Ремонт Дизайн Мебель

Какие бывают олифы и их виды. Олифа: виды и назначение. Скорость высыхания олифы

Олифа натуральная, технические характеристики которой существенно отличаются от других марок этого вещества, не всегда оказывается правильным выбором для обработки той или иной поверхности. Возможно, синтетический или комбинированный состав в вашем случае окажется гораздо эффективнее. Как выбрать олифу правильно? Давайте разбираться.

Что такое олифа и её применение

Итак, олифа… Прозрачное жидкое вещество, достаточно густой консистенции. Цвет может варьироваться от вишнёвого до жёлтого. Имеет плёнкообразующие свойства.

Изготавливается из растительных масел, которые были обработаны термически, или алкидных смол. В его состав обязательно входит специальное вещество, заметно ускоряющее время высыхания – сиккатив.

Бывают разных видов и марок . Одни из них можно использовать только в помещении, а другие лучше на открытом воздухе. Но как выбрать такой состав, чтобы и расходы сократить, и в технических характеристиках не потерять?

Виды и марки масляных олиф

Масляные составы производят посредством фильтрации и специальной термической обработки из растительных масел. К полученному составу в небольшом количестве добавляют сиккативы. Ими могут быть соли различных металлов, например, марганца, железа, лития, циркония, кобальта и других.

Если в составе сиккатива содержатся соединения нескольких металлов, то скорость высыхания олифы увеличивается в разы.

В масляных олифах содержание сиккативов незначительное, так как при их избытке покрытие очень быстро темнеет и становится хрупким, т.е. начинает разрушаться.

Подразделяют на:

натуральные. ГОСТ 7931-76, олифа натуральная (её технические характеристики внимательно изучаем перед покупкой), состоит из масел растений (льна или подсолнечника). Этих масел в ней до 97%. Остальные 3% занимает сиккатив. Она подразделяется на полимеризованную и окисленную (оксидированную). У окисленных олиф цвет немного темнее, чем у полимеризованных, и поверхности, покрытые ими, быстрее стареют. Она имеет чёрно-коричневатый цвет. Является непрозрачной жидкостью, имеющей густую масляную консистенцию с лёгким запахом. Используют её для приготовления густотёртых красок, а также для пропитывания всех изделий из дерева внутри зданий;


олифа оксоль , её ГОСТ 190 78 (технические характеристики указываются на этикетке) – эта олифа отлична от натуральной тем, что имеет в составе такой растворитель как уайт-спирит. В оксоли масел 55%, сиккатива – 5%, остальное уайт-спирит. У неё очень сильный и неприятный запах, который придаёт ей растворитель. Он сохраняется на обработанной поверхности на достаточно долгое время. Внешне и по своим свойствам оксоль почти не отличается от натуральной олифы, но намного дешевле её. Оксоль выпускается марки ПВ и В. Они различаются тем, что в «В» используется масло конопли или льна, а в «ПВ» другие масла, в том числе и нефтеполимерные смолы (олифа нефтеполимерная является побочным продуктом нефтехим. промышленности). При использовании марки ПВ, необходимо надевать перчатки и респиратор. Олифу марки В не используют для окраски полов. Оксоль можно использовать как внутри здания, так и за его пределами;

олифа комбинированная. Получается при смешивании и окислении масел из различных растений или по-разному обработанных, с добавлением растворителя или синтетических олиф. Время высыхания определяется по ГОСТ 19007. Олифа комбинированная используется в основном для приготовления красок, а не для их разведения. Этот вид бывает нескольких марок: К 2, К 4, К 3, К 5, К 12. Чётные номера используют для работ внутри помещения, а нечётные – можно и снаружи. К примеру, олифа комбинированная (марка К 3) состоит из небольшого количества сиккатива, растворителя (чаще уайт-спирита) и высыхающих масел. Она прозрачная, желтоватого цвета. Полное высыхание наступает в течение 24 часов. Рекомендуется использовать небольшими порциями, так как быстро образует плёнку. Применяется для приготовления любых масляных красок и для пропитки деталей из дерева, для замешивания штукатурки. Олифа комбинированная (марка К 2) немного отличается цветом от К 3, она чуть темнее. Применяется так же, как и К 3, но для внутренних работ.

Их основа - синтетические вещества, такие как побочные отходы переработки сланцев, нефти, газа и других веществ с добавлением необходимых компонентов. Никакого ГОСТа для них нет, вместо него применяется ТУ.

Алкидные олифы используются в виде основы для приготовления красок. Они дешевле масляных, что и становится зачастую решающим фактором в их пользу. Композиционные олифы в производстве лаков и красок используют редко, так как получаемое покрытие отличается низким качеством. Из-за некоторой токсичности и резкого запаха они применяются вне помещения.

Синтетические олифы отличаются от натуральных длительным временем высыхания, не имеют цвета. Но будьте внимательны, приобретая такой состав: может не обойтись без сюрпризов. Если имеется хотя бы небольшое количество фуза (осадок растительного масла), то время высыхания краски, компонентом которой она является, может растянуться на годы. Более того, такая краска может и вовсе не высохнуть. Наличие фуза можно определить по характерному рыжеватому цвету и наличию темного осадка.

