Ремонт Дизайн Мебель

Христианские достопримечательности израиля

Поздним вечером рейсовый автобус подкатил к сверкающему тысячами огней аэропорту "Шереметьево-2". Давненько я здесь не был, и перемены сразу же бросились в глаза. Особенно изменился облик пассажиров. Раньше преобладали самодовольные командированные, робкие туристы и затюканные отъезжающие эмигранты. Теперь основную массу составляли "челноки", занявшие своими огромными сумками все мыслимые места для отдыха, и нагловатые отдыхающие, едущие всей семьей, - они начинали релаксацию еще до пограничного контроля, где, кстати, суровых солдат сменили миловидные девушки.

После свирепого таможенного досмотра пришлось выдержать еще один экзамен, который проводили работники авиакомпании. Вопросы были и обыденные - например, не везете ли вы предметы, письма и т. д. для передачи другому лицу? И совсем неожиданные - когда последний раз вы ремонтировали свою электробритву? Когда последний раз вы ею брились? Присутствовал ли кто-нибудь при вашем туалете? Странные вопросы, не правда ли? Но их задавала служба безопасности страны, которая панически боится терроризма и имеет большой опыт борьбы с ним. Государство это - Израиль.

Страна-музей

Не будет преувеличением сказать, что Израиль - самый огромный исторический музей под открытым небом. Его территория сравнительно невелика, меньше Московской области, но по концентрации памятников культуры он не имеет себе равных. Здесь оставили свой след римляне и византийцы, крестоносцы и турки. Здесь начиналась история трех крупнейших религий - христианства, мусульманства и иудаизма.

Кто бы вы ни были - истинно верующий или убежденный атеист, вас не может не пронзить мысль: сейчас я нахожусь на месте, где около 2000 лет назад родился Христос; вот я дотронулся рукой до ясель, где лежал спеленатый младенец. Место Рождества находится под православным престолом и обозначено серебряной звездой с надписью: "Здесь от Девы Марии родился Иисус Христос". Над пещерой Рождества Христова построена большая церковь в форме креста.

Чтобы попасть в нее, надо протиснуться через Врата смирения высотой всего лишь 1,2 метра. Человек, входящий в церковь, словно кланяется светлому местуЕ Узкий и низкий проход был сделан еще и затем, чтобы турки, в средние века покорившие Палестину, не могли осквернить храм, въезжая в базилику на лошадях. Интерьер церкви потрясает своей монументальностью и величием. Грандиозность достигается за счет пяти нефов, разделенных четырьмя рядами коринфских колонн из красного известняка.

Базилика Рождества - центр современного Вифлеема - находится в 18 километрах к югу от Иерусалима, в котором завершился земной путь "Сына Человеческого". Уже у входа в храм Гроба Господня вы испытаете огромный эмоциональный подъем, близкий к шоку. И возникают видения, навеянные Библией и книгой Булгакова "Мастер и Маргарита".Здесь можно подняться по деревянной лестнице на Голгофу и даже постоять около креста, а затем, спустившись, увидеть место, где лежал Христос после казни. Рядом - небольшая пещера, куда занесли его тело, закрыв вход огромным камнем.

За свою жизнь мне довелось видеть немало замечательных культовых памятников. Потрясают воображение собор св. Петра в Риме или Миланский собор, Нотр-Дам де Пари и собор св. Витта в Праге, но, созерцая их, переживаешь скорее эстетически, в первую очередь думая о человеческом гении, способном сотворить такое архитектурное чудо. По внешнему виду храм Гроба Господня не производит грандиозного впечатления, так как он, расположенный в старой части города, зажат со всех сторон другими постройками.

Однако степень переживания тут иная. Замолкли даже самые болтливые, перешли на шепот самые голосистые, все погрузились в себя - одни крестились, другие шептали молитву, третьи зажигали и освящали свечи. Ощущение сопричастности с вечным не покидает путешественника ни на минуту во время посещения Земли Обетованной.

Программа поездки была насыщенна, переезды достаточно утомительны, но разве можно воспользоваться свободной минутой и задремать в автобусе, если слышишь слова гида-переводчика: "Обратите внимание - налево Гора Блаженства, здесь Иисус Христос произнес свою Нагорную проповедь, а вот Кана Галилейская. Тут Христос совершил свое первое чудо, превратив воду в вино". Или: "Сейчас мы остановимся в городе Иерихоне, древнейшем городе земли - ему по оценке археологов исполнилось 6 тысяч лет.

Обратите внимание на церковь Рыб и Хлебов, где, по преданию, Иисус накормил 5000 человек. А вот и река Иордан, место крещения Иисуса Христа Иоанном Крестителем". Таблички на всех языках предупреждают, что купаться тут запрещено, но разве это остановит "наших" - несколько человек из группы в одежде уже плещутся в зеленой воде, обдирая "на память" листья плакучей ивы.

Бродя по улочкам старого города в Иерусалиме и осматривая национальные святыни христиан, мусульман (великолепная мечеть Эль-Акса) или евреев (Стена Плача), которые расположены буквально на одном пятачке, я невольно думал, почему люди, вынужденные жить в одной коммунальной квартире, так нетерпимы друг к другу, почему близкие по духу религии никак не могут примириться. Ведь сам Бог велел им быть братьями.

Страна-курорт

На большой географической карте государство Израиль изображается в виде маленького кружочка с цифрой. Написать полное название страны не позволяет масштаб. Поэтому многие наши сограждане, прекрасно зная, что Израиль находится где-то на Ближнем Востоке, не очень хорошо представляют его местоположение.

Так вот, Израиль - государство четырех морей, расположенных в нескольких часах езды друг от друга. На восточном побережье Средиземного моря находятся такие крупные города, как трудовая Хайфа (здесь размещены наиболее наукоемкие производства, электроника и т. п.), беспечная и веселая Натанья, очень похожая по атмосфере на Одессу, и наконец - Тель-Авив, экономический и деловой центр страны.

В самой низкой точке земного шара расположилось удивительное по красоте Мертвое море с водой неповторимого лазурного цвета. Мертвым оно названо потому, что в нем из-за высокой концентрации солей и минералов нет жизни, но зато целебная вода благотворно воздействует на тех, кто страдает заболеваниями кожи.

Неподалеку от Мертвого моря раскинулось озеро Кинерет (или, как его еще называют, Галилейское море). Этот единственный в Израиле пресный водоем тоже тесно связан с библейскими легендами. Именно здесь Христос ходил по воде, ловил рыбу и встретил нескольких рыбаков, которые стали его учениками.

И наконец, ни с чем не сравнимое по красоте море, названное Красным, хотя вода в нем синяя-синяя. Израильтянам достался небольшой залив, но зато использовали они его на полную мощность - здесь построено множество таких сказочных отелей, что не находится слов для их описания. Один из них - "Принцесса". Великолепное сооружение, очертаниями напоминающее корабль, одним краем как бы вросшее в скалу, другим - устремленное к морю. Из окон, выходящих на скалы, можно наблюдать, как резвятся горные козлы.

Прогуливаясь по бесконечным сверкающим холмам, отделанным темно-зеленым мрамором, прислушиваясь к журчанью хрустальных струй фонтанов и водопадов, любуясь замечательным интерьером, бассейном, барами и т. д., чувствуешь себя если не принцем, то, по крайней мере, его дальним родственником.Кроме морей на протяжении нашего семидневного путешествия встречался самый разнообразный ландшафт. Это был подлинный праздник для глаз - то дюны, как в Прибалтике, то горы, очень похожие на Кавказские, то каменистые пустыни, напоминающие среднеазиатские. Вот только посаженных руками человека пальмовых рощ, раскинувшихся вдоль дороги, до этого мне видеть не приходилось. Так же, как и огромного количества пятизвездочных отелей. Создалось ощущение, что в стране царит настоящий гостиничный бум. Причем организаторы туристического бизнеса явно не боятся конкуренции (новые отели растут как грибы).

