Ремонт Дизайн Мебель

Анализ стихотворения фета шепот, робкое дыханье. Афанасий Фет — Шепот, робкое дыханье: Стих

Стихотворение Фета "Шепот, робкое дыханье..." появилось в печати в 1850 году. К тому времени Фет уже был вполне сложившимся поэтом, со своим особым голосом: с резко субъективной окраской лирического переживания, с умением наполнить слово живой конкретностью и одновременно уловить новые обертоны, "мерцающие" нюансы в его значении, с обостренным ощущением роли композиции в стихотворении – композиции, передающей, в сущности, конструкцию, структуру развития самого авторского чувства. Фет новаторски разрабатывал образный строй стиха, его мелодику, удивлял свободным обращением с лексикой и вызывал возмущение нежеланием прислушиваться к элементарным законам грамматики.
Одним словом, при упоминании имени Фета в сознании его современников возникало представление о ярко, чересчур ярко выраженной поэтической индивидуальности. К этому же времени Фет зарекомендовал себя как поэт, сосредоточивший внимание на довольно узком круге проблем, далеких от злобы дня, от насущных интересов реальной действительности. Это закрепило за его лирикой репутацию некоторой одноплановости, а в глазах наиболее радикальных деятелей эпохи – даже своеобразной неполноценности.
Стихотворение "Шепот, робкое дыханье..." укрепилось в сознании современников как наиболее фетовское со всех точек зрения, как квинтэссенция индивидуального фетовского стиля, дающего повод и для восторгов, и для недоумения:

В этом стихотворении неодобрение вызывала прежде всего "ничтожность", узость избранной автором темы, отсутствие событийности – качество, которое казалось неотъемлемо присущим поэзии Фета. В тесной связи с указанной особенностью стихотворения воспринималась и его выразительная сторона – простое перечисление через запятую впечатлений поэта, чересчур личных, незначительных по характеру. Нарочито же простую и одновременно по дерзости нестандартную форму можно было расценить как вызов. И в ответ, действительно, посыпались острые и меткие, в сущности, пародии, поскольку пародия, как известно, обыгрывает наиболее характерные качества стиля, концентрирующие в себе и его объективные свойства, и индивидуальные художественные пристрастия автора. В данном случае предполагалось даже, что стихотворение Фета не проиграет, если его напечатать в обратном порядке – с конца...

С другой стороны, нельзя было не признать, что поэт блестяще добивался своей цели – колоритного изображения картины ночной природы, психологической насыщенности, напряженности человеческого чувства, ощущения органического единства душевной и природной жизни, полной лирической самоотдачи. В этом смысле стоит привести высказывание принципиального противника Фета в плане мировоззренческом – Салтыкова-Щедрина: "Бесспорно, в любой литературе редко можно найти стихотворение, которое своей благоуханной свежестью обольщало бы читателя в такой степени, как стихотворение г. Фета "Шепот, робкое дыханье..."
Интересно мнение Л.Толстого, высоко ценившего поэзию Фета: "Это мастерское стихотворение; в нем нет ни одного глагола (сказуемого). Каждое выражение – картина... Но прочтите эти стихи любому мужику, он будет недоумевать, не только в чем их красота, но и в чем их мысль. Это – вещь для небольшого кружка лакомок в искусстве".
Попробуем определить, как Фет добивается, чтобы "каждое выражение" стало "картиной", как он достигает поразительного эффекта сиюминутности происходящего, ощущения длящегося времени и, несмотря на отсутствие глаголов, присутствия внутреннего движения в стихотворении, развития действия.
Грамматически стихотворение представляет собой одно, проходящее через все три строфы восклицательное предложение. Но наше восприятие его как неделимой текстовой единицы накрепко спаяно с ощущением его внутренне компактной композиционной цельности, имеющей смысловое начало, развитие и кульминацию. Дробное перечисление через запятую, которое может показаться главным двигателем в динамике переживания, в действительности лишь внешний структурный механизм. Главный двигатель лирической темы – в ее смысловом композиционном развитии, которое основывается на постоянном сопоставлении, соотнесении двух планов: частного и общего, интимно-человеческого и обобщенно-природного. Этот переход от изображения мира человека к миру вокруг, от того, что "здесь, рядом", к тому, что "там, вокруг, вдали", и наоборот, осуществляется от строфы к строфе. При этом характер детали из мира человека соответствует характеру детали из мира природы.

