Ремонт Дизайн Мебель

Золотая орда, улус джучи. Образование и развитие государства улус джучи Часть монголо татар стой державы улус джучи

Улус Джучи (на тюркском – Улу Улус, на монгольском – Алтан Орд, в русской традиции – Золотая Орда) – могущественное средневековое государство, существовавшее на территории Евразии. В период с 1224 по 1266 годы являлось частью Монгольской империи. В 1266 году стараниями хана Менгу-Тимура приобрело полную независимость. С 1312 года государственной религией становится ислам. К середине XV века Улус Джучи распадается на несколько самостоятельных ханств, а в самом начале XVI века и вовсе прекращает существование.

В арабско-персидских письменных источниках государство не имело единого названия. Традиционно оно обозначалось термином «улус» с добавлением какого-нибудь эпитета («Улу-Улус») либо имени правителя («Улус Берке»). Также довольно часто в источниках встречается устаревший географический термин Дешт-и-Кипчак.

Становление Улус-Джучи

Историю Улус-Джучи принято отсчитывать с 1224 года (разделение Чингисханом великой империи между своими сыновьями). После успешного Западного похода под руководством Джучи Бату Улус расширился в западном направлении, а центром государство стало современное Нижнее Поволжье. В 1251 году в Каракоруме прошел курултай и Великим Ханом при поддержке сына Толуя Бату был провозглашен Мункэ. Оппоненты толуидов и джучидов были казнены, а принадлежавшие им ранее владения поделены между чингизидами.

После смерти Бату и его законных наследников новым правителем Улуса стал брат Бату Берке. В годы его правления значительного развития достигло градостроительство. В городах Улус-Джучи активно возводятся мечети, караван-сараи, медресе и минареты. Одним из наиболее значимых центров Улуса становится Булгар.

В этот же период оживляются дипломатические и торговые связи со странами Востока. На наиболее значимые государственные посты назначаются образованные выходцы из Ирана и других арабских стран. Такое положение дел не устраивает монгольскую и кыпчакскую кочевую знать, однако до открытого противостояния дело пока не доходит.

Чёрная палата, наиболее сохранившееся на сегодняшний день здание. Считается, что здесь располагалось судилище хана.

Ханская усыпальница и малый минарет

Государственное устройство

После 1242 года Улус-Джучи разделился на 2 крыла: правое и левое. Старшинство принадлежало правому крылу, то есть Улусу Батыя. В состав Улуса входили земли западного Казахстана, Поволжья, Северного Кавказа, Крым. Центром Улуса был Сарай. Левое крыло Улус-Джучи управлялось братом Батыя ханом Орда-Эджен. В состав Улуса входили земли центрального Казахстана и долина реки Сырдарьи.

В состав крыльев входили другие Улусы, которыми владели остальные сыновья Джучи. Изначально количество таких Улусов колебалось в районе 14. В первое время границы и количество Улусов не отличались стабильностью. Однако в XIV веке хан Узбек провел реформу, согласно которой правое крыло Улуса-Джучи было разделено на 4 крупных Улуса: Хорезм, Сарай, Дешт-и-Кыпчак, Крым. В свою очередь эти Улусы делились на 70 мелких владений.

Знаменитый город Сарай был восстановлен для съёмок фильма о Золотой Орде, так он выглядит сегодня:


столица Улус Джучи город Сарай-Бату, современная Астраханская область


Противостояние дунайского и волжского Улусов

В годы правления хана Менгу-Тимура (1266-1280) Улус-Джучи приобретает полную независимость от центрального правительства. В 1269 году состоялся курултай, на котором Менгу-Тимур, Хайду и Борак признали друг друга независимыми правителями и заключили союз против китайского хана Хубилая.

После кончины Менгу-Тимура в государстве назрел политический кризис, связанный с именем беклярбека Ногая. Его собственный Улус находился на западе Улус-Джучи. Ногай стремился к образованию собственного государства. И в период правления ханов Туда-Менгу и Тула-Буги ему все же удалось подчинить своей власти весьма обширные территории, протиравшиеся по Дунаю, Днепру и Днестру.

При непосредственном участии Ногая на сарайский престол был посажен Тохта (1298-1312). В первые годы своего правления Тохта во всем подчинялся своему покровителю, однако вскоре вместе с кочевой аристократией выступил против него. В ходе военных действий Ногай потерпел поражение, а единство Улус-Джучи было восстановлено.

Золотые годы Улус-Джучи

В годы правления хана Узбека (1312-1342) и его прямого наследника Джанибека (1342-1357) Улус Джучи достиг настоящего расцвета и истинного величия. Государственной религией был провозглашен ислам. Мятежи неверных эмиров жестоко подавлялись. Да и в целом время его правления отличалось строгой расправой. Отправляясь по делам в столицу Улус-Джучи, русские князья писали духовные завещания на случай своей гибели. И как свидетельствуют исторические факты, некоторые из них действительно были убиты.


Рисунок В. П. Верещагина

Хан Узбек возвёл город Сарай аль-Джедид, многое сделал для развития караванной торговли. Торговые пути в годы его правления стали не только практически полностью безопасными, но и неплохо благоустроенными. Улус-Джучи вел активную торговую деятельность с рядом стран Западной Европы и Малой Азии. После смерти Узбека на престол вступил его сын Джанибек, отличавшийся менее суровым нравом.