Конечно, в небольшой заметке обо всем не расскажешь - это надо видеть своими глазами. И Масличную гору, и Гефсиманский сад, и Стену Плача, где по традиции оставляют записки с просьбами к Всевышнему, и гробницу царя Давида, и комнату Тайной Вечери, и церковь Благовещения в Назарете, где собраны витражи на библейские темы - подарки со всего христианского мира, и Акко - город крестоносцев, в свое время отправились освобождать Гроб Господень.

Скучать туристу не дадут и после экскурсий: к его услугам дискотеки на открытом воздухе, сауны и бассейны, тренажеры. Если вы попадете в Эйлат, раскинувшийся на берегу Красного моря, вам предложат сафари и катание на верблюдах по пустыне (правда, в 40-градусную жару эти приключения доступны только молодым и здоровым) и специальную программу для любителей подводного плавания в коралловых рифах. Или, в крайнем случае, вы полюбуетесь красотой подводного царства, посетив океанариум.

Уверен, что не перевелись еще люди, путешествующие за эмоциями и впечатлениями, за познанием чужой жизни и расширением собственного горизонта, за приобщением к прекрасному, желающие почерпнуть знания из культурной сокровищницы человечества.

Поверьте, что Израиль - это прекрасный повод, чтобы отправиться в путь!

Полезная информация

Местное время. Время в Израиле соответствует восточноевропейскому.

Авиаперелет. Необходимо помнить, что все рейсы, прибывающие в Израиль и вылетающие отсюда, проходят особую проверку на безопасность и весь багаж тщательно проверяется. Поэтому прибыть в аэропорт необходимо минимум за 3 часа до вылета, и как бы утомительно это ни было, помните, что такой режим соблюдается прежде всего в интересах вашей же безопасности.

Климат и одежда. В Израиле представлены несколько климатических зон, с преобладанием средиземноморского климата. Круглый год светит солнце, что гарантирует прекрасный отдых. Зимой бывают прохладные ночи, поэтому рекомендуем запастись курткой или плащом. На юге Израиля, в Эйлате, температура воды даже зимой не опускается ниже 22 градусов Цельсия. Для вечеров достаточно взять свитер или легкую куртку. В летние месяцы необходима только легкая летняя одежда и, конечно, солнцезащитные очки.

Транспорт. Автобусное сообщение прекрасно развито, с помощью автобусов нетрудно доехать в любой район страны. Такси: относительно дорого, но дает большую свободу передвижения, можно также пользоваться общим транспортом (шерут), что намного дешевле. Прокат автомашин: в Израиле представлено большинство всемирно известных фирм по прокату автомобилей, таких, как "Херц", "Авис", "Еврокар", "Баджет". Компании по прокату принимают либо международное водительское удостоверение, либо национальное удостоверение, напечатанное на английском или французском языке.

Язык. Самым распространенным языком в стране является иврит, а официальные языки - иврит и арабский. Достаточно распространен английский, а благодаря большому количеству русскоязычного населения у вас не будет проблем и с русским языком.

Выходные и праздники. Выходной день в Израиле - суббота (Шабат), начинается в пятницу вечером и завершается в субботу вечером. Все магазины, коммерческие предприятия, организации, учреждения и места общественных увеселений, за исключением некоторых ресторанов и клубов, особенно в Тель-Авиве и Эйлате, закрываются, а общественный транспорт в основном не работает; впрочем, это не относится к такси.

Кухня. Необходимо помнить, что правилом в Израиле является кошерная кухня. На иврите слово "кошер" означает продукты, соответствующие еврейским законам питания; свинина, некоторые виды рыбы и моллюски запрещены, а мясные и молочные продукты нельзя смешивать. Тем не менее многие рестораны и кафе не придерживаются этого правила. В целом же израильская кухня сочетает в себе как восточные, так и европейские черты.

Спорт. Средиземноморское побережье и побережье Красного моря идеально подходит для занятий водными видами спорта, плаванием, серфингом, водными лыжами. Эйлат славится своими коралловыми рифами и поэтому считается раем для подводного плавания.

Покупки. Израильские магазины предлагают широкий выбор товаров и подарков. Благодаря хорошо развитой ювелирной промышленности вы можете купить очень интересные изделия из золота и бриллиантов по хорошим ценам, а на филиалах алмазной биржи можно получить значительные дополнительные скидки. Помимо этого, рекомендуем присмотреться к изделиям из кожи, мехам, модной женской одежде, восточным коврам, керамике, изделиям из серебра и меди, а также к культовым изделиям. Многие магазины рекомендованы Министерством туризма, на витринах магазинов вы увидите эмблему, изображающую двух скаутов, несущих на шесте виноградную кисть (символ качественного товара).

Природная лечебница - Мертвое море

Мертвое море, с окружающим его первобытным пустынным ландшафтом, непригодно для жизни даже простейших организмов, но те, кто приезжает сюда, знают, что получат здесь первоклассное терапевтическое лечение, подобного которому не существует во всем мире На протяжении тысячи лет Мертвое море привлекало тех, кто искал пути омоложения и расслабления, излечения от застарелых недугов. Аристотель, Ирод Великий и Клеопатра - пожалуй, самые знаменитые посетители этого безжизненного природного водоема, которые верили в его чудодейственные целебные свойства.

Концентрация солей и минералов в водах Мертвого моря, расположенного в самой низкой точке земной поверхности (390 метров ниже уровня моря), составляет 33 процента.

Благодаря своему уникальному месторасположению Мертвое море представляет собой неповторимый микромир с чрезвычайно специфическими характеристиками: атмосферными, температурными, химическими и оптическими. Подобного сочетания перечисленных выше факторов не найти ни в одной другой точке мира. Из-за столь уникального набора качеств Мертвое море стало местом, где можно осуществлять так называемое биоклиматическое лечение, позволяющее излечивать самые разные болезни (прежде всего кожные заболевания и артриты).

Терапевтическое лечение на Мертвом море позволяет полностью или частично излечивать такие болезни, как псориаз, дерматиты, псориатический артрит и различные виды ревматических нарушений. Разумеется, лечение проходит не в закрытых помещениях или больницах, а в комфортабельных курортных центрах, из окон которых открываются неповторимые природные пейзажи.

В чем причина такой уникальной, поистине магической комбинации атмосферных, химических и прочих свойств Мертвого моря, обеспечивающей столь благотворное воздействие на организм человека? Прежде всего, химический состав самого моря. Некогда соединявшееся с океаном, Мертвое море около миллиона лет назад в результате сдвига земной коры было отрезано от него и превратилось в гигантский закрытый водоем. Здесь наибольшая, по сравнению с другими водными бассейнами, концентрация соли и минералов. В Мертвом море содержится в 80 раз больше брома, в 35 раз больше магния и в 10 раз больше соли, чем в океане.

