Ремонт Дизайн Мебель

Что растворяется в воде? Какие вещества растворяются в воде Какие вещества почти не растворяются в воде

Какие вещества растворяются в воде, а какие нет Вы узнаете в этой статье.

Какие вещества растворяются в воде?

Для многих веществ вода – хороший растворитель.

Растворимые вещества: поваренная соль, сахар, сода, вишневый сок, крахмал. В воде становятся невидимыми и вместе с ней проходят через фильтр. Очистить воду от таких веществ с помощью фильтра, не удается.

Некоторые вещества: речной песок и глина в воде не растворяются. С помощью фильтра такую воду
можно очистить.

В воде могут растворяться твердые вещества (сахар, поваренная соль), жидкости (спирт) и газообразные вещества (аммиак, хлористый водород). По способности растворяться в воде вещества делят на

1) хорошо растворимые (едкий натр, сахар). Большинство солей щелочных металлов хорошо растворимы в воде (исключение некоторые соли линя). Хлориды, бромиды, нитраты щелочноземельных металлов также хорошо растворяются в воде.

2) малорастворимые (гипс, бертолетова соль). Малорастворимые в воде вещества - это, например, гипс, сульфаты, диэтиловый эфир, бензол (жидкие вещества), метан, азот, кислород (газообразные вещества).

3) практически нерастворимые (сульфид меди). Стекло, серебро, золото - это практически нерастворимые в воде вещества (твердые вещества). К ним также относят керосин, растительное масло (жидкие вещества), инертные газы (газообразные вещества).

Окружающий мир 3 класс. Растворяются ли в воде глина, крахмал и сода?

    Регулярно делаю маски из глины и знаю, что глина в воде не растворяется, дат осадок. Крахмал чуточку лучше растворяется в воде, в отличие от глины же. А вот сода отлично растворима в водице, получается такой мутный беловатый раствор. Так что вывод следует, что только сода растворима в воде из всех вышеуказанных веществ, это легко проверить самим.

    Растворяются ли в воде глина, крахмал и сода?

    Чтобы выяснить для себя растворяются ли в воде эти вещества, нужно провести опыты.

    Например с глиной.

    Нужно взять немного почвы с огорода и пожить ее в стакан с песком

    На картинке видно, что глина не растворилась, а упала вниз на дно емкости.

    Если сделать такой же опыт с крахмалом, то увидим такую картину

    крахмал размешали и вода стала в цвет крахмала, а не прозрачной, значит крахмал тоже не растворяется.

    Последний опыт с содой

    вода осталась прозрачной после того, как хорошо размешать соду, а значит она растворилась.

    Исходя из этого можно сказать, что полностью в воде растворяется только сода.

    Проведем опыт. Вода является хорошим растворителем для некоторых веществ, но не для всех. Если воду использовать горячую, то ее растворяющие способности увеличиваются.

    Возьмем три емкости, положим в них глину, крахмал и соду.

    Глина в воде не растворяется совершенно. Даже размокнув — это плотные, нерастворимые крупинки.

    Крахмал в воде не растворяется . В холодной воде — это белый порошок, на ощупь можно почувствовать мелкие крупинки. Со временем крахмал в воде набухает, но не растворяется.

    Сода в воде растворяется . Становясь однородным раствором.

    В воде хорошо растворяются сахар и соль.

    В воде не растворяются мел, песок, уголь.

    Вода считается универсальным растворителем, потому что способна растворять практически любые вещества, правда для растворения некоторых веществ требуется столь долгое время, что они считаются практически нерастворимыми.

    Из перечисленных веществ хуже всего растворяется глина. процесс ее растворения невозможно наблюдать глазом и потому скажем, что она не растворяется. Но может образовывать взвеси в воде.

    Крахмал в воде растворяется куда лучше глины, хотя полученный раствор отличается от жидкости — это коллоидный раствор, нечто промежуточное между взвесью, которую образует глина и настоящим раствором.

    Пищевая сода в воде растворяется легко и получается настоящий раствор. Также хорошо растворяются в воде сахар и соль.

    Узнать, растворяются ли в воде различные вещества, поможет проведнный опыт. Для ребнка различные практические опыты — это один из способов познать мир вокруг нас. Ведь озвученное правило в учебнике может не запомниться раз и навсегда, если не закрепить его опытным путм.

    Итак, что бы провести опыт по расстворению глины, крахмала и соды нужно подготовить сами вещества: соду и крахмал можно найти на кухне, а глину — в косметическом отделе из раздела средств для ухода за лицом. Глину можно взять разную — и голубую, и розовую, что бы ребнку было интересно посмотреть за свойствами разных видов глины.

  • Глина точно не растворяется в воде, так как это осадок раковин древних микроорганизмов. А вот сода и крахмал растворяются вполне успешно. Можно проверить на кухне.)

    Чтобы удостовериться, растворяются ли в воде предложенные вещества, нагляднее всего провести опыт — поскольку и глину, и соду, и крахмал легко раздобыть для проведения опыта.

