Ремонт Дизайн Мебель

Системы летосчисления. Летоисчисление

· Что такое отсчет времени в истории, и какими промежутками пользуются историки для измерения времени?

В древности народы мира вели счет лет по-разному, поэтому в большинстве стран была установлена своя система летоисчисления .

Ø Исторический словарь

Летоисчисление (эра) –отсчет исторического времени отопределенного момента.

Каждый народ начинал отсчет лет от события понятного и важного только для него. Так, например, древние египтяне вели летоисчисление по династиям своих царей – фараонов; японцы – от вступления на престол очередного императора; древние греки – по олимпиадам; древние римляне – от основания Рима. Мусульмане, последователи ислама, ведут начало своей эры с 622 г., когда основатель ислама пророк Мухаммад переселился из города Мекки в Медину. В основу летоисчисления, действовавшего на Руси, был положено описанное в Библии сотворение мира.

В большинстве современных стран, пользуются летоисчислением от условного года рождения (Рождества) Иисуса Христа, родоначальника одной из крупнейших мировых религий – христианства. Это летоисчисление называют

наша эра (новая эра )илиэра от Рождества Христова .

События, произошедшие от рождения Иисуса до наших дней обозначаются сокращенно – н.э. , или от Р. X. Все события до рождения Христа, произошли до нашей эры, или до Рождества Христова, сокращенно до н. э. или до Р. X. Для событий нашей эры можно не указывать сокращение«н.э.»написьме и опускать слова «нашей эры» во время устного ответа.

Существуют и другие измерители времени. Каждые сто лет называют веком (столетием) .Тысяча лет или десять веков составляют тысячелетие .

Ø Это интересно

- Многие современные ученые считают, что Христос родился примерно в 5 году до н.э.

- В древней Руси новый год начинался в марте. В 1492 г. начало года перенесли на сентябрь. С 1700 г. по указу царя Петра I в России было введено христианское летоисчисление, а новый год начинался с 1 января.

Чтобы представить движение времени в истории, используют линию(ленту) времени .Это прямая линия,на которой нанесены временныепромежутки (годы, столетия). Поперечной разделительной линией отмечено начало нашей эры.

Многие исторические события произошли до нашей эры, и на линии времени они находятся слева от разделительной линии. Те события, которые относятся к нашей эре, располагают справа от этой линии. Счет лет до нашей эры ведется в обратном порядке, а время движется всегда по направлению к нашим дням.

Важно помнить, что первый век нашей эры начинается в 1-м году и заканчивается в 100-м году. Соответственно второй век начинается в 101-м году, а заканчивается в 200-м году. Следовательно, начальные годы веков – это

101, 201, 301... 1901, а годы с нулями (100, 200, 300, 2000) – это последние годы веков.

Если цифры года заканчиваются на два нуля, то первая или две первые цифры указывают номер века, например: 500 год – V век, 1800 год – XVIII век. Если же вместо нулей появляется хотя бы одна цифра, тогда эту дату относят к следующему веку, например: 501 год – VI век, 1825 год – XIX век.

Чтобы усвоить, как определять начало и окончание разных веков, воспользуйтесь таблицей:

1-100 гг. 801-900 гг. 901-1000 гг. 1001-1100 1101-1200 1201-1300 1901-2000
гг. гг. гг. гг.
I в. IX в. X в. XI в. XII в. XIII в. XX в.

· Работая в парах, попросите друг друга вспомнить новые слова, употребленные в тексте и объяснить их смысл. По учебнику проверьте правильность ответа.

· Используя линию времени в качестве подсказки, попробуйте ответить, чем отличаются понятия «прошлое», «настоящее», «будущее»?

Календарь и его виды

· Как и для чего люди составляли календари?

Чтобы измерять интервалы времени, а также фиксировать важные исторические события и природные явления, многие народы стали создавать

календари .

Ø Исторический словарь

Календарь –система счета больших промежутков времени,сделением их на более короткие периоды (годы, месяцы, недели, дни).

Слово «календарь» происходит от латинского слова calendarium, что буквально значит «долговая книжка». В Древнем Риме должники платили проценты в день календ - первых дней месяца, приходящихся на время, близкое к новолунию.

Существует три вида календарей – лунные , связанные с движением Луны, солнечные, в основу которых положен солнечный год–промежуток времени,приблизительно равный периоду обращения Земли вокруг Солнца, и лунно-

солнечные ,основанные на сочетании движения Луны вокруг Земли и Земливокруг Солнца.

Первые в истории календари появились более пяти тысяч лет назад в Древнем Вавилоне. Это были лунные календари, которые ориентировались на лунные месяцы – изменения фаз Луны. Солнечный календарь создали древние египтяне, разделив год на 365 суток.

Точность календарей – свидетельство того, что люди знали математику, астрономию, понимали законы природы. В современном мире наиболее распространен солнечный календарь.

Ø Это интересно

В 46 г. до н.э. римский правитель и полководец Юлий Цезарь ввел юлианский календарь .Чтобы сделать его более точным,один разв четыре года добавлялся один день, т.е. после трех обычных лет следовал високосный год.

4 октября 1582 г. папой римским Григорием XIII был введён григорианский календарь ,в котором были убраны лишние10суток. Так, в католических странах, следующим днём после четверга 4 октября стала пятница 15 октября. Также, из каждых 400 лет убирали по три високосных года, общее количество которых стало не 100, как в юлианском календаре, а только 97. В быту юлианский календарь стали называть «новым стилем », а григорианский календарь – «старым стилем ». В ХХ веке различие между этими двумя календарями составляло уже 13 дней.

В Советской России календарь «нового стиля» был введен в январе 1918 года (после 31 января наступило 14 февраля). В связи с этим, появилась традиция отмечать Старый Новый год, так как 14 января соответствуют 1 января по старому стилю.

· Расскажите, что в тексте было для вас известным, а что новым.

· Почему в мире существуют различные виды календарей и систем летоисчисления?

4. Практическая работа: Правила работы с лентой времени.

