Ремонт Дизайн Мебель

Кто должен мыть покойника после смерти. Что можно и нельзя делать родственникам после похорон. Можно ли смотреть телевизор

После того как будет установлена смерть человека, желательно как можно быстрее его обмыть. Если смерть не установлена, то необходимо ожидать до тех пор, пока она будет точно установлена.

Обмывать усопшего мусульманина, укутывать его в саван, совершать над ним заупокойную молитву (джаназа-намаз) и его захоронение – это коллективная обязанность (фарз аль-кифаят), по единогласному мнению ученых. Если какой-либо умерший мусульманин останется незахороненным или за него не совершат джаназа-намаз, то все жители того или иного населенного пункта впадают в грех.

Обязательный метод купания усопшего

Минимум купания усопшего – это доведение воды до всего тела. Если на теле усопшего есть нечистоты (наджаса), то желательно сперва удалить их. По мнению имама ан-Навави, удаление нечистот (наджаса) и обязательное купание получается с одного промывания, а имам ар-Рафии говорит, что требуется два промывания – одно для удаления нечистот (наджаса), второе – для обязательного купания.

Человек, обмывающий усопшего, не обязан совершать намерение на это. Также необходимо обмыть утопленника, ибо купание усопшего является обязанностью мусульман после того, как человек умер.

Желательный метод купания усопшего

Усопшего кладут в отдельное, закрытое помещение, куда не заходят посторонние люди, помимо тех, кто купает его. Ведь на теле мертвого может быть то, что не следует показывать посторонним. Его ставят на специально приготовленный для купания деревянный стол или носилки. Сторона, где находится его голова, должна быть выше, чтобы вода стекала вниз. На усопшего надевают длинное платье, материал которого легко пропускает воду. Таким образом, тело усопшего будет спрятано от взоров даже омывающих. Человек, который омывает его, вводит свою руку под это платье и в рукава, чтобы доводить воду до изгибов тела и очищать его. Если платья не будет или не получается его надеть на усопшего, то прячут промежуток между пупком и коленами, каким-нибудь материалом.

Человеку, который обмывает усопшего, не следует смотреть на его тело, кроме необходимого, которое требуется для обмывания тела. Вода, которой обмывают тело усопшего, должна быть холодной, чтобы это способствовало укреплению тела. Если вода льется из сосуда, то следует этот сосуд держать подальше от обмываемого тела, чтобы в сосуд не попали брызги.

Затем усопшего приподнимают так, чтобы он был в наклонном положении. Купающий, ставит свою ногу за спиной усопшего для упора, а правой рукой держит шею мертвого, придерживая большим пальцем его голову. Левой рукой, надавливая, протирают живот усопшего, чтобы из него вышло то, что осталось. В комнате при этом следует использовать много благовоний, дабы блокировать неприятный запах. А воду следует наливать обильно, чтобы она быстро смывала нечистоты, которые могут выйти из тела.

Затем его укладывают на спину и, надев перчатки или обмотав руку тряпкой, моют его оба аврата (половые органы) таким образом, как живой подмывается после посещения туалета. Затем снимают перчатки, моют руки, надевают другие перчатки и начинают совершать усопшему ритуальное омовение, то есть делается обычное омовение, начиная с ополаскивания носа и рта, наклонив его голову так, чтобы вода не попала вовнутрь. Далее моют голову и бороду мылом или иным моющим средством. После этого широкой расческой расчесывают волосы головы и бороду, если они запутаны. А выпавшие при расчесывании волосы следует положить в саван усопшего. Укорачивать волосы или ногти усопшего является нежелательным, а по другой версии даже запретным.

Затем моют его правую сторону, повернув усопшего на левый бок, – от шеи до кончиков ног. Так же омывают и левую сторону. Желательно омывать таким образом по три раза, не считая тот раз, когда омывают мылом или моющим средством. Моющим средством желательно промыть тело в первый раз, а затем чистой водой. Желательно смешивать с водой чуточку камфары, так чтобы вода не изменяла своего свойства. А добавлять ее в последний раз является наиболее предпочтительным. Если полная чистота не получится после третьего купания, то следует добавить еще и еще по мере необходимости. Если чистота получится в четном количестве обмывания, желательно добавлять еще одно омывание, чтобы соблюдать витр (нечетность).

По окончании купания, суставы и сухожилия тела смягчают соответствующим разминанием тела. Затем тело усопшего усердно протирают и сушат, чтобы не намочить саван, ибо это способствует быстрому тлению савана.

Если после купания из тела выйдет наджаса, то необходимо удалить только ее. Повторять купание снова не обязательно.

Наиболее предпочтительным является, чтобы усопшего мужчину омывал мужчина, а женщину соответственно – женщина. Но при этом муж имеет полное право обмывать тело своей усопшей жены и наоборот. Обмывая тело жены или мужа, следует надевать перчатки, чтобы кожа купающего не соприкасалась с кожей усопшего и тем самим не нарушалось омовение купающего. А что касается усопшего, то его омовение однозначно не нарушается.

Если для купания усопшего не будет никого, кроме как постороннего человека противоположного пола, то усопшего не купают, а вместо этого ему делают таяммум.

Кто наиболее достоин обмывать усопшего?

Самыми достойными для купания усопшего мужчины являются родственники со стороны отца. В первую очередь – это отец, затем дедушка (отец отца), затем прадед и т.д. Затем сын усопшего, затем внук, правнук и т.д. Затем брат, затем брат со стороны отца. Затем племянник (сын брата), затем сын брата со стороны отца, затем другие родственники по отцовской линии, а это дядя (брат отца), затем брат отца со стороны их отца.

Далее, если родственники по отцовской линии не имеются, то усопшего купают его родственники по материнской линии. Среди них первым идет отец матери, затем брат по матери, затем дядя со стороны матери, затем дядя - брат матери по матери.

Женщину должны обмывать ее близкие родственницы (махрамы), то есть женщины, если предоставить это дело мужчине, то тому, который не имел бы права жениться на усопшей. Если на одном уровне будут две женщины, то следует предпочтение отдать той, которая приходится родственницей по отцу. Следовательно, тетя со стороны отца предпочтительней, чем тетя со стороны матери. Далее идут другие женщины семейства усопшей. Если же у усопшей не будет родственниц, то обязанность ее купания возлагается на других, посторонних женщин. Если женщин не будет, то ее обмывает муж. Если и его не будет, ее обмывают близкие родственники. Но важно знать, что двоюродным братьям однозначно запрещается купать усопшую женщину.

Если человек умрет при совершении паломничества, то при его купании не используют то, что имеет приятный запах. Запрещается также укорачивать или подрезать его ногти, ибо все это было запрещено паломнику.

