Ремонт Дизайн Мебель

Что такое ритм в песне. Виды музыкального ритма (ритмические матрицы). Также с помощью ритма мы определяем

Школа вокала «Voca-Beat» рассказывает о ритме.

Школа вокала «Voca-Beat» – это уютное местечко в центре Москвы, где вы сможете окунутся в безграничный мир музыки.

Ритм – набор разных по длительности звуков, исполненных в определённой последовательности. Каждая нота, звуча определённое количество времени, объединяется с другими, и они образуют ритмический рисунок.

Ритм не измеряется в общепризнанных системах измерения; длительность звучания каждой ноты измеряется относительно других нот в том же ритмическом рисунке: каждая нота звучит длиннее или короче предыдущей в 2, 4, 8 раз.

В музыке мы встречаемся со звуками долгими и короткими. Чередования их, одинаковых или разных по длительности, образуют ритм.

Внутреннюю организацию ритма называют метром.

В первую очередь, время звучания музыки делится на равные промежутки, которые называются счётными долями. Их особенно легко услышать в танцевальной музыке, а так же в марше. В других жанрах, например, в лирических песнях, это гораздо сложнее услышать.
Затем все доли делятся на сильные и слабые. Сильные доли мы акцентируем (например, как в вальсе – каждая первая из трёх долей будет сильнее двух последующих. РАЗ – два – три), таким образом образуются такты.
Размер такта – важная составляющая музыкального произведения. Наиболее популярны двух и трёхдольные размеры, как и в поэзии. Двухдольный размер характерен для таких произведений, как марш, полька, галоп, и близкие к этим жанрам произведения. Трёхдольный размер особенно легко объяснить на примере вальса; в этом же размере традиционно пишутся чакона, сарабанда, полонез, мазурка. Очень похож на двухдольный четырёхдольный такт; его можно встретить в самой разной музыке, и в первую очередь – в маршах.

Иногда употребляются сложные и смешанные размеры, состоящие из двух и более простых (двух- и трехдольных).

В большинстве случаев размер остаётся одинаковым на протяжение всего произведения, или его крупной логической части. Но иногда музыканты используют сложные размеры, которые состоят из 2х и более простых размеров. Для обозначения размеров используют две цифры: нижняя обозначает ритмическую длительность (четверть, восьмая), а верхняя – количество длительностей в такте. Например, указание размера 2/4 будет означать, что в каждом такте содержится две четверти.

При помощи ритмического рисунка можно придать музыке определённый характер: равномерность ритма имитирует беспрепятственное, лёгкое движение, а чередование коротких и длинных нот может придать музыке динамику, напор.

Интересным и распространённым ритмическим элементом является синкопа – неожиданная задержка на слабой ноте и перенос акцента с «ударной» доли на «безударную». Она играет роль своеобразной пружины, что придаёт музыке остроту и упругость.

Для ритма так же важны соотношения длительности целых музыкальных фраз, а не только отдельных звуков. Они так же могут быть разделены равномерно, или иметь разную длительность. В широком смысле слова ритмичность музыки как раз подразумевает соотношение времени звучания отдельных частей произведения.

Очень часто приходится видеть музыкантов, которые просто с какой-то маниакальной преданностью отождествляют себя со своим инструментом. Я обычно вижу таких людей в виде приложения к их инструменту. Гитаристы не слушают вокалистов, барабанщики понятия не имеют о духовых, пианисты не знают про струнные и т.д.

К чему все это?

Просто порой забывая, что музыкальный инструмент это всего лишь -ИНСТРУМЕНТ для выражения того, что находится внутри личности, мы лишаем себя возможности развиваться как музыкант и как личность.

Однажды заинтересовавшись проблемой ритма, я начал искать ответы на интересующие меня вопросы. Однако в учебниках по элементарной ответов нет.

И во многом благодаря тому, что я очень не равнодушно отношусь к барабанам, искать я начал у барабанщиков, которые лучше, чем кто-либо из музыкантов, знают как работать с ритмом.
Музыка держится на двух самых важных элементах (хотя многие сочтут это спорным, но в свете изменений произошедших в музыке XX века, роль на сегодняшний день не на столько важна, поскольку она может вообще отсутствовать).

Первый элемент — (и все составляющие, включая как результат линеарного движения голосов) и ритмика.

Все, что касается мелодических элементов имеет очень четкую структуру и классификацию, которая облегчает понимание этого элемента музыки. Однако если взглянуть в область ритмики, то здесь, можно сказать, царит полная анархия.

То, что приходит в голову это пунктирный ритм, свинг, синкопы, увеличения, уменьшения и т.д. Количество таких клише достаточно большое и они очень разрознены. Это в свою очередь мешает глубокому пониманию основ ритмики и применению их на практике.

Учебный процесс построен в основном на усвоении размеров 2/4, 3/4, 4/4 и им подобных.