На уроках истории в 5-м классе вы научитесь решать хронологические задачи. Чтобы правильно выполнять такие задания, придерживайтесь определенной последовательности, а именно:

Ø Памятка для решения хронологических задач

1. Начертите линию времени – прямую линию, разделенную черточками на равные отрезки, обозначающие определенное количество лет.

2. В начале линии поставьте большую и более четкую черточку – начало отсчета, а в конце стрелку, символизирующую течение времени.

3. Для ориентации во времени поставьте текущий год.

4. На линии времени запишите условие задачи (годы).

5. Выполните вычисление и запишите сжатый ответ.

Ø Образцы исторических задач и их решений:

1. Задачи на установление века, в котором произошло событие

каком веке произошло событие, если известен год?).

В 1663 г. был построен Маяцкий острог – первое постоянное поселение на территории нашего края. В каком веке это произошло?

Ответ: прошло16полных веков от начала нашей эры и еще63годаследующего века. Следовательно, Маяцкий острог был основан в 17 веке.

2. Задачи на установление отдаленности события от нынешнего времени (Сколько лет назад состоялось событие,если известна его дата?).

Вычислите, сколько прошло лет от битвы на реке Калке (1223 г.). до сегодняшнего дня?

Ответ: 2015– 1223 = 792года


Похожая информация.


Одна из древнейших эр относится к дате - среда 26 февраля 747 г. до н. э. В этот день вступил на престол вавилонский царь Набонассар. Его имя давно бы забыли, если бы вавилонские жрецы не отмечали свои астрономические наблюдения по эре Набонассара. Позже эту эру использовал ученый Клавдий Птолемей (II в. н. э.) для составления своего «канона царей». Этот хронологический список охватил около 900 лет: от воцарения Набонассара до современника Птолемея - римского императора Антония Пия (138-161). Птолемеев канон продолжали римские историки до 29 августа 284 г., когда римским императором был провозглашен Диоклетиан.
С этого дня началась новая эра - Диоклетианова , которая сохранилась до нашего времени лишь у коптов - потомков древних египтян.

В IV в. господствующей религией в Римской империи стало христианство. Руководители церкви в 325 г. решили, что главный христианский праздник - пасху - следует начинать в воскресенье после первого весеннего полнолуния. Это полнолуние приходится каждый год на другую дату. Поэтому расписание пасхальных дней составляли на много лет вперед.
При этом годы указывались по эре Диоклетиана, хотя он в свое время преследовал христиан. Так продолжалось до 247 г. по эре Диоклетиана, когда ученого монаха Дионисия осенила мысль: почему христиане ведут счет годам от воцарения Диоклетиана? Не лучше ли рассчитать новое пасхальное расписание в годах от рождения Христа? Разумеется, никто не мог точно указать, в каком году родился Христос. Христиане заимствовали день рождения своего бога из персидской религии. Древние персы верили, что их бог Солнца - Митра родился 25 декабря. В этот день (по юлианскому календарю) наступало зимнее солнцестояние, после которого дни начинают увеличиваться, - значит, светлый Митра побеждает темные силы мрака. Позже христиане приурочили к 25 декабря день рождения Христа, а в каком году он родился, никто не интересовался.
Дионисий тоже не стал утруждать себя бесполезными розысками. Он без всяких объяснений начал новое пасхальное расписание не с 248 г. по эре Диоклетиана, как следовало бы по прежним правилам, а с 532 г. - «от рождения Христа». Дионисий выбрал это число потому, что начало пасхи, в отличие от рождества, может наступить в любой день от 4 апреля до 8 мая. Если же составить расписание на 532 года, то в дальнейшем, через каждые 532 года начало пасхи будет повторять свое «блуждание» по числам года в том же порядке, т. е. в 533 г. она придется на то же число, что и в первом году, в 534 - как во втором году, и т. д. Сам Дионисий и не предполагал, что сочиненная им эра послужит началом нового летосчисления; он придумал ее только для пасхальных расписаний. И прошло более 1000 лет, прежде чем Дионисиева (как ее следовало бы называть) эра была принята всеми европейскими государствами. Это так называемая новая эра (н. э.), которой пользуемся мы в настоящее время.

Хиджра

На сто лет позже Дионисиевой была создана мусульманская эра - хиджра , получившая признание у арабских народов. Счет лет мусульманская эра начала с 16 июля 622 г. по юлианскому календарю. В этот день основатель мусульманской религии - Мухаммед (Магомет) покинул Мекку, чтобы переселиться в Медину. Верующие мусульмане пользуются лунным календарем, который на 10-11 дней короче нашего. По этому календарю за 32 наших года проходит 33 лунных. 1394 год мусульманской эры начался 21 января 1974 г. по нашему календарю. Мусульмане Афганистана, Ирана, Турции пользуются и солнечным календарем. Новый год у них начинается в день весеннего равноденствия, так 21 марта 1973 г. наступил 1352 год по мусульманскому солнечному календарю.
БДЭЭ-История человечества

из Энциклопедии чудес, загадок и тайн


ЛЕТОИСЧИСЛЕНИЕ - последовательный отсчет времени от какой-либо выбранной за

ориентир даты того или иного выдающегося с точки зрения современников

события. Понятие о летоисчислении у разных народов всегда было неодинаково.

Каждое отдельно взятое государство решало эту задачу самостоятельно,

руководствуясь при этом политическими и религиозными мотивами. Римляне вели

свой календарь от момента основания первого города империи. Арабы - от

нападения Йемена на Мекку. Индийцы какое-то время использовали за отправную

точку время вступления на трон "Великого Могола" Акбара (в 1550 году). До

византийское летоисчисление со дня сотворения мира, которое после было

упразднено с одновременным принятием эры от Рождества Христова.

