Ремонт Дизайн Мебель

Почему кулич круглый. Почему на Пасху пекут кулич

Почему на пасху пекут куличи? Многие люди, с детства воспитывавшиеся в традициях христианства, даже не задумываются, откуда пошел этот обычай, ведь куличик всегда был главным украшением пасхального стола, наряду с творожной пасхой и крашеными яйцами.

Однако если мы обратимся к истории, выясняется, что обычай печь куличики изначально появился не в христианской, а в языческой традиции – задолго до появления христианского культа, причем пекли их не один, а три раза в год, в честь наступления праздников, значимых для древних славян. Когда же произошло слияние язычества и христианства? Поиску ответа на этот вопрос и посвящена данная статья.

С принятием христианства и началом отправления религиозных обрядов по образу и подобию таинств, совершаемых греческой церковью, в русский язык пришло огромное количество слов, заимствованных из греческого языка. Слово & кулич& тоже греческого происхождения, означающее & круглый хлеб& .

Какие события связаны с данным атрибутом светлого праздника?

С приходом христианских традиций на Русь традиционный славянский обрядовый хлеб стал именоваться куличом и являлся обязательным атрибутом пасхальной трапезы. Он выпекается из дрожжевого сдобного теста с добавлением цукатов и изюма и имеет форму высокого цилиндра, украшенного сахарной глазурью. Для большей декоративности старославянские куличики посыпались крашеным пшеном. В наше время с этой целью применяют декоративные посыпки.

Страстная (Великая) суббота, предшествующая Пасхе – время освящения куличей, пасхи и крашеных яиц (вопрос: & зачем красят яйца на пасху?& снова отсылает нас к необходимости обратиться к историческим справочникам).

В каждом российском регионе для выпечки использовали разные формы. По большей части куличик напоминал высокий церковный хлеб – артос, хотя вологодские крестьяне выпекали его в виде открытого ягодного пирога.

Какими бы ни были пасхальные пироги: большими или маленькими, узкими или широкими, они всегда имеют округлую форму. Это связано с воспоминанием о том, что Христос был облачен в саван круглой формы.

То, что пасхальные хлеба выпекаются из очень сладкого и сдобного теста, указывает на праздничность этого блюда, посвященного светлому событию в истории всего человечества. Иисус и его апостолы до принесения великой жертвы знали лишь вкус хлеба, испеченного из пресного теста. После же чудесного воскрешения на их столе появился хлеб из необыкновенно вкусного, заквашенного теста.

Куличики были скоромными: тесто, из которого они выпекались, содержало огромное количество сливочного масла и яиц. Известны рецепты, согласно которым на два килограмма пшеничной крупчатки добавлялась целая сотня яиц.

После семи недель Великого поста небольшой кусочек пирога был лучшей пищей, способной и создать ощущение радостного праздника, и подготовить организм соблюдающего пост прихожанина к обильному праздничному застолью.

Разговлялись (то есть в первый раз после соблюдения поста ели скоромную пищу) знаковым хлебцом только после пасхальной церковной службы.

Обрядовый хлеб, выпекаемый из кислого теста, поначалу приносился в жертву земле-матушке, предкам или природным стихиям. Целью такого жертвоприношения являлось желание получить их поддержку, обеспечив тем самым богатый урожай и плодородие почвы. Выпекались обрядовые караваи в канун посевных работ.

Праобразы будущих куличей поначалу выпекались два раза в год: в начале весны (знаменующем начало полевых работ) и в конце осени (по поводу сбора урожая). В петровские времена их стали выпекать и зимой, в связи с наступлением нового календарного года.

Подобная бережливость объяснялась довольно высокой стоимостью получаемого продукта, поскольку для их изготовления требуется большое количество ценных и дорогостоящих продуктов. Помимо этого, технология выпечки отличается большой сложностью и длительностью самого процесса, что делает их исключительно атрибутом лишь торжественного и значимого застолья.

Некоторое время праздничные хлеба использовались в языческих культовых обрядах наряду с отправлением христианских обычаев, в результате чего произошло незаметное взаимопроникновение двух культурных традиций. Со временем языческий смысл обряда забылся, уступив место христианскому значению, связанному с историей гибели и воскрешения Иисуса Христа.

Почему выпечка появляется именно в Воскресение Христово?

