Ремонт Дизайн Мебель

Беседа о насекомых в средней группе. Проект в средней группе Тема: «Насекомые. Динамическая пауза «Гусеница»

(в средней группе)

Задачи:

Образовательные: Уточнить знания детей о насекомых, их характерных признаках, приспособленности к условиям жизни; учить выражать мимикой, жестами и пластикой их движения.

Развивающие: развитие внимания.

Воспитательные : воспитывать бережное отношение к насекомым, любовь к природе.

Оборудование : магнитная доска, фигурки насекомых, предметные картинки с изображением насекомых.

1. Организационный момент.

Воспитатель: Рядом друг с другом становитесь, и друг другу улыбнитесь. Ребята, давайте встанем в круг и поделимся хорошим настроением друг с другом. Я улыбнусь и передам свою улыбку… (называю имя ребёнка, стоящего справа), он передаст свою улыбку следующему. Улыбка должна вернуться ко мне. (Дети по очереди передают улыбки друг другу) . Хорошо, спасибо. Присаживайтесь на свои стульчики.

2. Сообщение темы занятия.

Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в волшебную страну, а чтобы узнать, как эта страна называется, я предлагаю вам отгадать загадки.

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел.

Он вспорхнул и улетел.

(бабочка)

Маленький вертолет

Летит назад и вперед.

Большие глаза

Зовут ее….(стрекоза)

Тлю с ветвей она съедает

И в саду нам помогает

На листах усевшись ловко

Это божия….(коровка)

(дети самостоятельно, выставляю на магнитной доске насекомых).

Ребята, а как можно назвать одним словом бабочку, стрекозу, божью коровку.

Дети: это насекомые.

Воспитатель: Совершенно верно. И сегодня мы с вами отправимся в страну «Насекомых».

3. Беседа о насекомых.

( Входит Лунтик, в руках у него баночка с жучком).

Лунтик: здравствуйте! Вы меня узнали. Я Лунтик. Я живу на луне. Вы знаете, на луну попало вот такое интересное существо. У нас на луне таких нет. Кто это? Когда я был на земле, что -то типа этого видел. Может быть, он живет где-то у вас?

Дети: это….

Воспитатель: Лунтик, как хорошо, что ты пришел к нам. Мы с детьми, как раз отправляемся в страну «Насекомых». Если тебе интересно, останься с нами, а жучка дай мне, он пока посидит в нашем огородике, мы потом его выпустим. Ну что Лунтик останешься?

Лунтик: конечно останусь.

Воспитатель: ну тогда присаживайся.

Ребята, перечислите насекомых, каких вы знаете?

Дети: (перечисляют)

Воспитатель: А теперь давайте посмотрим насекомых на картинках.

(Картинки выставляются перед детьми.)

Воспитатель: ребята, посмотрите, у большинства насекомых есть крылья. Скажите, пожалуйста, а для чего насекомым крылья?

Дети: чтобы летать с одного места на другое.

Воспитатель: да, они больше передвигаются с помощью крыльев, но у них также есть и лапки.

Ребята, а скажите пожалуйста, что нужно насекомых для жизни?

Дети: им нужен воздух, вода, солнце, трава, цветы….

Воспитатель: Лунтик, скажи, а на луне есть условия для жизни насекомых?

Лунтик : нееееет, поэтому я и прилетел к вам.

Воспитатель: ребята, а на воде можно увидеть насекомых?

Дети: можно. Стрекоза летает около водоемов. Комары, мошки..

Воспитатель: какие удивительные и разнообразные бывают насекомые.

А скажите каких вредных насекомых вы знаете?

Дети: например муха, комар.

Воспитатель: а чем вредны мухи?

Дети: мухи переносят инфекции. Комары кусают людей.

Воспитатель: в то же время мухами питаются птицы. А кто питается комарами?

Дети: лягушки.

Воспитатель: Почему бабочку можно спутать с цветком?

Дети: она такая же красива, разноцветная.

Воспитатель: ребята, а скажите, можно ли трогать насекомых, приносить домой?

Дети: нееет

Воспитатель: почему?

Дети: могут укусить, ужалить. Они не могут жить дома.

Воспитатель: насекомых нужно беречь. Мы можем их поранить, мы с вами вон какие большие, а они мааааааленькие.

Воспитатель: а сейчас приглашаю всех встать и сделать физкульминутку «Стрекоза»

4. Физминутка. «Стрекоза»

Вот летит стрекоза (дети имитируют полет стрекозы)

Как горошины глаза, (изображают большие глаза стрекозы)

А сама как вертолет, (вращение)

Влево, вправо, назад, вперед (наклоны).

(после Лунтик начинает чесаться, к нему заполз муравей)

Воспитатель: ой Лунтик, да это же муравей к тебе заполз.

Ребята, посмотрите.

Лунтик: да, да, да он наверно заполз ко мне, когда я случайно приземлился рядом с его домиком.

Воспитатель: ребята, а как называется домик муравьев?

Дети : муравеник.

Воспитатель: Лунтик, ты к нам прилетел с Луны. А послушай, кто к нам вчера прилетал.

5. Пальчиковая гимнастика.

Прилетела к нам вчера (Машут ладошками.)

Полосатая пчела. (На каждое название насекомого заги­бают один пальчик.)

А за нею шмель - шмелек

И веселый мотылек,

Два жука и стрекоза, (Делают кружочки из пальчиков и подносят к глазам.)

Как фонарики глаза.

Пожужжали, полетали, (Машут ладошками.)

От усталости упали. (Роняют ладони на стол.)

Лунтик: ой! А когда я был у вас в прошлый раз. Мне понравилась игра, как муравьи делают запасы на зиму. Поиграйте со мной.

Воспитатель: да Лунтик, у нас есть такая игра.

6. Игра «Запасливый муравей»

Лунтик : а можно я с детьми сам поиграю.

(По краям два обруча, в которых лежат мячи, по середине корзина - «Муравейник». Дети делятся на две команды и передают из рук в руки мячи из обруча в корзину)

Воспитатель: Спасибо Лунтик. А теперь мы тебе покажем настоящих живых насекомых. У нас в д/саду есть экологическая точка «Луг». Там много всяких насекомых. Давайте жучка заберем с собой и выпустим его там.

Друг за дружкою вставайте

И за мною все шагайте.