Кризис и падение Улус-Джучи

В период с 1359 по 1380 годы на престоле Улус-Джучи сменилось более 25 ханов. Этот промежуток времени знаменателен тем фактом, что многие Улусы активно боролись за независимость. Еще в годы правления хана Джанибека в Улусе-Шибана был самопровозглашен хан Минг-Тимур. А убийство в 1359 году сына Джанибека хана Бердибека ознаменовало конец династии Батуидов. Нестабильность центральной власти стала причиной временной независимости целого ряда областей Улуса-Джучи.

Следом за Минг-Тимуром самостоятельный Улус в западной части государства создал Мамай. Прав на титул хана Мамай не имел, так как не принадлежал к роду Чингизидов. Однако проблема была решена: он занял пост беклярибека при марионеточных ханах из рода Батуидов.

В этот же промежуток времени потомки Минг-Тимура всеми возможными способами пытались закрепиться в Сарае, однако этого им не удалось. Ханы долго не задерживались на престоле. Во многом это связано с незаинтересованностью поволжского купечества в сильной и централизованной ханской власти.

Конец смуте в Улус-Джучи смог положить только приход к власти чингизида хана Тохтамыша. При поддержке эмира Тамерлана в промежуток с 1377 по 1380 годы он наголову разгромил сыновей Урус-хана и занял престол в Сарае. Такая же участь постигла в 1380 году и войска Мамая, который был изрядно ослаблен войнами с Московским княжеством.

В годы правления Тохтамыша (1380-1395) в Улус-Джучи прекратились смуты. Поход на Москву в 1382 году позволил хану добиться восстановления выплаты дани. Успех вскружил голову Тохтамышу, и он выступил в поход против Тамерлана, с которым ранее состоял в союзниках. Ряд походов 1391-1396 годов привел к сокрушительному поражению Тохтамыша. Улус-Джучи получил серьезный удар, от которого уже не смог оправиться.

Продолжение монгольских походов. Оставив после себя на территории Волжской Булгарии дымящиеся развалины, монгольские войска двинулись на земли кыпчаков и других степных народов, буртасов, мордвы, чуваш, марийцев и покорили их. Тогда же, осенью 1237 г., они устремились на Северо-Восточную Русь. Самостоятельные к тому времени, но маломощные русские княжества (с 30-х гг. XII в. на Руси наступил период феодальной раздробленности) не смогли остановить нашествие. Князья постоянно враждовали друг с другом, и монголы разбили их поодиночке сравнительно быстро. В 1237-1238 гг. были разгромлены Рязанское, Владимирское княжества, около 20 русских городов. Затем удар был нанесен по Юго-Западной Руси. В 1239-1240 гг. пали Черниговское, Переяславское, Киевское, Галицко-Волынское княжества. После недолгой осады и сильного штурма воины Батыя захватили Киев, который был разграблен так же беспощадно, как и столица Булгарии Бил яр.

После покорения русских земель монгольские войска направились в Центральную и Южную Европу. Выйдя к берегам Адриатики, Батый получил известие о смерти каана (великого хана) Угедея. Он вынужден был прекратить военные действия, и поспешил вернуться в столицу Монгольской империи Каракорум, чтобы принять участие в курултае по выборам нового каана.

В конце 1241 начале 1242 гг. войска Батыя оста­новились на Нижней Волге, в Половецких степях (Деш-ти Кыпчак). Часть войск ушла в Монголию. Батый же решил остаться на Волге: держать в покорности завоеванные земли издалека было невозможно.

Улус Джучи: от основания к самостоятельному государству. Здесь, в Половецких степях, постепенно складывалось государство, которое широко известно сейчас под именем Золотая Орда. Но такое название появилось лишь в XVI в. Во времена же существования этого государства его называли Улусом Джучи по имени старшего сына Чингисхана. Часть земель, покоренных еще при его жизни (обширные области в окрестностях озера Балхаш и Аральского моря, Южная Сибирь), Чингисхан отдал Джучи в качестве удела (улуса). Старшему сыну он завещал и земли пока еще не завоеванной Восточной Европы, до тех пределов, «куда успеют дойти копыта татарских коней». Однако Джучи умер в 1227 г. и после его смерти эти земли покоряет уже его сын, внук Чингисхана Батый. Он и создает государство, названное именем своего отца.

Первая ставка Батыя находилась в Болгаре, где вскоре возобновляется чеканка монет. Сюда начинают приходить русские, армянские, булгарские князья, чтобы получить владетельный престол. В начале 40-х гг. XIII столетия по приказу хана разворачивается строи­тельство новой столицы Улуса Джучи города Сарая на Нижней Волге.


Таким образом, при правлении Батыя (1242-1256 гг.) начинается формирование нового государства. Но при нем Золотая Орда все еще оставалась зависимой от верховного главы всей Монгольской империи. Батый считался вассалом Менгу-каана и чеканил свои монеты от его имени. Даже своего преемника на престол, старшего сына Сартака, он просил утвердить в Каракоруме.

В 1258 г. на престол вступил Берке, кандидатура которого была поддержана мусульманскими купцами и монгольской аристократией в Сарае. Берке еще при жизни Батыя принял ислам и скоро начался переход правящей верхушки от шаманства к му­сульманству.

