Ремонт Дизайн Мебель

Интересы и занятия дворянской молодежи (по роману А. Пушкина «Евгений Онегин»). Влияние дворянского общества XIX века на судьбу Евгения Онегина по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин «Герой нашего времени»

Особенности влияния дворянского общества на судьбу Евгения Онегина по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин».

Формирование личности Евгения Онегина и его последующие поступки, обусловлены влиянием дворянского общества XIX века.

Основная цель статьи – раскрыть особенности характера Евгения Онегина, показать его духовную эволюцию.

Предметом рассмотрения и анализа в данной работе являются особенности влияния дворянского общества на судьбу Евгения Онегина по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Вопрос о формировании личности человека - один из центральных в мировой литературе. За семь лет, в течение которых роман создавался, многое менялось в России и в самом Пушкине, и все перемены не могли не найти своего отражения в нем. Как высказался о романе Л. Толстой: «Удивительное мастерство двумя-тремя штрихами обрисовать особенности быта того времени».

Актуальность исследовательской работы состоит в том, что «Евгений Онегин» принадлежит к «вечно живущим и движущимся явлениям, продолжающим развиваться в сознании общества». Каждое новое поколение ищет в нем свой мотив и себя, измеряет его «пространством». Роман в стихах предполагал вариативность восприятия читателя и побуждал его к сотворчеству.

Новаторство романа в стихах проявилось, прежде всего, в том, что Пушкин нашел новый тип проблемного героя - «героя времени». Таким героем стал Евгений Онегин. Его судьбу, его взаимоотношения с людьми определяет совокупность обстоятельств современной действительности, незаурядные личные качества и круг «вечных», общечеловеческих проблем, с которыми он сталкивался.

Появлению Евгения Онегина предшествовал такой образ, как А. А. Чацкий («Горе от ума» А. С. Грибоедова), после него был Печорин («Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова), но между ними существует колоссальная разница. Как подчеркнул В. Г. Белинский: «несходство их между собою гораздо меньше расстояния между Онегою и Печорою». Также выбор имени героя был не случаен. Евгений - значит благородный, а фамилия Онегин указывает на литературность героя, так как некоторые фамилии происходили от названия мест, которыми владел человек, а рекой Онегой владеть невозможно.

В нашей научно-исследовательской работе мы выдвигаем гипотезу о том, что формирование личности Евгения Онегина и его последующие поступки, обусловлены влиянием дворянского общества XIX века.

Основная цель работы – раскрыть особенности характера Евгения Онегина, показать его духовную эволюцию, для этого нам следует ответить на следующие вопросы:

1. Как сформировался характер Евгения Онегина?

2. Изменился ли с течением времени?

3. Если да, то, какие обстоятельства, или кто изменил его?

4. Какова роль судьбы в романе?

В данной работе были использованы следующие методы:

Комплексный анализ текста.

Работа с критической и справочной литературой.

Метод сопоставления (сравнительный).

Изучение литературоведческих статей.

История Онегина – это история возрождения героя, который заново учится жить чувствами. В романе затронуто множество проблем: проблемы смысла жизни, любви и дружбы, добра и зла, взаимоотношений в обществе, проблема поиска жизненного пути дворянской молодежи, давления на человека общественным мнением, в данном случае «высшим светом».

Особенности жизненного пути Евгения Онегина

Воспитание и семья

Евгений Онегин - главный герой романа принадлежит к лучшей части дворянской молодежи XIX века. Мы знакомимся с ним тогда, когда он едет к умирающему дяде. Евгений честен перед самим собой, он лицемер и не отрицает этого, и даже порою циничен:

Какое низкое коварство

Полуживого забавлять

Вздыхать и думать про себя:

Когда же черт возьмет тебя!

Его дядя был ему чужд во всех отношениях. И что может быть общего между Онегиным, который уже –

Равно зевал

Средь модных и старинных зал, и между почтенным помещиком, который, в глуши своей деревни,

Лет сорок с ключницей бранился,

В окно смотрел и мух давил?

Первоначальное формирование человека и его личности происходит в детстве, непосредственно в семье. А что мы знаем о семье Онегина? У него был отец и дядя.

Отец: Служив отлично-благородно,

Долгами жил его отец,

Давал три бала ежегодно

И промотался наконец.

Для не слишком богатого дворянина (отца Евгения), не имевшего дочерей, три бала в год - неоправданная роскошь. Неудивительно, что отец Евгения нажил себе столько долгов. Но судьба Евгения хранила, и он без сожаления отдал наследство на выплату долгов отца.

Ю. М. Лотман в комментариях к роману «Евгений Онегин» поясняет, что значит жить долгами: «Тема богатства оказывается связанной с мотивом разорения Долги и проценты по залогам, перезакладывание уже заложенных имений было уделом отнюдь не только бедных или стоящих на грани краха помещиков. Более того, именно мелкие и средние провинциальные помещики, менее нуждающиеся в деньгах на покупку предметов роскоши и дорогостоящих импортных товаров и довольствующих «домашним припасом», реже входили в долги и прибегали к разорительным операциям Одной из причин всеобщей задолжности было сложившиеся в царствование Екатерины II представление о том, что «истинное дворянское» поведение заключается не просто в больших тратах, а в тратах не по средствам».

Но о дяде мы знаем совсем не много, точнее сказать, почти ничего, лишь то, что, возможно, у дяди был единственный наследник Евгений.

Евгений, тяжбы ненавидя,

Довольный жребием своим,

Наследство предоставил им, (заимодавцем)

Большой потери в том не видя

Иль предузнав издалека

Кончину дяди-старика.

Воспитание Евгения проходило в атмосфере постоянного веселья и праздности. Именно поэтому первая характеристика героя - «молодой повеса». Почему он им стал? В толковом словаре И. В. Даля мы увидим следующее определение: повеса - шалун, шалопай, проказник, резвый и нередко докучливый баловник, невежливый, дерзкий шалун.

У Евгения было двое учителей: Madame, Monsieur l’Abbe. В записке «О народном воспитание» Пушкин писал «В России 19 века домашнее воспитание было самое недостаточное и безнравственное; ребенок видел одни только грустные предметы, своевольничал, не получал никаких понятий о справедливости, о взаимных отношениях людей, об истинной чести. Воспитание его ограничивалось изучением двух или трех иностранных языков и начальным основанием всех наук, преподаваемых каким-нибудь нанятым учителем» Характерной фигурой домашнего воспитания был француз-гувернер, который редко серьезно относился к своим обязанностям:

Monsieur l’Abbe француз убогий,

Чтоб не измучилось дитя,

Учил его всему шутя,

Не докучал моралью строгой,

Слегка за шалости бранил

И в летний сад гулять водил.

Также Пушкин называет Онегина педантом. Педант - это человек строгий и точный, придирчивый к мелочам. Но здесь мы снова чувствуем иронию. Онегин кажется умным в том, в чем совершенно не знаток. Он знал латынь, но она вышла из моды и не входила в круг светского дворянского образования.

Отношения со светом, успехи в нем. Один день из жизни Онегина

Как мы можем судить по первой главе, отношения Онегина со светом складывались вполне удачно:

Чего ж вам больше? Свет решил,

Что он умен и очень мил.

Почему общество так решило? Он знал французский, умел мазурку танцевать и кланялся непринужденно. Все это и есть главные признаки человека из высшего общества, отличающие его от «чужих».

В этих строках мы видим поверхностное отношение общества к человеческой душе. Свет не интересуют душевные качества человека, лишь его положение в обществе и богатство. Онегин чувствует себя чужим и лишним, потому что понимает всю никчемность общества.

Но главным талантом Евгения была «наука страсти нежной». Он умел «казаться новым», льстить, «добиваться» понравившейся девушки. Но эта наука тоже его разочаровала. Автор дает нам определения русской хандры, т. е. разочарованность в жизни. «Русская хандра» Онегина проистекает из критического отношения героя к своему кругу. Автор понимает Онегина и сочувствует ему. Евгений сам недоволен обществом и это сближает его с автором. Онегинский характер сформировался в определенных общественных условиях, в определенную историческую эпоху. Следовательно, Онегин осмыслен как национально-исторический тип русской жизни. Его скептицизм, разочарование - это отражение общего недуга «новейших россиян», который охватил в начале XIX века значительную часть дворянской интеллигенции. «Русская хандра»- это отсутствие интереса к жизни или преждевременная старость души. Образ разочарованного героя проник в литературу вместе с отголосками «байронизма» и, отразившись в южных поэмах, вызвал со стороны декабристов критику. Муравьев-Апостол писал Якушину: «Байрон наделал много зла, введя в моду искусственную разочарованность, которую не обманешь того, кто умеет мыслить. Воображают, будто скукою показывают свою глубину, пусть это будет так для Англии, но у нас, где так много дел, даже если живешь в деревне, где всегда возможно хоть несколько облегчить участь бедного селянина, лучше пусть изведают эти попытки на опыте, а потом уж рассуждают о скуке». Несмотря на критику декабристов, Пушкин, работая над первой главой, разделял их воззрения. Как мы видим, основным в образе Онегина являлось определение интеллектуального уровня героя. Разница в образовании и глубине политических интересов определяла возможность иронического подхода к персонажу, что, в свою очередь вызывало «отделение» героя от автора. Таким образом, фактором, формирующим характер, оказывается не среда, а сознание героя.