Лишь к XIX веке во всех христианских государствах была установлена единая

точка отсчета, используемая и поныне под названием "наша эра". Но от чего

мы так легко отказались? В 11900 году до н.э. берет свое начало

малагасийское летоисчисление, в 11542 г.до н.э. - календарь древних майя,

соответственно на наш "юбилейный год" древние цивилизации, сохрани они свою

культуру, праздновали бы в новом юбилейном 2000 году "всего лишь" 13900 и

13542 новый год соответственно... В 6984 г.до н.э. (по наиболее

частоцитируемым источникам), якобы, сотворили наш бренный мир (вообще же

"дат сотворения" насчитывается около двухсот), но если бы это было так, то

скоро мы бы отметили "некруглую дату нашего Мира - 8984 год... Византийская

эра началась в 5509 г.до н.э., завершилась в России после указа Петра-1 в

1700 году н.э., а в Греции в 1821, в двухтысячном году по этому календарю

был бы 7509 год!.. Древнееврейский календарь начался в 3761 г.до н.э., на

юбилей будет 5761 год... Еще одно "сотворение мира" было якобы в 3483 году,

так что нам - уже 5483 года... Китайцы в это же время встретят "всего лишь"

4698 год своего календаря... Фараон Рамзес-2 ввел новый календарь в 1300

г.до н.э., и на "юбилей" у него также будет кругля дата - 3300 год!..

Римский календарь, начавшийся в 753 году до н.э., если бы не потерял силу в

45 г.до н.э., то показал бы 2753 год!.. Японский календарь начался в 660

г.до н.э., но летоисчисление обновляется при смерти каждого императора...

Буддисткая эра идет с 484 г.до н.э. и скоро покажет год 2484... Эра

селевкидов (сирийских христиан в Ливане) началась в 312 г.до н.э., в

двухтысячном для этой немногочисленной группы населения пойдет 2312 год...

Календарь хинди отметит 2080 год... Испанская эра идет с 38 г.до н.э., и

вскоре некоторые португальцы (не испанцы) отметят 2038 год... Исламский

календарь - самый молодой из религиозных календарей, он ведет свое

летоисчисление с момента переселения пророка Мухаммеда из Мекки в Медину с

622 г., в юбилейном году мусульмане отметят лишь 1378 год... Ацтеки

обновили летоисчисление в 1454 (после смерти и возрождения Солнца), если бы

их цивилизация не деградировала, для них был бы всего-то 546 год ИХ Новой

эры...

Вводили новый календарь после Великой французкой революции,.. думали об

этом и после Великой октябрьской революции в России, во всяком случае

текущий год новой Социалистической эры печатался почти на всех

календарях...

Календарем обычно называется некоторая система, с помощью которой становится возможным дифференцировать поток времени на определенные промежутки, что помогает упорядочить течение жизни. За всю историю человечества календарей было огромное множество, и основывались они на разных принципах. В этой статье мы обсудим календарей, а также поговорим о том, какую форму может принимать наша современная система отсчета времени.

Происхождение слова «календарь»

Прежде чем перейти к описанию непосредственно самих типов систем счисления, выясним, откуда происходит слово, их обозначающее. Термин «календарь» этимологически восходит к латинскому глаголу caleo, которое переводится как «провозглашать». Еще один вариант, ставший источником слова «календарь», это calendarium. Последним в Древнем Риме называлась долговая книга. Caleo сохраняет для нас память о том, что в Риме начало каждого месяца особенным образом торжественно провозглашалось. А что касается долговой книги, то ее значение обусловлено тем, что все проценты по долгам и ссудам в Риме выплачивались первого числа.

Происхождение календарной системы

О том, что время течет по определенному кругу, человечество осознало давно на основании циклически повторяющихся событий и явлений, которых довольно много. Это, к примеру, смена дня и ночи, времен года, вращение небесных сфер и так далее. На основании их со временем развились различные виды календарей. Основная единица времени любого из них - это сутки, которые включают в себя один оборот Земли вокруг собственной оси. Затем немаловажную роль в истории сыграла луна, смена фаз которой образует так называемый синодический месяц. Именуется он так по греческому слову «синодос», которое переводится как «сближение». Речь идет о сближении в небе солнца и луны. Ну и, наконец, смена четырех времен года составляет тропический год. Название его происходит от греческого «тропос», то есть «поворот».

Почему у разных народов, живущих на одной и той же планете, имеются различные виды календарей? Ответ заключается в том, что продолжительность суточного круга, синодического месяца и тропического года не коррелируют между собой, что предоставляет широкие возможности выбора при составлении календаря.

Три вида календаря

На основании описанных значений в разное время предпринимались попытки составить пригодный для жизни общества календарь. Некоторые из них руководствовались только лунными циклами. Таким образом, появились лунные календари. Как правило, они насчитывали по двенадцать месяцев, ориентированных только на движение ночного светила, и не соотносились со сменой времен года. Другие, напротив, свои расчеты делали только на основании круга времен года, не считаясь с луной и ее ритмом. Такой подход дал начало солнечным календарям. Третьи принимали во внимание оба цикла - солнечный и лунный. И, отталкиваясь от последнего, пытались, так или иначе, примирить оба между собой. Они дали начало смешанным солнечно-лунным календарям.

Лунный календарь

Теперь обсудим нюансы времени, основанные исключительно на движении луны. Лунный календарь, как уже было сказано, основывается на синодическом месяце - цикле смены лунных фаз от новолуния к полнолунию. Средняя продолжительность такого месяца равна 29,53 суток. Поэтому в большинстве лунных календарей месяц длится 29 или 30 суток. При этом год чаще всего состоит из двенадцати месяцев. Таким образом, получается, что длина года составляет около 354,36 суток. Как правило, его округляют до 354, вводя при этом периодически високосный год в 355 дней. Делают это везде по-разному. К примеру, известен турецкий цикл, где на восемь лет приходится три високосных года. Другой вариант, с соотношением 30/11, предлагает арабская система, на основе которой составляется традиционный мусульманский календарь.

