Ремонт Дизайн Мебель

Как выбрать профессию в 15 лет. Не обращаем внимания на аттестат. Школьные и внешкольные увлечения

У мальчиков и девочек в подростковом возрасте очень быстро изменяются склонности, предпочтения и интересы. Сегодня молодой человек мечтает стать полицейским, а уже на следующий день ему больше импонирует профессия логиста. Уследить за ходом мыслей подростка может быть очень сложно, тем не менее, к моменту окончания школы важно сделать так, чтобы ребенок понимал, каково его жизненное предназначение, и в какой сфере деятельности ему лучше всего работать.

Сегодня существует множество различных способов определить, какая профессия больше других подходит вашему сыну или дочери. Безусловно, ребенок должен сам принять решение, в каком направлении он будет получать дальнейшее образование, и в какой сфере деятельности сможет добиться успехов. Вы же можете только помочь своему отпрыску и «подтолкнуть» его к правильному выбору.

Самым простым и в то же время эффективным направлением является проведение различных и тестов, направленных на определение круга интересов ребенка и подходящих для него профессий. Организовать подобные тестирования для своего сына или дочери можно и в домашних условиях, поскольку они не требуют наличия никаких специальных приспособлений. В данной статье мы познакомим вас с некоторыми из них.

Тест на определение будущей профессии для школьников Дж. Холланда

Тест на выбор профессии для подростков авторства Дж. Холланда проводится необычайно просто. С помощью него можно определить, к какому типу личности относится школьник, и в какой сфере деятельности он сможет работать с большим успехом и энтузиазмом.

Опросник Дж. Холланда состоит из 42 пар профессий. Ребенок, который проходит тест, должен, не задумываясь, выбрать в каждой паре ту работу, которая для него ближе. Список вопросов Дж. Холланда выглядит следующим образом:

  1. Инженер-технолог (1) или конструктор (2).
  2. Электротехник (1) или санитарный врач (3).
  3. Повар (1) или наборщик текста (4).
  4. Фотограф (1) или заведующий магазином (5).
  5. Чертежник (1) или дизайнер (6).
  6. Философ (2) или психиатр (3).
  7. Ученый-химик (2) или бухгалтер (4).
  8. Редактор научного журнала (2) или адвокат (5).
  9. Лингвист (2) или переводчик художественной литературы (6).
  10. Педиатр (3) или статистик (4).
  11. Завуч по внеклассной работе (3) или председатель профсоюзного комитета (5).
  12. Спортивный врач (3) или фельетонист (6).
  13. Нотариус (4) или снабженец (5).
  14. Оператор ЭВМ (4) или карикатурист (6).
  15. Политический деятель (5) или писатель (6).
  16. Садовник (1) или метеоролог (2).
  17. Водитель троллейбуса (1) или фельдшер (3).
  18. Инженер-электронщик (1) или делопроизводитель (4).
  19. Маляр (1) или художник по металлу (6).
  20. Биолог (2) или офтальмолог (3).
  21. Телерепортер (5) или актер (6).
  22. Гидролог (2) или ревизор (4).
  23. Зоолог (2) или главный зоотехник (5).
  24. Математик (2) или архитектор (6).
  25. Работник детской комнаты милиции (3) или счетовод (4).
  26. Учитель (3) или руководитель клуба для подростков (5).
  27. Воспитатель (3) или художник по керамике (6).
  28. Экономист (4) или заведующий отделом (5).
  29. Корректор (4) или критик (6).
  30. Заведующий хозяйством (5) или дирижер (6).
  31. Радиооператор (1) или специалист по ядерной физике (2).
  32. Часовой мастер (1) или монтажник (4).
  33. Агроном-семеновод (1) или председатель с/х кооператива (5).
  34. Закройщик (1) или декоратор (6).
  35. Археолог (2) или эксперт (4).
  36. Работник музея (2) или консультант (3).
  37. Ученый (2) или режиссер (6).
  38. Логопед (3) или стенографист (6).
  39. Врач (3) или дипломат (5).
  40. Копировщик (4) или директор (5).
  41. Поэт (6) или психолог (3).
  42. Телемеханик (1) или прораб (5).

Обратите внимание, что после каждого названия профессии в скобках указана цифра. Это – номер группы, к которой следует отнести ответ ребенка, если он выбрал данную сферу деятельности. После того, как подросток даст все ответы, необходимо сложить, сколько профессий выбрано в каждой категории. В зависимости от того, в какой группе школьник выбрал больше всего работ, вы сможете понять, к какой сфере деятельности он расположен, так:

