Ремонт Дизайн Мебель

Анализ «Умру я скоро» Некрасов. Анализ стихотворения Некрасова «Умру я скоро. Жалкое наследство…

Сочинение

Н. А. Некрасов — великий русский поэт-реалист. В середине 19 века общество активно искало пути развития России, в этот период шло формирование революционной демократии, возглавляемой Белинским и Герценом. Некрасов по своим взглядам был близок к революционерам-демократам, он отводил поэзии особую роль в жизни общества. Некрасов являлся продолжателем лучших тем русской поэзии — патриотизма, гражданственности и гуманности. Гражданственность Некрасова тесно связана с его пониманием назначения поэта. Являясь активным участником спора «спокойного искусства» и «карающей лиры», поэт создаёт множество произведений, воспевающих идеал общественного деятеля, который проникнут беспредельной любовью к Родине, способен отдать за неё жизнь.

Очень важна в поэзии Некрасова так называемая «покаянная лирика». Это попытки преодоления трагического разлада с самим собой, ведь всю жизнь Некрасов стремился к идеалу, но часто ему казалось, что он не достоин высокого звания поэта и человека. Одним из таких стихотворений является «Умру я скоро. Жалкое наследство…»

Стихотворение написано в 1867 году и посвящено «неизвестному другу», который прислал Некрасову свое стихотворение «Не может быть». Это стихотворение-исповедь, полное трагизма, боли, горечи, душевных терзаний. Темой раздумий лирического героя является судьба Родины, народ, любимые, друзья. Написано оно классическим стихотворным размером — ямбом. Многочисленные пиррихии придают ему несколько элегическое звучание, наполняют грустью.

Стихотворение состоит из трех частей. Первая часть — рассуждение об исторической судьбе Родины. Начинается она со зловещего, мрачного пророчества: «Умру я скоро». Но лирический герой сожалеет лишь о том, что оставит родине только «жалкое наследство». Это наследство — поэтические строки, созданные в тяжелые для России времена. «Года гнетущих впечатлений… оставили неизгладимый след» в душе лирического героя. Под «гнетом роковым» подразумеваются годы терзающего страну крепостного права, «мучительная борьба» — подъём революционно — демократического движения. Революционная борьба сравнивается с бурей, но она должна быть недолгой, лишь тогда она «укрепляет». Лирический герой сожалеет, что происходящее в России — долгая буря, нужны радикальные меры, иначе в душе поселяются «привычки робкой тишины». Именно поэтому «мало знал свободных вдохновений» сам Некрасов. Восклицание «О родина! «наполнено патетикой и, в то же время, трагизмом. Жесткая цензура тех лет сделала Музу угрюмой, источник вдохновения иссяк. Безотрадность и печаль поселилась в душе. Ряд эпитетов своей семантикой дополняет создавшееся тягостное впечатление, ощущение отчаянья: «жалкое», «роковым», «мучительной», «робкой», «гнетущих», «печальный», «угрюмый». Лирический герой стремится искупить свою вину перед родиной, вновь звучит формула, ставшая лейтмотивом некрасовской лирики: «за каплю крови, общую с народом».

Вторая часть — самообвинение в преступлениях против таланта и совести. «У лиры звук неверный исторгала… Моя рука…». Устами лирического героя Некрасов сокрушается, что не все свои стихи он создал, будучи окрыленным вдохновением. Многие поэтические строки написаны лишь с целью поддержать зажатый цензурой журнал «Современник». Мотив одиночества звучит все явственней: «Давно я одинок». Лирический герой скорбит о безвременном расставании со своими друзьями, передовыми современниками, которые пожертвовали собой за общие интересы. Кто-то из его единомышленников поплатился за прогрессивные взгляды свободой: «те жребием постигнуты жестоким»; кто-то — своей жизнью: «А те прешли уже земной предел». Кто-то же добровольно свернул с пути борьбы, изменив идеалам демократии. Перед такими герой «сам… запер дверь».