Поскольку лунные календари никак не связаны с движением солнца, они постепенно расходятся с ним из-за разницы в десять с лишним суток в году. Так, циклу солнечного календаря в 34 года соответствует 35 лет лунного. Несмотря на такую неточность, эта система удовлетворяла многие народы, особенно на ранней стадии развития, когда для них был характерен кочевой образ жизни. Луна легко наблюдаема на небе, и этот календарь не требует значительных сложных расчетов. Со временем, однако, когда возросла роль сельского хозяйства, его возможности оказались недостаточны - потребовалась более жесткая привязка месяцев ко временам года и кругу сельскохозяйственных работ. Это стимулировало процесс развития солнечного календаря.

Недостаток лунного календаря

Помимо того что календарь, основанный целиком на лунном цикле, значительно расходится с тропическим годом, он имеет и другой значительный недостаток. Заключается он в том, что из-за очень сложной орбиты продолжительность синодического месяца непрерывно меняется. Разница при этом может достигать шести часов. Следует сказать, что точкой отсчета нового месяца в лунном календаре является не новолуние, которое труднонаблюдаемо, а так называемая неомения - первое появление молодой луны на закате. Это событие следует за новолунием через 2 или 3 дня. При этом время неомении зависит от времени года, продолжительности текущего месяца и местоположения наблюдателя. Это значит, что календарь, рассчитанный в одном месте, окажется совершенно неточным для другой области. Да и в целом никакая система, основанная на лунных циклах, не способна точно отражать реальное движение ночного светила.

Солнечный календарь

История календаря не может быть полной без упоминания солнечного цикла. Надо сказать, что на сегодняшний день это основная форма счисления времени. Основывается она на тропическом году, состоящем из 365,24 суток. Чтобы сделать расчеты более точными, периодически вводятся високосные годы, которые собирают накопившиеся «излишки» в один «лишний» день. Имеются различные системы високосов, благодаря чему известны многие виды календарей, основанных на движении солнца. Точкой отсчета традиционно считается Поэтому одно из требований солнечного календаря состоит в том, чтобы каждый год это событие приходилось на одну и ту же дату.

Первой системой високосов обладал Его слабым местом было то, что за 128 лет он набирал один лишний день, а точка равноденствия смещалась, соответственно, назад. Эту неточность пытались исправить различными способами. К примеру, Омар Хайям предложил особый 33-летний цикл, который затем был положен в основу персидского календаря. Позже, по инициативе Папы Римского Григория, был введен григорианский календарь, являющийся основным гражданским календарем современного общества. Он также постепенно набирает один лишний день, но этот период растягивается со 128 лет до 3300.

Еще одна попытка улучшить юлианскую систему была сделана Милутином Миланковичем. Он разработал так называемый новоюлианский календарь, который ошибку в сутки набирал уже в 50 000 лет. Сделано это благодаря особому правилу в отношении вековых годов (они могут считаться високосными, только если при делении на 900 в остатке значится 2 или 6). Недостатком григорианского и новоюлианского календарей при их точности является тот факт, что дата равноденствия становится плавающей, и приходится каждый год на разные дни.

Солнечно-лунный календарь

Наконец, коснемся солнечно-лунного календаря. Суть его состоит в том, чтобы примирить в одном цикле движение солнца с движением луны. Для этого необходимо было периодически продлять год на один месяц. Назывался такой год эмболисмическим. В Древней Греции и Вавилоне три дополнительных месяца вводились на протяжении восьми лет. Его погрешность составляет полтора суток за весь восьмилетний период. Более длинный цикл, как сообщает история календаря, был принят в Китае, хотя о нем знали и в Вавилоне, и в Греции. Его погрешность составляет один день на 219 лет.

Разновидности календарей

Теперь поговорим о том, какие разновидности календаря существуют сегодня. Речь пойдет о конструктивных, а не об астрономических особенностях. Так, наиболее востребованы сегодня перекидные, настенные, карманные и отрывные календари.

Перекидные календари

Другое название этого типа типографного издания - «домик». Хотя некоторые варианты могут иметь и иную конструкцию, включающую в себя подставку из пластика. Последние нередко составляют одно целое с подставкой для карандашей и отделами для скрепок. Суть в том, что перекидной календарь конструируется так, чтобы таблицы месяцев были расположены на разных страницах, которые своевременно нужно перелистывать. Вместе с календарем на них очень удобно располагается различная информация или просто красивые изображения, включающиеся в общий дизайн помещения. Применяются такие изделия чаще всего в офисах, удобно располагаясь в углу рабочего стола. Перекидной календарь также часто служит в качестве подарка или сувенира.

Настенный календарь

У многих на кухне имеется такой календарь, прикрепленный к стене, дверце холодильника или двери. Настенные календари очень популярны, потому что удобны в использовании, а их эстетическая ценность в наше время делает их прекрасным украшением для дома. Иногда они объединяются с технологией «домиков». В таком случае настенные календари, как правило, представляют собой настоящие альбомы, посвященные той или иной теме. А функция, собственно, исчисления времени отходит в них на второй план.

Карманный календарь

Этот тип, наверное, наиболее распространенный в наше время. Карманные календари представляют собой небольшие карточки, с одной стороны которых располагается, собственно, календарная табличка, а с другой - какой-нибудь рисунок. Очень часто такие изделия служат закладками, визитными карточками. Нередко их используют и в рекламных целях. Карманные календари - это своего рода открытки, которые несут в себе дополнительную функцию. Их легко можно положить в бумажник и носить при себе, доставая по мере надобности.

Отрывные календари

Советский отрывной календарь знаком каждому. Когда-то они встречались почти в каждом доме, но сегодня их популярность несколько упала, хотя они все еще часто встречаются. Эти изделия представляют собой настоящие книжки, где каждая страница выделена под один день года. Когда настает новый день, прежняя страница отрывается. Поэтому он и называется отрывным. На оборотной стороне страницы содержится какой-либо текст. Как правило, каждый такой календарик посвящен какой-либо теме и представляет в ее рамках довольно информативный источник.

