Ремонт Дизайн Мебель

Мальчик со шпагой крапивин. Мальчик со шпагой

978-5-699-26737-8

Ма́льчик со шпа́гой - роман-трилогия Владислава Крапивина о детском отряде «Эспада» (исп. espada - шпага), написанный в 1972-1974 годах. Роман входит в более крупную трилогию «Паруса Эспады», включающую также романы «Бронзовый мальчик» (1992) и «Рыжее знамя упрямства» (2005). Первоначально печатался в журнале «Пионер ». В романе была наиболее полно воплощена крапивинская концепция мира и ребенка в нём .

Общие сведения

В романе описывается становление личности шестиклассника Серёжи Каховского , характер которого крепнет на глазах читателя . Серёжа встает на защиту справедливости, попадает в тяжёлые испытания, учится не задумываясь совершать смелые поступки и делать правильный выбор между честью и бесчестием.

Вместе с Серёжей преодолевает трудности пионерский отряд «Эспада», прообразом которого стал отряд «Каравелла », созданный и возглавляемый Владиславом Крапивиным.

Часть 1: Всадники на станции Роса

Главный герой романа, Серёжа Каховский - мальчик честный, смелый и справедливый - самовольно покидает пионерский лагерь после конфликта с начальником, который публично перед строем прочёл его письмо, отправленное домой. На станции Роса Серёжа подбирает бродячего пса, которого называет Нок (игра слов : сокращение от «щенок» и одновременно морской термин, означающий оконечность горизонтального рангоутного дерева) и знакомится с пожилым и похожим на Дон Кихота журналистом Алексеем Борисовичем Ивановым. Ещё до знакомства Иванов становится свидетелем неудачной попытки лагерного физрука силой увести Серёжу со станции обратно в лагерь.

На станции, кроме Серёжи и Иванова, почти никого нет, и между ними завязывается разговор. Серёжа рассказывает, почему ушёл из лагеря, показывая журналисту письмо, прочитанное начальником. Также Серёжа рассказывает о своей сказке, придуманной в позапрошлом году, о волшебных всадниках, которые обязательно придут на помощь, если их позвать. Эта сказка стала для некоторых воспитанников лагеря (в том числе и для «адъютантов» начальника) поводом для насмешек, могущих впоследствии перерасти в травлю («Он трепался, будто лошадиной дивизией командовал! … Будто, как свистнет, так все кругом без памяти валятся»).

Первый вопрос, который Серёжа задаёт Иванову: является ли ложью продукт творчества писателя, и если нет, то почему его сказку называют ложью?

Ожидая поезд, Иванов и Серёжа начинают играть в «Морской бой ». В это время на станцию приезжает начальник лагеря и уговаривает Серёжу вернуться. Серёжа не соглашается и находит поддержку в лице Иванова, который, как оказалось, ранее общался с начальником лагеря по служебной необходимости и знает его не с лучшей стороны.

В подошедший поезд Серёжу с собакой не пускают - у Нока нет намордника, и они остаются на станции. Остаётся и Иванов, который уже успел подружиться и с мальчиком и с его собакой. Неудачливые пассажиры решают идти к реке, где им очень везёт - у берега стоит катер, готовящийся к отплытию, а экипаж - хорошие знакомые Иванова.

Вдруг Серёжа вспоминает, что оставил на станции штаны и куртку. Особой ценности они не представляют: куртка старая, штаны рваные и не по размеру, но в кармане фотография мамы, умершей несколько лет назад. Серёжа бежит на станцию, однако в засаде его поджидали «адъютанты» начальника лагеря, которые пытаются силой утащить Серёжу в лагерь, не слушая его доводы о том, что его ждёт катер, куда он уже отнёс чемодан со всеми вещами. Издеваясь, враги вспомнили про Серёжиных всадников, и тут случилось чудо: всадники появились.

И самый главный всадник - смуглый, белозубый, в зелёной рубашке и парусиновой будёновке с суконной голубой звездой - негромко сказал: - Не трро-огать…

Оказалось, что Алексей Борисович увидел в бинокль лагерный «газик» (тот самый, на котором приезжал на станцию начальник лагеря), который остановился и высадил четырёх ребят. Заподозрив неладное, Иванов позвонил в колхоз, где в это время находились его знакомые студенты со своим отрядом. Они-то и сыграли столь блестяще роль Серёжиных всадников. Однако такие чудеса случаются, быть может, раз в жизни и всадники не могут приходить ко всем. «Ты сейчас рад, спокоен даже. А кто-то в этот миг зовёт на помощь. Ты думаешь, всадники спешат и туда?» На вопрос «Что же мне делать?» Иванов даёт Серёже совет: самому быть всадником, причём не обязательно на коне и в шапке со звездой. Серёжа обещает постараться научиться слышать, когда его, теперь уже всадника, зовут на помощь.

Это событие, произошедшее на станции Роса, существенно изменило жизнь Серёжи и выступало в качестве нравственного эталона, на который он будет ориентироваться в своих поступках .

Часть вторая. Звёздный час Серёжи Каховского

Серёжа возвращается в квартиру, которую Каховские делили с семьёй Лесниковых. Однако, оказалось, что Каховские уже получили новую квартиру, куда и переехали, решив сделать Серёже сюрприз. Лесниковы ушли в кино, и дома была только их дочь Наташа - приятельница Серёжи с самого раннего детства. Сергей рассказывает ей о своих приключениях, а Наташа ему о новом пионерском клубе «Эспада», открывшемся в старом доме на улице Красноармейская.

Слова, сказанные Серёже журналистом Ивановым, не остались пустым звуком. Он действительно старается слышать, когда кто-то зовёт на помощь, и стремится эту помощь оказать. Серёжа заступается за второклассника Стасика Грачёва, за дворовых ребят, у которых взрослый хулиган отнял мяч. Вышитый на рубашке шеврон с гордым названием «ESPADA» не позволяет ему проявлять слабость, отступать от своих идеалов.