Анализ стихотворения Шепот робкое дыхание по плану

1. История создания. Стихотворение "Шепот, робкое дыхание" (1850 г.) является одним из самых известных произведений . В нем ярче всего проявились основные черты таланта поэта. Однако после публикации стихотворение подверглось резкой критике. Фета обвиняли в беспредметности и слишком явных намеках на интимные отношения. В 1856 г. поэт серьезно переработал произведение и опубликовал его окончательный вариант.

2. Жанр стихотворения - сочетание пейзажной и любовной лирики.

3. Основная тема произведения - любовное единение на фоне природы. Фет описывает переходное состояние, когда ночь сменяется рассветом. Поэт был убежден, что между природой и человеком существует неразрывная связь. Поэтому в стихотворении "робкое дыханье" чередуется с "трелями соловья", "ночные тени" - с "изменениями милого лица".

Влюбленные словно сливаются с природой. Отличительная черта творчества Фета - отсутствие лирического героя. О людях даются лишь намеки через "шепот", "лобзания", "слезы". Читатель должен сам представиться себе общую картину. Все произведение в целом представляет собой ряд полунамеков, отдельно представленных неуловимых состояний. Короткие рубленые строки призваны не описать картину, а создать у читателя определенное ощущение сопричастности происходящему.

4. Композиция стихотворения последовательная. Оно представляет собой миниатюру из трех строф.

5. Размер произведения - разностопный хорей с перекрестной рифмой.

6. Выразительные средства . Главная отличительная черта стихотворения - полное отсутствие глаголов. Динамика достигается путем непрерывного чередования существительных, намекающих на движение ("колыханье", "изменений"). Не меньшая нагрузка лежит на эпитетах ("ночной", "волшебных", "дымных").

Фет использует очень красивые метафоры: "серебро ручья", "пурпур розы". Особая плавность и мелодичность произведения возникает во второй строфе благодаря лексическому перетеканию: "свет ночной, ночные тени, тени без конца". Неспешное по ритму стихотворение завершается одновременно торжественным восклицанием и многоточием ("заря, заря!.."), что подчеркивает силу и незавершенность блаженства влюбленных. Лексический повтор союза "и" усиливает это впечатление.

7. Основная идея произведения . Фет был убежденным сторонником теории "чистого искусства". Стихотворение "Шепот, робкое дыханье" само по себе свидетельствует в защиту этой теории. Описывая легкие, неуловимые состояния природы и человека, а также связь между ними, поэт стремится создать у читателей такие же ощущения. Задача Фета - лишь намекнут, дать стимул. Целостная картина неизбежно возникнет в душе каждого, обладающего богатым воображением человека.

9 января 2018

А. Фет известен не только своими стихотворениями о единении человека и природы, но и любовной лирикой. Но среди остальных особенно следует выделить "Шепот, робкое дыхание", анализ которого представлен ниже. Литературоведы считают его "фетовским", потому что оно написано в особенной, свойственной только Афанасию Афанасьевичу манере и раскрывает весь его поэтический талант.

Лирика А. А. Фета

В анализе "Шепота, робкого дыхания" можно рассмотреть особенности творчества поэта. В ранних стихотворениях поэт восхищался женской красотой, в дальнейшем центральное место занимала пейзажная лирика. Все творчество Фета пронизано духом романтизма, хотя сам поэт не считал себя приверженцем этого направления.

В основе большинства стихотворений было восхищение природой. В некоторых пейзажная лирика переплетается с темой любви. В этом нет ничего удивительного, потому что, по мнению Фета, человек был неотделим от природы. В анализе "Шепота, робкого дыхания" следует подчеркнуть, что именно это стихотворение является прекрасным примером того, как удивительно гармонично сочетается пейзажная и любовная лирика.

