Ремонт Дизайн Мебель

Отмечают ли евреи пасху. Для всех и обо всем. Что нельзя делать на Песах

Для иудеев Еврейская Пасха является важнейшим днем в году. Она была учреждена ещё в ветхозаветные времена в память об исходе израильтян из Египта и освобождении их от рабства. Эти события не только дали свободу еврейскому народу, но и положили начало зарождению его национального осознания.

Именно поэтому иудейская Пасха, получившая название Песах, имеет огромное значение для всех израильтян, независимо от степени их религиозности. В этот день они пекут еврейский пасхальный хлеб и собираются всей семьей за праздничным столом, где во время трапезы рассказывают детям историю этого великого праздника.

История праздника Песах, который нередко называют , уходит своими корнями в древнейшие времена, когда такой нации, как евреи, еще и в помине не было. Тогда у праведного человека Авраама и его жены Сары был сын Исаак, у которого потом появился наследник Иаков. Последний имел дюжину сыновей, одним из которых был Иосиф.

Иосиф старался жить в соответствии с праведным учением отца, просил своих братьев также встать на верный путь и отказаться от нечестивых деяний. Но они не вняли его кротким просьбам, а только еще больше озлобились и возненавидели Иосифа. Они боялись, что он возвысится над ними и решили его убить, но потом передумали и продали праведного брата в рабство.

Так Иосиф оказался в Египте. Там на его долю выпало множество испытаний, но он с Божьей помощью преодолел все невзгоды и со временем превратился из раба в чиновника, приближенного к самому фараону. Правитель Египта очень ценил умного и праведного Иосифа. А когда тот предсказал великий голод, и фараон успел вовремя сделать большие запасы пищи, то Иосиф завоевал любовь и уважение не только правителя, но и египтян.

И когда во всех странах начался страшный голод, фараон разрешил своему любимому советнику привести в Египет отца и братьев. Иосиф, который не держал зла на родственников, был очень рад воссоединению с семьей. Пока он был жив, израильтяне были в Египте почетными гостями и не испытывали ни в чём нужды.

Но время шло, одно поколение сменяло другое… Коренные жители постепенно забыли о том, что евреи были гостями египтян, и превратили их в рабов. Иудеи были вынуждены работать на своих господ более 400 лет и не видели спасения, пока однажды Бог не послал им Моисея, которому он велел потребовать, чтобы фараон освободил его народ. Правитель отказался отпускать своих рабов, и тогда Бог наслал на Египет девять страшных казней, но фараон не поменял свое решение.

После чего Бог сказал Моисею, что следующей ночью наступит самая страшная, десятая казнь - смерть первенцев. Он велел пророку предупредить еврейские семьи, что бы те в канун этой смертоносной ночи принесли в жертву ягнят и намазали их кровью двери своих домов, а мясо - зажарили и съели до наступления утра. Той ночью ангелы принесли смерть многим египетским детям, не тронули они лишь тех малышей, что жили в домах, двери которых были отмечены кровью агнцев. После этих страшных событий фараон разрешил евреям покинуть Египет, что положило конец их длительному рабству.

В память об «освободительной» ночи была учреждена иудейская Пасха - Песах, которая по праву считается одним из древнейших торжеств и начала праздноваться еще за полтора тысячелетия до периода земной жизни Иисуса Христа.

Ветхозаветные традиции иудейской Пасхи

Исход из Египта стал началом не только свободной жизни еврейского народа, но и лёг в основу зарождения его самобытного национального осознания. Поэтому иудейская Пасха уже ни одну тысячу лет является главным еврейским праздником. Название «Песах» переводится с древнееврейского как «прошедший мимо» и означает, что ангел смерти миновал дома израильтян.

Иудеи отмечают Песах ежегодно, на 14 день нисана. По еврейскому календарю это первый месяц библейского года, и он, как правило, приходится на март или апрель обычного, «гражданского» календаря. Даты еврейской Пасхи, также как и христианской, являются переходящими.

В ветхозаветные времена одной из главных традиций было принесение в жертву агнца или козленка. Это делалось в память о той ночи, когда кровь жертвенного животного спасла еврейских малышей от ангела смерти, карающего египетские семьи. Конец этому обычаю был положен Иисусом Христом, когда он во время на Тайной Вечере, преломил праздничный хлеб и поднял символический бокал вина.

Изначально, в древние времена Песах - Еврейская Пасха - отмечалась в течение недели, где первый и последний дни были праздничными и выходными. Также на протяжении всего этого срока было принято отказываться от тяжелой работы и неприятных обязанностей.