  • ребята, отдавшие свое предпочтение профессиям из первой группы, могут работать механиком, инженером, агрономом, водителем, а также выполнять любую работу, связанную с исполнением четко поставленных задач;
  • вторая группа профессий определяет выбор людей, работа которых должна быть связана с непрекращающимся мыслительным процессом. Это, в первую очередь, ученые-теоретики, работающие в таких областях, как физика, химия, математика и так далее;
  • мальчики и девочки, выбравшие преимущественно ответы из третьей группы, не мыслят своей жизни без общения с людьми. Идеальные профессии для них – врачи, учителя, психологи, экскурсоводы;
  • к четвертой группе относятся офисные клерки – бухгалтеры, менеджеры, делопроизводители, секретари и так далее;
  • профессии из пятой группы выбирают ребята с ярко выраженными лидерскими качествами и организаторскими способностями. Из них получатся превосходные заведующие, директора, кооператоры;
  • наконец, к шестому типу относятся все юноши и девушки с выраженными творческими наклонностями. Это будущие актеры, певцы, дирижеры, музыканты и все работники аналогичных профессий.

Тест «Как определиться с выбором профессии подростку?» И.Л. Соломина

Опросник И.Л. Соломина имеет в своей основе известный тест академика Климова. Во время проведения данного тестирования испытуемому ребенку предлагается несколько утверждений, каждое из которых он должен оценить по следующей шкале:

  • 0 – вовсе нет;
  • 1 – пожалуй так;
  • 2 – верно;
  • 3 – совершенно верно.

Первая группа утверждений начинается с фразы «Я хочу…»:

    1. Обслуживать людей.
    2. Заниматься лечением.
    3. Обучать, воспитывать.
    4. Защищать права и безопасность.
    5. Управлять людьми.
    1. Управлять машинами.
    2. Ремонтировать оборудование.
    3. Собирать и налаживать технику.
    4. Обрабатывать материалы, изготовлять предметы и вещи.
    5. Заниматься строительством.
    1. Редактировать тексты и таблицы.
    2. Производить расчеты и вычисления.
    3. Обрабатывать информацию.
    4. Работать с чертежами, картами и схемами.
    5. Принимать и передавать сигналы и сообщения.
    1. Заниматься художественным оформлением.
    2. Рисовать, фотографировать.
    3. Создавать произведения искусства.
    4. Выступать на сцене.
    5. Шить, вышивать, вязать.
    1. Ухаживать за животными.
    2. Заготавливать продукты.
    3. Работать на открытом воздухе.
    4. Выращивать овощи и фрукты.
    5. Иметь дело с природой.
    1. Работать руками.
    2. Выполнять решения.
    3. Воспроизводить имеющиеся образцы, размножать, копировать.
    4. Получать конкретный практический результат.
    5. Воплощать идеи в жизнь.
    1. Работать головой.
    2. Принимать решения.
    3. Создавать новые образцы.
    4. Анализировать, изучать, наблюдать, измерять, контролировать.
    5. Планировать, конструировать, разрабатывать, моделировать.

Вторая группа вопросов начинается с фразы «Я могу…»:

    1. Знакомиться с новыми людьми.
    2. Быть чутким и доброжелательным.
    3. Выслушивать людей.
    4. Разбираться в людях.
    5. Хорошо говорить и выступать публично.
    1. Искать и устранять неисправности.
    2. Использовать приборы, машины, механизмы.
    3. Разбираться в технических устройствах.
    4. Ловко обращаться с инструментами.
    5. Хорошо ориентироваться в пространстве.
    1. Быть сосредоточенным и усидчивым.
    2. Хорошо считать в уме.
    3. Преобразовывать информацию.
    4. Оперировать знаками и символами.
    5. Искать и исправлять ошибки.
    1. Создавать красивые, со вкусом сделанные вещи.
    2. Разбираться в литературе и искусстве.
    3. Петь, играть на музыкальных инструментах.
    4. Сочинять стихи, писать рассказы.
    5. Рисовать.
    1. Разбираться в животных или растениях.
    2. Разводить растения или животных.
    3. Бороться с болезнями, вредителями.
    4. Ориентироваться в природных явлениях.
    5. Работать на земле.
    1. Быстро выполнять указания.
    2. Точно следовать инструкциям.
    3. Работать по заданному алгоритму.
    4. Выполнять однообразную работу.
    5. Соблюдать правила и нормативы.
    1. Создавать новые инструкции и давать указания.
    2. Принимать нестандартные решения.
    3. Легко придумывать новые способы поведения.
    4. Брать на себя ответственность.
    5. Самостоятельно организовывать свою работу.

Как видите, утверждения объединены в группы по 5 штук в каждой. В этих группах необходимо рассчитать общее количество баллов (оно всегда будет находиться в диапазоне от 0 до 15) и сравнить эти величины между собой. Первоначально сравнивают полученные значения в группах 1-5, они обозначают следующие типы:

  1. Человек – человек.
  2. Человек – техника.
  3. Человек - знаковая система.
  4. Человек - художественный образ.
  5. Человек - природа.