Разочарование в жизни и в самих себе свойственно только людям, которые, желая «многого», не удовлетворяются «ничем». Обратимся к описанию (в VII главе) кабинета Онегина:здесь показан Евгений. Особенно поразительно исключение из опалы двух или трех романов,

В которых отразился век

И современный человек

Изображен довольно верно

С его безнравственной душою,

Себялюбивый и сухой,

Мечтанью преданной безмерно,

С его озлобленным умом,

Кипящим в действии пустом.

Жизнь Онегина наполнена атмосферой бесконечного веселья и беззаботности. Его день похож на день Фамусова из комедии «Горе от ума» Грибоедова:

День Онегина: День Фамусова:

Три бала на вечер зовут: Во вторник зван я на форели

Там будет бал, там детский праздник. В четверг я зван на погребенье

Куда поскачет мой проказник?

С кого начнет он? все равно

Отличие Онегина от света в том, что он не может жить в лицемерии и лжи. Большинство дворян принимали такую жизнь, пустую и праздную, и не томились ею. Человеческая значительность Онегина в том, что он не был удовлетворен ни своей жизнью, ни собою - и не был счастлив. Его душа ждала иных отношений, чем те, на которых держалось общество. Прекрасные задатки Онегина подавлены социальной средой, в которой он жил и вырос. В основе образа в первой главе лежит не социальная характеристика среды, а интеллектуально-политическая (вторая рассматривается как следствие первой) оценка героя.

Испытание дружбой

Смена обстановки с города на деревню не помогла ему, он всё равно скучает, но пытается чем- то занять себя (читал книги пытался писать, но труд ему был упорный тошен). Проблема героя не снаружи, а внутри.

Сперва задумал наш Евгений

Порядок новый учредить:

Ярем он барщиной старинной

Оброком лёгким заменил

Оброк считается более лёгкой формой крепостной зависимости.

Что он опаснейший чудак.

Сосед наш неуч, сумасбродит;

Отношение с провинциальными дворянами у Онегина не сложились. Во-первых, он нарушил многолетнею традицию: барщину заменил оброком. Во вторых, не проявлял уважения к помещикам, как только местные дворяне подъезжали к нему, он сразу же уезжал с заднего двора.

Онегину не были интересны разговоры о сенокосе, псарне, вине и о родне.

Но через некоторое время в деревне появляется новый помещик - Владимир Ленский. Между героями завязывается «дружба».

Западная культура (Германия) определила настрой мыслей Ленского как романтический и далёкий от русской жизни, как и Онегин, он встречает неприязнь соседей-помещиков и подвергается строгому разбору. А Евгений относился к Владимиру со снисхождением, как к ребёнку, но неподдельная искренность Ленского удивляла, забавляла и оживляла его. Эта разность их сближала, и вскоре они стали неразлучны:

Они сошлись. Волна и камень,

Стихи и проза, лед и пламень

Не столь различны меж собой.

Сперва взаимной разнотой

Они друг другу были скучны;

Потом понравились; потом

Съезжались каждый день верхом,

И скоро стали неразлучны.

Подружились они потому, что все остальные совсем уж не подходили для дружбы, потому что каждый скучал в своей деревне, не имея никаких серьезных занятий, никакого настоящего дела, потому что жизнь обоих, в сущности, ничем не заполнена.

Ленский познакомил Онегина с семьёй Лариных (о которых мы поговорим позже) и уговорил его пойти на Татьянины именины, где Евгений ухаживал за Ольгой - возлюбленной Владимира - произошла ссора.

Дуэль

Дуэль является кульминацией развития основного конфликта в душе героя- зависимость от общественного мнения и невозможность жить согласно этим правилам.

Представления Ленского смещены в сторону идеала. Он смотрит на мир сквозь призму возраста и литературы. Ленский решил «спасать» Ольгу, но от кого? От Евгения – развратника, а Ольга – невинная жертва. Но она сама принимала ухаживания Евгения. Онегин в силу своего возраста, опыта разве не мог помириться с Ленским или вовсе не давать повода для ссоры?

Одной из причин трагедии (смерти Ленского) стала неспособность Евгения жить чувствами, не даром автор, комментируя состояние героя перед дуэлью, замечает:

Он мог бы чувства обнаружить,

А не щетиниться как зверь

И на именинах Татьяны и перед дуэлью Онегин показал себя «мячиком предрассуждений», глухим к голосу собственного сердца, и к чувствам Ленского. Его поведение на именинах – обычная светская злость, а дуэль - следствие равнодушия и боязни злоязычия «старого дуэлиста» - Зарецкого и соседей. Онегин не заметил, как стал пленником «старого кумира» - общественного мнения.

Следует отметить то, что во время проведения дуэли были нарушены практически все правила: Онегин опоздал, его секундантом был слуга, но Зарецкий - «старый дуэлист» закрыл глаза на все эти нарушения.

Онегиным овладела «тоска сердечных угрызений». Только трагедия смогла открыть ему прежде недоступный мир чувств:

Убив на поединке друга,

Дожив без цели, без трудов

До двадцати шести годов

Печальна и неблагополучна действительность, если в людях, даже в зрелых, не сохраняется ни доли наивности, ни простодушия, если в обществе господствует сомнение, безверие, безыдеальность. Пушкин жалеет рано погибшего поэта и ценит в нем «жаркое волнение», «благородное стремление», «заветные мечтания», «жажду знаний», «страх порока и стыда».

Онегин выжил лишь физически, нравственно он был сломлен. Предрассудки среды, им презираемой, оказались сильнее его искренних желаний и охлажденных чувств.

Испытание любовью

В отношениях с Татьяной Онегин проявил себя как благородный и душевно тонкий человек. Получив от нее письмо, повел себя деликатно. Он сразу же сообщает ей, что не разделяет ее чувств. Но в то же время оставляет ей надежду своим кокетством:

Я вас люблю любовью брата-

И, может быть, еще нежней.

Смысл речи Онегина в том, что он неожиданно для Татьяны повел себя не как литературный герой («спаситель» или «искуситель»), а просто как хорошо воспитанный светский человек, который «очень мило поступил с печальной Таней». Онегин повел себя не по законам литературы, а по нормам, по правилам, которыми руководствовался достойный человек пушкинского круга в жизни. Этим обескуражил романтическую героиню, которая была готова к «счастливым свиданиям», и к «гибели», но не к переключению своих чувств в плоскость приличного светского поведения.

Онегин понимает, что Татьяна, посылая ему письмо, ведет себя как героиня романа, однако реальные бытовые нормы поведения русской дворянской барышни начала XIX века делали такой поступок немыслимым: и то, что она вступает без ведома матери в переписку с ним, почти незнакомым человеком, и то, что она первая признается ему в любви, делало ее поступок находящимся по ту сторону приличий. Если бы Онегин разгласил тайну письма, репутация Татьяны пострадала бы неисправимо. Но он сумел разглядеть во «влюбленной деве» подлинные и искренние чувства, живые, а не книжные страсти. Татьяна, пытаясь разгадать Онегина, называет его то «ангелом хранителем», то «коварным искусителем».

«Онегин совсем не изверг, не развратный человек, хотя в то же время совсем не герой добродетели. К числу великих заслуг Пушкина принадлежит и то, что он вывел из моды и чудовищ порока и героев добродетели, рисуя вместо них просто людей».

Итак, Евгений не выдержал испытание любовью. Он не был готов к той любви, которую давала ему Татьяна, не мог ответить ей взаимными чувствами. Дело в том, что Онегин послушался не голоса сердца, а голоса рассудка – и подавил в себе волнение, испытанное при виде Татьяны.

Еще в 1-ой главе автор отметил в герое «резкий, охлажденный ум» и неспособность к сильным чувствам. Онегин - холодный, рассудительный человек. Эта душевная диспропорция и стала причиной драмы несостоявшейся любви. Он не верит в любовь и не способен полюбить. Смысл любви исчерпывается для него лишь в «науке страсти нежной» или «домашним кругом», ограничивающим свободу человека.

Герой отнюдь не жертва обстоятельств. Сменив образ жизни, он принял ответственность за свою судьбу. Его решимость, воля, вера определяют его поступки. Однако, отказавшись от светской суеты, Онегин стал не деятелем, а созерцателем. Лихорадочная погоня за удовольствиями сменилась уединенными размышлениями. Два испытания, которые ожидали Евгения в деревне – испытание любовью и дружбой – показали, что внешняя свобода автоматически не влечет за собой освобождения от ложных предрассудков и мнений. Евгений истощен духовно и больше не может находится в деревне, в том месте, где убил Владимира. Он отправился в путешествие по России.

