Ремонт Дизайн Мебель

Герб княжества. Гербы древних русских городов - золотое кольцо - - предметы советской жизни

История герба России со времен днепровских славян по наши дни. Георгий Победоносец, двуглавый орел, советский герб. Изменения в гербе. 22 изображения

В Древней Руси как такого герба, конечно, еще не было. У славян в VI-VIII веках нашей эры существовали затейливые орнаменты, символизировавшие ту или иную территорию. Об этом ученые узнали благодаря исследованию захоронений, в некоторых из которых сохранились фрагменты женской и мужской одежды с вышивками.

Во времена Киевской Руси у великих князей существовали свои княжеские печати, на которых помещались изображения атакующего сокола - родового знака Рюриковичей.

Во Владимирской Руси у Великого князя Александра Ярославовича Невского на княжеской печати появляется изображение Георгия Победоносца с копьем. В последствии этот знак копейщика появляется на лицевой стороне монеты (копейки) и его уже можно считать первым настоящим полноценным гербом Руси.

В Московской Руси , при Иване III, сочетавшемся династическим браком с племянницей последнего византийского императора Софьей Палеолог, появляется изображение двуглавого византийского орла. На царской печати Ивана III Георгий Победоносец и Двуглавый орел изображаются на равных. Великокняжеская печать Ивана III, скрепила в 1497 году его "меновую и отводную" грамоту на земельные владения удельных князей. С этого момента Двуглавый орел становится государственным гербом нашей страны.

Время правления великого князя Ивана III (1462-1505 гг.) - важнейший этап складывания единого Российского государства. Ивану III удалось окончательно ликвидировать зависимость от Золотой Орды, отразив в 1480 году поход монгольского хана против Москвы. В состав Великого княжества Московского вошли ярославские, новгородские, тверские, пермские земли. Страна стала активно развивать связи с другими государствами Европы, ее внешнеполитическое положение укрепилось. В 1497 году был принят первый общерусский Судебник - единый свод законов страны. Тогда же изображения вызолоченного двуглавого орла на красном поле появились на стенах Гранатовитой палаты в Кремле.

Середина XVI века

Начиная с 1539 года изменяется тип орла на печати великого князя Московского. В эпоху Ивана Грозного на золотой булле (государственной печати) 1562 года в центре двуглавого орла появилось изображение Георгия Победоносца - одного из древнейших символов княжеской власти на Руси. Георгий Победоносец помещен в щите на груди двуглавого орла, коронованного одной или двумя коронами, увенчанными крестом.

Конец XVI – начало XVII веков

В правление царя Федора Ивановича между коронованными головами двуглавого орла появляется знак страстей Христовых – голгофский крест. Крест на государственной печати был символом православия, придающим религиозную окраску гербу государства. Появление голгофского креста в гербе России совпадает со временем утверждения в 1589 году патриаршества и церковной независимости России.

В XVII веке православный крест часто изображался на русских знаменах. Знамена иноземных полков, входивших в состав русского войска, имели собственные эмблемы и надписи; однако на них помещался и православных крест, который указывал, что полк, воюющий под этим знаменем, служит православному государю. До середины XVII века широко использовалась печать, на которой двуглавый орел с Георгием Победоносцем на груди коронован двумя коронами, а между голов орла возвышается православный восьмиконечный крест.

XVII век.

Закончилось Смутное время, Россия отразила претензии на престол польской и шведской династий. Были побеждены многочисленные самозванцы, подавлены полыхавшие в стране восстания. С 1613 года по решению Земского собора в России стала править династия Романовых. При первом царе этой династии – Михаиле Федоровиче - Государственный герб несколько меняется. В 1625 году впервые двуглавый орел изображается под тремя коронами . В 1645 году при втором царе династии – Алексее Михайловиче - появилась первая Большая государственная печать, на которой двуглавый орел с Георгием Победоносцем на груди коронован тремя коронами. С этого времени постоянно использовался именно такой тип изображения.

Следующий этап изменения Государственного герба наступил после Переяславской Рады, вхождения Украины в состав Российского государства. К жалованной грамоте царя Алексея Михайловича Богдану Хмельницкому от 27 марта 1654 года приложена печать, на которой впервые двуглавый орел под тремя коронами изображен держащим в когтях символы власти: скипетр и державу .

C этого момента орел стал изображаться с поднятыми крыльями .

В 1654 году кованый двуглавый орел был установлен на шпиле Спасской Башне Московского Кремля.

В 1663 году впервые в русской истории из-под печатного станка в Москве вышла Библия - главная книга христианства. Не случайно в ней был изображен Государственный герб России и давалось его стихотворное "объяснение":

Тремя венцами орел восточный сияет,

Веру, надежду, любовь к Богу являет,

Крыла простер, объемлет все мира конца,

Север, юг, от востока аж до запада солнца

Простертыми крыльями добро покрывает.

В 1667 году, после долгой войны России с Польшей из-за Украины, было заключено Андрусовское перемирие. Для скрепления этого договора была изготовлена Большая печать с двуглавым орлом под тремя коронами, со щитом с Георгием на груди, со скипетром и державой в лапах.

Петровское время

В годы правления Петра I в государственную геральдику России вошла новая эмблема - орденская цепь ордена Св. апостола Андрея Первозванного. Этот орден, утвержденный Петром в 1698 году, стал первым в системе высших государственных наград России. Святой апостол Андрей Первозванный, один из небесных патронов Петра Алексеевича, был объявлен покровителем России.

Синий косой Андреевский крест становится основным элементом знака ордена Святого Андрея Первозванного и символом военно-морского флота России. С 1699 года встречаются изображения двуглавого орла, окруженного цепью со знаком Андреевского ордена. А уже в следующем году Андреевский орден размещают на орле, вокруг щита с всадником.

Следует отметить, что уже с 1710 года (на десятилетие раньше, чем Петр I был провозглашен императором (1721 г.), а Россия - империей) - над орлом стали изображать императорские короны.

С первой четверти XVIII века цветами двуглавого орла стали коричневый (естественный) или черный.

Эпоха дворцовых переворотов, Екатерининское время

Указом императрицы Екатерины I от 11 марта 1726 года было закреплено описание герба: "Орел черный с распростертыми крыльями, в желтом поле, на нем Георгий Победоносец в красном поле". Императрица Анна Иоановна в 1736 году пригласила швейцарского гравера, который к 1740 году выгравировал Государственную печать. Центральную часть матрицы этой печати с изображением двуглавого орла использовали до 1856 года. Таким образом, тип двуглавого орла на Государственной печати оставался неизменным более ста лет. Екатерина Великая не вносила изменений в государственный герб, предпочитая сохранять преемственность и традиционализм.

Павел Первый

Император Павел I Указом от 5 апреля 1797 года разрешил членам императорской фамилии использовать в качестве своего герба изображение двуглавого орла.

В короткое время правления императора Павла I (1796-1801 гг.) Россия вела активную внешнюю политику, столкнувшись с новым для себя противником - наполеоновской Францией. После того как французские войска заняли средиземноморский остров Мальту, Павел I взял Мальтийский орден под свое покровительство, став гроссмейстером ордена. 10 августа 1799 года Павлом I был подписан Указ о включении в состав государственного герба мальтийских креста и короны. На груди орла под мальтийской короной располагался щит со Святым Георгием (Павел толковал его как "коренной герб России"), наложенный на мальтийский крест.

