Ремонт Дизайн Мебель

Рождество христово в русской живописи. Рождение иисуса христа Цветные рисунки рождения иисуса христа

Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице. (Лука, 2:6–7). До начала V века Рождество праздновали одновременно и как праздник Богоявления. Поэтому в живописи смешались сюжеты собственно рождения и последующих эпизодов, которые, строго говоря, больше относятся к Богоявлению – поклонение волхвов (царей), поклонение пастухов, которые не всегда включают изображение непосредственно рождения Христа.

Сон Иосифа.
Александр Андреевич Иванов. 1850-е гг.
Бумага, акварель, итальянский карандаш.
Москва. Государственная Третьяковская галерея


Рождество Христово.
Гагарин Григорий Григорьевич


Поклонение волхвов.
Гагарин Григорий Григорьевич


Рождество Христово (Поклонение пастухов).
Шебуев Василий Козьмич. 1847 г. Холст, масло. 233x139,5 см.
Образ для Благовещенской церкви Конногвардейского полка в Петербурге


Рождество Христово.
Репин Илья Ефимович. 1890 г. Холст, масло. 73x53,3.


Явление ангела, благовествующего пастухам о рождении Христа. Эскиз.
Иванов Александр Андреевич. 1850-е.
Бумага коричневая, акварель, белила, итальянский карандаш. 26,4x39,7
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Славословие пастухов.
Иванов Александр Андреевич. 1850 г.


Явление ангела пастухам.
Петровский Петр Степанович (1814-1842). 1839 г. Холст, масло. 213х161.
Череповецкое музейное объединение

За эту картину молодой художник - ученик Карла Брюллова - в 1839 году получил первую большую золотую медаль Академии Художеств. Полотно находилось в музее Императорской Академии Художеств до момента закрытия, затем было передано Череповецкому краеведческому музею.


Рождество Христово.
Васнецов Виктор Михайлович. 1885-1896
Росписи Владимирского собора в Киеве


Рождество Христово.
Вишняков Иван Яковлевич и др. 1755 г.
Из Троице-Петровского собора.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург


Рождество.
Боровиковский Владимир Лукич. 1790 г. Холст, масло.
Тверская областная картинная галерея


Рождество Христово.
Боровиковский Владимир Лукич. Холст, масло
Историко-архитектурный и художественный музей «Новый Иерусалим»


Рождество Христово.
М.В. Нестеров. 1890-1891 гг. Бумага на картоне, гуашь, золото. 41 x 31.
Эскиз росписи алтарной стены южного придела на хорах Владимирского собора
Государственная Третьяковская галерея
http://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=15006


Рождество Христово.
Эскиз росписи алтарной стены южного придела на хорах Владимирского собора.
Нестеров Михаил Васильевич. 1890–1891 гг. Бумага на картоне, гуашь, золото. 41x31,8
Государственная Третьяковская галерея
http://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=14959

Рождество Христово.
М. В. Нестеров. 1890 г.


Коленопреклоненная фигура юноши с посохом в руке. Рука, держащая посох. Рука, поднятая к устам.
М.В. Нестеров. Этюд. 1890-1891 гг. Бумага на картоне, графитный карандаш, итальянский карандаш, уголь. 49x41.
Подготовительные этюды для фигуры одного из пастухов композиции "Рождество Христово" (алтарь южного приделана хорах Владимирского собора в Киеве)
Киевский государственный музей русского искусства
http://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=4661


Рождество (Поклон царей).
М.В. Нестеров. 1903 г.
Фрагмент росписи северной стены церкви во имя благоверного князя Александра Невского
http://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=15189


Рождество (Поклон царей).
М.В. Нестеров. 1899-1900 гг. Бумага на картоне, графитный карандаш, гуашь, акварель, бронза, алюминий. 31x49.
Эскиз росписи северной стены церкви во имя благоверного князя Александра Невского.
Государственный Русский музей
http://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=15177


Волхвы. Эскиз
Рябушкин Андрей Петрович. Бумага, акварель
Костромской государственный объединенный художественный музей




Рождество Господа нашего Иисуса Христа.
Лебедев Клавдий Васильевич (1852-1816)


Ангельское славословие в момент рождения Спасителя.
Лебедев Клавдий Васильевич (1852-1816)


Рождество Христово.
Лебедев Клавдий Васильевич (1852-1816). Графика.


Поклонение волхвов.
Клавдий Васильевич Лебедев,
Церковно-археологический кабинет МДА


Поклонение волхвов.
Валериан Отмар. 1897 г. Холст, масло, 71x66.
Оригинал мозаики для храма Спаса на крови


Явление ангела пастухам. Рождество Христово. Сретенье.


Рождество Христово.
Мозаика по оригиналу И. Ф. Порфирова
Храм Воскресения Христова (Спас на крови), Санкт-Петербург


Рождество Христово и другие священные сцены из жизни Иисуса Христа и Богоматeри.
И. Я. Билибин.
Эскиз фрески для южной стены храма Успeния Богородицы в Ольшанах


Волхвы (мудрецы).
Павел Николаевич Филонов. 1914 г. Акварель, коричневые чернила, тушь, перо, кисть на бумаге. 37x39,2 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Olga"s Gallery


Поклонение волхвов.
Павел Николаевич Филонов. 1913 г. Дерево, карандаш, гуашь. 45,7x34,9.
Частная коллекция
Первоначально произведение находилось у сестры художника Евдокии Глебовой.
17 окт.1990 г. было продано анониму на аукционе Sotheby"s,
затем 29 ноября 2006 года за 1,5 млн долл. вновь продано на аукционе Christie’s.
Аукционный дом Christie’s

Поклонение волхвов.
Павел Николаевич Филонов. 1913 г. Бумага, гуашь (темпера?), 35,5x45,5.
Частное собрание, Швейцария
Публикация Третьяковской галереи, 2006 г.
http://www.tg-m.ru/articles/06/04/042–049.pdf

Сайты-источники репродукций:

Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго. Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая
огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее. Но когда он помыслил это, — се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго. Родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их. А все сие произошло, да сбудется реченное
Господом через пророка, который говорит: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог. Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою, и не знал Ее. [Как] наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус. (Мф. 1, 18-25)

В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею.
И пошли все записываться, каждый в свой город.

Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице.
(Лк. 2, 1-7)

Рождество Христово. В. П. Верещагин. 1875–1880 гг Храм Христа Спасителя Рождество Христово. Г. Гагарин Сон Иосифа (Не бойся принять Марию, жену твою). А. А. Иванов. 1850 г
Рождество Господа нашего Иисуса Христа. К. Лебедев

Андрей Рублёв.
«Рождество Христово».
1405 год.
Благовещенский собор Московского Кремля.