В наше время практически во всем мире Песах празднуется 8 дней, а в Израиле - 7.

Этот обычай связан с тем, что в период расселения иудеев ещё не было чётко установленного единого календаря, и они, боясь пропустить памятную дату, отмечали все праздники по два дня. И в этом случае выходными являются два первых и два последних дня праздничного периода.

Песах в наши дни: праздничная трапеза и другие обычаи

Подготовка к празднику начинается заблаговременно.

  1. Иудеи собирают по всему дому все квасные продукты, которые сжигаются до наступления Песаха, так как в течение всего праздничного периода им запрещено употреблять мучные изделия из забродившего теста и можно есть только пресный хлеб.
  2. Также в утро перед праздником иудейские мужчины-первенцы держат символический пост. Они приносят эту жертву в память о чудесном спасении еврейских младенцев во время смертоносной ночи, предшествующей исходу иудеев из Египта.

По еврейскому календарю смена дат происходит не в полночь, а в момент захода солнца, поэтому иудеи начинают отмечать Песах вечером. Особую роль здесь играет Седер - специальная трапеза, на которую обязательно должна собраться вся семья, начиная с самых старших членов клана и заканчивая малышами.

Главный атрибут праздничного ужина - еврейский , который выпекается в виде лепешек и называется «маца». Это блюдо готовиться в память об исходе из Египта, когда у евреев не было времени ждать, пока забродит тесто, и они испекли пресный хлеб, который во время путешествия спас их от голода.

Помимо мацы, на праздничном блюде обязательно должны быть такие кушанья.

Продукты Что символизируют
Мясо на кости или куриное крыло Символизируюют агнца, принесенного в жертву.
Отварное куриное яйцо. Олицетворяет несокрушимую силу духа еврейского народа, который только крепчает от переносимых испытаний.
Марор (разновидность горького хрена). Подаётся на стол в память о горькой жизни иудеев в период рабства;
Харосет. Это сладкая однородная масса из протертых фруктов, орехов, корицы и вина. Она символизирует глину, из которой евреи в период рабства изготавливали кирпичи.
Солёная вода в широкой пиале. По различным толкованиям она символизирует слезы израильтян, пролитые во время мучений в Египте, либо олицетворяет память о водах Красного моря, которые сначала расступились, пропуская иудеев, а затем сомкнулись, погребя египетских солдат, пущенных за ними в погоню.

В течение трапезы на Еврейскую Пасху иудеи обязательно должны вкусить все эти блюда. При этом во время ужина младший член семьи задает старшему четыре вопроса о событиях памятной «освободительной» ночи, и глава семьи отвечает на них.

Несмотря на схожие называния, еврейская и христианская Пасха по своей сути являются двумя абсолютно разными праздниками и даже отмечаются в разное время. Иудеи в этот день вспоминают освобождение своего народа от рабства и зарождение еврейской нации, а у православных христиан Пасха - это исключительно религиозный праздник в честь Светлого Христова Воскресения.

В пятницу вечером, 30 марта, иудеи начнут отмечать Пасху, которая в их вероисповедании имеет название Песах.

В отличие от других религий иудеи празднуют Песах в течение семи-восьми дней (в зависимости от места пребывания определенного семейства, - ред.). Ежегодно праздник отмечается с вечера 14 дня весеннего месяца нисана по еврейскому календарю. В этом году этот период припадает с 30 марта по 7 апреля.

Песах является одним из наиболее древних и значимых праздников в еврейской культуре. В это время принято собираться за столом всей семьей, трапезничать, говорить об истории своего народа и вспоминать самые знаковые события. Важно, чтобы праздник отметил каждый еврей, вне зависимости от финансовых возможностей и положения в обществе.

История праздника

В религиозной традиции Песах посвящен освобождению еврейского народа от рабства - 400 лет евреи находились в рабстве у египтян. Для освобождения богоизбранного народа Господь послал на египтян 10 казней (превращение нильской воды в кровь, появление несметного множества жаб, неодолимых полчищ вшей, диких зверей, падеж скота, язвы, гибель урожая от града и саранчи, сплошной трехдневный мрак и гибель первенцев). И только после десятой фараон отпустил евреев на свободу. Согласно Пятикнижию накануне последней из десяти казней египетских - поражения первенцев - Бог повелел евреям заколоть ягнят, зажарить их мясо, а их кровью пометить дверные косяки. В ночь 14 нисана Бог "прошел мимо" (пасах) домов евреев, и они были спасены, в остальных же домах погибли все первенцы. В этот же день Моисей освободил еврейский народ, выведя его за пределы Египта

"Пе-сах" толкуется как "уста говорящие", и это соответствует тому, что главная заповедь этого праздника - говорить, рассказывать об истории Исхода.