К сожалению это приводит к тому, что любые составные и сложные размеры становятся камнем преткновения для музыкантов. Один из способов очень быстро освоится с ритмикой это отказаться от мышления размерами и использовать для отсчета мельчайшую единицу измерения.

Многие ударники используют таблицы ритмов (один из последних примеров Benny Greb»Language of Drumming: A System for Musical Expression» ).

Они основаны на простом делении одной длительности на четыре или на три. По сути, 90% ритмики используемой в музыке, перекрывается этими таблицами. Это своеобразные магические квадраты, которые помогают начинающему музыканту не заблудиться.
Привожу две основные таблицы на 4 и на 3 (главное не попасть в шаблон мышления, что 4 это 16 или 8 в размере 4, а 3 это триоли. Любая буква из таблицы может быть применима к любому размеру и пульсации). Это та основа, с которой лучше всего начать освоение ритма.

Каждый элемент должен стать естественным. Экспериментируйте в их перемешивании друг с другом и из разных таблиц.
Поскольку у Бенни Греба только две таблицы, то третья будет моя.

Размышляя над нестандартной и сложной ритмикой я подумал, что не плохо было бы составить и для 5 кратного деления, что дает большой выбор неординарных вариантов.

Сыграть это будет сложной задачей, но после этого вы незамедлительно почувствуете музыкальный рост. Чем более сложные вещи мы осваиваем, тем большее становится простого В поговорим о том, как все это использовать для освоения сложных размеров

Rating 4.39 (57 Votes)

Что необходимо знать для того, чтобы ясно чувствовать ритм музыки?

Если вы проработали предыдущий материал, то можно вас поздравить: основную часть нотного письма вы уже освоили! Теперь мы начинаем изучать не менее важную тему: ритм и всё, что с ним связано. Итак:

Ритм

Вы уже знаете, что у звука (ноты) есть важное для музыки свойство: длительность. Также в предыдущих уроках мы рассматривали в качестве примеров части мелодий. Буквально 1 - 2 такта, но этого достаточно, чтобы убедиться, что ноты играются последовательно, как написаны: слева направо. Последовательное построение длительностей звуков (нот) называют ритмом (прочитайте по очереди, слева направо длительности мелодии, представленной ниже - это и будет ритмом).

Длительности звуков (нот) могут объединяться в так называемые ритмические группы, ">фигуры . В данном примере красными скобками выделены ритмические группы:

Рисунок 1. Ритмические группы

Прослушивая песню, человек часто отстукивает ритм ногой, ритмично покачивает головой, пританцовывает. Человек может двигаться «в такт» музыке, потому что музыка как бы равномерно пульсирует. Звуки (ноты), на которые выпадает такая пульсация (т.е. тот самый момент, когда человек, к примеру, делает одно движение головой под музыку) - это акцентированные ноты. А само такое выделение звуков называется ">акцентом . Часть такта, которая содержит акцентированные звуки, называется сильной ">долей . Части такта, не имеющие акцентов, называются слабыми долями

Как правило, самый сильный акцент приходится на первую долю такта. Второй по силе - на середину такта. Самая слабая доля выпадает на конец такта. На рисунке мы показали сильные и слабые доли такта при размере 4/4. Давайте рассмотрим их

Рисунок 2. Акцентированные ноты

Обратите внимание: под некоторыми нотами есть знаки, которые мы ещё не изучали. Знаком «» обозначают акцентированную ноту. Знаком «» обозначают сильно акцентированную ноту. Вместе с мелодией простучите её ритм. Вы будете отстукивать акцентированные и сильно акцентированные ноты.

Метр

На рисунке 2 сильные и слабые доли равномерно чередуются. Такое чередование называют метром .

Размер

В одном из первых уроков мы вкратце коснулись понятия размер произведения. Напоминаем: размер - это то, что на рисунках данного урока обозначено, как « 4 / 4 » (справа от скрипичного ключа). Сейчас мы можем дать уже вполне научное определение термину «размер произведения».

Снова вернёмся к рисунку 2. Смотрим на ноты слева направо, начиная с самой первой (нота «ре»). Под ней стоит знак «сильно акцентированная нота». Длительность ноты - четверть. Получается, что это сильная доля длительностью в четверть. Далее идёт слабая доля. Длительность - тоже четверть. Затем сильная доля и слабая доля. Длительность каждой составляет четверть. В итоге у нас в один такт укладывается 4 доли длительностью в четверть каждая. Именно это и записано при ключе: 4/4 (первая, то есть верхняя на нотном стане цифра «4» обозначает количество долей в такте, вторая цифра «4» - длительность каждой доли, поэтому мы читаем размер так: «четыре четверти»).

Такт

Вы уже знаете, что такое такт. Обратите внимание, что такт - это ещё и отрезок музыкального произведения от сильной доли до следующей сильной доли. Теперь вы знаете полное определение такта.