  • Масляные натуральные олифы достаточно дороги, их используют внутри помещений для покрытия деревянных изделий и в составе масляных красок. Снаружи изделия, покрытые такими составами, придётся обрабатывать еще и еще, что очень непрактично.
  • Оксоль дешевле, но и защищает поверхность от древесных вредителей хуже, хотя и образует прочную, водостойкую плёнку. Самая дешёвая оксоль изготавливается на подсолнечном масле. Ею можно пользоваться в здании и вне его. Как альтернатива - комбинированная.
  • Синтетические - вариант для экономных, но имеют очень неприятный и вредный для здоровья человека запах, поэтому ими можно пользоваться только снаружи, покрывать поверхности в нежилых зданиях. При их применении обязательны перчатки, фартук, респиратор.

Перед покупкой обязательно хорошо изучите данные ГОСТ или ТУ олифы. Тогда вы не будете сожалеть о своём выборе.

В ходе некоторых строительных и ремонтных работ часто используется такой материал, как древесина. Дерево имеет пористую структуру и поэтому больше других нуждается в дополнительной обработке.

Для того чтобы защитить этот ценный и не совсем дешёвый материал используют олифу «Оксоль».

Что это такое?

Олифа – это густая маслянистая жидкость преимущественно коричневого цвета, состоящая из смеси разных компонентов, предназначается для окраски деревянных и подготовки отштукатуренных поверхностей к окрашиванию, а также используется в качестве растворителя для масляных красок.

Как и любой другой продукт, предназначенный для обработки, олифа состоит из основных и вспомогательных веществ. Основой олифы «Оксоль» является масло растительного происхождения, доля которого находится в пределах 54-55% от общей массы.

Для изготовления продукта могут использоваться разные масла: льняное, конопляное, подсолнечное, виноградное, соевое, кукурузное или рыжиковое. В основе содержится либо один вид, либо смесь из нескольких масел.

На долю дополнительных компонентов в составе «Оксоли» приходится 45% от общей массы, из них 40% занимает растворитель (чаще всего используется уайт-спирит), а оставшиеся 5% приходятся на сиккативы. Каждый из них обладает определёнными свойствами, оказывающими влияние на состав в целом.

Растворитель придаёт олифе нужную консистенцию, а сиккативы способствуют быстрому высыханию состава на поверхности. Сиккативами называют соли разных металлов, а, точнее, соединения железа, кобальта, свинца, лития, стронция и многих других с органическими кислотами.

Плёнка, образуемая на поверхности, не даёт проникать краске или лаку глубоко внутрь древесной структуры, а значит, материала потребуется меньше. Кроме того, использование олифы в качестве подготовительного слоя при окрашивании позволяет улучшить адгезию лака или краски с древесной поверхностью.

Для того чтобы понять, как и за счёт чего происходит образование на поверхности плёнки, необходимо рассмотреть принцип действия олифы, основанный на свойствах компонентов. Многие виды растительных масел, используемых в качестве основы, при определённых условиях (кислород, тепло, свет) способны загустевать, а при нанесении на поверхность тонким слоем – полимеризоваться (высыхать).

Образование полутвёрдой массы происходит за счёт полиненасыщенных жирных кислот, присутствующих в некоторых маслах растительного происхождения. Скорость застывания на поверхности находится в прямой зависимости от величины глицеридов непредельных жирных кислот и такого показателя, как йодное число. Чем больше процент жирных кислот в составе масла и выше показатель йодного числа, тем быстрее происходит процесс полимеризации.

Но естественный процесс окисления происходит медленно, и поэтому масло для олифы подвергается термической обработке вместе с добавленными в его состав сиккативами. Нагревание данного состава приводит к распаду веществ, замедляющих образование плёнки, а за счёт наличия солей металлов, процесс окисления происходит быстрее.

Сиккативы оказывают влияние на состав не только в процессе высыхания, но и после него. Оно длится всё то время, пока слой остаётся на поверхности, их доля не должна превышать отметку в 5%, более высокий процент их содержания в составе приводит к потемнению , а затем и разрушению плёночного покрытия.

Образование на поверхности эластичной плёнки происходит, как правило, в течение 6-36 часов. Такой разбег по времени обусловлен многими факторами: состав, технология приготовления, наличие добавок. Практически все известные на сегодняшний день олифы сохнут около суток .

Виды

На сегодняшний день производители выпускают несколько разновидностей олиф на масляной основе, отличающихся по наличию дополнительных компонентов и процентному соотношению основных веществ.

Натуральная олифа является базовой основой для «Оксоли» , но отличается от неё процентным соотношением компонентов и отсутствием дополнительных веществ в составе. На долю масла, чаще всего это льняное или конопляное, приходится 97%, а оставшиеся 3% составляют сиккативы.

Данный вид олифы подходит для обработки поверхностей, находящихся только внутри помещения , в связи с чем применяют её нечасто, да и стоимость данного вида довольно высока из-за большого процентного соотношения масла в составе и его исходной цены.