Новый хан, как и его предшественник, стремился к полной самостоятельности. Когда в Каракоруме сменилась власть и кааном стал Хубилай, Берке отказался чеканить монеты с его именем, но еще и не ставил своего имени.

Превращению Улуса Джучи в независимое государ­ство способствовало перенесение Хубилаем столицы мон­гольских ханов из Каракорума в Ханбалык (Пекин) в 1264 г. С этого момента связь между центральной администрацией империи и ее отдаленными областями-улусами практически прервалась. В Ханбалык уже не отсылали налоги, собранные с населения Улуса Джучи. Берке в пределах Золотой Орды провел перепись всего податного населения, в том числе в Булгарии. В русских княжествах появились баскаки. Это были наместники хана, которые контролировали деятельность местных князей.

Фактически Золотая Орда стала независимым государством. Но свою полную независимость она закрепила при Менгу-Тимуре (1266-1282 гг.). Этот хан впервые начал чеканить монеты со своим именем.

Территория и население. Ханы Джучиева Улуса вла­дели огромной территорией. Она охватывала почти половину Азии и Европы от Иртыша на востоке до Днестра и Дуная на западе; на севере его территория включала в себя русские, булгарские, мордовские, марийские и удмуртские земли, на юге доходила до Арала, Каспия,

Азовского и Черного морей. Русские княжества в Улус Джучи не входили, но были от него в сильной зависимости. Великие князья получали ханские ярлыки на княжение, платили дань.

В Улусе Джучи проживали разные народы. Большей частью они занимались кочевым скотоводством. Некоторые народы, например, булгары, народы Крыма и Хорезма, вели оседлый образ жизни.

Сами монголы составляли меньшинство населения не более 300 тысяч человек. Часть из них ушла обратно в Монголию, а другая часть, смешавшись с местным, преимущественно кыпчакским населением, отюречилась. Вот что отмечал по этому поводу арабский писатель XIV в. ал-Омари: «В древности это -государство (Золотая Орда. Ф.Х.) было страною кыпчаков, но когда им завладели татары (монголы), то кыпчаки сделались их подданными. Потом они (монголы) смешались и породнились с ними (кыпчаками), и земля одержала верх над природными и расовыми качествами их (татар), все они стали точно кыпчаки, как будто они одного (с ними) рода». Другой арабский писатель XIV в., Ибн Баттута, побывавший в Золотой Орде, называл всех подданных монгольского хана тюрками. Он подчеркивал, что эти подданные разговаривают на тюркском языке, подразумевая под ним кыпчакский (половецкий) язык. Знающие люди того времени советовали иностранным купцам, едущим в Золотую Орду, нанять переводчика и слуг с хорошим знанием кыпчакского языка. Характерно, что в 1303 г. в Италии был составлен «Кодекс куманикус» («Половецкий словарь») в качестве руководства для венецианских купцов.

Улус Джучи был создан монгольскими ханами. Монголов же в Европе называли татарами, этот этноним и перешел на население Золотой Орды. Со временем, мно­го столетий спустя, он закрепился за булгарами. Однако современные татары, особенно поволжские, обязаны своим происхождением не монголам, а булгарам и кыпчакам. К монгольским завоевателям они не имеют никакого отношения.

Хан Узбек (1312-1342 гг.). Во время правления хана Узбека Золотая Орда превратилась в одно из крупнейших государств средневековья. Ибн Баттута, который побывал во многих странах и видел на своем веку много правителей, называл Узбека «одним из величайших и могущественнейших царей мира». При Узбеке государство стало централизованным, был создан управленческий аппарат, эффективно действовавший как в центре, так и на местах.

Золотая Орда была феодальным государством, которым правил хан из династии чингизидов. Еще в период образования Джучиев улус был разделен между 14 сыновьями Джучи (братьями Батыя). Все эти сыновья в качестве наследственных владений, уделов получили обширные земли.

Государственное управление. Каждый царевич, стоявший во главе отдельного улуса, считал себя почти самостоятельным государем. Но все они в то же время признавали единую власть хана главы государства. Царевичи несли определенную повинность в пользу хана и служили ему, главным образом, в качестве воинов (военачальников), принимали участие в курултаях, помогали в общегосударственных делах.

Совещательным органом при хане был диван, в него входили улусные эмиры, ближайшие родственники хана и военачальники. Везир выполнял функции главы правительства и держал под своим контролем государственную казну. Беклерибек заведовал всеми военными делами, руководил темниками, тысячниками и т.д. В подвластных областях правили представители центральной администрации, наместники хана баскаки, а также даруги, которые ведали сбором налогов и следили за своевременным выполнением других повинностей. В ханских ярлыках упоминаются и более мелкие должности, в том числе ильчи (посол), тамгачи (таможенник), ямчи (ямщик, почтовик) и другие.

Экономика в период расцвета Золотой Орды . Могущество Золотой Орды основывалось на развитой экономике. Разрушенные города и села в оседлых областях были в относительно короткие сроки восстановлены. Одним из экономически сильных регионов стал Булгарский улус. Он обеспечивал население страны не только качественным хлебом, но и ремесленными изделиями. Из Болгара, Хорезма были привезены в нижневолжские города опытные мастера. С их участием строилась столица государства город Сарай, налаживалось в нем ремесленное производство.

На основных землях Улуса Джучи развивалось кочевое скотоводство. Кочевники «очень богаты скотом, писал современник Плано Карпини, верблюдами, быками, овцами, козами и лошадьми. Всякого скота у них огромное количество, какого, по нашему мнению, нет в целом мире».

