Ремонт Дизайн Мебель

Богиня Денег Лакшми. Бог богатства у греков. Древнегреческие боги богатства. Боги денег, богатства и удачи в греческой мифологии

Лакшми.

Слышали вы когда-нибудь о богине Лакшми? Это индийская богиня, с именем которой связано множество добродетелей, таких как красота, миролюбие, знание, любовь . Кроме того, Лакшми также является богиней процветания, счастья, благополучия, удачи, успеха и милости небес . Ее имя в переводе с санскрита означает "счастье".

Легенда гласит о том, что Лакшми возникла из цветка Лотоса, плавающего на поверхности первозданных вод океана. Цветок Лотоса символизирует чистоту и богатство, духовное и материальное. Поэтому, Лакшми всегда изображают либо на лотосе, либо с лотосом в руках.

Лакшми считается богиней Любви, Красоты и Благополучия. И даже бытует такое мнение, что когда человек начинает богатеть, то говорят, что в его доме поселилась Лакшми, а если же, наоборот, одни сплошные неудачи - Лакшми покинула его.

Так как же войти в контакт с этой богиней Процветания? Есть несколько способов. Один из них - медитация, второй - пение мантр с упоминанием имени золотоносной Лакшми. Вы можете совмещать пение мантр с медитацией. Это обязательно принесет благодатные плоды в вашу жизнь, их влияние вы увидите уже очень скоро.

Если же просто держать в доме изображение Лакшми, то благополучие тоже появится, но, может, не так скоро, чем при совместном применении с мантрами и медитациями.

Ганеша.

Ганеша - это индийский бог Изобилия с головой слона. Он считается покровителем бизнеса, богом богатства, который убирает препятствия с пути тех, кто стремится к успеху.

Внешний облик Ганеши может не понравиться с первого взгляда. Голова животного и приземистое толстое тело как-то вместе не очень сочетаются. Но Ганеша является покровителем людей тонкого ума, которые не обманываются внешним обликом. Кто не в состоянии увидеть в Ганеше Божественное, тот становится жертвой рационального ума, который представляет собой величайшее препятствие на пути духовного развития.

Ганеша изображается приземистым, с большим животом, четырьмя руками (иногда шесть, восемь, а, может быть, даже шестнадцать) и головой слона с одним бивнем. В трех руках он удерживает топор, аркан и, иногда, раковину. Четвертая рука может изображаться в жесте "наделение дарами", однако чаще всего он держит ладду - сладкий шарик из гороховой муки. Его небольшие глаза сияют словно драгоценные камни. Он восседает на крысе, или же она его сопровождает. Согласно легенде, когда-то крыса была демоном, но Ганеша обуздал ее и сделал своим ездовым животным. Этот демон символизирует суетность и дерзость. Таким образом, Ганеша покоряет лживую суетность, гордыню, эгоистичность и дерзость.

Существует такое мнение, что чем большего размера будет фигурка Ганеша, тем больше денег он принесет. Так что, решайте сами, какого размера приобретать Ганешу.

Талисман Ганеша может быть выполнен из различного материала. Это могут быть полудрагоценные камни, медь, бронза или дерево. Но не важно из какого материала изготовлен талисман, главное - это уважительное отношение к Ганеше. В Индии, где Ганеша особо почитаем, встречается множество пластиковых фигурок.

Бронзовую статуэтку Ганеши лучше ставить в сектора металла Запад, Северо-Запад или по правую руку на своем рабочем месте. Тогда он будет символизировать помощь друзей и богатство. Также можно поставить бронзового Ганешу в секторе карьеры, так как металл порождает воду - деньги.

А деревянного Ганешу надо располагать в секторе богатства или в секторе семьи. Тогда ваши деньги будут расти.

Чтобы усилить эффект помощи Ганеши, нужно почесывать ему животик или правую ладошку. Также вы можете положить с ним рядом китайские монетки или конфеты - Ганеша очень любит подношения и обязательно вас порадует приятными сюрпризами.

Помимо использования самого талисмана Ганеши, рекомендуется повторять мантры, обращенные лично к нему. Это дарует вам чистоту намерений, удачу в бизнесе и всяческое процветание.

Хотей или Смеющийся Будда

Хотей - бог Богатства, веселья и достатка. На самом деле, в свое время существовал такой монах Будда, который странствовал по деревням, и вместе с ним в селения приходили радость и счастье. За спиной Будда таскал внушительный мешок, и когда его спрашивали, что в нем, Будда отвечал, что там у него весь мир. Поразительно, правда?

Люди, почитающие его, полагают, что его большая сумка символизирует огромное количество денег и драгоценных камней. Некоторые верят в то, что его внушительных размеров живот символизирует богатство. Из этого они делают вывод, что чем больше живот у Будды, тем он могущественнее.

Говорят, чтобы заручиться помощью Хотея, необходимо каждый день ему поглаживать живот. А если вы потрете фигурку Хотея по животу ровно триста раз, думая о своем самом заветном желании, будьте уверены: ваше желание осуществится. Поэтому поглаживание живота Смеющегося Будды вошло в привычку у многих китайских бизнесменов.

Другие полагают, что Смеющийся Будда - это Будда Счастья, потому что ничто не доставляет ему столько радости, чем собирание в свою сумку всех мирских несчастий. Это и есть причина его веселья: он берет то, что любит больше всего на свете - проблемы других людей.

Согласно фен-шуй, вы должны поставить фигурку Хотея в гостиной, желательно, чтобы его взгляд был направлен на входную дверь; и фигурка должна быть настолько большой, насколько это возможно. Присутствие Смеющегося Будды благоприятно скажется на любом помещении, так как считается, что изображение этого божества излучает положительную Ци (). Более того, Хотей способен поглощать всю негативную и смертоносную Ци внутри дома, он является хорошим противоядием от ежегодного нашествия летящих звезд, несущих с собой болезни и потери.

Если вы решили приобрести Хотея, выберите фигурку, сделанную из материала, который не нарушит гармонию в том месте, куда вы собираетесь поставить ее, или из материала, считающегося наиболее благоприятным для вас. А что касается фигурок Хотея, то они могут быть золотистого или белого цвета с различными атрибутами.

Если в руке вашего Хотея на посохе из женьшеня тыква, горлянка и связка из шести древнекитайских монет счастья - это сулит вам финансовое благополучие, успех, счастливую долгую жизнь, чистоту семейных отношений и благополучие вашим потомкам . Персик - это символ бессмертия , зажатый в левой руке, - обещает долгие годы здоровой жизни. Если Хотей держит веер - значит, с вашего пути сметаются все препятствия, усложняющие вам путь к заветной цели. Когда Хотей сидит в пирамиде, среди монет и золотого песка , то такое пресспапье успокоит "рабочую лошадку", поможет сосредоточиться, настроиться на рабочий лад, - и, конечно, больше зарабатывать . Иногда можно встретить Хотея с волшебной жемчужиной в руках. Это символ и материального, и духовного богатства . Если Хотей держит коромысло, а на нем - монетку счастья и корзину золотых слитков , это оправданное ожидание большого богатства , а ожерелье на шее (на нем изображен иероглиф "Фук" ) - обещание счастья и удачи . Когда Хотей изображается с Драконом , это гарантия привлечения основательного капитала, успешного развития дела или возможность открытия своего бизнеса с привлечением серьезных финансовых вложений.

Поза фигурки Хотея не имеет большого значения, но не торопитесь и выберите наиболее понравившуюся вам статуэтку. Каждый раз, когда вы будете чувствовать себя подавленными, погладьте животик Смеющегося Будды и посмотрите ему в глаза. Вы увидите, что его радость заразительна, и его улыбка поднимет вам настроение.

Джамбхала - бог Изобилия тибетских буддистов

Тибетские буддисты верят в существование богов Изобилия, которые помогают терпящим нужду. Одним из таких богов Изобилия является Джамбхала. По преданию, если правильно разместить фигурку этого бога Изобилия под каскадом низвергающей воды, ваш дом никогда не будет испытывать недостатка ни в чем.