Необычайно высокие качества гидрогенных сульфидов и других полезных минералов привели к тому, что Мертвое море превратилось в созданный самой природой целебный источник. Бром способствует расслаблению нервной системы, магний повышает тонус и освежает кожу. Кроме того, в Мертвом море невозможно утонуть, оно выталкивает человека на поверхность как пробку. Пребывание человека в расслабленном состоянии в столь целебном источнике - не просто забава. Это еще и благотворно влияющая на организм человека - его тело, кожу, нервную систему - процедура.

Святая Земля – это творение Бога и человеческой памяти. Это единство священных событий, которые Бог совершил здесь ради спасения людей, и благодарной человеческой памяти об этих великих событиях. Память эта воплотилась во множестве русских монастырей и храмов в евангельской Палестине, потому что на протяжении более чем полутора столетий христианское чувство русского сердца находило свое воплощение в созидании здесь церковного и культурно-исторического богатства Руси.

Во главе удивительного исторического явления, получившего название русской Палестины, с 1847 года стоит Русская Духовная Миссия в Иерусалиме. Её попечением Русская Православная Церковь приобрела для своих паломников со всего огромного пространства исторической Руси целый ряд святых мест первой величины, на которых разворачивались события Священной истории.

Сегодня это уникальное достояние Русской Церкви включает в себя Троицкий собор и храм в честь св. царицы Александры на Русском Подворье в Иерусалиме; Горненский женский монастырь на месте встречи Пресвятой Богородицы и св. праведной Елизаветы и родине св. Иоанна Предтечи; женский монастырь у места Вознесения Господня на горе Елеон; монастырь св. Марии Магдалины в Гефсимании, хранящий мощи свв. прпмчч. великой княгини Елисаветы и ее келейницы инокини Варвары; подворье святых Праотцев в Хевроне с Дубом Мамврийским, под сенью которого патриарх Авраам принял Трех Таинственных Странников; подворье с храмом в честь св. апостола Петра в Яффе и гробницей воскрешенной им св. праведной Тавифы; подворье св. Марии Магдалины на ее родине на берегу Галилейского озера; храм св. пророка Божия Илии на горе Кармил в Хайфе, подворье св. Иоанна Предтечи в Иерихоне близ дерева Закхея и неподалеку от Сорокадневной горы, крупный паломнический центр с гостиницей на месте Крещения Господня на территории сегодняшней Иордании, получивший название «Странноприимного дома», и многие-многие другие земельные участки.

Знаменательно, что русское присутствие в Святой Земле сложилось во многом благодаря пожертвованиям простых верующих со всех уголков исторической Руси. Сбор средств на нужды русской Палестины проводился круглый год, но главным был массовый всероссийский сбор, установленный в 1886 году, проводившийся в Вербное воскресенье и потому получивший название «Вербного». В преддверии праздника Входа Господня в Иерусалим во все епархии Русской Православной церкви направлялось воззвание, начинавшееся словами из псалма: Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя (Пс. 136,5). Это воззвание обязательно публиковали и местные «Епархиальные ведомости». Из епархий документ направляли в благочиния, а оттуда рассылали по всем храмам. За неделю до «Вербного сбора» его вывешивали в храмах, и духовенство знакомило паству с целями этого мероприятия, призванного содействовать развитию российского паломничества в Святую Землю и поддержать православных жителей Палестины. В праздник Входа Господня в Иерусалим духовенство во время богослужения обходило прихожан, собирая их доброхотные пожертвования. О сумме собранных средств составлялся акт в присутствии священника, церковного старосты и нескольких именитых прихожан. Через местного благочинного деньги направляли в духовную консисторию, а оттуда в Совет Императорского Православного Палестинского Общества в Санкт-Петербурге, который распределял средства на нужды российского паломничества и социальных и просветительских проектов среди палестинских христиан. Ежегодно в одной лишь Владимирской губернии, к примеру, Вербный сбор составлял по несколько тысяч рублей, и складывались они в основном из копеек и иногда гривенников, которые жертвовали крестьяне. Состоятельные же прихожане в городах жертвовали по несколько рублей.

Так складывался фонд, позволявший приобретать в Святой Земле ценнейшие участки, возводить на них храмы в память событий Священной истории и подворья для приема паломников, проводить археологические раскопки на святых местах, заниматься организацией паломнических поездок, а также просветительской и издательской деятельностью, направленной как на нужды паломников, так и местных православных.

Размах русского присутствия в Святой Земле до годин лихолетья в России – это благодарный ответ русских сердец на прикосновение божественной благодати, которую многие из них уже ощутили у святых мест или к которой только желали приблизиться, пока еще не добравшись в Святую Землю. Послереволюционный же период в истории русской Палестины – это время немалых потерь, забвения и опустошения, но в то же время и усилий немногих по сохранению наследия предыдущих поколений. В течение многих лет русские священнослужители и монашествующие в Палестине жили с болью в сердце от пренебрежения народа к сокровищам родного достояния в Святой Земле, но и с надеждой на его возвращение к своим духовным истокам и осознание ценности своего наследия в библейской Палестине, воплотившего боголюбие и благочестие русских людей.

Милостью Божией, это возрождение совершается на наших глазах. Снова на Божественной литургии у Гроба Господня много паломников со всех концов исторической Руси, снова слышится русское «Христос воскресе!» на Благодатном огне, снова в Вифлееме наши соотечественники сорадуются Рождеству Богомладенца, снова на Иордане русские сердца внимают явлению Пресвятой Троицы, снова на Фаворе ищут преображения многие русские души. Сегодня паломничество в Святую Землю для многих становится путешествием, в которое отправляются в поисках Бога, самих себя и своих духовных корней; одним из наиболее важных вспомогательных средств для правильного устроения духовной жизни. Святая Земля становится местом встречи с Христом, где многие впервые по-настоящему открывают для себя Евангелие.

Русская Духовная Миссия в Иерусалиме видит свою главную задачу в том, чтобы всемерно содействовать развитию этого паломничества, создавать условия для созидательных и душеполезных путешествий православных верующих в Святую Землю, поддерживать существующие и открывать новые паломнические гостиницы у святых мест, продолжать восстановительные работы в русских монастырях и храмах, совершать здесь богослужения и молитву за наше Отечество.

Среди первоочередных задач Миссии – строительство Паломнических центров с гостиницами напротив храма Благовещения Пресвятой Богородицы в самом сердце евангельского Назарета и на территории сада с несколькими источниками у родины св. Марии Магдалины на берегу Галилейского озера; строительство второго корпуса Паломнической гостиницы в Вифлееме близ базилики Рождества Христова; создание сада библейских растений на подворье святых Праотцев в Хевроне; создание Этническо-библейского музея в Кане Галилейской; восстановительные работы в часовне св. Иоанна Предтечи на месте византийского храма VI века с сохранившейся мозаикой.

Мы приглашаем Вас поддержать эти проекты Русской Духовной Миссии в Иерусалиме и по примеру наших благочестивых предшественников в Вербное воскресенье внести свой вклад в сохранение и преумножение церковного достояния Русской Православной Церкви в Святой Земле. Вместе мы сможем сделать это православное сокровище доступным все большему и большему числу наших соотечественников. Мы приглашаем Вас совершить паломничество в Святую Землю, чтобы обновиться сердцем через молитву у величайших святынь христианства, и будем рады принимать Вас здесь!

Часть1

Впечатление от нашей поездки по местам силы Израиля и Иордании оказались самыми позитивными. Тур был всего 12 дней, но казалось, что прошло по меньшей мере два месяца. Мне понравилось и логика маршрута, и сервис и разнообразие пейзажей и наших активностей. Мы побывали на трех морях, в пустынях и оазисах, мы водили сами машины, отыскивая нужные объекты по навигаторам и советам таксистов, где-то слушали экскурсоводов, где-то гуляли сами, ведомые внутренним голосом, плавали на воде и под водой, в масках и батискафах… в общем – очень все получилось впечатляюще и познавательно.