Христианский смысл традиции выпекать куличи на праздник связан с древним преданием, согласно которому воскресший Иисус Христос посещал трапезничающих апостолов. С той поры они все время оставляли для Иисуса место в центре стола, где его всегда ожидал свежеиспеченный хлеб.

Со временем в праздник Пасхи появилась церковная традиция выпекать особый хлеб – артос (представляющий собой всецелую просфору) и оставлять его на особом столе, в подражание действиям учеников Христа.

Во все дни пасхальной недели артос является непременным атрибутом крестных ходов, совершаемых вокруг храма. В субботу Святой недели (после прочтения молитвы на раздробление артоса) священнослужители делят его на части и раздают прихожанам после окончания церковной службы в качестве святыни. Раздача артоса сопровождается целованием креста.

Одним из постулатов христианского учения является представление о том, что каждая семья представляет собой малую церковь, которая в светлый праздник Пасхи должна иметь собственный артос. Роль такого артоса и стал выполнять куличик.

Таким образом, присутствие пасхального хлебца на столе стало символом незримого присутствия Господа в каждом доме. На столе каждого православного христианина в этот день обязательно должны быть кулич и пасха. Церковь всемерно содействует верующим, принимая участие в их освящении.

Куличик символически означает хлеб, преломленный воскресшим Иисусом во время трапезы апостолов.

Праздничный хлеб является отличительной чертой между Пасхой иудеев и христиан. Во время иудейской Пасхи на столах верующих присутствует только пресный хлеб. Квасной хлеб в этот момент находится под строжайшим запретом. Православные же христиане отмечают Пасху, лакомясь вкуснейшими сдобными пирогами.

Ставя опару и замешивая тесто, необходимо соблюдать чистоту мыслей и высокий душевный настрой, поэтому хозяйка в этот момент должна прочитать молитву и обратиться к Господу с просьбой помочь ей приготовить удачный кулич.

С давних пор считается, что вид пасхального пирога на весь год определяет благосостояние всей семьи. Ровная и гладкая поверхность готового кулича означает, что дела семьи сложатся удачно. Если же кулич плохо поднялся или на его поверхности образовались трещины – это предвещает немало предстоящих разочарований и утрат.

Выпекают куличи в Чистый четверг, в обстановке уюта, чистоты и порядка. Хозяйка, занимающаяся выпечкой в прежние времена, обязательно надевала чистую рубаху.

В момент выпечки куличей в доме нельзя было не только стучать, но и повышать голос, а также растворять двери и окна.

Для того чтобы не допустить оседания свежевыпеченного пирога, его высаживали на пуховую подушку до полного остывания. На это время из кухни удаляли всех домочадцев, чтобы исключить возникновение сквозняков и посторонних потоков воздуха, сопровождающих любое движение.

Нарезают кулич не вдоль, а поперек, кольцами. При необходимости (если кулич большого диаметра) эти кольца можно разрезать радиально.

Верхнюю часть кулича сохраняют до последнего момента (пока не будет съеден последний кусочек мякоти), используя его в качестве крышки, которая предохраняет нежную мякоть кулича от высыхания.

Куличи выпекаются с учетом количества членов в семье. Кулич необходимо распределить на всю пасхальную неделю: каждый член семьи ежедневно должен получать по одному кусочку.

В отличие от европейских сортов пасхального хлебца (например, английского кекса или австрийского райндлинга) русский вариант кулича является значительно более легким как по структуре, так и по степени усваивания организмом человека.

Уникальное сочетание сдобности и легкости кулича делают его незаменимым продуктом, способствующим постепенному и безопасному переходу от соблюдения жесткого поста к употреблению скоромной пищи.

Закваску для русского кулича ставят за неделю до Пасхи, а тесто традиционно творят в Чистый четверг.

Муку, предназначенную для кулича, просеивают не менее двух раз: это способствует ее насыщению кислородом.

Кадку с сотворенным тестом обкладывают подушками, чтобы предотвратить его проседание, а во время его расстойки недопустимы громкие разговоры и хождение по комнате в тяжелой обуви.

В комнате, где готовят куличи, должна быть постоянная температура воздуха, исключающая даже малейшие температурные перепады.

Праздничный православный кулич немыслим без прочитанных над ним молитв.

Пасху - Светлое Христово Воскресенье, главный праздник христиан – православные и католики в этом году отмечают 16 апреля.