Павел I сделал попытку ввести полный герб Российской империи. 16 декабря 1800 года он подписал Манифест, в котором описывался этот сложный проект. В многопольном щитке и на девяти малых щитках было помещено сорок три герба. В центре находился вышеописанный герб в виде двуглавого орла с мальтийским крестом, большего, чем остальные размера. Щит с гербами наложен на мальтийский крест, а под ним опять появился знак ордена Святого Андрея Первозванного. Щитодержатели, архангелы Михаил и Гавриил, поддерживают императорскую корону над рыцарским шлемом и наметом (плащом). Вся композиция помещена на фоне сени-мантии с куполом - геральдического символа суверенитета. Из-за щита с гербами выходят два штандарта с двуглавым и одноглавым орлами. Этот проект не был окончательно утвержден.

Вскоре после вступления на престол император Александр I Указом от 26 апреля 1801 года убрал мальтийские крест и корону с герба России.

Первая половина XIX века

Изображения двуглавого орла в это время очень разнообразны: он мог иметь и одну и, и три короны; в лапах - не только ставшие уже традиционными скипетр и державу, но и венок, молнии (перуны), факел. По-разному изображались крылья орла - поднятыми, опущенными, расправленными. В известной мере на изображение орла повлияла тогдашняя европейская мода, общая для эпохи ампира.

При императоре Николае Павловиче Первом официально было закреплено одновременное существование двух типов государственного орла.

Первый тип - орел с расправленными крыльями, под одной короной, с образом Святого Георгия на груди и со скипетром и державой в лапах. Второй тип представлял собой орла с поднятыми крыльями, на которых изображались титульные гербы: на правом - Казанский, Астраханский, Сибирский, на левом - Польский, Таврический, Финляндский. Некоторое время имела хождение и другая версия - с гербами трех "главных" древнерусских Великих Княжеств (Киевского, Владимирского и Новгородской земли) и трех царств - Казанского, Астраханского и Сибирского. Орел под тремя коронами, со Святым Георгием (как гербом Великого княжества Московского) в щитке на груди, с цепью ордена Святого Андрея Первозванного, со скипетром и державой в лапах.

Середина XIX века

В 1855-1857 годах в ходе геральдической реформы, тип государственного орла был изменен под влиянием германских образцов. Тогда же Святой Георгий на груди орла в соответствии с правилами западноевропейской геральдики стал смотреть влево. Рисунок Малого герба России, исполненный Александром Фадеевым, был высочайше утвержден 8 декабря 1856 года. Этот вариант герба отличался от предшествующих не только изображением орла, но и количеством "титульных" гербов на крыльях. На правом помещались щиты с гербами Казани, Польши, Херсонеса Таврического и объединенным гербом Великих Княжеств (Киевского, Владимирского, Новгородского), на левом - щиты с гербами Астрахани, Сибири, Грузии, Финляндии.

11 апреля 1857 года последовало Высочайшее утверждение всего комплекта государственных гербов. В него вошли: Большой, Средний и Малый, гербы членов императорской фамилии, а также "титульные" гербы. Одновременно были утверждены рисунки Большой, Средней и Малой государственных печатей, ковчегов (футляров) для печатей, а также печатей главных и низших присутственных мест и лиц. В общей сложности одним актом утвердили сто десять рисунков. 31 мая 1857 года Сенат опубликовал Указ с описанием новых гербов и норм их употребления.

Большой Государственный герб 1882 года.

24 июля 1882 года Император Александр III утвердил рисунок Большого Герба Российской империи, на котором была сохранена композиция, но изменены детали, в частности фигуры архангелов. Кроме того, императорские короны стали изображать наподобие реальных алмазных венцов, использовавшихся при коронации.

Окончательно рисунок Большого герба империи был утвержден 3 ноября 1882 года, когда к титульным гербам добавили герб Туркестана.

Малый Государственный герб 1883 года

23 февраля 1883 года были утверждены Средний и два варианта Малого герба. В январе 1895 года было высочайше повелено оставить без перемен рисунок государственного орла, выполненный академиком А. Шарлеманем.

Последний по времени акт - "Основные положения государственного устройства Российской империи" 1906 года - подтвердил все предшествующие законоположения, касающиеся Государственного герба.

Государственный герб Временного правительства

После Февральской революции 1917 года власть в России получили масонские организации, которые сформировали свое Временное правительство и, в том числе, комиссию по подготовке нового герба России. Одним из ведущих художников в комиссии был Н. К. Рерих (он же Сергей Макрановский), известный масон, впоследствии украсивший масонской символикой еще и дизайн американского доллара. Масоны общипали герб и лишили его вех державных атрибутов – короны, скипетра, державы, крылья орла были безвольно опущены вниз, что символизировало покорность русского государства масонским замыслам.. Впоследствии, после победы августовской революции 1991 года, когда масоны снова почувствовали силу, изображении Двуглавого орла, принятое в феврале 1917 года должно было снова стать официальным гербом России. Масонам удалось даже разместить изображение своего орла на аверсе современных российских монет, где его можно видеть по сей день. Изображение орла, образца февраля 1917 года, продолжали использовать в качестве официального и после Октябрьской революции, вплоть до принятия нового советского герба 24 июля 1918 года.

Государственный герб РСФСР 1918-1993 гг.

Летом 1918 года советское правительство окончательно решило порвать с исторической символикой России, и принятая 10 июля 1918 года новая Конституция провозгласила в государственном гербе не древние византийские, а политические, партийные символы: двуглавый орел был заменен красным щитом, на котором изображались перекрещенные серп и молот и восходящее солнце как знак перемен. С 1920 года вверху на щите помещалось сокращенное название государства - РСФСР. Щит окаймляли пшеничные колосья, закрепленные красной лентой с надписью "Пролетарии всех стран, соединяйтесь". Позднее это изображение герба было утверждено в Конституции РСФСР.

60 лет спустя, весной 1978 года, воинская звезда, ставшая к этому времени частью герба СССР и большинства республик, вошла в герб РСФСР.

В 1992 году вступило в силу последнее изменение герба: аббревиатура над серпом и молотом была заменена надписью "Российская Федерация". Но это решение почти не выполнялось, ибо советский герб с его партийной символикой уже не соответствовал политическому устройству России после крушения однопартийной системы правления, идеологию которой он воплощал.

Государственный герб СССР

После образования Союза ССР в 1924 году был принят Государственный герб СССР. Историческая суть России как державы перешла именно к СССР, а не к РСФСР, которая играла подчиненную роль, поэтому именно герб СССР следует рассматривать как новый герб России.

Конституция СССР, принятая II съездом Советов 31 января 1924 года, официально узаконила новый герб. Поначалу он имел по три витка красной ленты на каждой половине венка. На каждом витке помещался девиз "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!" на русском, украинском, белорусском, грузинском, армянском, тюрко-татарском языках. В середине 1930-х годов добавился виток с девизом на латинизированном тюркском, а русский вариант перекочевал на центральную перевязь.

В 1937 году число девизов на гербе достигло 11. В 1946 году - 16. В 1956 году, после ликвидации шестнадцатой республики в составе СССР, Карело-финской, девиз на финском языке был удалён с герба, до конца существования СССР на гербе оставалось 15 лент с девизами (одна из них – русский вариант – на центральной перевязи).

Государственный герб Российской Федерации 1993 года.

5 ноября 1990 года Правительство РСФСР приняло постановление о создании Государственного герба и государственного флага РСФСР. Для организации этой работы была создана Правительственная комиссия. После всестороннего обсуждения комиссия предложила рекомендовать Правительству бело-сине-красный флаг и герб - золотого двуглавого орла на красном поле. Окончательное восстановление этих символов произошло в 1993 году, когда Указами Президента Б. Ельцина они были утверждены в качестве государственных флага и герба.

