Ремонт Дизайн Мебель

Конспект логопедического занятия. Соотнесение образа буквы со знакомыми предметами. Логопедические упражнения на шипящие звуки

Тарасова Елена Геннадьевна

Должность:

учитель-логопед

Учреждение:

ГОКУ СКШ № 3 г. Тулуна Иркутской области

Логопедическое занятие

Аннотация: В работе предлагается логопедическое занятие по автоматизации звука [Ш] в словах и предложениях на материале игр и упражнений, способствующих коррекции и развитию психических процессов у учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Класс: 1

Речевое заключение: Системное недоразвитие речи легкой степени тяжести с нарушением звукопроизношения по типу дислалии (шипящий сигматизм) при умственной отсталости.

Тема: Звук и буква [Ш]

Цель:

Автоматизация звука [Ш] на материале игр и упражнений на развитие психических процессов.

Задачи:

Закреплять четкое произношение звука [Ш] в словах и предложениях.

Корригировать и развивать произвольное внимание через упражнения в нахождении общих и отличительных признаков предметов.

Воспитывать положительную мотивацию к занятиям через игровые формы его проведения.

Оборудование: кукла Золушка, мягкие игрушки (петушок, кошка, мышка, лягушка, мишка), плакат "Чудо дерево", карета, предметные картинки, схемы «место звука [Ш] в слове», компьютер, мультфильм Уолта Диснея "Золушка", карточки для развития зрительного восприятия, мяч.

Ход занятия:

I . Орг. момент

Ребята, сегодня к нам в гости пришла героиня сказки (появляется кукла в рваном платье, без туфель, бус, короны), прочитайте её имя

Золушка

Назовите пятую букву в её имени?

II . Разбор артикуляции

(губы трубочкой, зубы вместе, язычок поднимается вверх, но к зубам не прижимается, воздушная струя тёплая)

III . Характеристика звука

Дайте характеристику звуку (согласный, шипящий, твёрдый, глухой)

VI . Артикуляционная гимнастика

1. «Улыбочка-хоботок»

«Улыбка» - Удержание губ в улыбке. Зубы не видны.
«Хоботок» - Вытягивание сомкнутых губ вперёд.

Улыбайся народ,
Потом губы – вперёд!
И так делаем раз шесть.
Всё! Хвалю! Начало есть!

2. «Лопаточка»

Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

Язык широкий покажи
И лопатку подержи.

3. «Чашечка»

Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, прогибается к низу. В таком положении язык удержать от 1 до 5-10.

Язычок наш поумнел.
Чашку сделать он сумел.
Можно чай туда налить.
И с конфетами попить.

4. «Вкусное варенье»

Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу (язык – широкий, боковые края его касаются углов рта), делая движения языком сверху вниз, а не из стороны в сторону. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх – она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).

Губка верхняя в варенье
Ах, неаккуратно ел.
Вот облизывать придётся
Будто нету других дел.

5. «Согрей – заморозь ладошку»

Произносим длительно звук [C] (при этом воздушная струя направлена на ладонь) – ладошка замёрзла, а теперь согреем её - произносим длительно звук [Ш].

V . Основная часть

Послушайте историю Золушки (включается фрагмент мультфильма, где мачеха и сестры уезжают на бал, а Золушка, заплакав, убегает).

В своей комнате Золушка долго плакала, а потом решила попросить помощи.

Давайте отправимся вместе с ней и поможем Золушке собраться на бал. Вам нужно будет запомнить всех, у кого она побывала.

1. «Съедобное – не съедобное» (игра с мячом)

А вы хотели бы помочь ей?

Для этого нам нужно правильно произносить звук [Ш], красиво говорить и быстро выполнять все задания.

Отгадайте загадку и узнаете, к кому первому пришла Золушка

В подполье, в каморке

Живет она в норке.

Серая малышка,

Кто же это? (мышка)

Я буду кидать Вам мяч и называю разные предметы, Вы ловите его, повторяете его название. Если названный предмет можно употреблять в пищу, вы говорите «съедобный», если нет - «несъедобный»

Слова: шишка, шар, шоколадка, шарф, шуруп, каша, шкатулка, шуба, шашлык, ватрушка, картошка, кувшин, груша, плюшка (После выполнения у Золушки появляется новое платье).

2. Упражнение в классификации

Отгадайте загадку и узнаете, к кому второму пришла Золушка

Мордочка усатая, шубка полосатая

Молоком питается. Как называется? …кошка (появляется игрушка).

Кошка предлагает Вам группы картинок. Назовите картинки (выдаются каждому ребёнку:

1. Неваляшка, кукла, шары, машинка, робот, самолёт, матрёшка.

2. Шуба, рубашка, юбка, платье, шорты, штаны.

3.Лошадка, мышка, тигр, кошка, жираф, собака.)

Как эти предметы можно назвать одним словом? (Игрушки, одежда, животные)

Выберете только те предметы, в названии которых встречается звук [Ш].

Определите место звука [Ш] в словах, подберите нужную схему.

(после выполнения задания у Золушки появляются туфли).

3. Упражнение "Чудо дерево"

Отгадайте загадку и узнаете, к кому третьему пришла Золушка.

Добрый он, большой, лохматый.

Его знаете ребята.

Он в берлоге спит зимой под высокою сосной.

Он не слон и не мартышка.