Издревле празднование Рождества на Руси начиналось в ночь на 25 декабря. В навечерие праздника, когда догорал в морозном воздухе ранний зимний закат и розовый свет на снегах становился все холодней и холодней и как-то совсем незаметно синел, из домов, оставя предпраздничные приготовления, выходили люди и смотрели на темнеющее небо, ожидая первой, рождественской звезды. В этот день до звезды не полагалось ничего есть, а вечером еда была не очень сытной, но особой и долгожданной - распаренные в воде хлебные зерна с сушеными ягодами. Называлась она сочивом, а весь день предпразднества - Сочельником.

Наступала ночь Рождества, отступало время, и в празднике его преодоления по засыпанной снегами Руси - всякий человек, стар и млад, готовился стать участником встречи на земле рождающегося младенца. В этот вечер по сельским и городским улицам зачинались первые рождественские песни - колядки. Их пение в древности было распространено по всей Руси. От XVII века дошли первые записи северорусских колядок, но сами песнопения восходят к глубокой древности. Колядки воспевают прошлое так, как будто оно совершается сегодня, в эту ночь, а сами поющие - свидетели и участники событий. Русские дети под лунным светом Сочельника, поскрипывая морозным снегом по подоконьям, беседовали в колядках с пастухами, идущими поклониться новорожденному Спасителю мира.

Рождество изображали художники, жившие, по крайней мере, за 1100 лет до Рублева. По свидетельству историка Евсевия Кесарийского (III-IV вв.), не позднее 330-х годов по приказу императора Константина в Вифлееме была выстроена церковь Рождества, где, несомненно, была икона этого праздника. Древнейшие изображения Рождества дошли до наших дней на серебряных ампулах, в которые наливалось освященное в Палестине масло. Они относятся к V-VII векам. Более тысячелетия складывалась, развивалась эта иконография, прежде чем обрела тот вид, в каком писали ее предшественники Рублева и он сам следом за ними.

Валерий Сергеев. «Рублёв». Серия ЖЗЛ №618.

«Рождество Христово».
1745.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Что касается датировки пришествия, то и тут не всё так просто. Если вспышка сверхновой – «Вефлиемской звезды» не вставлена в Библию позже, ведь она зажглась и стала видна в 1054 году от рождества Христова, значит хозяева мира, записали нам в голову лишнее тысячелетие. Тридентский церковный собор в Царьграде (Константинополе) точно добавил лишнее тысячелетие…

Владимир Пятибрат. «Глубинная книга».

Гандольфино да Рорето (Гандольфино д"Асти).
«Рождество Христа».
Конец XV - начало XVI вв.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Когда настал час родить – было это около полуночи на Рождество, - Мария встала и прислонилась к колонне, которая была здесь. Иосиф сидел рядом опечаленный, вероятно, потому, что не мог приготовить все необходимое для родов. Он встал, взял из яслей сено, положил его у ног Девы Марии и отвернулся. В этот момент Сын Божий оставил чрево Матери, не причинив Ей никакой боли. Так оказался Он на сене у ног Своей Матери. Омыв Его, Она завернула Его в Свое покрывало и положила в ясли. <…> вол и осел склонили свои головы над яслями, дабы дыханием своим согреть Младенца, так как понимали, что в такой холод едва укрытому Младенцу нужно тепло. Мать, однако, встав на колени, молилась и возносила благодарность Богу: Благодарю Тебя, Господь и Небесный Отец, за то, что дал Мне Твоего Сына, и молюсь Тебе, Предвечный Бог, и Тебе, Сын Бога Живого и Мой Свн.

Псевдо-Бонавентура. «Размышления о жизни Христа». Около 1300.

«Рождество Христово».

Икона «Рождество Христово».
Средиземноморье.
Вторая половина XV века.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Икона «Рождество Христово».
Россия.
XVI век.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Икона «Рождество Христово».
Россия.
Конец XVII века.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Икона «Рождество Христово» в резной раме.
Палестина.
Между 1801-1860.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Илья Ефимович Репин.
«Рождество Христово».
1890.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.


Рождение Иисуса

В те дни вышло от римского кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле.

И пошли все записываться – каждый в свой город. Поскольку Иосиф был из города Вифлеема, он вместе с Марией отправился туда.

В Вифлееме Марии пришло время родить. Спеленала она младенца и положила в кормушку для скота, в ясли, потому что в гостинице места им с Иосифом не нашлось.

А в это время пастухам, которые ночью стерегли скот, явился ангел и сказал:

Возвещаю вам великую радость: в Вифлееме родился Спаситель – Христос Господь. Вы найдете младенца в яслях.

Прибежали пастухи и нашли Марию, Иосифа и младенца, лежащего в яслях. Всем рассказывали потом пастухи о ведении и о младенце.

Через восемь дней назвали младенца Иисусом.

Потом понесли в Иерусалим, чтобы представить младенца Богу и принести в жертву двух горлиц или двух птенцов голубиных, как сказано в законах Моисея.

Был тогда в Иерусалиме человек по имени Симеон. Предсказано ему было, что он не умрет, пока не увидит Спасителя. Пришел Симеон в храм в то время, когда родители принесли туда Иисуса, взял его на руки и сказал:

Ныне отпускаешь раба твоего, Владыко, по слову твоему с миром, ибо увидел я Спасителя.

Очень удивились Иосиф и Мария таким словам.

Тут же была и Анна-пророчица, восьмидесяти четырех лет. Она вообще не отходила от храма – днем и ночью молилась Богу. Подошла она к младенцу, и славила Господа, и стала говорить о нем всем в Иерусалиме.

Библейские легенды. Дербент, «Интерэкспресс». 1992 год.

«Рождество Христово».
1503.
Галерея Уффици, Флоренция.

Матис Готхарт Грюневальд.
«Рождество Христово».
Инзенгеймский алтарь.

ВИФЛЕЕМСКАЯ ЗВЕЗДА НА САМОМ ДЕЛЕ ВСПЫХНУЛА В СЕРЕДИНЕ XII ВЕКА. (АБСОЛЮТНАЯ АСТРОНОМИЧЕСКАЯ ДАТИРОВКА ЖИЗНИ ХРИСТА)

Мы воспользуемся фундаментальной работой И. С.Шкловского "Сверхновые звезды и связанные с ними проблемы". В ней третья глава почти полностью посвящена "звезде 1054 года". Остатками этой вспышки является современная Крабовидная туманность в созвездии Тельца.

Сразу скажем, что дата "1054 год" взята из старых хроник, в частности китайских и японских. Которым И. С. Шкловский полностью доверяет. Но мы не имеем оснований так поступать. Тем более, что привлекать подобные сомнительные сведения совсем не обязательно. Оказывается, данную вспышку сверхновой звезды можно ДАТИРОВАТЬ ЧИСТО АСТРОНОМИЧЕСКИ, причем с высокой точностью. Что и было сделано американскими астрономами в XX веке.

Надежная астрономическая датировка Вифлеемской звезды такова: 1140 год плюс-минус 20-30 лет. То есть СЕРЕДИНА ДВЕНАДЦАТОГО ВЕКА.

