Ремонт Дизайн Мебель

Синтаксические выразительные средства. Синтаксические средства предложения. Паронимия в русском языке

Предложения в русском языке строятся с помощью синтаксических средств: это формы слова, служебные слова, порядок слов, интонация. Формы слова — главное средство: они связывают члены предложения, выражают отношения между ними, а также могут непосредственно передавать грамматические значения. Например: Редела тень Восток алел (П.) спрягаемые глагольные формы с помощью окончаний числа и рода осуществляют согласование с подлежащим, а посредством суффикса -л- выражают значения реальной модальности (изъявительное наклонение) и прошедшего времени.

Служебные слова являются вспомогательным средством. Одни из них (предлоги, союзы) участвуют в грамматической связи словоформ: От непривычки к плачу и к слезам у него у самого зачесались глаза (Ч.); другие выражают оттенки грамматического значения словоформ, членов предложения (частицы) или общие грамматические значения предложения (связки): Мир все еще не был подписан (А. Т.).

Порядок слов также помогает оформить грамматическую связь или выразить значение члена предложения; например, в предложениях Мой брат — учитель и Учитель — мой брат с помощью порядка слов различаются подлежащее и сказуемое: подлежащее располагается перед сказуемым.

Интонация оформляет предложение в целом, выражает его завершенность, передает эмоциональную окрашенность. Благодаря изменениям высоты тона, силы голоса, темпа, благодаря паузам интонация помогает передать грамматическое и смысловое членение предложения, выделить, подчеркнуть отдельные части. С помощью интонации передаются такие общие значения предложения, как повествование, вопрос, побуждение; ср.: Утро. — Утро? (вопрос); Тишина. — Тишина! (приказ).

Интонация — универсальное грамматическое, семантическое, эмоциональное и стилистическое средство русского языка, характерное только для предложения.

Современный русский литературный язык / Под ред. П. А. Леканта — М., 2009г.

Синтаксические средства

В русском языке синтаксические средствам помощью которых строятся предложения и словосочетания, разнообразны. Основными являются формы слов в их взаимодействии и служебные слова. Посредством словоизменительных показателей и служебных слов осуществляется синтаксическая связь слов в словосочетании и предложении. Например, в предложении Сквозь тучу глядело на землю негреющее солнце (Ш.) слова связаны родовыми окончаниями (солнце глядело , солнце негреющее ), а также падежными окончаниями в сочетании с предлогами (глядело на землю , глядело сквозь тучу).

При построении предложения используются также интонация и порядок слов. Интонация (сообщения, вопроса, побуждения) не только средство грамматической организации предложения, но и показатель законченности высказывания. Порядок слов - это взаимное расположение их в составе словосочетания и предложения. В русском языке есть определенные правила взаимного расположения слов в разных видах их сочетаний. Так, грамматической нормой является постановка сказуемого после подлежащего; согласованное определение обычно ставится перед определяемым словом, а несогласованное - после него. Отступления от этого правила используются в стилистических целях; ср.: гений чистой красоты (П.) - пышно е природы увяданье (Г1.). Порядок слов может быть формальным показателем синтаксической функции слова при отсутствии основных показателей: искусство кино - функция определения (ср.: искусство живописи у театра ); Жениться - не лапоть надеть (Поел.) - функция подлежащего препозитивного инфинитива.

Синтаксические единицы связаны с единицами других уровней системы языка: они строятся из слов, точнее - из словоформ. Синтаксис, таким образом, опирается на лексику и морфологию. Особенно тесно связаны синтаксис и морфология как две стороны грамматического строя языка.

Морфологические единицы, морфологические показатели реализуются в речи через словосочетание и предложение. Морфологические категории частей речи являются опорой синтаксических отношений (.западная окраина - определительные отношения "предмет - признак"), а также синтаксических категорий (.ухнула граната - прошедшее время, реальная модальность).

Методы изучения синтаксиса

Различные методы изучения синтаксиса определяются общим уровнем развития науки, методологической основой исследований и мировоззрением ученого, практическими задачами использования результатов научных изысканий в преподавании языка и т.д. Определенное влияние оказывают и смежные науки, в частности логика, психология.

Наиболее значительные исследования русского синтаксиса, предопределившие и подготовившие современное состояние отечественной синтаксической науки, относятся ко второй половине XIX - началу XX в. Они представлены тремя методологическими направлениями: логическим (Ф. И. Буслаев), психологическим (Л. Л. Нотебня, Д. Н. Овсянико-Куликовский), формальным (Ф. Ф. Фортунатов, Л. Л. Шахматов, Л. М. Пешковский). Эти направления были значительным достижением для лингвистики своего времени, однако они страдали односторонностью. Представители каждого направления считали всякий иной подход к синтаксису неверным. Потебня начал разрабатывать свою синтаксическую систему с критики логической концепции Буслаева. Представители формального направления (особенно Шахматов), приняв некоторые положения психологической концепции, сделали упор на роль форм слова в синтаксической системе.

Важным этапом в изучении русского синтаксиса явился многоаспектный подход к предложению как к синтаксической единице, имеющей и логическую, и психологическую, и формальную стороны. Этот диалектический подход был разработан в 50-е годы XX в. В. В. Виноградовым, который, наряду с критикой методологических слабостей трех указанных направлений, выделил и использовал все ценное в них. Виноградов разработан основы структурно-семантического метода исследования синтаксиса. Этот метод является сейчас наиболее популярным среди исследователей и принят в вузовской и школьной практике преподавания синтаксиса современного русского языка. Сущность этого метода заключается в совместном рассмотрении означаемой и означающей сторон синтаксических единиц. В основу описания синтаксических единиц кладутся как их грамматическая семантика, так и формальные средства.

Елена Бузина

Синтаксические средства художественной изобразительности

При работе над анализом текста в заданиях ЕГЭ ученику приходится сталкиваться с терминами, значение которых он представляет себе смутно. Особенно это касается синтаксических понятий. Не привычных по учебникам русского языка подлежащих–сказуемых и обособленных определений, а понятий, связанных с изобразительными, художественными возможностями синтаксиса. Преподаватель русского языка и литературы из Омска Елена Владимировна БУЗИНА с успехом использует в своей практике обобщающие таблицы, которые позволяют её ученикам перед экзаменом комплексно повторить необходимые термины. Одну из таких таблиц - как раз по синтаксису - представляем сегодня вашему вниманию.

Он (язык) обладает свободой, не существующей в других языках:
от перестановки слов во фразе меняется смысл.
Эта свобода, отсутствие обязательного уточнения, рождающегосяв запад­ноевропейских языках от жесткости синтаксиса, отсутствие артиклей, - всё это предоставляет писателю безграничные возможности, перед ним не истощённые почвы былых веков, а постоянная целина. (
И.Эренбург)

В художественном произведении синтаксис помимо коммуникативной задачи несёт и эстетическую функцию, участвуя вместе с другими приёмами языковой экспрессии в создании художественных образов, в передаче отношения к изображаемой действительности.