В этом стихе чередуются описания окружающего мира и чувственные переживания. И это создает цельную лиричную картину. В строках отражены интимные чувства, которые могут быть между возлюбленными. А сменяющиеся картины ночи и рассвета дополняют переживания лирического героя. И все это подчеркивает мнение поэта о том, что человек и окружающий мир должны быть в гармонии.

Особенности композиции

Также одним из пунктов анализа "Шепота, робкого дыхания" является композиция стихотворения. С точки зрения грамматики оно представляет собой одно предложение, разделенное на три строфы. Но оно кажется читателю единым составляющим благодаря цельности композиции, которая имеет начало, кульминацию и конец.

Оно написано четырехстопным ямбом. Вид рифмования - перекрестный, что придает стихотворению неторопливый и размеренный ритм.

Основой стихотворения является сопоставление двух планов - общего и частного. На фоне природы показана история любви двух людей. Сменяющиеся природные явления дополняют любовную лирическую составляющую.

Видео по теме

Образ природы

В анализе "Шепота, робкого дыхания" Афанасия Фета нужно подробно рассмотреть образ природы. В этом стихотворении окружающий мир показан в гармонии с человеком, а точнее, с возлюбленными. В первой строфе показан соловей, чьи прекрасные трели звучат над сонным ручьем. Это можно сравнить с тем, что в жизни человека любовь появляется словно прекрасная соловьиная песня, которая пробуждает его.

Во второй строфе не изображены никакие явления природы. Лишь сказано, что все ночные тени служат причиной изменений на милом герою лице. А в третьей строфе во всех красках нарисована заря, которая появляется подобно дымке, которая потом разгорается все ярче. Это подобно тому, как чувства влюбленных становятся все крепче и озаряют человеческую жизнь.

Любовная лирика

В анализе "Шепота, робкого дыханья, трелей соловья" необходимо рассмотреть и любовную линию в стихотворении. Поэт не называет имен, нет даже никаких местоимений. Но читатель понимает, что речь идет о тайных встречах двух влюбленных, благодаря тому что герой называет лицо милым.

Почему же встречи тайные? Герои встречаются ночью, а с наступлением зари вынуждены проститься. В самом начале встречи между ними чувствуется неловкость, робость, какая бывает при чистых и искренних чувствах.

А с восходом солнца им приходится расставаться. Но эти чувства только сильнее разгораются, подобно заре. В этом стихотворении показано то, как человек и природа могут существовать в гармонии.

Цветовые эпитеты

В кратком анализе "Шепота, робкого дыхания" можно написать о том, что цветовые эпитеты играют большую роль в придании выразительности произведению. В самом начале поэт использует приглушенные краски, чтобы придать больше таинственности встречам, показать появление чувства.

Затем происходит постепенное нарастание экспрессии. Краски становятся ярче, как и влюбленные становятся смелее в проявлениях чувств. Эта цветовая контрастность показывает развитие повествования, которое никак не проявляется грамматически.

Звуковая окрашенность

Поэт создает не только визуальную, но и звуковую картину. Эпитеты цвета дополняются и звуковым оформлением. Первая строфа передает соловьиные трели, в следующей строфе создается ощущение абсолютной тишины.

И вновь поэт, благодаря контрастности, придает звучание сюжету. Но стоит отметить, что все звуки органично дополняют лирическую составляющую стихотворения.

Особенность выразительных средств

Отличительная особенность этого стихотворения - это то, что в нем отсутствуют глаголы. Эта простая форма строк - вызов обществу, которое в то время негативно отреагировало на подобное "безглагольное" стихотворение. Использование только существительных придает плавный размеренный ритм.

Но, несмотря на отсутствие глаголов, каждая строка представляет собой законченное действие. На первый взгляд читателю может показаться, что в стихотворении нет никакого сюжета и развития действий. На самом деле это не так, поэт описывал свои ощущения. Нет портретов лирических героев, поэт лишь указывает на то, что на милом герою лице отображается игра света и тени. В существительных есть скрытое действие, возникает ощущение динамичности. Это создает развитие сюжета.