Путешествие по России

Во время путешествия по России Онегин посетил Нижний Новгород, Астрахань, Кавказ, Тавриду, Одессу.

Путешествуя, он видит жизнь во всем ее многообразии: в Новгороде - жемчуг, вино, табуны коней, на Кавказе - Терек, оленей, верблюдов, но везде тоска. Но это совеем иное чувство, нежели скука.

Тоска - стеснение духа, томление души, мучительная грусть, душевная тревога, беспокойство, боязнь, скука, горе, печаль.

Скука – тягостное чувство от праздного, недеятельного состояния души; томление бездействия.

Я молод, жизнь во мне крепка;

Чего мне ждать? Тоска, тоска!.

«Какая жизнь! Вот оно страдание, о котором так много пишут и в стихах и в прозе, на которое столь многие жалуются, как будто и в самом деле знают его; вот оно, страдание истинное, без контура, без ходуль, без драпировки, без фраз, страдание, которое часто не отнимает ни сна, ни аппетита, ни здоровья, но которое часто тем ужаснее!»

Возвращение в Москву

После путешествия по России Онегин возвращается в Москву. Он попадает на бал, где узнает, что Татьяна стала женой князя.

В восьмой главе Пушкин показал новый этап в духовном развитии Онегина. Встретив Татьяну в Москве, Онегин совершенно преобразился. В нем ничего не осталось от прежнего холодного и рассудочного человека – он пылкий влюбленный, ничего не замечающий, кроме предмета своей любви (и этим напоминает Ленского). Евгений впервые испытал настоящее чувство, но оно обернулось новой любовной драмой: теперь уже Татьяна не смогла ответить на его запоздалую любовь.

Итак, Онегин встречает обновленную Татьяну: холодную, блестящую светскую даму. В нем просыпаются искренние чувства к ней. Он как мальчишка «часы считает», «не дождется дню конца». (Нетерпение Онегина выразилось в том, что он выехал не только без опоздания, но и в максимально короткий срок). Пушкин нисколько не приукрашивает своего героя. Он признает, что Евгений думал о равнодушной княгине, а не о "девочке несмелой". И все-таки Татьяна привлекла его не пышным положением, а той душевной силой, которую Онегин увидел и почувствовал в ней. Как из нежной девушки она превратилась в величавую законодательниц зал? Общество изменило ее «внешнюю сторону» – манеры, поведение. Но она сохранила свои прежние душевные качества, верность любви к Онегину и своему супружескому долгу.

Но как поверить в любовь Евгения? Татьяна не понимает чувств героя, видя в его любви лишь светскую интригу, желание уронить ее честь в глазах общества. Но Онегин влюблен без памяти. Он целые дни проводит в «тоске любовных помышлений». Как и прежде на первом плане соотношение между разумом и чувствами. Теперь уже разум был побежден – Онегин любит, «ума не внемля строгим пеням». «Что чуть с ума не своротил / или не сделался поэтом».

Онегин мучается, изнемогает от любви и пишет ей письмо, в котором молит о встрече и признается в любви:

Повсюду следовать за вами

Улыбку уст, движение глаз

Ловить влюбленными глазами,

Внимать вам долго, понимать

Душой все ваше совершенство

Пред вами в муках замирать,

Бледнеть и гаснуть вот блаженство.

В этих строках мы видим, что Онегин влюблен без памяти и душой по-настоящему преобразился.

«Письмо Онегина к Татьяне горит страстью; в нем уже нет иронии, нет светской умеренности, светской маски. Онегин знает, что он, может быть, подает повод к злобному веселью; но страсть задушила в нем страх быть смешным, подать на себя оружие врагу».

Прочел он Гиббона, Руссо,

Манзони, Гердера, Шамфора,

Madame de Stael, Биша, Тиссо

«Строфа характеризует круг чтения Онегина Г. А. Гуковский подчеркивал значение данной строфы: «этот список замечателен; для современника он был понятен. В нем только одно имя вызывает представление о художественной литературе как таковой – Манзони. Остальные философы, историки, публицисты и естествоведы, физики, врачи». Онегин от верхоглядства, светского полуневежества, скрашенного уменьем говорить обо всем, серьезно погружается в мир знаний, стремится в просвещение стать с веком на ровне».

Последняя встреча Онегина и Татьяны

Онегин способен к быстрой смене ценностных ориентиров – готовность к действию, к поступку. Он приезжает в дом князя и застает Татьяну, рыдающую над письмом.

В тоске безумных сожалений

К ее ногам упал Евгений.

Она вздрогнула и молчит

И на Евгения глядит.

Будучи замужней женщиной, она, любя Онегина, не отвечает на его чувство и остается верной мужу не потому, что уважает своего супруга, но и из уважения к себе. Она не может поступиться своей честью, своим личным достоинством. И в этом проявляется ее близость к патриархальным устоям, в этом и дворянская честь провинциальной девушки.

Неумершие чувства, просыпающаяся совесть стали залогом возрождения души Евгения. Он как дитя влюблен в Татьяну. Ранее невозмутимый, теперь он узнал любовь и настоящие страдания, он стал жить чувствами, когда обрел идеал, снова бросился читать и читал уже «духовными глазами».

Но смысл драмы не в выборе между любовью Онегина и верностью мужу, а в той коррозии чувств, которая произошла в героине под влиянием светского общества. Она живет воспоминаниями и не способна хотя бы поверить в искренность любящего его человека. Болезнь, от которой так мучительно освобождался Онегин, поразила Татьяну. Свет пустой беспощаден к живому человеческому чувству.

Роль судьбы

Судьба Онегина могла сложиться иначе, ничего странного в том, если бы он повторил участь своего дяди, он мог бы стать одним из декабристов. Можно вообразить и то, что Евгений оказался бы мужем Татьяны. Ведь сказал Пушкин устами своей героини:

А счастье было так возможно,

Так возможно

Но из разных возможностей герою, как и всякому человеку выпадает одна судьба, которая оказывается одновременно и закономерной и случайной. Как бы сложилась судьба героев, если бы не было бы дуэли, письма Татьяны, смерти дяди Евгения? Автор не дает нам ответ, так же как и не отвечает на вопрос, что случится с Онегиным дальше: смирится ли он с «уроком Татьяны» или же будет добиваться ее любви, погибнет в какой- нибудь дуэли (на которую пойдет лишь от отчаяния) или же Евгений и Татьяна будут вместе? Нам остается только догадываться и предполагать.

Самое важное в жизни Евгения Онегина уже произошло: он теперь способен остро и искренно чувствовать, переживать, его томит теперь не хандра, а любовная страсть.

Подводя итог всему вышесказанному, следует отметить эволюцию характера и личности Онегина.

Как и каждого человека, Евгения формировала его среда, в первую очередь дворянское общество. Ему приходилось жить по их негласным правилам. Но душа Евгения ждала иных отношений, чем, те, на которых держалось общество. Он был образованным и начитанным человеком. Но это дворянское воспитание отдалило его от реальной жизни. Высокий уровень умственного и культурного развития Евгения Онегина позволяет ему подняться над средой, усомниться в истинности некоторых жизненных ценностей, утверждаемых этой средой, возникает проблема: может ли человек противостоять среде, т. е. проблема внутренней свободы – он пленник общественного мнения.

Жизнь Онегина показана в развитии – его личность еще не до конца сформировалась. Но все же в нем есть такие задатки, которые не позволяют ему мириться с навязанными законами высшего света.

Затворничество Евгения – его необъявленный конфликт со светом в первой главе и с обществом деревенских помещиков во второй – шестой главах – только на первый взгляд кажутся «причудой», вызванной сугубо индивидуальными причинами: скукой, «русской хандрой», разочарованием в науке страсти нежной. Пушкин подчеркивает, что онегинская «неподражательная странность» - своеобразный протест против социальных и духовных догм, подавляющих в человеке личность, лишающих его права быть самим собой. Пустота души героя стала следствием пустоты и бессодержательности светской жизни. Онегин ищет новые духовные ценности в иной среде. В деревне повышается потребность живого общения, возникает чувство привязанности к Ленскому; деревня сформировала потребность размышлять, проживать жизнь, наслаждаясь величием и красотой.

Дуэль Онегина и Ленского показывает, что у героя была лишь внешняя свобода, но на самом деле он зависит от общественного мнения и предрассудков и поэтому убивает Владимира. В ссору Онегина и Ленского вступает сила, которую уже нельзя повернуть вспять, - сила "общественного мнения". Пушкин не обвиняет Онегина, а объясняет нам его. Не умение и нежелание думать о других людях обернулось такой роковой ошибкой, что теперь Евгений казнит самого себя. И уже не может не думать о содеянном. Не может не научиться тому, чего раньше не умел: страдать, раскаиваться, мыслить. Так смерть Ленского оказывается толчком к перерождению Онегина. Но оно еще впереди.