    Лишь одно вещество из списка — сода — способно раствориться в воде. Размешав соду в воде, мы получим однородный состав.

    Два других вещества — крахмал и глина — не растворяются в воде. Сколько бы мы ни размешивали каждое из них, они останутся в виде крупинок, отдельных частиц.

    Все, что предложено для опыта, не так уж трудно достать, чтобы проверить самостоятельно. Глину можно взять и косметическую, если рыться и искать ее в земле нет времени или негде, а крахмал и сода наверняка есть у каждой хозяйки в доме.

    1). ГЛИНА

    Если добавить в воду глину, то легко заметить, что частицы глины будут плавать в воде, а потом лягут на дно емкости. Глину в воде не растворишь. Значит ответ отрицательный.

    2). КРАХМАЛ.

    Теперь определимся с крахмалом. Может вы делали с мамой кисель и обратили внимание, что крахмал хоть в воде тоже не растворяется. Размешаешь его в стакане, а он соберется и ляжет на дно. В киселе, когда он сварен, конечно, крахмал уже так не виден, но только потому, что он состоит из очень мелких частиц и разбух.

    3). СОДА. Полоскали заболевшее горло водой с содой и солью? Если да, то видели, что получался хоть и мутный, но раствор, так как и соль, и сода хорошо растворяются в воде. Тут ответ положительный.

    Глина в воде не растворится останется осадок. Крахмал же намного лучше растворяется, но не полностью. Лишь сода растворяется полностью. Это можно проверить опытным путем. В стакан воды с ложкой поочередно добавляем вышеуказанные составы и перемешиваем. Если ложку видно то растворяется и нет осадка.

    Из трех перечисленных веществ растворяется без осадка сода, если в небольшое количество воды всыпать очень много соды, то сода не вся растворится из-за большой концентрации в воде. А так сода прекрасно растворяется. А вот глина, конечно, же не растворяется, поэтому из глины делают посуду, которую потом обжигают, закрепляя вещество. И крахмал не растворяется, при смешивании с водой крахмал остается в воде в виде очень мелких частиц, из-за чего меняется цвет воды. Поэтому из трех веществ остается указать только одно вещество соду.

  • Все предложенные для опыта компоненты можно легко достать, так что опыт провести будет не сложно:

    • Глина — воде не растворяется, если в воду добавить глину, то она просто выпадет в осадок.
    • Крахмал — в воде так же не растворяется, если крахмал добавить в воду, вода станет мутной, тем не менее частички крахмала в воде вы сможете почувствовать.
    • Сода — а вот она в воде растворяется полностью.

Открытый урок по познанию мира

Педагогическая система:Трехмерная методическая система обучения

Тема урока: Вода-растворитель.

Растворимые и нерастворимые в воде вещества.

Тип урока : Урок ознакомления с новым материалом

1.Цели урока:

Образовательные: Формирование целостного взгляда на мир через наблюдение, восприятие, и деятельность;

Познакомить с растворимыми и нерастворимыми в воде веществами;

Учить работать с гипотезой (предположением, через деятельностный метод и практический подход).

Воспитательные: Воспитывать чувство сотрудничества и взаимопомощи по отношению друг другу.

Развивающие: Развивать осознанное отношение к результату своего учебного труда; развивать такие приемы умственной деятельности как сравнение,классификация,анализ и синтез;

2. Содержание урока:

Задания I III этапа даны в рабочих тетрадях учащихся и в ключ - ответах учителя.

3. Методы урока

I этап -сообщение;

II этап – а) тест «ДА» или «Нет»

б) метод самостоятельного поиска

в) закрепление на практике

III

4. Формы

I этап – фронтальная, индивидуальная;

II этап – а) индивидуальная

б) фронтальная

в) групповая

III этап – индивидуальная

5. Наглядности

І этап – рабочая тетрадь, «прозрачный журнал», индивидуальный журнал учащегося и

учителя;

ІІ этап – а) слайды, учебник, интерактивная доска;

б) учебник, рабочая тетрадь;

В) учебник, рабочая тетрадь, доска, мел.

ІІІ этап- рабочая тетрадь, «прозрачный журнал», индивидуальный журнал учащегося и

учителя;

Ход урока:

І этап Психологический настрой

Начинается урок.

Он пойдёт ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять,

Учитесь тайны открывать!

1. В кружево будто одеты

Деревья, кусты, провода (слайд 2)

И кажется сказкою это,

А, в сущности, только вода. (слайд 3)

2. Безбрежная ширь океана (слайд 4)

И тихая заводь пруда, (слайд 5)

Каскад водопада и брызги фонтана, (слайд 6,7)

А всё это только вода.

3. В бирюзовой дали исчезая, (слайд 8)

Лебедями плывут облака.

Вот туча грозовая, (слайд 9)

А, в сущности, только вода.