Олифа «Оксоль» стоит значительно дешевле натуральной, ведь доля масла в её составе всего лишь 55%. Но сниженная доля масла и входящий в состав растворитель не делают данный вид олифы хуже натуральной. Она ни в чём не уступает по свойствам и внешнему виду натуральному аналогу и даже в чём-то превосходит его.

«Оксоль» можно использовать для покрытия деревянных конструкций и оштукатуренных поверхностей не только внутри помещения, но и снаружи, что является несомненным её преимуществом.

На обработанной олифой поверхности устойчивое покрытие с эффектом глянца образуется не позднее суток . Оно отличается эластичностью, водостойкостью и максимальной по сравнению с другими видами долговечностью. Единственным минусом «Оксоли» является её резковатый по сравнению с натуральным аналогом запах из-за присутствия растворителя, в качестве которого чаще всего используется уайт-спирит.

Подразделение «Оксоли» на марки обусловлено использованием в составе разных масел, составляющих основу. Для марки «В» используется либо конопляное, либо льняное масло. Наилучшей олифой считается изготовленная на основе льняного масла , именно оно образует на поверхности более прочное покрытие.

Состав марки «ПВ» основан на других видах масел (соевом, подсолнечном, рыжиковом, виноградном, кукурузном).

Поверхность, обработанная составом на основе подсолнечного масла, обладает меньшей устойчивостью к различным воздействиям по сравнению с основой из льняного масла.

Комбинированная олифа в отличие от других видов содержит в своём составе несколько видов масел, которые проходят различную обработку. В частности, если в состав добавляют более дешёвое по стоимости и плохо высыхающее рапсовое масло, то его предварительно подвергают оксидированию. Данный процесс необходим для того, чтобы олифа с более дешёвыми по стоимости маслами, используемыми в качестве основы, приблизилась по свойствам к исходному варианту.

В состав комбинированной олифы входят также синтетические вещества и растворитель. Маркируется такая олифа буквой «К» , а число, следующее за буквой, указывает – для каких видов работ можно использовать состав. Чётными числами обозначают олифы, предназначенные для обработки поверхностей внутри помещения, а нечётными – маркируют составы, с которыми можно работать снаружи.

Алкидная олифа имеет некоторое сходство с «Оксолью». В составе алкидных видов растительные масла присутствуют, но их доля незначительна. Производится данный вид олиф на основе алкидных смол, которые разводят растворителями, чаще всего уайт-спиритом. Кроме того, в состав входят сиккативы.

Технические характеристики

Олифа «Оксоль» производится согласно ГОСТу 190-78, в котором прописаны нормы различных показателей для марок «В» и «ПВ». Существует восемь основных нормативов, по которым определяют принадлежность олифы к тому или иному виду.

Они варьируются в зависимости от использованного вида масла и марки самой олифы:

  • Первым в таблице указан показатель цвета . Для обеих марок данная величина идентична, цвет должен быть не темнее 800 мг J/см³ (по йодометрической шкале). Но есть и исключения для олифы, где в качестве основы выступает рыжиковое масло (марка «ПВ»), данный показатель имеет другое числовое выражение. Цвет такой олифы должен быть не темнее 1800, а у олифы, изготовленной на основе соевого масла, этот показатель 1100 J/см³.

  • Показатели условной вязкости , измеряемые с помощью вискозиметра, для двух марок отличаются незначительно. Для марки «В» время истечения олифы через воронку диаметром 4 мм (при t=20°C) находится в пределах 18-22 секунд, а для марки «ПВ» – в пределах 19-25 с.

  • Кислотное число , измеряемое в мг КОН/г, для разных марок отличается. Для марки «В» этот показатель должен быть не более 6, а для марки «ПВ» он чуть выше – 8. Если в качестве основы в олифе использовано подсолнечное масло, у которого кислотное число колеблется в пределах 8-15 мг КОН/г, общий показатель кислотного числа не должен превышать 10.

  • Массовая доля нелетучих веществ , измеряемая в %, для обеих марок должна находиться в пределах 54.5-55.5. При наличии в смеси олифы нефтеполимерной смолы массовая доля нелетучих веществ может колебаться в пределах 55-59%, при условии, что показатель вязкости соответствует определённым ГОСТом нормативам.

  • Такие показатели, как отстой по объёму и прозрачность у обеих марок имеют одинаковые величины. Отстой по объёму – 1%, прозрачность – полная. Температура вспышки в закрытом тигле для обеих марок не должна превышать показатель в 32°С.

  • Существует ещё один важный показатель, характеризующий олифу по времени высыхания . Для марки «В» устойчивое покрытие (до степени 3) образуется не позднее 20 часов с момента нанесения, а для марки «ПВ» – не позднее 24 часов.

Согласно ГОСТу 190-78 существуют строгие требования, предписывающие, в какую тару можно заливать олифу, при какой температуре можно безопасно хранить жидкость и какие меры предосторожности предпринять при открытии банки с составом. Все требования по технике безопасности подробно расписаны в данном документе.

При покупке олифы у продавцов должен обязательно быть сертификат качества.