В любви герой также несчастен. Когда он стал готов к искренним настоящим чувствам, Татьяна не смогла ответить на его запоздалую любовь. Она не поверила ему и незаслуженно обвиняла в неискренности. Прежний Онегин - такой, какого раньше знала она, мог бы ухаживать за княгиней из таких вот мелких, недостойных побуждений. Прежний Евгений, равнодушный и эгоистичный, не понял бы ее мучений. Теперь он понимает все - ни продолжать преследовать княгиню, ни отказаться от нее совсем Онегин не в состоянии. В такую вот "минуту, злую для него", Пушкин и оставляет своего героя.

Таким образом, можно из всего вышесказанного сделать следующие выводы:

Онегина сформировало его окружение, т. е. его семья, его воспитание и дворянское общество, но в нем были исключительные задатки, которые не позволяли мириться с негласными законами светского общества.

Евгений, безусловно, изменился с течением времени. Из холодного, равнодушного и черствого дворянина он превратился в человека, который способен сопереживать, понимать других и любить.

Смерть Ленского была толчком для преображения героя, но по настоящему он изменился, когда встретил Татьяну, уже не простую девочку из деревни, а знатную княгиню. В нем наконец-то просыпаются искренние, настоящие чувства.

Роль судьбы в романе очень важна. Судьба Евгения хранила, и весь его жизненный путь был в большой степени предначертан ею.

В романе «Евгений Онегин» Пушкин легкими штрихами обрисовал дворянство – людей, в обществе которых вращался Евгений Онегин, и с кем, помимо главных героев, ему приходилось поддерживать отношения, общаться. Столичное дворянство разительно отличалось от губернских помещиков, живших в глубинке. Этот разрыв был тем более заметным, чем реже помещики выезжали в столицу. Интересы, уровень культуры, образованность тех и других зачастую оказывались на разных ступенях.

Образы помещиков и великосветского дворянства только отчасти были вымышленными. Сам Пушкин вращался в их среде, и большинство картин, изображенных в произведении, были подсмотрены на светских раутах, балах, обедах. С провинциальным обществом поэт общался во время вынужденной ссылки в Михайловском и в период пребывания в Болдино. Поэтому жизнь дворянства, что в деревне, что в Москве и Петербурге изображена поэтам со знанием дела.

Провинциальное поместное дворянство

Наряду с , семейством Лариных в губернии жили и другие помещики. С большинством из них читатель знакомится на именинах у . Но некоторые штрихи-наброски к портретам соседей-помещиков можно увидеть во второй главе, когда Онегин поселился в деревне. Простые по своему душевному складу, даже несколько примитивные люди пытались подружиться с новым соседом, но как только он видел приближавшиеся дрожки, он садился на коня и уезжал с заднего крыльца, чтобы не быть замеченным. Маневр новоявленного помещика был замечен, и оскорбленные в своих лучших побуждениях соседи прекратили свои попытки свести с Онегиным дружбу. Интересно описывает Пушкин реакцию на замену барщины оброком:

Зато в углу своем надулся,
Увидя в этом страшный вред,
Его расчетливый сосед;
Другой лукаво улыбнулся,
И в голос все решили так,
Что он опаснейший чудак.

Отношение дворян к Онегину стало неприязненным. Острые на язык сплетники стали говорить о нем:

«Сосед наш неуч; сумасбродит;
Он фармазон; он пьет одно
Стаканом красное вино;
Он дамам к ручке не подходит;
Все да да нет; не скажет да-с
Иль нет-с ». Таков был общий глас.

Придуманные россказни способны показать уровень интеллекта и образованности людей. И поскольку он оставлял желать лучшего, Ленский тоже был не в восторге от своих соседей, хотя из вежливости наносил им визиты. Хотя

Господ соседственных селений
Ему не нравились пиры;

Некоторые помещики, у которых подрастали дочери, мечтали заполучить «богатого соседа» к себе в зятья. И поскольку Ленский не стремился попасть в чьи-нибудь умело расставленные сети, он тоже все реже стал навещать своих соседей:

Бежал он их беседы шумной.
Их разговор благоразумный
О сенокосе, о вине,
О псарне, о своей родне.

К тому же Ленский был влюблен в Ольгу Ларину и почти все свои вечера проводил в их семействе.

На именины к Татьяне съехались почти все соседи:

С своей супругою дородной
Приехал толстый Пустяков;
Гвоздин, хозяин превосходный,
Владелец нищих мужиков;

Тут Пушкина явно иронизирует. Но, сожалению, подобных Гвоздиных, обдиравших как липку, своих мужиков, среди помещиков было немало.

Скотинины, чета седая,
С детьми всех возрастов, считая
От тридцати до двух годов;
Уездный франтик Петушков,
Мой брат двоюродный, Буянов,
В пуху, в картузе с козырьком
(Как вам, конечно, он знаком),
И отставной советник Флянов,
Тяжелый сплетник, старый плут,
Обжора, взяточник и шут.

XXVII

С семьей Панфила Харликова
Приехал и мосье Трике,
Остряк, недавно из Тамбова,
В очках и в рыжем парике.

Пушкину не нужно тратить длинные строфы на характеристику гостей-помещиков. Фамилии говорили сами за себя.

На празднике присутствовали не только помещики, представлявшие несколько поколений. Старшее поколение представляли Скотинины, чета седая, им явно было за 50, отставной советник Флянов, ему тоже было далеко за 40. В каждом семействе были дети, составившие молодое поколение, которые были рады полковому оркестру и танцам.

Провинциальное дворянство пытается подражать столице, устраивая балы и праздники, но здесь все намного скромнее. Если в Петербурге предлагаются блюда, приготовленные французскими поварами из заморских продуктов, то в провинции на стол выставляются собственные запасы. Пересоленный жирный пирог готовился дворовыми поварами, настойки и наливки делались из ягод и фруктов, собранных в собственном саду.

В следующей главе, где описывается подготовка к дуэли, читатель познакомится с еще одним помещиком

Зарецкий, некогда буян,
Картежной шайки атаман,
Глава повес, трибун трактирный,
Теперь же добрый и простой
Отец семейства холостой,
Надежный друг, помещик мирный
И даже честный человек.

Это его, побаивается Онегин, так и не решившись предложить Ленскому примирение. Он знал, что Зарецкий мог

Друзей поссорить молодых
И на барьер поставить их,
Иль помириться их заставить,
Дабы позавтракать втроем,
И после тайно обесславить
Веселой шуткою, враньем.

Московское дворянское общество

Татьяна попала в Москву не случайно. Она приехала вместе с матерью на ярмарку невест. В Москве жила близкая родня Лариных, и Татьяна с матерью остановилась у них. В Москве Татьяна близко столкнулась с дворянским обществом, которое было более архаичным и застывшим, чем в Петербурге или провинции.

В Москве Таня была встречена родней тепло и душевно. Старушки рассыпались в воспоминаниях, «младые грации Москвы», присмотревшись к новой родственнице и подруге, находили с ней общий язык, делились секретами красоты и моды, рассказывали о своих сердечных победах и пытались выпытать у Татьяны ее секреты. Но

тайну сердца своего,
Заветный клад и слез и счастья,
Хранит безмолвно между тем
И им не делится ни с кем.

В особняк тетушки Алины приезжали гости. Чтобы не выглядеть излишне рассеянной или высокомерной,

Татьяна вслушаться желает
В беседы, в общий разговор;
Но всех в гостиной занимает
Такой бессвязный, пошлый вздор;
Все в них так бледно, равнодушно;
Они клевещут даже скучно.

Все это было не интересно романтически настроенной девушке, которая в глубине души, возможно, ждала какого-то чуда. Она нередко стояла где-нибудь в сторонке, и только

Архивны юноши толпою
На Таню чопорно глядят
И про нее между собою
Неблагосклонно говорят.

Конечно, подобные «архивны юноши» не могли заинтересовать юную барышню. Здесь Пушкин применил старославянскую форму прилагательного, чтобы подчеркнуть принадлежность «юношей» к «прошлому веку». В конце XVIII- первой половине XIXвека поздние браки были не редкость. Мужчины были вынуждены служить, чтобы сделать определенное состояние, и только потом женились. Но в невесты они выбирали юных девушек. Так что неравные в возрастном отношении браки были в то время – не редкость. Они смотрели свысока на провинциальную барышню.

Вместе с матушкой или кузинами Татьяна посещала театры, ее вывозили на московские балы.

Там теснота, волненье, жар,
Музыки грохот, свеч блистанье,
Мельканье, вихорь быстрых пар,
Красавиц легкие уборы,
Людьми пестреющие хоры,
Невест обширный полукруг,
Всё чувства поражает вдруг.
Здесь кажут франты записные
Свое нахальство, свой жилет
И невнимательный лорнет.
Сюда гусары отпускные
Спешат явиться, прогреметь,
Блеснуть, пленить и улететь.