Это косолапый … мишка (появляется игрушка)

Мишка рад помочь Золушке, но для этого нужно выполнить задание: на волшебном дереве выросли картинки.

Назовите их одним словом.

Посмотрите внимательно, найдите одинаковые и снимите их.

В благодарность за то, что вы выполнили задание, Мишка дарит Золушке корону.

4. Динамическая пауза

Прежде, чем отправиться в дальнейший путь, выполним упражнение «Горошек растёт» (с музыкальным сопровождением).

Сейчас я превращу вас в горошинки. Посадили горошинки в землю (присаживаемся). Солнышко светит и согревает вас, вы начинаете расти (поднимаем руки вверх и начинаем приподниматься). Растём! Растём! Растём! Выросли! (поднимаемся на носочки и тянем вверх руки). Превращайтесь в детей и возвращайтесь на свои места.

5. Упражнение на развитие внимания "Посмотри внимательно"

Отгадайте загадку и узнаете, к кому четвертому пришла Золушка и для кого мы вырастили горошек.

Встает на заре,

Поет во дворе,

На голове гребешок

Кто же это? … петушок (появляется игрушка)

Петушок приготовил для Золушки задание:

Посмотрите внимательно,

Поразмыслите не спеша,

И отыщете обязательно

Шесть вещей со звуком [Ш].

А теперь сравните мальчиков: предъявляется две картинки, отличающиеся несколькими признаками.

Посмотрите на карточку и посчитайте: сколько здесь шарфов, шапок и шуб.

Сколько ребят мы сможем одеть для зимней прогулки, так чтобы у каждого ребёнка была шапка, шуба и шарф?

Петушок благодарит Вас за правильно выполненные задания и дарит Золушке бусы.

Физ. минутка

Пока Петушок нёс подарок, все бусинки перемешались, давайте поможем перебрать их по цвету (ученики перебирают бусинки под музыку).

6. Дидактическая игра "Подбери по форме"

Посмотрите на нашу Золушку, готова ли она к балу.

Мы помогли Золушке собраться на бал, но дворец находится очень далеко. Как же ей добраться до него? Отгадайте загадку и узнаете, кто ей поможет:

На полянке и опушке

Нас всегда везде найдете

Мы зеленые квакушки

Лупоглазые … лягушки (появляется игрушка)

Что подарила Лягушка Золушке вы узнаете, если соберете слово, поставив цифры в той последовательности, какой они идут при счете.

Прочитайте слово КАРЕТА

Карета непростая, а волшебная. Какие геометрические фигуры вы видите в её окошечках. Вы должны найти картинки, похожие на треугольник, квадрат и прямоугольник. Среди выбранных Вами картинок найдите те, в названии которых встречается звук [Ш], и пометить их в окошки. Только после этого карета сможет поехать.

6. Упражнение на развитие долговременной памяти

Пока Золушка едет на бал, давайте вспомним всех, кто помог ей собраться. Кто был первый, второй, третий, четвертый, пятый? (по мере называния игрушки выставляются на столе).

VI . Итог

Включается фрагмент мультфильма, где Золушка танцует на балу.

Ребята, Вы помогли Золушке?

Что Вы для этого делали?

Данный конспект занятия по подготовке к обучению грамоте является одним из конспектов рабочей программы «От звука к букве», составленной мною, учителем-логопедом Сажаевой Н. К. Рабочая программа по подготовке к обучению грамоте включает в себя 72 занятия и рассчитана на старший дошкольный возраст. За методическую основу был взят «Логопедический букварь» Н. С. Жуковой. Более пяти лет я занимаюсь с детьми, используя это методическое пособие.

Задачи:

1. Продолжать учить ориентироваться в пространственно-временных категориях «неделя», «время года»;

2. Продолжать формировать умение называть предмет по родо-видовым признакам («одежда»);

3. Продолжать учить приёмам словоизменения, а именно: единственное и множественное число существительных, в том числе отработка множественного числа родительного падежа существительных; уменьшительно-ласкательные суффиксы;

4. Продолжать знакомить детей с понятиями «звук», «гласный звук», «согласный звук», учить называть характерные признаки гласных и согласных звуков, учить различать их между собой;

5. Продолжать формировать умение называть обобщающее понятие;

6. Дать представление о понятии «буква», продолжать учить различать понятия «звук» и «буква»;

7. Дать представление графического изображения буквы Ш, ш;

8. Продолжать формировать умение соотносить изучаемую букву со знакомыми предметами;

9. Продолжать формировать умение выделять на слух заданный звук в различных позициях: начало, середина, конец слова;

10. Продолжать формировать умение придумывать слова на заданный звук и определять местоположение звука в слове;

11. Продолжать формировать умение работать с кассой букв и слогов;

12. Продолжать развивать мелкую моторику пальцев рук с помощью пальчиковых упражнений;

13. Продолжать развивать общую моторику с помощью физических разминок.

Оборудование: предметные картинки ШАПКА, ШАРФ, ШАР, МЫШЬ; «Волшебный мешочек», касса букв, карточки для обозначения звуков, карточки для выкладывания слоговой структуры слова, магнитная доска.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Приветствие. Уточнение дня недели. Проговаривание всех дней недели в прямом и обратном порядке. Рассказ «Дни недели» (хоровое проговаривание).

«Я знаю семь дней недели: это понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота и воскресенье. Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница – это рабочие дни, а суббота и воскресенье – выходные».