Когда путешествуешь с целью ощутить места силы земли – всегда бывают неожиданные сюрпризы, иногда поучительные, иногда просто радостные и удивительные.

Можно сказать, что все началось в аэропорту Шереметьево, где перед регистрацией мы неожиданно встречаемся с нашими друзьями и соратниками – Оксаной и Олегом. Мы вместе были и на Кайласе, и в Перу, и в Америке… В Израиль их не стала приглашать, так как знала, что они здесь уже были. Как же было велико взаимное удивление, когда мы узнали, что летим одним рейсом в Тель-Авив!

В аэропорту Тель-Авива, пока выясняла, кто нас встречает и на каком автобусе, как-то незаметно для всех оставила свой чемодан. Обнаружили, естественно уже в отеле. Поскольку у нас была запланирована программа на день, то пыталась решить вопрос по телефонам, подключив наших партнеров, даже беседовала с секьюрити аэропорта по телефону и давала устный портрет своего багажа.
С тем мы и пошли гулять по Средиземному морю и знакомиться с вечерним городом.

Много отелей в Телль-Авиве на берегу моря говорят о том, что это любимое место отдыха в сезон.

Сейчас загорать было прохладно, но все же хотелось искупаться или хоть ногами поболтать в нежном прибое.

Всем очень понравилось Средиземноморье!

Потрясающий закат играл красками. Из сотни снимков так трудно выбрать один!

Вечером в одном из кафе с мороженным настраиваем наши навигаторы, прокладывая завтрашний маршрут.

На следующий день мне сообщили, что чемодан мой пока не обнаружили, и в камере потерянных вещей его нет. Ну нет так нет, решила я, досадуя, что теперь придется тратить время на покупку чего-то необходимого, вместо того, чтобы познавать культурно-исторические ценности. Мы взяли машины на прокат (здесь берут очень приличный залог и только с кредитной карты!) и покатили в Яффо – древнейший город-порт на берегу Средиземного моря.

В море виден каменный кряж – это остатки скалы Андромеды. Именно здесь произошла древнегреческая история о спасении Персеем красавицы Андромеды. Дочь короля была прикована цепями чтобы быть принесенной в жертву морскому чудовищу, но Персей убил чудовище с помощью головы медузы Горгоны и освободил принцессу.

Прибрежная часть города вся выстроена из ракушечника. В маленьких двориках – кафе и магазинчики. Тут же мануфактуры и мастерские художников и небольшие выставки древних вещей, найденных при раскопках.

Нам понравилось трехмерное представление в небольшом археологическом музее на площади Кикар Кедумин в Яффо, сооруженном над раскопками – наглядно, просто и весело! Советуем посетить!

Насладившись гостеприимством города мы отправились в Иерусалим. По пути мы заехали в аэропорт и в течении 10 минут(!) получили мой чемодан! Оказывается, прежде чем попасть в отдел потерянных вещей багаж сначала храниться в отделах авиакомпаний, а на моем багаже висела бирка аэрофлота. Мэн почти английского вида в костюме с бабочкой торжественно выкатил мой саквояж. Вывод: личное присутствие может творить чудеса, а звонки по телефону – не всегда.

До Иерусалима доехали быстро по хайвею, но в самом городе пришлось трижды прокрутиться, так как около старого города полно односторонних улиц и навигатор с такой задачей не справился. Спасли доброжелательные русскоязычные израильтяне!

Рано утром мы поехали на экскурсию в Вифлеем.

Купив тур в Вифлеем, мы избавили себя от всех проблем в переходом границы в Палестину. Автобус с палестинским шофером быстро добрался до храма Рождества Христова. Хотя это был и не праздничный день, группы паломников собирались на площади перед храмом, чтобы прикоснуться к святыне.

Сам храм красив и велик. Был возведен в 322 году над пещерой, в которой был рожден Иисус Христос.

На стенах, колоннах сохранились остатки византийской мозаики.

В центре вскрыли мраморный пол, чтобы обнажить древнюю мозаику времен императора Константина.

Интересно заметить, как элементы орнамента кочуют по разным традициям, религиям и эпохам. Свастика – древний зороастрийский символ солнца, перешла в Индию, Тибет, и здесь в цитаделе христианства мы видим свастику, означающую по христианским канонам – вращающийся крест. На следующем фрагменте также всеми узнаваемый символ, имеющийся во всех культурах и узорах (в том числе и русских народных), - бесконечный узел, символизирующий вечность или вечную жизнь.

Наш экскурсовод провел нас мимо 2-х часовой очереди (еще одно преимущество группового тура!) напрямую в святая-святых храма – пещеру, где родился Иисус Христос.

Вифлеемская четырнадцати лучевая звезда отмечает место Рождения, а рядом в гроте располагались ясли, в которые положила Мария новорожденного младенца. Нам очень повезло, почему-то оказалось мало людей, и мы около получаса простояли в благоговении у священного места.

Святой Иероним в 386 г. поселился в пещере рядом и провел здесь в молитве до 420 года. За этот период Блаженный Иероним написал много церковных трудов, но главное – заново перевел на латинский язык книги Нового и Ветхого Завета. Этот перевод под названием Вульгаты вошел во всеобщее употребление в Западной Церкви.

Граница Палестины с Израилем обозначена бетонной стеной. Со стороны Палестены мы увидели очень необычное для границы оформление этой стены.

Поскольку мы были на лицензированном экскурсионном автобусе пограничники только улыбнулись нам и мы быстро домчались до Иерусалима.

Иерусалим
С Масленичной горы открывается вид на старый город – одно из самых удивительных мест на планете. Здесь Храм Гроба Господня рядом с великой святыней мусульман, маленький пятачок земли, который на протяжении тысячелетий переходил от одних правителей к другим, разрушались одни храмы и воздвигались на их основании новые.

В этих пустынных некогда местах всегда жили верблюды, сейчас здесь они только для фотографии.

На склонах горы рос Гефсиманский сад, у подножия воздвигнут Гефсиманский храм.

В старый город мы зашли через львиные ворота, побродили по узким древним улочкам.

Посетили кварталы армянский, еврейский, греческий, мусульманский… Кого только здесь не встретишь! Заходили в кафе и магазинчики с национальными мастерскими.

Но, конечно, главное – посетили Храм Гроба Господня, где хранится плита, на которой помазывали миррой тело Христа, снятого с распятия.

Бессмысленно здесь писать об Иерусалиме, так как здесь тома истории …! Место поистине необыкновенное и является общечеловеческим планетарным центром!

На территории Храма Гроба Господня находятся шестнадцать мест поклонения и часовен, в большинстве своём связанных с Распятием, Погребением и Воскресением, и с другими святынями:

1. Камень Помазания - место, где Иосиф подготавливал тело Христа к погребению.

2. Место женщин, с которого святые женщины и Иоанн наблюдали Распятие.

3. Голгофа - место Распятия и нахождения Креста

4. Гробница Иисуса в центре ротонды. Гробница Иисуса включает две отдельные комнаты: вестибюль и погребальную камеру. Современный Балдахин позволяет сохранить этот план. Гробница же, изначально вытесанная в скале, затем была облицована мрамором архитектором Комниносом.

5. Могила Иосифа Аримафейского , вытесанная в скале, находится в задней части Балдахина.