После этого определяют, в какой группе больше баллов, в 6 или 7. В зависимости от этого можно узнать, к какому типу профессии более склонен ребенок – к исполнительному (6 группа) или творческому (7). Объединив все полученные показатели, можно определить список профессий, наиболее подходящий для каждого подростка:

С помощью этих и других тестов можно без труда подобрать для каждого ребенка интересную профессию, в которой он сможет состояться.

В возрасте 14-15 лет дети начинают задумываться о своем месте в социуме. И выбор профессии для подростков становится главным вопросом. Но не всегда они психологически готовы к самоопределению. И тогда важную роль играют родители, которые могут направить стремления ребенка в правильное русло.

В подростковом возрасте человек выбирает свою будущую профессию

Важность выбора

Как показывают опросы, многие старшеклассники в 15-16 лет еще не знают, чем хотели бы заниматься в будущем. Только 15% из них видят себя в каком-то деле, еще 15% – совсем не задумываются, а 70% – не знают, на чем остановить свой выбор. Важно донести до подростка, что все во взрослом возрасте работают. И профессия определяет положение человека в обществе.

Много часов своей жизни люди проводят на работе. И она приносит не только доход. Прежде всего, работа должна развивать личные качества человека и не доставлять ему дискомфорта. Стоит помнить, что любое занятие имеет влияние на личность.

Надо дать понять сыну или дочери, что хобби и работа – это разные понятия. Выбрав профессию по увлечениям, можно совершить ошибку. Ведь не все любители животных будут готовы работать ветеринаром. Изучать медицинское дело не каждому под силу. Или любители рисовать не всегда справятся с работой модельера или дизайнера.

Хорошо, если можно посетить открытые лекции в учебном заведении, где ребенок планирует учиться. Стоит походить на курсы, связанные с этим делом. Тогда легче будет понять, можно ли свое увлечение связывать с будущей профессией. Ведь иногда хобби все-таки становится любимой работой.

Сложности выбора специализации

Зачастую ребенку определится с профессией нелегко. Это напрямую связано с одной из проблем современных подростков – несамостоятельностью. Она развивается ещё в младших классах, когда родители делают с ними уроки, водят их по репетиторам. Заканчивается это, обычно, в старших классах, когда подросток протестует против опеки родителей. Но самостоятельно решать свои проблемы он не может, т. к. не умеет. Необходимо с ранних лет учить детей самостоятельности. Начинать стоит с того, чтобы дать им самим трудиться над домашним заданием.

Основным затруднением является отсутствие профориентационных методик в школе. За границей же с раннего детства выделяют сильные стороны человека, проводя множество тестов. С их помощью определяют, в каком направлении стоит развивать дитя. У нас такого нет. Поэтому помочь с выбором профессии должна семья. Родители, наблюдая за детьми, определяют их навыки и склонности. Чтобы развить их, можно отдать дитя в соответствующий кружок или секцию.

В настоящее время исчезает много профессий, и на их место приходят новые. О них не всегда можно найти информацию. Поэтому ребенок с трудом представляет, что собой являет та или иная специализация. Это затрудняет его выбор.

В определении профессии большую роль играет мотивация школьника. Но она не всегда бывает правильной. Часто дети прислушиваются к мнению окружающих, которое может быть ошибочным. А такой мотив, как престижность будущей профессии, весьма относительное понятие.

Важно знать

Чтобы не совершить ошибку при выборе специализации, надо учитывать:

  • навыки;
  • любимое занятие;
  • сферу наибольшего интереса;
  • желания и тип темперамента.

После отделения всех хобби от желаемой специальности, стоит проанализировать черты характера подростка. Ведь спокойный человек не сможет работать в активных сферах, и наоборот: стеснительному будет трудно справляться в работе с постоянным общением.

К выбору специальности детей надо подготовить. Для этого выполняют следующие шаги.

Чтобы реализовать себя в наиболее подходящей сфере, стоит рассмотреть список востребованных профессий. Особенно это поможет, если трудно сделать выбор между несколькими вариантами. Конечно, ребенок отдаст предпочтение специальности, которая занимает высокое место в рейтинге. Стоит предусмотреть область, в которую она перейдет, если с годами популярность её уменьшится.

ТОП-10 наиболее перспективных специальностей

Обзор профессий

О предполагаемой профессии стоит собрать как можно больше информации: специфика работы, где и как выучиться, уровень доходов, требуемые навыки и др. Информацию можно найти в научных статьях, интернете. Обзор специализаций даст достоверное представление о них. Поможет определить, подходит ли она подростку.

Статьи о выборе профессий

Можно найти массу материалов, которые касаются этой темы. Они достаточно полно раскрывают данный вопрос. Из работ психологов можно взять на заметку ценные советы.

Помощь профориентолога

Если самому трудно определиться, можно обратиться к человеку, который профессионально занимается этим делом. Существуют центры с платными или бесплатными услугами, в которых проводят профориентационные тесты. Их результаты дают подробную информацию о профессиях, которые подходят ребенку.