ДОБАВЛЕНИЕ О КОМЕТЕ ГАЛЛЕЯ. Сегодня известно, что период возвращения кометы Галлея составляет примерно 76 лет… Поскольку в предпоследний раз комета Галлея появилась в 1910 году, то легко подсчитать, что около 1910 - 760 = 1150 года комета Галлея также должна была появиться. Хорошо или плохо она была видна в тот год - мы не знаем. Но если она действительно возникла на небе столь же эффектно, как в XVII-XX веках (например, как в 1910 году), то в течение нескольких лет на небе могли наблюдаться два ярких явления - вспышка звезды около 1150 года и комета Галлея около 1150 года. Что, естественно, должно было еще более усилить впечатление людей. Впоследствии два явления могли путаться, объединяться. В Евангелиях сказано, что Вифлеемская звезда ДВИГАЛАСЬ, вела волхвов. Что напоминает поведение кометы: "И се, звезда, которую видели они на востоке, ШЛА ПЕРЕД НИМИ, КАК НАКОНЕЦ ПРИШЛА И ОСТАНОВИЛАСЬ над местом, где был Младенец" (Матфей 2:9). На рис. 1.7 приведено одно из старинных изображений евангельской Вифлеемской звезды именно в виде "хвостатой звезды". Так ранее изображали кометы.

Еще более откровенное изображение Вифлеемской звезды в виде кометы мы видим на картине Джотто "Поклонение волхвов"…

Джотто ди Бондоне.
«Поклонение волхвов».

Хвост у звезды вытянут влево вверх - значит художник, скорее всего, рисовал именно комету а не, скажем, звезду с лучом указывающим на младенца Христа.

Альбрехт Альтдорфер.
«Святая ночь (Рождество Христово)».

Любопытно, что на средневековой картине "Рождество" Альбрехта Альтдорфера вверху слева изображены ДВА НЕБЕСНЫХ СВЕТИЛА, ознаменовавшие Рождество. Одно из них - огромная Вифлеемская звезда в виде шаровой вспышки. А чуть ниже - более вытянутое и клубящееся светило, внутри которого изображен небольшой ангел.

Аналогичное изображение именно двух небесных "вспышек", возвестивших о рождении Христа, мы видим и на известном средневековом алтаре Паумгартнеров, созданном Альбрехтом Дюрером якобы в XVI веке.

Альбрехт Дюрер.
Алтарь Паумгартнеров.
1503.

Мы видим шаровую вспышку Вифлеемской звезды, а чуть ниже (как, кстати, и на картине Альтдорфера) - вытянутое клубящееся светило с ангелом внутри. На обоих приведенных картинах пара небесных светил изображена ярко-желтым, золотистым цветом, сразу бросающимся в глаза на более темном фоне остального пейзажа.

Таким образом, подобные средневековые изображения доносят до нас, по-видимому, старинную традицию связывать с Рождеством как вспышку звезды, так и появившуюся в то время комету.

Василий Шебуев.
«Рождество Христово».

Обратимся к "Лютеранскому Хронографу" XVII века, описывающему всемирную историю от сотворения мира до 1680 года. В нем говорится, в частности, о праздновании средневековых христианских "Юбилеев", которые справлялись в Ватикане в 1299-1550 годах. Юбилеи были установлены в память о Христе, поскольку праздновались в дни январских календ. Отмечалось Рождество Христово, близкое к январским календам, а не другой христианский праздник…

Годы Юбилеев назначались римскими папами. Как сообщает "Лютеранский Хронограф", в 1390 году "Ювилей по веце Христове" был назначен папой Урбаном IV как ТРИДЦАТИЛЕТНИЙ ЮБИЛЕЙ Рождества Христова. Потом он стал десятилетним, а с 1450 года, по повелению папы Николая VI, - ПЯТИДЕСЯТИЛЕТНИМ.

Проведем несложный, но весьма интересный расчет. Обратим внимание, что если Юбилей от Рождества Христова в 1390 году отмечался как ТРИДЦАТИЛЕТНИЙ (то есть кратный 30 годам), а в 1450 году - как ПЯТИДЕСЯТИЛЕТНИЙ (кратный 50 годам), то путем простых вычислений мы приходим к полному перечню возможных - с точки зрения средневековых римских пап - годов Рождества Христова. А именно: 1300, 1150, 1000, 850, 700, 550, 400, 250, 100 годы н.э. и так далее с шагом 150 лет в прошлое (150 - это наименьшее общее кратное для чисел 30 и 50). Поразительно, что в получившемся списке дат нет того "нулевого" года н.э., куда историки помещают Рождество Христово сегодня. Получается, что римские папы, устраивавшие Юбилей, совсем не думали, будто Христос родился в начале н.э., как это заявили позднейшие хронологи XVI-XVII веков. Дата Рождества Христова была для пап XIV века, очевидно, какой-то совсем другой.

Среди указанных дат, расположенных достаточно редко, мы видим дату, попадающую в точности в середину XII века. Это 1150 год. ЧТО ОПЯТЬ ИДЕАЛЬНО СОГЛАСУЕТСЯ С АСТРОНОМИЧЕСКОЙ ДАТИРОВКОЙ ВИФЛЕЕМСКОЙ ЗВЕЗДЫ 1140-М ГОДОМ ПЛЮС-МИНУС 10 ЛЕТ.

Г. В. Носовский, А. Т. Фоменко. "Царь славян".

Джованни Баттиста Ортолано.
«Рождество».

Джулио Пиппи, прозванный Джулио Романо.
«Рождество и поклонение пастухов».
1531-1534.

Доменико Беккафуми.
«Рождество».

Лоренцо Лотто.
«Рождество Христово».

Мастер из Мулена.
«Рождество Христово и кардинал Ролен».


Мастер Луврского Рождества.
«Рождество».

Пьеро делла Франческа.
«Рождество Христово».


Рогир ван дер Вейден.
Алтарь Бладлена (Миддельбургский алтарь).
«Рождество Христово».


«Рождество Христово (Поклонение пастухов)».
Первая половина XVII века.
1650?
Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Федерико Бароччи.
«Рождество Христово».


Ханс Бальдунг.
«Рождество Христово».


Эль Греко.
«Рождество Христово».


Елизавета Меркурьевна Бём (Эндаурова).
«К Празднику Рождества Христова!»

), и, таким образом, праздник Рождества, отмечавшийся вместе с Богоявлением, праздновался на Востоке 6 января. Точное разделение этих праздников во всей христианской Церкви – Западной и Восточной – произошлов конце I У – начале V века. Как отмечают историки Церкви (М. Э. Поснов, в частности), праздник Рождества Христова был заимствован Восточной Церковью у Рима, тогда как праздник Богоявления впервые появился на Востоке, а затем уже был перенесен в Рим. Здесь же необходимо указать, что Западная и Восточная Церкви со временем стали вкладывать разный смысл в понятие Богоявления, что отразилось на выборе отмечаемых в этот праздник событий евангельской истории. Так, Восточная Церковь утвердилась в праздновании Богоявления как Крещения Христа – первогопоявления Иисуса среди народа и установления догмата троичности – идеи о явлении лиц Божества. В свою очередь Римско-Католическая Церковь под Богоявлением, празднуемым также 6 января, подразумевает явление звезды восточным волхвам как первое откровение язычникам явления Мессии (праздник Трех волхвов, Трех царей). Крещение же в том случае, если воскресе­нье, когда оно всегда празднуется, не совпадает с 6 января, отмечается Римско-Католической Церковью в первое воскресенье после этого числа.