Назвать текущее время года и перечислить осенние месяцы.

2. Проверка домашнего задания

  • «Назовите гласные звуки из пройденных» («А, У, О»). «Почему они гласные?» («При их произнесении воздух в ротовой полости проходит свободно. Состоят из голоса. Образуют слог»).
  • «Назовите согласные звуки из пройденных» («М, С, Х, Р»). «Почему они согласные?» («При их произнесении воздух в ротовой полости встречает преграду. Состоят из голоса и шума»).
  • Чтение страницы букваря «Р» (это предыдушая тема занятия).

3. Объявление темы занятия.

Картинки из «Волшебного мешочка»: ШАПКА, ШАРФ, ШАР, МЫШЬ.

(Слова проговариваются и картинки вывешиваются на магнитную доску).

«Назовите слово, которое обозначает головной убор» («Это шапка»).

«Назовите слово, которое обозначает предмет одежды, надеваемый на шею для удерживания тепла» («Это шарф»).

«Назовите слово, которое обозначает предмет круглой формы, наполненный воздухом» («Это шар»).

«Назовите слово, которое обозначает мелкого грызуна» («Это мышь»).

  • Игра «Классификация»

«Какие картинки можно положить вместе и почему?» («Можно положить вместе шарф и шапку, потому что они – одежда»).

  • Игра «Один-много» («Шапка – шапки»…).
  • Игра «Назови ласково» («Шапка – шапочка»…).
  • Игра «Назови огромный» («Шапка – шапище»…).
  • Игра «Кого/чего не стало»: дети закрывают глаза, а логопед прячет картинку («Не стало шапки»…).

Звук выделяется из звучащей речи. «Какой звук слышится во всех этих словах?» («Звук [Ш]»). «Сегодня на занятии мы познакомимся со звуком [Ш]».

4. Анализ классификационных признаков.

Звук [Ш] гласный или согласный и почему?» («Звук [Ш] согласный, потому что воздух встречает преграду в ротовой полости»).

«Звук [Ш] звонкий или глухой и почему?» («Звук [Ш] глухой, потому что горлышко не поёт – голосовые связки не работают». Проверить тактильно-вибрационным контролем).

«Звук [Ш[ твёрдый или мягкий и почему?» («Звук [Ш[ твёрдый, потому что язык прямой»).

«Звук [Ш[ твёрдый глухой согласный, обозначаем квадратом синего цвета» (Логопед предъявляет квадрат синего цвета).

5. Развитие фонематического слуха и восприятия.

«Поднимите руку, если услышите звук [Ш]:

в звуковом ряду: а, ш, р, ж, о, м, ш, л, с, ш, р, щ …;

из слогового ряда: ша, аш, са, жа, шу, ща, ач, ши, шо, сы, то, со, ку, шу …;

из слов: сок, шар, корка, шуба, самовар, шапка, Жучка, мышь, жёлудь …».

«Определи место звука в слове» (начало, середина, конец слова): ШАПКА, ШАРФ, МЫШЬ, ШАР.

«Придумайте свои слова с изучаемым звуком и определите место звука в слове» (начало, середина, конец слова).

6. Соотнесение звука с буквой.

Предъявляется карточка с печатной буквой (большой и маленькой). «Звук [Ш] обозначается в русском языке буквой «Ш» (ша)».

Звуки мы слышим и говорим, буквы мы видим и пишем.

7. Анализ образа буквы.

«Большая и маленькая буква «Ш» пишутся одинаково». «Из каких элементов состоит наша буква?». «Проводим три прямые линии сверху вниз на одинаковом расстоянии друг от друга. Внизу проведём одну линию, только слева направо, она соединяет все три линии вместе. Получилась буква «Ш» (логопед сопровождает написание буквы показом на доске).

Физминутка

Шарик

— Надуваем быстро шарик,

(Пальцы собраны в щепотку около рта и постепенно «расширяются»)

— Он становится большой.

(Руки через верх в сторону, описывают круг)

— Шарик лопнул,

— Воздух вышел,

(Наклон вниз, присесть)

— Стал он тонкий и худой.

(Встать, прижав руки к туловищу)

Мышка

— Это мама – мышка.

(Погладить голову)

— Она красивая как все мышки.

(Погладить лицо)

— У неё большие ушки,

(Погладить ушки)

— У неё большие глазки,
(Погладить область вокруг глаз)

— У неё мягкие щёчки,

(Погладить щёчки)

— У неё острый носик,

(Погладить нос)

— У неё зубастый ротик.

(погладить губы)

8. Соотнесение образа буквы со знакомыми предметами.

— Шура сено ворошил,

Вилы в сене позабыл. (Г. Виеру)

— На что похожа Ш?

На зубья этого ковша. (В. Степанов)

— Ах, табуретка хороша!

Перевернул – и буква Ш!

«На какие предметы похожа буква «Ш» (ответы детей).

«На какие буквы русского языка похожа буква «Ш» (ответы детей).

«На какие цифры похожа буква «Ш» (ответы детей).

9. Работа с букварём.

(Страницы 29-30). Чтение речевого материала сначала логопедом, затем – детьми.

Пальчиковая гимнастика

Зимняя одежда

— Мама свяжет дочке

(«Вяжем на спицах»)

— Шарфик

(Провести ладонью по шее и отвести руку за плечо – «перекидывает шарф»)

— И носочки,

(Показать на ноги)

— Шапочку и варежки,

(Показать на голову и кисти)

— Чтоб не мёрзнуть Варюшке.