Но главной отраслью хозяйства, приносившей в ханскую казну баснословные доходы, была торговля, особенно внешняя. Еще при правлении хана Токты, в 1311-1312 гг., была проведена денежная реформа. Сарайский дирхем стал единой, устойчивой по весу и курсу монетой. Он господствовал не только в Золотой Орде, но и в сопредельных государствах.

Узбек установил порядки, максимально благоприятствующие развитию торговли. Торговые пути были безопасны, хорошо организованы, таможенные пошлины не очень высокие. Внешняя торговля велась по двум транспортным магистралям: Великому шелковому пути и Великому Волжскому пути. Первый связывал Восток с Западом, второй южные области Золотой Орды с северными. Вдоль этих двух дорог, прежде всего, по Волге, находилась основная часть городов. Торговля велась не только с русскими княжествами и Болгаром, но и с Китаем, Индией, Средней Азией, Кавказом, странами Средиземноморья.

Религиозная политика Узбека. При хане Узбеке ислам стал государственной религией. Если с конца 60-х гг. XIII в. мусульманство стала принимать ордынская знать, то теперь ислам охватил основную часть населения. Вместе с тем в Золотой Орде существовала терпимость по отношению ко всем религиям. Свободно чувствовали себя в стране и язычники, и мусульмане, и христиане. Разнородная Золотая Орда не могла бы существовать без религиозного мира.

Веротерпимость золотоордынских правителей восходила к временам Чингисхана. Основатель Монгольской империи, будучи язычником, «не придерживался какой-либо религии, не выделял ни одну веру среди других и не оказывал предпочтения какой-то одной» (Джувейни). В период Золотой Орды не испытывала утеснений Русская православная церковь. Православное духовенство сохранило все земли и привилегии, не платило дань. Надругательство над православной верой подлежало строгому наказанию. В ярлыке Менгу-Тимура, выданном одному из русских митрополитов, говорилось: «А кто веру их похулит или ругается, тот ничем не из­винится и умрет злою смертию». В Сарае была образована русская епископия. В начале XIV столетия в Золотой Орде существовало 12 францисканских монастырей.

Благодаря успехам экономики, относительному спокойствию на обширных просторах империи, достигнутому во многом силой оружия, хорошо налаженной системе управления, веротерпимости среди населения, годы правления Узбека вошли в историю как период расцвета и могущества Золотой Орды.

7 488

Результатом монгольских завоеваний стало создание огромной империи, простиравшейся от Китая и до границ Западной Европы, от Сибири и до стран Ближнего Востока Естественно, что такое государство, построенное к тому же на крови, долго существовать не могло, оно распадается на так называемые улусы (народ, данный в удел, владение).

Нас больше всего интересует улус Джучи - старшего сына Чингисхана. Это было одно из крупнейших государств Средневековья: граница его простиралась от Дуная по территории Северного Причерноморья, по пограничью с русскими землями, по среднему Поволжью переваливала за Урал, затем охватывала значительную часть Западной Сибири, поворачивала на запад где-то в районе Приаралья. Затем через Каспий и по Кавказскому хребту граница через Крым возвращалась к Дунаю. Все государство делилось на правое крыло - Ак-Орду (Белую Орду) и левое - Кок-Орду (Синюю). Во главе первой был сам Бату, а вторую возглавлял его брат Орда. Ханы Кок-Орды сохраняли по отношению к ханам Ак-Орды определенную политическую зависимость. С конца XIII в. за государством в целом закрепилось название «Орда». Лишь в XVI в. в письменных источниках появляется понятие «Золотая Орда», хотя, по мнению В. Л. Егорова, в разговорной речи оно могло бытовать уже в XIV в.

Со временем вместо членения территории на два крыла появились четыре «усложненных» улуса во главе с улусбеками. При Бату была заложена столица государства - Сарай в низовьях Волги, организована ямская связь между всеми улусами, утверждены и распределены налоги и повинности. «Изумительную власть над всеми» имели ханы, которые большую часть года проводили в кочевой ставке в окружении своих жен и огромного числа придворных. Делами правления занимались многочисленные чиновники, высшими среди которых были беклярибек (бек над беками) и везир. В руках везира была сосредоточена высшая исполнительная власть, центральный орган которой назывался диваном (перс. - канцелярия, присутственное место), состоявшим из нескольких палат во главе с секретарями, ведавшими определенными сферами финансовой, налоговой, торговой и внутриполитической жизни.

В государстве были города, возникавшие, прежде всего, в силу административных потребностей и не имевшие укреплений, так как монголы были уверены в своей «неприкосновенности». Некоторые города существовали до прихода монголов, а затем были восстановлены ими после разгрома; другие были основаны самими монголами. Крупнейшим городом не только Орды, но и Европы был Сарай, расположенный на Волге, неподалеку от современной Астрахани. Это был центр ремесленного производства и транзитной торговли на пути из Китая в Европу.

На территории Орды находились итальянские колонии, принадлежавшие Генуе и Венеции, разбросанные по восточному побережью Азовского и Черного морей. Административным центром их был город Кафа (Феодосия) на Южном берегу Крыма.