Изложенные выше обстоятельства чрезвычайно важны для верного понима­ния рождественского цикла сюжетов, как он сформировался в западном искусстве. Евангельская история рождения Христа – это, собственно, только приведенные выше слова Луки. Часто, однако, в западном искусстве под названием «Рождество Христово» подразумеваются также сцены Поклонения пастухов и Поклонения волхвов (мы не говорим в данном случае о трактовках сюжета рождения Христа, основанных вообще не на евангельском повествовании, например, поклонение Марии, поклонение царей и другие – об этих трактовках и их литературных программах см. ниже), тогда как эпизод Поклонения волхвов , строго говоря, является сценой Богоявления. Причем, если картины на сюжет Рождение Христа , как правило, включают и последующие эпизоды, образую­щие, в сущности, круг эпизодов праздника Богоявления, то сцены этого последнего праздника - Поклонение волхвов , Поклонение царей – отнюдь не всегда включают изображение собственно рождения Христа.

Итак, мы намеренно отделяем сюжет собственно рождения Христа, как непосредственное иллюстрирование рассказа Луки, от следующих за ним сюжетов Поклонения пастухов и Поклонения волхвов (царей), как опосредованное доказательство рождения Христа. Заметим, что в соединении этих сюжетов в живописи отразилось изначальное смешение самой Церковью обстоятельств рождения Христа и его явления, то есть праздников Рождества и Богоявления.

Первым источником, из которого христианские художники заимствовали основную идею рождения Христа, должно было быть Евангелие. Матфей лишь констатирует факт рождения: «Наконец Она родила Сына Своего первенца, и он [Иосиф. – А. М. ] нарек Ему имя: Иисус» (Мф. 1: 25). Произошло это в Вифлееме. У Луки рассказ несколько более подробный: упоминается об отсут­ствии места в гостинице, о том, что Мария спеленала Младенца, о том, что Он положен был в ясли. Из дальнейшего рассказа Луки становится ясно, что при рождении присутствовал Иосиф (Лк. 2:16). Но если сравнить с этими свидетельствами Евангелия изображения рождения Христа в живописи, станет ясно, что они включают подробности, которых нет в Евангелии. Таким образом, иконография Рождения Христа, сохраняя то, что дает Евангелие, идет дальше в развитии внешних подробностей. Сюда относятся место, где произошло рождение Христа, ясли, в которые был положен Спаситель, вол и осел у яслей, звезда над изображением сцены рождения Младенца, положение родившей Богоматери, действия Иосифа, Ангелы и пастухи, омовение Младен­ца, повитухи и их поведение, особенности архитектурного убранства сцены. Для всех этих деталей сюжета имеются богословская база и литературные программы.

Первые изображения рождения Христа относятся к эпохе древнехристианских саркофагов, но датируются не ранее чем IV веком. Сцена, как правило, очень проста: в яслях под навесом лежит спеленутый Младенец, над ним склонились вол и осел, присутствуют Мария и Иосиф, иногда изображаются пастухи. Часто, когда фигурирует звезда, как на одном из римских саркофагов, обнаруженных на Via appia , мы видим также трех волхвов (во фригийских шапочках).

Итак, если не ограничиваться только свидетельством Луки, а попытаться выявить более широкий круг литературных источников для темы Рождение Христа, то оказывается, что сюжет этот распадается в западном искусстве на несколько прочно утвердившихся к эпохе Возрождения иконографических типов. Чтобы очертить их, необходимо рассмотреть ряд входящих в этот сюжет «мотивов» и выяснить их литературную программу: 1) Обустройство Девы Марии (в доме [под навесом] или в пещере); 2) Две служанки и омовение Младенца; 3) Поклонение Младенцу; 4) Звезда; 5) Ангелы; 6) Цветы; 7) Охапка сена; 8) Туфли. Рассмотрим их последовательно.

ОБУСТРОЙСТВО ДЕВЫ МАРИИ (В ДОМЕ [ПОД НАВЕСОМ] ИЛИ В ПЕЩЕРЕ)

С определением места, где следовало бы поместить сцену рождения Христа, у художников всегда возникало много проблем. С одной стороны, они опирались на свидетельство Матфея: «И, войдя в дом (...)» (Мф. 2: 11). Речь здесь у Матфея идет о явившихся на поклон волхвах. Но, строго говоря, волхвы явились много позже, чтобы считать их приход «в дом» доказательством того, что и само рождение Христа произошло здесь. Тем не менее ранние художники предпочи­ тали именно так трактовать место действия этого сюжета. Можно констатиро­вать, что в ранних изображениях рождения Христа действие происходит под навесом, что символизирует дом. В эпоху Возрождения художники изображали дом, где родила Дева Мария, в виде обветшалой постройки (лачуги) – она символизировала Ветхий Завет, заменить который Новым явился в мир Христос ( ).

Робер Кампен. Рождение Христа (1425). Дижон. Городской музей ).

Выбор художниками иного места для рожающей Девы Марии – пещеры – основанна упоминании о ней у Иустина Мученика в его «Диалоге с Трифоном» (II век), который видел в таком рождении Христа осуществление пророчества Исайи; ср.: «Когда совершители мистерий Митры говорят, что он родился от камня, и место, где они посвящают верующих в него, называют пещерою, то не вижу ли, что они это заимствовали из слов Даниила (...) и также из пророка Исайи (...)?» (Иустин Мученик. «Диалог с Трифоном», 70) с пророчеством Исайи: «Тот будет обитать на высотах; убежище его – неприступ­ ные скалы» (Ис. 33:16). Это предание ясно формулируется во многих апокри­ фических текстах, в частности в Протоевангелии Иакова (которое, по-видимо му, Иустин Мученик знал), где говорится: «(17) И он снял Ее с осла и сказал Ей: Куда мне отвести Тебя и скрыть позор Твой? Ибо место здесь пустынно. (18) И нашел там пещеру, и привел Ее (...)» (Протоевангелие, 17 – 18). Можно указать и другие литературные источники этой живописной традиции. Первые изображения рождения Христа в пещере относятся к VI - VII векам.В пещере изобразил рождение Христа Пьетро Каваллини на своей мозаике в церкви Сайта Мария ин Трастевере в Риме.

Пьетро Каваллини. Рождение Христа (1291). Рим. Церковь Сайта Мария ин Трасте вере.