И вновь звучат слова покаяния:

За то, что я остался одиноким,

Что я ни в ком свободы не имел,

Что я, друзей теряя с каждым годом,

Встречал врагов все больше на пути…

Анафора помогает прочувствовать силу душевных страданий. Кажется, что Некрасов высказывает своё сожаление, что не смог сам пойти в своей борьбе до конца, отдать себя без остатка. Поэтому опять искренне и горько звучит: «Прости меня, о родина, прости!..». Вновь звучат мрачные, исполненные безнадежностью эпитеты: «неумолимый», «жестоким», «одиноким».

Третья часть — самая напряженная по накалу душевных страстей. Сколько гордости и горя в его переживаниях! Так можно чувствовать, лишь обладая богатым и очень невеселым жизненным опытом, зная, как часто и легко жизнь губит прекрасные возможности, калечит и уродует прекрасных людей. Высказывается некрасовское понимание темы поэта и поэзии: «Я призван был воспеть твои страданья, // Терпеньем изумляющий народ!». Назначение поэзии, прежде всего, связывается с защитой народных интересов. Лирический герой думает о борьбе, он участвует в борьбе, но уже понимает, что сделал мало, потому что не был стойким и последовательным, суровым к себе до конца: «Я к цели шел колеблющимся шагом, // Я для себя не жертвовал собой». Упрекая себя за то, что «не жертвовал собой», герой все-таки «к цели шел». С помощью инверсии слово «шел» выделяется интонационно. Сила героя — в искренности сурового суда над собой, не знающего смягчающих обстоятельств. Это не поза, не рисовка, а настоящее раскаянье. Он мучается оттого, что, будучи «к минутным благам» прикованным «привычкой и средой», сделал не все, что было предначертано. Поэтому «песнь бесследно пролетела». В этом безысходном, отчаянном покаянии звучит светлая нота, символизирующая его истинный патриотизм, который нашел отражение в творчестве. «Одна любовь сказаться в ней успела // к тебе, моя родная сторона!» Именно у родины просит лирический герой прощения. Обращение-восклицание «о родина!» встречается в тексте четырежды, раскрывая весь эмоциональный накал.

Поэт беспощаден к себе, но вклад его в русскую литературу огромен. Смысл его жизни и творчества — отчаянная, непримиримая борьба с народными угнетателями.

Стихотворения Николая Алексеевича Некрасова знакомы каждому читателю с раннего детства. Каждая его строка проникновенна и наполнена глубоким смыслом. Все его стихотворные сюжеты – это не только высокая художественная деятельность самого писателя, но и проникновенная лирика, имеющая высокий гражданский пафос. Известно, что Николай Некрасов уже при жизни был поставлен в один рядом со многими самыми лучшими и выдающимися литераторами и писателями того времени, так как его литературное творчество заслуживает высочайших похвал и наград.

Среди его необычных, и высоких по мастерству, поэтических и лирических произведений имеется интересное стихотворение-исповедь «Умру я скоро».

История и замысел создания «Умру я скоро»

Однажды Николаю Некрасову пришло письмо, которого он совсем не ожидал. Это произошло в 1866 году. Автор этого послания был неизвестен, а вместо подписи было просто написано – «Неизвестный друг». Да и само письмо было написано в интересном жанре - стихотворном. Называлось это стихотворное послание «Не может быть». Это письмо оказалось откликом тех, кто не желал верить в обвинения, обрушившиеся на Николая Алексеевича.

В то время в обществе шли разговоры о том, что Николай Некрасов подлец и двуличный человек. Все это началось после обеда у князя Муравьева, где поэт пытался сделать все, чтобы его журнал не закрыли. А уже на следующий день весь литературный мир и общество заговорило о том, что поэт неискренен, что он ведет себя двояко: сам призывает в своих стихотворных сюжетах к любви и жалости, а на деле он суровый и очень жестокий человек. Обвинили его и в том, что он якобы смеется над толпой.

У исследователей некрасовского творчества есть доказательства, что это необычное послание было написано известной в то время женщиной – поэтом, переводчицей Марковой-Павловой. Она являлась поклонницей таланта Некрасова.