В клуб приходит новичок, тихий и нерешительный пятиклассник Митя Кольцов, и Серёжа даёт ему первые уроки фехтования. Вскоре Митя, проявив настоящий талант, становится победителем клубного соревнования по фехтованию. Правда, Олег Московкин, руководитель клуба, видит, что Серёжа, имеющий больший опыт и лучшую подготовку, чем Митя, преднамеренно проиграл ему в финальном бою, отдал тем самым Мите первое место, а сам занял третье (если бы Серёжа этот бой выиграл, он сам бы оказался на первом месте). На вопрос Олега, почему он так поступил, Серёжа отвечает «ему нужнее». В этот же день Олег сообщает, что принято решение о назначении Серёжи капитаном пятой группы.

В тот же день случается беда - по дороге домой на Митю и троих его друзей, Мосина, Голованова и Сенцова, нападают четверо хулиганов. Не найдя денег, хулиганы снимают с не оказывающих никакого сопротивления Мосина, Голованова и Сенцова флотские ремни. Лишь самый маленький Митя не пожелал отдавать ремень «Эспады». Попытавшись силой забрать ремень и не добившись своего, хулиганы решили не тратить времени на строптивого малька и приказывают потерпевшим бежать. Старшие Мосин, Голованов и Сенцов убегают, а Митя вырывается и спокойно уходит. При этом один их хулиганов по кличке Лысый увязался за Митей, тыкая его в спину и шипя: «А ну беги, хуже будет». Когда Лысый обогнал Митю и схватил его ладонью за лицо, тот не выдержал и ударил хулигана костяшками по зубам.

Эта история становится первой косвенной встречей Серёжи с настоящими врагами. Также он встречается с трусостью внутри отряда и никак не может понять, почему он один оказался смелее троих более старших ребят. Собранный в тот же день совет единодушно решает гнать трусов из клуба. Во время совета Серёжа размышляет о случившемся: как бы он повёл себя в такой ситуации. Смог ли спокойно терпеть, как с него снимают форменный ремень, «лишь бы не били». Нет, - решает Серёжа, - не смог бы. Ведь Митя Кольцов - самый маленький - не струсил. С другой стороны, струсил самый большой - Голованов. Значит, не в росте дело и, быть может, Серёжа тоже не сможет устоять перед страхом, несмотря на то, что он больше Кольцова. Этот внутренний спор остаётся пока нерешённым.

Олег решает дать ребятам шанс: если они вернут свои ремни к среде, могут оставаться в клубе. Не вернут - будут отчислены.

В среду все трое пришли с ремнями. Оказалось, что это новые ремни, купленные в военторге - старые ремни остались у хулиганов. Мосин, Голованов и Сенцов отчислены из клуба. После этого Олег в разговоре с Серёжей говорит, что тремя трусами дело не ограничивается - есть и другие ребята, смотревшие на них с сочувствием, значит, в аналогичной ситуации они поступили бы так же. Серёжа не верит. Олег говорит, что хотел бы, чтобы отряд был как один кулак, чтобы каждый за всех болел. Здесь явно обозначается педагогическая неудача Олега - первичность формальной стороны при создании отряда.

Однажды учительница второго класса Нелли Ивановна оставила весь класс вечером для выяснения того, кто разбил окно. В этом классе учился Стасик Грачёв - повод постоянных конфликтов Серёжи с Нелли Ивановной. Серёжа решил дождаться Стасика, чтобы проводить его до дома, так как тот боялся ходить один по тёмным улицам.

В одном из переулков Серёже, Стасику и ещё одному второкласснику Валере повстречалась компания из четырёх хулиганов, начавшая требовать с них деньги. Серёжа испытывает страх и думает: «Опять их четверо. Это тебе не на совете других ругать за трусость». Но, несмотря на страх, Серёжа твёрдо знал, что без боя не сдастся, тем более, что с ним малыши. Но и страх уходит, когда Серёжа узнаёт в одном из хулиганов недавнего товарища по клубу Сенцова.

Во время перебранки с хулиганами кто-то из них сильно бьёт Серёжу в лицо, тот отлетает к палисаднику и чувствует спиной острые рейки забора. Серёжа моментально вспоминает Олега, срезающего рапирой фитили свечей и его слова о том, что в руках фехтовальщика любая палка становится грозным оружием. В мгновение ока он разгоняет рейкой от забора нападавших и уже готовится уходить победителем, когда рядом появляется взрослый человек. Серёжа сначала обрадовался, но быстро понял, что он из той же шайки - бандит Гаврилов по кличке Гаврик.

Гаврик достал нож и Серёжа, понимая что ещё немного и он бросится бежать со страха, реагирует молниеносно - выбивает рейкой нож, воткнувшийся в деревянный столб, около которого стоит Стасик. Серёжа бьёт Гаврика по коленям и собирается ударить ещё раз, когда неожиданно с трёх сторон резко включаются прожекторы - подоспела милиция, за которой успел сбегать Валера.

На следующий день отец, догадывавшийся о сомнениях Серёжи по поводу собственной смелости, сказал: «А теперь ты, по крайней мере, знаешь: не струсил. В общем, это был твой звёздный час».

Серёже была объявлена благодарность, вручен подарок от милиции. Но самая дорогая и неожиданная награда была вручена в клубе, в торжественной обстановке перед всем строем - настоящая именная шпага . Также о подвиге шестиклассника Каховского была сделана газетная заметка и, прочтя её, Серёжу нашёл и позвонил ему журналист Алексей Борисович Иванов, знакомый по станции Роса.

Часть третья. Флаг-капитаны

Клуб «Эспада» не всем был по душе, и домоуправление решило под видом ремонта из занимаемого здания клуб выселить. В клуб наведывается некая комиссия в составе трёх человек, крайне некорректно ведущих себя как по отношению к детям, так и к руководителю клуба Олегу Московскину.

Между делом Олег рассказывает о своём прошлом: как учил фехтованию детей в Доме офицеров, как работал вожатым в Артеке , как работал в интернате в Красном Береге и как мучительно тяжело расставаться со всеми теми, с кем успел подружиться за несколько недель лагерной смены.

