Ремонт Дизайн Мебель

Разгром в сокращении. Роман Александра Фадеева "Разгром": анализ произведения, характеристика героев, история создания

© Издательство «Детская литература». 2001

© И. М. Дубровина. Вступительная статья, 2001.

© О. Г. Верейский. Рисунки, наследники.

1901–1956

Человек в экстремальных обстоятельствах

Александр Александрович Фадеев (1901–1956) относится к числу самых заметных и вместе с тем противоречивых фигур литературного процесса советских лет.

Юность его прошла на Дальнем Востоке, где он участвовал в партизанской борьбе. События этих лет отражены в рассказе «Против течения» (1923), в повести «Разлив» (1924), романе «Разгром» (1927) и неоконченной эпопее «Последний из удэге» (1929–1940). В 1945 году писатель публикует роман на документальной основе «Молодая гвардия» о юных героях-антифашистах города Краснодона (вторая редакция – 1951).

А. А. Фадеев являлся также руководителем литературных организаций, автором теоретических и критических статей. Эта его деятельность была сложной и неоднозначной. Заботясь о создании высокой литературы, он в то же время испытал на себе влияние официальных установок и зловещей практики сталинской поры. Не найдя выхода из трагического тупика, писатель покончил с собой в 1956 году.

«Разгром» – одна из самых известных книг Фадеева.

Произведения о людях гражданской войны, да и сами события гражданской войны вызывают в последнее время резкие споры. С одной стороны – полный пересмотр вчерашних оценок. С другой стороны – стремление сохранить, тщательно сберечь то ценное, что оставило время, несмотря на всю его сложность. Думается, дискуссии эти еще не закончены.

Во всяком случае, нужно иметь в виду два обстоятельства.

Первое. Книги, выражающие точку зрения участников событий, как бы к этой точке зрения ни относились следующие поколения, важны уже тем, что они являются живым свидетельством определенных общественных отношений своей поры.

И второе. Даже в самые суровые и противоречивые эпохи люди находят и создают нечто светлое, гуманное, сохраняющее свое общечеловеческое значение, что не может не отразиться в произведениях серьезного талантливого художника.

Когда у А. Фадеева родился замысел книги «Разгром», в памяти писателя были еще свежи события гражданской войны на Дальнем Востоке, в которой он активно участвовал. «Основные наметки этой темы появились в моем сознании еще в 1921–1922 годах», – сообщал Фадеев. Отдельным изданием произведение вышло в 1927 году и сразу вызвало острейшую дискуссию.

Многими литераторами книга была высоко оценена. Писали, что «Разгром» «открывает поистине новую страницу нашей литературы», что в нем найдены «основные типы нашей эпохи», относили роман к числу книг, «дающих широкую, правдивую и талантливейшую картину гражданской войны», подчеркивали, что «Разгром» показал, «какую крупную и серьезную силу имеет наша литература в Фадееве».

Фадеевский подход к действительности многими в литературных кругах был принят. Многими – но не всеми. Полемику вызвала сама суть художественных принципов писателя. Речь шла не только непосредственно о «Разгроме», но и о перспективах дальнейшего развития нашей литературы.

Если сейчас говорят, что в той или другой книге удачно изображен внутренний мир героев, их психология, то все мы воспринимаем такое заявление как признание заслуг писателя. В годы же, когда впервые появился «Разгром» Фадеева, критики в рецензиях отмечали реалистическое изображение психологии героев, их душевных конфликтов и… именно это ставили в упрек автору. В одной из статей говорилось, что психологизм в литературе совсем не нужен и его надо заменить описанием документальных фактов, то есть «производством нужных классу и человечеству ценностей (вещей)». А другой критик в рецензии, посвященной «Разгрому», категорически утверждал, что задача литературы – «давать не людей, а дело, описывать не людей, а дело, заинтересовывать не людьми, а делами». «Человек для нас ценен не тем, что он переживает, а тем, что он делает». Неправомерность такого противопоставления тогда далеко не для всех была очевидной.

Само по себе реалистическое исследование психологии людей не было, конечно, открытием Фадеева. Советская литература получила в наследство от литературной классики гениальные образцы художественного исследования диалектики человеческой души. И если бы Фадеева критиковали только за то, что иногда его интонации в чем-то слишком уж повторяли интонации Льва Толстого (как в других случаях – интонации раннего Горького), то с этим, пожалуй, и не стоило бы спорить. Но в укор писателю ставили вовсе не чересчур прилежное следование отдельным чертам стиля классиков, их манере. Нет, некоторые критики в принципе отвергали всякий психологизм.

Фадееву вовсе не была чужда задача «описывать дела», «заинтересовывать делами» – деяниями его эпохи, борьбой народа. Но это ни в коей мере не противоречило вниманию к отдельному человеку и к «тому, что он переживает».

Именно в человеке, в личности, в создании условий для наибольшего расцвета индивидуальности каждого из миллионов Фадеев видел успех общего дела.

Защитникам такого искусства, где нет отдельных героев, а существует лишь единый гигантский «вещественный» герой, какая-нибудь отрасль труда, продукт человеческой работы, казалось, что развитие личности, культивирование внимания к тончайшим оттенкам чувств человека грозит индивидуализмом, противостоит вниманию к обществу, вредно для общества, антисоциально. На самом же деле чем глубже, интереснее, многограннее, талантливее человек, личность, индивидуальность, чем больше внимания уделяется всестороннему развитию индивидуальных качеств личности, тем нужнее она обществу, тем интереснее она всем остальным, тем больше она может дать человечеству, иначе говоря – тем «социальнее» эта личность. И в то же время для нее самой важна связь с обществом: чем больше нитей связывает человека с другими людьми, помогающими ему и поддерживающими его, тем его личность будет богаче и сильнее, тем свободнее человек будет ориентироваться и действовать в окружающем его мире.

Актуальность проблематики «Разгрома» с годами не теряет остроты. Она противостоит как анархической трактовке «свободной личности», попирающей законы общества, так и казарменно-уравнительному подходу к массам, стремлению прикрыть фразами о революционном деле пренебрежение к человеку.