Также поэт использовал и другие литературные тропы. Это большое количество эпитетов, олицетворения и метафоры. Особо выделяется по эмоциональной окраске последнее предложение. Этому способствует и повторение, и восклицание. Повторение глухих согласных придает строкам напевность. Все перечисленные средства выразительности добавляют нежность и лиричность стихотворению.

Критика стихотворения

В анализе по плану "Шепота, робкого дыханья" Фета следует рассказать и о том, как произведение было принято общественностью. Некоторые поэты и писатели неоднозначно отзывались о нем. Основная причина - это особенность написания, а именно - отсутствие глаголов.

Некоторые посчитали, что в стихотворении нет сюжета, и говорили, что тема, выбранная поэтом, узкая, ограниченная. Также сетовали на отсутствие каких-либо событий. Появились шутки, что если его прочитать, начиная с конца, то ничего не изменится. Люди за образами ощущений не увидели постепенное нарастание экспрессии. Они не смогли заметить стройность и цельность композиции.

Критиковали произведение и за то, что поэт не давал конкретного предметного описания. И читателю приходилось лишь догадываться, о чем речь в той или иной строке. Фразы написаны рубленым стилем, некоторые критики не замечали плавности и неторопливой музыкальности стихотворения.

Но есть мнение, что некоторыми поэтами и писателями это творение было принято неблагосклонно из-за того, что поэт затронул тему интимности чувств. И хотя об этом не говорится прямо, читатель может догадаться благодаря намекам. Но от этого творение Фета не становится менее изысканным и элегантным, не теряет ни капли своей лиричности.

А. А. Фет в своем творчестве восхвалял не только красоту и величие природы. Но также поэт в своем творчестве описывал и чувства. Но для него человек и окружающий мир - это одно целое, что и отражено в данном стихотворении. Это был краткий анализ по плану "Шепота, робкого дыхания".

А. А. Фет - поэт, всю жизнь восхищавшийся красотой природы. Свое восторженное отношение он записывал в стихотворениях. Но часто в его произведениях тема природы и любви были сплетены воедино, потому что Афанасий Афанасьевич считал, что человек должен жить в гармонии с природой. Такое соединение читатель видит в стихотворении "Шепот, робкое дыхание", анализ которого представлен ниже.

Исправления в названии

Анализ стихотворения "Шепот, робкое дыхание" стоит начать с того, что во время публикаций это произведение несколько видоизменяли. Встречаются различные варианты написания заглавия. Это связано с изменением правил в орфографии. А некоторые коррективы были внесены И. С. Тургеневым, который напечатал стихотворение в журнале в 1850 году.

Писатель изменил некоторые строчки, полагая, что стихотворение будет звучать благозвучнее. Тургенев нередко так корректировал стихотворения Фета, что не всегда шло им пользу. Потому что у поэта был свой, особенный стиль.

Некоторые полагают, что это произведение, как и многие другие, Фет посвятил своей возлюбленной Марии Лазич. Эта любовь закончилась трагически, но Афанасий Афанасьевич продолжал помнить о ней. Это стихотворение является одним из лучших творений поэта, в котором красота природы сплелась воедино с человеческими чувствами, что придало произведению особенную прелесть.

Особенности композиции

Анализ стихотворения "Шепот, робкое дыхание" следует продолжить композиционными особенностями. Несмотря на кажущуюся простоту и отсутствие какого-либо сюжета, читатель не воспринимает его как перечисление слов, потому что в этом произведении есть целостная композиция, с присущими ей началом, кульминацией и концовкой.

Стих состоит из трех строф, и каждая относится к определенному элементу композиции. В самом начале поэт описывает сонную природу, которая начинает свое пробуждение с соловьиных трелей. Также за первой строкой можно угадать образы возлюбленных, пришедших на свидание.