В один из дней клуб начали громить - выносить инвентарь и вносить постороннюю мебель. Митя, стоявший в это время вахту, вызвал Серёжу, тот - Олега, Олег - милицию. Милиционеры хотят поддержать Московкина и ребят, однако им предъявляют документ райисполкома, разрешающий ремонт. Тем не менее, милиционер требует соблюдать порядок и аккуратно обращаться с имуществом клуба. Погромщики во главе с неким Сыронисским требуют отпереть кают-компанию. Московкин не соглашается, ссылаясь на то, что у него нет помещения для хранения находящегося там имущества. При этом заявляет, что замок принадлежит ему и врезал он его собственными руками. Ситуация становится комичной.

Сыронисский соглашается подождать, пока Митя, охраняющий дверь кают-компании, не устанет, на что тот отвечает: «Нас сорок восемь человек. Мы можем меняться через полчаса. Круглые сутки». Однако после трёхминутного молчания Олег принимает решение: всё имущество выносится через окно. Но вместо того, чтобы отдать Сыронисскому ключ, Олег его выбрасывает. Расстроенные ребята идут по улице, когда их догоняет милиционер. Извиняясь, что ничего не смог поделать против официальной бумаги, лейтенант советует обратиться в газету. Вдруг Серёжа вспоминает, что в газете работает Алексей Борисович, с которым хоть и виделся один раз, но крепко подружился.

Серёжа отправляется в редакцию и попадает на похороны Иванова - журналист умер. Серёжу мучает тяжёлое раскаяние, что он так и не удосужился навестить Алексея Борисовича, хотя и обещал это в телефонном разговоре. После похорон Серёжа заговаривает с другим журналистом - Владимиром Матвеевичем Ларцевым, тем самым, что писал о нём заметку в газете. Ларцев соглашается помочь отряду.

Ларцев написал беспощадную статью в поддержку «Эспады». Кое-чем это помогло: Олега перестали обвинять в неправильном воспитании детей. Однако помещение вернуть не удалось, поскольку комиссия сделала заключение о его ветхости. Но не только в помещении дело: лишившись клуба, Олег лишился и должности руководителя, лишился работы. Для студента-заочника это значит потерять и место в университете. Олег принимает тяжёлое для всех решение вернуться в интернат в Красном Береге.

Олег уезжает, а ребята постепенно привыкают к жизни без «Эспады»: без линеек, без вахт, без сборов и тренировок.

Однажды к Серёже прибежал Стасик Грачёв и сообщил, что ребята из «Эспады» дерутся на шпагах - без шлемов и нагрудников. Серёжа бежит к месту происшествия. Он говорит ребятам, что их осталось всего десять человек и они не имеют права пренебрегать законами отряда, которые сами же придумали. Пусть сейчас не лучшее времена, но всё ещё будет хорошо. Серёжа говорит, что теперь все оставшиеся - капитаны, и должны вместе одинаково за всех отвечать. «Флаг-капитаны » - говорит Митя Кольцов. Он не помнит, что значит это звание, но считает, что поскольку все присутствующие отвечают за «Эспаду» и её знамя, они могут называться флаг-капитанами.

К Каховским приехал брат тёти Гали, мачехи Серёжи, Виталий (дядя Витя). Он кажется Серёже интересным человеком. Археолог по профессии, дядя Витя обещает летом взять Серёжу, интересующегося археологией, на раскопки в Херсонес . Однако дяде Вите не нравится прямолинейность Сергея. «Людям науки не свойственна суета и беспорядочность».

В это время близится пионерский праздник с парадом. Димка Соломин, барабанщик «Эспады», знакомый Серёже ещё по лагерю, предлагает выйти на парад отдельной колонной «Эспады». Серёжа нерешительно соглашается и обещает узнать, как это можно организовать. Серёжа идёт в райком, но, не дождавшись секретаря, уходит домой. Дома дядя Витя проводит с Сергеем «разъяснительную беседу», объясняя, что всё, чем они занимаются, напоминает гальванизацию трупа.

На следующий день Серёжа сообщает Димке, что ничего не получилось. Димка расстроен, а Серёжа пытается утопить своё расстройство в радости от скорой поездки в Севастополь и Херсонес.

В один из дней Серёжа и дядя Витя поехали на троллейбусе за билетами. В этом же троллейбусе ехал мальчик Саша с шестилетней сестрёнкой. Одна из пассажирок беспричинно обвинила Сашу в том, что тот взял билет в кассе, не заплатив денег, хотя он на самом деле заплатил не только за себя, но и по просьбе сестрёнки за неё, хотя она и имела право бесплатного проезда. Пассажирка схватила мальчика и потащила к кассе. Серёжа пытается сдерживаться, следуя советам дяди Вити, который наглухо отгородился от окружающего мира журналом, но не может. В конце концов он встаёт и, как когда-то всадник, произносит: «Не трогать!»

Эпилог. Барабанщики, марш!

Серёжа не уехал с дядей Витей в Севастополь. Но ему повезло больше - он отправился туда с другом по школе и клубу Генкой Медведевым по прозвищу Кузнечик, брат которого, Саша, ехал в Севастополь в командировку. Серёжа с Генкой растворялись в счастливой безмятежности, когда вдруг неожиданно позвонил командир барабанщиков Данилка Вострецов и потребовал срочно приехать, так как дела стали постепенно налаживаться: нашли кинокамеру для продолжения съёмок фильма, старую шлюпку, из которой можно сделать корабль, и, самое главное, клуб «Легенда» вызвал «Эспаду» на соревнования.

Ребята готовы завтра же лететь обратно - за три тысячи километров, но Генкин брат Саша запрещает: «Никуда вы завтра не поедете», после чего добавляет: «Послезавтра, капитаны, я своей командирской властью дарю вам ещё один морской день».

Реакция

Роман вызвал большой общественный резонанс, были как положительные, так и отрицательные отзывы. Негативная критика сводилась, преимущественно, к позиции, согласно которой детям никогда не следует спорить со взрослыми.

Крапивин получил множество писем, в которых дети просили дать им адрес Серёжи Каховского, считая его реальным человеком.

