Ремонт Дизайн Мебель

Краткое содержание первого тома война и мир

ТОМ ПЕРВЫЙ

Июль 1805 г. У фрейлины императрицы Марии Федоровны Анны Шерер проходит большой свет­ский прием. На нем присутствует важный гость - князь Василий Курагин. У него ленивая манера общения, как у актера, задействованного в старой пьесе. Анна Павловна, наоборот, чрезвычайно ожив­лена и порывиста, она следует своему амплуа эн­тузиастки, которое сложилось у нее в обществе. Следует даже тогда, когда этого не хочется. Свет­ская беседа переключается на политику: говорят о Бонапарте, об императоре Александре. Князь

Василий заводит разговор о месте первого секре­таря в Вене - он мечтает пристроить туда своего сына.

Анна Павловна советует Курагину женить от­прыска на княжне Болконской, она богата, правда, отец ее умен и скуп. Князь Василий полагается на Анну Шерер в устройстве этой женитьбе.

Гости все прибывают. Приезжает высшая знать Петербурга. За князем Василием заезжает его дочь Элен, вместе они должны ехать на праздник к английскому посланнику. Приезжают княгиня Болконская - она беременна, поэтому светские вечера посещает довольно редко, - князь Иппо­лит, аббат Морио и др. Всех гостей хозяйка салона тут же подводит к маленькой старушке в высоких бантах, та говорит словно заученные речи, отда­вая дань вежливости. Приезжает толстый моло­дой человек, коротко стриженный, в очках, оде­тый по моде, - Пьер Безухов. Это незаконный сын знаменитого екатерининского вельможи, графа Бе­зухова, который доживает свой век в Москве. Пьер еще нигде не служил, он недавно приехал из-за границы, в настоящее время живет у князя Васи­лия. Это первый выход Пьера в свет. Пьер умен и робок, он очень отличается от остальных гостей, не участвует в глупой беседе, обрывает собесед­ника на полуслове. Вместе с тем он искренне же­лает услышать что-нибудь умное. Анна Павловна опасается, как бы он не выкинул чего.

Анна Павловна подзывает Элен. Она подходит, красивая, величественная, в роскошном наряде, идет мимо расступившихся мужчин «прямо, не гля­дя ни на кого, но всем улыбаясь и как бы любезно предоставляя каждому право любоваться красо­тою своего стана, полных плеч, очень открытой, по тогдашней моде, груди и спины».

Появляется молодой князь Андрей Болконский, муж «маленькой княгини». Болконский - человек небольшого роста, красивый, у него усталый ску­чающий взгляд, мерный шаг, он полная противо­положность своей жены.

Очевидно, что никого из гостей он не жаждет ви­деть, впрочем, свою жену Болконский тоже. Анне Павловне он сообщает, что едет на войну адъютан­том Кутузова, а жена будет жить в деревне. Встре­чаясь с Пьером, Андрей неожиданно улыбается доб­рой и приятной улыбкой.

Анна Павловна обещает князю Василию взять­ся за Пьера. Князь удаляется, его догоняет запла­канная женщина - неимущая княгиня Друбецкая. Она просит, чтобы ее сына Бориса взяли в гвар­дию. Князь Василий вспоминает, что в начале сво­ей карьеры ему помог отец княгини Друбецкой, чувствует некий укол совести и обещает помочь.

В гостиной разговаривают о Наполеоне. Пьер вы­сказывает свою искреннее восхищение этим че­ловеком. Андрей Болконский признает его вели­чие, однако говорит, что его некоторые поступки трудно оправдать.

Постепенно гости расходятся. Анна Павловна обсудила с маленькой княгиней Болконской пла­ны женить Ипполита - сына князя Василия - на княжне Мери. Пьер едет к Андрею, тот учит его свет­ской хитрости, мол, нельзя всегда говорить, что думаешь. Андрей спрашивает, кем намерен стать Пьер - военным или дипломатом, тот не желает быть ни тем, ни другим. Когда Пьер вернулся из- за границы, отец отправил его в Петербург, чтобы найти себе достойное занятие.

Пьер спрашивает, зачем Андрей отправляется на войну. «Иду потому, что эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь - не по мне!» - отвечает Болконский. Появляется жена Андрея, заводит глу­пую беседу.

Болконский холоден, она это чувствует и корит его за перемены в характере. За ужином Андрей говорит Пьеру: «Никогда, никогда не женись, мой друг; не женись до тех пор, пока ты не скажешь себе, что ты сделал все, что мог, и до тех пор, пока ты не перестанешь любить ту женщину, какую ты выбрал, пока ты не увидишь ее ясно, а то ты оши­бешься жестоко и непоправимо. Женись стариком, никуда не годным. А то пропадет все, что в тебе есть хорошего и высокого. Все истратится по ме­лочам».

Андрей говорит, что его жена - прекрасная женщина, из тех, с которыми можно быть спокой­ным за свою честь, однако он многое отдал бы за то, чтобы не быть женатым. Приводит в качестве аргумента поздней женитьбы Бонапарта: «Свяжи себя с женщиной - и, как скованный колодник, теряешь всякую свободу». Женщины, когда они показывают свое истинное лицо, становятся эгоис­тичными, тщеславными, глупыми и ничтожными. Андрей советует Пьеру не ездить к Курагиным и не начинать вести их образ жизни, не пускаться в кутежи и гусарство.

Однако, не успев покинуть Болконского, Пьер едет к Анатолю Курагину. Кутеж в самом разгаре. Семеновский офицер Долохов - человек бедный и без связей, при этом известный игрок и бретер - держит пари с англичанином, что выпьет бутыл­ку рома, сидя на окне третьего этажа с опущен­ными наружу ногами. Захмелевший Пьер поры­вается повторить этот номер. Его отговаривают, затем все уезжают гулять.

Князь Василий Курагин выполняет обещание, данное княгине Друбецкой. Ее сын Борис посту­пает на службу прапорщиком в гвардейский Се­меновский полк. Друбецкая приезжает в Москву к своим богатым родственникам Ростовым, у них с детства воспитывался ее сын. У Ростовых празд­нуют именины матери и младшей дочери Наташи. Граф Ростов хлопочет по хозяйству. Друбецкая сообщает хозяйке петербургские сплетни, гово­рит, что сын князя Василия Анатоль и Долохов - совершенные разбойники, но готовы головы свои сложить за императора. Наташа за глаза называ­ет Пьера смешным, в гостиной подходит к нему, краснея, приглашает танцевать, чем чрезвычайно его смущает.

С отцом Пьера графом Безуховым случается шестой удар, доктора объявляют, что надежды больше нет. Главнокомандующий Москвы приез­жает, чтобы самому проститься с графом Безухо­вым. Провожает его похудевший и побледневший князь Василий. Он заводит со старшей княжной разговор о завещании. Она верит, что Пьеру ниче­го не останется, так как он незаконный. Князь Ва­силий сообщает, что умирающий писал письмо императору с просьбой об усыновлении Пьера. Пись­мо не было отправлено, но император знает о нем. Необходимо найти старое завещание и показать его графу, пока он не умер. Княжна сообщает, что завещание в мозаиковом портфеле под подушкой у больного.

Приезжают Пьер и Анна Михайловна Друбец­кая. Пьер в растерянности, его зовут на соборова­ние. Он подходит к постели больного, но тот уже никого не видит и ничего не понимает. Пьер чувст­вует содрогание в груди, и слезы затуманивают его зрение.

В приемной идет борьба за мозаиковый порт­фель. Старшая княжна выкрала его, Анна Михай­ловна пытается портфель отнять. Ей это удается. Граф умирает.

В имении князя Николая Андреевича Болкон­ского ждут приезда молодого князя Андрея с кня­гинею. Генерал-аншеф князь Николай Андреевич еще при императоре Павле был сослан в деревню, с тех пор он безвыездно живет в Лысых Горах с дочерью, княжной Марьей, и компаньонкой. При смене царей ему был разрешен въезд в столицы, но он им не воспользовался. Отец Андрея - чело­век строгий, в качестве людских пороков прини­мает праздность и суеверие, в качестве доброде­телей - деятельность и ум. Он самостоятельно воспитывает дочь, пишет мемуары, решает зада­чи по высшей математике, вытачивает табакерки, в общем, без занятия не сидит. Болконский очень любит точность, следует распорядку. Его дочь очень его боится. Она получает письмо от подруги Жю­ли Карагиной и присланную ею книгу. Читает мо­сковские новости. Жюли переживает, что молодой Николай Ростов оставил университет и поступил в армию.