По материалам книг: Канзу ррагибин и Мугни аль-мухтадж

Подготовил Ахмад Магомедов

Платки, полотенца, посуду (ложки, чашки, кружки) - раздают после похорон, после ПОМИНАЛЬНОЙ ТРАПЕЗЫ. Раздавать что-либо НА ПОХОРОНАХ, НА КЛАДБИЩЕ, в том числе съестное - является человеческим незнанием. Полотенца повязывают на руку - несущим гроб, надо с наговором (оберегом). Когда гроб закопан - все кто нес гроб - развязывают полотенца, им льют на руки на кладбище с чайника и этим полотенцем (каждый своим) вытирают (только) руки. Полотенце отдают той бабуле*, которая на руки сливает воду, после похорон - за кладбищем вырывается яма в поле, полотенца обливаются горючей жидкостью и сжигаются с молитвами Отче Наш и Живый в Помощи. Полотенца на которых спускают гроб - оставляют в могиле, но есть безграмотные люди, которые развязывают и раздают эти полотенца людям - и это ошибка. Отчитывают так: полотенце до 40 дней надо вернуть на могилу усопшему (стелят на могилу), оставить помин: свеча, кутя, кисель, каравай или сдоба (можно блины), Хозяевам - дары само собой по всем правилам: "В сырой земле деревянные полати. Живой душе нельзя на той полати лежати. Ноги вытягати, глаза закрывати, На груди руки слагати. Мертвец! Тебе твой дворец, Твои деревянные полати, Тебе ноги вытягати, Мертвые глаза закрывати, Хладные рученьки на груди слагати. Тебе, а не мне: мертвым мертвое- живым-живое, покойся с миром. На ныне, на вечно, на бесконечно. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Ныне и присно и во веки веков. Аминь." Бабули* - на деревенских похоронах всегда есть те, кто моет за покойником пол, кто обмывает, кто помогает на кладбище родственникам. Есть такие люди и в городах. Прежде смерти и во время её пришествия... Если человек, знает что скоро "уйдет" или человек при смерти от тяжкой болезни, ему необходимо исповедаться и причаститься. Если человек сам этого сделать не может и возлежит на предсмертном одре, необходимо пригласить священника, который может провести исповедание и соборование, остатки масла от соборования заливаю на тело во гроб перед забиванием крышки (дома это не храниться как и не выкидывается). Когда душа человека исходит в этот момент близкие должны читать в отсутствии священника Канон на исход души (или по иному "Отходная молитва", она должна быть написана от руки усопшего) Если человек долго и тяжело страдает и не может умереть, то родственники могут прочесть другой канон - «Чин, бываемый на разлучение души от тела, внегда человек долго страждет». (по благословению священника). В момент разлучения души с телом полагается читать Канон молебный Божьей Матери. При чтении Канона умирающий христианин держит в руке зажженную свечу или святой крест. Если у него недостает сил осенить себя крестным знамением, это делает кто нибудь из близких, наклонившись к умирающему и внятно говоря: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя. В руце Твои, Господи Иисусе, предаю дух мой, Господи Иисусе, приими дух мой». Можно окропить умирающего святой водой со словами: «Благодать Святого Духа, освятившего воду сию, да избави душу твою от всякого зла». По церковному обычаю умирающий просит у присутствующих прощения и сам их прощает. Как только человек умер, родные и близкие должны заказать сорокоуст в церкви, то есть ежедневное поминовение во время Божественной литургии. Молитва по смерти прощальная "Господь Иисус Христос Бог наш, иже божественныя заповеди святым своим учеником и апостолом давый, во еже вязати и решити падших грехи, и от оных паки мы приемше вины тожде творити: да простит тебе, чадо духовное, аще что соделал еси в нынешнем веце, вольное или невольное, ныне и присно, во веки веков. Аминь." Омовение покойного. Перед смертью должно быть приготовлено "смертное". Для женщин: по общегражданским обычаям похорон: нижнее белье; чулки (или колготки); платье с длинным рукавом (или халат); платок на голову (не черный); туфли (или тапочки); туалетная вода, мыло, расческа, полотенце. Для мужчин: нижнее белье; носки; бритва; майка, сорочка белая; брючный костюм черного/серого цвета туфли/тапочки туалетная вода, мыло, расческа, полотенце. Нельзя обряжать покойного в одежду другого, живого человека. Таким образом владелец одежды получит серьезную порчу. Не слушайте тех, кто будет уверять, что в этом нет, мол, ничего страшного. Люди, чей костюм или платье одели на покойного, потом будут болеть, чахнуть и ходить по целителям. Если нет подходящей одежды, надо купить новую или, в крайнем случае, взять одежду тоже умершего человека. Если человек умер в городе, его (после засвидетельствования смерти врачом) забирают в морг, где выполняются все необходимые приготовления к погребению. В деревнях и поселках (особенно в случае смерти пожилых людей) приготовления к погребению, а именно – омовение и обряжение – до сих пор делают на дому. Для этого приглашать принято 3 пожилых женщин/или старых дев (смысл в том, чтобы омывающие не имели отношений с мужчинами) - или одного обмывальщика. В прошлом обряд омовения носил магический, обрядовый характер – подготовить умершего к переходу в мир иной - Навь. Для совершения омовения обычно приглашали сведущих в этом старушек-обмывальщиц. Если в наше время возникнет такая необходимость, лучше позвать для этого человека по рекомендации кого-то из знакомых и заплатить ему за эту работу. Дело в том, что вода и мыло, оставшиеся после омовения тела, должны быть правильно уничтожены. Тело усопшего тотчас после смерти омывают. Омовение происходит в знак духовной чистоты и непорочности жизни умершего, а также, чтобы он в чистоте предстал перед лицом Божьим после воскресения. Омовение должно охватывать все части тела. Для того, чтобы было удобнее обмывать покойника, на полу или скамье стелют клеенку и покрывают ее простыней. Сверху кладут тело усопшего человека. Берут один тазик с чистой водой, а другой – с мыльной, теплой (не горячей!). Губкой, смоченной в мыльной воде, омывают все тело, начиная с лица и кончая ногами, затем омывают чистой водой и вытирают полотенцем. Крестообразными движениями омываются все части тела покойного при это читается "Трисвятое". При этом нельзя проливать такую воду на пол. Обычно воду и мыло выливают в специально приготовленную ямку и закапывают далеко от дома. Одежда и простынь (при омовении), постельное на котором умер человек, а также полотенце, которым утерли покойного - сжигается - не попадать под дым, далеко от дома и прикапывается землей! Гребень, которым причесывали ложиться в гроб под подушку. Нельзя обмывать покойника беременным женщинам во избежание болезни будущего ребенка, а также женщинам, у которых идут месячные. - До тех пор, пока покойника не вынесут, домочадцам нельзя видеть свое отражение. - В течение некоторого времени после смерти близкого человека следует избегать произносить вслух его имя. - Родным не следует нести покойника. На похоронах близких нужно быть особенно осторожным и внимательным, так как в это время стараются напустить порчу. Нередко при этом бросают землю за шиворот, а могут и попросить ребенка перепрыгнуть через вырытую могилу. После этого у человека начинаются судороги, резко повышается давление и он может погибнуть. Особенно следует опасаться посторонних лиц, одетых в одежду наизнанку. - Перед опусканием гроба в могилу нужно бросить туда монетку (откуп от гроба) - это первое что делают близкие кровные родственники, а потом бросается земля. - Если в квартире находится покойник, до похорон нельзя пользоваться острыми металлическими предметами (ножи, иглы, гвозди, лезвия, топор и т.д.) и держать их на открытом месте. - Пока покойник в доме, на подоконник следует ставить чашечку (белое блюдце новое) воды (на "обмывку души"). После выноса тела плошку (стакан) надо вынести из дома, воду следует вылить, стакан бросить в реку. - Если покойник в доме, нельзя убрать и выносить мусор, иначе могут умереть остальные. - Когда забивают крышку гроба, нужно следить за тем, чтобы тень живого человека не "попала в гроб". Аналогично нужно следить, чтобы тени присутствующих не попали в могилу перед опусканием гроба. - При похоронах нужно следить, чтобы на покойнике не было никаких узлов и колец; пуговицы должны быть расстегнуты. - Не забудьте развязать усопшего, иначе вскоре умрет еще кто-то! Если, по случайности, покойника не развязали, его родственникам нужно как можно быстрее положить в чей-нибудь гроб ножницы. - До 9 дня необходимо перестирать и перегладить все его вещи, аккуратно сложить их - как бы все приготовить. Ничего из вещей покойника не отдают до 40 дня, в доме не делают перестановок и пр. - Необходимо, чтобы 9 дней родные в доме не оставались ночевать одни. Нужно, чтобы друзья, родственники пожили это время. таким образом, душа, пребывающая 9 дней дома, успокойлась, что близкие не брошены и ему есть, на кого их оставить. - Вещи, в которых хоронят покойника, должны быть новые, если нет возможности, тогда чистые, свежевыстиранные, без следов крови и грязи, тщательно отглаженные. Хоронят в одежде по сезону. То есть зимой к одной рубашке - не хоронят! Обувь - очень важный момент. необходимо купить мякгкие, удобные и по возможности красивые тапочки. обязательно с задником (не шлепанцы). - Если умер совсем молодой, модный человек, хоронят в удобной мягкой обуви, женщин - обязательно в мягких туфлях без каблуков, но тгда - все равно эти тапки вкладывают в гроб! Гроб должен быть тесным по всем меркам. - Кстати, многие, откупая место на кладбище, стараются хапнуть участочек побольше - этого делать нельзя. Учасок должен быть маленький, тесный - только самое необходимое. - Если усопший крещеный, необходимо отпеть его в церкви. Иконки лучше купить новые, помещаемые на груди при отпевании. - До 40 дней из дома умершего ничего не отдают - ни стульев, ни посуды ни прочего. Не дают и денег в долг. - Даже если умерший находился в морге, его привозят перед отпеванием к дому и там какое-то время останавливаются. - Как только машина с гробом отъезжает, в доме нужно вымыть тщательно пол. Делать этого кровным родным нельзя! - Если Вы идете на похороны, все, что купили для этого случая, из дому уносите. Скажем, купили цветов - все нужно унести (если часть сломалась, повредилась и т.п., оставлять нельзя - все вынести. -Так же, по пути ни к кому нельзя в дом заходить и тем более из этого дома что-то просить (воду для цветов и пр.) Если и к Вам заходят с такой просьбой - всегда отказывайте. - Про то, что вперед гроба не выходят и даже похоронные машины обгонять нельзя, все наверное знают... - Цветы, разбросанные на дороге покойника - не подбирают и не хранят. - На кладбище ВСЕГДА входят только через калитку, а тело завозят через ворота. Обратно - можно и через ворота. Вперед покойника тоже не идут. - А при отпевании родным нужно внимательно следить рядом с гробом. Но похоронах делается очень много всего. Следить, чтобы в гроб ничего не подложили и из гроба ничего не забрали. Выходя с отпевания, нужно обязательно попрощаться с покойным. Потрогать его за ноги и за руки. Если Вас что-то отталкивает, не целуйте его в венчик. Лицемерие тут недопустимо. Попрощавшись, отходят от гроба и выходят из церкви не оборачиваясь. Если есть подозрения или страхи, подойдя на прощании, нужно подержаться за обувь и про себя сказать - прощай! мы к тебе придем, а ты к нам не ходи! - Кстати, если покойник в жизни плохо видел, с собой ему кладут очки, если хромал - тросточку и т.д. -Если умерший/ая были в браке, в обручальном кольце не хоронят. И лучше хоронить без драгоценностей. - Ведьмы всегда сохраняют мыло, которым обмывали покойника и огарок свечи с отпевания. - Гроб заколачивать лучше в храме, посыпав освященной землей. - Родственникам перед опусканием гроба, лучше про себя попросить прощения у "соседей", что потревожили землю, их покой!. - НЕ носите на похороны неудобную обувь. Если споткнетесь и упадете на похоронах - и за ВАми не заржавеет... - Цветы живые из гроба перед заколачиванием убирают. - Иконки не хоронят, из гроба их надо вынуть перед забиванием крышки, их уносят в храм и там оставляют - Нельзя на кладбище веселиться, смеяться - это очень плохая примета. Это одна из причин не брать с собой детей! - Беременным тоже нельзя посещать кладбище - только до отпевания. - Хороня покойника, на кладбище не выпивают. -После самих похорон нужно обязательно зайти и помянуть покойника. - На поминках должны присутствовать: кутья (рис с изюмом) - ее едят обязательно. Класть нужно немножко, потому что нельзя оставлять недоеденное. Компот или кисель (лучше), хлеб, что-нибудь рыбное, горячее - суп. Хорошо, когда пекутся блины. -Помины не устраивают в ресторанах и напыщенно (какой бы не был статус у покойника). Традиционно сейчас напиваются. Делать этого нельзя! Это оскорбление покойника. Более того, существует примета - кто напьется допьяна на поминках - в роду будут неизлечимые алкоголики! Так же, плохая примета, если поминки превращаются в веселье и балаган. Родные должны следить за всем. -Раздаются платки всем присутствующим, лишние можно раздать во дворе всем желающим. -На поминках обязательно ставят стакан с водой и хлеб. Сейчас часто водку наливают, но это неправильно. После помин дома так же наливают стакан воды (новый купить), накрывают хлебом и в маленькую посуду насыпают немного соли. Все это стоит 40 дней. Нужно убрать это все так, чтобы никто не разлил и не просыпал, иначе - беда. Так что с детьми - внимательней. Ведьмы потом хранят и соль и хлеб для многих дел. Если у Вас будут просить - не отдавайте, это мощное средство, упечь этим хлебом на тот свет - очень легко. - Поминают так же на 9 и 40 день. - После похорон, на следующий день пораньше собираются на свежей могиле Считается, что покойник очень ждет всех. - Пить на кладбище вообще (спиртные напитки) - очень плохо, старайтесь убедить всех на употребление киселя, компота. Хорошо жечь свечи на могиле и оставить еды для людей, зверей. - Каждый раз, уходя с кладбища, не оглядываются. Про себя можно сказать - Мы к тебе придем, а ты к нам не ходи! - Учитывайте пожелания - многие пожилые готовят смертное заранее - лучше исполнить их волю. - О памятниках. Сейчас модно большие, тяжелые памятники устанавливать - это тоже нежелательно. Многие умершие потом могут во сне жаловаться, что очень тяжело лежать - памятник давит, душит. То есть лучше не перебарщивать. - После 40 дня хотябы часть вещей умершего отдают друзьям, знакомым - на память. Нежелательно продавать эти вещи. - Хорошо заказать поминовение сразу на несколько лет в разных храмах. - Еще - нельзя посещать молодую могилу очень часто. - Очень хорошо поминать милостыней - мелочью и едой. Если покойник не отпет, то это единственный способ помянуть его. - Вдова должна сжечь свой траурный платок на 40 день, если не рассчитывает остаться одна в дальнейшем. Часто этот платок выпрашивают - он имеет силу. -Мыло, которым обмывают покойника необходимо любой ведьме. Иногда его используют в самых простых делах. Обряжение покойного и возложение во гробе. Постель, на которой умер человек, не надо выбрасывать, как это делают многие. Просто вынесите ее в курятник, пусть она там полежит три ночи, чтобы, как гласит поверье, петух отпел ее трижды/или на 3 суток выставить на улицу под открытое небо. -Сразу после смерти принято в доме занавешивать все зеркала на 40 дней. А лучше завесить также все хорошо отражающие поверхности – такие как дверцы сервантов. Занавешивание зеркал объясняют необходимостью освободить душу, или, если угодно, энергосущность человека от его физического тела с минимальными потерями и психотравмами, чтобы в зазеркалье не заблудился. Ни в коем случае нельзя выносить зеркала из помещения. Если кто-то предложит временно подержать у себя зеркало из дома, где умер человек, не надо соглашаться. Такое зеркало используется для наведения порчи. -Когда умер человек и с него снимают мерку для изготовления гроба, ни в коем случае нельзя эту мерку класть на кровать. Лучше всего ее вынести из дома, а во время похорон положить в гроб. -Родным и близким нельзя делать гроб. Стружку от гробов принято закопать, но НЕ СЖИГАТЬ. -Не часто, но все таки бывает, что человек заранее готовит себе гроб. Его, как правило, хранят на чердаке. В этом случае обратите внимание на следующее: гроб пустой, а поскольку сделан он по меркам человека, он начинает «тянуть» его в себя. И человек, как правило, быстрее уходит из жизни. Раньше, чтобы этого не произошло, в пустой гроб насыпали опилки, стружки, зерно. После смерти человека опилки, стружку и зерно тоже закапывали в яму. Ведь если таким зерном кормить птицу, она станет болеть -перед тем как положить тело в гроб - гроб сбрызгивают святой водой СНАРУЖИ и ВНУТРИ, и окуривают ладаном - читая "Трисвятое" - Сразу после омовения и облачения покойного священник (или кто-либо из родственников) читает канон, называемый «Последование по исходе души от тела» из молитвослова. Если человек умер не дома, то канон все равно надо прочесть в день смерти. «Последование» читается от лица усопшего с той целью, чтобы милосердие Божие по молитве нашей за умершего облегчило его душе горечь разлуки от расставания с телом. Оно завершается молитвой «Помяни, Господи, Боже наш, в вере и надежде живота вечного преставившегося...», которую можно читать отдельно от канона. -гроб не должен быть больше мертвеца-иначе будет еще один покойник в семье/меньше тоже не должен быть (будет "жать").Если в гробу оказывается слишком много свободного места, его необходимо заполнить, чтобы не спровоцировать в семье новую смерть. Для этого в гроб кладут личные вещи (одежду) покойного, его подушку, одеяло, простыни и т.п. - Когда покойный одет; мертвецу подвязывают челюсть, женщинам покрывают главу платком, так чтобы он закрывал волосы, платок не завязывают узлом, а складывают концы крест на крест. - Под ноги и голову усопшего кладут подушку, которую обычно делают из ваты. - руки и ноги связывают, завязки эти при прощании снимают и кладут в гроб с усопшим (или дают ведьме хорошей... по ее просьбе) - Для того, чтобы от покойника не шел тяжелый запах, ему в изголовье можно положить пучок сухого шалфея, в народе его называют «васильки». Он служит и для другой цели – отгоняет нечистую силу. Или кладут - освященную в вербное-вербные ветви или березу, освященную на Троицу. Если умерший - христианин, надевают алюминиевый крестик на веревочке, /или крест приставившагося - которым его крестили во время крещения, но на веревочке - цепочку использовать нельзя. Я прочла что серебра на покойном не должно быть, но я думаю-что хоронить надо в нательном кресте, который человек носил при жизни.Прошу меня поправить-если я ошибаюсь. Бывает так, что церковь находится далеко от дома усопшего, тогда по нему совершается заочное отпевание. После отпевания родственникам дают венчик, разрешительную молитву и землю с панихидного стола. Дома родственники в правую руку умершему кладут разрешительную молитву, на лоб – бумажный венчик, а после прощания с ним, на кладбище, тело его, покрытое простыней с ног до головы, как в церкви, крестообразно посыпают землей (от головы к ногам, с правого плеча на левое – чтобы получился правильной формы крест). Руки складывают так, чтобы правая была сверху. В левую руку усопшего вкладывают икону или крест; для мужчин – образ спасителя, для женщин – образ Божьей Матери. А можно так: в левую руку – крест, а на грудь усопшего – Святой образ. -Тело усопшего по положении в гроб покрывают особым белым покровом (саваном) - в знак того, что усопший, принадлежавший к Православной Церкви и соединившийся со Христом в ее святых Таинствах, находится под покровом Христовым, под покровительством Церкви - она до скончания века будет молиться о его душе. Покров этот украшен надписями с текстами молитв и выдержками из Священного Писания, изображением крестного знамени и Ангелов. С ЧАСАМИ НА РУКАХ НЕ ХОРОНЯТ!!! (ну только если покойный умер в часах, через эти часы можно сделать скоротечную смерть живому...) Обручальное кольцо тоже следует снять, если супруг (супруга) умершего - живы. Оставление обручального кольца на покойном при живом супруге приведет к порче у последнего. Не слушайте советов, что якобы оставленное на пальце покойного кольцо - сделает утрату для оставшихся в живых не такой горькой. Это неправда. В гроб можно положить только личные вещи покойного – очки, например, или курительную трубку, мундштук. Никаких предметов, имеющих отношение к живым родственникам, класть в гроб нельзя категорически. Попадались дикие случаи, когда дедушке в гроб клали фотографии внуков, детские рисунки и игрушки. А один случай вообще из ряда вон – бабушке в гроб положили детскую соску-пустышку внука. Ребенок в результате так и не заговорил толком, а до пяти лет вообще только мычал. И врачи годами не могли понять, в чем дело. - По четырем сторонам гроба ставят по свече - в голове, ногах, и по бокам-так, чтобы они образовали КРЕСТ.Гроб ставят посреди комнаты перед иконами, обращая лицо умершего головой к иконам. Ногами на выход. Что делать с вещами умершего человека