8 декабря 2000 года Государственная Дума приняла Федеральный конституционный закон "о Государственном гербе Российской Федерации". Который был одобрен Советом Федерации и подписан Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным 20 декабря 2000 года.

Золотой двуглавый орел на красном поле сохраняет историческую преемственность в цветовой гамме гербов конца XV - XVII века. Рисунок орла восходит к изображениям на памятниках эпохи Петра Великого. Над головами орла изображены три исторические короны Петра Великого, символизирующие в новых условиях суверенитет как всей Российской Федерации, так и ее частей, субъектов Федерации; в лапах - скипетр и держава, олицетворяющие государственную власть и единое государство; на груди - изображение всадника, поражающего копьем дракона. Это один из древних символов борьбы добра со злом, света с тьмой, защиты Отечества.

Восстановление двуглавого орла как Государственного герба России олицетворяет неразрывность и преемственность отечественной истории. Сегодняшний герб России - это новый герб, но его составные части глубоко традиционны; он и отражает разные этапы отечественной истории, и продолжает их в третьем тысячелетии.

Русская Цивилизация

Шел тут, шел, да и нашел.

После кого-то из умерших стариков этот набор значков выбросили. Прямо целиком, в обложке. Картонная обложка, конечно, несколько пострадала, виден даже след чьего-то ботинка.
Зато сами значки целехоньки, даже заколки не погнуты.


Если кто-то не знает (или забыл), "Золотое кольцо" - это разработанный в советское время туристический маршрут по городам с традиционной русской архитектурой, в основном 15-18 веков (хотя кое-где встречаются и более древние постройки, и более молодые - если они архитектурно интересны). Архитектура представлена церквями, монастырями, реже - боярскими или купеческими палатами, древними укреплениями (кремлями) в разной степени сохранности. "Кольцом" этот маршрут назывался потому, что предлагаемые к посещению города располагались примерно кольцеобразно вокруг Москвы, в современных Московской, Ивановской, Владимирской, Тверской, Костромской и Ярославской областях. Классически к "Золотому кольцу" относят восемь городов: Сергиев Посад (с 1930 до 991 года - Загорск), Переславль-Залесский, Ростов Великий, Кострома, Ярославль, Иваново, Суздаль, Владимир. Москва обычно в список городов "Золотого кольца" не включалась, будучи как бы центром этого кольца.

Сам термин появился благодаря искусствоведу и литературоведу Юрию Александровичу Бычкову, который в 1967 году опубликовал в газете "Советская культура" цикл статей под общим заголовком "Золотое кольцо России".

Однако довольно быстро стало ясно, что ограничиваться только названными восемью городами сложно, поскольку древних городов с интересной историей и архитектурой гораздо больше. Так появился "расширенный" список городов "Золотого кольца", часто дискутируемый. В расширенный список вошли следующие города и поселки Центральной России: Абрамцево, Александров, Боголюбово, Гороховец, Гусь-Хрустальный, Дмитров, Калязин, Кашин, Кидекша, Кинешма, Красное-на-Волге, Муром, Мышкин, Нерехта, Палех, Плес, Покров, Рыбинск, Тутаев, Углич, Шуя, Юрьев-Польский, Юрьевец. Список этот в разных источниках варьируется, в него включают то большее, то меньшее количество городов, и иногда располагают по степени значительности или интереса с точки зрения истории и туризма.

Еще позже появилось понятие "Большого Золотого кольца", в которое включили уже больше сотни различных городов и поселков Центральной России. Конечно же, вместить все города "Большого Золотого кольца" в один маршрут было невозможно, соответственно, была разработана целая сеть маршрутов, различных по сроку поездки и ее насыщенности. Поездки были обычно автобусные, различной продолжительности - от трех-четырех до десяти дней.

С распадом СССР активная туристическая деятельность на маршрутах "Золотого кольца" почти закончилась, архитектурные памятники где-то приходили в упадок и даже разрушались без ухода, а где-то "реставрировались" по-быстрому и подешевле. Однако турфирмы и сейчас предлагают туры по городам "Золотого кольца" - как по классическому списку из восьми главных городов, так и по отдельным областям.

А теперь пора перейти непосредственно к найденному набору значков.

Так выглядит обложка со значками целиком:

1. Москва. Изображение герба Москвы любопытно. Это не изображение герба Москвы Советского времени, но и не изображение дореволюционных вариантов герба. Скорее, это некая вольная фантазия на тему "копейца" древних русских монет или печатей. Напомню, город Москва в классический перечень городов "Золотого кольца" обычно не включался, являясь "центром" этого кольца и началом туристических маршрутов:

2. Загорск (до 1930 и после 1991 года - Сергиев Посад). Город из главного списка "Золотого кольца". Герб изображен достаточно точно, с красным полем в углу щита, в нем должен был располагаться герб Москвы, как признак принадлежности к Московской губернии. Впрочем, на небольшом значке он герб Москвы неразличим:

3. Кинешма. Город, обычно включаемый только в список "Большого Золотого кольца". В наше время относится к Ивановской области, однако до революции относился к Костромской губернии, что и нашло отражение в гербе, пожалованном городу в 1779 году: в верхней части щита расположен золотой корабль в голубом поле (герб Костромы), а в нижней - два свертка полотна, как символ полотняной мануфактуры, имевшейся в городе:

4. Вязники. Тоже включался обычно в "Большое Золотое кольцо". Ныне входит в состав Владимирской области, до революции - в состав Владимирской губернии. В верхней части герба золотой лев в красном поле, в нижней - дерево (вяз) на желтом поле:

5. Муром. Включался в "расширенный" список "Золотого кольца". Город Владимирской области (губернии). В гербе в верхней части снова владимирский лев в красном поле, в нижней части щита - в лазоревом поле три калача, "которыми сей город отменно славится":

6. Плёс. Включался в "расширенный" список "Золотого кольца". Ныне город Ивановской области, до революции - Костромской губернии. В верхней части щита - костромской золотой корабль в голубом поле, в нижней - в серебряном (светло-сером) поле река с плёсом, давшим имя городу:

7. Рыбинск. Включался в "расширенный" список "Золотого кольца". Город Ярославской области (губернии). В верхней части щита золотой медведь с секирой в красном поле (герб Ярославля), в нижней - на красном поле река с пристанью и две стерляди в реке. На значке пристани что-то слабо угадываются:

8. Кострома. Город из основного списка "Золотого кольца". Город - центр Костромской области, до революции - Костромской губернии. Герб Костроме был пожалован Екатериной II в 1767 году. На гербе в лазоревом поле плывущая по синим с серебряными гребнями волнам золотая галера - ибо императрица прибыла в Кострому на галере "Тверь":

9. Шуя. Город ныне относится к Ивановской области, ранее принадлежал к Владимирской губернии. Входит в "расширенный" список городов "Золотого кольца". Герб - разделенный надвое щит, в верхней части на красном поле золотой лев с короной, держащий в лапах крест (герб Владимира), в нижней - в красном поле брус мыла, в память того, что мыловарение было самым древним промыслом города:

10. Ярославль. Город из главного списка "Золотого кольца". Герб города изображен не вполне верно. Должен быть на серебряном (сером) поле черный медведь, в левой лапе держащий золотую секиру (или протазан). Однако медведь изображен тоже золотым:

11. Гороховец. Город Владимирской области (губернии). Входит в "расширенный" список "Золотого кольца". Герб - разделенный надвое щит, в верхней части на красном поле золотой лев с короной, держащий в лапах крест (герб Владимира), в нижней - в золотом поле ростки гороха на шестах:

12. Ковров. Город включался обычно в "Большое Золотое кольцо", Владимирской области (и губернии). Герб в верхней части содержит герб Владимира, в нижней - в зеленом поле два серебряных зайца с красными глазами и языками. Считают, что наместник Екатерины II граф Воронцов весьма ценил заячью охоту в тех краях:

13. Переславль-Залесский. Входит в главный список "Золотого кольца". Город Ярославской области, ранее - Владимирской губернии. Герб в верхней части щита содержит герб губернского города Владимира, в нижней - две золотые сельди в черном поле, в знак того, что копчение сельди было одним из заметных городских промыслов:

14. Владимир. Город входит в главный список "Золотого кольца". Один из самых интересных и насыщенных памятниками городов Кольца. На гербе Владимира - в красном поле золотой лев, в короне и с крестом в лапах. Лев являлся родовым знаком Владимиро-Суздальских князей:

15. Александров. Город Владимирской области, ранее - губернии. Входит в "расширенный" список "Золотого кольца". Герб состоит из герба города Владимира в верхней части щита, а в нижней - в красном поле слесарные тиски и две наковальни, "в знак того, что в сем городе производят весьма изрядные слесарные работы":

16. Углич. Город Ярославской области (ранее - губернии), входит в "расширенный" список "Золотого кольца". В гербе города Углича отражена разыгравшаяся здесь трагедия: при неясных обстоятельствах погиб (был зарезан) малолетний царевич Дмитрий, сын Ивана Грозного. В убийстве царевича угличане сочли виновными двух дьяков, и убили их. Герб содержит в красном поле изображение благоверного царевича Дмитрия с ножом (орудием убийства) в правой руке:

17. Тутаев. Включался в "расширенный" список "Золотого кольца". До 1918 года назывался Романов-Борисоглебск и был образован слиянием в 1822 году двух самостоятельных городов - Романова и Борисоглебска, расположенных по обоим берегам Волги. Герб объединенного города был также получен объединением их первоначальных гербов: "В скошенном справа золотом щите вверху — лазоревая волнистая перевязь, сопровождаемая по сторонам узкими чёрными перевязями; внизу — венок из тринадцати красных роз с зелёными стеблями и листьями, перевязанный лазоревой лентой и имеющий внутри в серебряном поле чёрного медведя, держащего на плече левой лапой золотую секиру". А вот на значке представлен герб только одного города Романова:

18. Юрьев-Польский. Город Владимирской области и губернии. Включался в "расширенный" список "Золотого кольца". Его современное имя несколько дезориентирует, поскольку город не имеет к Польше никакого отношения, зато имеет отношение к "полю" - вторая часть имени была добавлена для того, чтобы отличать его от других городов с именем Юрьев. Его герб в верхней части содержит герб Владимира, в нижней - два кузовка, наполненных вишнями, "коими сей город изобилует". Впрочем, на значке кузовки пустые:

19. Галич. Город Костромской области и губернии, включается в список "Большого Золотого кольца". Герб Галича состоит из неравных частей щита. В верхней, большей части на красном поле расположены военные трофеи - доспех, десять знамен, секира и венчающий их Крест Иоанна Крестителя. В нижней, меньшей части на серебряном поле помещены наклоненные врозь два барабана, две литавры и пара барабанных палочек:

20. Суздаль. Город Владимирской области и губернии, входит в главный список "Золотого кольца". Наряду с Владимиром один из самых интересных городов Кольца. Герб Суздаля - щит, разделенный на два поля, вверху лазоревое, внизу красное, на их фоне сокол в княжеской короне:

21. Ростов Великий. Город Ярославской области и губернии, входит в главный список "Золотого кольца". Третий из интереснейших городов Кольца. На гербе Ростова - в красном поле серебряный олень, рога, грива и копыта золотые:

И под конец - общее впечатление от набора.

Идея вроде и неплоха, но вот исполнение её...
Обложка выполнена из низкокачественного картона, вроде того, из которого делали коробки для обуви, полиграфию назвать таковой можно лишь с очень большой натяжкой.
Вызывает некоторое недоумение и состав значков-гербов в наборе. Отсутствует герб города Иваново - восьмого города из главного списка "Золотого кольца", бессистемно включены гербы городов "расширенного" списка и списка "Большого Золотого кольца".
Сами значки небольшие, около 2 см в диаметре, из-за этого изображения гербов весьма условны и упрощены, некоторые гербы приведены с ошибками.
Само исполнение значков довольно грубое, что отчасти объясняется материалом - алюминием, однако часто упрощения нельзя объяснить только этим. Эмали и покрывающий значки лак имеют разные оттенки, что мешает воспринимать набор как единое целое.
В основном использованы изображения гербов, принятые в конце XVIII века, во времена правления Екатерины II, поскольку в советские времена городская геральдика как система отсутствовала.

Выскажу предположения, что наборы вообще комплектовались по принципу "что есть в наличии - из того и набираем". Возможно, в разных наборах и конкретный состав значков был тоже немного разным. Продавались они, видимо, в пунктах туристического маршрута "Золотого кольца" в качестве памятных сувениров.

Шел тут, шел, да и нашел.

После кого-то из умерших стариков этот набор значков выбросили. Прямо целиком, в обложке. Картонная обложка, конечно, несколько пострадала, виден даже след чьего-то ботинка.
Зато сами значки целехоньки, даже заколки не погнуты.


Если кто-то не знает (или забыл), "Золотое кольцо" - это разработанный в советское время туристический маршрут по городам с традиционной русской архитектурой, в основном 15-18 веков (хотя кое-где встречаются и более древние постройки, и более молодые - если они архитектурно интересны). Архитектура представлена церквями, монастырями, реже - боярскими или купеческими палатами, древними укреплениями (кремлями) в разной степени сохранности. "Кольцом" этот маршрут назывался потому, что предлагаемые к посещению города располагались примерно кольцеобразно вокруг Москвы, в современных Московской, Ивановской, Владимирской, Тверской, Костромской и Ярославской областях. Классически к "Золотому кольцу" относят восемь городов: Сергиев Посад (с 1930 до 991 года - Загорск), Переславль-Залесский, Ростов Великий, Кострома, Ярославль, Иваново, Суздаль, Владимир. Москва обычно в список городов "Золотого кольца" не включалась, будучи как бы центром этого кольца.

Сам термин появился благодаря искусствоведу и литературоведу Юрию Александровичу Бычкову, который в 1967 году опубликовал в газете "Советская культура" цикл статей под общим заголовком "Золотое кольцо России".

Однако довольно быстро стало ясно, что ограничиваться только названными восемью городами сложно, поскольку древних городов с интересной историей и архитектурой гораздо больше. Так появился "расширенный" список городов "Золотого кольца", часто дискутируемый. В расширенный список вошли следующие города и поселки Центральной России: Абрамцево, Александров, Боголюбово, Гороховец, Гусь-Хрустальный, Дмитров, Калязин, Кашин, Кидекша, Кинешма, Красное-на-Волге, Муром, Мышкин, Нерехта, Палех, Плес, Покров, Рыбинск, Тутаев, Углич, Шуя, Юрьев-Польский, Юрьевец. Список этот в разных источниках варьируется, в него включают то большее, то меньшее количество городов, и иногда располагают по степени значительности или интереса с точки зрения истории и туризма.