Церковные календари

Несколько слов нужно также сказать о том, что такое церковный календарь, поскольку многие, приходя в храм или читая церковную литературу, сталкиваются с системой двойной датировки. На самом деле под церковным православным календарем подразумевается обычный юлианский календарь. Просто за две тысячи лет он стал отставать от реального астрономического хода времени почти на две недели. Католическая церковь исправила это, результатом чего стало появление григорианского календаря. А вот православные этой реформы не приняли. Русская Православная Церковь и еще несколько независимых юрисдикций, например, до сих пор придерживаются юлианского летосчисления. Но большинство православных церквей мира все-таки перешли на новоюлианский календарь, который в настоящее время совпадает с григорианским.

Церковный календарь, таким образом, имеет как минимум три разновидности. В некоторых странах, кроме того, в церквях применяются свои национальные календари. К примеру, в Египте распространена коптская система летосчисления. Имеются свои календари и у других религиозных организаций. Известны, например, ведический, буддийский, исламский, бахаистский и другие системы организации времени.

Календарь майя

В заключение скажем несколько слов о том, что такое древний календарь майя. На самом деле это не один, а целая система разных летоисчислений. Гражданский календарь на год у индейцев майя был солнечным и состоял из 365 дней. Основное его назначение состояло в том, чтобы упорядочивать сельскохозяйственную жизнь. Был также ритуальный календарь, который назывался Цолькином. Переводится это как «счет дней». Он несколько необычен по своей структуре. Так, календарь на год по Цолькину содержал не 365, а 260 дней. Последние были разделены на два цикла - двадцатидневный и тринадцатидневный. Дни первого из них имели собственное название, а вторые содержали только порядковый номер. Майянская система счета времени включала в себя и такие периоды, как туны (360 дней), катуны (20 тунов), бактуны (20 катунов). Самой большой считалась эпоха в 260 катунов. В пересчете на привычную нам систему счета это составляет 5125 лет. 2012 года завершилась одна такая эпоха, называемая пятым солнцем, и началась новая эра шестого.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Мариупольский государственный университет

Кафедра исторических дисциплин

По специальным историческим дисциплинам

на тему: «Хронология»

Пошен М. В.

г. Мариуполь - 2014 год

Вступление

Единицы счета времени

Вступление

Актуальность темы. Хронология является специальной исторической дисциплиной, ее изучение является очень важным, т.к. на специальности история идет постоянное обращение внимания на методы работы с хронологией, в часности проверка дат, знание различных календарей, единиц счета времени и эр.

Объектом хронологии является летоисчисление.

К предметам изучения хронологии можно отнести: природные и календарные единицы времени, солнечные, лунные и солнечно-лунные календари, древнейшие календарные системы, их взаимоотношения, эры и их виды.

Цель изучения. Изучить последовательность исторических событий и явлений, ознакомиться с системами летоисчисления.

Задачи. Обеспечивать правильное понимание исторического времени.

Историография. Критическим анализом исторической хронологии одним из первых занялся святитель Дмитрий Ростовский, в конце XVII--начале XVIII вв. составивший хронологические таблицы для разных исторических периодов.

В XVIII в. многие историки, в том числе В. Н. Татищев и А. Л. Шлецер, интересовались проблемами хронологии летописания, в XIX в. эти исследования были продолжены академиком И. Ф. Кругом, а позднее -- А. А. Куником и М. П. Погодиным. В первой половине XIX в. вопросами формальной хронологии занимались также В. М. Ундольский, П.В.Хавский, во второй половине века -- Д. М. Перевощиков, Н. И. Черухин.

В 1920--1960 гг. появляется значительное количество трудов, посвященных общим обзорам хронологии: это книги Н. И. Идельсона, В. А. Россовской, И. Ф. Полака, В, К. Никольского, учебные пособия А. М. Большакова (1924), Н. В. Устюгова (1939) и Л. В. Черепнина (1944), в 1960--1980-е гг. Е. И. Каменцевой (позднее А. П. Пронштейна, В. Я. Кияшко, И. П. Ермолаева и некоторые др.); научно-популярные книги С. И. Селешникова, И. А. Климишина. Изучение календаря в 1950--начале 1960-х гг. активизировалось также в связи с выдвигавшимися в ООН проектами реформы календаря. В историографии послевоенного периода внимание уделялось истории календаря в дохристианский период истории Руси, народному календарю, было продолжено изучение творчества Кирика-Новгородца. Изучению хронологии в летописании посвящены работы Н. Г. Бережкова, И. Н. Данилевского, С. В. Цыба, отдельные наблюдения имеются также в более общих работах по истории летописания, например, в книге А. Г. Кузьмина. Техническая сторона хронологических расчетов Древней Руси, преимущественно для периода до XIV в., рассматривается в работах Р. А. Симонова, основные виды календарных таблиц, встречающиеся в древнерусских источниках, методы их использования и проблемы их происхождения рассмотрены в справочной статье А. М. Пентковского.

Практическое значение состоит в том, что знания будут использованы в ходе обучения студентов на факультете истории, а именно в подготовке семинаров, курсовых работ, дипломов, а также при прослушивании лекций.

Структура работы состоит из вступления, двух разделов, вывода и списке литературы.

Единицы счета времени

Основные понятия, или единицы измерения, которыми оперирует хронология, следующие: сутки (смена дня и ночи), месяц (первоначально период полной смены фаз Луны), год (смена времен года). Система времяисчисления, основанная на точно установленном взаимоотношении этих понятий, называется календарем. Термин «календарь» восходит к латинскому слову «caleo» -- «провозглашать» и к производному от этого слова понятию «календы» (первое число месяца в древнем Риме). Собственно термин «календариум» обозначает понятие «долговая книга», так как в Древнем Риме существовало правило оплачивать долговые проценты в первый день месяца. Другое значение термина «календарь» -- отражение системы счета времени в письменном виде.

В основу календаря положен солнечный год. Солнечный год может быть «блуждающим», как в Древнем Египте. Здесь, как предполагают, возник древнейший солнечный календарь (IV тыс. до н. э.), в котором продолжительность календарного года была 365 суток, в связи с чем начало года медленно передвигалось в пределах тропического года, приходилось на разные сезоны и через каждые 1460 лет возвращалось на один и тот же момент солнечного года.