Образная система «Разгрома» определена прежде всего соотношением, связью, слитностью двух моментов: с одной стороны, автору романа свойственно глубокое внимание к формированию и выявлению качеств характера отдельного человека, с другой – умение увидеть в этих частных изменениях, порой незаметных движениях души свойства эпохи, увидеть связь частного и общего, личности и массы. Причем большие обобщающие идеи о человеке и массе выражены в небольшом по объему произведении – очень емко и чрезвычайно компактно. Партизанский отряд рассматривается Фадеевым отнюдь не как механическое соединение отдельных человеческих песчинок, а как сложное и своеобразное единство интереснейших индивидуальностей. В произведении нет какого-либо одного главного драматического события, одного конфликта, который бы цементировал сюжет всей книги. Здесь драматизм – психологический: судьба отряда раскрывается не столько во внешних, сколько во внутренних, психологических столкновениях и сопоставлениях его бойцов.

Всмотримся в героев «Разгрома» и в его сюжет.

Один из главных героев «Разгрома», партизанский командир Левинсон, так формулирует для себя первоочередную задачу: сохранить свой отряд как боевую единицу. Читатель, однако, видит, что конечная цель усилий героев, их борьбы – не только в этом. Да и у Левинсона, кроме задачи военной, есть еще и программа-максимум, связанная с его жаждой нового, прекрасного, сильного и доброго человека, хотя ему не всегда удается до конца выразить ее: «…Он чувствовал, что нужно было говорить о чем-то другом более основном и изначальном, к чему он сам не без труда подошел в свое время и что вошло теперь в его плоть и кровь. Но об этом не было возможности говорить теперь, потому что каждая минута сейчас требовала от людей уже осмысленного и решительного действия».

Александр Фадеев - один из пионеров советской литературы. Творчество писателя было вдохновлено революцией. Героями его произведений стали мужественные борцы за новый строй. Автор представляет их деятельность в героическом свете, своей целью Фадеев считал показать силу и характер социалистического идеала, процесс духовного роста личности в социалистическом строе. Роман «Разгром» о партизанской войне на Дальнем Востоке, опубликованный в 1927 году, принес писателю широкую известность. В этой статье краткое содержание произведения.

Ординарец Морозка

Командир партизанского отряда вручил ординарцу пакет и приказал доставить в соседний отряд Шалдыбе. Морозка пререкается с командиром, так как ехать в чужой отряд ему не хочется. Левинсон забирает письмо у ординарца и советует ему катиться из партизанского отряда на «четыре стороны», сказал, что баламутов не потерпит. Морозка, ответив, что ему никак без отряда нельзя, берет пакет и уезжает.

Морозка родился в шахтерской семье, в двенадцать и сам стал работать. В 1918 году пошел защищать советскую власть. Когда ее отстоять не удалось, подался в партизанский отряд. Заслышав выстрелы, Морозка забрался на сопку и увидел, что отряд Шалдыбы атакуют. Бойцы разбегаются в разные стороны, срывая на ходу красные бантики.

Приметил он среди отступающих бойцов и раненого парнишку, который упал. Морозка вскочил на коня и погнал к упавшему пареньку. Заставил коня лечь, положив раненого поперек крупа, он поскакал в свой отряд. В кармане раненого лежали документы на имя Павла Мечика. Очнулся он в лазарете, и вспоминал, как три недели назад радостно направлялся в партизанский отряд.

Предчувствие командира

Продолжаем пересказывать краткое содержание «Разгрома». Мечик сразу не понравился Морозке. Он почти сердито думал о раненом, которого привез. Проезжая мимо баштана, Морозка соскочил с коня и стал торопливо собирать дыни. Хозяин Хома Рябец застал его за этим занятием и пригрозил, что найдет на него управу. В отряде тем временем разведчик докладывал командиру, что на отряд Шалдыбы напали японцы. Левинсон почувствовал - происходит что-то неладное.

Бакланов, заместитель командира, привел возмущенного Рябца, который рассказал о поступке Морозки так, как будто тот устроил на баштане полный разгром. Краткое содержание продолжим с признания Морозки. Он ничего отрицать не стал. Левинсон приказал ему сдать оружие. А за воровство ответит перед сельским сходом. Рябца командир попросил насушить сухарей, втайне от всех. Бакланову сказал, чтобы лошадям увеличили норму овса.

На сход Левинсон пришел заблаговременно, чтобы послушать разговоры мужиков. Слушая их, Левинсон понимал, что нужно уводить отряд в тайгу и затаиться на время. Народу собралось много, точно на Венском конгрессе о разгроме империи Наполеона. В кратком содержании сложно передать чувства Морозки, которого поставили перед всем народом. Дубов сказал, что гнать его надо из отряда, но Гончаренко вступился за парня. Морозка, ни на кого не глядя, клятвенно заверил, что это больше не повторится. А Левинсон предложил крестьянам в помощь своих бойцов, так как пора горячая и в поле много работы.

Письмо из штаба

Бойцы Левинсона отдыхали уже пятую неделю. В отряд приходили новые люди. Подчиненные называли командира «железным». Левинсон был опытным бойцом, знал солдатские слабости и смотрел на все трезво. До отряда доходили тревожные слухи. Вскоре случилось то, чего опасался Левинсон. Начальник штаба передал ему известие, что основные партизанские силы уничтожены японцами.

Левинсон отдает приказ Бакланову и начхозу привести отряд в полную готовность к выступлению. Вместе с этим известием Левинсону пришла записка от жены, которую он прочел только ночью. Написал ей ответ и поехал проверять посты. Увидев плачевное состояние соседнего отряда, он приказал своим сниматься с места. Сташинскому отправил письмо, что надо «разгружать» лазарет. Люди разошлись по деревням, остались только тяжелораненые, в том числе и Мечик. Ему пообещали снять повязку и отправить в отряд Левинсона.

Продолжаем краткое содержание "Разгрома" Фадеева. Перебежчики из других отрядов сеяли панику, что наступают большие силы японцев. Но разведка не нашла их и за десять верст. Морозка отпросился в свой взвод, а командиру привел нового ординарца Ефимку. Со своими ребятами Морозка был счастлив. Всю ночь за рекой раздавались выстрелы, а утром Левинсон объявил перед отрядом о выступлении.