(Погрозить – покачать указательным пальцем влево-вправо).

(О. Крупенчук)

10. Работа с кассой букв и слогов.

Выложить в кассе букв и слогов:

— большую/заглавную «Ш»;

— маленькую/строчную «ш»;

— АШ – ША – ШАР – ШАРЫ

— ша – Маша

— УШ – ШУ – ШУМ – ШУМЫ

— Шу – Шура

— ОШ – ШО

Слогов столько, сколько гласных.

«Сколько слогов в словах: шар, шары, Маща, шум, шумы, Шура?». Выкладываемые слова сопровождать карточками для обозначения звуков.

11. Подведение итога.

«Какой звук учили?» (коллективный ответ детей).

«Какой буквой обозначали?»

12. Домашнее задание.

Чтение страницы букваря (стр. 29-30). Выкладывать заглавную и строчную букву Ш, ш . Придумать слова изучаемым звуком. Придумать имена для мальчиков и для девочек, в которых есть изучаемый звук. Подумать, на что похожа буква Ш и получить сертификат к аттестации ?

Конспект занятия по логопедии в начальной школе "Звук и буква "Ш" в слогах и словах"

Цель: Формирование навыков различения и четкого произношения звука [ш] в слогах и словах.
Задачи.
Образовательные:
упражнять учащихся в различении звука и буквы [ш] на базе слогов и слов;
уточнять артикуляцию и характеристику звука [ш];
формировать навыки звукового анализа и синтеза слов;
упражнять в изменении глаголов по лицам; образовании формы множественного числа родительного и именительного падежей;
активизировать терминологический словарь учащихся;
Коррекционно-развивающие:
способствовать развитию фонематического слуха и внимания, памяти;
развивать умение ориентироваться в пространстве;
развивать мелкую моторику рук;
Воспитательные:
воспитывать уважительное отношение друг к другу;

Оборудование:
Наглядный и раздаточный материал: карточки на звук [ш]; рабочие тетради; прописи; цветные ручки; компьютер; презентация на звук [ш]; настольные зеркала.

Литература:
Л.Н.Ефименкова «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов» Москва «Просвещение» 1991г.
Е.В.Кузнецова, И.А.Тихонова «Ступеньки к школе» Творческий центр «Сфера» Москва 2000г.
«Помощник учителя-логопеда центра социально-психологической и педагогической помощи» Москва, 1999г.
И. Лопухина «550 занимательных упражнений для развития речи»

Ход занятия:

I. Организационный момент:
Ребята, давайте улыбнёмся друг другу и с хорошим настроением начнем наше занятие.
II. Работа над темой занятия.
1. Сегодня мы с вами начнем работу с новым звуком. С каким звуком? Вы узнаете, если правильно ответите на мой вопрос.
Перед вами прямоугольник (В прямоугольнике расположены буквы, в левом верхнем - буква с, в правом верхнем - буква ж, в левом нижнем - буква щ, в правом нижнем - буква ш, в центре - буква ч)

Вспоминаем стороны: верхняя-нижняя, левая-правая;
углы: левый-верхний, правый-верхний, правый-нижний, ле-вый-нижний).
Назовите букву, расположенную в правом нижнем углу.
Тема урока – на слайде («Звук и буква «ш» в слогах и словах»).

2. Предлагаю вам на время нашего занятия стать исследователями и заняться исследовательской деятельностью.
Работа с новыми словами (слова вывешиваются на доске).
Исследователь – это тот, кто занимается исследованием.

Исследование или исследовательская деятельность – это работа, связанная с поиском, для получения новых знаний и расширения старых.
3. Свою работу мы будем строить по следующему плану (план занятия вывешивается на доске):
1.На что похож звук ш?
2.Артикуляция звука ш.
3.Характеристика звука ш.
4.Элементы буквы ш.
5.Закрепить навыки четкого произношения и различения звука в слогах и словах.

4. Работаем над первым пунктом плана - на что похож звук Ш?
Закройте глаза и скажите, на что похож звук? (Лопнувший шарик). На компьютере появляется картинка.
С первым пунктом плана мы справились замечательно.
5. Переходим ко второму пункту нашего плана - артикуляция звука (Зеркала).
Разбираем артикуляцию:

Положение языка – отрабатываем упражнение «Чашечка» 3-5 раз под счет от5 до 8;
-положение губ – упражнение «Улыбка» 3-5 раз под счет от5 до 8;
-проговариваем артикуляцию звука;
-отрабатываем артикуляцию звука 3-5 раз под счет от 5 до 8;
-«шипим: тихо-громко; вместе-поочередно; коротко-длинно);
Давайте вместе «Надуем шарик». Выполняем 3-5 раз.
-Встаем в круг, держимся за руки, вдыхаем воздух через нос – расходимся «надуваем шарик»;
-задерживаем дыхание;
-выдыхаем воздух через рот – сжимаем круг;
И с этим заданием мы с вами справились. Переходим к следующему пункту плана.

6. Характеристика звука (Работа в тетрадях).
Разбираем характеристику звука, записываем в рабочих тетрадях.
7. Элементы буквы «ш».
Выясняем сколько элементов в букве? Какие элементы? На что похожи? Чем отличается заглавная буква от прописной?
Прописываем строчку буквы «ш», чередуя заглавную с прописной.