6. Место "Не прикасайся ко Мне" - место явления Христа после Его Воскресения и явления перед Марией Магдалиной, где Он сказал ей: "Не прикасайся ко Мне " (Иоанн. 20: 17).

7. Столб Бичевания, Католическая часовня, в центре которой сохранилась большая часть колонны, к которой, как считается, был привязан и претерпел муки Христос.

Совместная литургия православных архиереев в Храме Гроба Господня во время Православного конгресса, состоявшегося в Иерусалиме в июне 2000 года

8. Тюрьма Иисуса и часовня Плача находится в глубине аркады Храма Гроба Господня, где, как считается, Христос был временно задержан и Его мучители сжали Ему ноги доской с двумя отверстиями.

9. Часовня центуриона (сотника) Лонгиноса, расположена в левой части коридора, окружающего католическую часть храма. По традиции, центурион Лонгинос, римский офицер, видевший Распятие, уверовал в Христа и мученически погиб.

10. Часовня Жребия. Здесь, согласно традиции, солдаты после Распятия, "... об одежде Моей бросали жребий "(Иоанн. 19: 24).

11. Часовня Св. Елены и грот находки Животворящего Креста расположены в натуральной скале - крипте, в которую ведут 42 вырубленные ступени, где Св. Елена обнаружила Крест Христа, гвозди и кресты двух грабителей.

12. Часовня Бичевания и Тернового Венка. Под святым столом часовни сохранилась часть колонны, на которой, согласно традиции, надели на Христа багряницу и возложили на Его голову терновый венок (Матф. 27:27-29).

13. Часовня Адама. Находится под возвышением Голгофы. По древнейшей традиции, Христос крестился над могилой черепа первочеловека Адама и тем самым смыл первородный грех. Место крещения Христа получило название Черепное место, или Голгофа на иврите.

14.-16. Часовня 40 Мучеников и Брата Божьего Яакова , хотя и не связана со Страстями Иисуса, относится архитектурно к Храму Гроба Господня. Она находится на западе Святого двора и была присоединена к местам поклонения в годы правления императора Константина Мономаха (11 в.).


Надгробная Церемония в молитвенном зале Храма Гроба Господня


Греческий служитель Храма Гроба Господня с ключом от Храма

Кроме шестнадцати часовен, описанных выше, существует в Храме и множество других, относящихся к различным христианским общинам, как, например, Коптская, Сирийская и Армянская часовни, посвященные истории Страстей Христовых и другим святым. В общем, Храм и места паломничества, находящиеся в нём, относятся к различным христианским общинам и патриархиям Иерусалима. Годы борьбы за владение Храмом и его местами паломничества, начавшиеся после ухода крестоносцев в 1187 г., являются тёмной и тяжелейшей главой в христианской истории Святых мест Палестины. Ненависть, соперничество, фанатизм и частые кровавые стычки между христианскими общинами использовали мамелюки и позднее оттоманцы, превратив святые места паломничества в выгодный торг, продавая их тому, кто давал больший выкуп. Такое положение продолжалась вплоть до середины девятнадцатого века, и лишь после вмешательства Сообщества европейских государств в 1857 г., соперничающие христианские общины пришли к соглашению, подписав знаменитый Договор режима мест паломничества, известный также, как "status quo".


Иудейские могилы, высеченные в скале позади священного Балдахина


Вход в Храм Гроба Господня и Святой двор перед ним

Согласно старохристианской традиции, первомученик Стефан был побит камнями за восточной стеной Иерусалима, вблизи местечка Гефсимания в долине Кедрон.

Современный монастырь Св. Стефана был построен кипрским монахом Храма Гроба Господня, архиепископом Аркадием.


Место паломничества в монастырь первомученика Стефана в долине Кедрон

Гефсимания

Гефсимания находится на востоке Иерусалима, в русле ручья Кедрон, известного также под библейским названием долина Иосафат . Начинаясь в Иерусалиме, он протекает через Иудейскую пустыню, огибает Лавру Св. Саввы и впадает в Мёртвое море. Согласно христианской традиции, в ручье Кедрон, именно в районе Гефсимании, произойдёт страшный суд. Эта традиция имеет отношение к имени Иосафат, происходящего от ивритского Яхве-Шафот, означающее бог судит (Иоил. 3, 2).

Гефсимания, согласно создателям Евангелия (Матф. 26, 36. Марк. 14,32. Лук. 22, 39. Иоан. 18) связывается с молитвой Христа перед крестом, предательством Иуды и арестом Иисуса. Другими словами, отсюда начались Страсти и Крестный путь Богочеловека.

В четвёртом веке события Страстей и Предсмертной молитвы Иисуса были зафиксированы топографически и признаны местами паломничества и культовыми центрами.


Местечко Гефсимания и его места паломничества

На месте предсмертной молитвы Иисуса в годы правления императора Феодосия Великого (378-395 гг.) была возведена христианская базилика, развалины которой можно видеть и сегодня внутри современной католической церкви Всех Наций (или Церкви Страстей Иисусовых).

Масличные деревья, окружающие район сегодня, существовали и в древности, откуда и произошло название Гефсимании, означающее на иврите перетирание маслин.

Существует поверье, что многие из сегодняшних масличных деревьев - ровесники времён Христа.

Могила Богородицы

Гефсимания связывается не только с предсмертной молитвой и Страстями Христа, но и с могилой Его Матери Богородицы.


Интерьер церкви Могилы Богородицы в Гефсимании

После того, как Пятый Вселенский синод признал и узаконил догму божественности Богородицы, с середины 5 века её могила стала местом паломничества.


Фасад церкви Могилы Богородицы в Гефсимании

Современная огромная крипта, покрывающая могилу, - лишь остатки двухэтажной церкви, построенной императором Марцианом (450-457 гг.) и первым патриархом Иерусалима, Ювеналом.


Могила Богородицы в Гефсимании

Бассейны Силоам (Шилоах)

Бассейны Силоам, находящиеся на западной стороне ручья Кедрон, на территории современной одноимённой арабской деревни, начиная с библейской эпохи являлись для жителей Иерусалима, одним из важнейших резервуаров питьевой воды.

Вода из источника Гихон поступала в резервуары по подземному водопроводу, вытесанному в годы правления царя Хизкияху (Езекии). (2 Парал., 32:2-4).

Царь Ирод (37-4 гг до.н. э.) преобразовал район бассейнов, добавив общественные здания и мраморные колоннады. Воды бассейнов Силоам считаются целебными, и Христос послал к ним слепого, чтобы он обмылся и вылечился (Иоан. 9).

В 450 г. императрица Евдокия построила здесь трёхнефную христианскую базилику, развалины которой сохранились и сегодня. Хотя базилика была разрушена персами в 614 г., бассейны продолжали считаться местом паломничества на протяжении всех последующих веков и по сегодняшний день.

Овечий источник

Овечий источник расположен в мусульманском квартале Иерусалима, возле Львиных ворот и северного крыла разрушенного Иудейского Храма. Он был построен в период Маккавеев (2 в. до н. э.) в виде пятикамерного резервуара, воды которого использовались для нужд Храма. Поверье гласило, что воды источника являются целебными, благодаря чему его посещало большое число больных в надежде на излечение (Иоан. 5,13).


Овечий Источник Вефесды


Овечий источник с церковью крестоносцев Св. Анны.