Интернет-тесты

Если в округе нет специалистов, можно попытаться выбрать профессию ребенку с помощью специальных сайтов. На них разработаны тесты двух видов:

  1. помогающие в выборе специальности;
  2. помогающие сориентироваться в выбранной специальности.

Первые анализируют человека. Его личные качества: черты характера, наклонности и т. д. Вторые исследуют, насколько выбранное дело подходит. Плюсом таких тестов является получение бесплатной информации.

Короткий тест на профориентацию

Родители – самые близки люди, которые желают своему чаду только добра. Но иногда их советы могут оказаться не самыми дельными. Ведь часто взрослые пытаются реализовать свои несбывшиеся мечты через детей. Чтобы не навредить, надо придерживаться некоторых правил.

  1. Как можно больше говорить и слушать. Стоит побуждать подростка к самоанализу. Много расспрашивать – что нравится, что любопытно, чему хотел бы научиться, что модно. Каковы его сильные стороны, слабые. Не надо навязывать свое мнение. Стоит прислушаться к его предпочтениям. Дискуссия поможет увидеть, насколько ребенок разбирается в выбранной профессии и готов ли трудиться для ее освоения.
  2. Обойтись без критики. Обсуждая выбор ребенка, надо узнать, почему он остановился именно на этой профессии, что его в ней привлекает. Не стоит сразу отбрасывать его вариант. Можно посмотреть на ситуацию со стороны или поставить себя на место ребенка. У него не хватает опыта, чтобы реально оценить свой выбор. Но часть ответственности нужно переложить на его плечи. Пусть делает выбор под вашим руководством.
  3. Учитывать реальные способности своего ребенка. Часто проблемы со здоровьем не дают освоить ту или иную профессию. Это могут быть различные заболевания от плоскостопия до инвалидности. Но даже дети с ограниченными возможностями могут осваивать определённые специальности. Их существует более 100 видов.
  4. Максимально подготовить ребенка. Первый трудовой опыт дети получают в семье в раннем возрасте. Они берут пример с родителей. Отношение к работе у них сформируется такое же. Если подросток имеет идеалы, умеет самостоятельно принимать решения, то ему будет намного проще сделать выбор. За развитие этих навыков у детей отвечают родители.

Заключение

В столь трудный период своей жизни ребенок должен чувствовать поддержку и понимание со стороны родителей и окружающих. Прислушиваясь к себе и анализируя свои силы, можно выбрать достойную профессию, которая будет приносить удовольствие.

Вы мечтаете о том, чтобы ваш сын пошел учиться на экономиста, а он при этом терпеть не может математику? Вы с самого его рождения хотели, чтобы он стал знаменитым врачом, а ваш малыш при виде капли крови падает в обморок? Очень часто можно наблюдать нелицеприятную картину, когда родители выбирают будущую профессию своим детям, не учитывая их пожелания и предпочтения.

В лучшем случае ребенок принесет диплом, подарит его маме с папой, после чего пойдет получать второе образование. В худшем – сын будет трудиться всю жизнь на нелюбимой работе, ненавидя начальника, коллег и подчиненных. Поэтому очень важно разобраться с талантами и вкусами своего малыша. Запомните, ваше чадо – это река. Вы можете только слегка перенаправить его в нужное русло. Но полностью сменить течение не удастся.

Главные правила при выборе будущей профессии

Учитываем желания, способности и возможности ребенка

Итак, первым делом вы должны определиться с тем, что интересно школьнику. Ведь очень важно, чтобы ваш ребенок очень сильно любил свою будущую профессию. Недаром говорят, если работа совпадает с хобби, то человеку не приходится трудиться ни одного дня в жизни.

Так, к примеру, если малыш любит животных, он может стать ветеринаром, экологом, зоологом. Сын любит мастерить, ремонтировать и строить? Почему бы ему тогда не пойти на инженера конструктора. Девочкам, любящим рисовать, можно быть не только художницами. Архитектор, дизайнер, фотограф – это лишь малый список профессий, где точно пригодятся ее способности.

Также не забывайте о способностях школьника. Попросите его решить сложную задачу и понаблюдайте за тем, как он себя будет вести. Сможет ли он высидеть 2 часа без перерыва или же будет отвлекаться по пустякам. Будет ли он просить помощи или же постарается сделать все самостоятельно. Именно от его усидчивости, лояльности и характера зависит то, как сложится его карьера в дальнейшем.

Выбирая профессию школьнику, учитывайте его темперамент. Если сын общительный, заводила, любит быть в центре внимания, ему придется по душе работа, где нужно уметь контактировать с людьми. И наоборот, спокойному, тихому человеку лучше выбрать занятие, где не нужно будет постоянно переживать и нервничать.