Церковь празднует Пасху 40 дней - столько же, сколько Христос был с учениками после Своего Воскресения. Первую неделю после Воскресенья Христова называют Светлой или Пасхальной седмицей.

Из Евангелия

Иисус Христос умер на кресте в пятницу, около трех часов пополудни и был погребен до наступления темноты. На третий день после погребения Христа ранним утром несколько женщин (Мария Магдалина, Иоанна, Саломия и Мария Иаковлева и другие с ними) несли благовония, купленные ими, чтобы помазать тело Иисуса. Идя к месту погребения, они горевали: «Кто отвалит нам камень от гроба?». Но камень был уже отвален, а гробница пуста.

Это увидели и пришедшая ко гробу первой Мария Магдалина, и позванные ею Петр и Иоанн, и жены-мироносицы, которым возвестил о Христовом Воскресении сидящий при гробе юноша в светоносных одеждах. Четыре Евангелия описывают это утро словами разных свидетелей, пришедших к гробу одни за другими.

Значение

Для христиан этот праздник означает переход от смерти к вечной жизни с Христом - от земли к небу, что возглашают и пасхальные песнопения.

Воскресение Иисуса Христа открыло славу Его Божества, скрытую до этого под покровом унижения: позорной и страшной смерти на кресте рядом с распятыми преступниками и разбойниками.

Своим Воскресением Иисус Христос благословил и утвердил воскресение для всех людей.

История

Ветхозаветную Пасху (Песах) праздновали как воспоминание об исходе сынов Израилевых из Египта и избавлении от рабства.

В апостольское время Пасха соединяла в себе два воспоминания: о страданиях и о Воскресении Иисуса Христа. Дни, предшествующие Воскресению, назывались Пасхой страданий. Дни после Воскресения - Пасхой Крестной или Пасхой Воскресения.

В первые века христианства разные общины праздновали Пасху в разное время. На Востоке, в Малой Азии, ее отмечали в 14-й день месяца нисана (март – апрель), на какой бы день недели ни приходилось это число. Западная Церковь праздновала Пасху в первое воскресенье после весеннего полнолуния.

На Первом вселенском соборе в 325 году было решено праздновать Пасху повсеместно в одно и то же время по Александрийской пасхалии. Так продолжалось до XVI века, когда единство западных и восточных христиан в праздновании Пасхи и других праздников было нарушено календарной реформой папы Григория XIII.

Православная церковь определяет дату празднования Пасхи по Александрийской пасхалии: праздник должен быть обязательно в воскресенье после иудейской Пасхи, после полнолуния и весеннего равноденствия.

Церковное празднование

С древних времен пасхальное богослужение происходит ночью. Подобно избранному Богом народу - израильтянам, бодрствовавшим в ночь своего избавления от египетского рабства, христиане не спят в священную предпраздничную ночь Светлого Воскресения Христова.

Незадолго до полуночи в Великую субботу служится Полунощница, на которой священник с диаконом подходят к Плащанице (полотну с изображением снятого с креста тела Иисуса Христа) и относят ее в алтарь. Плащаницу кладут на престол, где она должна оставаться в течение 40 дней до дня Вознесения Господня - в память о сорока днях пребывания Христа на земле после Его Воскресения.

Священнослужители снимают субботние белые и надевают праздничные красные пасхальные облачения. Перед наступлением полуночи торжественный колокольный звон - благовест - возвещает о приближении Воскресения Христова.

Ровно в полночь при закрытых Царских Вратах священнослужители в алтаре поют три раза стихиру: «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». А затем выходят из алтаря и вместе с народом, подобно женам-мироносицам, пришедшим ко гробу Иисуса Христа, обходят вокруг храма крестным ходом с пением той же стихиры.

Крестный ход

Он означает шествие Церкви навстречу воскресшему Спасителю. Обойдя вокруг храма, крестный ход останавливается перед его закрытыми дверями, как бы у входа ко Гробу Господню. Трезвон прекращается. Настоятель храма и священнослужители трижды поют радостный пасхальный тропарь. Затем священник, держа в руках крест и трехсвечник, творит ими крестное знамение у закрытых дверей храма, они открываются, и все, ликуя, входят в церковь, где горят светильники и лампады, и все вместе поют: «Христос воскресе из мертвых!».

Заутреня

Далее служат Пасхальную заутреню: поют канон, составленный святым Иоанном Дамаскиным. Между песнями Пасхального канона священники с крестом и кадилом обходят храм и приветствуют прихожан словами: «Христос воскресе!», на что верующие отвечают: «Воистину воскресе!».