4. Снег белый пойдёт и укроет (слайд 10)

Родные леса и поля.

Но время придёт – всё растает (слайд 11)

И будет простая вода. (слайд 12)

б ) Проверка домашнего задания

1) Ребята вам домой было дано задание собрать слова в группы и подготовить сообщения.

Вода Туман Айсберг Лед Снег Пар

Жидкое

Твердое

Газообразное

Вода
Туман

Лед
Снег
Айсберг

Пар

Сообщения детей .

Ученик 1.

Первое из природных богатств, с которыми встречается в своей жизни человек, это вода. Вода становится неразлучным спутником человечества на всю жизнь с момента его появления на свет до последнего дня. «Воде, - сказал великий Леонардо да Винчи, - была дана волшебная власть стать соком жизни на Земле».

Человек как – нибудь обойдется без нефти, алмазов, изобретет новые двигатели, но без воды он не сможет жить. Люди всегда обожествляли воду. Нет ни одного народа, у которого вода не считалась бы матерью всего живого, целебной и очистительной силой, источником плодородия. Известный французский писатель – летчик Антуан-де Сент-Экзюпири, самолет которого потерпел аварию в пустыне Сахара, - писал так: «Вода!.. У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно написать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами. С тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. По твоей милости в нас вновь начинают бурлить высокие родники нашего сердца. Ты самое большое богатство на свете….»

Ученик 2.

Вода – единственное вещество, которое встречается на Земле в трех состояниях: твердом, жидком, газообразном.

Если быстро вращать глобус, то покажется, что он одноцветный – голубой. А все потому, что этой краски на нем больше, чем белой, зеленой, коричневой. Голубым цветом изображены моря, океаны нашей планеты. Вода занимает ¾ поверхности земного шара. Вода повсюду.

Вода входит в состав любого живого организма. Достаточно помять лист растения в руках, и мы обнаружим в нем влагу. Вода содержится во всех частях растений.

Много воды и в теле человека. Наше тело почти на 2/3 состоит из воды. Вода необходима нашему организму для удаления разных вредных веществ. Много ли воды в нашем теле? Мы можем сосчитать: массу своего тела нужно разделить на 3 и полученное число умножить на 2.

Например. Мой вес 33кг, делю на 3 и умножаю на 2, получаю 22кг. Значит, в моем теле примерно 22кг воды.

Ученик 3.

Живой организм постоянно расходует воду и нуждается в ее пополнении. Например, человеку в сутки требуется более 2 литров воды (часть ее он выпивает, а часть содержится в пище).

Воду пьют поля и леса. Без нее не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди. Но вода не только поит, но еще и кормит – по морям и океанам плывут тысячи рыболовных судов. Вода моет всех людей, города, машины, дороги.

Без воды не замесить теста для хлеба, не приготовить бетон для стройки, не сделать ни бумагу, ни конфеты, ни лекарства – ничего не сделать без воды. Но все это стало доступным человеку после того, как он хорошо изучил свойства этого вещества.

б) Проверка задания « Мостика»

Сказка « Два ослика»

Есть такая сказка. Два ослика шли по дороге с кладью. Один был навьючен солью, а другой – ватой. Первый ослик едва передвигал ноги: так тяжела была его ноша. Второй – шел весело и легко.

Вскоре животным пришлось переходить речку. Осел, навьюченный солью, остановился в воде и стал купаться: он то ложился в воду, то снова становился на ноги. Когда осел вышел из воды, то ноша его стала гораздо легче. Другой осел, глядя на первого, тоже стал купаться. Но чем дольше он купался, тем тяжелее становилась навьюченная на него вата.

Почему

Что же мы с вами сегодня попытаемся узнать о воде?

Итак , целью нашего урока будет проверить свойство воды растворять разные вещества.
Что мы можем сделать, чтобы достигнуть данной цели?

- (Исследовать новое свойство воды )

Как мы можем пронаблюдать за данным свойством воды?

(Провести опыты .)

Что будет предметом исследования?(Вода )

Подумайте, как мы будем проводить исследование? (Работать в группах)

Как участники группы должны работать, чтобы успешно провести исследование?

(Вспомним правила работы в группе) Зачем нам нужны эти правила?

Правила безопасности при проведении опытов .

    Работа под руководством взрослого.

    Вставать с рабочего места и ходить по классу запрещается.

    Наблюдение, обсуждения, выводы делаются совместно, уважая мнение каждого и участников других групп.

Назовите эти вещества.


ІІ этап – самостоятельно-групповой поиск в учебнике ответов на наводящие вопросы, данные в рабочих тетрадях.

Сегодня мы узнаем о возможностях воды как растворителя. В этом нам помогут опыты, которые мы сейчас проведем.

Физминутка

Практическая часть

Но, прежде чем перейти к опытам, давайте проверим все ли в нашей лаборатории готово к работе?
- Какие вещества есть, чтобы обеспечить проведение опыта, в каждой группе?