В следующей строфе наблюдается развязка - происходит смена ночи утром. Но сменяют они друг друга за считаные мгновения. И поэт изображает эту игру света и тени на милом герою лице. И в последней строфе накал страстей достигает своей вершины, так же как и красота природы, - появляется заря, начинается новый день. При более детальном анализе стихотворения "Шепот, робкое дыхание" можно увидеть, что в нем есть сюжет о двух влюбленных, наблюдающих вместе красоту природы.

Мотив любви

В анализе стихотворения "Шепот, робкое дыхание" Фета следует отметить, что, параллельно с описанием смены ночи и утра, происходит и развитие любовной линии. Хоть в произведении и не упоминается ни о каких возлюбленных, читатель по тонким намекам понимает, что речь идет именно о них.

Это двое влюбленных, которые редко встречаются, и для них каждое свидание волнительно. Об этом говорит самая первая строка в произведении. Герой относится к своей дорогой с нежностью и теплом. Эти чувства отражены в строчке, в которой упоминается об игре света и тени на милом лице.

В последней строфе влюбленные уже осмелели, их страсть разгорается все сильнее. Так же, как все ярче становится заря. А слезы вызваны разлукой, потому что с наступлением утра им приходится расставаться. Так в своем стихотворении поэт очень тонко и деликатно касается интимной темы, что в XIX веке было смелым решением.

Сопоставление двух тем

В анализе стихотворения Фета "Шепот, робкое дыхание" важно отметить, что лирический мотив в произведении развивается благодаря постоянному сопоставлению двух тем. Это темы пейзажной и любовной лирики. Каждая из этих линий развивается параллельно, что делает произведение насыщеннее, экспрессивнее.

На протяжении стихотворения происходит развитие в направлении от меньшего к большему. Если в самом начале между героями чувствовалась робость, стеснение, а природа еще спала, то происходит постепенное нарастание накала эмоций. И в то же время расширяется восприятие природы героем. Его взор охватывает все больше, словно с усилением чувств он тоньше и глубже понимает природную красоту. Это подчеркивает мнение поэта о том, что человек должен жить в гармонии с окружающим миром.

Стихотворный размер и способ рифмования

В кратком анализе стихотворения "Шепот, робкое дыхание" один из пунктов - это размер стихотворения и способ его рифмования. Данное произведение написано четырехстопным хореем. Оно состоит из трех строф, в каждой по четыре строки. Способ рифмования перекрестный.

Особенности в создании образов

В кратком анализе стихотворения Фета "Шепот, робкое дыхание" стоит отметить, как при помощи цветовой гаммы поэту удалось придать своему творению еще больше выразительности и лиричности. Здесь так же, как и в случае с сюжетом, читатель видит постепенную градацию. В самом начале был выбран спокойный приглушенный оттенок - серебряный.

Во второй строфе поэт продолжает придерживаться этой гаммы, да и очертание самих образов еще довольно размытое, неясное. Но уже происходит смешение различных оттенков (описывается игра света и тени). В финальных строках читатель уже замечает яркость красок (пурпур, цвет янтаря), которые соответствуют прекрасному явлению - заре. Таким образом, цветовая гамма дополняет лиричность картины, описываемую в стихотворении.

Литературные тропы и средства выразительности

Важным моментом в лингвистическом анализе стихотворения Фета "Шепот, робкое дыханье" является его безглагольность. Так поэт акцентирует внимание только на ощущениях, а действия остаются за кадром. И эта безглагольность придает стихотворению особенный плавный ритм, неспешность.

Эпитеты, подобранные поэтом, очень точно отражают эмоциональное состояние героев. А использование олицетворения в описании окружающего мира подчеркивает идею о единстве человека и природы. Метафоры придают стихотворению больше легкости, невесомости, делают тоньше грань между двумя влюбленными.

Многие стихотворения Афанасия Афанасьевича легли в основу романсов благодаря своей особой музыкальности. И в этом стихотворении поэт прибегнул к мелодике слов: аллитерация и ассонанс придали строкам певучесть, плавность. А лаконичность фраз придает произведению оттенок личной душевной беседы.