После основания Адрианом Элии Капитолины в 136 г., место резервуара превратилось в идолопоклоннический культовый центр, посвященный богам Серапию и Асклепию. Построенные в честь этих богов храмы соединялись между собой сотнями лечебных ванн.

В византийскую эпоху, в середине пятого века, резервуар был признан местом паломничества, и над ним была построена трёхнефная базилика, посвященная Богородице, поскольку согласно традиции, здесь находился дом Её родителей, Иоакима и Анны.

В одиннадцатом веке над византийской базиликой крестоносцы построили новую церковь и посвятили её Св. Анне. Эта церковь сохранилась и поныне.


Вефесда с храмом Св. Анны эпохи крестоносцев

Преторий

Преторием, официальной резиденцией римского прокуратора в Иерусалиме эпохи Христа, являлась крепость Антония, находившаяся в северо-западном углу двора, относящегося к архитектурному комплексу Иудейского Храма. Здесь Пилат принял решение о казни Христа через распятие. В этом же дворе римские солдаты издевались над Ним, надели на Него терновый венок и дали Ему крест, - так начался Крестный Путь Страстей Господних.


Тюремные камеры Римского Преториума


Графическая реставрация Претория эпохи Христа

Развалины римского Претория рассеяны в сегодняшнем Иерусалиме по трём различным христианским монастырям.

Часть плиточного пола двора претория, известного как лисостротус (мостовая) (Иоан. 19: 13), хранится во францисканском монастыре Ессе Homo. Ещё одна часть литостратуса, подземные цистерны, построенные для нужд Иудейского Храма и трёхдверная апсида, известная под названием "Се Человек" (Ekke Homo ), находятся в женском монастыре Сестёр Сиона. Согласно традиции, отсюда Пилат представил Христа Фарисеям, требовавшим Его осуждения. В третьем монастыре - Греческом Претории - сохранились различные гроты, высеченные в скале. Считается, что один из них использовался для временного задержания Христа в Претории, а другой, более низкий, служил тюрьмой грабителю Варраве.


Католическая церковь Претория с апсидой Се Человек.

Крестный путь

Кроме теологического значения Страстей и предсмертной молитвы Христа во время Распятия, Крестный Путь имеет хронологическое и топографическое значение. Он включает в себя все Страсти Иисуса в Иерусалиме, начиная с Его ареста и заканчивая погребением. Другими словами, Крестный путь должен был начаться с Гефсиманского сада и окончиться Голгофой и Гробницей.


Крестный путь в Великую Пятницу

Однако, начиная с одиннадцатого века, иерусалимские христиане определили этот путь как начинающийся Его осуждением в Претории и кончающийся Святой Гробницей в Храме Гроба Господня. В современном Иерусалиме маршрут и продолжительность Пути, который не превышает и километра, не обязательно должен совпадать с тем, который проделал Христос две тысячи лет назад, поскольку планировка города претерпела коренные изменения во втором и пятом веках. Однако, общее направление Пути осталось почти без изменений. Крестный Путь (Via Dolorosa) на своём протяжении включает 14 остановок, которые связаны с событиями Мук и Страстей Господних. Первые две из них находятся на территории Претория, следующие семь - в городе, и остальные - на территории Храма Гроба Господня. 14 остановок включают:

1. Лисостротос и осуждение Пилатом Иисуса

2. Получение Креста

3. Первое падение Иисуса (согласно традиции)

4. Иисус, встречающий свою Мать (согласно традиции)

5. Крест, отданный Симону из Киринайки (согласно Евангельским свидетельствам: Матф. 27: 32. Марк. 15: 21, Лук. 23: 26)

6. Вероника, вытирающая покрытое потом лицо Иисуса (древняя христианская традиция)

7. Второе падение Иисуса (средневековая традиция)

8. Иисус, утешающий иерусалимских дев (Лук. 23,18-27)

9. Третье падение Иисуса (средневековая традиция)

10. Иисус, раздеваемый для распятия (Иоан. 19: 30)

11. Пригвождение Иисуса к Кресту

12. Иисус, отдающий Душу Свою (Иоан. 19: 40)

13. Снятие с Креста и подготовка к погребению (Иоан. 19: 40)

14. Погребение Иисуса (Иоан. 19: 41-42).


Православная церемония с участием архиереев всего мира

Сион

Слово Сион (Цион на иврите) используется Ветхим Заветом для названия различных районов Святой Земли, как то: Иудейские горы (Псалм. 132.3), гора Хермон (Второзак. 4, 49), Иерусалим (Псалм. 76,2) и т.д.

В более поздней еврейской традиции то же название означает Иудейское Царство, всю землю Израиля, народ Израиля и, главное, Иерусалим и духовную связь с ним еврейского народа, где, как говорит пророк Михей," ... Он научит нас путям Своим, и будем ходить по стезям Его, ... "(Мих. 4, 2). Вместе с тем, существовала и древняя еврейская традиция, отождествляющая название Сион с западным холмом Иерусалима. Отцы церкви с первых христианских лет признали эту традицию и связали её со многими религиозными деятелями и событиями. Согласно христианской традиции, на холме Сион произошли следующие события:

Тайная вечеря и таинство Святого причастия, нисхождение Святого Духа на апостолов и создание первой христианской церкви (Деян. 2.). Другими словами, Отцы церкви видели, как сбываются на горе Сион слова пророка Михея об Учении Господнем.

Позднее, в 5-ом и 6-ом веках, Сион связывался с другими событиями, как то: Отречение Петра, Успение Богородицы, Погребение Яакова, брата Божьего, Погребение библейского царя Давида и т. д.


Гора Сион с христианскими местами паломничества


Патриархальная школа Сиона


Часовня Тайной Вечери и Нисхождения Святого Духа.

Важнейшим и древнейшим (2 в. н. э.) на Святой Земле христианским местом поклонения является горница Тайной вечери, двухэтажное здание, в котором состоялась Тайная вечеря и нисхождение Святого Духа на апостолов.

В четвёртом веке на вершине Сиона, на месте горницы Тайной вечери, была построена большая базилика, названная Церковью Св. Сиона. Сионская базилика была разрушена персами в 614 г., отстроена патриархом Модестом и снова разрушена мусульманами в 966 г. После ухода крестоносцев горница Тайной вечери была превращена мамелюками в мечеть и долгое время использовалась как мусульманский храм.

Хотя сегодня горница Тайной вечери принадлежит мусульманам, она доступна всем христианам как место паломничества и молитвы.


Панорама холма Сион и его христианские места паломничества

Масличная гора

Масличной горой (Хар-ха-Зейтим на иврите или Тжабаль-э-Тур на арабском) называется горная гряда высотой 730 метров над уровнем Средиземного моря, расположенная на востоке Иерусалима. Она упоминается как в Ветхом (Зах. 14,4), так и в Новом (Матф. 24. Марк. 13. Лук. 26. Деян. 1, 4 -12) Заветах. Её три вершины: северная - гора Скопус (Хар-Хацофим на иврите) с построенным на ней еврейским Университетом, средняя, на которой расположена больница Августа Виктория и южная э-Тур или вершина Вознесения, где сконцентрированы все христианские места паломничества, церкви и монастыри, связаны для христиан с двумя важными событиями в жизнедеятельности Христа: Нагорной проповедью (Матф. 24, Лук. 21) и Вознесением. В четвёртом веке на месте Нагорной проповеди Св. Елена построила большую базилику, которую назвали Элеонской Церковью. Развалины этой базилики находятся сегодня внутри католической церкви Отче Наш (Pater Noster).