Отличительной чертой русского синтаксиса, по мнению известных исследователей языка, является сво­бода передвижения слов внутри предложения. Таким образом, свободный порядок слов придаёт русскому син­таксису грамматическую гибкость, порождает огромное количество синтаксических синонимов, с помощью которых авторам удаётся передать тончайшие смысловые различия (Голуб И.Б. Грамматиче­ская стилистика современного русского языка. М., 1989. С. 153).

Это обстоятельство порождает многие изобразительные приёмы, которыми пользуются мастера русского слова, а также формирует особые свойства рус­ского синтаксиса.

В самом деле, синтаксис - это не только особые синтаксические конструкции, синтаксические элементы или единицы. Это, по мнению С.И. Львовой, “...языковый уровень, на котором объединяются и взаимодейству­ют все языковые образные средства, не существующие в тексте изолированно, а функционирующие в синтаксической единице - в предложении” (Львова С.И. Уроки словесности. 5–9 кл.: Пособие для учителя. М.: Дрофа, 1996. С. 385).

Основные синтаксические средства

Приём

Определение

Пример

Значение

Синтаксические средства создания экспрессии

Риторические восклицания Заключают в себе особую экспрессию, усиливают напряжённость речи. Пышный! Ему нет равной реки в мире! (о Днепре).
(Гоголь)
Повышают эмоциональность высказывания, привлекают внимание читателя к определённым частям текста.
Риторический вопрос Содержит утверждение или отрицание, оформленное в виде вопроса, не требующего ответа. Что тревожишь ты меня?
Что ты знаешь, скучный шёпот?..
От меня чего ты хочешь?
Ты зовёшь или пророчишь?
(Пушкин)
Яркость, разнообразие эмоционально-экспрессивных оттенков. Может быть использован в разговорной речи, в публицистической и научной прозе.
Параллелизм Одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи. В синем небе звёзды блещут,
В синем море волны плещут.
(Пушкин)
Может усиливать риторический вопрос и риторическое восклицание.
Анафора Повторение слов или словосочетаний в начале предложений, стихотворных строк или строф (единоначатие). Только в мире и есть, что тенистый
Дремлющих клёнов шатёр.
Только в мире и есть, что лучистый
Детски задумчивый взор.
(Фет)
Усиливает выразительность речи, логическое выделение.
Эпифора Повторение слова или словосочетания в конце стихотворной строки. Отчего прослыл я шарлатаном?
Отчего прослыл я скандалистом?
Прояснилась омуть в сердце мглистом.
Оттого прослыл я шарлатаном,
Оттого прослыл я скандалистом.
(Есенин)
Усиление интонаций, оттенков звучащей речи.
Инверсия Изменение обычного порядка слов и словосочетаний, составляющих предложение, с целью усилить выразительность речи. ...где глаз людей обрывается куцый.
(Маяковский)

Швейцара мимо он стрелой
Взлетел по мраморным ступеням.
(Пушкин)

Придаёт фразе новый выразительный оттенок.
Эллипс Пропуск элемента высказывания, легко восстанавливаемого в данном контексте или ситуации. Мы сёла - в пепел, грады - в прах,
В мечи - серпы и плуги.
(Жуковский)
Придаёт высказыванию динамичность, интонацию живой речи.
Умолчание Фигура, представляющая возможность догадываться и размышлять, о чём могла бы пойти речь во внезапно прерванном высказывании. Я не люблю, о Русь, твоей несмелой,
Тысячелетней рабской нищеты.
Но этот крест, но этот ковшик белый...
Смиренные родимые черты!
(Бунин)
Пробуждает глубокие мысли и чувства. Часто используется в прямой речи.

Различные способы нарушения замкнутости предложений

Смещение синтаксических конструкций Конец предложения даётся в ином синтаксическом плане. Но те, которым в дружной встрече
Я строфы первые читал...
Иных уж нет, а те далече...
(Пушкин)
Прерывистость речи, волнение говорящего.
Присоединительные конструкции Фразы не умещаются в одну смысловую плоскость, но образуют ассоциативную цепь. Есть у каждого города возраст и голос,
Есть одежда своя и особенно запах.
И лицо. И не сразу понятная гордость.
(Рождественский)
Придаёт выразительность, отрезки текста становятся эмоционально насыщенными и яркими.
Именительные представления (изолированный номинатив) Называет тему последней фразы. Москва! Как много в этом звуке
Для сердца русского слилось...
(Пушкин)
Призван вызывать особый интерес к предмету высказывания, усиливает звучание.
Парцелляция Деление предложения на отдельные сегменты (слова). И снова Гулливер. Стоит. Сутулясь.
(Антокольский)
Логическое ударение на каждом слове придаёт им особую силу, выразительность.
Период Гармоническая по форме сложная синтаксическая конструкция, характеризующаяся особой ритмичностью и упорядоченностью частей, а также исключительной полнотой и завершённостью содержания. Две взаимно уравновешенные части в периоде:
повышение интонации;
понижение интонации.
Это определяет гармоничность и интонационную завершённость периода.
Когда волнуется желтеющая нива...
(Лермонтов)

Брожу ли я вдоль улиц шумных...
(Пушкин)

Основные положения в периоде позволяют осмыслить текст с разных сторон, оценить разнообразие оттенков.
Многосоюзие (полисиндетон) Многосоюзие и бессоюзие могут употребляться в близком контексте и придают большую выразительность речи и тексту. Был тиф, и лёд, и голод, и блокада.
Всё кончилось: патроны, уголь, хлеб.
(Шенгелая)
Интонационное и логическое подчёркивание выделяемых предметов.
Бессоюзие
(асиндетон)
Швед, русский -
Колет, рубит, режет...
(Пушкин)
Стремительность, динамичность, насыщенность впечатлений.
Градация Расположение слов, словосочетаний либо частей сложного предложения, при котором каждое последующее усиливает или ослабляет значение предыдущего. Осенью ковыльные степи совершенно изменяются и получают свой особый, самобытный, ни с чем не сходный вид. (Аксаков) Нарастающая интонация и эмоциональная напряжённость речи.

Фонетические средства выразительности

1. Аллитерация - усиление выразительности художественной речи повторами согласных звуков.

Где он, бронзы звон или ГРанита ГРань... (В. Маяковский)

2. Ассонанс - созвучие, повтор ударных гласных звуков внутри стиха; усиливает образность, выразительность речи, её смысловую сторону.

БрожУ ли я вдоль Улиц шУмных,

ВхожУ ль во многолюдный храм,

СижУ ль меж юношей безУмных,

Я предаюсь иным мечтам. (А. Пушкин)

3. Звукоподражание - слово, передающее звуковое впечатление явления, предмета; имеет иллюстративный характер (мяукать, хихикать, тараторить, дребезжать).

Птицы прх... прх... вспорхнули.

(тропы, стилистические фигуры речи)

1. Аллегория - иносказание; изображение отвлечённой идеи, конкретного понятия в художественном образе.

Где, льва сразив, почил орёл России мощной

На лоне мира и отрад... (А. Пушкин)

2. Анафора - единоначатие, повторение слов в начале предложения, строфы.

Жди меня, и я вернусь, только очень жди.