Юлианский календарь. Система, основанная на солнечном годе и предусматривающая применение високоса, используется в юлианском календаре, а также, с некоторыми изменениями, в григорианском календаре. В юлианском календаре в качестве средней продолжительности календарного года взята величина 365,25 суток, немного большая, чем длина тропического года. Високосный день, накапливающийся за четыре года и первоначально вставлявшийся как второй день 24 февраля (дважды шестой до мартовских календ, то есть «bissextus»), образует удлиненный (високосный) год.

Начало года у разных народов отсчитывалось по-разному. На протяжении средневековья в Западной Европе использовалось рождественское, январское, мартовское, благовещенское (отстающее от январского на 2 месяца и 24 дня, с 25 марта), пасхальное начало года. В странах Востока до завоевания их мусульманами начало года отсчитывалось чаще всего от осени. В Византии было известно как сентябрьское, так и мартовское начало года. Величина юлианского года (365 дней 6 часов) превышает величину тропического года на 11 минут 14 секунд, что привело к образованию ошибки: каждые 128 лет накапливаются лишние сутки.

Еще в первой половине XIX в. был поставлен вопрос о введении единого всемирного календаря, который был бы и точнее, и удобнее с практической точки зрения. Однако в большинстве этих проектов нарушался принцип непрерывного счета дней в неделе, что противоречит нормам церковного календаря.

В России перейти на григорианский календарь впервые было предложено в 1830 г. учеными Петербургской Академии наук. В 1864 г. профессор Дерптского университета И. Г. Медлер предложил свою систему исправления юлианского календаря: для уменьшения отставания календаря исключать из счета один високосный день каждые 128 лет. В 1899 г. при Русском астрономическом обществе была создана комиссия по вопросу о проведении реформы. Решение о принятии реформы не состоялось, прежде всего ввиду необходимости придерживаться юлианского календаря для сохранения вечной (цикличной) пасхалии.

Помимо юлианского и григорианского календарей можно назвать еще одну известную попытку создания солнечного календаря, максимально приближенного к продолжительности тропического года. Это календарь Французской революции, введенный постановлением Национального Конвента от 5 октября 1793 г. и просуществовавший до 1 января 1806 г. Счет лет в этом календаре велся со дня уничтожения королевской власти и провозглашения республики -- с 22 сентября 1792 г., совпавшего в этом году с днем осеннего равноденствия. Каждый из 12 месяцев нового календаря включал 30 дней, названия месяцев отражали явления природы и сельскохозяйственные работы, проводимые в это время; вместо недель были введены декады, последний день декады посвящался отдыху. В конце года добавлялись пять (в високосном году -- шесть) добавочных дней (так называемые санкюлотиды). Начало года каждый раз определялось точным астрономическим вычислением -- он начинался в полночь того дня, на который по среднему парижскому времени приходился момент осеннего равноденствия. Високосные годы в связи с этим наступали то через четыре, то через пять лет.

Месяц. В зависимости от календарной системы, месяцы могут быть лунными (что можно видеть даже из этимологии этого слова) или солнечными. В русских источниках наибольшее распространение получили юлианские названия месяцев, которые используются и поныне. Трактовка происхождения этих месяцев восходит к средневековым западно-европейским хронологическим трактатам. Согласно ей, название месяца январь происходит от имени бога открытых дверей Януса, февраля -- от слова «februm» -- очищение, в этом месяце у римлян полагалось проводить обряды очищения и поклонения мертвым, марта -- от имени бога Марса, апреля -- от слова «aperire» --- раскрывать, мая -- от имени богини Майи, июня -- от имени Юноны. Два месяца в году названы в честь римских императоров: июль (в честь Юлия Цезаря) и август (в честь императора Октавиана Августа). Остальные месяцы сохранили наименования, указывающие на их номер в году, начинающемся от марта: сентябрь -- септембер (седьмой от марта), октябрь -- восьмой и т. д.

Неделя. Деление месяцев на семидневные отрезки времени пришло из Древнего Вавилона и связано с изменением фаз Луны: так как лунный месяц составляет 29,53 суток, люди наблюдали 4 фазы (четверти) Луны на небе, каждая из которых длилась примерно 7 дней. Кроме того, число 7 у многих древних народов почиталось священным.

Сутки. Что касается суток, то следует иметь в виду разницу между такими понятиями, как «звездные сутки» и «солнечные сутки». В астрономии время отсчитывается звездными сутками (под которыми понимается время обращения Земли вокруг своей оси или период времени, протекающий между двумя последовательными положениями одной и той же звезды, в определенной точке) и звездными годами (период времени, в который Солнце приходит снова в ту же точку неба). Солнечные сутки -- период времени между двумя последовательными

положениями Солнца в определенной точке (то есть между двумя последовательными одинаковыми положениями Солнца относительно

горизонта). Сутки в этих двух системах измерения времени разные по величине -- солнечные сутки приблизительно на 4 минуты больше звездных; звездных суток в году на единицу больше. Кроме того, истинные солнечные сутки имеют разную величину, поэтому в расчет принимаются средние солнечные сутки.

Виды летосчисления и точек отсчета

Разница в начальной точке отсчета является одной из самых сложных проблем исторической хронологии. Сложность связана с наличием большого количество эр, использовавшихся в древности и в средневековье. Под термином эра подразумевается вся совокупность годов в той или иной системе летосчисления. Понятие восходит к лат. аега -- число или является аббревиатурой первых букв фразы: «ab exordio regni Augusti» (от начала царствования Августа). Большие трудности вызывает установление эпохи (начала отсчета) эр, используемых многими античными и средневековыми авторами. Трудности вызваны, прежде всего, тем, что это начало отсчета приходится высчитывать по косвенным данным -- по указаниям на другие эры, на события или астрономические явления, имеющие достаточно точную хронологическую привязку, по перечням правителей и т. д. В случае, если эти косвенные данные неточны или не дают достаточной информации, точка отсчета является «плавающей». Противоречия имеются как в расчетах Библии, на которых основаны многие средневековые расчеты древней хронологии, так и в небиблейских источниках (списки царей, диадохов и императоров).