Традиции праздника

Подготовка к празднику начинается заблаговременно. Главным этапом является уборка в доме - принято выбрасывать все продукты и напитки, которые были приготовлены путем сквашивания или брожения.

Главной традицией недели Песаха является праздничный ужин - седер.

Также важно не употреблять квасные продукты (пиво, дрожжевой хлеб, макароны и все продукты, которые прошли процесс брожения, - ред.).

В частности, в праздник запрещено употреблять:

  • злаки, которые входили в контакт с жидкостью (пшеница, ячмень, рожь, овес, полба);
  • перловку, кукурузу, горошек из-за того, что в них может начаться процесс брожения;
  • мучные изделия (хлеб, булки, макароны, печенье, торты и прочее);
  • хлопья, изготовленные из злаков;
  • солодовые и дрожжевые продукты, горчица;
  • алкогольные напитки (пиво, сидр, пшеничная водка, виски);
  • маринованные продукты с солодовым уксусом, фруктовой эссенцией.

В первый день праздничной недели перед ужином принято читать послание, описывающее события Исхода из Египта.

На праздничный стол необходимо ставить новую посуду, которую перед этим тщательно вымывают. Также должно быть специальное блюдо - кеар - на которое выкладывают следующие угощения:

  • зроа - жареная баранья голень, либо куриная ножка - ритуальный символ жертвоприношения;
  • бейца - вареное яйцо - символ скорби о разрушенном Храме в Иерусалиме;
  • карпас - зелень петрушки - символ скудного рациона евреев в Египте.

Также в седер подают измельченные яблоки и финики, которые символизируют глину, из которой иудеи изготавливали кирпичи во времена рабства, и хрен с листьями салата - символ горечи и страданий в рабстве.

Ни в коем случае нельзя забывать и о маце - пресной лепешке, которую выпекают перед праздником.

Особенным атрибутом седера являются мисочки с соленой водой. Таким символичным образом евреи чтят память женщин, которые пролили слезы, узнав о приказе убить всех первенцев.

Также во время праздничного ужина каждый взрослый еврей должен выпить четыре чаши вина, которые означают обещания Бога для еврейского народа. Дети и больные употребляют виноградный сок.

Стоит отметить, что первый и последний день праздника в Израиле являются выходными, в эти дни работать запрещается. В последний день Песаха в синагогах проводят церемонию "разделения вод" в память о том, что Господь осушил воды Красного моря, чтобы евреи могли перейти его, а затем обрушил волны на врагов.

Песах и Пасха: в чем отличие

Светлый праздник Пасхи посвящен Воскресению Иисуса Христа, в то время как Песах - исходу евреев из Египта. Седер, он же пасхальный ужин, в христианской традиции получил название Тайной вечери. То есть оба праздника тесно связаны как, событийно, так и в богословской трактовке.

Согласно Евангелию Иисус с учениками вошел в Иерусалим, когда древние иудеи как раз готовились отмечать Песах. Таким образом все события Страстной недели происходили как раз во время отмечания Песаха.

Кроме того, как правило, православная Пасха календарно привязана к евангельским событиям и наступает через неделю после Песаха.

Евреи всего мира вот-вот начнут отмечать самый древний и самый главный иудейский праздник – Песах , который связан с одним из важнейших событий в истории еврейского народа - Исходом из Египта и избавлением от рабства. А значит, и до православной Пасхи , как говорится, рукой подать – ведь эти два праздника тесно связаны.

Когда в 2016 году отмечается еврейский Песах

По древнему иудейскому летоисчислению праздник отмечается с 14 нисана по 21 нисана. В 2016 году Песах начнется с заходом солнца в пятницу, 22 апреля, и продлится восемь дней – до вечера субботы, 30 апреля. Самые важные события праздника приходятся на вечер 22 апреля .

В честь чего отмечается Песах

Евреи празднуют Песах в честь избавления из египетского рабства, обретения свободы и, фактически, рождения нации. «Песах – это самый известный еврейский праздник, праздник рождения нашего народа, – объясняет значение этих дней главный раввин Санкт-Петербурга Менахем-Мендл Певзнер . – Наши мудрецы говорят, что мы, евреи, всегда должны чувствовать себя так, как будто это именно мы вышли из Египта». (Отметим сразу, под словом «Египет» имеется в виду не конкретная современная страна, речь идет о древнем Египте – земле фараонов, а если шире – это условное название места рабства).