Критика стихотворения

Не все современники Фета смогли по достоинству оценить его творение. Многие критиковали узость его мышления, отсутствие какого-либо действия в стихотворении. В то время в обществе уже говорили о революционных идеях, о необходимости реформ, поэтому современникам не понравилась тема, выбранная поэтом для своего произведения. Они говорили о том, что его творение абсолютно безыдейно, а его главная тема уже обыденна и неинтересна.

Так же для некоторых критиков стихотворение было недостаточно выразительно. Не все смогли оценить чистоту и лиричность описания переживаний поэта. Действительно, для того времени Фет, смело написавший стихотворение в такой лаконичной форме, коснувшийся достаточно интимных подробностей, словно бросил вызов обществу. Но были и те, кто смог оценить всю красоту и чистоту этого творения.

Анализ стихотворения "Шепот, робкое дыхание" по плану показывает читателю, насколько самобытен стиль А. А. Фета. Данное произведение - одно из лучших его творений, в котором поэт коснулся своих личных интимных переживаний, описав все это, используя всю красоту и богатство русского языка.

А. Фет известен не только своими стихотворениями о единении человека и природы, но и любовной лирикой. Но среди остальных особенно следует выделить "Шепот, робкое дыхание", анализ которого представлен ниже. Литературоведы считают его "фетовским", потому что оно написано в особенной, свойственной только Афанасию Афанасьевичу манере и раскрывает весь его поэтический талант.

Лирика А. А. Фета

В анализе "Шепота, робкого дыхания" можно рассмотреть особенности творчества поэта. В ранних стихотворениях поэт восхищался женской красотой, в дальнейшем центральное место занимала пейзажная лирика. Все творчество Фета пронизано духом романтизма, хотя сам поэт не считал себя приверженцем этого направления.

В основе большинства стихотворений было восхищение природой. В некоторых пейзажная лирика переплетается с темой любви. В этом нет ничего удивительного, потому что, по мнению Фета, человек был неотделим от природы. В анализе "Шепота, робкого дыхания" следует подчеркнуть, что именно это стихотворение является прекрасным примером того, как удивительно гармонично сочетается пейзажная и любовная лирика.

В этом стихе чередуются описания окружающего мира и чувственные переживания. И это создает цельную лиричную картину. В строках отражены интимные чувства, которые могут быть между возлюбленными. А сменяющиеся картины ночи и рассвета дополняют переживания лирического героя. И все это подчеркивает мнение поэта о том, что человек и окружающий мир должны быть в гармонии.

Особенности композиции

Также одним из пунктов анализа "Шепота, робкого дыхания" является композиция стихотворения. С точки зрения грамматики оно представляет собой одно предложение, разделенное на три строфы. Но оно кажется читателю единым составляющим благодаря цельности композиции, которая имеет начало, кульминацию и конец.

Оно написано четырехстопным ямбом. Вид рифмования - перекрестный, что придает стихотворению неторопливый и размеренный ритм.

Основой стихотворения является сопоставление двух планов - общего и частного. На фоне природы показана история любви двух людей. Сменяющиеся природные явления дополняют любовную лирическую составляющую.

Образ природы

В анализе "Шепота, робкого дыхания" Афанасия Фета нужно подробно рассмотреть образ природы. В этом стихотворении окружающий мир показан в гармонии с человеком, а точнее, с возлюбленными. В первой строфе показан соловей, чьи прекрасные трели звучат над сонным ручьем. Это можно сравнить с тем, что в жизни человека любовь появляется словно прекрасная соловьиная песня, которая пробуждает его.

Во второй строфе не изображены никакие явления природы. Лишь сказано, что все ночные тени служат причиной изменений на милом герою лице. А в третьей строфе во всех красках нарисована заря, которая появляется подобно дымке, которая потом разгорается все ярче. Это подобно тому, как чувства влюбленных становятся все крепче и озаряют человеческую жизнь.