Жди, когда наводят грусть

Жёлтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера. (К. Симонов)

3. Антитеза - стилистическая фигура контраста, сопоставление, резкое противопоставление понятий, образов, состояний.

Полюбил богатый - бедную,

Полюбил учёный - глупую,

Полюбил румяный - бледную,

Полюбил хороший - вредную:

Золотой - полушку медную. (М. Цветаева)

4. Бессоюзие - стилистический приём, при котором отсутствуют (опущены) союзы, соединяющие во фразах слова и предложения; речь приобретает большую сжатость, динамизм.

Швед, русский - колет, рубит, режет,

Бой барабанный, клики, скрежет... (А. Пушкин)

5. Гипербола - стилистическая фигура, образное выражение, преувеличивающее какое-либо действие, свойство, качество, усиливает художественное впечатление.

...Раздирает рот зевота шире Мексиканского залива.

(В. Маяковский)

6. Градация - «лестница», стилистическая фигура, расположение во фразе слов и выражений в порядке их возрастающего значения; последовательное нагнетание или ослабление образов, ряд однородных членов предложения, близких по смыслу слов с нарастанием (или убыванием) их силы, с нагнетанием впечатления.

Не волнуйся, не плачь, не труди

Сил иззябших, и сердца не мучай.

Ты жива, ты во мне, ты в груди,

Как опора, как друг и как случай. (Б. Пастернак)

7. Именительный представления (именительный темы) - изолированное существительное в именительном падеже, называет тему повествования, призван вызвать интерес к предмету высказывания, усиливает его звучание.

Москва! Как много в этом звуке

Для сердца русского слилось! (А. Пушкин)



8. Инверсия - перестановка, изменение установленного грамматикой порядка слов в целях усиления выразительности, введение дополнительных оттенков смысла.

...И курганов зеленеет

Убегающая цепь. (А. Фет)

Арагвы светлой он счастливо

Достиг зелёных берегов. (М. Лермонтов)

9. Ирония - притворство, насмешка, употребление слова в смысле, обратном буквальному; цель - тонкая или скрытая насмешка; высшая степень иронии - сарказм.

Посмотрите на него: каков Геракл!

10. Каламбур - игра слов, построенная на омонимических словах или сочетаниях, порождающих юмор, комизм.

Он двадцать лет был нерадив,

Единой строчки не родив. (Д. Минаев)

11. Контекстные антонимы - слова, противоположные по значению в контексте, словесные пары со взаимно противоположным значением в конкретном тексте.

У людей-то в дому - чистота, лепота,

А у нас-то в дому - теснота, духота. (Н. Некрасов)

12. Контекстные синонимы - слова, близкие по значению; используются для перечисления, точности, градации, чтобы избежать тавтологии.

Впереди рисовалась жизнь новая, широкая, просторная.

13. Крылатые выражения - афоризмы, изречения, выражающие с предельной лаконичностью в отточенной форме какую-либо мысль, обычно имеют авторов.

Блажен, кто верует... (А. Грибоедов)

14. Лексический повтор - повторение слова, словосочетания в предложении или в тексте, усиливающее эмоциональность, подчеркивающее ключевое слово.

(М. Лермонтов)

15. Литота - преуменьшение свойств, качеств.

Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка.

Я гладил всё его; как шёлковая, шёрстка. (А. Грибоедов)

16. Метафора - употребление слова или выражения не в прямом, а в переносном значении; слово, словосочетание, развёрнутое высказывание, в основе которого лежит скрытое сравнение на основе сходства (железная воля, горячее сердце, тяжёлый характер ); метафора перефразируется в сравнение при помощи слов как бы, вроде, подобно.

Целый день осыпаются с клёнов

Силуэты багряных сердец. (Н. Заболоцкий)

Отговорила роща золотая Берёзовым весёлым языком... (С. Есенин)

(развёрнутая метафора, т. е. нанизывание метафор)

Ножка стула (стёртая метафора).

17. Метонимия - употребление слова в переносном значении, замена слова или понятия другим словом или понятием, имеющим внешнюю или внутреннюю связь с первым.

Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал. (А. Пушкин)

Молчалины блаженствуют на свете. (А. Грибоедов)

18. Многосоюзие - такое построение фразы, при котором все или почти все однородные члены предложения связаны между собой одним и тем же союзом (чаще союзом и), таким образом подчёркивается единство перечисляемого.

Ох, лето красное! Любил бы я тебя,

Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи... (А. Пушкин)

19. Оксюморон - сочетание контрастных по значению слов, логически несовместимых понятий, создающих новое понятие или представление (сухое вино, «Живой труп», «Оптимистическая трагедия» ).

Печаль моя светла . (А. Пушкин)

Смотри, ей весело грустить... (А. Ахматова)

20. Олицетворение - особый вид метафоры, при котором неодушевлённые явления, предметы наделяются человеческими чувствами, мыслями, речью, свойствами живых существ, изображаются как живые существа.

Деревья радостно трепещут, Купаясь в небе голубом . (Ф. Тютчев)

Вода

Благоволила

Литься! (Л. Мартынов)

21. Парадокс - парадоксальное сочетание слов, неожиданный, расходящийся с логикой или привычным мнением вывод.

Спеши медленно. (лат.)

22. Парцелляция, присоединительные конструкции - разделение фразы, предложения на части; является средством интонационной экспрессии, подчёркивает важный для пишущего смысл.

...Но горы близко.

И снег на них. Мы время проведём

У печки. В Имеретин. Зимою.

Как в Переделкино, как под Москвою . (В. Инбер)

23. Период - длинное сложное (чаще - сложноподчинённое) предложение, по содержанию развивает одну и состоит, как правило, из нескольких однотипных соразмерных синтаксических единиц, часто имеющих одинаковые союзы, сходное грамматическое построение.

Когда он [Пьер] в первый день, встав рано утром, вышел на заре из балагана и увидал сначала тёмные купола, кресты Новодевичьего монастыря, увидал морозную росу на пыльной траве, увидал холмы Воробьёвых гор и извивающийся над рекой и скрывающийся в лиловой дали лесистый берег, когда ощутил прикосновение свежего воздуха и услыхал звуки летевших из Москвы через поле галок и когда потом вдруг брызнуло светом с востока и торжественно выплыл край солнца из-за тучи, и купола, и кресты, и роса, и даль, и река, всё заиграло в радостном свете,- Пьер почувствовал новое, не­испытанное чувство радости и крепости жизни. (Л. Толстой)

24. Перифраза - пересказ, вид развёрнутой метонимии, замена слова или сочетания слов описательным оборотом речи, заменяющим название, содержащим неназванный прямо предмет или лицо, оценку.

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса... (А. Пушкин)

Скоро сам узнаешь в школе,

Как архангельский мужик (Ломоносов.- Авт.)

По своей и Божьей воле

Стал разумен и велик . (Н. Некрасов)

25. Плеоназм - излишество, излишние определительные слова во фразе (приснилось во сне, нижнее белье, воротился обратно), в художественной речи стилистическая фигура, заключающаяся в подборе синонимов; усиливает выразительность.