«В переводе с иврита Песах означает «перепрыгнуть». Еврейский народ «перепрыгнул» из состояния рабства в состояние свободы», – напоминает главный раввин Петербурга.

О событиях Исхода и о роли Моисея (Моше) в спасении евреев написано много. Напомним только, что странствие евреев по пустыне длилось более сорока лет, и сам Моисей, увы, так и не увидел ту самую землю обетованную, в которую он вел свой народ.

Атрибуты и ритуалы праздника Песах

Главные атрибуты Песаха: маца (сухие хлебцы из пресного теста), которую евреи ели во время Исхода, горькая зелень в память о горечи рабства и вино – знак божественного благословения.

Песах проходит всегда по строго установленным канонам, которые описаны в пасхальной Агаде - сборнике молитв, благословений, комментариев к Торе и песен, связанных с темой Исхода и ритуалом праздника.

Самая важная часть праздника – это первый седер Песаха («седер» в переводе с иврита – порядок, ритуал). Чтение пасхальной Агады в первый седер (в 2016 году это вечер 22 апреля) - обязательная часть праздника. Каждое действие, совершаемое перед Песахом и во время праздника, имеет глубокий смысл и очень древние корни, все эти ритуалы дошли до наших дней почти без изменений.

Заповеди праздника

Главная заповедь Песаха – на столе обязательно должны быть маца (хлеб и вообще «квасное», или «хамец», в эти дни под строгим запретом) и горькая зелень (марор) . Горькая зелень – в память о горечи египетского плена, а маца – это «хлеб» свободы древних евреев, которые так спешили покинуть ненавистный Египет, что даже не стали дожидаться, пока тесто поднимется.

Кроме мацы на специальном пасхальном блюде лежат следующие обязательные атрибуты Песаха:

  • Зероа - пропеченный кусок мяса с косточкой, в память о пасхальном жертвенном агнце.
  • Бейца - крутое яйцо, также символизирующее праздничную жертву.
  • Марор - уже упомянутая горькая зелень, в память о горечи египетского рабства.
  • Харосет - сладкая смесь из тертых яблок, орехов, вина и корицы, в память о глине, из которой рабы-евреи возводили египетские пирамиды.
  • Карпас - съедобная зелень (или вареный картофель) как символ весны, плодородия и новой свободной жизни. Карпас во время седера окунают в соленую воду, которая стоит на столе в знак слез, пролитых евреями в египетском рабстве.
  • Хазерет - тертый хрен, который во время седера добавляют в сложенные в виде «сэндвича» пластинки из мацы, переложенные марором.

Также во исполнение заветов праздника каждый участник пасхального седера должен выпить не менее четырех бокалов вина, которое можно заменить виноградным соком.

У Песаха много интересных ритуалов, как традиционных, так и вполне современных, светских. В Израиле – это время каникул и отпусков, поскольку работа почти во все дни Песаха запрещена либо полностью, либо частично.

Как Песах связан с христианской Пасхой

Праздник Песах так знаменит еще и потому, что он тесно связан с самым главным христианским праздником, который даже называется похоже – Пасха .

Праздники тесно связаны календарно: согласно Евангелию, Иисус с учениками вошел в Иерусалим, когда древние иудеи как раз собирались отмечать Песах (так что христианская Тайная вечеря – это тот самый первый седер Песаха). При этом если католическая Пасха часто бывает раньше Песаха, то православная, как правило (хотя и не всегда), весьма точно воспроизводит древнееврейский календарь.

Связаны праздники и символически: христианская Пасха посвящена Воскресению Христову, и во время христианского пасхального богослужения читают библейские тексты, посвященные Исходу евреев из Египта. Кроме того, в христианском вероучении жертва пасхального ягненка рассматривается как прообраз добровольного самопожертвования Иисуса во искупление грехов человеческих.

Итак, еще во время Песаха – в понедельник 25 апреля для православных христиан начнется Страстная неделя – недели крестных мук, смерти и воскрешения Иисуса Христа. И 1 мая обязательно наступит еще одна Пасха – Воскресение Христово.

Праздник Песах или еврейская Пасха — одно из самых важных событий в иудейской культуре. Праздник посвящен самому главному событию библейской истории — Исходу иудеев из Египта, которое считается началом истории еврейского народа.

В Израиле праздник длиться неделю, а за его пределами - восемь дней.