Еще позже появилось понятие "Большого Золотого кольца", в которое включили уже больше сотни различных городов и поселков Центральной России. Конечно же, вместить все города "Большого Золотого кольца" в один маршрут было невозможно, соответственно, была разработана целая сеть маршрутов, различных по сроку поездки и ее насыщенности. Поездки были обычно автобусные, различной продолжительности - от трех-четырех до десяти дней.

С распадом СССР активная туристическая деятельность на маршрутах "Золотого кольца" почти закончилась, архитектурные памятники где-то приходили в упадок и даже разрушались без ухода, а где-то "реставрировались" по-быстрому и подешевле. Однако турфирмы и сейчас предлагают туры по городам "Золотого кольца" - как по классическому списку из восьми главных городов, так и по отдельным областям.

А теперь пора перейти непосредственно к найденному набору значков.

Так выглядит обложка со значками целиком:

1. Москва. Изображение герба Москвы любопытно. Это не изображение герба Москвы Советского времени, но и не изображение дореволюционных вариантов герба. Скорее, это некая вольная фантазия на тему "копейца" древних русских монет или печатей. Напомню, город Москва в классический перечень городов "Золотого кольца" обычно не включался, являясь "центром" этого кольца и началом туристических маршрутов:

2. Загорск (до 1930 и после 1991 года - Сергиев Посад). Город из главного списка "Золотого кольца". Герб изображен достаточно точно, с красным полем в углу щита, в нем должен был располагаться герб Москвы, как признак принадлежности к Московской губернии. Впрочем, на небольшом значке он герб Москвы неразличим:

3. Кинешма. Город, обычно включаемый только в список "Большого Золотого кольца". В наше время относится к Ивановской области, однако до революции относился к Костромской губернии, что и нашло отражение в гербе, пожалованном городу в 1779 году: в верхней части щита расположен золотой корабль в голубом поле (герб Костромы), а в нижней - два свертка полотна, как символ полотняной мануфактуры, имевшейся в городе:

4. Вязники. Тоже включался обычно в "Большое Золотое кольцо". Ныне входит в состав Владимирской области, до революции - в состав Владимирской губернии. В верхней части герба золотой лев в красном поле, в нижней - дерево (вяз) на желтом поле:

5. Муром. Включался в "расширенный" список "Золотого кольца". Город Владимирской области (губернии). В гербе в верхней части снова владимирский лев в красном поле, в нижней части щита - в лазоревом поле три калача, "которыми сей город отменно славится":

6. Плёс. Включался в "расширенный" список "Золотого кольца". Ныне город Ивановской области, до революции - Костромской губернии. В верхней части щита - костромской золотой корабль в голубом поле, в нижней - в серебряном (светло-сером) поле река с плёсом, давшим имя городу:

7. Рыбинск. Включался в "расширенный" список "Золотого кольца". Город Ярославской области (губернии). В верхней части щита золотой медведь с секирой в красном поле (герб Ярославля), в нижней - на красном поле река с пристанью и две стерляди в реке. На значке пристани что-то слабо угадываются:

8. Кострома. Город из основного списка "Золотого кольца". Город - центр Костромской области, до революции - Костромской губернии. Герб Костроме был пожалован Екатериной II в 1767 году. На гербе в лазоревом поле плывущая по синим с серебряными гребнями волнам золотая галера - ибо императрица прибыла в Кострому на галере "Тверь":

9. Шуя. Город ныне относится к Ивановской области, ранее принадлежал к Владимирской губернии. Входит в "расширенный" список городов "Золотого кольца". Герб - разделенный надвое щит, в верхней части на красном поле золотой лев с короной, держащий в лапах крест (герб Владимира), в нижней - в красном поле брус мыла, в память того, что мыловарение было самым древним промыслом города:

10. Ярославль. Город из главного списка "Золотого кольца". Герб города изображен не вполне верно. Должен быть на серебряном (сером) поле черный медведь, в левой лапе держащий золотую секиру (или протазан). Однако медведь изображен тоже золотым:

11. Гороховец. Город Владимирской области (губернии). Входит в "расширенный" список "Золотого кольца". Герб - разделенный надвое щит, в верхней части на красном поле золотой лев с короной, держащий в лапах крест (герб Владимира), в нижней - в золотом поле ростки гороха на шестах:

12. Ковров. Город включался обычно в "Большое Золотое кольцо", Владимирской области (и губернии). Герб в верхней части содержит герб Владимира, в нижней - в зеленом поле два серебряных зайца с красными глазами и языками. Считают, что наместник Екатерины II граф Воронцов весьма ценил заячью охоту в тех краях:

13. Переславль-Залесский. Входит в главный список "Золотого кольца". Город Ярославской области, ранее - Владимирской губернии. Герб в верхней части щита содержит герб губернского города Владимира, в нижней - две золотые сельди в черном поле, в знак того, что копчение сельди было одним из заметных городских промыслов:

14. Владимир. Город входит в главный список "Золотого кольца". Один из самых интересных и насыщенных памятниками городов Кольца. На гербе Владимира - в красном поле золотой лев, в короне и с крестом в лапах. Лев являлся родовым знаком Владимиро-Суздальских князей:

15. Александров. Город Владимирской области, ранее - губернии. Входит в "расширенный" список "Золотого кольца". Герб состоит из герба города Владимира в верхней части щита, а в нижней - в красном поле слесарные тиски и две наковальни, "в знак того, что в сем городе производят весьма изрядные слесарные работы":

16. Углич. Город Ярославской области (ранее - губернии), входит в "расширенный" список "Золотого кольца". В гербе города Углича отражена разыгравшаяся здесь трагедия: при неясных обстоятельствах погиб (был зарезан) малолетний царевич Дмитрий, сын Ивана Грозного. В убийстве царевича угличане сочли виновными двух дьяков, и убили их. Герб содержит в красном поле изображение благоверного царевича Дмитрия с ножом (орудием убийства) в правой руке:

17. Тутаев. Включался в "расширенный" список "Золотого кольца". До 1918 года назывался Романов-Борисоглебск и был образован слиянием в 1822 году двух самостоятельных городов - Романова и Борисоглебска, расположенных по обоим берегам Волги. Герб объединенного города был также получен объединением их первоначальных гербов: "В скошенном справа золотом щите вверху — лазоревая волнистая перевязь, сопровождаемая по сторонам узкими чёрными перевязями; внизу — венок из тринадцати красных роз с зелёными стеблями и листьями, перевязанный лазоревой лентой и имеющий внутри в серебряном поле чёрного медведя, держащего на плече левой лапой золотую секиру". А вот на значке представлен герб только одного города Романова:

18. Юрьев-Польский. Город Владимирской области и губернии. Включался в "расширенный" список "Золотого кольца". Его современное имя несколько дезориентирует, поскольку город не имеет к Польше никакого отношения, зато имеет отношение к "полю" - вторая часть имени была добавлена для того, чтобы отличать его от других городов с именем Юрьев. Его герб в верхней части содержит герб Владимира, в нижней - два кузовка, наполненных вишнями, "коими сей город изобилует". Впрочем, на значке кузовки пустые:

19. Галич. Город Костромской области и губернии, включается в список "Большого Золотого кольца". Герб Галича состоит из неравных частей щита. В верхней, большей части на красном поле расположены военные трофеи - доспех, десять знамен, секира и венчающий их Крест Иоанна Крестителя. В нижней, меньшей части на серебряном поле помещены наклоненные врозь два барабана, две литавры и пара барабанных палочек:

20. Суздаль. Город Владимирской области и губернии, входит в главный список "Золотого кольца". Наряду с Владимиром один из самых интересных городов Кольца. Герб Суздаля - щит, разделенный на два поля, вверху лазоревое, внизу красное, на их фоне сокол в княжеской короне:

21. Ростов Великий. Город Ярославской области и губернии, входит в главный список "Золотого кольца". Третий из интереснейших городов Кольца. На гербе Ростова - в красном поле серебряный олень, рога, грива и копыта золотые:

И под конец - общее впечатление от набора.