Предо мною волна, закипевшая кипенью белой ... (Г. Шенгели)

26. Риторический вопрос - вопросительное предложение, не требующее ответа, усиливающее эмоциональность.

Знакомые тучи!

Как вы живёте?

Кому вы намерены

Нынче грозить? (М. Светлов)

27. Риторическое обращение - слово или сочетание слов, называющее адресата в художественной речи, где обращения являются носителями экспрессивно-оценочных значений.

Прощай, свободная стихия! Последний раз передо мной Ты катишь волны голубые... (А. Пушкин)

Услышь меня, хорошая, услышь меня, красивая,

Заря моя вечерняя, любовь неугасимая . (М. Исаковский)

28. Риторическое восклицание - восклицательное предложение, усиливающее эмоциональное восприятие художественной речи.

Какое лето, что за лето!

Да это просто колдовство. (Ф. Тютчев)

29. Сарказм - высшая степень иронии, злая насмешка.

«...рядом с «рабьим» языком народился язык холопский, претендовавший на смелость, но, в сущности, представлявший смесь наглости, лести и лжи» (М. Салтыков-Щедрин)

«...говорил он плавно, мягко, словно змей полз» (М. Салтыков-Щедрин)

30. Синекдоха - вид метонимии, при котором называется большее вместо меньшего, меньшее вместо большего, заменяется множественное число единственным, употребляется целое вместо части (и наоборот).

И слышно было до рассвета,

Как ликовал француз. (М. Лермонтов)

31. Синтаксический параллелизм - одинаковая структура предложений, сходное расположение элементов, однотипное построение предложений или отрезков текста, композиционный приём, подчёркивающий структурную связь нескольких элементов стиля в художественном произведении.

Алмаз шлифуется алмазом,

Строка диктуется строкой. (А. Недогонов)

32. Сравнение - образное выражение, построенное на сопоставлении одного предмета с другим с целью создания художественного описания первого.

Кленовый лист напоминает нам янтарь . (Н. Заболоцкий)

Намокшая воробышком Сиреневая ветвь! (Б. Пастернак)

Анчар, как грозный часовой,

Стоит - один во всей вселенной . (А. Пушкин)

Он был похож на вечер ясный... (М. Лермонтов)

Горы уходят

За горы.

Словно

Навек наколото

Этого

Синего сахара,

Светлого

Этого холода. (Н. Асеев) (развёрнутое сравнение, основанное на нескольких образах)

33. Стилизация - стилистический приём, воспроизведение манеры какого-либо автора или разговорного языка человека, принадлежащего к определённому социальному слою (рассказы М. Зощенко, произведения А. Платонова ).

34. Умолчание - стилистическая фигура, заключающаяся в том, что начатая речь прерывается в расчёте на догадку читателя, который должен мысленно закончить её; прерванное высказывание, подчёркивает взволнованность, эмоциональность речи.

Хотя страшился он сказать,

Нетрудно было б отгадать,

Когда б... но сердце, чем моложе,

Тем боязливее, тем строже... (М. Лермонтов)

35. Эллипсис - пропуск во фразе какого-либо слова, легко подразумевающегося.

Татьяна - в лес; медведь - за ней! (А. Пушкин)

36. Эпитет - обычно метафорическое прилагательное, содержащее признак сравнения, образную, художественную характеристику предмета, действия. Выделяют народно-поэтические, постоянные эпитеты добрый молодец, поле чистое, море синее, тучи чёрные, солнце красное; индивидуально-авторские румяное, громкое восклицанье, животрепетное сиянье (Ф. Тютчев).

Звенела музыка в саду

Таким невыразимым горем . (А. Ахматова)

37. Эпифора - стилистическая фигура, повторение в конце строк слова или словосочетания.

Милый друг, и в этом тихом доме

Лихорадка бьёт меня.

Не найти мне места в тихом доме

Возле мирного огня! (А. Блок)

Антитеза - оборот, в котором резко противопостав­ляются противоположные понятия:

Они сошлись.

Волна и камень,

Стихи и проза, лёд и пламень

Не столь различны меж собой. (А. Пушкин)

Как стилистическая фигура, антитеза основана на сравнении признаков, присущих разным предметам и выраженных антонимами: Ненавижу всяческую мерт­вечину! Обожаю всяческую жизнь! (В. Маяковский). В отличие от оксюморона, в антитезе не происходит слияния двух противоположных понятий в одно: Час разлуки, час свиданья им ни радость, ни печаль (М. Лермонтов). Противопоставление, подчёркнутое в антитезе, позволяет высветить оба из его компонентов, привлечь к ним внимание, сделать ярче: Не видать мне, что ли, ни денёчков светлых, ни ночей безлунных (В. Высоцкий).

Антитеза может быть многочленной, если она вклю­чает несколько антонимичных пар:

Полюбил богатый - бедную, Полюбил учёный - глупую, Полюбил румяный - бледную, Полюбил хороший - вредную: Золотой - полушку медную. (М. Цветаева)

Антитеза часто используется в пословицах и пого­ворках: Ученье - свет, а неученье - тьма; Лето - припасиха, зима - прибериха, в заглавиях художест­венных произведений: «Война и мир», «Толстый и тон­кий» и др.

На антитезе могут быть построены значительные фрагменты текста:

В доме два лифта. Один - слабенький, барахлит, часто ломается. Другой работал надёжно, без перебоев. И вдруг именно он сломался. Безнадёжно. Перегорел мотор. Все ста­ли пользоваться вторым, хилым лифтом. Тот поначалу едва справлялся, по привычке выходил из строя, думали, ему тоже не выжить... Но он мало-помалу обрёл уверенность в себе и заработал бесперебойно.

Закон жизни, оказывается, распространяется и на тех нику. Сколько раз доводилось видеть: на чьи-то слабенькие плечи ложится ответственность - и хилое создание, ощу­тив собственную необходимость, почувствовав, что на него возложены надежды, начинает вкалывать и вкалывать...

(А. Яхонтов)

В основе этого текста лежит антитеза: противопо­ставляются слабое и сильное, ненадёжное и надёжное, неуверенность и уверенность.

Инверсия (лат. inversion - перемещение, переста­новка) - это стилистическая фигура, состоящая в на­меренном изменении порядка слов. Нарушение прямого порядка слов, при котором подлежащее предшествует сказуемому, а определение - определяемому слову, мо­жет служить художественным приёмом, прибегая к ко­торому автор достигает интонационной и стилистиче­ской выразительности: ...буду долго, буду просто разго­варивать стихами я (В. Маяковский); Отговорила роща золотая берёзовым, весёлым языком (С. Есенин). Как видно, перестановка частей фразы придаёт ей свое­образный выразительный оттенок.

Как правило, авторы прибегают к изменению обыч­ного порядка слов в предложении с целью подчёркивания смысловой значимости какого-либо слова, стилистиче­ской окрашенности или придания особого ритма фразе: Воют в сумерки долгие, зимние, волки грозные с тощих полей (С. Есенин). В данном примере стоящие после су­ществительных определения явно выделяются, помогая описанию неуютной сумеречной картины, а сама фраза становится более напевной, напоминающей народную

поэтику (сравним: Грозные волки воют с тощих полей в долгие зимние сумерки - прямой порядок слов).