Через год поэт создал свое стихотворное произведение «Умру я скоро», которое в его рукописях датировано 1867 годом. Выпущено в печатном некрасовском сборнике оно было в 1869 году. Существует еще один факт из биографии поэта, который мог послужить толчком к написанию этого стихотворного наследия Николая Некрасова. Известно, что обвинения поэта в отходе от идей демократии были связаны и с тем, что он написал оду, которая была посвящена Муравьеву и носила хвалебный характер.

Никто не пытался понять, что поэт идет на сделку с совестью для того, чтобы временно закрытый журнал «Современник» смог существовать дальше. Муравьев прослушал оду спиной и не оценил по заслугам, а вскоре журнал закрыли.

Умру я скоро. Жалкое наследство,
О родина! оставлю я тебе.
Под гнетом роковым провел я детство
И молодость - в мучительной борьбе.
Недолгая нас буря укрепляет,
Хоть ею мы мгновенно смущены,
Но долгая - навеки поселяет
В душе привычки робкой тишины.
На мне года гнетущих впечатлений
Оставили неизгладимый след.
Как мало знал свободных вдохновений,
О родина! печальный твой поэт!
Каких преград не встретил мимоходом
С своей угрюмой Музой на пути?..
За каплю крови, общую с народом,
И малый труд в заслугу мне сочти!

Некрасовское стихотворение состоит из трех равных частей, так как в каждой из них находится всего четыре стихотворные строфы. Но все эти три части соединены между собой и общими темами и идеями, а также рефреном в конце каждой части. Остановимся на содержание каждой части, которая играет немаловажную роль для понимания всего сюжета некрасовского произведения.

В первой части, после небольшого экскурса в детство и юность, автор вводит своего лирического героя, который начинает рассуждать о причинах, заставляющих оставить после себя родине только самое жалко наследие – это свое нелегкое и не безоблачное детство, да еще такая же полная лишений и страданий молодость, которые не сделали из поэта сильную личность, а лишь смогли закалить изнутри.

Этот же лирический героя во второй части пытается объяснить, почему его поэтическая муза бывает фальшивой, а ведь он никогда не был и не считал себя продажным поэтом. Но вся его неискренность происходит из-за того, что он теперь совсем одинок. Так произошло, что часть его лучших и близких друзей, которые его понимали и поддерживали, умерли, а другие просто ушли, некоторых друзей он сам оставил в покое. И вот теперь окруженному врагами и неприятелями, ему трудно не фальшивить, ведь совсем нет поддержки.

В третьей стихотворной некрасовской строфе читатель может увидеть раскаяние все того же лирического героя, который сожалеет о том, что его поэзия не оказала такого сильного влияния на народ, как он хотел бы. Но все-таки у него есть цель, самая ценная и драгоценная, ради которой и было задумано всё творчество – поэзия, и даже это небольшое стихотворение. Его огромнейшая и бескрайняя любовь к Родине, которую он смог сохранить в своей черствой и бесчувственной душе.

Композиция стихотворения


Известно, что Николай Некрасов, который относил себя к демократам, в своих стихотворных сюжетах показывал трудную и реальную жизнь крестьян. Это же направление четко прослеживается и в его поэтическом произведении «Умру я скоро».

Он обращается к читателю, рассказывая о том, что реализм в искусстве – это самый лучший выбор. И хотя поэт раскаивается в том, что действительность оказывает на него такое сильное влияние, он объясняет что ему приходится балансировать между дозволенностью и принципами. Автор будто извиняется, что в качестве своего небольшого, и, может быть, жалкого наследия он оставляет свою элегию.

Но тут же поэт утверждает, что он всегда служил, и будет продолжать служить своему народу и родине. Поэтому и выбирает жанром своего стихотворного произведения элегию, так как она позволяет выразить его гражданскую позицию и показать, что поэт – патриот. Многие исследователи некрасовского творчества считают, что эту элегию можно отнести к его покаянной лирике, в которой звучит исповедь автора.