На одном из балов на Татьяну обратил внимание ее будущий муж.

Дворяне Петербурга

В первой части поэтического романа светское общество Петербурга было описано легкими набросками, взглядом со стороны. Об отце Онегина Пушкин пишет, что

Служив отлично благородно,
Долгами жил его отец,
Давал три бала ежегодно,
И промотался наконец.

Не один Онегин-старший жил подобным образом. Для многих дворян это было нормой. Еще один штрих светского общества Петербурга:

Вот мой Онегин на свободе;
Острижен по последней моде,
Как dandy лондонский одет -
И наконец увидел свет.
Он по-французски совершенно
Мог изъясняться и писал;
Легко мазурку танцевал
И кланялся непринужденно;
Чего ж вам больше? Свет решил,
Что он умен и очень мил.

Описанием , Пушкин показывает, какие интересы и мировоззрения у аристократической молодежи.

Никого не смущает, что молодой человек нигде не служит. Если у дворянской фамилии имеются поместья и крепостные, то зачем служить? В глазах некоторых мамаш, возможно, Онегин был неплохой партией для замужества их дочерей. Это одна из причин, почему в свете принимают и приглашают молодых людей на балы и обеды.

Бывало, он еще в постеле:
К нему записочки несут.
Что? Приглашенья? В самом деле,
Три дома на вечер зовут:
Там будет бал, там детский праздник.

Но Онегин, как известно, не стремился связать себя узами брака. Хотя был знатоком «науки страсти нежной».

Пушкин описывает бал, на который прибыл Онегин. Это описание также служит наброском к характеристике петербуржских нравов. На таких балах молодые люди знакомились, влюблялись

Я был от балов без ума:
Верней нет места для признаний
И для вручения письма.
О вы, почтенные супруги!
Вам предложу свои услуги;
Прошу мою заметить речь:
Я вас хочу предостеречь.
Вы также, маменьки, построже
За дочерьми смотрите вслед:
Держите прямо свой лорнет!

В конце романа петербуржское светское общество уже не столь безлико, как в начале.

Сквозь тесный ряд аристократов,
Военных франтов, дипломатов
И гордых дам она скользит;
Вот села тихо и глядит,
Любуясь шумной теснотою,
Мельканьем платьев и речей,
Явленьем медленным гостей
Перед хозяйкой молодою…

Автор знакомит читателя с Ниной Воронской, ослепительной красавицей. Подробный портрет светского общества столицы Пушкин дает в описании обеда в доме Татьяны. Здесь собрались, как тогда говорили, все сливки общества. Описывая людей, присутствующих на обеде, Пушкин показывает, как высоко поднялась Татьяна по иерархической лестнице, выйдя замуж за князя, военного офицера и ветерана Отечественной войны 1812 года.

цвет столицы,
И знать, и моды образцы,
Везде встречаемые лицы,
Необходимые глупцы;
Тут были дамы пожилые
В чепцах и в розах, с виду злые;
Тут было несколько девиц,
Не улыбающихся лиц;
Тут был посланник, говоривший
О государственных делах;
Тут был в душистых сединах
Старик, по-старому шутивший:
Отменно тонко и умно,
Что нынче несколько смешно.

Тут был на эпиграммы падкий,
На всё сердитый господин:

Но, наряду с представителями высшего света, на обеде присутствовали несколько случайных лиц, попавших сюда по различным обстоятельствам

Тут был Проласов, заслуживший
Известность низостью души,
Во всех альбомах притупивший,
St.-Priest, твои карандаши;
В дверях другой диктатор бальный
Стоял картинкою журнальной,
Румян, как вербный херувим,
Затянут, нем и недвижим,
И путешественник залётный,
Перекрахмаленный нахал.

Дворянский статус предъявлял очень высокие требования к своим представителям. И в России было немало по-настоящему достойных дворян. Но в романе «Евгений Онегин» Пушкин показывает наряду с блеском и роскошью, пороки, пустоту и пошлость. Склонность к затратам, жизнь не по средствам, и стремление к подражательству, нежелание служить и приносить пользу обществу, непрактичность и беспечность светского общества показаны в романе в полной мере. Эти строки были призваны заставить задуматься читателей, большинство из которых представляли это самое дворянство, пересмотреть свой образ жизни. Не удивительно, что «Евгений Онегин» был принят читающей публикой неоднозначно, и не всегда благосклонно.

ТЕМА 1. ЯЗЫКОВЫЕ НОРМЫ

Упражнение 1. Сформулируйте определение литературного языка, назовите его признаки. Сравните свое определение с существующими:

1) «Нормализованный язык, обслуживающий разнообразные культурные потребности народа, язык художественной литературы, публицистических произведений, периодической печати, радио, театра, науки, государственных учреждений, школы и т.д.» (Д.Э. Розенталь );

2) «Представляет собой форму социального (социокультурного) существования национального языка, принимаемую его носителями за образцовую». (В.И. Максимов );

3) «Современный русский литературный язык, хотя и может рас­сматриваться как язык от А. С. Пушкина до наших дней, не остается неизменным. Он постоянно меняется и, следовательно, нуждается в нормировании». (Е.Н. Ширяев );

4) «Это кодифицированная подсистема; она характеризуется более или менее устой­чивой нормой, единой и общеобязательной для всех говоря­щих на литературном языке, и эта норма целенаправленно
культивируется» (Беликов В.И., Л.П. Крысин )

Перечислите на основе этих определений нормы ее основные признаки. Запишите их. Какие еще признаки вы могли бы назвать?

Ответ: Литературный язык – нормализованная, общепринятая языковая система, которая характеризуется определённой спецификой: обладает определенными нормами в грамматике, лексике, произношении. Подвержено изменению и охватывает все сферы деятельности человека. Признаки: 1: наличие устойчивых правил. 2: устойчивость структуры 3: полифункциональность (использование в различных сферах деятельности) 4: коммуникативная целесообразность 5: наличие устной и письменной речи.

Упражнение 2. Заполните пропуски в таблице. Определите, в каких отношениях находятся между собой языковые единицы:

Упражнение 3. Назовите основные единицы языка, дайте им определение. Определите, к какому языковому уровню относятся речевые ошибки в предложениях:

А. Фонетический. (звуки, ударения) Б. Лексический. В. Морфологический. (склонения, числительные)

Г. Синтаксический

1. По рассказам Печорина, дворянское общество наполнено лицемерием, злобой, лжой ВВВ. 2. Что касается художественных средств, используемых Пушкиным для воссоздания впечатления достоверности изображаемой действительности. Повесть представляет собой мемуары. ГГГ 3. Анна Сергеевна была таким человеком, который позволял высказывать свое мнение при нем ВВВ.4. Это свободный роман от всех рамок и норм литературного стиля.БББ 5. Тембр нашей жизни намного превышает тембр жизни наших предков.БББ 6. Истинные художники слова творят на страницах своих произведений грандиозные эпические полотна.БББ 7. Глядя на него, складывается образ грубости и небрежности. 8. На открытие немецкого языкОвого центра приехал сам президент.ААА 9. В деревне происходят события, перевернувшие все мировоззрение героя.ВВВ 10. Изначально он не задумывался как единая композиция, а создавался и публиковывался по частям.ВВВ

Ответ : Основные единицы языка:

1) фонема - мельчайшая единица языка и речи, обладающая формой, но не содержанием; служит для отождествления или различения слов и морфем.

2) морфема - несамостоятельная единица языка, значимая часть слова, обладающая и формой, и содержанием.

3) слово (лексема) - центральная самостоятельная единица языка, обладающая формой, а также единством лексического и грамматического значений.

4) предложение - основная синтаксическая единица языка, являющаяся средством формирования, выражения и сообщения мысли, а также средством передачи эмоций и волеизъявления.

Упражнение 4. В соответствии с основными уровнями языка и сфера­ми использования языковых средств впишите типы норм в таблицу:

Упражнение 5. Определите, какие нормы нарушены в предложениях:

1. Онегин относится к категории людей дворянского общества. 2. Таких результатов он добился тем, что роман нам подан в виде записок из дневника Гринева. 3. Печерин предается страсти с дикаркой Беллой. 4. Автор пытается направить читателей немного в другую колею. 6. Как уже не раз писал «МК», нынешняя пирамида российской власти заточена под Путина. 7. Гастарбайтерша Ира Филиппова, приехавшая с Украины, чтобы работать концертные номера в одном из многочисленных питерских шапито. 8. Видимо при этих скоростях материяперестанет быть собой дезинтегрируется. 9. Удивило и то, что разноцветные нитки, которыми вышито изображение, не поблекли и не потеряли своей прочности за более чем пять столетий. 10. На языке актёров «номерной» означало способность спеть, сиграть, рассказать, симпровизировать, симитировать кого-нибудь. 11. В Новосибирском Государственном Техническом Университете с 2002 г. работает Народный факультет.

Упражнение 6. Определите, какая подсистема языка представлена в текстах и какими языковыми средствами.