Чтобы привлечь внимание слушателя, читателя ав­торы прибегают к самым различным перестановкам, вплоть до вынесения в повествовательном предложении сказуемого в самое начало фразы, а подлежащего - в конец, например: Выбегу, тело в улицу брошу я (В. Маяковский).

Градация - это фигура , заключающаяся в нанизыва­нии однотипных синтаксических единиц (например, од­нородных членов, словосочетаний, частей предложения, придаточных предложений), при котором их семантиче­ская или эмоциональная значимость возрастает (восходя­щая градация) или убывает (нисходящая градация). То есть при градации элементы перечисления так располо­жены, что каждое последующее усиливает (реже ослабля­ет) значение предыдущего, благодаря чему создаётся на­растание интонации и эмоционального напряжения речи: жалобный, жалостный, каторжный вой (М. Цветаева).

Градация сочетает в себе сопоставление по сходству и по контрасту, поскольку входящие в неё компоненты име­ют общее в значении, но в то же время противопоставля­ются по степени интенсивности, мере выраженного смысла: На эту кафедру, с которой прочитывается Нобелевская лекция... я поднялся не по трём-четырём примощённым ступенькам, но по сотням или даже тысячам их - неуступным, обрывистым, обмёрзлым (А. Солженицын).

Зевгма - такой приём экспрессивного синтаксиса, при котором намеренно нарушается логический закон: в перечислительный ряд однородных членов предложе­ния включают логически неоднородные компоненты: Агафья Федосеевна носила на голове чепец, три боро­давки на носу и кофейный капот с жёлтенькими цве­тами (Н. Гоголь). Как видно, синтаксическая конст­рукция в данном случае включает ряд однородных чле­нов, равноценных грамматически, но семантически разноплановых, вследствие чего создаётся комический эффект: Читал, выписывал, справлялся. И в книгах рылся, и в грядах... (И. А. Крылов); ...для власти, для ливреи не гнут ни совести, ни помыслов, ни шеи (А. С. Пушкин). В зевгме просматривается наложение смыслов: здесь происходит игра со значениями, когда в одном слове совмещаются два значения, причём каждое находит свою сочетаемость с логически разнородными эле­ментами перечисления: Одним ожесточеньем воли вы брали сердце и скалу (М. Цветаева). В этом примере про­являются два значения слова «брать»: в сочетании со сло­вом «сердце» оно обозначает «очаровывать», а в сочетании со словом «скала» - побеждать, завоёвывать, покорять.

Повтор - это общее название ряда стилистических приёмов, при которых повторение элемента высказывания служит средством усиления выразительности. Повторы могут обозначать длительность, интенсивность действия, большое количество или массу предметов, подчёркивать или уточнять признаки, усиливать эмоциональность речи: И звенят-звенят, звенят-звенят запястья... (М. Цвета­ева). Одно из назначений повторов - углубление смысло­вой стороны речи, выделение идеи, основного понятия. Повтор может служить основой в развитии мысли.

Анафора (единоначатие ) - это повторение одинаковых элементов (от звуков до предложений) в начале каждой но­вой фразы: О времена! О нравы! (Цицерон). Выдвигая наи­более важный повторяющийся элемент на первое место, анафора позволяет сосредоточить на нём внимание:

Мне нравится, что вы больны не мной, Мне нравится, что я больна не вами.

(М. Цветаева)

Анафора может вступать во взаимодействие с други­ми стилистическими приёмами, например с синтакси­ческим параллелизмом:

И снится Разину - сон: Словно плачет болотная цапля. И снится Разину - звон: Ровно капельки серебряные каплют.

(М. Цветаева)

Анафора способствует ритмизации речи:

Это утро, радость эта. Эта мощь и дня и света.

Этот синий свод. Эти стаи, эти птицы, Этот крик и вереницы.

Этот говор вод.

Эпифора (единоокончание) - повторение последних слов фразы:

О, не медли на соседней

Колокольне!

Выть хочу твоей последней

Колокольней!

(М. Цветаева)

Эпифора усиливает эмоциональность, интонацион­ную выразительность текста, выделяет главное, подчёр­кивает эмоциональное тождество следующих друг за другом отрезков речи: Досталась им буханка светлого хлеба - радость! Сегодня фильм хороший в клубе - радость! Двухтомник Паустовского в книжный ма­газин привезли - радость! (А. Солженицын)

Си мплока - это соединение в тексте анафоры и эпи­форы:

Привычные к степям - глаза, Привычные к слезам - глаза. (М. Цветаева)

Анади плозис - это фигура стыка - стилистическая фигура, заключающаяся в повторении последнего эле­мента в начале следующей фразы:

Память о Вас - тихим домком. Тихий домок - Ваш -- под замок. (М. Цветаева)

Многосоюзие (полисиндетон ) - это повтор союза, служащий для интонационного и логического подчёркивания. Повторяются обычно сочинительные соедини­тельные союзы;

И новое солнце заблещет в тумане, И будут стрекозами тени, И гордые лебеди древних сказаний На белые выйдут ступени.

(Н. Гумилёв)

Особенно выразительно многосоюзие в ряду одно­родных членов: И для него воскресли вновь и боже­ство, и вдохновенье, и жизнь, и слёзы, и любовь (А. С. Пушкин).

Бессоюзие (асиндетон) придаёт высказыванию стре­мительность, создаёт эффект увеличения темпа:

Мелькают мимо будки, бабы, Мальчишки, лавки, фонари, Дворцы, сады, монастыри, Бухарцы, сани, огороды, Купцы, лачужки, мужики, Бульвары, башни, казаки, Аптеки, магазины моды, Балконы, львы на воротах И стаи галок на крестах.

(А.С. Пушкин)

При помощи бессоюзного соединения элементов пе­речисления поэт рисует быструю смену картин. Комби­нация бессоюзия и многосоюзия передаёт динамику:

Швед, русский - колет, рубит, режет,

Бой барабанный, клики, скрежет,

Гром пушек, гомон, ржанье, стон, И смерть, и ад со всех сторон... (А.С. Пушкин)

Эллипсис - это стилистическая фигура, состоящая в намеренном пропуске какого-либо члена предложения, который подразумевается из контекста: Скоро - закат, скоро -. назад: тебе в детскую, мне - письма чи­тать дерзкие... (М. Цветаева). Синтаксическая непол­нота предложения не ведёт к его смысловой недостаточ-

ности, так как ситуация, контекст, фоновые знания по­зволяют восполнить мысленно пропуск: Мне же - вольный сон, колокольный звон, зори ранние на Вагань-кове (М. Цветаева). Наиболее часто встречаются пред­ложения с пропуском сказуемого - глагола движения, перемещения в пространстве, глаголов речи, мысли. Пропуск сказуемого придаёт речи особый динамизм и экспрессию, создаёт ощущение стремительности, неожи­данности действия, быстрой смены событий, напряжён­ности психического состояния: Радостно книгу возьми­те - ив класс! (В. Маяковский)

Умолчание - это такая фигура, которая состоит в том, что автор сознательно недосказывает, внезапно пре­рывает мысль, предоставляя право слушателю (читате­лю) догадаться, какие слова не произнесены, и творче­ски завершить мысль:

Я сама не из таких, Кто чужим подвластен чарам, Я сама... Но, впрочем, даром Тайн не выдаю своих.