В конце заутрени, после пасхального канона, священник читает «Слово святителя Иоанна Златоуста», повествующее о радости и значении этого дня. После службы все молящиеся в храме христосуются друг с другом, поздравляя с великим праздником.

Сразу после заутрени служат Пасхальную литургию, где на разных языках читают начало Евангелия от Иоанна (если служат несколько священников).

После окончания праздничного богослужения православные христиане разговляются - угощаются освященными крашеными яйцами и куличами при храме или у себя дома.

Пасхальные яйца

В христианстве пасхальное яйцо - символ Гроба Господня, в котором была скрыта вечная жизнь.

В Палестине гробницы устраивали в пещерах, а вход закрывали камнем, который отваливали, когда должны были положить покойного.

Предание говорит, что камень, которым закрыли гробницу Иисуса Христа, напоминал очертаниями яйцо. Под скорлупой яйца скрывается новая жизнь. Поэтому для христиан пасхальное яйцо - это напоминание о Воскресении Иисуса Христа, о спасении и вечной жизни. Красный цвет, в который чаще всего окрашивают яйца, означает страдания и кровь Христа.

Впервые упоминание о крашеных яйцах встречается в рукописи Х века, найденной в библиотеке греческого монастыря святой Анастасии. Согласно рукописи после службы на Пасху игумен раздавал братии освященные яйца со словами: «Христос Воскресе!».

По преданию, крашеное яйцо стало символом Пасхи после чуда с Марией Магдалиной. Православная церковь почитает ее как равноапостольную святую и мироносицу, которая проповедовала о воскресшем Христе в Риме до прибытия туда апостола Павла и еще два года после отбытия его из Рима, после первого суда над ним.

Мария Магдалина пришла с проповедью и к римскому императору Тиберию. По древнему обычаю императору подносили дары, и Магдалина поднесла яйцо со словами: «Христос воскресе!». Император отвечал, что, как яйцо белое, а не красное, так и мертвые не воскресают. В тот же миг яйцо в его руке покраснело.

Есть предположение, что обычай красить яйца на Пасху связан с дохристианским празднованием весны. Яйцо у многих народов являлось олицетворением животворной силы. Вся вселенная представлялась вышедшей из яйца. В верованиях и обычаях египтян, персов, греков, римлян яйцо было символом рождения и возрождения.

Пасхальные яйца, окрашенные в один цвет, без рисунка, назывались крашенками (или галунками). Обычно для их приготовления использовали природные красители, в первую очередь луковую шелуху. Получить другие цвета можно с помощью крепких растительных отваров.

Яйца, расписанные особым орнаментом, назывались писанками. Расписывали их только сырыми, и в пищу они не годились. После Троицы их принято было выдувать. Расписное яйцо превращали в птицу, приклеивая к скорлупе крылья.

Сейчас красить яйца можно пищевыми красителями или украшать с помощью специальных наклеек.

В большинстве стран красят и расписывают яйца женщины и девушки. Как правило, этому занятию посвящают один из дней Страстной недели -- Великий четверг, Страстную пятницу или субботу, которую из-за этого называли «Красильной» или «Красной».

Красить и дарить яйца на Пасху принято и у католиков. По традиции они дарят друг другу не только расписные куриные яйца, но и шоколадные.

Куличи и Пасха

Это один из древнейших символов Воскресения Христа. Кулич подобен артосу - особому круглому высокому хлебу с изображением креста и тернового венца. Артос в храме означает жертву за людей - самого Христа.

В пасхальном угощении отражена вера христиан в незримое присутствие воскресшего Господа за их праздничной трапезой.

Предание говорит, что апостолы на общей молитве вспоминали Тайную вечерю и причащались Тела и Крови Христовых. А при трапезе они первое место за столом оставляли невидимо присутствующему Господу и клали на Его место хлеб.

Подражая апостолам, пастыри Церкви установили в праздник Воскресения Христова класть в храме на столе или налое перед Царскими Вратами артос, обозначая, что пострадавший за нас Спаситель стал для нас хлебом жизни.

Все дни Светлой седмицы после литургии артос крестным ходом обносят вокруг храма. В субботу Светлой седмицы его с молитвой раздробляют и в конце литургии при целовании креста раздают народу как святыню.