1) – А получат. Ишь, как там баско…Вдруг бог-то и даст им богачество. Эвот сколько! Эво! – говорит Пила, указывая рукой на большой дом.

Пожалуй. Толды мы вместе станем жить?

А не то, таки Матрену скличем.

Апроську бы надо…

Пиле грустно сделалось. Теперь ему казалось, что у него и родных вовсе нет, кроме Сысойки, а ребята так и пропали. Жалко!

На рынке он купил по три ковриги хлеба и печенку. Сысойко нес хлеб. Пила печенку. Они опять подошли к архиерейской ограде.

Пойдем туда, - говорил Сысойко.

И! Гли, туда какие все идут.

А вон бурлаки.

Нас не пустят, ошшо в острог засадят.

Однако они вошли в ограду, взошли на крыльцо и хотели войти в церковь. Их опять прогнали…Они пошли на барки.

Шевелись! черти!.. – кричал на них лоцман.

Барка уже плыла. Пилу, Сысойку и еще трех бурлаков посадили на шитик.

А ребята здесь? Спросил Пила лоцмана на барке.

Ждать мне твоих ребят!

А ты пошто их бросил?

Да они в церкви остались, не нашли…Эка беда!

Поли, глазеют там впервые-то!

(Решетников Ф.М. Между людьми)

2. Утро в тот день стояло солнечное, блестящее, но прохладное – относительная близость Южного полюса давала себя знать. Дул свежий ветер, и по небу носились белоснежные перистые облака, представляя собой изящные фантастические узоры. Плавно раскачиваясь, клипер наш летел полным ветром под марселями в один риф, под фоком и гротом, убегая от попутной волны.

Шутиков стоял на грот-русленях, прикрепленный пеньковым поясом, и учился бросать лот, недавно сменив другого матроса. Вблизи от него был и Прошка. Он чистил орудие и по временам останавливался, любуясь на Шутикова, как тот, набравши много кругов лот-линя (веревки, на которой прикреплен лот), ловко закидывает его назад, словно аркан, и затем, когда веревка вытянется, снова быстрыми ловкими движениями выбирает ее..

Вдруг со шканцев раздался отчаянный крик:

Человек за бортом!

(Станюкович К.М. Человек за бортом)

3. Экая загрева, - заметила тетя Дуня, когда я пришла домой с озерной водой в двух ведрах, - «нетники» большого солнца не любят, разве, что «шутовки», при водяном хороводные девки». Я уж знала, что «нетчики» - это отсутствующие, отлучные, а вот с присутствием «нетчиков» постоянно приходится считаться: это – разного рода нежить, нечисть, благодушно-игривая или коварная, вредительная. (Ахмадулина Б. Нечаяние. Дневник)

4. Испитой юноша, на вид лет семнадцати, в лакированных сапогах, в венгерке со жгутом и в новом картузе на затылке, стуча дном водочного стакана по столу, убедительно доказывал что-то маленькому отрепанному человечку:

Слушай, ты…

И что слушай? что слушай? Работали вместе, и сам пополам…

Оно пополам и есть!.. Ты затырка, я по ширмохе, тебе лопатошник, а мне бака… В лопатошнике две красных!..

Упражнение 1. Сформулируйте определение литературного языка, назовите его признаки. Сравните свое определение с существующими:

1) «Нормализованный язык, обслуживающий разнообразные культурные потребности народа, язык художественной литературы, публицистических произведений, периодической печати, радио, театра, науки, государственных учреждений, школы и т.д.» (Д.Э. Розенталь );

2) «Представляет собой форму социального (социокультурного) существования национального языка, принимаемую его носителями за образцовую». (В.И. Максимов );

3) «Современный русский литературный язык, хотя и может рас­сматриваться как язык от А. С. Пушкина до наших дней, не остается неизменным. Он постоянно меняется и, следовательно, нуждается в нормировании». (Е.Н. Ширяев );

4) «Это кодифицированная подсистема; она характеризуется более или менее устой­чивой нормой, единой и общеобязательной для всех говоря­щих на литературном языке, и эта норма целенаправленно культивируется» (Беликов В.И., Л.П. Крысин )

Перечислите на основе этих определений нормы ее основные признаки. Запишите их. Какие еще признаки вы могли бы назвать?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Упражнение 2. Заполните пропуски в таблице. Определите, в каких отношениях находятся между собой языковые единицы:

Упражнение 3. Назовите основные единицы языка, дайте им определение. Определите, к какому языковому уровню относятся речевые ошибки в предложениях:

А. Фонетический. Б. Лексический. В. Морфологический.

Г. Синтаксический

1. По рассказам Печорина, дворянское общество наполнено лицемерием, злобой, лжой. 2. Что качается художественных средств, используемых Пушкиным для воссоздания впечатления достоверности изображаемой действительности. Повесть представляет собой мемуары. 3. Анна Сергеевна была таким человеком, который позволял высказывать свое мнение при нем.

4. Это свободный роман от всех рамок и норм литературного стиля. 5. Тембр нашей жизни намного превышает тембр жизни наших предков. 6. Истинные художники слова творят на страницах своих произведений грандиозные эпические полотна. 7. Глядя на него, складывается образ грубости и небрежности. 8. На открытие немецкого языкОвого центра приехал сам президент. 9. В деревне происходят события, перевернувшие все мировоззрение героя. 10. Изначально он не задумывался как единая композиция, а создавался и публиковывался по частям.

Упражнение 4. В соответствии с основными уровнями языка и сфера­ ми использования языковых средств впишите типы норм в таблицу:

Правила

Нормы

Постановка ударения

Произношение

Употребление слов

Употребление устойчивых сочетаний

Образование слов

Образование грамматических форм

Образование словосочетаний и

предложений

Написание слов

Постановка знаков препинания

препинания в предложении

Употребление языковых единиц в

функциональных стилях

Упражнение 5. Определите, какие нормы нарушены в предложениях:

1. Онегин относится к категории людей дворянского общества. 2. Таких результатов он добился тем, что роман нам подан в виде записок из дневника Гринева. 3. Печерин предается страсти с дикаркой Беллой. 4. Автор пытается направить читателей немного в другую колею. 6. Как уже не раз писал «МК», нынешняя пирамида российской власти заточена под Путина. 7. Гастарбайтерша Ира Филиппова, приехавшая с Украины, чтобы работать концертные номера в одном из многочисленных питерских шапито. 8. Видимо при этих скоростях материя перестанет быть собой дезинтегрируется. 9. Удивило и то, что разноцветные нитки, которыми вышито изображение, не поблекли и не потеряли своей прочности за более чем пять столетий. 10. На языке актёров «номерной» означало способность спеть, сиграть, рассказать, симпровизировать, симитировать кого-нибудь. 11. В Новосибирском Государственном Техническом Университете с 2002 г. работает Народный факультет.

Упражнение 6. Прочитайте отрывки из произведений Л.Н. Толстого и М.Ю. Лермонтова. Определите, что не соответствует современным нормам.

1. Ростовы похвалили ее вкус и туалет и, бережа прически и платья, в одиннадцать часов разместились по каретам и поехали. 2. На бале должен был быть дипломатический корпус и государь. 3. Все существенное уже было сделано: ноги, руки, шея, уши были уже особенно старательно, по-бальному, вымыты, надушены и напудрены; обуты уже были шелковые ажурные чулки и белые атласные башмаки с бантиками…4. Он хотел встать, но Вера продолжала с еще более утонченной улыбкой. 5. Не говори вздору… – сказал князь Андрей, улыбаясь и глядя в глаза Пьеру. 6. Она, напившись чаю, пошла в залу, которую она особенно полюбила за сильный резонанс, и начала петь свои солфеджи.

7. Печорин бросился к дверям…перед ним человека за четыре мелькнул розовый салоп, шаркнули ботинки… лакей подсадил розовый салоп в блестящий купе, потом вскарабкалась в него медвежья шуба… 8. Когда она села в карету, то отец ее начал длинную диссертацию насчет молодых людей нынешнего века. 9.Частые прогулки сблизили еще более Жоржа и Верочку; несмотря на толпу мадамов и детей тетушки, они как-то всегда находили средство быть вдвоем: средство, впрочем, очень легкое, если обоим этого хочется.

Д/З: Подготовьте ответы на вопросы:

1. Что понимается под кодификацией языка?

2. Какие нормы называются кодифицированными?

    Назовите основные способы кодифицирования языка.

    В чем опасность установления только жестких, незыбле­мых норм?

    Приведите примеры исторической изменчивости норм.

    Какова основная задача культуры речи.

Вопросы к зачету/ экзамену

Литературный язык как высшая форма национального языка. Признаки литературного языка.

5. Устная и письменная разновидности литературного языка.

6. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка.

7. Особенности русского ударения. Акцентологические нормы русского литературного языка.

8. Орфоэпические нормы русского литературного языка.

9. Лексические нормы русского литературного языка.