(А. Ахматова)

За многоточием скрывается неожиданная пауза, от­ражающая раздумье говорящего. Автор сознательно не до конца выражает мысль, предоставляя читателю право самому догадаться о недосказанном. Умолчание может предполагать пропуск того, что очень важно и значимо; недосказанное приобретает большую значимость, чем сказанное в открытую.

Риторическое восклицание - это эмоционально окрашенное предложение, служащее для выражения чувств и привлечения внимания адресата речи, причём эмоции в нём выражаются не лексическими или син­таксическими средствами, а с помощью интонации: Ка­кое лето! Что за лето\ (Ф. Тютчев); Да, скифы мы! Да, азиаты мы, с раскосыми и жадными очами! (А. Блок); Боже! Как ты хороша подчас, далёкая, далёкая дорога! (Н. Гоголь); О верю,.верю, счастье есть! (С. Есенин)

Риторический вопрос - одна из самых распростра­нённых стилистических фигур, которая содержит утверждение или отрицание, оформленное в виде воп­роса, не требующего ответа: Кто осмелится сказать, что определил искусство? перечислил все его стороны? (А. Солженицын). Риторические вопросы совпадают по форме с обычными вопросительными предложениями, но отличаются яркой восклицательной интонацией, эмо­циональностью:

Чья злоба надвое землю сломала?

Кто вздыбил дым над заревом боен?

Или солнца

одного

на всех мало?!

Или небо над нами мало голубое?!

(В. Маяковский)

Риторический вопрос используется не только в поэ­тической и ораторской речи, но и в разговорной, а также в публицистических текстах.

Риторическое обращение - это обращение к неоду­шевлённым предметам, отсутствующим, умершим, от­влечённым понятиям. Эта фигура служит не для назы­вания адресата, а для привлечения к нему внимания слушателя или читателя: Клён ты мой опавший, клён заледенелый, что стоишь нагнувшись под метелью белой? (С. Есенин); Ох, лето красное! любил бы я тебя... (А. Пушкин)

Вопросно-ответное единство - стилистический при­ём, заключающийся в том, что автор задаёт вопрос и сам же на него отвечает: Что такое осень? Это небо, плачущее небо под ногами (Ю. Шевчук). Этот приём привлекает внимание слушателя и читателя, является средством диалогизации монологической речи.

Синтаксический параллелизм - это одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи:

Мы любим всё - и жар холодных числ,

И дар божественных видений,

Нам внятно всё - и острый галльский смысл,

И сумрачный германский гений...

Полный синтаксический параллелизм характеризу­ется тем, что в его составе есть две или более одинаковые синтаксические единицы, в них имеется одинаковое ко­личество одинаково расположенных компонентов:

В лоб целовать - заботу стереть. В лоб целую.

В глаза целовать - бессонницу снять. В глаза целую.

(М. Цветаева)

Синтаксический параллелизм может быть непол­ным: В огромном городе моём - ночь. Из дома сонного иду - прочь (М. Цветаева). В этом примере неполноту синтаксического параллелизма обеспечивает то, что в конструкциях элементы имеют частично разную струк­туру, например, в первом предложении определение предшествует определяемому слову, а во втором стоит в постпозиции.

Парцелляция - это приём, заключающийся в на­меренном расчленении предложения на несколько час­тей и оформлении этих частей как самостоятельных не­полных предложений. Такое деление позволяет выде­лить в предложении дополнительные смысловые центры, а значит, привлечь к ним внимание читателя: Слова отзвучивают и утекают как вода - без вкуса, без цвета, без запаха. Без следа (А. Солженицын). При парцелляции появляется специфическая интона­ция, то есть такое ритмомелодическое оформление вы­сказывания, которое способствует не только смысловой, но и экспрессивной актуализации некоторых слов:


И для них тут, и для всех стоит колокольня! Как наша надежда. Как наша молитва... (А. Солженицын).

Именительный представления (именительный те­мы) - это изолированное имя существительное в име­нительном падеже, называющее тему последующей фра­зы и призванное вызвать особый интерес к предмету вы­сказывания, усилить его звучание: Москва! Как много в этом звуке для сердца русского слилось, как много в нём отозвалось (А. Пушкин); Зима!.. Крестьянин, тор­жествуя, на дровнях обновляет путь... (А. Пушкин).

Период - это такая гармоническая по форме слож­ная синтаксическая конструкция, которая характеризу­ется особой ритмичностью и упорядоченностью, а также исключительной полнотой и завершённостью содержа­ния. Период характеризуется особой интонацией: вна­чале голос плавно поднимается, затем достигает высшей точки на главной части высказывания, после чего резко снижается, возвращаясь к исходной позиции. Компози­ционно период распадается на две части: первая харак­теризуется повышением интонации, вторая - пониже­нием, что определяет гармоничность и интонационную завершённость периода: Как ни старались люди, со­бравшись в одно небольшое место несколько сот ты­сяч, изуродовать ту землю, на которой они жались, как ни забивали камнями землю, чтобы не росло на ней, как ни счищали всякую пробившуюся травку, как ни дымили казённым углём и нефтью, как ни обрезы­вали деревья и ни выгоняли всех животных и птиц - весна была весною даже и в городе (Л. Толстой).

Период музыкален и ритмичен, что достигается его структурой; однотипностью, соразмерностью синтакси­ческих единиц, часто имеющих сходное грамматическое построение, приблизительно одинаковый размер. Повто­рение их создаёт ритмический рисунок речи.

Чаще всего период строится как сложноподчинённое предложение с однородными придаточными, которые стоят вначале.

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

А1 Определите, какое изоб-выразит. средство использовано в примере
2. 3. 4. Заря молитвенником красным пророчит благостную весть (Есенин) Роз алеет алый рот. (М. Кузьмин) Миллион казацких шапок высыпал на площадь. (Н. Гоголь) Да и птицы здесь не живут, только хохлятся скорбно и глухо... (Н. Гу­милёв) А. метонимия Б. эпитет В. метафора Г. сравнение Д. синекдоха
А2. 1. 2. 3. 4. Вчера с утра напудрил крыши пер­вый иней. (М. Кузмин) Эй, борода! а как проехать к Плюшкину? (Н. Гоголь) Не было б также, согласен и я, Жалких писак и педантов - Только бы не было также, друзья, Скоттов, Шекспиров и Дантов! (Н. Некрасов) Это - диск пламезарного солнца. (А. Белый) А. синекдоха Б. окказионализм В. метафора Г. антономазия Д. сравнение