У буддистских Джамбхал, как правило, суровое выражение лица, они всегда держат в руках мангуста, изо рта которого сыплются драгоценные камни, золото и прочее богатство.

Существует пять различных Джамбхал:
Зеленый Джамбхала обычно изображается со своей супругой;
Желтый Джамбхала обычно изображается сидящим;
Черный Джамбхала обычно изображается стоя;
Белый Джамбхала обычно изображается верхом на Драконе;
Красный Джамбхала обычно изображается похожим на индусского бога Ганеша.

Для того, чтобы заманить к себе Джамбхалу с его приносящим драгоценности и золото мангустом, необходимо соорудить водопад, который будет низвергать свои воды на корону этого бога . Этот ритуал обеспечит вашему дому процветание.

Если вы сооружаете водопад Изобилия Джамбхалы с уважением и почтением, вы не только получите материальные блага, но и сможете духовно обогатиться, понять свою душу и истинное предназначение на этой Земле, - а это порой важнее первого.

Гуань Гун

Гуань Гун - бог богатства и войны. Слава этого полководца со временем переросла в религиозный культ. Кроме того, он является защитником угнетенных, а в последнее время - защитником политиков и бизнесменов.

Торговцы всегда почитали Гуань Гуна как бога Богатства - если занимаетесь бизнесом или работаете в сфере торговли, возьмите себе на заметку! Но помните: богом богатства считается Гуань Гун тогда, когда изображен в виде гражданского чиновника. Если на нем военная форма - это уже покровитель воинов, а также усмиритель злых духов.

Существует много различных вариантов Гуань Гун. Его фигурка обычно изготавливается из фарфора или древесины, и он может принимать самые различные позы. Он может сидеть на лощади, на троне или просто стоять в повелительной позе. Чем суровее лицо Гуань Гун, тем могущественнее он считается. Самым влиятельным является Гуань Гун Девяти Драконов, изображаемый с девятью драконами на теле и с пятью флагами с изображением дракона на спине.

Помещенная в дом или офис, фигурка этого божества обеспечит его обитателям мир и спокойствие, защитит кормильца и дарует всем обитателям фантастическую удачу и процветание.

Сила божества Гуань Гун достигнет своего апогея, если вы поместите его в северо-западной части дома. Фигурка должна смотреть на входную дверь так, чтобы божество как бы провожало взглядом всех входящих и выходящих из дома.

Считается, что если всякого рода руководители и бизнесмены поместят фигурку Гуань Гун позади своего рабочего места, им никогда не откажут в поддержке влиятельные люди. Их редко будут пытаться сместить с занимаемых ими постов - символов власти и могущества.

Необязательно поклоняться Гуан Гун. Согласно учению фен-шуй, все что вам нужно - это изображение этого божества у вас дома или в офисе.

Три звездных старца

Три звездных старца - это три китайских божества, приносящие Здоровье, Богатство и Процветание . Звездные старцы Фу, Лу и Шоусин используются в качестве талисманов фен-шуй во всем мире. Они не являются богами в религиозном смыле этого слова, это всего лишь символические божества. Изображения звездных старцев применяют в фен-шуй по одному или все вместе.

Но изображенные вместе старцы считаются более благоприятным символом, приносящим в дом большую удачу и процветание.

Для активизации этого талисмана фигурки звездных старцев ставят в то место дома, где чаще всего собирается вся семья, либо в секторе здоровья или в секторе помощников. Старцы олицетворяют собой три самых распространенных стремления в фен-шуй: Здоровье, Богатство и Процветание.

Звездный старец по имени Фу пользуется в азиатских странах огромной популярностью. Его фигурка символизирует большую удачу, которая, приходя в ваш дом, приносит в него деньги, изобилие, радость и делает вас поистине счастливыми. А если вы посмотрите на традиционные китайские панно, то увидите, как часто на них изображается либо звездный старец Фу в окружении гор монет, либо иероглиф "Фу" и сто вариантов его написания - как символ сотни пожеланий достатка и счастья.

Звездный старец Лу, часто изображающийся с ребенком на руках или в окружении детей, - это бог Процветания, Изобилия и продолжения рода. Его фигурка принесет вам денежное богатство на долгое время. Если же его изображают со свитком и скипетром в руках - это символы силы и власти, символизирующие семейный авторитет и достойных наследников.

Звездный старец Шоусин - бог здоровья и долголетия. Фигурку Шоусина вы отличите по посоху из корня женьшеня и персику - символам бессмертия. В Китае фигурку Шоусина принято дарить мужчинам в обозначение неиссякаемого источника их силы.

Эбису и Дайкоку

Эбису и Дайкоку - это боги счастья и удачи, идущие рука об руку. Эбису и Дайкоку могут изображаться по отдельности, но когда они рядом - это символизирует гармонию между духовным развитием и материальными благами. Если можно так сказать, это специально для тех, кто опасается, что, став богаче, станет и черствее.

Эбису - это бог счастья и удачи, а также торговли (что особо важно для всех, кто занимается торговлей), служит талисманом достижения гармонии , помогает в выборе партнера по жизни, защищает дом от измен и предательства. Эбису изображется со священной рыбой Тай - символом удачи и духовности.

Для активизации талисмана следует расположить фигурку Эбису рядом с водой. Это могут быть аквариум, фонтанчик или просто ваза с водой.

Дайкоку является одним из семи богов счастья. Это отличный талисман богатства и процветания . Кроме того, это божество выступает покровителем домашнего очага и защищает дом от всякого рода неблагоприятой энергии.

Фигурку Дайкоку узнать легко: его изображают с мешком, священной колотушкой и крысой. Мешок и крыса в данном случае пусть вас не пугают - это символы изобилия. В мешке хранится богатство, а крыса заведется только в богатом доме: в бедном ей просто нечего есть. Сам мешок наполнен магическим рисом, и когда крыса прогрызает в нем дырочки, то рис высыпается прямо вам в руки. Дайкоку танцует и постукивает священной колотушкой, то есть кует счастье: с каждым ее ударом в мире становится больше счастья и достатка. Так что пусть стучит колотушкой на здоровье!

Активизация этого талисмана очень проста: любите его и почаще смотрите на волшебный танец Дайкоку, тогда ваша забота о нем будет вознаграждена усиленным действием талисмана, что в итоге принесет вам богатство, счастье и достаток.

А если Шоусин, Эбису и Дайкоку размещены сразу втроем, то это означает, что перед вашими глазами сразу тройной талисман: пожелание огромной удачи, процветания и долголетия.

Пи Яо

Пи Яо является одним из самых мощных защитных талисманов, который обладает способностью не впускать в дом злых людей и неблагоприятные энергии. Пи Яо обычно изображают с лицом собаки-льва, у которой один рог, копыта, небольшие крылья и хвост. Самым благоприятным изображением считается Пи Яо, сидящий на монетах и защищающий благосостояние своих хозяев, а также обладает способностью его приумножать. Согласно легенде, у Пи Яо огромный аппетит, что способствует накоплениям.

Куда же лучше поставить талисман Пи Яо? Так как это, прежде всего, защитный талисман, то следует его поставить в те места, которые поражаются негативной энергией Ша: острые углы, напротив башен и пиков, различных выступов - обязательно лицом наружу. Если у вас с окна виден острый угол другого здания, то поставьте Пи Яо на подоконник лицом на улицу. Если же вы часто путешествуете и оставляете дом без присмотра на долгое время, то лучшим местом для Пи Яо будет около входной двери или в прихожей. Таким образом, Пи Яо будет охранять и защищать ваш дом. Не рекомендуется ставить фигурку Пи Яо в спальне.

Кроме того, если вы работаете в сфере бизнеса, то Пи Яо будет для вас незаменимым помощником. Он будет защищать вас от натиска конкурентов и помогать вам приумножать свое богатство . В Китае даже сущетсвуют специальные магазины, которые специализируются на продаже только этого талисмана.