Идея вроде и неплоха, но вот исполнение её...
Обложка выполнена из низкокачественного картона, вроде того, из которого делали коробки для обуви, полиграфию назвать таковой можно лишь с очень большой натяжкой.
Вызывает некоторое недоумение и состав значков-гербов в наборе. Отсутствует герб города Иваново - восьмого города из главного списка "Золотого кольца", бессистемно включены гербы городов "расширенного" списка и списка "Большого Золотого кольца".
Сами значки небольшие, около 2 см в диаметре, из-за этого изображения гербов весьма условны и упрощены, некоторые гербы приведены с ошибками.
Само исполнение значков довольно грубое, что отчасти объясняется материалом - алюминием, однако часто упрощения нельзя объяснить только этим. Эмали и покрывающий значки лак имеют разные оттенки, что мешает воспринимать набор как единое целое.
В основном использованы изображения гербов, принятые в конце XVIII века, во времена правления Екатерины II, поскольку в советские времена городская геральдика как система отсутствовала.

Выскажу предположения, что наборы вообще комплектовались по принципу "что есть в наличии - из того и набираем". Возможно, в разных наборах и конкретный состав значков был тоже немного разным. Продавались они, видимо, в пунктах туристического маршрута "Золотого кольца" в качестве памятных сувениров.

Гербы в России появились давно, но это были лишь рисунки, которые не подчинялись геральдическим правилам. Из-за отсутствия рыцарства на Руси гербы были мало распространены. В самом своем начале (вплоть до XVI века) Россия была разрозненным государством, поэтому и речи о государственном гербе России идти не могло. Однако, несмотря на то, что окончательной датой объединения Руси считают XVI век, государственный герб в России появляется уже при Иване III (1462-1505). Именно ему приписывается учреждение государственного герба, как такового. В качестве герба в то время выступала его печать. На ее лицевой стороне изображен всадник, протыкающий копьем змия, на оборотной - двуглавый орел.

Происхождение двуглавого орла уходит своими корнями далеко в прошлое. Первые, известные нам, его изображения, датируются XIII веком до н.э. Это наскальное изображение двуглавого орла, схватившего двух зайцев. Он служил гербом хеттских царей.

Затем двуглавый орел обнаруживается в Мидийском царстве - древней державе, раскинувшейся на территории Передней Азии,- во времена правления мидийского царя Киаксара (625-585 года до н.э.). Шли столетия. И вот мы уже видим двуглавого орла на эмблемах Рима. Здесь он появился при Константине Великом. Им в 326 году двуглавый орел был выбран в качестве своей эмблемы. После основания новой столицы - Константинополя - в 330 году двуглавый орел стал государственной эмблемой Римской империи. На Руси двуглавый орел появился после брака Иоанна III Васильевича и Софьи Палеолог, племяннице последнего Византийского императора Константина XII Палеолога. История взаимоотношений Руси и Византии очень глубока и интересна и является темой для отдельной работы. Однако, обратимся вкратце к этому вопросу. Первые исторические упоминания об отношениях России и Византии датируются 957 годом - годом когда княгиня Ольга совершила путешествие в Царьград и приняла христианство. Но далее отношения с Византией у Руси ухудшаются. Так в 969-972 между ними развязалась война за Болгарию, которая была завоевана Святославом.

Позднее, в 988 году Владимир Святой крестил Русь.

"Принятие Русью христианства из Византии широко открыло двери влиянию византийской культуры, византийских идей и учреждений. Это влияние сказалось существенным образом в области политической. Вместе с христианством стала проникать на Русь струя новых политических понятий и отношений. На киевского князя пришлое духовенство переносило византийское понятие о государе, поставленном от бога не для внешней только защиты страны, но и для установления и поддержания внутреннего общественного порядка...”

Однако далее исторических подтверждений отношений Руси и Византии не имеется вплоть до 1469 года, когда римский папа Павел II предложил дочь Фомы Палеолога Софью в жены русскому государю Иоанну III Васильвичу, свадьба которых состоялась в 1472 году. Брак этот не привел Москву к религиозному соединению с Римом, но имел важные последствия для возвышения монархической власти в Москве. Как супруг последней византийской царевны, великий князь Московский становится как бы преемником византийского императора, почитавшегося главою всего православного Востока. По желанию и по советам Софии в Московском Кремле при дворе великого князя стал заводиться пышный, сложный и строгий церемониал по образцам византийского двора. С конца XV века постепенно прекращается господствовавшая ранее простота отношений и непосредственное обращение государя со своими подданными, и он поднимается над ними на недосягаемую высоту. Вместо прежнего простого и “домашнего” титула “великий князь Иван Васильевич” Иван III принимает пышный титул: “Иоанн, Божиею милостью Государь всея Руси и Великий князь Владимирский и Московский и Новгородский и Псковский и Тверской и Югорский и Пермский и Болгарский и иных”.

В отношениях с малыми соседними землями появляется уже титул царя всея Руси. Другой титул, принятый московскими государями, “самодержец” представляет собой перевод византийского императорского титула autocrator; титул этот означал первоначально самостоятельного государя, не подчиненного никакой внешней власти, но Иван Грозный придал ему значение абсолютной, неограниченной власти монарха над своими подданными. С конца XV века на печатях московского государя появляется византийский герб - двуглавый орел (который комбинируется с прежним московским гербом - изображением Георгия Победоносца). Так Русь обозначила свою преемственность от Византии, что является первым отражением ее развития на гербе...

Становление Российского герба от Ивана III до Петра I

Уже в самом начале развития российского герба мы видим его переплетение с историей Руси. Интересен тот факт, что орел на печатях Иоанна III изображался с закрытым клювом и больше походил на орленка, нежели на орла. Если же посмотреть на Россию того периода, то можно увидеть, что она является молодым государством, которое только начинает формироваться как централизованное. Первым достоверным свидетельством использования двуглавого орла в качестве государственной эмблемы является печать Иоанна III Васильевича на меновой грамоте 1497 с племянниками его, князьями Федором и Иваном Борисовичами Волоцкими.

В царствование Василия III Иоанновича (1505-1533) двуглавый орел изображается уже с раскрытыми клювами, из которых высовываются язычки. Об этом, например, свидетельствует печать, приложенная в 1523 году к записи государя и великого князя Василия Иоанновича при отбытии его с войском в Казань. Вкратце, если подойти с чисто художественной точки, то можно сказать, что орел начинает злиться. В то же время, рассмотрев Россию того времени, заметим, что она укрепляет свои позиции, становится новым центром православия. Этот факт нашел свое воплощение в теории монаха Филофея ”Москва - Третий Рим”, известную из послания монаха Василию III.

