл «Любовь хулигана» посвящен Августе Миклашевской. Любовь к этой женщине была целительной для больной и опустошённой души поэта. Одухотворенное чувство к Миклашевской просветляет, возвышает и вдохновляет Есенина на творчество, заставляет снова ипо-новому поверить в значимость идеального чувство.


В стихотворении «Заметался пожар голубой...» он восклицает: «В первый раз я запел про любовь, В первый раз отрекаюсь скандалить». Лирический герой признается: «Разонравилось пить и плясать И терять свою жизнь без оглядки». Смысл своего существования он видит в том, чтобы смотреть на возлюбленную, "видеть глаз злато-карий омут", касаться тонкой ее руки и волос ее "цветом в осень". Он старается доказать, "как умеет любить хулиган, как умеет он быть покорным".


В любви, в любимой женщине лирический герой видит смысл существования: «Я б навеки пошел за тобой». Это возрождение огрубевшего сердца, звонкая песнь исцеленной Лиры. Любовная линия продолжает свое развитие и в стихотворении "Ты такая ж простая, как все", где портрет любимой представляется лирическому герою строгим иконным ликом богоматери.


1924 году Есенин совершил поездку в Батуми, где познакомился с Шаганэ Тальян-Тертарьян, женщиной, вдохновившей поэта на создание «Персидских мотивов». Одно за другим появляются стихотворения: «Шаганэ ты, моя Шаганэ...» «Я спросил сегодня у менялы...» «Ты сказала, что Саади...»


Лирический герой влюблен и хочет поведать о своем чувстве: «Как сказать мне для прекрасной Палы По- персидски нежное "люблю"?» Однако, истинная любовь не нуждается в словах, поэтому «О любви вздыхают лишь украдкой, и глаза, как яхонты, горят». Этот цикл пронизан чувством ностальгии, а чувство к женщине и чувство к Родине слиты воедино. Будучи счастлив и любим, лирический герой вспоминает, что «там, на севере, девушка тоже, На тебя она странно похожа, Может, думает обо мне».


Стихи последнего периода творчества полны презрения к неискренности отношений, неприятия женского лукавства, поэт осуждает «легкодумных, лживых и пустых женщин». Есенин всегда мечтал о чистой, возвышающей человека любви, в последние годы в своем творчестве воспевает идеал радостного, светлого чувства. «Листья падают, падают листья...» - стихотворение, написанное человеком, уставшим от ударов судьбы, человеком, ищущим надежную гавань: «Я хотел бы теперь хорошую Видеть девушку под окном». Лишь такое настоящее чувство способно успокоить «сердце и грудь».


Любовная лирика поэта запечатлела целую гамму человеческих чувств. Как и все его творчество, она автобиографичная и правдива, в ней раскрывается личность поэта, его душа. Любовная лирика Есенина, по словам Н. Рыленкова способна утолить «жажду человеческой нежности». Каждый читатель находит в его стихах своё видение любви, ведь «все на свете из людей Песнь любви поют и повторяют».