Для активизации Пи Яо и усиления его защитных свойств, талисман раз в неделю нужно прозванивать колокольчиком или раз в месяц сжигать рядом с ним большую свечу.

Согласно китайским традициям, для того чтобы в доме было счастье, деньги и удача, необходимо поставить пару Пи Яо, так как этот талисман является парным. Вы можете купить как одну фигурку, так и пару. Выбирайте сами! Этот талисман даже в одиночном исполнении считается очень мощным и эффективным.

Сунь У-Кун или Царь Обезьян

Сунь У-Кун или Царь обезьян является популярным героем китайского фольклора и живописи. В фен-шуй образ царя обезьян применяется в качестве талисмана, который приносит здоровье, успех и защиту. В отличии от западной культуры, образ обезьяны в Азии считается символом находчивости, таланта, ума и успеха. Поэтому, китайцы его так любят и ценят.

Если вы занимаетесь каким-нибудь единоборством, то изображение Сунь У-кун - это ваш талисман. Потому как, согласно легенде, Сунь У-Кун является родоначальником стиля обезьяны в ушу. Этот талисман прибавит вам сил, ловкости и быстроты движения.

Активизировать этот талисман совсем не сложно. Нужно периодически делать ему подношения в виде фруктов и сладостей.

Немного истории. Образ божественной обезьяны китайцы переняли из Индии, где существовал культ обезьянего божества. Китайцы рассказывают следующее по поводу возникновения Царя обезьян. Обезьяна вылупилась из каменного яйца под воздействием солнечных лучей. Затем, в поисках пропитания, она встретила учителя Сюан Цзана, который открыл ей суть мироздания и поведал тайны превращения. Но обезьяна хитростью обрела бессмертие и стала наглой и неуправляемой. И только Будда сумел ее остановить. Сунь У-кун был заперт на 500 лет под горой, и освободить его, по приговору Будды, должен был праведник, путешествующий в поисках священных книг. Освободил его Сюан Цзан и стал его защитником, за что и был включен в число Будд под именем Победоносного Будды.

Плутос

Среди огромного количества греческих богов существовал и бог богатства. Его имя – Плутос. Первоначально, возможно, он был одним целым с подземным богом Плутоном, ведь в земле так много сокровищ и богатств. Но позже упоминается, что Плутос являлся сыном Деметры, богини плодородия. Существует огромное количество скульптур, посуды и других предметов искусства, посвященных Плутосу.

Деметра

Богиня Деметра была дочерью титана Кроноса и Реи, сестры Зевса, матерью Персефоны. Деметра была греческой богиней плодородия и земледелия, главной богиней для крестьян, работающих в полях, лесах и пашнях. Греки считали, что без позволения богини нигде ничего не произрастало. Деметра обучила людей земледелию, дала им необходимые знания и инструменты для работы. Только с её разрешения созревали хлеба и другие культуры. Если женщина хотела быть плодовитой, она должна была постоянно молиться и приносить жертвы Деметре, и тогда богиня действительно могла наделить эту женщину плодовитостью. Во время посевов греки устраивали большой праздник в честь богини, на котором они приносили ей жертвы.

Легенда о царе Мидасе

У греческих богов всегда было ироническое отношение к богатству. Наиболее ярко это показывается в истории о царе Мидасе. Он попросил у Диониса возможность превращать всё, к чему прикоснется в золото. Со временем благословение превратилось в проклятье. Абсолютно всё, даже еда становилась золотой в руках царя. Он мог умереть от голода, поэтому он попросил Диониса избавить его от этого проклятья.

Меркурий

Кстати в пантеоне нашлось также место для богини бедности – Пении. У римлян богом обогащения был Меркурий, который также был ответственен за торговлю и прибыль. Он защищал торговые караваны и некоторые коллегии торговцев. Конечно, на всех статуях Меркурий был изображен с туго набитым кошельком. Также Меркурий помогал кладоискателям и иногда указывал на местонахождение клада.

Юнона

У римлян также была богиня материнства и брака Юнона. В её храмах чеканили деньги. Также это имя можно часто встретить в европейских языках.

Бог евреев и христиан

В еврейской Библии существовал только один Бог, который наделял богатством и благосостоянием своих избранных. Это были Авраам, Исаак, Иаков. Также в свое время колена израильские славились своим огромным богатством.

В любой момент времени существовал человек, наделенный от Бога богатством и здоровьем. Богатство было благословением для каждого человека, идущего за Богом. Но от Бога шло не только материальное благо, но и духовная пища. У людей были не только богатства, но и долголетие, уважение окружающих и здоровье. Это было знаком Божьей любви, заботы и щедрости.

Боги богатства в Египте

Для более полного представления о богах богатства разных стран и народов расскажем о египетских, индийских и китайских богах богатства. Как было сказано, в каждой культуре и религии имеется божество, которое является ответственным за процветание и обогащение людей. Это касается не только материальных ценностей, но и имеет непосредственное отношение к духовным. Так, например, в Египте богом, который приносит богатство и процветание, является Хапи. Этот Бог Нила также считается спасителем и приносит нуждающимся спасение. На многих рисунках, на которых запечатлены египетские боги, Хапи облачен в одежды. Также в качестве особенного символа, отличающего его, имеется венок, выполненный из лотоса. Еще одним богом Египта, который отвечает за богатство, является бог Шаи. Его имя может быть переведено с египетского как «судьба» или «участь».

Боги процветания в индийской культуре

В Индии, как и во многих других цивилизациях, имелся свой бог, который занимался покровительством разного рода деятельности. Стараясь дать людям возможность стать состоятельней и процветать, он помогал и оберегал от различных проблем и забот тех, кто хотел добиться некоего успеха. Ганеша, имеет голову не человека, а животного, а именно слона. Следует отметить, что его изображение не производит положительного впечатления с первого взгляда. Причина всему, голова слона и достаточно низкий рост. Плюс ко всему образ дополнен четырьмя руками. Многие люди даже сегодня поклоняются этому богу и просят его принести процветание в дом. Для большего эффекта можно приобрести фигурку с его изображением. Имеется предположение, что ее размер непосредственно влияет на то, на какой доход вы можете рассчитывать. Важно отметить, что сама фигурка может быть изготовлена из различных материалов. Так, широко используется медь, дерево, наравне с этим она может быть изготовлена и из бронзы.

Боги процветания в Китае

Если во многих других культурах, бог богатства был либо один, либо их было двое, то в Китае их намного больше. Так, например, можно выделить семь богов, часть из которых больше относится к культуре Индии, часть относится к Японии, все они считаются божествами, которые защищают и оказывают покровительство любому виду деятельности. Сюда можно отнести и бога Эбису, и бога Дайкоку, наравне с этим можно выделить бога Бисямон, который также отвечает за развитие бизнеса и его процветание. Китайский народ верит что, принося жертвы правильно, боги могут услышать все молитвы и дать человеку то богатство, которое представляет для него особую ценность.

Намсарэй и Ганеша

Намсарэй (санскр. Вайшравана) - Бог Богатства, который восседает на белоснежном льве. Цвет его большого, округлого тела - желто-золотой, выражение лица - гневное. В своей правой руке он держит знамя победы, а в левой мангусту, животное, связанное с благосостоянием и богатством, которое отрыгивает драгоценные камни. Вайшравана также известен под несколькими другими именами, такими, как Дзамбала, Кубера или Нам то срай по Тибетски. Кроме того, он проявляется как Махараджа (Великий Царь) Севера по имени Шри Вайшравана. В этом аспекте он часто изображается на внешних стенах монастырей и храмов, вместе с тремя другими защитниками основных сторон света, как защитник от всего негативного и плохого. Нужно сказать о популярности этого божества среди верующих. Но более того, важно подчеркнуть, что даже, когда богатство и имущество используется в благородных целях, все же главным является мотивация (намерение), которое определяет, насколько такое действие великодушия верно или нет.