Основная тема стихотворения "Умру я скоро» – это исповедь перед Отчизной , ведь, как утверждал сам поэт, он не был так сильно увлечен своей целью, поэтому и шел к ней медленно. Кроме того, воспевая страдания родной страны и всего русского народа, сам он ничем не пожертвовал. И вот теперь перед ним проноситься вся его жизнь. Но в конце стихотворения поэт обращается к своей родине и просит принять те маленькие заслуги, которые он сделал ради нее, а еще он просит прощения и надеется, что родина его простит, так как у него кровь единая с народом.

Выразительные средства


Некрасовская элегия состоит из трех частей, в которых проходит один и тот же лирический герой – автор. Каждая часть повествует о каком-то этапе жизни поэта. Первая о его молодых годах и о том, что настроение было революционное. И это настроение автор сравнивает с бурей, которая длится хоть и недолго, но способна укрепить дух воинов.

Вторая часть – это рассуждения автора о том, что поэзию могут использовать неверно, если она издает неверные звуки и немного фальшивит. Может быть, он даже имел в виду те произведения, которые сам написал, преследуя определённые цели. И здесь же он говорит о том, что очень одинок.

Все три части объединяет не только одна идея и тема, но и то, что повторяется одна и та же строчка:

«За каплю крови, общую с народом».

Поэт намекает, что несмотря на своё дворянское происхождение, он имеет общую с народом кровь.

Также на протяжении всего сюжета, в каждой из частей, поэт обращается и к своей Отчизне, перед которой просит прощение. Успешность жизни человека для автора заключается в его заслуги перед Родиной.

В своем стихотворении поэт использует много выразительных средств, которые придают художественность всей элегии:

♦ Олицетворения.
♦ Эпитеты: жалкое, малый, робкое, роковое, мучительное, гнетущее.
♦ Метафора: буря, которая так сильно могла сломить поэта, долгая.


Если в первой части Николай Некрасов использует большое количество олицетворений, то во второй это уже метафоры, а в третьей – эпитеты. Вся элегия написана высоким стилем, и поэтому поэт прибегает к использованию старославянизмов. Николай Некрасов написал свою элегию пятистопным ямбом, с чередованием женской и мужской рифмы. Вся рифмовка некрасовского стихотворения – перекрестная.

Анализ некрасовской элегии «Умру я скоро»


Некрасовская элегия с таким пророческим названием «Умру я скоро» была написана в зрелом возрасте поэта. Это своеобразный анализ проделанной работы. Отсюда и такая глубокая исповедь, некий крик души, в котором содержится и горечь, и печаль, и даже раскаяние. В этой некрасовской исповеди много самоиронии, которая вызывает приятные чувства.

Чтобы передать свое настроение, уныния и одиночества, автор использует метафоры и эпитеты, которые оказываются у него жесткими и довольно колкими. Он возвращается своими мыслями в прошлое, анализирует его. Вспоминает поэт и то, что его так согревало, что отдается тепло в груди. Но к сожалению, таких воспоминаний у Николая Некрасова немного. В свои зрелые годы жизненного пути поэт понимает, что он никому уже не нужен: кто-то его не принял с самого начала пути, а кто-то просто со временем бросил его. Страдая, Николай Некрасов говорит о том, что в жизни он успел совсем немного, а ведь мечталось сделать намного больше. И вот теперь ему горько и печально.

Поэт утверждает, что уникальность его поэтического наследия состоит в том, что он отступает от общепринятого слога, и это его отличие от других поэтов отталкивает и читателей, и друзей. Поэтому сожалеет и сокрушается, что перед своей родной землей, да и перед народом, он не выполнил свой долг и свое назначение на земле.

Признается поэт и в любви к своей Родине, и даже просит прощения за те поступки, которые совершил или мог совершить. При этом он преуменьшает свою роль в русской литературе.

И современники и все последующие поколения высоко оценят его творчество, в котором звучат идеалы патриотизма и преданности своей Отчизне.

Стихотворение "Умру я скоро" написано в 1867, оно было последнее в жизни Некрасова.

Мнимые чувства, возникшие у поэта, формируют чувство вины, что просматривается между строк стихотворения. Если быть точнее, то "Умру я скоро" является исповедью поэта за все, что он сделал не так, как требуют заповеди.