В 387 г. на месте Вознесения была построена большая восьмиугольная церковь - часовня Вознесения, как называли её византийцы, светящийся крест которой был виден всему Иерусалиму. Церковь Вознесения была разрушена персами и восстановлена крестоносцами практически по тому же плану.

В 1187 г. она была превращена в мечеть Саладдином, а места паломничества, находящиеся вокруг неё, розданы мусульманским семьям Иерусалима. Кроме этих двух важнейших паломнических мест в 5-6 веках на Масличной Горе были построены 24 других христианских учреждения, и среди них церкви, монастыри и гостиницы для паломников. Одними из важнейших паломнических мест, находящихся сегодня на северной вершине Масличной Горы, являются Греческая церковь Галилейских Паломников (Viri Galilei, место встречи Христа с Апостолами после воскресения (Матф. 28,10)), русский монастырь с церковью Св. Иоанна Крестителя, новопостроенная греческая церковь Вознесения , паломническое место Вознесения, находящееся и сегодня во владении мусульман, католические церкви Отче Наш (Pater Noster) и Плач Господа (Dominus Flevit), а также русский монастырь Кающейся Магдалины, расположенный на западе вершины.


Величественный православный храм в Малой Галилее на Масличной горе

Вифагия

Место паломничества Вифагия упоминается в Евагелии, как исходная точка триумфального входа Христа в Иерусалим (Матф. 21,12. Марк. 11,12) и находится в восточной части Масличной Горы. Со 2-го века до н. э. и на протяжении римской и византийской эпох на этом месте располагалась маленькая деревня, жители которой занимались земледелием и скотоводством.


Местечко Вифагия и её места поломничества

С 4-го века оно было освящено как христианское место паломничества. Первая церковь была построена в эпоху крестоносцев. Современная Греческая церковь Вифагии была построена недавно архиепископом Тверии Григорием.


Место паломничества Вифагия и построенная архиепископом Тивериады Григорием церковь.

Место паломничества к базилике побитого камнями первомученика Стефана

Св. Стефан, дьякон первой христианской общины Иерусалима, был первым христианином, наказанным побитием камнями за веру в Христа и христианство (Деян. 7). По этой причине он был причислен церковью к лику святых и назван Первомучеником. Место побития его камнями и его страдания (Бейт-Хаскела на иврите) находилось, согласно еврейской традиции, в северной части Иерусалима, за пределами городских стен, около скалы пророка Иеремии. Тело побитого камнями святого было погребено христианами, согласно традиции, в его родном городе Гамла. В начале пятого века, когда обнаружили могилу первомученика, его останки были перезахоронены на горе Сион в Иерусалиме. Пару лет спустя, епископ Ювеналий, будущий патриарх Иерусалима, перенёс кости святого в Гефсиманский сад и захоронил их в церкви, построенной в его честь. В 460 г. империатрица Евдокия, жена Теодора Второго, построила на традиционном месте побития камнями большую Базилику - Мартириум, в которой в третий раз были перезахоронены останки святого. Отцы доминиканцы, обнаружившие развалины этой базилики, в 1881 г. построили на них новую базилику, расположенную несколькими метрами севернее Дамасских ворот. Православное место паломничества к первомученику Стефану в Гефсимании - это место, на котором архиепископом Ювеналием, была построена церковь, где были вторично захоронены останки Святого.


Древнехристианская базилика Св. Стефана в Иерусалиме (5 век)

Места паломничества: базилика, посвященная посещению Елизаветы Девой Марией; церковь Св. Иоанна Крестителя

Два этих места паломничества принадлежат Католической Церкви и находятся в западной части Иерусалима в маленькой деревне Эйн -Карем (Виноградный Источник). Этот холм, расположенный сегодня в черте города, в эпоху Христа назывался нагорная страна (Лук. 1:39). В пятом веке над этими двумя местами паломничества Иерусалимская Патриархия построила две величественные трёхнефные базилики с полом из цветной мозаики, одна из которых была посвящена Иоанну Крестителю, а другая - посещению Елизаветы Девой Марией. Позднее на развалинах этих двух базилик были построены новые католические церкви.

В Эйн-Кареме находятся также Русский православный монастырь Св. Иоанна Крестителя и греческая церковь, посвящённая тому же

Монастырь Симеона праведника (Катамоны)

Монастырь Симеона праведника расположен на холме, называющемся Катамон (или Катамоны) (название, происходящее от греческого ката-монас (в стороне), так как холм этот находился далеко от центра города). Средневековая христианская традиция определяет нахождение могилы Симеона Праведника на холме Катамон. Его могилу, вытесанную в скале и находящуюся в здании монастырской церкви, показывают и сегодня.


Монастырь и церковь Симеона праведника в Катамонах

Согласно той же традиции, Симеон праведник участвовал в переводе Ветхого Завета с иврита на греческий (перевод известный как Septuaginta) и, зная о приходе Мессии, попросил Бога дать ему возможность увидеть Мессию прежде, чем умереть. Его просьба была исполнена, и это был именно он, который указал на Богородицу с младенцем Иисусом в Храме, говоря «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, Ибо видели очи мои спасение Твоё, Которое Ты уготовал перед лицом всех народов, ...» (Лук. 2: 25-32). Первые монастырь и церковь в Катамонах были построены грузинскими монахами Святого Креста в двенадцатом веке. После их ухода из Иерусалима, монастырь был заброшен и опустел. В 1879 г. монах Авраамий восстановил его, присоединив могилу Симеона праведника к северному крылу церкви.

Иудейский Храм и Стена Плача

Знаменитый Иудейский Храм был построен на холме Мория, который расположен на востоке Иерусалима. История холма Мория как иудейского культового центра начинается с десятого века до н. э., когда царь Давид купил его у Орнана Евосейского для того, чтобы на этом месте построить алтарь-жертвенник Яхве (24:18-25). В 960 г. до н. э. царь Соломон на месте алтаря построил знаменитый Иудейский Храм, являющийся единственным культовым центром иудаизма. Этот первый Храм был разрушен вавилонянами в 586 г. до н. э. и спустя несколько лет, в 520 г. до н. э., отстроен заново Зоровавелем (Езд. 3:8-9).

Царь Ирод (37- 4 гг. до н. э.) перестроил Храм и воздвиг новый, гораздо более внушительный. Новый Храм был построен на высоком и просторном ограждённом месте. Внешние стены Храмового комплекса - это то, что осталось сегодня от Храма Ирода. Стена Плача -священнейшее для евреев всего мира место паломничества - не что иное, как внешняя западная стена этого комплекса. Здание Храма в эпоху Христа состояло из собственно Храма, Святая Святых, большого алтаря для жертвоприношений, просторных крытых галерей и дворов, сооружений для очищения и многих вспомогательных помещений.


Стена Плача во время молитвы


Подземный переход вдоль Стены плача эпохи Христа

В восточном углу ограды Ирод построил большое здание в форме базилики, которое использовалось как центральный рынок и служило местом встречи паломников. Из галереи этой базилики изгнал разгневанный Христос менял и торговцев (Иоан. 2:13). В 70 г. н. э. Храм был разрушен и сожжён легионерами римского императора Тита. С тех пор место, где стоял Храм, оставалось заброшенным и не использовалось вплоть до арабского завоевания Иерусалима.