Расход на 1м²

Существуют нормы расхода олифы на 1 м². Как правило, данные показатели не очень отличаются от величин расхода масляных красок. Для нанесения олифы в один слой на 1 м² потребуется от 80 до 130 г. Данный разбег обусловлен такими факторами, как вид обрабатываемой поверхности (древесина или штукатурка), пористость и твёрдость материала, тип раствора, а также воздействие температуры и влажности.

Для свежей древесины расход может быть увеличен до 200, а в некоторых случаях и до 250 г на 1 м². По некоторым источникам средний расход олифы на однослойное покрытие колеблется в пределах 150-200 г на 1 м².

В этой статье узнаете что такое Олифа натуральная льняная и для чего и как правильно её применять! Применение дерева в качестве строительного материала получило широкое распространение в различных сферах строительства.

Данный материал безопасный и экологически чистый. Но при использовании в строительстве он требует серьезной обработки.

При выборе дерева для отделки каркасного дома будет важным сохранение его экологической чистоты во . Сделать это можно с помощью специального защитного покрытия. На сегодняшний день на строительном рынке представлены разнообразные пленкообразующие материалы, но мы рекомендуем остановить свое внимание на олифе для дерева. Так как большинство смесей олиф состоит из натуральных масел, а не из вредных химических добавок.

В старину олифу называли вареное масло. На сегодняшний день технология производства натуральных олиф практически ни чем не отличается от древних способов производства. Существуют различные виды данного пленкообразователя, свойства и показатели которого сильно отличаются.

Масляные олифы


У всех производителей данного материала технология производства в целом одна и та же – растительное масло подвергают термической обработке и после определенной фильтрации смешивают его с сиккативами. Сиккативы – это особые соединения металлов, ускоряющие процесс полимеризации масляной пленки. Стронций, кобальт, литий, свинец, железо и марганец – названия этих металлов уже вызывают сомнения в безопасности произведенных составов.

Поэтому при выборе данного состава, обязательно ищите всю информацию на этикетке, какой именно сиккатив применялся – безопасным можно считать кобальтовый сиккатив. По техническим требованиям и нормам ГОСТ данного сиккатива должно быть от 3 до 5%. При увеличении данной цифры это может привести к ускоренной полимеризации олифы, причем и после покрытия и высыхания данный процесс не прекращается, и это может привести в будущем к потемнению и растрескиванию покрытия. Поэтому в настоящее время все специалисты используют масла и без добавок и примесей сиккативов.

При желании вы можете приобрести составы с минимальным содержанием сиккативов. И такой состав отлично защитит от , и сырости. Стандартные олифы с сиккативом затвердевают за сутки, а при жаркой и ветреной погоде процесс может сократиться и до 12 часов. Масляные составы, не имеющие добавок сиккативов, затвердевают в течение 5 суток. И если вы решите растворить масляную краску данным составом, срок ее высыхания также увеличится.


При таком длительном процессе полимеризации масляной компонент проникает глубоко в древесные волокна, и дерево в будущем лучше отталкивает влагу и противостоит различным грибкам и плесени.

При смесях с сиккативными добавками, масла проникают не так глубоко. Пленка, которая образовывается на дереве, может со временем растрескаться или отслоиться.

Скорость естественной полимеризации растительных масел будет зависеть не только от скорости производства, но и от количества содержания глицеридов полинасыщенных жирных кислот.

Самое высокое содержание глицерида в льняном и конопляном масле, порядка 80%. Подсолнечное масло, которое используют для дешевых олиф, содержит всего 30% глицеридов и даже при наличии сиккативов высыхает в несколько раз медленнее. Касторовое масло не загустевает с течением времени и не затвердевает, а оливковое масло практически не подвержено процессу затвердевания.

По соответствующему ГОСТу в составе олифы натуральной должно быть 97% растительного масла, и только 3% примесей.

Хотя, многие производители не редко нарушают это правило, стремясь увеличить скорость застывания. Определить процентное соотношение примесей при покупке олифы вы сможете легко, если раствор по утверждения производителя застывает в течение 24 часов, то в данном составе количество сиккативов превышает 3%. И с точки зрения безопасности и данный раствор будет более вредным, чем льняная олифа, застывающая за подобный срок.

Все растительные масла и краска на их основе в процессе производства проходят процесс томления при повышенных температурах, нагрев происходит около 300С, а выдержка около 12 часов.

Далее технология может различаться, олифа после термообработки без специальной продувки воздухом, называется стандартной. А олифа, прошедшая процесс продувки называется оксидированной или окисленной. Масляная олифа натуральная имеет сладкий аромат растительного масла, по цвету она обычно светло-коричневая, или темно-коричневая, и как правило, она долго сохнет.

Не натуральные составы

Наиболее приближенной к натуральной олифе принято считать комбинированные составы. В них содержится треть растворителя или уайт-спирита . Данные примеси в значительной степени удешевляют производство, и такой продукт высыхает с более высокой скоростью.

Использование олифы на растворителе – идеальное решение, быстро, надежно и запаха резкого нет.

При разбавлении растительного масла большим количеством примесей, получается оксоль. Олифа оксоль – это соотношение натурального масла (55%), и растворителей и сиккативов (45%).

Процесс высыхания происходит намного быстрее, из-за присутствия в составе большого количества растворителя.