В общих чертах его композиция следует канонам византийской иконографии, но в изобразительных формах несет печать римской традиции. Фреска эта необычайно интересна тем, что соединяет в себе несколько литературных программ свидетельства Евангелия от Луки, Евангелия от Матфея, Протоевангелия Иакова, а кроме того, вносит местные – римские – деталив трактовку сюжета. У Луки художник заимство­ вал: 1) изображение гостиницы дом с башней на переднем плане; надпись поясняет: « taberna meritoria » (лат. жилище, сдаваемое внаем) («не было им места в гостинице». Лк. 2:7), 2) благовестие пастухам: Ангел с бандеролью, на которой текст:

« Annutio uobis gaudium magnum »

(лат. – «Я возвещаю вам великую радость». Лк. 2:10).

У Матфея художник заимствовал звезду, которая привела в Вифлеем волхвов. У Иакова (из Протоевангелия) – пещеру, в которой родила Дева Мария, а также образ застывшего в задумчивости Иосифа: «...и пошел искать повивальную бабку в округе Вифлеема. И вот я, Иосиф, шел и не двигался. И посмотрел на воздух и увидел, что воздух неподвижен, посмотрел на небесный свод и увидел, что он остановился и птицы небесные в полете остановились (...)» (Протоевангелие, 18). И наконец, свой вклад в разработку программы этой мозаики внес кардинал Якопо Стефанески, изве стный меценат раннего треченто: на переднем плане рядом с хижиной и башней виден источник благовонного масла, который, согласно легенде, забил в Риме в момент рождения Христа. Над этим источником и была поставлена церковьСанта Мария инТрастевере, о чем свидетельствуетнадписьпод картиной:

«Jam puerum jam summe pater post tempora natum / Accipimus gentium tibi quem nos esse coevum / Credimus hipcqi clei scaturire liquamina Tibrum »

(лат. – «Он, Младенец и вечный Отец, как равный нам, как современник, родился среди нас. Мы верим, что отсюда изливается миро (милосердия),как волны Тибра»).

Лишь тому, кто не знает, что представляет собой хан, то есть гостиница на Востоке – такая, в которой могли остановиться Иосиф с Марией, – может показаться, что свидетельства Луки и Матфея не согласуются между собою. На самом деле «дом» и «пещера» – это может означать почти одно и то же. Хан или караван-сарай на Востоке представлял собою низкое здание, стены в его комнатах имелись лишь с трех сторон, и все происходившее в помещении было открыто взору постороннего. Здесь же было место (двор) для скота, и комната отделялась от двора лишь несколькими ступеньками. Но самое интересное с археологической точки зрения то, что ханы строились, вернее, пристраивались к многочисленным в тех местах пещерам. Это было единое целое. Таким образом, известные нам попытки художников примирить два этих свидетель­ства, изображая вход в пещеру и над ним навес (Боттичелли).

Сандро Боттичелли.Рождение Христа (1500). Лондон.

Национальная галерея.


Ср. с Джотто. Рождение Христа (1304 -1306). Падуя. Капелла Скровеньи ; см. ПОКЛОНЕНИЕ ВОЛХВОВ ), не так уж грешат против истины.

ДВЕ СЛУЖАНКИ И ОМОВЕНИЕ МЛАДЕНЦА

Порой рождение Христа трактуется художниками как собственно сцена родов (ср. РОЖДЕНИЕ И НАРЕЧЕНИЕ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ И КРЕСТИТЕЛЯ ). В таком случае изображаются две повитухи (Зальцбургский (?) мастер).

Зальцбургский (?) мастер. Рождение Христа (ок. 1400). Вена.

Галерея австрийского искусства.

Подроб­ности этой истории мы узнаем все из того же Протоевангелия Иакова: повивальная бабка, которую нашел Иосиф, засвидетельствовала рождение Спасителя («Родилось спасение Израилю»); она сообщила об этом встретившей­ся ей Зеломии (иначе – Зелемии; в Протоевангелии – Саломеи): «(19) Саломея, Саломея, я хочу рассказать тебе о явлении чудном: Родила дева и сохранила девство свое. И сказала Саломея: Жив Господь Бог мой, пока не протяну пальца своего и не проверю девства ее, не поверю, что дева родила. (20) И только протянула Саломея палец, как вскрикнула и сказала: Горе моему неверию, ибо я осмелилась искушать Бога. И вот моя рука отнимается как в огне. И пала на колени перед Господом, говоря: Господь Бог отцов моих, вспомни, что я из семени Авраама, Исаака и Иакова, не осрами меня перед сыном Израиля, но окажи мне милость ради бедных: Ибо Ты знаешь, что я служила Тебе во имя Твое и от Тебя хотела принять воздаяние. И тогда предстал перед нею Ангел Господень, и сказал ей: Саломея, Саломея, Господь внял тебе, поднеси руку свою к Младенцу и поддержи Его, и наступит для тебя спасение и радость. И подошла Саломея, и взяла Младенца на руки, сказав: Поклонюсь Ему, ибо родился великий царь Израиля. И сразу же исцелилась Саломея и вышла из пещеры спасенною» (Протоевангелие Иакова, 19 – 20).

Имя второй повитухи, согласно традиции, той, что не усомнилась в божественном происхождении Младенца, – Зеломия.

Что касается омовения Младенца повитухами, то рассказа об этом нет ни в апокрифах, ни в других памятниках древней письменности. Эту сцену художники домыслили, исходя из факта присутствия повитух. Но безгрешно родившийся Младенец не нуждался ни в каком очищении (омовении). Более того, ему не требовались и сами повитухи. Упорное их присутствие, однако, на картинах старых мастеров может объясняться желанием иметь свидетелей чудесного рождения Христа.

Часто с мотивом Две служанки соединяются тема Поклонение Младенцу (см. ниже), а также другие сюжеты, непосредственно примыкающие к сюжету рождения Христа, в частности Благовещение пастухам или Поклонение пастухов (Кампен ). З десь служанок мы узнаем не только по характерному жесту «парализованной» руки Зеломии, но и по тем словам, которые начер­таны на бандеролях персонажей. Так, у Зеломии, изображенной спиной к зрителю, на ленте начертано:

« Virgo peperit filium »

(лат. – «Дева родила сына»)

У Зеломии – во-первых, ее имя и, во-вторых, слова:

« Credam cum probavero »

(лат. - «Уверую, когда ясно представлю»])

У Ангела, обращающе­гося к Зеломии:

« Ta , puerumet sanaberis »

(лат. - «Коснись Младенца и исцелишься)

Эта трактовка темы Рождение Христа исчезла после того, как была осуждена Тридентским Собором (1545-1563).