Умер граф Безухов. Три княжны получили от него совсем немного, князю Василию не досталось ничего, основной наследник - Пьер, кроме того, он признан законным сыном.

Пьер становится владельцем самого большого состояния в России. Анна Михайловна хочет же­нить на Марии сына князя Василия Анатоля, кра­сивого повесу. Мария отвечает, что знала Пьера сызмальства и ей жаль его.

Приезжает князь Андрей с женой. Маленькая княгиня обнимается с Марией, Андрей морщится, будто музыкант, слышащий фальшивую ноту. Княжна Марья смотрит на брата с теплотой и лю­бовью, княгиня не перестает болтать, жалуется, что муж покидает ее. За обедом по настоянию от­ца Андрей излагает ему план предполагаемой кам­пании.

Старый князь считает Бонапарта ничтожным французишкой, имевшим успех только потому, что уже не было Потемкиных и Суворовых. Андрей воз­ражает, называет Бонапарта великим полковод­цем и удивляется, как может его отец, сидевший столько лет безвыездно в деревне, в подробностях знать и обсуждать все военные и политические обс­тоятельства Европы последних лет.

На следующий день вечером Андрей собирается уезжать. Марья просит его быть снисходитель­ным к маленьким слабостям других. Это свойство ее натуры, она всех старается понять и пожалеть. Ей тяжело с отцом, но она судить о нем не смеет. Ее расстраивает его насмешливое отношение к Бо­гу. Марья просит брата принять ее подарок - об­разок. Андрей говорит, что никогда и ни в чем не может упрекнуть свою жену, но он с ней несчаст­лив. Он просит отца позаботиться о жене. Отец по­нимает, что Андрей женился неудачно. Они про­щаются. Отец дает сыну последние наставления. «Помни одно, князь Андрей: коли тебя убьют, мне, старику, больно будет.. - Он неожиданно за­молчал и вдруг крикливым голосом продолжал: - А коли узнаю, что ты повел себя не как сын Нико­лая Болконского, мне будет… стыдно!» Князь Анд­рей просит отца в случае его гибели воспитать его еще нерожденного сына.

4.3 (85.71%) 7 votes

Здесь искали:

  • война и мир 1 том 1 часть краткое содержание
  • краткое содержание война и мир 1 том 1 часть
  • война и мир краткое содержание 1 том 1 часть

«Война и мир» Льва Толстого — не просто классический роман, а настоящий героический эпос, литературная ценность которого не сравнима ни с одним другим произведением. Сам писатель считал его поэмой, где частная жизнь человека неотделима от истории целой страны.

Семь лет понадобилось Льву Николаевичу Толстому, чтобы довести до совершенства свой роман. Еще в 1863 году писатель не раз обговаривал планы по созданию масштабного литературного полотна со своим тестем А.Е. Берсом. В сентябре этого же года отец жены Толстого прислал письмо из Москвы, где упоминал об идее писателя. Историки считают эту дату официальным началом работы над эпопеей. Уже через месяц Толстой пишет своей родственнице, что все его время и внимание занимает новый роман, над которым он думает так, как никогда раньше.

История создания

Первоначальной идеей писателя было создание произведения о декабристах, которые провели в ссылке 30 лет и вернулись домой. Отправной точкой, описанной в романе, должен был стать 1856 год. Но затем Толстой изменил свои планы, решив отобразить все с начала восстания декабристов 1825 года. И этому не суждено было сбыться: третьей идеей писателя стало желание описать молодые годы героя, которые совпали с масштабными историческими событиями: войной 1812 года. Окончательным же вариантом стал период с 1805 года. Так же был расширен круг героев: события в романе охватывают историю многих личностей, которые прошли через все тяготы разных исторических периодов в жизни страны.

Несколько вариантов имело и название романа. «Рабочим» было наименование «Три поры»: молодость декабристов в период Отечественной войны 1812 года; Декабристское восстание 1825 года и 50- е годы 19 века, когда произошло сразу несколько важных событий в истории России — Крымская война, уход из жизни Николая I, возвращение амнистированных декабристов из Сибири. В конечном варианте писатель решил акцентировать внимание на первой поре, так как написание романа даже в таком масштабе требовало больших усилий и времени. Так вместо обычного произведения родилась целая эпопея, не имеющая аналогов в мировой литературе.

Всю осень и начало зимы 1856 года Толстой посвятил написанию начала «Войны и мира». Уже в это время он не раз пытался бросить работу, так как по его мнению не получалось на бумаге передать весь замысел. Историки говорят, что в архиве писателя насчтывалось пятнадцать вариантов начала эпопеи. В процессе работы Лев Николаевич пытался сам для себя найти ответы на вопросы о роли человека в истории. Ему пришлось изучить множество хроник, документов, материалов, описывающие события 1812 года. Сумбур в голове писателя вызывало то, что все информационные источники по разному давали оценку как Наполеону, так и Александру I. Тогда Толстой принял для себя решение отойти от субъективных утверждений чужих людей и отобразить в романе свою собственную оценку событий, основанную на правдивых фактах. Из разноплановых источников он заимствовал документальные материалы, записи современников, газетные и журнальные статьи, письма генералов, архивные документы Румянцевского музея.

(Князь Ростов и Ахросимова Марья Дмитриевна )

Посчитав нужным побывать непосредственно на месте событий, Толстой два дня провел в Бородине. Ему было важно лично объехать место, где разворачивались масштабные и трагические события. Он даже лично делал зарисовки солнца на поле во время разного периода суток.

Поездка дала возможность писателю по-новому прочувствовать дух истории; стала своеобразным вдохновением для дальнейшей работы. На протяжении семи лет работа шла на душевном подъеме и «горении». Рукописи состояли более чем из 5200 листов. Поэтому «Война и мир» легко читается даже спустя полтора столетия.

Анализ романа

Описание

(Наполеон перед сражением в задумчивости )

В романе «Война и мир» затронут шестнадцатилетний период истории России. Отправная дата — 1805 год, окончательная — 1821. В произведении «занято» больше 500 персонажей. Это как реально существующие люди, так и вымышленные писателем для придания красочности описания.

(Кутузов перед Бородинской битвой обдумывает план )

В романе переплетаются две основные сюжетные линии: исторические события в России и личная жизнь героев. Реальные исторические личности упоминаются в описании Аустерлицкого, Шенграбенского, Бородинского сражения; взятии Смоленска и сдаче Москвы. Больше 20 глав отведено именно Бородинскому сражению, как основному решающему событию 1812 года.

(На иллюстрации эпизод Бала Наташи Ростовой их к/ф "Война и мир" 1967г. )

В противостояние «военному времени» писатель описывает личный мир людей и все то, что их окружает. Герои влюбляются, ссорятся, мирятся, ненавидят, страдают… На противостоянии различных персонажей, Толстой показывает разницу в нравственных принципах индивидуумов. Писатель пытается рассказать, что различные события способны изменить мировоззрение. Одна целостная картина произведения складывается из трехсот тридцати трех глав 4 томов и еще двадцати восьми глав, размещенных в эпилоге.

Первый том

Описаны события 1805 года. В «мирной» части затронуты жизнь в Москве и Петербурге. Писатель знакомит читателя с обществом главных героев. «Военная» часть — Аустерлицкая и Шенграбенская битвы. Толстой завершает первый том описанием того, как военные поражения повлияли на мирную жизнь персонажей.

Второй том

(Первый бал Наташи Ростовой )

Это полностью «мирная» часть романа, которая затронула жизнь героев в период 1806-1811 годов: зарождение любви Андрея Болконского к Наташе Ростовой; масонство Пьера Безухова, похищение Карагиным Наташи Ростовой, получение Болконским отказа от Наташи Ростовой выйти замуж. Завершение тома — описание грозного предзнаменования: появление кометы, которая является символом больших потрясений.

Третий том

(На иллюстрации эпизод Бородинского сражение их к/ф "Война и мир" 1967г. )

В этой части эпопеи писатель обращается к военному времени: вторжение Наполеона, сдача Москвы, Бородинское сражение. На поле боя вынуждены пересекаться главные мужские персонажи романа: Болконский, Курагин, Безухов, Долохов… Завершение тома — взятие в плен Пьера Безухова, устроившего неудачную попытку покушения на Наполеона.