Детям, которые с легкостью разбираются в цифрах, можно связать свою жизнь с математикой, программированием, инженерией. Лингвистам стоит податься в писатели, журналисты, юристы, филологи или учителя. Не стоит переживать, если школьник делает в сочинении по 10 ошибок, причем в каждом предложении. Главное – содержание. Ведь грамотно писать, но не цеплять читателя словом – это намного хуже.

Физически сильным детям можно пойти в спорт. Обычно такие школьники очень плохо учатся, зато в футбол, баскетбол или хоккей они играют лучше всех. Не стоит пресекать эти задатки на корню - дайте возможность выйти в высшую лигу. В крайнем случае, ребенок потом сможет получить второе образование или отучится заочно. Кстати, спортсмены неплохо зарабатывают и пользуются популярностью.

Эмоциональные дети, обладающие огромной харизмой, могут пойти в актеры. Не волнуйтесь, если у ребенка не удастся поступить с первого раза на театральный факультет. Многие знаменитости пытались пробиться на арену славы по 3-4 раза. Главное – оказать психологическую поддержку.

Не давим на детей

Династия – это, конечно же, хорошо, но только в том случае, если школьнику занятие родителей действительно интересно. В противном случае ребенок может стать в позу, отказавшись продолжать учебу в школе и поступать в университет. Максимум, что вы можете сделать, так это сводить свое чадо к себе на работу, дать почитать нужную литературу и т.д.

Но ни в коем случае не стоит напрямую говорить о материальных благах. В этом возрасте дети не всегда понимают ценность денег, влияния и связей. Не нужно упрекать или намекать на то, что сын не сможете содержать вас или свою семью. Иначе он будет делать все назло вам, позабыв о своих желаниях. К тому же в нашей стране ситуация с зарплатами может резко измениться.

Не обращаем внимания на аттестат

Научитесь расставлять приоритеты. Естественно, невозможно за одну минут определиться с тем, на кого должен идти учиться ребенок. Родители обязаны задумываться об этом с 5-8-х классов. И если вы уж определились, то делайте основной упор на предметы, которые действительно пригодятся в дальнейшем. Запомните раз и навсегда - все знать невозможно. Конечно, приятно, когда малыш отличник и лучше всех учится, но в таком случае знания у него будут поверхностные.

Но ни при каких обстоятельствах не давайте ребенку расслабляться, делая поблажки в учебе. Пусть он учится на четверки, но тройки не допустимы. Максимум – 1-2, не более. И то только по тем направлениям, которые ему даются с трудом. Для профильных предметов обязательно нанимайте репетиторов.

Разграничиваем мечты и реальность

Если ваш ребенок выбрал профессию, которую он вряд ли сможет освоить, попытайтесь ему это мягко объяснить. Все мы в детстве мечтали стать летчиками, космонавтами, учителями. Повзрослев, большинство из нас начинает реально смотреть на вещи. Но остаются единицы, которые глядят на мир сквозь розовые очки.

Конечно же, если у вашего сына есть задатки футболиста, смело поддерживайте его начинания. Поющую дочку лучше отправить на вокал. Однако будет бессмысленно выбрать для ребенка профессию актера, если он боится выступать на публике. Не смотрите на таланты детей глазами любящей матери. Оценивайте так, словно вы строгий критик, ведь от этого зависит будущая жизнь маленького человечка.

Как помочь ребенку с выбором будущей профессии

Составляем список

Возьмите листок бумаги и распишите на нем несколько вариантов, подходящих для ребенка. Не забудьте указать требования, которые предъявляются и к абитуриентам во время поступления и к будущим работникам. Так, к примеру, сейчас дочка сможет на отлично сдать биологию или химию, чтобы учиться на лаборанта. Но подумайте, удастся ли ей в дальнейшем препарировать крыс?

После этого покажите список ребенку. Школьнику лишь понадобиться выбрать две-три профессии, которые ему более-менее нравятся. Конечно, плохо, если это будут разные направления. В таком случае малышу придется еще раз решать, куда лучше пойти, особенно если он удачно сдаст экзамены.

Информация о профессиях

Если ребенок выбрал профессию, дайте подростку возможность окунуться в нее с головой. Будущий журналист может бесплатно постажироваться в местной газете, медик – поработать волонтером в больнице. Лишь после этого школьник сможет понять, действительно ли ему это занятие по душе. Ведь многие из них даже не осознают, какие трудности ждут в той или иной ситуации. Согласитесь, в большинстве случаев составить представление о должности летчика, стюардессы или певицы мы можем только на основе кино. Там всегда все гладко, идеально и интересно. На самом же деле это гораздо сложнее, чем нам кажется на первый взгляд.

Проходим тест на профориентацию

Сходите с ребенком в цент занятости, где его попросят ответить на ряд вопросов. После анализа и подведения итогов специалист предоставит ряд профессий, для которых ваш малыш подходит. Точно такие же тесты проводят в некоторых школах, только родители на них не обращают особого внимания.