А какие есть приспособления, инструменты?

А также у вас пакет инструкций по проведению опытов.
Каждая группа будет проводить опыт в соответствии с полученным номером. Всем понятно?

Возьмите бланк с инструкцией №1.

Прочтите порядок действий – ход работы - на первом этапе. Каждая группа читает инструкцию хода работы только для своего опыта. Все понятно?

Какие наблюдения вести и для чего?

Результаты наблюдений записываем куда?

Затем сделайте выводы. Куда запишем выводы?

Работа в группах.

Ложкой возьмите немного вещества, добавьте его в стакан с водой и хорошенько размешайте. Понаблюдайте, что произошло?

- Размешайте воду. Пронаблюдайте, то произошло?

Перед вами лежит план составления рассказа о своих наблюдениях.

Подготовьте сообщение о своих наблюдениях по этому плану.

1 группа

    Что произошло с солью?

    Сделайте вывод.

(Раствор прозрачный, соли не видно. Значит, соль растворяется в воде.)

2 группа

    Какой получился раствор? Изменил ли он цвет?

    Что произошло с сахаром?

    Сделайте вывод.

(Раствор прозрачный, сахара не видно. Значит, сахар растворяется в воде.)

3 группа

    Какой получился раствор? Изменил ли он цвет?

    Что произошло с речным песком?

    Сделайте вывод.

(Песок оседает на дно. Его видно. Значит, песок не растворяется в воде)

А теперь послушаем, какие наблюдения сделала каждая группа.

( Выходят к доске и прикрепляют карточку со словами растворяется или не растворяется)

Давайте сделаем вывод. (Вода может растворять различные вещества. Она является растворителем. Но не все вещества растворяются в воде.) Вывешивается на доске

Как можно назвать вещества, которые растворяются в воде? (Растворимые) Вывешивается на доске

А вещества, которые не растворяются в воде? (Нерастворимые) Вывешивается на доске

Я добавлю в стакан с водой цветную соль (медный купорос – сульфат меди)). Что происходит?

Как вы думаете, растворяется ли в воде галька? Учитель показывает опыт .

Какие ещё вещества может растворять вода? (сахар, лимонная кислота, сода)

Какими могут быть вещества?

III этап –метод ввода оценивания по 12-балльной рейтинговой системе (трехуровневые задания)

1 уровень

1.Отгадай загадки

1.В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять

2.Течет, течет -
Не вытечет,
Бежит, бежит-
Не выбежит




Ветер подует - оно задрожит

2. Уровень

1.

а) соль

б) сок

в) глина

г) сахар

2.Почему чай становиться сладким, если в него добавить сахар?

н) вода – прозрачна

о) вода – растворитель

р) вода не имеет запаха

3Как очистить загрязнённую воду?

г) нагреть

е) охладить

д) профильтровать

з) заморозить

е) животные

к) растения

а) заводы и фабрики

л) ручьи

3 уровень

Разгадай ребусы:

____________________________

Итог урока : - Для чего мы на уроке проводили исследовательскую работу

О каком свойстве воды узнали из опытов?

Какими могут быть вещества?

Назовите растворимые вещества.

Назовите нерастворимые вещества.

Рефлексия.

    На уроке я научился

    Могу похвалить себя за то, что

    Для меня было трудно

Какое свойство воды вы использовали при этом?

Если вы хорошо поработали на уроке возьмите голубую капельку, а если не совсем хорошо – жёлтую. Давайте прикрепим наши капельки на доску.

Посмотрите, сколько голубых капелек у нас получилось. А сколько воды на нашей планете. Она занимает ¾ поверхности Земли. Но только 2% составляет пресная вода. Поэтому, пресную воду надо беречь. Благодаря воде существует на нашей планете вот такая красота.

На уроке вы все хорошо потрудились, активно работали. Давали полные ответы. Молодцы.

Домашнее задание: решить ребусы, составить памятку по охране воды.

Приложение 3 (бланк 1).

Цель работы:

Ход работы

Наблюдения

Вывод

________________________

________________________

________________________

________________________

________________________

________________________

Цель работы: проверить свойство воды растворять разные вещества.

Ход работы

Наблюдения

Вывод

Налейте масло в стакан с водой. Размешайте

деревянной палочкой

________________________

________________________

________________________

________________________

________________________

________________________

Общий вывод: __________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Цель работы: проверить свойство воды растворять разные вещества.

Ход работы

Наблюдения

Вывод

Насыпьте речной песок в стакан с водой. Размешайте деревянной палочкой.

________________________

________________________

________________________

________________________

________________________

________________________

Общий вывод: __________________________________________________________________

Приложение 3 (бланк 2).

Цель работы:

Ход работы

Наблюдения

Вывод

________________________

________________________

________________________

________________________

________________________

________________________

Общий вывод: __________________________________________________________________

Цель работы: найти способ очистки воды от нерастворимых веществ.