Главные действующие лица

  • Серёжа Каховский
  • Олег Московкин - руководитель клуба «Эспада»
  • Генка Медведев («Кузнечик») - одноклассник и друг Серёжи
  • Наташа Лесникова - подруга и бывшая соседка Серёжи
  • Митя Кольцов - член клуба «Эспада»
  • Димка Соломин
  • Данилка Вострецов - командир барабанщиков
  • Владимир Каховский - отец Серёжи
  • Галина Каховская - вторая жена Владимира и приемная мать Сережи
  • Алексей Борисович Иванов - журналист
  • Стасик Грачёв - второклассник
  • Татьяна Михайловна - классный руководитель Сережи
  • Нелли Ивановна - учительница Стасика
  • Валера Шагалов - одноклассник Стасика
  • Игорь Лесников - отец Наташи
  • Мария Лесникова - мать Наташи
  • Андрюшка Гарц - член клуба «Эспада»

Экранизации

По книге были поставлены телеспектакли

  • Всадники на станции Роса (1974) - Центральное телевидение, считается утраченным
  • Мальчик со шпагой, 9-серийный телеспектакль (1975) - Центральное телевидение, считается утраченным.

Радиоспектакли

  • Мальчик со шпагой (радиоспектакль) (2011) - десятисерийный радиоспектакль. Премьера состоялась 21 марта 2011 г. на «Детском радио».

Примечания

Ссылки

  • Е. Савин. От «Эспады» до «Тремолино» . Архивировано из первоисточника 19 мая 2012.

Тем летом одиннадцатилетний Серёжа Каховский впервые попал в пионерский лагерь. Через некоторое время у правдолюбивого мальчика вышел конфликт с директором лагеря, Серёжа самовольно покинул его территорию и явился на станцию «Роса», чтобы уехать домой на поезде.

Дожидаясь поезда, мальчик подружился с «ничейным» псом, назвал его Ноком и решил забрать домой. Тем временем в лагере хватились Серёжу и прислали за ним физрука. Когда уговоры не помогли, физрук решил действовать силой и схватил Серёжу за локоть. Пёс ощетинился, зарычал на физрука, и тот поспешно ушёл.

За этим наблюдал только что появившийся на станции высокий человек, похожий на Дон Кихота. Незнакомец оказался журналистом Алексеем Борисовичем Ивановым, который проверял пришедшую в редакцию клеветническую анонимку на местного председателя колхоза.

Серёжа рассказал Алексею Борисовичу о своём конфликте с директором пионерлагеря.

Сначала мальчику понравилось в лагере, и он доверил ребятам свою тайну - сказку о приснившихся ему однажды всадниках, красных кавалеристах, которые всегда придут на помощь в трудную минуту, стоит только их позвать.

В лагере было трое ребят, отдыхавших здесь уже не первое лето. Они выполняли личные поручения директора, который называл ребят «мои мушкетёры» и позволял им больше, чем остальным.

Однажды Серёжа не подчинился «мушкетёрам», и те начали издеваться над сказкой о всадниках. В травлю включились практически все дети в лагере. Мальчик написал письмо отцу, попросился домой. Письмо перехватил директор и прочёл его на общей линейке. Серёжа заявил, что читать чужие письма - подлость, и ушёл из лагеря.

Серёжа показал Алексею Борисовичу своё письмо, которое ему вернул физрук, и журналиста заинтересовала необычная бумага, на которой оно было написано - такие листы из старых конторских книг были только в лагере.

Мальчик рассказал журналисту, что его мама была геологом и умерла, простудившись в очередной экспедиции. Её фотографию Серёжа всегда носил с собой. Сейчас он жил с отцом, мачехой и младшей сестрёнкой.

Тут на станцию явился сам директор, в котором Алексей Борисович узнал чиновника, чьи афёры когда-то разоблачил. Журналист обвинил директора в том, что он оклеветал хорошего человека, ведь анонимка на председателя колхоза была написана на бумаге из старой конторской книги, а подпись начиналась на ту же букву, что и фамилия директора. Затем Алексей Борисович заявил, что сам отвезёт мальчика домой.

Строгая проводница не пустила Нока в поезд без намордника. Узнав, что поездов сегодня больше не будет, журналист с мальчиком отправились к реке, где нашли попутный катер.

Серёжа обнаружил, что забыл на станции куртку, в кармане которой лежала фотография матери, и решил вернуться за вещами, оставив Нока на катере.

Когда мальчик убежал, журналист заметил вдалеке «газик» директора. А Серёжу на станции поджидали «мушкетёры», которым директор приказал вернуть мальчика в лагерь силой. В этот момент Серёжа пожалел, что его всадников на самом деле не существует, но тут к станции стремительно подскакала пятёрка кавалеристов, и их командир приказал отпустить мальчика.

Кавалеристы оказались студентами, работающими летом в колхозе. Алексей Борисович догадался, что Серёжа попал в беду, и отправил их на помощь. Серёжа посчитал это чудом. Журналист сказал, что далеко не с каждым случаются такие чудеса, и предложил мальчику самому стать всадником - начать помогать людям.

Часть вторая. Звёздный час Серёжи Каховского

Добравшись до дома, Серёжа узнал от Наташи, своей соседки по коммуналке, что его семье выделили отдельную квартиру, а в городе открылся новый клуб для ребят - «Эспада».

Директор уже сообщил отцу Серёжи про подвиги сына, но все были так рады, что мальчик, которого увезли со станции какие-то всадники, нашёлся, что ругать его не стали и разрешили оставить Нока.

Осенью одиннадцатилетний Серёжа вступил в клуб «Эспада», руководил которым Олег Московкин, студент-заочник и фехтовальщик первого разряда. Он учил ребят не только фехтованию, но и честности, смелости. У клуба был строгий устав и своя форма с нашивками. Очень быстро Сергей стал лучшим фехтовальщиком и капитаном клуба. Он не забыл данного журналисту обещания защищать тех, кто в этом нуждается, и всегда выступал против несправедливости.

В сентябре в клуб «Эспада» пришёл одиннадцатилетний Митя Кольцов. Его мама надеялась, что здесь её робкий и замкнутый сын станет смелее и найдёт друзей. Мальчик оказался способным и вскоре нагнал остальных ребят.