Орда отличалась сложным этническим составом (здесь жили потомки многих народов, завоеванных в свое время монголами: половцы, аланы, славяне и т. д.). Надо отметить достаточно высокую культуру, ставшую своего рода симбиозом культур завоеванных народов.

Первые ордынские ханы были язычниками и отличались веротерпимостью. В первой половине XIV в. начинает распространяться ислам, ставший официальной государственной религией. Это способствовало усилению контактов с мусульманским миром и увеличивало число «восточных» черт в облике государства и его культуре.

Ордынские невольники

Золотая Орда, Улус Джучи

Золотая Орда, Улус Джучи - государство , основанное Батыем , сыном хана Джучи и внуком Чингисхана на территории Хорезма и Северного Кавказа. В 1243 в низовьях Волги (в 100 км севернее современной Астрахани ) был заложен город Сарай, ставший столицей Золотой Орды . К 1255 , когда умер Батый, в состав Золотой Орды вошли территории от Дуная до Иртыша (Крым, Северный Кавказ, часть степных земель Руси , земли бывшей Волжской Булгарии , Западная Сибирь, часть Средней Азии). Территория Золотой Орды была поделена на улусы . Коренные русские земли не входили в Золотую орду, а попали в вассальную зависимость - население платило дань и подчинялось распоряжениям ханов. Власть хана была неограниченной.

В окружении хана, кроме членов его дома (сыновей, братьев и племянников) были крупные представители золотоордынской знати - беги (нойоны). Государственными делами руководил бекляре-бек (князь над князьями), отдельными отраслями - везиры. В города и области рассылались даруги, главной обязанностью которых был сбор налогов и податей. Наряду с даругами назначались военачальники - баскаки . Государственное устройство носило полувоенный характер. Наиболее важные должности занимали члены правящей династии , царевичи (огланы), владевшие уделами в Золотой Орде и стоявшие во главе войска. Из среды бегов (нойонов) и тарханов выходили основные командные кадры войска: темники, тысячники, сотники, а также бакаулы (чиновники , распределявшие военное содержание, добычу и т.д.). Орда была основана на очень удобно расположенных землях: здесь пролегала магистраль древней караванной торговли, отсюда было ближе к др.монгольским государствам.

Купцы из далекого Египта, Средней Азии, Кавказа, Крыма, Волжской Булгарии, Западной Европы, Индии приезжали в Сарай-Бату со своими товарами . Ханы поощряли развитие торговли и ремёсел . На берегах Волги, Яика, в Крыму и др.территориях строились города. Городище у с.Селитренного, оставшееся от первой столицы Золотой Орды - Сарая-Бату, поражает своими размерами. Раскинутое на нескольких буграх, оно тянется по левому берегу Ахтубы более чем на 15 км. Город был основан м.1242 и 1254 и вырос очень быстро. В 1261 в городе была учреждена православная епархия . Монах Рубрук писал: "Именно Татары предпочитают Саррацинов Русским, т.к. они - христиане. Когда Русские не могут дать больше золота или серебра, Татары уводят их и их малюток, как стада, в пустыню, чтобы караулить их животных". В н.XIV в. это была столица - со сплошными рядами домов, с мечетями (из которых 13 были соборными), с дворцами , стены которых сверкали мозаичными узорами, с водоёмами, с рынками и складами.

На самом высоком холме над берегом Ахтубы возвышался ханский дворец. Согласно легенды, дворец хана был украшен золотом, поэтому все государство стало называться Золотой Ордой. И ещё сегодня в районе с.Селитренного можно найти изразцы с ярким восточным орнаментом, монеты XIII-XIV вв., обломки керамики, глиняные водопроводные трубы. Город имел свои керамические, литейные, ювелирные мастерские. Некоторое время это государство подчинялось великому кагану , находившемуся в столице Монгольской империи - Каракоруме. Однако вскоре правители Золотой Орды стали пользоваться полной самостоятельностью. Пришедшие вместе с Батыем ассимилировались с местным тюркским населением. В результате получился новый единый этнос - татары . В 1312 в качестве общегосударственной религии принял ислам . Ведущей отраслью хозяйства у них оставалось скотоводство, поэтому переход к оседлому образу жизни был медленным и неравномерным.

Сарай-Бату располагался на берегу Ахтубы. В 1282 столица ханства была перенесена в Сарай-Берке. Позже Тимур (Тамерлан), разбив войска великого хана, разорил Сарай-Бату

Золотая Орда была искусственным государственным образованием и просуществовала сравнительно недолго - ок.200 лет. Колоссальная территория, населенная народами с различной культурой , вероисповеданием и обычаями , сепаратистские тенденции и бесконечные смуты (так, в 1361 на золотоордынском престоле сменилось шесть ханов, а после 1362 Золотая Орда фактически распалась на две части, границей которых стала Волга), неудачи в столкновениях с войсками Тимура , а затем русских князей предопределили падение Золотой Орды. В XIV-XV вв. Золотая Орда стала переживать период феодальной раздробленности, а в н.XVI в. распалась на ряд ханств: Казанское , Астраханское , Сибирское, Крымское , Узбекское, Ногайскую орда и Большую орду. В 1502 была окончательно разгромлена Менгли-гиреем Крымским и прекратила своё существования. В с.XVI в. началось движение окрепшей России на Восток. 2 ОК 1552 к России было присоединено Казанское ханство , 14 ДК 1556 - Астраханское.