Партизан Мечик

Начхоз приехал в госпиталь заготовить продукты. Мечик в этот день встал впервые на ноги. Вскоре его и Пику отправили в отряд. Встретили их хорошо. Но Мечик был расстроен, увидев лошадь, которую ему выдали, - кляча-клячей. Он даже отправился к командиру, выразить свое недовольство, но в последний момент передумал, и решил «уморить» кобылу.

Вскоре его лошадь обросла паршами, голодную и непоенную, ее подкармливали из жалости другие бойцы. Мечика стали недолюбливать. Общался он только с Чижом, который ругал постоянно Левинсона и научил Павла отлынивать от кухни. Жизнь отряда Павла не интересовала. Продолжая пересказ краткого содержания «Разгрома» по главам, отметим, что отряд, забравшись в глушь, потерял связь со всеми. Вскоре Левинсон узнал, что должен пройти эшелон с продуктами и обмундированием.

Опытный командир, он понимал, что рано или поздно отряд раскроют, а оставаться на зимовку без теплой одежды и патронов нельзя. Дубов со своими бойцами напал на состав. Вечером всем раздали продукты, шинели и патроны. Вскоре Левинсон отправил в разведку Бакланова и нового бойца Павла Мечика. Они обнаружили основные силы японцев. Ночь прошла тревожно, а утром неприятель атаковал отряд. Противник был намного сильнее, и партизанам оставалось только одно - отступать в тайгу.

Тяжелые времена

Увидев лошадь Мечика, командир, не слушая оправданий, сделал ему строгий выговор за нерадивость. В отряде не хватало продуктов и фуража. Люди становились молчаливее и злее. Левинсон знал, чтобы хорошо воевать, надо спать и есть вдоволь. Он всячески поддерживал дух бойцов. И не останавливался ни перед чем, чтобы накормить их: угонял коров у крестьян и обирал поля. За поимку Левинсона была обещана награда.

Вскоре потрепанный отряд, добрался до госпиталя с припасами. Пересказ краткого содержания "Разгрома" по главам (Фадеева А. А.) продолжим с того, что Мечик услышал случайно разговор Левинсона с доктором - они говорили о тяжело раненном Фролове. Мечик догадался, что того хотят убить. Левинсон просил доктора сделать все тихо. Но Фролов обо всем догадался и попросил только сообщить о его смерти родным. Ночью он умер. Похоронив Фролова, отряд выдвинулся на север.

Морозка привык, что такие люди, как Мечик, скрывают свои мелкие чувства за красивыми словами. Он был обижен на жизнь. Вот командиру, Дубову, думал он, все ясно. А ему, Морозке, всегда кто-то мешает. А больше всех Мечик. Медсестра Варя тоже начала сомневаться в любви Павла. Он ее избегал, и девушка сама отправилась на его поиски. Но Мечик совершенно равнодушно отнесся к ее приходу.

Ночь в тайге

Продолжим пересказывать краткое содержание романа Фадеева «Разгром». Дорогою Морозка рассуждал, что не любит мужиков, хотя у самого и дядья, и дед в деревне. Гончаренко ему говорил, что мужицкие корни есть в каждом из них. Дубов поддержал Морозку, что также крестьян не жалует. Но Гончаренко свою точку зрения упрямо отстаивал. Отряд внезапно остановился среди тайги. Впереди всех, на разведку, отправили Метелицу. Кубрак настаивает не терять времени и продвигаться вперед. Но Левинсон решил, не зная обстановки, не соваться. Ночью командир проверял сам лично дозоры.

Мечик, заступив в дозор, постоянно думал о том, как ему уйти из отряда. Однообразная городская жизнь теперь ему кажется идеальной. За этими размышлениями его и застал Левинсон. Мечик, сам того не ожидая, все высказал командиру. Что не годится он, Павел Мечик, для такой жизни. С открытой душой он пришел в отряд, где встретил лишь пренебрежение. А сами-то лучше? Да случись им попасть к Колчаку, и ему будут служить, - лишь бы брюхо набить, ни перед чем не остановятся.

Левинсон убеждает Павла, что идти-то некуда - убьют. Да и товарищей своих негоже считать хуже себя. Возвращаясь в лагерь, командир думает о Мечике с сожалением, что Павел ленив и слаб. Жаль, что в стране множатся никчемные люди. Неужели и он, Левинсон, когда-то был таким? Нет, решает командир, он был сильнее.

Разведка

Краткое содержание романа продолжим с того, что Метелица получил приказ вернуться из разведки к ночи. Но деревня, куда его послали, была много дальше. Ночью он увидал в поле костер. Метелица перепугал мальчонку, сидевшего у огня. Тот рассказал, что всю семью убили казаки. Они в селе стоят, там их человек сорок, а в соседнем - целый полк. Метелица коня оставил мальчишке, а сам отправился в село.

Метелица знал от пастушка, что командир эскадрона остановился в поповском доме. Он перемахнул через забор и подкрался к открытому окну. Спрятавшись за яблоней, Метелица наблюдал за сидевшими в комнате. За столом играли в карты четыре человека, ничего важного не говорили. Отступая от окна, разведчик столкнулся с казаками. К утру, не дождавшись его, Левинсон всполошился. Страшную мысль, что Метелица попал в руки врагов, все от себя гнали.

Метелица очнулся в сарае, и первым делом попытался бежать. Ничего не вышло. Он стал готовиться к смерти, желая принять ее достойно. Вскоре его вызвали на допрос, но Метелица молчал. Тогда собрали жителей и спросили, знаком ли он им? Никто не ответил. Какой-то мужик вытолкнул из толпы парнишку, с которым Метелица встретился ночью. Тот внимательно посмотрел на пленного и сказал, что видит его впервые.

Мужик рассвирепел, объяснив, что это его пастушок и он с чужим конем вернулся из ночного. Офицер кинулся к мальчонке и начал трясти. Метелица налетел на мучителя сзади и повалил его не землю. Офицер выхватил из кобуры пистолет и несколько раз выстрелил в пленного. Казаки вскочили на лошадей и поскакали по дороге, откуда по их предположениям появился Метелица.