В это же время Серёжа крепко подружился с одноклассником Генкой по кличке Кузнечик.

В конце октября в клубе состоялись соревнования на титул чемпиона «Эспады» 1973 года. В финал вышли Серёжа и Митя. Серёжа был сильнее, но уступил титул Мите, решив, что этому хрупкому мальчику очень важно стать чемпионом. На этом турнире Кузнечик познакомился с Наташей и влюбился в неё.

Сразу после соревнований на Митю и ещё троих эспадовцев напали четверо хулиганов, начали вымогать деньги, а потом потребовали отдать пояса с гербом клуба. Из четверых ребят отпор хулиганам дал только Митя, и его избили.

Умелые фехтовальщики не сумели дать отпор хулиганам - это был позор для клуба. Олег объявил общий сбор, на котором велел провинившимся отнять у хулиганов форменные ремни.

На линейку троица пришла с новенькими ремнями, купленными в магазине. Совет клуба проголосовал за их исключение. После линейки Кузнечик попросил Олега принять его в клуб, хотя уже занимался хоккеем.

Накануне Октябрьских праздников в беду попал второклассник Стасик Грачёв, семья которого теперь жила в коммуналке по соседству с Наташей. Перед родительским собранием учительница Стасика выставила в классе дневники отличников и двоечников. Стасик боялся, что его дневник, полный двоек и замечаний, увидит отец, жестоко и регулярно избивающий сына.

Серёжа знал, что молодая и принципиальная учительница Стасика не станет его слушать, поэтому пошёл в класс и забрал дневники двоечников. На следующий день он отдал дневники своей классной и немедленно был вызван к директору. К удивлению мальчика, недавно пришедший в школу директор встал на его сторону.

После каникул кто-то снежком выбил окно в классе Стасика. Пытаясь узнать имя хулигана, учительница задержала детей допоздна, и Серёжа взялся развести малышей по домам.

В тёмном переулке на них напала банда малолетних хулиганов, снявших когда-то ремни с эспадовцев. Стасик оцепенел от страха, и Серёжа не смог бросить малыша, хотя ему самому было очень страшно. В одном из хулиганов Серёжа узнал одного из исключённой недавно троицы.

Хулиганы начали требовать у Серёжи деньги.

Орудуя, как шпагой, тонкой рейкой, Серёжа быстро обезвредил хулиганов, и тут в переулке появился их главарь, взрослый бандит с ножом в руке. Мальчик выбил из руки бандита нож, который воткнулся в столб над головой Стасика. Тут подоспела милиция. Бандит оказался опасным рецидивистом, но ножа его милиционеры так и не нашли.

На следующей неделе в школе состоялась линейка, на которой Серёжу наградили за смелость. После линейки Серёжа узнал, что это Стасик спрятал бандитский нож и отдал его одному из хулиганов, чтобы тот его не трогал. Разозлившись, Серёжа ударил по щеке беззащитного, запуганного малыша, и вдруг мальчику привиделось, что «пятеро всадников, которые были рядом, поворачивают коней и медленно уезжают».

Решив исправить свой поступок, Серёжа отправился к Грачёвым. Отец снова орал на Стасика, а мать относилась к этому совершенно безучастно. Мальчика Грачёв-отец слушать не стал, и Серёжа попросил помощи у знакомого лейтенанта милиции, который пригрозил возбудить уголовное дело, если ребёнка не перестанут избивать. Серёжа приободрился - всадники снова вернулись к нему.

В тот же вечер Серёже позвонил журналист Александр Борисович и сообщил, что в газете напечатали статью о подвиге мальчика. Затем в клубе Олег торжественно вручил Серёже именную шпагу. Это был звёздный час Серёжи Каховского.

Часть третья. Флаг-капитаны

Зимой размеренная жизнь клуба «Эспада» оказалась под угрозой. Новому домоуправу понадобился старый двухэтажный дом, в котором находился клуб. Выселить эспадовцев он решил, затеяв в клубе никому не нужный ремонт, и явился, чтобы сообщить об этом Олегу. В этот раз руководителю клуба удалось выдворить непрошеных гостей.

Ребята собирались в клубе почти каждый вечер. Однажды Олег рассказал о себе. Провалив экзамены в политехнический институт, он пошёл служить на флот. На корабль Олег не попал по состоянию здоровья, остался художником-оформителем при местном Доме офицеров, где занялся фехтованием и организовал детскую спортивную секцию. Вернувшись домой, Олег успел поработать вожатым в детском доме и Артеке, после чего пошёл учиться в пединститут.

Перед весенними каникулами Олег сообщил ребятам, что союзницей управдома стала Сенцова, мать бывшего эспадовца, связавшегося с хулиганами. Она нашла в районо единомышленника - инспектора по внешкольным учреждениям - и теперь на «Эспаду» наступали по всем фронтам. Олег ходил озабоченным и расстроенным, ведь клуб был его единственным источником дохода.

Вскоре управдом велел вынести из клуба вещи ребят, и дети лишились «Эспады». Милиция не помогла - у управдома было официальное разрешение на ремонт помещения. Олегу посоветовали обратиться в газету, и Серёжа вспомнил о журналисте Алексее Борисовиче.

На следующий день Серёжа отправился в редакцию и... попал на похороны журналиста, который умер от тяжёлой болезни. На кладбище с Серёжей заговорил Ларцев, друг и коллега Алексея Борисовича, и пообещал помочь ребятам вернуть клуб.

Ларцев написал статью о произошедшей с клубом несправедливости, Управдому пришлось освободить помещение, но из вредности он «забыл» перекрыть протекающую батарею. Старый дом залила горячая вода, из-за чего специальная комиссия признала его непригодным для детского клуба. В райсовете обещали дать «Эспаде» новое помещение, но дом, в котором его выделяли, ещё строился.

Ларцев считал, что нужно бороться, но Олегу была нужна работа. Его позвали старшим вожатым в детский дом, где он когда-то работал, и Олег уехал, не попрощавшись, чтобы лишний раз не расстраивать ребят.