На Руси к Пасхе в каждом доме выпекали внешне похожий на артос, но сдобный, с изюмом и орехами, праздничный хлеб и освящали его в храме. Этот хлеб получил название «кулич» от греческого слова «kollikion» - «круглый хлеб».

Куличи выпекают из сдобного теста с большим количеством масла и яиц. У католиков, кроме дрожжевых куличей, пекут и песочные, так называемые бабы.

Существовала примета, что, если кулич удался на славу, значит, и в доме будет процветание и благополучие. В Пасху на праздничном столе верх кулича срезали горизонтально, резали кулич кругами или ломтями, и все получали по куску.

К Светлому Христову Воскресенью готовят не только кулич, но и пасху из творога. В виде усеченной пирамиды она означает Гроб Господень, в котором совершилось Воскресение Христово. Готовят пасху в специальной разборной деревянной форме - пасочнице из деревянных дощечек, на внутренней стороне которых вырезаны буквы «ХВ» («Христос воскресе!»), а также крест, копье, трость, ростки и цветы - символы страдания и воскресения Иисуса Христа, а иногда и голубь - символ Святого Духа. Эти изображения и надпись остаются на готовой пасхе, когда пасочницу снимают.

КСТАТИ

А́ртос (по-гречески - «хлеб») - освященный квасной (дрожжевой) хлеб, иначе называемый просфора всецелая (то есть просфора без изъятых из нее частиц). Просфора (просвира) (от др.-греч. «приносимое») - в первые века христиане называли так приношения из хлеба и вина, с которыми верующие приходили в храм. Такое значение просфоры сохраняется в православной церкви и в настоящее время.

Фото Дмитрия ОСИПОВА




На протяжении многих лет сохраняется обычай на Пасху красить яйца, готовить творожную пасху и печь куличи. О том, откуда произошла , мы уже узнали, а вот о том, почему на Пасху пекут куличи , нет. Так давайте разберемся в традициях, начинающихся с момента возрождения Христа.
Считается согласно древним приданиям, что во время трапез апостолов к ним являлся сам Господь Иисус Христос. Приходить он стал уже после своего великого воскрешения. Апостолы же в свою очередь всегда за столом оставляли одно место пустым, и клали Господу на этот стол кусочек хлеба. Так со временем появилась традиция в Воскресенье в храме Иисуса оставлять на особом столе хлеб (в переводе с греческого языка он означает - артос). Было принято во время крестного хода в течение Седмицы обносить артос вокруг храма. А уже в субботу его делили на кусочки и раздавали верующим после утреннего богослужения. Со временем стало принято во всех семьях иметь дома такой хлеб. Отсюда и начинает свое появление ныне существующий кулич (в переводе с греческого языка kollikion - круглый хлеб). Пекли такой хлеб только из дрожжевого сдобного теста и придавали разную форму, но обязательно форму высокого цилиндра. Сверху всегда было принято выкладывать из теста крест. Почему именно круглая форма? – тоже интересный вопрос. Если верить преданиям, то в них сказано, что саван Иисуса Христа имел именно круглую форму, вот отсюда и пошла такая примета печь круглые куличи на Пасху . А почему пекут именно из сдобного теста, почему бы не использовать любой друг вид теста? Опять обратимся к преданиям и узнаем ответ. Дело в том, что до самой смерти Христа он и его ученики употребляли в пищу только хлеб из пресного теста, а уже после воскрешения Иисуса, они принимали в пищу хлеб из квашеного теста. Отсюда и пошла еще одна примета печь сдобные .
И напоследок, еще несколько примет, над которыми стоит порой задуматься. Во время приготовления куличей хозяюшки всегда надевали чистый передник или фартук. В те время верили в то, что если кулич удался на славу, значит и в доме и в семье этой хозяюшки будет процветание и благополучие. А при употреблении кулича в день разговения кулич никогда не резали вертикально. Срезали всегда горизонтально сначала верхушку у кулича, а затем по кусочку каждому члену семьи. Причем этой верхушкой накрывали оставшийся кулич, пока полностью не был он съеден.
В настоящее время уже мало хозяек, кто сам решается печь куличи, все больше и проще пойти купить кулич в магазине. Но если вдруг кто решится все-таки испечь куличи, то почувствует сладостный аромат наступления праздника, аромат ванили и сдобы, который невозможно забыть. Со светлым днем вас Великой Пасхи!