Есть такая история:
"Однажды, богатый человек пригласил Шакьямуни со своими учениками к себе во дворец, чтобы выразить свое почтение. В течение нескольких дней он делал приготовления, и когда время великого дня наступило, собралось огромное количество людей из самых разных уголков той местности, пришедших получить свет Пробужденного Будды и принять участие в празднике. Богатый человек стал очень доволен собой и решил: "Теперь моя репутация щедрого хозяина вырастет во много крат!" Среди тех, кто пришел на этот роскошный пир был нищий. Он смотрел в зал через дверной проем, держа ладони сложенными в молитвенном почтении, и думал: "Как замечательно быть в состоянии делать такое великолепное подношение Благословенному Будде! Я радуюсь всем заслугам, которое этот богатый человек получил через свое великодушие и преданность". В конце праздника, когда все подношения были сделаны, присутствующие попросили Татхагату сказать. Далее, говорят, Будда даже не упомянул имя этого богатого человека, поднесшего пищу, зная точно, что происходило в его уме, как это деяние вознесло его гордость и желание мирской славы. Но вместо этого Будда назвал по имени и сказал о положительной мотивации того бедного нищего".

Обычно Вайшравана изображается с восемью благоприятными символами - золотые рыбы, раковина, драгоценная ваза, цветок лотоса, колесо, знамя победы, вечный узел, и зонтик - теми атрибутами, которые по приданию Будда получил после своего просветления под деревом Бодхи. Эти символы, являются очень популярными среди всех верующих и их можно найти не только в монастырях, но и во многих домах мирян. Они могут быть нарисованы на стенах, вырезаны из дерева или даже выполнены из драгоценных металлов. Кроме их очевидной декоративной функции, эти восемь символов являются благоприятным предзнаменованием духовного и материального благосостояния. Значение восьми благоприятных символов вкратце может быть выражено следующим образом:

Две золотые рыбки представляют освобождение из океана сансары. Так же, как рыбы не боятся бушующих вод глубокого океана, также и человек, идущий по духовному пути, следует ему без отвлечения и не боится превратностей жизни.

Белая раковина, спираль которой завернута вправо, символизирует своим звуком то, чтобы объявить всему миру о просветлении Будды. И поэтому раковина символизирует способность всех живых существ к просветлению ото сна неведения.

Из драгоценной вазы проливается бесконечный дождь долгой жизни, здоровья и процветания, доступного всем существам, кто следуют Дхарме (Учению Будды).

Цветок лотоса представляет духовную чистоту и сострадание и символизирует безупречные действия тела, речи и мысли к удаче и просветлению.

Золотое колесо с восемью спицами известно как символ самой Дхармы, где спицы символизируют буддистский восьмичленный путь, состоящий из правильного видения, правильного размышления, правильной речи, правильного действия, правильных достижений средств к существованию, правильного усилия, правильной тренировки ума и правильной концентрации. Колесо представляет движение Дхармы от места, к месту пробуждая потенциал Будды, имеющийся у всех живых существ.

Знамя победы, которое установлено на вершине священной горы Меру (Сумеру) в центре Вселенной, объявляет победу Дхармы над силами неведения.

Вечный узел, также известный как знак удачи, может интерпретироваться по-разному. Одно из значений, это представление бесконечного круга существования; другое значение - сложная связь между мудростью и состраданием в достижении состояния Будд; а также бесконечная любовь и гармония полного пробуждения.

Наконец зонтик - символ королевской власти, представляет защиту от злых влияний,которое даруется сострадательными Буддами.

Ганеша - это индийский бог Изобилия с головой слона. Он считается покровителем бизнеса, богом богатства, который снимает препятствия с пути тех, кто хочет достичь успеха.

Ганеша изображается приземистым, с большим животом, четырьмя руками (иногда шесть, восемь, а, может быть, даже шестнадцать) и головой слона с одним бивнем. В трех руках он удерживает топор, аркан и, иногда, раковину. Четвертая рука может изображаться в жесте "наделение дарами", однако чаще всего он держит ладду - сладкий шарик из гороховой муки. Его маленькие глаза сияют словно драгоценные камни. Он восседает на крысе, или же она его сопровождает. Согласно легенде, когда-то крыса была демоном, но Ганеша обуздал ее и сделал своим ездовым животным. Этот демон символизирует суетность и дерзость, а Ганеша как бы покоряет суетность, гордыню, эгоистичность и дерзость.