Но не стоит слишком серьезно относиться к подобному оцениванию. На результат могло повлиять плохое настроение, боязнь не правильно ответить и т.д. К тому же при составлении теста психологи не учитывали характер каждого конкретного индивидуума. Вопросы придумывались для широкой аудитории, а не именно для вашего случая.

Изучаем ситуацию на бирже труда

Сотни безработных экономистов, юристов, филологов и историков не могут найти место под солнцем. Без опыта работы на такие должности редко кого берут, так как в этой сфере есть много профессионалов. Поэтому лучше выбирать профессию, которая будет всегда востребована, независимо от экономического положения в стране. Это – инженеры, учителя, медики, строители, программисты, повара. Естественно, будущий соискатель должен хорошо разбираться в своем деле.

Ошибки при выборе будущей профессии

Навязывать свое мнение – это пол беды. Плохо, когда родители совсем не принимают участия в жизни ребенка. Школьники выбирают будущую профессию, не учитывая реалии нашей жизни. В результате этого он зря учится 5-7 лет, а затем идет работать не по специальности. На сегодняшний день существует шесть самых распространенных ошибок, которые ежегодно совершаются абитуриентами.

  • Отсутствие информации о профессии

Как ребенок может что-либо выбрать, не имея об этом представления? Устаревшая информация или идеалистические представления о конкретной должности могут испортить жизнь будущему работнику. Часто дети ориентируются на престижность профессии или на возможный заработок. Но никто им не объяснил, что вначале придется много работать, лезть по головам, забывать о семье, чтобы стать начальником или открыть свой бизнес. К тому же удержаться на плаву удается, к сожалению, не многим.

  • Незнание собственных возможностей

Так уж сложилось, что человек не может правильно оценить себя и свои способности. Он их либо преувеличивает, считая себя гением и суперменом, либо занижает, думая, что он ни на что не годен. И в том, и в другом случае довольно сложно выбрать для себя направление, в котором можно будет двигаться.

  • Неумение расставлять приоритеты

Никогда не проводите линию между учебой и будущей работой. Хорошие оценки не говорят о настоящих способностях подростка. Не обязательно любить математику, чтобы уметь решать задачи. Так же не нужно быть отличником, чтобы увлекаться биологией, компьютерными технологиями или медициной.

  • Боязнь быть отвергнутым друзьями

Еще одна ошибка – перенос своего отношения на человека, который занимает тот или иной пост. Так, к примеру, подросток может бояться, что друзья отвернуться от него, если он пойдет учиться на милиционера или гаишника. В таком случае объясните ребенку, что знакомые должны воспринимать человека таким, какой он есть. И в каждой профессии встречаются и хорошие, и плохие люди. А людей, наделенных властью, обычно все боятся или недолюбливают.

  • Идти за толпой

Нередки случаи, когда школьники поступают «за компанию». Так всегда делают либо влюбленные голубки, либо лучшие друзья. Но, к сожалению, такая профессия будет нравиться только одному человеку. Второму же придется выполнять свои обязанности, потому что так надо.

  • Неумение выбрать хороший институт

Учиться на бюджете в государственном университете или на коммерции в частном – здесь все зависит от ваших финансовых возможностей. Главное – чтобы в выбранном вами заведении преподавали хорошие профессора. Отлично, если на кафедре практикую поездки заграницу.

А вот чего не стоит делать, так это поступать в не аккредитованное учебное заведение с полуразрушенным зданием. Возможно, филологи и историки справятся без компьютерного оборудования, но вот программистам, химикам, физикам и другим студентам будет туго. А ведь от полученных знаний и от престижности университета (института, колледжа, академии) зависит будущая зарплата и трудоустроенность вашего ребенка.

Что делать, если ребенок не хочет дальше учиться

Первым делом следует поговорить с подростком, чтобы понять, почему он решил отказаться от учебы. Возможно, он просто не определился с выбором профессии или не хочет потратить 5 лет зря. В таком случае дайте ему один год. Пусть он поработает официально. При этом обязательно берите у него часть зарплаты на еду, оплату жилья. Раз он захотел стать самостоятельным и взрослым, пусть сразу почувствует горький вкус свободы на себе.

Вторая причина может крыться в трудностях с финансами. Не все дети хотят учиться за счет родителей. А поступить на бюджет, к сожалению, может не каждый. Здесь есть два способа решения проблемы: либо позволить заработать, либо дать в долг. Поставьте условия, что после окончания университета ребенок будет ежемесячно выплачивать вам определенную сумму.

Также нередко дети надеются на то, что им достанется в наследство семейный бизнес. Прийти на все готовое, не приложив для этого никаких усилий – что может быть проще. Умные родители в таких случаях не ставят сыновей или дочерей у руля, а заставляют начинать, к примеру, с помощника директора, рядового менеджера или продавца. Таков уж психология человека – он не ценит то, что достается ему даром.