Один из вопросов, встающих после похорон близкого человека – что делать с его вещами? Мебель, памятные сувениры, одежда, ценности и семейные архивы – как со всем этим разобраться? Смерть никогда не несла ничего положительного. Это боль утраты, страдания, тяжёлая болезнь или добровольное решение уйти из жизни. В любом случае, покойник собирает вокруг себя очень много негативной энергетики, которая распространяется на его одежду, вещи личного пользования, украшения. Поэтому, многие считают, что вещи усопшего необходимо убрать подальше и никогда не пускать в обиход. Попробуем разобраться, насколько всё серьёзно и ответим на вопрос: Почему нельзя носить вещи умершего человека? Когда человек умирает, в этом мире он перестаёт жить энергетически, а его душа полностью переходит в тонкий мир, поэтому все вещи, которые связаны с человеком, с его телом - теряют энергетическую подпитку, а энергоинформационные связи омертвевают. Энергия этих вещей становится мёртвой (из них уходит жизнь). Мертвая энергия для живого человека - всегда вредна. Это, в какой-то мере, можно сравнить с продуктами питания. Когда продукт свежий - он полезен человеку, когда протух или сгнил (мёртваэнергия) - продукт будет вреден (можно отравиться). Когда вы носите вещи умершего человека, вы неизбежно будете брать на себя мёртвую (негативную) энергию с этих вещей, которая будет неизбежно гасить вашу живую энергию. Кроме того, часто бывает так, что вещь покойника после смерти несёт в себе негативные подключения связанные с проблемами умершего, из-за которых он скончался. Например, с его какой-либо неизлечимой болезнью. А у каждой болезни - своя разрушающая энергия и программа воздействия на тело и сознание. Спрашивается, оно вам нужно, такое влияние? Ещё болезни покойника на себя тянуть. Те вещи, которые были на человеке в момент его смерти - имеют прямое подключение к миру мёртвых, поэтому если покойника переодевают, вещи снятые с него, чаще всего, сжигают. Особенно вредно пользоваться вещами, снятыми с человека, который умер насильственной смертью. Такие вещи будут напитаны насилием, негативом, энергией страдания и боли. Если покойный оставил завещание, в нем могут быть упомянуты некоторые ценные предметы и указано, как именно ими нужно распорядиться. Вспомните – возможно, человек еще при жизни высказывал пожелания относительно своих вещей. Если это так, его желание следует непременно учесть. Если же никаких пожеланий не было, придется действовать по другому. Одежда. Если вещь покойный любил и носил очень часто, она будет хранить личную энергетику довольно длительное время. Та одежда, которая использовалась крайне редко, уже после 40 дней является безопасной с точки зрения энергетического влияния. Украшения. Это отдельный разговор, ведь мало кто согласится выбросить кольцо с бриллиантом, например. Если украшение покойный носил постоянно, и оно было при нём в момент смерти - энергетика хранится очень долго, десятки, а то и сотни лет. Это касается и драгоценных камней. Постельное бельё тоже долго хранит информацию о прежнем пользователе. Это не удивительно, ведь во сне человек отключает разум, позволяя внутренней энергии освобождаться.. Поэтому такие вещи использовать не рекомендуют. После смерти человека, необходимо навести полный порядок в его комнате и доме. Можно, конечно же, ничего не трогать три дня, но тогда велики шансы, что душа покойного вернётся в свою привычную обстановку, и ей будет тяжело разорвать нити с нашим миром. Наводить порядок следует очень тщательно. Выбросить все ненужные вещи, попросту, хлам. Почистить мебель, пол, стены, окна. Вымыть всё, что можно вымыть. От мебели, которая не очень нужная, лучше избавиться, ведь дерево хорошо вбирает в себя некротическую энергетику. Особенно это касается ложа. Такие предметы можно вынести на улицу и раздать нуждающимся, не забыв упомянуть, откуда они. Это правило подойдёт не только для мебели, но и посуды, одежды, обуви и мелких безделушек. Естественно, если умер близкий вам человек, отказаться от его всех вещей невозможно. Так хочется оставить их на память. Да и просто рука не поднимается проявить неуважение к покойному и выбросить всё его имущество. В таком случае советуют взять большой чемодан или коробку, аккуратно сложить в них все вещи усопшего, перевязать коробку верёвками и скотчем, и спрятать как можно дальше на максимально продолжительное время. Этот приём особо действенный для уменьшения страданий и скорби. Не все вещи можно раздать или спрятать. Те, которые остались, необходимо правильно выбросить. Всё, что горит, можно сжечь. А остальное - аккуратно сложить и вынести в мусорный бак. Таким образом, мы проявляем уважение к покойному. Детские вещи Когда умирает ребёнок, страдания, горе, отчаянье и скорбь не имеет границ. Это самое страшное, что может случиться, особенно для матери. Поэтому некоторые семьи оставляют детскую комнату нетронутой в память о малыше. Этого делать категорически нельзя. Так душа ребёнка больше страдает, ведь люди пытаются удержать её любыми силами на земле. Детские вещи хранить не стоит. Лишь самые любимые и дорогие как память предметы можно аккуратно сложить и спрятать подальше, чтобы заглядывать к ним лишь изредка. Дарить такие вещи тоже нельзя. Дети сильно впитывают некротическую энергетику. Их незащищённая карма может сильно пострадать. Существует несколько возможных способов энергоочистки вещей покойного. Соль. Данный метод встречается довольно часто и состоит в следующем: одежду умершего человека необходимо замочить на несколько часов в холодной соленой воде. Только после этого тщательно выстирать, выполоскать, высушить, прогладить со всех сторон.