Четвертый том

(После битвы раненные прибывают в Москву )

«Военная» часть — описание победы над Наполеоном и позорное отступление французской армии. Затрагивает писатель и период партизанской войны после 1812 года. Все это переплетается с «мирными» судьбами героев: уходят из жизни Андрей Болконский и Элен; зарождается любовь между Николаем и Марьей; задумываются о совместной жизни Наташа Ростова и Пьер Безухов. А главным персонажем тома становиться русский солдат Платон Каратаев, словами которого Толстой пытается передать всю мудрость простого народа.

Эпилог

Эта часть посвящена описанию перемен в жизни героев через семь лет после 1812 года. Наташа Ростова замужем за Пьером Безуховым; обрели свое счастье Николай и Марья; повзрослел сын Болконского — Николенька. В эпилоге автор размышляет о роли отдельных личностей в истории целой страны, и пытается показать исторические взаимосвязи событий и человеческих судеб.

Главные герои романа

В романе упоминается больше 500 персонажей. Самых главных из них автор попытался описать максимально точно, наделив особыми чертами не только характера, но и внешности:

Андрей Болконский — князь, сын Николая Болконского. Постоянно ищет смысл жизни. Толстой описывает его как красивого, сдержанного и с «сухими» чертами лица. Он обладает сильной волей. Умирает в результате ранения, полученного при Бородино.

Марья Болконская — княжна, сестра Андрея Болконского. Неприметная внешность и лучистые глаза; набожность и тревога за родных. В романе она выходит замуж за Николая Ростова.

Наташа Ростова — дочь графа Ростова. В первом томе романа ей всего 12 лет. Толстой описывает ее как девушку не совсем красивой внешности (черные глаза, большой рот), но при этом «живая». Ее внутренняя красота привлекает мужчин. За руку и сердце готов бороться даже Андрей Болконский. В конце романа выходит замуж за Пьера Безухова.

Соня

Соня — племянница графа Ростова. В противовес своей кузине Наташе — красивая внешне, но гораздо беднее душевно.

Пьер Безухов — сын графа Кирилла Безухова. Неуклюжая массивная фигура, добрый и одновременно сильный характер. Он может быть суровым, а может становиться ребенком. Увлекается масонством. Пытается изменить жизнь крестьян и повлиять на масштабные события. Вначале женат на Элен Курагиной. В конце романа берет в жены Наташу Ростову.

Элен Курагина — дочь князя Курагина. Красавица, видная светская дама. Вышла замуж за Пьера Безухова. Изменчива, холодна. Погибает в результате аборта.

Николай Ростов — сын графа Ростова и брат Наташи. Продолжатель рода и защитник Отечества. Принимал участие в военных кампаниях. Женился на Марье Болконской.

Федор Долохов — офицер, участник партизанского движения, а также большой кутежник и любитель дам.

Графья Ростовы

Графья Ростовы — родители Николая, Наташи, Веры, Пети. Почитаемая семейная пара, пример для подражания.

Николай Болконский — князь, отец Марьи и Андрея. В Екатерининское время значительная личность.

Большое внимание автор уделяет описанию Кутузова и Наполеона. Полководец предстает перед нами как умный, непритворный, добрый и философский. Наполеон описывается как маленький толстячок с неприятно-притворной улыбкой. В то же время, он несколько таинственный и театральный.

Анализ и вывод

В романе «Война и мир» писатель пытается донести до читателя «народную мысль». Ее суть в том, что у каждого положительного героя есть своя связь с нацией.

Толстой отошел от принципа вести рассказ в романе от первого лица. Оценка персонажей и событий идет через монологи и авторские отступления. В то же время, писатель оставляет право читателю самому дать оценку происходящему. Ярким примером подобного может служить сцена Бородинского сражения, показанная как со стороны исторических фактов, так и субъективного мнения героя романа Пьера Безухова. Не забывает писатель и о яркой исторической личности — генерале Кутузове.

Главная идея романа лежит не только в раскрытии исторических событий, но и в возможности понять, что любить, верить и жить нужно при любых обстоятельствах.

Роман Льва Николаевича Толстого «Война и мир» писался в 1863-1869 годах. Для ознакомления с основными сюжетными линиями романа, предлагаем учащимся 10 класса и всем, кто интересуется русской литературой, прочитать краткое содержание «Война и мир» по главам и частям онлайн.

«Война и мир» относится к литературному направлению реализм: в книге подробно описан ряд ключевых исторических событий, изображены типичные для российского общества персонажи, основной конфликт – «герой и общество». Жанр произведения роман эпопея: «Война и мир» включает в себя как признаки романа (наличие нескольких сюжетных линий, описание развития персонажей и кризисных моментов в их судьбе), так и эпопеи (глобальные исторические события, всеохватывающий характер изображения действительности). В романе Толстой затрагивает многие «вечные» темы: любви, дружбы, отцов и детей, поиска смысла жизни, противостояния войны и мира как в глобальном смысле, так и в душах героев.

Главные герои

Андрей Болконский – князь, сын Николая Андреевича Болконского, был женат на маленькой княгине Лизе. Находится в постоянном поиске смысла жизни. Участвовал в Аустерлицкой битве. Умер от ранения, полученного во время Бородинского сражения.

Наташа Ростова – дочь графа и графини Ростовых. В начале романа героине всего 12 лет, Наташа взрослеет на глазах читателя. В конце произведения выходит замуж за Пьера Безухова.

Пьер Безухов – граф, сын графа Кирилла Владимировича Безухова. Был женат на Элен (первый брак) и на Наташе Ростовой (второй брак). Увлекался масонством. Присутствовал на поле битвы во время Бородинского сражения.

Николай Ростов – старший сын графа и графини Ростовых. Участвовал в военных кампаниях против французов и Отечественной войне. После смерти отца берет на себя заботы о семье. Женился на Марье Болконской.

Илья Андреевич Ростов и Наталья Ростова – графы, родители Наташи, Николая, Веры и Пети. Счастливая супружеская пара, живущая в согласии и любви.

Николай Андреевич Болконский – князь, отец Андрея Болконского. Видный деятель Екатерининской эпохи.

Марья Болконская – княжна, сестра Андрея Болконского, дочь Николая Андреевича Болконского. Набожная девушка, живущая ради своих близких. Вышла замуж за Николая Ростова.

Соня – племянница графа Ростова. Живет у Ростовых на попечении.

Федор Долохов – в начале романа он офицер Семеновского полка. Один из лидеров партизанского движения. Во время мирной жизни постоянно участвовал в кутежах.

Василий Денисов – друг Николая Ростова, ротмистр, эскадронный командир.

Другие персонажи

Анна Павловна Шерер – фрейлина и приближенная императрицы Марии Федоровны.

Анна Михайловна Друбецкая – обедневшая наследница «одной из лучших фамилий России», подруга графини Ростовой.

Борис Друбецкой – сын Анны Михайловны Друбецкой. Сделал блестящую военную карьеру. Женился на Жюли Карагиной, чтобы улучшить свое финансовое положение.

Жюли Карагина – дочь Карагиной Марьи Львовны, подруга Марьи Болконской. Вышла замуж за Бориса Друбецкого.

Кирилл Владимирович Безухов – граф, отец Пьера Безухова, влиятельный человек. После смерти оставил своему сыну (Пьеру) огромное состояние.

Марья Дмитриевна Ахросимова – крестная мать Наташи Ростовой, ее знали и уважали в Петербурге и Москве.

Петр Ростов (Петя) – младший сын графа и графини Ростовых. Был убит во время Отечественной войны.

Вера Ростова – старшая дочь графа и графини Ростовых. Жена Адольфа Берга.

Адольф (Альфонс) Карлович Берг – немец, сделавший карьеру от поручика до полковника. Сначала жених, затем муж Веры Ростовой.

Лиза Болконская – маленькая княгиня, молодая жена князя Андрея Болконского. Умерла во время родов, родив Андрею сына.

Василий Сергеевич Курагин – князь, друг Шерер, известная и влиятельная светская личность в Москве и Петербурге. Занимает важный пост при дворе.

Елена Курагина (Элен) – дочь Василия Курагина, первая жена Пьера Безухова. Очаровательная женщина, которой нравилось блистать в свете. Умерла после неудачно сделанного аборта.

Анатоль Курагин – «беспокойный дурак», старший сын Василия Курагина. Обаятельный и красивый мужчина, щеголь, любитель женщин. Участвовал в Бородинском сражении.