Зачем поступать в ВУЗ: отвечайте на вопросы правильно

Подросток ставит в пример людей, которые и без образования добились неплохих успехов? Не стоит убеждать ребенка, что это – лишь единицы. В таком возрасте школьники редко слушают родителей или учителей. Нужно дать ему более существенные и интересные доводы, которые заставят задуматься.

  • Связи

На факультете вместе с вашим ребенком будут учиться дети, которые в дальнейшем, возможно, займут серьезные посты. Сохранив теплые дружеские отношения с одногруппниками, ваш сын всегда сможет обратиться к ним за помощью в трудной ситуации.

  • Развитие

Только в университете люди учатся многим хитростям, о которых не все специалисты знают. Кроме знаний и умений, наставники заставляют своих учеников думать. Ответить на отлично, вытащив несчастливый билет – запросто. Подискутировать с деканом – проще простого. Главное – научиться отстаивать свое мнение.

  • Коммуникабельность

Если сравнить школьника и выпускника ВУЗа, то это будут два совершенно разных человека. Даже самые застенчивые студенты раскрываются на семинарах, конференциях и прочих серьезных мероприятиях. И, что немаловажное, ваше чадо научится быть самостоятельным.

Кстати, постарайтесь объяснить ребенку, что для хорошей должности школьного образования будет мало. И если в начале отсутствие диплома ему не будет мешать, то в дальнейшем, когда выбор будет стоять между ним и его коллегой, предпочтение отдадут второму.

Обсуждение 3

Похожие материалы

Индивидуальная консультация для 8, 9, 10, 11 классов с кандидатом психологических наук , знатоком профессий Эльмирой Давыдовой: обоснованный и точный выбор профессии, подбор вузов и колледжей.

12 лет работы , 10 000 человек прошли профориентацию здесь.

Действует скидка. Консультация одноразовая, продолжительность 1,5—2 часа.
Оплата наличными или картой.

Уважаемые родители! В 2017 году появилась моя книга "Книга о том, как помочь ребёнку выбрать профессию". Её везде продают, можно заказать на Озоне, Лабиринте.

Помогать ребенку с надо еще до рождения их родителей.

Почему? Потому что родитель должен быть всячески готов.

В частности, нужно достигнуть понимания: мой ребенок - это не я сам. Ребенок - другой. Он похож на меня, но он другой. Во-первых, он несет в себе несколько иной набор генов, во вторых, он растет в иную эпоху.

Нужно этого другого изучать. Как изучать его?

А вот надо вести дневник, делать записи, в которых фиксировать поступки, слова, занятия ребенка.

Второе. Нужно дать ребенку как можно больше всего попробовать в жизни.

Не водить машину в 8 лет, боже упаси, это опасно для окружающих, а дать ему возможность общаться с миром простых и сложных вещей. Особенно миром природы: лошади, коровы, овцы, пчелы, рыбалка и прочее.

Если ребенок никогда не пробовал пришить пуговицу или испечь лепешку или прибить гвоздь, покрасить стену краской, фотографировать - он неполноценно познает мир.

Если родители больше заботятся о сохранности одежды ребенка и совершенно не позволяют ему трогать руками лягушку, например, - это плохие родители, они думают о себе, а не о ребенке.

Какое это имеет отношение к выбору профессии?

Выбирая профессию, необходимо исходить из привлекательности объекта труда и привлекательности действий, совершаемых с этим объектом. Например, объектом может быть цифра, а действиями - анализ и строительство структуры. И что же это за может быть?

Программист, финансист. А если вмешивается любовь к технике, то инженер-проектировщик, разработчик.

В младших классах нельзя понять, какая светит человеку профессия, но можно наблюдать и записывать, как человек реагирует на те или иные стимулы, объекты, и какие действия любит он с ними производить. Все это надо записывать. И все. И самим не спать, а все наблюдать и ни в чем познавательном ребенку не отказывать, водить музеи и вместе смотреть кино. И еще обсуждать с ребенком мир и происходящее в мире. И еще поддерживать ребенка похвалой, когда он интересуется хоть чем-то, даже если это что-то кажется вам сущими пустяками. Не говорить: вырастешь - узнаешь.

СРЕДНИЕ КЛАССЫ.

Не переставать делать то, что вы уже делаете. Кроме того, железной волей приучать ребенка к труду. Как к умственному, так и к физическому.

В любой профессии выживает трудолюбивый.

Заниматься спортом, физическими нагрузками. В любой профессии выживает здоровый.

Начинать показывать профессии.

Я знаю семьи, где детей с четырех лет водят в школу моделей.

Воля ваша, но я считаю, что это портит детей. Дети начинают больше интересоваться тем, как они выглядят, а не сложным и интересным миром, в котором они живут. Они становятся нарциссическими личностями.

СТАРШИЕ КЛАССЫ.