© AFP / MENAHEM KAHANA

Дата праздника в григорианском летоисчислении каждый год высчитывается отдельно. В 2019 году праздник Песах начинается 19 апреля с заходом солнца.

Песах

Иудейская Пасха является более древней, чем христианская, и имеет совершенно другое значение. Евреи отмечали этот день задолго до рождения Христа — с XIII века до нашей эры, когда Моисей вывел иудейский народ из Египта.

История началась с времен Иакова, который вместе с семьей переселился в Египет. Сначала они жили богато, но шли годы, поколения сменялись, египетские фараоны начали угнетать и притеснять чужестранцев. Постепенно из гостей евреи превратились в рабов египтян.

Господь, желая спасти иудеев, послал Моисея и явил ряд чудес, которые сделали возможным исход иудеев из египетского плена. Несмотря на кары Божьи, фараон не соглашался освободить рабов. За это Бог наказал фараона и весь Египет 10-ю страшными карами, в том числе гибель скота и урожая, египетская тьма, ужасные болезни.

Но страшнейшим из них являлась 10-я казнь — в одну ночь были умерщвлены все первенцы египетского народа. Чтобы защитить свой народ, Господь велел Моисею, чтобы каждая еврейская семья, вечером перед казнью, зарезала ягненка, а его кровью пометила входную дверь, тогда мор обойдет их дом стороной.

И в ночь на 14 нисана Всевышний прошел мимо домов с пометками. "Песах" в переводе с иврита означает "пройти мимо". После этого, Моисей смог увести евреев с Египетской земли.

С тех пор Пасха празднуется израильтянами как день избавления — Исхода из египетского рабства и спасения от смерти всех еврейских первенцев.

Суть праздника

Вся система иудаизма основана на памяти об Исходе и о последующих событиях, связанных с обретением Земли Обетованной и построением собственного независимого государства.

Празднование Песаха в библейские времена сопровождалось паломничеством в Храм, жертвоприношениями и пиршеством с вкушением пасхального агнца.

Историки полагают, что в Песахе слились воедино два древних праздника скотоводов и земледельцев. А в библейский период он стал ассоциироваться еще и с освобождением из египетского рабства.

Поэтому праздник имеет несколько названий — первое "Песах", в этот день отмечается спасение еврейских детей от смерти.

Второе название - Хаг а Мацот (праздник мацы), напоминает о том, что во время угнетения евреев в Египте, они питались в основном обычным пресным хлебом, мацой, так как на остальное не было денег и времени.

Третье наименование - Хаг а Авив (праздник весны), которое означает, что еврейская Пасха это так же праздник возрождения природы. Четвертое название — Хаг а Херут (праздник свободы), означает исход иудеев из Египта.

В иудейском молитвеннике (сиддуре) Песах называется "временем нашей свободы". Тора именует его "праздником опресноков", так как главная особенность Песаха — заповедь есть пресный хлеб (мацу) и строжайший запрет не только употреблять, но и иметь в своем доме квасное (хамец).

Это та самая еда, которой евреи не успели запастись, когда покидали Египет. Также избегают тех продуктов, которые могут забродить. Солодовые ликеры, пиво и другие алкогольные напитки на основе дрожжей запрещены.

Законы, связанные с Песахом, сформулированы в талмудическом трактате "Псахим".

Традиции

Перед праздниками, согласно традициям, в доме устраивают генеральную уборку. Жилища убирают не только от грязи, но и от не кошерной на Песах еды, называемой хамец. Так называют все квасные продукты, прошедшие процесс брожения — от напитков до хлебобулочных изделий.

Для уничтожения всего хамеца и даже его следов в доме очищают каждый угол в детских спальнях, куда ребенок мог принести хлеб, моют всю посуду горячей водой и так далее.

Вечером перед Песахом по традиции глава дома будет обходить все помещения со свечой, пером и ложкой в руках в символическом поиске хамца. И все, что им будет обнаружено, должно быть уничтожено на следующее утро в присутствии всей семьи.

Маца, пресные хлебцы из пшеничной муки, которыми евреи питались в Египте и во время исхода оттуда — единственный хлеб, разрешенный в Песах. Муку разрешено использовать от одного из пяти злаков: пшеницы, ржи, ячменя, овса, полбы.

Весь процесс выпечки с момента добавления в муку воды не должен превышать 18 минут, так как маца является напоминанием о том, что евреи, получив, наконец, разрешение фараона уйти из страны, в такой спешке покидали Египет, что пришлось испечь хлеб из еще не успевшего взойти теста.