В древности отсчет времени велся по царствованиям (Египет), по времени правления консулов (Рим), т. е. счет лет не был сплошным. Не прерывный отсчет времени от точно определенного момента в прошлом, например, от времени правления какого-либо царя (использовавшаяся древнегреческим астрономом Клавдием Птолемеем эра вавилонского царя Набонассара -- с 26 февраля 747 г. до н. э., эра Селевкидов -- с 1 октября 312 г. до Р. X, эра Диоклетиана -- с 29 августа 284 г. н. э.), или от какого-либо памятного события (использовавшаяся преимущественно западноевропейскими историками эра от основания Рима -- с 21 апреля 754 г. до н. э. или первых Олимпийских игр -- считается с 1 июля 776 г. до н. э.), начал применяться позднее. В эллинистическое время почти в каждом городе и государстве существовала своя эра: например, боспорская эра -- на территории Боспорского государства -- счет по ней ведется с осени 297 г. до н.э., эра Суллы в городах Малой Азии -- с 85 г. до н. э., эра девы, использовавшаяся в Херсонесе, -- с 25 г. н. э. Большое количество эр ведут отсчет от религиозных событий -- сотворения мира, рождения Иисуса Христа, бегства пророка Мохаммеда в Медину (16 июля 622 г. н. э.) и др.

В христианский период истории, помимо получившей в конечном итоге наибольшее распространение эры от Рождества Христова, или эры Дионисия Малого, более всего использовался отсчет от сотворения мира (С. М.). Точка отсчета определялась по-разному, и это стало причиной того, что известно где-то около двухсот различных эр от сотворения мира, согласно которым от сотворения мира до Рождества Христова прошло от 6984 до 3483 лет. Эра от сотворения мира использовалась в России вплоть до 1700 г. (затем -- у старообрядцев) и постоянно фигурирует в изданиях, напечатанных церковнославянским шрифтом.

Эры от сотворения мира, возникшие в христианский период истории, созданы в большинстве своем с опорой на расчеты библейской хронологии.

1. Между С. М. и Р. X. насчитывается 5500 лет. В основу этого мнения легло истолкование слов Псалтири, 89.4: 6 дней творения приравнивались к 6000 лет, а 7 день знаменовал 1000-летнее царство, за которым наступит конец мира. Впервые эра в 5500 лет была использована, по-видимому, «отцом христианской хронографии» Секстом Юлием Африканом, жившим в начале III в., автором хроники, сохранившейся в небольших отрывках. Африкан вел свой отсчет времени от сотворения Адама. При этом он придерживался мнения, что сотворение мира имело место 22 марта, Воплощение Христово (Благовещение) -- в 5501 г. (1г. До Р. X.), 22 или 25 марта; проповедь Иисуса Христа длилась 1 год, и распятие произошло через 5531 полный год от Адама, в 5532 г. (Воскресение -- 25 марта того же года). Воззрение на 5500 год как на период между С. М. и Р. X. поддерживалось, например, св. Ипполитом, пресвитером римским (по разным данным, Р. X. было отнесено Ипполитом или к 5500, или к 5502 г. от СМ.).

2. Александрийская эра известна в двух разновидностях. Первая из них -- это эра, названная по имени александрийского монаха Панодора (начало VB. Н. Э.), она насчитывает 5493 года от С. М. до Р. X. 1-й г. по Р. X., по Панодору, -- 5494 год по С. М. Сотворение мира, по Панодору, имело место 19 марта, воскресение -- 22 марта 5527 г. Современник Панодора Анниан, автор одного из первых 532-лет- них пасхальных циклов, составил эру, скомбинировав, по выражению Н. В. Степанова, идеи Африкана и Панодора. Он воспользовался александрийским календарем. 1 -й г. от С. М., по Анниану, начался в 5492 г. до Р. X. по эре Дионисия, сотворение мира и начало года -- 25 марта. Однако, по Анниану, от С. М. до Р. X. протекло полных 5500 лет. Воплощение, по Анниану, имело место в начале 5501 г. или 25 марта 9 г. по Р. X. эры Дионисия. Распятие -- 23 марта 5533 (42 г. по эре Дионисия), воскресение -- 25 марта 5534 г. (42 г. по эре Дионисия). Воскресение Христово Анниан, руководствуясь соображениями расчета пасхалии и не принимая во внимание историческую несообразность даты, относил к 5534 г. своей эры, или 42 г. по Р. X. Таким образом, следует иметь в виду, что хотя Анниан придерживался мнения, что между С. М. и Р. X. прошло 5500 лет, однако при переводе его вычислений на эру от Р. X. (Дионисиеву эру, о которой см. ниже) цифра получается другая, а именно 5492 года. Последующие хронологи, придерживавшиеся александрийского календаря, принимали за эпоху эры Анниана 29 августа 5493 г. (Кирилл Скифопольский), а позднее -- 1 сентября 5493 г. Эры Анниана держались Максим исповедник (640 г.), Синкелл (810 г.), Феофан (не позже 815 г.).

3. Византийская («ката рюцаютл;») эра возникла преимущественно из хронологических соображений, путем модификации цифры 5500 благодаря прибавке в 8 лет год от С. М. по эре в 5508 лет, разделенный на 15, дает в остатке индикт (см. о нем ниже), важный элемент византийского летосчисления. Кроме того, первый год от сотворения мира по византийской эре -- это первый год цикла 28-летнего круга Солнца (образованного юлианской системой високосов), 19-летнего круга Луны и 15-летнего цикла индикта. Формирование византийской (константинопольской) эры также может быть разделено на два этапа.

1) Ранневизантийская эра. Возникновение ее относят к периоду правления императора Констанция, к 353 г.: эра считается с 5510/5509 г.