Если музыка начинается со слабой доли, то самый первый такт - неполный. Это затакт. Как правило, последний такт будет неполным ровно настолько, чтобы сумма длительностей первого и последнего тактов составляла ровно такт. Заметим, что затакт может встречаться и в середине произведения. Пример затакта:

Рисунок 3. Затакт

Чтобы было проще услышать затакт, мы добавили к музыкальному сопровождению этого рисунка ещё одну дорожку. На рисунке она не отображена. Первый такт - неполный. Общая длина его - четверть (сумма двух восьмых). Это и есть затакт. А последний такт (половина с точкой) дополняет первый так, что суммарная длительность обоих тактов равняется 4/4 (целой ноте).

Итоги

В этой статье мы дали много материала. Если что-то недопоняли - не расстраивайтесь. В дальнейшем мы будем снова использовать изученные понятия и, при необходимости, комментировать их. Так что разберёмся!

Вы теперь знаете такие понятия, как ритм, сильные и слабые доли, затакт

Образуют различные ритмические фигуры , из которых складывается общий ритмический рисунок музыкального произведения. Этот ритмический рисунок и есть ритм .

Ритм не привязан ни к каким абсолютным единицам измерения времени , в нём заданы лишь относительные длительности нот (эта нота звучит дольше той в 2 раза, а эта - в 4 раза короче и т. д.).

Ритм, метр и темп: различия

Миллиметровка

Ритм , метр и темп - понятия разные.

Метр задает координатную сетку из сильных и слабых долей с одинаковыми расстояниями между долями . Её можно представить как миллиметровку , на которой самая маленькая клеточка из самых тонких линий - минимальная длительность в произведении, более толстые линии обозначают доли, еще более толстые - относительно сильные доли, а самые толстые - сильные доли.

По линиям этой сетки можно рисовать ритмические фигуры из отрезков разной длины (ноты различной длительности). Фигуры могут быть совершенно разные, но все они будут опираться на линии этой сетки.

Длительность нот можно задать в относительных единицах (мельчайших клеточках): этот звук - отрезок длиной в 4 клетки, а этот в 2. Эти соотношения не изменятся с изменением масштаба сетки. Последовательность чередования таких отрезков и есть ритм .

Отмасштабировать эту сетку можно с помощью темпа , делая расстояния между линиями длиннее или короче. В масштабе «1 клетка = 1 секунда» время звучания ноты длиной в 2 клетки будет равна 2 секунды. При уменьшении масштаба (увеличении темпа) в 2 раза, длительность ноты в те же 2 отрезка уже будет равняться 1 секунде.


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Ритм (музыка)" в других словарях:

    Направление: Блюз Истоки: блюз, буги вуги, джаз Место и время возникновения: 1940 е годы, США Годы расцвета: 1940 … Википедия

    Направление: Блюз Истоки: Блюз (особ. электричоский), джаз, поп музыка, госпел Место и время возникновения: 1940 е, США Годы расцвета: 1940 е 1960 е, США … Википедия

    Ритм н блюз Направление: Блюз Истоки: Блюз (особ. электричоский), джаз, поп музыка, госпел Место и время возникновения: 1940 е, США Годы расцвета: 1940 е 1960 е, США … Википедия

    Ритм н блюз Направление: Блюз Истоки: Блюз (особ. электричоский), джаз, поп музыка, госпел Место и время возникновения: 1940 е, США Годы расцвета: 1940 е 1960 е, США … Википедия

    Музыка Израиля представляет собой неотъемлемую часть культуры Израиля. Археологические находки указывают, что музыкальная культура существовала на территории современного Израиля уже четыре тысячи лет назад. По видимому, тогда она не… … Википедия

    МУЗЫКА (от греч. musike, букв. искусство муз), вид искусства, в котором средством воплощения художественных образов служат определенным образом организованные музыкальные звуки. Основные элементы и выразительные средства музыки лад (см. ЛАД),… … Энциклопедический словарь

    МУЗЫКА и Лермонтов. Музыка в жизни и творчестве Л. Первыми муз. впечатлениями Л. обязан матери. В 1830 он писал: «Когда я был трех лет, то была песня, от которой я плакал; ее не могу теперь вспомнить, но уверен, что если б услыхал ее, она бы… … Лермонтовская энциклопедия

    ритм - а, м. rythme m. <гр. rhythmos размеренность, такт. Слово ритм происходит от древнегреческого рютос текучий. Журн. для всех 1929 № 12. 1. Равномерное чередование каких л. элементов (звуковых, двигательных и т. п.), присущее действию, течению,… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    - (англ. rhythm and blues), стиль негритянской популярной музыки конца 1940 50 х гг., соединившей традиции блюза (в том числе, буги вуги), джаза и инструментально танцевальной музыки. Подготовив рок н ролл, уступил ему в популярности; с 1960 х гг.… … Энциклопедический словарь