Если вы, Родители старшеклассников, все сделали в прошлые годы, как надо, вы уже четко понимаете, как общается ваш ребенок, каков его уровень притязаний, вокруг чего строятся его интересы, в чем его сила, в чем слабость, какие действия он любит совершать.

Вот с этими знаниями ступайте ко мне. Мы вместе очень быстро определим и профессию, и вуз.

Можно ли без меня?

Но за пределами вашего поля внимания могут остаться профессии, о которых вы даже не слышали никогда, а они чудесны, прибыльны и подходят вашему ребенку более всего.

Часто я слышу на моих приемах по : "как неожиданно, я никогда не думала об этом".

Выбрать профессию не так-то просто даже взрослому человеку с устоявшимися взглядами на жизнь, не говоря уже о старшеклассниках. Для этой категории населения просто необходима помощь родителей в этом непростом выборе. Именно мама и папа как никто знают предпочтения своего ребенка, его способности, а также слабые стороны.

Будущая профессия – это не только залог стабильного материального положения. Это выбор круга людей, с которыми придется сталкиваться ежедневно. Если подойти к этому вопросу несерьезно, человек обречен на дискомфортную жизнь.

Многие психологи работали над проблемой профориентации. И они пришли к выводу, что только родители могут помочь детям правильно подобрать для себя специальность. Для мам и пап важно следовать некоторым несложным правилам, чтобы их помощь была полезной:

  1. Не воплощайте свои несбывшиеся желания в своем ребенке.

Родители делают это неосознанно. Им кажется, что они желают только добра своему отпрыску. Но стоит помнить, что способности сына или дочери могут отличаться от родительских амбиций. Ведь, если папа хотел быть экономистом, а ребенок по натуре гуманитарий, то ему будет просто нереально полюбить ту профессию, которую он не понимает вообще.

Главное задание, которое стоит перед родителями, это понимание возможностей и способностей детей. Это даст возможность определиться с той сферой деятельности, в которой отпрыск реализуется в достаточной мере.

  1. Обращайте внимание на профориентацию с младшего школьного возраста.

Важно обращать внимание на интересы ребенка с самого его детства. Развивайте какие-то способности в нем. Например, тем, кто любит компьютерные игры, наверняка будет интересно ходит в клуб программистов, учиться писать программы и сочинять несложные игры. Это поможет сделать любимое занятие будущей специальностью, которая принесет только удовольствие.

  1. Определите сильные личные качества ребенка.

Профессию не нужно рассматривать только в качестве работы и получения образования. Важно обратить внимание на те качества детей, которые наиболее сильно характеризуют их, как личность. Родители должны понимать, что из человека, который боится выступать на публике, не получится адвокат.

  1. Не забывайте о востребованности профессии.

Правильно выбранная профессия должна быть востребованной в будущем. Также важно понимать есть ли перспектива личностного и карьерного роста в этой сфере. Понять все это очень просто, достаточно зайти на сайт любой компании и рассмотреть, какие зарплаты у специалистов данной профессии, а также наличие вакантных мест.

  1. Запишите ребенка на курсы.

Старшеклассники очень легко поддаются влиянию окружающих, поэтому важно, чтобы они находились в компании единомышленников.

Помощь в выборе профессии ребенку

Так как помочь ребенку выбрать профессию, при этом, не сбивая его с осуществления собственных желаний? Начинайте разговор с ребенком о выборе будущей сферы деятельности с желаемой профессиональной области, а потом постепенно сужайте беседу до специальности и трудовых обязанностей.

Важно помнить не только лишь об интеллектуальных способностях детей, но и о их интересах, мечтаниях, темпераменте.

Пусть сын или дочка подумают над этим. Так легче определиться с областью занятий в будущем. Здесь важно не попасть под влияние сверстников. Лучше описать свои желания в письменном виде. Пусть дети вспомнят, какая именно проделанная работа вызывала удовлетворение, получалась лучше, чем у остальных.

Расскажите ребенку также и об условиях работы в той или иной сфере. Например, работа стюардессой имеет ряд преимуществ, но и недостатки тоже: целый день на ногах, постоянные перелеты. Если вы отнесетесь правильно к такому важному вопросу, как выбор будущей профессии, то ваш ребенок будет работать легко и с удовольствием. Можно прибегнуть к помощи специальных тестов на профориентацию, в основу которых положены разнообразные методики.

Каждый ребенок, независимо от физических, психологических и моральных качеств, остается индивидуальностью. Поэтому ни в коем случае нельзя навязывать будущую профессию ему. Ведь каждый человек имеет собственные представления о том, что такое счастье, какая должна быть работа, сколько денег нужно зарабатывать. Ребенок сам должен определить, что он хочет, что он умеет, что приносит ему удовольствие. А вот родители и общество могут только лишь развивать таланты детей, показывать плюсы и минусы той или иной профессии. Но выбирать свое будущее может только подросток, а его выбором должны быть удовлетворены все вокруг.

Похожие материалы