Ремонт Дизайн Мебель

Восстановление тканевых подвесов акустики. Восстановление тканевых подвесов акустики Пропитка для бумажных широкополосных динамиков

Пропитка диффузоров

С амые лучшие диффузоры - бумажные. Бумага бывает с наполнителем из натуральных волокон ткани, шерсти, однако это не относится к динамическим головкам экс -USSR , а также нынешнему Китаю - здесь мы имеем бумагу в чистом виде. Причем, если в СССР динамики "придумывали" (копировали и развивали трофейные немецкие разработки) все-таки умные люди и большинство динамиков изготовлялись с диффузорами, имеющими экспоненциальную образующую, то китайские динамики в основной своей массе - конусы. Конусный диффузор очень хорошо колеблется сам по себе, создавая настоящий частокол пиков/провалов на АЧХ и сильно искажая ФЧХ головки. Чтобы снизить собственные резонансы в диффузоре у нас есть один способ - придать различным участкам диффузора (по пути распространения в нем звуковых колебаний) различные коэффициенты внутреннего трения в материале. Т.е. необходимо создать градиент жесткости диффузора в направлении от центра (источника возбуждения - звуковой катушки) к краям (гофру).

Хорошие результаты (поверьте, испорчен не один динамик пока добивался повторяемости) получились при следующей технологии проведения работ:

  1. Мысленно делим диффузор на три концентрические части: центр, середину, край по 1/3 ПЛОЩАДИ поверхности. Внутренняя часть - центр ориентирована на излучение высоких частот, поэтому должна быть жесткой. Средняя часть - кольцо не должна резонировать на средних частотах, следовательно ее необходимо пропитать вязким составом. Край диффузора, включая гофр, отвечает за гибкость подвеса и также отсутствие резонансных явлений, поэтому масса пропитки должна быть больше массы этого участка бумаги.
  2. Готовим растворы для пропитки. Для центральной части - мелко крошим остатки сломанного корпуса от компакт-кассеты или CD (прозрачная пластмасса) и растворяем в пузырьке с дихлорэтаном. Потребуется неделя-две и теплое место, раз в день встряхиваем пузырек. Для средней части - раствор можно приготовить перед проведением работ в необходимом количестве: синтетический резиновый клей в пропорции 1:4 растворяем в уайт-спирите , хорошо перемешиваем (сильно встряхиваем закрытый пузырек 20-30 раз, дожидаемся всплытия всех воздушных пузырьков). Для крайней части - подойдет автомобильный герметик Tectyl (спрей ) для внутренних полостей, желтый, жидкий. Непосредственно перед нанесением сцеживаем необходимое количество в баночку, например в стаканчик от фотопленки Kodak , немножко отстаиваем и сразу в дело.
  3. Наносят составы на соответствующие участки диффузора тремя разными мягкими кисточками, начиная с центра. Очень аккуратно, избегая капель растягивают мазки по наружной поверхности диффузора, визуально контроллируя "сочность" и однородность нанесения слоя. Таким образом наносят 2 слоя каждого состава с промежуточной сушкой между слоями одного покрытия 3-4 минуты и 10-15 минут между участками пропитки разными составами. Составы обладают очень сильной проникающей способностью через поры бумаги, поэтому очень быстро впитываются полностью, буквально через минуту уже можно ошибиться какой участок уже обработан , а какой - нет.
  4. В результате обработки диффузор не изменяет своего товарного вида, никакого блеска или подтеков не образуется, но физические характеристики участков становятся совершенно различными . Это снижает вероятность возникновения резонансов на поверхности диффузора с длиной волны кратной радиусу, эффективному диаметру динамика и их производным размерам.
  5. Сушим динамик вдали от батарей отопления месяц (лучше положить на шкаф магнитом вниз, а сверху от пыли закрыть динамик листком бумаги). Первое включение - тренировочное. Проверяем отсутствие признаков дребезжания и разрабатываем гофр, подавая на динамик синусоидальный сигнал низкой (но не резонансной частоты, а либо 0,8 либо 1,25 ее) тренируем свободный ход диффузора 0,5-0,7 от максимального в течение 1-2 часов. Я, например, помещал работающий динамик в коробку и сверху накрывал двумя теплыми одеялами, чтобы было потише . После этого динамик можно устанавливать в колонку и измерять АЧХ/ФЧХ.

Если ни один из растворов не впитывается хорошо т.е. бесследно, то Ваш динамик уже чем-то пропитан и "помочь" ему уже таким способом Вы больше не сможете. Если это уже кто-то сделал до Вас, причем криво (однородная пропитка) - динамик лучше заменить другим.

Этим способом пропитываются и НЧ и СЧ и ВЧ головки, в последнем случае можно разбить (конечно мысленно!) диффузор не на три, а на две зоны и Tectyl не использовать.

P.S.Не пытайтесь наносить на диффузоры силиконовое покрытие, составы на основе касторовых и минеральных масел, натуральных жиров, битумов, кремов, вазелинов, спиртовые растворы, на основе клеев марки БФ, ПВА - бесполезно, проверено: результаты или нулевые или плохие или портится внешний вид.

Случайно обнаруженные энтузиастом-любителем автозвука скрытые функции жидкости, известной под названием «реставратор покрышек», позволяют радикально улучшить звучание недорогой автоакустики, взбодрить пожилые динамики, чуть ли не дав вторую жизнь! Так, во всяком случае, утверждают адепты популярной в народе «теории пропитки подвесов»… Что же это — полезный лайфхак с моментальным результатом или массовое самовнушение?

Наш портал, конечно, старается рассказывать своим читателям в первую очередь о проверенных и подтвержденных технологиях применительно к автомобильной сфере, однако некоторые вещи на грани науки и суеверий становятся настолько популярными в автомире, что их известность выходит широко за пределы трёпа в соцсетях и гаражах. «Методика улучшения звука автомобильных аудиосистем за пять минут» как раз из числа таких вещей. Пусть каждый найдет в этой истории что-то свое: профессионал – шанс улыбнуться, любитель приложить руки – повод поковыряться с машиной в выходной, любопытный – пищу для ума. Итак, поехали!

– Я электронщик по образованию, в свое время долго работал на саранском заводе точных приборов. Сейчас занимаюсь торговлей аудиокомпонентами и консультированием в сфере звука – рассказал «Колесам» Игорь.

– Лет десять назад мне в руки попал флакон «реставратора шин» марки Doctor Wax, которым я попробовал обрабатывать различные резиновые детали своего автомобиля. Работало средство очень хорошо: увеличивался срок жизни резинок подвесов глушителя, сайлентблоков и подушек стабилизатора поперечной устойчивости, разрушающихся от соли и температуры. Я уж не говорю про то, уплотнители дверей стали прилегать лучше. В итоге возник интерес попробовать улучшить помощью этого же состава характеристики подвесов каких-то старых динамиков. Эффект был просто ошеломительный – через пять минут после нанесения состава кисточкой на подвес диффузора звучание большинства динамиков улучшалось так, что это заметно любому человеку, а не только «аудиофилу с тренированными ушами»!

– Собственно, ключевая суть технологии – возврат динамикам заводских характеристик – продолжает Игорь.

– Я в свое время регулярно посещал ежегодные Hi-Fi-Show в Москве, где общался с представителями известных зарубежных компаний-производителей аудио: DLS, Jamo и т.п. И они не скрывали, как быстро подвес нового динамика теряет эластичность. Полгода – и характеристики уже не те, что сразу после конвейера. Инженеры об этом факте знают, пытаются при проектировании его учитывать, чтобы компенсировать старение, но получается лишь отчасти… А вот «реставратор шин» справляется с этим отлично, он смягчает подвес и предотвращает дальнейшее высыхание на годы! На тех же Hi-Fi-Show я многим производителям высококачественной акустики не раз предлагал проверить эффект пропитки. Большинство, конечно, пальцем у виска крутили, но кое-кто соглашался и был приятно шокирован: буквально через пять минут после пропитки акустика начинала звучать заметно лучше. Раз за разом переключали провода с обработанной на необработанную колонки, и отличие в пользу обработанной была налицо!

По словам Игоря Боброва, убедившись в явном положительном эффекте, он неоднократно обращался и в российское представительство компании-производителя «реставратора шин», предлагая им за умеренное вознаграждение свою идею – воспользоваться обнаруженным «пасхальным яйцом» и начать под своей же маркой продавать эту же жидкость еще и в небольшой фасовке с кисточкой. Но не как реставратор шин, а как специализированное средство для реставрации и улучшения акустики. В представительстве Игоря внимательно выслушали, пообещали передать информацию в зарубежный офис, на чем все благополучно и заглохло…

Результаты пропитки подвесов динамиков жидкостью для реставрации шин

Игорь Бобров уже без малого десять лет пропагандирует в интернете технологию пропитки подвесов жидкостью для защиты и реставрации шин, подчеркивая, что не имеет с этого ни копейки. За это время его совету последовали сотни, если не тысячи людей, обработав динамики автомобильных и домашних аудиосистем.

Вот типичные отзывы новообращенных адептов технологии:

«…я обалдел! В своей старушке «каденсы» обмазал, жёсткий каденсовский бас стал бархатистым, глубоким, звук стал этажным, слойным! Теперь нутром чувствую низы, средние и верха. А хотел менять колонки. Спасибо!…»
«…обработал автомобильные динамики Morel Tempo 6 – звук стал на порядок сочнее!…»
«…я пробовал на старых советских динамиках 25ГД-26Б, добился понижения резонансной частоты с 46 Гц до 32 Гц…»

Впрочем, мало кто проводит измерения параметров динамика до и после обработки. Например, таких, как резонансная частота, добротность, амплитудно-частотная характеристика. Почти все испробовавшие «технологию» оценивают результат субъективно, на слух.

Дело в том, что и сам Игорь нарочито пренебрегает числовыми данными и замерами, утверждая, что «все слышно ушами».

«Берите и делайте – все же просто и недорого, хватит трепать языком в интернете!» – так, в общих чертах, выглядит его позиция.

Однако сторонники научного подхода возмущаются, и их можно понять…

Глубокого и всестороннего исследования технологии мы не проводили, однако, чтобы составить собственное впечатление, проделали все же два несложных теста – субъективный и объективный. Объективный – измерение резонансной частоты динамика до и после пропитки подвеса. Субъективный – прослушивание обработанной с помощью пропитки акустики – также до и после. Собственно, именно субъективный метод и пропагандирует автор идеи. «

Вы все услышите своими ушами, это гораздо лучше измерений и полученных в результате сухих цифр!» - утверждает Игорь Бобров.

Итак, объективный метод. Берем 4-оммный автомобильный 13-сантиметровый динамик из разряда дешевеньких, и проводим его измерение. Выясняем параметры Тилля-Смолла, применив распространенную среди любителей поковыряться с акустикой программу AudioTester. Резонансная частота динамика оказалась равной 96 Гц. И ни она, ни прочие параметры после пропитки, увы, не изменились… Быть может, материал подвеса нашего дешевенького динамика оказался из тех, что не подвержены воздействию «реставратора шин»?

Субъективный метод тоже опробовали. Обработали динамик довольно неплохо звучавшего в прошлом, а сегодня «списанного на пенсию» домашнего музыкального центра Philips производства середины 90-х годов. Не заметить результат было бы трудно: мы промазали подвес одной колонки из пары, и слушали результат, оперативно переключая звук с обработанной на не обработанную, и обратно. Увы, изменений отметить не удалось…

Мнение эксперта о пропитке подвесов динамиков жидкостью для реставрации шин

Мы попросили эксперта в области автомобильного и домашнего аудио прокомментировать чудодейственное снадобье и «тюнинг звука за 5 минут». Наш консультант, используя свой богатый опыт, высказался достаточно развернуто:

– Начнем издалека. Нередко бывает, что динамик потенциально хорош, но корпус не позволяет ему выдать максимум своего качества звучания. К примеру, у большинства домашних полочных акустических систем, даже от брендов с солидной репутацией, слишком низко настроен фазоинвертор, что улучшает глубину баса, но радикально ухудшает его четкость и собранность. Чистый маркетинг: более глубокий бас услышит каждый, а точность и четкость при меньшей глубине баса оценят далеко не все.

Если акустическое оформление динамика не оптимально, его можно улучшить, изменив характеристики корпуса. Но, как ни странно, допустимо подойти к той же задаче с другой стороны: изменить параметры не корпуса, а самого динамика. Например, воздействием на центрирующую шайбу (оказывающую наибольшее влияние на характеристику колебаний подвижной системы динамика) или тот же подвес (который влияет, но в гораздо меньшей степени, нежели шайба).

Однако пропитка подвесов, о которой идет речь выше, проводится исключительно с целью их размягчения и рекомендуется всем подряд, невзирая на тип динамиков и их оформление, что недопустимо. Ибо совершенно неверно считать, что в любом динамике надо стремиться к максимальному увеличению эластичности шайбы и подвеса!

Нередко бывает, что нужно совершенно обратное. Вот опять же пример. Автомобильные НЧ/СЧ-динамики Dynaudio всем хороши, кроме одного – у них вялый мидбас в объеме автомобильной двери, который чаще всего составляет не менее 28-30 литров. Вялость мидбаса – реакция на неоптимальный, избыточный объем. Но опытным любителям автозвука известно, что от этой проблемы легко избавиться, если установить динамик в корпус 15-17 литров. Можно внутри двери изготовить корпус заданного объема, но никто из инсталляторов этого не любит. Гораздо проще пропитать центрирующую шайбу динамика с целью увеличения её жесткости, и если это сделать грамотно, то у динамика появится нужная скорость и четкость при работе на объем двери.

Возвращаясь к конкретному примеру использования «волшебной жидкости», которой пропитывают подвесы с целью увеличения их эластичности, надо отметить, что размягчение подвеса влечет за собой увеличение эквивалентного объема Vas и уменьшение резонансной частоты Fs. То есть, из трех главных параметров любого динамика мы меняем (причем, бесконтрольно) два, а что уж произойдет с третьим (полная добротность Qts), и вовсе никто не знает.

Да, не исключено, что таким образом удастся попасть пальцем в небо и случайным образом улучшить звучание изначально неоптимальной системы. Если подвес изначально вообще дубовый, то у динамика и чувствительность станет выше, отчего он запоет громче. От подвеса также требуется эффективное демпфирование, то есть гашение резонансов, и если, опять-таки случайно, демпфирующие качества подвеса в результате пропитки улучшатся, то звучание станет чище.

Но как поведет себя обработанный подвес на сильном морозе, либо в жару? Не станет ли слишком мягкий подвес прихлопывать уже на средней громкости и что с ним будет при работе на большой громкости? Риск получить ухудшение конечного результата при воздействии на параметры вслепую крайне велик.

Я рекомендую для систем винтажную акустику Золотой Эры hi-fi, но всегда предупреждаю, что лучшие модели колонок, как правило, нуждаются в серьезной восстановительной работе. Десять лет назад еще можно было услышать хорошее звучание от винтажных колонок в состоянии «как есть», но процессы деградации определенных технических узлов - главным образом, подвесов - нарастают лавинообразно, и сегодня почти невозможно найти колонки Diatone или Technics, которые могли бы хорошо звучать без реставрационного вмешательства. (прим. у колонок Technics резиновые подвесы - в названии статьи осталось упоминание тканевых, тк на момент новой редакции статьи ссылка проиндексирована)

Кроме того, неспадающий спрос на винтажную акустику с каждым днем уменьшает на рынке количество сохранных экземпляров, и желающим приобрести топовые и предтоповые модели колонок все чаще приходится довольствоваться экземплярами в , как на фото ниже.


Можно ли восстановить подобную акустику? Начнем с Diatone, раз уж фото этих колонок было выложено первым. Hiendmusic рекомендует приобретать акустику Diatone не ниже 2000 серии:

Diatone DS5000 и Diatone V5000 могут стать основой системы самого высокого уровня;

Diatone DS3000 - прекрасный вариант для небольших помещений, в которых предполагается ходить, а не только сидеть и слушать музыку;

Diatone DS2000 - отличные колонки для относительно недорогого сетапа.

Все «Диатоны» отличаются сочным драйвовым звуком, который иногда может показаться чересчур ярким и резким, что скорее объясняется сочетанием цифровых источников с транзисторным усилением, чем особенностью колонок, созданных в эру аналога.

Внутренние фильтры «диатонов» надежно собраны из качественных элементов и по сей день работают отлично - с ними проблем нет, а если возникнут, то заменить «уставшие» детали несложно - можно этого не бояться. Твитеры и купольные среднечастотники имеют мембраны из титана и титан-бора. Это хрупкий материал, и разбитые ВЧ и СЧ динамиков - частый результат неаккуратной транспортировки колонок. В этом случае купола приходится менять на «донорские», но это форс-мажорная авария, и, если купола целы - делать с динамиками ничего не нужно. Разве что аккуратно почистить мембраны.


Единственный элемент акустики Diatone, который требует обязательного вмешательства - тканевые подвесы басовых и мидбасовых динамиков. Они покрыты с внутренней стороны специальной смолой, которая на всех, без исключения, колонках высыхает до состояния янтаря. Подвесы с такой смолой, вместо нормального эластично-упругого состояния, становятся жесткими, и колонки звучат неправильно. Гулкий коробчатый бас или полное отсутствие баса, резкая крикливая середина - обычный результат использования Diatone с жесткими подвесами. На фото ниже вы видите засохшую смолу на внутренней стороне подвеса мидбасового динамика Diatone DS5000. Обратите внимание: под действием гравитации смола постепенно стекала с верхней части подвеса к нижней, в результате чего внизу образовалась толстая прочная корка. Из-за этого диффузор не только лишен требуемой подвижности, но и работает с перекосом.

Распространенный способ размягчения жестких подвесов - покрытие их специальной жидкостью, которая растворяет смолу. Эта жидкость продается в Японии, и в сети можно легко найти Проблема в том, что размягчение подвесов таким способом помогает на короткий срок - около полугода. Потом процесс нужно повторять, и через 3-4 цикла смола на подвесе окончательно деградирует, лишая колонки правильного звучания навсегда, или, вернее, до глубокого реставрационного вмешательства.

Еще одна проблема, связанная с японской жидкостью - глупые ролики на ю-тубе, где владельцы Diatone демонстрируют, какой мягкий у них получился подвес. Из-за этих роликов многие считают, что подвесы нужно размягчать до предела, превращают их в сопли, и опять же, лишают колонки возможности звучать правильно до полной их реставрации.

Предлагая акустику Diatone, я сразу провожу полное восстановление подвесов по рецепту, который методом проб и ошибок разрабатывал в течение трех месяцев. На фото часть экспериментальных смесей, которые были забракованы в результате десятков опытов.

В конце концов, удалось подобрать правильную рецептуру и теперь, после моей обработки, динамики Диатонов звучат идеально, а полученный результат остается на много лет. Ознакомиться с процессом можно, посмотрев короткое ВИДЕО. Сразу должен предупредить, что секрет обработки я не раскрываю.


Кроме восстановления подвесов акустика Diatone часто нуждается в косметическом ремонте корпусов и покраске золоченых ободков динамиков - они почти всегда покрыты некрасивой коррозией.

В результате реставрации акустика приобретает коллекционный вид и отлично звучит. На фото ниже запечатлена та самая пара, фотографии которой были в начале статьи. Сейчас она великолепно играет в системе одного из моих заказчиков.

Другая модель акустики, которая в обязательном порядке требует восстановления, причем более серьезного, чем Diatone - это Technics SB8000. Это прекрасная фазолинейная акустика с бумажными диффузорами, способная воспроизводить не слишком тяжелую (до хард-рока включительно) музыку с натуральностью живой клубной сцены. Каково было мое удивление, когда несколько клиентов, которым я рекомендовал послушать эти колонки в различных точках продаж, вернулись разочарованными. «Резкий, отвратительный звук, невозможно слушать», - был единодушный вердикт.

Ситуация прояснилась, когда одни такие «техниксы» оказались в моей мастерской. Второй сверху динамик этих колонок - бумажный mid-high, отвечающий за частоты 1100-4000Hz должен иметь с внутренней стороны специальный поролоновый демпфер. На всех, без исключения, колонках этих моделей такой демпфер высох и рассыпался от времени, в результате чего диффузор работает не в том режиме, в котором должен.


Кроме того, бумажные диффузоры, на которые в течение долгих лет оседала влага, копоть и жир, потеряли требуемую жесткость и стали мягче, чем нужно. То же самое касается тонких резиновых подвесов. Все эти факторы, складываясь друг с другом, превращают Technics SB8000 в «расстроенный рояль», и неудивительно, что звучание этих колонок даже в лучшем косметическом состоянии многих разочаровывает. Чтобы вернуть им звук, а не только внешнюю свежесть, требуется серьезная работа с динамиками.

Специальным составом возвращается упругость дряблым резиновым подвесам.

Очищаются и с обеих сторон покрываются двумя специальными составами бумажные диффузоры.

Рассохшийся демпфер заменяется новым поролоновым кольцом со специальной пропиткой.


После проведения всех работ Technics SB8000 звучат совершенно иначе. Некоторые спрашивают, как я могу быть уверен, что это именно тот звук, который был сорок лет назад? Мне не нужно уверенности в том, что это «тот» звук - достаточно абсолютно натурального воспроизведения джазовых, блюзовых и классических записей. С аналоговым источником эти колонки после реставрации звучат так, что чувствуешь себя на живом концерте в первом ряду хорошего музыкального клуба. Что еще нужно? Послушать небольшой фрагмент можно на этом ВИДЕО - рекомендую подключить наушники.

Еще несколько слов нужно сказать об усилении для перечисленной акустики. Для четырех систем из пяти я рекомендую лампово-транзисторный биампинг, но штатное подключение двух усилителей имеет только Diatone DS5000. Биампинговые сетапы с Diatone DS3000 и Technics SB8000 требуют установки дополнительных терминалов и включения в систему или Такой апгрейд позволяет выжать из акустики максимум и получить систему с выдающимся звучанием. Подробнее об этом в статье БИАМПИНГОВОЕ ПОДКЛЮЧЕНИЕ ПРЕДТОПОВОЙ АКУСТИКИ.