Седер

Особое значение имеет праздничный ужин - седер (порядок), которая устраивается в первый вечер праздника, а в странах диаспоры — в первые два вечера. За торжественным ужином собирается обычно вся семья, стол накрывают после захода солнца, после возвращения из синагоги.

На ужин приглашаются не только ближайшие родственники, но и одинокие, бедные евреи, а также те, кто на время праздника остался один.

Вовремя седера произносятся установленные правилами благословения, читаются молитвы и поются псалмы. На стол ставят лучшую посуду и серебро, свечи, кошерное вино, три больших куска мацы.

© photo: Sputnik / Dmitri Donskoy

Вовремя седера в определенной последовательности читают повествование об Исходе (обычно по книге Агада) и вкушают особые символические блюда: мацу, во исполнение заповеди Торы; горькую зелень — марор (салат-латук, базилик и хрен) и хазерет (тертая зелень), символизирующие горечь египетского рабства.

Во время еды зелень обмакивают в соленую воду, символизирующую слезы, пролитые евреями в египетском рабстве, и море, которое они пересекли во время Исхода.

За праздничной трапезой вкушают также смесь из тертых яблок, фиников, орехов и вина - харосет, цвет которой напоминает глину, из которой евреи делали кирпичи, находясь в египетском рабстве.

Вся еда раскладывается на кеаре — особом блюде, использующемся только для трапезы седера. На кеар также кладутся три символических блюда, которые не едят: зроа — прожаренный кусок баранины с косточкой, в память о пасхальном жертвоприношении в Иерусалимском храме, бейца — крутое яйцо, как память о храмовых богослужениях, и карпас — кусок любого весеннего овоща (евреи, живущие в Европе, заменяют его вареным картофелем).

Приготовленные продукты раскладывают на блюде определенным образом. Перед ведущим седера кладут три целых мацы, покрытых салфеткой. Перед каждым участником трапезы кладут Агаду — книгу, содержащую сказание об Исходе из Египта и все необходимые для седера молитвы и благословения.

В качестве основных блюд на пасхальную трапезу подают куриный суп с клецками из мацы, гефилте фиш (фаршированная рыба) и запеченное мясо.

Во время седера, каждый еврей должен пройти пять обязательных этапов (мицвот): съесть мацу, выпить четыре чаши вина, съесть марор (обычно между двумя кусочками мацы), прочесть Агаду, петь (или прочесть) хвалебные псалмы.

Четыре бокала красного вина символизируют четыре обещания, данные Всевышним народу Израиля: "И выведу вас из-под ига египтян…"; "И избавлю вас…"; "И спасу вас…"; "И приму вас…"

По традиции, принято наполнять пятый, особый, бокал и оставлять его для пророка Элияха (Илии), который вернется в канун Песаха на землю, чтобы возвестить о наступлении "дня Господня, великого и страшного". Этот бокал не выпивают, а оставляют на праздничном столе. Пророк Элиях считается провозвестником Машиаха (мессии), с приходом которого все евреи возвратятся в Эрец-Исраэль.

© photo: Sputnik / Levan Avlabreli

Существует обычай прятать вовремя седера кусочек мацы (афикоман), чтобы увлечь детей его поисками. Найденный афикоман съедается в конце трапезы. Трапезу заканчивают словами приветствия: "В будущем году — в Иерусалиме!".

Первый и последний дни праздников считаются нерабочими для евреев. Остальная неделя называется "праздничными буднями". В первый день Песаха запрещаются все виды работ. В синагоге проводится торжественное богослужение.

В следующие пять дней в Иерусалиме у Стены Плача проводится церемония благословения священников, в которой принимают участие только потомки священнического рода левитов.

Последний, седьмой день Песаха, празднует переход евреями Красного моря. Когда Моисей и иудеи, гонимые египетской армией, дошли до берега моря, им некуда было деваться, так как кораблей у них не было. Тогда Моисей попросил Всевышнего о спасении, и перед иудейским народом появился путь, прямиком через море.

Этот день отмечается в радостной атмосфере, с пением и танцами. В полночь в синагогах и в религиозных учебных заведениях устраивается церемония "разделения морских вод".

Восьмой день Песаха отмечается только в регионах диаспоры, где праздничными являются первые два дня и заключительные два дня.

Материал подготовлен на основе открытых источников.

Празднование исторического исхода иудеев из Египта ежегодно начинается 14 числа месяца нисана по еврейскому лунному календарю.