Отступление после боя

Читая краткое содержание «Разгрома», становится понятно, что в отряде нарастает тревога о задержке Метелицы. Бакланов с Левинсоном решили выбираться. Но не успели выйти из тайги, как увидели казаков, человек пятьдесят, которые спускались в лощину. Левинсон отдал приказ атаковать. Расправившись с казаками, партизаны вошли в село и нашли мужика, выдавшего Метелицу, и попа. Попика Левинсон приказал отпустить, а вот мужика - расстрелять.

После того как партизаны заняли село, Варя отправилась туда. Дорогою увидела коня Морозки. Стала расспрашивать о его хозяине, но никто ничего не смог толком ответить. Лишь от Дубова девушка узнала, что жив-здоров Морозка, только загулял, «по коню поминки справляет». Варя увидела его, лежащего под плетнем, и отвела на сеновал.

Ближе к утру за селом послышались выстрелы. Дубов поднял свой взвод, чтобы сдерживать неприятеля, пока Левинсон соберет всех бойцов. Отряд отступал к тайге, но уперся в болото. Людьми овладело отчаяние, они стали винить командира. Левинсон сказал прекратить панику и «гасить» болото. Часть партизан занялась настилом из бревен, часть осталась сдерживать наступающего врага. Наконец гать была готова. Левинсон и Гончаренко прошли по настилу последними и взорвали его.

Засада у моста

Казаки устроили отряду засаду. Левинсон, окинув поредевший отряд, понял, что они идут машинально, превратившись от усталости из боевого отряда в стадо. Бакланов предложил выслать дозор. Вскоре Левинсон увидел, что Мечик едет впереди всех. Командир подумал, что это неправильно. Но тут заметил, что вслед за Павлом едет Морозка.

Заканчивается краткое содержание романа «Разгром» тем, что Мечик, задумавшись, ехал по лесу и наткнулся на казаков. Он скатился с лошади и ринулся в овраг. За ним побежали, ругаясь, казаки. Морозка смертельно хотел спать и, уверенный, что впереди едет дозорный, не особо смотрел вокруг. Когда столкнулся «нос к носу» с казаками, ощутил необыкновенную жалость к измученным людям, ехавшим за ним. Он выхватил пистолет и три раза выстрелил в воздух. Бакланов, крикнув: «На прорыв!», ринулся на врага.

Мечик, увидев, что погони за ним нет и только вдалеке слышны выстрелы, забился в истерике от своего предательства. Он выхватил пистолет, чтобы застрелиться и не мучиться всю жизнь от этого гнусного поступка. Но потом Павел вдруг понял, что не сможет убить себя. «Уйду в город», - решил он и, выбросив револьвер, побрел к тракту.

Роман «Разгром»

Критики увидели в романе «Разгром» новаторскую попытку автора раскрыть «изнутри» человека революции, дать точный анализ его психологии. Некоторые заявляли о подражании автором толстовской художественной манере, а позднее оценили творчество органически близким к творчеству Горького. Но восторжествовал вывод о художественной самостоятельности Фадеева, овладевшего мастерством психологического анализа Толстого.

Автор реалистично рисует тяжелую жизнь людей, по несколько месяцев находящихся в дикой тайге. Фадеев стремился передать в романе не просто описание боевых эпизодов, но и духовный рост их участников и формирование характеров. В ходе этих сражений выросли беззаветные борцы революции - Бакланов, Метелица и многие другие. Индивидуалист Мечик, заботящийся только о собственной шкуре, становится в партизанском отряде чужим, предателем. В образе Левинсона, командира отряда, писатель подчеркивает силу духовного воздействия настоящего коммуниста на окружающих.

В социально-психологическом романе «Разгром» автор рассказывает о годах Гражданской войны. Композиция и сюжет произведения построены таким образом, чтобы можно было ярко и полно показать ростки нового сознания в душах бойцов партизанского отряда. По мнению автора, это неизбежный результат революционных событий. Фадеев, доказывая эту идею, соединил два различных жанра - эпопею и роман. Поэтому и сюжет произведения получился очень разветвленным, в котором переплетаются различные характеры и события.

Предпосылки создания романа

Александр Фадеев стал писателем «нового времени». Для отображения действительности он пытался показать соответствующее настроение и вводил новые образы в литературу. Задачей писателя было создать героя революции, который был бы понятен новому, в основном малограмотному, читателю. По замыслу, мысли и язык книги должны были быть доступны людям, не имеющим достаточного образования. По-иному нужно было подойти и к вопросам духовных ценностей, в другом ракурсе представить и такие понятия, как гуманизм, любовь, верность, долг, борьба, героизм.

Дата написания

В этот переломный для страны момент, с 1924 по 1926 год, Александр Фадеев пишет роман «Разгром», который «вырос» из рассказа «Метелица». Писатели, посвятившие свои творения Гражданской войне, пытались как-то «сгладить» острые углы, сдерживали своих героев, не давая им опуститься до предела. У Фадеева же, напротив, герои бывают беспощадными, бесчестными и жестокими. Ужасные условия, в которых они находятся, его персонажи оправдывают тем, что это служит защите и победе революции. Служением высшей идее они оправдывают все поступки и преступления, уверяя себя, что цель оправдывает средства. Такими моральными принципами и руководствуются герои Фадеева.

Идея романа

Основную идею произведения «Разгром» Фадеев определил примерно так: «В войне происходит закалка людей. Неспособное бороться отсеивается». Конечно, с позиции сегодняшнего дня, такая оценка Гражданской войны несправедлива. Но несомненной заслугой автора является то, что он сумел показать Гражданскую войну изнутри. И на первом плане его романа не военные действия, а человек. Не случайно для описания автор выбрал время, когда отряд разгромлен. Фадеев хотел показать не только успехи, но и неудачи Красной армии. В драматических событиях характеры людей раскрываются наиболее глубоко. Такова история создания «Разгрома» Фадеева.