Взглянув глазами героя, можно выделить, что он, как и автор, вспоминает всю прожитую жизнь. Когда он говорит про свою семью, сразу ощущается чувство растерянности. Также в строчках Некрасов просит о пощаде у родины.

Для того, чтобы увеличить воздействие, в области эстетики, автор применяет изобретательские средства. А для того, чтобы понять раскаяние души, можно понять при помощи используемых фраз таких как: " робкая тишина", " звук неверный" и многие другие.

Выбранный способ передачи чувств, а именно многосоюзие, служит следствием плавности всего вокруг происходящего. С их помощью, мы ощущаем как горько и тоскливо на душе Николая. Но не стоит забывать и о рифме, которая придаёт стихотворению мелодичность и в какой-то мере выразительность.

Также Некрасов использует междометия, дабы передать все черты характера главного героя произведения и подчёркивает великолепие великого языка.

Данное стихотворение, автор написал одному неизвестному другу, который прислал Николаю собственное стихотворение "Не может быть". А как оказалось, этим неизвестным другом оказалась поэтесса Мартынова (девичья фамилия Павлова). В своём стихотворении она попыталась отогнать всю клевету от Некрасова, которую создавали его завистники.

С моей точки зрения, Некрасов своим стихотворением пытался показать всем, что он не имел какой-то собственной выгоды. Он хотел, чтобы каждый, кто читает его произведения, представлял современный мир и пытался спасти его.

По плану. С цитатами.

Картинка к стихотворению Умру я скоро

Популярные темы анализов

  • Анализ стихотворения Брюсова Родной язык

    Валерий Яковлевич Брюсов – это один из самых ярких представителей символизма в России. Несмотря на то, что он любил затрагивать философские вопросы в своих произведениях, Брюсов всегда предпочитал выражаться как можно более

  • Анализ стихотворения Цветаевой Молитва по плану

    Многие поэты обладают неким даром предвиденья, они уже с ранних пор ощущали, что ждет их в дальнейшей жизни, и в большинстве случаев это были труднейшие испытания. Таким же чувством обладала русская поэтесса Марина Цветаева, которая

  • Анализ стихотворения Полонского Дорога 9 класс

    Поражает своим многообразием поэзия Якова Полонского: в его творчестве встречается любовная, пейзажная и философская лирика. Глубокий анализ поведения человека, который потерял смысл жизни, показан в стихотворении «Дорога». Творчество

  • Анализ стихотворения Несжатая полоса Некрасова

    Николай Алексеевич Некрасов вырос в родовой усадьбе, в окружении природы. Поэт любил природу, восхищался её красотой. Там же, в усадьбе, будущий поэт ежедневно наблюдал за суровой жизнью крепостных.

  • Анализ стихотворения Некрасова Блажен незлобивый поэт

    Некрасов, как и другие поэты в своем творчестве очень часто затрагивал тему поэта и поэзии, а именно назначения поэта. Именно об этом идет речь в данном произведении. Стихотворение написано в 1852г., спустя год, после смерти Гоголя.