Рано или поздно все подходят к концу жизни. Души людей идут на суд Божий, проходят мытарства и затем, по определению всеведущего Бога, получают то, что заслужили.
Телесная смерть, которая стала законом для всех людей после падения прародителей Адама и Евы, страшит своей неизвестностью. Люди умирают по-разному - одни в беспечности и нерадении, не думая о том, что ожидает их за гробом, другие - сознательно, с чувством величия приближающегося момента, используют те средства, которые Православная Церковь предлагает умирающему: она напутствует своих чад в загробную жизнь Таинствами Покаяния, Причащения и Елеосвящения, а в минуты разлучения души с телом совершает канон на исход души (отходная молитва).

В момент смерти человек испытывает чувство томления. При выходе из тела душа встречает Ангела-Хранителя, данного ей в Крещении, и злобных духов - бесов. Облик бесов так ужасен, что при их виде душа мятется и трепещет.

Тело человека по воззрению Церкви - храм души, освященный благодатью Таинств. Образ погребения усопших, данный в Евангелии, сохранился с ветхозаветных времен в Православном обряде и выражается в омовении тела, облачении его, положения во гроб.

Омовение тела водой прообразует будущее воскресение и предстояние пред Богом в чистоте и непорочности.

Тело христианина одевают в новые чистые одежды светлых оттенков. На усопшем непременно должен быть нательный крест. Омытое и облаченное тело полагают на приготовленном столе лицом вверх, к востоку. Уста покойного должны быть сомкнуты, руки сложены крестообразно (правая рука поверх левой) в знак веры в Распятого Христа. В руки влагают икону Спасителя или Распятие.

Лоб умершего украшается венчиком, который символизирует венец Царствия Небесного. Тело покрывают простыней или особой погребальной пеленой с изображением Распятия - во свидетельство веры Церкви, что умерший находится под покровом Христа.

Гроб обыкновенно ставят посреди комнаты перед иконами. Вокруг него зажигают свечи. Если есть возможность, то ставят четыре подсвечника: один у головы, другой у ног и два по обеим сторонам гроба.


Класть в гроб какие-либо предметы, деньги, продукты нельзя, так как подобные обычаи есть пережитки язычества.

Соблюсти перечисленные правила можно только в том случае, если тело не было отдано в морг. По существующим российским нормам, не отдав покойного для вскрытия, невозможно получить свидетельства о смерти. С этим православным людям приходится мириться, но следует приложить все усилия, чтобы успеть подготовить тело надлежащим образом уже после выдачи его из морга.

Весьма хорошо все дни, предшествующие погребению, заказывать за усопшего панихиды в одном или нескольких храмах. В то время, когда тело лежит бездыханно и мертво, душа проходит страшные испытания - мытарства, и поэтому имеет великую нужду в помощи Церкви. Панихиды облегчают переход в другую жизнь.

Поминовение на Божественной Литургии (Церковная записка)

О здравии поминают имеющих христианские имена, а о упокоении - только крещенных в Православной Церкви.

На литургии можно подать записки:

На проскомидию - первую часть литургии, когда за каждое имя, указанное в записке, из особых просфор вынимаются частицы, которые впоследствии опускаются в Кровь Христову с молитвой о прощении грехов

Несут тело умершего его родные и близкие, облаченные в траурные одежды. С древнейших времен христиане, участвовавшие в погребальной процессии, несли зажженные свечи.
Тело умершего поставляют посреди храма с лицом открытым и обращенным к востоку, а около гроба ставят светильники.
После чтения Евангелия священник вслух зачитывает разрешительную молитву, испрашивая разрешения грехов, которые покойный забыл исповедать по слабости памяти. Однако этой молитвой не отпускаются грехи, сокрытые сознательно.

Для более наглядного удостоверения близких умершему в прощении его и примирении с Церковью, священник свиток с разрешительной молитвой влагает в его правую руку. (Здесь нужно опровергнуть распространенное в народе суеверие о том, что эта молитва, называемая "подорожной", служит почившему непреложным пропуском в Царство Небесное. Участь каждого человека - в руках Божиих, и ничто материальное не оказывает на Бога воздействия).