В селе Селитренном Харабалинского района Астраханской области проводятся раскопки столицы Золотой Орды города Сарай-Бату

Наиболее упорным противником России было Крымское ханство. В XVIII в. Россия присоединила Северное Причерноморье, Кубань, Тамань, усилила свои позиции на Кавказе и в Закавказье. 29 ДК 1791 по Ясскому мирному договору Турция признала Крым владением России.

Астраханское ханство Астрахань Баскак Вассал Власть государственная

Историк Ильнур Миргалеев о формировании международной политики Золотой Орды в период ее становления. Часть 2

«Реальное время» продолжает публиковать авторские колонки историка Ильнура Миргалеева, посвященные формированию международной политики Золотой Орды в период ее становления. Во второй статье цикла автор рассказывает о расширении территории Улуса Джучи и курултае 1235 года.

«Национальные историографии окрестили этот поход чингизидов как «нашествие Батыя»

Курултай 1235 года, созванный сыновьями и внуками Чингиз-хана - фактическими строителями обширной Монгольской империи - по многим позициям отличается не только от других подобных курултаев, но и не совсем вписывается в политическую действительность Монголии периода первых чингизидов. И главный интригующий вопрос здесь, конечно же, - цели нового западного похода. При этом отметим и неразработанность в историографии данного вопроса. В общих трудах по Монгольской империи и по начальному периоду истории Улуса Джучи давно утвердилось мнение, что целью похода было расширение территории Улуса Джучи и якобы тем самым выполнение «завещания» Чингиcхана. А национальные историографии (русская и европейская) окрестили этот поход чингизидов как «нашествие Батыя».

Ни один поход монголов не был проведен с целью расширения какого бы то ни было улуса чингизидов. Ни завоевания Чингисхана, ни завоевания в Китае Угедея, ни завоевания Хулагу и Хубилая не преследовали создание или расширение отдельно взятого улуса. Все они были только главнокомандующими в действующем войске Монгольской империи. По крайней мере, курултаи не принимали, например, решения о создании улуса Хулагуидов, государства Хубилая. Центральная власть Великого кагана делала все для того, чтобы полностью контролировать всю территорию империи. А Хулагу и Хубилай создали свои государства благодаря сепаратизму. Совсем по-другому обстояло дело с улусом Джучидов.

Статуя Джучи. Фото wikipedia.org

Несомненно, Джучи был активным строителем нового государства. Он - один из главных завоевателей на западе и участник завоевания Средней Азии в 1219-1224 годах. Он входит в малый совет при Чингисхане и, как его старший сын, имеет огромное влияние в Монгольском государстве, чем вызывает неприязненное отношение в семье Чингисхана. После получения в 1207 году отдельного улуса, который он сам и завоевывает, Джучи в дальнейшем устанавливает связь с Багдадским халифом, а также с Джелал-ад-дином Манкбурны. И, самое главное, он смог создать многочисленную семью, которая будет очень активна в деле создания уже независимого Улуса Джучи.

И здесь уместен вопрос, что стало бы с Еке Монгол Улусом, если бы Джучи пережил отца. Ведь, несмотря на свою молодость, его сыновья смогли добиться организации в масштабах всего государства похода на запад с целью расширения именно Джучиева улуса. Это серьезное мероприятие носило панмонгольский характер от начала до конца, но при этом серьезно усиливало именно джучидов. После окончания похода появился сильнейший улус во главе с сыновьями Джучи, который, как известно, в вопросах престолонаследия был отодвинут самим Чингисханом и его братьями Угедеем и Чагатаем, а создававшийся улус Джучи после его смерти практически потерял не только самостоятельность, но и основные свои территории, став частью улуса самого Угедея.

Бату добился не только расширения Улуса Джучи, он добился реанимирования улуса своего отца и, самое главное, права возглавить армию всей империи. Что сразу изменило его статус и статус джучидов.

«В том, что Джучи начинает отдаляться от Чингисхана была, наверное, и личная причина»

Джучи имел свою, отличную от Чингисхана, идеологию построения государства и взаимоотношений с другими странами. При анализе информации из источников о деятельности Джучи, можно утверждать, что он был сторонником идеологии мирного объединения тюрко-монгольских племен. Подтверждением тому служат мирное подчинение им кыргызов и северных лесных племен, когда Джучи не стал развязывать войну против туматов, которые отказались подчиниться. Он - один из создателей монгольского государства и глава собственного улуса. Поэтому он не хотел разрушать города и уничтожать людей. Такое отношение к строительству государства будет характерно и для его потомков.

Безусловно, у Джучи была широкая поддержка, прежде всего среди немонгольской элиты. Джучи пытается обосновать то, что они правят такими разными народами. Именно в этом мы и видим причину воспитания его сына Берке в исламе уже в младенчестве - тем самым покоренным мусульманам давали понять, что в правящей семье есть их единоверец, который при необходимости защитит их. Вообще, слухи о том, что и сам Джучи и Бату тайно приняли ислам, должно быть, были пущены именно с этой целью, а поддержка ими мусульман это только подтверждает. Джучи берет в жены Хан Султан, дочь Ала ад-дина Мухаммада, тогда как мать последнего Теркен-хатун в плену была вынуждена существовать в нищете и позоре, подбирая объедки от трапезы Чингисхана.