Ипполит Курагин – «покойный дурак», младший сын Василия Курагина. Полная противоположность своих брата и сестры, очень глупый, все его воспринимают, как шута.

Амели Бурьен – француженка, компаньонка Марьи Болконской.

Шиншин – двоюродный брат графини Ростовой.

Екатерина Семеновна Мамонтова – старшая из трех сестер Мамонтовых, племянница графа Кирилла Безухова.

Багратион – российский военачальник, герой войны против Наполеона 1805-1807 и Отечественной войны 1812.

Наполеон Бонапарт – император Франции.

Александр I – император Российской империи.

Кутузов – генерал-фельдмаршал, главнокомандующий русской армией.

Тушин – артиллерийский капитан, отличившийся в Шенграбенском сражении.

Платон Каратаев – солдат Апшеронского полка, воплощающий в себе все истинно русское, которого Пьер встретил в плену.

Том 1

Первый том «Войны и мира» состоит из трех частей, разделенных на «мирные» и «военные» блоки повествования и охватывает события 1805 года. «Мирная» первая часть первого тома произведения и начальные главы третьей части описывают общественную жизнь в Москве, Петербурге, в Лысых Горах.

Во второй части и последних главах третьей части первого тома автор изображает картины войны русско-австрийской армии с Наполеоном. Центральными эпизодами «военных» блоков повествования становятся Шенграбенское сражение и битва под Аустерлицем.

С первых, «мирных» глав романа «Война и мир» Толстой знакомит читателя с главными героями произведения – Андреем Болконским, Наташей Ростовой, Пьером Безуховым, Николаем Ростовым, Соней и другими. Через изображение жизни различных социальных групп и семей автор передает многообразие русской жизни в довоенное время. «Военные» главы отображают весь неприукрашенный реализм военных действий, дополнительно раскрывая перед читателем характеры основных героев. Поражение под Аустерлицем, завершающее первый том, предстает в романе не только проигрышем русских войск, но и символом краха надежд, переворота в жизни большинства главных персонажей.

Том 2

Второй том «Войны и мира» является единственным «мирным» во всей эпопее и охватывает события 1806-1811 годов накануне Отечественной войны. В нем «мирные» эпизоды светской жизни героев переплетаются с миром военно-историческим – принятием между Францией и Россией Тильзитского перемирия, подготовкой реформ Сперанского.

В период, описанный во втором томе, в жизни героев происходят важные события, во многом меняющие их мировоззрение и взгляды на мир: возвращение Андрея Болконского домой, его разочарование в жизни после смерти жены и последующее преображение благодаря любви к Наташе Ростовой; увлечение Пьера масонством и его попытки улучшить жизнь крестьян в своих поместьях; первый бал Наташи Ростовой; проигрыш Николая Ростова; охота и святки в Отрадном (имении Ростовых); неудавшееся похищение Наташи Анатолем Карагиным и отказ Наташи выйти замуж за Андрея. Завершается второй том символическим явлением повисшей над Москвой кометы, предвещающей ужасные события в жизни героев и всей России – войну 1812 года.

Том 3

Третий том «Войны и мира» посвящен военным событиям 1812 года и их влиянию на «мирную» жизнь русского народа всех сословий. Первая часть тома описывает вторжение французских войск на территорию России и подготовку к Бородинскому сражению. Во второй части изображено само Бородинское сражение, являющееся кульминацией не только третьего тома, но и всего романа. На поле битвы пересекаются многие центральные персонажи произведения (Болконский, Безухов, Денисов, Долохов, Курагин и др.), чем подчеркивается неразрывная связь всего народа общей целью – борьбой против неприятеля. Третья часть посвящена сдаче Москвы французам, описанию пожара в столице, который, по мнению Толстого, случился из-за тех, кто покинул город, оставив его врагам. Здесь описывается и самая трогательная сцена тома – свидание Наташи и смертельно раненого Болконского, который все еще любит девушку. Завершается том неудачной попыткой Пьера убить Наполеона и его арестом французами.

Том 4

Четвертый том войны и мира охватывает события Отечественной войны второй половины 1812 года, а также мирную жизнь главных героев в Москве, Петербурге и Воронеже. Вторая и третья «военные» части описывают бегство наполеоновской армии из разграбленной Москвы, Тарутинское сражение и партизанскую войну русской армии против французов. «Военные» главы обрамлены «мирными» первой и четвертой частью, в которых автор особое внимание уделяет настроениям аристократии относительно военных событий, ее отдаленности от общенародных интересов.

В четвертом томе ключевые события происходят и в жизни героев: Николай и Марья понимают, что любят друг друга, умирает Андрей Болконский и Элен Безухова, погибает Петя Ростов, а Пьер и Наташа начинают задумываться о возможном совместном счастье. Однако центральной фигурой четвертого тома становится простой солдат, выходец из народа – Платон Каратаев, выступающий в романе носителем всего истинно русского. В его словах и действиях выражается та самая, простая мудрость крестьянской, народной философии, над постижением которой мучаются главные герои «Войны и мира».

Эпилог

В эпилоге произведения «Война и мир» Толстой подводит итоги всего романа-эпопеи, изображая жизнь героев спустя семь лет после Отечественной войны – в 1819-1820 годах. В их судьбах произошли значительные перемены, как хорошие, так и плохие: женитьба Пьера и Наташи и рождение их детей, смерть графа Ростова и тяжелое финансовое положение семьи Ростовых, свадьба Николая и Марьи и рождение их детей, взросление Николеньки, сына умершего Андрея Болконского, в котором уже явственно виден характер отца.

Если первая часть эпилога описывает личную жизнь героев, то во второй представлены размышления автора об исторических событиях, роли в этих событиях отдельной исторической личности и целых народов. Завершая свои рассуждения, автор приходит к выводу, что вся история предопределяется неким иррациональным законом случайных взаимовлияний и взаимосвязей. Примером этому служит изображенная в первой части эпилога сцена, когда у Ростовых собирается большая семья: Ростовы, Болконские, Безуховы – всех их вместе свел все тот же непостижимый закон исторических взаимосвязей – основная действующая сила, направляющая все события и судьбы героев в романе.

Заключение

В романе «Война и Мир» Толстому удалось мастерски изобразить народ не как различные социальные слои, а как единое целое, объединенное общими ценностями и стремлениями. Все четыре тома произведения, включая эпилог, связаны идеей «мысли народной», живущей не только в каждом герое произведения, но и в каждом «мирном» либо «военном» эпизоде. Именно эта объединяющая мысль и стала, по задумке Толстого, основной причиной победы русских в Отечественной войне.

«Война и мир» по праву считается шедевром русской литературы, энциклопедией русских характеров и человеческой жизни в целом. Произведение вот уже более века остается интересным и актуальным для современных читателей, любителей истории и ценителей классической русской литературы. «Война и мир» – роман, который должен прочесть каждый.

Очень подробный краткий пересказ «Войны и мира», представленный на нашем сайте, позволит получить полное представление о сюжете романа, его героях, основных конфликтах и проблематике произведения.

Квест

Мы подготовили интересный квест по роману “Война и мир” – пройти .

Тест по роману

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.1 . Всего получено оценок: 11241.

Война и мир
1 том 1 часть
Краткое содержание

Июль 1805 года. У Анны Шерер, фрейлины, приближенной императрицы Марии Федоровны, больший прием, несмотря на грипп (модное словечко), которым она якобы страдает. Первым появляется важный и чиновный князь Василий Курагин. Он не собирается здесь долго задерживаться - за ним заедет дочь, и они отправятся к английскому посланнику.

Гость и хозяйка обмениваются пустыми замечаниями. Князь Василий вообще всегда говорит лениво, как актер говорит роль старой пьесы. Анна Павловна Шерер, напротив, несмотря на свои сорок лет, преисполнена оживления и порывов. «Энтузиастка» - таково ее общественное амплуа, приходится его придерживаться, даже когда не хочется. На лице Анны Павловны постоянно играет сдержанная улыбка - она как будто извиняется за свой милый недостаток, от которого, впрочем, избавляться не собирается. Разговор заходит о политике: о Бонапарте, о «нашем милом императоре» Александре. Пользуясь случаем, князь Василий заговаривает о месте первого секретаря в Вену, куда он мечтает пристроить своего сына. У князя два сына - Ипполит («по крайней мере, покойный дурак») и Анатоль («беспокойный дурак»). Анна Павловна советует князю Василию женить Анатоля на княжне Болконской, которая богата, хотя отец ее, князь Болконский, человек очень умный, - со странностями, с тяжелым характером, скуп. Брат княжны Андрей Болконский, адъютант Кутузова, недавно женился на Лизе Мейнен. Князь Василий возлагает надежды на сватовство Анны Шерер.