Литература:

О.А. Соломенникова «Занятия по формированию элементарных экологических представлений»

Конспект занятия в средней группе

Тема : Насекомые

Цель : сформировать у детей представления о насекомых .

Задачи :

Образовательные : уточнить и расширить знания детей о насекомых , их внешнем виде, образе жизни; о пользе и вреде, приносимой ими природе.

Развивающие : развивать мыслительную активность, умственные операции сравнения и обобщения, любознательность, внимание, память, речь. Вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о природе. Расширение кругозора и экологических представлений.

Воспитательные : воспитывать потребность в общении с природой, любовь и бережное отношение к природе.

Виды детской деятельности : коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы, двигательная, игровая, продуктивная.

Оборудование : иллюстрации насекомых .

Ход занятия

Воспитатель :

Расскажу я вам, ребята, интересную историю.

Однажды я гуляла в лесу, проходила мимо поляны. И встречались мне интересные живые существа. Они все разные, кто-то летает, кто то ползает. Но у всех у них ровно шесть лапок. А вот как эти существа называются, я забыла. Может быть, вы мне поможете вспомнить, что это за живые существа. Сейчас я буду загадывать вам загадки, а вы должны их отгадать.

Послушайте загадки :

Скажите-ка, что за букашка?

На ней в черных точках рубашка,

Умеет карабкаться ловко

По листикам божья. (коровка) .

Не пчела она, а жалит.

Мед, варенье обожает.

Есть на брюшке полоса.

Кто она, скажи? (Оса) .

Знают взрослые и дети -

Тонкие плетет он сети,

Мухам враг он, а не друг.

Как зовут его? (Паук) .

Вот букашка - работяга.

Целый день трудиться рада.

Ношу на спине своей

Быстро тащит. (муравей) .

Что за гость с голодным брюхом

Все звенит у нас над ухом?

Из цветов не пьет нектар,

Покусает нас. (комар) .

Кто влетает в каждый дом

Вместе с летним сквозняком?

Кто жужжит за рамой глухо?

Надоедливая. (муха) .

Что за чудо-вертолет

Мошкаре спать не дает?

Только высохнет роса,

Вылетает. (стрекоза)

На поляне в васильках

Упражнялся он в прыжках.

Жаль, позавтракал им птенчик.

Кто же это был? (Кузнечик) .

Где немытая посуда,

Там усач живет не худо.

И в кастрюли, и в стакан

Влезет рыжий. (таракан) .

Воспитатель :

Ребята, вы все загадки отгадали правильно. А как же одним словом мы можем назвать : муху, комара, пчелу?

Ответы детей - Насекомые .

Воспитатель :

Насекомые весной

Вьются и порхают –

На полянке на лесной –

Всё благоухает!

Ног у насекомых шесть ,

Голова есть, крылья.

И не прочь пыльцу поесть

(Но не путать с пылью)

Пчёлке, бабочке, шмелю

Нужен сок цветочный.

Ест коровка божья тлю,

С зелени, с листочков.

Шмель гудит, оса звенит,

Стрекоза летает…

В ульях мёд в такие дни

Соты заполняет.

Воспитатель :

Ребята, а как передвигаются насекомые ?

Ответы детей

Воспитатель : Они умеют ползать, ходить, летать, плавать, прыгать и бегать.

Воспитатель :

А чем питаются насекомые ?

Ответы детей

Воспитатель : Большинство из насекомых с удовольствием поедает зеленые листья, стебли и молодые побеги растений. Некоторые насекомые питаются созревшими плодами, опавшими листьями и хвоей.

Есть в природе и насекомые – хищники , которые охотятся на других насекомых . (Это стрекоза – она питается маленькими мошками, ловит комаров и жуков; муравьи – они истребляют множество насекомых ; кузнечики – они могут с аппетитом закусить неосторожной бабочкой, мухой).

А есть насекомые , которые любят полакомиться медовым нектаром и вкусной цветочной пыльцой .

Ребята, как вы думаете, какие это насекомые ?

Ответы детей - (пчелы, шмели, бабочки, мухи) .

Физминутка «Сороконожка»

1. Шла сороконожка

(дети идут ритмичным шагом, слегка пружиня)

По сухой дорожке.

2. Вдруг закапал дождик : Кап-кап-кап!

(дети останавливаются и приседают.)

Ой, промокнут сорок лап!

3. Насморк мне не нужен

(дети идут, высоко поднимая колени, будто шагают через лужи,

Обойду я лужи!

4. Грязи в дом не принесу

(дети останавливаются, трясут одной ногой,

Каждой лапкой потрясу!

(трясут другой ногой) .

5. И потопаю потом

(дети топают ногами)

Ой, какой от лапок гром!

Воспитатель :

А сейчас я хочу рассказать вам, ребята, небольшие, но интересные истории о некоторых насекомых .

Ребята, а вы знаете кто самый сильный на земле? (ответы детей) .

Самый сильный на земле – муравей, ведь он переносит тяжести, в 10 раз превосходящие его собственный вес.

Ребята, а как называются домики у муравьев?

Ответы детей - (муравейник) .

Муравьи живут в муравейнике большой и дружной семьей. Правит в муравейнике муравьиная принцесса.

Ребята, а кто нам летом по ночам спать не дает, и все над ухом звенит?

Ответы детей - (комар) .

Как вы думаете, есть ли у комара уши?

Ответы детей

Оказывается, есть. И прячутся они у самца (мальчика) комара в усах. Конечно, не такие уши, как у человека, но с помощью этого органа слуха комарик-самец находит по звону свою подружку.

Божья коровка, улети на небо, пронеси нам хлеба, черного и белого, только не горелого…

Помните такую присказку?

А какого цвета это насекомое ?

Ответ детей (красные с черными пятнышками) .

Божья коровка еще бывает оранжевого цвета. Красная или оранжевая окраска божьей коровки называется предостерегающей. Птицы знают, что насекомые с такой окраской несъедобные, и не клюют их.

Рассматривание картинок с насекомыми .

Воспитатель :

Как Вы думаете, что будет, если уничтожить всех насекомых ? (никто не будет опылять растения, если этого не делать, то не будет и самих растений). Ребята, не обижайте насекомых , не трогайте их, они часть природы.

Когда в душистом сквозняке

Присядешь летом в сосняке,

Внимательно вглядись вокруг-

Ты многое заметишь, друг.