Почему Пасха отмечается каждый год в разные числа?

Сначала разъясним, почему праздник Пасхи не имеет определённой даты.
Дело в том, что Пасха отмечается по лунному календарю решением первого Вселенского (Никейского) собора. Тогда в 325 году за праздником закрепили первое воскресенье после полнолуния и весеннего равноденствия.
Почему был выбран именно этот день? Слово «пасха» переводится с греческого как «избавление». Евреи отмечают Песах (Пейсах) как праздник освобождения от египетского рабства, поэтому название праздника соответствует его источнику. В древности евреи отмечали Пасху с 14 на 15 число первого лунного месяца Нисана, эта ночь наступала сразу после весеннего равноденствия, и в неё было полнолуние. В эту ночь и был распят Иисус Христос. Через три дня он воскрес, и этот день стал называться Воскресением.


Источник: carmeloquart.wordpress.com

Почему на Пасху пекут куличи?

После воскрешения Иисус Христос приходил к своим апостолам во время трапезы. Ученики оставляли для него место посередине стола и ставили хлеб (по-гречески «артос») из сдобного теста с орехами и изюмом, однако, до воскрешения Христос с учениками вкушали только пресное тесто.
В храме на Пасху было принято оставлять артос, а постепенно этот хлеб стали печь в каждой семье, так как семья – это тоже своего рода храм. Таким образом, стоящий на семейном столе кулич (с греческого переводится как «круглый хлеб») – это символ незримого присутствия воскресшего Иисуса Христа в Вашем доме.
Печь куличи принято в Чистый четверг. В этот день в доме должны быть чистота и порядок. Готовить кулич нужно без всякой спешки, с чистыми мыслями и хорошим настроением, нельзя громко разговаривать и греметь.
Раньше была примета – какой кулич получится, такой год и ждёт семью. Если ровный, пышный и вкусный – то ждёт удача и счастье, а если треснувший и некрасивый – то разочарования.
За пасхальной трапезой кулич едят первым.


Источник: sbs.com.au

Почему на Пасху красят яйца?

Яйцо – это прообраз Вселенной, символ мира, рождения и жизни, причём так считали задолго до христианства.
Традиция красить яйца окутана множеством легенд. Одна из них гласит следующее: апостолы Иисуса Христа разошлись по разным странам, чтобы известить всех о воскрешении Спасителя, о том, что он победил смерть и не нужно её больше бояться. С этой новостью к римскому императору Тиверию пришла Мария Магдалина, а в подарок для него принесла куриное яйцо, так как у неё больше ничего не было. Смысл её подношения был в том, что яйцо – символ жизни, а под скорлупой скрывается цыплёнок, который оттуда вырвется, как вырвался Иисус Христос из смертельных оков и воскрес. Император не поверил ей и сказал, что это невозможно точно так же, как белому яйцу превратиться в красное. И тут же яйцо Марии стало красным. Так появилась традиция красить яйца в красный цвет, знаменующий кровь Иисуса Христа.
Красят яйца, как и пекут куличи, в Чистый четверг. Яйца в красный цвет можно покрасить с помощью шелухи красного лука с добавлением гранатового сока и шиповника.

Уже много столетий подряд все христиане встречают радостный и светлый праздник Пасхи (Воскрешения Иисуса Христа) с такими неизменными атрибутами, как пасхальные яйца и пасхальные куличи.

Выставляя в день Пасхи кулич на стол, христиане отдают дань жертве Христа, а сам хлеб символизирует присутствие Иисуса в их доме.
Пасхальный кулич не просто служит разговению, но символизирует собой Великий день. Существует традиция освящать куличи, а также пасхи, пасхальные яйца и другие праздничные угощения к окончанию Великого поста. Обычно это происходит в Великую субботу, но в некоторых храмах может происходить и после праздничного пасхального богослужения.

Выделенный таким образом из категории будничных блюд, кулич, оставаясь хлебом, а следовательно, «головой стола», возглавляет и пасхальную трапезу. Его сдобность и вместе с тем легкость как нельзя лучше способствует мягкому переходу от строгого поста к скоромным блюдам.

Истоки традиции печь на Пасху куличи, как и традиция красить яйца на Пасху, уходят еще во времена апостолов, которые, согласно древним писаниям, и стали прародителями этого ритуала. А началось все с того, что каждый раз во время еды они оставляли своему воскресшему Учителю место за столом и кусочек хлеба, поскольку он являлся к ним и делил с ними трапезу.