Гостиная Анны Павловны понемногу наполняется. Приехала высшая знать Петербурга. Дочь князя Василия Элен заезжает за отцом, чтобы ехать вместе на праздник посланника. Приехала и молодая - маленькая княгиня Болконская, по причине беременности посещающая только небольшие вечера. Приезжают князь Ипполит, аббат Морио и др. Всех приезжающих Анна Павловна тут же подводит к «маленькой старушке в высоких бантах», которая в одних и тех же выражениях говорила о здоровье гостя, о своем здоровье и здоровье Ее Величества. Все с облегчением отходят от нее. Вскоре входит «массивный, толстый молодой человек с стриженою головой, в очках, светлых панталонах по тогдашней моде, с высоким жабо и в коричневом фраке». Это незаконный сын знаменитого екатерининского вельможи, графа Безухова, умирающего теперь в Москве. Он еще нигде не служил, воспитывался за границей, живет пока у князя Василия и появился в обществе в первый раз. Его умный"и робкий взгляд, наблюдательный и естественный, отличает его от всех в этой гостиной. Пьер не желает поддерживать пустой светский разговор, обрывая собеседника на полуслове. Анна Павловна с опасением следит за ним: как бы он чего не натворил. Сам же Пьер боится пропустить умные разговоры и от всех ждет чего-то умного.

Вечер в разгаре. Анна Павловна подзывает Элен Курагину. Та, «слегка шумя своею белою бальною робой... И блестя белизной плеч, глянцем волос и бриллиантов... Прошла между расступившимися мужчинами... Прямо, не глядя ни на кого, но всем улыбаясь и как бы любезно предоставляя каждому право любоваться красотою своего стана, полных плеч, очень открытой, по тогдашней моде, груди и спины...».

В гостиную входит молодой князь Андрей Болконский, муж маленькой княгини, -«небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определенными и сухими чертами. Все в его фигуре, начиная от усталого, скучающего взгляда до тихого мерного шага, представляло самую резкую противоположность с его маленькою оживленною женой». По всему было заметно, что все в гостиной ему знакомы и надоели так, что не хочется видеть их, особенно хорошенькое лицо жены, от которой он тут же отворачивается. Князь Андрей сообщает Анне Павловне о том, что едет на войну, адъютантом к Кутузову, а жена отправится в деревню. При встрече с Пьером лицо Андрея освещается «неожиданно-доброй и приятной улыбкой».

Анна Павловна обещает князю Василию «заняться» Пьером. В передней князя догоняет дама «с добрым, исплаканным лицом». Это неимущая княгиня Друбецкая, а просит она за своего сына Бориса, чтобы его взяли в гвардию. Князь Василий вспоминает, что своими первыми шагами по службе он был обязан отцу княгини Друбецкой, он чувствует что-то вроде укола совести и обещает ей помочь.

В обществе между тем идет разговор о Наполеоне. Пьер восхищается им. Андрей Болконский говорит: «Нельзя не сознаться, Наполеон как человек велик на Аркольском мосту, в госпитале в Яффе, где он чумным подает руку, но... Но есть другие поступки, которые трудно оправдать». Постепенно гости расходятся. Анна Павловна между тем успела переговорить с маленькой княгиней о планах женить Ипполита на княжне Мери. Пьер едет к Андрею. Тот его поучает: «Нельзя, топ спег, везде все говорить, что только думаешь», спрашивает Пьера, кем он намерен стать - военным или дипломатом. Тому не нравится ни первое, ни второе. Когда Пьер вернулся из-за границы, отец отправил его в Петербург избрать себе поле деятельности. «Ну, для чего вы идете на войну?» - спрашивает Пьер у Андрея. «Я иду потому, что эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь - не по мне!» - отвечает Андрей Болконский. Появляется жена Андрея. Начинается пустая болтовня. Муж смотрит на жену так, словно только что заметил, что, кроме него и Пьера, в комнате кто-то еще есть. К ее страхам он относится холодно. «За что ты ко мне так переменился?» - спрашивает княгиня со слезами в голосе. Княгиня уходит. За ужином Андрей говорит другу: «Никогда, никогда не женись, мой друг; не женись до тех пор, пока ты не скажешь себе, что ты сделал все, что мог, и до тех пор, пока ты не перестанешь любить ту женщину, какую ты выбрал, пока ты не увидишь ее ясно, а то ты ошибешься жестоко и непоправимо. Женись стариком, никуда не годным. А то пропадет все, что в тебе есть хорошего и высокого. Все истратится по мелочам... Моя жена, - продолжал князь Андрей, - прекрасная женщина. Это одна из тех редких женщин, с которою можно быть покойным за свою честь; но боже мой, чего бы я не дал теперь, чтобы не быть женатым!.. Бонапарте, когда он работал, шаг за шагом шел к своей цели, он был свободен, у него ничего не было, кроме его цели... Но свяжи себя с женщиной - и, как скованный колодник, теряешь всякую свободу... Отец мой прав. Эгоизм, тщеславие, тупоумие, ничтожество во всем - вот женщины, когда они показываются так, как они есть». Андрей советует Пьеру не ездить к Кура-гиным, не вести их жизнь: кутежи, гусарство.

Расставшись с другом, Пьер, тут же забыв свое «честное слово», едет к Анатолю Курагину, где давно уже идет кутеж. Семеновский офицер Доло-хов, человек небогатый, без всяких связей, при этом известный игрок и бретер, держит пари с англичанином Стивенсом, что выпьет бутылку рому, сидя на окне третьего этажа с опущенными наружу ногами. Захмелевший к тому времени Пьер порывается повторить «подвиг» Долохова. Все обходится. Ком-ания едет куда-то продолжать кутеж.

Князь Василий Курагин исполнил обещание, данное княгине Друбец-кои, устроив ее сына Бориса прапорщиком в гвардейский Семеновский полк. Анна Михайловна Друбецкая приезжает в Москву к своим богатым родственникам Ростовым, где с детства воспитывался ее обожаемый Боренька. У Ростовых празднуют именины матери и младшей дочери Наташи. Граф Ростов хлопочет по хозяйству, следит за тем, чтобы все было в порядке. Друбецкая тем временем сообщает хозяйке петербургские сплетни: сын князя Василия Анатоль и Долохов совершенные разбойники, но тем не менее готовы головы свои сложить за императора. Наташа меж тем продолжает свои проказы. Соня плачет, потому что Николай уходит скоро в армию, к тому же, она ему двоюродная сестра, и чтобы жениться, нужно разрешение митрополита... А она бедна, и все скажут, что она портит Николаю карьеру. Все это ей сказала, конечно же, Вера. Наташа утешает Соню. Наташа вспоминает вдруг Пьера: «Этот толстый Пьер такой смешной!» В гостиной Наташа подходит к Пьеру и, краснея, говорит: «Мама велела вас просить танцевать». Пьер смущен. Наташа счастлива: она танцует с большим, с приехавшим из-за границы. После этого граф Ростов показывает с сановной дамой Марьей Дмитриевной, как танцевали в его времена. Все весело рукоплещут.

В то время как у Ростовых танцевали и повара готовили ужин, с графом Безуховым сделался шестой удар, доктора объявили, что надежды больше нет. Главнокомандующий Москвы, присылавший беспрестанно адъютантов справляться о здоровье больного, приезжает сам проститься с графом Безуховым. Приемная полна. Главнокомандующего провожает похудевший и побледневший за последние дни князь Василий. Потом он поспешно направляется к старшей княжне на заднюю половину дома. Заводит разговор о завещании. Княжна убеждена, что Пьеру старый граф не мог завещать - ведь он незаконный! Князь Василий сообщает, что умирающий писал письмо императору с просьбой об усыновлении Пьера. Письмо не было отправлено, но император знает о нем. Тогда Пьер получит все. Надо отыскать старое завещание и показать его графу, пока он не умер. Княжна сообщает, что завещание в мозаиковом портфеле под подушкой у больного.