Данная олифа идеально подойдет для наружных работ.

А вот для внутренних работ ее использовать не рекомендуется, т.к. из-за присутствия растворителя в составе олифы, у раствора резкий и неприятный запах, который долгое время сохраняется и после высыхания слоя.

Среди широких масс олифа оксоль достаточно распространена из-за своей низкой стоимости. В основном данный состав используют для разбавления масляных красок и эмалей, т.к. сам состав не сможет качественным образом защитить деревянную поверхность. При выборе оксоли обратите свое внимание на более дорогие составы на основе льняного масла, т.к. они будут создавать прочную эластичную пленку на поверхности древесины, и сохнуть данная олифа будет намного быстрее.


Существует также алкидная олифа – это пленкообразующий специальный состав, основным компонентом у которого идет алкидная смола, и различные модифицированные растворители и .

Данная олифа самая приемлемая по цене и качеству.

Все алкидные составы спокойно переносят перепады температур, воздействие внешних атмосферных осадков, и мало восприимчивы к ультрафиолетовому излучению.

Олифа сохнет почти сутки, после полнейшего затвердевания слоя необходимо дополнительно нанести на древесину два слоя лака либо краски.

Композиционная олифа занимает самое последнее место среди создаваемого покрытия, а также его свойств и характеристик. Вообще назвать данный продукт олифой достаточно трудно – это скорее продукт нефтепереработки, который обладает схожими функциями, например, для разведения эмали или краски. На производство данных составов нет даже ГОСТа. Композиционная олифа сохнет намного дольше, а также она практически не впитывается в поверхность дерева. Данный материал используют для покрытия временных конструкций либо для разбавления эмали.

Расход олифы зависит от метода раскройки древесины и составляет 1 литр на 5-6 м? пиленой и 8-9 м? отстроганной древесины.

Натуральная олифа имеет темно-коричневый цвет и специфический сладкий аромат растительного масла. Если у олифы запах резкий, то это уже не натуральный продукт, а комбинированный либо оксоль. У натуральной олифы не должно быть никаких осадочных образований, комков и различных пятен. При покупке вы можете попросить у продавца специальный сертификат соответствия.

С олифой комбинированной необходимо быть еще осторожнее. Данные составы токсичны, поэтому качественные олифы всегда сопровождаются сертификатом качества.

Разные оттенки в основном составе олифы могут указывать на присутствие остатка масел (фуза), а композиционных олиф вообще не должно быть цвета.

Наличие фуза указывает на длительность высыхания олифы. Если в данном составе присутствует также скоп (продукты нефтепереработки), то олифа вообще никогда не высохнет. Наличие таких примесей выдает резкий неприятный запах.

Необходимо всегда помнить, что все марки и составы олифы – пожароопасные. Их применение и хранение необходимо производить вдали от огня и тепла. В помещениях, где сохнет олифа, не рекомендуют пользоваться и курить. И не забудьте купить перед началом строительных работ огнетушитель и различные средства для своей безопасности.


Олифа (масло) часто используется при проведении отделочных работ как грунт или разбавитель краски. Если по каким-то причинам под рукой нет олифы фабричного производства, этот продукт можно изготовить своими руками в домашних условиях. Производится этот продукт из растительного жира, как правило, речь идет о льняном или подсолнечном масле.

Для изготовления этого вида олифы понадобятся следующие приспособления:

  • металлическая посуда (таз, ковш, тарелка, кастрюля и т.п.);
  • нагревательное устройство (керосинка, газовая или электроплита);
  • канифоль;
  • марганцевая перекись;
  • респиратор и перчатки.

Заливаем масло в сосуд и греем на медленном огне. По достижении 110 градусов масло начнет выделять воду - это будет заметно на глаз. Далее начинается процесс испарения воды. При этом нужно следить, чтобы температура жидкости не переходила черту в 160 градусов. Масло должно вывариваться в течение 4 часов.

Обратите внимание! Олифа - пожароопасное вещество, поэтому не нужно наливать слишком много масла в емкость. Достаточно заполнить половину сосуда.

После испарения воды и образования пены можно добавлять сиккатив исходя из следующей пропорции: 30-40 граммов вещества на литр масла. При добавлении сиккатива происходит обильное пенообразование, поэтому работу нужно выполнять с особой осторожностью, добавляя вещество постепенно. Когда сиккатив добавлен, увеличиваем температуру до 200 градусов и продолжаем варить смесь в течение 3 часов. Готовность состава проверяется так: капля вещества размещается на стекле, и, если она прозрачна, раствор готов. Далее состав охлаждается при комнатной температуре.

Сиккатив представляет собой вспомогательное вещество, влияющее на скорость высыхания олифы. Данный компонент входит в состав масляных красок, где он отвечает за это же свойство.

Для изготовления сиккатива нужно перемешать канифоль с марганцевой перекисью исходя из соотношения 20 к 1. Вначале 20 частей канифоли доводим до состояния плавления при температуре 150 градусов выше нуля, а затем добавляем 1 часть перекиси марганца.

Олифа из подсолнечного масла

Состав из подсолнечного масла будет так же надежно защищать поверхность, как и произведенный из льняного масла. Единственное отличие - цвет продукта будет более светлым, что можно использовать, например, в интересах дизайнерского оформления помещения.