Личинку тащит муравей,

Спешит куда-то меж корней

Большой сосны. На толстый сук

Уселся золотистый жук.

Порхает лёгкий мотылёк,

Пьёт хоботком душистый сок

И собирает мёд пчела.

Все заняты , у всех дела.

Мой друг, внимательно вглядись,

Волшебную увидишь жизнь!

Воспитатель :

Ребята, а так как вы мне помогли вспомнить название насекомых . Я хочу вам сделать небольшие подарочки, это раскраски с насекомыми .


Конспект НОД в средней группе «Насекомые».

Познавательное развитие

  • Расширять и закреплять знания детей о насекомых, вводить в активный словарь детей обобщающее понятие «насекомые».
  • Развивать общую моторику, координацию.
  • Продолжать учить группировать предметы по основным признакам.

Речевое развитие

  • Развивать зрительную и слуховую память.
  • Развивать образность речи.
  • Продолжать учить отгадывать загадки и обосновывать свою отгадку.
  • Воспитывать доброе отношение к маленьким соседям по планете.
  • Формировать желание активно работать на занятии.
  • Прививать бережное отношение к природе.

Предварительная работа:

чтение литературы по теме, рассматривание иллюстраций, рисование насекомых.

Материалы и оборудование:

Плакаты с изображением насекомых, звуковое сопровождение.

Ход занятия:

(Дети сидят полукругом на стульях)
Вос- ль: Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся
Побежит тепло по кругу
Будем вместе очень дружно
Фантазировать играть
Мы хотим,всё знать.
Вдруг слышат стук!
Вос – ль: Дети! В гости к нам прилетела бабочка Лили. Посмотрите у Лили письмо.
«Дорогие ребята, мы попали в беду! Злой паук заколдовал нас, мы теперь в опасности! Помогите нам, пожалуйста! Подпись «Насекомые».
Вос-ль: Дети, что же нам нужно сделать?
Ответы детей (спасти насекомых, выручить из беды).
Вос-ль: Ну, что ребята, мы будем спасать насекомых из беды?
(Ответы детей).
Вос-ль: Тогда нам нужно отгадать загадки. Как только вы разгадаете загадку, назовёте правильный ответ, волшебные чары злого паука пропадут и насекомые выйдут на свободу.

1.Прыгает пружинка, зелёная спинка
С травы на былинку, с ветки на тропинку (кузнечик)
2.Сок цветов душистых пьёт, дарит нам и мёд и воск
Людям всем она мила, а зовут её
(пчела)
3.У неё четыре крыла, тело тонкое словно стрела
Насекомых ртом хватает, есть огромные глаза
Называют её (стрекоза)
4.Он работник настоящий,очень, очень работящий
Под сосной в лесу густом, из хвоинок строит дом
Без работы хоть убей, жить не может
(муравей)
5.Она легка, красива, изящна, легкокрыла
Сама похожа на цветок, и любит пить цветочный сок
(бабочка).
6.Не жужжу, когда сижу, не жужжу,когда хожу
Если в воздухе кружусь, тут уж вдоволь на жужжусь
(жук)
7.Всех жучков она милей, спинка алая на ней
А на ней кружочки, чёрненькие точки
(божья коровка)
8.Целый день она летает, всем надоедает
Ночь настаёт, тогда перестаёт
(муха)
9.Те,с кем рядом я жужжала, помнят у меня есть жало
И на брюшке полоса, потому, что я
(оса)
Вос-ль: Какие вы молодцы! Вот сколько жителей полянки расколдовали. Ребята, так кого мы выручали из беды?
Дети: Насекомых
Вос-ль: Злой паук убежал, а бабочка рада, что вы такие добрые, спасли насекомых, а мы с бабочкой Лили продолжим путешествие в страну знаний.

Физкульминутка
Гусеница
Вос-ль: Дети давайте расскажем как, гусеница превращается в бабочку.
Этот странный дом без окон
(поворачиваются вокруг себя)
У людей зовётся « кокон»
Свив на ветке этот дом
(вращают руками)
Дремлет гусеница в нём
(ладошки под щекой)
Спит без просыпа всю зиму
(ладошки поменять)
Но,зима проходит мимо
(взмахи руки вверх)
Март, апрель, капель, весна
(хлопки на каждое слово)
Просыпайся соня-сонюшка
(потягиваются)
Под весенним ярким солнышком
(рисуем солнце)
Гусенице не до сна
(грозят пальцем)
Стала бабочкой она
(машут руками крыльев).
Вос – ль: Ребята, вам нравятся чудеса?
(Ответы детей)
Послушайте, про чудо, которое происходит с насекомыми. Чудо, это то, что жуки, мухи, бабочки, стрекозы – никогда не бывают малышами. Они появляются на свет сразу взрослыми. Каждое насекомое прежде чем стать взрослым бывает сначала яйцом, затем вылупляется личинка, гусеница. Ей надо много кушать и расти, когда она вырастает превращается в куколку. Проходит время из куколки выходит бабочка. Стрекозы откладывают яйца в воду, комары откладывают личинки в воду, жук откладывает личинки в землю, ребята, где живут насекомые?
(Ответы детей)
Вос – ль:
Они живут везде: в траве, на деревьях, в цветах, в воде. А как они передвигаются?
(Ответы детей: Бегают, прыгают, летают)
Вос-ль: Чем питаются насекомые?
(Ответы детей: цветочным нектаром, листьями растений)
Вос – ль: это насекомые, значит они чем – то похожи? Чем они отличаются от других лесных жителей? Что у них общее? По каким признакам можно их определить?
(Ответы детей: У них 6 лап, голова, крылышки, брюшко)
Вос – ль: Дети много насекомых, это хорошо? Какую пользу они приносят?
(Ответы детей: Много корма для птиц, опыляют растения, пчелы дают мед)
Вос – ль:
Но много насекомых, это ведь и плохо, как вы думаете, почему?
(Ответы детей: переносят разные болезни, мешают спать, кусают)
Вос – ль: Итак, значит на какие группы мы их можем разделить
(Ответы детей: Полезные, вредные, хищные)
Вос – ль: Назовите полезных насекомых?
(Ответы детей: Бабочка, пчела, муравей)
Какую пользу они приносят?
(Ответы детей: пчелы опыляют цветы, дают мед, бабочка опыляет цветы, муравьи по лесу разносят семена, санитары леса)
Назовите вредных насекомых?
(Ответы детей: Муха, комар, гусеница)
Какой от них вред?
(Ответы детей: Муха разносит микробы на лапах, гусеница ест листья растений, комар кусает людей и животных)