Праздник Песах или еврейская Пасха - одно из самых важных событий в иудейской культуре. Праздник посвящен самому главному событию библейской истории - Исходу иудеев из Египта, которое считается началом истории еврейского народа.

В Израиле праздник длиться неделю, а за его пределами – восемь дней.

Ультраортодоксальные евреи в Иерусалиме готовятся к празднику Песах

Дата праздника в григорианском летоисчислении каждый год высчитывается отдельно. В 2018 году праздник Песах начинается 31 марта с заходом солнца.

Песах

Иудейская Пасха является более древней, чем христианская, и имеет совершенно другое значение. Евреи отмечали этот день задолго до рождения Христа - с XIII века до нашей эры, когда Моисей вывел иудейский народ из Египта.

История началась с времен Иакова, который вместе с семьей переселился в Египет. Сначала они жили богато, но шли годы, поколения сменялись, египетские фараоны начали угнетать и притеснять чужестранцев. Постепенно из гостей евреи превратились в рабов египтян.

Господь, желая спасти иудеев, послал Моисея и явил ряд чудес, которые сделали возможным исход иудеев из египетского плена. Несмотря на кары Божьи, фараон не соглашался освободить рабов. За это Бог наказал фараона и весь Египет 10-ю страшными карами, в том числе гибель скота и урожая, египетская тьма, ужасные болезни.

Но страшнейшим из них являлась 10-я казнь - в одну ночь были умерщвлены все первенцы египетского народа. Чтобы защитить свой народ, Господь велел Моисею, чтобы каждая еврейская семья, вечером перед казнью, зарезала ягненка, а его кровью пометила входную дверь, тогда мор обойдет их дом стороной.

И в ночь на 14 нисана Всевышний прошел мимо домов с пометками. «Песах» в переводе с иврита означает «пройти мимо». После этого, Моисей смог увести евреев с Египетской земли.

С тех пор Пасха празднуется израильтянами как день избавления - Исхода из египетского рабства и спасения от смерти всех еврейских первенцев.

Суть праздника

Вся система иудаизма основана на памяти об Исходе и о последующих событиях, связанных с обретением Земли Обетованной и построением собственного независимого государства.

Празднование Песаха в библейские времена сопровождалось паломничеством в Храм, жертвоприношениями и пиршеством с вкушением пасхального агнца.

Историки полагают, что в Песахе слились воедино два древних праздника скотоводов и земледельцев. А в библейский период он стал ассоциироваться еще и с освобождением из египетского рабства.

Поэтому праздник имеет несколько названий - первое «Песах», в этот день отмечается спасение еврейских детей от смерти.

Второе название – Хаг а Мацот (праздник мацы), напоминает о том, что во время угнетения евреев в Египте, они питались в основном обычным пресным хлебом, мацой, так как на остальное не было денег и времени.

Третье наименование – Хаг а Авив (праздник весны), которое означает, что еврейская Пасха это так же праздник возрождения природы. Четвертое название - Хаг а Херут (праздник свободы), означает исход иудеев из Египта.

В иудейском молитвеннике (сиддуре) Песах называется «временем нашей свободы». Тора именует его «праздником опресноков», так как главная особенность Песаха - заповедь есть пресный хлеб (мацу) и строжайший запрет не только употреблять, но и иметь в своем доме квасное (хамец).

Это та самая еда, которой евреи не успели запастись, когда покидали Египет. Также избегают тех продуктов, которые могут забродить. Солодовые ликеры, пиво и другие алкогольные напитки на основе дрожжей запрещены.Законы, связанные с Песахом, сформулированы в талмудическом трактате «Псахим».

Традиции

Перед праздниками, согласно традициям, в доме устраивают генеральную уборку. Жилища убирают не только от грязи, но и от не кошерной на Песах еды, называемой хамец. Так называют все квасные продукты, прошедшие процесс брожения - от напитков до хлебобулочных изделий.

Для уничтожения всего хамеца и даже его следов в доме очищают каждый угол в детских спальнях, куда ребенок мог принести хлеб, моют всю посуду горячей водой и так далее.

Вечером перед Песахом по традиции глава дома будет обходить все помещения со свечой, пером и ложкой в руках в символическом поиске хамца. И все, что им будет обнаружено, должно быть уничтожено на следующее утро в присутствии всей семьи.

Маца, пресные хлебцы из пшеничной муки, которыми евреи питались в Египте и во время исхода оттуда - единственный хлеб, разрешенный в Песах. Муку разрешено использовать от одного из пяти злаков: пшеницы, ржи, ячменя, овса, полбы.