Время Н. Некрасова – это 50-70-е годы XIX века. Главным в жизни русского общества тех лет был вопрос о народе. Потому центральное место в поэтическом мире Некрасова принадлежит образам, переживаниям, раздумьям, связанным с печалью поэта о народной судьбе, с его любовью к родной стороне. Эта особенность поэзии Некрасова определилась благодаря удивительной черте характера поэта – его умению относиться к людским страданиям, как к своим собственным, болеть за другого человека, если он несчастен. Восприимчивости к чужому горю отсутствовало у поэта чувство вины, ответственности за те беды, на которые был обречен народ. Впоследствии эту некрасовскую особенность назовут «совестливостью». Поэт был беспощаден к себе, к своим, может быть, мнимым слабостям. А потому в его более поздней лирике все явственнее начинают звучать «покаянные» молитвы. Так, наглядным тому примером стало стихотворение Некрасова «Умру я скоро. Жалкое наследство…».
Стихотворение написано в 1867 году поэтом, преждевременно почувствовавшим приближение своего конца, потому оно получило характер итогового творения. По сути, это образец некрасовской обжигающей исповедальности. Стихотворение заключает в себя боль, горечь и в то же время спасительную иронию – те чувства и состояния, которые сопровождали поэта на протяжении почти всей его творческой жизни. Было много причин для сердечных страданий Некрасова, а в итоге на нем «года гнетущих впечатлений // оставили неизгладимый след».
Давящее настроение беспросветной печали создается прежде всего на лексическом уровне. Едва ли не в каждой строчке мы находим слова и сочетания, поддерживающие это настроение: «под гнетом роковым», «в мучительной борьбе», «печальный твой поэт», «с своей угрюмой музой», «неумолимый рок» и многие другие. А появляющийся в художественном мире стихотворения мотив одиночества вливается в эту общую атмосферу уныния. «Давно я одинок…» – признается лирический герой.
Его взгляд обращен в прошлое. Мысленным взором он окидывает всю свою прошедшую жизнь. Прискорбно, что в этой жизни мало, что согревало его страдающее сердце. «Вначале шел я с дружною семьею…» – скажет лирический герой. И тут же мы видим его совершенную потерянность, когда он вопрошает: «Но где они, друзья мои теперь?». Мы чувствуем, что более всего лирический герой страдает от непонимания и, оправдывая себя, стремится быть понятым.
«За каплю крови, общую с народом…» – эти рефреном звучащие строчки показывают, насколько был требователен к себе поэт. Кого как не Некрасова мы прежде всего назовем народным поэтом?! А потому нам трудно согласиться с его строками:
И песнь моя бесследно пролетела,
И до народа не дошла она…
Мучения Некрасова были связаны и с тем, что он чувствовал непохожесть своих стихов на легкую благозвучную классическую лирику на стихи Пушкина, которого при каждом удобном случаи критики противопоставляли Некрасову.
И все-таки есть в беспросветном, казалось бы, мире поэтической исповеди светлая нота, связанная с любовью поэта к его «родной стороне», любовью, единственно успевшей «сказаться» в творческом наследии Некрасова.
Однако так считал беспощадный к себе поэт, а потому и признавал себя в праве обращаться с мольбами именно к родине. Обращение–восклицание «о родина!» встречается в тексте четырежды. Отсюда понятно, насколько изболелось раненое сердце поэта, молящего о прощении:
Прости меня, о родина! прости!...
Двойное восклицание и повтор слова «прости» говорят о небывалом накале чувств лирического героя, голос которого сливается с голосом самого поэта–автора.
Поэт открыто признается в том, в чем видит свою вину:
Я к цели шел колеблющимся шагом
Я для нее не жертвовал собой…
Анофорически звучащее «Я» подчеркивает степень раскаяния – «воспеть» страдания «терпением?поэта, вполне осознававшего свое призвание изумляющего народа». Как часто в поэтическом признании мы слышим паузы, прерывающие исповедальную речь. Эти паузы, отмеченные прежде всего многоточиями, необходимы лирическому герою, чтобы перевести дыхание, справиться с нахлынувшими чувствами.
Думается, неслучайно в качестве стихотворного размера для своей истины Некрасов предпочитает ямб. Это самый популярный размер в русском классическом стихосложении, это любимый размер Пушкина. А встречающиеся в каждой строке пропуски ударения придают поэтической речи элегическое звучание.
Таким образом, мы понимаем, что вопреки столь беспощадной самооценки поэта, для нас Некрасов прежде всего истинно народный поэт, народный не только по теме, а по духу, по своему мироощущению. Очень жаль, что полное читательское признание пришло к Некрасову гораздо позднее; жаль, что «уходил» поэт безутешно страдающим, считающим свое бесценное творческое наследие лишь «жалким».

«Умру я скоро» анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.