8. Закрепление навыков правильного произношения. Работаем устно:
Речевая зарядка.
ша-ша-ша
наша Маша хороша

Шо-шо-шо
говорим мы хорошо

Ши-ши-ши
Миша с Машей малыши

Шу-шу-шу
Шубу новую ношу
Игра «Запомни и повтори».
ша – ша – ша
шапка, шар, лапша

Ши – ши – ши
шило, шина, малыши

Шо – шо – шо
шепот, шелк, мешок

Шу-шу-шу
шуба, шутка, шут, мишутка

Игра «Замени звук».
Тапки – шапки
Дар – шар
Горох – шорох
Губы – шубы

Миска – мишка
Корка – кошка
Каска – кашка
Крыса – крыша

Игра «Продолжи предложение».
Я иду, и ты … идешь
Я пою, и ты … поешь
Я несу, и ты … несешь
Я беру, и ты … берешь

Игра «Один – много».
У бабушки одна кошка. У бабушки много кошек.
Я сорвала одну ромашку. Я сорвал много ромашек.
Я видела одну зеленую лягушку. Я видел много зеленых лягушек.
У Маши один воздушный шарик. У Маши много воздушных шариков.
9. Физкультминутка.
10. Работа в карточках:
Вставьте букву ш в слова. Проверка задания.
…уба -
…каф -
ко…ка -
…ина -
…апка -
пу…ка -
ма…ина –
поду…ка -
…ар –
ча…ка -
Сколько предметов обозначает каждое слово?
Измените слова так, что бы они стали обозначать много предметов. Проверка задания.
Шуба – шубы
Шкаф – шкафы
Кошка – кошки
Шина – шины
Шапка – шапки
Пушка – пушки
Машина – машины
Подушка – подушки
Шар – шары
Чашка - чашки

III. Итог занятия:
1. Повторение пройденного материала.
- Кем мы сегодня были на занятии?
- Какой деятельностью занимались?
- С каким звуком мы работали?
- На что похож звук [ш]?
- Вспомните артикуляцию звука?
- Дайте характеристику?
- Какое задание понравилось?
- Какое задание показалось трудным?

2. Оценка работы учащихся логопедом.

Олеся Морозова
Конспект логопедического занятия «Звук и буква Ш»

Цели : 1. Знакомство со звуком < ;Ш>, его характерными особенностями, с буквой Ш .

2. Закрепление правильного произношения звука < ;Ш> в слогах, словах.

3. Развитие фонематического слуха : умения выделять звук < ;Ш> на слух и в произношении из ряда других звуков , слогов , слов и определять позицию звука в слове .

4. Упражнение в чтении слогов , слов с буквой Ш . Знакомство с правилом написания слога ШИ.

5. Воспитание стремления правильно произносить поставленные звуки .

Оборудование : зеркала, демонстрационные предметные картинки (васильки, ромашки, шмель, пчела, ландыш, фиалка, рубашка, футболка, брюки, шорты, шлепанцы, сандалии, шоколад, конфеты, шалаш, домик, ручка, карандаш, индивидуальные предметные картинки по 2 на каждого ребенка (часы, камыш, лук, лошадка, кольцо, шкаф, санки, пушка, труба, шар, самолет, кошка, заяц, шапка, зонт, мышка, игрушка Шуршунчик, звуковые домики , наборы для схем слов, замок согласных букв , демонстрационная карточка буквы Ш , карточки для чтения, листы Рабочего Букваря с буквой Ш , контейнеры со цветными карандашами, презентация к занятию , компьютер.

План занятия :

I. Организационный момент.

Логопед : Перед началом занятия проводится игра на коммуникативность

«Доброе утро» :

Снова наступило утро. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу.

Молодцы! Надеюсь, что вы будете на занятии также внимательны друг к другу, как и во время этой игры.

II. Сообщение темы занятия .

Логопед : Ребята, сегодня мы познакомимся с новыми звуком и буквой . А вот с какими, нам расскажет об этом мой друг Шуршунчик.

III. Артикуляционная гимнастика.

Логопед : Давайте поздороваемся с Шуршунчиком.

Дети : Здравствуй, Шуршунчик.

Шуршунчик : Ждластвуйте, ребята!

Логопед : Ой, Шуршунчик! Что это с тобой?

Шуршунчик : Не жнаю!

Логопед : А ты делал сегодня зарядку для язычка?

Шуршунчик : Нет!

Логопед : Ну, тогда мне все понятно. Твой язычок не проснулся, и поэтому у тебя не получается правильно произнести все звуки . Но это мы сейчас исправим.

Ребята, чтоб слова звучали гладко,

Давайте сделаем для язычка зарядку.

- «Улыбка» :

Рано утром мы проснемся,

Маме с папой улыбнемся.

- «Заборчик» :

В окно выглянем во двор

И увидим там забор.

- «Маляр» :

Чтобы дома было чисто,

Потолок покрасим кистью.

- «Чашечка» :

А теперь мы отдохнем,

Чашку чайную возьмем.

- «Вкусное варение» :

Чай с варением попьём.

- «Лошадка» :

По дорожке узкой, гладкой

Мы поскачем на лошадке.

- «Грибок» :

У дорожки есть дубок,

Под дубком растет грибок.