Приготовить олифу можно двумя способами - горячим и холодным. Горячее приготовление позволяет получить особо прочные покрытия на обрабатываемой поверхности.

Какой бы способ приготовления состава ни был выбран, масло все равно нужно обработать термическим способом. При изготовлении олифы нужно добиться удаления из состава воды, а также окисления всевозможных примесей.

Инструкция по термической обработке подсолнечного масла:

  1. Заливаем масло в металлическую емкость. Масло должно заполнять посуду не более чем на 50-60%. Ставим емкость на слабый огонь.
  2. После достижения маслом температуры 110 градусов начинается обильное пеновыделение и испарение воды.
  3. Увеличиваем температуру до 170 градусов и выдерживаем масло на огне еще 3-5 часов.
  4. После полного испарения воды поднимаем температуру до 250-280 градусов. В этот момент из масла станут выделяться темноватые хлопья.
  5. Даем маслу остыть при комнатной температуре, а затем процеживаем его через марлю. Процесс приготовления основы для олифы завершен.

Совет №1: определить, нагрелось ли масло до температуры 250-280 градусов, можно с помощью гусиного пера. Если края перышка закручиваются или деформируются, значит, нужная температура достигнута.

Рецепт приготовления состава холодным способом:

  1. Разогреваем приготовленную основу до 120-150 градусов. При этом основу нужно постоянно перемешивать.
  2. Как только достигнута нужная температура, добавляем сиккатив - его доля в масляном растворе должна составлять 5-8%. Для большей безопасности работы рекомендуется вначале перемешать сиккатив с таким же количеством масла, и лишь затем добавлять смесь в основу. Если все же пена выделяется очень интенсивно, снижаем темп добавления сиккатива и усиленно перемешиваем массу.
  3. После объединения всех компонентов снимаем емкость с огня и охлаждаем олифу при комнатной температуре.

Рецепт приготовления состава горячим способом:

  1. Разогреваем основу до 170 градусов и добавляем сиккатив из расчета 1,5-2,5% от объема основы.
  2. До того как добавить сиккатив, смешиваем его с обезвоженным подсолнечным маслом в равных количествах.
  3. Как только снизилось пенообразование, начинаем доводить температуру нагрева до 280 градусов. При этом регулярно размешиваем состав на протяжении всего процесса варки (примерно 4 часа).

Способы пропитывания деревянного изделия:

  1. Обработка дерева горячим раствором. Пропитывание осуществляется в водной бане. Это способ хорош для обработки небольших по площади деталей. Кладем деревянное изделие в посуду с горячей олифой на 4-8 часов. Затем в течение 4-6 дней дожидаемся полного высыхания поверхности. Обратите внимание: если смешать с олифой свинцовый сурик (3-4% от общего объема), качество пропитывания значительно повысится, а поверхность высохнет всего за 2-3 дня.
  2. Обработка раствором масла и керосина. Объединяем компоненты в соотношении 1 к 1. Допустимо использование как холодных ингредиентов, так и подогретых. Однако температура раствора скажется на скорости пропитывания: горячей олифой нужно обрабатывать поверхность всего 3 часа, а вот в случае, если состав холодный, понадобится 1-2 дня.
  3. Обработка раствором масла, парафина и скипидара. Для приготовления раствора понадобится 40% олифы, 8% скипидара и 52% парафина. Вначале растворяем парафин с помощью скипидара в водяной бане. Затем добавляем олифу и тщательно размешиваем состав. Наносим горячий раствор на древесину. Период высыхания составит от 2 до 3 суток.
  4. Обработка раствором масла и воска. Раствор готовится исходя из следующих пропорций: 85% олифы, 15% воска. Воск измельчаем и погружаем в горячую смесь. Срок высыхания поверхности составит в пределах 2-3 суток.

Олифование - ответственная работа, которая не заканчивается после обработки поверхности олифой. До того как продолжить манипуляции с древесиной, нужно дождаться полного высыхания покрытия. Показатель скорости высыхания зависит от нескольких обстоятельств, в числе которых: использованные компоненты раствора, количество сиккатива, тип древесины и другие факторы.

Быстрее всего сохнет олифа с сиккативами на основе полиметаллов. А вот монометаллические сиккативы не способствуют быстрому высыханию. Например, поверхность, обработанная олифой со свинцовым сиккативом, высохнет за 20 часов. Если свинец поменять на марганец, время высыхания сократится до 12 часов. Еще лучший показатель высыхаемости достигается при объединении свинца и марганца в полиметаллический сиккатив. В этом случае поверхность высохнет за 7-8 часов.

Немалое влияние на скорость высыхания оказывает влажность и температурные показатели воздуха. Олифа с сиккативом из кобальта высохнет в 1,5 раза быстрее при повышении температуры воздуха до 25 градусов.

В таких же условиях раствор с марганцевым сиккативом высыхает в 4 раза быстрее. Оптимальная влажность воздуха для высушивания поверхности - 65-70%.

Заменитель олифы

Этот вариант для тех случаев, когда нет возможности не только приобрести заводскую олифу, но и сделать ее самостоятельно в домашних условиях.