Великим каганом вместо Джучи был назван Угедей. Илл. wikipedia.org

В том, что Джучи в 1226-1227 гг. начинает отдаляться от Чингисхана, была, наверное, и личная причина, а именно конфликт во время семейного совета с Чагатаем, открытое унижение последним Джучи полумеркитским происхождением старшего сына Чингисхана и странное поведение в этом конфликте самого Чингисхана, который не останавливает Чагатая (как говорится в «Сокровенном сказании монголов»: «А Чингисхан - ни слова»), а вместо него вынужден отвечать Коко-Цос: «Распря шла всенародная. На постель тут не ложилися, все добычей поживлялися».

Как следует из «Сокровенного сказания монголов», Чингисхан сам не стремился создавать единое государство. Своим сыновьям и женам он говорит, что в мире много стран, и сам делит государство между своими сыновьями. Но все же, по настоянию семьи, он называет преемника. Создается впечатление, что Чингисхан не хотел называть своим преемником Джучи. Естественно, если бы Чингисхан захотел назвать его преемником, он бы так и поступил. В итоге Великим каганом вместо Джучи был назван Угедей. Эти внутрисемейные взаимоотношения чингизидов важны в плане всей истории монгольских улусов. Ведь они определили подход чингизидов к созданию новых государственных образований, взаимоотношениям с покоренными народами и налаживанию связей с другими странами.

Как таковая Монгольская империя создается сыновьями и внуками Чингисхана. Период Угедея характеризуется масштабными завоеваниями, и пока сторонники и противники построения сильного государства с городами не сталкиваются открыто, хотя отдельные споры о сохранении или полном уничтожении городов иногда возникают. В этот период джучиды еще не начинают играть важную роль во всемонгольских делах, прежде всего из-за своего малолетства и из-за удаленности их улуса от метрополии. Странно, но факт: сыновья Джучи предпочитают жить в уделе своего отца, нежели в ставке Чингисхана, а потом и в построенном Каракоруме, в отличие от, например, многих чагатаидов и угедеидов, не говоря уже о тулуйидах. До 1236 года джучиды вели военные действия в западном направлении, в незавоеванных землях, которые якобы завещал Чингисхан. Все военные действия велись собственными силами Джучиева улуса.

И, конечно, неизвестно, не будь такой многочисленной семья Джучи и не заложи он серьезную государственную основу своему улусу, смогли бы джучиды в 1235 году провести через курултай решение о начале западного похода и возглавлении основной имперской армии? Это, конечно, можно рассматривать и как своеобразную благодарность Угедея потомкам Джучи: ведь место преемника Чингисхана, место старшего сына занял он.

Модель древнего Каракорума в Монгольском историческом музее. Фото wikipedia.org

«Джучи нужно было завоевать самому этот «подарок» отца»

После гибели Джучи его сыновья не участвуют в походах монгол ни против тангутов, ни против Цзинь, а занимаются постепенным расширением своих владений.

Среди чингизидов только джучиды и тулуйиды Хубилай и Хулагу будут активно строить свое государство на новой земле, при этом абсолютно не стремясь в метрополию. Остальные чингизиды, наоборот, будут стараться жить в Монголии. Причина такого поведения Хубилая и Хулагу понятна - они выступали как сепаратисты, а в метрополии хотели сохранить завоеванные территории под централизованным управлением. В случае же с Джучи и его потомками все сложнее, так как подобное стремление Джучи началось уже при жизни самого Чингисхана. Хотя Чингиз и говорит: «Мать-земля велика. Много на ней рек и вод. Скажите лучше - будем отдельно друг от друга править иноземными народами, широко раздвинув отдельные кочевья», - все же Джучи нужно было завоевать самому этот «подарок» отца. Да и складывается такое впечатление, что все сказанное Чингисханом будто бы касалось именно Джучи.

Конечно, сыновья Джучи были прекрасно осведомлены об отношениях их отца с дедом и о взаимоотношениях между чингизидами. После того как Джучи не сделали преемником Чингиза, его семья была вытолкнута из метрополии, еще полвека являвшейся политическим центром империи. И когда джучиды взяли реванш, разгромив потомков Угедея и приведя к власти тулуйидов, они сами отказались от власти в «коренном юрте», так как уже владели огромными территориями и создали функционирующую государственную систему. Свое влияние в столице они использовали только в целях укрепления своего улуса. Джучиды пытались развивать Монгольскую империю под своим контролем, добиваясь принятия решений на курултаях сообразно своей политике. Но так как они сами не жили в столице империи, а тулуйиды смогли возглавить два панмонгольские войска, все это постепенно привело к разрушению договоренностей между джучидами и тулуйидами.

Завоевания джучидов до западного похода происходят всецело на основе собственных возможностей. Не имея крупных сил, джучиды практиковали мирное покорение. Это оставило большой отпечаток на подходе к завоеванию. Даже возглавив всемонгольскую армию, полностью контролировать поведение которой они были не в состоянии, и в необходимости проведения быстрых операций против крупных сил противника, когда для полной победы необходимо разгромить все его возможности, все же возглавляемый джучидами западный поход отличался от завоеваний в Хорезме, Китае и Хулагу. В отличие от других аналогичных ситуаций, джучиды изначально знали свою цель - они завоевывают новые земли для своего улуса, а не для империи. Этот уникальный случай будет характерен только для джучидов. Все остальные монгольские походы не имели таких целей и воспринимались как дело всей империи, всех чингизидов.