История создания

Стихотворение «Умру я скоро » было написано в 1867 г. и вошло в сборник стихотворений 1969 г. В 1866 г. Некрасов получил стихотворение-письмо «Не может быть», подписанное «Неизвестный друг». Письмо было откликом на клевету о Некрасове и обвинения в том, что он неискренен: смеётся над толпою, призывает в стихах к любви, а сам суров и жесток. Автором стихотворения считается Маркова-Павлова, поэт и переводчик. Только через год Некрасов создал «Умру я скоро», и поводом к этому стали обвинения в отходе от демократических идей. Один из упрёков общества был связан с хвалебной одой, посвящённой Некрасовым в 1866 г. усмирителю польского восстания Муравьёву. Некрасов пошёл на этот шаг, пытаясь спасти «Современник», но безуспешно. Сделка с совестью была напрасной: «Современник» закрыли.

Литературное направление и жанр

Поэт-демократ, народный певец, представитель реалистического направления в литературе, Некрасов в стихотворении «Умру я скоро» проповедует реалистические принципы в искусстве и раскаивается в том, что иногда отступал от них, «прикованный привычкой и средой». Это рассуждения о «наследстве», которое оставляет умирающий на земле, то есть элегия. Но, с другой стороны, для Некрасова творческое наследие неразрывно связано с гражданской позицией, со служением народу и любовью к родине. Так что жанр стихотворения - элегия, наполненная гражданским пафосом. Его также относят к покаянной (исповедальной) лирике Некрасова.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из трёх частей, каждая из которых включает четыре строфы. Части объединены общей темой с рефреном в конце. В первой части лирический герой рассуждает о причинах, по которым он оставит родине после смерти «жалкое наследство»: тяжёлые годы детства и молодости, которые не укрепили поэта, а сломили его.

Во второй строфе лирический герой объясняет, почему его муза иногда была фальшива, хотя он и не был продажным поэтом. Причина неискренности поэта в одиночестве: его друзья ушли, или умерли, или поэт их сам оставил. Поэта окружают только враги - трудно не сфальшивить.

В третьей строфе лирический герой кается в том, что его поэзия не повлияла на народ так, как он задумывал. Герой находит то драгоценное, ради чего он писал свою песню: любовь к родине, которую он сохранил в черствеющей душе.

Тема стихотворения - покаяние перед родиной за то, что не был достаточно целеустремлён, воспевая её страдания, не жертвовал собой ради родины. Перед кающимся проносится вся его жизнь: истоки творчества и его тематика, друзья, кровная связь с народом.

Главную мысль Некрасов трижды повторяет рефреном: он просит родину зачесть его малые заслуги и простить его ради капли крови, общей с народом. Уничижая своё творчество и умаляя достоинства своей поэзии, поэт пытается найти ценность в своём творчестве, которая состоит в любви к родине и народу и проявляется в кровной общности с народом.

Тропы и образы

Для лирического героя мерило успешной жизни - заслуга перед родиной. К ней и обращено стихотворение, в основе которого лежит олицетворение. Первая строфа полна уничижения, которое Некрасов передаёт с помощью эпитетов. Жалкое наследство, малый труд, привычки робкой тишины, явившиеся следствием гнёта рокового в детстве, мучительной борьбы в молодости, гнетущих впечатлений в зрелости, приводят к тому, что поэт становится печальным , муза его угрюмой . Упоминаемая в этой части долгая буря , сломившая героя, - метафора затянувшегося противостояния между носителями передовых и реакционных идей.

Во второй части художественный образ создаётся с помощью метафор. Лирический герой не торговал лирой, но иногда фальшивил . Он ни в ком не имел опоры , друзья постигнуты жестоким жребием , одни прешли земной предел , перед другими дверь запер сам лирический герой, на пути он встречает врагов и теряет друзей.

Третья строфа тоже насыщена эпитетами (минутны е блага жизни, колеблющийся шаг, родная сторона) и метафорами (бросить единый луч сознанья на путь народа, прикованный привычкой и средой к благам жизни, шёл к цели колеблющимся шагом, не жертвовал собой, черствел с каждым годом, песнь бесследно пролетела и не дошла до народа).

Образ общей с народом капли крови становится символом связи поэзии Некрасова с народом - главным, как он считал, его достоянием.

Стихотворение написано высоким стилем, для чего Некрасов использует старославянизмы.

Размер и рифмовка

Размер стихотворения - пятистопный ямб, чередуется женская и мужская рифма, рифмовка перекрёстная.