ПОКЛОНЕНИЕ МЛАДЕНЦУ

Культ благочестия, который в различных формах широко распространился в XIV XV веках, корнями своими уходит в предыдущие столетия – XII XIII века. Он вырос из мистицизма Бернарда Клервоского (1090 – 1153), основателя ордена бернардинцев, зерном учения которых была любовь к Младенцу Христу и к Христу-Страстотерпцу, а также к Деве Марии. Яков Воррагинский в «Золотой легенде» часто цитирует Бернарда. Тот в своих рассуждениях о рождении Христа особое внимание обращает на ту бедность обстановки, в которой оно произошло. Франциск Ассизский (1181/2 – 1226) довел культ «святой бедности» до предела.

На выработку программы для изображения сцены Рождения Христа как Поклонения Младенцу в Позднее Средневековье оказали влияние также труды францисканского монаха Джованни де Каулибуса (Псевдо-Бонавентуры), в частности его « Meditaciones vitae Christi » («Размышления о жизни Христа»), а также Бригитты Шведской (ок. 1304 – 1373), провидицы, посетившей Иерусалим в 1370 году и успевшей за два года до своей смерти опубликовать « Relationes de vita et passione Jesu Christi et gloriosae virginis Mariae matris eius » («Откровения о жизни и страстях Иисуса Христа и преславной Девы Марии, Матери Его»). Откровения этой монахини очень скоро стали известны современникам. Это подтверждается тем, что ее описания, в частности, сцены Рождения Христа вскоре после издания ее труда стали воспроизводиться на картинах, трактовав­ших этот сюжет как Поклонение Младенцу (порой художники изображали даже ее саму в костюме ордена бригитток, который она основала).

Поскольку оба текста – Джованни де Каулибуса и Бригитты Шведской, – относящиеся к данному сюжету, чрезвычайно важны для понимания изобра­жавшихся художниками деталей, приведем их полностью.

ДЖОВАННИ ДЕ КАУЛИБУС (ПСЕВДО-БОНАВЕНТУРА)

«Когда настал час родить – былоэто около полуночи на Рождество, – Мария встала и прислонилась к колонне, которая была здесь. Иосиф сидел рядом опечаленный, вероятно, потому, что не мог приготовить все необходи­мое для родов. Он встал, взял из яслей сено, положил его у ног Девы Марии и отвернулся. В этот момент Сын Божий оставил чрево Матери, не причинив Ей никакой боли. Так оказался Он на сене у ног Своей Матери. Омыв Его, Она завернула Его в Свое покрывало и положила в ясли. Нам говорили, что вол и осел склонили свои головы над яслями, дабы дыханием своим согреть Младен­ца, так как понимали, что в такой холод едва укрытому Младенцу нужно тепло. Мать, однако, встав на колени, молилась и возносила благодарность Богу: Благодарю Тебя, Господь и Небесный Отец, за то, что дал Мне Твоего Сына, и молюсь Тебе, Предвечный Бог, и Тебе, Сын Бога Живого и Мой Сын».

БРИГИТТА ШВЕДСКАЯ

«Когда я предстала перед яслями Господа в Вифлееме, то увидела Деву необычайной красоты (...), плотно укрытую изящным хитоном, сквозь который было явственно различимо девственное тело (...). Вместе с Нею был доброде-тельнейший старец, он привел вола и осла; они вошли в пещеру, и мужчина привязал животных к яслям. Потом он вышел и принес Деве свечу, прикрепил ее к стене и вышел, так что при рождении Младенца его не было. Тем временем Дева сняла Свои туфли, сбросила с Себя белую накидку, которая укрывала Ее, сняла с головы вуаль, положила ее сбоку от Себя и осталась в одном хитоне, с чудесными золотыми волосами, падавшими распущенные на Ее плечи. Затем Она достала два маленьких льняных кусочка и два шерстяных, которые принесла с Собой, чтобы завернуть в них Младенца, которому суждено было родиться (...). И когда все было готово, Дева с превеликим почтением прекло­нила колени в позе молящейся и повернулась спиной к яслям, лицо Ее было обращено на восток, а взгляд устремлен к небу. Она пребывала в экстазе, погруженная в созерцание, Ее переполняло восхищение божественной нежно­стью. И стоя так в молитве, Она вдруг обнаружила, что Младенец во чреве Ее шевелится, и неожиданно Она произвела на свет Сына, от Которого исходил несказанный свет и блеск, так что солнце не могло сравниться с Ним, и тем более свеча, которую Иосиф поставил здесь, – свет божественный совершенно поглотил свет материальный. И рождение это было столь неожиданным и мгновенным, что я не могла ни обнаружить, ни понять, посредством какого члена своего тела Она родила. Я увидела неизвестно откуда взявшегося Младен­ца, лежащего на земле – обнаженного и излучающего свет. Его тельце было совершенно чистым. Затем я услышала пение Ангелов, оно было необычайно нежным и прекрасным. Когда Дева осознала, что уже родила Своего Младенца, Она тут же стала молиться Ему: Ее голова склонилась и руки скрестились на груди. С величайшим почтением и благоговением Она сказала Ему: “Слава Тебе, Мой Бог, Мой Господь, Мой Сын”».

Примерами скрупулезного следования литературным источникам, описывавшим рождение Христа, и в первую очередь трудам Джованни и Бригитты, могут служить картины на тему Поклонение Младенцу нидерландских художников золотого века живописи этой страны. Классическим образцом является «Покло­нение Младенцу» Рогира ван дер Вейдена в триптихе так называемого «Алтаря Бладелена» (иначе называемого «Миддельбургский алтарь») (Рогир ван дер Вейден. Поклонение Младенцу (Алтарь Бладелена) (1446-1452). Берлин-Далем. Картинная галерея Государственного музея). Так, здесь изображена колонна, к которой, согласно Джованни, прислонилась Дева Мария (колонна в сюжете Поклонение Младенцу играет двойную роль: как деталь рассказа Джованни и как аллюзия на будущие страдания Христа, когда он, привязанный к колонне, будет подвергнут биче­ванию; см. БИЧЕВАНИЕ ХРИСТА . Колонна стала одним из инструментов Страстей Господних; она фигурирует в руках Ангелов в сценах, где они несут эти инструменты). «Добродетельнейший старец», свеча, свет которой заглуша­ется чудесным свечением Младенца, – все это заимствовано Рогиром у Бригитты. По ее описанию создан художником и образ Девы Марии – в белом хитоне, с распущенными золотыми волосами, стоящей в молитвенной позе. Нередко Иисус на молитву Марии отвечает движением руки, которое можно счесть за благословляющий жест ( ).

Неизвестный мастер из Авилы. Рождение Христа (1464-1476). Мадрид. Музей Лазаро Голдеано

ПУТЕВОДНАЯ ЗВЕЗДА

На первый взгляд частые изображения звезды в сцене Рождение Христа имеют простое объяснение: это та звезда, которая явилась волхвам и привела их к месту рождения Христа. Быть может, в большинстве случаев художники включали этот мотив в сцену Рождение Христа, исходя из представления о том, что звезда появилась в момент рождения Младенца. Поклонение волхвов со звездой настолько распространенный иконографический тип (см. ПОКЛОНЕ­НИЕ ВОЛХВОВ ), что естественным представлялось использовать звезду ив данном случае.