В это время карета с Пьером и Анной Михайловной въезжает во двор графа Безухова. Пьер совершенно растерян, не знает, что ему делать и куда идти. Он смиренно садится туда, куда ему указали. Появляется, величественно вышагивая, князь Василий и входит в покои умирающего. Выбегает бледная Анна Михайловна и зовет его на соборование. Пьер подходит к постели больного, но тот уже никого не видит и ничего не понимает. Церемонией прощания суетливо руководит Анна Михайловна. При виде страдальческой улыбки на лице отца Пьер чувствует содрогание в груди, и слезы затуманивают его зрение. В приемной между тем идет борьба за мозаиковый портфель, выкраденный старшей княжной. Она утверждает, что настоящее завещание находится у графа в бюро, а это просто пустая бумага. За портфель цепко хватается Анна Михайловна. Тишина. Слышны только звуки усилий борьбы за портфель. «Что ж вы молчите?» - кричит княжна Пьеру. Из комнаты больного выбегает возмущенная средняя княжна, которую оставили там одну. Анна Михайловна хватает портфель и бежит в спальню, старшая княжна и князь Василий - за ней. Они тут же выходят.

Граф скончался.

В Лысых Горах, в имении князя Николая Андреевича Болконского, ждут со дня на день приезда молодого князя Андрея с княгинею; но ожидание не нарушает обычного порядка, по которому шла жизнь в доме старого князя. «Генерал-аншеф князь Николай Андреевич... С того времени, как при Павле был сослан в деревню, жил безвыездно в своих Лысых Горах с дочерью, княжной Марьей, и при ней компаньонкой, т-11е Воцпеппе. И в новое царствование, хотя ему и был разрешен въезд в столицы, он также продолжал безвыездно жить в деревне». Князь, отец Андрея, человек суровый, своевольный, считает, что есть только два источника людских пороков: праздность и суеверие, и что есть только две добродетели: деятельность и ум. Он сам занимается воспитанием своей дочери и для того, чтобы развить в ней добродетели, дает ей уроки алгебры и геометрии, и вообще все ее время расписано по часам. Сам он тоже занят то писанием мемуаров, то задачами высшей математики, то точением табакерок, то еще чем-нибудь. Порядок в его образе жизни доведен до последней степени точности. Все в этом доме совершается ежедневно в один и тот же час, в одну и ту же минуту. Княжна Марья запугана невероятно, боится всякой встречи с отцом. После очередного испытания Марья возвращается в свою комнату - отец вручил ей письмо от ее подруги Жюли Карагиной и присланную ею книгу. В письме - московские новости. Молодой Николай Ростов оставил университет и поступил в армию. Жюли горюет по этому поводу. Главная новость - смерть графа Безухова. Три княжны получили какую-то малость, князь Василий - ничего, а Пьер - наследник всего и, сверх того, признан законным сыном и потому графом Безуховым и владельцем самого огромного состояния в России. Анна Михайловна собирается женить на Марье сына князя Василия Анатоля. Он большой повеса, хорош собой. В ответном письме Марья пишет, что знала Пьера еще ребенком, у него всегда было прекрасное сердце. Ей жаль Пьера, на которого свалилось такое богатство.

Приезжает князь Андрей со своей женой. Отец спит, поднимется через двадцать минут. Гости идут к княжне Марье. Женщины обнялись, князь Андрей пожал плечами и поморщился, как морщатся любители музыки, услышав фальшивую ноту. Княжна Марья повернулась к брату, и сквозь слезы любовный, теплый и кроткий взгляд ее прекрасных в ту минуту, больших лучистых глаз остановился на лице князя Андрея. Княгиня между тем говорит не умолкая. Андрей сообщает, что идет завтра на войну. Княгиня жалуется, что муж покидает ее здесь. Из расспросов Андрея об отце чувствуется его любовь и уважение к нему. За обедом, по настоянию отца, князь Андрей излагает ему операционный план предполагаемой кампании. Старый князь считает Бонапарта ничтожным французишкой, имевшим успех только потому, что уже не было Потемкиных и Суворовых противопоставить ему. Андрей возражает: «А Бонапарте все-таки великий полководец!» Он удивлен, «как мог этот старый человек, сидя столько лет один безвыездно в деревне, в таких подробностях и с такою тонкостью знать и обсуждать все военные и политические обстоятельства Европы последних годов».

На другой день вечером князь Андрей собирается уезжать. К нему приходит Марья. «Надо быть снисходительным к маленьким слабостям; у кого их нет, Апйге!» Княжне Марье вообще свойственно старание понять и пожалеть каждого. Об отце она судить не смеет, хотя, конечно же, ей очень тяжело с ним. Единственное, что ее расстраивает, так это его насмешливое отношение к Богу. Марья просит брата принять ее подарок - образок. «Из больших глаз ее светились лучи доброго и робкого света. Глаза эти освещали все болезненное, худое лицо и делали его прекрасным». Князь Андрей искренен с сестрой: «Знай одно, Маша, я ни в чем не могу упрекнуть, не упрекал и никогда не упрекну мою жену, и сам ни в чем себя не могу упрекнуть в отношении к ней; и это всегда так будет, в каких бы я ни был обстоятельствах. Но ежели ты хочешь знать правду... Хочешь знать, счастлив ли я? Нет. Счастлива ли она? Нет. Отчего это? Не знаю...» Андрей просит отца позаботиться о жене. Отец, понимает, что Андрей женился неудачно, хотя они об этом почти не говорят. «Ну, теперь прощай! - Он дал поцеловать сыну свою руку и обнял его. - Помни одно, князь Андрей: коли тебя убьют, мне, старику, больно будет... - Он неожиданно замолчал и вдруг крикливым голосом продолжал: - А коли узнаю, что ты повел себя не как сын Николая Болконского, мне будет... Стыдно!» - взвизгнул он. «Этого вы могли бы не говорить мне, батюшка», - улыбаясь сказал сын. Князь Андрей просит отца, чтобы в случае его гибели еще не рожденный его сын рос у деда.

О романе. Сюжетную линию Лев Толстой построил на основе событий Великой отечественной войны 1812 года. Автор раскрыл историческое развитие Российской империи в начале IXX века, описывая судьбу героев книги. Краткое содержание романа «Война и мир» по томам позволит понять причины поражения русской армии в первой половине французского нашествия и ее победоносного наступления с наступлением зимы.

Том 1

В первом томе читатель знакомится с главными героями. Мирной обывательской картине праздной жизни Петербурга и Москвы Лев Толстой противопоставил ужас, который несет война. Писатель достиг литературного контраста на примере эпохальных сражений под Шёнграбеном и Аустерлицом.

Часть 1

Середина лета 1805 года запомнилась жителя столицы вспышкой гриппа. Анна Павловна Шерер, имеющая связи в царской семье, заболела. Будучи популярной особой в высшем обществе Петербурга, она собрала званный вечер. Сюда съехались главные герои книги.

Первым вошел Его сиятельство князь Василий Курагин. Господь наказал уважаемого человека наследниками. Из уст этого господина выходит цитата, раскрывающая суть его характера, о том, что дети – это обуза существования. Его сиятельство прибыл с дочерью Еленой Васильевной. Красавицу, светскую львицу сопровождает старший брат князь Ипполит Курагин, «спокойный дурак», по словам родного отца.

Вслед за Курагиными прибыла княгиня Лиза Болконская, милая во всех отношениях супруга князя Андрея Болконского. Молодые люди вступили в брак год назад. У хрупкой женщины округлился живот в следствии беременности. Благородная дама принесла свое рукоделие, чтобы провести время с пользой.
Всеобщее внимание привлекла сцена появления молодого графа Петра Кирилловича Безухова. Большой, умный, робкий незаконно рожденный сын графа Безухова не успел узнать традиций и тонкостей этикета высшего общества Петербурга. Поэтому был холодно принят хозяйкой дома.

Появляется сам Андрей Болконский (будущий образ героя Отечества), муж Лизы Болконской.

В конце вечера графиня Друбецкая жалостливо уговаривает князя Василия порекомендовать сына ее, Бориса Друбецкого в адъютанты Кутузову. Остальные гости обсуждают роль Наполеона на политической арене мира.

Пьер посещает дом Болконского, обещает другу не связываться с компанией Анатоля Курагина (непутевого сына князя Василия). Лиза возмущается, что муж идет на войну, отправляет ее к своему отцу князю Николаю Андреевичу Болконскому, видному политическому деятелю при дворе Екатерины II. Андрей Болконский остается жесткий и непреклонный, уезжает.