А теперь давайте покажем как разговаривают насекомые?
Жу – жу – жу жжужит пчела
Хороши мои дела
Зу – зу – зу комар пищит
Укусить скорей спешит
Уф – уф –уф как паровоз шмель пыхтит, пыльцу повез
Жук жужжит
гу- жу –гу – жу
Я любого разбужу
Назовите насекомых которые относятся к хищным?
(Ответы детей: Стрекоза, кузнечик, божья коровка)
Почему их называют хищными?
(Ответы детей: они охотятся за другими насекомыми)

Игра «Назови-ласково»
Комар-комарик
Жук-жучок
Пчела-пчёлка
Усы-усики
Лапы-лапки
Муравей-муравьишка
Стрекоза-стрекозка
Муха-мушка
Вос – ль: Все насекомые такие маленькие, что их можно не заметить. Почему они легко прячутся? Почему кузнечик зелёный? (прячется в траве).
Майский жук прячется на ветках деревьев. Бабочка на цветке? (яркая, похоже на цветок ). Потому, что у них защитная окраска, как и места их обитания.
Зачем им такая окраска?
(защищаться, прятаться от врагов).
Вос – ль: Дети, посмотрите, божья коровка такая яркая. Её видно в траве, и на дереве.Её любая птица заметит. Где же ей прятаться?
Ответы детей(она сама защищается от врагов, в минуту опасности она выделяет молочко, которое плохо пахнет и поэтому её никто не ест.)
Вос – ль: Почему нельзя трогать и обижать насекомых? (они живые)
Вос – ль: Да насекомые живые. их нельзя обижать. Что произойдёт с природой, если исчезнут насекомые? Исчезнут и растения,погибнут птицы Насекомые это часть природы, ими можно любоваться. Наблюдать, как они летают, бегают, прыгают, жужжат.

Игра: «Закончи предложение» - правильно подобрать слова, я начну а вы продолжите.
Жук большой,а комар……..
маленький
Бабочка летает,а гусеница……
ползает
Пчёлы живут в ульях, а муравьи…….
в муравейнике
У птиц две лапки,а у насекомых……
шесть
Божья коровка маленькая, а улитка …
большая
Пчёлы из нектара делают…
мёд
У жука крылья короткие, а у стрекозы… длинные
Вос-ль: Ребята, а сейчас я вас прошу подойти к столу, чтобы ожила наша полянка предлагаю её украсить насекомыми. Возьмите насекомых и поселите их на лесной полянке. Посмотрите, какая красивая полянка стала. Пусть ползают муравьи и жуки, пусть прыгают кузнечики, летают бабочки и стрекозы!
Вос-ль: Дети, бабочка Лили что-то хочет сказать: Спасибо Вам ребята, за то, что вы помогли расколдовать моих друзей насекомых. Вы добрые и заботливые ребята, только не забывайте, насекомых нельзя обижать, ими можно любоваться, наблюдать, как они трудятся! Оберегая их, мы оберегаем природу!

Физкультминутка
Мы божьи коровки, быстрые и ловкие
По травке сочной мы ползём
А после в лес гулять пойдём
В лесу черника и грибы
устали ноги от ходьбы
И кушать мы давно хотим
Домой скорее полетим.
Ребята, так о ком мы сегодня вели разговор?
Что нового вы узнали?
Вам понравилось в стране знаний?
А мне понравилось, вы были активны, внимательно слушали, старательно выполняли задание.

Предварительный просмотр:

Воспитатель ДОУ №36 Коннова А.А.

Интеграция образовательных областей

Познавательное развитие:

Продолжать учить правила безопасного поведения в природе

Познакомить детей с новыми правилами безопасности.

Закрепить знания детей о весенних изменениях в живой и неживой природе

Речевое развитие

Продолжать развивать связную речь детей.

Активизировать и пополнять словарный запас.

Продолжать учить отвечать на вопросы.

Социально-коммуникативное развитие

Уточнить представления об экологических запретах; помочь не только осознать, но и прочувствовать правила поведения в природе, убедить в необходимости их выполнения.

Формировать умение вести себя в природе, бережно относиться к ней, видеть её красоту и неповторимость.

Воспитывать радостное, заботливое отношение детей к природе.

Предварительная работа:

Чтение художественной литературы, рассматривание репродукций с картин известных художников; наблюдения, труд на прогулках, заучивание стихов о весне.

Материал к занятию

Ноутбук, дидактические игры «Назови животное», « собери цветок» иллюстрации, запрещающие знаки

Ход занятия:

Вос-ль. Ребята, посмотрите, к нам сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся с ними. Приготовьте свои ладошки. Повторяйте вместе со мной.

Пальчиковая гимнастика.

Здравствуй красно солнышко – руки вверх,

Здравствуй, ветерок – покачивание рук,

Солнечные зайчики,- взмахи рук перед собой

Быстрый ручеек - руки внизу покачивание рук

Здравствуй спелая трава - покачивание ладошек

Здравствуй, шумная листва – трут ладоши

Здравствуйте, мышата - хлопок за спиной

Здравствуйте, зайчата – прыжки на месте

Всех приветствуем сейчас – пальцы соединены в замок

Очень рады видеть вас - руки к груди и вперед – в стороны.

Вос-ль: Сегодня в гости к нам пришел Медвежонок. Поздоровайтесь с ним. Медвежонок просит вас о помощи разобраться, о каком времени года идет речь в этом стихотворении:

Из-за гор, из-за морей

Мчатся стаи журавлей

Ручейки в лесу поют

И подснежники цветут.

Кто скажет, кто знает, когда это бывает? (Весной) .

Сколько месяцев длится весна? (Три) .

Назовите их (Март, Апрель, Май)

Молодцы!

Вос-ль: Медвежонок хочет вас позвать с собой на прогулку в лес. Хотите с ним пойти?

Дети: Хотим!

Вос-ль: Но есть одно важное правило, правило безопасности, послушайте внимательно:

Должны всерьез все уяснить:

Без взрослых в лес нельзя ходить!

Ведь заблудиться там легко:

Уйти от дома далеко

И не найти назад пути…

И больше к маме не дойти…

Вы запомнили правило? Без взрослых в лес ходить нельзя!!!