Возвращение с погребения Христа (Николай Ге, 1859)

После разрешительной молитвы начинается последнее целование умершего как знак нашего единения в любви к нему, не престающей за гробом. Оно совершается при пении трогательных песней:
"Видя меня лежащего безгласным и бездыханным, восплачьте обо мне, все братия, и сродники, и знакомые. Вчерашний день беседовал с вами, и внезапно настиг меня страшный час смерти; но приидите все любящие меня, и целуйте последним целованием. Я уже более не поживу с вами или о чем-либо собеседую; к Судии отхожу, где нет лицеприятия; там раб и владыка вместе предстоят, царь и воин, богатый и убогий в равном достоинстве; каждый от своих дел прославится или постыдится. Но прошу и умоляю всех: непрестанно о мне молитесь ко Христу Богу, да не буду возведен по грехам моим в место мучений, но да вселюся в жизненный свет."

При прощании с покойным нужно целовать икону, лежащую во гробе и венчик на челе. При этом надо мысленно или вслух испросить у лежащего во гробе прощения за все те неправды, которые были допущены к нему при жизни, и простить за то, в чем был виновен он сам.

Над гробом возглашается "Вечная память". Священник крестообразно землю на тело умершего с произнесением слов: "Господня земля и исполнение ея, вселенная и вси живущие на ней".


Обряд предания земле может совершаться и в храме и на кладбище. После этого гроб закрывается крышкой и открывать его вновь ни под каким предлогом не дозволяется.

Лишаются церковного отпевания лица, сознательно лишившие себя жизни. От них следует отличать людей, лишивших себя жизни по неосторожности, которые не признаются самоубийцами.
В Православной Церкви принято относить к самоубийцам лиц, погибших при разбое и умерших от полученных ран и увечий.
Кремирование, то есть сжигание тел усопших православных христиан, никогда не было традицией. Теперь, однако, кремация православных стала делом привычным, но нежелательным.

Некоторые священники поступают так. Все панихиды и отпевание совершаются так же, кроме предания земле и молитвы с венчиком. Последние не вкладываются во гроб, но остаются у родных. Священник совершает символическое предание земле, посыпая землю на чистый лист бумаги. В эту же бумагу земля заворачивается и вместе с молитвой и венчиком хранится у родных. При кремации нельзя оставлять в гробу никаких святынь.

Иосиф Аримафейский и Никодим переносят тело Христа
(Иванов А. А., 1850-е гг.)

Когда прах захоранивают в могилу, то завернутую в бумагу землю, молитву и венчик в одном пакете кладут туда же, чтобы все было предано тлению вместе с прахом. Оставлять прах вне земли противоречит всем традициям Православной Церкви и смыслу погребения.

Похоронный обряд является отражением не только бытовой стороны его носителей, но и архаического миросозерцания. Похоронный обряд, некогда, вероятно, не менее сложный по структуре, чем свадебный, теперь предстает теперь в сильно редуцированном виде. Об этом говорят и беседы с информаторами, записанные в конце восьмидесятых годов (например, с Федоровой М. Н., уроженки деревни Дорожново Окуловского района, на время записи проживавшей в поселке Кулотино этого же района, или с Власовой А. Я., уроженки деревни Гари Старорусского района, проживавшей на время записи в деревне Дубки названного района).

В голове у умирающего ставили стакан с водой, чтобы душа вымылась и пошла.

Раньше родственники приходили прощаться сразу, как человек умрет, или еще к умирающему.

Сразу, как человек умрёт, открывают двери, все выходят на крылечко провожать душу - покойник лежит в доме, а душа уходит, на улице ее провожают. Когда душу провожают, старшая в доме женщина причитает (“воет голосом”). Причитать начинали еще до обмывания.

Причитали сразу, как человек умрёт, еще до того как вымоют - выходили на улицу, вставали лицом в ту сторону, куда повезут хоронить, и причитали: “Прощай-ко, ступай с Богом”.

Погребение Христа (на заднем фоне видна приближающаяся стража)
Лоренцо Лотто, 1516 год

Изучение причети показало, что русская деревня советской эпохи сохранила импровизационную культуру исполнения, когда фольклорный текст каждый раз как бы создается заново на основе сложившейся традиции. Жанр причитаний - центральный для обряда, несмотря на произошедшие с ним разрушительные изменения, по-прежнему выполняет свою бытовую функцию. Причет продолжает сохранять культурную память, но в нем значительно блекнут художественные достоинства, исчезает ряд обязательных моментов (например, подробного комментирования происходящего на похоронах). Жанр становится все более клишированным. Это связано, в первую очередь, с утратой непосредственного отношения к смысловой стороне языческой символики. Не удалось выявить весь цикл причитаний похоронного обряда, которые (как, например, в свадьбе) сопровождали бы весь обряд, тематически отграничивая определенные его этапы. По всей видимости, мы имеем дело с явным угасанием фольклорной памяти. Трудно сказать, на каком этапе исторического развития началось подобное редуцирование. Но несомненно, что здесь сильно сказалась культурная политика государства, с одной стороны, и интенсивное превращение России из аграрной страны в промышленную и, следовательно, городскую. Тем не менее, архаические стороны сознания деревенского человека в похоронном обряде сохранились достаточно хорошо. Так, например, известно, что смерть в русской фольклорной традиции всегда воспринималась как враг. Это сохранилось и в текстах, записанных на рубеже 70-х - середины 80-х годов. В плачах смерть называется "злодейкой", "душегубицей", которая не делает уступок, не внимает мольбам и просьбам. В материалах архива хранятся записи, в которых говорится о разного рода приметах, связанных с приходом смерти в дом или семью. Например, предвещали смерть кукушка, севшая на хозяйственную постройку; птица, стучащая в окно; собака, воющая книзу ("собачий вой - на вечный покой"); лошадь, идущая навстречу людям, которые провожают умершего, и так далее. Чтобы удостовериться в смерти человека, ему подносили к губам зеркало, если оно не запотевало, значит, человек умер. Чтобы не бояться умершего, который мог каким-либо образом напоминать о себе (например, часто сниться или даже приходить в дом; являться в каком-то ином облике, например, в зооморфном, чаще всего - птицы), надо было подержаться за печку, посмотреть в нее или в подвал, а на сороковой день повесить конскую узду на стену.

Мертвый спит, оставаясь человеком (покойник - спокойный человек), однако если у умершего были открыты глаза, то их закрывали и клали поверх век медные пятаки. Вполне возможно, что это было связано со своеобразным откупом от смерти, ибо считалось, что покойник высматривает кого-то из оставшихся в доме живых людей или даже животных, желая забрать их с собой. В таких случаях обычно говорили: "Смотрит - кого-нибудь насмотрит". Монеты (пятаки) оставляли потом в гробу. Интересно, что выкуп в данном обряде проявлялся и иначе, так например, если долго не могли найти тело утонувшего человека, то существовал обычай бросать в воду серебряные деньги, чтобы выкупить его у воды.

Тело покойного клали на скамейку, ему связывали руки и ноги, так как считали, что "нечистая сила" может их скручивать, принося умершему человеку боль. Через два часа тело мыли (два часа умерший "отдыхал"). Мыть покойника мог любой человек, но предпочтение отдавалось постороннему. К прошлому веку относится представление, сохранившееся в памяти информаторов о том, что совершать этот ритуал должны были старые девы. В Окуловском районе записана частушка:

Не ходи, подруга, замуж
За таких разбойников,
Лучше купим по ушату,
Будем мыть покойников.
(Записано от М. Н. Федоровой в 1988 году)

Сохранился обычай оплачивать обмывание чем-нибудь из вещей покойного. Мыли покойного из горшка, теплой водой с мылом, затем горшок после выбрасывали в реку вместе с водой, обычай, в котором, несомненно, просматривается языческое мироощущение. Был и иной вариант, когда оставшуюся после процедуры воду выливали в то место, где никто не ходит, и ничего не сажают, так как эта вода "мертвая" - она могла погубить, умертвить землю. В Старорусском районе считали, что за обмывание покойного отпускаются грехи: " Сорок человек обмоешь - сорок грехов снимешь". Одевал покойника тот же человек, который мыл. Одевали во все новое, чтобы "там" он "выглядел хорошо" (со слов Власовой А. Я.), ведь умерший отправлялся на житье "вековечное". Смертная одежда не только завещалась, но и готовилась заранее, таким образом, выполнялось последнее желание человека. Шитье одежды - тоже ритуал: когда ее шили, то узлы не делали и не отрывали их, как и нитки. Шили в один шов, иголкой вперед, швы не выворачивали, пуговицы не нашивали. Н.В.Андреева из Окуловского района отметила, что раньше чаще всего шили кофту и юбку. С большой степенью уверенности можно сказать, что это позднейший обычай, может быть, относящийся уже к советскому времени, так как по исследованиям этнографов известно, что распространенной "смертной" одеждой была рубаха, как для мужчин, так и для женщин. В гроб клали и те предметы, с которыми покойный не расставался при жизни. Гроб делали из еловых или сосновых досок. Нельзя, например, было делать "домовину" из осины, так как считалось, что осина проклятое дерево, ибо, по легенде, на ней повесился Иуда, и от этого она дрожит. Стружку, оставшуюся от изготовления, клали на дно гроба или в некоторых случаях в подушку, на которой находилась голова умершего. Сжигать щепу и стружку было нельзя, ибо, как считали в Окуловском районе, умершему от этого будет жарко. Гроб - домовину всегда делали в соответствии с ростом умершего. Считалось, что покойник кого-нибудь заберет, если гроб будет больше (Окуловский район, Федорова М. Н.). Домовину с телом ставили так, чтобы умерший был обращен лицом к иконе, то есть к красному углу (Окуловский район), но в Старорусском районе отмечается как наиболее распространенный вариант, когда умерший лежит головой в красный угол, а ногами - к двери.