Рецепт заменителя:

  • казеин - 50%;
  • гашеная известь - 25%;
  • скипидар - 12,5%;
  • мыльный раствор - 7,5%.

Скипидар добавляем после тщательного размешивания других компонентов. Далее разбавляем смесь водой до тех пор, пока раствор не станет похож на густую олифу. Чтобы избежать появления осадка, добавляем в состав немного нашатыря.

Поверхность, обработанная казеиновым раствором, сохнет быстрее, чем в случае с олифой. Состав можно добавлять в масляные краски для улучшения их прочностных и водоотталкивающих характеристик.

«Я хочу, чтоб в синем море не тонули корабли». Одного желания героя песни советских времен мало. В старину оставаться на плаву судам помогала олифа . Ей промазывали доски кораблей, защищая их от разрушающего действия воды.

Что такое олифа?

Олифа – маслянистая жидкость. Она образует на поверхностях пленку, как нефть на воде. По цвету олифа бывает желтоватой, бурой, вишневой. Тон зависит от основы вещества.

В зависимости от цвета основы вещества олифа бывает различных оттенков

Оно рождается в ходе окисления растительных масел. Подходят лишь те, что содержат линоленовую кислоту. Она обуславливает способность масел к высыханию.

Нальешь чуток в блюдце, оставишь на свежем воздухе, вот и густая смазка. Нанесенная на поверхности, она высыхает окончательно, становясь твердой, но эластичной пленкой.

80-процентный максимум линоленовой кислоты в льняном масле. На 10% меньше в конопляном. По 30-50% линолеинового соединения содержится в маслах орехов, подсолнечника и мака.

Однако, без стимуляции олифа натуральная из них получается в течение долгих месяцев. Промышленники научились ускорять процесс. Исходники кипятят. Не зря в старину олифу именовали вареным маслом.

При нагреве разлагаются тормозящие высыхание компоненты масел. Параллельно ускоряется окисление жидкостей. Нагрев тут малозначителен. Помогают примешиваемые к маслам соли металлов, к примеру, марганца. Они сгущают смеси в течение 6-36-ти часов.

Льняная олифа получается светлой, почти прозрачной. Из конопляного масла формируется темный состав. Однако, сохнут указанные олифы одинаково, около 24-ех часов. Дольше всего твердеет подсолнечная смесь. К тому же, она уступает прочим по влагостойкости.

Засыхать олифа способна и в таре. Обычно, смесь упаковывают в стеклянные или пластиковые бутылки. В них процесс загустения масел сводится к минимуму, но не останавливается.

Новые порции кислорода в емкость поступают при ее открывании. Долгое использование одной бутылки заставляет решать вопрос, как и чем разбавить олифу. В ответы запишем: касторовое масло, скипидар, уайт-спирит, органические кислоты. Растворители для красок тоже подойдут. Обычно, на 10 частей олифы берут 1-у растворителя.

Экспериментировать с разбавителями олифы не рекомендовано. Маслянистая смесь горюча. При реакции с «подозрительными» растворителями олифа может воспламениться, стать причиной пожара.

Где используется олифа?

Олифа для дерева – основное применение героини статьи. Пропитывая волокна целлюлозы, маслянистая жидкость не только защищает их от гниения, и насекомых, но и декорирует.

Цвет смеси передается древесине, подчеркивая ее структуру. Иначе говоря, купить олифу можно в качестве морилки. Разница лишь в том, что классические растворимы в воде и изобретены в 19-ом веке. Олифа же водой не разбавляется и известна человечеству тысячелетия.

Изделия из металла олифой тоже покрывают. Сплавы, как и дерево, защищают от влаги. Она окисляет металлы. Это причина ржавчины. Некоторые сплавы ей неподвластны, к примеру, благородной группы, алюминий и цинк.

А вот не оцинкованная сталь от атмосферной влаги портится. Образуя водонепроницаемую пленку на поверхности металла, олифа продлевает срок службы изделий из него.

Во внутренней отделке помещений расход олифы закладывается в качестве . Так именуют составы, наносимые на стены, подготовленные под финишный слой, к примеру, покраску.

Покрывая оштукатуренные плоскости плотной пленкой, олифа блокирует проникновение пигментов внутрь стен. В итоге, сохраняется белизна финишной штукатурки и снижается расход краски.

Правда, экономия мнима. Натуральная олифа дорога. На каждый квадратный метр оштукатуренных стен уходит 80-150 миллилитров маслянистой смеси. Это при грунтовании в 1 слой. Рекомендовано же наносить олифу в 2 слоя.

Под покраску олифой можно покрывать любые пористые поверхности, хоть губку. К маслянистой пленке краски лучше прилипают. Проблема в том, что финальное покрытие не скрывает едкий запах олифы.

Выветривается ее «аромат» несколько дней. Ускорить процесс позволяют расставленные в помещении ведра с водой. Кстати, резкий запах свойственен лишь композиционной олифе. Что означает понятие, расскажем в следующей главе.

Как добавку олифу используют в масляных красках и шпатлевках. Последние можно изготовить дома, взяв толченые мел, гипс и столярный клей. Получится максимально натуральный и надежный состав.