То, что деньги - явление не только социально-экономической жизни, но и духовной сферы, известно уже тысячи лет. Об этом интересно и глубоко писали и говорили Святые отцы первых веков христианства. Цитировать их можно до бесконечности. Интересно, что даже Карл Маркс, которого принято считать законченным материалистом, писал не только об экономических функциях денег, но и о том, что деньги при капитализме стали настоящим богом, причем богом, который начал быстро вытеснять всех других богов и приобрел статус мирового бога: «Деньги - это ревнивый бог Израиля, пред лицом которого не должно быть никакого другого бога. Деньги низводят всех богов человека с высоты и обращают их в товар. Бог евреев сделался мирским, стал мировым богом». По мысли классика марксизма, некогда деньги были богом лишь одного племени - евреев. А в эпоху победившего капитализма - всего мира. Маркс говорит, что «деньги низводят всех богов человека с высоты и обращают их в товар». Деньги не делают исключения даже для Бога с большой буквы - для Христа. Более того, они в первую очередь пытаются низвергнуть именно Христа, поскольку Он и только Он мешает деньгам (вернее, хозяевам денег) установить мировое господство. Приведенные выше строки были написаны Марксом в 1843 году. Если уже в те времена деньги были, по его мнению, мировым богом, что же говорить о дне сегодняшнем?
Интересно, что сегодня о духовно-религиозной природе денег говорят как ярые противники капитализма, так и последовательные адепты церкви мамоны. Никакая религия не может существовать без бога. И религия денег в том числе. Хотелось бы подробнее узнать об этом боге. Мы знаем, что в христианстве главным является догмат о Боге как Святой Троице, и его понимание крайне непросто. Понимание догмата о «божественной природе» денег также требует определенного умственного напряжения, поскольку бог денег имеет несколько духовных «ипостасей». Таких «ипостасей» - три, в своем единстве и нераздельности они и есть тот самый «ревнивый бог Израиля».
Мы хотим подчеркнуть, что религия денег существовала всегда, и в са-мые древние времена. Но тогда она находилась в «катакомбах»; если не преследовалась, то по крайней мере не признавалась как государственная, официальная религия. В общем, существовала на правах маргинальной тайной секты. Сегодня «религия денег» стала религией глобальной.
Вот как описывает процесс превращения «религии денег» в глобаль-ную, всеобщую Н. В. Сомин: «.во все времена богатство улавливало людей в гибельную ловушку. Но сейчас происходит что-то умопомрачительное. Страсть к обладанию и обогащению развилась до такой степени, что превра-тилась в целую религию - религию денег. Причем религию тотальную, так сказать, всенародную. Жажда денег обуяла всех - молодых и старых, муж-чин и женщин, работяг и бездельников. Раньше, пусть худо-бедно, но госу-дарство старалось служить порядку и справедливости, искусство - красоте, наука - истине, спорт закалял тело, медицина лечила, литература учила до-бру и нравственности, элита стремилась к величию страны, армия защищала отечество, СМИ освещали жизнь общества, наконец, экономика кормила и одевала нуждающихся. Нынче все это осталось, но в перевернутом виде - все служит лишь способом обогащения. А польза проявляется лишь случайно, как побочный эффект процесса наживы. Мамона все купил, все подмял под себя. Ныне особенно ясно раскрылся смысл апостольских слов: «корень всех зол есть сребролюбие» (1 Тим. 6:10)».
Таким образом, религия денег - всепроникающая и очень «деятельная» религия.
Во-первых, ею в своей практической жизни руководствуются люди, представляющие все слои общества (работодатели и наемные работники, молодые и старые, христиане и представители всех других без исключения официальных религий, больные и здоровые, мужчины и женщины и т.п.). Даже очень ленивые и нерадивые люди стали дисциплинированными и прилежными последователями «религии денег» (чего никогда не наблюдалось и не наблюдается в официальных традиционных религиях).
Во-вторых, «заповеди» «религии денег» неукоснительно исполняются людьми во всех сферах жизни: на производстве, в торговле, культуре, спорте, искусстве, политике, СМИ, школе (начальной, средней и высшей), науке, армии, правоохранительных органах, государственном аппарате и т.п. Удивительно, но «заповеди» «религии денег» сегодня стали исправно соблюдаться даже в церковной ограде (церкви католической, протестантской, мусульманской, иудейской и даже православной).
Заповеди «религии денег» всем хорошо известны и предельно просты: убивай, обманывай, лжесвидетельствуй, завидуй, ненавидь, кради и т.д. Не обязательно афишировать свою «набожность», фанатическую привержен-ность мамоне. Заповеди можно исполнять втайне - так чтобы окружающие даже не подозревали о твоей преданности мамоне. Тем самым ты будешь выполнять заповедь: «обмани». Самая главная заповедь: у последователь-ного сторонника «религии денег» не должно быть никаких других богов, кроме мамоны. Он должен поклоняться только мамоне. Мамона - ревнивый бог и не прощает заигрывания с другими богами. Особенно с Христом.
Н. В. Сомин пишет: «Мамона тщательно следит за поклонением себе и по-клонившимся дает богатство. И наоборот, у не желающих кланяться он отбирает средства к существованию, выбрасывает из социума, оставляет умирать голодной смертью»1.
Так что же это за божество по имени «мамона»?
Таинственное существо «мамона»
Первая ипостась: Деньги как существо по имени «мамона», которому люди поклоняются, которого они уважают и одновременно боятся.
Историки утверждают, что бог мамона происходит из древней Сирии, а затем ему стали поклоняться древние евреи. «Мамона» на арамейском (древнем сирийском) языке означает «сокровище». Это слово (имя) стало общеупотребительным и не требующим перевода в тех странах, где широ-кое распространение получило христианство. Христианам и всем образо-ванным людям хорошо известны слова Иисуса Христа: «Не можете служить
Богу и мамоне» (Лк. 16:13). Слово «мамона» несколько раз упоминается в Новом Завете (Мф. 6:24; Лк. 16:9, 11:13).
Отметим, что почти у каждого народа был свой бог богатства и денег. В дохристианский период бог богатства выступал под самыми разными именами. Например, в древнегреческом пантеоне бог богатства назывался Плутосом (отсюда - «плутократия» - власть богатства). Вероятно, вначале он не отделялся от бога подземного царства Плутона, в ведении которого были богатства земных недр. Одним из обитателей греческого Олимпа был Гермес. Он покровительствовал торговле и посылал богатство. Из мифоло-гии известно, что он обладал красноречием, изворотливостью, хитростью; часто прибегал к обману и воровству.
У древних римлян богом торговли, прибыли, обогащения был Мерку-рий, имевший большое сходство с Гермесом. Его имя происходит от слов «товар», «торговать» (отсюда современные слова - «меркантильный», «меркантилизм»). Под защитой храма Меркурия в Древнем Риме находи-лась гильдия торговцев, Меркурий обеспечивал купцам торговую прибыль. Атрибутом Меркурия был кошелек. Этот бог, по верованиям древних рим-лян, помогал находить клады. В пантеоне римских богов особое место за-нимала Юнона Монета - покровительница денежного дела (в храме этой богини был расположен двор по чеканке металлических денег, которые ста-ли называться «монетами»).
У древних славян один из главных языческих богов - Велес. Он - покро-витель скота, богатства, воплощение золота, попечитель торговцев, скотоводов, землепашцев и охотников. Ему подчинялись все низшие духи.
В Китае, других странах Востока количество богов, отвечающих за бо-гатство, деньги, торговлю, удачу в разных деловых предприятиях, исчисля-ется десятками, если не сотнями.
Слово «мамона» хорошо известно нынешним последователям иудаиз-ма. Оно встречается в Талмуде. Отношение к мамоне в иудаизме весьма позитивно. Конечно, в иудаизме как монотеистической религии мамона не является богом, но рассматривается как некое «духовное» начало, прибли-жающее еврея к Богу. О мамоне рассуждают современные еврейские каббалисты. Они обращают внимание на то, что в гематрии числовые значения слов «мамона» («богатство, денежное состояние») и «сулям» («лестница») совпадают. Они вспоминают при этом о той лестнице, которая упоминается в Торе (Книга Бытия) и которая протянулась от земли до неба в пророче-ском сне Иакова, основателя двенадцати колен Израиля. Для них это веское
доказательство того, что стремление к богатству и деньгам имеет «высшее благословение». На этот тайный смысл слова «мамона» обращает внимание раввин Бенджамин Блех: «Деньги могут стать той лестницей, которая позволяет достичь человеку благороднейших целей. На деньги можно построить храм для Богослужения, школы для обучения детей, дома для бедных и бездомных, больницы для страждущих, убежища для преследуемых. Не для нас, евреев, написано, что, дескать, легче верблюду пройти в игольное ушко, чем богачу вступить в небесные врата. Если богатый разумно распоряжается своим благосостоянием, его деньги могут обеспечить и ему, и другим вечное благословение».
В современном постхристианском мире наиболее распространенное имя бога богатства - «мамона». Имя мамоны часто используется для обозначения религии денег: эту религию называют «религией мамоны» или просто «мамонизм». Термин «мамонизм» был введен в научный и политический оборот в Германии после Первой мировой войны такими авторами, как Рудольф Юнг и Готфрид Федер. Эти авторы и их последователи вкладывали разный смысл в слово «мамонизм»: начиная от определенной (капиталистической) модели экономики и кончая религиозно-духовным состоянием общества, сложившимся на Западе к началу ХХ века (рассматривая мамонизм как религию, отрицающую и уничтожающую христианство).