Пьер окунается в разгульную жизнь петербургских офицеров, которая закончилась скандалом. Пьяные молодые люди, во главе с Курагиным младшим и Долоховым, привязали к спине циркового медведя дежурного стража порядка, пустили зверя плавать в реку. Князь Безухов наказан, его отправляют в Москву, как в более спокойный город.

А вот и Москва, прием у семьи Ростовых по поводу именин графини матушки Натальи и их дочери Наташеньки. Сын Николай Ростов ухаживает за своей пятнадцатилетней кузиной Соней. А юной имениннице нравится Борис Друбецкой.

Старшая дочь Вера ведет себя, как взрослая барышня, а маленький Петенька отличается детской беззаботностью. Читатель наблюдает различия нравов между петербургским высшим обществом и московским. Здесь преобладает искренность, простота общения, в почёте семейные ценности.

Прибыл Пьер Безухов, будучи также приглашенным. Но молодой человек озабочен болезнью отца. За его спиной начинается настоящая борьба кланов за наследство умирающего графа. Ведь князь Василий Курагин в силу родственных связей является претендентом на наследство. Это сильный соперник. Пьер, появившись у одра умирающего, чувствует себя чужим. Скорбь за отцом и природная неловкость осложняют ситуацию юноши.

А в имении Лысые горы томится Лиза, оставленная Андреем на попечение отца и сестры княжны Марьи. Дочь прозябает рядом с чудаковатым стариком, пытаясь разделить с ним тягости его старости.

Часть 2

Наступила осень 1805 года. Войска Кутузова находились на территории эрцгерцогства Австрийского в крепости Браунау. Сам Кутузов обещает вернуть Долохову, разжалованному в рядовые за шутку с медведем, его чин, если будет вести себя на войне, как подобает русскому офицеру.

Князь Андрей служит под рукой самого Кутузова, составляя командованию сводку о передвижении австрийской армии. Главнокомандующий ценит профессионализм своего подчиненного.

Николай Ростов проходит службу юнкером, как гусар Павлоградского полка. Русские войска отступают к Вене, уничтожая за собой переправы и мосты. На реке Энс разгорается битва, настигнувший враг получает отпор от эскадрона гусар. Здесь служит Коля Ростов, это первый его военный опыт. Парень тяжело переживает свое состояние нерешительности и смятения.

Кутузов ведет свое войско (35 тысяч солдат) вниз по Дунаю с целью спасти их от армии Наполеона, в которой на то время было 100 000 солдат. Болконский послан в город Брюнн с хорошей вестью, там встречается с дипломатом Билибином и узнает, что Венну заняли французы. Потом он видит князя Ипполита Курагина, который не пользуется уважением у сослуживцев.

Билибин предлагает Болконскому остаться на службе австрийского короля, пророчит поражение армии Кутузова. Андрей принял решение остаться верным своему главнокомандующему.

Армии Багратиона приказано максимально долго задержать врага. Сутки солдаты под руководством Багратиона героически сдерживали ожесточенный натиск, а потом совершили немыслимо тяжелый переход. К ним присоединяется Андрей Болконский, чтобы взять участие в грядущем сражении.
В этой части романа явно прослеживается тема патриотизма истинного и пафосного. Образ Тушина – портрет русского героя, чей героизм часто остается неоценённым современниками. Так прошло сражение под Шёнграбеном.

Часть 3

Пьеру Безухову удалось получить наследство, он стал завидным женихом. Князь Василий не мешкая сводит его со своей дочерью Элен. Предприимчивый заботливый отец одновременно ведет переговоры с князем Николаем Болконским, пытаясь высватать у него Марию за своего младшего сына Анатолия. Абсолютная привязанность к отцу руководит решением княжны Болконской. Девушка отказывает знатным сватам.

Пришел черед сражения под Аустерлицем. План был заранее утвержден в Петербурге Александром I, поэтому Кутузов не мог что-то изменить. Выспаться – единственное напутствие, которое тот дал армии, полагаясь на волю божию.

Болконскому перед битвой не спалось. Мечта о славе занимает мысли русского офицера. Когда утренний туман рассеялся, состоялась стычка с врагом. Болконский заметил, как упало знамя из рук прапорщика, поднял полотнище и повел за собой солдат. Здесь героя настигла пуля, он лег на землю и глазами обнял небо, бесконечное, теряющее значение для умирающего воина. Волей судьбы Андрея спасает сам Наполеон.

Том 2

Дети взрослеют, бросаются в крайности, руководствуются поиском смысла жизни и влюбляются. До начала войны 6 лет, события происходят во временных рамках с 1806 года по 1812 год.

Часть 1

Радость Ростовых, к ним в отпуск приехал Николай с другом Денисовым. Благородный офицер очарован красотой и умом юной Наташи.

Брак с Элен изменил внутренний мир графа Безухова, ему пришлось разочароваться в своем скоропалительном выборе. Долохов ведет себя оскорбительно, намекая окружающим на неоднозначную связь с графиней Безуховой. Пьер вызывает на поединок бывалого в боях Долохова. Не умея твёрдо держать в руках пистолет, герой попадает в живот любовнику своей жены. После скандала он отдаёт Элен в управление большую часть состояния, уезжает в столицу.

В Лысых горах Лиза ждет мужа, ей не говорят о его вероятной гибели. Вдруг молодой Болконский приезжает в канун родов жены. Трагический момент – Болконская умирает при родах. Мальчика назвали Николай.

Долохов делает предложение руки и сердца Сонечке, но девушка, влюбленная в Николая, отказывает тому. Разозлившись, офицер втягивает Николая Ростова в рискованою карточную игру, юноша проиграл большие деньги.

Наташе делает предложение руки и сердца Василий Денисов. Графиня Ростова отказывает жениху, указывая на ранний возраст дочери. Николай ждет деньги от отца, чтобы уплатить карточный долг.

Часть 2

Граф Безухов вступает в масонское общество. Князь Василий просит зятя в очередной раз примириться с женой, но получает отказ. Проходит время, Пьер разочаровывается в масонском движении. Это случилось в конце 1806 года, когда французы возобновили военные действия в Европе. Борис Друбецкой, получив высокое назначение, обрывает связь с домом Ростовых, часто бывает в гостях у Элен Безуховой. В Москву возвращается Пьер, чтобы проверить состояние дел имений, находит свое состояние в упадке.

Мир меняется, Россия с Францией становятся союзниками, начинают воевать против Австрии.

Князь Болконский, достигнув 31 года жизни, пытается наладить свою жизнь в родовом имении, но будучи в душе солдатом не находит покоя. Его приглашают в дом Ростовых, он впервые встречает Наташу. Речь девушки под поздним небом западает в душу герою. Он запомнит ее утонченной и романтичной. В Москве Андрей по поручению Сперанского занимается государственным законодательством, укладом раздела «Права лиц».

После измены жены у Пьера развивается депрессия. Ростовы пытаются вежливо отвадить от дома вновь повадившегося Бориса Друбецкого. Старшая дочь Вера выходит замуж за Берга.

Первый бал. Наташа Ростова 31 декабря 1809 года вышла в свет. Им пришлось впервые танцевать, опытный мужчина Болконский и взрослеющая девушка Ростова влюбляются. Их чувства взаимны, князь Андрей приходит к Ростовым, слушает пение девушки, ощущает счастье. Встретившись с Пьером, Болонский рассказывает другу о своей новой любви, о решении жениться.

Отец же отговаривает сына со скандалом от его выбора. Поэтому сделав Наташе предложение, Болконский просит оставить это событие в тайне. Свадьбу откладывают на год. В имении Болконских старый князь чудит, разъярённый непослушанием сына. Княжна Марья находится в сложной ситуации.

Часть 4

Чтобы поправить состояние семейства Ростовых, к семье приезжает Николай, но понимает, что не умеет вести хозяйство. Отдохнули на охоте, потом наступили Святки. Парень впервые смог оценить изящную красоту Сонечки, признался сестре Наташе, что хочет жениться на кузине, от чего та была счастлива.

Княгиня Наталья разгневалась, ей не нравится выбор сына, бедная племянница не пара для молодого князя по мнению матери. Коленька скандалит с маменькой, а та начинает портить жизнь бедной Соне, ущемляя ее, придираясь к мелочам. Сын решительно заявляет, что жениться на девушке без благословения, если мать продолжит глумиться над ней.