В царствование Иоанна IV Васильевича (1533-1584) Русь одержала решающие победы над Казанским и Астраханским царствами, присоединила Сибирь. Рост могущества русского государства отразился и на его гербе. Двуглавый орел на государственной печати увенчан одной короной с восьмиконечным православным крестом над ней. На лицевой стороне печати на груди орла изображен щит вырезанной, или “германской”, формы с единорогом - личным знаком царя. Дело в том, что все символы, используемые в личной символике Иоанна IV взяты из Псалтыря, что свидетельствует об укоренении христианства на Руси. На оборотной стороне печати на груди орла - щит с изображением святого Георгия, побивающим змея. Впоследствии эта сторона печати сыграет важную роль в формировании российского герба. Изображение московского герба на груди орла становится традиционным. Однако, в соответствии с древнерусской иконописной традицией святой Георгий обращен в правую от зрителя сторону, что противоречит геральдическим правилам.

21 февраля 1613 года Земский собор избрал на царство Михаила Федоровича Романова. Это положило конец Смутам, которые в период между кончиной Ивана Грозного и взошествием на престол Михаила Романова подорвали дух русского народа и чуть не искоренили русскую государственность. Россия выходила на путь процветания и величия. В этот период орел на гербе “встрепенулся” и впервые распустил крылья, что могло означать “пробуждение” России после длительного сна, и начало новой эры в истории государства. К этому периоду Россия полностью окончила свое объединение и уже сумела стать единым и довольно прочным государством. И этот факт символично отразился в государственном гербе. Над орлом вместо осьмиконечного креста появилась третья корона, что означало Святую Троицу, однако трактовалось многими как символ единства великорусов, малороссов и белорусов.

Алексей Михайлович Романов (1645-1676) сумел завершить русско-польский конфликт, установив Андрусовское перемирие с Польшей (1667), при нем Россия смогла “показать себя” всей Европе. Российское государство занимает довольно значительное место рядом с европейскими государствами. В период царствования Алексея Романова отмечено также появление нового изображения гербового орла. Это связано с тем, что по просьбе царя, император Священной Римской империи Леопольд I прислал в Москву своего герольдмейстера Лаврентия Хурелевича, который в 1673 году написал сочинение “О родословии российских великих князей и государей, с показанием имевшегося, посредством браков, сродства между Россией и восемью европейскими державами, то есть Цезарем римским, королями английским, датским, гишпанским, польским, португальским и шведским, и с изображением оных королевских гербов, а в середине их великого князя св. Владимира, на конце же портрета царя Алексея Михайловича”.

Она явилась отправной точкой для развития российской геральдики. Государственный орел Алексея Михайловича явился прототипом последующих официальных изображений русского гербового орла. У орла высоко подняты вверх и полностью раскрыты крылья, что символизировало собой полное утверждение России, как солидного и мощного государства; главы его венчают три царские короны, на груди помещен щит с московским гербом, в лапах - скипетр и держава. Интересен тот факт, что до появления в лапах орла атрибутов монархической власти когти орла, начиная от орла на мраморной плите Ксиропотамского монастыря в Афоне (Византия. 451-453 гг), постепенно разжимались, как бы в надежде что-нибудь схватить, пока не взяли державу и скипетр, символизировав тем самым утверждение абсолютной монархии на Руси.

В 1667 году при помощи Лаврентия Хурелевича впервые было дано официальное разъяснение российского герба: “Орел двоеглавый есть герб державный Великого Государя, Царя и Великого Князя Алексея Михайловича всея Великия и Малыя и Белыя России самодержца, его Царского Величества Российского царствия, на котором три коруны изображены, знаменующие три великия Казанское, Астраханское, Сибирское славныя царства, покоряющиеся Богом хранимому и высочайшей Его Царского Величества милостивейшаго Государя державе и повелению... на персях изображение наследника; в пазонктех скипетр и яблоко, и являют милостивейшаго Государя, Его Царского Величества Самодержца и Обладателя”. Как видим, описание дает новое толкование элементов гербового орла. Оно продиктовано дипломатическими соображениями и должно свидетельствовать о величии России.

"От Руси Древней до Империи Российской". Шишкин Сергей Петрович, г. Уфа.

Полное собрание законов Российской империи” Cобрание 1. СПб, 1830
“Собрание государственных грамот и договоров” часть 1. М, 1813
Брокгауз и Эфрон “Хронология всеобщей и русской истории”. СПб, 1905
Брокгауз и Эфрон “Энциклопедия” т.17. СПб, 1893
Фон Винклер П.П. “Государственный орел”. СПб: тип. Э.Гоппе, 1892
“Хрестоматия по истории СССР XVI - XVII в.в.”. М,1962
Вилинбахов Г.В. “Государственная геральдика России конца XVII - первой четверти XVIII в. (к вопросу становления абсолютизма в России)” //Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Л, 1982
“Геральдика” //Материалы и исследования Государственного Эрмитажа. Л: ГЭ, 1987 (1988)
Дворянские роды Российской империи”. СПб, 1993
“История России в лицах и датах” Словарь-справочник. СПб, 1995
Каменцев Е.И., Устюгов Н.В. “Русская сфрагистика и геральдика”. М, 1974
Н.М. Карамзин “Предания веков”. М., 1988
Лакиер А.Б. “Русская геральдика”. М: Книга, 1990
Лебедев В. “Державный орел России”. М: Родина, 1995
Лукомский В.К. “Герб как исторический источник” //Краткие сообщения о докладах и полевых исследованиях института истории материальной культуры. М, 1947; вып. 17.
Лукомский В.К. “Гербовая экспертиза (случаи и способы применения)” //”Архивное дело” 1939 N 1(49).
Лукомский В.К. “О геральдическом художестве в России”. СПб, 1911.
“Новый герб, утвержденный императором Павлом”. 1799 г., Б. М. и Г.
Пушкарев С.Г. “Обзор русской истории”. Ставрополь, 1993.
Хорошкевич А.А. “Символы русской государственности”. М., 1989
Г. Вилинбахов “Родословная российского герба” //”Родина” 1993 N1
Шиланов В., Семенович Н. “Флаги Русского флота” // “Советский музей”, 1990. N 3(113), с.59
Конов А. “Геральдика российская” //”Нева” 1985 N2.

Многие уже знают, что герб Украины это никакой не "знак Рюрика", а хазарская тамга. Но откуда появилась. Хазары, это тюркский народ, который принял иудаизм и иудейских священников, которые назывались коганами. Они тайно посвятили хазарского правителя Булана, и образовали с ним правящую элиту, выдав своих дочерей за его приближенных воинов. У коганов был свой особый жест, которым они благославляли своих последователей - пальцы вытянуты как трезубец.

Своей формой этот жест повторял древнееврейскую букву Шин (тризуб). Позже, сам правитель Хазарии стал называться каганом - а государство стало каганатом. Каган выполнял ритуальную роль, ведь через него приходило благославение и удача на всех хазар. Если каган был культовой фигурой, то реальной политической и военной властью заведовал его министр - бек. В его подчинении находился гарнизон разномастных наемников, которые должны были обеспечить диктатуру хазарской иудейской верхушки над порабощенным населением, в том числе и славянами. При князе Святославе иго хазарского каганата было сброшено, а его столица Саркел уничтожена. Через тысячу лет потомки хазар пытаются взять реванш, сделав своей столицей Днепропетровск. Помогает им в этом американская хазарка Нулланд (по мужу фамилия Каган).

Тамга (знак собственности) каганов произошел от жеста благославения и буквы Шин. Теперь все эти символы вернули в Новую Хазарию - Украину. А лидер партии "Свобода" шовинист Олег Тягнибок (Фротман) и его хозяин - олигарх Каломойский благославляют своих наемников на геноцид "жестом кагана".