A3 Определите, какое изобразительно-выразительное; средство использовано в каждом примере и установите соответствие
1. Прости, Кавказ, что я о них Тебе промолвил ненароком, Ты научи мой русский стих Кизиловым струиться соком. (С. Есенин) А. аллегория
2. В поддёвке молодец бежит, Затылки в скобку, всюду бороды. (М. Кузмин) Б. оксюморон
3. В самом деле, три дома на вечер зо­вут. (А. Пушкин) В. перифраз
4. Это было, когда улыбался только мёртвый, спокойствию рад. (А. Ах­матова) Г. синекдоха
Д. метонимия
А4
1. Неуютная жидкая лунность... (С. Есенин) А. антонома­зия
2. Узрю ли русской Терпсихоры ду­шой исполненный полёт? (А. Пуш­кин) В. гипербола
3. Перед этим горем гнутся горы, не течёт река...(А. Ахматова) В. синекдоха
4. Ты бродила по опушке леса - де­вушка без крови и без веса. (И. Се­верянин) Г. литота
Д. окказиона­лизм
А5 Определите, какое изобразительно-выразительное средство использовано в каждом примере и установите соответствие
1. Снова заученно-смелой походкой я приближаюсь к заветным дверям... (Н. Гумилёв) А. гипербола
2. Проплясал, проплакал дождь ве­сенний, замерла гроза. (С. Есенин) Б. метонимия
3. Невозвратно, неостановимо, невосста­новимо хлещет стих. (М. Цветаева) В. эпитет
4. ...торгует Лондон щепетильный... (А. Пушкин) Г. антономазия
Д. олицетворе­ние
А6 Определите, какое изобразительно-выразительное средство использовано в каждом примере и установите соответствие
1. Певец Пиров и грусти томной, Когда б ещё ты был со мной... (А. Пушкин) А. эпитет
2. Оба мы ещё не понимали, как зем­ля для двух людей мала... (А. Ах­матова) Б. антонома­зия
3. Как в страшный год, возвышенны Бедою, Ты - маленькой была, я - молодою. (М. Цветаева) В. антитеза
4. Прекрасна, как ангел небесный, как демон, коварна и зла. (М. Лер­монтов) Г. литота
Д. перифраз
А7 Определите, какое изобразительно-выразительное средство использовано в каждом примере и установите соответствие
1. Голова до прелести пуста, оттого что сердце - слишком полно! (М. Цветаева) А. литота
2. Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь... (А. Пуш­кин) Б. синекдоха
3. С деревьев ржавый лист валится. (Ф. Тютчев) В. антитеза
4. Тогда и свой голос подаст оттуда ближняя наша церковка. (А. Цве­таева) Г. гипербола
Д. олицетворе­ние
J А8 Определите, какое изобразительно-выразительное средство использовано в каждом примере и установите соответствие
1. Осенней неги поцелуй горел в ле­сах... (Н. Гумилёв) А. оксюморон
2. Боюсь, я завтра утром - мёртвой встану. (М. Цветаева) Б. метонимия
3. Я обманывать себя не стану, Залегла забота в сердце мглистом. (С. Есенин) В. метафора
4. Так и мы, держа в руках Искус­ство, самоуверенно почитаем се­бя хозяевами его... (А. Солжени­цын) Г. гипербола
Д. эпитет
А9 Определите, какое изобразительно-выразительное средство использовано в каждом примере и установите соответствие
1. В братствах бродячих Мрут, а не плачут, Жгут, а не плачут. (М. Цветаева) А. симплока
2. Во поле берёзка стояла, Во поле кудрявая стояла... Б. градация
3. В первый раз я запел про любовь, В первый раз отрекаюсь сканда­лить. (С. Есенин) В. эпифора
4. Эта улица мне знакома, И знаком этот низенький дом. (С. Есенин) Г. анафора
Д. анадиплозис (стык)
А10 Определите, какое изобразительно-выразительное средство использовано в каждом примере и установите соответствие
1. Белилами румяню бледность. (М. Цветаева) А. сравнение
2. Глаза, как отблеск чистой серой стали, изящный лоб, белей восточ­ных лилий... (Н. Гумилёв) Б. перифраз
3. Ещё в предутренних сумерках че­ловечества мы получили его [ис­кусство]... (А. Солженицын) В. аллегория
4. Это труднее, чем взять тысячу тысяч Бастилии! (В. Маяковский) Г.оксюморон
Д. гипербола
All Определите, какое изобразительно-выразительное средство использовано в каждом примере и установите соответствие
1. Не жалею, не зову, не плачу... (С. Есенин) А. эпифора
2. Я слёзы кротости пролью, Я сердце к счастью приневолю. Я земно кланяюсь ручью, И бедной хижине, и полю. (Н, Гумилёв) Б. градация
3. Я памятник себе воздвиг нерукот­ворный... (А. Пушкин) В. инверсия
Над городом - туман, туман. Любви старинные туманы. (М. Цветаева) Г. анафора
Д. эллипсис
j A12 Определите, какое изобразительно-выразительное средство использовано в каждом примере и установите соответствие
... сражён булатом, он спит в земле сырой. (М. Лермонтов) А. эпитет
2. \ В степи мирской, печальной и безбрежной, Таинственно пробились три ключа... (А. Пушкин) Б. литота
Я сразу смазал карту будня... (В. Маяковский) В. перифраз
4. Тут лосю хорошо: у него страшная сила в длинной ноге... (М. При­швин) Г. метонимия
Д. синекдоха
А13 Определите, какое изобразительно-выразительное средство использовано в каждом примере и установите соответствие
1. Не самозванка - я пришла до­мой... (М. Цветаева) А. синекдоха
2. И слышно было до рассвета, как ликовал француз. (М. Лермонтов) Б. сравнение
3. ...вы смотрите устрицей из раковин вещей. (В. Маяковский) В. антитеза
4. При адском грохоте и треске До слёз Чайковский потрясал Судьбой Паоло и Франчески. (Б. Пастернак) Г. перифраз
Д. метонимия
А14 Определите, какое изобразительно-выразительное средство использовано в каждом примере и установите соответствие
1. Если нас вояка тот или иной захо­чет спровоцировать войной, - наш ответ: нет! (В. Маяковский) А. олицетворе­ние
2. В огне, жуками всех систем, жужжат автомобили. (В. Маяков­ский) Б. сравнение
3. Годами когда-нибудь в зале концертной Мне Брамса сыграют, - тоской изойду. (Б. Пастернак) В. ирония
4. Вечор, ты помнишь, вьюга зли­лась... (А. Пушкин) Г. метонимия
Д. синекдоха