Стараниями Наташи удается добиться перемирия. Родственники договариваются, что Соню не будут обежать, а Николай отбудет на место службы. Семья обеднела, но возвращается в Москву, оставив в деревне болеющую графиню.

Часть 5

Сложно все в семье Болконских. Проживая в Москве, отец и дочь не могут найти общий язык. Наташа остается в смятении после неласковой встречи с ними. В опере ей встречается Анатоль Курагин, который хочет совратить девушку, едва с ней познакомившись. Сначала ее приглашает в гости Элен Безухова, где ловелас страстно признается ей в любви, буквально преследуя неопытную девушку.

В письмах, которые Наташе тайно передаются, Анатоль пишет, что украдет ее, дабы тайно обвенчаться. Молодой человек обманным путем хотел завладеть девушкой, ведь был уже обвенчан ранее. Соня разрушает коварные планы соблазнителя, рассказав о них Марье Дмитриевне. Пьер раскрывает Наташе тайну о женатом положении Анатоля Курагина.

Наташа разрывает помолвку Болконским. Андрей узнает историю с Анатолием. Пьер приносит Ростовой письма бывшего жениха, Наташа кается. Пьер питает к заплаканной героине нежность. Возвращаясь домой ему посчастливилось наблюдать падение кометы.

Том 3

Автор размышляет о причинах трагедии, которая отразилась на жизни миллионов людей. Война есть злом, которое творят люди своими руками. Герои романа пройдут сквозь скорбь, боль и невосполнимые потери. Их мир никогда больше не будет прежним, а только воспринятый сквозь призму смерти.

Часть 1

Началась Отечественная война. Князь Болконский возвращается в армию с целью отомстить Анатолю за поруганную честь невесты. Потом как офицер принимает назначение в западную армию.

Николай Ростов проявляет особую храбрость, награждается Георгиевским крестом. Между Пьером и Наташей развиваются нежные отношения. Московская знать собирается на совет. Пьер отдает в ополчение 1 000 душ крестьян и их жалование.

Часть 2

Князь Андрей пишет отцу, прося прощения. Советует семье покинуть Лысые горы, но старик остается дома. Часть московского высшего общества с радостью обсуждает приход французов. Большая часть народа настроена патриотически. Кутузова царь назначил главнокомандующим всей русской армии, чтобы избежать конфликтов между командованием.

Княжна Марья Болконская хоронит отца, попадает в сложную ситуацию, из которой ей помогает выбраться Николай Ростов. Денисов организовал полноценное партизанское движение. Князь Андрей и Пьер встречаются перед сражением, обсуждая значение боевого духа самих солдат в исходе битв, а не только умение командиров отдавать приказы.

Князь Андрей ранен осколком гранаты в живот, на операционном столе он видит Курагина и прощает своего врага.

Часть 3

Философия военного времени жестокая. Решение сдать Москву французам далось русскому народу крайне сложно. Кутузов хотел спасти армию, а значит – Россию. Началась эвакуация. На Бородинском поле Пьер получает письмо от жены с просьбой о разводе. Наташа наблюдает за обозом с раненными и находит там Андрея, пытается заботиться о нем по пути отступления. Девушка просит у любимого прощения и получает его.

Нога Наполеона ступает в город, брошенный народом. Завоеватель чувствует горечь разочарования, ведь каждый покинутый город, построенный из дерева, сгорает без людей. Москва сгорела. Пьер планирует убить Наполеона, но попытка не удается. Вместо этого он спасает девочку из горящего дома.

Том 4

Конец 1812 года выдался драматичным для героев романа, для государства. В короткий срок миллионы людей протопали по России сначала с запада на восток, потом в обратном направлении. Это есть народ, а не каждый генерал, гений или правитель, взятый отдельно.

Часть 1

Битва на Бородинском поле отгремела 26 августа. На следующей день умерла больная Элен Безухова, а третьего дня Кутузов доложил, что русские войска выведены из Москвы. За 10 дней культурный город превратившись в пепел, был оставлен вражескими войсками.

Николая Ростова командировали в Воронеж еще до Бородинского сражения. Кавалер-гусар для губернских обывателей был авторитетом, которому поклонялись, особенно девушки. Но сердце воина занято княжной Марьей. Губернаторша, будучи опытной женщиной, знающей жизнь, указывает Ростову на то, что княжна Болконская, действительно может составить юноше достойную партию.

Но как же быть с Соней? Он сам обещал жениться на ней. В доме губернаторши Анны Игнатьевны Ростов встречает Княгиню Болконскую. Их отношения развиваются. Если о Соне парень вспоминал с улыбкой, то о княжне думал с внутренним страхом и трепетом. Мать присылает письмо, рассказывает, как Наташа ухаживает за раненым Андреем. Потом приходит конверт от Сони, она знает о симпатии между ним и сестрой князя, разрывает с ним помолвку.
Пьер попал в плен, был приговорен к расстрелу. Но волею божьей церемония расстрела сорвалась. Княжна Марья добралась до Ярославля, подружилась с Наташей, ухаживающей за братом. Девушки проводят с Андреем последние дни его жизни.

Часть 2

Все что было завоевано французской армией, все достижения разрушил Наполеон. После выхода из сожженной Москвы Бонапарт начал делать грубые тактические ошибки. Войска можно было оставить на зиму в сожженном городе, двинуть их на Петербург или в другом выгодном направлении. Из всех возможных вариантов был избран самый пагубный путь.

Движение по разбитой Смоленской дороге обессилило сильную армию, лишенную возможности питаться. Будто Наполеон запланировал уничтожить собственную армию. Или Кутузов был гений, сдавший Москву, как западню?

В плену Пьер достиг душевного равновесия. Лишения закалили его тело и дух. Среди простых людей он выглядел героем.

Часть 3

Народная война отличается тем, что оружие берут в руки простые люди. Они непредсказуемы в своей ярости, ими руководит острое желание прогнать со своей земли толпу агрессивных человечков, которые даже говорят на чужом смешном и непонятном языке. Так нарастает партизанское движение, в котором воюют люди, переполненные чувством патриотизма.

В отряде партизан Денисова погибает юный Петя Ростов, по воле случая освободив пленного Пьера. Французская армия отступает панически, солдаты грабят обозы соседних отрядов с целью добыть еду. Так просто величие, лишенное доброты, простоты и правды превращается в ничтожество.

Часть 4

Наташа меняется с потерей Андрея, переосмыслив жизнь, девушка понимает, что такое долг, как она привязана к семье, к маме. Графиня Ростова не в силах перенести потерю сына Петеньки. Раннее энергичная пятидесятилетняя женщина превратилась в старую, больную и слабую. Душевные силы покинули мать, только забота дочери спасает ее от смерти.

Так много потерь пережили Наташа и Мария вместе, что война подружила их, они вместе вернулись в Москву.

Эпилог

Часть 1

Спустя год, умирает граф Ростов, отец семейства, кормилец и опора своих детей. Жестокая депрессия охватывает Наташу после его смерти. На помощь приходит Пьер Безухов, который, будучи вдовцом, женится на ней.

Удачно складываются отношения Николая и Марьи. Мужчина, получив наследство отца с долгами, долго не решался сделать девушке предложение. Но княжна Болконская убедила его, что долги не могут быть преградой для счастья двух любящих сердец. Разлука белее болезненный процесс для обоих.
Их свадьба состоялась осенью 1814 года, молодая семья переехала в Лысые горы. Николай Ростов одолжил у графа Безухова деньги, в течении трех лет поднял поместье на ноги, вывел из долгов.

Наступил 1820 год, много событий произошло, в семье Безухова четверо детей. Друзья собираются у Ростовых. Снова автор противопоставляет между собой два дома, разный уклад жизни, манеру общения между супругами. Как будто два параллельных мира в одном государстве. Разные мечты, цели и способы их достижения.

Часть 2

Политическая арена Европы в период с 1805 года до конца 1812 года выделяется на фоне своего исторического развития резкой сменой событий. Первая Отечественная война была народной войной, где решающим стал каждый патриотический поступок простого человека. Законы и закономерности войны не срабатывают под давлением народной воли, которая проявляется в стремлении к свободе.

Именно воля сплоченных бедой людей противостоит страсти к разрушению одного или нескольких человек, умных, обученных и образованных. Герои умирают за свободу, не зная законов истории и экономики. Свобода – это тоже естественная сила, как электрическая сила и сила притяжения; только проявляется она в ощущении жизни, в желании развиваться, находить новые жизненные цели.