Ход работы

Наблюдения

Вывод

Вылейте воду с вишнёвым соком в воронку с фильтром

________________________

________________________

________________________

________________________

________________________

________________________

Общий вывод: __________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Цель работы: найти способ очистки воды от нерастворимых веществ.

Ход работы

Наблюдения

Вывод

Вылейте воду с речным песком в воронку с фильтром

________________________

________________________

________________________

________________________

________________________

________________________

Общий вывод: __________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Рабочая тетрадь по познанию мира

Ф.И. ученика (цы)________________________________________________

Тема: Вода-растворитель. Растворимые и нерастворимые в воде вещества.

I ЭТАП: Актуализация знаний

Вопрос: Почему же ноша первого осла после купания стала легче, а второго – тяжелее?

Ответ:__________________________________________________________

Вопрос: Как можно доказать ваш вывод?

Ответ:___________________________________________________________

Вопрос: Что будет предметом исследования?

Ответ: ___________________________________________________________

Вопрос: На какие две группы делятся вещества?

Ответ: _ __________________________________________________________

II Этап. Алгоритм изучения нового.

Назовите эти вещества. Какие из них растворяются в воде.

_____________ _____________ _______________ ______________

Практическая работа

Приложение 3 (бланк 1).

Цель работы: проверить свойство воды растворять разные вещества.

Ход работы

Наблюдения

Вывод

Насыпьте соль в стакан с водой. Размешайте деревянной палочкой.

________________________

________________________

________________________

________________________

________________________

________________________

Общий вывод: __________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Приложение3 (бланк 2)

Цель работы: найти способ очистки воды от нерастворимых веществ.

Ход работы

Наблюдения

Вывод

Вылейте солёную воду в воронку с фильтром

________________________

________________________

________________________

________________________

________________________

________________________

Общий вывод: __________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________.

III Этап. Разноуровневые задания

1 уровень

1.Отгадай загадки

1.В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять____________________________________

2.Течет, течет -
Не вытечет,
Бежит, бежит-
Не выбежит. _____________________________________________

3.По городу дождик осенний гулял,
Зеркальце дождик свое потерял.
Зеркальце то на асфальте лежит,
Ветер подует - оно задрожит.___________________________________

2. Уровень

1. Какое вещество не растворяется в воде?

а) соль

б) сок

в) глина

г) сахар

    Почему чай становиться сладким, если в него добавить сахар?

н) вода – прозрачна

о) вода – растворитель

р) вода не имеет запаха

    Как очистить загрязнённую воду?

г) нагреть

е) охладить

д) профильтровать

з) заморозить

4.Что является источником загрязнения воды

е) животные

к) растения

а) заводы и фабрики

л) ручьи

3 уровень

Разгадай ребусы:

________________________ _________________________

_______________________________

Рефлексия: составить памятку по охране воды .

О том, что вода является отличным растворителем, все мы знаем ещё с детства. Но какое «магическое действие» происходит в тот момент, когда к тому или иному веществу присоединяется вода? И почему, если этот растворитель считается универсальным, есть всё же те вещества — «белые вороны», которые никогда не будут по силам воде?

Секрет прост, но гениален. Молекула воды сама по себе электронейтральна. Однако электрический заряд внутри молекулы распределен очень неравномерно. Область атомов водорода имеет положительно настроенный «характер», а «местожительство» кислорода славится выразительной отрицательной заряженностью.

Если энергия притяжения молекул воды к молекулам какого-либо вещества преобладает по сравнению с энергией притяжения между молекулами воды, то вещество растворяется. Если же такое условие не соблюдается, то «чуда» тоже, соответственно, не происходит.

Главным «светофором» с зажжённым красным цветом для воды являются жиры. Именно поэтому, если мы вдруг «награждаем» одежду выразительным маслянистым пятном, фраза «Просто добавь воды» в этой ситуации не будет спасительной.

Хотя, из-за того, что подсознательно мы привыкли видеть воду в роли универсального растворителя, которому практически — любая проблема «по плечу», мы часто всё равно пытаемся решить проблему с помощью воды. И когда у нас ничего не получается, то чаще всего мы сердимся, а на самом деле, надо бы… радоваться. Да, именно радоваться!

Ведь по той причине, что вода лишена возможности растворять жиры, мы можем … жить.Потому что именно благодаря тому, что жиры входят для воды в «чёрный список», не растворяемся мы сами.

А вот соли, щелочи и кислоты для воды — настоящее «лакомство». Кстати, такие химические свойства опять — таки приходятся очень на руку человеку. Ведь если бы это было не так, то продукты распада бы создавали в организме настоящую свалку, а кровь бы автоматически сгущалась. Поэтому, если человека лишить воды, то уже на 5 сутки он умирает. Кроме того, безусловно, если регулярно не получать необходимое количество («среднестатистическая» норма 2-3 литра в сутки), нерастворенные соли значительно увеличивают риск образования камней в почках, а также мочевом пузыре.