Тема произведения

Действие романа происходит на Дальнем Востоке, где в те годы воевал и сам автор. Но на первом плане не историческая составляющая, а социально-психологические проблемы. Партизанский отряд, война - только фон для отображения внутреннего мира героев, внутренних конфликтов и психологии. Сюжет романа очень сложен, и за короткий промежуток - от начала разгрома и до прорыва - вырисовываются различные характеры героев, а также отношение к ним автора. Несколько фигур - Левинсон, Морозка, Метелица и Мечик - занимают центральное место в произведении Фадеева «Разгром».

Характеристику героев рассмотрим более подробно. Все они находятся в равных условиях, что наиболее точно позволяет судить о характерах этих персонажей и их поступках.

Командир отряда

Левинсон - истинный герой времени. Он является в романе воплощением героического. Родился и вырос в рабоче-крестьянской среде и всю свою жизнь посвятил служению народу. В душе этого человека живет мечта о светлом и сильном человеке - именно таким, по его представлению, и должен быть новый человек революции. Командир отряда - человек долга, «особый», холодный и непоколебимый, «правильной породы», ставящий только дело превыше всего. Он знал, что люди пойдут за сильным и уверенным человеком. И он умел им быть.

Левинсон быстро принимает решения, действует уверенно, ни с кем не делится своими чувствами и мыслями, «преподносит готовые да или нет». Его героизм основан на непоколебимой вере в свои идеалы; конечной целью оправдана «даже смерть». Эта уверенность и дает ему моральное право на жестокие приказы. Ради великой идеи можно многое допустить: отобрать единственную свинью у корейской семьи с шестью детьми (в конце концов, не за их ли будущее сражается отряд?); отравить раненого товарища, иначе он затормозит отступление отряда...

Но Левинсону непросто оставаться холодным и неприступным: он страдает, узнав об убийстве Фролова, не скрывает слез, когда узнает о смерти молодого Бакланова. Ему жаль и корейца, и его детей, и своих, страдающих от цинги и малокровия, но он не останавливается ни перед чем, главное для него - выполнять задание большевистского центра. Он думает о будущем и настоящем: «Как можно говорить о прекрасном человеке, если миллионы людей вынуждены жить невыносимо скудной и жалкой жизнью?»

Метелица

Выделяется в произведении и бывший пастух Метелица. Гордость всего отряда - взводный Метелица, которого командир ценит за «необыкновенную цепкость» и «жизненную силу». В число основных героев он выдвинулся только к середине романа. Автор объяснил это тем, что увидел необходимость раскрыть более подробно характер этого героя. Перекраивать роман было поздно, и эпизод с этим персонажем несколько нарушил гармоничность повествования. Метелица явно симпатичен автору произведения «Разгром» - Александру Александровичу Фадееву. Во-первых, это видно по внешнему виду героя: стройный богатырь, в нем била «необыкновенная ценность» и «жизненная сила». Во-вторых, образ жизни героя - живет, как хочется, ни в чем себя не ограничивает, горячий, смелый и решительный человек. В-третьих, поступки Метелицы доказывают положительную индивидуальность этого героя: он бесстрашно ходит в разведку, достойно ведет себя в плену, ради других принимает смерть. Он смел и решителен.

Находясь в плену, Метелица спокойно размышляет о смерти и желает только одного - умереть достойно. Он держится гордо и независимо и бросается на спасение пастушонка, который не захотел выдать разведчика белым. Храбрость Метелицы восхищает окружающих. Таким был он и до войны, в трудовой жизни, а революция помогла герою не растерять свои лучшие качества. В романе он - как дополнение Левинсона: решительность Метелицы как бы дополняет сомнения и опыт командира. Это видно из того, как ловко командир подменяет стремительный план Метелицы более осторожным и спокойным. Попав в плен, он понимает безвыходность своего положения. Но ведет себя как настоящий герой и хочет показать тем, кто будет его убивать, что «не боится и презирает их». По мнению автора, новый герой и должен быть проникнут классовой ненавистью, которая способна из рядового бойца сделать настоящего героя.

Морозка

Иван Морозов или, как его называют, Морозка, не искал в жизни легких путей. Это разбитной и болтливый парень лет двадцати семи, шахтер. Он всегда шел давно выверенными тропами. Морозка испытывает сострадание к Мечику и спасает его. Морозка проявил храбрость, но все же считал Мечика каким-то «чистеньким» и презирал этого человека. Парня сильно задевает, что Варя влюбляется в Мечика, он возмущенно вопрошает: «И в кого? В энтого, маминова?» И с презрением называет соперника «желторотым», от боли и от злости. В личных отношениях он терпит крах. Ближе Вари у Ивана никого нет, поэтому он ищет спасение в отряде, у своих товарищей.

Когда он крадет дыни, он очень боится, что за этот проступок его выгонят из отряда. Для него даже мысль об этом невыносима, настолько тесно он живет жизнью отряда, сжился с этими людьми. Да и идти ему некуда. На собрании говорит, что за каждого из них «по капельке» кровь свою «отдал бы» не сомневаясь. Он уважает своих командиров - Левинсона, Дубова, Бакланова - и пытается им подражать. Они так же видели в парне не только хорошего бойца, но и добродушного, отзывчивого человека, и во всем его поддерживали и доверяли. В последнюю разведку отправили именно его. И Морозка оправдывает их доверие - ценой своей жизни он предупреждает своих товарищей об опасности. Даже в последние минуты он думает о других. Вот за это и любит Фадеев главного героя «Разгрома» - за преданность и отвагу, за доброту, ведь не стал Морозка мстить Мечику за Варю.

Мечик

Героическим образам Морозки и Метелицы противопоставлен образ Мечика. Это девятнадцатилетний юноша, который пришел в отряд добровольно, чтобы потешить свое тщеславие. Чтобы проявить себя хоть как-то, он рвется в самые горячие места. С членами отряда ему сблизиться не удается, потому что любит он прежде всего себя. У него появилась мысль о дезертирстве, хотя никто его в отряд не гнал - он пришел сам. Это означает только одно: он пришел сюда не служить делу, а просто покрасоваться своей доблестью. Он и стоит как бы в стороне от остальных. И когда он дезертирует, читатель не удивляется.

Левинсон называет Мечика слабым и ленивым, «никчемным пустоцветом». Он заслужил такое отношение. Эгоист, который ценит себя высоко, никак не подтверждает этого поступками. В решительные моменты он, сам того не осознавая, поступает подло. Его эгоистичная натура раскрылась уже тогда, когда он позволил наступить на фотографию девушки, и сам же затем порвал ее. Он рассердился на свою лошадь за непривлекательный вид и перестал ухаживать за животным, обрекая на непригодность. Именно Мечик виноват в смерти Морозки. Страшно то, что после предательства его мучает мысль не о гибели друзей, а о том, что он, Мечик, «испачкал» свою незапятнанную душу.

И все же в романе Александра Фадеева «Разгром» он не есть воплощение зла. Скорее всего, причина его неудач в том, что Мечик - выходец из другого социального слоя, представитель «гнилой интеллигенции». Ему не привиты черты, присущие другим членам отряда, которые в большинстве своем выходцы из народа, - грубые, смелые, преданные народу и любящие его. В Мечике живо стремление к прекрасному. Его потрясла смерть Фролова. Он неопытен, юн и боится не понравиться тем, среди кого ему предстоит жить. Возможно, это заставляет его поступать так неестественно.

Товарищи по оружию

Продолжая анализ «Разгрома» Фадеева, познакомимся с членами отряда. Те, кто окружает Левинсона, такие же преданные идее люди. Его помощник Бакланов во всем подражает командиру. Взводный Дубов, бывший шахтер, честный и преданный человек, которого можно отправить на самые ответственные участки. Подрывник Гончаренко - проницательный и надежный красноармеец.

Рядовые товарищи Левинсона знают свою внутреннюю силу, но, обремененные ежедневной суетой, «чувствуют свою слабость» и «передоверяют» себя более сильным товарищам вроде Бакланова, Дубова, Левинсона. Как показал анализ «Разгрома», Фадеев, чтобы ярче высветить в персонажах героическое, создает антигероические образы, такие как Чиж и Мечик. Они рады увильнуть «от дневальства, от кухни», отступить или предать, они всегда такие «чистенькие» и «с правильной речью».

Сюжет романа

Продолжаем анализ «Разгрома» Фадеева. Эпический сюжет романа строится на рассказе о разгроме партизанского отряда. В экспозиции - передышка в войне на Дальнем Востоке, когда партизанский отряд расположился на отдых. Завязкой произведения служит получение из штаба пакета с указанием - «сохранить небольшие, но крепкие боевые единицы». Развитием действия в произведении служат маневры отряда, который отрывается от преследующих его колчаковцев и японцев. Кольцо окружения непоправимо сжимается, и кульминационной сценой в романе является ночной бой на болоте, в котором проверяется, кто и что собой представляет. Сразу за кульминацией следует развязка - остатки отряда, выбравшись из болот, попадают в засаду и почти все погибают под пулеметным огнем. В живых остаются только девятнадцать бойцов.

Композиция произведения

Завершая анализ «Разгрома» Фадеева, рассмотрим композицию романа, которая имеет некоторые особенности. Одна из них - неторопливое развертывание событий. Почти все произведение представляет собой как бы развитие действия, и только в двух последних главах - кульминация и развязка. Такое построение объясняется жанровой особенностью произведения. «Разгром» - это социально-психологический роман, целью которого является изображение человеческих характеров и значимых перемен в сознании героев в ходе революционной борьбы. Особенность романа также в том, что Фадеев искусно переплетает эпический сюжет и отдельные сюжетные линии героев.

Например, предысторию Морозки вводит в тот момент, когда он едет с пакетом в отряд Шалдыбы. Вот эту событийную паузу, пока ординарец едет, автор и заполняет рассказом о прошлой жизни героя. Таким же образом автор изобразил немало существенных деталей из прежней жизни Мечика, Бакланова, Левинсона, Вари, Метелицы, Дубова. Благодаря такому построению герои Фадеева получились яркими и убедительными. Автор выбрал прямой порядок повествования, где каждая глава - это самостоятельный рассказ, в центре которого стоит отдельный персонаж.

Роман «Разгром» построен очень удачно и имеет динамичный сюжет. При этом автор не ограничивается хроникой разгрома отряда Левинсона, характеры героев и проблемы Фадеев в «Разгроме» раскрывает не только через общий сюжет, но и через их взаимодействие и сопоставление.

Командир парти-зан-ского отряда Левинсон прика-зы-вает орди-нарцу Морозке отвезти пакет в другой отряд. Морозке не хочется ехать, он пред-ла-гает послать кого-нибудь другого; Левинсон спокойно прика-зы-вает орди-нарцу сдать оружие и отправ-ляться на все четыре стороны. Морозка, одумав-шись, берет письмо и отправ-ля-ется в путь, заметив, что «уйтить из отряда» ему никак нельзя.

Далее следует предыс-тория Морозки, который был шахтером во втором поко-лении, все в жизни делал бездумно — бездумно женился на гулящей откат-чице Варе, бездумно ушел в восем-на-дцатом году защи-щать Советы. На пути к отряду Шалдыбы, куда орди-нарец и вез пакет, он видит бой партизан с япон-цами; парти-заны бегут, бросив ране-ного парнишку в город-ском пиджачке. Морозка подби-рает ране-ного и возвра-ща-ется в отряд Левин-сона.