Битва между монголами и китайцами (1211). Джами ат-таварих Рашид ад-Дина. Илл. wikipedia.org

«Расширение улуса джучидов стало общеимперским вопросом»

Война Еке Монгол Улус с чжурчженьским государством Цзинь, начатая еще самим Чингисханом в 1211 году, закончилась к 1234 году. Во время этой войны монголы завоевали и корейское государство. То есть война продолжалось безостановочно, и в это время джучиды практически не участвовали в южных походах, в основном заботясь об усилении своего улуса. Почему они не участвуют? Ответ может быть только один: значит, этого не хотели остальные чингизиды. Но после 1234 года они сумели утвердить на курултае план западного похода под своим руководством, где должны были участвовать и другие чингизиды. То есть расширение улуса джучидов стало общеимперским вопросом. Кстати, это первый поход, который возглавили внуки Чингисхана, а не его сыновья.

После распада Монгольской империи можно назвать два главных государства чингизидов: это Улус Джучи и империя Юань. Улус Хулагу первоначально подчинялся Хубилаю и определенное время действовал в фарватере его внешней политики, плюс, весь период своего существования его правители именовали себя только в качестве ильханов, что означало только правителя области, а отнюдь не суверенного государства. Улус Чагатая, коренной юрт Тулуя, улус Угедея и родственников Чингисхана не представляли собой государства. Эти территории находились под влиянием Улуса Джучи и империи Юань и представляли собой некие аристократические владения, где действовали такие чингизиды, как потомок Угедея Хайду - приверженцы традиционно-кочевнических подходов к построению государства.

Именно они в период Угедея имели наивысшее влияние в империи. Поэтому после окончания завоевания северного Китая начало нового похода ознаменовало для них получение новых военных трофеев и пленных. Думается, что джучиды воспользовались именно таким отношением других чингизидов и смогли провести решение о западном походе через курултай. Война шла на общих основаниях, однако завоеванные земли переходили в улус джучидов.

Несомненно, до курултая между чингизидами велись активные переговоры. То, что западный поход возглавил Бату, а не сыновья Угедея, это, безусловно, победа пока что семейной дипломатии джучидов. Ведь к руководству южных походов джучиды не были допущены. Скорее всего, джучиды апеллировали к «завещанию» Чингисхана. Но уступки со стороны сыновей Джучи тоже были. Например, участие других чингизидов в походе и соответственно, получение ими права и в дальнейшем получать налоги с покоренных земель.

Но взамен джучиды смогли расширить свои владения настолько, что их уровень взаимоотношений с центральной властью и другими чингизидами сразу же приобрел иной характер. Улус Джучи стал правым крылом империи, то есть государством в государстве. Он уже владел не только южно-сибирскими землями, а огромной территорией, куда входила Западная Сибирь, Восточная Европа, Причерноморье и прикаспийские земли.

Если посмотреть на состав чингизидов, то становится ясно, что это была победа джучидов: в поход были отправлены многие чингизиды, а общее руководство принадлежало Бату.

Тяжеловооруженные монгольские воины рядом с осадным орудием. Миниатюра из хроники Рашид ад-Дина. Илл. wikipedia.org

Непосредственно военные действия начались в 1236 году и закончились в 1242-м. Шесть лет для такого масштабного завоевания - это не так много. Следует признать, что поход был проведен блестяще и продуманно. Джучиды до западного похода, несомненно, вели и разведывательные сражения, собирали информацию об уграх (так называемых «восточных венграх») Западной Сибири и Урала, о кыпчаках, Волжской Булгарии, русских княжествах, Кавказе.

То, что среди чингизовичей во время западного похода имелись внутренние разборки, нужно рассматривать и как продолжение того отношения к джучидам, которое царило среди некоторых чингизидов в составе политической элиты Каракорума. Открыто пренебрежительное отношение Чагатая к Джучи, несомненно, перешло и к некоторой части чингизидов.

После смерти умеренного и более-менее нормально относящегося к джучидам Угедея в Каракоруме усилились их противники. Это, конечно же, насторожило джучидов. При такой ситуации, как нам кажется, ни в Каракоруме, ни сам Бату не думали о продолжении похода. Джучидам важно было как можно быстрее укрепиться на новых землях, создать институт власти и наладить отношения с завоеванными народами. Им было необходимо быстрее укрепить свои новые владения, ведь, придя к власти, их противники могли бы лишить их и новых земель, и жизни, и улуса. А центральной власти в Каракоруме было важно не допустить усиления джучидов, которые командовали в это время основной армией империи. Другие чингизиды поэтому и покинули действующую армию и отправились в Монголию и свои улусы. Данное обстоятельство тоже имеет прямое отношение к прекращению западного похода. Но благодаря этому они не смогли закрепить за своими домами новые территории.

Итак, роль Бату как главы семьи Джучи на курултае 1235 года была огромна. Именно он смог на совершенно ином уровне, нежели его отец, наладить отношения с другими чингизидами и, самое главное, с Великим каганом Угедеем. Думается, что после 1227 года Бату мог находиться в свите Угедея и периодически жить во дворе кагана. По крайней мере, он должен был поддерживать связь с каганом. Западный поход должен был принести новую добычу и территории другим чингизидам, однако новые завоеванные территории уже считались территорией Улуса Джучи.

Ильнур Миргалеев