Однако в этом сюжете звезда может иметь иное объяснение. В Протоеванге-лии Иакова, которое, как мы уже видели, широко использовалось в качестве литературной программы, нет прямого указания на звезду, но говорится лишь о необычайном свете в пещере, где родился Христос. И если этот источник был основой для многих других иконографических «мотивов», то вполне резонно предположить, что он же объясняет изображение яркого света в пещере с помощью традиционного образа - звезды. В таком случае было бы ошибочным видеть в этой звезде всегда и только звезду волхвов.

АНГЕЛЫ

Сонм молящихся и поющих хвалебную песнь ангелов упоминается и у Джованни, и у Бригитты. Мы видим их и у Рогира ван дер Вейден и у многих других художников. Число ангелов может иметь символическое значение. Так, в «Поклонении Младенцу» на их изображено пятнадцать.

Гуго ван дер Гус. Алтаре Портинари. (1473-1475). Флоренция.

Галерея Уффици.



Объяснение символики этого числа находим у совре­менника и соотечественника художника проповедника доминиканского ордена Алана ван дер Клипа (Ален де ла Рош, 1428 – 1475): полный цикл молитв Братства розария, к котором принадлежал этот проповедник, содержит пятнадцать молитв « Pater noster » («Отче наш»); чередуясь со стопятьюдесятью молитвами « Ave Regina », они символизируют пятнадцать событий Страстей Христовых. «15» есть также число добродетелей: 4 «кардинальные» (смелость, мудрость, умеренность, справедливость), 3 «богословские» (вера, надежда, любовь) и 7 «основных» (смирение, щедрость, целомудрие, довольство своим, воздержанность, спокойствие, упование) и еще 2 – набожность и покаяние. Всего – шестнадцать, однако умеренность и воздержанность в сущности одно и то же. Таким образом разных добродетелей всего пятнадцать. И наконец, еще одно возможное объяснение числа 15: таково число «псалмов восхождения» (песней восхождения) – псалмы 119 – 133. По их числу принято также изображать количество ступеней храма на картинах «Введение Девы Марии в храм» (см. дрезденскую картину Чимы да Конельяно «Введение Девы Марии в храм»). Другое число ступеней в сюжете «Введение Девы Марии в храм» -10- символизирует Десять заповедей (см. Гирландайо. История Марии: а) Рождение Марии, б) Введение в храм. Флоренция. Церковь Санта Мария Новелла. Капелла Торнабуони)

GLORIA

Нередко художники, особенно нидерландские, дают в руки ангелам музы­ кальные инструменты и ноты, и если в этих нотах воспроизведены реальные музыкальные произведения, что тоже делалось довольно часто, то это гимны на латинский текст из Луки:

«Gloria in Excelsis Deo et in Terra Pax Hominibus Bonae Voluntatis »

(лат. – «Слава в вышних Богу, и на земле мир, и в человеках благоволение».

Лк. 2:14)

См.: . Рождение Христа (1512). Неаполь. Национальные музей и галереи Каподимонте

Якоб Корнелис ван Остзанен. Рождение Христа (1512). Неаполь. Национальные музей и галереи Каподимонте


В книге, которую держит ангел на переднем плане картины, записан четырехголосный гимн на этот текст, все четыре музыкальные партии – бас, тенор, альт и сопрано – легко читаются. Ангелы исполняют этот гимн на разных инструментах - шалмеях, трубах, псалтериуме; много поющих и играющих ангелов изображе­ но и на заднем плане; всего ангелов здесь тридцать три, что соответствует числу прожитых Христом лет.

Необычайно интересна с музыкальной точки зрения гравюра «Благовещение пастухам» нидерландского мастера XVI века Иоханнеса (Яна) Саделера Старшего «Благовещение пастухам» (по композиции Мартена де Воса). Ангелв центре держит бандероль с текстом из Евангелия от Луки:

Ecce enim evangelizo vobis gaudium magnum quod erit omni populo quia natus est vobis hodiesalvatorqui est Christus Dominus [in civitate David ]

(Лат. – Не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь. – Лк. 2, 10 – 11).

У парящих в небе ангелов партии девятиголосного мотета « Gloria in excelsis » . Все музыкальные партии воспроизведены очень точно.

Иоханнес (Ян) Саделер Старший. «Благовещение пастухам» (по композиции Мартена де Воса).

Миллионы людей верят в Иисуса Христа, хотя его существование вызывает множество споров. Им восхищаются, его любят, ему поклоняются. Как сказано в Библии, и в соответствии с христианскими верованиями, Господь Бог оплодотворил Деву Марию. Она родила Иисуса, который совершал невероятные чудеса: ходил по воде, даровал зрение, превращал воду в вино, исцелял калек и воскрешал мертвых. Многие профессиональные художники и просто любители живописи в своих полотнах изображают Иисуса Христа, а вот детские рисунки, нарисованные с помощью обычного карандаша, несут особую энергетику.

Рисунки с изображением Иисуса Христа очень убедительные. Они не только дают визуальное представление о человеке, но и говорят о его сущности.

Казалось бы, портрет показывает что-то совершенно очевидно, но автор хитро «прячет» в нем глубокий смысл. Через определенное выражение или позу, дополнительный объект (терновый венок) или использование определенных цветов художник раскрывает душу великого человека.


Часто работа становится знаковой, представляя группу людей из определенного периода времени, которую объединяет нечто общее, например рождение Иисуса.

Даже одна колыбель с Вифлеемской звездой во главе говорит о рождении нашего Спасителя.


Иногда, кажется, что лик Христа имеет суровый или нахмуренный взгляд, но это ошибочное мнение. Христос есть наше спасение и его взор всегда любящий.


Важно при изображении Всевышнего правильно рисовать глаза — врата в человеческую душу.

Иногда изображают один глаз обращенный к зрителю, а второй отвернут немного в сторону. Говорят, что так Иисус смотрит на свою судьбу.


Именно через форму шеи авторы передают полное дыхание Бога и святого духа.


Всевышний пришел на нашу землю, чтобы спасти и защитить все человечество.


Рисунок карандашом распятие Иисуса Христа, схема рисунка поэтапно

Иисус Христос дает людям надежду, доверие и веру. Глядя на изображения с распятием Иисуса Христа действительно веришь, что он умер за наши грехи. Рисование подобных событий требует от автора понимания и преклонения перед действительно большой жертвой.

Вариант №1

Существует шесть определенных шагов, пройдя которые можно создать страдальческий рисунок Всевышнего.

  • Для начала определяются с формой тела. Начинают с круга для головы и вытянутого туловища. После создания основы добавляют линии конечностей для шеи, рук и ног.

  • Переходят к наброску длинных до плеч волос, эскиза бороды и тернового венца. Форму туловища и рук округляют.

  • Когда верхняя часть тело Иисуса готова, можно прорисовать форму креста. Закончив очертания рук, приступают к талии, набедренной повязке и ногам.