А как можно добраться до леса?

Дети: На машине, на автобусе, пешком…

Вос-ль: Мы с вами пойдем пешком, полюбуемся красотой природы.

(Имитация дорожки) .

Здравствуй лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвой,

Кто в глуши твоей таится –

Что за зверь? Какая птица?

Все открой не таи: Ты же видишь, - мы свои!

Вос-ль: Мы с вами приближаемся к лесной поляне. Давайте представим будто ярко светит солнце, синее чистое небо над головой, земля покрыта молодой зеленой травой, появляются первые цветы.

Какие цветы появляются первыми?

Дети: Подснежники.

Задание Д\И: «собери цветок»

Вос-ль: Весной на деревьях набухают почки и распускаются первые листочки.

Ой, у дерева сломаны ветки. Кто же это натворил. Можно ломать ветки деревьев? Почему?

Дети: Нет

Вос-ль: Конечно же нет! Растения, деревья – это живые существа. Растут, дышат, питаются. Листья задерживают пыль. Растения дают нам кислород, очищают воздух. Поэтому нельзя отламывать ветки на деревьях

Воспитатель: Давайте и тут оставим знак. Кто его увидит, тот будет знать, что ломать ветки деревьев нельзя. Пойдем дальше.

Ой, смотрите какой зайчик поскакал!

А вы знаете что происходит с животными весной?

Дети: Меняют окраску, просыпаются от спячки, у некоторых появляются детеныши.

Вос-ль: Медвежонок предлагает немного отдохнуть и поиграть в игру: « Назови животных и его детенышей» (Сели на стульчики).

Игра: «Найди детеныша»

Вос-ль: Хорошо вы справились с заданием а теперь пошли дальше?

Дети расскажите Медвежонку чего же еще нельзя делать в лесу, если вы его друзья? Друзья леса?

Послушай Мишка стихи:

Ходим, ходим по лужку,

Собираем по цветку:

Красный, белый, синий цвет…

Замечательный букет. (М. Бычкова)

Как вы думаете, что Медвежонку не нравится в этом стихотворении? (рвать цветы)

Вос-ль: После того как сойдет снег, появляется трава и весенние цветочки. Они такие красивые и нежные и так хочется забрать с собой домой. А можно ли рвать цветы?

Послушайте стих о том, что будет, если мы сорвем цветок.

Если я сорву цветок, если ты сорвешь цветок,

Если вместе я и ты, вместе мы сорвем цветы,

Опустеют все полянки, и не будет красоты.

Вос-ль: Давайте и это правило запомним. Если рвать цветы. То не будет насекомых. Им нечего будет есть. Давайте оставим и тут знак.

В лес зеленый я пойду,

Зайку серого найду,

Принесу его домой

Будет этот зайка мой.

Правило:

(Нельзя брать никого из леса домой) .

Вос-ль: Животным будет плохо без той среды обитания, в которой они привыкли жить.

Оставим и тут знак.

Физминутка.

Маленькие птички, птички невелички

По лесу летают, песни распевают,

Буйный ветер налетел, птичек унести хотел,

Птички спрятались в дупло, там уютно и тепло.

Вос-ль: Вы, наверное, слышали, что в последнее время очень часто случаются пожары в лесу. Они могут быть от жары, или когда жгут листья, или туристы забывают потушить костер.

Запомните еще одно правило:

Весна! В поход спешат ребята!

Но знать туристам юным надо:

Чтоб не страдали звери, птицы,

Природу портить не годится!

С поляны мусор соберите

И на костре его сожгите!

Костер в лесу не оставляйте

Песком, землею засыпайте,

Чтоб не дымился, не искрил,

Беды в лесу не натворил.

Какое из этого стихотворения мы извлечем правило?

Дети: Нельзя в лесу оставлять мусор. Нельзя оставлять непотушенный костер.(ставим знак)

Вос-ль: Вот сколько правил для друзей леса мы узнали. Давайте повторим все знаки которые запрещается творить в лесу.

Ну что ж мы помогли медвежонку разобраться, чего нельзя делать в лесу, а теперь нам пора возвращаться в детский сад.

Вам понравилось наше весеннее путешествие? Что больше всего понравилось?

Ответы детей.

Вос-ль: Давайте, ребята будем друзьями леса, будем беречь природу: не топтать зеленую траву, не рвать цветы, а будем любоваться ими. Пусть нас с вами всегда радует ласковое солнце.

До свидания медвежонок.


«Внимание! Опасные насекомые!»

Старшая группа

Воспитатели: Голушко О.С.

Яценко Д.А

П.Персиановский

Цель: Дать детям представление о разнообразных опасных и полезных насекомых.

Задачи:

  • Формировать представление о разных насекомых, об их необходимости для человека.
  • Закрепить знания детей об опасных для жизни и здоровья насекомых,

С которыми они встречаются в природе. Дать знания о правилах поведения при встрече с разными насекомыми.

  • Формировать представление о том, что свою жизнь надо беречь и не подвергать опасности.
  • Развивать интерес к познанию окружающей природы, соблюдая осторожность, осмотрительность.

Словарная работа: Пополнять и активизировать словарь детей: оса, пчела, комар, муравей, шмель, муха, мошка, клещ.

Материал к занятию: предметные картинки разнообразных насекомых и среды их обитания. Кукла, игрушки насекомых.

Предварительная работа:

  • Беседы о насекомых.
  • Знакомство с литературными произведениями: Г. Х. Андерсен «Дюймовочка», А. Бианки «Как муравьишка домой спешил», «Паучок - пилот», Г. Глушнёв «Кузнечик и кузнечики», С. Михалков «Академия наук», Г. Скребицкий «Счастливый жучок», В. Зотов из книги «Лесная мозайка» («Божья коровка», «Кузнечик», «Майский жук») , К. Ушинский «Пчёлки на разведках», К. Чуковский «Муха-Цокотуха»;
  • Подвижные игры.
  • Рассматривание иллюстраций насекомых.

Методы и приемы:

  • Беседа с детьми, вопросы к детям.
  • Рассказ воспитателя, загадывание загадок.
  • Рассматривание иллюстраций.
  • Игры.

Ход занятия:

Воспитатель. Где бы мы ни находились - в лесу, на лугу, около реки, - мы всегда встречаемся с насекомыми.

