Ремонт Дизайн Мебель

Тайная вечеря в живописи. Тайная вечеря дюрера

Накануне крестных страданий и смерти Господь Иисус Христос совершил с учениками Свою последнюю трапезу - Тайную Вечерю. В Иерусалиме, в Сионской горнице, Спаситель с апостолами праздновал ветхозаветную иудейскую пасху, установленную в память о чудесном избавлении еврейского народа от египетского рабства. После вкушения ветхозаветной еврейской пасхи Спаситель взял хлеб и, возблагодарив Бога Отца за все Его милости к роду человеческому, преломил и подал ученикам, говоря: «сие есть Тело Моё, которое за вас предаётся; сие творите в Моё воспоминание». Потом Он взял чашу с виноградным вином, также благословил её и подал им, говоря: «пейте из неё все; Ибо сие есть Кровь Моя Нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов». Причастив апостолов, Господь дал им заповедь всегда совершать это Таинство: «Сие творите в Моё воспоминание». С тех пор христианская Церковь за каждой Божественной литургией совершает Таинство Евхаристии - величайшее таинство соединения верующих со Христом.

Слово на Евангельское чтение в Великий Четверг (15.04.93 )

Вечеря Христова - тайная. Во-первых, потому, что ученики собираются вокруг Учителя, ненавидимого миром, ненавидимого Князем мира сего, пребывающего в кольце злобы и смертельной опасности, которая являет великодушие Христа и требует верности от учеников. Это требование, нарушенное страшным предательством со стороны Иуды и несовершенно исполняемое другими учениками, которые впадают в дрёму от уныния, от унылых предчувствий, когда им должно бодрствовать с Христом во время моления о Чаше. Петр в оторопи страха с клятвами отрекается от своего Учителя. Все ученики разбегаются.

Евхаристия. София Киевская

Но грань между верностью, хотя бы несовершенной, и полнотой остается. Это страшная грань: непримиримое столкновение между Его великодушием и святостью, между Царством Божиим, которое Он возвещает и приносит людям, – и царством Князя мира сего. Это настолько непримиримо, что, приближаясь к тайне Христа, мы оказываемся перед последним выбором. Ведь мы приближаемся ко Христу так близко, как верующие других религий и вообразить не могут. Они не могут вообразить, что можно так приблизиться к Богу, как мы, когда мы вкушаем Христову плоть и пьем Его кровь. Это помыслить трудно, а каково выговорить! Каково было апостолам услышать впервые слова, которыми Господь устанавливал истину ! И горе нам, если мы не испытываем хотя бы малой доли того трепета, который тогда должен был охватить апостолов.

Тайная вечеря является тайной и потому, что она должна быть укрыта от враждебного мира, и потому, что в ее существе - непроницаемая тайна последнего снисхождения Богочеловека к людям: Царь царствующих и Господь господствующих Своими руками омывает ученикам ноги и таким образом являет Свое смирение всем нам. Чем можно превзойти это? Только одним: предать Себя на смерть. И Господь делает это.

Мы - слабые люди. И когда наши сердца мертвеют, нам хочется благополучия. Но пока у нас живое сердце, грешное, но живое, - о чем тоскует живое сердце? О том, чтобы был предмет любви, бесконечно достойный любви, чтобы можно было такой предмет любви найти и служить ему, не жалея себя.

Все мечтания людей - неразумны, потому что это мечтания. Но они живые, пока живое сердце стремится не к благополучию, а к жертвенной любви, к тому, чтобы нас обрадовали неизреченным великодушием к нам и чтобы нам какой-то долей великодушия ответить на это и верно послужить Царю царствующих и Господу господствующих, который так великодушен к Своим слугам.

Господь наш в лице апостолов назвал нас своими друзьями. Об этом более страшно подумать, чем подумать о том, что мы рабы Божьи. Раб может в поклоне спрятать глаза; друг не может уклониться от того, чтобы встретить взгляд своего друга - укоризненный, прощающий, видящий сердце. Тайна христианства, в отличие от мнимых тайн, которыми ложные учения соблазняют людей, - это как непроницаемая для взгляда глубина прозрачнейшей воды, которая, однако, так велика, что дна мы не видим; да и нет его - дна.

Что можно сказать в этот вечер? Только одно: что Святые Дары, которые будут нам вынесены и поданы, - это те самые тело и кровь Христовы, которые в невообразимом потрясении сердца вкушали апостолы. И это наше собрание - это та самая длящаяся Тайная вечеря. Будем молиться, чтобы нам не выдать Божьей тайны - тайны, которая сплачивает нас со Христом, чтобы мы пережили эту теплоту тайны, не предали ее, чтобы мы ответили на нее хотя бы самой несовершенной верностью.

Тайная Вечеря в иконах и картинах

Симон Ушаков Икона “Тайная вечеря” 1685 Икона помещалась над Царскими вратами в иконостасе Успенского собора Троице-Сергиева монастыря

Дирк Баутс
Таинство причастия
1464-1467
Алтарь церкви святого Петра в Лувене

Омовение ног (Иоанн 13: 1 – 20). Миниатюра из Евангелия и Апостола, XI в. Пергамент.
Монастырь Дионисиат, Афон (Греция).

Омовение ног; Византия; X в.; местонахождение: Египет. Синай, монастырь св. Екатерины; 25.9 x 25.6 см.; материал: дерево, золото (сусальное), пигменты натуральные; техника: золочение, темпера яичная

Омовение ног. Византия, XI в. Местонахождение: Греция, Фокида, монастырь Осиос Лукас

Юлиус Шнорр фон Карольсфельд Тайная Вечеря Гравюра 1851-1860 Из иллюстраций к “Библии в картинках”

Омовение ног. Статуя перед Dallas Baptist University.

Неправильная "Тайная вечеря"

Эта икона присутствует в каждом православном храме. Причем находится она на самом почетном месте - над Царскими вратами.

Тайная вечеря - трапеза Иисуса Христа с апостолами, последнее событие в Его земной жизни, которое описали синоптики евангелисты в первых книгах Нового Завета.

Иисус днем отправил Петра и Иоанна в Иерусалим приготовить пасху [ветхозаветная Пасха праздновалась за 1500 лет до Христа в связи с освобождением древних Иудеев от рабства Египта].

Вечером, в соответствии с древним обычаем, он опоясался полотенцем и омыл ноги ученикам, в том числе Иуде, хотя знал, что он предатель. На изумленный возглас Петра, последовал ответ, что по Его примеру они должны тоже мыть ноги друг другу, так как раб, не выше господина, а посланник «не больше» пославшего. Таким образом, Он показал истинное христианское смирение.

Во время трапезы с двенадцатью апостолами Спаситель раздал хлеб ученикам и сказал, что это Его Тело, а в чашах — Его кровь, которую Он прольет за многих во искупление грехов. Он установил Новый Завет - Евхаристию [благодарение], Таинство причащения. Христос сказал, кто ест Его плоть и пьет Его кровь, тот становится един с Ним. Он благословил учеников совершать это таинство до скончания века, так как это таинство - залог жизни в Нем и с Ним, пребывания в Боге сейчас и в будущем веке. Иуда тоже причастился, а потом первый покинул вечерю, чтобы привести воинов и указать им своим поцелуем Учителя.

Установление таинства евхаристии православной церковью вспоминается в Великий четверг. А также ежедневно на литургии в молитве Иоанна Златоуста вспоминаются события Тайной Вечери.

Таинство причащения в церкви совершается ежедневно, кроме будней Великого поста. Чашу с Телом и Кровью Христа выносят к народу для причащения через Царские врата.