Книги

Временная организация музыки один из самых изменчивых элементов музыки. Существование ритма в музыке позволяет проводить аналогии с другими видами искусства, использующими в качестве важного элемента выразительности.
Большую роль в формировании понятий и определений ритмической организации музыки сыграла поэзия. Для классической теории метра характерно использование определений заимствованных из теории стихосложения. Например, ритмическую организацию мотивов представляют в виде ямба, хорея и амфибрахия.
Такое переплетение понятий не случайно и возникает из необходимости хоть каким-то образом организовать самую загадочную вещь во вселенной – время.
В отличие от других элементов ( , и т.д.) временная организация музыки очень мало изучена и те знания, которые мы можем использовать, для развития своих музыкальных способностей условны. Эти знания могут быть использованы только на начальной стадии обучения в качестве вспомогательного средства при освоении настоящей, живой музыки.
Обычно время в музыке представляют 4 основными категориями

Также можно добавить в этот список такое понятие, как агогика (от греч. увод, отклонение) – замедления и ускорения помогающие раскрытию смысла .
Каждая из этих временных категорий по-разному реализуется в различных стилях музыки. Например, в раннем джазе метр не играл большой роли, а главное значение придавалось разнообразию ритмов и акцентов. В прогрессивном роке и авангарде можно встретить другую тенденцию: усиление роли метра при
Что же такое ритм с музыкальной точки зрения?
Музыкальный ритм - это временная и акцентная сторона мелодии, гармонии, фактуры, тематизма и всех других элементов музыкального языка. Само слово ритм происходит от греческого слова течение.

Важным условием понимания ритма является тот факт, что существование ритма невозможно отдельно от остальных элементов музыкальной ткани, таких как , гармония и т.д. (кроме ударных инструментов, хотя фактура там тоже есть).
Ритм в музыке проявляется как на уровне мелких единиц (длительностей), так и на уровне крупных (частей формы или многочастного произведения).
Существует две больших системы деления ритма утвердившиеся в современной музыке:

1. Бинарная (двоичность)
2. Троичность
3. Особые виды ритмического деления

Двоичную, троичную, а также систему деления на 5 я рассматривал .
Интересен тот факт, что на заре зарождения системы ритмического деления нормой была система деления на три, а не на два. Затем бинарность вытеснила троичность, а затем они стали равноправными.
Система деления на 5, 7, 9 и т.д. изначально рассматривалась как экзотическая и использовалась скорее интуитивно, чем осознанно (лишнее подтверждение этому образование “нетранскрибируемых” ритмов в импровизациях современных мастеров). Однако постепенно они стали стандартным способом разнообразить ритмические фигуры.
Важными элементами, характеризующими ритм, являются также: соизмеримость и повторность.
Соизмеримость длительностей - понятие относительное, зависящее от близости или удаленности отдельных звуков по их временной значимости. Так, можно говорить о близости или соизмеримости четвертной и восьмой, четвертной и половинной, половинной и восьмой, всех их вместе между собой. Гораздо сложнее говорить о соизмеримости при восприятии на слух шестьдесятчетвертой и целой длительностей. То есть соизмеримость должна быть “правильной», в противном случае получится аритмичная музыка (об этом в отдельной статье).

Попробуйте представить чередование целой и тридцать второй. Слух не сможет упорядочить данную ритмическую фигуру, поскольку при восприятии ритма он опирается на повторность.
Конечно, большую роль играет также метр, поскольку повторность может совпадать или не совпадать с ним.

Длительности крупнее целой
В современной музыке эталоном ритма является целая длительность , поскольку ее деление дает все остальные. Однако то, что часто упускают из вида – это относительность любого типа длительностей. Целая может длиться столько же, сколько и восьмая при определённом темпе. Условность в обозначении длительностей и опора на целую – это система, которая сформировалась не так давно, но очень популярна, потому что позволяет очень быстро понять и структурировать большое количество ритмов без необходимости углубляться в дебри. Длительности типа лонги и бревис (равны двум и четырем целым) только усложняют восприятие и понимание ритма. Как правило, в произведении 16 (18) кратное деление это максимум, который технически доступен для большинства исполнителей, по этой причине использование крупных длительностей лишено смысла.
Хотя математически существует неисчислимое количество ритмических фигур на практике они, как правило, формируются в соответствии с определёнными законами внутренней организации.
Что такое организация ритма?
Возьмем два примера:

Если прохлопать первый и второй, то можно без труда заметить, что первый гораздо легче для восприятия, поскольку имеет определенную периодичность в чередовании длинных и коротких длительностей.
Таким образом, музыкальный ритм складывается из взаимосвязанных элементов таких как: повторность, организация, соизмеримость и т.д.