Впрочем, безусловно, именно из-за того, что вода растворяет, например, те же соли, не стоить превращаться и в бесконтрольного «водохлёба», ставящего дерзкие «рекорды», просто потому что к тому обязал какой-нибудь спор. Ведь так можно очень сильно нарушить минеральный баланс организма.

Кстати, пропуская через себя (причём, как в прямом, так и переносном смысле) и понимая физико-химическую сущность этого явления, легко понять и роль воды в качестве растворителя во многих других сферах как бытового, так и производственного плана.

Аманбаева Жанар Жумабековна
Актюбинская область г.Шалкар
Средняя школа №5
Предмет: Начальная школа

Тема: Вода - растворитель. Растворимые и нерастворимые в воде вещетсва.
Задачи урока: дать представление о воде как растворителе, о растворимых и нерастворимых веществах; познакомить с понятием «фильтр», с простейшими способами определения растворимых и нерастворимых веществ; подготовить доклад на тему «Вода – растворитель».
Оборудование и наглядные пособия: учебники, хрестоматии, тетради для самостоятельной работы; наборы: стаканы пустые и с кипяченой водой; коробочки с поваренной солью, сахаром, речным песком, глиной; чайные ложки, воронки, фильтры из бумажных салфеток; гуашь (акварельные краски), кисти и листы для рефлексии; презентация, выполненная в Power Point, мультимедийный проектор, экран.

ХОД УРОКА
I. Организационный момент
У. Всем доброе утро! (Слайд 1)
Приглашаю вас на третье заседание школьного научного клуба «Мы и окружающий мир».
II. Сообщение темы и цели урока
Учитель. Сегодня у нас гости, учителя из других школ, которые пришли на заседание клуба. Предлагаю председателю клуба, Порошиной Анастасии, открыть заседание.
Председатель. Мы сегодня собрались на заседание клуба по теме «Вода – растворитель». Задание всем присутствующим: подготовить доклад на тему «Вода – растворитель». На этом уроке вам вновь предстоит стать исследователями свойств воды. Изучать эти свойства вы будете в своих лабораториях, с помощью «консультантов» – Макаренкова Михаила, Старковой Олеси и Стениной Юлии. Каждая лаборатория должна будет выполнить следующее задание: провести опыты и наблюдения, а в конце заседания обсудить план сообщения «Вода – растворитель».

III. Изучение нового материала
У. С разрешения председателя я хочу сделать первое сообщение. (Слайд 2) Такое же заседание по теме «Вода – растворитель» недавно провели ученики села Мирного. Открыл заседание Костя Погодин, который напомнил всем присутствующим еще об одном удивительном свойстве воды: многие вещества в воде могут распадаться на невидимые мельчайшие частицы, то есть растворяться. Следовательно, для многих веществ вода – хороший растворитель. После этого Маша предложила провести опыты и выявить способы, с помощью которых можно будет получить ответ на вопрос, растворяется вещество в воде или нет.

У. Предлагаю вам на заседании клуба определить растворимость в воде таких веществ, как поваренная соль, сахар, речной песок и глина.
Давайте предположим, какое вещество, по вашему мнению, растворится в воде, а какое не растворится. Выскажите свои предположения, догадки и продолжите высказывание: (Слайд 3)

У. Подумаем вместе, какие гипотезы будем подтверждать. (Слайд 3)
Предположим … (соль растворится в воде)
Допустим … (сахар растворится в воде)
Возможно … (песок не растворится в воде)
Что, если … (глина не растворится в воде)

У. Давайте, и мы проведем опыты, которые помогут нам в этом разобраться. Перед работой председатель напомнит вам правила при проведении опытов и раздаст карточки, на которых эти правила напечатаны. (Слайд 4)
П. Посмотрите на экран, где записаны правила.
«Правила при проведении опытов»
Необходимо бережно относиться ко всем приборам. Их можно не только разбить, ими можно и пораниться.
Во время работы можно не только сидеть, но и стоять.
Опыт проводит один из учеников (докладчик), остальные молча наблюдают или по просьбе докладчика помогают ему.
Обмен мнениями по результатам проведенного опыта начинается только после того, как докладчик разрешает его начать.
Переговариваться друг с другом нужно тихо, не мешая остальным.
Подходить к столу и проводить замену лабораторного оборудования можно только по разрешению председателя.

IV. Практическая работа
У. Предлагаю председателю выбрать «консультанта», который прочитает вслух из учебника порядок действий при проведении первого опыта. (Слайд 5)
1) П. Проведите опыт с поваренной солью. Проверьте, растворяется ли в воде поваренная соль.
«Консультант» из каждой лаборатории берет один из подготовленных наборов, и проводит опыт с поваренной солью. В прозрачный стакан наливает кипяченую воду. Всыпает в воду небольшое количество поваренной соли. Группа наблюдает, что происходит с кристалликами соли, и исследует воду на вкус.
Председатель (как в игре КВН) зачитывает один и тот же вопрос каждой группе, а представители от лабораторий отвечают на них.

П. (Слайд 6) Изменилась ли прозрачность воды? (Прозрачность не изменилась)
Изменился ли цвет воды? (Цвет не изменился)
Изменился ли вкус воды? (Вода стала соленой)
Можно ли сказать, что соль исчезла? (Да, она растворилась, исчезла, ее не видно)

У. Сделайте вывод. (Соль растворилась) (Слайд 6)
П. Прошу всех приступить к выполнению второго опыта, для которого необходимо использовать фильтры.
У. Что такое фильтр? (Прибор, устройство или сооружение для очищения жидкостей, газов от твёрдых частиц, примесей.) (Слайд 7)
У. Прочитайте вслух порядок действий при выполнении опыта с фильтром. (Слайд 8)
Учащиеся пропускают воду с солью через фильтр, наблюдают и исследуют воду на вкус.

П. (Слайд 9) Осталась ли соль на фильтре? (На фильтре пищевая соль не осталась)

Удалось ли очистить воду от соли? (Пищевая соль прошла с водой через фильтр)
У. Сделайте вывод из своих наблюдений. (Соль растворилась в воде) (Слайд 9)
У. Подтвердилась ли ваша гипотеза?
У. Все правильно! Молодцы!
У. Результаты опыта оформите письменно в Тетради для самостоятельной работы (с. 30). (Слайд 10)

2) П. (Слайд 11) Проделаем такой же опыт еще раз, только вместо соли положим чайную ложку сахарного песка.
«Консультант» из каждой лаборатории берет второй набор и проводит опыт с сахаром. В прозрачный стакан наливает кипяченую воду. Всыпает в воду небольшое количество сахара. Группа наблюдает, что происходит и исследует воду на вкус.
П. (Слайд 12) Изменилась ли прозрачность воды? (Прозрачность воды не изменилась)
Изменился ли цвет воды? (Цвет воды не изменился)
Изменился ли вкус воды? (Вода стала сладкой)
Можно ли сказать, что сахар исчез? (Сахар стал невидимым в воде, вода его растворила)
У. Сделайте вывод. (Сахар растворился) (Слайд 12)
У. Пропустите воду с сахаром через бумажный фильтр. (Слайд 13)
Учащиеся пропускают воду с сахаром через фильтр, наблюдают и исследуют воду на вкус.
П. (Слайд 14) Остался ли сахар на фильтре? (На фильтре сахара не видно)
Изменился ли вкус воды? (Вкус воды не изменился)
Удалось ли очистить воду от сахара? (Воду от сахара очистить не удалось, вместе с водой он прошел через фильтр)
У. Сделайте вывод. (Сахар растворился в воде) (Слайд 14)
У. Подтвердилась ли гипотеза?
У. Верно. Молодцы!
У. Результаты опыта оформите письменно в Тетради для самостоятельной работы. (Слайд 15)

3) П. (Слайд 16) Проверим утверждения и проведем опыт с речным песком.
У. Прочитайте в учебнике порядок действий при проведении опыта.
Проводят опыт с речным песком. Размешивают в стакане с водой чайную ложку речного песка. Дают смеси отстояться. Наблюдают, что происходит с песчинками и водой.
П. (Слайд 17) Изменилась ли прозрачность воды? (Вода стала мутной, грязной)
Изменился ли цвет воды? (Цвет воды изменился)
Исчезли ли песчинки? (Более тяжелые песчинки опускаются на дно, а мелкие плавают в воде, делая ее мутной)
У. Сделайте вывод. (Песок не растворился) (Слайд 17)
У. (Слайд 18) Пропустите содержимое стакана через бумажный фильтр.
Учащиеся пропускают воду с сахаром через фильтр, наблюдают.
П. (Слайд 19) Что проходит через фильтр, а что остается на нем? (Вода проходит через фильтр, а речной песок остался на фильтре и песчинки хорошо видны)
Очистилась ли вода от песка? (Фильтр помогает очистить воду от частиц, которые в ней не растворяются)
У. Сделайте вывод. (Речной песок в воде не растворился) (Слайд 19)
У. Верным ли было ваше предположение о растворимости песка в воде?
У. Отлично! Молодцы!
У. Результаты опыта оформите письменно в Тетради для самостоятельной работы. (Слайд 20)

4) П. (Слайд 21) Проделайте такой же опыт с кусочком глины.
Проводят опыт с глиной. Размешивают в стакане с водой кусочек глины. Дают смеси отстояться. Наблюдают, что происходит с глиной и водой.
П. (Слайд 22) Изменилась ли прозрачность воды? (Вода стала мутной)
Изменился ли цвет воды? (Да)
Исчезли ли частицы глины? (Более тяжелые частицы опускаются на дно, а мелкие плавают в воде, делая ее мутной)
У. Сделайте вывод. (Глина не растворилась в воде) (Слайд 22)
У. (Слайд 23) Пропустите содержимое стакана через бумажный фильтр.
П. (Слайд 24) Что проходит через фильтр, а что остается на нем? (Вода проходит через фильтр, а не растворившиеся частицы остаются на фильтре.)
Очистилась ли вода от глины? (Фильтр помог очистить воду от частиц, которые не растворились в воде)
У. Сделайте вывод. (Глина не растворяется в воде) (Слайд 24)
У. Гипотеза подтвердилась?
У. Молодцы! Все правильно!
У. Прошу одного из членов группы зачитать выводы, записанные в тетради, всем присутствующим.
У. Есть ли у кого - нибудь дополнения, уточнения?
У. Сделаем выводы из опытов. (Слайд 25)

Все ли вещества растворяются в воде? (Соль, сахарный песок растворились в воде, а песок и глина не растворились.)
Всегда ли с помощью фильтра можно выявить, растворяется вещество в воде или нет? (Растворившиеся в воде вещества проходят через фильтр вместе с водой, а не растворившиеся частицы остаются на фильтре)
У. Прочитайте о растворимости веществ в воде в учебнике (с. 87).
У. Сделайте вывод о свойстве воды как растворителя. (Вода – растворитель, но не все вещества в ней растворяются) (Слайд 25)
У. Советую членам клуба прочитать рассказ в хрестоматии «Вода – растворитель» (с. 46). (Слайд 26)
Почему же ученым пока не удалось получить абсолютно чистую воду? (Потому что в воде растворены сотни, а может и тысячи разных веществ)

У. Как люди используют свойство воды растворять некоторые вещества?
(Слайд 27) Безвкусная вода становится сладкой или соленой благодаря сахару или соли, так как вода растворяет и приобретает их вкус. Это свойство человек использует, когда готовит пищу: заваривает чай, варит компот, супы, солит и консервирует овощи, заготавливает варенье.
(Слайд 28) Когда мы моем руки, умываемся или купаемся, когда стираем одежду, то используем жидкую воду и ее свойство – растворителя.
(Слайд 29) В воде также растворяются газы, в частности кислород. Благодаря этому в реках, озерах, морях живут рыбы и другие. Соприкасаясь с воздухом, вода растворяет кислород, углекислый газ и другие газы, которые находятся в нем. Для живых организмов, обитающих в воде, например, рыб, очень важен кислород, растворенный в воде. Он им нужен для дыхания. Если бы кислород не растворялся в воде, то водоемы были бы безжизненными. Зная это, люди не забывают насыщать кислородом воду в аквариуме, где живут рыбки, или прорубают зимой проруби в водоемах для улучшения жизни подо льдом.
(Слайд 30) Когда рисуем акварельными красками или гуашью.

У. Обратите внимание на задание, записанное на доске. (Слайд 31) Предлагаю составить коллективный план выступления на тему «Вода – растворитель». Обсудите его в своих лабораториях.
Заслушивание планов по теме «Вода – растворитель», составленных учащимися.

У. Давайте все вместе сформулируем план выступления. (Слайд 31)
Примерный план выступления по теме «Вода – растворитель»
Введение.
Растворение веществ в воде.
Выводы.
Использование людьми свойства воды растворять некоторые вещества.
Экскурсия в «Выставочный зал». (Слайд 32)

У. При подготовке сообщения вы можете использовать дополнительную литературу, подобранную ребятами, помощниками докладчиков по теме нашего заседания. (Обратить внимание учащихся на выставку книг, интернет – страничек)

V. Итог урока
Какое свойство воды исследовали на заседании клуба? (Свойство воды как растворителя)
К какому выводу мы пришли, исследовав это свойство воды? (Вода – хороший растворитель для некоторых веществ.)
Как вы думаете, трудно быть исследователями?
Что показалось наиболее сложным, интересным?
Пригодятся ли вам знания, приобретенные в ходе исследования этого свойства воды в дальнейшей жизни? (Слайд 33) (Очень важно помнить о том, что вода – растворитель. Вода растворяет соли, среди которых есть как полезные для человека, так и вредные. Поэтому пить воду из источника, если вы не знаете, чист ли он, нельзя. Не зря в народе есть пословица: «Не всякая водица для питья годится».)

VI. Рефлексия
Как мы используем свойство воды растворять некоторые вещества на уроках изобразительного искусства? (Когда рисуем акварельными красками или гуашью)
Предлагаю вам, используя это свойство воды, раскрасить воду в стакане в такой цвет, который наиболее полно соответствует вашему настроению. (Слайд 34)
«Желтый цвет» – радостное, светлое, хорошее настроение.
«Зеленый цвет» – спокойное, уравновешенное.
«Синий цвет» – грустное, печальное, тоскливое настроение.
Покажите свои листы с раскрашенной водой в стакане.

VII. Оценивание
Благодарю председателя, «консультантов» и всех участников заседания за активную работу.
VIII. Домашнее задание