- «Гармошка» :

Мы от радости немножко

Поиграем на гармошке.

Шуршунчик : Ой! И, правда, помогло. Теперь все звуки получаются !

IV. Выделение <Ш> из имени. Характеристика звука .

Шуршунчик, а какой звук мы будем сегодня учить?

Как, вы ещё не догадались? Этот звук спрятался в начале и середине моего имени!

Ребята, вы догадались, какой это звук ?

- Звук Ш .

Правильно. Произнесите звук Ш и посмотрите на себя в зеркало. Есть ли преграда на пути воздуха? Значит это какой звук : гласный или согласный? Дети отвечают.

Приложите ладонь к горлышку, произнесите звук . Поет голосок? Значит звук Ш : глухой или звонкий? Ответы детей.

Да, ребята, звук Ш – согласный , глухой, а ещё он всегда твердый. И живет он в синем крыле замка согласных.

Давайте повторим характеристику звука Ш .

Дети повторяют : Звук Ш – согласный , твердый, глухой.

Шуршунчик : Ой, какие молодцы!

V. Игра «Поймай звук Ш » .

Логопед : Да, Шуршунчик, мои ребята очень умные и внимательные.

Шуршунчик : Ой, я хочу поверить действительно ли они такие внимательные. Предлагаю поиграть в игру «Поймай звук Ш » .

Логопед : А что? Хорошая идея! Приготовили ладоши. Если вы услышите звук < ;Ш>, хлопайте в ладоши :

А) Ш, С, М, Ш, Ш, З, Ы, Ш

Б) АШ, УШ, МА, ШО, ШИ, ШЕ, СО

В) САД, МАК, ШУМ, ХОМЯК, ШУТКА, КАРАНДАШ, СТОЛ, КОШКА

Шуршунчик : Молодцы, справились!

VI. Произношение звука в слогах , словах. Выбор слов со звуком Ш .

Шуршунчик : Ребята, я мечтаю стать писателем. И решил написать историю о том, как я летом ходил в гости к Хомяку. Но я хочу, чтобы в рассказе было как можно больше слов со звуком < ;Ш>. Вы поможете их мне подобрать?

Татьяна Анатольевна хорошо знакома с этой историей. Так что пусть она рассказывает, а я буду записывать.

Логопед : Договорились. Ну что ж, начнем.

Однажды прекрасным летним утром Шуршунчик решил отправиться в гости к своему другу Хомячку. Собираясь, он напевал себе под нос весёлые песенки. Я прошу вас сейчас внимательно их слушать и без ошибок их повторить : ША-ШО-ШУ

А начиная с этого момента нам нужна помощь в выборе слов со звуком < ;Ш>.

Итак, Шуршунчик решил принарядиться. Он надел (рубашку или футболку, (брюки или шорты) . На ноги он обул удобные (сандалии или шлёпанцы) . И, закрыв плотно дверь, зашагал по дорожке. Вдоль неё красиво цвели (васильки или ромашки, а над цветами жужжали (шмели или пчелы) . На самой опушке леса рос душистый (одуванчик или ландыш) . На ветке высокой сосны сидела интересная птица. Это была (кукушка или иволга) . Как же красиво было в лесу! То тут, то там в траве виднелись (боровики или шампиньоны) . Выйдя на широкую поляну, Шуршунчик увидел (шалаш или домик) Хомячка. Он очень обрадовался, заметив друга. В подарок Шуршунчик принес (ручку или карандаш) . А Хомячок угощал гостя (шоколадом или конфетами) . А потом друзья решили поиграть в игру «Посели звук Ш в домик » .

VII. Игра «Посели звук < ;Ш> в домик» .

Давайте и мы, ребята, сыграем в эту игру.

Логопед называет слова с доски (слова, которые выбрали дети, а ребята на звуковых домиках определяют позицию звука Ш в них .

Шуршунчик : Ха! Всем вместе легко играть в эту игру. Можно и у соседа подсмотреть.

Логопед : Ну что ж. Давай проверим, как ребята самостоятельно справятся с этим заданием. У вас на столах лежат 2 картинки. Возьмите их, выберете картинку со звуком Ш и определите место звука в нем .

Дети выполняют задание. Затем вслух объясняют его выполнение.

Шуршунчик : Молодцы!

VIII. Физкультурная минутка.

Логопед : Шуршунчик! А мы с ребятами знаем игру про твоего друга Хомячка. Хочешь посмотреть?

Шуршунчик : С удовольствием!

Дети вместе с логопедом выполняют физминутку «Хомячок» :

Хомка, хомка, хомячок –

Полосатенький бочок.

Хомка раненько встает,

Щечки моет, ушки трет.

Подметает хомка хатку

И выходит на зарядку.

Раз,два,три,четыре, пять –

Хомка сильным хочет стать.

IX. Знакомство с буквой Ш .

Шуршунчик : Ой, как интересно! А вы знаете, когда я уходил домой Хомячок подарил мне букву Ш . Хотите, я вам её подарю.

Логопед : Спасибо, Шуршунчик!

Посмотри на букву Ш -

Буква очень хороша ,

Букву Ш я написала :

Три шеста и снизу шпала.

Логопед показывает детям демонстрационную карточку с буквой Ш .

Затем, объясняет, как правильно пишется эта буква .