Клуба больше не существовало, но капитаны «Эспады» всё равно держались вместе и часто собирались у Кузнечика. Там Серёжа, наконец, познакомился с его братом Сашей - инженером-физиком на судостроительном заводе. Капитаны клуба стали хранителями флага - флаг-капитанами.

В апреле в гости приехал брат Серёжиной мачехи, учёный-археолог Виталий Александрович. Серёжа уже давно интересовался историей и археологией, поэтому быстро привязался к дяде Вите.

Мачеха рассказала брату о тяжёлом характере Серёжи, и дядюшка пообещал мальчику на летних каникулах взять его на раскопки в Херсонес, если тот пообещает углубиться в науку и не встревать в чужие дела.

Серёжа согласился.

Первого мая эспадовцы решили всем клубом участвовать в параде. Организовать колонну поручили Серёже, но дядя Витя считал, что ему не следует создавать ненужную суету, пытаясь оживить давно уже мёртвый отряд. Серёжа не стал собирать ребят и даже убедил себя, что сделать это невозможно.

В конце мая Серёжа с дядей Витей отправились в кассу за билетами до Херсонеса. В троллейбусе толстая тётка начала обвинять ехавших в кино ребят в том, что они не заплатили за билет, хотя прекрасно видела, что они бросили в кассу монетку.

Дядя Витя не обращал на скандал внимания, но Серёжа понял, что не может так жить. Он вспомнил о всадниках и заступился за малышей.

Эпилог. Барабанщики, марш!

«Бывший дядя Витя» уехал тем же вечером, не попрощавшись с Серёжей. Мальчик считал, что каникулы непоправимо испорчены, но тут Саша предложил Серёже и Кузнечику съездить в Севастополь, куда его посылали в командировку.

Побывали ребята и в Херсонесе, встретили там дядю Витю, но даже не поздоровались с ним. А через несколько дней мальчикам позвонил друг из «Эспады» и рассказал, что Олег нашёл им новую вожатую, отряд возродился и даже вызвал на соревнование фехтовальный клуб «Легенда», так что без Сергея и Кузнечика не обойтись.

Ребята представили, как маршируют во главе отряда барабанщики «Эспады» и словно услышали команду: «Барабанщики, марш!».

Владислав Крапивин

В этой книге рассказывается о мальчишке, который очень верил в дружбу, в честность и доброту. И считал, что все люди должны быть справедливыми друг к другу. А ещё он верил в свою сказку про всадников, которые приходят на помощь в очень трудные минуты. Верил так крепко, что не сказочные, а настоящие всадники в звёздных шлемах примчались ему на выручку, когда случилась беда…

Когда журнал «Пионер» печатал повести об этом мальчике - Серёже Каховском, - в редакцию приходили письма. Мальчишки и девчонки писали Серёже, просили его адрес, очень хотели с ним подружиться.

А отвечать на письма пришлось мне.

Дело в том, что такого Серёжи, по фамилии Каховский, я не знал.

Кое - кто из читателей, наверное, обидится: «Значит, нас обманули!» Нет, ребята. Просто в книгах не описывается всё в точности, как случилось в жизни. Ведь и художник, когда рисует картину, не делает её похожей на фотоснимок.

Серёжи Каховского не было. Не было и отряда с названием «Эспада». Но всё время, когда я писал «Мальчика со шпагой», рядом со мной были ребята, очень похожие на Серёжу. Рядом со мной, вместе со мной рос и работал, шагал через поражения и радовался победам такой же, как «Эспада», пионерский отряд - отряд юных моряков, юнкоров и фехтовальщиков.

Я точно знаю: не будь этих ребят - не было бы и «Мальчика со шпагой».

И потому эту книгу я посвящаю своим лучшим друзьям: матросам, подшкиперам и барабанщикам, штурманам и капитанам, флаг - капитанам и флагманам отряда «Каравелла».

Часть первая. ВСАДНИКИ НА СТАНЦИИ РОСА

Хорошее было у станции название. Очень для нее подходящее. Мальчик пришёл сюда рано утром, и, пока он брёл от дороги к домику, брюки у него до колен вымокли от росы. Потому что кругом стояли высокие травы и на них дрожали крупные водяные шарики. В шариках зажигались огоньки: малиновые, золотые, синие.

Мальчик подошел к скамейке, поставил чемодан, бросил на него потертую рыжеватую курточку, сел и стал ждать поезд.

Ждал он долго и терпеливо.

Огоньки в траве давно погасли, пришёл июльский безоблачный полдень.

Станционный домик стоял среди лопухов и высокой овсяницы. Он был небольшой, светло - коричневый, с белыми кружевными карнизами. На острой башенке весело торчал жестяной петух. Он будто высматривал, не спешит ли сюда из - за дальних лесов какой - нибудь поезд. Но поезда появлялись редко: станция располагалась не на главной дороге, а на боковой ветке.

У крыльца, в палисаднике, стояла гипсовая скульптура: мальчик и жеребенок. Низенький постамент скрывался в траве, и можно было подумать, что мальчик с жеребенком стоят прямо на земле. Будто они играли на соседнем лугу и на минутку забежали на станцию взглянуть на круглые часы: не пора ли обедать? Наверно, было еще не пора, потому что они затевали новую игру. Мальчик правой рукой обнял жеребенка за шею и чуть нагнулся, словно хотел что - то ему на ухо прошептать. Жеребенок стоял смирно, однако в каждой жилке его звенело нетерпение. Он будто говорил: «Я тебя люблю и слушаюсь, но давай поскорее перестанем шептаться и пойдем еще поскачем».

Так, по крайней мере, казалось маленькому пассажиру. Ему нравились гипсовые мальчик и жеребенок, чем - то похожие друг на друга - оба тонконогие, ловкие и, конечно, веселые, - и он смотрел на них как на товарищей. И даже немного им завидовал. Но все - таки они были не настоящие.

Мальчик на скамейке вздохнул и перевел взгляд.

Дверь в дом была открыта. В маленьком, станционном зале громыхала ведрами пожилая уборщица. За домом поднимался зеленый солнечный бугор с редкими и очень прямыми березами. За березами виднелись крыши и антенны дачного поселка. Еще дальше темнел сосновый лес. Он огибал станцию с трех сторон. А на юге, за рельсовой линией, уходили к реке светлые луга и кустарники.