Весь процесс выпечки с момента добавления в муку воды не должен превышать 18 минут, так как маца является напоминанием о том, что евреи, получив, наконец, разрешение фараона уйти из страны, в такой спешке покидали Египет, что пришлось испечь хлеб из еще не успевшего взойти теста.

Седер

Особое значение имеет праздничный ужин – седер (порядок), которая устраивается в первый вечер праздника, а в странах диаспоры - в первые два вечера. За торжественным ужином собирается обычно вся семья, стол накрывают после захода солнца, после возвращения из синагоги.

На ужин приглашаются не только ближайшие родственники, но и одинокие, бедные евреи, а также те, кто на время праздника остался один.

Вовремя седера произносятся установленные правилами благословения, читаются молитвы и поются псалмы. На стол ставят лучшую посуду и серебро, свечи, кошерное вино, три больших куска мацы.

Маца для верующих евреев

Маца для верующих евреев

Вовремя седера в определенной последовательности читают повествование об Исходе (обычно по книге Агада) и вкушают особые символические блюда: мацу, во исполнение заповеди Торы; горькую зелень - марор (салат-латук, базилик и хрен) и хазерет (тертая зелень), символизирующие горечь египетского рабства.Во время еды зелень обмакивают в соленую воду, символизирующую слезы, пролитые евреями в египетском рабстве, и море, которое они пересекли во время Исхода.

За праздничной трапезой вкушают также смесь из тертых яблок, фиников, орехов и вина – харосет, цвет которой напоминает глину, из которой евреи делали кирпичи, находясь в египетском рабстве.

Вся еда раскладывается на кеаре - особом блюде, использующемся только для трапезы седера. На кеар также кладутся три символических блюда, которые не едят: зроа - прожаренный кусок баранины с косточкой, в память о пасхальном жертвоприношении в Иерусалимском храме, бейца - крутое яйцо, как память о храмовых богослужениях, и карпас - кусок любого весеннего овоща (евреи, живущие в Европе, заменяют его вареным картофелем).

Приготовленные продукты раскладывают на блюде определенным образом. Перед ведущим седера кладут три целых мацы, покрытых салфеткой. Перед каждым участником трапезы кладут Агаду - книгу, содержащую сказание об Исходе из Египта и все необходимые для седера молитвы и благословения.

В качестве основных блюд на пасхальную трапезу подают куриный суп с клецками из мацы, гефилте фиш (фаршированная рыба) и запеченное мясо.

Вовремя седера, каждый еврей должен пройти пять обязательных этапов (мицвот): съесть мацу, выпить четыре чаши вина, съесть марор (обычно между двумя кусочками мацы), прочесть Агаду, петь (или прочесть) хвалебные псалмы.

Четыре бокала красного вина символизируют четыре обещания, данные Всевышним народу Израиля: «И выведу вас из-под ига египтян…»; «И избавлю вас…»; «И спасу вас…»; «И приму вас…»

По традиции, принято наполнять пятый, особый, бокал и оставлять его для пророка Элияха (Илии), который вернется в канун Песаха на землю, чтобы возвестить о наступлении «дня Господня, великого и страшного». Этот бокал не выпивают, а оставляют на праздничном столе. Пророк Элиях считается провозвестником Машиаха (мессии), с приходом которого все евреи возвратятся в Эрец-Исраэль.

Существует обычай прятать вовремя седера кусочек мацы (афикоман), чтобы увлечь детей его поисками. Найденный афикоман съедается в конце трапезы. Трапезу заканчивают словами приветствия: «В будущем году - в Иерусалиме!».Первый и последний дни праздников считаются нерабочими для евреев. Остальная неделя называется «праздничными буднями». В первый день Песаха запрещаются все виды работ. В синагоге проводится торжественное богослужение.

В следующие пять дней в Иерусалиме у Стены Плача проводится церемония благословения священников, в которой принимают участие только потомки священнического рода левитов.

Последний, седьмой день Песаха, празднует переход евреями Красного моря. Когда Моисей и иудеи, гонимые египетской армией, дошли до берега моря, им некуда было деваться, так как кораблей у них не было. Тогда Моисей попросил Всевышнего о спасении, и перед иудейским народом появился путь, прямиком через море.

Этот день отмечается в радостной атмосфере, с пением и танцами. В полночь в синагогах и в религиозных учебных заведениях устраивается церемония «разделения морских вод».

Восьмой день Песаха отмечается только в регионах диаспоры, где праздничными являются первые два дня и заключительные два дня.