Сорокоуст о упокоении

Этот вид поминовения усопших можно заказать и в любой час – в этом тоже нет никаких ограничений. Великим постом, когда намного реже совершается полная литургия, в ряде церквей так практикуют поминовение – в алтаре в течение всего поста прочитывают все имена в записках и, если служат литургию, то вынимают частички. Нужно только помнить о том, что в этих поминаниях могут участвовать крещеные в Православной вере люди, как и в записках, подаваемых на проскомидию, разрешается вносить имена только крещеных усопших.

За окно комнаты, в которой находился покойник, вывешивали льняное полотенце или кусок белой ткани. На лоб умершему клали "венчики" или "прощеные грамоты", в которых содержалась молитва отпущения грехов. В правую руку давали подорожную, а в левую - носовой платок. В Старорусском районе считали, что он нужен для того, чтобы стирать пот во время Страшного Суда, а также для того, чтобы вытирать слезы, если человек, перешедший в мир предков, всплакнет при встрече с близкими на "том свете". Встречи эти происходили, по мнению опрашиваемых, в течение сорока дней. Интересно интерпретировали информаторы Окуловского района функцию нательного крестика, которым снабжался усопший. Так, М. Н. Федорова говорила о том, что он служит "пропуском" и что, прежде чем войти в ворота иного мира, необходимо было показать крестик, при этом крестик умершему надо было покупать обязательно новый. Этот обычай отличался от принятого в Старорусском районе, где хоронили умершего с тем же крестом, который человек носил при жизни. Похороны происходили на третий день. От дома до дороги разбрасывались еловые ветки, по которым двигалась процессия, чтобы уходящий в мир иной "шел" по "чистой дороге", так как ель считалась в данных местах чистым деревом. Когда возвращались с кладбища, ветки убирали, а затем их сжигали, вероятно, уничтожая таким образом следы умершего, чтобы он не вернулся и не забрал кого-либо из оставшихся в живых родственников.

Перенос тела Христа к гробнице
(Антонио Чизери, 1883 г.) - исторический реализм XIX в.

Сохранилось довольно много разного рода примет, связанных с отправлением похоронного обряда. Часто эти приметы носили характер оберега. Так, например, копали могилу в день похорон рано утром, и место выбирали получше, так как считали, что если умершему место не понравится, то он в течение сорока дней заберет еще кого-нибудь из родственников. А если еще будет покойник, то "нужно ожидать и третьего" (по словам М. Н. Федоровой из Окуловского района). Обвал могильных стен тоже указывал на то, что придется вскоре копать новую яму. В целом сохранился обычай во всем угождать покойнику. Сохранялся в обследуемых районах и обычай не подметать полы до тех пор, пока умерший находился в доме, ибо по примете можно было "вымести" кого-нибудь из живущих родственников. Кроме того, в доме завешивали темной тканью зеркала, чтобы нечистая сила не испортила покойника. Гроб с телом несли до кладбища на полотенцах, нести считалось "уважительнее", чем везти. Прощались с умершим окончательно на кладбище, при этом целовали в лоб или в иконку, которая лежала у него на груди. Слезы прощающегося не должны были попадать на покойника, так как он тогда будет лежать мокрым и обижаться. В таких случаях обычно говорили: "Отойди, отойди, не роняй слезы туда". А все присутствующие желали, чтобы земля была покойному пухом. Прежде, чем опустят гроб в могилу, родственники бросали туда копейку (по всей видимости, серебряную), это означало, что они покупали себе место рядом с усопшим, а все остальные бросали медь, при этом говорили: "Вот тебе доля - не проси боле". Считалось, что деньги нужны были умершему для того, чтобы заплатить за перевоз через реку или озеро на том свете. Известно, что образ реки и переправы - традиционный образ не только для русской, но и для мировой культуры.

Предметы, связанные с похоронами, и вещи умершего тоже имели свою судьбу. После сорокового дня родственники могли раздавать личные вещи покойного любым людям, не обязательно близким родственникам. А те предметы и вещи, которые были задействованы в похоронном обряде (например, полотенца, на которых несли гроб), либо опускали в могилу и засыпали землей, либо сжигали, чтобы избежать дурного влияния умершего на живых людей. Все делалось так, чтобы ничто не обеспокоило душу покойного и каким-либо образом удержало бы ее в мире живых людей. Многое делалось для того, чтобы усопший не вернулся бы за кем-нибудь, не "насмотрел бы кого-нибудь". Как уже было сказано выше, считалось, что открытые глаза покойника, являются знаком того, что они высматривают новую жертву.

По традиции, пока проходил обряд на кладбище, в доме умершего готовились к поминкам. Дома обычно оставался кто-нибудь из родственников и готовил поминальную трапезу, мыл пол. Поминки проходили не только сразу после похорон, но и на девятый и сороковой день, затем через год. Умершие родственники поминались и в Родительские субботы - дни, установленные христианской традицией. В поминальные дни люди обязательно посещали могилы родственников, принося с собой еду, вино, чтобы пригласить усопшего на ритуальную трапезу. Таким образом, сохранялся обычай, оставшийся от древнего похоронного обряда, который предусматривал как задабривание душ умерших, так и демонстрацию силы жизни. В современном похоронном обряде просматриваются контуры старого, еще языческого обряда, однако заметно и то, что магическое содержание обрядового действа во многом стерлось .

Не только жизнь человека, но и переход его в иной мир сопровождается рядом обычаев и обрядов, соблюдать которые крайне важно на похоронах и поминках. Энергетика смерти очень тяжелая, и пренебрежение к приметам и суевериям может повлечь за собой неприятные последствия – полосу неудач, болезни, потерю близких людей.

Встретить

Существует несколько правил при встрече с похоронной процессией на улице:

  • Это событие предвещает счастье в будущем. Однако сегодняшний день не принесет никаких перемен к лучшему.
  • Процессии нельзя переходить дорогу – если покойный умер от болезни, можно навлечь эту хворь на себя.
  • Идти перед гробом также нельзя – согласно приметам, можно попасть на тот свет раньше покойника.
  • Нежелательно двигаться навстречу похоронной процессии, лучше остановиться и переждать. Мужчины при этом должны снять головные уборы.
  • Обогнать катафалк – плохая примета, сулит большие неприятности или тяжелые болезни.
  • Если под окнами вашего дома проносят умершего – не следует смотреть в окно, лучше задернуть шторы. Также необходимо разбудить домочадцев – считается, что спящих людей покойник может забрать с собой. Если в это время маленький ребенок ест – под его кроватку следует поставить воду.

Перед похоронами

Перед тем как предать умершего земле, необходимо соблюдать следующие правила:

  • Ближайшие 40 дней после смерти все зеркала и зеркальные поверхности в доме должны быть завешены непрозрачной тканью – иначе они могут стать ловушкой для души покойного, и она никогда не сможет перейти в другой мир.
  • В комнате с умершим должны быть закрыты окна и форточки, а также двери.
  • В доме с покойником обязательно должен находиться живой человек. Этим проявляют уважение к усопшему, а также следят, чтобы его вещи не забрали другие люди – такая неосторожность или злой умысел могут обернуться негативными последствиями.
  • Если в доме есть животные, особенно собаки и кошки – на время похорон их лучше увезти в другое место. Считается, что вой собаки может напугать душу покойного, а кошка, запрыгнувшая в гроб – дурной знак.
  • Нельзя спать в комнате, где лежит умерший. Если это все же случилось, на завтрак человеку предлагают лапшу.
  • Чтобы от покойного не было вреда, в его комнате на всю ночь ставят зажженную лампаду, а на пол и у порога кладут еловые ветви. Хвоя должна лежать до самых похорон, а выходящим из дома людям следует наступать на нее, сбрасывая, таким образом, смерть со своих ног. После погребения ветки выносят и сжигают, избегая попадать под дым.

  • Покупая что-либо для похорон, нельзя брать сдачу (мелочь) – так можно новые слезы купить.
  • Пока в доме тело, в нем не убирают и не выносят мусор. Сор при покойнике вымести – всех из дому вынести.
  • Гроб должен быть сделан по меркам усопшего, чтобы в нем не было свободного места. Если гроб слишком велик – быть в доме еще одной смерти.
  • Обмывать и обряжать покойника лучше пока не остыл, чтобы он предстал перед Создателем чистым. Делать это должны непременно вдовы. Воду после обмывания нужно вылить в безлюдное место, желательно, не под дерево.
  • Если умирает незамужняя девушка, ее обряжают в венчальное платье – она становится невестой Бога.
  • Надевать на умершего красное – к смерти кровного родственника.
  • Если вдова усопшего хочет в будущем выйти замуж, ей следует положить покойного мужа в гроб неподпоясанным и незастегнутым.
  • Вещи, которые умерший постоянно носил при жизни (очки, протез, часы) необходимо положить с ним в гроб. Туда же следует вложить мерку, которой замеряли тело для изготовления гроба, гребень, которым причесывали покойника, и носовой платок, чтобы он мог вытирать со лба пот во время Страшного суда.
  • Если под стол с покойным положить кусок хлеба с солью – в этом году никто в семье больше не умрет.
  • Одна из плохих примет – если глаза умершего неплотно закрыты или внезапно откроются. Считается, что он высматривает, кого забрать с собой, и это предвещает новую смерть.