Ране-ного звали Павлом Мечиком. Очнулся он уже в лесном лаза-рете, увидел доктора Сташин-ского и медсестру Варю (жену Морозки). Мечику делают пере-вязку. В предыс-тории Мечика сооб-ща-ется, что он, живя в городе, хотел геро-и-че-ских подвигов и поэтому отпра-вился к парти-занам, но, когда попал к ним, разо-ча-ро-вался. В лаза-рете он пыта-ется разго-во-риться со Сташин-ским, но тот, узнав, что Мечик был близок в основном с эсерами-макси-ма-ли-стами, не распо-ложен гово-рить с раненым. Мечик не понра-вился Морозке сразу, не понра-вился и позже, когда Морозка навещал свою жену в лаза-рете. На пути в отряд Морозка пыта-ется украсть дыни у сель-ского пред-се-да-теля Рябца, но, застиг-нутый хозя-ином, вынужден рети-ро-ваться. Рябец жалу-ется Левин-сону, и тот прика-зы-вает забрать у Морозки оружие. На вечер назначен сель-ский сход, чтобы обсу-дить пове-дение орди-нарца. Левинсон, потол-кав-шись между мужи-ками, пони-мает окон-ча-тельно, что японцы прибли-жа-ются и ему с отрядом нужно отсту-пать. К назна-чен-ному часу соби-ра-ются парти-заны, и Левинсон изла-гает суть дела, пред-лагая всем решить, как быть с Морозкой. Партизан Дубов, бывший шахтер, пред-ла-гает выгнать Морозку из отряда; это так подей-ство-вало на Морозку, что тот дает слово, что больше ничем не опозорит звание парти-зана и бывшего шахтера. В одну из поездок в лазарет Морозка дога-ды-ва-ется, что у его жены и Мечика возникли какие-то особенные отно-шения, и, никогда не ревно-вавший Варю ни к кому, на этот раз чувствует злобу и к жене, и к «мамень-ки-ному сынку», как он назы-вает Мечика.

В отряде все считают Левин-сона чело-веком «особой, правильной породы». Всем кажется, что командир все знает и все пони-мает, хотя Левинсон испы-тывал сомнения и коле-бания. Собрав со всех сторон сведения, командир прика-зы-вает отряду отсту-пать. Выздо-ро-вевший Мечик приходит в отряд. Левинсон распо-ря-дился выдать ему лошадь — ему доста-ется «слез-ливая, скорбная кобыла» Зючиха; обиженный Мечик не знает, как обхо-диться с Зючихой; не умея сойтись с парти-за-нами, он не видит «главных пружин отря-до-вого меха-низма». Вместе с Бакла-новым его послали в разведку; в деревне они наткну-лись на япон-ский патруль и в пере-стрелке убили троих. Обна-ружив основные силы японцев, развед-чики возвра-ща-ются в отряд.

Отряду нужно отсту-пать, нужно эваку-и-ро-вать госпи-таль, но нельзя брать с собой смер-тельно ранен-ного Фролова. Левинсон и Сташин-ский решают дать боль-ному яду; Мечик случайно слышит их разговор и пыта-ется поме-шать Сташин-скому — тот кричит на него, Фролов пони-мает, что ему пред-ла-гают выпить, и согла-ша-ется.

Отряд отсту-пает, Левинсон во время ночевки идет прове-рять караулы и разго-ва-ри-вает с Мечиком — одним из часовых. Мечик пыта-ется объяс-нить Левин-сону, как ему (Мечику) плохо в отряде, но у коман-дира оста-ется от разго-вора впечат-ление, что Мечик «непро-хо-димый путаник». Левинсон посы-лает Мете-лицу в разведку, тот проби-ра-ется в деревню, где стоят казаки, заби-ра-ется во двор дома, где живет начальник эскад-рона. Его обна-ру-жи-вают казаки, сажают его в сарай, наутро его допра-ши-вают и ведут на площадь. Там вперед выходит человек в жилетке, ведя за руку испу-ган-ного пасту-шонка, кото-рому Мете-лица нака-нуне в лесу оставил коня. Казачий начальник хочет «по-своему» допро-сить маль-чика, но Мете-лица броса-ется на него, стре-мясь его заду-шить; тот стре-ляет, и Мете-лица поги-бает.

Казачий эскадрон отправ-ля-ется по дороге, его обна-ру-жи-вают парти-заны, устра-и-вают засаду и обра-щают казаков в бегство. Во время боя убивают коня Морозки; заняв село, парти-заны по приказу Левин-сона расстре-ляли чело-века в жилетке. На рассвете в село направ-ля-ется враже-ская конница, поре-девший отряд Левин-сона отсту-пает в лес, но оста-нав-ли-ва-ется, так как впереди трясина. Командир прика-зы-вает гатить болото. Перейдя гать, отряд направ-ля-ется к мосту, где казаки устроили засаду. Мечик отправлен в дозор, но он, обна-ру-женный каза-ками, боится преду-пре-дить партизан и бежит. Ехавший за ним Морозка успе-вает выстре-лить три раза, как было услов-лено, и поги-бает. Отряд броса-ется на прорыв, оста-ется девят-на-дцать человек.

Роман Фадеева до сих пор вызывает бурную полемику. Его герои настоящие, живые, но многие видят в них государственный заказ и советскую революционную пропаганду. И хотя история сейчас повернулась против «красных», по-прежнему в стране существуют миллионы людей, которым близка позиция Морозки и Левинсона, но есть и те, которые симпатизируют Мечику, они против добра и свободы, перемешанных с кровью.

Автор написал роман в 25 лет, но, несмотря на это, работа была достаточно зрелой. Критики сразу отметили дарование писателя. Произведение принесло ему успех и признание, ведь идеологическая основа книги очень подходила к политическому курсу нового государства. Действие в «Разгроме» разворачиваются во время Гражданской войны в Уссурийском крае. Александр Александрович сам сражался в 1920-е годы на Дальнем Востоке против армии Колчака и Семенова и лично испытал тяготы сражений. Поэтому описания боевых вылазок и фронтовой жизни выглядит столь убедительно и живо, как будто читатель сам был свидетелем этих событий и теперь слушает ностальгический рассказ товарища тех лет.

Главная мысль

Об основной идее произведения Фадеев говорил так:

Первая и основная мысль: в гражданской войне происходит отбор человеческого материала, все враждебное сметается революцией, все неспособное к настоящей революционной борьбе, случайно попавшее в лагерь революции, отсеивается, а все поднявшееся из подлинных корней революции, из миллионных масс народа закаляется, растет, развивается в этой борьбе. Происходит огромнейшая переделка людей. Эта переделка происходит успешно потому, что революцией руководят передовые представители рабочего класса - коммунисты, которые ясно видят цель движения и которые ведут за собой более отсталых и помогают им перевоспитываться».