Было жарко и тихо (только ведра погромыхивали). Пахло смолой и гудроном от разогретых шпал.

Из - за бугра пришёл серый клочкастый пес. Ростом с козу. У него были полустоячие уши, толстые лапы и озабоченная морда. Он сунулся было в дверь, но увидел уборщицу и попятился, поджав похожий на веер хвост. Улизнув от двери, пес принял независимый вид и деловито оглянулся. Тут он заметил мальчика.

С полминуты они разглядывали друг друга с любопытством и чуть настороженно. Потом пес медленно двинулся к мальчику и остановился в трех шагах.

Чего тебе? - сказал мальчик. Сказал не сердито, а с неловкостью, как говорят с маленькими детьми, когда не умеют с ними обращаться и боятся обидеть.

Пес нерешительно махнул хвостом. Один раз.

Мальчик чуть улыбнулся. Щелкнул замком чемоданчика и поднял крышку. Пес сделал еще шаг, торопливо сел, наклонил голову и совсем по - человечьи моргнул. Мальчик вынул газетный сверток с дорожным запасом. Это были два ломтика хлеба, а между ними - котлета. Песий хвост засвистел и замелькал, как пропеллер, с пушистых одуванчиков стайками взлетели семена - парашютики и осели у мальчика на брюках. Он засмеялся, разломил котлету и бросил половину псу.

Мальчик думал, что кусок моментально исчезнет в собачьей пасти. Но пес, получив угощение, перестал вертеть хвостом, лег и начал жевать котлету, деликатно придерживая лапой. При этом поглядывал на мальчика благодарно и хитровато. Другую половину котлеты мальчик съел сам.

Потом они поделили хлеб. Он был не такой вкусный, как котлета, но пес охотно сжевал весь кусок и выразительно посмотрел на мальчика: «Нет ли еще?»

Все, - сказал мальчик.

Пес глазами показал на газету: «А это?»

Это же просто бумага. Видишь? - Мальчик повертел перед ним смятый газетный лист.

Пес не прочь был пожевать и бумагу, пропитанную таким вкусным котлетным запахом, но мальчик не понял. Он скомкал газету и оглянулся: куда бы кинуть? Кругом было чисто. В траве палисадника и на дорожке мальчик не заметил ни окурков, ни бумажных клочков. К тому же сердитое побрякивание ведер напоминало, что мусорить на станции не следует. Уборщица уже вымыла пол внутри дома и мыла крыльцо. Мальчик подошел к ступеням.

Скажите, пожалуйста, куда можно бросить бумагу?

Уборщица выпрямилась и глянула с высоты. Она сделала вид, что лишь сию секунду заметила мальчика, хотя давно украдкой наблюдала за ним. Она знала, что от мальчишек добра не бывает. Бывают лишь вытоптанные клумбы, шум, беспорядок, а то и окурки по углам. Она привыкла обходиться с этим народом сурово. Но сейчас привычка боролась в ней с симпатией к незнакомому парнишке - спокойному, удивительно ясноглазому, не похожему на скандальных поселковых пацанов.

Владислав Крапивин - выдающийся уральский писатель, чьё имя хорошо известно поклонникам приключенческой и фантастической литературы. Его книгами зачитываются люди всех возрастов: от младших школьников и подростков до молодёжи и людей средних лет. А всё потому, что творчество этого автора удивительно разнообразно, самобытно и ярко.

В статье речь пойдёт о книге, которая воплотила в себе главные черты творческого мира писателя. Это приключенческая трилогия «Мальчик со шпагой», краткое содержание которой можно свести к трём словам: «Дружба, отвага, честь».

Об авторе

Владислав Петрович Крапивин родился в 1938 году в Тюмени. Учился на факультете журналистики Уральского госуниверситета, параллельно занимался в литературных кружках. Сочинительский талант открыл в себе ещё в детстве и продолжает писать до сих пор. На его счету десятки рассказов, повестей и циклов романов.

Мир детей и подростков раскрывается во всех книгах, которые написал Крапивин. «Мальчик со шпагой» не исключение. Почему именно школьный возраст? Дело в том, что неиссякаемый поток творческих идей писателя был неразрывно связан с его педагогической деятельностью - работой в созданном им отряде «Каравелла», где подростки разных возрастов занимались морским делом, фехтованием и журналистикой.

Незаурядный талант писателя, его к детям, понимание их мыслей и переживаний - всё это в совокупности создало узнаваемый художественный мир, главной частью которого являются так называемые крапивинские мальчики и девочки.

О книге

Роман «Мальчик со шпагой», краткое содержание которого вы можете прочесть в этой статье, является трилогией. Состоит она из трёх частей и эпилога. Это одно из самых известных произведений Крапивина. Писалась книга в течение двух лет, с 1972 по 1974, а впервые печаталась в журнале «Пионер» по частям.

Трилогия проникнута духом дружбы, приключений, смелости и чести. В её основе совершенно очевидно прослеживаются автобиографические мотивы, связанные с работой Крапивина в отряде «Каравелла». Книга написана в реалистическом стиле, как и большинство работ писателя в тот период.

Это история о настоящей дружбе, следовании своим идеалам и вере в сказку. Вы тоже окунётесь в этот чистый, искренний, удивительный мир, начав читать книгу «Мальчик со шпагой».

Центральный персонаж трилогии - шестиклассник Серёжа Каховский. Прямолинейность и смелость, искренность, честность и богатое воображение ведут его по жизни. Книга повествует, как в непростых жизненных ситуациях постепенно формируются и развиваются высокие мальчика. Этот путь приводит его в фехтовальную школу «Эспада». Серёжа Каховский и есть тот самый мальчик со шпагой.

Герои повествования, как юные, так и взрослые, оказались весьма реалистичны. Неудивительно, что многие читатели хотели познакомиться и подружиться с главным персонажем. Считали его реальным человеком и даже писали Крапивину с просьбой дать адрес благородного и смелого мальчишки.