Приметы во время и после обряда

  • Забивать крышку гроба в доме умершего – к еще одной смерти в семье. Также нельзя оставлять крышку гроба дома, отправляясь на похороны.
  • Выносить гроб из дома следует мужчинам. При этом они не должны быть кровными родственниками усопшему, чтобы он не потянул их за собой – кровь тянется к крови.
  • Во время выноса стараются не задеть гробом за косяк двери. Тело нужно выносить ногами вперед – чтобы душа знала, куда ее направляют, но не запомнила обратной дороги, и не вернулась.
  • Вслед покойному сыплют рожь – чтобы дорогу смерти закрыть, и никто в семье больше не умер.
  • На руку несущим гроб повязывают полотенца, которые эти мужчины потом оставляют себе – в качестве благодарности от усопшего.
  • Если человек споткнулся при выносе гроба – это плохой для него знак.
  • Вместе с покойным не должны лежать вещи, принадлежащие живым людям – они обретают мистическую силу и могут утянуть хозяина за собой.
  • Если предстоит кремация, в гроб не кладут иконы – их нельзя сжигать.

  • После выноса тела полы в доме нужно вымести от комнаты, где лежал умерший, до входной двери, после чего веник сразу выбросить. В том же направлении следует вымыть полы и избавиться от тряпки.
  • Стол или лавку, где стоял гроб с телом, необходимо перевернуть вверх ножками и оставить так на сутки – чтобы избежать появления еще одного гроба с мертвецом. Если перевернуть мебель не представляется возможным, на нее нужно положить топор.
  • Когда несут покойника, нельзя оборачивать назад и смотреть в окна собственного дома, чтобы не притянуть в него смерть.
  • Забыть закрыть ворота во дворе после выноса гроба – к еще одной смерти. Если закрылись двери дома, пока процессия не вернулась с погребения – в семье скоро будет ссора.
  • Если упал гроб или покойник – это очень дурной знак, предвещающий еще одни похороны в течение 3 месяцев. Чтобы этого избежать, членам семьи необходимо напечь блинов, подойти на кладбище к трем могилам с таким же, как у них, именем, и у каждой прочитать молитву «Отче наш». Затем раздать блины у церкви вместе с милостыней. Обряд нужно проводить в молчании.
  • Могильщики, копая яму, наткнулись на старую могилу с сохранившимися костями – умерший благополучно входит в загробную жизнь и будет лежать тихо, не беспокоя живых.
  • Перед тем как опустить в могилу гроб, туда следует бросить монету – чтобы покойный выкупил себе место.
  • Если гроб не помещается в яму и ее приходится расширять, значит, земля не принимает грешника. Слишком большая могила – вслед за усопшим скоро отправится его родственник.
  • В случае если могила обваливается, следует ожидать еще одной смерти в семье. При этом обвал с южной стороны предвещает уход мужчины, с северной – женщины, с восточной – старшего в доме, с западной – ребенка.
  • Родным умершего следует бросить горсть земли на крышку гроба, когда тот опустится в могилу – тогда покойник не будет являться и пугать живых. Как только на гроб опустится первая горсть земли, душа окончательно расстается с телом.
  • На могилу можно поставить стакан с водкой – за упокой души. Также считается, что души людей превращаются в птиц – их нужно покормить, накрошив или оставив ломоть хлеба.

  • Если оказалось, что для похорон были куплены лишние принадлежности – их следует отнести на кладбище, а не оставлять в доме.
  • Некоторые души привязаны к вещам и могут беспокоить живых родственников. Если не получилось вложить дорогой умершему предмет в гроб, его можно оставить на кладбище. Одежду покойного желательно раздать нищим.
  • Кровать, на которой человек умер, лучше вынести из дома вместе с постельным бельем. Желательно сжечь их, не попадая под дым.
  • Образ, стоявший перед умершим, после похорон необходимо отнести на реку и пустить по воде – это единственный способ избавиться от иконы без негативных последствий. Если реки рядом нет – образ нужно отдать в церковь, нельзя хранить его или выбрасывать.
  • Если в свидетельстве о смерти допущена ошибка в имени или фамилии покойного – быть еще одним похоронам в семье.
  • Если смерть настигла хозяина дома, в ближайший год необходимо посадить курицу-наседку, чтобы хозяйство не пришло в упадок.
  • Вдове или вдовцу нельзя носить обручальное кольцо, иначе можно притянуть к себе тяжелую болезнь.
  • Если в одном из домов на улице похороны, свадьбу в этот день не играют.

Правила поведения

На похоронах и после них очень важно вести себя правильно:

  • Нельзя ругаться, спорить и шуметь на кладбище.
  • На похороны следует надевать одежду темных тонов (желательно – черную). Считается, что этот цвет не привлекает внимание смерти.
  • В похоронной процессии не должны присутствовать беременные женщины и маленькие дети. Зарождение новой жизни и смерть – диаметрально противоположные явления. Кроме того, аура детей еще недостаточно сильна, и может не справиться с негативным воздействием смерти.

  • Во время церемонии покойного необходимо вспоминать лишь добрыми словами.
  • Нельзя много плакать на похоронах – слезы родных удерживают душу умершего, она тонет в слезах и не может улететь.
  • В букетах, которые несут на похороны, должно быть парное количество цветов – это пожелание покойному процветания в загробной жизни.
  • Уходить с кладбища нужно не оглядываясь, вытирая при выходе ноги – чтобы не унести смерть с собой. Также с кладбища не следует ничего брать.
  • После похорон нельзя ни к кому заезжать в гости, не помянув умершего, иначе можно привезти за собой смерть.
  • После посещения дома с покойным, кладбища или встречи похоронной процессии, необходимо спичками зажечь восковую свечу и подержать как можно ближе к пламени пальцы и ладони. Затем огонь следует загасить пальцами, не задувая. Это поможет избежать перетягивания болезни и смерти на себя и свою семью. Можно дотронуться до печи – она символизирует стихию Огня. Хорошо также помыться под проточной водой – принять душ или искупаться в реке.

Погода

  • Если в день похорон ясная погода, то покойный был добрым и светлым человеком.
  • Дождь на похоронах, особенно при ясном до того небе – хороший знак, значит, сама природа плачет об уходе замечательного человека. Молитвы родных услышаны, и душа умершего скоро успокоится.
  • Если во время похорон на кладбище гром гремит – быть в ближайший год еще одной смерти.

До 40 дней

На протяжении 40 дней после смерти душа умершего еще находится на земле. Чтобы она легко перенеслась в иной мир, родные должны придерживаться определенных традиций:

  • После погребения на поминках и в доме покойного ставят его фото, а возле него – стакан с водой и кусок хлеба. Если вода из стакана будет испаряться, ее следует подливать. Того, кто съест еду усопшего, ждет болезнь и смерть. Эти продукты нельзя отдавать даже животным.
  • Пока умерший находится в доме, на окно или стол нужно поставить миску с водой, на обмывку души, а также вывесить полотенце и оставить на 40 дней – в это время душа летает над землей, очищается и утирается.
  • Родным следует устраивать поминки – провожать покойного трапезой. Первый раз поминальное застолье делают непосредственно после похорон – в это время душа оставляет тело. Второй раз собираются на девятый день после смерти – в период, когда душа насладилась красотами рая, и ей показывают адские мучения. Затем – в сороковой день, когда душа окончательно покидает мир живых, чтобы занять свое место в раю или аду.

Существует ряд правил для поминальных трапез:

  • Если для поминок одалживать мебель в других домах, туда можно передать смерть.
  • Перед тем как приступить к трапезе, необходимо помолиться за усопшего – молитвы помогают его душе легче перенести мытарства и попасть в Царство Божие.
  • Стол не обязательно должен быть с изобилием блюд, главное, приготовить ритуальные блюда – кутью, поминальные блины, пироги, компот или кисель.

  • В первую очередь на поминках подаются блины. Первый блин и чашка киселя всегда отдается покойному.
  • Во время поминального застолья нельзя чокаться, чтобы не перебросить беду с одного дома на другой.
  • Кто будет петь, смеяться и веселиться на поминках, тому скоро волком выть от горя захочется.
  • Если человек употребляет слишком много горячительных напитков – его дети станут алкоголиками.
  • Девятый день называют незваным – на поминки не приглашают большое количество людей, а собираются в тесном кругу родных и близких покойного.
  • В сороковой день на поминальный стол нужно поставить набор приборов для умершего – в этот день его душа окончательно покидает наш мир, и прощается с родными.
  • На сороковой день из теста пекут лесенки, символизирующие вознесение души на небо, раздают милостыню, заказывают молебен.
  • После поминок еду со стола (конфеты, печенье, пирожки) раздают близким и даже незнакомым людям, чтобы как можно большее число людей пожелали душе покойного обрести упокоение.

Ниже вы найдете приметы, которые нужно знать людям, похоронившим близкого человека - когда можно открывать зеркало после похорон, делать уборку и ремонт, смотреть телевизор. Существует множество ограничений и запретов, которые были придуманы нашими предками, по большей части, еще в дохристианские времена.

Когда открывать зеркало

Известный факт - после смерти человека полагается закрывать все отражающие поверхности. Это не только зеркала, но и телевизоры, мониторы компьютеров и другие вещи, в которых можно увидеть свое отражение. Это делается для того, чтобы отражение покойного не осталось в доме, а его призрак не являлся живым.

О том, когда можно открывать зеркало после похорон, примет много. По одним, это можно делать сразу же после возвращения с кладбища и поминок . По другим поверьям это делают спустя три дня, или не раньше девятого дня после смерти . Но это все - современные традиции. В деревнях по сей день снимают занавеси с зеркал только на 41-й день , когда судьба души усопшего уже решена.