И, действительно, на протяжении повествования, в центре которого находятся три героя, мы видим, как они меняются. Автор подробно описывает их переживания, мечты, желания, страдания, мысли. Многие критики даже обвиняли Фадеева в излишнем внутреннем зондировании персонажей, в ненужной «толстовщине». Но без этого было бы просто невозможно раскрыть образы Морозки, Мечика и Левинсона. Писателю удалось перебороть поверхностность соцреализма и сохранить в литературе психологизм, типичный для классической русской прозы.

Образ Морозки

Герои — представители разных слоев общества, с разной судьбой, но их объединила революция. Они оказались в одном отряде, бок о бок сражаясь с врагом, испытывая каждый день похожие чувства. Автор подробно описывает развитие каждого из них.

Морозка – шахтерский парень, с детства живущий физически тяжелой, но безалаберной жизнью. В 12 лет он уже начал работать на шахте, научился материться и пить водку. Фадеев пишет, что Морозка попал в отряд, скорее всего, необдуманно, просто тогда по-другому нельзя уже было поступить. Получается, что появился он вместе с женой Варькой у партизан случайно, неосознанно, туда его завела сама судьба. Но в первой главе мы видим, что Морозка дорожит своим местом в отряде и ни за что его не покинет, это стало смыслом его никчемной, бесцельной жизни. В нем изначально есть способность реализовывать настоящие честные дела, но также он может с легкостью совершить низкий, позорящий его поступок. Морозка не выдает своих товарищей, спасает жизнь Мечику, но после ворует бахчи у Рябца, с которым спал под одним одеялом и жил у него. Позже Морозка меняется. Автор так описывает его развитие: «Он думал еще о том, что жизнь становится хитрей, старые сучанские тропы зарастают, приходится самому выбирать Дорогу». Это говорит о том, что герой уже вполне осознанно выбирает свой путь. Дальше Морозка уже сам принимает решения. На суде он обещает, что больше никогда не посмеет опозорить их отряд, говорит, что готов кровь за каждого из них пролить. Солдат давно стал неотъемлемой частью отряда, это его самые родные люди, за которых он в финале романа без раздумий отдает жизнь. Такие люди нужны революции. В них нет эгоизма, и товарищей они любят больше, чем себя.

Образ Левинсона

Левинсон совершенно другой. Он командир отряда и для большинства партизан является примером для подражания. Все считают его самым сильным, храбрым, умным человеком, который всегда знает, как правильно поступить. На самом же деле Левинсон рос в обычной еврейской семье, помогал отцу торговать поддержанной мебелью, боялся мышей и был во многом похож на своих партизан. Но он знал, что сможет вести за собой людей только, глубоко спрятав все свои страхи и тревоги, он должен быть для них примером для подражания. Левинсон так же, как Морозка, любит своих товарищей больше, чем себя и свои страдания. Он точно знает, что есть важное дело, ради которого он живет и готов на все.

Образ Мечика

Мечик – прямая противоположность Морозке. Парень из интеллигентной семьи, окончил гимназию и попал в отряд по собственному желанию, только у него были совершенно другие представления о революции, борьбе, они слишком книжные, романтичные. В жизни все оказалось иначе, но Мечик не сразу понял, что это не его среда. Автор показывает его длинный путь к предательству.

Фадеев сразу представляет его глазами Морозки, который не любит таких слишком уж чистеньких людей, его опыт говорит, что это ненадежные товарищи, которым верить нельзя. Но сначала Мечик хотел борьбы и движения, в нем бурлила молодая горячая кровь. Он сразу не был принят партизанами, так как сильно отличался от них внешне. Увидев настоящих, живых людей — грубых, грязных, неотесанных — он разочаровался. Образ Мечика написан наиболее подробно, так как важно знать, как вроде хорошие ребята становятся предателями. Фадеев досконально описывает этот процесс. Автор пишет о нем без презрения, он как будто оправдывает его грехопадение. Ведь это сами партизаны не приняли его, и главной причиной этого было то, что он принадлежал к другому классу. Его постоянно обижали, над ним издевались и потешались. Он был всегда, по сути, один, а одиночество толкает людей на отчаянные поступки. Мечик, к сожалению, попал не в свою среду, но уйти по-хорошему было уже нельзя. Фадеев оставляет его в живых, ему придется жить со своим предательством. Герой сможет себя оправдать, так как больше всего на свете любит только себя, такого, каков он есть. Таким, как он, не место в революционных рядах. Он слишком слаб для борьбы.

Основные проблемы

Когда речь идет о большом и ответственном деле, важно понимать все его аспекты и если уж браться за него, то стоять до конца. Если метаться по сторонам, то ничего хорошего не выйдет. В этом смысле центральной в романе является проблема предательства. Именно ей автор отводит много времени и сил. Его позиция не однобока: он не судит, а пытается понять. Так он хочет доказать людям, что не стоит рубить с плеча, если перед ними предатель. Необходимо учитывать те причины, что побудили человека им стать. В данном случае нельзя винить во всем классовую несостоятельность интеллигенции, как поспешили сделать советские литературоведы по указке «сверху». Корни нравственного преступления гораздо глубже, ведь перед нами почти библейский сюжет: отречение апостола Петра от своего учителя. Именно так поступил Мечик, и его предательство тоже было предсказано. Значит, проблема нравственного выбора стояла перед человечеством с самого первого дня и стоит до сих пор в неизменном виде. Кто-то изначально не имеет стойкости духа, чтобы отстаивать свои убеждения, поэтому на распутье выбирает кривую дорожку, чтобы спасти свою жизнь.

Так же автор нашел в себе смелость посмотреть на революцию с разных точек зрения. Кто-то воображает ее романтическим устремлением, а кто-то видит реальную борьбу с кровью, потом и смертью на каждом шагу. Однако реалист рискует стать циником и мясорубом, идя к цели, несмотря ни на что. И романтик может сломаться и свернуть с пути ценой немалых жертв. Важно соблюсти равновесие и воспринимать революцию трезво, но при этом повиноваться высшим нравственным законам и следовать за идеалом, не соглашаясь на компромиссы.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!