А15 Определите, какое изобразительно-выразительное средство использовано в каждом примере и установите соответствие
1. Люблю тебя, булатный мой кинжал, товарищ светлый и холодный. (М. Лермонтов) А. риториче­ский вопрос
2. Весна! Не отлучайтесь Сегодня в город. Стаями По городу, как чайки, Льды раскричались, таючи. (Б. Пастернак) Б. эллипсис
3. Но любовь разве пламень малый, что её легко погасить? (Н. Гуми­лёв)
4. О слёзы на глазах! Плач гнева и любви! О Чехия в слезах! Испания в крови! (М. Цветаева) Г. риториче­ское обраще­ние
Д. именитель­ный темы
А16 Определите, какое изобразительно-выразительное средство использовано в каждом примере и установите соответствие
1. Люблю тебя, Петра творенье... (А. Пушкин) А. метафора
2. Порой влюбляется он страстно в свою нарядную печаль... (М. Лер­монтов) Б. метонимия
3. Сердцу - ад и алтарь, Сердцу - рай и позор. (М. Цветаева) В.перифраз
4. Фиалки волн и гиацинты пены Цветут на взморье около камней. (М. Волошин) Г. антитеза
Д. оксюморон
А17 Определите, какое изобразительно-выразительное средство использовано в каждом примере и установите соответствие
1. Плачь, Юность! Плачь, Любовь! Плачь, Мир! Рыдай, Эллада! (М. Цветаева) А. риториче­ское восклица­ние
2. Слава, слава небу в тучах чёрных! (Н. Гумилёв) Б. именитель­ный темы
3. Февраль. Достать чернил и плакать! Писать о феврале навзрыд... (Б. Пастернак) В. градация
4. Чёрный человек, Чёрный, чёрный, Чёрный человек На кровать ко мне садится... (С. Есенин) Г. риториче­ское обраще­ние
Д. экспрессив­ный повтор
А18 Определите, какое изобразительно-выразительное средство использовано в каждом примере, и установите соответствие
1. Солнце - моё. Я его никому не от­дам. Ни на час, ни на луч, ни на взгляд. (М. Цветаева) А. асиндетон (бессоюзие)
2. Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой, И назовёт меня всяк сущий в ней язык, И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой Тунгус, и друг степей калмык. (А. Пушкин) Б. парцелля­ция
А18 Определите, какое изобразительно-выразительное средство использовано в каждом примере и установите соответствие
3. Раскат импровизаций нёс Ночь, пламя, гром пожарных бочек, Бульвар под ливнем, стук колёс, Жизнь улиц, участь одиночек. (Б. Пастернак) В. синтаксиче­ский паралле­лизм
4. Тебе обывательское - о, будь ты проклята трижды! - и моё, поэтово - о, четырежды славься, благословенная! (В. Маяковский) Г. полисинде-тон (многосою-зие)
Д. антитеза
А19 Определите, какое изобразительно-выразительное средство использовано в каждом примере и установите соответствие
У капель - тяжесть запонок... (Б. Пастернак) А. эпифора
Как у молодой змеи - да старый уж, Как у молодой жены - да старый муж. (М. Цветаева) Б. градация
Плащ, шаловливый, как руно, Плащ, преклоняющий колено. (М. Цветаева) В. эллипсис
4. Слышу твой кошачий шаг, признак измены! Вновь темнит глаза твой мрак, признак измены! (М. Кузьмин) Г. симплока
Д. анафора
А20 Определите, какое изобразительно-выразительное средство использовано в каждом примере и установите соответствие
1. Доля ты! - русская долюшка жен­ская! (Н. Некрасов) А. полисинде-тон
2. Кого не утомят угрозы, Моленья, клятвы, мнимый страх, Записки на шести листах, Обманы, сплетни, кольца, слёзы... (А. Пушкин) Б. риториче­ский вопрос
3. Люблю я бешеную младость, и тес­ноту, и блеск, и радость, и дам об­думанный наряд. (А. Пушкин) В. риториче­ское восклица­ние
4. Неужель на такие страдания не от­кликнется наша душа? Г. асиндетон
Д. аназиплозис (стык)
А21 Определите, какое изобразительно-выразительное средство использовано в каждом примере и установите соответствие
1. Улицы - наши кисти! Площади - наши палитры. (В. Маяковский) А. зевгма
2. Вооружась бубликом и Фетом, Я сел на скате у Гремячей башни. (Л. Лосев) Б. анафора
3. Придёт ли час моей свободы? (А. Пушкин) В. градация
4. Он не траурный, он не мрачный, он почти как сквозной дымок... (А. Ахматова) Г. риториче­ский вопрос
Д.синтаксиче­ский паралле­лизм

АНАЛИЗ ТЕКСТА

(1)Что показал XX век? (2)Он начался с мировой вой­ны, которая потрясла всех гуманистов и одним махом перечеркнула гуманистические идеалы. (3)Но все дикос­ти этой войны превратились в «детские игрушки» по сравнению с ужасами следующей - второй мировой вой­ны, которая началась всего через 20 лет после окончания первой и заставила думать о зловещей, апокалипсиче­ской закономерности исторического развития. (4) Конец второй мировой войны - применение атомного оружия - стал началом новой конфронтации различных систем, гонки вооружений и выходом на такой её виток, когда человечество зримо обнаружило возможности самоунич­тожения.

(5)До XX столетия человечество жило и развивалось, осознавая себя бессмертным. (6)В столкновениях, конф­ликтах и войнах могли исчезнуть государства, погиб­нуть отдельные народы и культуры, но всё человечество оставалось и продолжало свою историю. (7)Теперь же возникла парадоксальная ситуация: наращивание силы, технологической мощи человечества привели его к та­кому состоянию, когда оно не только не может реали­зовать изначальные претензии всестороннего господства над обстоятельствами, а, напротив, окончательно попа­дает во власть обстоятельств, становится заложником орудий массового уничтожения, которые оно само же

изобретает. (8)Так во второй половине XX в. возникла проблема выживания человечества в условиях, когда на­учно-технический прогресс создаёт всё более широкое поле возможностей для принципиально нового развития военной техники и оружия массового уничтожения.

(В. Стёпин)

В статье автор поднимает проблему, актуальную в век научно-технического прогресса и важную для каждого из нас. Чтобы подтолкнуть нас к совмест­ным раздумьям, В. Стёпин начинает рассуждение с _____________. Выразить масштаб двух мировых войн XX века автору помогают противоположные стилис­тические приёмы -____________и ____________(пред­ложения 2 и 3). Оценка катастрофических последствий

Второй мировой войны усиливается за счёт __________, применённых автором в предложении 3. Стиль текс­та - публицистический, о чём свидетельствует ис­пользование ____________ (предложения 4, 7, 8).

Список терминов:

11) риторический вопрос

12) метафора

13) эпитет

14) гипербола

15) вопросно-ответное единство

16) устойчивые сочетания слов

17) литота

18) ряды однородных членов

19) книжная лексика

20) парцелляция

ТЕКСТ 2

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе прочитанного вами текста. В этом фрагменте анализируются языковые особенности текста. Неко­торые термины, использованные в рецензии, пропуще­ны. Вставьте на места пропусков цифры, соответ­ствующие номеру термина из списка.

(1)Когда-то Достоевский провозгласил, что мир спа­сёт красота. (2)Век спустя наш слишком много пе­реживший современник с усмешкой и болью задал встречный вопрос: а кто спасёт красоту? (З)Наш век, в том числе и уже идущая его последняя треть, пока­зывает, что вопрос этот не праздный и не лишний. (4)Красота, способная спасти мир, к сожалению, сама очень уязвима. (5)Не только дерево - камень тоже. (5)Бронза тоже.