Любовная лирика

В анализе "Шепота, робкого дыханья, трелей соловья" необходимо рассмотреть и любовную линию в стихотворении. Поэт не называет имен, нет даже никаких местоимений. Но читатель понимает, что речь идет о тайных встречах двух влюбленных, благодаря тому что герой называет лицо милым.

Почему же встречи тайные? Герои встречаются ночью, а с наступлением зари вынуждены проститься. В самом начале встречи между ними чувствуется неловкость, робость, какая бывает при чистых и искренних чувствах.

А с восходом солнца им приходится расставаться. Но эти чувства только сильнее разгораются, подобно заре. В этом стихотворении показано то, как человек и природа могут существовать в гармонии.

Цветовые эпитеты

В кратком анализе "Шепота, робкого дыхания" можно написать о том, что цветовые эпитеты играют большую роль в придании выразительности произведению. В самом начале поэт использует приглушенные краски, чтобы придать больше таинственности встречам, показать появление чувства.

Затем происходит постепенное нарастание экспрессии. Краски становятся ярче, как и влюбленные становятся смелее в проявлениях чувств. Эта цветовая контрастность показывает развитие повествования, которое никак не проявляется грамматически.

Звуковая окрашенность

Поэт создает не только визуальную, но и звуковую картину. Эпитеты цвета дополняются и звуковым оформлением. Первая строфа передает соловьиные трели, в следующей строфе создается ощущение абсолютной тишины.

И вновь поэт, благодаря контрастности, придает звучание сюжету. Но стоит отметить, что все звуки органично дополняют лирическую составляющую стихотворения.

Особенность выразительных средств

Отличительная особенность этого стихотворения - это то, что в нем отсутствуют глаголы. Эта простая форма строк - вызов обществу, которое в то время негативно отреагировало на подобное "безглагольное" стихотворение. Использование только существительных придает плавный размеренный ритм.

Но, несмотря на отсутствие глаголов, каждая строка представляет собой законченное действие. На первый взгляд читателю может показаться, что в стихотворении нет никакого сюжета и развития действий. На самом деле это не так, поэт описывал свои ощущения. Нет портретов лирических героев, поэт лишь указывает на то, что на милом герою лице отображается игра света и тени. В существительных есть скрытое действие, возникает ощущение динамичности. Это создает развитие сюжета.

Также поэт использовал и другие литературные тропы. Это большое количество эпитетов, олицетворения и метафоры. Особо выделяется по эмоциональной окраске последнее предложение. Этому способствует и повторение, и восклицание. Повторение глухих согласных придает строкам напевность. Все перечисленные средства выразительности добавляют нежность и лиричность стихотворению.

Критика стихотворения

В анализе по плану "Шепота, робкого дыханья" Фета следует рассказать и о том, как произведение было принято общественностью. Некоторые поэты и писатели неоднозначно отзывались о нем. Основная причина - это особенность написания, а именно - отсутствие глаголов.

Некоторые посчитали, что в стихотворении нет сюжета, и говорили, что тема, выбранная поэтом, узкая, ограниченная. Также сетовали на отсутствие каких-либо событий. Появились шутки, что если его прочитать, начиная с конца, то ничего не изменится. Люди за образами ощущений не увидели постепенное нарастание экспрессии. Они не смогли заметить стройность и цельность композиции.

Критиковали произведение и за то, что поэт не давал конкретного предметного описания. И читателю приходилось лишь догадываться, о чем речь в той или иной строке. Фразы написаны рубленым стилем, некоторые критики не замечали плавности и неторопливой музыкальности стихотворения.

Но есть мнение, что некоторыми поэтами и писателями это творение было принято неблагосклонно из-за того, что поэт затронул тему интимности чувств. И хотя об этом не говорится прямо, читатель может догадаться благодаря намекам. Но от этого творение Фета не становится менее изысканным и элегантным, не теряет ни капли своей лиричности.

А. А. Фет в своем творчестве восхвалял не только красоту и величие природы. Но также поэт в своем творчестве описывал и чувства. Но для него человек и окружающий мир - это одно целое, что и отражено в данном стихотворении. Это был краткий анализ по плану "Шепота, робкого дыхания".