Когда в душистом сквозняке

Присядешь летом в сосняке,

Внимательно вглядись вокруг

Ты многое заметишь, друг.

Личинку тащит муравей,

Спешит куда-то меж корней

Большой сосны. На толстый сук

Уселся золотистый жук.

Порхает легкий мотылек,

Пьет хоботком душистый сок.

И собирает мед пчела.

Все заняты, у всех дела.

Мой друг, внимательно вглядись,

Волшебную увидишь жизнь.

Детям предлагается рассмотреть выставленные иллюстрации.

Ребята, кого из насекомых вы узнали? (Оса, пчела, комар, муравей, шмель, муха, мошка).

Чем все насекомые похожи друг на друга, что у них есть общего?

Воспитатель обобщает ответы детей:

Муравей, божья коровка, кузнечик, бабочка, комар, муха, пчела, оса - это все насекомые. Насекомыми называют животных, у которых шесть ног, а тело состоит из трех частей - головы, на которой находятся два ушка, средней части и брюшка.

Но насекомые отличаются друг от друга. Подскажите, по каким признакам вы смогли узнать комара? (У комара …….)

Как вы определили, что это оса? (У осы………… ).

Как вы узнали муравья? (У муравья…..).

Но все насекомые такие маленькие, их трудно разглядеть. Да и не всех заметит можно. Попробуйте спрятать листочек цветной бумаги на столе. Каждый ребенок берет небольшой квадрат зеленого, желтого или коричневого цвета (разных оттенков). На столе лежат большие листы таких же цветов и оттенков.

Почему насекомые легко прячутся? Потому что окраска у них такая же, как и места, на которых они любят находиться.

Зачем им такая окраска? Для защиты от врагов. (Покажите детям изображение кузнечика на зеленой траве, жука-короеда на стволе дерева.).

Посмотрите, кто это? Спина красная, на ней черные круги, с каждой стороны по три ноги. Это божья коровка .

Подошла к травинке и начала ест небольшие круглые существа, которые с аппетитом запускали свой хоботок в листья и сосали из них сок. Это тля.

Как вы думаете, кто из них полезен человеку, а кто приносит вред? Божья коровка уничтожает различных вредителей сада и полей.

А почему божья коровка такая яркая? Ведь ее хорошо видно на зеленом листе, ее любая птица заметит. Оказывается, эта малышка умеет хорошо защищаться. В минуту опасности она выделяет жидкость белого цвета, похожую на молоко, которая плохо пахнет. Она-то и отпугивает врагов. Поэтому божья коровка несъедобна для птиц

Не найдешь у нас пилы,

Не рубили мы стволы,

Не стучали топором,

А под елью вырос дом.

Про какой дом говорится в загадке? (Муравейник.)

Да, это муравейник, и живут в нем муравьи, они друзья человека, так как спасают лес, уничтожая множество вредных насекомых. Но если его тронешь то, защищаясь, он больно обжигает, выделяя при этом муравьиную кислоту. В самом начале весны муравейник больше похож на кучу сора и старой хвои, чем на муравейник: ни одного муравья рядом не видно.

Показ картинки с изображением пчелы:

Кто это? Это пчела летит собирать сладкий сок с первых цветов. Чтобы потом у нас был вкусный, очень полезный мед. Пчела тоже ярко окрашена. Как вы думаете, почему? Пчела как бы говорит: «Не подходи! Ужалю!»

Показ картинок с изображением различных бабочек:

Посмотрите на крылья бабочек. Они всегда покрыты мелкими чешуйками, которые очень важны для бабочки. Если даже некоторые чешуйки будут стерты, бабочка не сможет летать и погибнет, если взять бабочку в руки, то вы увидите пыльцу, которая останется на пальцах.

У бабочки длинный тонкий изогнутый хоботок, который она опускает внутрь цветка и пьёт сладкий сок. Любит бабочка открытые цветки, чтобы сесть на них и видеть, что вокруг происходит.

А где дом у бабочки?

У муравья дом - …(муравейник )

У пчелы - …(улей)

Дидактическая игра «Кто где живёт?»

Дети делятся на две группы. Одни держат картинки с изображением среды обитания насекомых, другие - с изображением насекомых. По сигналу « В дома!» каждое насекомое должно «залететь» в свой «дом».

Динамическая пауза «Гусеница»

(координация речи с движением)

Этот странный дом без окон (медленно поворачиваются вокруг себя)

У людей зовётся «кокон».

Свив на ветке этот дом, (вращают руками)

Дремлет гусеница в нём. (ладошки под правой щекой)

Спит без просыпа всю зиму. (ладошки под левой щекой)

Но зима проходит мимо - (взмахи руками вверх)

Март, апрель, капель, весна… (хлопки руками на каждое слово)

Просыпайся, соня - сонюшка! (потягиваются)

Под весенним ярким солнышком (рисуют руками солнышко)

Гусенице не до сна. (грозят пальцем)

Стала бабочкой она! (бегут по кругу, машут руками, как крыльями)

Гусеница - это злостный вредитель. У неё много врагов. Она является особым лакомством для птиц, но с помощью различных уловок им удается спасаться от гибели. Пройдет время, и превратится гусеница в куколку, совсем неподвижную с виду. А из куколки появится бабочка. Зашевелится вдруг неподвижная куколка, лопнет у нее на спине шкурка, появятся сначала крылышки, а потом и вся бабочка. Крылья у нее висят, как мокрые тряпочки. Но пройдет час, другой, и крылья обсохнут. Бабочка пошевелит ими, расправит их и вдруг…полетит.

У этого насекомого полосатое брюшко и пара прозрачных крыльев. Оса - хищное насекомое. Она выкармливает своих личинок белковой пищей - мухами, пчелами, пресмыкающимися и млекопитающими. Сама же питается нектаром цветов и спелыми сочными плодами. Не редко нам приходится отгонять этих навязчивых насекомых от варенья, компотов, фруктов, а также дынь, арбузов и ягод.

Назовите насекомых, которые относятся к хищным (стрекоза, кузнечик, божья коровка ).

Почему их называют хищниками? (Потому что они охотятся за другими насекомыми .)

Назовите полезных насекомых.(бабочка, пчела, муравей .)

Какую пользу приносят пчелы, бабочки, муравей? (Пчелы опыляют цветы, дают нам мед и воск. Муравьи разносят по лесу семена многих растений. Бабочки опыляют цветы .)