Современные исследователи мамонизма достаточно единодушно признают, что мамона - невидимое существо, которое принадлежит к невидимому миру падших духов (бесов, или демонов) - так называемому «инфернальному миру». Там мамона занимает определенное место в иерархии демонов (изучением этой иерархии занимается специальная «наука» под названием «демонология»). Он, конечно, - не первое лицо в этой иерархии, но, как утверждают «специалисты» по «демонологии», входит в семерку главных демонов (каждый из этой семерки соответствует одному из смертных грехов). Мамона - многоликое существо. Это бог богатства, денег, стяжательства. В некоторых случаях он может быть богом чревоугодия (в России в старину мамоной иногда называли чрево, желудок, утробу). Одновременно, как отмечают «специалисты» по демонам, мамона - искуситель и соблазнитель.
Заметим, что глубокие знания о духовной природе демона по имени «мамона» доступны лишь узкому кругу «избранных», «посвященных» в церкви мамоны. Эти «посвященные» на своих тайных собраниях (сборищах) сознательно поклоняются мамоне с соблюдением всех необходимых ритуа-лов. Впрочем, фигура мамоны на таких «тайных вечерях» может замещаться фигурой «начальника» мамоны - самого дьявола. О том, что собой представляет мамона, кроме «посвященных» церкви мамоны знают еще христиане. Мамона - один из тех, кто, выражаясь современным языком, «входит в команду» бесов (демонов) под начальством дьявола. Того самого дьявола, который лично пытался в пустыне искушать Христа (в начале Его земного служения) богатством, тщеславием и властью (Мф. 4:1-11; Мк. 1:12-13; Лк. 4:1-13). Того самого дьявола, которого Иисус Христос (в конце Его земного служения) назвал «лжецом» и «человекоубийцей от начала» (Ин. 8:44).
Что касается рядовых членов церкви мамоны, «профанов», то их пред-ставления о природе мамоны весьма смутны и расплывчаты. Да и имя «ма-мона» им может быть вовсе незнакомым (в силу слабой грамотности и от-сутствия привычки к чтению многие наши современники уже не в состоянии прочитать Евангелие, где фигурирует этот «персонаж»). Они предпочитают другие слова и имена: «удача», «успех», «везение», «фортуна» и т.п. Они могут возносить свои просьбы, молитвы или тосты к мамоне, используя эти словасимволы. А чего конкретно хотят почитатели мамоны (как сознательные, так и «непосвященные») от своего бога? - «Благодати». Для них мамона - источник «благодати», которая является второй ипостасью денег.
Деньги как «благодать»
Вторая ипостась: Деньги как «благодать», исходящая от бога мамоны. Эта «благодать» - также достаточно трудно постигаемое понятие. Такая «благодать» - нематериальна, подобна нисходящему с неба на поклонника мамоны «духу», «энергии». Иногда эту благодать называют «богатством». Богатство - не только сумма материальных предметов, находящихся в соб-ственности (владении) человека. Это в первую очередь духовное самоощущение человека. Он обязательно должен испытывать чувство своего возвышения над остальными. И материальное имущество тут вторично, главное - ощущения! «Благодать» наполняет его невообразимой радостью, может даже приводить в состояние религиозного экстаза.
Правда, особенностью денег в этой второй ипостаси является то, что «дух» должен постоянно прибывать. Философ времен античности Сенека Младший говорил: «Условия богатства два: иметь необходимое, второе - уметь довольствоваться им». Разъясняя эту мысль, он добавлял: «Не тот бе-ден, у кого мало, а тот, кто хочет большего». Иначе «благодать» перестает быть «благодатью». Если поток «благодати» снижается, это воспринимается как постепенная утрата благосклонности со стороны мамоны. Человек может увеличивать количество вещей, находящихся в его собственности (владении), но при этом чувствовать себя беднеющим! Таковы непростые, можно сказать, коварные законы духовной жизни последователей мамоны. Состояние эйфории кончается и сменяется тревогой. Если поток «благодати» прерывается, это уже рассматривается как страшное «наказание» со стороны мамоны. Беспокойство и тревога перерастают в истерику, беснование, ярость. Финалом такой «религиозной истерики» может стать самоубийство. Еще раз подчеркнем, что «благодать» не имеет ни малейшего отношения к нашему материальному миру. Это некая абстракция, имеющая числовое (математическое) выражение. Например, мы можем слышать, что по состоянию на такое-то число богатство олигарха N составляет 10 млрд долларов. В результате падения фондовых индексов это богатство может снизиться, скажем, на 50%. Весь материальный мир (заводы, фабрики, отели, рестораны и другие объекты движимого и недвижимого имущества) никаких физических изменений при этом не претерпел. Однако при этом нематериальная «благодать» снизилась на 5 млрд долларов.
Или, например, имущество того же олигарха N за год увеличилось с 10 млрд до 20 млрд долл., т.е. в 2 раза. Можно ли считать, что он стал богаче? Трудно сказать. Если, скажем, за тот же год имущество его конкурента олигарха Х увеличилось в 3 раза, то можно уверенно сказать: олигарх N стал чувствовать себя беднее, ощутил себя оставленным богом мамоной.
Поклонники мамоны боятся гнева этого божества, т.к. оно может в лю-бой момент лишить каждого из них «животворящей» «благодати» - невзирая на социальный статус члена церкви. Исключение составляют лишь «посвя-щенные» члены церкви, число коих очень невелико. По своей природе это полулюди-полубоги. Они не только не могут быть лишены «благодати», но сами активно помогают мамоне распределять эту «благодать» среди рядовых («непосвященных») членов церкви. В немилости мамоны может оказаться хозяин фабрики и наемный работник, владелец мелкой лавки и топ-менеджер крупной корпорации, житель «благополучного» Запада и туземец из далекой африканской страны. Это и есть тот «страх божий», который держит в страшном нервном напряжении всех «рядовых» членов церкви мамоны. Без «благодати» мамоны (или по крайней мере ожидания ее) жизнь члена церкви теряет смысл, ему остается лезть в петлю или бросаться из окна небоскреба.
Впрочем, о том, что такое «благодать» мамоны, прекрасно знают и христиане - из Евангелия и творений Святых отцов Церкви. Это посылаемые лукавым мамоной искушения, которые могут распалять разные страсти в людях. Как правило, все начинается со страсти сребролюбия и любостяжания. Впрочем, мамона всегда работает «в команде», и его инфернальные «партнеры» помогают ему, разжигая в жертве другие страсти: чревоугодие, тщеславие, властолюбие, зависть, лихоимство, сластолюбие и т.п. А кончается все унынием, отчаянием, злобой, иногда же - и добровольным уходом поклонника мамоны из жизни. Христианам прекрасно известно, что мамона - такой же «человекоубийца от начала», как и его начальник - дьявол.
Деньги как фетиш
Третья ипостась: Деньги в их материально-вещественной форме. Это видимая и чувственно ощущаемая часть «ревнивого бога Израиля», через нее адепт церкви мамоны постепенно приходит к постижению бога денег во всей его полноте, т.е. в трех ипостасях. Когда-то, еще до массового перехода человечества в церковь мамоны, деньги были материальны, достаточно исправно выполняли функции меры стоимости, а также средства обмена и платежа и имели статус скромного и исполнительного «слуги». Тем не менее даже таким «техническим» деньгам люди приписывали некую мистическую силу. Примечательно, что в эпоху торжества исторического материализма в наших учебниках по политической экономии писалось о «денежном фетишизме» - восприятии людьми материальных денег как мистического и непознаваемого начала. «Денежный фетишизм - преклонение перед деньгами, их обожествление в условиях стихийности и анархичности производства, основанного на частной собственности, когда отношения между людьми неизбежно принимают вещный, товарный характер».
Наиболее распространенной и «совершенной» материальной формой денег всегда было (и на сегодняшний день остается) золото. Владение зо-лотом (или стремление к владению золотом) - иррационально: этот желтый металл мало пригоден для удовлетворения жизненно необходимых потреб-ностей человека. При всей своей материальности золото имеет очень глу-бокий и до конца непостижимый религиозный смысл. Это материальный символ бога богатства. Члены церкви мамоны не просто владеют желтым металлом, для них это предмет религиозного почитания. «Золотой телец» - материальный образ высшего духовного существа - мамоны. «Золотой телец - в ветхозаветных преданиях золотой (или позолоченный) идол быка, которому поклонялись, как воплощению самого Бога. В переносном смысле - олицетворение богатства, денег».
Подробное описание золотого тельца содержится в Ветхом Завете в Книге Исход (глава 32). Этот языческий идол, или кумир, был изготовлен Аароном (братом Моисея, который вывел древних евреев из Египта), по усиленному настоянию сынов Израилевых; эти сыны, пользуясь долгим отсутствием Моисея на Синае (где тот общался с Богом), пожелали иметь при себе какоелибо видимое изображение божества. Вероятно, этот идол был сделан в виде египетского черного священного быка Аписа или белого быка Мневиса. Из Библии известно, какой строгий суд постиг поклонников литого тельца и самый идол. Снова культ золотого тельца у древних евреев возникает в эпоху царя Иеровоама, когда единое израильское государство распадается на Северное, или собственно Израильское, царство и Южное, или Иудейское. Царь Иеровоам стремился отвадить своих подданных (жителей Северного государства) от посещений Иерусалимского храма, который находился в Южном государстве. Для этого он поставил в древних святилищах Бет-Эла и Дана золотые изображения тельцов и сказал: «Вот боги твои, Израиль, которые вывели тебя из земли Египетской» (1 Цар. 12:28 и сл. до конца; ср. Исх. 32:4).
В течение последнего столетия наблюдалась быстрая дематериализация денег, что проявилось сначала в замещении золота бумажными деньгами, а затем бумажных денег - безналичными.
Незначительная часть современных денег - бумажные банкноты и ме-таллические монеты. Конечно, это не полноценные товарные деньги, они - знаки денег, но при этом обладают некоторой «материальностью». Конечно, денежные знаки выполняют такие «земные» функции, как платежи и рас-четы, накопление капитала. Но одновременно это материальные предметы религиозного почитания. По сути это «иконы», которые держателям купюр напоминают постоянно о «горнем мире», где обитает бог мамона. Сегодня весь мир заполонили такие «иконы» зеленого цвета, которые называются «долларами». Оккультно-мистический, религиозный смысл изображений на этих зеленых бумажках не вызывает сомнений.