10. Лексическое значение как важное условие соблюдения лексических норм.

11. Употребление синонимов, антонимов, паронимов, омонимов.

12. Употребление стилистически окрашенной лексики: функционально окрашенной и эмоционально-экспрессивно окрашенной.

13. Лексикография: основные типы лингвистических словарей.

14. Толковые словари: строение словарной статьи, характеристика основных толковых словарей.

15. Устойчивые словосочетания: разновидности, ошибки употребления.

16. Точность употребления устойчивых словосочетаний.

17. Функциональные стили современного русского литературного языка. Общая характеристика.

18. Научный стиль и его особенности.

19. Стилевые и жанровые особенности научного стиля.

20. Жанровые особенности и речевые нормы аннотации и реферата.

21. Официально- деловой стиль, сфера его функционирования, жанровое разнообразие.

22. Типы документов. Правила оформления документов.

23. Требования к языку и стилю документов.

24. Культура деловой переписки. Речевой этикет в документах.

25. Жанровые особенности резюме.

26. Публицистический стиль и его особенности.

27. Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле.

28. Средства языковой выразительности.

29. Главные принципы коммуникативного кодекса.

30. Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка.

31. Язык художественной литературы в системе функциональных разновидностей русского литературного языка.

32. Морфологические нормы русского литературного языка: существительное, глагол.

33. Морфологические нормы русского литературного языка: прилагательное, местоимение, наречие.

34. Синтаксические нормы русского литературного языка.

35. Этика речевого общения и этикетные формулы речи.

36. Языковая политика, аспекты. Проявление языковой политики в современном обществе.

В ходе изучения курса предусматривается выполнение следующих заданий :

· написание аннотации по научной, научно-популярной литературе, 1 стр. печ. текста;

· работа с орфоэпическим словарем - расставьте ударения в словах (тема «Орфоэпические нормы»)

· определите значение слов по толковому словарю или словарю иностранных слов (тема «Лексическое значение слов»);

· заполните таблицу о различии устной и письменной речи (тема «Устная и письменная формы речи»);

· заполните таблицу наиболее распространенных международных словообразовательных элементов;

· подготовить выступление на тему :

1. Расскажите о собственных наблюдениях над диалектной речью?

2. Что такое просторечие? Сопоставьте просторечие и территориальные диалекты.

3. Подготовьте доклад о проблемах речевой культуры на современном этапе.

4. Использование жаргонной лексики в языке современных средств массовой информации.

5. Особенности языковой политики на территории бывшего СССР.

6. Основные аспекты языковой политики на современном этапе в России и в других странах.

7. Расскажите о нарушениях точности речи в письменной или устной речи.

8. Расскажите о ваших наблюдениях над речевыми ошибками в письменной или устной речи.

9. Нарушение орфоэпических норм в речи телеведущих.

10. Что такое жаргонизмы? Насколько уместно их использование? Расскажите о том, какие жаргонизмы вы используете и в какой ситуации.

11. Обобщите ваши наблюдения над публицистическим стилем. В качестве примеров используйте газетные и журнальные статьи.

ТЕМА 1. ЯЗЫКОВЫЕ НОРМЫ

Упражнение 1. Сформулируйте определение литературного языка, назовите его признаки. Сравните свое определение с существующими:

1) «Нормализованный язык, обслуживающий разнообразные культурные потребности народа, язык художественной литературы, публицистических произведений, периодической печати, радио, театра, науки, государственных учреждений, школы и т.д.» (Д.Э. Розенталь );

2) «Представляет собой форму социального (социокультурного) существования национального языка, принимаемую его носителями за образцовую». (В.И. Максимов );

3) «Современный русский литературный язык, хотя и может рас­сматриваться как язык от А. С. Пушкина до наших дней, не остается неизменным. Он постоянно меняется и, следовательно, нуждается в нормировании». (Е.Н. Ширяев );

4) «Это кодифицированная подсистема; она характеризуется более или менее устой­чивой нормой, единой и общеобязательной для всех говоря­щих на литературном языке, и эта норма целенаправленно
культивируется» (Беликов В.И., Л.П. Крысин )

Упражнение 2. Назовите основные единицы языка, дайте им определение. Определите, к какому языковому уровню относятся речевые ошибки в предложениях:

А. Фонетический. Б. Лексический. В. Морфологический.

Г. Синтаксический

1. По рассказам Печорина, дворянское общество наполнено лицемерием, злобой, лжой. 2. Что качается художественных средств, используемых Пушкиным для воссоздания впечатления достоверности изображаемой действительности. Повесть представляет собой мемуары. 3. Анна Сергеевна была таким человеком, который позволял высказывать свое мнение при нем.

4. Это свободный роман от всех рамок и норм литературного стиля. 5. Тембр нашей жизни намного превышает тембр жизни наших предков. 6. Истинные художники слова творят на страницах своих произведений грандиозные эпические полотна. 7. Глядя на него, складывается образ грубости и небрежности. 8. На открытие немецкого языкОвого центра приехал сам президент. 9. В деревне происходят события, перевернувшие все мировоззрение героя. 10. Изначально он не задумывался как единая композиция, а создавался и публиковывался по частям.

Упражнение 3. В соответствии с основными уровнями языка и сфера­ми использования языковых средств впишите типы норм в таблицу:

Упражнение 4. Определите, какие нормы нарушены в предложениях:

1. Онегин относится к категории людей дворянского общества. 2. Таких результатов он добился тем, что роман нам подан в виде записок из дневника Гринева. 3. Печерин предается страсти с дикаркой Беллой. 4. Автор пытается направить читателей немного в другую колею. 6. Как уже не раз писал «МК», нынешняя пирамида российской власти заточена под Путина. 7. Гастарбайтерша Ира Филиппова, приехавшая с Украины, чтобы работать концертные номера в одном из многочисленных питерских шапито. 8. Видимо при этих скоростях материяперестанет быть собой дезинтегрируется. 9. Удивило и то, что разноцветные нитки, которыми вышито изображение, не поблекли и не потеряли своей прочности за более чем пять столетий. 10. На языке актёров «номерной» означало способность спеть, сиграть, рассказать, симпровизировать, симитировать кого-нибудь. 11. В Новосибирском Государственном Техническом Университете с 2002 г. работает Народный факультет.

Упражнение 8. Составьте рассказ, используя фразеологические единицы.

Примеры.

Сказ про московского студента

Жил-был московский студент. Были у него и дар слова, и золотые руки, и ахиллесова пята. Он был абсолютный нуль в математике. Но наш студент держал ушки на макушке, и о нем замолвили словечко знающие люди. Но другая проблема одолевала студента, насущная. Ходил он всегда голодный как волк и вынужден был жить на голодном пайке, потому как денег у него было кот наплакал. Но не был наш студент тяжелым на подъем, голову долго не ломал и придумал, как ему раздобыть поесть! Решил он белых воротничков обмануть, да не тут то было. Показали они ему, где раки зимуют, и сказали, чтоб зарубил себе на носу: жди-ка ты дружок у моря погоды, а нас не трогай. Но студенту нашему, как с гуся вода. Не успели они и глазом моргнуть, как виновник торжества уплетал их обед за обе щеки. Ум за разум от такого заходит! «Дело в шляпе, - подумал студент,- и волки сыты и овцы целы, и поминайте меня как звали, скатертью мне дорога, еще не вечер!».

Базаревич Ксения

НАУЧНЫЙ СТИЛЬ

Пример: Гусляров Е.Н., Карпухин О.И. Лермонтов в жизни. – Калининград: Янтарный сказ, 1998. – 405 с.

Книга представляет собой документальный роман-хронику, основные принципы которого впервые были разработаны В.В. Вересаевым в биографических повествованиях «Пушкин в жизни» и «Гоголь в жизни». Особая привлекательность этого жанра в том, что в нем сохранена захватывающая мощь свидетельского показания, авторитет слова очевидца. Главная цель книги – создать всесторонний, объемный образ Лермонтова. Она рассчитана на широкий круг читателей, интересующихся историей литературы в целом и жизнью великого русского поэта, в частности.

Реферат – это композиционно организованное, обобщенное изложение содержания источника информации (статьи, ряда статей, монографии и др.).