Олифа защищает деревянные поверхности от влаги и гниения

Олифа в нем – скрепляющий агент. Связывая сыпучие массы, маслянистое вещество облегчает нанесение шпатлевки и ее схватывание с поверхностью. Плюсом, олифа блокирует развитие на слое из мела и гипса плесени. Штукатурку и шпатлевки грибки поражают, как и дерево.

Виды олифы

  • Натуральная олифа была единственной и неповторимой до 20-го века. Но, с появлением более действенных и доступных альтернатив, героиня статьи отошла на вторые роли. В 21-ом веке чаще покупают, к примеру, лессирующие грунтовки.

В них добавлены полимеры, получаемые на основе нефтепродуктов. Однако, и олифа не вся натуральна. «Борясь» за долю на рынке маслянистая смесь стала многоликой. Разберемся в современных видах:

  • Композитная олифа. В ее составе преобладают нефтеполимерные смолы. Их испарения – причина резкого запаха олифы и, заодно, вреда для организма. Зато, композитные смеси доступны, конкурируют по ценнику с альтернативными.

Только вот у последних есть ГОСТы. Для композитной олифы государственный стандарт отсутствует. Производители опираются лишь на техническое условие. Поэтому, «рецептура» смесей категории — «кот в мешке».

Дабы он не «поцарапал», композитные олифы запрещено использовать в помещениях. Составы предназначены исключительно для наружных работ, к примеру, защиты дворовых беседок.

  • Оксоль. В противовес олифе комбинированной изготавливается по ГОСТу за номером «190-78». Растительных масел в смесях 55%. В большинстве составов, правда, фигурирует подсолнечное. Льняная олифа-оксоль занимает лишь 25% от общего выпуска.

К маслам в смесях добавлены около 40% уайт-спирита и 5-10% сиккатива. Под последним понятием скрываются соли металлов, ускоряющие застывание олифы. Иначе говоря, Оксоль – усовершенствованная версия обычной смеси масел.

Новинка и сохнет быстрее, и наносится легче, и стоит меньше. Запах у Оксоль чуть резче, чем у натуральной. Виной сему растворитель уайт-спирит. В нем содержатся алифатические и ароматические углеводороды. То есть, нефтяная составная в Оксоле есть.

Натуральная олифа. Из растительных масел состоит на 97%. Используют льняную, подсолнечную или конопляную выжимки. Сиккатива в смесях группы лишь 3%. Пропорции регламентирует ГОСТ.

Олифа «подчиняется» регламенту за номером «7931-76». В нем же прописано ограничение по применению натуральных смесей. Подходят они только для внутренних работ.

Вернемся к обсуждению синтетической олифы. У нее есть подвиды, как и у натуральной. В качестве композитов используют не только смолы, но и соли нафтеновой кислоты и сланцевое масло.

Поэтому, на полках магазинов встречаются полидиеновая, этинолевая, синтоловая и сланцевая олифы. Атсосферостойкую пленку дает лишь последняя. Речь о покрытии, способном противостоять агрессивным средам.

Сохраняя эстетику и эксплуатационные характеристики. Поэтому, именно сланцевая олифа наиболее хороша для наружных работ, хоть и не отличается натуральностью.

Цена олифы и отзывы о ней

Полностью натуральная олифа – редкое предложение. Производство сокращено из-за минимального спроса, а тот, в свою очередь, обусловлен ценником. Так, за бутылку льняной смеси объемом в 1,8 литра просят минимум 700 рублей. Аналогичный объем Оксоли стоит 300-400 рублей, а за синтетику просят всего 180-230 рублей.

Сэкономить можно на больших объемах. Так, 10-литровая фляга с Оксолью стоит 1 000-1 300 рублей. Но, экономия, как известно, бывает мнимой. Узнаем, так ли хороша олифа. Цена – уже второй вопрос.

Начнем с отзыва о натуральной олифе на льняном масле. Такой воспользовался некий Киевлянинъ. Его комментарий можно найти на форуме «Олифа. Кто что может сказать?»

Итак, Киевлянинъ пишет: — «Я обработал дачные окна. Первый слой промазывал горячей смесью. Второй клал холодным. Смотрится как лак. Прошли 4 года, а мои ставеньки на солнце да вблизи моря как новые».

Отец формумчанина с ником ТТ покрывал олифой вагонку деревянного дома. Осталось разочарование. ТТ пишет: — «За 5 лет так и не высохла, лично отдирал шпателем и лачил. Теперь, по иронии судьбы торгую олифой, понял, что отец взял плохую синтетику. Теперь знаю, какую брать)».

В былые времена был состав олифы, который современникам не доступен. Масла варили вместе с расплавленным янтарем. Получалась не столько олифа, сколько лак.

Драгоценное покрытие было распространено в российских селеньях, особенно вблизи Калининграда. Не секрет, что там разрабатывают залежи янтаря.

Идут споры, крупнейшие ли они в мире, но не оспорим факт единственного места, где самоцвет добывают карьерным метолом. За пределами России янтарь собирают в россыпях, как правило, по берегам рек и морей.