X. Чтение слогов и слов по карточкам :

АШ УШ ОШ ЫШ

ША ШУ ШО ШИ

ШАГ ШУМ ШОК ШОВ

У-ШИ ШИ-НА КА-ША ШУ-БА

XI. Работа на листах Рабочего Букваря .

Логопед : Ребята, чтобы получше запомнили букву Ш и не путали её с другими буквами , мы с Шуршунчиком предлагаем вам раскрасить букву Ш на листах Букваря . Каким цветом вы будете раскрашивать буквы ? Почему? Ответы детей. Раскрашивать буквы следует только синим цветом, потому что она обозначает один согласный твердый звук Ш .

Дети раскрашивают букву .

XII. Итог занятия .

Логопед : Ребята, вы запомнили, какой звук и букву мы сегодня изучали ?

Дети отвечают.

Шуршунчик : Молодцы! Спасибо вам, ребята за помощь! До свидания!

Логопед : До свидания, Шуршунчик!

Наука о недостатках речи, изучающая способы их упразднения, а также специальные упражнения для языка – логопедия. К этой науке обращаются не только дети, но и взрослые, чтобы правильно и красиво произносить звуки и иметь успех в любом деле, где нужно переубеждать, воодушевлять, делиться информацией с другими людьми. Для корректировки речевых дефектов используют регулярные логопедические упражнения для детей и взрослых.

Некоторые родители сталкиваются с проблемами речи у своих детей

В нашей статье вы найдете полезные советы и для себя по приобретению навыков правильной артикуляции, а также массу ценных приемов для корректировки произношения звуков вашими детьми.

Для того, чтобы добиться высоких результатов в бизнесе и обладать способностью убеждения, необходимо не только безукоризненно владеть речью, но и четко и разборчиво выражать свои мысли. Не всем сразу удается освоить эту науку, поэтому для усовершенствования навыков существуют различные практики.

Логопедические упражнения для взрослых

Наблюдается нечеткость речи и у взрослых, поэтому расспросите знакомых, есть ли у вас недостатки в произношении. Можно просто записать на диктофон несколько фраз, а затем внимательно прослушать свой голос.

Существуют логопедические упражнения для взрослых, основным из которых является заучивание и штудирование скороговорок. Если для детей лучше предлагать в игровой форме, то взрослым достаточно дать задание для отработки навыка.

Проблемы с произношением в большинстве случаев легко исправляются после курса регулярных занятий

Итак, каждый должен соблюдать следующие правила во время тренировки:

  • прочитать скороговорку 3-4 раза;
  • медленно повторить ее, четко и внятно проговаривая;
  • когда выйдет все произнести правильно, можно ускорить темп;
  • важно качественно произнести все звуки, а не быстро;
  • короткие скороговорки нужно проговаривать на одном дыхании.

Для взрослых и для малышей подходят одни и те же задания:

  1. поклацать языком, изобразить, как скачет лошадь;
  2. улыбнуться, а языком постараться достать нёбо;
  3. представить, что слизываете мед с губ, не касаясь уголков губ;
  4. прижать язык между зубами и двигать его вверх-вниз.

Чтобы убедиться в правильности выполняемых заданий, воспользуйтесь зеркалом. Для отслеживания прогресса прочтите отрывок из повести с выражением или стихотворение, обращая внимание на все знаки препинания.

Логопедические упражнения для детей

Все логопедические упражнения для детей следует выполняться незаметно для малыша, чтобы это все было безмятежным времяпрепровождением в игровой форме.

Можно придумывать шуточные названия для каждого задания, ведь ребенок любит ассоциации, порой самые неожиданные. Так, ребятам понравятся такие, как «Лошадка», «Цыплята».

Определив проблемные звуки можно подобрать определенные упражнения для исправления проблемы

Выполнение заданий способствует развитию артикуляционного аппарата малыша, позволяет убрать недочеты произношения, сформировать необходимые речевые навыки.

  • «Ворота»: нужно широко открыть рот, чтобы расслабить губы, повторить 6 раз.
  • «Лопатка»: следует положить язык на нижнюю губу.
  • «Вазочка»: язык кладем на верхнюю губу, повторяем 5 раз.
  • «Шарик»: надувать то одну, то другую щеку, будто во рту катается шарик.

Произношение у малыша будет четким, если для тренировки взять слова с большим количеством согласных: тарелка, подружка, интурист, каратист, гроздь, кровать, кружка, скакать. Их нужно ежедневно выговаривать и тренироваться слышать каждый звук.

Логопедические упражнения на шипящие звуки

Детям зачастую долго не удается правильно произносить шипящие, порой тренироваться нужно до самой школы. Хорошо, если окружение ребенка владеет речью и может корректировать произношение малыша. Рассмотрим, какие логопедические упражнения на шипящие звуки наиболее актуальны. Они подойдут и для взрослых, и для малышей, если такие проблемы существуют.

Логопедические упражнения на букву ж

Важно знать, что нужно делать при артикуляции. Итак, сначала округляем губы и округляем их, зубы не смыкаются, края языка прижимаются к зубам, а сам он образует ковш. Выдыхаем воздух с добавлением голоса при произнесении шипящего ж.

Вот основные логопедические упражнения на букву ж:

  • «Гармошка» для укрепления мышц языка в вертикальном положении: открыть рот, улыбнуться, а язык прижать к нёбу. 5 раз открывать и закрывать рот.
  • «Пирожок»: рот открыть и улыбнуться, скрутить язык, приподняв края. Досчитать до 15, а затем повторить.