Мечети Омара и Эль-Акса

Через шестьдесят лет после арабского завоевания Иерусалима, приблизительно в 643 г. н. э., халиф Маруан построил над развалинами ограды Иудейского Храма знаменитую мечеть, получившую название Мечеть Омара. В центре здания находится огромная скала, с которой, согласно мусульманской традиции, Магомет вознёсся на небо. Эта скала на самом деле была гумном Орнана Евосейского, которое купил царь Давид, чтобы построить алтарь Яхве.


Мечеть Омара во время молитвы

Христианская и иудейская традиции отождествляют эту скалу также и с жертвоприношением Авраама и с большим Алтарём-жертвенником Иудейского Храма.

Семьдесят лет спустя, приблизительно в 710 г. н. э., другой халиф, Абед эль-Малик, построил над северной частью ограды Иудейского Храма большую мечеть Эль - Акса. Позднее считалось, что Эль-Акса была построена на христианской базилике, известной под названием Неа ("Новая" по-гречески), построенная императором Юстинианом.

Сегодня, после того как были обнаружены развалины этой огромной христианской базилики в восточной части Еврейского Квартала, это предположение стало неактуальным.

Крестоносцы превратили мечеть Омара в церковь, посвящённую Господу (Templum Domini), а мечеть Эль-Акса переделали во дворец иерусалимских царей (Templum Solomonis или Palatium).

В 1118 г. в этом дворце крестоносцев был основан Орден тамплиеров (храмовников).

В 1187 г. Саладдин возвратил этим зданиям их начальное предназначение - мусульманских мечетей, которые после Мекки являются наиболее священными мусульманскими местами паломничества.


Интерьер мечети Эль-Акса

Для многих верующих Израиль является одним из самых желанных направлений, ведь история страны неразрывно связана с развитием главных мировых религий. Особенно много святых реликвий хранится в Иерусалиме, поэтому сюда ежегодно стекаются тысячи приверженцев христианства, православия и ислама.

Главным хранилищем святых реликвий Иерусалима является Храм Гроба Господня. Первое, что видят все посетители при входе в Храм, это Камень миропомазания, на котором готовилось к погребению тело Иисуса Христа. Хотя Камень миропомазания находится в Храме Грома Господня, считается, что он является собственностью всех церквей.

Вход свободный

Адрес: 1 Helena Str.

Остановка: City Hall

Даже далекие от религии люди слышали о Голгофе – горе, на которой был распят Иисус. Голгофа является частью комплекса Храма Гроба Господня. Подняться на нее можно по ступеням лестницы, расположенной возле Камня миропомазания. Взобравшись на Голгофу, вы можете увидеть место расположения Креста Распятия. Это одно из самых почитаемых мест в христианской религии.

Вход свободный

Часы работы: ежедневно, 4.30 – 20.00

Адрес: 1 Helena Str.

Остановка: City Hall

Конечно же, центральное место в Храме Гроба Господня занимает непосредственно сам Гроб – пещера с каменным ложем, на котором покоилось тело Христа. Пещера является частью часовни, известной как Кувуклия. Помимо часовни в Кувуклии находится придел Ангела, в котором вы можете увидеть часть камня, который загораживал вход в пещеру. Гроб Господень – это одна из самых ценных святынь для представителей всех христианских конфессий.

Вход свободный

Часы работы: ежедневно, 4.30 – 20.00

Адрес: 1 Helena Str.

Остановка: City Hall

Гробницы Никодима и Иосифа Арифамейского

В Храме Гроба Господня находятся гробницы святых Никодима и Иосифа Арифамейского, тайных учеников Иисуса. Они собственноручно сняли тело Иисуса с креста и подготовили его к захоронению. Каждый из них постарался, чтобы их учитель был погребен со всеми почестями. Считается, что Иосиф отдал Иисусу пещеру, которую берег для собственного захоронения, а Никодим сам приготовил смесь для бальзамирования и умастил тело Иисуса.

Вход свободный

Часы работы: ежедневно, 4.30 – 20.00

Адрес: 1 Helena Str.

Остановка: City Hall

Десница Григория Чудотворца

Григорий Чудотворец является основателем учения о Святой Троице. Согласно преданиям, в ответ на многочисленные молитвы ему явилась Дева Мария с Иоанном Богословом, который и раскрыл ему таинство Святой Троицы. Сегодня часть мощей Григория Чудотворца, включая правую десницу, хранится в Храме Гроба Господня.

Вход свободный

Часы работы: ежедневно, 4.30 – 20.00

Адрес: 1 Helena Str.

Остановка: City Hall

Скорбящая икона Божьей Матери

Пройдя в сторону от Кувуклии по галерее, вы подойдете к часовне «Темница Христова». Здесь хранится чудотворная икона Скорбящей Божьей Матери. В 1986 году из глаз изображенной на иконе Богородицы потекли слезы. Все верующие истолковали это как божественное пасхальное чудо. С тех пор икона периодически мироточит, и многие паломники посещают часовню в надежде стать свидетелем этого чуда.

Вход свободный

Часы работы: ежедневно, 4.30 – 20.00

Адрес: 1 Helena Str .

Остановка: City Hall

Мощи Феодосия Великого

В Храме Гроба Господня хранятся мощи еще одного святого – Феодосия Великого. Большую часть своей жизни святой Феодосии провел в уединении в пещере трех волхвов. Позже Феодосий основал первый общежитный монастырь, который стал убежищем для слабых и больных. Святой Феодосий был известен даром творить чудеса – приумножать хлеб для кормления обездоленных и исцелять недуги.

Вход свободный

Часы работы: ежедневно, 4.30 – 20.00

Адрес: 1 Helena Str.

Остановка: City Hall

В Иерусалим стекаются не только представители христианства и православия, но и мусульмане, чтобы почтить третью по значимости исламскую святыню – Храмовую Гору и расположенную здесь же мечеть Купол Скалы. В основе Купола Скалы лежит камень, с которого по преданиям вознесся пророк Мухаммед. В Куполе Скалы хранятся две важные для всех мусульман реликвии: отпечаток стопы пророка Мухаммеда и его волосы. Вход в Купол Скалы открыт только для мусульман.

Время работы: с понедельника по четверг, 7.30 – 10.30 и 12.30 – 1.30 (зимой), 8.30 – 11.30 и 13.30 – 2.30 (летом)

Адрес: Temple Mount

Остановка: City Hall

Мощи Великой княгини Елисаветы и инокини Варвары

Великая княгиня Елисавета была глубоко верующей и всю свою жизнь посвятила религии и благотворительности. После смерти своего мужа Великого князя Сергея Александровича она прошла обряд причащения и стала вести жизнь подвижницы: много молилась, соблюдала все обряды и все свое время отдавала помощи больным. В 1918 году ее арестовали и отправили в ссылку. Инокиня Варвара, сестра Марфо-Мариинской обители, где провела свои последние годы княгиня Елисавета, отправилась вместе с ней. Жизнь обеих женщин закончилась трагически: в заброшенной шахте, куда их столкнули безжалостные палачи. В 1920 году мощи мучениц были доставлены в Иерусалим.

Сегодня они хранятся в Церкви равноапостольной Марии Магдалины.

Вход свободный

Часы работы: вторник, четверг, суббота, 10.00 – 12.00

Адрес: Gethsemane Convent

Остановка: Mount of Olives

Гробницы пророков Аггея и Малахии

Елеонская гора, ставшая центром возведения многих храмов в Иерусалиме, также является местом захоронения библейских пророков Аггея и Малахии. В конце 19 века территория захоронений стала собственностью Русской православной церкви, но вход сюда открыт для представителей всех вероисповеданий.

Адрес: Mount of Olives

Остановка: Mount of Olives