Такое сильное увлечение книгой в своё время вдохновило многих школьников на создание собственных внеклассных объединений наподобие описанной в трилогии «Эспады».

РЕБЯТА, в этой книге рассказывается о мальчишке, который очень верил в дружбу, в честность и доброту. И считал, что все люди должны быть справедливыми друг к другу. А ещё он верил в свою сказку про всадников, которые приходят на помощь в очень трудные минуты. Верил так крепко, что не сказочные, а настоящие всадники в звёздных шлемах примчались ему на выручку, когда случилась беда…

Когда журнал «Пионер» печатал повести об этом мальчике – Серёже Каховском,– в редакцию приходили письма. Мальчишки и девчонки писали Серёже, просили его адрес, очень хотели с ним подружиться.

А отвечать на письма пришлось мне.

Дело в том, что такого Серёжи, по фамилии Каховский, я не знал.

Кое-кто из читателей, наверное, обидится: «Значит, нас обманули!» Нет, ребята. Просто в книгах не описывается всё в точности, как случилось в жизни. Ведь и художник, когда рисует картину, не делает её похожей на фотоснимок.

Серёжи Каховского не было. Не было и отряда с названием «Эспада». Но всё время, когда я писал «Мальчика со шпагой», рядом со мной были ребята, очень похожие на Серёжу. Рядом со мной, вместе со мной рос и работал, шагал через поражения и радовался победам такой же, как «Эспада», пионерский отряд – отряд юных моряков, юнкоров и фехтовальщиков.

Я точно знаю: не будь этих ребят – не было бы и «Мальчика со шпагой».

И потому эту книгу я посвящаю своим лучшим друзьям:

матросам, подшкиперам и барабанщикам, штурманам и капитанам,

флаг-капитанам и флагманам отряда «Каравелла».

Владислав Крапивин

Часть первая
ВСАДНИКИ НА СТАНЦИИ РОСА

1

Хорошее было у станции название. Очень для нее подходящее. Мальчик пришёл сюда рано утром, и, пока он брёл от дороги к домику, брюки у него до колен вымокли от росы. Потому что кругом стояли высокие травы и на них дрожали крупные водяные шарики. В шариках зажигались огоньки: малиновые, золотые, синие.

Мальчик подошел к скамейке, поставил чемодан, бросил на него потертую рыжеватую курточку, сел и стал ждать поезд.

Ждал он долго и терпеливо.

Огоньки в траве давно погасли, пришёл июльский безоблачный полдень.

Станционный домик стоял среди лопухов и высокой овсяницы. Он был небольшой, светло-коричневый, с белыми кружевными карнизами. На острой башенке весело торчал жестяной петух. Он будто высматривал, не спешит ли сюда из-за дальних лесов какой-нибудь поезд. Но поезда появлялись редко: станция располагалась не на главной дороге, а на боковой ветке.

У крыльца, в палисаднике, стояла гипсовая скульптура: мальчик и жеребенок. Низенький постамент скрывался в траве, и можно было подумать, что мальчик с жеребенком стоят прямо на земле. Будто они играли на соседнем лугу и на минутку забежали на станцию взглянуть на круглые часы: не пора ли обедать? Наверно, было еще не пора, потому что они затевали новую игру. Мальчик правой рукой обнял жеребенка за шею и чуть нагнулся, словно хотел что-то ему на ухо прошептать. Жеребенок стоял смирно, однако в каждой жилке его звенело нетерпение. Он будто говорил: "Я тебя люблю и слушаюсь, но давай поскорее перестанем шептаться и пойдем еще поскачем".

Так, по крайней мере, казалось маленькому пассажиру. Ему нравились гипсовые мальчик и жеребенок, чем-то похожие друг на друга – оба тонконогие, ловкие и, конечно, веселые, – и он смотрел на них как на товарищей. И даже немного им завидовал. Но все-таки они были не настоящие.

Мальчик на скамейке вздохнул и перевел взгляд.

Дверь в дом была открыта. В маленьком, станционном зале громыхала ведрами пожилая уборщица. За домом поднимался зеленый солнечный бугор с редкими и очень прямыми березами. За березами виднелись крыши и антенны дачного поселка. Еще дальше темнел сосновый лес. Он огибал станцию с трех сторон. А на юге, за рельсовой линией, уходили к реке светлые луга и кустарники.

Было жарко и тихо (только ведра погромыхивали). Пахло смолой и гудроном от разогретых шпал.

Из-за бугра пришёл серый клочкастый пес. Ростом с козу. У него были полустоячие уши, толстые лапы и озабоченная морда. Он сунулся было в дверь, но увидел уборщицу и попятился, поджав похожий на веер хвост. Улизнув от двери, пес принял независимый вид и деловито оглянулся. Тут он заметил мальчика.

С полминуты они разглядывали друг друга с любопытством и чуть настороженно. Потом пес медленно двинулся к мальчику и остановился в трех шагах.

– Чего тебе? – сказал мальчик. Сказал не сердито, а с неловкостью, как говорят с маленькими детьми, когда не умеют с ними обращаться и боятся обидеть.

Пес нерешительно махнул хвостом. Один раз.

Мальчик чуть улыбнулся. Щелкнул замком чемоданчика и поднял крышку. Пес сделал еще шаг, торопливо сел, наклонил голову и совсем по-человечьи моргнул. Мальчик вынул газетный сверток с дорожным запасом. Это были два ломтика хлеба, а между ними – котлета. Песий хвост засвистел и замелькал, как пропеллер, с пушистых одуванчиков стайками взлетели семена-парашютики и осели у мальчика на брюках. Он засмеялся, разломил котлету и бросил половину псу.

Мальчик думал, что кусок моментально исчезнет в собачьей пасти. Но пес, получив угощение, перестал вертеть хвостом, лег и начал жевать котлету, деликатно придерживая лапой. При этом поглядывал на мальчика благодарно и хитровато. Другую половину котлеты мальчик съел сам.

Потом они поделили хлеб. Он был не такой вкусный, как котлета, но пес охотно сжевал весь кусок и выразительно посмотрел на мальчика: "Нет ли еще?"

– Все, – сказал мальчик.

Пес глазами показал на газету: "А это?"