Занятия для исправления дефекта произношения звука ж

Их можно использовать и при тренировке произношения других шипящих.

Логопедические упражнения на звук ч

Есть также логопедические упражнения на звук ч:

  • «Грибок» для растягивания подъязычной уздечки: рот открыт, губы растянуть, а языком прикасаться к нёбу так, чтобы края его плотно прижимались. Повторяя, рот открывать нужно шире.
  • «Фокус»: высунуть язык, улыбаясь, кончик поднять, сдувать ватку с носа. Повторять 5-6 раз.

Такие занятия помогают укрепить мышцы языка и разработать его подвижность, что пригодится при выговаривании шипящих.

Логопедические упражнения на букву ш

Существуют также логопедические упражнения на букву ш:

  • «Чашечка»: положить язык на нижнюю губу, а затем приподнять его и удерживать несколько секунд. Повторить 8 раз.
  • «Футбол»: вытянуть губы трубочкой и дуть на ватку в форме мячика, пытаясь попасть в импровизированные ворота.

Занятия на исправление проблем со звуком ш

Данные задания следует выполнять в процессе игр каждый день, чтобы артикуляционный аппарат ребенка развивался и произношение совершенствовалось.

Логопедические упражнения на согласные звуки

Часто и взрослые, и дети с трудом выговаривают определенные согласные, поэтому для корректировки речи нужны логопедические упражнения на согласные звуки.

Логопедические упражнения на букву л

Рассмотрим теперь логопедические упражнения на букву л:

  • «Гудок поезда»: высунуть язык и громко гудеть «у-у-у».
  • «Песня язычка»: язык нужно прикусить и пропеть «лёк-лёк-лёк».
  • «Маляр»: нужно прижать язык зубами и двигать им вверх-вниз, будто красите дом.

Отработка движений для правильности произношения звука л

Если тренировка предназначена для детей, то можно придумать игру, в которой нужно будет выполнять эти задания.

Логопедические упражнения на букву с

Разберем теперь логопедические упражнения на букву с:

  • показать, как насос накачивает колесо;
  • изобразить, как дует ветер;
  • передать, как сдувает шарик;
  • покажите, что слышно, если подуть в бутылочку с узким горлом.

Для того, чтобы приблизить ребенка к пониманию того, что от него хотят, положите на его язычок зубочистку и попросите прижать ее зубами, улыбнуться и выдуть воздух.

Логопедические упражнения на звук р

Выясним логопедические упражнения на звук р, являющийся наиболее проблемным для всех детей:

  • «Чистим зубки»: нужно водить язычком по зубах внутри в разные стороны.
  • «Музыкант»: открыв рот, побарабанить языком по альвеолам, произнося «д-д-д», напоминающее барабанную дробь. Проверить правильность выполнения можно, поднеся лист бумаги ко рту. Он должен шевелиться от потока воздуха.
  • «Голубь»: язычком нужно водить по верхней губе вперед-назад, копировать птицу «бл-бл-бл».

Тренировка для языка верного произношения звука р

Эти тренировочные задания помогут одолеть самый сложный для малышей звук, так как артикуляционный аппарат будет более подвижен. Вслед за этим можно начинать подбирать слова с буквой р.

Логопедические упражнения на звук т

Иногда простые звуки людям сложно правильно произнести, когда трудно понять значение слова или даже высказывания. С такими проблемами следует бороться. И вот какими являются наиболее эффективные логопедические упражнения на звук т:

  • кончик языка прикасается к верхним зубам и произносим «т-т-т»;
  • подражание молотку «тук-тук» или часам «тик-тик»;
  • ходим с малышом по дороге, повторяя «топ-топ-топ»;
  • разучивание скороговорки «От топота копыт пыль по полю летит».

Как правильно делать упражнения для верного произношения звука т

Полезно также будет повторять эти занятия каждый день для того, чтобы тренировки были эффективными. Следите за тем, что слушает ваш малыш, так как речь формируется в зависимости от того, как мы воспринимаем звуки на слух. Позаботьтесь о том, чтобы все члены семьи не «сюсюкали» и не употребляли слова в уменьшительно-ласкательной форме при малыше.

Логопедические упражнения при заикании

Все логопедические упражнения при заикании направлены на формирование плавности речи. Старайтесь расслабить малыша перед занятиями, используйте игровые формы работы, наиболее приемлемые в детском возрасте.

Ознакомимся с самыми необходимыми в такой ситуации заданиями:

  • Прочитайте стихотворение под спокойную музыку без слов, сначала небольшое, а со временем усложняйте задание.
  • Хлопайте в ладоши на гласные звуки, которые встречаются в слове.
  • «Дирижер»: произнести нараспев несколько слов, слогов, гласных звуков, ориентируясь на взмахи руками и соблюдая ритм.
  • «Карусель»: нужно ходить по кругу, повторяя фразу «Мы веселые карусели опа-опа-опа-па-па».

Помните, что обязательно нужно обращать внимание во время занятий на речевое дыхание. Начинайте каждое занятие постепенно и плавно, а затем можно ускорять темп, если у вас все получается.

Проблемы с речью и артикуляцией решаются со временем и благодаря ежедневным тренировкам, силе воли и мотивации.

Желаем вам успехов!