Миф о гербе Украины

Давайте очередной раз вспомним подробнее, что это такое и чем тут можно гордиться …

Древнерусская народность или древнерусский этнос — единая этнокультурная и социальная общность, которая согласно распространённой историографической концепции сформировалась из восточнославянских племён в процессе этногенеза в Древнерусском государстве на протяжении X—XIII веков. В рамках этой концепции считается, что все три современных восточнославянских народа — белорусы, русские и украинцы — возникли в результате постепенного распада древнерусской народности после монгольского нашествия на Русь. Концепция древнерусской народности, говорившей на едином древнерусском языке, имеет как своих сторонников, так и противников.

Зна́ки Рю́риковичей — геральдические знаки, которые использовали древнерусские князья для обозначения прав собственности на те или иные предметы. Изображались на клеймах, печатях, монетах Рюриковичей. В отличие от дворянских гербов такие эмблемы принадлежали не всей семье или роду, а были личными знаками: каждый князь имел свой собственный «герб».

Как правило, на монетах киевских князей встречаются фигуры, напоминающие перевёрнутую букву «П», к которым прибавлялись «отростки» снизу или посередине, а также точки, кресты и т. п. Одни и те же знаки могли выглядеть по-разному, в зависимости от предмета, на котором они изображались. Так, княжеские эмблемы на печатях изображались схематично, в максимально упрощённой форме, тогда как на монетах те же символы имели множество дополнительных орнаментальных элементов.

Геральдические знаки древнерусских князей дошли до нас не только в виде изображений на монетах и печатях, но и на подвесках, перстнях, оружии и т. п. По этим находкам можно не только проследить эволюцию княжеских символов Древней Руси, но и попытаться восстановить их происхождение.

Использование изображений двузубца и трезубца сближает знаки Рюриковичей со сложными царскими гербами Боспорского царства, основными элементами которых также были эти символы. На связь боспорских и древнерусских княжеских эмблем указывает преимущественное употребление именно двузубца как основы композиции «герба».

Пикирующей сокол — символ Рюрика, основатель города Новгорода и родоначальник княжеской, ставшей впоследствии царской, династии Рюриковичей.

Другим моментом, сближающим эмблемы древнерусских князей с гербами боспорских царей, является наследственный характер их развития. Как уже было сказано выше, княжеские «гербы» Древней Руси были личными знаками, не передававшимися по наследству, но, как и символы Боспорского царства, имевшими единую базу в виде двузубца, к которому каждый правитель добавлял (или из которых изымал) элементы в виде разного рода «отростков», завитков и т. п.

Среди «гербов» древнерусских князей встречались и полные аналоги гербов боспорских правителей. Например, личный знак Ярослава Мудрого на поясных бляшках, найденных в Приладожье и в окрестностях Суздаля, практически полностью совпадает с изображённым на поясном наборе из Перещепинского клада Полтавской области, изготовленном в VII век—VIII веке в Среднем Причерноморье. И то, и другое изображение напоминает по форме трезубец.

Подобные знаки (двузубцы и трезубцы) широко использовались на территории Хазарского каганата в качестве символов верховной власти - они являлись тамгами правящих родов. Это являлось продолжением сармато-аланской традиции использования подобных знаков, восходящей ко временам Боспорского царства

Двузубые и трезубые тамги известны в VIII - IX вв. в хазарском мире на деталях поясной гарнитуры (Подгоровский могильник), в виде граффити на каменных блоках и кирпичах крепостей (Саркел, Маяцкое, Семикаракорское, Хумаринское городища), в виде гончарных клейм на сосудах (Дмитриевский могильник). Возможно в древнерусскую среду такие знаки попали именно из Хазарии, как и титул «каган», воспринятый первыми русскими князьями.

В 1917 году после Октябрьской революции, когда на территории бывшей Российской империи начали создаваться новые государства, трезубец князя Владимира был предложен историком Михаилом Грушевским в качестве национального символа Украины. Статус малого герба Украинской Народной Республики личный знак Владимира получил 22 марта 1918 года в результате постановления Центральной Рады. В дальнейшем этот символ использовался с некоторыми изменениями и дополнениями украинскими государственными образованиями, созданными в период с 1918 по 1920 год. С установлением на Украине советской власти трезубец потерял свой государственный статус, но продолжал использоваться организациями украинских националистов, а также, с добавлением креста на зубец, как составляющая герба провозглашенной в 1939 году Карпатской Украины. В 1941 году он использовался Украинским государственным правлением

После ликвидации СССР в 1991 году, постановлением Верховного Совета Украины от 19 февраля 1992 года трезубец был утверждён в качестве малого государственного герба Украины. В соответствии со статьёй 20 конституции Украины 1996 года «главным элементом большого Государственного Герба Украины является Знак Княжеского Государства Владимира Великого (малый Государственный Герб Украины)» (что, несмотря на государственный статус этого решения, является некоторой исторической натяжкой: как было сказано выше, «герб» Владимира Святого был только личным символом, как и другие эмблемы Рюриковичей того времени).

Можно вспомнить в связи с этим и такое изображение:

Открытию хазарской графики спсобствовали донские казаки. Добывая строительный материал для своих построек, они разбирали стены древних крепостей. Одни из первых находок Хазарской графики были обнаружены на нескольких из городищ левого берега Дона (Саркел, Правобережная Цимлянская, Маяцкая, Семикаракорская) в начале ХХ века.

Родовая тамга в древности была скаральным символом, связанным с покровителем рода (семьи). Символ рода ставился на кирпичах из которого возводились стены домов и крепостей. При укалдке кирпича в стену родовая печать скрывалась от глаз окончательно. Таким образом давая понять будущим поколениям истинного хозяина поселения (домовладения).

Таким образом Хахарская тамга есть не что иное как ПЕЧАТЬ. Так же встречается упоминание его как ТРЕЗУБЕЦ Ярослава Новгородского, но суть та же, самые первые упомининия о изображении принадлжат хазарам.

Давать сегодня какое-либо толкование хазарскому двузубцу и трезубцу в лучшем случае бесперспективно. Как курьез рассматривали разные версии расшифровки оборотной стороны первых русских монет авторы многотомного труда о средневековых монетах — в отношении трезубца. Как писали они, предположения сменяют друг друга: от норманнской шапки до схематического голубя — Святого Духа.

Поэтому в настоящее время в научном мире утвердилось мнение, что знак может быть тамгой. Сам по себе факт подражания не является чем-то особенным. В ранних чеканах германских народов (например, у вандалов) монетные типы, обычно подражающие Риму (погрудное изображение в венке, Виктория, держащая корону), на оборотной стороне могут нести изображение головы лошади. На ранних англосаксонских монетах можно видеть змею или дракона, объясняемых следствием древних местных верований, в которых чудовищный Вотан (Водан-Один) играл важную роль.

Затем, после принятия христианства на Руси, на монетах Владимира на хазарской тамге появляется крест, и мере того, как христианство укреплялось, а победа над Хазарией становилась историей, тамгообразные знаки исчезают из употребления на монетах Руси.

Это совпало со временем, когда и титул русского правителя «каган» перестал употребляться и был заменен на «Князь»; и по мере того как государство русов крепло и утверждалось на международной арене его перестали использовать. Во всяком случае, к началу XIII в. Система отпятнышей в знаках Игоревичей сходит на нет, что означает охлаждение князей к этим чуждым им знакам.

Вот такая монетка ….

Есть вот есть такое обсуждаемое мнение по поводу первой фотки: