Ремонт Дизайн Мебель

Существует ли закон определяющий место обучения (школу) по месту проживания? Обязанности классных руководителей

Какую бы область нашей жизни мы ни затронули, везде важно соблюдение некоторых правил, чтобы царил не хаос, а порядок. Каждый из нас является самостоятельной личностью, которая должна знать свои права, но и не следует забывать о том, что у каждого человека есть и определенные обязанности.

Чаще всего именно когда ребенок переступает порог школы и приходит в первый класс, он должен иметь представление о том, в чем заключаются права и и ученика. Познакомить с самыми основными из них малыша могут еще родители. В статье мы постараемся подробнее разобрать не только права ученика в школе РФ, но и не забудем про их непосредственные обязанности.

Право на получение основного образования

В нашей конституции прописаны права граждан нашей страны, одним из которых является право на получение образования. Государству нужны грамотные и образованные люди. Поэтому обучение в средней школе в настоящее время осуществляется на бесплатной основе. Имеются в виду государственные Родители вправе отдать своего ребенка и в частную школу, но там за обучение придется заплатить.

Дети приходят в школу, чтобы но перед началом обучения права ученика 1 класса должны быть разъяснены классным руководителем. Нельзя забывать и о том, что уже в начальной школе малыши должны быть хорошо знакомы и со своими обязанностями.

Право на получение среднего образования имеют все, независимо от национальности, возраста, половой принадлежности и религиозных взглядов. Каждый житель России обязан учиться в школе. Государство полностью материально обеспечивает весь учебный процесс - начиная с учебников и заканчивая наглядными пособиями и необходимым оборудованием.

По окончании школы выдается аттестат о среднем образовании, но для его получения необходимо сдать выпускные экзамены, которые подтвердят, что ребенок не зря проходил в школу 11 лет. Только с этим документом выпускник имеет полное право продолжить свое образование в высшем или среднем специальном заведении.

На что ученик имеет право

Переступив порог школы, маленький ребенок уже не просто чадо своих родителей, но еще и обучающийся. На первом классном часе первая учительница обязательно должна ознакомить с а также с тем, на что ребенок имеет полное право, находясь в стенах заведения. Права ученика заключаются в следующем:


Права ученика РФ имеют также пункт о том, что при желании ребенок всегда может перейти в другую школу. Не запрещается домашнее обучение, экстернат или досрочная сдача экзаменов.

Права ученика на уроке

Можно назвать отдельные пункты, которые разъясняют, какие права ученика в школе на учебном занятии. Среди многих хочется отметить следующие:

  • Ученик всегда может высказывать свое мнение на уроке.
  • Ребенок имеет право отлучиться в туалет, предупредив учителя.
  • Все оценки, которые ставят по данному предмету, ученик должен знать.
  • Каждый ребенок может исправить учителя, если тот в своей речи допустил неточность, касающуюся темы урока.
  • После того как прозвенел звонок, ребенок может покинуть класс.

Это, конечно, не все права ученика, можно назвать и другие, которые уже не относятся непосредственно к учебному процессу.

Право на здоровое образование

Каждый ученик не только может получать но и имеет право на то, чтобы оно было полноценное, качественное и, самое главное, безопасное для здоровья ребенка. Соблюдение здоровой атмосферы в школе очень важно, а чтобы так оно и было, необходимо придерживаться некоторых условий:


Родители не только могут, но и должны следить за тем, как соблюдаются права ученика в школе. Для этого могут создаваться родительские комитеты, каждый родитель имеет право придти в школу и посмотреть на условия обучения.

Что обязан делать ученик

Школьные права ученика - это хорошо, но не стоит забывать про то, что у каждого человека имеется свой круг обязанностей, которые он должен выполнять. Это касается и обучающихся в школе. Вот перечень некоторых обязанностей детей в стенах школы:


Все права и обязанности ученика в школе должны быть не только известны взрослым и детям, но и непременно выполняться.

Что запрещено ученикам в школе

Есть некоторые вещи, которые запрещено делать детям в школе:

  • Ни в коем случае нельзя приносить с собой на занятия опасные предметы, например, оружие, боеприпасы.
  • Провоцировать конфликты, которые заканчиваются дракой, а также принимать участие в разборках других учащихся.
  • Запрещено ученику пропускать уроки без уважительной на то причины.
  • Приносить с собой спиртные напитки, употреблять их в школе или приходить в алкогольном опьянении строго запрещается.
  • Курение на территории школы также находится под запретом. За это ученика могут поставить на и оштрафовать родителей.
  • Недопустимо играть в стенах школы в азартные игры.
  • Запрещено воровать чужие вещи, школьные принадлежности.
  • Причинение вреда школьному имуществу понесет за собой наказание.
  • Запрещается грубо и неуважительно обращаться к администрации учебного заведения или учителю.
  • Ученик не должен игнорировать замечания педагогов.
  • Каждый ребенок в школе должен знать, что ему запрещено приходить на занятия без выполненных домашних заданий, хотя таких недобросовестных учеников в каждой школе предостаточно.

Если всегда и во всех учебных заведениях будут соблюдаться права и обязанности ученика, то школьная жизнь будет интересной и организованной, а все участники учебного процесса останутся всем довольны.

На что имеет право учитель в школе

Невозможно себе представить урок без являются проводниками в мир знаний. Права ученика и учителя в школе не совсем одинаковы, вот перечень того, на что имеет право последний:


Кроме прав, естественно, есть и перечень обязанностей, которые каждый педагог должен выполнять.

Обязанности учителей

Несмотря на то что педагоги - взрослые люди и на них держится весь учебный процесс, список обязанностей у них никак не меньше ученических:


Список обязанностей приличный. Но не будем кривить душой, ведь педагоги тоже люди - не всегда, особенно некоторые пункты, соблюдаются.

Права классного руководителя

После того как ребенок переступает порог школы в первый раз, он попадает в руки своей второй мамы - классного руководителя. Именно этот человек станет их главным наставником, защитником и путеводителем в новую для них школьную жизнь. У всех классных руководителей, равно как и у других учителей, имеются свои права, которые заключаются в следующем:

  • Наверное, самое главное право - это следить, чтобы соблюдались права и обязанности ученика в школе.
  • Классный руководитель может самостоятельно разрабатывать на свое усмотрение программу работы с детьми и их родителями.
  • Может рассчитывать на помощь администрации.
  • В его праве пригласить родителей в школу.
  • Всегда можно отказаться от обязанностей, которые не входят в круг его профессиональной деятельности.
  • Классный руководитель имеет право на информацию о психическом и физическом здоровье своих воспитанников.

Чтобы следить за соблюдением своих прав, прежде всего необходимо их хорошо знать.

На что не имеет право классный руководитель

В любом учреждении имеется черта, через которую нельзя переступать ни при каких обстоятельствах работникам. Учебных заведений это касается в первую очередь, так как учителя работают с подрастающим поколением, которое именно в школьных стенах должно научиться тому, как стать самостоятельной ответственной личностью.

  1. Классный руководитель не имеет право на унижение и оскорбление школьника.
  2. Недопустимо использовать в качестве наказания за проступки отметки в журнале.
  3. Нельзя нарушать слово, данное ребенку, ведь мы же должны воспитать честных граждан нашей страны.
  4. Злоупотреблять доверием ребенка также не пристало учителю.
  5. Нельзя использовать семью в качестве средства наказания.
  6. Не только для классных руководителей, но и для всех учителей не совсем красиво и правильно обсуждать за спиной своих коллег, подрывая тем самым авторитет коллектива учителей.

Обязанности классных руководителей

Кроме своих непосредственных обязанностей, как учителя, классный руководитель еще должен выполнять ряд обязанностей:

  1. Следить, чтобы соблюдались права и обязанности ученика его класса.
  2. Постоянно контролировать успеваемость в своем подопечном классе и общую динамику его развития.
  3. На контроле держать успеваемость своих воспитанников, следить, чтобы учащиеся не допускали пропусков без уважительной причины.
  4. Контролировать успеваемость не только на уровне всего класса, но и отмечать успехи и неудачи каждого ребенка, чтобы можно было вовремя оказать необходимую помощь.
  5. Обязательно привлекать учащихся своего класса к участию не только классных мероприятий, но и общешкольных.
  6. Начав работать в классе, обязательно изучать не только детей, но и особенности их жизни, условия в семье.
  7. Подмечать любые отклонения в поведении и развитии ребенка, чтобы вовремя была оказана психологическая помощь. Если ситуация достаточно сложная, то надо поставить в известность администрацию учебного заведения.
  8. Любой ученик может подойти к классному руководителю со своей проблемой, и он должен быть уверен, что беседа останется между ними.
  9. Проводить работу с родителями своих учеников, ставить их в известность обо всех проступках, успехах и неудачах и совместно искать пути решения возникших проблем.
  10. Тщательно и своевременно заполнять всю необходимую документацию: журналы, личные дела, дневники учащихся, карты изучения личности и другую.
  11. Следить за сохранностью здоровья детей, укреплять его, вовлекая учеников в работу спортивных секций.
  12. В обязанности классных руководителей входит организация дежурства своего класса по школе и столовой.
  13. Своевременно вести работу по выявлению детей из неблагополучных семей, попадающих в «группу риска» и вести с ними и их семьями индивидуальную воспитательную работу.
  14. Если в классе имеются уже дети из «группы риска», то необходимо осуществлять постоянный контроль за посещением, успеваемостью и поведением.

Можно добавить, что классный руководитель отвечает за жизнь и здоровье своих воспитанников во время всех школьных и классных мероприятий. Если в процессе своей работы педагог нарушил права ученика путем применения по отношению к нему методов физического или психического насилия, то он может быть освобожден от выполнения своих обязанностей, а в некоторых случаях и привлечен к уголовной ответственности.

Чтобы обстановка в стенах учебного учреждения была доброжелательной и благоприятной для освоения знаний, необходимо родителям прививать с самого раннего детства своим малышам правила хорошего поведения. Но в стенах учебного заведения для детей уже важно знать не только права ученика в школе, но и круг своих прямых обязанностей. Важно, чтобы родители интересовались школьной жизнью своих детей, знали обо всех его неудачах и успехах, отношении с учителями и сверстниками, чтобы при необходимости уметь защитить их права.

Статья 63 Семейного кодекса.

Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей

1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.

Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.
Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами.
2. Родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования.

Родители имеют право выбора образовательной организации, формы получения детьми образования и формы их обучения с учетом мнения детей до получения ими основного общего образования.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей родители могут быть привлечены к различным видам юридической ответственности:

1) административной (статья 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях «Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних»);

1. Неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних - влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей.
2. Нарушение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних прав и интересов несовершеннолетних, выразившееся в лишении их права на общение с родителями или близкими родственниками, если такое общение не противоречит интересам детей, в намеренном сокрытии места нахождения детей помимо их воли, в неисполнении судебного решения об определении места жительства детей, в том числе судебного решения об определении места жительства детей на период до вступления в законную силу судебного решения об определении их места жительства, в неисполнении судебного решения о порядке осуществления родительских прав или о порядке осуществления родительских прав на период до вступления в законную силу судебного решения либо в ином воспрепятствовании осуществлению родителями прав на воспитание и образование детей и на защиту их прав и интересов, -

3. Повторное совершение административного правонарушения,

влечет наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административный арест на срок до пяти суток.
(часть 3 введена Федеральным законом от 04.05.2011 N 98-ФЗ)

2) семейно – правовой (статьи 69 («Лишение родительских прав»),73 («Ограничение родительских прав») Семейного кодекса Российской Федерации);

СТ 69 СК РФ Родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если они: уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов; отказываются без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома (отделения) либо из иной медицинской организации, воспитательного учреждения, учреждения социальной защиты населения или из аналогичных организаций; злоупотребляют своими родительскими правами; жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют физическое или психическое насилие над ними, покушаются на их половую неприкосновенность; являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией; совершили умышленное преступление против жизни или здоровья своих детей либо против жизни или здоровья супруга.

СТ 73 СК РФ 1. Суд может с учетом интересов ребенка принять решение об отобрании ребенка у родителей (одного из них) без лишения их родительских прав (ограничении родительских прав). 2. Ограничение родительских прав допускается, если оставление ребенка с родителями (одним из них) опасно для ребенка по обстоятельствам, от родителей (одного из них) не зависящим (психическое расстройство или иное хроническое заболевание, стечение тяжелых обстоятельств и другие). Ограничение родительских прав допускается также в случаях, если оставление ребенка с родителями (одним из них) вследствие их поведения является опасным для ребенка, но не установлены достаточные основания для лишения родителей (одного из них) родительских прав. Если родители (один из них) не изменят своего поведения, орган опеки и попечительства по истечении шести месяцев после вынесения судом решения об ограничении родительских прав обязан предъявить иск о лишении родительских прав. В интересах ребенка орган опеки и попечительства вправе предъявить иск о лишении родителей (одного из них) родительских прав до истечения этого срока. 3. Иск об ограничении родительских прав может быть предъявлен близкими родственниками ребенка, органами и организациями, на которые законом возложены обязанности по охране прав несовершеннолетних детей (пункт 1 статьи 70 настоящего Кодекса), дошкольными образовательными организациями, общеобразовательными организациями и другими организациями, а также прокурором.

3) уголовной (статья 156 Уголовного кодекса Российской Федерации («Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего»))

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогическим работником или другим работником образовательной организации, медицинской организации, организации, оказывающей социальные услуги, либо иной организации, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним, -

наказывается штрафом в размере до ста тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до четырехсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

«Обозначу тенденцию кратко - массовая школа теряет смысл своей основной деятельности. Говоря грубо - школа как ШКОЛА вымирает. Что я имею ввиду? Попробуем прикинуть список ответов на вопрос «Зачем ребенку ходить в школу?». Я имею в виду не социально-охранительную функцию школы как институции: наличие закона об обязательном образовании, проблему с тем, куда деть детей пока родители на работе и прочее. В этом смысле массовая государственная школа никуда не денется, и будет жить еще долго. Я говорю о смысле школы как места, где воспитывается, образовывается новое поколение в целом и его отдельные личности, в частности», - пишет Эпштейн.

ЗАЧЕМ НУЖНА ШКОЛА?

1. Чтобы получать знания

Но думаю, что не будет ни для кого новостью, если я скажу, что знания как информацию сейчас можно добывать из многих иных источников - пресловутого Интернета, в частности. Многие исследования свидетельствуют, что современные подростки скорее нужные сведения узнают из телевидения и от сверстников, чем от школы. Да и, честно говоря, назвать массовую школу местом, в котором дети узнают что-то действительно новое, актуальное о современной науке, технике, экономике, социальной жизни, сложно. Те, кто мало-мальски знаком с действующими программами обучения, это подтвердят.

Резюме: школа на сегодня уже не является единственным (и даже основным) источником знаний для подрастающего поколения.

2. Чтобы научиться учиться

Тут вот тоже возникает большая проблема. Вероятно это и было бы главной задачей школы: в ситуации, когда угнаться за все ускоряющимся изменением объема конкретных знаний все сложнее, учить детей справляться с этим потоком информации. Но беда как раз в том, что массовая школа не умеет этого делать.

Она не учит самостоятельному мышлению, заставляя детей повторять высказанные учителем истины и ставя за это (именно за это) оценки. Она и не учит самостоятельно работать с информацией - любой преподаватель ВУЗа подтвердит, что большинство приходящих абитуриентов не могут сделать нормальный конспект, не могут самостоятельно прочитать текст и выделить в нем главное, не умеют выступать и высказывать устно свои собственные мысли и т.д.

Значит, учиться этому нужно где-то в другом месте. Если родители ребенка хотят этому его научить. Ну, например, происходит это сплошь и рядом - когда родители вместе с детьми делают домашние задания. И, тем самым, получается, что главному, чему должна учить школа - работать самостоятельно с информацией - учат родители, те, кто могут.

3. Чтобы потом сдать экзамены и получить аттестат

Опыт многих семей показывает, что совершенно не обязательно ежедневно в течение 10 (а теперь еще и 11) лет ходить в школу, чтобы сдать экзамены и получить аттестат. Можно учиться дома, можно заниматься и сдавать экзамены экстерном… И также через экстернат получать государственный аттестат.

Более того, многие дети при нормальной организации их жизни способны освоить школьную программу за более короткий срок и сдать экзамены без всякого ущерба для их здоровья. И, тем самым, не тратить 10-11 лет на формальное хождение в школу.

4. Чтобы потом поступить в ВУЗ

Как показывает опыт, в настоящий момент поступление в ВУЗ не прямо связано с хождением в школу в течение 10-11 лет. Во-первых, оказывается, что огромное количество старшеклассников в 10-11 классах учатся параллельно в двух учебных заведениях: в школе - для «галочки» и аттестата, и в ВУЗе на подготовительных курсах - для поступления.

В 10-11 классах оказывается, что обилие предлагаемых предметов совершенно никак не связано с теми экзаменами, которые надо сдавать в конкретный ВУЗ. И в некотором смысле школа даже мешает подготовке к поступлению, перегружая подростка «вдвойне» - изучением «не нужных» ему предметов…

И совсем уж «выпукло» эта ситуации проявляется, когда многие одиннадцатиклассники уже в апреле-мае оказываются «поступившими» в тот или иной ВУЗ, пройдя через систему олимпиад, но при этом все еще продолжают изучать школьную программу…

5. Чтобы получить поддержку тем, кто не успевает, не укладывается в общие сроки, не такой как все

Может быть, массовая общеобразовательная школа готова помогать тем, кто не укладывается по тем или иным причинам в общие рамки? Нет, скорее массовая школа рада оттолкнуть от себя таких неудобных, создав все условия, чтобы они покинули школу. Именно такими детьми пополняются частные школы, экстернаты, занимаются частные репетиторы.

6. Чтобы получить основы профессиональных навыков (компетентности), которые потом позволят найти себе работу в современной экономике

К сожалению, и здесь массовая школа не преуспевает. Она не дает возможности подросткам получить опыт жизни в реальной экономике, не учит основам человеческой коммуникации, не дает нормального владения иностранными языками, хождение в школу не поможет выпускнику научиться представлять себя при устройстве на работу и т.д.

7. Чтобы научиться жить в коллективе

С коллективной жизнью тоже проблема. Во-первых, и раньше такая жизнь удавалась только в случае, если классу везло с руководителем. Что бывало не часто. В последние же годы государство совсем перестало уделять внимание этой сфере жизни, оставляя на первом плане перед учителем не педагогические, а методические задачи.

Главное для учителя - быть предметником, подготовить детей к сдаче ЕГЭ, а не заботиться об установлении тех или иных отношений в классе, в каком-то ином школьном коллективе. Этому же продолжает способствовать и пединститут, по-прежнему растящий из студентов в лучшем случае хороших преподавателей предмета, но не педагогов, работающих с коллективом.

И в этом смысле, если родители хотят, чтобы у ребенка был «свой коллектив», то его часто проще искать «на стороне» - в кружке, клубе, секции, экспедиции... Но не в школе.

8. Чтобы найти себе друзей, свою «референтную» группу, людей ценностно близких, говоря современным подростковым языком - свою тусовку

Ну, друзей, как и коллектив, можно (а иногда и проще) найти себе не только в школе. А вот с ценностно близкими людьми и подавно сложнее. В массовую школу приходят не по собственному выбору. Класс - это не группа людей, которую выбирают себе сами ребята.

Состав класса определяется не ими и их желанием, а внешней волей. Так что речи о близости ценностей здесь не идет. И если не окажется рядом с подростками дельного педагога, который озаботится выращиванием этих общих ценностей, то их и не возникнет в течение всего срока обучения. А вот в кружках, клубах, секциях, куда приходят дети по своему выбору, таковая близость появится скорее. Именно в них находят дети отдушину.

Есть, конечно, в городе школы, в которых многое говорит о том, что туда собираются дети именно по определенному родству жизненных ценностей, приоритетов, предпочтений. Но, согласитесь, такие школы скорее исключение из правил, подтверждающее правило. Короче говоря, если уж школа это и место, где может появиться «своя тусовка» для вашего ребенка, то уж всяко не единственное такое место, где таковая может зародиться.