Приметы основаны на пути усопшего. Так, по истечении трех дней после смерти ангел-хранитель уводит его осматривать рай. На 9 дней он предстанет перед Господом и отправится на осмотр ада. На 40-й же день душе выносится окончательный вердикт о том, где она будет пребывать. Поскольку только первые три дня после смерти душа находится среди живых, открыть зеркала можно после того, как она покинет его. То есть, на четвертый день. Раньше считалось, что все 40 дней душа время от времени может наведываться к родственникам. Поэтому и не открывали зеркала весь этот срок.

Иногда зеркала вовсе не завешивают. Например, когда человек умер в больнице, и его тело везут на кладбище из морга, а не из дома. Это неправильно. Душа человека все равно будет возвращаться домой и пребывать возле близких при жизни людей. Иногда закрывают только те зеркала, которые находятся там, где находится покойник. Также неверно, ведь душа будет бродить по всем комнатам дома.

Некоторые славянские приметы утверждают, что тот, кто первым посмотрится в открытое после похорон зеркало, вскоре умрет. Чтобы не допустить этого, к зеркалу первой подносят кошку. Ей эта примета не страшна.

Можно ли смотреть телевизор

По понятным причинам старинных примет по этому поводу не существует, но как уже было сказано выше, телевизоры полагается закрывать, как и зеркала. Открывать их можно одновременно с зеркалами. То есть, либо после похорон, либо после третьего, девятого или сорокового дня.

Церковь не запрещает смотреть телевизор, но рекомендует воздержаться от развлечений хотя бы девять дней . Смотреть новости, познавательные передачи можно, а просмотр фильмов и ток-шоу лучше отложить. Нельзя включать телевизор в доме, где лежит покойник. Дождитесь окончания похорон. Если покойный не был близким вам человеком, ограничение на вас не распространяется.

Эти правила касаются и прослушивания музыки. Исключение - церковные песнопения. Если имеется такое желание, можно послушать классическую музыку. Кстати, траурный оркестр - советское нововведение. В старину сопровождали молитвы и религиозные песнопения.

Хранить ли фото умерших?

Ответ положительный. Фото - это воспоминания о дорогом человеке, память для его внуков и правнуков. Уничтожая фотографии усопшего, вы позволяете его потомкам никогда не узнать о нем.

Но все же изображение покойника связано с миром мертвых . Экстрасенсы по фото могут определить, жив человек или нет. Поэтому рассматривать фотографии усопших слишком часто не стоит. Нельзя также перебарщивать с их количеством на стенах, полках и столах. Не вешайте возле портретов живых людей, отделяйте живую и мертвую энергии. Лучшее место для хранения - фотоальбом.

Гораздо больше негатива несут в себе фотографии, сделанные во время похорон. Лучше всего не делать их. Но, если фото уже имеются, их лучше уничтожить. Не имеет значения, что там изображено - гроб, кладбище, процесс отпевания, они являются сильным источником некротической энергетики.

Когда убираться в квартире

Пока в доме находится покойник, заниматься уборкой и выносить мусор нельзя. В противном случае может умереть еще один человек в этом доме. По поверью, убирающий выметет или вымоет его из жилища.

Убирать же нужно сразу после выноса гроба. За усопшим подметают и вымывают полы в то время, когда провожающие в последний путь уже уехали на кладбище. Так делают, чтобы сразу вымести из дома смерть, болезнь, горе.

Причем, такую легкую уборку нельзя делать кровным родственникам умершего. Им лучше поменьше соприкасаться с эманациями смерти, чтоб покойник не забрал своих близких с собой. Не убирают после покойника и беременные, . Обычно просят подмести и вымыть пол кого-то из друзей семьи. Только он должен оставаться в квартире после выноса гроба. После этого человек присоединяется к скорбящим на поминках, на кладбище не присутствует.

Некоторые вещи особенно сильно пропитаны энергетикой смерти. Так, табуретки или стол, на которых стоял гроб, на несколько дней выносят на улицу и оставляют там ножками вверх. Это делается для того, чтобы избавиться от этой энергетики. В квартире можно воспользоваться балконом.

Обязательно уносят из дома все, что связано со скорбным обрядом. Это остатки ткани для обивки гроба, щепки от него, а также прочая ритуальная атрибутика, кроме портрета с черной лентой, стакана воды и куска хлеба. Все принесенные скорбящими цветы полагается оставить на могиле - они предназначены усопшему.

Не оставляют в доме также инструмент, которым снимали мерки для гроба, он приносит смерть еще одному жильцу в течении года. Из гроба ничего не забирают. Веревки, которыми связывали руки покойнику, копейки, которые лежали на глазах - все это должно оставаться в гробу. Свечи забирают на кладбище, как и зерно, в котором они стояли. Нельзя хранить также икону, которая стояла перед гробом. Ее пускают по реке или относят в церковь.

Когда же можно убираться после похорон, если вопрос заключается в генеральной уборке или приведении в порядок комнаты умершего? В любое время, но после поминок или выноса гроба. Если в это же время вы открываете зеркала, их также следует вымыть. Если вы решили держать их закрытыми 3, 9 или 40 дней, оставьте это на потом.

Можно ли делать ремонт

Ремонт после похорон делать можно, но только как пройдет 40 дней после смерти . Душа умершего время от времени наведывается посмотреть, как живут близкие. Ей хотелось бы видеть привычную обстановку, изменения могут разгневать дух.

После 40 дней же, как минимум, придется заменить кровать, на которой спал усопший, а также кровать (диван, покрытие пола или лестницы, кресло и т.д.), ставшую смертным одром. Кроватью мертвого человека нельзя пользоваться его кровникам. Ее можно отдать или продать. Ставить новую кровать необязательно, используйте освободившееся пространство так, как посчитаете нужным.

Место смерти же еще несколько лет будет источать некротическую энергетику. Поэтому и полагается заменить все то, что соприкасалось с умирающим, будь это покрытие пола, куда он упал, или мебель и постельное белье. Как правило, такие вещи выбрасывают или сжигают. В деревнях поступают несколько иначе - уносят на три в курятник, чтобы петух «отпел весь негатив».

Личные вещи умершего , как правило, раздают малоимущим или продают. Это касается не только одежды. Любимая чашка или тарелка, пепельница, игрушка-антистресс - не стоит это все хранить. Хотя многие оставляют на память о покойном.

Что еще нельзя делать после похорон

В доме, где умер человек, нельзя заниматься стиркой. Данный запрет действует, пока в доме стоит гроб. То есть, после похорон можете приступать к приведению одежды в порядок.

Можно ли купаться после похорон? Поверья рекомендуют делать это тогда же, когда вы решите снять ткань с отражающих поверхностей. То есть, сразу после поминок, через три, девять или сорок дней. В старину мылись только на 41-й день после смерти.

Среди того, что нельзя делать после похорон - шумные праздники. В течение 40 дней нежелательно устраивать торжества. Празднование Дня рождения лучше перенести или вовсе отменить. Но можно отметить его скромно, в кругу семьи, без громкой музыки и шума.

Девятидневный, а лучше сорокадневный запрет касается и свадьбы, но здесь все зависит от эмоционального состояния родственников умершего. К тому же, свадьба - назначенное заранее мероприятие, связанное с большими затратами. Если вы играете свадьбу раньше, чем истекло сорок дней со дня смерти родственника, во время торжества нужно упомянуть об этом и отдать дань памяти об усопшем. Венчание же разрешено в любое время.

Многие считают, что среди того, что нельзя делать после похорон близкого человека, находятся поездки и путешествия. Это неверно. Они помогут отвлечься, но во время путешествия стоит отказаться от различных увеселительных мероприятий. Не забывайте поминать умершего и молиться о его душе во время отпуска.

Кроме этого, родственникам усопшего в течение сорока дней нельзя шить и стричься. Если имеется необходимость в ремонте одежды, придется этим заняться. Но пошив одежды, который не является срочным, должен быть отложен. Это же касается стрижки. Челка мешает выполнять повседневные дела? Избавьтесь от нее. Но если дело в смене имиджа, сделайте это через сорок дней.

Столько же времени семье покойного нельзя пить алкоголь . Возможно, запрет вызван тем, что горе - пособник алкоголизма. Но поминальные приметы запрещают пить также на поминках. Причина заключается в том, что алкоголизм - это грех. Сорок дней родные могут отмолить грешного человека. Если же в это время они будут грешить, это только усложнит его загробную жизнь.

После похорон идут только на поминки, а оттуда - домой. Идти в гости нельзя, иначе в тот дом придет смерть. Ходить в гости или по делам можно только на следующий после похорон и поминок день. Поминки - это еще и девятый и сороковой день, и после них также действует этот запрет. Нельзя также ходить на торжества, которые проходят в общественных местах - дни рождения, свадьбы.

Не ходят с поминок на поминки. Если в один день поминают двоих усопших, выбирайте того, кто вам ближе. А вот проститься можно и с несколькими покойниками, поддержать родственников, выразить скорбь. Во время похорон не посещают могил близких и друзей. В этот раз вы пришли только к одному умершему, и посещение других будет расценено как неуважение.

Мнение церкви

Существует множество поверий, которые полагается соблюдать после похорон. Это поможет защититься от некротической энергетики, болезней и прочих неприятностей. Кроме этого, некоторые приметы направлены на улучшение загробной жизни покойного и его очищение от грехов.