Множество икон и картин написано на сюжет Тайной вечери. Одно из самых знаменитых произведений - фреска на стене трапезной монастыря Санта-Мария дела Грацие [в Милане] работы Леонардо да Винчи. Леонардо использует символизм числа три: позади Христа располагаются три окна, ученики сидят по трое, и даже контуры Иисуса напоминают треугольник. Многие пытаются найти в образе скрытое послание, какую-то тайну и разгадку к ней. Так, Ден Браун считает, что художник показал трапезу в нетрадиционном ее понимании, утверждая, что рядом с Иисусом сидит Мария Магдалена. В его трактовке - это жена Христа, мать его детей, от которых отнекивается церковь.

Ну, а теперь обратимся к первоисточникам.

Евангелие от Матфея :

«В первый же день опресночный приступили ученики к Иисусу и сказали Ему: где велишь нам приготовить Тебе пасху?

Он сказал: пойдите в город к такому-то и скажите ему: Учитель говорит: время Мое близко; у тебя совершу пасху с учениками Моими.

Ученики сделали, как повелел им Иисус, и приготовили пасху.

Когда же настал вечер, Он возлег с двенадцатью учениками».

Евангелие от Марка :

«В первый день опресноков, когда заколали пасхального агнца, говорят Ему ученики Его: где хочешь есть пасху? мы пойдем и приготовим.

И посылает двух из учеников Своих и говорит им: пойдите в город; и встретится вам человек, несущий кувшин воды; последуйте за ним

и куда он войдет, скажите хозяину дома того: Учитель говорит: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими?

И он покажет вам горницу большую, устланную, готовую: там приготовьте нам.

И пошли ученики Его, и пришли в город, и нашли, как сказал им; и приготовили пасху.

Когда настал вечер, Он приходит с двенадцатью.

И, когда они возлежали и ели, Иисус сказал: истинно говорю вам, один из вас, ядущий со Мною, предаст Меня».

Евангелие от Луки :

«Настал же день опресноков, в который надлежало заколать пасхального агнца,

и послал Иисус Петра и Иоанна, сказав: пойдите, приготовьте нам есть пасху.

Они же сказали Ему: где велишь нам приготовить?

Он сказал им: вот, при входе вашем в город, встретится с вами человек, несущий кувшин воды; последуйте за ним в дом, в который войдет он,

и скажите хозяину дома: Учитель говорит тебе: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими?

И он покажет вам горницу большую устланную; там приготовьте.

Они пошли, и нашли, как сказал им, и приготовили пасху.

И когда настал час, Он возлег, и двенадцать Апостолов с Ним».

Евангелие от Иоанна :

«Перед праздником Пасхи Иисус, зная, что пришел час Его перейти от мира сего к Отцу, явил делом, что, возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их.

И во время вечери, когда диавол уже вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Его,

Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его, и что Он от Бога исшел и к Богу отходит,

встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался»;

«Один же из учеников Его, которого любил Иисус, возлежал у груди Иисуса»;

«Но никто из возлежавших не понял, к чему Он это сказал ему».

Итак, какое контрольное слово мы обнаруживаем у всех без исключениях евангелистов, описывающих Тайную вечерю? Правильно: возлег [вариант - возлежали].

А теперь обращаем взор к иконе «Тайная вечеря», которая, напомню, присутствует [пребывая на самом почетном месте] в каждом православном храме. Даже у великого да Винчи Христос не возлег, а… воссел за вечерней трапезой. Как и у других художников.

Исключения, конечно, имеются. Но они крайне редки [например, получившая высшую оценку дипломная работа «Тайная вечеря» Павла Попова, закончившего Российскую Академию живописи, скульптуры и архитектуры].

Василий Шебуев


Джованни Тьеполо


Джотто ди Бондоне


Николо Пуссен


Паскаль Даньян-Бувре


Рафаэль Санти


Сальвадор Дали


Симон Ушаков


Филипп де Шампень


Фра Анджелико


Франческо Фонтебассо


Ханс Шойфеляйн


Хуан де Хуанес


Якопо Бассано


Современная икона


Обновлен 11 мая 2018 . Создан 11 сен 2015

Тайная вечеря Дюрера

В 1983 году к 80-летию первого съезда РСДРП мы снимали цикл телеспектаклей «Рассказы о партии». Мне выпала честь ставить «1917-й год». Я стал внимательно изучать все события этого года. И вдруг наткнулся на один любопытный факт: на совещании лидеров большевиков в октябре 1917 года, взявшем курс на вооруженное восстание, присутствовало 13 человек, чертова дюжина. И сразу родилась форма спектакля – тайная вечеря. Большевистский Христос, вернее, Антихрист и 12 апостолов. Был даже свой Иуда. Ленин ведь его так и называл в свое время – иудушка Троцкий. Мы восстановили в студии «Тайную вечерю» Леонардо да Винчи один к одному, только усилили красные и черные тона. Художником по свету был Сережа Вальковский. И еще одно отступление сделали от оригинала. Один из апостолов, Иосиф Сталин, которого играл Сережа Жирнов, молча ходил за спиной присутствующих и покуривал трубку.

И вот сдача спектакля. Народу в кабинет Егорова набилось видимо-невидимо. Закончился просмотр. Первым слово берет, как и положено по статусу, секретарь партбюро: «Не знаю, сознательно или несознательно, но режиссер Вилен Визильтер сделал антисоветский спектакль. Это не совещание членов ЦК, а какая-то «Тайная вечеря» Дюрера». – «Побойтесь Бога! – завопил я. – Нет у Дюрера «Тайной вечери»!» – «Действительно! – неожиданно поддержал меня Егоров, – ты уж хватил через край. При чем здесь Дюрер и тайная вечеря, тем более что, как оказывается, не было у него «Тайной вечери». Конечно, нужна партийная бдительность, но при чем здесь Дюрер?»

Что-то там еще поговорили и стали расходиться. «А ты, Визильтер, останься», – сказал мне Егоров. Когда все ушли, он наклонился ко мне и шепотом спрашивает: «Послушай, ты, Меерович-Данченко, когда эфир?» И я так же шепотом ему отвечаю: «Завтра в 21.00». – «Так вот, в 22.02, расквадрат твою гипотенузу, чтобы рулон был размагничен, и «исходники» тоже. Понял?!» – «Понял», – ответил я. Спасибо Дюреру. Спас ситуацию.

Из книги Дюрер автора Зарницкий Станислав Васильевич

Основные даты жизни и деятельности Альбрехта Дюрера 1471 г., 21 мая. - Рождение Альбрехта Дюрера в семье золотых дел мастера Альбрехта Дюрера и Барбары Хольпер.1481-1482 гг. - Обучение в общественной латинской школе при церкви святого Лоренца в Нюрнберге.1483-1486 гг. - Работа в

Из книги История Фредди Меркьюри автора Ахундова Мариам Видадиевна

Тайная война Формальным началом военных действий между «Queen» и акулами шоу-бизнеса следует считать лето 1973 года - время выпуска дебютного альбома «Queen». К этому времени группа существовала уже два года, но это были всего лишь малоизвестные молодые музыканты, каких

автора Дживелегов Алексей Карпович

«Тайная вечеря» Картина подготовлялась долго и далась не сразу. Несколько раз менялся замысел. Весь 1496 год ушел на поиски композиции. Леонардо предоставили одну из стен трапезной монастыря Санта Мария деле Грацие, любимой церкви Моро и Беатриче. Нужно было измерить стену

Из книги Жизнь Леонардо. Часть вторая. [с иллюстрациями] автора Нардини Бруно

Из книги Ставка - жизнь. Владимир Маяковский и его круг. автора Янгфельдт Бенгт

Тайная вечеря 23 октября, через два дня после возвращения Маяковского и Лили из Ленинграда, группа Реф приняла решение о проведении ретроспективной выставки Маяковского. Выставка была ответом Маяковского на недоверие властей, выразившееся в том, что его не выпустили в

Из книги Леонардо да Винчи автора Шово Софи

«Тайная вечеря» Лодовико задумал преобразовать монастырь Санта-Мария делле Грацие в монументальный ансамбль для собственного прославления. Этот монастырь должен был стать местом вечного упокоения его самого и его супруги. И он поручает Леонардо создать самое великое

Из книги Дюрер автора Брион Марсель

Основные даты жизни и творчества Альбрехта Дюрера 1471, 21 мая - В Нюрнберге, в семье золотых дел мастера родился третий из 18 детей - Альбрехт Дюрер.1484 - Нарисовал первый автопортрет.1486 - Дюрер поступил в ученики к главному художнику Нюрнберга Михаэлю Вольгемуту.1490 - Дюрер

Из книги Великий Сталин автора Кремлев Сергей

Глава пятнадцатая «Тайная вечеря» и поцелуй Иуды Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошёл к первосвященникам и сказал: что вы дадите мне, если я предам Его? Они предложили ему тридцать сребреников; И с того времени Иуда стал искать удобного случая предать

Из книги Сталин против партии. Разгадка гибели вождя автора Костин Александр

Глава 7 «ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ» В КРЕМЛЕ 1 марта 1953 года. КРАХ ИЛЛЮЗИЙ Большинство исследователей событий, происходивших в высших эшелонах власти в период с октября 1952 по февраль 1953 года, сходятся на том, что Сталин на XIX съезде, а вернее на Пленуме ЦК КПСС 16 октября 1952 года, потерпел

Из книги Жизнь Леонардо. Часть вторая. автора Нардини Бруно

«Тайная вечеря» На стене трапезной монастыря Санта Мария делле Грацие появилась фреска, словно излучающая сияние и приковывающая к себе взоры всех. В первом порыве вдохновения Леонардо начал писать огромную фреску- девять метров в ширину и четыре в высоту - соблюдая в

Из книги Дмитрий Лихачев автора Попов Валерий

ТАЙНАЯ ПАПКА На всех фотографиях рабочего места Лихачева мы видим заставленный и заваленный папками стол и так же заполненные близстоящие тумбочки, кресла и стулья. И в каждой папке - отдельная жизнь: любимая или не очень, рвущаяся наружу или дремлющая… Тайну этих папок

Из книги Сосед по Лаврухе автора Кожевникова Надежда Вадимовна

Из книги Записки некрополиста. Прогулки по Новодевичьему автора Кипнис Соломон Ефимович

ТАЙНАЯ КОРОБОЧКА В 1993 году в Российской экономической академии им. Г.В.Плеханова состоялся «1-й Конгресс рода Абрикосовых», рода, начало которому положил Алексей Иванович Абрикосов (1824-1904), известный купец, зачинатель отечественного кондитерского производства. Его

Из книги Кроты ГРУ в НАТО автора Болтунов Михаил Ефимович

«МОЯ ТАЙНАЯ ЖИЗНЬ» В 1969 году в Ливане случилась трагедия: пятью выстрелами в упор был расстрелян резидент советской военной разведки полковник Александр Хомяков. Однако, несмотря на тяжелейшие ранения, резиденту чудом удалось выжить. Ливанские врачи сделали все

Из книги Девица Ноvодворская [Последняя весталка революции] автора Додолев Евгений Юрьевич

Тайная вечеря как прообраз учредилки Когда мы, дээсовцы, были молодые и глупые, то, потрясая основы, в 1989 году выкинули лозунг Учредительного собрания. Однако наша глупость не простиралась так далеко, чтобы в самом деле предложить советским обывателям намылиться в эту

Из книги Мои Великие старики автора Медведев Феликс Николаевич

Тайная тетрадь – тайная книга – Вы имеете в виду события, описанные в повести «Приговор»?– Именно так… В 73-м году, мне тогда и пятидесяти не исполнилось, кладут меня на операцию в онкологический институт. Скоротечный рак, меланома. Каюк, смерть неминучая… Как-то уже

тайная вечеря

(Матфей, 26:20-29; Марк, 14:12-25; Лука, 22:7-23; Иоанн, 13:21-30)

(20) Когда же настал вечер, Он возлег с двенадцатью учениками (21) и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. (22) Они весьма опечалились, и начали говорить Ему, каждый из них: не я ли, Господи? (23) Он же сказал в ответ: опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст Меня; (24) впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем, но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться. (25) При сем и Иуда, предающий Его, сказал: не я ли, Равви? Иисус говорит ему: ты сказал.

(26) И когда они сели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. (27) И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, (28) ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. (29) Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего.

(Мф. 26:20-29)

Три важнейших события произошли на Тайной Вечери, последней трапезе Иисуса Христа с учениками: 1) предсказание Христом предательства (Иуды), 2) установление обряда причащения и 3) омовение Им ног учеников. События эти сопровождались определенными действиями участников Вечери - действи­ями, реконструировать ход которых можно, сопоставив рассказы всех четырех евангелистов. Как главные моменты этой Вечери, так и ряд их деталей нашли отражение в живописи и получили свою интерпретацию. Если отделить в этом перечне сюжет Омовение ног ученикам как самостоятельный, то два других момента евангельского рассказа - предсказание предательства и установление Евхаристии - образуют два основных типа изображений Тайной Вечери, которые принято именовать соответственно историческим и литургическим (или символическим). Принимая такое деление, рассмотрим эти два типа изображений как самостоятельные, поскольку в разные эпохи господствовал то один, то другой из них. Но так как помимо этих «чистых» иконографических типов в истории искусства известны также и «смешанные», в которых сочетаются элементы обоих, мы рассмотрим также и их.

Итак, историческая Тайная Вечеря акцентирует момент предсказания преда­тельства Иуды, литургическая (или символическая) Тайная Вечеря - сакрамен­тальный характер установления Евхаристии.

Но прежде необходимо сказать о символическом изображении Евхаристии, господствовавшем в древнехристианском искусстве (катакомбный период). Глав­нойособенностью таких изображений является символическое изображение Христапосредствомпятимонограмм(греческихбукв)Егоимени:І ΧΘΥΣ («ИХТИС»). Они образуют слово, которое по-гречески в буквальном смысле означает «рыба», а при расшифровке этой аббревиатуры - «Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель».

Рыба один из самых ранних христианских символов. Его употреб­лял еще Тертуллиан (II - III века): «Мы же, рыбки, вслед за «рыбой» (ichthus ) нашей Иисусом Христом, рождаемся в воде, сохраняем жизнь не иначе, как оставаясь в воде» (« De baptismo »). Этот символ встречается в писаниях Климента Александрийского, Августина, Иеронима, Оригена, Мелитона Сардийского, Оптата Милевского и многих других.

«Более всего, - пишет Л. А. Успенский, - как в изображениях, так и в письменных памятниках, употребляющих символ рыбы, подчеркивается евха­ристическое значение этого символа. Всякий раз, как изображается таинство Евхаристии, будь то в виде трапезы (историческая Тайная Вечеря. - A . M .), совершения самого таинства (литургическая Тайная Вечеря. - A . M .) или же чистого символа, рядом с хлебом обязательно изображается рыба. Между тем рыба никогда не употреблялась при совершении таинства Евхаристии. Она лишь указывает на значение хлеба и вина» (Успенский Л., с. 41). Изображение рыбы в этом символическом смысле удерживается вплоть до XIV века ( .

Хаиме Серра. Тайная Вечеря. (Вторая половина XIV века).

Палермо. Национальный музей.


Раннехристианские изображения Тайной Вечери демонстрируют Христа с учениками, расположившимися по дуге D -образного стола. Христос на левом краю; это место за таким столом являлось самым почетным (за прямоугольным столом, каким он стал изображаться в более позднее время, такое место - посередине). Поза лежа считалась во времена римского правления признаком человека свободного и больше соответствовала празднованию еврейской Пас­хи - праздника Исхода, то есть освобождения из египетского плена (в XVII веке такое положение учеников за столом воскресил Пуссен). Однако трапезни­чающие могли быть изображены и сидящими за столом - эта поза при вкушении пищи более древняя.

Древнехристианские изображения катакомбного периода были переняты художниками Раннего Средневековья: сохраняется D -образный стол, лежащие вокруг него Христос (слева) и ученики; на столе хлебы и блюдо с рыбой (или двумя рыбами). (Раннехристианская мозаика. Равенна. Церковь Сант Аполлинаре Нуово).

Раннехристианская мозаика. Тайная Вечеря. (520).

Равенна. Церковь Сант Аполлинаре Нуово.

Число и состав участников трапезы на древнехристианских изображениях могут колебаться: учеников от двух до семи; кроме мужчин (учеников?), иногда присутствуют женщины и дети, к тому же могут изобра­жаться даже слуги. Но при анализе таких изображений невольно возникает вопрос, Тайная ли это Вечеря или традиционное языческое застолье (причем всем своим видом изображенные часто свидетельствуют, что застолье это веселое). В ряде случаев окончательно решить этот вопрос бывает весьма затруднительно, а порой и невозможно.

Из ранних изображений Тайной Вечери особый интерес представляет моза­ика в равеннской церкви Сант Аполлинаре Нуово. Мы видим здесь древний тип изображения: D -образный стол, на котором хлебы и две рыбы на блюде. Христос возлежит, как и было принято в такой композиции, на левом краю. Он с бородой, на Нем обычные одежды и крестообразный нимб. Специального обсуждения требует имеющееся здесь изображение одиннадцати (а не традици­онно двенадцати) учеников. Такое их число заставило некоторых искусствоведов (Чиампини) счесть, что здесь мы имеем дело с сюжетом, касающимся трапезы в доме Лазаря. Но ни то, что имеется в этом изображении, ни то, чего в нем нет, не подтверждает этого мнения. Во-первых, здесь нет обязательных для трапезы в доме Лазаря ни Марфы, ни Марии, ни в конце концов самого Лазаря. Но и число учеников - одиннадцать - не находит подтверждения в других изображениях трапезы в доме Лазаря, относящихся к первым векам христианства. Во-вторых, необходимо учесть контекст, в котором предстает изображение этой трапезы в церкви Сант Аполлинаре Нуово. Вся система мозаик здесь подчинена определенной идее: на одной стене церкви изображены те сюжеты, которые демонстрируют величие Христа (чудеса Христа), на другой - в строго хронологическом порядке представлены сцены Его уничиже­ния (Страсти Христа). За изображением данной Вечери следует молитва Христа в Гефсиманском саду, и, следовательно, данная Вечеря - это последняя трапеза Христа с учениками. Иное мнение относительно числа учеников на этой мозаике высказал Н. Покровский: мастер мог не желать вводить в композицию Иуду-предателя. Это объяснение нельзя признать полностью удовлетворитель­ным. Дело в том, что мозаист не снабдил Апостолов какими-либо характерными особенностями, по которым мы могли бы идентифицировать хотя бы кого-то из них - все они «на одно лицо» (даже Иоанн не изображается склонившим голову Христу на грудь, как мы видим это в подавляющем числе изображений Тайной Вечери, относящихся к ранним векам христианства), так что, строго говоря, у нас нет полной уверенности, что не изображен именно Иуда. Такая трактовка этого сюжета переводит вопрос численности учеников в данном случае в чисто арифметическую плоскость, и мозаист мог действительно не придавать ему значения. Как бы то ни было, полное спокойствие, которым проникнута вся композиция, выражение скромности и сосредоточенности Апостолов, величаво-спокойная фигура Христа - очевидность того, что все внимание сосредоточено не на физической пище, а на духовном акте трапезы.

Поскольку изображения исторической Тайной Вечери с одиннадцатью учени­ками (то есть без Иуды) встречаются в западном искусстве не раз, требуется более тщательно исследовать вопрос, присутствовал ли действительно Иуда в момент установления Евхаристии. Этот вопрос, естественно, возникает из сопоставления рассказов синоптиков, с одной стороны, с рассказом Иоанна - с другой. Последний утверждает, что Иуда во время вечера ушел. Если опираться на свидетельства синоптиков, то создается впечатление, что Иуда присутство­вал на Вечере от начала до конца, а следовательно, был при установлении таинства Причастия и из рук Христа причастился Св. Таинств. Сопоставление же всех четырех Евангелий (известно, что они дополняют друг друга по принципу комплементарности), однако, убеждает: 1) что Иуда присутствовал при омове­нии ног, 2) что он удалился тотчас же после обличения его и обращения к нему Иисуса со словами: «Что делаешь, делай скорее» и 3) что при прощаль­ной беседе он не присутствовал. Аргументация Б. Гладкова достаточно проясняет этот вопрос: «Читая Евангелие Иоанна (13:1-30), приходишь к несомненному заключе­нию, что обличение Иуды последовало вслед за наставлением о смирении, сказанным Иисусом по поводу произведенного Им омовения ног, так как это обличение находится в неразрывной связи с тем наставлением, служа как бы продолжением его. Следовательно, если установление таинства не могло после­довать между омовением ног и обличением Иуды, то следует прийти к заключению, что оно последовало до омовения ног, или после ухода Иуды. Евангелист Иоанн говорит, что омовение совершено «во время вечери» и что для этого Иисус «встал с вечери» (13:2 и 4). Но что же происходило в самом начале, пока еще Иисус не встал с вечери для омовения ног? Ответ на этот вопрос надо искать в Евангелии Луки; там сказано, что был между Апостолами «спор, кто из них должен считаться большим» (22:24). Спор этот не мог возникнуть по поводу занятия ими мест за столом, так как они не первый раз возлежали с Иисусом и, вероятно, занимали места по установившемуся между ними обычаю; не могли они спорить и о старшинстве в Царстве Мессии, так как такой спор уже был разрешен Иисусом. Скорее всего, спор этот возник по вопросу о том, кто из них должен, за отсутствием слуги, исполнить в этот вечер рабские обязанности, омыть запыленные ноги участников вечери; это доказы­вается и дальнейшими словами Евангелиста Луки, удостоверяющего, что, обратившись к Апостолам по поводу этого спора, Иисус, между прочим, сказал: «кто больше: возлежащий, или служащий? не возлежащий ли? А Я посреди вас, как служащий». Слова: «Я посреди вас, как служащий» - произнесены были, очевидно, после омовения Иисусом ног Апостолов, а само омовение произведено после спора Апостолов. Но по какой бы причине ни произошел этот спор, во всяком случае, следует признать, что Апостолы заспорили в самом начале вечери. Он не мог возникнуть после омовения ног, так как после показанного Иисусом примера смирения подобные споры не могли бы иметь места. Этот спор не мог возникнуть и после установления таинства Евхаристии, так как это таинство уравняло всех Апостолов. А если само начало вечери было занято спором Апостолов, за которым должно было последовать омовение ног; если непосредственно за омовением ног последовало наставление о смирении, а за этим наставлением - обличение предателя и уход его, то очевидно, что установление таинства не могло произойти в самом начале вечери, до омовения ног. Следовательно, таинство установлено после ухода Иуды» (Гладков Б ., с. 688). Однако до сих пор вопрос, участвовал ли Иуда в Евхаристии, не решен окончательно. Ниже мы еще вернемся к его обсужде­нию.

С одиннадцатью учениками изображена Тайная Вечеря на поздней гравюре Дюрера (Дюрер, 1523).

Дюрер. Тайная Вечеря (1523). Гравюра.



Очевидно, здесь запечатлен эпизод Евангелия от Иоанна (13:31-16:33) - так называемые прощальные речи Христа. Эпизод этот у Иоанна начинается словами: «(30) Он (Иуда. - A . M .), приняв кусок, тотчас вышел; а была ночь. (31) Когда он вышел, Иисус сказал: ныне прославился Сын Человеческий, и Бог прославился в Нем» (Ин. 13:30-31). Прощальные речи воспринимаются учениками с благоговейным вниманием; евхаристическая чаша отодвинута с центра стола.

У Дюрера, однако, есть и традиционное с точки зрения иконографии изображение исторической Тайной Вечери - со всеми двенадцатью учениками. Это гравюра из его цикла «Большие Страсти» (Дюрер, 1510 ):

Дюрер. Тайная Вечеря (из цикла гравюр «Большие Страсти»). (1510).


Христос со светящимся крестообразным нимбом в центре прямоугольного стола; Иоанн, самый молодой из учеников, возлежит у Него на груди (основание - слова Иоанна: «(23) Один же из учеников Его, которого любил Иисус, возлежал у груди Иисуса» (Ин. 13:23)), ученики - по обе от Него стороны; Иуда, которого мы узнаем по его традиционному атрибуту - кошельку, сидит с противоположной от Христа стороны стола, спиной к зрителю, его лица не видно (в соответствии с распространенным обычаем избегать изображать Иуду так, чтобы его взгляд мог встретиться со взглядом зрителя). Общее возбуждение учеников передает их реакцию на слова Христа о том, что Он будет предан одним из присутствующих (ср. с поведением учеников на гравюре 1523 года). Из приведенного выше анализа хронологии событий на Тайной Вечери ясно, что две гравюры Дюрера должны рассматриваться в последовательности: ранняя (1510)- поздняя (1523).

Шедевром этого типа Тайной Вечери является фреска Леонардо да Винчи в трапезной миланского монастыря Санта Мария делла Грацие (Леонардо да Винчи).

Леонардо да Винчи. Тайная Вечеря. (1495-1497). Милан. Трапезная монастыря Санта Мария делла Грацие


Здесь запечатлен момент предсказания Иисусом предательства. Леонардо располагает Христа посередине прямоугольного стола (именно это место за таким столом является самым почетным; ср. с положением Христа за D -образным столом на раннехристианских образцах этого сюжета). Все двенадцать апостолов помещаются по шесть с обеих от Него сторон. Иуду можно распознать среди учеников по его традиционному атрибуту - кошельку, который он сжимает в руке; Леонардо отказывается от уже ставшей прочной к тому времени традиции изображать Иуду обособленно от остальных учеников с противопо­ложной стороны (обычай так изображать Иуду установился в XIV веке, а отдельные примеры такой композиции восходят даже к XII веку; см. ниже, в связи с изображением этого сюжета Николасом Вердунским; такова оконча­тельная композиция; эскизы свидетельствуют, что поначалу Леонардо следовал традиционному композиционному принципу и помещал Иуду обособленно, имея в виду текст Евангелия от Иоанна (31:26), который иллюстрировали другие художники); и хотя он помещает Иуду на стороне Иисуса, резким поворотом головы предателя он отводит его взгляд от зрителя. Принятая идентификация остальных учеников такова (слева направо): Бартоломей (Вар­фоломей), Иаков Меньший (Младший), Андрей, Иуда Искариот (предатель), Симон (иначе - Петр; позади Иуды), Иоанн. От Христа вправо: Фома (сзади), Иаков Зеведеев (Старший или Больший), Филипп, Матфей, Иуда Иаковлев (иначе - Фаддей), Симон Зилот. Никто из художников не может сравниться с Леонардо в передаче глубины и силы реакции учеников на предсказание Иисуса. Мы словно слышим их возбужденную речь - слова протеста, испуга, недоуме­ния. Их голоса сливаются в некое музыкальное - вокальное - звучание, и группировка учеников по трое как нельзя лучше соответствует господствовав­шему во времена Леонардо трехголосному вокальному складу музыки.

В эпоху Возрождения тема Тайной Вечери, вместе с другими «трапезными» сюжетами из Нового Завета (Брак в Кане, Чудесное насыщение пяти тысяч, Ужин в Эммаусе), становится излюбленной в убранстве монастырских трапез­ных (Андреа дель Кастаньо ; эта фреска украшает трапезную флорентийского монастыря Санта Аполлония; Таддео Гадди; фреска трапезной флорентийского монастыря Санта Кроче).

Андреа дель Кастаньо. Тайная Вечеря. (1445-1450).

Флоренция. Трапезная монастыря СантаАполлония.


Об этой фреско горячо писал П. Муратов в «Образах Италии»: «Для Кастаньо сами апостолы Господа не были такими бесстрастными героями, как те существа, с которыми соединялись в его мыслях гордость и слава Флоренции. В его «Тайной Вечере» изображены человеческие характеры, и в этом как раз заключаются ее противоречия с законами монументального стиля. Но что за грозное и тревожное представление о человечестве выражено здесь! Глубокое недоверие друг к дугу читается в глазах апостолов, и резкие черты их лиц говорят о неутихших страстях. Предательство Иуды не врывается здесь, как голос мирского зла, в святую и печальную гармонию последнего вечера. Оно родилось среди глубокой пестроты этой комнаты и этих одежд так же естественно, как тяжелый сон Иоанна и разрушительное сомнение Фомы. Таким изобразителем высшео напряжения человеческой страсти, той энергии, в блеске которой уже неразличимы добро и зло, Кастаньо остается в немногих вещах, сохранившихся кое-где вне стен трапезной Санта Аполлония». (П. Муранов . С. 115).

Под влиянием Андреа дель Кастаньо несколько раз пишет свои Тайные Вечери Доменико Гирландайо. Их интересно рассмотреть все вместе.

Доменико Гирландайо. Тайная Вечеря. Флоренци. Аббатство в Пассиньяно.


Эта фреска особенно ярко обнаруживает композиционное сходство с Андреа дель Кастаньо.

Доменико Гирландайо. Тайная Вечеря. Флоренци. Монастырь Сан Марко.


В Тайной Вечери для монастыря Сан Марко занимательная повествовательность превратила художника в хрониста Флоренци середины XV века. Это одно из самых типичныхпроизведений Гирландайо, созданное, без сомнения, по эскизу мастера и при довольно активном его участии. Спокойно, скромно и убедительно оно свидетельствует о происходящем – достаточно взглянуть на бесстрастного Иуду, сидящего напротив Христа и, кажется, даже разговаривающего с Ним.

Доменико Гирландайо. Тайная Вечеря. Флоренци. Церковь Оньисанти.


Для трапезной - миланского монастыря Санта Мария делла Грацие - и Леонардо написал свой шедевр. «Во время нашего путешествия несколько лет назад мы видели эту трапезную еще в полной сохранности, - писал И. В. Гёте. - Как раз против входа в нее, вдоль торцовой стены в глубине залы, стоял стол приора, а по обе стороны от него - столы монахов, приподнятые над полом на одну ступень, и только когда входящий оборачивал­ся, он видел над невысокой дверью в четвертой узкой стене, нарисованный стол, за которым сидел Христос со своими учениками, как если бы и они принадлежали к обществу, собравшемуся здесь. Должно быть, сильное было впечатление, когда в часы трапезы сидящие за столом приора и сидящие за столом Христа встречались взглядами друг с другом, словно в зеркале, а монахам за их столами казалось, что они находятся между двумя этими содружествами» (Гёте И. В. Джузеппе Босси о «Тайной Вечере» Леонардо да Винчи , с. 208). Следует отметить, однако, что ни один из персонажей «Тайной Вечери» у Леонардо не обращает своего взгляда на зрителя, потому сидевшие за столом приора не могли бы встретиться взглядами с Апостолами - Тайная Вечеря была именно тайной, и не могло быть никаких посторонних собеседни­ков (а устремленный на зрителя взгляд персонажа, как известно, вовлекает первого в диалог; о тайности этой Вечери забывали многие поздние художники, писавшие Тайную Вечерю с большим числом дополнительных персонажей; можно было бы долго рассуждать на тему многозначительности «тайности» Тайной Вечери Христа).

Иисус на Тайной Вечере не только предрек предательство, но и указал конкретно на предателя. О том, как Он указал на Иуду, повествуют Матфей, Марк и Иоанн. Идентичные свидетельства синоптиков, правда, несколько отличаются от повествования Иоанна. Матфей пишет: «(23) Он же сказал в ответ: опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст Меня» (Мф. 26:23); Марк: «(20) Он же сказал им в ответ: один из двенадцати, обмакивающий со Мною в блюдо» (Мк. 14:20). Согласно Иоанну, действие было иное: «(26) Тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам. И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту» (Ин. 13:26). Этот момент, изображенный либо по синоптикам, либо по Иоанну, ясно указывает на источник литературной программы для художника. Так, Джотто опирался на синоптиков (Джотто),

Джотто. Тайная Вечеря (1304-1306). Падуя. Капелла Скровеньи.


тогда как, например, неизвестный мастер, иллюстрировавший Библию де Флореффе , взял за основу рассказ Иоанна.

Неизвестный мастер. Тайная Вечеря. Иллюстрация Библии де Флореффе.

Лондон. Британская библиотека ( Add . 17738) .


В целом можно констатировать, что ранние художники, как правило, следовали Мат­фею и Марку, начиная же с X века предпочтение отдавалось версии Иоанна.

В этом отношении интересна «Тайная Вечеря» Андреа дель Кастаньо . В ее основе - рассказ Иоанна: у Иуды кусок, обмоченный в вине, что обозначает его как предателя. Лудольф Саксонский, монах картузианского ордена, в широко распространенном в XIV веке трактате «Жизнь Христа» так комменти­рует это обстоятельство (связь этого трактата с концепцией фрески Андреа дель Кастаньо подчеркнул Ф. Хартт; см. Hartt F . , р. . 264): кусок этот не был благословлен Христом, и таким образом, это не была истинная Евхаристия; так что все, кто причащался неправедным путем, был сравним с Иудой Предате­лем. Кастаньо преднамеренно противопоставляет руку Христа, благословляю­щую хлеб и вино, чтобы передать их Апостолам, руке Иуды, уже держащей кусок. В этот самый момент в Иуду вошел сатана; художник передал это в облике Иуды: у него выявились сатанинские черты - горбатый нос, выступа­ющая вперед козлиная борода. Его остановившийся взгляд выражает отчаяние. Христос, не обращая внимания на Иуду, с жалостью глядит на Иоанна, любимого Апостола, который, сокрушенный, склонил голову на руку Христа. Позади Иуды по левую руку Христа Петр. Он смотрит на Учителя, и его взгляд как бы говорит о предчувствии им будущего своего отречения от Христа. Примечательно, что на задней стене во фризе помещен декоративный орнамент. На первый взгляд кажется странным число его овалов - тридцать три с половиной. Оно объясняется, по-видимому, возрастом Христа - в момент Тайной Вечери Ему было 33 года и несколько месяцев.

Интересна «Тайная Вечеря» Николаса Вердунского: Христос с учениками за овальным столом (явно по причине отсутствия достаточного места художник изобразил лишь восемь учеников). Христос в крестообразном нимбе; остальные ученики с простыми нимбами. Иуда - на противоположной от Христа стороне стола; стоит опустившись на одно колено, в левой руке за спиной сжимает рыбу - символ Того, Кого он предает; Христос протягивает ему кусок хлеба (по Иоанну).

Иос ван Вассенхове (Юстус ван Гент). Тайная Вечеря (Причастие апостолов).

(1473-1475). Урбино. Национальная галерея.



Неясность в вопросе, присутствовал ли при этом Иуда (см. выше), является причиной двоякой интерпретации этого эпизода художниками. Так, Дирк Боутс и Петер Пауль Рубенс помещают Иуду среди свидетелей учреждения таинства Причащения, тогда как Иос ван Вассенхове дает изобра­жение только одиннадцати преклонивших перед Христом колени учеников, сближая пасхальный стол с алтарем и помещая всю сцену в интерьер храма.

В XI - XIII веках Христа изображали за престолом; правой рукой Он подает св.хлеб, левой - чашу; над Его головой парит голубь Св. Духа. Такие изображе­ния доказывают, что на Западе даже в XIII веке причащение и хлебом и вином (см. об этом выше) было обычным. В памятниках XV века, когда на Западе уже установилась новая практика причащения, таких изображений нет: на столе лежат облатки (гостии); у Христа в руке чаша, но она не передается Апостолам; а иногда Христос причащает одними облатками стоящих на коленях Апостолов (Иос ван Вассенхове ).

В ряде произведений художники интерпретируют типологические аспекты Тайной Вечери. В таких случаях Вечеря Христа сопоставляется с ветхозаветной манною и Мелхиседеком, встречающим Авраама, - это традиционная анало­гия. Дирк Боутс идет дальше и на своем алтаре дает четыре ветхозаветных эпизода на двух боковых створках, прикрывающих центральный образ - «Тайную Вечерю»: встреча Авраама с Мелхиседеком (Быт. 14); Пасхальная (ветхозаветная) трапеза (Исх. 12); сбор манны (Исх. 16); Ангел, приносящий еду Илие в пустыне (3 Цар. 19). В Biblia Pauperum (Библия бедных) в связи с Тайной Вечерей также приводятся иллюстрации эпизодов сбора манны и встречи Мелхиседеком Авраама; кроме того, по обычаю, принятому в этом памятнике печатного искусства, здесь помещены фигуры четырех пророков - Давида: «Хлеб ангельский ел человек» (Пс. 77:25), Исайи: «Послушайте Меня внимательно и вкушайте благо» (Ис. 55:2), Соломона: «Идите, ешьте хлеб мой и пейте вино» (Притч. 9:5) и Сираха: «Послал им, нетрудящимся, с неба готовый хлеб, имевший всякую приятность по вкусу каждого» (Соломон: Прем. 16:20).

Наиболее определенно решается вопрос с идентификацией Иуды - здесь нет необходимости вновь перечислять традиционные способы указать на него - его местоположение за столом, атрибут - кошель (строго говоря, атрибутом его можно считать, только если признавать его как аллюзию на тридцать сребре­ников - плату Иуде за предательство; в сцене же Тайной Вечери это не атрибут, то есть символический указатель на Иуду, а принадлежность Иуды - иллюстрация слов Иоанна: «он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали» - Ин. 12:6 и те или иные действия, однозначно его опреде­ляющие). Следует лишь добавить, что Иуда мог изображаться, в отличие от остальных учеников, либо без нимба (неизвестный мастер , Андреа дель Кастаньо), либо с черным нимбом (Росселли). Порой художники иллюстрируют слова Иоанна: «(27) И после сего куска вошел в него сатана» (Ин. 13:27) - фигурка сатаны сидит сзади на плечах Иуды (Росселли; ср. с сатаной за спиной Иуды в «Предательстве Иуды» Джотто). Внешне Иуда изображается человеком зрелого возраста, как правило, с темными волосами и бородой.

Иоанн на Тайной Вечере изображается самым юным из учеников, безборо­дым, с длинными волосами и довольно женственными чертами лица, припав­шим к груди Иисуса (см. об этом выше).

Внешний облик Петра довольно рано определился в западном искусстве. У него седые волосы, как правило, короткая вьющаяся борода, загорелое лицо, какое должно быть у рыбака. Изредка у него в руке может быть нож (на сей раз, по-видимому, в качестве именно атрибута: в последующей сцене - Взятие Христа под стражу - Петр ножом отсечет ухо слуге первосвященника; см. ВЗЯТИЕ ХРИСТА ПОД СТРАЖУ ); об изображении Петра у Леонардо ярко писал Гёте: «Петр же тем временем обхватил левой рукой правое плечо прильнувшего к нему Иоанна и указывает на Христа. Он требует, чтобы любимый ученик спросил Учителя - кто предатель? Сжимая правой рукой рукоятку ножа, Петр нечаянно ударяет им Иуду в бок и тем оправдывает жест испуганного Иуды, который так резко подается вперед и опрокидывает солон­ку» (Гёте И. В. Джузеппе Босси о «Тайной Вечере» Леонардо да Винчи , с. 210; здесь следует настойчиво порекомендовать прочитать всю блестящую статью Гёте - статью гениального художника о гениальном художнике).

Апостол, сходство которого с Христом на картинах старых мастеров часто бросается в глаза, - Иаков Меньший (Младший) (Иос ван Вассенхове; здесь этот Иаков - четвертый слева; Росселли; четвертый справа). Основание такой традиции изображать этого ученика имеется в мимоходом оброненной ремарке в Послании к Галатам Павла: «...Иакова, брата Господня» (Гал. 1:19). На этом основании художники изображают Иакова похожим на Иисуса. (Некоторые считают, что именно это сходство заставило Иуду поцеловать Христа, чтобы воины поняли, кого именно им надлежит схватить; см. ВЗЯТИЕ ХРИСТА ПОД СТРАЖУ. )

Вряд ли можно сформулировать столь же определенные принципы изображе­ния других учеников на Тайной Вечере, которых бы придерживались старые мастера. В эпоху Контрреформации, когда резко возросла популярность литур­гической Тайной Вечери (в связи с усилением значения Св. Таинств), на картинах с этим сюжетом, ставших к этому времени наполненными большим числом дополнительных персонажей, часто изображались лица, в портретах которых узнавались современники художников.

Необычайно яркими примерами этого рода живописных интерпретаций Тайной Вечери служат работы Лукаса Кранаха Старшего и художников его мастерской. Так, его гравюра (ок. 1540-1550) изображает Лютера и Гуса (!), причащающих членов семьи курфюрста Саксонского. Включение в композицию Яна Гуса, сожженного на костре в 1415 году, без малого за полтора столетия до времени создания гравюры, свидетельствует о том уважении к памяти этого предтечи Реформации, которое было в среде лютеран. Все персонажи на этой гравюре поименованы. Этот образ Тайной Вечери служил для того, чтобы наглядно продемонстрировать, что один из могущественных правящих родов Европы принял реформаторскую веру. Он отражает новую доктрину и одновре­менно фиксирует определенный исторический момент.

Не менее, если не более, интересен алтарь замковой церкви в Дессау (1565; мастерская Лукаса Кранаха Старшего). Христос в центре стола. Традиционным образом давая кусок хлеба Иуде, Он указывает на предателя. Здесь реформаторы и богатые протестантские землевладельцы, исповедовавшие новую веру, изоб­ражены в качестве Апостолов на Тайной Вечере. «Апостолы» идентифицируются на этой картине следующим образом. Слева (по правую руку Христа; от Него - к концу стола) - Георг фон Анхаль, Лютер (указывает на Христа рукой, хотя взгляд его устремлен куда-то вдаль), Бугенхаген, Юстус Йонас, Каспар Круцигер. По левую руку Христа - Меланхтон, Иоганн Форстер, Иоганн Пфеффрингер, Георг Майор и Бартоломеус Бернхарди. На переднем плане слева - коленопреклоненный - донатор Иоахим фон Анхальт; справа, с бокалом (евхаристического вина?) - Лукас Кранах Младший. Это смешение евангель­ского события с современным моментом, частое у Кранаха, проистекало из страстного желания реформатов актуализировать историю Спасения. Картины такого рода служили демонстрацией одновременно реформаторской концепции Евхаристии и лютеранской концепции присутствия Христа в Евхаристии в противоположность кальвинистской доктрине. Леонардо да Винчи. Тайная Вечеря. (1495-1497). Милан. Трапезная монастыря Санта Мария делла Грацие. века). Москва. ГМИИ им. А.С.Пушкина.

Дирк Боутс. Тайная Вечеря (Установление Таинства Евхаристии) (1464). Лувен. Церковь Св. Петра.

Паоло Веронезе. Тайная Вечеря (1570). Милан. Пинакотека Брера.

Неизвестный мастер. Тайная Вечеря. Иллюстрация Библии де Флореффе. Лондон. Британская библиотека (Add . 17738) .

Андреа дель Кастаньо. Тайная Вечеря (1447-1449). Флоренция. Трапезная монастыря Санта Аполлония.

Николас Вердунский. Тайная Вечеря (1181). Клостернёйбург. Алтарь монастыря.


© Александр МАЙКАПАР

Христос Иисус: Тайная Вечеря Тайная Вечеря - событие Евангелия, последняя трапеза с учениками и апостолами.
Исследователи Библии уже на протяжении многих лет спорят, кода же на самом деле была проведена тайная вечеря Иисуса Христа с апостолами. Из Евангелий от Матфея, Марка и Луки следует, что это произошло в пятницу, так как там сказано, что это произошло на первый день иудейского праздника Песаха. В Евангелии от Иоанна приводится другая дата, что это произошло в четверг накануне праздника Песаха. Эти два противоречия так и не дают покоя - как верующим, так и в равной доли библиологам.

Этим вопросом в свое время занимался еще священник Александр Мень. В Библиологическом словаре он написал пять причин объясняющих, почему апостолы не единогласны в своих описаниях этого события.

Профессор Кембриджского университета Колин Хэмфри выдвинул свою гипотезу, которая возможно, наконец, решит этот «щекотливый» вопрос раз и навсегда. Хэмфри, что тайная вечеря состоялась ни в четверг, ни в пятницу, а в среду. В доказательство своей правоты Колин Хэмфри приводит сторонние исторические хроники и анализ Библейских текстов, но самым главным аргументом своей правоты он считает следующее обстоятельство. Иисус Христос был сторонником не солнечного календаря (который в то время считался нововведеньем), а использовал лунный. Об этой возможности еще упоминал в своем исследовании А. Мень. Он считал, что Христос придерживался нетрадиционного календаря, по которому Песах праздновался раньше. Если Хэмфри и Мень правы, получается, если Тайная вечеря состоялась в среду, то дальнейшие описываемые в Библии события - арест, допрос и судебные процессы - заняли не одну ночь, как принято считать, а более суток, что, по мнению Хэмфри, более похоже на правду.

Три важнейших события произошли на Тайной Вечери, последней трапезе Иисуса Христа с учениками: 1) предсказание Христом предательства (Иуды), 2) установление обряда причащения и 3) омовение Им ног учеников. Если отделить сюжет Омовение ног ученикам как самостоятельный, то два других момента- предсказание предательства и обряда вкушения хлеба и вина - образуют два основных типа изображений Тайной Вечери, которые принято именовать соответственно историческим и символическим. Принимая такое деление, можно рассмотреть эти два типа изображений как самостоятельные, поскольку в разные эпохи господствовал то один, то другой из них. Но так как помимо иконографических типов существуют также и «смешанные», в которых сочетаются элементы обоих.

Историческая Тайная Вечеря акцентирует момент предсказания предательства Иуды, символическая Тайная Вечеря - священный характер установления обряда вкушения.

Но прежде необходимо сказать о символическом изображении обряда вкушения, господствовавшем в древнехристианском искусстве. Главной особенностью таких изображений является символическое изображение Христа посредством пят>и монограмм (греческих букв) Его имени: > І («ИХТИС»). Они образуют слово, которое по-гречески в буквальном смысле означает «рыба», а при расшифровке этой аббревиатуры - «Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель». Рыба один из самых ранних христианских символов. Всякий раз, как изображается таинство обряда вкушения, будь то в виде трапезы (историческая), совершения самого таинства (символическая) или же чистого символа, рядом с хлебом обязательно изображается рыба. Между тем рыба никогда не употреблялась при совершении таинства обряда вкушения. Она лишь указывает на значение хлеба и вина». Изображение рыбы в этом символическом смысле удерживается вплоть до XIV века (Хаиме Серра).

О порядке занимавшихся Апостолами мест во время последней трапезы с Христом, известно лишь, что ближе всех к Христу находились Иоанн, Петр и Иуда Предатель. О положении последнего мы заключаем, в частности, по тому, что Христос должен был иметь возможность подать ему кусок хлеба. Француз Э. Л. Камю следующим образом реконструирует расположение Христа и учеников за столом. Он исходит из двух посылок: 1) трапеза происходила за системой столов, расставленных буквой «П» или D-образно и 2) участники трапезничали лежа, опираясь на левую руку, с тем чтобы правую иметь свободной.

Раннехристианские изображения Тайной Вечери демонстрируют Христа с учениками, расположившимися по дуге D-образного стола. Христос на левом краю; это место за таким столом являлось самым почетным (за прямоугольным столом, каким он стал изображаться в более позднее время, такое место - посередине). Поза лежа считалась во времена римского правления признаком человека свободного и больше соответствовала празднованию еврейской Пасхи - то есть освобождения из египетского плена (в XVII веке такое положение учеников за столом воскресил Пуссен). Однако трапезничающие могли быть изображены и сидящими за столом - эта поза при вкушении пищи более древняя.

Древнехристианские изображения катакомбного периода были переняты художниками Раннего Средневековья: сохраняется D-образный стол, лежащие вокруг него Христос (слева) и ученики; на столе хлебы и блюдо с рыбой.

Число и состав участников трапезы на древнехристианских изображениях могут колебаться: учеников от двух до семи; кроме учеников, иногда присутствуют женщины и дети, к тому же могут изображаться даже слуги. Но при анализе таких изображений невольно возникает вопрос, Тайная ли это Вечеря или традиционное языческое застолье.

На картине мы часто замечаем бытовые предметы на переднем плане, либо бытовой сюжет не относящийся к великому таинству. У Я.Тинторетто - служанка и служащий суетятся по своим делам, домашние животные, кувшины и еда. С лева отчетливо выделен на переднем плане молодой нищий, который завел разговор с одним из апостолов. И множество служанок всюду ютятся на заднем плане. Также П. Лоренцетти написал, за стеной, в комнате рядом, простые люди заняты своими заботами, но комната открыта в главное событие и есть связь служанок и великого таинства. Дирк Боутс расположил простых людей, как свидетелей таинства на задний план. А. Дюрер на переднем плане, на полу расположил поднос, кувшин, и корзину с едой, вместе с тем, как бы невзначай, поставил свои инициалы «А. Д.». Также, на картине Д. Гирландайо с самого края находятся кувшины, они почти незаметны, а по бокам сверху и на заднем плане, над самим сюжетом, написал множество птиц и деревьев с плодами, означающие в библии, что деревья – это царство божье, плоды –вера, а птицы – все верующие.

Посуда и животные на переднем плане присутствуют у Я. Бассано, К. Роселли – у которого, также, присутствуют богато одетые люди, предполагаю, заказчики. У Н. Пуссена подчеркивается в середине помещения тумба и сундук, несущие в себе смысл, что господь передаёт апостолам свои знания и веру, как своим потомкам. Сундук как наследство религии.

Многие художники прибегали к такому способу предметов и деталей, на первый взгляд не несущие в себе никакого смысла, как особенность той эпохи, у католиков и лютеран, в странах, где использовали бытовые сценки, как дань моды.

Из ранних изображений Тайной Вечери особый интерес представляет мозаика в равеннской церкви Сант Аполлинаре Нуово. Можно увидеть здесь древний тип изображения: D-образный стол, на котором хлебы и две рыбы на блюде. Христос возлежит, как и было принято в такой композиции, на левом краю. Он с бородой, на Нем обычные одежды и крестообразный нимб. Специального обсуждения требует имеющееся изображение одиннадцати (а не традиционно двенадцати) учеников. Возможно, мастер мог не желать вводить в композицию Иуду-предателя. Дело в том, что мозаист не снабдил Апостолов какими-либо характерными особенностями, по которым можно было бы идентифицировать хотя бы кого-то из них - все они «на одно лицо» (даже Иоанн не изображается склонившим голову Христу на грудь). Так что нет полной уверенности, что не изображен именно Иуда. Мозаист мог просто не придавать ему значения. Как бы то ни было, полное спокойствие, которым проникнута вся композиция, выражение скромности и сосредоточенности Апостолов, величаво-спокойная фигура Христа - очевидность того, что все внимание сосредоточено не на физической пище, а на духовном акте трапезы.

Изображения исторической Тайной Вечери с одиннадцатью учениками (то есть без Иуды) встречаются в западном искусстве не раз. В новом Завете Евангелист Иоанн описывает, что Иуда во время вечера ушел.

Эпизод этот у Иоанна начинается словами: «Он (Иуда), приняв кусок, тотчас вышел; а была ночь. Когда он вышел, Иисус сказал: ныне прославился Сын Человеческий, и Бог прославился в Нем». Прощальные речи воспринимаются учениками с благоговейным вниманием; чаша отодвинута с центра стола.

У Дюрера, однако, есть и традиционное с точки зрения иконографии изображение исторической Тайной Вечери - со всеми двенадцатью учениками.

Христос со светящимся крестообразным нимбом в центре прямоугольного стола; Иоанн, самый молодой из учеников, возлежит у Него на груди «Один же из учеников Его, которого любил Иисус, возлежал у груди Иисуса» (Иоан), ученики - по обе от Него стороны; Иуда, которого мы узнаем по его традиционному атрибуту - кошельку, сидит с противоположной от Христа стороны стола, спиной к зрителю, его лица не видно (в соответствии с распространенным обычаем избегать изображать Иуду так, чтобы его взгляд мог встретиться со взглядом зрителя). Общее возбуждение учеников передает их реакцию на слова Христа о том, что Он будет предан одним из присутствующих (сравнивая с поведением учеников на гравюре 1523 года). Из приведенного выше анализа хронологии событий на Тайной Вечери ясно, что две гравюры Дюрера должны рассматриваться в последовательности: ранняя (1510) - поздняя (1523).

Источники информации:

1. сайт Википедия
2. "Библейская энциклопедия"