  • На следующем этапе рисуют вытянутые крылья. Добавляют на пояснице ткань с линиями сгиба. Затем опускаются вниз, где заканчивают рисование нижней части креста.

  • На больших ангельских крыльях добавляют перья и стирают первоначальные линии, которые нарисовали на первом этапе.

  • Эскиз рисунка готов, хотя можно добавить немного оттенков.

Вариант №2

Прежде чем приступить к рисованию Иисуса, определяются с размером фигуры. Соответственно, подбирают силуэт исходя из высоты листа. Это необходимо для поддержания пропорции между листом и фактическим рисунком.

  • Первоначально рисуют крест. Он будет служить основой для тела. Нажим карандаша делают не большой, чтобы по окончанию работы легко стереть направляющие.

  • Определяют пространство, которое займет рисунок вертикально и горизонтально. Руки Иисуса будут вытянуты в стороны. Следовательно, требуется хороший размер бумаги. Рисуют голову и руки. В верхней части вертикальной линии делают овал для головы.

  • Рисуют большой прямоугольник, который будет служить торсом. Затем прорисовывают детали волос, глаз, носа, губ и бороды.

  • Начинают детализировать рисунок с волос. Для этого изображают волнистые или прямые линии, начинающиеся в верхней части головы и спадающие на плечи.

  • Не стоит беспокоиться, если пряди выглядят не ровно.

  • Работают с лицом. Немного ниже лба рисуют брови, а под ними — глаза (обязательно со зрачком), добавив две растянутые изогнутые линии. Затем приступают к наброску носа и рта.

  • Губы должны быть слегка изогнутыми вверх, так мастера показывают улыбку Иисуса. Вокруг них делают усы и бороду. Первую растительность заштриховывают вертикально, а вторую выполняют горизонтально. Борода начинается от губ и простирается до ушей. Она выглядит как треугольник, указывающий вниз.

  • Затем делают два овала на конце рук. Позже из них прорисуют пальцы, которые будут изогнуты вверх.

  • Длинными линиями изображают халат, не забывая делать лишние штрихи для складок на одежде. Затемняют или заштриховывают на линии сгибов, например, на складках. Формируют пальцы на руках и проходят еще раз по контуру рисунка. Убирают ластиком лишние детали.

  • Вариант №3

Пошаговое видео руководство рисования распятия Иисуса. Автор снял его довольно подробно, поэтому вполне возможно повторить приведенную технику.

Рисунок карандашом рождение Иисуса Христа, поэтапно с фото

Когда рисуют важное христианское событие – рождество Христово, сразу вспоминают о кроватке в яслях, где впервые появился младенец. Сцены сопровождаются волшебством ночной звезды, блуждающими пастухами, домашними животными, экзотическими волхвами, приносящими подарки с Востока, а также гордым отцом и Богоматерью.

Вариант №1

Этот рисунок выполняется в форме поздравительной открытки.

  • Для начала делают круг, в который размещают ясли животных.

  • Затем в кормушке изображают лежащего младенца, укутанного в простыню.

  • Из щелей и поверх яслей выступает трава.

  • На следующем этапе добавляют овечку, сияние вокруг головы младенца и свечение Вифлеемской звезды.

  • Можно добавить колокольчики, еловые веточки и поздравительную надпись. Из кривой, от которой идут другие маленькие ответвления, делают веточки.

Вариант 2

Чтобы нарисовать рождение Иисуса не обязательно изображать все детали события. Иногда достаточно показать младенца в колыбельке на стоге сена.

  • Для начала создают вытянутую форму для головы. Чуть ниже ее центра проводят горизонтальную линию для размещения глаз.

  • С правого конца линии делают небольшую выпуклость для щек. Рядом рисуют кисть ручки с крохотными пальчиками.

  • На проведенной горизонтальной линии располагают глаза, набрасывают ресницы и брови. Между глазами делают округлый носик, а затем рот и губы. Обязательно на уголках делают изогнутые черточки для округлости щек.

  • Затем рисуют легкую линию волос и приступают к изображению второй руки, которая показывается из-под одеяла.

  • Удлиняют тело младенца и добавляют края корзины, поверх которой опускается край одеяла.

Корзину можно изобразить разной формы, все зависит от фантазии автора.

  • Лишние детали убирают ластиком.


Рождение Иисуса Христа в цвете, поэтапно с фото

Какое Рождество без рождественского вертепа? Следующий рисунок предназначен для более опытных авторов. Рождественское действие венчает звезда Давида над кормушкой. Сам младенец умиротворенно спит в наполненной сеном корзине. Рядом с ним расположились Мария и Иосиф, а по бокам лежат овечки.

  • Делают овалы для всех шести персонажей, участвующих в Рождестве.

  • Далее определяются с формами людей, ангелов и животных.

  • Зная, где расположен каждый персонаж, начинают рисовать соответствующие лица. Ребенок спит, поэтому его глаза закрыты, а на головах Иосифа и Марии наброшены капюшоны.

  • Начинают рисовать тела и одежду героев, а также завитки шерсти овечек.

  • Приступают к крыльям ангела, а также ореолам над головами Марии и Иосифа. Рисуют одеяло, которым обернут младенец.

Рисунок Иисус Христос суперзвезда, поэтапно с фото

Отношение к мюзиклу «Иисус Христос суперзвезда» неоднозначное, ведь вся постановка строится на рок-песнях. Сюжетная линия основывается на последних днях жизни Иисуса и содержит многие элементы библейского повествования: предательство Иуды, арест и распятие Иисуса.

Рисунок №1 Многогранность величия Иисуса

На этом рисунке Иисус смотрит немного в сторону. Он имеет задумчивый и усталый вид, но от лика святого идет свечение.

  • Начинают работу с нанесения овала, который разделяют вертикальной линией для элеменов лица. Вокруг контура делают волнистые пряди волос и косую линию для плеч.

  • Детализируют волосы для большей реалистичности. Наносят две петли на левой стороне, которые позже станут ухом. Затем изображают штрихи для глаз, носа и бороды.

  • Продолжают набрасывать переднюю линию волос, которая окружает часть лица. Формируют глаза, и накладывают тень на правую сторону.

  • Намечают место усов и бороды, продолжают детализировать шею и грудную область.

  • На пятом этапе начинают процесс затенения с области вокруг глаз, что придаст глубину и реалистичность лицу. Повторяют то же с левым глазом, двигаясь дальше вниз к щеке. Слегка затеняют область вокруг кончика носа, губ и усов. Линии волос выше лба и халат также должны быть заштрихованы.

  • Удаляют все руководящие формы и продолжают затенение всей верхней части головы, усов и бороды.
  • Рисование Христа – это просьба в благословении всех помыслов и начинаний, а также поддержание христианских учений и книги, содержащей Писание. Сильный портрет всегда завораживает и привлекает внимание зрителя. Он заставляет нас задуматься о великом человеке, который посвятил всего себя служению людям.