Внимательные читатели Священного Писания подсчитали, что в Библии менее 500 стихов о вере, около 500 стихов о молитве и более 2000 - о . Каждый седьмой стих Нового Завета говорит о деньгах или имуществе. Среди главных тем Притч Соломона и книги Екклесиаст - вопрос о том, как зависит благополучие человека от его благосостояния. Почти 15% из того, чему учил Иисус Христос, так или иначе связано с деньгами и имуществом. Бесед о собственности у Господа больше, чем описаний рая и ада вместе взятых.

Защищал ли Иисус богатых? Или Он призывал к полной нищете? В настоящее время можно встретить два противоположных решения: от теологии процветания богатых как «Богом благословенных» до призыва к полной нищете, ибо только «таковых есть Царство Небесное». Мы же рассмотрим ту мысль, что Бог, давая кому-то на земле, не только намекает на высшее небесное благо, но и, испытывая отдельные личности преизбытком благ, дает им шанс приобрести добродетели.

Богатство как дар праведнику в Ветхом Завете

Слово «богатеть», «обогащать» в Ветхом Завете передается еврейским глаголом ошер (עֹשֶׁר) или греческим плутидзо (πλουτίζω - см.: Быт. 14: 23; Пс. 64: 10; Притч 10: 4, 22) . Это же греческое слово характерно и для Нового Завета (см.: 1 Кор.1: 5; 2 Кор. 6: 10, 9: 11). При этом греческое слово плутос (πλοῦτος) может обозначать в русских переводах Библии некое материальное благосостояние, избыток денег или благ, но почти не обозначает имущество в нейтральном смысле слова . Колорит повествований усиливается с присоединением указания на «множество»: «множество богатства» (Пс. 52: 7), богатство «умножается» или его «умножают» (Пс. 62: 10; 73: 12). Итак, словом «богатство» в Библии описывается некое изобилие, преизбыток «нормы» материального благополучия.

Источник богатств - Бог. Богу принадлежит богатство и слава (см.: 3 Цар.3: 13; 1 Пар. 29: 12), Господь делает нищим и обогащает, унижает и возвышает (см.: 1 Цар. 2: 7), отнимает имущество у одних и передает другим (см.: Быт. 31: 16). Господня - земля и всё, что ее наполняет (см.: Пс. 23: 1; 1 Кор. 10: 26, 28).

По отношению к людям слово « » нередко стоит в одном ряду со «славой» , «обилием» , «мудростью» , «почетом» и даже «жизнью». «За смирением следует страх Господень, и богатство, и почет, и жизнь», - сказано в одной из Притч (Притч. 22: 4).

Земное богатство - это изобилие денег, славы, детей или друзей. может измеряться объемом собственности, количеством зданий, площадью земли (см.: Ис. 5: 8-10), количеством скота (см.: 1 Цар. 25: 2, 3) или рабов (см.: 1 Цар. 8: 11-18). Богатство может быть наградой человеку за его труды: «От ленивых рук - разорение, а от прилежных - богатство» (Притч. 10: 4); «Если какому человеку Бог дал богатство и имущество, и дал ему власть пользоваться от них и брать свою долю и наслаждаться от трудов своих, то это дар Божий » (Еккл. 5: 19).

Но тот же Екклесиаст, написавший эти слова, скорбит о том, что не всегда богатство достается людям разумным (см.: Еккл. 9: 11). Богатый человек, у которого нет ни сына, ни брата, не радуется нажитому добру (см.: Еккл. 4: 8; 5: 13). Богатство даже может пойти человеку во вред (см.: Еккл. 5: 12). «Блажен муж, который боится Господа, - в доме его будет обилие и богатство», - пишет Давид (Пс. 112: 1-3). Но пьяница - не разбогатеет (см.: Притч. 21: 17); «кто полагается на свое богатство - падет» (Притч. 11: 28); человек, надеющийся на богатство свое , а не на Божию силу, потеряет и жилище, и корень на земле живых (см.: Пс. 52: 7).

Поэтому благоразумен тот, кто ищет не богатство, но - доброе имя (см.: Притч. 22: 1), кто знает, когда остановиться в погоне за богатством (см.: Притч. 32: 4). И в то же время просит Бога, чтобы ему не страдать от нищеты: «Двух вещей я прошу у Тебя, не откажи мне… нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом, дабы, пресытившись, я не отрекся Тебя и не сказал: “кто Господь?” - и чтобы, обеднев, не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе» (Притч. 30: 7-9).

На границе Ветхого и Нового Заветов богатство не считалось исключительным благом, но в то же время идея блаженства нищих - была для иудеев далека.

«Горе богатым» в Новом Завете

В Новом Завете слово «богатство» как будто меняет свой оттенок. Вместо теологии «процветания» на первый план выставляются негативные последствия от влияния богатства на личность: богатство может обольстить (см.: Мф. 13: 22; Мк. 4: 14); оно является тернием и не дает возможность слову Божию укорениться в сердце человека (см.: Лк. 8: 14).

Новый Завет, как и Ветхий, также проповедует о том, что у Бога - богатство «благодати» (χάριτος - см.: Еф. 1: 7), «благости» (χρηστότητος - см.: Рим. 2: 4), «славы» (τῆς δόξης - см.: Рим. 9: 23; Еф. 3: 16); «бездна богатства, премудрости и ведения» (Рим. 11: 33).

Однако в Новом Завете меняется представление о том, что именно является посылаемым Богом богатством. У Бога есть не просто богатство и слава, но богатство той тайны, что «Христос живет в нас» (см.: Кол. 1: 27).

Апостол Павел подвизается за верных Лаодикии, чтобы их сердца были соединены в для «богатства совершенного понимания, в познание тайны Божией, которая есть Христос» (Кол. 2: 2). У христиан «богатство славного наследия Его [Бога] для святых» (Еф. 1: 18). Потому апостол языков заповедует Тимофею: «Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали [о] [себе] и уповали не на богатство неверное, но на Бога живаго, дающего нам всё обильно для наслаждения» (1 Тим. 6: 17). Только Агнец-Христос, по Откровению Иоанна, достоин «принять силу и богатство, премудрость и крепость, честь и славу, благословение» (Откр. 5: 12). Посему подлинным богатством для людей, живущих на земле, являются только те сокровища, которые собираются для Царства Христова.

Итак, надо всё продать и стать нищим?

Значит ли это то, что мы все без исключения должны, как богатый юноша, продать свое имущество и начать жить в христианских коммунах? Жизнь Древней Церкви, следуя книге Деяний, показала, что такие эксперименты далеко не всегда удачны (см.: Деян. 2: 44; 4: 32; 6: 1). Давайте посмотрим на этот вопрос с другой стороны.

В Священном Писании много говорится о материальном богатстве и ясно дается понять, что «жизнь человека не зависит от изобилия его имущества» (Лк 12: 15). Очевидно, что всем богатством владеет Бог, Он является создателем и владельцем всего, что существует (см.: Пс. 50: 10-12).