Композиция реферата

Структурно-смысловые компоненты реферата 1. Вводная часть реферата (выходные данные первоисточника: автор, название работы, место издание, год издания) Автор работы «…..» - известный ученый... Статья (монография, книга) называется (носит название, озаглавлена)… Статья под названием (под заголовком) опубликована в … В статье «...», помещенной в...
2. Тема, ее общая характеристика Тема статьи (монографии, книги) -... Статья (монография, книга) на тему... Статья (монография, книга) посвящена теме (проблеме, вопросу) … Статья (монография, книга) представляет собой обобщение (изложение, описание, анализ, обзор) …
3. Проблематика работы В статье (монографии, книге) речь идет о… (говорится о...); рассматривается (описывается; раскрывается, исследуется); дается оценка (анализ, изложение)… Сущность проблемы сводится к... (заключается в..., состоит в...)
4. Композиция работы Работа (статья, монография, книга) состоит из... частей Работа (статья, монография, книга) начинается с..., заканчивается…
5. Краткая характеристика содержания работы Во введении формулируется (дается определение) ... В начале статьи (монографии, книги) определяются (излагаются цель(и), задача(и)…) В статье автор ставит (затрагивает, освещает) следующие проблемы…; останавливается на...; касается... В первой (второй, третьей, этой, данной) главе (разделе, части) анализируется (излагается, обосновывается, освещается)…, речь идет о…, говорится о …, приводится аргументация..., даётся (обобщение, научное описание)… В статье также затронуты вопросы…
6. Иллюстрация автором работы своих положений Автор приводит…; ссылается на примеры (факты, цифры, данные), подтверждающие (иллюстрирующие) его положения… В статье приводится (дается...) богатый иллюстративный материал, подтверждающий основные положения работы… В качестве иллюстративного материала автор использует…
7. Заключение, выводы автора Автор приходит к …; подводит нас к выводу, что...(заключению...), Автор делает вывод (подводит итоги) ... В заключение автор говорит, что... (утверждает, что...) В заключение говорится, что... Сущность вышеизложенного сводится к следующему...
8. Выводы В итоге можно (необходимо, хотелось бы) сказать (подчеркнуть, отметить) Таким образом, в статье нашло отражение... (убедительно доказано...; получили исчерпывающее освещение...)

Тезисы – кратко сформулированные основные положения статьи, параграфа, главы, лекции, доклада и т.п. Тезисы могут быть первичными и вторичными.

Первичные тезисы представляют собой краткое изложение содержания публичного выступления.

Вторичные тезисы создаются на основе статьи, лекции и т.п. другого автора.

Упражнение 2 Расскажите о способах оформления цитат и ссылок. Какую функцию они выполняют? В данные фрагменты включите цитаты, используя разные способы их оформления.

1. Проблему, что есть культура и что есть цивилизация, нужно решать лишь с точки зрения взаимодействия духа и материи, ибо культура есть явление духа, действующее соглас­но закономерностям его энергетики.

"Множество людей полагает вполне возможной замену слова "культура" цивилизацией. При этом совершенно упус­кается, что сам латинский корень "культ" имеет очень глу­бокое духовное значение, тогда как "цивилизация" в корне своем имеет гражданственное, общественное строение жиз­ни" (Н.К. Рерих).

2. Рерих обращает наше внимание на то, что во взаимо­действии культуры и цивилизации приоритет должен принад­лежать Культуре, что избавит цивилизацию от многих иска­жений, ей свойственных.

"... Самое важное для нас будет дух итворчество, затем идет здоровье и лишь на третьем месте богатство" (Н.К. Ре­рих).

3. Один из крупнейших и глубочайших русских философов Н.А. Бердяев определял культуру следующим образом...

"Культура связана с культом предков, с преданиями и традициями. Она полна священной символики, в ней даны знания и подобия иной духовной действительности. Всякая культура (даже материальная культура) есть культура духа, всякая культура имеет духовную основу - она есть про­дукт творческой работы духа над природными стихиями" (Н.А. Бердяев).

4. Машинная, техногенная цивилизация подменяет куль­туру развлекательной индустрией, на базе которой возникает "массовая культура", призванная обслуживать материю обще­ства, а отнюдь не питать его дух. Бердяев с горечью пишет...

"...старая Европа изменила своему прошлому, отреклась от него. Безрелигиозная мещанская цивилизация победила в ней старую священную культуру" (Н.А. Бердяев).

5. Буржуазные революции, носившие прагматический и материалистический характер, укрепили и развили разрыв, образовавшийся в целостном теле явления "культура - циви­лизация". Началась эпоха отчуждения культуры от цивили­зации. Материя, как никогда раньше, завладела господствую­щими позициями, агрессивно и бесцеремонно потеснила дух и лишила общество людей необходимой ему коллективной энер­гии...

"... в цивилизации иссякает духовная энергия, угашается дух - источник культуры. Тогда начинается господство над человеческими душами не природных сил, а магического цар­ства машинности и механичности, подменяющей подлинное бытие" (Н.А. Бердяев).

6. Казалось бы, в научную биографию должны включаться только социально значимые факты, но никак не бытовые "мелочи". Однако не возникнет ли в результате такого подхода мертвая схема образа? Да и само понятие "мелкого" факта неопределенно. Плутарх говорил...

"Часто какой-нибудь ничтожный поступок... лучше обна­руживает характер человека, чем битвы, в которые гибнут десятки тысяч, руководство огромными армиями и осады городов" (Плутарх).

7. Известны и пессимистические ("финалистские") концеп­ции дальнейших судеб нашей цивилизации. Например, россий­ский ученый Л. Лесков пишет...

"Испытав стремительный подъем, космические цивили­зации неизбежно гибнут: либо утрачивая вкус к жизни в кущах "потребительского рая", либо задохнувшись в техноло­гических отходах, либо, наконец, сгорев в огне ракетно-ядер­ных катастроф" (Л.В. Лесков).

Заявление

Текст заявления (Прошу…)

дата (подпись)

Вариант 2.

Адресат: должность, И.О.Ф. (в дательном падеже)

наименование организации (в винительном падеже)

Адресант:

от …(должность, И.О.Ф. (в родительном падеже))

Заявление.

Текст заявления (Прошу…)

дата (подпись)

Задание 5. Напишите доверенность на получение стипендии, книг из библиотеки и т.п. и объяснительную записку.

Доверенность – документ, с помощью которого одно лицо представляет другому лицу полномочия предпринять за него какие–либо действия.

Структурные компоненты текста доверенности:

– наименование документа (в центре строки);

– текст доверенности (пишется с красной строки) должен содержать наименование доверителя, точное определение доверяемых полномочий, наименование доверенного лица;

– дата (слева), подпись (справа);

– удостоверение подписи доверителя должностным лицом, печать учреждения.

Образец:

Доверенность

Я, …(должность фамилия, имя, отчество), доверяю…(должность, фамилия, имя, отчество)… (указание полномочий).

Дата (подпись)

Подпись …. (фамилия, инициалы) удостоверяется…

Дата (подпись)

Объяснительная записка – документ, объясняющий причины какого–либо события, поступка. Текст объяснительной записки составляется в произвольной форме, но должен содержать указание адресата, дату, заголовок и подпись составителя.

Образец:

Наименование подразделения Должность, И.О.Ф. (в дательном падеже)

Объяснительная записка

Текст объяснительной записки

Должность, инициалы, фамилия адресанта (подпись)

ТЕМА 7. РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ

Контрольные вопросы

  1. Дайте определение речевого этикета.
  2. Какие функции выполняет речевой этикет?

Задание № 1. Какие речевые этикетные формулы используются в следующих ситуациях? Продолжите ряд этикетных формул.

Ситуации:

а) приветствия (Доброе утро…),

б) прощания (До свидания…),

в) приглашения (Позвольте Вас пригласить…),

г) поздравления (От души поздравляю…),

д) выражения сочувствия (Как я Вам сочувствую…),

е) благодарности (Я благодарен Вам за то, что…),

ж) просьбы (Сделайте одолжение, выполните мою просьбу…),

з) согласия (С удовольствием…)

Задание № 2. Распределите этикетные формулы несогласия, возражения на группы: 1) нейтральные, 2) допустимые в неофициальном общении, 3) допустимые в официальном общении:

Нет, это далеко не так...

Извините (простите), но вы не правы...

Это неправда...

Совсем (вовсе) не так...

Мне так не кажется...

Вот уж неверно (неправильно, не так)...

Я не согласен (согласна) с...

(Никак) не могу согласиться с вами (с этим)...

Я думаю иначе (по-другому)...

Мне кажется, это не так...

Я другого мнения об этом...

Я придерживаюсь другого мнения...

У меня другая (противоположная) точка зрения...

Моя точка зрения (позиция) другая (иная)...

Тут (здесь, в этом) вы не правы...

Вы ошибаетесь (заблуждаетесь)...

В этом (здесь) вы ошибаетесь...

И все-таки вы меня не убедили (переубедили)...

Полагаю, что это не так...

Об этом и речи быть не может...

Я не разделяю вашей (этой, такой) точки зрения...

Как раз (совсем) наоборот (не так, иначе)...

Ничего подобного...

Все это не соответствует истине...

Я позволю себе не согласиться с вами...

Это исключено...

Конечно, нет...

К сожалению, не могу согласиться с вами...

К сожалению, это не так...

Мне хотелось бы выразить свое несогласие...

Это положение (точка зрения, позиция) вызывает возражение...

Вопросы к зачету/ экзамену

1. Культура речи как языковедческая дисциплина. Аспекты культуры речи.

2. Формы существования национального языка.

Коммуникативные качества «хорошей речи».