Спустя некоторое время традиция печь куличи перекочевала под своды церкви, где такой хлеб для Христа стали называть по-гречески «артос» и оставлять его на отдельном столике. Во время праздничных крестных ходов в Седмицу артос обносили вокруг храма, а после утренней субботней службы раздавали прихожанам.

Пекли такой хлеб только из дрожжевого сдобного теста и придавали разную форму, но обязательно форму высокого цилиндра. Сверху всегда было принято выкладывать из теста крест. Если верить преданиям, то в них сказано, что саван Иисуса Христа имел именно круглую форму, вот отсюда и пошла такая примета печь круглые куличи. А почему пекут именно из сдобного теста, почему бы не использовать любой друг вид теста? Дело в том, что до самой смерти Христа он и его ученики употребляли в пищу только хлеб из пресного теста, а уже после воскрешения Иисуса, они принимали в пищу хлеб из квашеного теста.

Существуют приметы, которые верующие стараются соблюдать:

Пасхальную сдобу пекут своими руками и делают это в Чистый четверг, в чистоте, тишине и душевном спокойствии. Прежде чем приступить к приготовлению куличей, молятся, очищают душу, мысли и руки, моют кухню. Это один из главных секретов удачной выпечки. Ничего не должно мешать в приготовлении. Ссоры и разборки в семье могут свести на нет все усилия. Во время приготовления куличей хозяюшки всегда надевают чистый передник или фартук. Если кулич удался на славу, значит и в доме и в семье будет процветание и благополучие. А при употреблении кулича в день разговения кулич никогда не резали вертикально. Срезали всегда горизонтально сначала верхушку у кулича, а затем по кусочку каждому члену семьи. Причем этой верхушкой накрывали оставшийся кулич, пока полностью не был он съеден.
К вымешиванию теста нужно подходить с хорошим настроением и положительными мыслями. Именно этот процесс считается одним из наиболее действенных способов донести свои молитвы до небес. Поэтому христиане пекут куличи на Пасху без нервов, спешки и суеты. Ведь считается, что удачный кулич — это гарант благополучия семьи на весь год!

Пасхальные куличи, как и крашеные яйца — это первое, с чего начинают разговение. При этом пасху нужно разрезать не вертикально, как делают многие, а горизонтально, поперек, срезая сначала аппетитную верхушку. Причем верхушка эта съедается самой последней, поскольку она все равно выполняет свою «накрывающую» роль.

Для того, чтобы дети не болели, нужно с утра накормить их освященными в церкви куличами, лишь затем можно давать праздничную еду. Едят куличи всю пасхальную неделю, приносят в гости, дарят в честь праздника Пасхи родным и друзьям, относят в детские дома и больницы.

Конечно, в наше время гораздо проще купить вкусный красивый пасхальный кулич в магазине, или готовое тесто, но получится простая «бездушная» сдоба, которая совсем не считается праздничной. Ни один конвейерный пасхальный кекс не готовится с учетом индивидуальных особенностей той или иной семьи и, что важно, не адресуется конкретным людям. Взращивание натуральной закваски, количество и качество сдобы (без маргарина), специфика дополнительных ингредиентов, отсутствие химических разрыхлителей, ароматизаторов, красителей, объем теста, а также молитвы, прочитанные над ним, — всё это должно быть непременными составляющими настоящего праздничного хлеба православной Пасхи. Конечно процесс выпечки куличей достаточно длительный, но создает атмосферу особого настроения, атмосферу настоящего праздника. Потрясающий запах разносится по всему дому волшебным ароматом.

В современные куличи добавляют светлый изюм, а верхушку украшают сладкой белой глазурью из взбитых яичных белков, посыпают декоративной посыпкой или вафельными изображениями с пасхальной символикой.
Помимо следования религиозному ритуалу куличи, яйца и творожная пасха отлично подходят для организма после долгого Великого поста. Пусть каждый выпеченный кулич несет частичку большой Любви к ближнему, пусть этот вкушенный хлеб подарит нам надежду на вечную жизнь.

Принимайте куличи, крашенки цветные,

Чтоб сбывались непременно радости большие!

Чтоб Христос любил душою и дарил бы счастье,

Отводил всегда от дома беды и напасти!