В Ветхом Завете богатство было знаком Божией благосклонности к человеку (см.: Пс. 112: 3), благословением (см.: Быт. 24: 35). Бог давал силу приобретать богатство (см.: Втор. 8: 18). Как благочестие, так и богатство были присущи праведному Иову (см.: Иов 1: 1-3). Соломон был очень богат, Бог даровал ему «богатство, имущество и славу», потому что Соломон просил мудрости и проницательности в управлении Божиим народом, а не личных материальных благ (см.: 3 Цар. 3: 10-13; 2 Пар. 1: 11-12).

Конечно, далеко не все богачи были хорошими людьми. Навал был «очень богат», но он был грубым и жестоким, скупым и злым (см.: 1 Цар. 25: 1-38). Зажиточный Тирский царь был объектом Божиего суда (см.: Иез. 28), и многие другие правители мира попали под то же осуждение. В книге пророка Исаии пророчество о Мессии даже связывает богатых с нечестивыми: «Со злодеями он похоронен, рядом с богатым могила его, - хотя не совершал он преступлений, и в устах его не было лжи» (Ис. 53: 9).

И в Новом Завете безумными являются , построивший житницы на многие годы (см.: Лк. 12: 16-21); богач, любивший блистательно пировать и не замечавший нищего Лазаря (см.: Лк. 16: 19-31). Богатые осуждаются за жадность и угнетение своих работников (см.: Иак. 5: 1-6). В Евангелии от Луки горе возносится тем, кто уже получил на земле утешение, подавленным житейскими наслаждениями и заботами, у которых нет времени прийти на брачный пир Отца и Сына (см.: Лк. 6: 24; 8: 14 и др.).

Но не все богатые были плохими. Иисус был похоронен в гробнице богатого Иосифа из Аримафеи (см.: Мф. 27: 57). Никодим, один «из начальников Иудейских» (3: 1), щедро раскошелился на состав из смирны и алое для погребения Иисуса (см.: Ин. 19: 39). Целый ряд женщин постоянно служили Господу своим имением (см.: Лк. 8: 1-3). Не говоря уже о том, что в притчах Иисуса Бог дает людям таланты и мины для умножения (см.: Мф. 25: 14-30; Лк. 19: 11-26), поставляет над всем имением тех благоразумных домоправителей, которые своевременно раздают слугам хлеб (см.: Мф. 24: 45-47; Лк. 12: 44). Большие и малые денежные жертвы позволяют содержать храм и всё нужное для богослужений (см.: Лк. 21: 1-4).

Если бы Бог не установил границы собственности для людей, бессмысленной была бы десятая заповедь Моисея, запрещающая посягать на чужое имущество.

Следовательно, говоря современным юридическим языком, проблема не во владении собственностью, а в умелом ею распоряжении. Грешно быть не богатым, но надеющимся на богатство (см.: Мк. 10: 24), не воздающим славу Богу, предпочитающим служение маммоне (см.: Мф. 6: 24). Горе не просто богатому, но пресыщенному ныне, ленивому и лукавому , пьянице , ведущему распутный образ жизни , злому и скупому, жестокому, тому, кто не платит работникам своевременно зарплату и душит должников за несвоевременное возвращение кредитов (ср.: Мф. 18: 30). Горе тому, кто грубо обижает нищих и за счет них умножает свое богатство (Притч. 18: 23; 22: 16).

Итак, корень всех зол - не деньги, а сребролюбие, предавшись которому, некоторые уклоняются от веры (см.: 1 Тим. 6: 10), поскольку (см.: Кол. 3: 5).

Может ли богатство быть добродетелью?

Екклесиаст вздыхал: когда «умножается имущество, умножаются и потребляющие его» (Еккл. 5: 10). Экономисты ХХI века любят шутить: «увеличение доходов ведет к увеличению потребностей».

Действительно, чем больше у человека появляется денег, тем больше желаний эти на что-то потратить: квартира, мебель, хороший отдых… Список длинный. Воображение быстро рисует как минимум тысячу различных удовольствий. Это относится не только к людям состоятельным, но заметно и у бедных, доходность которых на какое-то мгновение превысила соразмерную им планку. Вспомним сказку Пушкина о рыбаке и золотой рыбке.

В поучениях отцов-пустынников древности можно найти целый ряд историй о том, что у монахов не было проблем с духовным ростом, пока они не находили какие-то сокровища. Движимые изначально благими целями, миссионерскими например, не всякие из них могли умело деньгами распорядиться. Некоторые начинали тратить на себя, на роскошь, изысканное питание и отдых, а затем духовно погибали.

То же можно сказать и о церковнослужителях, которые в погоне за меценатами в дорогих одеждах с золотыми перстнями совершали грех лицеприятия, забывая о том, что именно богатые нередко позорят христианское имя, притесняя бедных и ведя с ними судебные тяжбы (см.: Иак. 2: 2-7).

В Евангельском благовестии, как и в Ветхом Завете, постоянно подчеркивается, что праведник не должен гнаться за богатством. «Лучше бедняк, что живет непорочно, чем богач, чьи пути превратны», - писал автор Притч (Притч. 28: 6). Не заботьтесь, «что нам есть? или что пить? или во что одеться?» (Мф. 6: 31), ибо «жизнь человека не зависит от изобилия его имения» (Лк. 15: 15); «какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мф. 16: 26; ср.: Пс. 48: 7-14), - постоянно говорил Христос.

Но если Бог богатство уже дал, как дар или талант, значит, им надо распорядиться благоразумно, не закапывая его в землю.

Это касается семьи. «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1 Тим. 5: 8).

Это касается взаимопомощи. Для апостола Павла христиане тем отличаются от других людей, что посреди множества суровых испытаний они переполнены радостью и «при крайней - без меры богаты щедростью» (2 Кор. 8: 2). «При сем скажу, - писал апостол, - кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет. Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог» (2 Кор. 9: 6-7).

Это касается и храмового богослужения. Более того, и здесь для каждого своя мера. От вдовицы Христос ожидает две лепты, в то время как от богатых - сообразно степени их достатка (см.: Лк. 21: 4).

Щедрость для богатых и бедных - особая добродетель, убивающая пристрастие к богатству. Богатые способны дать работу трудящимся, через богатых - Бог дает бедным хлеб. Щедрость принесла спасение всей семье Закхея (см.: Лк. 19: 9); малоимущие благодарят Бога за то, что Он посылает им помощь богатых (см.: 2 Кор. 9: 8-11). « бедному дает взаймы Господу; и Он воздаст ему за благодеяние его» (Притч. 19: 17). Щедрость освящает имеющего деньги, а жадность оскверняет и бедного.

По Клименту Александрийскому, можно выделить три степени щедрости: первая - давать только определенным категориям просителей (один из «малых сих», пророк или праведник - см.: Мф. 18: 10; 10: 41-42); вторая - давать всякому без различия («всякому просящему у тебя давай» - Лк. 6: 30); третья - самому выискивать нуждающихся и организовывать дела («приобретайте себе друзей богатством неправедным» - Лк. 16: 9).

«Посему, кто владеет собственностью, - замечает Климент Александрийский, - и золотом, и серебром, и домами, - как даром Божиим, и своими богатствами подателю всех благ Богу служит ко спасению душ, и кто знает, что этим он владеет более из-за собратий, нежели ради себя, кто господином состоит над своей собственностью, а не рабом ее… и постоянно занят какими-нибудь добрыми и Божественными делами. А если должен бывает этих вещей лишиться, то со спокойным духом и равнодушно расстается с ними, подобно тому как хладнокровен он был и к обладанию ими, того прославляет Господь как блаженного и называет нищим в духе (Мф. 5: 3), достойным наследником Царства Небесного».

Итак, богатство само по себе не грех и не добродетель. - это не норма дохода на душу населения, а - превышение, преизбыток благ по отношению к одному отдельно взятому лицу и привычному именно для него уровню жизни. Бог, повышая уровень благополучия, фактически ввергает человека в испытание. Благоразумный, правильно распорядившийся своим избытком - получит награду, а нерадивый - потеряет и то, что думает иметь.