Назовите вредных насекомых.(Муха -разносит микробы, гусеница - ест листья растений, кома р, клещ-опасное насекомое для человека .)

Показ картинки клеща

Опасное насекомое - клещ. Обязательно просматривайте свое тело, так как клещ впивается под кожу и является разносчиком инфекционной болезни. Клещи — это мелкие паукообразные. Они очень малы по своим размерам и их обычно бывает трудно заметить до тех пор, пока они не насосутся крови. Но тогда бывает уже поздно. Попадая на тело человека, клещ не сразу впивается в его кожу, а долго ползает, отыскивая наиболее нежные места (где тонкая кожа). Чаще всего он впивается в области паха, подмышками, на шее, в области ключиц, на животе и спине. Укус его совершенно нечувствителен, т. к. в слюне клеща содержится обезболивающее вещество.

Но мы можем защитить себя от укусов клещей (рассказ воспитателя-памятка)

В отличие от комаров, которые, насосавшись крови, сразу же улетают, клещи присасываются на три-четыре дня. От выпитой крови клещи сильно раздуваются, увеличиваясь в размерах в три-четыре раза, и только потом отпадают.

Увидев насекомых на природе, понаблюдайте за ними, за их внешним видом, повадками. Часто дети берут в руки насекомых, не зная о том, что могут их погубить, но в то же время могут и сами пострадать от их укусов. Насекомые приносят пользу, и поэтому относиться к ним надо бережно. Все насекомые по-своему полезны.

Вы увидели этих насекомых, определили их внешние отличия. А теперь внимательно послушайте загадки. О ком они?

Летит, пищит,

Ножки длинные тащит,

Случай не упустит:

Сядет и укусит.

Целый день летает,

Всем надоедает.

Ночь настанет-

Тогда перестанет.

Модница крылатая,

Платье полосатое.

Ростом хоть и кроха,

Укусит-будет плохо.

Не птица, а с крыльями.

Над цветами летает,

Медок собирает.

Я работаю в артели у корней лохматой ели.

По буграм тащу бревно - больше плотника оно.

(Муравей.)

У нее четыре крыла,

Тело тонкое, словно стрела.

И большие, большие глаза,

Называют ее…

(стрекоза).

Она ярка, красива,

Изящна, легкокрыла.

Сама похожа на цветок

И любит пить цветочный сок.

(Бабочка).

Всех жучков она милей,

Спинка алая на ней.

А на ней кружочки

Черненькие точки.

(Божья коровка).

Рассказ о правилах поведения при встрече с насекомыми.

Насекомые приносят большую пользу, но иногда от них можно пострадать, поэтому необходимо знать, как защищаться от насекомых.

Открытые части тела надо смазывать средствами, отпугивающими насекомых.

Отправляясь в лес, надо надевать длинные брюки и рубашку с длинным рукавом, головной убор.

Если увидели осиное гнездо, понаблюдайте за его обитателями издалека, ни в коем случае не трогайте его, иначе осы вылетят и будут жалить.

Если около вас летит пчела, старайтесь быть спокойными, не машите руками, перейдите в другое место.

Если при укусе осталось жало пчелы, то его надо удалить, а ужаленное место протереть содовым раствором.

Встретив на пути муравья, не трогайте его, понаблюдайте, что он тащит по дорожке к муравейнику, каковы размер, окраска этого муравья. Наблюдая за муравьями, можно понять, какие удивительные существа эти маленькие муравьишки. Не будешь им мешать, они тебя не укусят.

От комаров надо защищаться, используя мази, отпугивающие насекомых. Наибольшее количество комаров летает вечером, после захода солнца, или утром, после его восхода. Днём комары сидят в густой растительности, дуплах деревьев, трещинках и других убежищах. Но в лесу комары нападают в течении всего дня.

Чтобы избавиться от мух, нельзя оставлять гниющие продукты и нечистоты, которые пригодны для развития личинок мух. Надо соблюдать правила поддержания чистоты дома и на улице.

Опасное насекомое - клещ: он впивается под кожу, и человек может заболеть.

Обязательно осматривайте своё тело, вернувшись с прогулки по лесу или лугу.

Увидев насекомых на природе, понаблюдайте за ними, но не берите в руки: вы можете навредить насекомому и сами пострадать от его укусов.

Итог занятия.

Расскажите, пожалуйста, каких насекомых вы знаете?

Где живут насекомые?

Чем отличаются насекомые от птиц?

Что случится, если не будет насекомых?

Как защищаться от насекомых?

(Ответы детей .)

- В природе все взаимосвязано. Каждое насекомое, даже если оно опасное для нас, может приносить пользу окружающей среде. Давайте будем внимательны и осторожны при встрече с обитателями природы. А чтобы не ошибиться, мы с вами будем изучать детскую энциклопедию живых обитателей растительного и животного мира.

Вид проекта:

краткосрочный, групповой, исследовательский.

Возраст:

для детей 4-5 лет.

Продолжительность проекта:

Участники проекта:

дети средней группы, родители воспитанников, воспитатели.

Образовательная область:

экологическое воспитание.

Актуальность проблемы:

Дети, во время прогулки часто видят насекомых. Реакция ребят непредсказуема, одни наблюдают, другие сразу берут руками, а кто- то и топнет ногой. Беседуя с детьми, появляется сама проблема: « Приносят ли насекомые пользу или вред?» , «Нужны ли насекомые?»

Участие детей в проекте позволит сформировать представления о насекомых, их пользе или вреде;

развить творческие способности и поисковую деятельность.

Цель проекта:

формирование представлений о жизни насекомых.