до н. э. и создана в расчете на то, что Рождение Христа относится к 753 г. по счету от основания Рима. По ранневизантийской эре сотворение мира -- 21 марта, Воплощение (Благовещение) -- 21 или 25 марта 5507 г. (3 г. до н. э. по эре Дионисия), Распятие и Воскресение -- 23 и 25 марта 5540 (31 г. н.э.).

2) Не позднее VI в. возникла византийская эра, исчисляемая с 5509/5508 г. до н. э., Рождение Христа, согласно ей, приходится на 754 г. От основания Рима. Воплощение, согласно этой эре, -- 25 марта 5506 г. (3 г. до н. э. по эре Дионисия), Распятие и Воскресение -- 23 и 25 марта 5539 г. (31 г. н. э.) Эта эра применялась долгое время наряду с другими эрами от сотворения мира, окончательно же она победила в Византии в середине IX в., использовалась как официальная при дворе византийских императоров и попала в Древнюю Русь, где и употреблялась до конца XVII в. Начало года по ней отсчитывается с 1 сентября.

хронология календарь месяц христианство

История хронологии как системы знаний, возникшей из наблюдений за небесными явлениями, восходит к глубокой древности, к цивилизациям Древнего Египта и Вавилона, следы же первых календарных систем восходят еще к палеолиту. Знания о свойствах времени были особенно необходимы в земледельческих цивилизациях, при проведении сельскохозяйственных работ. Некоторые хронологические системы, созданные за века человеческой истории, стремились как можно точнее отразить астрономическую смену времен года, другие, как, например, система юлианского календаря, благодаря использованию ее в системе церковного летосчисления, приобрели достаточно статичный вид и, несмотря на все увеличивающуюся неточность, существовали в более или менее неизменном виде многие сотни лет.

Хронология имеет большое значение в исторической науке, она устанавливает ход и картину событий, их причины и следствия. Выяснив время свершения событий можно определить их связи с предшествующими и последующими событиями, их последовательность.

Хронология является вспомогательной исторической дисциплиной, изучающей системы летоисчисления и календари разных народов и государств. Она помогает устанавливать даты исторических событий: год, число, месяц; определять, какое событие было раньше, какое позже или оба события произошли одновременно (синхронно). Хронология выявляет длительность исторических явлений, периодизацию исторических процессов, время создания исторических источников.

Список использованной литературы

1.Бикерман Э. Хронология древнего мира. Ближний Восток и античность / Пер. с англ. И. М. Стеблин-Каменского. М.: Наука, 1975.

2.Дьяконов И. М. Откуда мы знаем, когда это было // Наука и жизнь, № 5, 1986, с. 66-74.

3.Ермолаев И. П. Историческая хронология. -- Казань: Изд-во Казанского университета, 1980.

4.Климишин И. А. Календарь и хронология. -- М.: «Наука», 1981.

5.Каменцева Е. И. Хронология: Учеб. пособие для студентов вузов. -- Изд. 2-е, исправ. и доп. -- М.: Аспект Пресс, 2003. -- 160 с. -- 4000 экз. -- ISBN 5-7567-0293-8. (обл.) (1-е изд. -- 1967)

6.Селешников С. И. История календаря и хронология. М., 1970

7.Сюзюмов М. Я. Хронология всеобщая. -- Свердловск, 1971.

8.Черепнин Л. В. Русская хронология, М., 1944.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Основные типы наиболее распространенных календарных систем (лунная, лунно-солнечная, солнечная), принципы их построения. Особенности счета времени в древних государствах. Характеристика юлианского и григорианского календарей. Проекты Всемирного календаря.

    контрольная работа , добавлен 19.06.2013

    Использование старого календаря. Летосчисление от сотворения мира. Указ Петра I. Введение летосчисления от Рождества Христова. Празднование Нового года 1-го января. Народные гулянья, празднование дворянством и государем. Праздничные выступления войска.

    презентация , добавлен 25.01.2011

    Условия избрания и начало правления Е.Т. Гайдара, его особенности и характерные черты. Основные реформы, проведенные Гайдаром за недолгий период правления, теоретический аспект их проведения. События, которыми запомнились 9 месяцев правления Гайдара.

    реферат , добавлен 21.02.2009

    Эмпирический и теоретический уровни исследования и организации знания в исторической науке. Классификация исторических источников и определение времени их возникновения. Предмет исторической хронологии. Методика и техника исторического исследования.

    контрольная работа , добавлен 01.06.2009

    Как вычислялась дата. Христианская эра от "сотворения мира". Соотношение между числом "дней творения мира" и продолжительностью его существования. Перевод дат византийского сентябрьского года на славянский мартовский, Нашей эры в дату Византийской эры.

    презентация , добавлен 12.12.2013

    2036-2037 – социальные потрясения в России и Украине. 2183 – начало 266-летней эпохи индивидуализма. 2254-2287 – начало в Украине духовной революции планетарного масштаба; создание духовного учения, которое определит приоритеты развития человечества.

    научная работа , добавлен 23.02.2007

    Общая характеристика немецкой исторической школы. Формирование исторической школы. Основные этапы и их представители. Взгляды Туган-Барановского. Методологические особенности исторической школы Германии.

    реферат , добавлен 14.12.2003

    Функции и особенности исторического знания, отличающие его от других способов познания. Проблема соотношения эмпирического и теоретического в исторической науке, форм исторической рациональности, закономерностей развертывающегося процесса истории.

    контрольная работа , добавлен 19.02.2015

    Вторая мировая война: хронология от начала германо-польской войны до победы над фашизмом. История наступлений и обороны, договора между войсками союзников. Действия в Европе, Азии, Америке. Фронты сражений и планы Гитлера, поэтапная победа над фашизмом.

    книга , добавлен 05.03.2009

    Нартский эпос: мифоэпическое наследие и наиболее значительный памятник духовной культуры народов Северного Кавказа, их творческого гения. Картина сотворения мира в религии нартского эпоса. Пантеон Богов Нартиады, его функциональная карта и иерархия.