Задачи проекта:

  • формировать у детей элементарные представления о насекомых (бабочка, муравей, жук, пчела, кузнечик), их строении, способах передвижения;
  • узнать о их пользе или вреде;
  • воспитывать бережное отношение к живому;
  • развивать эмоциональную отзывчивость;
  • формировать навыки исследовательской деятельности.
  • Предполагаемый результат:

  • дети будут знать и называть насекомых (бабочка, муравей, божья коровка, жук, пчела, кузнечик);
  • иметь простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида (форма тела, количество ног, наличие крыльев), способах передвижения (прыгает, летает, бегает), издаваемых звуках (жужжит, стрекочет), где и как зимуют насекомые;
  • знать о пользе или вреде, которую приносят людям и растениям;
  • находить сходства и различия;
  • владеть обобщающим понятием «насекомые»;
  • составлять описательный рассказ о насекомом с использованием опорной схемы.
  • Предварительная работа:

  • поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Насекомые»;
  • знакомство с литературными произведениями: Г. Х. Андерсен «Дюймовочка», А. Бианки «Как муравьишка домой спешил», «Паучок – пилот», Г. Глушнёв «Кузнечик и кузнечики», С. Михалков «Академия наук», Г. Скребицкий «Счастливый жучок», В. Зотов из книги «Лесная мозайка» («Божья коровка», «Кузнечик», «Майский жук»), К. Ушинский «Пчёлки на разведках», К. Чуковский «Муха-Цокотуха»;
  • разучивание стихов о насекомых «Сороконожка», «Песенка жука», «Про бабочку», пальчиковой гимнастики «Жук, стрекоза, осы», «Божьи коровки», загадывание загадок, словотворчество (сочинение детьми);
  • прослушивание аудиозаписи Н. Римского-Корсакова «Полёт шмеля»;
  • Сотрудничество с семьёй:

  • Консультации «Как привить любовь к природе», «Первая помощь при укусах насекомых».
  • Родители записывают, придуманный ребёнком, рассказ о насекомом, помогают оформить рисунками.
  • просмотр мультфильмов:
  • «Лунтик», «Пчёлка Майя», «Винни-Пух», «Под грибом».
  • Продукт проектной деятельности:

    рассказ о каком-либо насекомом,

    дидактические игры,

    фотографии,

    коллективная аппликация «На полянке»,

    поделки из природного материала,

    выставка рисунков «Букашечки-таракашечки».

    План реализации проекта:

    1 неделя: « Знакомство с бабочкой»:

    Понедельник:
    1) Художественное слово, загадки о бабочке.
    Цель: познакомить детей с литературными произведениями о бабочке.

    Вторник:
    2) Рассматривание энциклопедий, журналов.
    Цель: познакомить детей с внешним видом насекомых.

    Среда:
    3) Беседа с детьми о бабочке.
    Цель: познакомить с разновидностями бабочек, с циклом развития бабочки, о пользе или вреде.

    Четверг:
    4) А) Изобразительная деятельность «Бабочки».
    Цель: Формировать предпосылки умения раскрашивать рисунок бабочки, пользуясь ранее приобретенными навыками рисования. (лимонница, капустница, наполеон).

    Б) Украшение бабочками групповой комнаты.
    Цель: вызвать желание украсить группу для всех.

    5) Игра «Соедини точки и узнай, во что превратиться гусеница».
    Цель: развивать точность движения руки, мелкую моторику, воображение.
    6) Подвижная игра «День и ночь» (дневные и ночные бабочки).
    Цель: развивать умение действовать по сигналу, соблюдать правила игры.

    2 неделя: «Знакомство с муравьем».

    Понедельник:
    1)Художественное слово, загадки о муравье, чтение сказки В. Бианки «Как муравьишка домой спешил».
    Цель: познакомить детей с литературными произведениями о муравье.

    Вторник:
    2) Логоритмические упражнения: «Друзья помогли».

    Цель: развитие чувства ритма.

    От друзей муравьишка отстал.

    Ой-ой-ой-ой-ой-ой-ой.
    Ножку тонкую он поломал.
    Ай-ай-ай-ай, ай-ай-ай.
    Травкой быстро ее обмотал,
    В муравейник скорей побежал.
    Ну, а солнце за лес уж зашло.
    Ох-ох-ох-ох!
    Стало сразу так страшно, темно.
    Ах-ах-ах, ах-ах-ах!
    Хорошо, что друзья помогли,
    Муравьишку домой принесли.
    Мо-лод-цы!

    (Дети прижимают ладони к щекам и ритмично покачивают головой.
    Ритмично сгибают и разгибают ноги.
    Бегут на месте.
    Делают ритмичную пружинку.
    Ритмично закрывают глаза ладонями.
    Ритмично хлопают в ладоши.)

    Логоритмическое упражнение «Насекомые над лугом».
    - Жу-жу-жу, - жужжит пчела:
    - Я лечу издалека.
    - Зу-зу-зу, - комар пищит.
    - Уф-уф-уф, - как паровоз
    Шмель пыхтит, пыльцу повез.
    Жук гудит: «Гу-жу, гу-жу.
    Я любого разбужу».
    (Дети поднимают руки в стороны и ритмично ими машут, как крылышками.
    Ритмично «выбрасывают» указательные пальцы вперед. Ритмично притопывают ногами, хлопают в ладоши.

    Среда:
    Поиск муравейника.
    Цель: закрепить знания о жилище муравья, способе охраны муравейников.
    3)НОД «Из жизни муравьев».
    Цель: закрепить и уточнить знание детей об образе жизни муравьев, повадках, пользе, активизировать словарь детей.

    Четверг :

    4)Экскурсия по территории детского сада (или в лес). Наблюдение за муравейником.
    Цель: уточнить знания детей о поведении муравьев, месте обитания.
    5)Опыт «Выделение муравьиной кислоты».
    Цель: развитие познавательной активности.

    Пятница:
    6) Изодеятельность: «Кто помог муравьишке добраться домой»
    Цель: закрепить изобразительные умения детей, изображать разных насекомых.

    3 неделя: «Знакомство с божьей коровкой».

    Понедельник:

    1) Художественное слово, загадки и стихи о божьей коровке.
    Цель: познакомить детей с литературными произведениями о божьей коровке.

    Вторник:
    2) Рассматривание энциклопедий и журналов «Какие разные божьи коровки?»
    Цель: познакомить детей с видами божьих коровок, о внешнем виде, местах обитания, пользе божьей коровки, развивать активную речь.

    3) Аппликация «Божья коровка».
    Цель: Закреплять умения вырезать круглые и овальные формы, умение их аккуратно наклеивать.

    Четверг:
    4)Игра «Соедини точки и увидишь, что получится».
    Цель: развитие мелкой моторики.

    Пятница:
    5) Прослушивание песен о божьей коровке.
    Цель: развитие музыкального слуха.

    6) Раскрашивание раскрасок «Насекомые».

    Цель: Развивать творческие способности.

    Итоговое мероприятие:

    1) Викторина «Что мы знаем о насекомых».
    Цель: закрепление знаний детей о насекомых.

    2) Презентация.


    Смирнова Ольга Владимировна